Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Примечание |
Подготовка к восприятию | – Послушайте запись. На что похож этот звук? Кто может издавать подобный звук? |
– Звук похож на удары тяжёлого предмета по металлу. Это может быть большой молоток. |
Приложение. Слайд №1 |
– Это звук удара большого молота. Кто работает с молотом и где? |
– Кузнец. Он кует из металла разные полезные вещи (орудия труда, оружие…) В кузнице |
||
– Какие еще рабочие инструменты есть у кузнеца? |
– Щипцы. Кузнец держит их в другой руке и захватывает ими раскалённые предметы. |
||
– Почему предметы так раскалены? | – Их нагревают в печи. | ||
– Кто-нибудь знает, как называется эта печь? |
– Горн. | ||
– С какой целью металл накаляют? | – Для того, чтобы он был мягким и ему можно было придать любую форму. |
||
– После нагрева кузнец начинает ковать, то есть обрабатывать металл и делает это на специальной опоре, которая называется наковальня. Почему это слово имеет такое название? |
– На ней кузнец может ковать. | ||
– Что вы думаете о работе кузнеца? | – Очень тяжелая, так как в кузне жарко, а ему еще приходится постоянно поднимать тяжелый молот. Не каждый мужчина справится. |
||
– Прослушайте другое звучание. Что вы о нем можете сказать? |
– Так стрекочет кузнечик. | Слайд № 2 | |
– Кто-то видел живого кузнечика? Коротко охарактеризуйте его. |
– В деревне, на даче. Насекомое зеленого цвета. Умеет высоко прыгать. Его трудно увидеть в траве, он маленький и зеленый, сливается с травой. Его легче услышать. Трудно поймать. |
||
– Можно ли слово кузнечик поместить в один ряд со словами кузнец и кузница? |
– Да, это слова родственники, у них есть одинаковая часть. |
||
– А внешне по каким-либо признакам они похожи? |
– Нет, кузнечик по смыслу никак не связан с кузнецом. |
||
– А в звучании сходство есть? | – Нет: человек и насекомое. | ||
– Прослушаем вновь записи звуков кузнеца и кузнечика. |
– Звук у обоих долгий, монотонный, ударяющий. |
||
– А в чем отличие? | – Кузнец большой, и работа тяжелая, поэтому и звук тяжелый, громкий. А кузнечик маленький и звук у него тише. |
||
– Звук кузнечика похож на удары маленьких молоточков, именно поэтому еще в далекие древние времена это насекомое получило ласковое название кузнечик, то есть маленький кузнец. |
|||
– Как вы думаете, а почему я завела речь о кунечике и кузнеце? |
|||
Однажды кузнец и кузнечик встретились. Что же из этого вышло, мы узнаем из сказки Сергея Баруздина «Кузнец». |
Слайд № 3. | ||
Знакомство с текстом | Послушайте интересную историю. | Слайд № 3 | |
Проверка эмоционального восприятия Знакомство с текстом |
– Поделитесь своими впечатлениями об услышанном. – А самим вам хочется перечитать текст? Откройте учебник на с. 55. – Перечислите персонажей. – Кто главный герой? – На этот вопрос нам пока сложно ответить, но мы это сделаем, подробно поработав над содержанием сказки. Чтобы нам легче было понять героев, давайте попробуем встать на их место. Сыграем роли кузнеца и кузнечика. Для этого подготовимся читать по ролям. |
Чтение по цепочке знак вопр. между кузнечиком и кузнецом |
|
Подготовка и чтение по ролям | – Откройте тетрадь на с. Читая текст в учебнике, попутно отмечайте слова героев. Вам предлагают отмечать слова кузнеца большой буквой, а кузнечика – маленькой. Почему? |
– Кузнец большой, а кузнечик – маленький. |
Сам. раб. |
– Как нужно произносить слова кузнеца? | – Голос у него громкий, твердый, строгий. |
||
– А у кузнечика? | – Тоненький | ||
– За кого вы хотели бы читать? Чем вам симпатичен этот герой? |
– За кузнеца, так как он трудолюбивый, внимательный, доброжелательно отнесся к кузнечику, научил своей профессии. – За |
Прослушивание двух пар | |
– Кто из детей сумел передать образ своего героя? |
|||
Работа по содерж. | – Если бы вас попросили нарисовать иллюстрации к этой сказке, то сколько картинок у вас бы получилось и что бы вы изобразили на каждой? – Почему разные варианты получились? |
||
– У меня тоже есть иллюстрации, но они в беспорядке. Расположите правильно. |
Слайд № 4 | ||
– Какой этап ты пропустил? Нам недостаточно читать 1-2 раза, чтобы все хорошо понять, вернемся к сказке. – Прочитайте ту часть текста, которая подходит к первой картинке. |
