Главная мысль рассказа кузнец баруздин

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

Подготовка  к восприятию – Послушайте запись. На что  похож
этот звук? Кто может издавать подобный звук?
– Звук  похож на удары тяжёлого
предмета по металлу. Это может быть большой
молоток.
Приложение.
Слайд №1
– Это звук удара большого молота. Кто
работает с молотом и где?
– Кузнец. Он кует из металла разные
полезные вещи (орудия труда, оружие…) В кузнице
– Какие еще рабочие инструменты есть у
кузнеца?
– Щипцы. Кузнец держит их в другой руке
и захватывает ими раскалённые предметы.
– Почему предметы так раскалены? – Их нагревают в печи.
– Кто-нибудь знает, как называется эта
печь?
– Горн.
– С какой целью металл накаляют? – Для того, чтобы он был мягким  и ему
можно было придать любую форму.
– После нагрева кузнец начинает ковать,
то есть обрабатывать металл и делает это на
специальной опоре, которая называется
наковальня. Почему это слово имеет такое
название?
– На ней кузнец может ковать.
– Что вы думаете о работе кузнеца? – Очень тяжелая, так как в кузне жарко, а
ему еще приходится постоянно поднимать тяжелый
молот. Не каждый мужчина справится.
– Прослушайте другое звучание. Что вы о
нем можете сказать?
– Так стрекочет кузнечик. Слайд № 2
– Кто-то видел живого кузнечика?
Коротко охарактеризуйте его.
– В деревне, на даче. Насекомое зеленого
цвета. Умеет высоко прыгать. Его трудно увидеть в
траве, он маленький и зеленый, сливается с
травой.  Его легче услышать.  Трудно поймать.
– Можно ли слово кузнечик поместить в
один ряд со словами кузнец и кузница?
– Да, это слова родственники, у них есть
одинаковая часть.
– А внешне по каким-либо признакам они
похожи?
– Нет, кузнечик по смыслу никак не
связан с кузнецом.
– А в звучании сходство есть? – Нет: человек и насекомое.
– Прослушаем вновь записи звуков
кузнеца и кузнечика.
– Звук у обоих долгий, монотонный,
ударяющий.
– А в чем отличие? – Кузнец большой, и работа тяжелая,
поэтому и звук тяжелый, громкий. А кузнечик
маленький и звук у него тише.
– Звук кузнечика похож на удары
маленьких молоточков, именно поэтому еще в
далекие древние времена это насекомое получило
ласковое название кузнечик, то есть маленький
кузнец.
 
– Как вы думаете, а почему я завела речь
о кунечике и кузнеце?
 
Однажды кузнец и кузнечик встретились.
Что же из этого вышло, мы узнаем из сказки Сергея
Баруздина «Кузнец».
  Слайд № 3.
Знакомство с текстом Послушайте интересную историю.   Слайд № 3
Проверка эмоционального восприятия
Знакомство с текстом
– Поделитесь своими впечатлениями 
об услышанном.
– А самим вам хочется перечитать текст? Откройте
учебник на с. 55.
– Перечислите персонажей.
– Кто главный герой?
– На этот вопрос нам пока сложно ответить, но мы
это сделаем, подробно поработав над содержанием
сказки. Чтобы нам легче было понять героев,
давайте попробуем встать на их место. Сыграем
роли кузнеца и кузнечика. Для этого подготовимся
читать по ролям.
  Чтение по цепочке
знак вопр. между кузнечиком и кузнецом
Подготовка и чтение по ролям – Откройте тетрадь на с.  Читая текст
в учебнике,  попутно отмечайте слова героев.
Вам предлагают отмечать слова кузнеца большой
буквой, а кузнечика – маленькой. Почему?
– Кузнец большой, а кузнечик –
маленький.
Сам. раб.
– Как нужно произносить слова кузнеца? – Голос у него громкий, твердый,
строгий.
– А у кузнечика? – Тоненький
– За кого вы хотели бы читать? Чем вам
симпатичен этот герой?
– За кузнеца, так как он трудолюбивый,
внимательный, доброжелательно отнесся к
кузнечику, научил своей профессии.

