Главная мысль рассказа котенок льва толстого

Лев Николаевич Толстой – выдающийся русский писатель и философ. Он создавал крупные произведения, которые приобрели широкую известность по всему миру. Но были у автора и маленькие детские рассказы, которые воспитывали молодых ребят и учили их доброму отношению к окружающему миру. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом рассказа «Котёнок». Разбор составлен по плану, в который входит история создания, жанр и направление, проблемы и главная мысль произведения.

Содержание:

  • 1 История создания 
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция
  • 5 Суть: о чём рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика 
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы 
  • 9 Основная идея 
  • 10 Чему учит?
  • 11 Художественные особенности

История создания 

В 1859 году Л.Н. Толстым были основаны школы для крестьянских детей в Тульской области, в усадьбе Ясная Поляна и в близлежащих окрестностях поселения. Писатель желал создать свою собственную систему образования в своих школах. Он отменил систему дисциплины и упразднил существующие педагогические программы. В 1862 году Л.Н. Толстой стал издавать журнал по педагогике «Ясная Поляна», который выходил на протяжении года. Издание состояло из двух отдельных выпусков номеров: «Ясная Поляна. Школа. Журнал педагогический» и «Ясная Поляна. Книжки для детей». 

В объявлении об издании журнала Л.Н. Толстой писал, что номера будут содержать педагогические и народные статьи, где высказывается мнение о том, что педагогика является опытной, а не отвлечённой наукой, что для народа полезно было знать. Позже писатель издал два сборника: «Азбука» и «Новая азбука». В них содержались его рассказы и собственные переложения различных сказок и басен. 

Рассказ Л.Н. Толстого «Котёнок» был написан в 1875 году и вошёл в книгу «Новая азбука», которая впоследствии была переработана и печаталась как часть рекомендованной для изучения в школе «Русской книге для чтения». 

Жанр, направление

«Котёнок» – детский нравоучительный рассказ, простой и понятный для чтения в детском возрасте. Автор работал в направлении реализма и занимался разработкой собственной духовной концепции. Для раскрытия ее основ в простонародной манере он использовал свой литературный дар. На примере короткой истории людям было проще его понять.

Смысл названия

Рассказ «Котёнок» акцентирует внимание на домашнем животном, беззащитном и ласковом, нуждающееся в заботе. Котёнок является причиной появления самой истории, оттого произведение имеет такое название. 

Кроме того, названием «Котёнок» легко привлечь ребёнка, ведь оно слегка игривое и создаёт впечатление чего-то забавного и цепляющего. 

Композиция

Композиция рассказа «Котёнок» линейная. Сюжет не подразумевает под собой возвращение к прошлому и склейку из нескольких фрагментов. События в произведении идут своим чередом. Рассказ можно разделить на небольшие части:

  1. 1-я часть содержит так называемую экспозицию: представление героев и предысторию, каким образом у ребят появляется котёнок, идёт повествование о жизни котёнка с детьми, их развлечения и игры.
  2. 2-я часть – это завязка: котёнок оказывается в опасности.
  3. 3-я часть – это развитие действия, где становится ясно, кто из ребят готов прийти на помощь.
  4. 3-я часть – кульминация: спасение котёнка.
  5. 4-я часть – развязка, в которой мальчик и девочка делают выводы насчёт случившегося и решают, что впредь не подвергнут своего питомца опасности.

Суть: о чём рассказ?

У брата и сестры, Васи и Кати, дома жила кошка. Весной она пропала. Дети никак не могли её найти. Искали долго. В один из дней, играя у амбара, дети услышали над собой тихое мяуканье. Вася взобрался по лестнице под крышу амбара. Он нашёл кошку с котятами. Их было пять. Когда котята подросли, дети оставили себе одного котёнка, серого с белыми лапками. Остальных мать раздала. Катя и Вася любили его и очень заботились о котёнке. 

Однажды дети с котёнком пошли прогуляться на дорогу. Котёнок играл с соломой, дети любовались ним. Потом они стали рвать щавель, а про котёнка забыли. Вдруг со стороны дороги раздался громкий крик: «Назад!». Дети увидели охотника, впереди которого бежали собаки. Они хотели схватить котёнка, который не пытался убежать, а, согнув спину, сидел и смотрел на собак. Катя в испуге убежала, а Вася быстро побежал к котёнку. Он не дал собакам схватить его, упал, накрыв его своим телом. Больше ребята не носили котёнка с собой в поле.

Главные герои и их характеристика 

Главными героями рассказа «Котёнок» являются маленькие брат и сестра. 

  1. Вася – смелый мальчик, который быстро понял, что может случиться беда, и бросился на помощь котёнку. «Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак».
  2. Катя – заботливая и чувствительная девочка, но проявившая трусость в момент, когда любимому питомцу нужна была помощь. «Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке». «Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них».

