Главная мысль рассказа медный всадник

Анализ поэмы «Медный всадник» Пушкина

В поэме «Медный всадник» отражены размышления автора на тему исторического персонажа – о противоречивой личности Петра Великого, о неоднозначности его поступков. Предлагаем для ознакомления краткий и полный анализ поэмы Пушкина «Медный всадник». Поэту удалось создать красивейшее стихотворное описание масштабных планов Петра, бурлящих вод Невы, раскрыть большую человеческую трагедию «маленького» человека.

Год написания и публикации — Написанная в 1833 году, поэма вышла в печать лишь в 1837 году, уже после смерти великого поэта.
История создания — Работу над «Медным всадником» Пушкин начинает в поместье Болдино. Он размышляет о судьбе России, об ее правителях, самодержавии. Поэта интересует личность Петра Великого, по поводу которого мнения людей диаметрально разделились. Одни обожествляли царя и его деяния, а другие сравнивали его нечистой силой. Итогом размышлений Пушкина и стала данная поэма.
Жанр — Историческая поэма, стихотворная повесть.
Направление — Реализм.
Основная идея — Пушкин показывает столкновение двух сил, находящихся на противоположных полюсах – могущественного правителя, защищенного неограниченной самодержавной властью, и беззащитного маленького человека с его повседневными обыденными потребностями.
Тема — Самодержавная власть Петра I.
Проблема — Конфликт между государственной властью, которая руководствуется исторической необходимостью, и потребностями маленького человека.
Композиция — Композиция поэмы состоит из двух частей и включает в себя довольно большое вступление, которое можно рассматривать, как отдельную часть произведения. В первой и второй частях рассказывается о главном герое, сокрушительном наводнении, и о ненависти героя к Медному всаднику — памятнику Петру I.

Было интересно? Смотри еще:

  • Медный всадник Пушкин А.С. — читательский дневник
  • Сочинение на тему «Личность и государство по поэме Медный всадник Пушкина»
  • Сочинение на тему «В чем современность поэмы Медный всадник Пушкина»
  • Краткая биография Пушкина Александра Сергеевича
  • Краткое содержание поэмы «Медный всадник» Пушкина
  • Сочинение на тему «Гордость и смирение по поэме Медный всадник Пушкина»
  • Сочинение на тему «Бунт маленького человека по поэме Медный всадник Пушкина»

Рейтинг пользователей

    Медный всадник основная мысль

    « Медный всадник» — поэма философская, социальная и историческая. Поэма Пушкина поднимает проблемы взаимоотношений государства, власти и личности, несовместимости подчас их интересов.
    Она стала итогом размышлений поэта о личности Петра I, о русской истории и государ­стве, о месте в нем человека.
    В этом произведении органично сочетаются повествование о судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения,Евгения и историко-философские размышления о государстве, становле­ние которого связано с личностью и деятельностью Петра.

    Основная мысль повести «Медный всадник» состоит в том, что обычный человек может сойти с ума от бури, от горя и беспокойства. Не найдя среди обломков и развалин, оставленных бурей, свою невесту-Парашу, герой поэмы Евгений сходит с ума.В коцне, увидев то самое место,где он наблюдал за всеми разрушениями, так потрясшими его,-каменные львы,а возле них величавый всадник на коне.С тез пор ему стало казаться, что за ним постояно гонится тот самый всадник, тяжело ступая, на своем медном коне.От отчаяния и страха он вскоре умер.

    Автор нам дает понять, как легко поддается человеческая душа смятению и отчаянию.

    Главные герои Медный всадник

    -Евгений,Параша,автор,Петр1.

    Медный всадник сюжет

    В поэме рассказывается о бедном, ничтожном петербургском жителе Евгении, глуповатом, не оригинальном, ничем не отличающемся от своих собратьев. Он был влюблен в Парашу, дочь вдовы, живущей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом; вдова и Параша погибли. Евгений не перенес этого несчастья и сошел с ума. Однажды ночью, проходя мимо памятника Петру I, Евгений, в своем безумии, прошептал ему несколько злобных слов, видя в нём виновника своих бедствий. Расстроенному воображению Евгения представилось, что медный всадник разгневался на него за это и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после того безумец умер.

    Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» по праву считается одним из лучших его творений. Поэт поднимает неоднозначные проблемы, при этом оформляя их в легко воспринимаемую стихотворную форму. Для автора это произведение, последнее в жанре поэмы, становится своеобразным итогом размышлений о власти, о личности Петра I, к которой он обращался в «Полтаве», «Арапе Петра Великого» и других своих трудах; это рассуждения о месте простого человека в российском государстве, противопоставленного власти. 

    Содержание:

    • 1 История создания
    • 2 Жанр, направление, размер
    • 3 Композиция и конфликт 
    • 4 Суть
    • 5 Главные герои и их характеристика
    • 6 Темы и проблемы 
    • 7 Главная мысль 
    • 8 Чему учит 
    • 9 Средства выразительности 
    • 10 Критика 

    История создания

    Последняя поэма Пушкина посвящена городу Санкт-Петербургу. Неслучайно все гиды и экскурсоводы в культурной столице обращаются к этому тексту и произносят отрывки из него в каждом путешествии. О создании «Медного всадника» сохранились интересные факты: 

    1. Считается, что в качестве основы сюжета Пушкин взял реальную историю наводнения, которое случилось в Санкт-Петербурге осенью 1824 года. Сам он в это время был в ссылке в Михайловском, поэтому не мог видеть всего своими глазами и опирался на рассказы очевидцев. 
    2. Идея оживить памятник Петра I могла быть основана на любопытной истории: в 1812 году из-за вторжения Наполеона Бонапарта на территорию России Александр I решил вывезти из города памятник «Медный всадник» как одно из ценнейших произведений искусства, но одному из майоров его гвардии, Батурину, снился один и тот же сон, в котором Медный всадник стал живым, подъехал к императору и сказал, что пока он остается в Санкт-Петербурге, городу ничего не угрожает. И Александр I отменил свой приказ об эвакуации монумента. Также поэту могла прийти мысль оживить памятник после знакомства с произведениями о Дон Жуане. Кстати, Пушкин посвятит ему одну из своих маленьких трагедий – «Каменный гость», в которой к герою приходит ожившая статуя. 
    3. Любопытно, что на самом деле сама скульптура отлита из бронзы, а прилагательное «медный» закрепилось за ней благодаря произведению Пушкина.

    Сама поэма «Медный всадник» была создана в 1833 году. Из-за замечаний цензоров поэту пришлось внести правки, однако он не стал доводить работу до финального итога. И произведение не было опубликовано при жизни автора. В 1834 году в печать был выпущен только один отрывок – знаменитое вступление к поэме, воспевающее величие и красоту Санкт-Петербурга.

    Текст поэмы без цензурных правок впервые увидел свет только в 1919 году.

    Жанр, направление, размер

    «Медный всадник» — историческая поэма, как принято считать, хотя сам автор в подзаголовке обозначил его как «Петербургская повесть». Один из исследователей творчества Пушкина Д. Благой писал, что в произведении присутствует смесь героической эпопеи и лирико-драматической «мещанской» повести в стихах. В тех частях, где описывается Петр I и его деятельность, чувствуются торжественность и восторженность, присущие такому жанру, как ода.

