- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ Сказки о Мальчише-Кибальчише Гайдара
Анализ Сказки о Мальчише-Кибальчише Гайдара
Про историю Мальчиш-Кибальчиш в лагере рассказывает пионерам девочка Натка. Это были времена 1930 годов, когда Красная армия воевала против буржуев.
Гайдар написал героический рассказ, оставив детям, светлую память о победителях войны, упавшие во имя свободы и мира на земле. Мальчиш-Кибальчиш был славным малым мальчиком, который жил себе вдоволь пока не загремела новая война.
Сказка учит детей патриотизму, не смотря на ранний возраст у мальчика более чем достаточно героизма, отваги и храбрости. Он в последний день войны помогает Красной армии сразиться против врагов и одержать победу, не смотря на то, что отец и брат, давно уже не вернулись с войны, и это должно было его напугать.
Не смотря на это, учитывая собственный гибель, он отважился согласиться пойти на войну и агитировал других ребят помочь предкам одержать победу над буржуями.
Однако единственный плохой мальчик по имени Плохиш остался и от досады трусости стал, дожидаться как бы, подставить своих земляков, родных и ровесников. Он же позднее становиться причиной смерти Кибальчиша, украв у народа все снаряды, взорвав их всех, до единого.
Таким образом, автор сравнивает двух подростков, которые так сильно различаются друг от друга. Что один готов жизнь отдать, а другой не только оказать помощь своей родине, но и является предателем отчизны. Однако, учитывается пересказ истории, когда у обоих имена, остались, на веки закреплены этой сказкой, с разницей славы героизма и предательства.
В нашей жизни то же немало таких людей, кто не только не может помочь в беде, так и портят жизнь другим, чем заранее предупредил нас писатель Гайдар данной сказкой, и указал, как не стоит поступать уже с юных лет будущим мужчинам и защитникам нашей родины. И не только родины, а защитникам всей семьи и мира на всей планете, на планете где должно быть больше настоящих и отважных мужчин-воинов, достойных этого слова.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ Сказки о Мальчише-Кибальчише Гайдара
Популярные сегодня темы
- Сочинение Образ Вани в рассказе Заячьи лапы Паустовского
В сказке Паустовского Заячьи лапы мы видим Ваню немного упрямым, но очень человечным мальчиком. Про него можно было бы сказать: Маленький человек с большим сердцем. Он захотел зайчику помочь
- Сочинение Анализ сказки Богатырь Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)
По мнению большинства критиков, произведение «Богатырь» является одной из сказок Салтыкова-Щедрина, которая наделена резкостью сатирического нападения на сложившуюся в стране ситуацию.
- Сравнительная характеристика Маруси и Сони (В дурное общество Короленко)
Маленькая, трогательная, милая девчушка, познавшая в таком юном возрасте утраты жизни, ее суровые законы и трудности – именно так можно с ходу охарактеризовать Марусю из повести «В дурном обществе».
- Сочинение Доброта лучше красоты (фраза Гейне)
Что такое красота? Согласно трактовке термина в словаре Ожегова это нечто, доставляющее удовольствие лицезреть, на что эстетически приятно смотреть. Из этого следует, что красота – чувство глубоко личное, индивидуальное
- Сочинение Анализ рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина
Рассказ великого русского писателя И. А. Бунина, показывает ничтожество человека перед смертью. Как бы богат он не был, какой бы властью не обладал, смерть подстерегает его неминуемо.
0
Сказка о военной тайне — какая главная мысль? Чему учит произведение?
главная мысль сказки о военной тайне
Сказка о военной тайне, Гайдар — какая главная мысль, чему учит произведение?
Основная мысль «Сказка о военной тайне»
1 ответ:
1
0
«Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове», главная мысль произведения конечно же патриотизм. Надо быть преданным своей стране, верить в нее и защищать.
«Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» учит быть бесстрашным, смелым, не бояться трудностей, не предавать Родину, если надо, то защищать ее. Так же произведение учит и тому, что всегда есть люди, готовые предать, такие, как Мальчиш-Плохиш.
Так в произведении показано, как у Мальчиша-Кибалтчиша все ушли на войну, не осталось никого, кто бы мог сражаться, только дети. Тогда он сам пошел защищать Родину, да еще и других ребят с собой позвал.