В рассказе присутствуют и второстепенные персонажи: мама детей и охотник. 

Темы

Тематика рассказа «Котёнок» поможет быстро разобрать содержание книги по полочкам:

  • Взаимоотношение человека и домашних животных, гуманность по отношению к братьям нашим меньшим – основная тема в произведении Л.Н. Толстого «Котёнок». Автор показывает, какой верной и трогательной может быть дружба детей и питомцев. Он описывает их совместную жизнь, показывает, как  ребята были неразлучны с котёнком. 
  • Ещё одна важная тема этого рассказа – мужество. В произведении показано разное отношение к котёнку. Дети, услышав крики охотника, отреагировали по-разному: Катя от испуга пустилась наутёк, а Вася, напротив, как можно быстрее попытался оказать помощь маленькому любимцу. Девочка была слаба и не смогла проявить отвагу. Вася – смелый и шустрый, быстро сориентировался и понял, как надо действовать в трудной ситуации, что говорит о нём, как о смекалистом и мужественном мальчике. Он растёт защитником. 

Проблемы 

Проблема нравственного воспитания детей — основная в рассказе «Котёнок». Отзывчивость и милосердие к окружающим – это важнейшие составляющие характера человека. Хорошие качества нужно прививать ребёнку с самого детства, читая ему подобные произведения, говоря с ним о самых главных ценностях жизни. Когда он вырастет, нравственное воспитание, данное родителями, будет ему помощью в различных жизненных ситуациях. 

Л.Н. Толстой говорит о важности приобретения такого воспитания. Мальчику родители смогли привить великодушие и отвагу, а девочке еще только предстоит им научиться. В этом заключается нравственная проблематика рассказа писателя.

Основная идея 

Главная мысль рассказа «Котёнок» Л.Н. Толстого состоит в том, что детям необходимо с детства ответственно относиться к животным, которых они приручают, бережно заботиться и защищать их от опасностей. Нужно не только играть и любить их, но и постоять за них в трудную минуту. 

Но в рассказе проглядывается и более широкий смысл. На примере котёнка показано, что важно всегда проявлять заботу о своих родных и друзьях. Таков смысл рассказа «Котёнок».

Чему учит?

Л.Н. Толстой в своём рассказе «Котёнок» заставляет задуматься о том, что ребята с детства должны приучаться к гуманному отношению к животным. Юные герои, найдя кошку под крышей амбара, не оставили её. Катя принесла молока, чтобы накормить маленьких котят. 

Также автор учит умению постоять за того, кто слабее, умению жертвовать собой ради тех, кто тебе дорог и кто в этом очень нуждается. Примером является поступок Васи. Такова мораль рассказа «Котёнок». 

Художественные особенности

Рассказ «Котёнок» написан достаточно простым языком, так как предназначен в первую очередь для детей. Л.Н. Толстой в своём произведении не описывает внешность детей, так как делает акцент на их поведении, на внутренних качествах. Также лёгкость чтению придают короткие предложения. Мысль выражена доступно для того, чтобы ребёнку легко можно было понять главную суть. В рассказе присутствуют некоторые художественные особенности текста.

В рассказе Л.Н. Толстого почти нет диалогов, весь сюжет состоит из череды действий. События описаны просто, но живо, честно и правдиво. Рассказ наполнен описаниями поступков героев, внешности внимание не отводится. Игнорируются и стилистические украшения, так как цель рассказа состоит в том, чтобы научить. Но при этом автору удаётся передать атмосферу в сюжете, что может вызвать интерес у детей и одновременно донести информацию о происходящем. Функция художественного стиля данного произведения – воздействующая. Большая роль отведена глаголам, отчего повествование имеет динамичный характер. При всей драматичности происходящего в рассказе, автор описывает всё без излишней эмоциональности.

В рассказе автором использованы некоторые тропы с целью придания тексту художественной выразительности: 

  1. Эпитет: котята мяучили «тонкими голосами».
  2. Олицетворение: «ветер шевелил» солому. 

Также в произведении использована стилистическая фигура – инверсия: «искали её везде», «выросли немножко».

Автор: Диана Танцур

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Толстой «Котенок», кто главные герои, какая главная мысль?

10 ответов:



7



0

Как всегда рассказы Толстого таят в себе некоторую мысль.

В данном случае автор хотел показать, как важно заботиться о братьях своих меньших. Есть даже поговорка, про в ответе за тех кого приручили. В нашем случае это бары и сестра, которые в сложной ситуации повели себя по-разному.

Главная мысль в том, что человек должен заботиться о тех, кого взял на воспитание. В данном случае это был маленький котенок, которого чуть не разорвали охотничьи собаки.

Главных героев в рассказе всего двое.

Первый герой это мальчик Вася, который не растерялся и мужественно закрыл грудью маленького котенка и по сути спас ему жизнь.