– За
кузнечика, потому что он захотел научиться
чему-то полезному.

Прослушивание двух пар
– Кто из детей сумел передать образ
своего героя?
   
Работа по содерж. – Если бы вас попросили нарисовать
иллюстрации к этой сказке, то сколько картинок у
вас бы получилось и что бы вы изобразили на
каждой?
– Почему разные варианты получились?
   
– У меня тоже есть иллюстрации, но они в
беспорядке. Расположите правильно.
  Слайд № 4
– Какой этап ты пропустил? Нам
недостаточно читать 1-2 раза, чтобы все хорошо
понять, вернемся к сказке.
– Прочитайте ту часть текста, которая подходит к
первой картинке.
   

Слайд  № 5

– Как проводил кузнечик свою жизнь? – Весело, свободно. Он прыгал по полю и
даже мог перепрыгнуть через ручей.
 
– Выберите подходящее название к
картинке:

жизнь кузнечика
кузнечик-попрыгунчик
прыжки кузнечика

  Обсужд. в парах
Одно из названий располаг. под картинкой
– Найдите и прочитайте в тексте слова,
которые передают состояние его души в этот
момент.
– И очень был кузнечик доволен собой Карточка: доволен собой
– Прочитайте ту часть текста,
которая подходит ко второй картинке.
   
– Где однажды оказался кузнечик? – Возле кузницы. Слайд  № 6
– Кого он там увидел? – Кузнеца  
– Чем занимался кузнец? – Ковал  металл.  
– Какие изделия из металла он выполнил? – Подкову, колесо, вал для машины.  
– Для кого он это делает? – Для жителей деревни. В деревне не
обойтись без лошади, а той нужны подковы, чтобы не
отбить копыта. Колеса –  для телеги.
 
– Что удивило кузнечика? – Что кузнец очень быстро делал эти
вещи.
 
– Почему у кузнеца так легко, одним
движением руки выходили такие сложные детали?
– Он много лет трудился, приобрел опыт,
стал мастером своего дела.
 
– Выберите подходящее название к
картинке:

наблюдение за работой кузнеца
человек у горна
кузнечик возле кузницы

   
– Какое чувство испытывал кузнечик,
наблюдая за кузнецом?
– Любопытство, интерес. Карточка: любопытство
– Прочитайте ту часть текста,
которая подходит к третьей картинке.
   
– Почему кузнец сказал, что наш
маленький герой ненастоящий кузнечик?
– Он не умеет ковать. Слайд № 7
– Что почувствовал кузнечик при этом? – Он растерялся, засомневался в себе. Карточка: Сомнение
– Как он предложил исправить ситуацию? – Предложил научить  ковать  
– Какие вещи научился ковать кузнечик? – Маленькие-маленькие подковки  
– Выберите подходящее название к
картинке:

ученик кузнеца
кузнечик-ученик
разговор кузнеца и кузнечика

   
– Что кузнечик сказал своему учителю на
прощанье? Что при этом испытывал?
– Спасибо
– Благодарность.
 
– Прочитайте ту часть текста,
которая подходит к четвертой картинке.
   
– Что стал делать кузнечик, когда
вернулся в поле?
– Принялся за работу. Слайд № 8
– Кого он подковал? – Братьев-кузнечиков, жуков-пауков,
стрекоз
 
– Выберите подходящее название к
картинке:

Благодарность за работу
Работа кузнечика
Подковы для насекомых.

   
– Что при этом испытывал кузнечик? – Радость от труда, от того, что он
принес пользу. Счастье
Карточка: счастье
– Чем отличается состояние души
кузнечика до встречи с кузнецом и после?
– Вначале ему было хорошо и спокойно, а
потом он испытал настоящее счастье, потому что
счастье – это когда и тебе хорошо, и окружающим.
 
Вопросы, обобщение – Стал ли кузнечик настоящим кузнецом? – Он только начал осваивать профессию,
но уже принес много пользы.
 