    Поэма написана четырехстопным ямбом (к нему Пушкин нередко обращался в своей поэзии) и состоит из лирического вступления, которое может идти в качестве отдельного произведения, и двух повествующих сюжет частей. Эпилог не выделяется, но за него можно считать последние строки, где рассказывается о смерти главного героя.

    «Медный всадник» можно отнести к такому направлению в искусстве, как реализм. В 30-е годы, когда писалась поэма, в России как раз происходило становление реализма в русской литературе. Герой реалистического произведения кажется типичным представителем своей эпохи, его образ упрощен и обобщен. Евгений, герой «Медного всадника», показан заурядным жителем Петербурга XIX века, «маленьким человеком». Пушкин описывал его как человека, «каких много». Кроме этого, он обращается к конкретным историческим фактам в конкретном городе. Можно легко найти на карте места, которые указываются в поэме. Конфликт заключается в противостоянии интересов государства и интересов рядового жителя. Между тем, в нем есть черты, присущие романтизму: столкновение разных точек зрения, которые описывает Пушкин, неразрешимо. Конфликт двойственен, нельзя однозначно указать, чья позиция (в данном случае, Евгения, простого человека, или Петра I, владыки России) правильная. Вдобавок, само видение Евгения является элементом фантастического, что тоже можно отнести к романтическим чертам. 

    Однако вступление «Медного всадника» имеет черты классицистического направления. В первую очередь, в центре внимания находится прославление великого императора и его деятельности; Пушкин использует возвышенную лексику при описании Санкт-Петербурга, которая должна зарождать в читателях восторг, гордость, волнение. 

    Композиция и конфликт 

    Композиция поэмы состоит из следующих частей:

    1. 1.Вступление, в котором восхваляется деятельность Петра I, является прологом.
    2. 2.Знакомство с Евгением (Первая часть до наводнения («Нева всю ночь…»)) – экспозиция.
    3. 3.Описание наводнения (до начала второй части) – завязка.
    4. 4.Главный герой обнаруживает, что его возлюбленная погибла при наводнении (вторая часть до строки «Несчастье невских берегов…») – развитие сюжета.
    5. 5.Бунт и возмущение Евгения, его встреча с Медным всадником – кульминация.
    6. 6.Жизнь героя после этой встречи и смерть можно назвать развязкой и своеобразным эпилогом.

    При всей неоднородности поэмы она все же остается целостным произведением, благодаря чему текст легко воспринимается читателем. 

    Основной конфликт, который становится доминантой сюжета, неординарен и драматичен: он происходит между императором, великим реформатором России, который жил задолго до описываемых событий, и самым обычным жителем Санкт-Петербурга, бедным и неизвестным чиновником, «маленьким человеком». У каждого из них своя «правда»: правитель преследует глобальные цели, он хочет «в Европу прорубить окно», укрепить флот и оборону страны, а также построить прекрасный город, подобный тем, которые он видел за границей; «правда» Евгения заключается в планах и мечтах рядового человека – устроить жизнь, жениться на любимой девушке и жить с ней в благополучии.   

    Нельзя однозначно сказать, кто из них двоих прав. Петр I не мог не построить город в тех местах, откуда могла быть угроза со стороны соседнего государства; однако судьбы обычных людей не менее важны, чем государственные планы. «Правда» простого жителя Санкт-Петербурга, живого и чувствующего, так же важна, как и «правда» власти, «кумира», мертвой статуи. Обе эти позиции ограничены, и их конфликт неразрешим. 

    Суть

    Поэма начинается с лирического вступления, в котором Пушкин воспевает Санкт-Петербург – место, где происходит действие произведения – и деятельность его основателя, Петра I. Но основные события разворачиваются в жизни простого человека — Евгения.

    Автор плавно переходит к жизнеописанию главного героя. Евгений, мелкий чиновник, бедный и ничем не примечательный, мечтает о счастливой семье. Он думает о Параше, своей возлюбленной, на которой он хочет жениться и с которой хочет встретить старость. Но случается катастрофа: Нева разбушевалась и затопила город. Под ее волнами погибает Параша – читатели так и не встречаются с ней в сюжете. 

    Евгений пытается добраться до ее бедного домика, где она жила с матерью, но его снесло чудовищным течением. В один миг герой теряет цель своей жизни. Картина пустыря, где раньше жила возлюбленная, морально ломает Евгения, и он бредет по улицам Петербурга. Так начинается его новая жизнь: он ни к чему больше не стремится, каждый день вспоминает о тех страшных событиях роковой ночи, блуждая по столице. 

    Однажды герой доходит до статуи Петра I, и им овладевает ярость. Он кидает на памятник «дикие взоры» и упрекает за строительство Петербурга. Но неожиданно Евгений стремглав убегает – ему показалось, что Медный всадник ожил и начал за ним гнаться. Всю ночь молодой человек пытался оторваться от преследования, но везде он слышал цоканье тяжелых копыт. После этой встречи Евгений чувствовал смятенье рядом тем местом, где стоит памятник. В конце читатель узнает о смерти героя: к одному из островков прибило пустой ветхий домик, который, видимо, принадлежал Параше, ведь на его пороге нашли «хладный труп» Евгения. 

    Главные герои и их характеристика

    1. Евгений – главный герой поэмы, «маленький человек». Он был беден, однако не мечтал о богатствах. Молодой человек ничем не отличается от жителей столицы. Пушкин сам отмечал «серость» героя, его заурядность. У Евгения есть мечта – создать семью с любимой девушкой и жить счастливо. Подобная мечта свойственна многим, так что и здесь он не выделяется «среди толпы». В тексте не упоминаются его внешность и характер, и он становится безликим. Евгений принадлежит к такому типу персонажей, как «маленький человек» — ничтожный, слабый, довольствующийся малым. Как только в нем появляются сильные чувства – гнев, ярость – при виде статуи Петра I, он как будто их пугается и сразу видит, что его противник оживает, намереваясь наказать холопа за бунт. Евгений не готов встретиться с тем, кого обвиняет, и сбегает. 
    2. Петр I – великий реформатор Российской империи, умный, расчетливый и деспотичный. Он мало думает о судьбах простых людей, его великие идеи, пускай и обращены во благо России, мало касаются большинства ее населения. Пушкин раскрывает самодержца с двух сторон: он модернизирует страну, строит блестящий город и одновременно является олицетворением бесчеловечной власти, которая, разбегаясь, топчет народ. Образ медного всадника полностью соответствует этому описанию: бронзовая громада готова обрушиться на Евгения всей тяжестью и грозно нависает над ним.
    3. Медный всадник — символ бездушной и безразличной власти, которая не идет на контакт с народом и возвышается над ним угрожающим и надменным памятником. Власть имущие так же холодны и равнодушны, как глыба бронзы. Евгений мог с тем же успехом обращаться к реальному чиновнику — результат был бы тот же: его не услышали бы и наказали за вольнодумство.
    4. Санкт-Петербург также является героем поэмы. В прологе город выглядит роскошным и величественным. Его построили во благо нации, и теперь он стал для многих домом и крепостью, находящейся под охраной реки Невы. Но уже в первой части произведения Петербург не кажется таким прекрасным. Вместо «золотых небес» над городом разгорается «мгла несчастной ночи»; Нева заливает улицы места, которое ранее защищала, обнажая бедность и отчаяние его жителей. Вода разрушает дома, и под ее толщей тонет много людей. Император, который возвышается над городом, перед природной стихией бессилен. Но на следующий день Петербург продолжает стоять, будто не его улицы разрушены и не его население запугано. Он все такой же холодный, недоступный и даже лицемерный – как и массивная статуя его основателя, «кумира на бронзовом коне». 
    5. Стихия — символ мятежной воли, которая противостоит бездушной и мертвой государственной машине в образе Медного всадника. В какой-то мере она, непокорная и вольная, могучая и бесстрашная, напоминает восстание декабристов, которые были близки Пушкину: дворяне призывали государя обратить внимание на проблемы простого народа, но тот отказался к ним прислушиваться и отправил в ссылки; но мысль, словно стихия, не может и не будет подчиняться власти, какой бы деспотичной она не была. 