Читайте также
Краткое содержание рассказа «Портрет отца» для читательского дневника . Главный герой рассказа детдомовский мальчик, который случайно находит книгу с изображением человека в военной форме. Мальчик решает, что это его отец. Главный герой вырвал листок с картинкой и спрятал.
Второй мальчик Вовка Акимцев тоже без родителей, ему становится обидно, что мальчик нашел себе отца, хоть и ненастоящего, поэтому Вовка всеми силами старается разубедить и у него не получается.
Главная мысль рассказа заключена в мысли, что отец самый важный человек, на него равняются и с него берут пример и каждый мальчик хочет иметь отца.
Рассказ Приставкина «Портрет отца» рассказывает об одиночестве детей, чьи родители воевали на фронте или погибли. Дети не верили и ждали, цеплялись за любую фантазию, лишь бы родители за ними вернулись. Рассказ учит доброте и сопереживанию, учит помнить о страшной войне и жертвах военных лет, сколько горя приносит война, нельзя допустить ее повторения и надо уметь помогать другу
В рассказе Константина Паустовского «Растрепанный воробей» маленький воробушек Пашка, которого выходила девочка Маша, помог отобрать у вороватой вороны дорогую для Машиной мамы вещь.
Писатель хотел донести до читателей смысл народной пословицы:
Воробушек оказался благодарным товарищем. Пашка не испугался большой птицы, с которой ему пришлось вступить в противостояние, и с помощью своих друзей смог вырвать у вороны стеклянный букетик. Храбрость и доброта воробья смогли исполнить мечту Машиной мамы — после премьеры спектакля приколоть к платью брошку в виде цветов, подарок уехавшего мужа.
Текст стихотворения «Я лишний» Главный герой мальчик Сергей не хотел трудиться в саду, сказал, что ему не хватает деревьев и никому не захотел помочь. А когда вишня созрела, ребята посмеялись над Сережей, не дали ему поесть ягод. Главная мысль стихотворения «Я лишний» учит трудиться, пословица к стихотворению «Я лишний»
Кто не работает, тот не ест.
Главный герой романа — Хитклифф, человек неоднозначный, его не назовешь ни милым, ни добрым.
И главная героиня — Кэтрин Эрншо, у которой взаимное чувство с Хитклиффом, но вышла она замуж за другого, в какой-то мере назло любимому. Эдгар Линтон — муж Кэтрин. Вот он-то как раз самый настоящий положительный герой.
Овдовев, он воспитывает их с Кэтрин сына. Его младшая сестра Изабелла выходит замуж за Хитклиффа, но семейная жизнь не складывается, Изабелла убегает от мрачного мужа в Лондон. Хиндли Эрншо — брат Кэтрин, поначалу он не очень благородно ведет себя и в какой-то мере именно его действия разлучают Хитклиффа и Кэтрин.
Позже Хнидли, можно сказать, исправляется, но в конце концов спивается, и судьба карает его в лице Хитклиффа, которому Хиндли проигрывает поместье.
Ну и еще несколько основных персонажей-рассказчи<wbr />ков: экономка Нелли Дин, жилец Грозового перевала Локвуд, дети главных героев… Роман очень насыщен действующими лицами и действиями, сюжет динамичный и увлекательный.
Это единственное произведение Эмили Бронте, которое тем не менее заслуженно прославило ее.
Книга много раз экранизирована, и каждый режиссер видит в ней что-то свое.
Лет восемь назад в главной роли даже снялся чернокожий актер, хотя очевидно, что в оригинале такого быть не могло.
Мое мнение: Эмили Бронте хотела показать, что никакие поступки не проходят бесследно и сделанное когда-то может аукнуться даже через 10-20 лет. Но месть, даже осуществленная, не принесет удовлетворения.
Вообще конец несколько неубедителен: все заканчивается хорошо, хотя из логики повествования хеппи-энд ну никак не вытекает.
Речь в рассказе идёт о красивом растении кипрее, красные цветы которого собраны в кистья.
Однажды рассказчик услышал странное заявление из громкоговорителя, которое его заинтриговало. Речь шла о детском походе в Моховой лес за сосновыми шишками из беличьих запасов.
Мужчина не знал, кого спросить об услышанном; бабушку, которая звала своих внуков домой или самих мальчишек, которые играли в футбол и сумели попасть мячом в козу, чем вызвали недовольство взрослых.
