Главная мысль рассказа максимка станюкович

После изучения в классе или дома морского рассказа Станюковича «Максимка», краткое содержание для читательского дневника составляется быстро. Но надо учитывать некоторые особенности. 

Если внимательно читать или слушать онлайн эту книгу, запомнится большое количество деталей, связанных с описанием команды и океана – то тихого, то рокочущего. Выбирать следует только те события, которые непосредственно влияют на развитие сюжета.

Главные герои и их характеристика

Максимка и Лучкин

В рассказе несколько главных персонажей:

  1. Иван Лучкин — около сорока лет, фор-марсовый матрос, работает с парусами и служит на фок мачте. Его отличной службе уже 15 лет. Он «лучший матрос, но отчаянный пьяница», поэтому у него красный нос. Однако Лучкин очень добрый, отзывчивый. Он мастер на все руки и раньше всех догадался сшить негритенку матросскую одежду по росту.

  2. Максимка – худой мальчик-негр 10-11 лет, сирота, сначала был робким и забитым. Бывший хозяин купил его в Мозамбике и постоянно бил плеткой. Максимка умеет быть благодарным, он сообразительный и трудолюбивый, ласковый, добродушный.

К главным героям можно отнести не только Максимку и Ивана Лучкина. 

Команда "Забияки"

В судьбе негритенка так или иначе принимали участие многие члены экипажа клипера «Забияка»:

  1. Капитан – пожилой крепкий брюнет, с сочувствием относится к попавшим в беду; разрешил оставить арапчонка на корабле, позаботился о нем после плавания.

  2. Доктор — уже в годах, он добродушный, веселый.

  3. Мичман Петенька — хорошо говорит по-английски; это порядочный и добрый молодой человек, научил Максимку читать и писать по-русски.

  4. Старый плотник Захарыч — человек без предрассудков, жалеет Максимку.

  5. Боцман Василий Егорович — строгий, справедливый, любит порядок. По просьбе матросов он хлопотал за сироту перед старшим офицером.

Сироту-арапчонка жалели практически все матросы и офицеры.

Краткое содержание рассказа «Максимка»

Русский военный паровой клипер с лихим названием «Забияка» шел тропиками Атлантического океана. На бирюзовом высоком небосклоне ярко светило южное солнце. Горизонт был пуст, только переливались серебряной пеной гребни синих волн. Изредка блеснет чешуя летучей рыбки и покажется темная спина кита.

Спасение Максимки

Ночь прошла, и моряки занимались чисткой снастей и палубы корабля. Вдруг часовой крикнул, что увидел человека в море. Весь экипаж пришел в движение, клипер снял паруса и спустил на воду баркас. Когда он вернулся, все увидели маленького негритенка. Его сняли с обломка мачты американского брига «Бетси».

Матросы и офицеры очень жалели мальчика. Мичман Петенька выяснил, что капитан-американец избивал арапчонка плетью, считал его рабом.

Пока все обсуждали, как помочь сироте, Иван Лучкин сшил ему маленькую матросскую форму, нарек Максимкой в честь святого Максима и взял мальчика под свою опеку. Он учил негра говорить по-русски, баловал его сахаром и приучал к выполнению простой работы на корабле.

Когда корабль подходил к мысу Доброй Надежды, Лучкин все больше мрачнел. Он объяснил Максимке, что его оставят там на берегу. Но мальчик, который все это время жил как в сказке, горячо убеждал своего опекуна, что хочет быть русским матросом.

Максим юнга

Тогда Лучкин попросил боцмана Егорыча замолвить за арапчонка слово, чтобы оставить на корабле. Другие матросы поддержали эту идею. Капитан хотел было отказать в этой просьбе, но ему тоже было жаль мальчугана, и он дал согласие. Так маленький арап стал юнгой. Его окрестили, назвали Максимом Забиякиным.

Максимка был в плавании три года. За это время мичман Петенька обучил его чтению и письму. В Кронштадте капитан определил мальчика в школу фельдшерских учеников. Иван Лучкин вышел в отставку, чтобы быть ближе к своему воспитаннику. Он остепенился и стал меньше пить.

