Главная мысль рассказа о любви чехов

Произведения русского писателя и драматурга конца 19 века Антона Павловича Чехова отличаются своей краткостью, его маленькие юмористические рассказы, повести и пьесы известны многим. Цикл «Маленькие трилогии», в который входит рассказ «О любви», о котором в дальнейшем пойдёт речь, является его самой известной и полюбившейся читателям работой. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор произведения.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция 
  • 4 Суть
  • 5 Главные герои и их характеристика 
  • 6 Темы и проблемы
  • 7 Смысл
  • 8 Символы и художественные детали
  • 9 Чему учит?

История создания

«О любви» завершает вышеупомянутый цикл «Маленькие трилогии», рассказ был опубликован в 1898 году в журнале «Русская мысль». В своих записных книжках Чехов упоминал об этом рассказе, задумка появилась еще в 1895 году, но он начал работать над ним только в 1898. Кроме «О любви», он также писал известный «Крыжовник», оба произведения появились на страницах «Русской мысли» в августе того же года. 

В биографии Чехова присутствовала Лидия Александровна Авилова, их судьба схожа с судьбой героев рассказа – нелюбимый, но уважаемый муж Авиловой, тайные переписки и периодические встречи с Чеховым, и в итоге невозможные любовные отношения. Она считала, что в «О любви» описаны именно эти взаимоотношения, но некоторые критики утверждают, что воспоминания Лидии Александровны о былой любви с Чеховым достаточно субъективны, поэтому нельзя утверждать, что рассказ является автобиографичным. 

Жанр и направление

Заявлено, что это рассказ, и это абсолютно так. Об этом говорит, во-первых, краткость произведения. Во-вторых, в рассказе присутствует одна сюжетная линия, в данном случае это развитие взаимоотношений между главными героями, которых, кстати, в рассказе мало, в «О любви» их двое. 

Выбранный автором жанр для описания этой истории как нельзя кстати подходит, потому что в этом лаконичный рассказ-миниатюру он смог уместить глубокую философскую мысль и раскрыть реалистический метод, то есть правдивое изображение действительности. 

Композиция 

Что касается структуры, то в этом произведении она не такая, как для большинства рассказов. Особенностью композиции является то, что «О любви» написан приёмом «рассказ в рассказе». То есть в самом начале читатель видит приятельскую беседу и обсуждение того, что красавица Пелагия влюблена в совершенно ей неподходящего, по их мнению, повара Никанора, далее идёт рассуждение о любви, а потом, соответственно, рассказ главного героя Алёхина о его любовных чувствах. 

  1. Завязка его повествования – это приглашение на обед от Лугановича и знакомство с его молодой женой – Анной Алексеевной.
  2. Кульминация – это возникшее между Алёхиным и Анной Алексеевной взаимное чувство и осознание абсолютной невозможности признаться друг другу и начать отношения. 
  3. Развязка – трагичное, печальное и эмоциональное прощание героев в поезде, на котором навсегда уезжает Анна Алексеевна.

Суть

Название рассказа говорит само за себя, это рассказ о таком прекрасном, но в то же время необъяснимом чувстве, как любовь. Алёхин со своими приятелями рассуждает о том, что у русских есть глупая привычка – они не могут просто любить, им нужно усложнять себе жизнь, постоянно задавая множество вопросов – хорошо это или плохо, честно или нечестно.

Мне кажется, суть рассказа в борьбе чувств и разума. С одной стороны, мы видим красивую горничную Пелагею, которая влюблена в неотёсанного пьяницу Никанора, она периодически получает от него унижения и побои, но всё же любит. В этом случае побеждают чувства и желание любить человека, несмотря ни на что. А с другой стороны -любовь главных героев. Здесь побеждает разум, потому что оба понимают, что их отношения невозможны из-за моральных устоев. Оба героя постепенно начинают страдать из-за этой желанной, но запретной любви. Анна Алексеевна уже не похожа на себя, из жизнерадостной красивой девушки она превращается в вечно недовольную, язвительную женщину, она начинает срываться на Алёхина, возможно, обвиняя его в том, что он появился в её жизни, и она вынуждена испытывать то, что она испытывает. Но она не может уйти от мужа, это будет предательством. Побеждает разум, она уезжает в Крым, рыдая на груди у её возлюбленного, и дарит на прощание первый и последний поцелуй.

Главные герои и их характеристика 

  1. Алёхин Павел Константинович – от его лица ведётся повествование. По происхождению он дворянин, но после смерти отца он вынужден отправиться в деревню, чтобы приводить в порядок поместье, которое получил в наследство. Из интеллигентного дворянина он превращается в обычного работягу, сам выполняет всю хозяйственную работу, поэтому времени на чтение и занятие наукой у него нет. Это очень трудолюбивый и уважаемый человек, поэтому в Софьино он приобрёл статус мирового судьи. Несмотря на это, он производит впечатление несчастного мужчины, который занимается совершенно не тем, что ему хочется, он тонет в болоте рутины и однообразности, поэтому знакомство с семьёй Лугановичей – это свежий глоток воздуха для него. В его жизни появились люди, которые искренне и по-доброму к нему относились, бескорыстно ему помогали и просто являлись приятной компанией, а он в это время был всегда желанным гостем в их доме.
  2. Дмитрий Луганович – состоятельный дворянин и товарищ председателя окружного суда. Описывается как добрый и отзывчивый человек, который всегда готов прийти на помощь главному герою. С одной стороны он симпатичен Алёхину, так как является хорошим другом, но с другой стороны из-за ревности он называет Лугановича старым, неинтересным и ничем непримечательным мужчиной.
  3. Анна Алексеевна – жена Дмитрия Лугановича  и возлюбленная Алёхина. Она с первого взгляда понравилась герою, она была молода, красива и умна, заботливо и бережно относилась к своим детям и к Алёхину. Она была интересной собеседницей. Они часто подолгу разговаривали с главным героем, ходили вместе в театр, она показывала заинтересованность в нём. Но спустя время из-за постоянных душевных терзаний она совершенно поменялась – стала грубой и раздражительной, ей даже пришлось лечить свои нервы.

Темы и проблемы

  • Основная тема чеховского рассказа – это, конечно же, любовь, то на недоступная любовь, которая не приносит человеку никакого счастья и удовлетворения, её исходом являются только страдания. Запреты, установленные обществом и моралью, не дают героям в полной мере насладиться возникшим взаимным чувством. Нельзя тайно встречаться с замужней женщиной, нельзя лгать и предавать своего законного мужа, от которого у тебя двое детей. Именно это не позволяло Алёхину и Анне Алексеевне любить друг друга и быть счастливыми. 
  • Тема счастья тоже нашла отражение в рассказе. Даже если бы они признались и сделали шаг навстречу друг другу, их репутация была бы испорчена. Счастье наряду с общественным осуждением и укорами совести было, казалось бы, невозможно. Поэтому они предпочли не допускать этого и смириться с болью, которая появилась из-за любви. 
  • Тема раскаяния также важна для понимания произведения. После прощания с любимой Алёхин осознаёт, что он должен был дать волю чувствам, которые были в его сердце на протяжении многих лет. Он понимает, что не стоило жертвовать любовью ради спокойной жизни и долга.

Проблематика рассказа «О любви» не менее интересна. Проблемы «футлярности» и «маленького человека» присутствует и в этом рассказе. Герои страдают из-за чувств друг к другу, кажется, что постепенно от них уходят их энергия и жизненные силы. Да, они часто общаются, проводят время друг с другом, вместе ходят в театр, но при этом герои продолжают жить по инерции, они не хотят менять свой привычки и комфортный образ жизни. Им не хватает уверенности в себе, чтобы отбросить все запреты и дать волю своим эмоциям и чувствам, в то же время им не хватает смелости, чтобы окончательно прекратить все встречи и общение, поэтому они так и плывут по течению, мучая самих себя и друг друга.

Смысл

Главная мысль рассказа «О любви» заключается в том, что человек по своей природе труслив и не может осмелиться делать то, что он действительно хочет. Герои рассказа позволили внешним обстоятельствам пересилить их внутренние чувства. Во имя предрассудков они отказались от самого сакрального и личного, что только может быть у человека. Просто взаимных чувств недостаточно для счастья, для этого ещё нужны действия и отсутствие множества вопросов, которые люди задают самим себе, тем самым лишая себя своего собственного счастья. 