Вторая героиня это Катя — сестра Васи. Катя в данной ситуации растерялась и просто убежала попросту оставив котенка на погибель.

В рассказе показаны два разных действия в одной ситуации.



4



0

Рассказ Толстого «Котенок» — это поучительная история об отношении людей к животным. Главные герои повествования, Вася и Катя, однажды потеряли свою кошку и долго её искали. Обнаружили они её на крыше амбара, да не одну, а с крошечными котятами. Новорожденным ребята приносили молочко, а когда детеныши подросли, один серый котенок остался жить в доме — и он тоже является героем рассказа.

Однажды дети забыли про котенка и ушли за щавелем, а питомец побежал за ними. Но тут раздался шум и ребята увидели охотничьих собак, рвавшихся вперед, на котенка. Сестричка Катя опешила, а потом убежала, а вот её брат Вася проявил мужество и смелость. Он закрыл котенка от собак, и этим спас своего питомца от гибели. Ребята осознали, что ежеминутно нужно следить за животным, иначе последствия могут быть непредсказуемыми.

Главная мысль рассказа состоит в том, что за своих питомцев придется нести ответственность всегда. Животное, которое вы приютили, всю свою жизнь будет нуждаться в вашей ласке и тепле. И даже когда вам не хочется уделять ему внимание, нужно помнить, что животное — живое существо, которое привыкло к вам. Рассказ учит нас всегда заботиться о своих питомцах и стараться делать их жизнь лучше.



3



0

Лев Николаевич Толстой славен тем, что в его произведениях, как правило, огромное количество действующих лиц и персонажей, потому и данный коротенький рассказик не является исключением из правил, ибо в нем мы знакомимся с кошкой, ее приплодом — котятами, конкретным котенком, из-за которого произошла стычка с охотничьими собаками, брат с сестрой, охотник и мама ребятишек.

Справедливости ради, главными действующими лицами произведения, мы выделяем:

  • Васю и Катю — брата с сестрой, которые показаны, как добрые, любящие животных ребятишки, но, к сожалению, безответственные.

На мой взгляд, именно ответственность и становится главной темой произведения Толстого, т.к. если бы брат с сестрой не забыли про своего питомца, увлекшись сбором щавеля, то и ситуации с собаками не возникло бы.

То что девочка испугалась собак, меня не смущает, т.к. в моем понимании даже редко кто из взрослых едва ли поступил бы так же, как и Вася. Но то что мальчик не побоялся псов добавляет в его характеристику и такие качества, как отвага, лихость и бесстрашие, правда, несколько безоглядные и не совсем оправданные с точки зрения самосохранения, которые могут или могли бы привести к печальным последствиям уже с ним самим.



3



0

В рассказе русского классика Льва Николаевича Толстого два главных героя. Это брат и сестра, Вася и Катя.

Их кошка котенилась, всех котят раздали соседям, а одного оставили. Этого котенка дети везде брали с собой и один раз забыли о нем. Зато котенка заметили охотничьи собаки, которые приняли малыша за добычу.

Катя испугалась собак и убежала. Вася закрыл котенка собой. Подоспел охотник и отогнал собак.

Больше дети котенка с собой не брали.

Этот рассказ об ответственности, об ответственности за тех, кого приручили.

Дети носили котенка с собой и оставляли одного во время своих игр, а это было опасно, ведь котенок не мог себя защитить. Случай с охотничьими собаками заставил Васю задуматься и осознать ответственность за малыша, поэтому он больше и не брал котенка с собой.

Катя, конечно, маленькая девочка, но смелой ее назовешь, о маленьком друге, спасаясь сама, она не подумала.



3



0

Рассказ Льва Толстого «Котёнок».

Главные герои рассказа: храбрый мальчик Вася; трусливая девочка Катя.

Немного о рассказе.

В рассказе рассказывается о брате и сестре, Васе и Кати. У детей была кошка, которая пропала. Кошка пропала весной. Однажды, ребята услышали доносившееся мяуканье с крыши, и ребята принялись искать свою любимицу на крыше. Когда они нашли кошку, то выяснилось, что кошка окотилась пятью котятами.

Главная мысль.

Не смотря на свой возраст, человек всегда должен нести ответственность за того, кого он приручил.



3



0

Рассказы Толстого всегда назидательны и поучительны, и особенно те, которые для детей. В рассказе «Котенок» автор хочет показать как люди себя по-разному ведут в момент опасности. Например Кате, страшно за себя, она побежала и всех бросила, увидев больших собак, а Васе тоже страшно, но он спас котенка. Вторая мысль в том, что природу надо беречь и заботится о беззащитных и маленьких существах, коли уж взяли на воспитание.

Дети решили поиграть с котенком в поле, но не знали, что за опасность поджидает животное. Главные герои тут — брат с сестрой (Вася и Катя) и котенок. Второстепенные персонажи — мама, охотник, кошка.



