Главная мысль рассказа левша

Анализ повести «Левша»: суть, смысл и идея произведения

­­Пример сочинения 1

История создания

Произведение «Левша» Николая Семенович Лескова было опубликовано в 1881 году в журнале «Русь» и в том же году включена в сборник « Праведники» самим автором. Сказка имела также и второе название «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе.

Жанр, направление

Автор всегда относил свое произведение к жанру сказа, но, тем не менее, среди читателей бытует мнения, что «Левша» относится и к повести, и к реализму.

Суть

 Данная книга заставляет читателя прочувствовать и задуматься над важным вопросом, ценятся ли талантливые люди в нашей стране? Основной сюжет картины показывает, в какой степени бывают, слепы люди у власти. Александр I прибывает в Англию, где видит уникальную работу здешних мастеров – блоху, но не простую, а металлическую и танцующую. Он привозит блоху в Россию, но про нее быстро все забывают, пока император Николай I вновь не вспоминает про нее и отправляет генерала Платова к тульским оружейникам. В Туле Платов требует от мастеров сделать что-то более интересное и искусное чем зарубежное изделие. Мастера берутся за работу с благодарностью за оказанное доверие.

Платов возвращается в Тулу через две недели, и даже не разобравшись с тем, что именно сделали мастера, забирает Левшу и везет к царю. Перед царем Левша показывает, какую именно работу провели тульские оружейники, оказывается, что они подковали ту самую блоху. Николай Павлович доволен работой мастеров.

Подкованную блоху, вместе с Левшой отправляют обратно в Англию, чтобы показать мастерство наших умельцев. Англичанам очень понравилась работа тульских мастеров, и они предлагают Левше остаться с ними, но Левша отказывается, он очень любит свою страну и хочет вернуться, англичане не могут его держать и отправляют домой.

По пути домой, на корабле, Левша заводит новое знакомство и напивается. Уже на родине его нового знакомого отправляют в специальный госпиталь для иностранцев, а самого Левшу в «холодный квартал», там его обкрадывают. Его находят и привозят в больницу, но он же очень слаб и умирает. Перед смертью Левша пытается донести до царя важную информацию, но до него она так и не доходит.

Главная мысль “Левши”

  Главная мысль Лескова «Левши» состоит в том, что в России есть великие и творческие люди, готовые идти за свою Родину до конца, однако такие люди оказываются незащищенными в собственной стране.  
 
Мастерство

В своем произведении Н. С. Лесков показывает, что русская земля владеет мастерами своего дела. Эти по-настоящему талантливые люди являются лицом всей страны. Именно Левша едет в Лондон представлять всю Россию. Его способности ценятся за рубежом, англичане просят Левшу остаться.

Писатель показывает, что главная мысль «Левши» заключена в том, что в России есть мастера, которые не только наравне с талантливыми людьми других стран, но и превосходят их по профессионализму.

Патриотизм

Центральный персонаж является носителем черт всего русского народа. Основная из них – любовь к собственной Родине. Судьба страны была для Левши важнее всего. Герой всегда заботился о благе своего Отечества, даже перед смертью он думает только о своем народе, поэтому Левша дает совет – как правильно чистить ружья.

Власть и народ

Н. С. Лесков в рассказе отмечает наличие великих людей в России, писатель действительно гордится ими. Однако он подмечает и другую мысль: к таким талантливым людям за рубежом относятся намного лучше, чем в собственной стране. Для автора это глубокое потрясение, на которое он хочет обратить внимание читателей и властей.


Пример сочинения 2

История создания

Читатели журнала «Русь» стали первыми, кто в 1881 году познакомился с опубликованным в издании «Сказом о тульском Левше и о стальной блохе». В дальнейшем Николай Лесков включил свое произведение в сборник «Праведники».

Повесть «Левша» уникальна, прежде всего, тем, что в ней гармонично переплетена реальность и вымышленные события. Писатель сделал это столь искусно, что воссоздается полная уверенность в реальности описанной истории.

В основу произведения легли правдивые события, а также исторические персонажи. Так, российский император Александр I в сопровождении верного казака Матвея Платова и в самом деле посещал Англию, где ему были оказаны высокие почести. По распоряжению императора в Англию отправились и два тульских оружейника, Леонтьев и Сурнин, чтобы перенять навыки и секреты заморских мастеров. И если Леонтьев пренебрег оказанным ему доверием, пустившись во все тяжкие, то Сурнин более ответственно подошел к поставленной задаче. В течение семи лет он обучался премудростям английских оружейников, после чего вернулся на родину. Благодаря приобретенным знаниям Сурнин смог внести весомый вклад в развитие оружейного производства в России. Считается, что именно Сурнин и стал прототипом тульского умельца по прозвищу Левша.