А основная идея заключена в словах, сказанных самим Алёхиным : 

Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе. 

Символы и художественные детали

В «О любви» чётко прослеживается психологизм – описание душевного состояния героя. Чехов не пишет об эмоциональном состоянии Алёхина и Анны Алексеевны открыто, но читатель ясно видит то, что каждый из них чувствует, это можно понять по маленьким деталям, о которых упоминает автор. Например, когда герои были в театре – они сидели рядом и их плечи едва соприкасались, но Алёхина в это время переполняли эмоции, он понимал, что любит её. Показаны ожидаемые двумя моменты встречи, то, как Анна Алексеевна интересовалась его здоровьем. Все их диалоги, действия по отношению друг другу кажутся со стороны такими обычными, но при этом читатель прекрасно понимает, что именно они чувствуют. 

Также в рассказе «О любви» значительна роль пейзажа. Когда Алёхин начал рассказывать свою печальную историю о любви, то за окном было серое небо, что указывает на настроение повествования. Но когда он закончил, то «дождь перестал и выглянуло солнце», то есть герой отпустил события тех дней, и в его душе больше нет былой тоски.

Чему учит?

Какие выводы может сделать человек после прочтения этого рассказа? Финал произведения остаётся открытым, позиция автора не ясна. Это позволяет нам самим подумать о том, правильно ли поступили герои, что бы каждый из нас сделал, оказавшись в подобной ситуации, стоит ли давать волю чувствам или лучше помнить о долге и честности? Возникает множество вопросов, но от этого произведение становится только интереснее. 

Но всё же, я думаю, что каждый человек, прочитавший рассказ «О любви», должен понять, что всё-таки стоит дать шанс любви, какие бы последствия не имела эта капитуляция. 

Автор: Анастасия Бурмистрова

«О любви» читательский дневник

«О любви» читательский дневник

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 2090.

Обновлено 9 Августа, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 2090.

Обновлено 9 Августа, 2021

«О любви» – трогательный и немного грустный рассказ о так и не состоявшейся взаимной любви двух тонких, интеллигентных натур, боявшихся сделать шаг навстречу своему счастью.

Краткое содержание «О любви» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: О любви

Число страниц: 7. Чехов А. П. «О любви». Издательство «ЭКСМО». 2010 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1898 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Алёхин Павел Константинович – образованный, умный мужчина, прекрасный рассказчик.

Анна Алексеевна – образованная, интеллигентная, красивая девушка.

Луганович – супруг Анны Алексеевны, доверчивый и добродушный мужчина.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Однажды после завтрака Алёхин принялся рассуждать о любви. Затем он поведал историю из собственной жизни.

Получив в наследство имение, Алёхин, будучи человеком весьма деятельным, занялся своим хозяйством. Вскоре его выбрали мировым судьёй, и он стал часто бывать в городе, где познакомился с Лугановичем и был приглашён к нему на обед. У Лугановича Алёхин познакомился с его супругой Анной Алексеевной – женщиной молодой, привлекательной и интеллигентной. Они сразу почувствовали друг в друге родственные души.

Следующая встреча произошла осенью на благотворительном балу. Анна Алексеевна призналась Алёхину, что всё лето вспоминала о нём. С тех пор Пётр Константинович стал часто бывать в доме Лугановичей и вскоре стал своим человеком. Он часто беседовал с Анной на разные темы, слушал её игру на рояле, помогал делать покупки. Лугановичи считали, что Алёхин, будучи человеком образованным и свободным, страдает в глухой деревне. И он действительно страдал, но по иной причине: Алёхин был безнадёжно влюблён в Анну Алексеевну.

Оставаясь с Анной наедине, Пётр Константинович видел, что и она неравнодушна к нему. Однако оба молчали: Алёхин – из-за того, что не мог ничего предложить своей возлюбленной, а Анна считала, что её любовь не принесёт счастья Алёхину. Шли годы, Анна Алексеевна родила двоих детей, которые любили Алёхина, словно родного. Влюблённые продолжали молча страдать.

Кульминацией этой истории стало известие о назначении Лугановича председателем суда в одну из западных губерний. Глава семьи занялся подготовкой к переезду, а супругу отправил в Крым на лечение.

Уже на вокзале, забыв передать коробку, Алёхин забежал в купе к Анне Алексеевне и, не выдержав, признался ей в любви. Они заплакали и, поцеловавшись, простились навсегда. Только в этот миг Алёхин понял, что в любви не нужно рассуждать, гадая о возможных последствиях, а нужно просто любить всем сердцем.

План пересказа

  1. Работа в имении.
  2. Знакомство с Лугановичем и его молодой женой.
  3. Встреча на благотворительном балу.
  4. Частый гость.
  5. Мучительная любовь.
  6. Разлука.
  7. Запоздалое признание.

Главная мысль

Любовь требует действий, а не рассуждений.

Чему учит

Рассказ учит быть более настойчивым, особенно тогда, когда ситуация требует решительных действий. Учит не упускать свой шанс и не создавать самостоятельно преграды на пути к счастью.

Отзыв

Излишний самоанализ, сомнения и размышления могут погубить то счастье, которое приготовила судьба. Именно в такой ситуации оказался Алёхин, живший будущим, но не настоящим.

Рисунок-иллюстрация к рассказу О любви.

Пословицы

  • Не было у бабы хлопот, так купила порося.
  • В руках было, да сквозь пальцы ушло.
  • Любовь не картошка, не выкинешь в окошко.
  • Любить тяжело, не любить еще тяжелее.

Что понравилось

Понравилось, что Алёхин всё-таки признался в своей любви Анне, и им стало хоть немного, но легче при прощании. Жаль, что он не сделал это раньше: возможно, влюблённым удалось бы создать счастливую семью.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ксеша Волк

    10/11

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Анна Скетч

    9/11

  • Ксения Лебедева

    9/11

  • Волк Волков

    11/11

  • Алина Саматова

    10/11

  • Джин Тоник

    11/11

  • Петя Кириллин

    8/11

  • Анастасия Нехороших

    9/11

  • Ольга Стоян

    11/11

Рейтинг читательского дневника

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 2090.


А какую оценку поставите вы?

Антон Павлович Чехов–русский писатель конца 19 века, гений краткой формы, автор известного изречения «краткость – сестра таланта», автор множества лаконичных рассказов, повестей и пьес. Одним из популярнейших творений Чехова является цикл «Маленькие трилогии». Завершающим произведением этого цикла является произведение «О любви».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Суть
  • 4 Композиция
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Смысл
  • 9 Вывод
  • 10 Критика

История создания

История данного рассказа, написанного А.П. Чеховым в 1898 году, берет свое начало в биографии писателя. В образе Анны Алексеевной, в которую влюблен главный герой, Алехин, угадывается личность Лидии Александровны Авиловой – русской писательницы и мемуаристки. Она была представлена Чехову Сергеем Николаевичем Худяковым – издателем «Петербургской газеты».  В то время, как писала сама Лидия Александровна в своих мемуарах, она знала все написанное Чеховым наизусть.

На момент первой встречи с Чеховым, Авилова была женой Михаила Федоровича, который не мог понять её увлечения писательством и литературой. Мужа она выбрала, «как вещь», и испытывала к нему глубокое уважение, но о любви не могло быть и речи. Авилов знал о переписке своей жены и Антона Павловича, и даже читал некоторые из писем. Чехов помогал Анне Алексеевне в публикации её работ, выступал как рецензент и персональный критик. Теплая переписка сменялась редкими и зачастую неожиданными встречами. Всю глубину отношений между Чеховым и Авиловой раскрывают её воспоминания в «А. П. Чехов в моей жизни», опубликованные лишь в 1940 году. Любовные переживания писателя нашли отражение и в его творчестве. Рассказ «О любви» — это художественное выражение глубокого и непреодолимого чувства, которое испытывал Антон Павлович Чехов к Лидии Александровне Авиловой.