У прятавшихся мальчишек он и и узнал, что белки лучше всех умеют собирать самые здоровые шишки, пряча их в дупла, а ребята, залезая в их дупла, собирают эти шишки. А белки вновь натаскивают новые запасы.
Рассказчик продолжил свою дорогу в лесничество, где встретился с лесничим и Анной. Михаил Михайлович стал говорить, что кипрей — это их помощник. Гость удивился, так как из кипрея пил только чай. Лесничий рассказал много интересного об иван-чае. Он любит расти на месте, где был пожар, где вырубались деревья. Раньше это растение безжалостно убирали из молоденьких посадок деревьев, считая, что он забирает влагу, заглушает их рост. Но сосёнки, оставшись без кипрея часто погибали. Оказывается, это удивительное растение может выделять теплоту и молодые деревья в таком соседстве находятся под опекой, заботой этого цветка — как няньки. Цветок не только воздух обогревает, но и землю, где проходят его корни.
Лесник также заметил, что почти про каждое растение можно рассказать много удивительного.
Перед отъездом мужчина забрал с собой засушенную веточку кипрея. Ведь теперь он совсем по другому к нему относился.
Автор: Гайдар Аркадий.
Название: «Сказка о военной тайне».
Жанр: повесть.
Тема произведения: дружба, патриотизм.
Число страниц: 122.
Главные герои и их характеристика
- Натка Шегалова. Молодая, умная и красивая
девушка. Ответственная, честная, добрая. - Алька. Шесть лет. Добрый, открытый и честный
мальчик, чья мать погибла в тюрьме. - Инженер Ганин. Отец Альки. Человек порядочный,
честный, твёрдый духом и характером. - Дягилев. Предатель. Жестокий и безжалостный
человек. Враг народа.
О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Девушка Натка ищет свой путь в жизни и с неохотой отправляется вожатой в Артек. Но встреча с мальчиком Алькой меняет её взгляды на жизнь и своё место в обществе.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет – краткое содержание
- Натка отправляется вожатой в Артек и в поезде
знакомится с Алькой и его отцом. - В лагере случается авария, отец Альки занимается
её ликвидацией, а Алька живёт у Натки. - На стройке начинаются хищения, а ребята видят
странных людей. - Алька рассказывает Натке сказку о военной тайне
и подвиге Мальчиша-Кибальчиша. - Пионеры выслеживают преступников и помогают их
разоблачить. - Алька погибает от случайного камня, а Натка
прощается с его отцом, который собирается на Дальний Восток.
Понравившийся эпизод
Больше всего мне понравилась история, рассказанная Алькой
про буржуинов, которые пытали Мальчиша-Кибальчиша. Мальчиш не выдал буржуинам
военной тайны, и те были разбиты. А Мальчиш стал героем.
План произведения для пересказа
- Натка и её дядя.
- Отправление.
- Марица Маргулис.
- Мальчик и его отец.
- Знакомство с отрядом.
- Алька и человек во френче.
- Древняя крепость.
- Новый сосед.
- Катастрофа.
- Человек с бородой.
- Сказка, рассказанная Алькой.
- Стрельба на стройке.
- Разоблачение Дягилева.
- Смерть Альки.
- Прощание в Москве.
Главная мысль
Любой человек может стать героем, если он любит Родину и
готов отдать за неё жизнь.
Чему учит эта книга
Эта повесть учит любить Родину и быть настоящим патриотом.
Учит тому, что быть наставником детей – дело очень важное и
ответственное. Учит отзывчивости, честности, доброте. Учит любить свою работу и
делать её на совесть.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта повесть, хотя конец у неё не очень
весёлый. Добрый и честный мальчик Алька погибает, что приносит страдание всем,
кто его любит. Но подвиг мальчика открыл глаза Натке, которая поняла, в чём
истинный смысл её жизни – делать из детей настоящих людей.
Новые слова и выражения
Бессарабия – историческая область в Румынии и
Молдавии.
Френч – пиджак военного образца.
Увалень – неуклюжий человек.
Пословицы к произведению
Героями не рождаются – ими становятся.
Герой умрёт, а подвиг его живет.
Трус умирает много раз, а герой – только один раз.