Жанр, направление

Жанровая принадлежность «Левши» всегда вызывала споры среди литературоведов. Так, одни считали, что произведение обладает типичными чертами повести, а другие были уверены, что это сказ в чистом его виде. Сам же Николай Лесков настаивал на том, чтобы его детище определялось как сказ. Кроме того, данное произведение зачастую относят к так называемой «цеховой» ли «оружейной» легенде, сложившейся в узких кругах людей этой профессии.

Лесков не скрывал, что к написанию «Левши» его подтолкнула история-басня, услышанная им от некоего оружейника из Сестрорецка. Писатель был настолько впечатлен услышанным, что вскоре принялся за написание повести. В ней он высказал свою искреннюю любовь к простому трудовому народу, восхищение его талантами, необычайной смекалкой, скромностью и любовью к отчизне. Лесков щедро сдобрил произведение фольклором, крылатыми фразами, элементами волшебства, благодаря чему оно вошло в золотой фонд русской литературы.

Суть

В своей книге Николай Семенович поднял много важных тем, среди которых особенно выделяется одна – способность России оценить свои таланты по достоинству. Автор с сожалением констатирует тот факт, что ни власть, ни простой люд не способны видеть всю удивительную мощь и уникальность самородков – истинных мастеров своего дела.

Император Александр I, большой любитель и поклонник всего западного, решил посетить Англию. В европейской державе он с удовольствием знакомился с техническими новинками, восхищаясь талантом заграничных мастеров. Там же он приобрел уникальную вещицу – крошечную стальную блоху, способную танцевать. По возвращении на родину государь позабыл об этой игрушке, но спустя время она попалась на глаза императору Николаю I. Подивившись необычайно искусной работе, он отправил генерала Платова в Тулу на поиски талантов. Император мечтал утереть нос англичанам, и доказать, что русские мастера способны превзойти их в столь тонком деле.

Платову удалось отыскать трех искусных оружейников, которым он передал приказ императора – придумать и сделать нечто необыкновенное, чтобы по сравнению с ним стальная блоха казалась бы грубой поделкой. Поблагодарив за высочайшее доверие, оружейники приступили к работе.

Спустя несколько недель Платов появился у оружейников и, узнав, что работа готова, взял с собой Левшу и отправился в императорский дворец. Левша продемонстрировал изумленному Николаю I свою работу – на каждой лапке английской блохи красовались крошечные подковки, которые можно было разглядеть только под микроскопом.

Император был несказанно рад такой победе, и сразу же отправил подкованную блоху в Англию, а вместе с ней и Левшу. Англичане были также поражены мастерством тульских оружейников. Они предложили Левше навсегда остаться в Англии, чтобы совершенствовать свой редчайший талант, однако мастер отказался от заманчивого предложения и вернулся на родину.

Во время морского путешествия Левша познакомился с полшкипером, с которым изрядно напился. В Петербурге иностранного моряка отправили в госпиталь, а бедолагу Левшу – в «холодный квартал», где его обобрали до нитки. Затем умирающего мастера перевезли в больницу для бедных. Перед смертью он пытался передать государю важную информацию через доктора Мартын-Сольского, однако граф Чернышев не собирался связываться с оружейником, который в скорости умер в полной безвестности.


Пример сочинения 3

В своих произведениях Н. С. Лесков нередко брался за изображение русского народа и стремился наиболее точно и ярко отразить его особенности. Так, в сказе «Левша» писатель рассказывает о судьбе талантливого русского умельца, которая разбивается о безразличие и жестокость власти.

История создания

Н. С. Лесков написал «Левшу» в 1881 году и сразу опубликовал свое произведение в журнале «Русь». К первому отдельному изданию писатель написал предисловие, в котором объяснил происхождение сюжета. Легенда о блохе и подковавшем ее мастере якобы была записана по сказу старого тульского оружейника, с которым Н. С. Лесков познакомился в Сестрорецке.

Позднее автор отказался от публикации этого предисловия и на обвинения критиков в использовании народного сюжета заявлял, что его сказ – литературный вымысел, основанный на известной прибаутке об английской стальной блохе, которую тульские мастера подковали и отправили обратно.

