Главная мысль рассказа критики

Повествование в произведении «Критики» ведется от лица 13-летнего мальчугана. Его глазами мы видим все происходящее, потому что точка зрения мальчика самая мудрая среди всех персонажей этого литературного мира. Автор, словно, отвергает превосходство житейского опыта обывателей и склонен считать, что умнее тот, кто может любить и прощать. А лучше с этим справится, чем Петя, никто в этой семье не в состоянии.

В рассказе В.И. Шукшина читатель может наблюдать чрезвычайную трогательную картину взаимоотношений между дедушкой Тимофеем 73-х лет и внуком Петькой 13-ти лет от роду. Объединяющим их звеном были походы в деревенский клуб, где исправно показывали различное кино. Добрая половина дедовской пенсии уходила на это увлечение. А родственники с иронией в голосе называли их «критиками», словно уничижая их киноведческие споры. Хотя критиками в этом рассказе являются абсолютно все, только вот в чужом глазу им соринка видна, а в своем они и бревна не замечают.

В рассказе «Критики» затронута проблема взаимоотношений между поколениями. Она раскрывается в том, что спустя какое-то время люди становятся черствыми к своим пожилым родственникам, относятся к ним пренебрежительно, с презрением, нависает непросветное недопонимание друг друга и в разговорах все чаще присутствует язвительный сарказм.

Дед — ворчливый, нервный и глуховатый. В прошлом он был плотником, отстроившим практически всю деревню, в которой на тот момент жил со своей семьей. Более молодое поколение занято своими делами и не понимает увлечения деда. А для него это радость, любимое увлечение. Ему нравилось поспорить с внуком и он всегда выходил победителем, задавив юного собеседника более весомыми, по его мнению, аргументами. Со взрослыми же он спорить не любил и не мог, поскольку его аргументов, которые были вроде «Хреновина» или «Так не бывает», не хватало, чтобы переубедить более прытких в мышлении членов семьи.

Дед всегда оценивал любой фильм со стороны правдоподобности, по его мнению сюжет должен был повторять жизненные ситуации. Поэтому походы в кино были возможностью исподтишка заглянуть в другую горницу и посмотреть, что же там творится. То что плотник в кино держит топор неправильно возмущает до глубины души, а высказывания взрослых родственников вроде «любопытный старик» заставляет чувствовать себя оплеванным. Вежливые улыбки на его негодование он воспринимает как издевательский смех. Да и в целом часто повторяющееся слово всех родственников «Интересно» полная ложь, на самом деле они считают ересью все, что говорит старик. Проблемой деда было то, что он домысливал поступки и слова других людей и иногда неправильно. И однажды, будучи подкрепленным спиртным, разбивает телевизор и высказывает все свои обиды, накопленные годами.

Дед живет в своем клочке мира, вспоминая как все было и как переменилось. Глухота часто играет злую шутку: он не понимает порой что говорят, смеется невпопад и чужая улыбка порой кажется насмешкой, словно человек сначала что-то сказал, а потом посмеялся. Но в глубине души он очень сердечный, трепетный, жалостливый человек, который искренне плачет над смертью какого-нибудь героя в кино. Дед Тимофей не является глупым человеком, как может показаться. Его возмущения можно оправдать. Он просто другой, также как для вас родственник, приехавший, допустим, из Америки. Его закалка с 1963 года, его мировоззрение, воспитание, его образ жизни, — все отличается от современности, как и он сам.

Получается так, что дед живет со своими ценностями в глухом одиночестве, ни внук, ни сын не собираются их перенимать и их совершенно не волнует, что плотник держит топор не так, как следовало бы. Но Петька хотя бы стремится всегда утешить и пожалеть деда, объяснить то, что он не понял. Он единственный сопереживал, когда милиционер вел его в «отрезвитель». А вот сын деда будто стыдится его безыскусности, пережитки нравственности и чувствует себя опозоренным рядом с ним. Сын груб и нетерпим к своему отцу. Для него и всей остальной семьи дед является обузой.

