Главная мысль рассказа лебеди толстого

Читательский дневник по рассказу «Лебеди» Льва Толстого

Автор: Лев Толстой.

Название: «Лебеди».

Число страниц: 2.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: белый Лебедь.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Белый лебедь — неопытный и уставший.

Сумел найти силы в себе и снова подняться в небо.

Волевой.

Краткое содержание сказки «Лебеди»

Стая лебедей летела по серо-голубому небу зимовать в тёплые края.

Они летели над морем.

Лишь полный месяц ярко освещал их путь.

Полёт был долгим и изнурительным: все птицы из стаи устали.

Но один молодой лебедь устал больше других.

Он спустился на морскую воду.

Когда стая лебедей скрылась из виду, он одиноко закачался на волнах.

Утром он взлетел и отправился в полёт один.

План сказки:

  1. Лебединая стая.
  2. Усталость.
  3. На волнах.
  4. Одинокий путь.

Основная мысль произведения «Лебеди»

Главная мысль рассказа в том, что свой путь нужно пройти до конца, невзирая на преграды и усталость.

Основная идея рассказа в том, что отстающие сами должны догонять ушедших вперёд.

Чему учит рассказ

Рассказ учит не сдаваться и не отступать.

Учит преодолевать трудности.

Учит терпению и упорству.

Краткий отзыв по рассказу «Лебеди» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что жизнь полна неожиданностей и препятствий.

И только сильные духом способны всё преодолеть.

Так и одинокий лебедь очень устал, но отдохнул и нашёл силы продолжить путь.

Он не просил помощи, понимая, что товарищи должны лететь дальше.

Лебедь самостоятельно решал свои проблемы.

Это очень интересный и поучительный рассказ.

Автору удалось спокойно и без эмоций описать трудный путь гордых птиц в тёплые края.

Мне понравился главный герой рассказа. Он не сдался, не остановился.

Он просто передохнул и полетел дальше.

Ему предстоит нагонять стаю, но я уверена, что он справится.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что необязательно всегда быть впереди.

Иногда нужно отдохнуть, чтобы успешно завершить начатое.

Пословицы к произведению:

  • Храброму смерть не страшна.
  • Семеро одного не ждут.
  • Поставил цель — иди к ней твёрдо.
  • Воля и труд дивные всходы дают.
  • Упасть — не беда, беда — не подняться.

Словарь неизвестных слов:

  • Уморились — устали.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Один молодой лебедь летел позади всех.

Силы его ослабели.

Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше.

Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу.

Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете.

Лебедь спустился на воду и сложил крылья.

Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

  • «Прыжок»
  • «Котёнок»
  • «Акула»
  • «Филипок»
  • «Лев и собачка»
  • «Два брата»
  • «Старый дед и внучек»
  • «Отец и сыновья»
  • «Волга и Вазуза»
  • «Правда всего дороже»
  • «Как гуси Рим спасли»
  • «Детство»
  • «Булька»
  • Краткая биография Льва Толстого и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Толстой «Лебеди»­­: какая главная мысль, чему учит рассказ?

Какая главная мысль рассказа Льва Толстого «Лебеди»?

Чему учит рассказ Льва Толстого «Лебеди»?

1 ответ:



2



0

В рассказе «Лебеди» автор Лев Толстой знакомит нас со стаей лебедей, совершающей сложный продолжительный перелет в далекие теплые края. Мы узнаем, что в лебединой стае процесс перелета разумно организован: сильные опытные лебеди летят в голове, а слабые молодые птицы замыкают летящую группу.

Среди молодых птиц был лебедь, которых совершенно выбился из сил, и не смог дальше продолжать перелет. Он опустился на воду и оказался в одиночестве, и оставалось ему лишь проводить печальным взглядом удаляющуюся стаю.

Лебедю требовался отдых и он задремал на воде, а рано утром его разбудили волны. Он почувствовал себя отдохнувшим и решил продолжить полет. Лебедь пронесся над водой и поднялся ввысь. Теперь все его мысли были направлены на то, чтобы догнать умчавшуюся вперед стаю.

Главная мысль рассказа заключается в том, что в экстремальной ситуации нельзя паниковать, нужно искать выход. А для достижения цели нужно активно действовать, проявлять упорство и собирать волю в кулак. Лебедь смог преодолеть себя, он собрался с силами и упрямо продолжил путь. Только так можно получить желаемое, а иногда, и выжить. Если бы лебедь поддался слабости, то наверняка с приходом зимы он бы погиб. Рассказ учит нас воспитывать в себе силу духа, настойчивость, стойкость и другие волевые качества.