Н.С. Лесков был очень патриотичным писателем и прославлял традиционные ценности. Многие его произведения направлены на раскрытие феномена русского духа. Богатство русской души, самобытности исторического пути России, духовность отечественной культуры — вот главные темы творчества Лескова.

Жанр, направление

Авторское определение жанра «Левши» отсылает читателя к фольклорным истокам нашей литературы. Сам Н. С. Лесков назвал свое произведение «сказом». Для этого литературного жанра характерно подражание фольклорному стилю, а повествование обычно ведется от лица вымышленного рассказчика, близкого по образу к народным сказителям. Такая стилизация позволила писателю приблизить свой текст к народному творчеству, создать произведение, которое можно пересказывать в виде живой, веселой и поучительной истории про судьбу русского героя-умельца.

Направление творчества Н.С. Лескова — реализм. Однако в данном произведении прослеживаются черты романтизма:

  • Автор идеализирует прошлое и обращается к преданиям старины глубокой;
  • Образ Левши явно приукрашен и противопоставлен окружающему его миру и обществу;
  • Писатель сталкивает порочную городскую среду и тихий деревенский мир, где люди живут в гармонии друг с другом.

Смысл названия «Левша»

Полное название произведения звучит как «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Таким названием Н. С. Лесков сразу задает жанр, настраивает читателя на восприятие полусказочной-полуреальной истории о народном герое и выпавших на его долю приключениях.

Вынесение в заглавие текста самого Левши неслучайно. Левша – не имя персонажа, а его отличительная особенность, сам герой остается безымянным мастером. Даже на выкованных крохотных гвоздиках для подков блохи не остается места для его имени. Это позволяет писателю сделать героя собирательным образом всех неизвестных русских умельцев, преданных своему дела и своей родине, но не оцененных по достоинству.

Суть произведения:

Движущей силой повествования становится своеобразное соревнование между английскими и русскими мастерами. Во время путешествия по Англии император Александр I восхищается изобретениями местных умельцев и не жалеет огромных денег за заморскую диковинку – механическую танцующую блоху. О блохе быстро забывают, пока она не оказывается у Николая I. Одержимый идеей превосходства над другими странами, новый император отправляет генерала Платова к тульским мастерам, чтобы те смогли показать свое искусство и сделать что-то более интересное. Трое лучших мастеров задумывают подковать маленькие лапки блохи крохотными подковами, а самый искусный из них – косой левша – выковывает для этих подков гвоздики.

Император и генерал довольны тем, что удалось превзойти иностранных мастеров, и даже отправляют Левшу с делегацией в Англию, чтобы те продемонстрировали свое превосходство. В Англии Левшу ожидает много открытий: там не только используют более передовые техники, например, чистки ружей, но и совсем иначе о

Богатство русской души, самобытности исторического пути России, духовность отечественной культуры — вот главные темы творчества Лескова.

Жанр, направление

Авторское определение жанра «Левши» отсылает читателя к фольклорным истокам нашей литературы. Сам Н. С. Лесков назвал свое произведение «сказом». Для этого литературного жанра характерно подражание фольклорному стилю, а повествование обычно ведется от лица вымышленного рассказчика, близкого по образу к народным сказителям. Такая стилизация позволила писателю приблизить свой текст к народному творчеству, создать произведение, которое можно пересказывать в виде живой, веселой и поучительной истории про судьбу русского героя-умельца.

Направление творчества Н.С. Лескова — реализм. Однако в данном произведении прослеживаются черты романтизма:

  • Автор идеализирует прошлое и обращается к преданиям старины глубокой;
  • Образ Левши явно приукрашен и противопоставлен окружающему его миру и обществу;
  • Писатель сталкивает порочную городскую среду и тихий деревенский мир, где люди живут в гармонии друг с другом.

Смысл названия «Левша»

Полное название произведения звучит как «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Таким названием Н. С. Лесков сразу задает жанр, настраивает читателя на восприятие полусказочной-полуреальной истории о народном герое и выпавших на его долю приключениях.

Вынесение в заглавие текста самого Левши неслучайно. Левша – не имя персонажа, а его отличительная особенность, сам герой остается безымянным мастером. Даже на выкованных крохотных гвоздиках для подков блохи не остается места для его имени. Это позволяет писателю сделать героя собирательным образом всех неизвестных русских умельцев, преданных своему дела и своей родине, но не оцененных по достоинству.