– Будет ли он продолжать работу и
почему?
– Да, она принесла ему радость, счастье.
– Так кого автор подразумевал в
названии?
– Кузнечика, так как он сумел стать
настоящим кузнецом и стал оправдывать свое имя.
– Про людей значительных говорят:
«Человек с большой буквы». Можно ли про
кузнеца так сказать?
– Да, он помогает всей деревне.
– И не случайно при чтении по ролям мы
обозначали его слова большой буквой К.
А кузнечика?
– Только в той части, которая подходит к
последней картинке.
– Что в ответ на благодарность
насекомых сказал кузнечик? Прочитайте.
– Всяк кузнец – кузнец своему счастью,
если работать умеет.
Слайд № 8
– Что вы можете сказать про эти слова? – Это пословица.  
– Можно ли слово кузнец заменить
названием другой профессии? изменится ее смысл?
только ли кузнец может быть счастлив своим
трудом?
– Нет, человек любой профессии.
– А  к нам может относиться эта
профессия?
 
– Все мы хозяева своей жизни, какой
захотим, такой и сделаем свою жизнь. Будете
лениться, будете попрыгунчиками, как кузнечик
вначале сказки. 
– Каких людей называют попрыгунчиками?
– Станете трудиться, станете людьми с большой
буквы.

– Несерьезных, неумеющих чем-то серьезным
заняться, прыгающих с одного дела на другое.

– Повторим хором пословицу.  
Домашнее задание – Подобрать пословицы, которые
подходят к сказке. Чтение по ролям.
   

16.10.14

Тема:
С. Баруздин «Кузнец»; Б. Заходер «Петя мечтает»

Тип:
комбинированный.

Цели:

1)    Совершенствовать
качество понимания читаемого, а также беглость и выразительность чтения. Совершенствовать
поисковый способ чтения. Обогащать лексический запас. (Предметная)

2)    Понимать,
удерживать и выполнять учебную задачу. Ориентироваться в тексте.
Ориентироваться в книгах. Анализировать текст с целью определения идеи.
Анализировать текст с целью подбора подходящей по смыслу пословицы. Сравнивать
произведения. Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого,
соблюдать правила общения. Аргументировать своё мнение. (Метапредметная)

3)    Формировать
нравственно-

4)    этические
ориентиры. (Личностная)

Ход
урока:

Этапы

Деятельность
учителя и учащихся

1.    
Проверка
домашнего задания


Дома, вам надо было прочитать произведение С. Баруздина «Кузнец»

2.    
Биография
автора

Баруздин
Сергей Алексеевич (1926 – 1991)

Сергей
Баруздин мальчишкой ушел на фронт, серьезно печататься начал после окончания
войны в 1946 году. Его фронтовые наблюдения нашли свое отражение во многих
детских рассказах. Но описывал он в них не ужасы войны, а забавные случаи –
«Простуженный ежик», о том, как солдаты лечили ежа, «Сложное поручение» — о
раненом бегемоте. Присущее автору чувство юмора даже в то время позволяло ему
с улыбкой смотреть на некоторые ситуации.

Для
начала поработаем с упражнениями для речевой разминки.

3.    
Обсуждение
прочитанного


Каким
был кузнечик вначале? (Легкомысленным.)


А в конце? (Рассудительным.)


 Что сделало его таким? (Интересная работа.)


Как вы понимаете выражение «Всяк кузнец своему счастью»?


Что же делает людей счастливыми?

4.    
Перечитывание
и работа с текстом

Что
это за произведение: сказка, рассказ, басня? Обоснуйте свой

ответ.


Эта сказка народная или авторская, созданная писателем?

Что
значит наковальня, горн, щипцы? Определите значение по тексту.

 «…человек
стоит у горна. Достает щипцами раскалённый металл — и на наковальню». Далее с
помощью рисунка выясняется значение недостаточно понятных детям слов.

Определите
главную мысль  произведения. (последнее предложение)

5.    
Подготовка
к восприятию


С какими произведениями Бориса Владимировича Заходера мы уже знакомились в
этом учебном году?

— 
Сегодня вы будете читать его стихотворение «Петя мечтает».

А
о чём мечтаете вы? Поделитесь с нами своими мечтами.

6.    
Знакомство
с текстом

Учитель
читает стихотворение.

Внимательно
послушайте произведение и ответьте на вопрос «О чем мечтает Петя?»

