Главная мысль рассказа капалуха

Читательский дневник по рассказу «Капалуха» Виктора Астафьева

Автор: Астафьев, Виктор Петрович

Название произведения: «Капалуха»

Число страниц: 4

Жанр: рассказ

Главные герои: автор, ребята, капалуха.

Второстепенные герои: учитель.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — добрый и рассудительный.

Милосердный.

Любит природу.

Ребята — озорные.

Хотели позабавиться, но поняли, что неправы.

Капалуха — смелая, самоотверженная мать.

Характеристика второстепенных героев:

Учитель — наблюдательный, внимательный. Много знает.

Краткое содержание рассказа «Капалуха»

Ребята, учитель и автор следовали за стадом, которое гнали к лугам.

Вдруг автор услышал крики ребят и увидел бегающую птицу.

Оказалось, что ребята нашли гнездо капалухи, хорошо спрятанное среди корней.

В гнезде нашлись яйца, которые дети собирались забрать.

Однако автору и учителю удалось убедить их не делать этого.

Они рассказали, как тяжело приходится птице, какая она самоотверженная мать.

Ребята притихли, и кто-то даже вспомнил свою маму.

Птица вернулась на гнездо, и её сердце билось сильно и гневно.

План рассказа:

  1. Неизвестный шум.
  2. Гнездо капалухи.
  3. Бесстрашие птицы.
  4. Дети оставили гнездо.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Капалуха» Виктора Астафьева

Основная мысль рассказа «Капалуха»:

Главная мысль произведения в том, что любая мать пожертвует собой ради детей.

Основная идея рассказа в том, что никогда нельзя разорять птичьи гнёзда в лесу или на лугах.

Чему учит произведение:

Учит любить природу, не разорять птичьи гнёзда.

Учит любить родителей и ценить то, что они для нас делают.

Учит состраданию, милосердию, самоотверженности.

Краткий отзыв о рассказе «Капалуха» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что неважно у человека или у и животного, но матери всегда ведут себя одинаково.

Они всей грудью встают на защиту детей, забывая о себе.

Это очень трогательно.

В этом рассказе такой матерью оказалась тетёрка, птичка небольшая, но храбрая.

Она не испугалась людей и стремилась защитить своё гнездо, будущих птенцов.

Это очень добрый и познавательный рассказ.

Автору удалось рассказать о необходимости бережного отношения к природе на очень понятном примере.

Ведь у каждого из нас есть мама, и мы знаем, как она о нас заботится.

Мне очень понравилась главная героиня рассказа.

Мужественная и бесстрашная птица.

Настоящая мать-героиня.

Также мне понравился автор.

Сразу заметно, что он любит природу и животных.

Он не даст наших меньших братьев в обиду.

Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что природу нужно беречь, а животных не обижать.

Это касается всех живых существ — птиц, зверей, насекомых, рыб и даже деревьев и трав.

Всё это живёт и делает нашу планету лучше.

Пословицы к рассказу:

  • Гнездо разорять — себя убивать.
  • Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка.
  • Береги землю родимую как мать любимую.
  • Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Словарь неизвестных слов:

  • Капалухи — самки глухарей

Отрывок, поразивший меня больше всего:

И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа.

Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

— А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, — сказал подошедший учитель.

Ещё читательские дневники по произведениям Виктора Астафьева:

  • «Стрижонок Скрип»
  • «Белогрудка»
  • «Конь с розовой гривой»

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Полезные ссылки:

  • Краткая биография Виктора Астафьева и презентация
  • Википедия про писателя

_________

Астафьев В., рассказ «Капалуха»

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа «Капалуха» и их характеристика

  1. Автор-рассказчик, человек бывалый, опытный, ценитель природы, любитель всего живого.
  2. Ребята. Любопытные, озорные, но добрые и отзывчивые
  3. Учитель. Просто умный человек.
  4. Капалуха. Героическая птица, которая не боялась смерти, но боялась, как бы чего не случилось с ее яйцами.

План пересказа рассказа «Капалуха»

  1. Стадо на просеке
  2. Черничный бугорок
  3. Гнездо под корнем
  4. Четыре яйца
  5. Предложение ребят
  6. Голый живот капалухи
  7. Слова учителя
  8. Сравнение с мамой
  9. Пора догонять стадо
  10. Песня взрослого глухаря.