Суть произведения:

Движущей силой повествования становится своеобразное соревнование между английскими и русскими мастерами. Во время путешествия по Англии император Александр I восхищается изобретениями местных умельцев и не жалеет огромных денег за заморскую диковинку – механическую танцующую блоху. О блохе быстро забывают, пока она не оказывается у Николая I. Одержимый идеей превосходства над другими странами, новый император отправляет генерала Платова к тульским мастерам, чтобы те смогли показать свое искусство и сделать что-то более интересное. Трое лучших мастеров задумывают подковать маленькие лапки блохи крохотными подковами, а самый искусный из них – косой левша – выковывает для этих подков гвоздики.

Император и генерал довольны тем, что удалось превзойти иностранных мастеров, и даже отправляют Левшу с делегацией в Англию, чтобы те продемонстрировали свое превосходство. В Англии Левшу ожидает много открытий: там не только используют более передовые техники, например, чистки ружей, но и совсем иначе относятся к грамотным мастерам своего дела: с почтением и уважением. Несмотря на все уговоры, герой отказывается остаться в чужой стране, он стремится больше узнать и привезти полученный опыт на родную землю, но вскоре после прибытия Левша трагически умирает, а его умения и знания оказываются никому не нужны.

Главная мысль “Левши”

Главная мысль Лескова «Левши» состоит в том, что в России есть великие и творческие люди, готовые идти за свою Родину до конца, однако такие люди оказываются незащищенными в собственной стране.

Мастерство

В своем произведении Н. С. Лесков показывает, что русская земля владеет мастерами своего дела. Эти по-настоящему талантливые люди являются лицом всей страны. Именно Левша едет в Лондон представлять всю Россию. Его способности ценятся за рубежом, англичане просят Левшу остаться. Писатель показывает, что главная мысль «Левши» заключена в том, что в России есть мастера, которые не только наравне с талантливыми людьми других стран, но и превосходят их по профессионализму.

Патриотизм

Центральный персонаж является носителем черт всего русского народа. Основная из них – любовь к собственной Родине. Судьба страны была для Левши важнее всего. Герой всегда заботился о благе своего Отечества, даже перед смертью он думает только о своем народе, поэтому Левша дает совет – как правильно чистить ружья.

Власть и народ

Н. С. Лесков в рассказе отмечает наличие великих людей в России, писатель действительно гордится ими. Однако он подмечает и другую мысль: к таким талантливым людям за рубежом относятся намного лучше, чем в собственной стране. Для автора это глубокое потрясение, на которое он хочет обратить внимание читателей и властей.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Главная мысль «Левши»», рассмотрит основные мысли Н. С. Лескова, которые художественно воплотились в его сказе.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Нахида Кусанали

    11/12

  • Яромир Корнишков

    11/12

  • Ковалев Иван

    12/12

  • Варвара Смородина

    12/12

  • Ольга Моргунова

    11/12

  • Джерри-И-Багира Казаковы

    10/12

  • Ярик Шапилов

    12/12

  • Vlad Vaha

    12/12

  • Аминат Курбанова

    12/12

  • Надежда Набокова

    10/12

Чему учит произведение левша

Основная мысль

Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что часто талантливые и скромные люди живут в невыносимых условиях. Продолжая ежедневно тяжело работать, они прославляют родину, приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Такие люди часто умирают в бедности и муках.

Жизненные уроки в произведении Лескова

В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:

Рассказ левша чему учит

  • любви;
  • патриотизму;
  • трудолюбию;
  • уважительному отношению к людям;
  • доброте и милосердию.

«Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».

Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.

Любовь к родине

Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.

Чему учит рассказ левша

Отказавшись от выгодных предложений, суливших почет и достойное вознаграждение за труд, с нетерпением смотрит кузнец в сторону родного края, уплывая на корабле из Англии, а мысли его заняты знанием о том, как надо чистить ружье (это он разузнал у английских мастеров).

Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.

Трудолюбие и преданность своему делу

«Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.

Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.

Доброта и скромность

Чему учит произведение левша

Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».

Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.

Социальное неравенство

Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:

  1. Глазами Левши автор с удивлением рассматривает и анализирует условия работы кузнецов английского завода: они всегда сыты, одеты, арифметике обучены.
  2. Тульские труженики — люди бедные, работают при тусклом свете маленькой лампадки, а из грамоты у них только Псалтырь и Полусонник.

Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».

Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.

Доброжелательное отношение к людям

Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.

Главная мысль левша

Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».

Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера. Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».

Роль в русской литературе

«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.

Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.

Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А. Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».

Анализ повести «Левша» Лесков

Повесть Лескова «Левша» наполнена фольклорными и сказочными мотивами, но создана в духе реализма и поднимает серьезные проблемы русского общества. Судьба талантливого оружейного мастера могла быть блистательной, однако оказывается трагической по вине государства.

Год написания и публикации — 1881.
История создания — Лескова обвиняли в том, что он якобы просто пересказал тульскую легенду об оружейнике, но автор создал ее сам. Прототип героя – Алексей Сурнин. Он долго жил и обучался в Англии, а после внедрял в России новаторские разработки и обучение для рабочих.
Жанр — повесть, в другой трактовке – сказ.
Направление — реализм.
В повести присутствуют элементы фольклорной сказки, басни, цеховой легенды, что несколько затрудняет определение литературного направления.
Основная идея — Русское общество пренебрежительно относится к мастерам из народа, имеющим золотые руки и уникальные навыки. Те умения, которые за границей были бы оценены по достоинству, в России полностью обесцениваются из-за негуманного отношения к простому человеку.
Тема — Русский народ может создать шедевр, не имея условий труда, нужных инструментов и достаточно времени, но это не делает ценным его мастерство, только результат.
Проблема — Неумение ценить в своем отечестве творческую одаренность народа, которая могла бы прославить Россию на весь мир.
Композиция — повесть состоит из 20 небольших глав.
Сюжет строится вокруг одного необыкновенного события в жизни левши, которая сводит его и с царем, и с заграничными коллегами, но после приводит его к смерти.

Было интересно? Смотри еще:

  • Краткая биография Лескова Николая Семеновича
  • Сочинение на тему «Образ Левши в повести Н.С. Лескова»
  • Левша Лесков Н.С. — читательский дневник
  • Сочинение на тему «Левша – народный герой по повести Н.С. Лескова»
  • Сочинение на тему «Современный Левша по повести Н.С. Лескова»
  • Краткое содержание повести «Левша» Лесков
  • Сочинение на тему «Левша – талантливый самородок по повести Н.С. Лескова»

Рейтинг пользователей

    • Сочинения
    • По литературе
    • Лесков
    • Анализ произведения Левша

    Анализ произведения Левша Лескова (суть, смысл и идея повести)

    История создания

    Произведение «Левша» Николая Семенович Лескова было опубликовано в 1881 году в журнале «Русь» и в том же году включена в сборник « Праведники» самим автором. Сказка имела также и второе название «Сказ о тульском Левше и о стальной блохе.

    Жанр, направление

    Автор всегда относил свое произведение к жанру сказа, но, тем не менее, среди читателей бытует мнения, что «Левша» относится и к повести, и к реализму.

    Суть

    Данная книга заставляет читателя прочувствовать и задуматься над важным вопросом, ценятся ли талантливые люди в нашей стране? Основной сюжет картины показывает, в какой степени бывают, слепы люди у власти. Александр I прибывает в Англию, где видит уникальную работу здешних мастеров – блоху, но не простую, а металлическую и танцующую. Он привозит блоху в Россию, но про нее быстро все забывают, пока император Николай I вновь не вспоминает про нее и отправляет генерала Платова к тульским оружейникам. В Туле Платов требует от мастеров сделать что-то более интересное и искусное чем зарубежное изделие. Мастера берутся за работу с благодарностью за оказанное доверие.

    Платов возвращается в Тулу через две недели, и даже не разобравшись с тем, что именно сделали мастера, забирает Левшу и везет к царю. Перед царем Левша показывает, какую именно работу провели тульские оружейники, оказывается, что они подковали ту самую блоху. Николай Павлович доволен работой мастеров.

    Подкованную блоху, вместе с Левшой отправляют обратно в Англию, чтобы показать мастерство наших умельцев. Англичанам очень понравилась работа тульских мастеров, и они предлагают Левше остаться с ними, но Левша отказывается, он очень любит свою страну и хочет вернуться, англичане не могут его держать и отправляют домой.

    По пути домой, на корабле, Левша заводит новое знакомство и напивается. Уже на родине его нового знакомого отправляют в специальный госпиталь для иностранцев, а самого Левшу в «холодный квартал», там его обкрадывают. Его находят и привозят в больницу, но он же очень слаб и умирает. Перед смертью Левша пытается донести до царя важную информацию, но до него она так и не доходит

    Главные герои и их характеристика

    Александр I – Очень любознательный и впечатлительный человек. Император. Меланхолик, считает, что чудесные изобретения могут делать только иностранцы.