2



0

Большинство детских рассказов Толстого несут в себе назидательный смысл, ведь написаны они специально для школы, в которой Толстой учил деревенских детей.

Таков и рассказ «Котенок», в котором двое детей играют с котенком и берут его в поле. Но там жизнь котенка оказывается под угрозой — к нему устремляются две охотничьи собаки. дети по разному ведут себя в экстремальной ситуации. Девочка в страхе бежит, она больше боится за себя, чем за котенка, а вот мальчик презрев страх и опасность закрывает котенка своим телом.

Главные герои рассказа:

Катя, девочка, которая любила котенка, но испугалась собак

Вася, мальчик, который тоже боялся собак, но больше боялся, что они съедят котенка.

<hr />

Главная мысль рассказа:

Мы в ответе за тех, кто нам доверяет, кто целиком зависит от нас. И иногда следует забыть свои страхи и спасать того, кому действительно грозит страшная опасность.



2



0

Расссказ Толстого «Котенок» описывает реальные события из жизни, с которыми столкнулись дети, живя в деревне.

Мальчик Вася и девочка Катя однажды решили взять с собой на прогулку маленького котенка.

Они заигрались и совсем забыли про него, оставив его одного.

На дороге показался охотник, впереди которого бежали грозные охотничьи собаки.

Дети поняли, что котенку грозит смерть.

Вася не испугался и спас котенка.

Катя испугалась собак.

Главная мысль произведения такова: нужно ответственно относиться к животным.

Главные герои:

Вася — смелый мальчик, не побоялся собак, защищая котенка.

катя — сестра Васи.

А также героями произведения являются мама детей, охотник и мама котенка — кошка.



0



0

Рассказ «Котенок», написан автором Толстым. Однажды в семье Кати и Васи пропала жившая в их доме любимая кошка Все расстроились, бросились искать любимое животное. Дети старались не меньше всех и смогли найти пропажу, услышав тихое мяуканье близ амбара.

Под самую крышу на высоту этого амбара сумел залезть отважный мальчик Вася. Здесь он обнаружил не только общую любимицу. но и 5 хорошеньких новорожденных котят, которых забрали себе соседи, кроме одного. Его оставили себе герои этого рассказа. Он учит заботиться и защищать тех, кто тебе дорог, особенно это существо беспомощное и слабое.



0



0

Главной мыслью рассказа «Котенок» является то: что если человек не возьмется ухаживать, а также содержать домашнее животное то оно может попросту не выжить. Нужно быть ответственным за кого приручили, нужно беречь, кормить и защищать свое животное от различного рода опасностей. Данный рассказ научил меня жертвовать собой для того, чтобы спасти беззащитного. Нужно помогать в трудную минуту, особенно тем кто нуждается в ней.

Главными героями являются: Мальчик — Вася, сестра — Катя, Котенок Охотник, Кошка, а также мама деток.

Читайте также

Мораль этой басни: не пренебрегай даже слабым, и он может пригодиться.

Басня «Лев и мышь» — трактовка поэта Тамары Сокольской.

Тяжёлый сотрясает звук пещеру,

В ней лев храпит, объятый крепким сном.

Вдруг мышь бежит по царственному телу,

Добычу торопливо тащит в дом.

Тут лев проснулся в гневном изумленьи.

Услышала окрестность дикий рёв.

Схватил он мощной лапой во мгновенье

Малютку мышь, сожрать её готов.

«Не трогай, лёвушка, прошу пощады, –

Под лапой пискнул серенький комок, –

Готова за спасенье дать награду,

Добром я отплачу, даю зарок».

Расхохотался только лев над этим,

И мышь на все четыре отпустил.

Но срок спустя в охотничьи он сети

Неосторожно как-то пойман был.

Верёвками он к дереву привязан,

Весь дол печальный будоражит звук.

Но тот, кто жизнию ему обязан,

Канат пеньковый разгрызает вдруг.

Нуждается у горя под пятой

В слабейшем сильный, в маленьком – большой.

Этот небольшой рассказ мы читали еще в младших классах. Сюжет его прост: русский корабль стоит у берегов Африки, жаркий вечер, матросы решили искупаться.

Для купальни в воду положили парус, а двое мальчиков покинули пределы паруса и поплыли наперегонки.

Как вдруг на воде показалась акула, которая направилась прямо к ним. Отец одного из мальчиков, артиллерист, сначала с интересом наблюдает за соревнованием детей, но увидев акулу, бледнеет и буквально столбенеет. Матросы спускают шлюпку, однако очевидно, что акула ближе и им не успеть. Мальчики, заметив хищника, поворачивают к кораблю, но тоже вряд ли достигнут его. И тогда артиллерист бросается к пушке и стреляет.

Дым, все застывают, в кого попал артиллерист — не сразу ясно.

Затем дым рассеивается, и вот — акула кверху брюхом, она мертва.