Главная мысль произведения Константина Станюковича

Станюкович показывает доброту русских моряков, их способность к сочувствию. Они не делят людей по цвету кожи, искренне радуются спасению маленького арапчонка. 

Если у одинокого человека, каким был Иван Лучкин, появляется цель в жизни, то он способен на благородные поступки и преодоление своих пороков.

Читайте также краткое содержание другого рассказа Станюкевича — Рождественская ночь.

Автор: Константин Станюкович

Название: «Максимка»

Жанр: рассказ

Тема произведения: милосердие и добродушие

Число страниц: 48

Главные герои и их характеристика:

  • Максимка – мальчик 10-11 лет, находчивый, благодарный, резвый, добрый
  • Иван Лучкин – отзывчивый, добродушный, милосердный матрос

Мое отношение к героям произведения:

Максимка очень милый! Я думаю, что ему повезло оказаться на корабле. Тут он обрёл радость и ласку.

Экипаж корабля оказался очень добрым и понимающим. Максимку жалели, ему помогали практически все моряки.

О чем произведение (кратчайшее содержание, 1-2 предложения):

Экипаж корабля «Забияка» спасает чернокожего мальчика лет 10.

Сюжет — краткое содержание:

  1. По Атлантическому океану плыл русский корабль.
  2. Часовой увидел человека, который был привязан к мачте какого-то судна. Потерпевшего удалось спасти. Оказалось, что это чернокожий мальчик.
  3. Когда ребёнок стал лучше себя чувствовать, он на английском рассказал о тяжёлой судьбе. Его постоянно избивали, он не видел материнской любви. После того, как на корабль напали, мальчик оказался на мачте.
  4. Иван Лучкин принёс герою одежду, которую сам сшил. Ребёнка стали называть Максимкой. Иван начал меняться. Он захотел перестать пить, ухаживал и присматривал за своим подопечным.
  5. Максимку оставили матросом на судне. А через время крестили, дали фамилию «Забиякин» и отправили учиться на фельдшера.

Понравившийся эпизод:

Мне понравился эпизод, когда Максимке принесли его одежду! Мальчик был так рад, ведь он никогда не ощущал такой заботы, ласки. Меня порадовало Поведение Ивана Лучкина, который не спал ночами, только чтобы одеть и обуть Максимку, заставить почувствовать себя нужным.

План произведения для пересказа:

  1. Океан
  2. Человек на мачте
  3. Мальчик
  4. Рассказ
  5. Новая одежда
  6. Теперь матрос
  7. Жизнь вне судна

Главная мысль:

В мире не без добрых людей.

Чему учит эта книга:

Произведение учит добродушию, милосердию, пониманию.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Очень хороший рассказ! Я восхищена экипажем корабля. Все эти люди не бросили умирающего мальчика, а оказали ему помощь. Это очень благородный поступок!

Новые слова и выражения:

  • Шлюпка – небольшое беспалубное судно
  • Консул – лицо, представляющее интересы родной страны

Пословицы к произведению:

  • Доброе словечко в жемчуге.
  • Доброе дело одно одного лучше, худое — одно одного хуже.
  • Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце все покрывает.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Отзыв о рассказе Станюковича «Максимка»Главный герой рассказа Константина Станюковича «Максимка» из сборника «Морские рассказы» — матрос Иван Лучкин, который служил на военном клипере «Забияка». Лучкин был хорошим матросом, но у него была пагубная страсть к спиртному. Порой доходило до того, что после увольнительной на берег товарищи Лучкина привозили его на корабль в бесчувственном состоянии. Но жизнь матроса Лучкина резко изменилась после одного события.

Корабль «Забияка» следовал с севера на юг вдоль африканского побережья, направляясь к мысу Доброй Надежды. В один из дней наблюдатель заметил в море человека, привязанного к обломку мачты. Капитан корабля приказал немедленно спустить баркас для спасения этого человека.