Читайте также

Рассказ Николая Носова «Про Гену» — это поучительная история о школьнике, который сам себе навредил враньем. Мальчик солгал родителям, что идет собирать металлолом, а вместо этого до позднего вечера катался на санках с горки. А родителям он объявил, что хорошо потрудился и собрал много железа.

В дальнейшем Гена стал ходить «на поиски металла» каждый вечер, он стал плохо учиться и его родители удивлялись, как можно заставлять детей каждый день собирать железо.

Мальчик заврался, но правда вышла наружу и родители отчитали Гену за ложь и плохую успеваемость. Он был наказан и больше на горку не ходил.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно всегда говорить правду, даже если она не очень хорошая. Нельзя обижать близких людей ложью, поскольку можно нарушить доверие в семье. Да и чужим людям тоже врать нельзя, ведь правда все равно станет известна.

Рассказ учит нас быть честными и правдивыми, а также хорошо учиться и ответственно подходить к любому делу. Только тогда нас будут уважать окружающие, а родителям не будет за нас стыдно.

Зощенко в своем рассказе «Умный гусь» демонстрирует то, что животные достойны искреннего уважения за свой ум и умение находить выход из таких сложных ситуаций, из которых его даже не каждый человек-то найдет. А еще здесь демонстрируется то, что пища и голод — это большой стимулятор для того, чтобы думать всему живому в этом мире, и сильнейший толчок к прогрессу мысли.

Примером такой морали стал гусь, которого автор признал умным за то, что он додумался размочить сухую корочку хлеба в луже, так как до этого она не была ему пригодна в пищу. Такое нестандартное для животного решение, возможно, спасло ему жизнь.

Главная героиня рассказа Чарушина «Кошка Маруська» конечно же эта самая кошка и есть. Ее очень плохо кормил хозяин, старый охотник, и кошка ушла из негостеприимного дома в лес. Пока было лето, она жила в лесу припеваючи, добычи было много и она поправилась, располнела. Но зимой мыши попрятались в снег, ловить их стало тяжело и кошка совсем оголодала. Озверела не хуже дикого зверя, а потому, когда под деревом, где она сидела в засаде, проходил ее бывший хозяин в заячьей шапке, она накинулась на него, чтобы отомстить за свою нелегкую жизнь.

Правда хозяин решил, что кошку привлекала шапка, пожалел ее и забрал домой.

Главная мысль рассказа «Кошка Маруська» в том, что если взял домой зверя, то будь добр как следует о нем заботиться, потому что человек ответственен за тех, кого приручает.

Этот рассказ учит нас ухаживать за домашними питомцами, заботиться о них, не допускать того, чтобы они стремились убежать в лес, потому что им плохо живется в доме.

В этом рассказе Георгия Скребицкого мы знакомимся с пятилетним мальчиком Юрой, который впервые узнает, что такое эхо.

Юра с матерью пошли за земляникой в лес и когда он увлекся игрой, то потерял из виду мать. Стал её кричать, но вместо этого слышал чей-то голос, повторявший его крики.

Мать мальчика не потерялась, она была недалеко за кустами и когда Юра ей рассказал, что слышит чей-то голос, мат стала ему объяснять, что это лесное эхо.

Юра сначала не поверил матери и решил, что этом является старичок, сидящий на мне, но им оказался дедушка Кузьма, которых пас скот.

Дедушка тогда и объяснил, что эти голоса – лесной голос, с которым можно разговаривать и его можно слушать, как ту мелодию, которую он играл на жалейке.

Этот рассказ о детском восприятии природы, доверчивости и желании все познать самому. Идея и главная мысль произведения в том, что взрослым нужно учиться правильно и доходчиво объяснять детям то, что им хочется знать, помня о их возрасте.

Этот рассказ учит быть нас любознательными и любить природу. Познавать все её тайны .

Рассказ «Кабан» Чарушина написан от первого лица. В нем автор-рассказчик говорит о том, как он рисовал животных в зоопарке. Он с восхищением описывает игры животных, которые действительно умеют развлекаться, когда рядом нет людей. У каждого животного автор подмечает какую-то забавную особенность, какую-то черту характера, присущую именно этому животному. И читать описание животных очень интересно.

Но вот автор замечает кабанов, которые шли прямо к нему. Автор испуган, он ищет спасения на ограждении вольера. Однако оказывается, что кабаны ручные и боялся автор зря.

Главная мысль этого рассказа в том, что животные очень милые и добрые, что они забавные, оригинальные, интересные и к ним не возможно относиться иначе чем с любовью.

Этот рассказ учит любить животных, уметь наблюдать за ними, учит быть ближе к природе.

Подготовка к
первичному восприятию

— Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите?

(слайд 1: А.Рылов «В голубом просторе»)

— Что на ней изображено?