Жанр и направление

Антон Павлович Чехов, как уже было сказано, – мастер краткой литературной формы. Его любимый жанр – это емкий рассказ-миниатюра, в котором заложена глубокая философия авторской мысли. Жанровая особенность произведений Чехова помогает в раскрытии реалистического метода.  Как известно, писатель работал в русле реализма. Деталь – важнейший элемент чеховского рассказа, помогла прозаику достичь гармонии между малой «рассказной» формой и глубоким реалистическим содержанием.

Рассказом «О любви» завершается цикл «Маленькая трилогия» (название не авторское, дано исследователями), объединенный сквозной чеховской темой жизни «человека в футляре». Главные герои — повествователи своих историй, каждый из них является главным в своей части цикла.

Суть

О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.

Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина.  Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.

Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.

Композиция

Композиционной характерной чертой чеховского повествования считается приём «рассказа в рассказе», к которому создатель зачастую обращается.  Данный приём дает возможность автору достичь одновременно и объективности изложения, и экономии языковых средств.

Подобная структура композиции  свойственна многим произведениям Чехова: сначала говорится о конкретной ситуации или случае из жизни. Упоминание этой ситуации служит толчком к ассоциативному переходу в основное повествование (обычно монолог) главного героя.
К примеру, анализируемый нами текст начинается с упоминания Павла об истории взаимоотношений повара-пьяницы Николая и красивой Пелагеи, которая терпела от первого оскорбления и побои. Небольшая обеденная зарисовка перетекает в рассуждения Алехина о смысле и вопросах любви. Данный прием позволяет плавно ввести читателя в ткань произведения и только затем начать основное повествование.

Концовка служит обрамлением художественного центра произведения. В  литературную кайму искусно вплетены маркеры настроения главного героя — перемена погоды за окном.  Историю своей любви Алехин начинал, когда «в окна было видно серое небо и деревья», но в конце рассказа «дождь перестал и выглянуло солнце», свидетельствуя о душевном очищении мужчины.

Главные герои и их характеристика

Краткая форма повествования предполагает небольшое количество действующих лиц. А.П. Чехову для сюжета важны два-три персонажа. Часто выбирается рассказчик, чье описание перо автора детально прорисовывает.

  1. Алехин Павел Константинович — главный герой. В самом рассказе «О любви» отсутствует подробное описание портрета мужчины. Оно дано Чеховым в «Крыжовнике». Автор описывает Павла, как сорокалетнего мужчину, больше напоминающего художника или же ученого, нежели представителя помещичьего сословия. По происхождению Павел — дворянин, но задолженности отца оставляют его без средств к существованию. «Белоручка», не привыкший к физическому труду, Павел тяготится работой в имении. Жизнь в Софьине заставляет Алехина забыть о культуре и образованности. Одно из характерных качеств Павла – трудолюбие, помогает ему стать мировым судьей в своей местности. Благодаря этой должности Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, в чью жену он влюбляется далее. В целом образ Павла Алехина – это образ несчастного и одинокого помещика, который не может решиться на ответственный шаг, потому что боится потерять хорошую репутацию.
  2. Дмитрий Луганович – хороший приятель и друг главного героя, товарищ председателя окружного суда и состоятельный дворянин. В начале рассказа Алехин описывает своего благодетеля как доброго и простодушного человека, но уже в середине размышляет, почему Анна Алексеевна вышла замуж за такого непримечательного и скучного человека.
  3. Анна Алексеевна Луганович – жена Дмитрия Лугановича, помещица, мать двоих детей. Портрет Анны Алексеевны так же дан глазами Алехина. По его описанию становится ясно, что такая женщина, как Анна Алексеевна, ему раньше никогда не встречалась. Он «сразу почувствовал в ней существо близкое». Героиня, подобно своему мужу, обладает добротой и заботится об Алехине. В отличие от Господина Лугановича, Анна молода и умна. Чувство Павла Алехина не остается безответным – он всегда видел по глазам Анны, что она ждала встречи с ним. Так же, как и главный герой, не давала воли своему чувству, боясь потери положения, мужа, детей, и, в конце концов, лжи, которая была бы неудобна им обоим.

Темы

Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.

Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.

Проблемы

Проблематика рассказа «О любви» отображает известную чеховскую тему «человека в футляре». Раскрываясь с необычной стороны, «футлярность» присутствует в образах всех героев произведения.

  1. Павел Алехин – это дворянин, осевший в отцовском имении. Деревенская жизнь постепенно меняла перспективный ум и способности молодого человека. Укоренившиеся привычки повлияли и на характер. Главный герой, оказывается, слаб в принятии судьбоносного решения и отказывается от огромной ответственности, которою влечет признание в своих чувствах. Павлу легче потерять любимую женщину, чем разорвать оковы собственного футляра.
  2. Господин Луганович так же является модификацией образа «футлярного» человека. «Футлярность» Лугановича проявляется в ограниченности его ума и безучастном отношении к интеллигентному обществу. Тип человека, который олицетворяет Луганович, не порицается и не отвергнут обществом. Напротив, Дмитрий успешный делец, но отсутствие духовного развития контрастирует с чувственностью и умом его жены Анны, создавая впечатление о нем, как о человеке, привыкшему плыть по течению и равнодушному не только к светскому обществу, но и к семейному счастью.
  3. Анна Алексеевна так же предпочитает «футлярное» существование радикальным переменам во имя собственного счастья.  Героиня, испытывая любовь к Павлу, не хочет жертвовать близкой и понятной ей жизнью, любовью к детям, репутацией, родственными связями… Новая жизнь – как синоним неизвестности, пугает ее, и в Анне, как и в Алехине, так же не оказывается достаточно сил для принятия решения. Мучительная любовь выливается в невроз героини, и она успевает скрыто упрекнуть Павла в повседневных диалогах.

Таким образом, в проблематике рассказа «О любви» очень тонко подчеркнута основная тема «Маленькой трилогии» — проблема «человека в футляре», основными характеристиками которого в данном случае выступают нерешительность и отсутствие порыва к переменам для возделывания собственного счастья.

Смысл

Что же хотел сказать Чехов рассказом «О любви»? Идея чеховской мысли заключается в обличении человеческих слабостей, которые не позволяют герою самому следовать за голосом сердца. Автор показывает людей, чья воля скована внешними обстоятельствами, но сам человек может быть достаточно сильным, чтобы преодолеть общепринятые нормы и пожертвовать хорошим положением в обществе. Главные герои же, напротив, оказываются слабыми и следуют общепринятой морали.

Основная мысль, заложенная Чеховым, раскрывает идею о том, как человек может убить высокое, светлое чувство, следуя общественным законам. Добропорядочность не гарантирует счастья, а счастье может показаться  лишь призрачным ощущением любви и уйти, не оставив и следа. Писатель, показывая представителей общества конца 19 века, выносит приговор самому укладу общественного строя, который не позволяет людям изъявлять своих желаний даже в таком личном и глубоком чувстве, как любовь.

Вывод

О чем заставляет задуматься произведение А.П. Чехова? Небольшой рассказ выносит на поверхность проблемы недостижимости счастья, человеческие слабости и философию любви. Произведение противоречиво, неоднозначно, как неоднозначны его персонажи. Двойственность характеров и обстоятельств заставляет читателя размышлять над образами и действиями героев, давая им свою субъективную оценку.
Авторская позиция здесь остается необозначенной. Можно предположить, что слова автора вложены в уста Алехина, и тогда можно приблизительно судить об отношении А.П. Чехова к своим персонажам.  И все же, финал произведения остается открытым, представляя читателю возможность подвести собственный итог.

С точностью можно утверждать об одном: «О любви» — это рассказ-предостережение читателя о том, что любовь никаким законам подчиняться не может.

Критика

Современники Чехова по достоинству оценили последнюю часть трилогии.

А. Измайлов отмечал драматическую атмосферу произведения, которая характерна для работ Чехова конца 1890-х годов. Критик писал о том, что в творчестве известного писателя начинается перелом, через который проходили все крупнейшие литературные фигуры 19 века — Гоголь, Достоевский, Лесков, Толстой.