Спасенным оказался темнокожий мальчик, который остался единственным выжившим в кораблекрушении американского судна, перевозившего рабов. Мальчик был слугой капитана этого корабля, и ему приходилось ежедневно выносить побои и унижения от своего хозяина. Поэтому для спасенного было непривычным доброе к нему отношение русских моряков.

Мальчик был истощен и ослаблен после нескольких дней, проведенных в открытом море, и его поместили в лазарет. Вся команда корабля в тот день обсуждала спасение маленького арапчонка, и матросы думали о том, какой будет его дальнейшая судьба. Одно они знали точно – теперь он уже будет не рабом, а свободным человеком.

Когда пришла пора выписать мальчика из лазарета, выяснилось, что его не во что одеть. Своя одежда у арапчонка пришла в негодность, а готовая матросская форма была для него велика. Доктор и фельдшер мучительно пытались решить эту проблему, когда в лазарет явился Иван Лучкин. В руках у него был узелок. Как оказалось, Лучкин единственный из команды позаботился о мальчике, и сшил для него одежду. Он же дал арапчонку имя, назвав его Максимкой, потому что спасли мальчика в день святого угодника Максима.

Иван Лучкин с тех пор стал опекать Максимку и заботиться о нем. Он понемногу обучал его русскому языку и объяснял мальчику особенности матросской жизни. Максимка все схватывал на лету и вскоре стал любимцем команды.

Через три недели корабль достиг мыса Доброй Надежды, и Лучкин с грустью рассказал Максимке, что его высадят в Кейптауне. Но Максимка не захотел расставаться с добрым старым матросом, которого он называл Лючики. Максимка заявил, что тоже хочет быть матросом, как Лючики и служить вместе с ним.

Услышав о желании арапчонка, Лучкин рассказал о нем всей команде. Матросы обратились к боцману и попросили его донести до капитана просьбу команды оставить Максимку юнгой на судне. Капитан пошел навстречу команде, и Максимка стал юнгой на корабле «Забияка».

Вместе с Лучкиным новоиспеченный юнга сошел на берег в Кейптауне и не отходил от матроса ни на шаг. А когда Лучкин вновь выпил лишнего, Максимка сбегал за русскими матросами и они доставили Лучкина на корабль.

Максимка прослужил юнгой на клипере «Забияка» три года. Когда судно вернулось в Кронштадт, капитан устроил юнгу в школу фельдшерских учеников, а старый матрос Лучкин вышел в отставку, чтобы жить поблизости от Максимки. Пить отставной моряк теперь стал гораздо меньше.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Станюковича «Максимка» заключается в том, что забота о близких людях и особенно о детях помогает избавиться от вредных привычек и недостатков. Матрос Лучкин был пьяницей до тех пор, пока в его жизни не появился арапчонок Максимка. Забота о мальчике благотворно сказалась на Лучкине, и он справился со своей пагубной страстью.

Рассказ Станюковича «Максимка» учит помогать людям в минуты опасности и заботиться о детях.

В рассказе мне понравился главный герой, матрос Иван Лучкин, который один из всей команды догадался сшить спасенному из воды мальчику новую одежду, а после заботился о Максимке, как о родном человеке.

Какие пословицы подходят к рассказу Станюковича «Максимка»?

В воду попадешь — сухим не вылезешь.
Добро того учить, кто слушает.
Счастлив тот, кто вина не пьёт.

После изучения в классе или дома морского рассказа Станюковича «Максимка», краткое содержание для читательского дневника составляется быстро. Но надо учитывать некоторые особенности. 

Если внимательно читать или слушать онлайн эту книгу, запомнится большое количество деталей, связанных с описанием команды и океана – то тихого, то рокочущего. Выбирать следует только те события, которые непосредственно влияют на развитие сюжета.