    Темы и проблемы 

    Проблематика и тематика произведения весьма богаты и многогранны.

    • Личность и государство. Основная тема поэмы «Медный всадник» — это столкновение власти в лице императора, стремящего к преобразованиям, и самого обычного человека, на чьей судьбе эти преобразования сказываются. Пушкин пытается понять, где же место и роль личности, «маленького человека» в жизни и развитии целого государства? Империя строится с их помощью и на их костях, но смогут ли они обрести счастье? Автор на примере Евгения показывает, что простые люди – лишь жертвы имперского величия, и места в государстве для них нет, пускай они и играют при его построении не последнюю роль. Но как только «маленький человек» пытается противостоять деспотизму, монумент сразу оживает и преследует его. Человек не защищен от произвола власть имущих, когда он старается защитить свои интересы и свою жизнь.  
    • Основная проблема — равнодушие власти к судьбам людей. На фоне бушующего наводнения читатель видит испуганный народ. Он брошен на произвол судьбы, его никто не эвакуирует. В это время Медный всадник лишь равнодушно наблюдает за разворачивающейся трагедией. Государство осталось безразлично к судьбам жителей столицы. 
    • Тема природы как карающей силы тоже прослеживается в тексте. Как бы ни считал себя самодержец всесильным, перед природными катастрофами и он беспомощен. Играть в войну – это удел людей, однако «божья кара» в лице смертоносной стихии никого не пощадит. Природа, буйная и неподвластная, только кажется укрощенной: реки и болота, на которых стоит город, могут в любой момент его разрушить, даже если государь, отдавший приказ о строительстве, уверен в своей победе.
    • Тема любви в поэме выражена в желаниях Евгения о создании семьи с любимой девушкой. Она не становится основным мотивом в произведении, но ее утрата – главная причина безумства героя. Его не так сильно напугало наводнение, как осознание, что он остался один, без мечты и будущего. В столице, где так много людей, Евгений брошен и абсолютно одинок. 
    • Маленький человек. Пушкин не поднимает проблему «маленького человека» с точки зрения ограниченности этого типа людей. Писатель пытается показать читателю, что и такие люди имеют право на жизнь и счастье. Подобным образом он затрагивал тему «маленького человека» в повести «Станционный смотритель», где описывал трудности жизни Самсона Вырина. Таким образом, в маленький человек в «Медном всаднике» — это не вялый и апатичный житель большого города, а личность, достойная, но не получившая должного уважения. Слабость Евгения заключается лишь в том, что он не имеет силы потребовать уважения к себе.
    • Бунт — еще одна проблема, рассматриваемая Пушкиным. Стихийное восстание Невы, по мнению автора, не может сокрушить тиранию, но вот внутреннее сопротивление каждой отдельной личности вроде Евгения поможет сдвинуть неподатливую громаду власти с мертвой точки.

    Главная мысль 

    Столкновение личности и государства раскрывается в произведении благодаря нескольким идейным планам. Из них самый очевидный – это борьба героя-обывателя с героем-реформатором. Простой житель хочет счастья для себя, в то время как император думает о всем народе, о будущем, о перспективах. Они никогда не смогут понять друг друга, и поэтому конфликт между ними неразрешим. 

    Пушкин призывает нас и обладателей власти быть более гуманными. Евгений, Параша, ее мать, как и другие пострадавшие при наводнении, принадлежали к низшим слоям общества. Бедные и нищие, они не моли рассчитывать на чью-то помощь. Поэтому автор наделяет «маленького человека» голосом, и тот корит власть за равнодушие. В этом гуманном посыле и заключается основная идея поэмы «Медный всадник».

    Возможно, смысл поэмы заключается и в том, что Пушкин пытался показать высшему сословию, что ради перемен в стране действовать должны именно они, а не простолюдины. Любая попытка «маленького человека» обречена на неудачу. Так, Евгений разговаривает со статуей императора, а не с живым властелином, но даже бронзовая скульптура пытается его наказать.

    Чему учит 

    Пушкин не дает четких моральных выводов. Он позволяет читателю самостоятельно выбрать сторону конфликта, порой очень сложного и неразрешимого. Чью позицию он выбрал сам, сложно сказать, ведь он признает достижения деятельности Петра I, в чем-то его оправдывая, но вместе с тем осуждает его равнодушие к своим поданным. 

    Тем не менее, гуманистическая мысль становится очевидной. Автор детально описывает ужасы наводнения, страх и отчаяние людей, их бедность и беспомощность, пытаясь вызвать у читателя сострадание к простому народу. Его мораль сводится к тому, что никакие достижения не смогут оправдать безразличия большого человека по отношению к маленькому. Ведь все хорошее и грандиозное делается для людей, а не для того, чтобы «прорубить окно» или «закрепиться на Балтийском море».

    Средства выразительности 

    Пушкин активно использовал средства художественной выразительности при написании поэмы. Язык «Медного всадника» изобилует тропами. Вот некоторые из них:

    • Метафоры: «В Европу прорубить окно, / Ногою твердой стать при море»; «Россию поднял на дыбы».
    • Сравнение: «Померкла старая Москва, / Как перед новою царицей / Порфироносная вдова»; «как зверь остервенясь»; «Как воры, лезут в окна»; «И всплыл Петрополь, как тритон».
    • Эпитеты: «пустынных», «свирепой», «наглых», «страшные», «смирившейся», «изношенный», «смущенных», «ветхой», «хладный».
    • Олицетворение: Нева «рвалася», «шла», «ревела», «кинулась»; «спорить стало ей [Неве] невмочь».
    • Анафора: «Он не слыхал, / Как подымался жадный вал, / Ему подошвы подмывая, / Как дождь ему в лицо хлестал, / Как ветер, буйно завывая…».
    • Антитеза: день – ночь; Петр как дворянство – Евгений как низший слой; Петр как государство – Евгений как простой житель.
    • Риторический вопрос: «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?»