В.И. Шукшин взывает с помощью этого небольшого рассказа ко всем, у кого в семьях есть пожилые люди. Он просит относиться к ним уважительно, быть снисходительными, отзывчивыми. Быть с ними более душевными, чуткими и ласковыми, не судить их строго. Это приободрит стареньких дедушек и бабушек, растопит сердце, они почувствуют, что не одиноки, не брошены и не забыты. Будьте добрее и к вам обязательно вернется!

Содержание

  1. Основные персонажи
  2. Очень краткий пересказ
  3. Краткое содержание
  4. Основная идея рассказа

Василий Макарович Шукшин в творчестве постоянно поднимал темы «отцов и детей», связи поколений, уважение к старшим, а также изменение мировоззрения у людей, покинувших свой родной край и забывших свои корни.

Краткие пересказы, конечно, расскажут сюжет произведения, но глубокий анализ по ним сделать невозможно.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

Шукшина интересовали судьбы и характеры простых людей. Это произведение самим автором было отнесен к разряду «рассказ- характер».

Основные персонажи

  • Тимофей Макарович Новоскольцев — старик, пенсионер, резкий, даже несколько грубый, но справедливый и честный.
  • Петька Новоскольцев – внук Тимофея, мальчик 13 лет, упрямый и самостоятельный, очень любит деда и заботится о нем, как может.
  • Родители Петьки – считают деда выжившим из ума стариком, относятся несколько снисходительно, а порой и неуважительно.
  • Родственники из Москвы – образованные, считают себя интеллигентными и знающими людьми, любят поучать других, знают, как правильно поступать в любой ситуации.

Очень краткий пересказ

Дед Тимофей и внук Петька очень любят фильмы, но не все картины нравятся деду. Он не терпит фальши и притворства, поэтому очень часто выступает критиком увиденного.

Однажды после неудачного просмотра совсем не смешной комедии дед с внуком вернулись домой и застали там приехавших из Москвы родственников. Вся семья дружно сидела у телевизора и смотрела фильм. Деду фильм не понравился, и он попытался объяснить почему, но его не хотели слушать, тогда старик ушел, а вернувшись пьяным, разбил экран телевизора.

Вызванный милиционер забрал деда в вытрезвитель, а сын и его жена одобрили это, только внук пытался заступиться за дедушку, но его, конечно, никто не слушал.

Краткое содержание

Тимофей Макарович и его внук Петька – большие друзья, их объединяет одна общая страсть – любовь к кино.  В конце месяца, подсчитывая свои доходы, дед ворчит, что много денег ушло на кино, но все равно своим привычкам не изменяет. Они часто ходят в  клуб, где неизменно берут билеты на первый ряд, поскольку дед плохо слышит и не всегда разбирает, что говорят актеры на экране. Поэтому он расспрашивает внука и часто мешает другим зрителям.

Дед критично относится к фильмам из «деревенской жизни», он часто их критикует за недостоверность и фальшь.

Однажды чета Новоскольцевых отправилась в клуб, где обещали просмотр комедии. Но фильм, против ожидания, не понравился, поскольку был совсем не смешным. Дед с внуком вернулись домой крайне недовольные.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

Деда и внука объединила общая страсть – любовь к просмотру кинофильмов

А дома они увидели гостей, приехавших из Москвы, это была сестра матери Петька и ее муж. Оба они были образованные, считали себя очень культурными и снисходительно относились к своим деревенским родственникам.

И хозяева, и гости сидели у телевизора и смотрели фильм из деревенской жизни о судьбе сельского плотника. Тимофей Макарович не любил смотреть фильмы по телевизору, это казалось ему делом несерьезным. А сегодня еще и фильм был, в котором показывали все неправильно, по его мнению.