Содержание

  • Главные герои и их характеристика
  • Краткое содержание рассказа «Максимка»
  • Главная мысль произведения Константина Станюковича

Главные герои и их характеристика

"Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

В рассказе несколько главных персонажей:

  • Иван Лучкин — около сорока лет, фор-марсовый матрос, работает с парусами и служит на фок мачте. Его отличной службе уже 15 лет. Он «лучший матрос, но отчаянный пьяница», поэтому у него красный нос. Однако Лучкин очень добрый, отзывчивый. Он мастер на все руки и раньше всех догадался сшить негритенку матросскую одежду по росту.

  • Максимка – худой мальчик-негр 10-11 лет, сирота, сначала был робким и забитым. Бывший хозяин купил его в Мозамбике и постоянно бил плеткой. Максимка умеет быть благодарным, он сообразительный и трудолюбивый, ласковый, добродушный.

  • К главным героям можно отнести не только Максимку и Ивана Лучкина. 

    "Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

    В судьбе негритенка так или иначе принимали участие многие члены экипажа клипера «Забияка»:

  • Капитан – пожилой крепкий брюнет, с сочувствием относится к попавшим в беду; разрешил оставить арапчонка на корабле, позаботился о нем после плавания.

  • Доктор — уже в годах, он добродушный, веселый.

  • Мичман Петенька — хорошо говорит по-английски; это порядочный и добрый молодой человек, научил Максимку читать и писать по-русски.

  • Старый плотник Захарыч — человек без предрассудков, жалеет Максимку.

  • Боцман Василий Егорович — строгий, справедливый, любит порядок. По просьбе матросов он хлопотал за сироту перед старшим офицером.

  • Сироту-арапчонка жалели практически все матросы и офицеры.

    Краткое содержание рассказа «Максимка»

    Русский военный паровой клипер с лихим названием «Забияка» шел тропиками Атлантического океана. На бирюзовом высоком небосклоне ярко светило южное солнце. Горизонт был пуст, только переливались серебряной пеной гребни синих волн. Изредка блеснет чешуя летучей рыбки и покажется темная спина кита.

    "Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

    Ночь прошла, и моряки занимались чисткой снастей и палубы корабля. Вдруг часовой крикнул, что увидел человека в море. Весь экипаж пришел в движение, клипер снял паруса и спустил на воду баркас. Когда он вернулся, все увидели маленького негритенка. Его сняли с обломка мачты американского брига «Бетси».

    Матросы и офицеры очень жалели мальчика. Мичман Петенька выяснил, что капитан-американец избивал арапчонка плетью, считал его рабом.

    Пока все обсуждали, как помочь сироте, Иван Лучкин сшил ему маленькую матросскую форму, нарек Максимкой в честь святого Максима и взял мальчика под свою опеку. Он учил негра говорить по-русски, баловал его сахаром и приучал к выполнению простой работы на корабле.

    Когда корабль подходил к мысу Доброй Надежды, Лучкин все больше мрачнел. Он объяснил Максимке, что его оставят там на берегу. Но мальчик, который все это время жил как в сказке, горячо убеждал своего опекуна, что хочет быть русским матросом.

    "Максимка" - краткое содержание рассказа К.М. Станюковича для читательского дневника

    Тогда Лучкин попросил боцмана Егорыча замолвить за арапчонка слово, чтобы оставить на корабле. Другие матросы поддержали эту идею. Капитан хотел было отказать в этой просьбе, но ему тоже было жаль мальчугана, и он дал согласие. Так маленький арап стал юнгой. Его окрестили, назвали Максимом Забиякиным.

    Максимка был в плавании три года. За это время мичман Петенька обучил его чтению и письму. В Кронштадте капитан определил мальчика в школу фельдшерских учеников. Иван Лучкин вышел в отставку, чтобы быть ближе к своему воспитаннику. Он остепенился и стал меньше пить.

    Главная мысль произведения Константина Станюковича

    Станюкович показывает доброту русских моряков, их способность к сочувствию. Они не делят людей по цвету кожи, искренне радуются спасению маленького арапчонка. 