— Обратите
внимание, по голубому небу летит стая лебедей. Лебеди летят к солнцу, в
теплые края. Солнце освещает их широкие крылья, птицы летят уверенно и
свободно по направлению к  своей цели. Рядом с ними также быстро летят
пушистые легкие перистые облака, они напоминают легкие перышки, которые
витают в воздухе. 

— Как вы думаете, легко ли лететь лебедям?

— Картину Аркадия
Рылова «В голубом просторе», она написана в 1918 году. Находится в
Третьяковской галерее.

— Море, волны,
лебеди, облака, парусный корабль, горные утесы.

— Да, у них
большие крылья/Да, они же птицы/Нет, им тяжело.

Приемы:
рассмотрение репродукции картины.

Анализ
произведения

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Лебеди
летят, крыльями машут,

Прогнулись
над водой, качают головой.

Прямо
и гордо умеют держаться,

Очень
бесшумно на воду садятся.

— Я вижу, что вас
затронул этот рассказ. Вы переживаете за судьбу лебедя. Давайте перечитаем
рассказ еще раз и проследим за чувствами лебедя, который столкнулся с такими
трудностями.

— _____Прочитай 1
абзац, пожалуйста.

— Куда летели лебеди?

— Как долго летели лебеди? Найдите эти строчки в тексте,
прочитайте их.

— Какое слово повторяется в этом абзаце?

— Для чего автор использовал этот повтор?

— Для чего автор в 1 и 2 предложениях говорит о том, что
лебеди летели «над морем», «над водою».

— Прочитай, _______, 2 абзац.

— Почему «впереди летели
старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее»?

— Да, вы правы. (слайд 2: клин лебедей) Лебеди летят клиновым строем для облегчения утомительных дальних
перелетов. Во главе строя летит сильный и опытный вожак (или самая сильная
птица), сзади наиболее слабые члены стаи. Во время такого полета создается
особая аэродинамическая сила от перволетящего. Все остальные за ним
пользуются потоками воздуха, затрачивая меньше энергии. После того как вожак
устает, он меняется с кем-то из заднелетящих. И клин продолжает лететь дальше,
лишь изредка делая остановки.

— Какова главная мысль этой части?

— Хорошо, давайте продолжим чтение.

— Почему молодой лебедь один опустился на воду?

— Как Лебедь спускался к морю?

— Что же увидел лебедь, когда остался один в море?

— Лебедь остался один в море. Его товарищи улетели, а у
него нет сил. Как вы думаете, что почувствовал он?

— Какова главная мысль этой части?

— Давайте продолжим чтение.

— Как ведет себя Лебедь, когда его стая совсем скрылась
из вида?

— Как приняло море лебедя?

— А теперь закройте
глаза и представьте картину ночного моря: темное небо, усыпанное звездами,
синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства
вызывает эта картина?

— Что вызывает особую тревогу за судьбу лебедя?

— Прочитайте следующий абзац.

— Какие изменения происходят в природе?

— А кто-нибудь знает приметы? Что предвещает красная
заря?

— Красная заря с утра —  примета близкой смены хорошей
погоды на неустойчивую.

Какова главная мысль этой части?

— Давайте прочитаем последний абзац.

— Скажите, тяжело ли сейчас лебедю?

— Да, вы правы, лебедь одинок.

— Какова главная
мысль этой части?

— Мы прочитали
рассказ Л.Толстого «Лебеди», разбили его на части и выделили
главные мысли в них.

— Сколько частей
мы выделили в рассказе?

— Сколько пунктов будет в нашем плане?

— Поработайте в парах. Озаглавьте каждую часть, составьте
план рассказа.

— Давайте проверим какой план у вас получился.

Cвой план, с планом который написан
на доске. (слайд 4: План)

План:

1. Тяжелый перелет через море / Трудный перелет / Перелет стаи лебедей
/ Полет в теплые земли.

2. Молодой лебедь отстал от товарищей / Обессиливший
лебедь / Уставший лебедь.

3. Молодой лебедь один в море.

4. Одинокий перелет / Снова в путь.

Лебеди стадом летели из холодной страны
в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой
день
и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою
. На небе был полный месяц, и лебеди
далеко внизу под собой видели синеющую воду.

— Лебеди летели в теплые земли.

Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою.

Летели.

Чтобы показать долгий полет, усталость лебедей, трудность пути.

— Этими словами автор  показывает, что лебеди летят над
морем, их путь долгий, они не могут отдохнуть, потому что нет суши. 

— Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не
останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади
летели те, которые были моложе и слабее.

— Впереди летели
сильные лебеди, они рассекают воздух, облегчают дорогу молодым.

— Главная мысль
этой части заключается в том, чтобы показать трудность перелета лебедей.

Один молодой лебедь летел позади всех. Силы
его ослабели.

   Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл вниз. Он ближе и ближе спускался к воде, а
товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь опустился на
воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.

— Молодой лебедь сильно устал, он не мог продолжать путь.

— Он, распустив
крылья, пошёл вниз. У него не было сил даже махать ими.

— Он увидел как его товарищи улетают все дальше и дальше.

— Тоску, одиночество.

— Главная мысль заключается в том, чтобы показать читателю
усталость одного лебедя, который обессилел и отстал от стаи.

— Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом
небе.
И чуть слышно было в тишине, как звенели их
крылья. Когда они совсем скрылись
из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только
море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

— Он загнул шею, закрыл глаза, он не шевелился.

— Море поднимало и опускало лебедя, убаюкивало его.

— Вызывает тревогу, я переживаю за лебедя, он один и еще
очень слаб.

— Лебедь совсем один.

— Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескалась в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза, на
востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее.

— Появился легкий ветерок, на востоке краснела заря,
наступало утро, новый день, вода плескала в белую грудь лебедя. Эти изменения
и разбудили лебедя.

— Автор хотел рассказать, что одинокий лебедь провел ночь в
море, но наступило утро и ему пора продолжать трудный путь одному.

— Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся
и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел
один над тайными всколыхавшимися волнами.

Да, потому что он вздохнул, как человек,
полетел цепляясь крыльями об воду. Значит, ему тяжело не только, потому что он
не восстановил силы, но и путь ему придется продолжить одному.

— Главная мысль — лебедь продолжает сложный путь в
одиночестве.

— Мы выделил 4 части.

— 4 пункта.

(Работа в парах)

(Варианты детей)

Умение находить в
тексте ответ на заданный вопрос; умение высказывать отношение к героям;
выражать свои эмоции.

Приемы:
последовательное перечитывание текста вслух по частям; беседа по прочитанному;
составление плана.

Вторичный
синтез

— Понравилось ли вам, как закончился рассказ «Лебеди»?

— Как думаете, долетит ли лебедь?

— Сейчас, я каждому выдам текст. Прочитайте его и расскажите что вы
узнали о лебедях.

— Что вы узнали?

— Что общего между этим текстом и рассказом Л.Толстого?

— В чем же разница в этих текстах?

— Да/нет, мы не
знаем долетит ли лебедь до своей стаи.

— Да/нет/прибьется
к другой стае.

(Читают текст)

Лебеди

Со времен глубокой
древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц. Эти птицы питаются
водными растениями, для этого у них есть длинная гибкая шея. С её помощью они
достают растения со дна водоёмов.

У лебедей большие и
сильные крылья, поэтому в воздухе они могут находиться достаточно долго и
перелетают на тысячи километров. 

Бывает, что лебеди
могут прожить в паре и 20, и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к
другу, а так же и к своему потомству.

(Ответы детей)

У текстов одинаковые названия, в них рассказывается о лебедях.

— Этот текст
сообщает информацию о лебедях, а Л.Толстой в рассказе «Лебеди»
описывает внутренние переживания, чувства, которые испытывал лебедь, когда
остался один. 

Приемы: беседа
обобщающего характера; пересказ с продолжением рассказа.

logo

  • Главная мысль рассказа толстого лебеди

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      aracelypittman547

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    56 секунд назад

    ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО!!!!

  • algebra
    Алгебра

    5 минут назад

    Срочно! Составьте математическую модель и решите задачу

  • literatura
    Литература

    10 минут назад

    Герой нашего времени. Помогите, пожалуйста

  • matematika
    Математика

    12 минут назад

    помогите пожалуйста

  • himiya
    Химия

    15 минут назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    12 минут назад

    помогите пожалуйста

  • himiya
    Химия

    15 минут назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Урок по рассказу Л. Н. Толстого «Лебеди»

Цель урока: развитие читательской компетентности обучающихся через анализ произведения.

Предметные результаты: развивать способность эмоционально реагировать на художественное произведение; воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в тексте; развивать умение   составлять план рассказа; создать условия для развития творческих способностей учащихся при иллюстрировании литературного произведения.

Метапредметные результаты: развивать речевые умения — умение слушать, высказывать свои впечатления, свое мнение, вычленять главное в тексте; интеллектуальные умения – обобщать, систематизировать.

Личностные результаты:   способствовать воспитанию эмоциональной культуры (умение преодолевать страх, не поддаваться панике) и культуры чтения.

Ход урока.