Старик стал рассуждать о том, что этот плотник совсем на плотника не похож, он и топор в руках держать не умеет. И поскольку дед сам всю жизнь проработал плотником, он считал, что может указать на недостатки. Сын Тимофея Макаровича пытался показать гостям, чтобы они не особо обращали внимание на выступление отца. Это, конечно, старика сильно обидело, и он ушел из дома.

А когда Петка учил уроки в своей комнате, дедушка вернулся в сильном подпитии и вновь продолжал убеждать всех в своей правоте. Когда гости стали смеяться над ним, он сильно рассердился и бросил в экран тяжелый кирзовый сапог. Экран, конечно, разлетелся.

А московская гостья быстро сбегала за участковым милиционером, который пришел и увидел пьяного деда и разбитый телевизор. Естественно, он сразу же вопросительно посмотрел на отца Петьки, но тот утвердительно кивнул и попросил составить протокол.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Критики»

Мнения деда и внука о фильмах не всегда совпадали, и порой они долго спорили об увиденном.

После того, как протокол был составлен, участковый встал и сказал, что сейчас заберет старика на ночь в вытрезвитель. Петька не сразу понял, что происходит. Он пытался защитить своего друга, а когда у него это не получилось, мальчик разрыдался.

Мать и тетка пытались его утешить, говорили, что ничего страшного не произошло, дед пьяный, а утром его отпустят. НО Петька, вспомнив, что этот приезжая тетка привела милиционера, оттолкнул ее и с плачем отвернулся к стене.

Основная идея рассказа

Как и все произведения Шукшина, этот рассказ учит уважению к старшим, их жизненному опыту, терпимости и доброжелательности, особенно, к близким людям. Само название рассказа говорит о том, что все люди любят осуждать других, часто не задумываясь о мотивах х поступках. Автор словно спрашивает: кто эти – критики? Краткое содержание пробудит интерес к прочтению уникального авторского текста.

Краткое содержание рассказа Шукшина «Критики», конечно, познакомят читателя с сюжетом произведения и его главными героями, но не дадут полного понимания основной мысли рассказа. Если читать только краткий пересказ, то не познакомишься с уникальным авторским стилем, не увидишь и не поймешь авторское отношение к своим героям.

Шукшин «Критики»

Герои произведения

В рассказе «Критики» два главных героя. Автор дает им такое описание:

Дед и внук

  1. Тимофей Макарович Новоскольцев — 73-летний старик, это высохший, нервный и наполовину глухой человек, он всю свою жизнь проработал плотником. В силу возраста он не всегда слышит и понимает, что происходит в сюжете, поэтому частенько смеется в невпопад. С другой стороны, он очень сердечный и жалостливый, так как может заплакать, если на экране кто-то умирает или страдает.
  2. Петька — тринадцатилетний внук главного героя, он отличается самостоятельным и упрямым характером. Долговязый подросток любит поспорить со стариком насчет фильма, пытаясь высказать собственную мысль, мнение, объяснить смысл просмотренной картины, но всегда делает это с уважением к старости.

Помимо главных героев, в рассказе «Критики» есть второстепенные персонажи. Их немного, но они важны для развития сюжета. Вот кратко о каждом:

  1. Родители Петьки — вежливые люди, отец мальчика явно стыдится старика, он считает его обузой, это видно из слов деда, что они не хотят его сажать за свой стол. Мать полностью разделяет мнение супруга, считая пожилого человека бессовестными. Они не могут понять и простить Тимофея Митрофановича за поступок.
  2. Московские родственники — городские жители абсолютно равнодушные люди. Им чужды амбиции, волнения и переживания старика. Родственники с легкостью вызывают милицию, чтобы избавиться от шумного дебошира и проблемы в целом.

Еще в произведении упоминается участковый милиционер, для него в приоритете сухие цифры и факты. Он, не разобравшись в ситуации, забирает деда, пугает того тюрьмой, не пожалев даже расстроенного ребенка.