А. Богданович охарактеризовал Павла как человека без «гордости, твердой воли и энергии», который упустил две прекрасные возможности в своей жизни – возможность следовать своему призванию и быть счастливым с любимой женщиной.

А. Скабичевский видел причину неудавшегося счастья в пустом существовании героев. Жизнь без цели – вот главный палач футлярного человека, коими предстают Павел Алехин и Анна Алексеевна в рассказе «О любви».

Автор: Лилия Васкецова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В статье представлены разбор, пересказ (краткое содержание), а также анализ рассказа А. П. Чехова «О любви»: характеристика главных героев, жанр, история создания, тема и идея произведения. Эти данные можно использовать для написания конспекта, заполнения читательского дневника и таблицы, характеризующей героев, подготовки к сочинению или изложению.

Антона Павловича Чехов не только великий русский драматург, он также и мастер короткого рассказа. Рассказ «О любви» входит в небольшой цикл под названием «Маленькая трилогия», состоящий из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Главные герои рассказа «О любви»

Антон Павлович Чехов

А. П. Чехов (1860 — 1904)

Основные действующие лица в рассказе, это:

  1. Павел Константинович Алехин – дворянин, на момент происходящих событий был молодым человеком, недавно окончившим учебу. Он вернулся в отцовское имение, в котором трудился не покладая рук. Никогда не мечтал о работе на земле, но долг и ответственность перед семьей толкают его на труд и жизнь в деревне.

  2. Дмитрий Луганович – председатель суда, человек в возрасте, которому на момент событий было уже более сорока лет, добряк, простак, вялый, ненужный, с покорным выражением лица, при этом здравомыслящий человек. На балах держится возле деловых людей. Любящий муж и отец.

  3. Анна Алексеевна – молодая жена Лугановича, красивая, искренняя, добрая женщина. Покорно и смиренно несет свой крест, будучи замужем за нелюбимым мужчиной, она его уважает и ценит. Заглушает свои действительно глубокие, настоящие чувства к Алехину ради детей и мужа, чувствуя долг жены и матери. Способна на сильную любовь и самопожертвование.

Второстепенные персонажи

Список второстепенных персонажей невелик, к ним относятся приятели главного героя: Иван Иванович и Буркин, им Алехин и рассказывает случившуюся с ним историю. 

Они втроем являются героями всей «Маленькой трилогии», состоящей из трех небольших рассказов, третий из которых — это повествование от лица Алехина, рассказ «О любви». Первый рассказ цикла «Человек в футляре» друзья слышат от Буркина, второй «Крыжовник» от Ивана Ивановича.

Оба эти героя в цикле равны Алехину, но в то же время менее важны как персонажи, так как рассказанные ими истории повествуют не об их личной жизни, а о событиях, произошедших с их близкими и знакомыми — Буркин рассказывает о судьбе своего сослуживца, а Иван Иванович о сюжете из жизни своего брата.

А. П. Чехов «О любви» — краткое содержание

Гости в доме Алехина Павла Константиновича за завтраком завели необычный разговор, который возник неожиданно после посещения повара Никанора, зашедшего узнать, что гости желают к обеду. Разговор начал сам хозяин дома, он вдруг заговорил о любви.

123

Разговор возник из рассказа о Никоноре и красавице Пелагее. Алехин рассуждал о том, как зарождается любовь, и почему эта женщина полюбила именно Никонора, мужчину грубого и совершенно иного по своим душевным качествам, нежели она сама. Почему она не полюбила кого-нибудь другого, более подходящего ей? 

Алехин пришел к выводу, что сколько бы ни говорили в мире о любви, ничто не раскроет ее истинной сути, так как любовь – это великая тайна. О любви нельзя говорить в общих чертах. Рассуждая о ней, необходимо рассматривать каждый случай и каждую историю в отдельности. 

Гости почувствовали, что хозяин хочет о чем-то рассказать, ведь людям, живущим в деревне, только и остается, что делиться своими переживаниями с гостями, нечасто собирающимися в доме.

Погода на улице была плохая и все находящиеся в комнате понимали, что единственным способом развлечься в такой день является послушать чью-то историю, и Алехин, уловив это настроение, заговорил о своем прошлом.

Алехин уже очень давно жил в деревне, куда ему пришлось вернуться после окончания учебы, так как он посчитал это долгом перед своим отцом, который залез в большие долги, чтобы сын получил образование. Поэтому молодой человек решил уплатить долг и восстановить имение. 

Первое время ему приходилось много работать, так как единственным способом вести хозяйство не в убыток было управлять им на крестьянский лад, а точнее работать в поле самому. Вместе с крестьянами Алехин выполнял все виды работы: сеял, пахал, ухаживал за землей. 

Со временем молодой Алехин совсем забыл барские привычки, часто спал на земле, в сарае, перестал читать газету, стал обедать с прислугой. Он сильно уставал, а также сильно скучал и тосковал.

Вся жизнь его перевернулась, когда однажды в городе его выбрали в мировые судьи, после чего Алехин нередко начал ездить в город, где и состоялось знакомство, изменившее все. В суде он встретился с Лугановичем, знакомство с которым стало для него самым приятным из всех остальных.

Во время разбора одного из сложных дел о поджоге, Луганович пригласил Алехина к себе на обед, где и состоялась его первая встреча с женой Лугановича, Анной Алексеевной. Она сразу понравилась Алехину, он увидел в ней человека близкого и как будто давно знакомого. Она была очень молода и только недавно родила своего первого ребенка. Алехин обратил внимание, что муж и жена имели между собой хорошие отношения, они понимали друг друга без слов, дружно готовили кофе, заботились о госте, смотрели, чтобы он хорошо поел.

О любви

Несколько месяцев после этого визита Алехин не приезжал в город, но все это время мысли об Анне Алексеевне не оставляли его, он думал о ней даже в поле за работой.

Осенью он снова поехал в город, в театр, где вновь увидел ее, в этот момент его опять охватило то самое чувство, которое он испытал при первой встрече с Анной. При разговоре она поинтересовалась, почему Алехин так долго не появлялся в городе и не навещал их. 

Анна Алексеевна выказала беспокойство о его внешнем виде и здоровье и между делом призналась, что весной, при их первой встрече, она слегка увлеклась им. Так начались мучительные для него чувства, которые он вынужден был скрывать.

С этого дня Алехин стал регулярно бывать у Лугановичей, он заезжал к ним в каждый свой приезд в город. К нему привыкли и стали принимать за своего. Он помогал Анне Алексеевне с покупками, подолгу мог беседовать с ней, слушать, как она играет на рояле, заниматься с ребенком. Если же он долго не появлялся, Анна Алексеевна начинала волноваться, да и сам Луганович беспокоился о Павле Константиновиче. 

Оба, муж и жена, переживали о том, что Павел Константинович вынужден так много физически работать, когда он имеет отличное образование: им казалось, что он страдает. Алехин постоянно чувствовал на себе их сочувствующие взгляды и был им благодарен особенно тогда, когда ему действительно приходилось нелегко.

Алехин и правда чувствовал себя несчастным, но совсем не по причине постоянного труда и усталости. Он страдал от любви к Анне Алексеевне, он старался разгадать загадку любви и жизни, чтобы ответить на вопрос, как могли сложиться события так, что он полюбил ее, что она еще до встречи с ним стала женой другого и матерью его детей.

Время шло, у Анны Алексеевны уже родился второй ребенок, Павел Константинович продолжал быть другом семьи, продолжал любить ее и молчать о своем чувстве, как и сама Анна Алексеевна. Они продолжали проводить время друг с другом, подолгу молчали, но боялись открыть свою тайну даже себе. От невысказанных чувств отношения между ними начинали напрягаться и немного портиться. 

Анна Алексеевна со временем стала раздражительнее и постоянно по мелочам придиралась к Алехину. В городе о них уже стали ходить слухи, но в том, что говорили люди, не было ни одного слова правды.

Павел Константинович любил Анну Алексеевну всем своим сердцем, но боялся оборвать мирное течение семейной жизни Лугановичей. Он считал себя недостойным ее, ведь он не мог предложить ей ничего лучше того, что у нее уже было, он попросту не мог предать тот дом, где его так любили и где ему верили. 