1. Опрос домашнего задания: инсценировка басни  «Белка и волк» (выслушиваются те дети, кто не выступал на прошлом уроке, кому требовалась дополнительная подготовка дома)

  1. Актуализация знаний, антиципация:

С какими жанрами произведений Толстого мы познакомились на прошлых уроках? (Сказка, басня). А как вы думаете, в каких еще жанрах писал Толстой?(…) Вспомните рассказы Толстого. (…) А теперь прочитайте название рассказа, с которым мы познакомимся сегодня, посмотрите иллюстрацию и предположите, о ком или о чем пойдет речь в этом рассказе. (…)

  1. Первичное восприятие произведения в ходе выразительного чтения учителем.
  2. Проверка первичного восприятия:

— Поделитесь своими впечатлениями. Какие чувства вы испытывали, слушая рассказ? Совпали ли ваши предположения о содержании рассказа? (Дети отвечают, что в рассказе, в основном, говорится об одном лебеде).

5.Чтение  по фрагментам, анализ.

А теперь мы еще раз внимательно прочитаем рассказ, чтобы понять, только ли о лебеде рассказал нам великий писатель. Прочитаем по  абзацам, составим план, проанализируем, о чем еще хотел сказать нам автор.

Чтение первого абзаца.

 — Куда летели лебеди? В какое время они летят? Какие слова повторяются в этом абзаце? (летели, день и ночь)  Как выдумаете, для чего автор повторяет эти слова? (Чтобы показать длительность и утомительность полета лебедей)

Как озаглавим эту часть? (Полет в теплые земли.  Длительный перелет.)

Чтение второго абзаца.

— Как они совершают перелет?  Как они себя чувствуют в это время? Какое слово использует автор, чтобы передать сильную усталость лебедей?

— Как озаглавим? (Лебеди уморились.)

Чтение третьего абзаца.

— Какое событие происходит?  На что решился молодой лебедь? Какими противоположными словами передает автор бесповоротность этого события? (ближе и ближе, дальше и дальше)

— Как озаглавим? (Лебедь не может лететь дальше.)

Чтение четвертого абзаца.

         — Что чувствовал лебедь? Как море приняло лебедя? О чем говорит нам выражение «Море всколыхнулось под ним и покачало его»? ( Как будто море жалеет лебедя и дает ему возможность отдохнуть на его волнах.) Какие мысли и чувства вызывает у вас  предложение «Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза»?

Как озаглавим? (Одиночество)

Чтение последнего абзаца.

Что изменилось в природе? «Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескалась в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза, на востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее». О чем говорят эти изменения? (Наступило утро. Лебедь отдохнул. Ветер и море как будто нежно и заботливо разбудили лебедя. Силы природы на стороне лебедя)

− Лебедь находится в трудной ситуации. Сумеет ли он собраться с силами, перебороть себя и продолжить  полет? Найдите  противоположные слова, помогающие изобразить ситуацию неопределенности (поднимало – опускало, месяц и звезды – заря, полетел – цепляя)

− Какие слова вселяют надежду, что лебедь все же догонит свою стаю?                      (краснела заря, месяц и звезды стали бледнее, выше и выше)

Как озаглавим? (На заре. Пробуждение и полет.)

  1. Интерпретация.

     Писатель своим рассказом вызвал в нас, читателях, сочувствие, желание поддержать героя рассказа в беде. Это художественный рассказ (в отличие от научно-популярного рассказа «Зайцы».

Как вы думаете, а человек может оказаться в похожем состоянии – в одиночестве, в трудной ситуации? Что хотел сказать автор людям, оказавшимся в подобной ситуации? (Обобщая ответы детей, учитель может высказать свое мнение: наверное, он хотел сказать, что нужно собраться с силами и преодолевать себя. И еще: обязательно найдутся те, кто поддержит в трудной ситуации, как говорится, мир не без добрых людей.)

  1. Творческая работа

Понравился вам рассказ? А теперь попробуйте сделать иллюстрацию к особенно запомнившемуся вам эпизоду. А чтобы ваше воображение лучше работало, сначала послушайте музыку (К. Сен-Санс. «Лебедь»).

  1. Домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению рассказа Л.Н.Толстого «Лебеди»; закончить творческую работу.

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, г. Красный Луч

Введение…………………………………………………………………….

3

Основная часть……………………………………………………………..

5

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока……..

12

Список литературы ………………………………………………………..

13

Приложения ………………………………………………………………..

14

ВВЕДЕНИЕ

Лев Николаевич Толстой (1828–1910 гг.) — выдающийся русский писатель, публицист, мыслитель, один из великих романистов в мировой литературе, глубокий философ и тонкий психолог.

Биография Толстого Льва Николаевича полна интересных фактов и событий, он был необыкновенной, уникальной личностью. Изучение его жизни и творчества будет полезно для обучающихся всех классов.