В жизни всегда есть место подвигу.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
Назад к содержанию
Анализ Сказки о Мальчише-Кибальчише Гайдара
На чтение 2 мин Просмотров 34
Про историю Мальчиш-Кибальчиш в лагере рассказывает пионерам девочка Натка. Это были времена 1930 годов, когда Красная армия воевала против буржуев.
Гайдар написал героический рассказ, оставив детям, светлую память о победителях войны, упавшие во имя свободы и мира на земле. Мальчиш-Кибальчиш был славным малым мальчиком, который жил себе вдоволь пока не загремела новая война.
Сказка учит детей патриотизму, не смотря на ранний возраст у мальчика более чем достаточно героизма, отваги и храбрости. Он в последний день войны помогает Красной армии сразиться против врагов и одержать победу, не смотря на то, что отец и брат, давно уже не вернулись с войны, и это должно было его напугать.
Не смотря на это, учитывая собственный гибель, он отважился согласиться пойти на войну и агитировал других ребят помочь предкам одержать победу над буржуями.
Однако единственный плохой мальчик по имени Плохиш остался и от досады трусости стал, дожидаться как бы, подставить своих земляков, родных и ровесников. Он же позднее становиться причиной смерти Кибальчиша, украв у народа все снаряды, взорвав их всех, до единого.
Таким образом, автор сравнивает двух подростков, которые так сильно различаются друг от друга. Что один готов жизнь отдать, а другой не только оказать помощь своей родине, но и является предателем отчизны. Однако, учитывается пересказ истории, когда у обоих имена, остались, на веки закреплены этой сказкой, с разницей славы героизма и предательства.
В нашей жизни то же немало таких людей, кто не только не может помочь в беде, так и портят жизнь другим, чем заранее предупредил нас писатель Гайдар данной сказкой, и указал, как не стоит поступать уже с юных лет будущим мужчинам и защитникам нашей родины. И не только родины, а защитникам всей семьи и мира на всей планете, на планете где должно быть больше настоящих и отважных мужчин-воинов, достойных этого слова.
Картинка к сочинению Анализ Сказки о Мальчише-Кибальчише Гайдара
Беликова Ирина
Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».
Сюжет – краткое содержание
- Натка отправляется вожатой в Артек и в поезде знакомится с Алькой и его отцом.
- В лагере случается авария, отец Альки занимается её ликвидацией, а Алька живёт у Натки.
- На стройке начинаются хищения, а ребята видят странных людей.
- Алька рассказывает Натке сказку о военной тайне и подвиге Мальчиша-Кибальчиша.
- Пионеры выслеживают преступников и помогают их разоблачить.
- Алька погибает от случайного камня, а Натка прощается с его отцом, который собирается на Дальний Восток.
«Военная тайна» — читательский дневник по повести А. Гайдара
Повесть «Военная тайна» детского писателя Аркадия Гайдара писалась с 1932-1934 год, а в 1935 году была впервые опубликована.
Описание книги для читательского дневника
Автор:
Аркадий Петрович Гайдар
Название произведения:
«Военная тайна»
Жанр:
повесть
Год написания:
1932-1934
Издательство:
Просвещение
Год издания:
2002
Главные герои и их краткая характеристика
Натка Шегелева — девушка, которая сначала не хотела работать вожатой, но в конце книги, поняла, как это хорошо, быть вожатой и воспитывать хороших людей. Алька — мальчик, который оказался волей судеб в лагере «Артек» и в результате погиб от камня Дягилева. Ганин — инженер, был вызван в лагерь, чтобы ликвидировать аварию, сдает Дягилева, так как он ворует оружие. полковник Шегелев — дядя Натки, дает ей ценный совет; брат Дягилева — который хочет отомстить за брата и попадает камнем в Альку, убивает его.
Краткое содержание и сюжет
Действие повести разворачивается в живописных местах Крыма, в детском лагере Артек, куда приезжают отдыхать пионеры со всех концов страны.
Там же оказывается и главная героиня повести, молодая пионервожатая Натка, которая не любит эту работу и мечтает стать капитаном или даже летчицей. Но общение с детьми меняет мировоззрение Натки, она понимает, что нет на свете дела более важного, чем забота о подрастающем поколении, чем воспитательная работа.
Девушка знакомится с шестилетним мальчиком Алькой, очень добрым и отзывчивым человеком, который тяжело переживает смерть своей матери, отважной комсомолки, замученной во вражеской тюрьме.