Слайд № 5 |
||
– Как проводил кузнечик свою жизнь? | – Весело, свободно. Он прыгал по полю и даже мог перепрыгнуть через ручей. |
||
– Выберите подходящее название к картинке:
|
Обсужд. в парах Одно из названий располаг. под картинкой |
||
– Найдите и прочитайте в тексте слова, которые передают состояние его души в этот момент. |
– И очень был кузнечик доволен собой | Карточка: доволен собой | |
– Прочитайте ту часть текста, которая подходит ко второй картинке. |
|||
– Где однажды оказался кузнечик? | – Возле кузницы. | Слайд № 6 | |
– Кого он там увидел? | – Кузнеца | ||
– Чем занимался кузнец? | – Ковал металл. | ||
– Какие изделия из металла он выполнил? | – Подкову, колесо, вал для машины. | ||
– Для кого он это делает? | – Для жителей деревни. В деревне не обойтись без лошади, а той нужны подковы, чтобы не отбить копыта. Колеса – для телеги. |
||
– Что удивило кузнечика? | – Что кузнец очень быстро делал эти вещи. |
||
– Почему у кузнеца так легко, одним движением руки выходили такие сложные детали? |
– Он много лет трудился, приобрел опыт, стал мастером своего дела. |
||
– Выберите подходящее название к картинке:
|
|||
– Какое чувство испытывал кузнечик, наблюдая за кузнецом? |
– Любопытство, интерес. | Карточка: любопытство | |
– Прочитайте ту часть текста, которая подходит к третьей картинке. |
|||
– Почему кузнец сказал, что наш маленький герой ненастоящий кузнечик? |
– Он не умеет ковать. | Слайд № 7 | |
– Что почувствовал кузнечик при этом? | – Он растерялся, засомневался в себе. | Карточка: Сомнение | |
– Как он предложил исправить ситуацию? | – Предложил научить ковать | ||
– Какие вещи научился ковать кузнечик? | – Маленькие-маленькие подковки | ||
– Выберите подходящее название к картинке:
|
|||
– Что кузнечик сказал своему учителю на прощанье? Что при этом испытывал? |
– Спасибо – Благодарность. |
||
– Прочитайте ту часть текста, которая подходит к четвертой картинке. |
|||
– Что стал делать кузнечик, когда вернулся в поле? |
– Принялся за работу. | Слайд № 8 | |
– Кого он подковал? | – Братьев-кузнечиков, жуков-пауков, стрекоз |
||
– Выберите подходящее название к картинке:
|
|||
– Что при этом испытывал кузнечик? | – Радость от труда, от того, что он принес пользу. Счастье |
Карточка: счастье | |
– Чем отличается состояние души кузнечика до встречи с кузнецом и после? |
– Вначале ему было хорошо и спокойно, а потом он испытал настоящее счастье, потому что счастье – это когда и тебе хорошо, и окружающим. |
||
Вопросы, обобщение | – Стал ли кузнечик настоящим кузнецом? | – Он только начал осваивать профессию, но уже принес много пользы. |
|
– Будет ли он продолжать работу и почему? |
– Да, она принесла ему радость, счастье. | ||
– Так кого автор подразумевал в названии? |
– Кузнечика, так как он сумел стать настоящим кузнецом и стал оправдывать свое имя. |
||
– Про людей значительных говорят: «Человек с большой буквы». Можно ли про кузнеца так сказать? |
– Да, он помогает всей деревне. | ||
– И не случайно при чтении по ролям мы обозначали его слова большой буквой К. А кузнечика? |
– Только в той части, которая подходит к последней картинке. |
||
– Что в ответ на благодарность насекомых сказал кузнечик? Прочитайте. |
– Всяк кузнец – кузнец своему счастью, если работать умеет. |
Слайд № 8 | |
– Что вы можете сказать про эти слова? | – Это пословица. | ||
– Можно ли слово кузнец заменить названием другой профессии? изменится ее смысл? только ли кузнец может быть счастлив своим трудом? |
– Нет, человек любой профессии. | ||
– А к нам может относиться эта профессия? |
|||
– Все мы хозяева своей жизни, какой захотим, такой и сделаем свою жизнь. Будете лениться, будете попрыгунчиками, как кузнечик вначале сказки. – Каких людей называют попрыгунчиками? – Станете трудиться, станете людьми с большой буквы. |
– Несерьезных, неумеющих чем-то серьезным |
||
– Повторим хором пословицу. | |||
Домашнее задание | – Подобрать пословицы, которые подходят к сказке. Чтение по ролям. |
16.10.14
Тема:
С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»
Тип:
комбинированный.