    Стиль пушкинской поэзии стал эталоном в литературной среде того времени. Особенно интересной деталью в произведении выступает аллегория:

    О мощный властелин судьбы!
    Не так ли ты над самой бездной,
    На высоте, уздой железной
    Россию поднял на дыбы?

    Так, Пушкин описывает памятник, но придает его элементам особое значение. Петр запечатлен верхом на вздыбленном коне — в нем автор и увидел Россию, которая встала на дыбы под властью амбициозного императора. Самая бездна — это волны, изображенные на постаменте Петра Великого.

    Критика 

    Значение и роль «Медного всадника» описаны в трудах именитых критиков. В. Г. Белинский считал, что в поэме выражается социально-философская идея о противостоянии начала государственного (коллективного) и начала личного (единичного). Так, читатель видит скорбную и тяжелую участь индивида, которая страдает из-за необходимых и масштабных изменений в жизни страны. Император не может обеспечить безопасность каждого жителя, за ним – государство, и думать он должен обо всех. Белинский называет Евгения неизбежной жертвой исторического процесса. Никто не смог бы ему помочь, пускай читателю его и жалко. То есть критик признает «правду» Петра, хотя ему и жаль простых граждан.

    Другой критик, А. В. Дружинин, называл Евгения «бедным мальчиком», «бесцветным», а Петра – «великим Преобразователем России». Получается, что он согласен с Белинским, только он не сочувствует сошедшему с ума герою. 

    Очевидно, критика восприняла произведение положительно. Многие считали, что Пушкин оправдывает императора, поэтому «принимали» сторону государя. Но особенности поэмы (а именно отсутствие однозначной авторской позиции, мастерское описание всех сторон конфликта) сделали возможными диаметрально противоположные отзывы о тексте.

    Немного иначе трактовал конфликт поэмы Д. С. Мережковский: 

    Не для того ли рождаются бесчисленные, равные, лишние, чтобы по костям их великие избранники шли к своим целям?.. Но что, если в слабом сердце ничтожнейшего из ничтожных, «дрожащей твари», вышедшей из праха, в простой любви его откроется бездна, не меньшая той, из которой родилась воля героя? Что, если червь земли возмутится против своего бога?

     Сначала кажется, что и Мережковский принимает «правду» Петра, но потом читатель понимает, что критик верит и в «правду» Евгения. И он справедливо отметил, что именно благодаря искренней любви «маленький человек» готов восстать против властелина. 

    Поэт В. Я. Брюсов же считал, что Пушкин в поэме отражает свое понимание борьбы с деспотизмом, и интерпретировал текст произведения следующим образом: стихийный мятеж не способен преодолеть тиранию, ведь он сам по себе неразумен и беспощаден; но мятеж души в каждом отдельно взятом человеке победит власть и деспотию, и свобода «в глубинах человеческого духа» одержит над ними верх. 

    Творчество Пушкина – это творчество, в первую очередь, человека, который чутко откликался на остросоциальные вопросы общественно-политической жизни Российской империи. И хотя поэта часто стесняли условия «чугунного» цензурного устава, он продолжал поднимать важные проблемы в своих произведениях. В «Медном всаднике» автор показывает, как самодержавие и деспотизм вступает в конфликт с интересами народа, как от решений государя зависит судьба простого человека и почему монарх должен принимать ответственность за свои решения.

    Автор: Альбина Исмаилова

    1. Сочинения
    2. По литературе
    3. Пушкин
    4. Анализ поэмы Медный всадник

    Анализ поэмы Медный всадник Пушкина (идея, суть и смысл)

    История создания

    Поэма была создана в 1833 году. Автор писал его меньше месяца. Замысел возник во время поездки на Урал, для сбора материалов о Пугачёве. Часть произведения была создана в Петербурге, остальное дописано в Болдине.

    Жанр

    По жанру данное творение поэта является поэмой. В ней видны все признаки, присущие этому жанру. Большая часть посвящена переживаниям главного героя, который сходит с ума от преживаний, связанных с гибелью любимой.

    Сюжет и тема

    Сюжет поему не очень богат событиями. Мы узнаём, что в Петербурге живёт молодой человек, он чиновник самого низшего класса. Тем не менее у него есть мечта. Он любит Парашу, девушку из маленького домика на окраине столицы. Решив жениться, счастливый Евгений идёт домой. Наутро он узнаёт, что ночью случилось сильное наводнение. Вокруг всё плывёт, нет улиц и домов. Герой долго не может выбраться из дома из-за того, что дороги превратились в водные пространства. Долго он добирается до места, где жила возлюбленная. Но её домика нет, никто не знает, куда делись жильцы. Скорее всего, они погибли при наводнении. Таких случает было много, когда водой смывало строение и при этом гибли люди. Евгений ищет девушку и её мать, но поиски напрасны, он не может найти себе места, не идёт домой, а бродит по улицам. Вскоре юноша превращается в бродягу. Он ночует, где придётся и почти ничего не ест, рассудок его помутился от горя и лишений. Однажды Евгений заходит на площадь, там стоит памятник – Медный всадник. Этот постамент воздвигнут царю Петру – стремившемуся построить прекрасный город. Евгений в смятении грозит памятнику кулаком, он обвиняет царя в том, что по его воле, течение Невы было изменено, и теперь река вернулась в своё русло, отомстив ни в чём не повинным людям. Однако, вскоре Евгению начинает казаться, что Медный всадник ответил на его обвинения, он скачет за героем по улице. Так в ужасе Евгений бежит от памятника, но тот настигает его. Через несколько дней у разрушенной хижины, где прежде жила Параша с матерью, нашли тело Евгения. Он умер, не вернувшись к рассудку.

    Тема

    Власть может заставить людей совершать чудовищные поступки, но они противны природе. Значит и должны быть осуждены человеческим обществом.

    Главные герои

    Евгений – мелкий чиновник, честный, достойный, влюблённый, потеряв любимую во время наводнения, он не может смириться и сходит с ума от несчастья.

    Пётр I – русский царь, построивший город на Неве, которым гордилась вся Россия. Властный, гордый, честолюбивый. Его стремление построить город в неподходящем месте привело к гибели многих людей от тяжёлой работы и непосильных требований. Во второй части произведения этот герой присутствует незримо, его заменяет Медный всадник.

    Композиция

    Композиция произведения последовательная, состоит из трёх частей. Между первой частью – вступлением автор говорит, что «прошло сто лет». Дальше всё складывается последовательно. Первая часть стоит особняком, её можно представлять, как отдельное произведение.

    Вариант 2

    Эту поэму можно отнести к числу самых лучших произведений писателя, в нем поэт выразил свои мысли о Петре Первом, а также различные мнения народа. При жизни Александра Сергеевича мнение о великом реформаторе было крайне противоречиво. Одни считали, что Петр Первый награждён великим умом, говорили про создание идеального города (Петербурга). А другие считали, что город на Неве падёт и называли царя антихристом.