Главные герои — мальчики, которых можно охарактеризовать вряд ли как-то иначе, чем большинство мальчишек. Они озорные, беспечные, что-то еще трудно о них сказать.

Отец одного из них любит сына, естественно; испугавшись за ребят, он быстро проявляет находчивость и даже умудряется попасть в стремительно движущуюся акулу, тем самым спасая сына и его приятеля. Вот, пожалуй, и все характеристики.

Рассказ слишком незатейлив, чтобы можно было сказать о героях что-то бОльшее.

Ах да, еще одно из важнейших действующих лиц — сама акула!

Прожорлива, но невезуча — вот ее характеристика )))

Чему учит басня Л. Н. Толстого «Старик и внучек»?

Немного о том, о чем эта басня, краткий пересказ (содержание):

дед уже по своей старости ел неаккуратно и уронил тарелку, невестка и сын ругали старика, перестали сажать его за стол и стали кормить из деревянной лоханки.

Внук деда, видя все это, стал делать из дерева лоханку. Когда родители спросили, что он делает, он ответил, что готовит лоханку для родителей, чтобы кормить их в старости из нее, тогда им стало стыдно за свое поведение и они стали относится к старику уважительно.

Басня учит одной из Божьих заповедей (пятой по счету)

GKPhT63idlk2lS82mddT1WOdcHoZjfe.png

Наш долг по отношению к родителям или другим старикам как минимум относиться к ним с уважением. А уж забота о своих родителях эта наша обязанность.

Своим детям мы должны показать достойный пример, ведь они же его произведут и по отношению к нам.

Пословица, которая подойдет к этой басне и которая раскрывает мораль басни:

xEiW6m57JMd3i9eCXWYRsGtDn7mp5Pr.png

или в библейской интерпретации:

RRGVFlQscZDzpqZ00dkn2K56eodv86CA.png

Хотя в этой басне не дед стал отвечать на брань невестки, а ее сын дал обоим родителям намек на их неуважительное отношение к отцу.

По сути в этом рассказе Толстого только несколько главных героев. Это семейная пара, где муж рыбак, а жена домохозяйка и так сказать хранительница домашнего очага.

Сначала дам характеристику Жанны — она очень добрая женщина, любит своего мужа и детей. Не ропщет на судьбу несмотря на то что им приходится жить бедно. Муж у нее ушел в море, на дворе непогода и она очень за супруга переживает. Так же она переживает и за больную соседку, которая была одинокая с двумя детьми. В итоге Жанна видит что соседка умерла, когда пришла ее навестить и берет ее детей к себе, хотя боится, что муж будет недоволен. Жанна слушается мужа и во всем ему помогает.

Муж Жанны — простой и работящий мужчина. По профессии — рыбак. Это единственный его доход на который он содержит все свое многочисленное семейство. Он тоже проявляет жалость к соседским детям оставшимся без матери.

В этой совсем небольшой, но очень уж поучительной басне ( в ней ясным простым языком сказано, от чего зависит наша радость и счастье ) Льва Николаевича Толстого, всего два главных героя, а именно:

  • первый — это белка, которая веселится, прыгает, играет с другими белочками, а также обладает прекрасным качеством — доброта, именно поэтому всегда в отличном настроении.
  • второй персонаж — это волк, угрюмый, вероятнее всего, одинокий и ему постоянно скучно, он подавлен. Как объяснила белка, причиной тому является его злость.

Произведение коротенькое и его содержание можно прочитать прямо здесь, это займёт менее одной минуты:

«Котенок» читательский дневник Толстой

На чтение 3 мин Обновлено 31 июля, 2021

«Котенок» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к произведению Толстого и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, план, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит рассказ. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению.

Содержание

  1. Толстой «Котенок» читательский дневник
  2. «Котенок» главная мысль
  3. «Котенок» главные герои
  4. «Котенок» план рассказа
  5.  «Котенок» отзыв для читательского дневника
  6.  «Котенок» пословицы к рассказу
  7. «Котенок» краткое содержание

Толстой «Котенок» читательский дневник

Автор — Л.Толстой

Жанр: рассказ

Сколько страниц — 6

«Котенок» главная мысль

Если взяли себе животное, то нужно его защищать и заботиться о нем. Мы в ответе за своих питомцев.

«Котенок» главные герои

  • Катя — трусиха, испугалась собак, убежала прочь, не защитив котенка.
  • Вася — смелый и ответственный мальчик, не испугался собак, побежал к котёнку и прикрыл его собой.  В его поступке видна решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.

«Котенок» план рассказа

  1. Исчезновение кошки
  2. Рождение пятерых котят
  3. Серый с белыми лапками
  4. Прогулка с котенком
  5. Нападение собак
  6. Побег Кати
  7. Вася спасает котенка

Чему учит рассказ «Котенок»?