Вся его жизнь была посвящена поиску истины, справедливости, принципов служения Человеку. Своими словами, мыслями и делами он стремился искоренить существовавшее в мире неравенство, социальную несправедливость. Своим писательским талантом призывал мир совершать добро, любить друг друга, чаще заглядывать в свое внутреннее «Я» и задавать множество вопросов, ответы на которые пробуждают Совесть и ведут к духовным истокам.

Для героев произведений Толстого – духовная жизнь, прежде всего. Вероятно, поэтому люди разных стран и разных континентов читают Толстого, черпая из них уроки нравственного совершенствования. Не имеет значения, какой ты нации, какого цвета кожа или разрез глаз: Толстой понятен всем, без исключения. Дух в его произведениях един и зрим. Можно с полной уверенностью сказать, что произведения великого писателя являются ценным подспорьем в духовно-нравственном образовании молодежи.

Чтение книг Толстого доставляет не просто наслаждение, но главное, в них черпаешь ту духовную силу, которая способствует очищению, ведет к разговору с самим собой, с собственной совестью.

Творчество писателя Л.Н.Толстого занимает особое место как в детской литературе, так и в отечественной литературе в целом. В этом определяется актуальность изучения трудов и работ этого писателя. Актуальность проблемы определяет тему методической разработки урока по литературному чтению, а именно «Л.Н.Толстой “Лебеди”».

Цели методической разработки:

  1. Совершенствовать умение воспринимать и передавать содержание произведения, навыки беглого осознанного выразительного чтения.
  2. Способствовать созданию условий для развития устной речи учащихся, мышления, внимания, образного восприятия, совершенствования умения обобщать и систематизировать материал.

3. Ввести детей через литературу в мир природы, нравственных ценностей. Воспитать нравственные качества, способствовать воспитанию эмоциональной культуры. Осуществлять экологическое воспитание.

Тип урока – урок изучения нового (изучение и первичное закрепление новых знаний, исследовательская работа).

Методическая разработка урока состоит из введения, основной части, включая разработку сценария урока по литературному чтению, список использованной литературы и приложения, общий объем – 11 страниц.

Основная часть

Для реализации методической разработки урока по литературному чтению подготовлен сценарий урока по теме «Л.Н. Толстой “Лебеди”».

Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; отработать навыки правильного выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление; обучать художественному чтению произведения, умению выполнять аналитико-синтетические упражнения с текстом.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении теста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деяельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П – анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества Л.Н. Толстого.

Для практического применения методической разработки формируется материально-техническое обеспечение урока: «Зонт настроения», портрет Л.Н.Толстого, презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого», сигнальные карточки, иллюстрация «Лебеди», таблица по методу «Пресс», опорная таблица «Слова-названия чувств», конверты с заданиями, таблица «Я…», лебеди-оригами, бейджики с названием группы, выставка книг.

Ход урока:

Организационный момент. Приветствие гостей. Настрой на урок.

— Ребята, сегодня утро встретило нас не очень приветливо – на улице холодно и сыро. Ну, а погодой в нашей душе можно руководить. Сейчас мы раскроем «Зонт настроения» и почувствуем, что всех нас в душе согревает маленькое солнышко – наше сердце (Один ученик с зонтом проходит между рядами).

Пускай ненастья и невзгоды

Не портят нам в душе погоду.

— Кто готов работать в паре? Всем коллективом?

Развитие речевого аппарата

— Чтобы наша речь была более четкой, сделаем речевую зарядку. И в этом нам поможет скороговорка:

Как у нас погода размокропогодилась,

На дворе подворье все поразмокло.

Проговариваем:

  1. медленно хором с опорой на текст,
  2. с ритмическим рисунком,
  3. в паре «по секрету»,
  4. весело, как «тарахтелку».

Сообщение темы, целей. Мотивация учебной деятельности.

— Наверное, вы согласитесь, что литературное чтение – это необычный урок. Авторы произведений одним росчерком пера могут превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймёшь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. Я надеюсь, что такими читателями вы и будете сегодня на уроке.

— Ребята, вы объединились в 4 группы.Чего ждете вы от урока?(Ответы детей)

— Сегодня мы поработаем над формированием навыков беглого выразительного чтения, будем учиться высказывать свои мысли, размышлять. Мы продолжим знакомство с выдающимся писателем Львом Толстым.

Рис. 1. Портреты Льва Николаевича Толстого

Просмотр презентации «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого».

— Что нового вы узнали о жизни писателя? Что запомнили?

Вступительное слово учителя.

— А наблюдали ли вы когда-нибудь затем, как птицы отправляются в теплые страны или возвращаются из дальних странствий?

— Хотите узнать?

— Птицы отправляются в дальний путь по-разному: мелкие – стаями, утки выстраиваются прямой линией, гуси – «вереницей», журавли – «ключом». О том, как тяжело приходится птицам во время полетов мы узнаем из истории, рассказанной замечательным русским писателем Л.Н. Толстым. Рассказ называется «Лебеди».