    Суть произведения

    В поэме показана борьба государства и обычного человека. Главный герой Евгений, во время наводнения 1824 года, теряет свою возлюбленную Парашу. Евгений винит в этом Петра Первого, так как именно он обосновал город на такой неспокойной реке. Евгений произносил в адрес реформатора гневные речи и их смысл можно расшифровать по-разному:

    • Как мятеж против самодержавия
    • Как восстание христианства против язычества
    • Как неспособность простого человека повлиять на изменения государственного масштаба

    Идея поэмы

    В данном произведении Александр Сергеевич рассматривает одну из самых острых проблем того времени. Эта проблема заключается в отношениях между личностью и обществом. Поднимается вопрос, что же делать, когда государственное и общественное мнение отличается от мнения одного человека. Можно ли отстаивать свои права человеку или следует подчиниться мнению остальных?

    В качестве человека, чье мнение отличается от общественности, выступает Евгений. Он протестовал против царя и его наказали. Значит ли это, что Пушкин считает, что такие люди должны гибнуть и молчать? Но нет, писатель считает, что такие бессмысленные смерти нельзя назвать нормальными, но к сожалению с этим придется смириться, иначе развитие мира остановится на месте. И все таки, автор надеется, что когда-нибудь наступит время, где все будут жить в гармонии.

    Смысл произведения

    Поэма получилась очень масштабной и многогранной. Автор вложил в нее очень много смысла и размышлять на этот счёт можно долго. Пушкин вложил большой смысл в борьбу между Евгением и Петром Первым (Медным всадником). Расшифровать это противостояние можно по-разному. Три главных смысла рассмотрено выше, где говорилось про суть произведения. Но существует ещё один вариант: то что правитель – это гений, а главный герой – простой человек. Они не могут понять друг друга и жить в одном мире. Но Пушкин пишет, что оба вида людей необходимы.

    Подробный литературный анализ

    Произведение является поэтическим соединением исторической и социальной проблематики, несущим определенное философское значение.

    Композиционная структура поэмы выстраивается в форме весомой вступительной части, предполагаемой как отдельное произведение, а также следующих за ним двух глав, повествующих о событиях, происходящих с главным героем поэмы, Евгением. Отличительной особенностью композиции произведения является его нестандартная конструкция, выражающаяся в отсутствии традиционного эпилога, но при этом при помощи композиционных параллелизмов создающая впечатление о целостности поэмы.

    Жанровым литературным направлением поэмы является реализм, заключающийся в описании действительных исторических событий, с применением художественных средств выразительности в форме олицетворений и аллегорий.

    В качестве стихотворного размера поэт выбирает четырехстопный ямб, который при описании образов императора Петра и питерской столицы звучит пафосно, величаво, могущественно, при этом в изображении основного персонажа, Евгения, становится обычным языком, выражающим сущность маленького человека.

    Основной тематикой поэмы является взаимоотношения маленького человека с всемогущей властью, результатом которых становится гибель обычного гражданина, не справившегося с государственной машиной. С темой произведения тесно связано и название поэмы, демонстрирующее мощь государства, отличающегося безразличием к проблемам маленьких людей, которые страдают от самодержавной власти.

    Основным персонажами поэмы представляются Евгений, изображенный в образе обычного русского человека, довольно бедного, но имеющего светлые и высокие мечты о создании семьи с любимой девушкой, а также фигура Петра Первого, образ которого раскрывается поэтом на всем протяжении повествования произведения, подчеркивая не только его незаурядные способности и отличный ум, но деспотические характерные черты тирана и властителя. Образ Петра демонстрируется автором не только в качестве разносторонней и многогранной личности, способного реформировать государственные устои, но и в виде великого самодержца, не обращающего внимание на душевные и физические страдания собственного простого народа, который представляется в поэме на примере трагической судьбы Евгения.

    Сюжетная линия произведения сталкивает основных героев поэмы, раскрывая многочисленные проблемы современного общества в виде противоречий между государством и личностью, а также проблемы равнодушия и одиночества, проиллюстрированные включением в содержание произведения описания городского наводнения, унесшие жизни многих людей, в том числе и возлюбленной главного героя.

    Анализ 4

    Поэма «Медный Всадник» признана лучшим произведением Александра Сергеевича Пушкина. При этом о Петре во время жизни автора ходили достаточно противоречивые мнения, одни считали его великим правителем, другие, что он шарлатан и мошенник, а город на Неве скоро будут разрушен.

    Суть

    В центре событий противостояние государства и простого человека. Евгений из-за наводнения, произошедшего в году, потерял свою единственную любовь Парашу. Молодой человек уверен, именно Петр виноват в произошедшем.

    Пушкин поднимает вопрос, что делать, когда государственное мнение отличается от общественного. Стоит ли отстаивать собственные права и бороться? Или же ему стоит смириться и подчиниться мнению остальных?

    Евгения наказали за то, что он старался восстать против мнения царя. Автор не против людей, который отстаивают свою точку зрения, он против глупых смертей, но при этом он не попрекает власть государства.

    Жанровым направлением произведения становится реализм, он заключается в описании событий, которые на самом деле происходили в истории. Автор так же использует олицетворения и аллегории, которые подчеркивают реальность происходящего.

    Поэма написана четырех стопным ямбом. Он помогает передать пафос речи и возвышенность над народом, когда речь произносит император Петр, его слова звучат могущественно и величественно. Но когда слова звучат из слов Евгения, то кажутся совершенно обычными и простыми, они подчеркивают его незначительность по сравнению с большим государством.

    Тематика произведения – это непростые отношения человека с властью, которую можно считать фактически всемогущей. Результатом становится смерть простого гражданина, который не смог справится с жестокой машиной государственной власти. Огромная мощь государства не способна обратить внимание на отдельного человека, его чувства и отношение к жизни.

    Сюжетная линия становится столкновением характером главных героев, она старается раскрыть разные проблемы современного общества. Проблемы равнодушия и жестокости, с которыми сталкивается фактически каждый человек, просто каждый решает по-разному бороться с возникающими трудностями.

    Анализ поэмы Медный всадник

    Анализ поэмы Медный всадник

    Несколько интересных сочинений

    • Образ музы в творчестве Некрасова (лирике) сочинение

      Образ Музы, её волшебной флейты, которая дарит вдохновение, очень важен для любого поэта. Каждый творец представляет свою «помощницу и мучительницу» по-своему.

    • Сочинение Нравственные уроки рассказа Теплый хлеб Паустовского

      Важная мысль произведения показывает, что «пылкое сердце», благородные поступки преодолевают злобность и жестокость сердец. Одно доброжелательное мероприятие полностью изменяет результаты плохих действий

    • Сочинение по рассказу Дары волхвов О. Генри

      Что не сделаешь ради любви! История одной молодой пары весьма поучительна. У них не было миллионов долларов, но они так любили друг друга, что готовы были отдать самое дорогое ради любимого человека

    • Главная мысль рассказа Левша Лескова

      Левша – произведение Николая Лескова, написанное в 1881 году и посвященное простому, но талантливому русскому человеку.

    • Сочинение Моё любимое стихотворение

      Литературные произведения – это мир реальных и вымышленных героев, которые ведут нас к верным жизненным принципам. Также как и другие образы, которые участвуют в поэзии.

    Здесь даны основные сведения о поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», представлено её краткое содержание для читательского дневника. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.