Анна рассуждала подобным же образом, она думала о муже, о детях, о своей матери, боялась осложнить жизнь Павла Константиновича, поэтому они оба продолжали молчать. Когда Алехин приходил к Лугановичам, все домашние безумно радовались, не представляя, как на самом деле он мучился.

Со временем у Анны Алексеевны стало появляться ощущение бессмысленно прожитой жизни, она стала лечиться от расстройства нервов, а они с Алехиным все молчали и молчали.

Прощание

Наконец Лугановича назначили на должность в другой губернии, и все стали готовиться к разлуке. Первой должна была уехать Анна Алексеевна, а немного позже Луганович с детьми. Провожали ее на поезд большой компанией, когда уже было объявлено об отправлении, Алехин вбежал к ней в купе, чтобы вернуть корзинку, которую она забыла. 

Тогда впервые их обоих оставили все душевные силы, и они признались друг-другу. Алехин обнял Анну Алексеевну, она прижалась к его груди. Они попрощались навсегда, он вышел от нее и проехал до первой станции в соседнем купе, проплакав все это время.

Когда Алехин кончил свой рассказ, дождь уже перестал лить, его собеседники вышли на улицу. Оба они видели Анну Алексеевну в городе, были с ней знакомы и даже считали ее красивой.

Краткий анализ произведения

Представленный в сокращении рассказ вбирает в себя основную проблематику большинства чеховских произведений. В целом тематика рассказа продолжает общую тему всей трилогии, повествование о «футлярной» жизни современников Чехова. 

Павел Константинович и Анна Алексеевна

В данном случае в футляре оказываются двое: Павел Константинович и Анна Алексеевна, они оба не решаются сделать шаг, который изменил бы их жизнь, они закрываются в своем мире, перенося при этом тяжелые душевные страдания. 

Но в рассказе «О любви» эта тематика более тонка и переплетается с другой важной темой, темой запретной любви и наличия в мире граней, через которые человек не имеет права переступать. Это говорит о том, что бывают случаи, когда человек не волен в принятии решений, когда он просто не имеет права вырваться из футляра.

Рассказ «О любви» также глубоко психологичен. В краткой, лаконичной форме он передает движения души, происходящие не только с героем мужчиной, но и с женщиной. Не случайно Чехова называют знатоком женской души, и данный рассказ это подтверждает. 

Его повествование, построенное от лица Павла Константиновича, так тонко и внимательно передает изменения, происходящие с Анной Алексеевной, что полностью рисует читателю ее психологический портрет и говорит о ее душевных переживаниях чуть ли не больше, чем о чувствах Павла Константиновича.

История создания

Рассказ А. П. Чехов написал для журнала «Русская мысль» в 1898 г. Год его написания совпадает и с двумя другими рассказами цикла. Существуют некоторые данные, которые говорят о биографической основе этого рассказа. 

Авилова Лидия

Об этом стало известно из воспоминаний Авиловой Лидии Алексеевны, имевшей в молодые годы теплую дружбу с Чеховым. Он так же как Алехин был другом семьи, был желанным гостем в доме Авиловых, а Лидия Алексеевна была замужем и воспитывала с мужем детей. Однако сам Чехов никогда не упоминал об этой истории.

После выхода всех рассказов цикла в журнале «Русская мысль», критика высоко оценила замысел Чехова, рассказ же «О любви» был признан в особенности, как наиболее драматичный и полный мировой скорби. 

Рецензия на рассказ А. Измайлова подтверждает эту точку зрения критиков: «рассказы его, написанные за последние годы, носят драматический характер, иногда возвышаясь до высокого трагизма».

Смысл названия рассказа

Название рассказа «О любви» напрямую говорит об основной его тематике. Суть рассказа кроется в этом простом и одновременно сложном слове «любовь». 

Любовь – это особое состояние большинства чеховских героев, но даже она не способна вырвать человека из той серости и будничности, против чего всегда боролся автор.

Рассказ действительно описывает историю любви, ее зарождение, развитие и трагическое разрешение. Каждая мысль, каждая строчка этого небольшого произведения говорит о любви. Тема и идея рассказа напрямую отражаются в его названии.

Композиция и жанр

Произведение относится к жанру короткого рассказа, но при этом оно является заключительной частью небольшого цикла. Как отдельное произведение, рассказ «О любви» имеет обрамляющую композицию. 

Чехов О любви

В таком случае основной текст рассказа вписан в повествовании в качестве воспоминания, а начинается оно с иных событий, которые подводят к необходимости изложения главной сюжетной линии, в конце дают ей некоторую оценку. 

Сюжет рассказа выстраивается в ретроспективе, имеет основные элементы, двигающие его развитие – это завязка (знакомство Алехина и Анны Алексеевны), возникновение проблемы (появившиеся между ними чувства), кульминация и разрешение проблемы (финальная сцена в вагоне поезда).

Счастливы ли герои рассказа «О любви»

Разумеется, о счастье героев говорить нельзя, оба они страдают, о чем напрямую говорит Алехин в своем воспоминании: «Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней…» Описание его переживаний не оставляет сомнений в его несчастье. 

Павел Константинович не мог быть счастливым, наблюдая, как его любимая женщина является женой другого и матерью его детей. Он страдал и от мысли, почему в жизни случилась такая ужасная ошибка, что она встретилась сначала другому, а не ему. Поведение же Анны Алексеевны подтверждает и ее абсолютное несчастье. 

Вот небольшой отрывок из текста рассказа, подтверждающий эти слова «…у нее уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворенной, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей».

Содержание

  1. Смысл названия
  2. Смысл произведения
  3. Смысл финала

Произведение «О любви» было написано А.П. Чеховым в 1898 году. Именно этот рассказ стал завершающим в «Маленькой трилогии«. Автор в своей книге вынес приговор всему общественному укладу, который отодвигает на второй план истинные желания людей. Персонажи лишены права на счастье. О чем же заставляет задуматься А.П. Чехов после прочтения произведения «О любви»? Ответ на этот вопрос мы и постараемся дать в нашей статье.

Так что сегодня поговорим о смысле рассказа «О любви» и названии. Так что усаживайтесь поудобнее, мы начинаем!

Смысл названия

В небольшом произведении затронута вечная проблематика. Недостижимость счастья, влияние общественного мнения, осуждение окружающих. Почему же Чехов назвал свой рассказ «О любви»?

Семья Лугановичей на приеме

Фото: literaguru.ru

Если кратко, для автора большое светлое чувство являлось показателем счастья. Нельзя противится своим желаниям. Любовь — это стимул для новых свершений. Это чувство, словно глоток свежего воздуха.

Смысл названия книги в том, что именно благодаря любви человек чувствует, что живет. Серое тоскливое существование никого еще не сделало счастливым. Однако важно помнить, что любовь не подчиняется никаким законам. Человек либо испытывает влечение к другому, либо нет.

Смысл произведения

Центральная тема книги «О любви» — это настоящее человеческого счастья и невозможность его достижения. Характерные персонажи автора живут в привычном для них ритме. Их существование можно назвать комфортным. Никаких ярких событий, взлётов и падений.

Все тихо, спокойно, однообразно. Даже такое всепоглощающее чувство, как любовь, не смогло выбить героев из привычной колеи. Никто из действующих лиц даже не собирается покидать зону комфорта.

Алехин и Анна Алексеевна обнимаются

Фото: silavtele.ru

Смысл произведения в том, что каждый человек должен прислушиваться к зову своего сердца. Однако наши сомнения, слабости не позволяют нам сделать этого. Писатель показал, насколько сильно люди зависят от общественного мнения.

Воля героев подчиняется внешним обстоятельствам.

Но автор также говорит о том, что все люди разные. Сильная, уверенная в себе личность не будет прислушиваться к окружающим, а примет решение, руководствуясь исключительно внутренними убеждениями.

Алехин и Анна Алексеевна не смогли переступить через свои принципы, они проявили душевную слабость. Герои последовали за общепринятой моралью, и пожертвовали своим счастьем. Действующие лица убили в себе искреннее глубокое чувство.