    Николай I –Император. Имеет хорошую память. Верит в мастерство русских умельцев, но не задумывается каким трудом, достигается это мастерство.

    Матвей Иванович Платов – Человек очень любящий свою родину. Храбрый и отважный казак и граф. Имеет нетерпеливый характер, но великодушен и если неправ, попросит прощения.

    Левша – Человек с чистым сердцем, доброй душой, светлым умом и с золотыми руками. Очень любит свою родину.

    Доктор Мартын-Сольский – Пытается помочь Левше, но успевает. Левша доверяет профессору свой секрет, предназначенный для императора.

    Граф Чернышев – военный министр. Не любит простой народ. Имеет завышенную самооценку.

    Темы и проблемы

    В произведении Лескова раскрыто множество тем: тема русских талантов, патриотизма, социальной несправедливости, любви к родине. Лесков также затронул проблемы власти и отношение талантливых людей к труду.

    Особенности

    Особенностью произведения является тонкая грань между добром и злом в каждом человеке. Автор смог показать, что хорошее и плохое есть в каждом из нас. Как, например Платов, он является героем, но в тое время может поднять руку на обычного человека.

    Еще одной особенностью является речь героем, автор показал, как разговаривают разные слои населения на примере каждого героя.

    Чему учит?

    Автор учит тому, что все люди равны, и отношение ко всем должно быть одинаково. На каждого человека нужно смотреть не по социальному статусу, а по внутреннему миру и навыкам.

    2 вариант

    В произведении Лескова «Левша» сплелись в единстве реальность и вымысел. Александр I в действительности посещал Англию в сопровождении казака Платова. А затем туда направляются два оружейника из Тулы для знакомства с производством оружия. Через несколько лет один из них возвращается в Россию и использует полученные навыки на родной территории. Он и стал прототипом главного героя.

    В отношении жанра мнения разошлись. Кто-то утверждает, что это повесть, а другие, включая автора, выступают за сказ.

    Фабула произведения даёт повод задуматься ценит ли Россия свои таланты? В Англии императору представили танцующую блоху. Затем тульским умельцам было дано задание выполнить что-то более впечатляющее. Российские мастера не подвели и выполнили подковы для английской блохи. Такому таланту в Англии позавидовали и просили Левшу не возвращаться обратно. Но преданный мастер не смог забыть родины и возвращается назад. В пути Левшу подстерегает русская проблема отношения к спиртному. И по возвращению в Петербург уже больного мастера отправляют умирать в обычную лечебницу.

    Тема великих русский талантов и их любовь к родине является основополагающей в творчестве Лескова. Вынужденный умирать, помещенный в плохие условия, Левша думает прежде всего о родной земле. Он ищет возможность, чтобы сообщить главе государства, о необходимости прекратить чистку оружия кирпичом.

    Подобное отношение к людям со стороны власти являлось проблемой на всей территории России. Произведение Лескова насыщено одновременно печальным весельем. Автора приводит в недоумение контрастное отношение того, что заграницей мастера из России принимают со всеми почестями и просят остаться. А в самой России, которую умелец не может оставить, его не ценят и бросают на произвол судьбы.

    Образ Левши — является по-настоящему праведным. Он верен своему отечеству и готов работать только на его благо. Своими поступками он возвышается над всем материальным. Люди находящиеся во главе государства этого не замечают и не способны оценить. Но такие герои, как Левша навсегда остаются жить в памяти народа, той страны, на благо которой они работали.

    Автор в своём произведении показал все разнообразие характеров. Большинство, из которых являются противоречивыми. Например, Платов будучи героем, был способен обидеть «маленького» человека.

    Лесков является настоящим учителем справедливости. Своим произведением он призывает ценить личность не за происхождение, а за поступки и качества.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Анализ произведения Левша

    Анализ произведения Левша

    Популярные сегодня темы

    • Анализ произведения Игроки Гоголя

      Николай Васильевич Гоголь в своей повести «Игроки» затронул очень животрепещущую в то время тему. Тему игры, карточных долгов и шулерства.

    • Герои рассказа Матренин двор Солженицына сочинение

      Фаддей – человек, который собирался жениться на главной героине, но он оказался в плену, потому Матрёна вышла замуж за его брата. Вернувшись, он сказал, что убил бы обоих, если б это был не Ефим.