Рассказ учит любить животных, защищать и заботится о них, нести ответственность за своих любимцев. Учит смелости, ответственности, решительности. Вася совершил смелый поступок — защитил маленького котенка от собак, хотя и сам боялся собак.

 «Котенок» отзыв для читательского дневника

Мне понравился этот рассказ, в котором мальчик Вася проявил свою смелость. Вася спас котенка от собак, которых и сам очень боялся. Он поступил как настоящий герой.

 «Котенок» пословицы к рассказу

  • Не бросай друга в несчастье.
  • Дорога помощь вовремя.
  • За друга в огонь и в воду.
  • Друг познается в беде.
  • Сам погибай, а товарища выручай.

котенок краткое содержание толстой

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Котенок»

«Котенок» краткое содержание

для читательского дневника:

  1. У Кати и Васи была кошка, которая весной исчезла.
  2. Однажды дети услышали мяуканье около амбара и нашли свою кошку уже с пятью котятами.
  3. Всех котят мама раздала, а одного котенка дети оставили себе и часто с ним играли
  4. Однажды брат и сестра пошли собирать щавель, растущий около дороги.
  5. Дети забыли про котенка, а он в то время бегал по дороге и играл.
  6. Вдруг на котенка побежали две собаки охотника, Катя испугалась и убежала.
  7. Вася не побоялся, а накрыл собой котенка и спас.

Детальный пересказ:

Вася и Катя брат и сестра, у которых была кошка. Однажды дети узнали, что она исчезла и долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара. Дети нашли кошку с пятью родившимися котятами. Катя принесла им молока и дети стали с ними играть.

Котят вскоре раздали, а одного котенка,  серого с белыми лапками, дети уговорили маму оставить.

Однажды дети вышли с котенком на поле и стали собирать щавель. Котенок играл с соломой, но вдруг неизвестно откуда выскочили две охотничьи собаки и бросились догонять котенка. Котенок не убегал, он застыл от страха, и стоял выгнув спину.

Катя испугалась и побежала домой.  А Вася не растерялся, побежал к котенку и прикрыл его своим телом от собак. Так смелый Вася спас котенка. Он проявил смелость и отвагу.  А когда охотник увел собак, Вася забрал котенка домой и больше дети котенка с собой не брали.

Лев Николаевич Толстой – автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Основную мысль небольшого, но поучительного прозаического произведения Л.Н. Толстого поможет понять краткое содержание «Котенок» для читательского дневника. Произведение учит любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.

Содержание

  1. «Котенок» очень краткое содержание
  2. Короткий пересказ «Котенок»
  3. План рассказа «Котенок» по плану
  4. Сказка «Котенок» Толстой

«Котенок» очень краткое содержание

Л. Н. Толстой «Котенок» краткое содержание для читательского дневника:

Главные герои: Дети Вася и Катя, котёнок.

Сюжет:

У Васи и Кати, брата и сестры, дома живёт кошка. Весной она пропала. Ребята услышали мяуканье сверху и догадались поискать свою любимицу на крыше. Выяснилось, что кошка окотилась пятью котятами.

Дети упросили мать оставить одного из них, а остальных раздали. Пушистый малыш полюбился ребятам, они играли с ним и везде с собой брали. Как-то взяли брат с сестрой котика с собой на дорогу, там они увлечённо и долго играли, а котёнок рядом был всё время. Затем Катя и Вася стали щавель собирать и так увлеклись этим, что позабыли про любимца.

Громкий оклик: «Назад!» привлёк внимание детей. Две собаки гнались за их крошечным питомцем. Их тщетно пытался остановить хозяин. Катя убежала, а Вася закрыл котёнка собой. Подоспел на помощь хозяин псов. Ни Вася, ни котёнок не пострадали.

Вывод:

Человек, даже если он ещё маленький, должен нести ответственность за тех, кого приручил.

Читайте также: Повесть «Детство» – первое произведение Льва Толстого. Впервые издано в 1852 году. Жанр: автобиографическая повесть. Для знакомства с героями и основными прочитайте краткое содержание «Детства» Толстого по главам. Основная идея – основа характера закладывается в детстве, человеку свойственно стремление к совершенствованию.

Короткий пересказ «Котенок»

Краткое содержание «Котенок» Толстой:

Рассказ «Котенок» повествует читателям о том, что человек всегда несет ответственность за тех, кого приручил. Ведь халатность хозяина может иногда привести к печальным последствиям. Когда-то у Васи и Кати дома жила кошка. Но однажды весной они не могли найти свою любимицу. Где только ребята не искали.

После долгих поисков мальчик услышал на крыше амбара шорохи. Сколько же радости было у ребят, когда они нашли свою кошку, да еще и с пополнением – пятеро маленьких котят. Ребята заботились о котятах, носили им молоко. И когда они немного подросли, мама разрешила оставить им одного котенка, а остальным они нашли новых хозяев.