Главные герои рассказа стоят в обнимку

Фото: help-diplom.ru

Они чётко знали рамки, которые нельзя переступать. Порядочность, ответственность за свою семью, доброта ещё не являются залогом счастья. Персонажам предстоит жить с призрачным ощущением счастья. Они самостоятельно лишили себя чувства, ради которого хотелось бы просыпаться по утрам и с надеждой смотреть в завтрашний день.

Смысл финала

Главные герои произведения «О любви» так и не познали истинного счастья. Алехин и Анна Алексеевна обрекли свою жизнь на страдания. Они упустили свой шанс стать счастливыми. Персонажи посчитали, что они не имеют права испытывать сильные чувства друг к другу.

Анна Алексеевна была замужем за порядочным человеком, в их семье росло двое очаровательных детей. Несмотря на отсутствие любви в паре, супруги сохраняли доброе отношение друг к другу. Алехин же считал, что влюбиться в замужнюю женщину — это постыдно и неправильно.

Анна Алексеевна ведет разговор с Алехиным

Фото: postila.ru

Спустя время персонажи осознали, что между ними вспыхнула искра. Всеобъемлющее чувство нельзя погасить, забыть о нем. Любовь не подчиняется законам и логике. Ее невозможно вписать в моральные рамки.

Смысл финала в том, что у каждого человека есть свои слабости. Нужно ли сопротивляться сильному чувству, или счастье нельзя рассматривать с позиции греха или морали? На этот вопрос нет однозначного ответа.

На этом наш разбор смысла рассказа «О любви» Антона Павловича Чехова подошел к концу. Если у вас остались вопросы или есть предложения, мы будем рады вашей активности в комментариях. А у нас на этом все. Так что мирного вам неба над головой и до скорых встреч.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Анализ произведения О любви

Анализ рассказа О любви Чехова

История создания

Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» взята из жизни автора, образ Анны Алексеевны схож с личностью Авиловой Лидии Александровны. Чехов был влюблен в Лидию Александровну, так же как и Авилов был влюблен в Анну Алексеевну. Рассказ написан в 1898 году и опубликован в журнале «Русская мысль».

Жанр и направление

Жанр данного произведения – рассказ, об этом свидетельствует краткая изложенная форма и лишь одна линия сюжета. Антон Павлович Чехов любил писать в направлении реализма, так и в данном случае.

Суть

Основная сюжетная линия в данном произведении является – любовь. Главный герой рассказа – Павел Алехин. После смерти отца он переезжает в его имение в Софьино. Пытается погасить долги отца. Вскоре Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, он приглашает Павла на обед к себе домой. Там Алехин встречает жену Лугановича – Анну Алексеевну, он влюбляется в нее в тот же вечер. Продолжая общение через некоторое время, Павел замечает, что его чувства не безответны. Но Алехина мучает чувство вины перед семьей Лугановичей, они были добры к нему все это время. Ни Алехин, ни Анна Алексеевна так и не могут признаться друг другу о своих чувствах.

Понимая всю ситуацию в целом, Анну Алексеевну начинает мучить непостижимость своих чувств. Она не может бросить мужа и уйти к Алехину и из-за этого у нее начинаются нервные расстройства. Позже Дмитрию предлагают повышение, и им предстоял переезд. Уже в самом конце рассказа происходит прощание двух влюбленных, понимая, что они уже больше никогда не увидятся, Анна дарит Павлу первый и последний в их жизни поцелуй.

Композиция

Главной особенностью рассказа является то, что он написан в стиле «рассказ в рассказе», что помогает автору добиться полного раскрытия истории. Завязкой произведения является приглашение на обед от Лагуновича и знакомство Алехина с Анной Алексеевной. Кульминация рассказа это осознание обоих своих чувств и понимание того что их нельзя раскрыть и признаться. Развязкой является прощание Анны и Павла в поезде с осознанием того, что они больше никогда уже не встретятся.

Главные герои и их характеристика

Алехин Павел Константинович – именно от его лица ведется повествование в рассказе. Дворянин, но после смерти отца работает в его поместье и пытается расплатиться с его долгами, из-за этого превращается в обычного рабочего. Трудолюбивый человек, смог получить авторитет у людей и стал мировым судьей в Софьино. Но, несмотря на все, Павел выглядит несчастным, он занимается не той работой, которой хочет.

Дмитрий Луганович – товарищ председателя окружного суда и дворянин. Хороший друг главного героя. Очень добрый и отзывчивый человек, готовый всегда прийти на помощь.

Анна Алексеевна – жена Лугановича. Молодая красивая и умная девушка, в которую влюблен главный герой. Заботливая мать и отличный собеседник, но из-за душевных терзаний стала нервной и злой.

Темы

Основными темами рассказа являются любовь, счастье и раскаяние. Автор смог донести и показать читателям, какого может быть, когда влюбляешься настолько сильно, но понимание того, что эта любовь не принесет ничего хорошего и погубит всю семью, приводит к терзаниям внутри себя главных героев, а под конец и к их прощанию навсегда.

Проблемы

«Человек в футляре» — основная проблема в произведении. Анна и Павел любят друг друга и много времени проводят вместе, но не признаются друг другу в этом, страдая от своих же чувств. Они так и живут, любят и страдают, но не делают ничего, чтобы это изменить.

Смысл

Основной мыслью рассказа является то, что человек по своей натуре труслив и не может получить то, что он действительно хочет. Для любви не достаточно одно лишь чувство, для любви необходимы действия.

Вывод

Рассказ «О любви» очень философский и о нем можно рассуждать долго и не прийти к единому мнению. Но основа сюжета это любовь. Автор показал, что она может быть и жестокой, но в то же время для того, чтобы быть счастливым нужно что-то поменять, нужно признаться во всем друг другу хоть это и сложно. Результат ведь может быть таким, каким персонажи рассказа, да и вообще люди не могут предугадать заранее.

Вариант 2

огромного таланта в написании коротких, но комичных и обличающих человеческие пороки, рассказов. В своих произведениях он сочетает грустное с смешным, заставляет читателей одновременно и смеяться, и задумываться над поведением его товарищей и главное своим. Это умение действительно можно назвать гениальностью, ведь краткость, как однажды выразился сам писатель, — сестра таланта.

У Чехова есть замечательная «маленькая трилогия», в которую входят такие произведения как «Крыжовник», «Человек в футляре» и «О любви». Третье произведение – печальный рассказ, в котором герои испытывают очень сильные эмоции, но из-за своего положения не могут им поддаться и стать счастливыми.

Чтобы проанализировать этот рассказ, необходимо узнать о истории его создания. Это автобиографичное произведение. Антон Павлович был знаком с Лидией Авиловой, мемуаристкой, женой Сергея Николаевича Худякова. Муж женщины не был увлечён литературой и не поддерживал её. Однажды он познакомил свою жену с Чеховым и между ними завязалась дружба. Писатель помогал женщине, он рецензировал её произведения, помогал их публиковать, но помимо этого они часто переписывались и даже встречались. Они оба были влюблены друг в друга, но не смогли ничего с этим сделать, потому что считали их любовь невозможной.

Исходя из вышеперечисленного, несложно догадаться, что произведение написано в направлении реализма.

В рассказе три главных герой – это Павел Константинович Алехин – дворянин, который, переехав в имение, становится отличным работником. Это чувствительный, но очень неуверенный в себе человек с высокими моральными принципами; Луганович – друг Алехина, которого сам Павел описывает сначала как доброго, а затем как скучного человека; Анна Алексеевна – возлюбленная Алехина. В отличие от мужа, она очень умна и интересна, помимо этого обладает очень красивой внешностью. Героиня подобно Павлу боится испортить свою репутацию и не даёт волю своему чувству, несмотря на его огромность.

Содержание этого рассказа довольно простое, как и композиция. Павел Константинович приезжает в Софьино и забывает свои культурные корни, зато он показывает себя отличным тружеником, за что назначается мировым судьёй. Герой знакомится с Лугановичем и его женой. Это знакомство-то и стало роковым, оно является завязкой произведения. Герой влюбляется в женщину и понимает, что та тоже к нему не ровно дышит, однако никто из них не признаётся в любви, они просто радуются встречам и ждут друг друга как ждут только влюблённые. Эти эмоции и глубокие чувства – кульминационный момент произведения. К сожалению, чете пришлось уехать из города. Алехин навсегда потерял свою любимую, из-за чего очень сильно горевал. Такой развязкой заканчивается рассказ.