Кратчайшее содержание рассказа «Капалуха» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Взрослые и ребята гнали по тайге стадо на горные луга.
  2. Ребята нашли гнездо капалухи и та взлетела на соседнее дерево
  3. Ребята хотели взять яйца, но автор показал им на капалуху
  4. Капалуха выщипала себе пух на животе, чтобы лучше греть яйца.
  5. Ребята сравнили капалуху со своей мамой и побежали догонять стадо.
  6. Капалуха села на яйца и стала их греть.

Главная мысль рассказа «Капалуха»
Ради своего ребенка любая мать отдаст все что у нее есть, и даже собственную жизнь.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 3 класс 2 часть Климанова» к этому рассказу можно посмотреть, перейдя по ссылке.

Чему учит рассказ «Капалуха»
Рассказ учит любить природу и бережно относиться к зверям и птицам. Учит никогда не разорять птичьи гнезда и не забирать из них яйца. Учит правильно вести себя в лесу. Учит доброте, отзывчивости, сочувствию. Учит любить и ценить заботу матери.

Отзыв на рассказ «Капалуха»
Меня очень тронул этот простой рассказ. Автор описал как бережно относится птица капалуха к своим яйцам, понимая, что это ее будущие дети. И я даже испугалась, что кто-то может по незнанию или по черствости сердца причинить вред этим милым созданиям. Никогда не следует обижать птиц и других животных, потому что они тоже живые.

Пословицы к рассказу «Капалуха»
Лучше матери друга не сыщешь.
Кто отца с матерью не любит, тот никого не полюбит.
Материнская молитва со дня моря вынимает.
Сердце матери лучше солнца греет.
Всяк страх любовь изгоняет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Капалуха»
Автор вместе с пастухами и ребятами, которые гнали на альпийские луга колхозное стадо, пробирался через поредевшую уральскую тайгу.
Стадо втянулось на просеку и потекло мимо бугорка, заросшего кустами черники, на которой только начали расцветать маленькие невзрачные цветочки.
Вдруг возле этого бугорка поднялся шум и гвалт. Автор поспешил к нему и увидел, как по черничному бугорку бегает глухарка, которую местные охотники зовут капалухой.
Ребята кричали, что нашли гнездо, но автор не видел никакого гнезда. Тогда ребята указали на корягу, возле которой он стоял и автор в испуге отступил — он чуть не наступил на гнездо. В гнезде, которое пряталось во мху под корнем, лежали четыре теплых, почти горячих яйца.
Ребята хотели взять яйца, но автор спросил, что тогда будет с капалухой.
А птица металась в стороне с распущенными по земле крыльями. Пока она сидела на гнезде, капалуха этими крыльями укрывала яйца и они закостенели, она не могла их согнуть. Наконец она сумела взлететь и села на нижнюю ветку. И все увидели, что живот птицы голый до самой шейки. И сквозь тонкую розовую кожу было видно как мелко и часто бьется бесстрашное птичье сердце.
Тут подошел учитель и объяснил, что капалуха сама выщипывает у себя пух, чтобы лучше согревать яйца в гнезде.
И тогда один из ребят не по-детски вздохнул и тихо сказал, что капалуха все отдает своим детям, прямо как его мама.
И ребята сразу бросились догонять стадо.
А капалуха сидела на ветке и уже не смотрела на случайных прохожих. Она нацелилась на гнездо. И как только путники отошли, слетела на яйца, снова раскрыла крылья и стала согревать их. И может быть недели через две из яиц проклюнутся птенцы. А когда они вырастут, кто-нибудь из них обязательно споет на своем глухарином языке песню, в которой будут слова о матери. которая отдает птенцам все, может быть даже свою жизнь.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Как определить основную мысль произведения «Капалуха»?

Задание по литературе для 3 класса Определи основную мысль произведения. Обоснуй свое мнение.

2 ответа:



2



0

На мой взгляд, главная мысль рассказа «Капалуха» заключается в том, что самое дорогое на свете — это мама. Что мама всегда будет заботиться о своих детях, что ради детей мама готова пожертвовать даже своей жизнью. В рассказе мамой оказывается капалуха, но она точно также бесстрашно готова была пожертвовать собой ради своих будущих детей, как без сомнения поступила любая другая мать.