    Краткие сведения о произведении

    Поэму «Медный всадник. Петербургская повесть» Александр Сергеевич Пушкин написал осенью 1833 года в Болдине. Дата первой публикации (отрывок) — 1834 год. Впервые напечатана поэма после смерти Пушкина в журнале «Современник» за 1837 год, с цензурными изменениями, внесёнными в текст В. А. Жуковским. Без цензурных правок, искажающих авторский замысел, это произведение было впервые напечатано только в 1904 году.

    В нём воплощены размышления поэта об историческом значении деятельности Петра I и основания Петербурга, а также о месте простого человека в истории.

    Поэма состоит из предисловия, вступления и двух частей.

    Главный герой поэмы

    • Евгений — бедный мелкий петербургский чиновник. Был влюблён в девушку Парашу, мечтал о спокойной семейной жизни. После того, как во время наводнения любимая погибла, он потерял надежду на будущее счастье и мысленно обвинил Петра I в том, что город построен на опасном месте. От горя Евгений сошёл с ума.

    Другие персонажи

    • Пётр I — о нём говорится во вступлении. Царь-преобразователь и самодержец.
    • Медный Всадник — образ памятника Петру Первому, оживший в воображении Евгения и воплощавший самодержавие.
    • Параша — любимая девушка Евгения, погибшая во время наводнения.

    Краткое содержание для читательского дневника

    Во вступлении рассказывается о замысле Петра Первого прорубить окно в Европу, построив город на берегу Невы. Автор с любовью описывает красоты построенного Петербурга. После вступления рассказывается о печальной судьбе Евгения. Страшное разрушительное наводнение 1824 года стало для этого молодого чиновника роковым.

    Когда Нева затопила многие улицы Петербурга, Евгений переправился на лодке к домику, где жила его любимая девушка Параша и её мать. Но домик их исчез: его снесла разбушевавшаяся река. От горя у молодого человека помутился разум. С тех пор он стал жить на улице и питался подаяниями.

    Однажды ночью Евгений проходил мимо памятника Петру Первому и шёпотом злобно пригрозил ему, так как считал царя виновным в его бедствиях. Молодому человеку показалось, что разгневанный Всадник Медный погнался за ним. Через некоторое время Евгений нашёл на островке снесённый туда водой домик Параши и умер на его пороге.

    Заключение к краткому содержанию

    В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» раскрыты следующие темы:

    • «маленький человек»;
    • роль Петра Первого в судьбе страны;
    • конфликт человека и государственной системы.

    Поэт в образе Медного всадника показал мощную государственную машину, которой безразличны судьбы простых людей, страдающих от самодержавного правления.

    Пушкин показал, что человек может оказаться слаб перед лицом стихии и сойти с ума от безысходности своей судьбы, горя, беспокойства, тревоги.

    Основная мысль (идея) поэмы «Медный всадник» состоит в том, что интересы государства и власти порой несовместимы с интересами личности. Деятельность Петра Первого была направлена на преобразование государства и губительна для обычных людей.

    Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

    Учительница Косточка задаёт прочитать:

    «Медный всадник» читательский дневник

    «Медный всадник» читательский дневник

    4.6

    Средняя оценка: 4.6

    Всего получено оценок: 3523.

    Обновлено 8 Августа, 2021

    4.6

    Средняя оценка: 4.6

    Всего получено оценок: 3523.

    Обновлено 8 Августа, 2021

    «Медный всадник» – лиро-эпическое произведение, в котором автор отразил свои мысли касательно Петра Первого и его реформ, имевших колоссальное историческое значение для всей России.

    Краткое содержание «Медный всадник» для читательского дневника

    Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

    Время и место

    Действие поэмы происходит в Петербурге в ноябре 1824 года. В основе произведения лежит история подлинного наводнения, унесшего множество жизней. Своим названием поэма обязана знаменитой статуе Петра Первого, которая, согласно городским легендам, могла оживать.

    Главные герои

    Евгений – молодой чиновник, простой, бедный, молодой человек, мечтающий о семейном счастье.

    Петр Первый – российский император, олицетворяющий собой самодержавие, представлен во второй части в виде статуи Медного всадника.

    Обратите внимание, ещё у нас есть:

    Сюжет

    В предисловии автор описывает величие славного города Петербурга, затмившего собой Москву. Это стало возможным благодаря стараниям Петра Первого, решившего прорубить окно в Европу. Затем автор переносит читателя в 1824 год, когда и разворачиваются основные действия поэмы.

    Холодным, промозглым ноябрьским вечером, промокнув под безжалостным дождём, домой вернулся молодой чиновник Евгений. Будучи бедным и простым человеком, он всё же мечтал о лучшей жизни. Его счастье составляла миловидная девушка Параша, с которой он собирался обвенчаться. Размышляя о своём будущем с возлюбленной, Евгений и сам не заметил, как заснул под стоны разбушевавшегося ветра.

    Утром Нева вышла из берегов и стала затапливать острова. Так началось страшное наводнение, принесшее страшные разрушения и сотни смертей. Разбушевавшаяся природная стихия оказалась неподвластна ни простым людям, ни царю. Несчастные жертвы наводнения могли спастись, только забравшись куда-то повыше, чтобы там переждать потоп.

    Спасаясь от поступающей воды, Евгений сидел на скульптуре льва и с ужасом взирал на разрушения, что принесла с собой река. Он не беспокоился о себе – все его мысли были о Параше, жившей с матерью на одном из островов. Рядом с Евгением возвышалась скульптура Медного всадника, с равнодушием взиравшего на происходящее.

    Как только вода перестала прибывать, Евгений тотчас отправился к возлюбленной, но на месте её дома была пустота: бурная река унесла дом вместе с его жителями. Герой никак не мог осознать, что его невеста погибла. Разум его помутился от горя и Евгений превратился в городского сумасшедшего, жившего одним подаянием.

    Однажды он очутился возле Медного всадника. Взирая на статую Петра, он принялся обвинять его в том, что он построил город на воде, которая унесла жизнь его любимой Параши. Неожиданно ему показалось, будто изваяние кинулось на него. Евгений в страхе принялся бежать. Спустя время его нашли мёртвым возле дома Параши, который наводнением занесло на островок. Тут его и похоронили.

    Вывод и своё мнение

    В произведении автор противопоставил маленького человека государственной махине. Евгений был простым, бедным молодым человеком со скромными мечтами, однако и они были обречены: Петербург, воздвигнутый Петром с целью возвеличивания империи, оказался беспощадным к желаниям и чувствам простого человека.

    Главная мысль

    Власть, решающая задачи государственной важности без учета потребностей простых людей, становится кровавой и лишается благородства.

    Авторские афоризмы

    «…И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова…»

    «…Кумир с простёртою рукою Сидел на бронзовом коне…»

    «..На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел…»

    «…И жизнь ничто, как сон пустой…»

    «…О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?..»

    «…ведь есть Такие праздные счастливцы, Ума недальнего, ленивцы, Которым жизнь куда легка!..»

    Толкование непонятных слов

    Град – синоним город, градостроительство.

    Отсель – отсюда.

    Очи – глаза.

    Чухонец – пренебрежительное обозначение финнов и эстонцев, населявших пригород Петербурга.