Основная тема произведения – любовь, но любовь не обычная, а что-то вроде любовного треугольника, разорвать который главный герой не в силах. В этом-то и заключается проблема. Нерешительность и неуверенность мешают Анне и Павлу броситься навстречу своей любви и забыть о принципах, понять, что это возвышенное чувство способно разорвать любые цепи норм и правил. Смысл рассказа в том, что люди, не способные сделать первый шаг к своему счастью, могут навсегда потерять его.

Итак, произведение «О любви» — автобиографичный рассказ, помогающий с помощью этого возвышенного чувства обличить человеческие пороки, показать как нерешительность и точное следование моральным устоям могут погубить человеческое счастье.

8, 10 класс

Анализ произведения О любви

Анализ произведения О любви

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Ленского в романе Пушкина Евгений Онегин

    Владимир Ленский – молодой дворянин, выступает в романе невинным и юным товарищем Онегина. Молодой, немногим меньше 18, он был одним из самых завидных женихов губернии

  • Сочинение Описание друга 7 класс русский язык (Характеристика одноклассника)

    Хочу рассказать вам о своем друге, его зовут Саша. Мы знакомы с раннего возраста. Вместе ходили в детский сад, а теперь учимся в одном классе и посещаем секцию футбола.

    Каждый человек выглядит по-особенному. Вот и мой друг не исключение.

  • Сочинение Печорин в системе женских образов (Герой нашего времени)

    Григорий Печорин — главное действующее лицо «Героя нашего времени» — на протяжении всего романа активно контактирует с женщинами.

  • Сочинение по картине Осень. Охотник Левитана 8 класс

    На этой картине Исаака Левитана перед нами предстает просека в лесу, а точнее, лесная тропа. Лес – осенний, небо – мрачное. Природа готовится к зиме, где-то на тропинке даже есть небольшие кусочки снега, который, вероятно, появился относительно недавно

  • Сочинение рассуждение Чучело по фильму и рассказу Железникова (5, 6, 7 класс)

    Недавно я просмотрела фильм Чучело, героиня которого, девочка шестого класса Лена. Она сталкивается в своем младенческом возрасте со сложными житейскими ситуациями. Предательство, подлость, давление одноклассников, насмешки

История создания

Рассказ Антона Павловича Чехова «О любви» взята из жизни автора, образ Анны Алексеевны схож с личностью Авиловой Лидии Александровны. Чехов был влюблен в Лидию Александровну, так же как и Авилов был влюблен в Анну Алексеевну. Рассказ написан в 1898 году и опубликован в журнале «Русская мысль».

Жанр и направление

Жанр данного произведения – рассказ, об этом свидетельствует краткая изложенная форма и лишь одна линия сюжета. Антон Павлович Чехов любил писать в направлении реализма, так и в данном случае.

Суть

Основная сюжетная линия в данном произведении является – любовь. Главный герой рассказа – Павел Алехин. После смерти отца он переезжает в его имение в Софьино. Пытается погасить долги отца. Вскоре Алехин знакомится с Дмитрием Лугановичем, он приглашает Павла на обед к себе домой. Там Алехин встречает жену Лугановича – Анну Алексеевну, он влюбляется в нее в тот же вечер. Продолжая общение через некоторое время, Павел замечает, что его чувства не безответны. Но Алехина мучает чувство вины перед семьей Лугановичей, они были добры к нему все это время. Ни Алехин, ни Анна Алексеевна так и не могут признаться друг другу о своих чувствах.

Понимая всю ситуацию в целом, Анну Алексеевну начинает мучить непостижимость своих чувств. Она не может бросить мужа и уйти к Алехину и из-за этого у нее начинаются нервные расстройства. Позже Дмитрию предлагают повышение, и им предстоял переезд. Уже в самом конце рассказа происходит прощание двух влюбленных, понимая, что они уже больше никогда не увидятся, Анна дарит Павлу первый и последний в их жизни поцелуй.

Композиция

Главной особенностью рассказа является то, что он написан в стиле «рассказ в рассказе», что помогает автору добиться полного раскрытия истории. Завязкой произведения является приглашение на обед от Лагуновича и знакомство Алехина с Анной Алексеевной. Кульминация рассказа это осознание обоих своих чувств и понимание того что их нельзя раскрыть и признаться. Развязкой является прощание Анны и Павла в поезде с осознанием того, что они больше никогда уже не встретятся.

Главные герои и их характеристика

Алехин Павел Константинович – именно от его лица ведется повествование в рассказе. Дворянин, но после смерти отца работает в его поместье и пытается расплатиться с его долгами, из-за этого превращается в обычного рабочего. Трудолюбивый человек, смог получить авторитет у людей и стал мировым судьей в Софьино. Но, несмотря на все, Павел выглядит несчастным, он занимается не той работой, которой хочет.

Дмитрий Луганович – товарищ председателя окружного суда и дворянин. Хороший друг главного героя. Очень добрый и отзывчивый человек, готовый всегда прийти на помощь.

Анна Алексеевна – жена Лугановича. Молодая красивая и умная девушка, в которую влюблен главный герой. Заботливая мать и отличный собеседник, но из-за душевных терзаний стала нервной и злой.

Темы

Основными темами рассказа являются любовь, счастье и раскаяние. Автор смог донести и показать читателям, какого может быть, когда влюбляешься настолько сильно, но понимание того, что эта любовь не принесет ничего хорошего и погубит всю семью, приводит к терзаниям внутри себя главных героев, а под конец и к их прощанию навсегда.

Проблемы

«Человек в футляре» — основная проблема в произведении. Анна и Павел любят друг друга и много времени проводят вместе, но не признаются друг другу в этом, страдая от своих же чувств. Они так и живут, любят и страдают, но не делают ничего, чтобы это изменить.

Смысл

Основной мыслью рассказа является то, что человек по своей натуре труслив и не может получить то, что он действительно хочет. Для любви не достаточно одно лишь чувство, для любви необходимы действия.

Вывод

Рассказ «О любви» очень философский и о нем можно рассуждать долго и не прийти к единому мнению. Но основа сюжета это любовь. Автор показал, что она может быть и жестокой, но в то же время для того, чтобы быть счастливым нужно что-то поменять, нужно признаться во всем друг другу хоть это и сложно. Результат ведь может быть таким, каким персонажи рассказа, да и вообще люди не могут предугадать заранее.

Просмотр содержимого документа

«Анализ рассказа чехова а. п. «о любви»»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа О любви

Анализ рассказа Чехова О любви

Рассказ А. П. Чехова «О любви» — это одно из небольших произведений автора, относящихся к циклу «Маленькая трилогия».

История создания. Прототипом главной героини стала Авилова Лидия, которая заняла в сердце А. П. Чехова с 1889 года особое место. Молодой человек был влюблен в замужнюю даму, которой помогал в литературной деятельности. На страницах этого рассказа представлен образ девушки, которая стала источником вдохновения для написания произведения.

Жанр и направление. Сюжет рассказа, наполненный деталями и эпизодами, напоминающими реальные события, четко указывает на то, что автор выбрал для того, чтобы представить на суд читателя историю любви, направление — реализм. Для этого он изложил историю в виде миниатюрного рассказа. Несмотря на краткость в изложении мысли, читатель заинтересован в его сочинении. Кроме того, в тексте нет ничего скрытного, непонятного.

Суть представлена в незамысловатом сюжете. Алехин Павел Константинович поселяется в имении Софьино, где проявил себя добросовестным тружеником. Знакомство с Лугановичем стало роковым для него, так как за этим последовала влюбленность в его супругу. Каждая встреча стала для Павла и Анны Алексеевны источником наслаждения друг другом и головокружительного счастья. Не известно, чем могла бы закончится их связь, если бы семейная пара не покинула город.