Герои рассказа поняли это, мальчик в конце произведения сравнивает поведение капалухи с поступками своей мамы. Это сравнение подводит его и читателей к мысли, что к природе следует относиться с любовью, бережно. И это вторая мысль, которую пытается донести до своих читателей Астафьев.



2



0

Мне думается, что Астафьев в своем произведении хотел донести несколько своих убеждений до читателя. Первое и самое главное — это то, что на свете есть один такой человек, который пожертвует очень многим для вас — это мама, даже своим здоровьем, как в случае с капалухой, которая выдрала свои перья на животе, чтобы лучше греть яйца.

А вторая мысль заключается в том, что нужно уважать жизнь и право на существования всего живого, в данном случае капалуха. Эта птица высиживает своих птенцов в гнездах, в которые очень легко добраться хищным животным и людям. Если хищные животные могут поесть яйца этой птицы из-за голода, то человек может это сделать ради развлечения, просто прийти и забрать яйцо. Так не нужно делать, говорит автор. Если это яйцо тебе не жизненно необходимо, то не нужно забирать у матери будущих птенцов.

Читайте также

Роман «Рудин», как и многие его произведения, посвящен теме дворянской интеллигенции конца 1830 — начала 1840-х годов. В этом романе Тургенев хотел объективно проанализировать состояние дворянства. выделить его положительные и отрицательные черты. Вторая тема, не новая в литературе, это тема лишнего человека. Лишним человеком в романе является главный герой — Рудин. Он предстает перед нами идеалистом, который вырос на философии Гегеля, типичным представителем интеллигенции. Тут возникает конфликт между идеализированным и гуманным миром героя и социально-нравственным реальным миром. Следовательно Рудин с его возвышенными мыслями и идеями остается не у дел. Однако фишка этого героя в том, что люди, похожие на него, явились неким связующим звеном между декабристами и революционерами. Ну и смерть у него типична для такого героя — умирает он на баррикадах в Париже, умирает в борьбе.

Эта иллюстрация несомненно относится к творчеству Бориса Степановича Житкова, но вот к какому произведению она относится, это вопрос.

На иллюстрации Житкова изображены люди на отколовшейся льдине, которые зовут на помощь, похоже, что это рыбаки.

Так и есть, эта иллюстрация принадлежит рассказу Житкова «На льдине».

<hr />

Отзыв к рассказу Житкова «На льдине».

Начинается рассказ с того, что колхозные рыбаки пошли рыбачить на замерзшее море и у них очень хорошо идет рыба. Рыбаки принимают решение остаться на льду на ночь, но ночью что-то изменилось. Люди увидели, что льдина, на которой они рыбачили оторвалась и ушла в море.

рыбаки стали звать на помощь и она пришла. Летчик самолета увидел людей и передал капитану парохода, который забрал людей на берег.

Мне понравился этот рассказ, так как все закончилось хорошо для рыбаков.

И. Токмакова — стихотворение «Плим».

В. Берестов — стихотворение «Кисточка»

Б. Заходер — стихотворения «Товарищам детям» и «Что красивее всего?»

Г. Остер — рассказ «Будьте знакомы». Тот самый, по которому сделали премилые кукольные мультики.

В. Драгунский — Тайное становится явным.

Пантелеев «Честное слово» — воспитание в себе силы духа, уменее держать слово и несомненное чувство долга.

Маршак «Урок вежливости» — «сколько волка не корми, все равно в лес смотрит», т.е. не всем дано быть тем, кого из него хотят видеть.

Осеева «Волшебное слово» — существуют «волшебные слова», которые помогают в жизни, потому, что они делают людей во всем мире добрее и лучше…

Ответ — Осеев «Волшебное слово»

Определим, кому из известных поэтов принадлежат эти отрывки из стихотворений.

Первый отрывок рассказывает о скромных братьях заморских цветов, которые встречаются на полях Родины. Это сразу дает нам понять, что героями стихотворения оказываются цветы и не просто цветы, но цветы полевые.

Именно так, «Полевые цветы» называется стихотворение Ивана Бунина, из которого взят первый отрывок.

Второй отрывок также принадлежит к творчеству этого же поэта — Ивана Бунина. В нем рассказывается как олень могучий идет в снегах, которые укутали ельник у дороги. А стихотворение так и называется: «Густой ельник у дороги»

👉 Ответы к странице 86. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 2 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Задание 8

Определи основную мысль произведения В. Астафьева «Капалуха». Обоснуй своё мнение.