7.    
Проверка
первичного восприятия


О чем мечтает Петя?


Кому из вас хочется учиться таким же образом, как Петя?

Обоснуйте
свой ответ.


А кому не хочется так учиться? Почему?


Права ли мама Пети, называя его лентяем?


Кого называют лентяем? (Лентяй — человек, который любит бездельничать и не
хочет учиться и работать.)


Догадались ли вы о том, как относится к Пете автор стихотворения?

Какие
из пословиц со страницы 71 подходит к данному произведению?

8.    
Подготовка
к чтению, перечитывание и работа с текстом


Прочитайте стихотворение шёпотом несколько раз, готовясь

к
выразительному чтению.


С какой интонацией нужно читать стихотворение, энергично или замедленно, с
ленцой? (Медленно, с остановками.)

Стихотворение
Б. Заходера несколько раз читается выразительно. Каждый чтец исполняет
примерно по половине текста.

9.    
Домашнее
задание

Р.т.:
с.43

Одно 
стихотворение Б. Заходера, выразительное чтение.


10

Главная мысль сказки С. Баруздин Кузнец

1 ответ:



0



0

Помогите записать главную мысль сказки «кузнец»

Читайте также

Васютка был сыном бригадира рыбаков. На летних каникулах он пошел в тайгу за кедровыми орехами и,увлекшись охотой,заблудился. Несколько дней проблуждал мальчик в лесу. Помогло ему то,что он умел ориентироваться в лесу,умел разжечь костер,устроить ночлег,добыть пропитание. Важно и то,что Васютка был смелым,находчивым,не унывал и не сдавался,даже когда ему было тяжело и одиноко.Самыми трудными были последние дни странствий,когда начались затяжные,холодные дожди,кончилась соль,спички. Васютка вспоминал мать,отца,дедушку,школьных друзей и учителей. Васютка чутко и внимательно прислушивался к лесным звукам. Иногда ночью они пугали его. С лесными жителями разговаривал так,как будто они понимают его. Васютка разговаривал вслух,т.к. ему было одиноко,он хотел слышать человеческую речь Кроме того он старался сам себя подбодрить. 
Наконец мальчик вышел к лесному озеру,богатому рыбой. Об этом озере никто не знал,его открыл Васютка. Речка,вытекавшая из озера привела мальчика к Енисею,где его, обессилевшего и больного подобрал катер. Так закончились странствия Васютки,а озеро,где его отец с бригадой рыбаков стали ловить рыбу, было по праву названо Васюткиным. 

В этом виновато тогдашнее общество — Владимир бедный, а Маша богатая, отец Маши генерал, а отец Владимира поручик. В итоге отец Маши (Троекуров) отбирает у отца Владимира (Дубровского) имение. Владимир становится разбойником, а Маша выходит замуж за нелюбимого, но богатого князя Верейского

Смысл стихотворения объяснен во второй строфе. Поэт обращается к своей музе и говорит о том, насколько поэт и вообще любой творческий человек уязвим для критики.

Существует выражение: художника может обидеть каждый. Любой невежда или просто хам, облеченный властью, может искалечить душу поэта, стать его судьей или даже палачом.

Некрасов сравнивает свою многострадальную музу с крестьянкой, которую били кнутом на многолюдной площади. Это говорит о нелегком творческом пути поэта.

труд   кормит,  лень   портит  

Стихотворение к Чаадаеву написано в форме дружеского послания, к своему знакомому.(Чаадаеву)
в начале послания поэт говорит о том, что быстро исчезли надежды на улучшение жизни. 
«Гнет власти роковой» заставляет передовых людей чувствовать призывы отчизны и выступать за свободу .
Пушкин призывает друга, все силы посвятить борьбе за свободу.
в конце, поэт с особой силой выражает веру в неизбежность падения самодержавия
под свобдой, Пушкин понимал соблюдение законов, которые ограничивали бы власть царя.

  • Главная мысль рассказа критики
  • Главная мысль рассказа котенок льва толстого
  • Главная мысль рассказа кот в сапогах
  • Главная мысль рассказа кортик рыбакова
  • Главная мысль рассказа корова