Сестра с братом выбрали самого озорного – серого с белыми лапками. Они заботились о нем и всегда брали с собой погулять и поиграть. В один из теплых дней Вася и Катя пошли собирать щавель около дороги и вовсе забыли про своего маленького друга, который побежал за ними. Вдруг дети услышали шум. Обернувшись, они увидели охотника с собаками.

Собаки во всю силу бежали на котенка, который застыл от страха и не мог даже пошевелиться. Катя тоже очень испугалась и убежала прочь. Но ее брат не растерялся. Он быстро побежал к котенку и закрыл его от злых собак. После случившегося ребята поняли, что они в ответе за своего маленького котенка и всегда оставляли его дома, если отправлялись на прогулку.

Главная мысль рассказа Толстого «Котенок» заключается в том, что следует защищать тех, о ком заботишься. Вася это понимал, поэтому он бесстрашно бросился на помощь котенку. А Катя испугалась собак и убежала.

Рассказ «Котенок» учит не бояться опасностей и заботиться о слабых и беспомощных существах.

Это интересно: Повесть была написана 1890 году. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого для ознакомления с сюжетом произведения.

План рассказа «Котенок» по плану

«Котенок» Андерсен краткое содержание по плану:

  • внезапная пропажа кошки;
  • рождение пятерых котят;
  • Вася и Катя оставили себе одного котёнка;
  • прогулка с котёнком;
  • нападение охотничьих собак;
  • Вася решает защитить котёнка;
  • появление охотника, помощь детям.

Сказка «Котенок» Толстой

«Котенок» Толстой полный текст сказочного рассказа:

Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

– Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

– Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

«Назад, назад!» – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

Заключение:

Рассказ Толстого «Котенок» учит любви к животным, стойкости, смелости и сочувствию.

Читайте также: Лев Толстой сказка «Три медведя» — популярная английская детская сказка, переведённая на многие языки мира. На русском языке широкое распространение получила в пересказе Льва Толстого. В наиболее распространённой английской версии девочку зовут Златовласка. У Толстого героиня изначально не имела имени и называлась просто «одна девочка»

Лев Толстой, легендарный российский писатель, а также философ. Свету были представлены множество его произведений, которые стали известны всему миру. Кроме крупных тем писатель занимался написанием небольших детских рассказов. Толстой писал их для ребятишек, чтобы они росли добрыми, отзывчивыми и приходили на помощь окружающим людям. Литературный сайт полностью проанализировал популярный детский рассказ «Котенок» Льва Николаевича. Можно ознакомиться с историей , жанрами и направлениями и самое главное, основной мыслью рассказа.

Содержание:

  • 1  Как повесть вышла в свет
  • 2 Жанр рассказа
  • 3 Композиция
  • 4 Суть истории
  • 5 Тематика
  • 6 О проблемах
  • 7 Основная мысль
  • 8 Чему научил рассказ
  • 9 Особенности

 Как повесть вышла в свет

Лев Толстой еще в 1859 году открыл школьные учреждения для ребятишек в деревне с названием Ясная Поляна и других ближайших местах. Цель писателя была в создании собственной учебной системы, которую он хотел пропагандировать в открывающихся учебных заведениях. Он урезал уже имеющиеся школьные программы и сменил педагогический подход. Толстой издал свой первый журнал в 1862 г. Выходил журнал в свет примерно около года. В нем было целых два выпуска номеров. Они получили название « О школе» и « Детские книжки».  В объявлениях Лев Николаевич подробно описал, о чем будет идти речь в его журналах. Он считал, что наука несет огромное преимущество и почему важно знать азбуку с детства. Чуть позднее им были созданы две книги – « Азбука», «Новая Азбука». Они содержали множество басен и поучительных сказок, написанные самим автором.
«Котенок» нашел свое начало в 1875 году. Он входил в « Новую азбуку», которую потом переиздали и стали рекомендовать для изучения школьной программы по чтению.

Жанр рассказа

Этот рассказ предназначен для детей. Он нравоучителен, прост и доступен каждому ребенку. Толстой создавал рассказ на основе реализма с целью разработки собственной концепции по духовности. С помощью «Котенка» он хотел, чтобы людям было проще понять дар, который несет в себе литература.

В рассказе речь идет о крошечном беззащитном создании, которое нуждается в заботе и внимании. На этом писатель делает акцент. Смысл названия в том, что именно котенок стал причиной появления этой истории.

Тем более это название действует на ребенка притягательным образом, ему захочется открыть рассказ и прочитать его весь.

Композиция

Она носит линейный характер, в сюжете нет моментов возвращения в прошлую жизнь. Рассказ плавно идет от одного фрагмента в другой. Разделяется он на несколько частей.