Предпосылки инцидента

Повествование начинается со знакомства с Петькой и его дедушкой Тимофеем Макаровичем. Они были очень дружны и имели общий интерес, родственники обожали кино. Ровно половина пенсии старика тратилась на билеты. Но деду никогда не было жаль потраченных денег, к тому же ему казалось, что совместный просмотр хороших кинолент идет им обоим на пользу.

Родственники всегда выбирали первый ряд, так как там дешевые места, да и слышимость была лучше, так как у деда слух был уже плохой. Тимофей Макарович был всегда настроен серьезно, он внимательно следил за тем, что происходит на экране, а после высказывал собственное мнение об актерской игре и сюжете.

Старику прекрасно удавалось почувствовать фальшь, он всегда категорично высказывался по этому поводу. Особенно доставалось так называемым деревенским фильмам. Он начинал вспоминать свои молодые годы, когда жил в деревне, трудился в плотницкой. Но внук ему объяснял, что те времена прошли, и люди давно поменялись. Но строгий дед на это говорил, что «люди одинаковые всегда».

Петька с дедушкой Тимофеем Макаровичем

С внуком старик всегда вел степенные разговоры касательно кинематографа, но если рядом появлялись взрослые, то он начинал стесняться и не вступал в споры. И на то была своя веская причина.

Однажды родственники вернулись домой с очередного просмотра фильма. Настроение у Тимофея Макаровича было какое-то подпорченное и взвинченное. Оказалось, они попали на комедийную киноленту, которая совсем не произвела на них впечатления. В это время у них гостили тетка с супругом. Вся компания смотрела по телевизору «деревенскую картину». Притом и родители, и гости были крайне увлечены и заинтригованы сюжетной линией.

Конфликт в рассказе

Уже дома Петька ушел к себе, чтобы выучить уроки, а дед решил присоединиться ко всем остальным. Но спустя пять минут картина вызвала в нем возмущение. Вначале он лишь тихо шептал себе под нос реплики. Но вдруг теткин муж стал интересоваться, чем вызвано возмущение пожилого человека. Старик начал объяснять, что в реальной жизни таких плотников просто не бывает, что он сам много лет занимается плотницким делом, поэтому видит, что артисты даже инструмент держат неправильно.

Приехавшие из Москвы гости лишь снисходительно улыбнулись и не стали комментировать его недовольство. Старика же это поведение стало раззадоривать еще больше. Тимофей Макарович отправился к внуку, чтобы попытаться успокоиться, но там накрутил себя еще больше.

Злой и раздраженный старик достал из копилки деньги и вышел из дому, громко хлопнув дверью. А уже через час вернулся пьяным, ни на секунду не прекращая изливать потоки возмущения и досады.

Деда пытались успокоить

Внук пытался успокоить разбушевавшегося деда, предлагал ему лечь спать, но все попытки окончились неуспешно. Вдруг старик отправился в комнату, он взял в руки сапог, сильно размахнулся и запустил обувку в телевизор.

Мужчина сильно кричал, бранился, чем сильно напугал внука и московских родственников. Тетка отправилась за участковым, пришедший милиционер взял деда под руку и отвел в вытрезвитель. Петька долго не мог уснуть и лил тихонько слезы в подушку, мальчик не понимал, что произошло с его добрым и понимающим дедушкой. Мама с тетей долго успокаивали ребенка, а тот все ревел, уж больно жалко ему было Тимофея Макаровича.

Анализируя рассказ, можно выделить главную мысль, которую хотел донести до читателей автор, что нужно с пониманием и уважением относиться к старым людям, проявлять к ним терпение.

Шукшин намеренно сталкивает своих героев, показывает, что каждый из них замечает лишь чужие недостатки, игнорируя собственные. Василий Михайлович наглядно демонстрирует проблему между поколением, а также пропасть, возникшую между городскими и деревенскими жителями.

  • Главная мысль рассказа котенок льва толстого
  • Главная мысль рассказа кот в сапогах
  • Главная мысль рассказа кортик рыбакова
  • Главная мысль рассказа корова
  • Главная мысль рассказа корзина с еловыми шишками