    Думы – мысли.

    Порфироносная – облеченная в порфиру (мантию), царственная.

    Лампада – светильник, используемый в христианском богослужении.

    Твердыня – крепость, укрепление.

    Преданье – устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях.

    Новые слова

    Изба – деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России.

    Пасынок – неродной сын для одного из супругов, родившийся от предшествующего брака второго супруга.

    Бал – торжественное собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев.

    Тщётное – действие, которое не приводит к положительному, нужному результату, является бесполезной тратой времени.

    Тест по поэме

    Доска почёта

    Доска почёта

    Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    • Shch Dimont

      11/11

    • Павел Захаркин

      8/11

    • Юлия Хачак

      11/11

    • Валерия Абрамова

      11/11

    • Александр Дудышев

      11/11

    • Татьяна Глазкова

      11/11

    • Арина Сотникова

      11/11

    • Михаэль Смайликов

      11/11

    • Александр Тихообразов

      8/11

    • Мария Ванилькина

      11/11

    Рейтинг читательского дневника

    4.6

    Средняя оценка: 4.6

    Всего получено оценок: 3523.


    А какую оценку поставите вы?

    Скачать обзор:

    О чем поэма «Медный всадник»

    Поэма «Медный всадник» рассказывает о противоречии между интересами государства и счастьем отдельной личности. Противоречие в поэме усугубляет контраст: мелкий чиновник взбунтовался против императора — основателя Петербурга.

    Очень краткое содержание «Медный всадник»

    Во вступлении автор рассказывает об истории возникновения Санкт-Петербурга, который появился на свет благодаря военным успехам и дальновидности Петра I. У Евгения — мелкого служащего стихия (наводнение) забрала любимую девушку. Евгений не может пережить несчастья, которые обрушились на его голову. Молодой человек сходит с ума и грозит изваянию Петра как виновнику своих бед.

    Время и место сюжета

    Персонажи повести — современники Пушкина. Местом сюжета является Санкт-Петербург — новая столица Российской империи. Как многие современники, автор любил этот город и восхищался им.

    Время было выбрано не случайно — в 1824 году непогода стала причиной большого наводнения, которое унесло десятки жизней петербуржцев. Эта трагедия легла в основу сюжета поэмы.

    Главные герои поэмы

    Число персонажей поэмы невелико — композиция произведения основана на мыслях и поступках трех действующих лиц.

    Евгений — мелкий чиновник, род которого был когда-то знатным. Он мечтал о тихом семейном счастье с любимой девушкой Парашей. Из-за её гибели сошёл с ума.

    Петр I — олицетворение государства в поэме, главный строитель Петербурга. В прологе Пушкин прославляет «великие думы» Петра и новую столицу русского государства, выстроенную из военно-стратегических и экономических соображений. Поэт прямо восхваляет  великое дело Петра. Однако государственные соображения стали причиной трагедии обыкновенного человека.

    Медный всадник — памятник Петру Первому, царю-реформатору. Памятник императору на вздыбленном коне символизирует государство.

    Второстепенные герои

    Параша — возлюбленная Евгения, которая погибла во время наводнения.

    Краткое содержание поэмы Пушкина «Медный всадник» по частям с цитатами

    Сюжет поэмы разворачивается в Санкт-Петербурге, во временной шкале он разделен на две части. Первая относится к моменту возникновения замысла о строительстве новой столицы новой империи и занимает пятую часть всего сюжета. Вторая часть разворачивается осенью 1824 года.

    Предисловие

    Предисловие имеет следующее содержание:

    Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.

    Вступление

    В начале поэмы перед читателем разворачивается сцена, где главным героем выступает Петр I. После того, как русским войскам удалось отбить балтийский берег, царь стоит «на берегу пустынных волн».

    На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полн,
    И вдаль глядел

    Молодой император решил возвести здесь новый город, который стал бы торговым и промышленным центром России. Замысел удалось воплотить в жизнь, и Петербург «Вознёсся пышно, горделиво», стал одним из красивейших европейских городов.

    Часть 1. Знакомство с главным персонажем

    Осень 1824 год петербуржцев не радовала — дождило неделями, а штормовой ветер пронизывал насквозь. Евгений возвратился из гостей в свою холостяцкую квартиру. Здесь было пусто и неуютно. Молодой человека не мог заснуть, думал о будущем.

    Редеет мгла ненастной ночи
    И бледный день уж настает…

    Он надеялся сделать предложение любимой девушке, мечтал о своей Параше. Евгений представлял, как девушка примет его предложение, и они будут жить долго и счастливо. Но для женитьбы не хватало денег. Молодой человека надеялся, что Параша подождет, пока он сможет накопить нужную сумму. А дождь за окном усиливался.

    Наступал канун страшного события. Из-за обильного дождя Нева стала выходить из берегов. Евгений начал беспокоиться о своей невесте и ее матери. Женщины жили на острове и были беззащитны перед стихией.

    Иллюстрация А. Бенуа

    Молодой человек сидел на каменном изваянии льва и не мог сдвинуться с места. За его спиной «стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне». Душа Евгения болела, но он был бессилен помочь своей невесте. Оставалось лишь надеяться, что все обойдется.

    Часть 2. Последствия стихийного бедствия

    Черезнекоторое время ненастье стало утихать, Нева вернулась в свои берега. Дождь прекратился. Среди хаоса и разрушения Евгению удалось раздобыть лодку.

    Иллюстрация А. Бенуа

    Перевозчик согласился отвезти молодого человека на остров, где жила его невеста с матерью. Но на острове домик любимой Евгений не нашел. Строение просто смыло мутной водой Невы, и от жильцов не осталось никаких следов. Невеста Евгения и ее мать утонули, их тела похоронила река.

    Иллюстрация А. Бенуа

    Жители острова постепенно навели порядок, жизнь стала идти своим чередом. Но для Евгения мир разрушился. Молодой человек испытал сильнейшее потрясение, он не мог принять утрату самых близких ему людей. Главный герой постепенно теряет разум. Он перестал ходить на службу, потерял квартиру и стал питаться объедками.

    Иллюстрация А. Бенуа

    Прошло время. Евгений все также скитается по улицам столицы без цели и смысла. Он забредает на площадь, где установлен памятник основателю города — Петру I. Царь горделиво восседает на коне, а сама скульптура сделана из меди. Измученный Евгений узнает правителя, «чьей волей роковой / Под морем город основался…», и решает, что царь виноват в его бедах. Именно Петр I повелел построить город в таком опасном месте, где потопы случаются очень часто, а река ведет себя непредсказуемо. Безумец высказывает памятнику все свои беды.

    Иллюстрация А. Бенуа

    Евгению вдруг кажется, что самодержец хмурится, выслушивая оскорбления, молодой человек пугается и бежит прочь. Герою слышится за спиной громоподобный топот копыт, сотрясающий мостовую. С того времени Евгений, проходя мимо памятника, боялся поднять голову и заглянуть в глаза медному всаднику.

    Домик погибшей невесты прибило к берегу. Рядом с развалинами находят тело Евгения. Несчастного тихо «похоронили, ради Бога».