— А какие рассказы Л.Толстого вы уже читали? («Косточка», «Филиппок», «Лев и собачка» и др.)

Первичное восприятие и осознание нового материала, исследовательская работа.

  1. Группа «Исследователей» Представляет дополнительную информацию о лебедях.

(Выступают члены группы)

1 обучающийся

– Вы помните, в кого превратился гадкий утенок? Правильно, в прекрасную белую птицу – лебедя!

Действительно, лебеди – сказочно красивые птицы. Какие у них длинные шеи! Как легко и плавно скользят они по воде.

2 обучающийся

— На территории России живет три вида лебедей: лебедь-шипун, лебедь-кликун и малый лебедь. Самым красивым считается шипун. Его вес превышает 13 кг. Размах крыльев – до 2,5 метров. Клюв по длине равен голове, он красный с черным выростом у основания.

3 обучающийся

— Лебеди поздно становятся взрослыми. Они надевают белоснежный наряд только на третьем году жизни. Живет лебеди до 30-40 лет. Питаются растительной и животной пищей.

4 обучающийся

— Лебедь-кликун славится своим голосом, те, кто его слышали, говорят, что он напоминает приятный звон серебряного колокола.

5 обучающийся

— Лебедь-шипун неповторимым певучим звуком крыльев, который слышится во время полетов.

6 обучающийся

— Лебедь – символ верности. Поэтому лебединые пары живут на протяжении 30-40 лет. Перелеты этих птиц – один из великих ритмов природы.

Просмотр видео №1 «Лебеди летят на юг».

2. Члены группы «Литературная» объясняют значения слов и выражений

Стадо в значении стая – группа животных одного вида (птиц, рыб, собак), держащихся вместе. Например: оленьи стада, стая волков, стая рыб.

3. Инсертное чтение

— У вас на парте лежит текст. Это дополнительные сведения об этих птицах. Прочитайте его, сделав следующие пометки.

« V » – это я знаю

« + » — я этого не знал (новая информация)

« — » — я думал иначе

« ? » – не понял, есть вопросы

(Обсуждение, вопросы и ответы).

4.Чтение с учителем.

– Внимание! Сигнальная карточка – рыба, читаем вместе.

5.Обмен впечатлениями.

— Используя опорные таблички на партах, скажите, какие чувства вызвал у вас рассказ?

— Посмотрите на фото, полюбуемся им под чарующие звуки моря (запись шума моря).

Рис.2. Лебедь на воде

6. Повторное перечитывание.

— Дети, давайте повторно перечитаем текст, подготовимся к «погружению» в содержание.

— Куда летели лебеди?

— Каким был перелет?

— В каком порядке летели лебеди?

— Почему старые лебеди летели впереди птичьей стаи?

7. Физминутка

— Представим, что мы — лебеди. Наденем «маску» и полетим (дети представляют себя лебедями).

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Снимаем «маску», мы снова ученики.

Работа в группах. Выборочное – поисковое чтение.

— Сейчас каждая группа займется поисковой работой. Ровно через 1 минуту вы должны представить ответ на вопрос из конверта №1.

«Литературная» — зачитать отрывок, где описывается, куда летели лебеди.

«Исследовательская» — описание расположения птиц во время полета.

«Экологическая» — описание того, как море приняло нежданного гостя.

«Проектная» — описание причины того, почему молодой лебедь остался один.

(Ответы групп)

8. Самостоятельное чтение с целью подготовки к методу «Пресс».

На чтение 3 минуты.

— Как показано море в рассказе, это друг или враг лебедя?

— Правильно ли поступили вожаки стаи, что оставили лебедя?

— Как вы думаете, что случилось с лебедем, он остался жив или погиб?

9. Выступление «Экологической» группы.

— Экологическая группа подготовила нам фрагмент видеозаписи перелёта лебедей, а также рассказ об охране птиц.

(Выступление членов группы)

Просмотр видео №2 «Лебеди над морем».

10. Определение основной мысли рассказа.

— Как автор относится к главному герою?

(Сочувствует, тревожится за него, сопереживает)

— Какая же основная мысль рассказа?

(Высказывания детей)

— Писатель пытается донести до нас, что животные, так же как и люди, испытывают усталость, боль, одиночество и изо всех сил пытаются бороться за свою жизнь. Люди должны беречь природу, охранять флору и фауну.

11. Проектная творческая деятельность. Зачитывание учащимися «Проектной группы» мини-концовок к данному тексту.

Вариант №1

Когда над горизонтом показались первые лучи солнца, взмахи крыльев лебедя были уже сильнее и увереннее. Лебедь летел вперёд, туда, где его ждала лебединая стая.