Цели:
1) Совершенствовать
качество понимания читаемого, а также беглость и выразительность чтения. Совершенствовать
поисковый способ чтения. Обогащать лексический запас. (Предметная)
2) Понимать,
удерживать и выполнять учебную задачу. Ориентироваться в тексте.
Ориентироваться в книгах. Анализировать текст с целью определения идеи.
Анализировать текст с целью подбора подходящей по смыслу пословицы. Сравнивать
произведения. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого,
соблюдать правила общения. Аргументировать своё мнение. (Метапредметная)
3) Формировать
нравственно-
4) этические
ориентиры. (Личностная)
Ход
урока:
Этапы |
Деятельность |
1. |
— |
2. |
Баруздин Сергей Для |
3. |
— — — — — |
4. |
Что ответ. — Что «…человек Определите |
5. |
— — А |
6. |
Учитель Внимательно |
7. |
— — Обоснуйте — — — — Какие |
8. |
— к — Стихотворение |
9. |
Р.т.: Одно |
10
Главная мысль сказки С. Баруздин Кузнец
1 ответ:
0
0
Помогите записать главную мысль сказки «кузнец»
Читайте также
Васютка был сыном бригадира рыбаков. На летних каникулах он пошел в тайгу за кедровыми орехами и,увлекшись охотой,заблудился. Несколько дней проблуждал мальчик в лесу. Помогло ему то,что он умел ориентироваться в лесу,умел разжечь костер,устроить ночлег,добыть пропитание. Важно и то,что Васютка был смелым,находчивым,не унывал и не сдавался,даже когда ему было тяжело и одиноко.Самыми трудными были последние дни странствий,когда начались затяжные,холодные дожди,кончилась соль,спички. Васютка вспоминал мать,отца,дедушку,школьных друзей и учителей. Васютка чутко и внимательно прислушивался к лесным звукам. Иногда ночью они пугали его. С лесными жителями разговаривал так,как будто они понимают его. Васютка разговаривал вслух,т.к. ему было одиноко,он хотел слышать человеческую речь Кроме того он старался сам себя подбодрить.
Наконец мальчик вышел к лесному озеру,богатому рыбой. Об этом озере никто не знал,его открыл Васютка. Речка,вытекавшая из озера привела мальчика к Енисею,где его, обессилевшего и больного подобрал катер. Так закончились странствия Васютки,а озеро,где его отец с бригадой рыбаков стали ловить рыбу, было по праву названо Васюткиным.
В этом виновато тогдашнее общество — Владимир бедный, а Маша богатая, отец Маши генерал, а отец Владимира поручик. В итоге отец Маши (Троекуров) отбирает у отца Владимира (Дубровского) имение. Владимир становится разбойником, а Маша выходит замуж за нелюбимого, но богатого князя Верейского
Смысл стихотворения объяснен во второй строфе. Поэт обращается к своей музе и говорит о том, насколько поэт и вообще любой творческий человек уязвим для критики.
Существует выражение: художника может обидеть каждый. Любой невежда или просто хам, облеченный властью, может искалечить душу поэта, стать его судьей или даже палачом.
Некрасов сравнивает свою многострадальную музу с крестьянкой, которую били кнутом на многолюдной площади. Это говорит о нелегком творческом пути поэта.
труд кормит, лень портит
Стихотворение к Чаадаеву написано в форме дружеского послания, к своему знакомому.(Чаадаеву)
в начале послания поэт говорит о том, что быстро исчезли надежды на улучшение жизни.
«Гнет власти роковой» заставляет передовых людей чувствовать призывы отчизны и выступать за свободу .
Пушкин призывает друга, все силы посвятить борьбе за свободу.
в конце, поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия
под свобдой, Пушкин понимал соблюдение законов, которые ограничивали бы власть царя.