В первой части будет повествование о главных героях, о их дружбе, как они нашли котенка. Идет рассказ о том, как они играли с ним и заботились о нем. Во второй части котенка ожидает опасность, чуть позже становится понятно, кто по настоящему готов помочь котенку и пойдет ради него на риск. Третья часть расскажет о благополучном исходе событий. Котенок будет спасен. И в заключении ребята собираются и обдумывают, какие действия предпринять на будущее, чтобы котенок смог избежать опасности.

Суть истории

Брат и сестра, Вася и Катя — главные герои. У них когда-то жила кошка, но потом она исчезла. Расстроенные дети долго занимались поисками кошки, но так и не смогли ее отыскать. Один раз, играя у старого амбара, они услышали мяуканье. Вася залез на крышу старого здания и увидел там кошку с пятью маленькими котятами. Они решили оставить себе одно из котят с белыми лапами. Остальных отдали соседям, а дети стали играть с котенком и заботится о нем. Однажды чуть не произошел роковой случай. Дети взяли котенка погулять и стали рвать траву, совсем забыв о нем. Вдруг они услышали крик, собачий лай и увидели охотника с собаками. Псы бежали на котенка, они хотели разорвать его, а тот даже не пытался от них сбежать. В итоге Катя испугалась и убежала, а Вася смело полез наперерез собакам и спас котенка от гибели. После этой опасной истории ребята решили всегда следить за котенком и больше никогда не оставляли его одного.

Главные герои рассказа это брат и сестра. Про Васю можно сказать, что он отважный мальчик, который готов был рискнуть собственной жизнью во имя спасения котенка. Он закрыл его собственным телом, не боясь, что острые зубы собак могут разорвать его в клочья.
Катя внимательна и заботлива по отношению к маленькому питомцу, но трусость ее подвела. В самый ответственный момент, когда ее любимому котенку угрожала жизнь, она просто сбежала.

Так же в повести есть и другие герои. Это охотник и мать детей.

Тематика

Разберем весь рассказ, учитывая важные моменты.

  •   В рассказе описано взаимоотношение людей и домашнего животного. Основная мысль рассказа — гуманное отношение к слабому существу, которое нуждается в поддержке. Толстой показывает насколько трогательной и верной  возможна дружба между питомцем и детьми. Он хорошо описал их сплоченную жизнь, показал любовь и заботу детей к котенку.
  •  Одной из важных тем, которых затронул автор, это, конечно же, мужество. Читая рассказ, мы сталкиваемся с разным отношением к маленькому питомцу. Дети среагировали по-разному, услышав крики охотника. Вася побежал спасать любимого котенка, а Катя же напротив испугалась и убежала. Девочка дала слабину и не смогла побороть трусость, мальчик же напротив показал чудеса отваги. Это говорит о многом, значит, в будущей жизни он вырастет отважным и будет всегда готов защитить свою семью.

О проблемах

В рассказе показана проблема нравственного характера, о воспитании детей. Такие важные черты, как милосердие и отзывчивость к другим, это важнейшая черта человеческого характера.  С юности важно прививать детям хорошие манеры, чтобы ребенок вырос ответственным, добрым и мужественным человеком. В рассказе родителям мальчика удалось привить эти важные черты, а маленькой героине только придется этому научиться.

Основная мысль

Толстой с помощью детского рассказа полностью показал читателям, что дети должны с раннего детства взаимодействовать с животными, защищать, ухаживать и проявлять к ним доброту. А самое главное научится не бояться опасности и всегда прийти на выручку к маленькому другу. Лев Толстой так же на примере пушистого героя пытался донести о необходимости оказывать помощь всем близким людям. Это и есть смысл рассказа.

Чему научил рассказ

С раннего детства дети должны быть гуманные по отношению к животным. В рассказе ребятишки проявили настоящую заботу о братьях меньших. Катя сбегала за молоком для маленьких котят, а мальчик повел себя, как настоящий герой, бросившись на защиту своему другу. Учитесь жертвовать чем-то ради родных. Это и есть мораль.

Особенности

«Котенок» написан доступным языком, потому что предназначен для чтения детям. Толстой не акцентирует свое внимание на описании внешности детей, для него важна их глубинная суть. Текст написан легко, чтобы ребенок смог быстро усвоить тему рассказа и понять ее основную мысль.

В повести практически отсутствуют диалоги, сюжет состоит из действий. Описание событий происходит честно, живо и правдоподобно. В рассказе хорошо описаны поступки главных героев. Автор проигнорировал стилистическую суть, потому что главная цель не приукрашивание текста, а его внутренняя сущность.

Так же в повести Толстой использовал тропы для придания выразительности. Например, котята пищали «тоненькими голосами» или такое олицетворение, как «шевеление ветра» соломой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Главная мысль рассказа кот в сапогах
  • Главная мысль рассказа кортик рыбакова
  • Главная мысль рассказа корова
  • Главная мысль рассказа корзина с еловыми шишками
  • Главная мысль рассказа козетта для читательского дневника