    Если у одинокого человека, каким был Иван Лучкин, появляется цель в жизни, то он способен на благородные поступки и преодоление своих пороков.

    Предыдущая

    Краткое содержание«Растрепанный воробей» — краткое содержание сказки К.Г. Паустовского для читательского дневника

    Следующая

    Краткое содержание«Журавлиный крик» — краткое содержание повести Василя Быкова


    0

    Станюкович «Максимка», кто главные герои, какая главная мысль?

    1 ответ:



    1



    0

    «Максимка» — это рассказ о жизни спасённого мальчика-негра среди русских моряков на военном корабле «Забияка». «Арапчонок», как прозвали его матросы, был рабом на американском судне, где испытывал унижения и побои. Он удивляется тому, что белые люди сажают его обедать за один стол, ласково с ним общаются, рассказывают о порядках, заведённых на корабле. Матросы дали ему русское имя Максимка, и он стал им утешением и развлечение в долгом плавании вжали от родных берегов.

    Главные герои: спасённый арапчонок Максимка и бездетный матрос Лучкин, ставший ему другом и в какой-то степени заменивший ему отца.

    Главная мысль: русские люди приходят на помощь тому, кто попал в беду, не взирая на цвет кожи, национальность или вероисповедание.

    Читайте также

    Очень интересная и замечательная сказка.

    Главными героинями являются две сестры, одну из них звали Беляночка (в других переводах Белоснежка), а вторую — Розочка (по — другому Краснозорька). Обо девочки были трудолюбивыми, добрыми и не обидчивыми. А главное — любили друг друга, всегда были вместе.

    Медведь, а в действительности заколдованный принц, также является главным героем. Приходил к девочкам домой каждый день. В последствии женился на Беляночке.

    Гном — очень злой, противный, неблагодарный. Несколько раз девочки спасали его, а он в ответ только грубил и кричал. Позже медведь его убил.

    Главная мысль сказки: нужно быть трудолюбивым, сострадательным, бережно относиться к семье, близким, помогать окружающим вне зависимости — отблагодарят они или нет.

    <hr />

    Здесь (нажмите) можете найти подходящие к сказке пословицы, чему учимся.

    У Ивана Сергеевича Тургенева нет неинтересных произведений, на мой взгляд. Но не все они хорошо завершаются. Как и вот этот рассказ «Собака».

    Мне кажется, главный персонаж здесь и есть сама собака по кличке Трезор. Она совершила подвиг, выполнив свой собачий долг, когда дважды защитила своего хозяина от атаки бешеного пса и в результате погибла с разорванным горлом. Этот пес вызывает огромное уважение своей готовностью к самопожертвованию ради хозяина.

    **

    Второй герой произведения — это хозяин Трезора Порфирий Капитоныч. Именно его преследовало нечто «сверхъестественное»­<wbr />, когда он слышал дыхание, шорох под кроватью какой-то собаки, которой там и не было. По совету Божьего старца, он приобрел собаку, нарек ее Трезором, вырастил и любил.

    Именно Порфирию Трезор спас жизнь.

    Действующих лиц в рассказе довольно много, но главных персонажей я назвала.

    Примерный образец заполнения читательского дневника по рассказу Скребицкого «Джек» выглядит следующим образом:

    • Главная/основная мысль: основной темой я бы выделила верность человека по отношению к прирученным животным. Очень трогательно описана старость охотничьей собаки, отношение людей к ее желанию быть нужной им. Джек долго служил удовольствию людей, в благодарность этому, человек заботится и скрашивает тоску по былой жизни старой собаки. Все-таки это хотел подчеркнуть Скребицкий, когда писал свое произведение.
    • Главные герои/персонажи: два брата, одного из которых зовут Сережа, их отец — заядлый охотник, легавый пес Джек.