    • Судьбы девушек в повести А зори здесь тихие Васильева

      В произведении имеются несколько героинь с тяжелой судьбой. Одной из таких героинь является Женя Комелькова. Она обаятельная и отважная

    • Сочинение Проблема смысла жизни человека (итоговое с аргументами и примерами из литературы)

      Иногда людям требуются годы на поиск ответа на вопрос: «В чём смысл его жизни». Однако каждый отвечает на него по-разному, это зависит от личных приоритетов и ценностей. Писатели-классики отечественной литературы

    • План рассказа Легенда об Арионе Геродота 6 класс

      Единоличным властителем Коринфа был Периандр. С ним случилась удивительная история. Арион был певцом у Периандра, затем решил отбыть в Италию на Сицилию, заработал там состояние и захотел

    На чтение 6 мин. Опубликовано 06.03.2020

    Главная мысль произведения «Левша» заключается в том, что работа многих талантливых мастеров недооценивается по достоинству. Умельцы готовы на все ради страны, но остаются не защищенными в своем государстве. В повести поднимаются такие важные вопросы, как патриотизм, отношение власти к народу, талант, жизнь простых людей. Автор пытается донести до читателя, что российские одаренные умельцы не получают признания в родной стране. Это видно на примере Левши.

    Содержание

    1. Анализ повести и ее смысл
    2. Краткое содержание
    3. История создания и суть текста
    4. Описание персонажей и их роль
    5. Императоры Александр и Николай
    6. Талантливый умелец
    7. Второстепенные лица

    Анализ повести и ее смысл

    Портрет главного героя повести — образ простого русского человека, любящего свое дело всей душой. Он обладает богатым внутренним миром, желанием сделать свою родину лучше. Повесть изучается в 6 классе, это дает возможность ученикам понять, какие острые проблемы, затронутые в книге, актуальны по сей день.

    Краткое содержание

    Произведение начинается с путешествия государя по Европе. Англичане старались поразить своего гостя некой диковинкой. Они показали императору маленькую танцующую блошку, которую можно было разглядеть только через микроскоп. Российский государь пришел в восторг от этого изделия и купил блоху. При этом первой его мыслью было то, что иностранцы гораздо умелее отечественных мастеров.

    Главная мысль произведения «Левша»

    После кончины императора блоха попала в руки к другому государю — Николаю. Только вот никто ничего не знал об этой диковинке. Но нашелся человек, который смог рассказать хоть что-то. Николай издал указ, в котором приказал найти российских умельцев, способных сделать что-нибудь этакое с зарубежным изделием, чтобы доказать иностранцам, что российские мастера ничем не хуже.

    За дело взялся талантливый мастер Левша. Он подковал блоху. Сначала государь не понял, в чем дело, что именно изменилось.

    Изделие перестало танцевать. Благодаря микроскопу Николай увидел крошечные подковки на лапках блохи. Левшу наградили и отправили в Англию, чтобы показать усовершенствованное изделие.

    За границей мастер был встречен с почестями и любезностями. Ему предложили остаться в стране на хороших условиях. Только это не подкупило Левшу, так как он был настоящим патриотом. Герой не представлял жизни вдали от своей родины.

    Заграницей мастер узнал о том, что в русской армии неправильно чистят ружья. Левша переживал, что кто-то из-за этого может пострадать. Он поторопился вернуться домой, чтобы поскорее сообщить новость императору. Но, увы, герой так и не встретился с ним. В родном государстве его встретили иначе, чем в чужой стране. Дома Левшу избили, что привело к его смерти.

    История создания и суть текста

    Повесть написана в 1881 году. Как-то Лесков оказался в окрестностях Петербурга, где был в гостях у работника оружейного завода. Это путешествие сподвигло автора написать повесть. Идея создания сюжета произведения возникла у писателя, когда кто-то рассказал о косом левше, подковавшем английскую блоху.

    Лесков создал образ главного героя, который олицетворяет весь русский простой народ. В произведении переплетаются вымысел и реальность воедино. Сюжет повести — правдивая история.

    Анализ произведения «Левша» позволяет выявить, какие острые социальные вопросы затрагивает автор. Среди них:

    Левша анализ

    1. Бесправное положение простых людей. Пример Левши показывает, в каких условиях ему приходится жить, отношение к нему со стороны государства.
    2. Образование.Талантливые мастера не могут его получить, соответственно, не могут развиваться, расти. Их дар уникален, но для его усовершенствования нужны знания, которые невозможно получить. Есть желание, но нет возможностей.
    3. Дарование простых людей не оценивается по достоинству, несмотря на то, что отечественные мастера смогут легко затмить зарубежных.
    4. Власть преклоняется перед Англичанами, а русского человека не ценит.
    5. Патриотизм. Левша доказал, что не променяет родину ни на какие богатства.