Ответ:

Основная мысль произведения заключается в самоотверженной материнской любви и готовности пожертвовать собой ради собственных детей.

Поведение мальчиков меняется после слов учителя: «А пух-то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам». Один из мальчиков даже сказал, что капалуха все отдает своим детям, как его собственная мама.

Задание 9

Ты уже знаком с некоторыми произведениями Б. Житкова. Попробуй рассказать о них. В этом тебе помогут вопросы.

Какие сказки или рассказы Б. Житкова ты уже читал?

О чём он пишет в своих произведениях? Кто его герои? Легко или трудно им живётся? Почему? Приведи примеры.

Какими мыслями делится Б. Житков со своими читателями? Чему хочет их научить? В чём стремится убедить?

Ответ:

«Беспризорная кошка», «Про слона», «Про обезьянку».

Б. Житков пишет в своих произведениях о животных. Герои его рассказов — разные звери, которые живут у людей или рядом с людьми. Некоторым из них живется трудно. Например, слонам в Индии приходится тяжело работать, таскать бревна. Нелегко приходится и одичавшей беспризорной кошке.

Ей все время приходится отбиваться от стаи бродячих собак.

Б. Житков очень точно описывает повадки разных животных. В своих произведениях писатель рассказывает о взаимоотношениях людей и зверей. Он хочет убедить читателей любить и беречь животных, относится к ним с пониманием и сочувствием. Основная идея рассказов — ответственность человека за «братьев меньших».

Задание 10

Расскажи о художественных рассказах и научно-познавательных текстах. Сформулируй своими словами, чем они отличаются друг от друга.

Ответ:

Художественные рассказы создают писатели. В своих произведениях они изображают картины природы, жизнь людей с помощью выразительных средств, художественных образов и литературного вымысла. Художественные рассказы отличаются от научно-познавательных текстов. В этих текстах ученые и исследователи описывают явления природы, повадки животных и научные факты на конкретных примерах.

Задание 11

Какие рассказы И. Соколова-Микитова ты читал? Найди в библиотеке книгу этого автора. Рассмотри оглавление. Какие произведения включены в книгу? Какие рассказы тебе захотелось прочитать? Почему?

Ответ:

Я читал рассказы И. Соколова-Микитова «Листопадничек», «Русский лес», «Сыч-воробей».

В библиотеке я нашел сборник рассказов И. Соколова-Микитова «Рассказы о природе». В него включено два цикла: «Год в лесу» и «Мои друзья». Каждый цикл состоит из серии рассказов.

Особенно мне захотелось прочитать «Год в лесу». Цикл разбит на четыре части по временам года: «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень». В каждой части 7-10 коротких рассказов о лесной природе в определенное время года. Мне интересно будет узнать о жизни леса в течение года, прочитать о том, как меняется природа, как ведут себя разные животные и птицы.

Задание 12

Что общего между произведениями В. Белова и И. Соколова-Микитова? Объясни.

Ответ:

Оба писателя создают произведения о животных на основе собственных наблюдений за ними: их поведением, повадками, привычками.

Задание 13

Напиши отзыв на произведения В. Белова о Мальке. Какова главная мысль произведения? Вырази своё отношение к главному герою рассказов.

Ответ:

Главная мысль коротких рассказов о собаке Мальке заключается в самоотверженной материнской любви и готовности погибнуть ради своего ребенка. Писатель В. Белов заставляет нас задуматься о том, что животные способны на настоящие чувства и героические поступки.

Несмотря на то, что Малька — всего лишь маленькая собачка, она вызывает у меня уважение. Ее поведение может служить примером даже для людей.

Автор рассказов показывает нам два разных отношения к собаке, невольно заставляя сравнивать их. Хозяйка незаслуженно ругает Мальку, а посторонний человек спасает от гибели. Такое сравнение приводит к мысли о том, что мы должны быть добрее к животным и учиться понимать их.

Задание 14

Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби всё живое»? Составьте с другом такой список книг. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

  • Главная мысль рассказа каменный цветок
  • Главная мысль рассказа как папа дружил с девочкой
  • Главная мысль рассказа житкова охотник и собаки
  • Главная мысль рассказа живое пламя
  • Главная мысль рассказа жаба и роза