    Заключение. Главная мысль поэмы

    Неразрешимость противоречия между благом государства и счастьем простого человека. Пушкин полностью признаёт правоту Петра I, не могущего учитывать в своих государственных делах интересы отдельной личности. В то же время поэт совершенно уверен в праве всякого человека требовать соблюдения его интересов.

    Автор глубоко сострадает своему герою, поэтому в поэме нет эпилога, который возвратил бы читателя к величию Петербурга и примирил бы его с трагедией Евгения, оправданной исторически.

    Как писать сочинение

    Сочинение по произведению Пушкина «Медный всадник» должно включать в себя краткую историю создания произведения, основную мысль и заключение. Все тезисы можно свести к такому плану.

    1. Вступление и история возникновения города на Неве.
      • «Здесь будет город заложен».
      • «люблю тебя, Петра творенье…» — прославление новой столицы.
    2. Знакомство с Евгением.
      • Образ жизни и мечты главного героя.
      • Наводнение.
      • Последствия стихийного бедствия. Сообщение о трагедии.
    3. Медный всадник.
      • Образ жизни Евгения после наводнения.
      • Встреча с Медным всадником.
      • Побег и гибель главного героя.
    4. Заключение и суть произведения.

    При раскрытии каждого пункта плана следует внимательно изучать отрывки из поэмы, ставить себя на место главного героя. В сочинении желательно дать ответы на такие вопросы, как:

    • почему именно Медный Всадник стал для Евгения воплощением собственных несчастий?
    • как поэт обыгрывает контраст между величием царя и ничтожностью маленького человека?
    • чем могла бы закончиться поэма, если бы Параша осталась жива?

    Поиск ответов на эти и другие вопросы помогут лучше понять смысл поэмы и поступки ее главного героя.

    История создания поэмы «Медный всадник»

    А.С. Пушкин приступил к созданию поэмы в 1833 году, в период знаменитой «болдинской осени». Идея об ожившем монументе могла прийти из бессмертного произведения Мольера «Дон Жуан». По другой версии, поэт взял за основу рассказ о том, как сон одного майора помешал Александру I вывезти монумент из Петербурга. При работе Пушкин использовал документальные хроники наводнения и изучал рассказы очевидцев, переживших это стихийное бедствие. Каждый стих поэт переписывал по нескольку раз, добиваясь идеальной рифмы и звучания.

    Несмотря на личную протекцию царя, цензоры не пропустили публикацию поэмы, и вернули ее Пушкину с множеством правок. Поэт справедливо оценил присланные замечания, как цензуру, о чем и написал в своем дневнике. Автор попытался внести в произведение правки с учетом пометок царя, но вскоре оставил эту затею: «Медный Всадник» был написан настолько хорошо, что любые изменения лишь портили четкий слог.

    При жизни А.С. Пушкина поэма оставалась неопубликованной и была известна только узкому кругу друзей.

    После смерти поэта в журнале «Современник» был опубликован полный текст «Медного всадника» с переработками Жуковского. Так, были вырезаны сцены бунта и прочие стихи, которые могли бы не понравиться цензорам. В урезанном виде поэму публиковали до начала XX века.

    Медный всадник — памятник в Санкт-Петербурге

    История создания монумента также интересна. На самом деле памятник выполнен из бронзы. «Медным» его сделала только поэма А.С. Пушкина.

    Памятник был воздвигнут по распоряжению Екатерины II. Интересно, что главным скульптором был Морис Фальконе, а вот голову царя было поручено выполнить помощнице скульптора Мари-Анн Коло. Императрице настолько понравилась работа , что она выделила женщине пожизненное содержание.

    Медный всадник в Санкт-Петербурге

    Для того, чтобы верно воспроизвести в металле конскую стать, скульптору позировали два лучших жеребца императрицы. Гвардейцы специально ставили коней на дыбы, а Фальконе делал зарисовки.

    Гранитная глыба для постамента искалась по всей стране. Нужный камень нашелся в 12 верстах от столицы. До реки волокли камень по бревнам, на огромной платформе из дерева. В Петербург его доставили на барже. Инженер Маринос Карбури, придумавший технологию перевозки валуна, получил крупную денежную премию.

    Змея на постаменте создана руками русского скульптора Федора Гордеева. Она придает бронзовому изваянию устойчивость.

    Интересно, что рука Петра I направлена на границы Швеции. В Стокгольме есть аналогичный памятник Карлу XII. Шведский король указывает рукой на берег России.

    Памятник Карлу XII

    Экранизация

    На большие экраны поэму удалось перенести еще сто лет назад. Первую ленту по мотивам поэмы снял А.Алексеев и называлась она «На берегу пустынных вод». Фильм, к сожалению, не сохранился. Известно лишь, что большая часть картины была посвящена именно строительству Петербурга, а не переживаниям главного героя.

    Вторая попытка экранизировать поэму состоялась в 1915 году. Фильм назывался «В волнах безумия». Здесь речь шла о странностях убитого горем человека. Попытки снять сцены наводнения в Ярославле не состоялись — съемочная группа приехала слишком поздно. Снятые кадры не сохранились.

    Историю создания бронзовой скульптуры экранизировали несколько раз. Последняя лента вышла в 2019 году. Фильм повествует о том, как был возведен монумент первому российскому императору.

    Аудиокнига

    Скачать обзор:

    logo

    • Скажите, какая основная мысль у произведения «Медный всадник», А.Пушкин. А также назовите его основную мысль.

      • Предмет:

        Литература

      • Автор:

        janaecowan426

      • Создано:

        3 года назад

      Ответы

      Знаешь ответ? Добавь его сюда!

    • fizika
      Физика

      56 секунд назад

      ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО!!!!

    • algebra
      Алгебра

      5 минут назад

      Срочно! Составьте математическую модель и решите задачу

    • literatura
      Литература

      10 минут назад

      Герой нашего времени. Помогите, пожалуйста

    • matematika
      Математика

      12 минут назад

      помогите пожалуйста

    • himiya
      Химия

      15 минут назад

      какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

    Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
    Отправить письмо повторно

    Вопросы без ответа

    • matematika
      Математика

      12 минут назад

      помогите пожалуйста

    • himiya
      Химия

      15 минут назад

      какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

    Топ пользователей

    • avatar

      Fedoseewa27

      20448

    • avatar

      Sofka

      7417

    • avatar

      vov4ik329

      5115

    • avatar

      DobriyChelovek

      4631

    • avatar

      olpopovich

      3446

    • avatar

      dobriykaban

      2374

    • avatar

      zlatikaziatik

      2275

    • avatar

      Udachnick

      1867

    • avatar

      Zowe

      1683

    • avatar

      NikitaAVGN

      1210

    Войти через Google

    или

    Запомнить меня

    Забыли пароль?

    У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

    Выберите язык и регион

    Русский

    Россия

    English

    United States

    zoom

    How much to ban the user?

    1 hour
    1 day

  • Главная мысль рассказа малиновая вода
  • Главная мысль рассказа маленький принц
  • Главная мысль рассказа маленький мук
  • Главная мысль рассказа малахитовая шкатулка
  • Главная мысль рассказа максимка станюкович