Композиция рассказа. Встреча на семейном обеде рассказчика с Анной Алексеевной, их взаимная симпатия – завязка произведения. Эмоциональные переживания героев, связанные с настоящей страстью, искрой любви, которая переросла в любовь стали пиком отношений Павла и Анны. Это кульминационный момент очередной чеховской истории. Незабываемое расставание героев в вагоне поезда навсегда становится трагедией для того и другого. Их пути расходятся навсегда. Такова развязка рассказа.

Главные герои и их характеристика. Уроженец дворянского гнезда – Павел Константинович перебирается в имение, становится безотказным работягой. Он не брезгует никакой работой («пахал, сеял, косил»). Благодаря занимаемой должности судьи, знакомится с семьей Лугановских. В отношениях со своей возлюбленной, которой является замужняя женщина, проявляет себя порядочно до момента расставания. Хотя Павла ни на минуту не покидают мысли соединить сердца с Анной, он не разрушает брак.

Анна Алексеевна– 22-летняя девушка приятной внешности. Она имеет детей. Павел представляет ее интеллигентной, обаятельной девушкой. Со временем раздражительность Анны в отношениях с гостем становятся понятны. Ее сердце занято им, но у женщины нет выхода, кроме того, как следовать за супругом.

Темой рассказа является любовь в одном из своих проявлений – любовный треугольник, образовавшийся из-за существующего брака и связи на стороне.

Вечной проблемой рассказа становится тема «человека в футляре». Автор подчеркивает, что жизнь становится невыносимой из-за своих качеств, таких как нерешительность, нежелание следовать зову сердца.

Смысл рассказа заключен в том, что человек, проявляя свою слабость, неумение принимать правильные решения в жизни, теряет ключ к счастью.

Вывод. А. П. Чехов представил на суд читателя ситуацию, в которой любовь стала инструментов для обличения пороков человека.

2 вариант

Антон Павлович Чехов великий русский писатель. Гений Чехова заключался в таланте коротко и лаконично излагать свои мысли. Пожалуй, самая известная его работа-цикл «Маленькие трилогии». Именно рассказ «О любви» завершает данный цикл.

Рассказ был написан в 1898 году. Произведение основано на биографии писателя. Дело в том, что прототипом персонажа Анны Алексеевеы является Лидия Авилова. Она практически наизусть знала все творчество Чехова, имела к нему чувства, но она уже была замужем. Чехов и Авилова не могли быть вместе, тогда Чехов представил всю свою печаль и тоску в произведении «О любви».

Автор работал в жанре реализма, он был мастером краткости, он безумно любил писать рассказы-миниатюры. И рассказ «О любви» не исключение. Именно деталь помогает раскрыть глубокое аналитическое содержание.

Уже название произведения отражает всю суть повествования, в рассказе идет речь именно о любви. Главный герой Павел Алехин был вынужден после смерти отца работать с крестьянами, пахать землю. В дальнейшем ему удалось стать мировым судьёй. Тогда он познакомился с Лугановичем. У него прекрасная жена Анна Алексеевна. Алехин влюбился в нее, эта красивая и умная женщина не оставила его равнодушным, а он понимал, что у нее к нему те же чувства, но герои понимали, что им не суждено быть вместе в силу наличия у героини детей и супруга, к которому она была благосклонна. В дальнейшем Лугановичи переехали, и герои навсегда расстались, чувство упущенной любви никогда не покидало главного героя.

Композиционной особенностью является прием Чехова «рассказ в рассказе». Благодаря этому приёму Чехов смог сэкономить на языковых средствах, к тому же смог объективно изложить свои мысли. Такого рода композиция произведений встречается во всех творениях писателя. Стоит отметить, что в начале описывается конкретная ситуация, а далее следует монолог главного героя.

Главный герой Алехин Павел Константинович. В произведении безумно мало описания его внешности. Известно, что ему около сорока лет, он дворянин, но из-за многочисленных долгов отца он был вынужден работать  с крестьянами. Но герою свойственно большое трудолюбие, благодаря этому ему удаётся стать мировым судьёй.

Дмитрий Луганович приходится хорошим товарищем Павлу. Он простодушный и мягкий человек, но невероятно скучный.

Анна Алексеевна является женой Лугановича. Она молода, скромна и умна, помещица, у них с Дмитрием двое детей.

Основной темой произведения является тема недостижимости человеческого счастья, любви. Героя Чехова не могут достичь счастья из-за того, что не хотят выходить из зоны комфорта. Они не хотят ничего менять в жизни, стремиться к чему-либо.

Проблемой рассказа является проблема «футлярного человека». Этот человек не желает идти наперекор нормам в обществе, дабы построить свое счастье.

Своим произведением Чехов хотел наглядно показать, как нерешительность, нежелание выходить из зоны комфорта разрушает счастье людей. Каждый из героев боится изменений в жизни, а человек должен быть сильным для построения собственного счастья.

Анализ 3

Произведение является частично автобиографичным, поскольку в образе возлюбленной главного героя угадываются черты одной их любимых женщин писателя. Рассказ является заключительной составной частью прозаического сборника писателя под названием «Маленькая трилогия».

Жанровая направленность произведения представляется собой краткий миниатюрный рассказ, отличающийся глубокой философией авторского мыслительного процесса, раскрывающегося посредством использования реалистического метода.

Сюжетная линия рассказа повествует об истории главного героя, испытавшего чувство недостижимого счастья, являющегося следствием запретной любви.

Композиционная структура произведения представляет собой рассказ в рассказе, обуславливающий достижение объективного повествования, а также способствующий экономии языковых художественных средств. Отличительная особенность повествования представляется в применении автором монологов главного героя.

Главным героем рассказа является Павел Константинович Алехин, представленный в образе сорокалетнего мужчины, дворянина, оставшегося без средств к существованию, не принимающего физический труд, ставшему мировым судьей, должность которого и приводит его к знакомству с женой Лугановича, в которую герой влюбляется.

Второстепенными персонажами рассказа являются супруги Лугановичи, Дмитрий, представленный в образе лучшего друга главного героя, состоятельного дворянина, и его жена Анна Алексеевна, изображенная в качестве помещицы, имеющей двоих детей, отличающейся молодостью, добротой, умом, отвечающей Алехину взаимностью на его чувство, однако не дающей воли страсти, страшась гнева семью и не принимая ложь.

Основная тема рассказа представляется в изображении простого человеческого счастья, которое часто является недостижимым.

Проблематика произведения является отражением чеховского человека в футляре.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении человеческих слабостей, запрещающих слушать внутренний голос.  С точки зрения автора, человек способен на убийство высокого, светлого чувство под воздействием общественного мнения и законов.

Рассказ повествует о любовной философии, передавая противоречивость, неоднозначность, двойственность данного чувства, что выражается открытым финалом произведения.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа О любви

Анализ рассказа О любви

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Репортаж (в жанре репортаж)

    Репортаж прямиком из школьной столовой. Добрый день уважаемые учителя и ученики 105 лицея города Москва. Сегодня мы с вами будем Ревизоро в самом прекрасном месте нашей школы — в столовой!

  • Сочинение Как человек должен относиться к природе по рассказу Васюткино озеро

    В этом произведении, конечно, показано много природы. Собственно, мальчик Вася оказывается в окружении этой самой природы. И он мечтает только вырваться оттуда, снова увидеть родных, поселок, даже пойти в школу.

  • Социальные и философские истоки бунта Раскольникова сочинение

    Родион Романович Раскольников — это главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского Преступление и наказание. Мне сложно назвать этого человека положительным

  • Главная основная мысль сказки Городок в табакерке

    Владимир Федорович Одоевский — это известный литератор и общественный деятель девятнадцатого века. Он хотел написать сказку, которая заинтересует и понравиться детям. В самой идеи произведения можно это заметить.

  • Почему погиб Мцыри? сочинение

    Мцыри – герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. Это повествование о трагической судьбе молодого человека, лишенного против воли своей родины.

  • Гипербола в сказке дикий помещик примеры
  • Гипербола в сказках салтыкова щедрина примеры
  • Гипербола в русских народных сказках примеры сказок
  • Гипер как пишется со словами
  • Гинеколог для маленькой девочки рассказы