    План рассказа «Джек»:

    • приход папы;
    • знакомство с Джеком;
    • навыки легавых собак;
    • прогулка с Джеком;
    • охота на пенек;
    • эпизод на речке;
    • пришел август;
    • папа готовит ружье;
    • утро перед охотой;
    • Джек на болоте;
    • выстрел;
    • Джек ныряет за уткой;
    • добыча;
    • дикую утку помещают в сарай;
    • равнодушие собаки к домашней птице;
    • прошли годы;
    • охота старого Джека.

    Главные герои стихотворения три чудака, которым дали три пятака на покупки. Чудакам сказали купить кушак и колпак на два пятака, а третий пятак можно потратить как захочется. Но чудаки пришли обратно, они ничего не купили и не истратили, чудаки запутались в пятаках, они не поняли, что им нужно было купить, а не то, какой пятак на что потратить.

    План стихотворения «Чудаки»

    1 Задание чудакам

    2 По дороге на базар

    3 Почему чудаки не смогли выполнить поручение

    Рисунок к стихотврению

    Основная мысль стихотворения «Чудаки», умей выделять главную мысль, умей думать и рассуждать, иначе будешь слыть глупцом.

    Полный текст стихотворения Ю. Владимиров «Чудаки»

    qyOr36NJfiuK18CYanFCls6w5inUVE.png

    Бабушка и внучек.

    Главные герои этого рассказа Алексея Николаевича Плещеева:

    Ваня — внучек, мальчик дошкольного возраста.

    Бабушка — заботливая пожилая женщина.

    Учитель — внимательный и добрый, разрешил Ване приходить в школу.

    Главная мысль: нужно всячески поощрять стремление детей посещать школу и внимательно прислушиваться к их пожеланиям.

      В рассказе Константина Станюковича «Максимка», как и во многих других его произведениях, прослеживается тема военно-морского флота.

    Сюжет

      Действия происходят во время длительного плавания русского военного корабля – клипера «Забияка» в Атлантическом океане.

      Основные персонажи:

    • Максимка – чернокожий мальчик;
    • матрос Иван Лучкин;
    • мичман Петенька, выступивший в роли переводчика;
    • плотник Захарыч;
    • большая команда матросов, доктор, боцман, офицер, капитан корабля.

      Команда матросов спасает дрейфующего в океане негритянского мальчика (арапчонка). Выясняется, что мальчик был рабом капитана на американском корабле, где к нему очень плохо относились. Кроме того, капитан занимался незаконной торговлей чернокожими людьми.

      Тот американский корабль потерпел крушение. Арапчонку повезло остаться в живых. Русские матросы прониклись к мальчику сочувствием, ведь он был сиротой и никогда не знал доброго отношения. Более всего проникся к мальчику Иван Лучкин; он назвал его Максимкой и вскоре полюбил как собственного сына. Экипажем клипера было принято решение окрестить Максимку и оставить его на корабле в качестве юнги.

    Чему учит рассказ «Максимка»

      Рассказ учит доброте и милосердию, а также тому, что нельзя разделять людей по цвету кожи или материальному достатку. Чернокожий мальчик не заслужил такое отвратительное отношение американского капитана, он был виноват только лишь в том, что родился не белым.

      В произведении ощущается мощный дух русских людей. Матросы сильные, волевые люди, но в то же время добрые и умеющие сострадать; многим из них так же, как и Максимке знакомы лишения и страдания. Они понимают, что чувствует этот запуганный ребенок, и поэтому стараются сделать все для его благополучия.

      Также рассказ учит тому, что если появляется цель и смысл в жизни, то человек ради этой цели может измениться. Так происходит с матросом Лучкиным. Всю свою жизнь он был пьяницей, не имеющим ничего стоящего. Когда же в его жизни появляется Максимка, матрос принимает решение измениться. Ему теперь есть для кого стараться быть лучше; он становится более ответственным. В конце рассказа говорится о том, что Лучкин перестал пропивать вещи, а стал пить «с рассудком».

  • Главная мысль рассказа летучий корабль
  • Главная мысль рассказа леденец носова
  • Главная мысль рассказа левша
  • Главная мысль рассказа лев и собачка толстого
  • Главная мысль рассказа лебеди толстого