    Описание персонажей и их роль

    Писатель рассказывает о своем герое Левше с трепетом и любовью. Автор переживает за то, что такой талантливый человек не оценен по достоинству в родном государстве.

    Императоры Александр и Николай

    В повести рассказывается о двух государях, которые управляли страной: Александр и Николай.

    Первый персонаж подвержен воздействию со стороны. Его восхищают изделия зарубежных мастеров, а своих он не замечает, считает, что они не способны обогнать англичан. Александру присущи следующие черты:

    • разум;
    • любопытство;
    • расчетливость;
    • эмоциональность;
    • бесхарактерность;
    • зависимость от чужого мнения.

    Произведение Левша

    Его довольно легко обмануть. Государь почитает Европу и все, что с ней связано. В силу, талант и ум своего народа он не верит.

    Николай же любит Россию и ее народ. Он считает отечественных мастеров самыми талантливыми в мире. Государь обладает такими чертами:

    • ум;
    • благоразумие;
    • прекрасная память;
    • объективность;
    • сдержанность;
    • рассудительность;
    • патриотизм.

    Николай способен принимать взвешенные и обдуманные решения, не делать раньше времени выводов. Он не подвержен панике, способен размышлять и рассуждать. Эти персонажи сильно отличаются друг от друга. Особенно это касается отношения к людям и их талантам.

    Талантливый умелец

    Левша — человек с золотыми руками, русский умелец. Герой делает любую работу левой рукой, за что и получил свое прозвище. С виду это косой худощавый мужчина в поношенной одежде. Но внешность ничего не скажет о его прекрасном внутреннем мире. Этот персонаж очень трудолюбив, добродушен, терпелив, бескорыстен. Он способен на благие дела. Левша остается спокойным в любой ситуации.

    Он безграмотен, но это не останавливает его талант. Главный герой был религиозным человеком, который переживал за свою родную страну, соотечественников и близких людей. Он никогда не держал зла, был дружелюбным по натуре.

    Через этого персонажа автор хочет донести главную мысль рассказа «Левша». Несмотря на бедность и необразованность героя, он ничем не уступает своими талантами и навыками зарубежным мастерам. Его любовь к родине показывает, что такие люди, как он, не гонятся за деньгами. Ведь мастер мог бы продать блоху за огромное состояние в Англии, но не стал этого делать. Левша никогда не предаст свое Отечество.

    Второстепенные лица

    К второстепенным действующим лицам относятся Платов, Полшкипер и Тульские мастера. Отважный и разумный предводитель казачьей армии Платов путешествовал по Европе вместе с государем Александром. Этот персонаж любил и ценил русскую культуру, уважал своих соотечественников.

    Полшкипер и Тульские мастера

    Именно он убедил императора, что российские мастера уникальны и неповторимы. Платов сыграл двоякую роль в повести. С одной стороны, этот человек повлиял на то, что Левша оказался в Англии, показал иностранцам отечественное творение. Но с другой стороны, он повинен в смерти главного героя, так как не смог обеспечить ему достойную встречу в родной стране.

    Полшкипер — англичанин, соревновавшийся с Левшой, кто больше выпьет. На фоне этого персонажа автор показывает, как относятся в России к людям. Иностранца встретили с почестями и заботой, а своего же гражданина избили, после даже не вспомнили за заслуги.

    Трагическая судьба главного героя отражает проблемы несправедливости власти к своему народу.

    Это основная мысль, которую хочет донести Лесков. Анализ «Левши» показывает бессердечие, бесправие, угнетение, жестокость власти. Вот так государство относится к своим гражданам. Это тревожит автора, он пытается вскрыть все пороки правителей. Мастера делают все возможное ради своей страны, причем в нелучших условиях. Они отдают себя без остатка делу, делают это безвозмездно. Но, увы, государственные деятели не могут это оценить по достоинству.

  • Главная мысль рассказа трусишка вася зощенко
  • Главная мысль рассказа тринадцатый подвиг геракла
  • Главная мысль рассказа тоска
  • Главная мысль рассказа тома сойера для читательского дневника приключения
  • Главная мысль рассказа том сойер