Вариант №2

Ветер легонько погонял отдохнувшего лебедя. Заря окрасила его в розовый цвет. Крылья лебедя легко взлетали вверх. Впереди его ждала родная сторона.

12. Заключительное слово учителя.

— Жизнь –самое ценное, что есть у нас, нужно её беречь. Нужно помогать друг другу в трудную минуту. И помнить, что природа беззащитна и ждет нашей помощи.

Итог урока. Рефлексия – технология «Микрофон», с использованием таблицы «Я…».

— Что дал вам этот урок? (

научился…

умею…

Я помог…

узнал…

благодарю…

— А я благодарю вас за умение сотрудничать и сопереживать.

Оценки: за творчество -,

за активность -,

за подготовку дополнительного материала -,

за работу по экологическому направлению -.

Каждому ученику на память об уроке дарится сувенир – лебедь-оригами.

Домашнее задание

— Откройте конверт №2 и вы ознакомитесь с домашним заданием для вашей группы.

— У кого есть вопросы?

— Урок закончен, спасибо!

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

  1. Реализация личностного подхода, учет возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника, раскрытие его личностного потенциала, так как рекомендуются задания, которые можно выполнять в паре, в группе, с помощью учителя.
  2. Реализация системно-деятельностного подхода, активизация познавательной деятельности каждого учащегося, формирование мотивации к достижению результатов. Рекомендации направлены на формирование способов практической работы с книгой, умения переносить знания из сферы учебных действий в сферу самостоятельного чтения. Задания нацелены на формирование не только внутрипредметных, но и метапредметных умений и способов деятельности, на формирование мышления как способности к открытию, а не узнаванию и воспроизводству полученного знания.
  3. Духовно-нравственное воспитание младших школьников, целостное развитие интеллектуальной, эстетической, волевой, эмоциональной сфер личности; формирование эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
  4. Формирование информационной грамотности: различные способы передачи информации (содержательные рисунки, схемы, таблицы, пиктограммы и т.д.), включение заданий, предполагающих активные действия обучающихся по поиску, осмыслению, обработке, организации информации, созданию простых информационных объектов.
  5. Стимулирование детского творчества, формирование умения решать творческие задачи, импровизировать, разыгрывать воображаемые ситуации. Творческая речевая деятельность детей может выражаться в устном и письменном высказывании
  6. Развитие коммуникативной компетентности посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
  7. Обеспечение социализирующей функции, формирование умений младшего школьника ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
  8. Интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности и дальнейшему самообразованию обучающихся. Актуализируются межпредметные связи с такими курсами, как «Русский язык», «Окружающий мир», «Изобразительное искусство».

Список использованной литературы:

  1. Басинский П. В. Лев Толстой: Бегство из рая / Гл. ред. Е. Шубина. — М.: Издательство АСТ, 2018. — 636 с.
  2. Басинский П. В. Лев Толстой. Свободный человек. — М. : Молодая гвардия, 2017.
  3. Дзержинский Ф. Я., Васильев Б. Д., Малахов В. В. Зоология позвоночных. — М.: Академия, 2013. — С. 307. — 464 с.
  4. Коблик Е. А., Редькин Я. А., Калякин М. В. и др. Полный определитель птиц европейской части России. В 3 частях / Под общ. ред. М. В. Калякина. — 2-е изд., доп. — М.: Фитон XXI, 2014.
  5. Л. Н. Толстой. Рассказы и сказки / Все лучшие сказки. – Издательство Росмен, 2014 – 144 с.
  6. Сказки Льва Николаевича Толстого [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hobbitaniya.ru/tolstoyln/tolstoyln.php
  7. Тамбиев А. Рекордные маршруты пернатых // Наука и жизнь. — М., 2010. — Вып. 184, № 10.
  8. Темплэр Л. Планета людей: природа и человечество — великая история борьбы. — М.: Эксмо, 2011. — 288 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Презентация «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого», автор М.Касаткина, ученица 4 класса, МОУ СОШ №1, г.Камешково Владимирской области.
  2. Видеоролик «Лебеди летят на юг». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=vmSjEFxIaJQ
  3. Видеоролик «Как взлетают лебеди». Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=ulDN8buIirA&t=11s
  4. Видеоролик «Лебеди над морем». Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=mfdmDlZepqs&t=209s
  5. Портреты Льва Николаевича Толстого.

  • Главная мысль рассказа трусишка вася зощенко
  • Главная мысль рассказа тринадцатый подвиг геракла
  • Главная мысль рассказа тоска
  • Главная мысль рассказа тома сойера для читательского дневника приключения
  • Главная мысль рассказа том сойер