Трагические события разворачиваются вокруг стройки, которой руководит отец Альки. Там действует группа саботажников и преступников. Но ребята помогают раскрыть заговор, вот только Алька гибнет, от попавшего в него камня.
Натка сильно переживает о смерти своего друга, но теперь у нее есть новая цель в жизни.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Комсомолку Натку, мечтающую стать капитаном, посылают работать в пионерский лагерь вожатой. Сначала девушке не нравится её работа, но потом она понимает, как важно воспитывать достойную смену.
Основная мысль
Главная мысль заключается в том, что следует быть преданным по отношению к тому, кто тебе верит, а также верить в них также, как они верят в тебя. Нужно быть честным, быть на стороне справедливости и не совершать подлых, плохих поступков.
Чему учит
Повесть учит стремиться приобретать подобные замечательные качества и стоять за правду. Также не стоит недооценивать важность простых дел, если они приносят пользу людям. Нужно ценить свое место и стараться исполнять свою работу на совесть. В повести «Военная тайна» содержатся ценные жизненные уроки.
Вывод и мое мнение
Суть повести — быть готовым стоять за свою Родину. Часто враги находятся рядом, как вор Дягилев. Подобно Натке, работая над собой можно полюбить свой вид деятельности и быть полезным.
Пословицы к произведению
Героями не рождаются – ими становятся.
Герой умрёт, а подвиг его живет.
Трус умирает много раз, а герой – только один раз.
В жизни всегда есть место подвигу.
Не родом славен богатырь, а подвигом.
Назад к содержанию
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Аркадий Гайдар — Военная тайна
1 …
Гайдар Аркадий Петрович
Военная тайна
Аркадий Гайдар
Военная тайна
И из-за какой-то беды поезд два часа простоял на полустанке и пришел в Москву только в три с половиной. Это огорчило Натку Шегалову, потому что севастопольский скорый уходил ровно в пять, и у нее не оставалось времени, чтобы зайти к дяде.
Тогда по автомату, через коммутатор штаба корпуса, она попросила кабинет начальника — Шегалова.
— Дядя, — крикнула опечаленная Натка, — я в Москве!.. Ну да: я, Натка. Дядя, поезд уходит в пять, и мне очень, очень жаль, что я так и не смогу тебя увидеть.
В ответ, очевидно, Натку выругали, потому что она быстро затараторила свои оправдания. Но потом сказали ей что-то такое, отчего она сразу обрадовалась и заулыбалась.
Выбравшись из телефонной будки, комсомолка Натка поправила синюю косынку и вскинула на плечи не очень-то тугой походный мешок.
Ждать ей пришлось недолго. Вскоре рявкнул гудок, у подъезда вокзала остановилась машина, и крепкий старик с орденом распахнул перед Наткой дверцу.
— И что за горячка? — выбранил он Натку. — Ну, поехала бы завтра. А то «дядя», «жалко»… «поезд в пять часов»…
— Дядя, — виновато и весело заговорила Натка, — хорошо тебе — «завтра». А я и так на трое суток опоздала. То в горкоме сказали: «завтра», то вдруг мать попросила: «завтра». А тут еще поезд на два часа… Ты уже много раз был в Крыму да на Кавказе. Ты и на бронепоезде ездил и на аэроплане летал. Я однажды твой портрет видела. Ты стоишь, да Буденный, да еще какие-то начальники. А я нигде, ни на чем, никуда и ни разу. Тебе сколько лет? Уже больше пятидесяти, а мне восемнадцать. А ты — «завтра» да «завтра»…
— Ой, Натка! — почти испуганно ответил Шегалов, сбитый ее бестолковым, шумным натиском. — Ой, Натка, и до чего же ты на мою Маруську похожа!
— А ты постарел, дядя, — продолжала Натка. — Я тебя еще знаешь каким помню? В черной папахе. Сбоку у тебя длинная блестящая сабля. Шпоры: грох, грох. Ты откуда к нам приезжал? У тебя рука была прострелена. Вот однажды ты лег спать, а я и еще одна девчонка — Верка — потихоньку вытащили твою саблю, спрятались за печку и рассматриваем. А мать увидала нас да хворостиной. Мы реветь. Ты проснулся и спрашиваешь у матери: «Отчего это, Даша, девчонки ревут?» — «Да они, проклятые, твою саблю вытащили. Того гляди, сломают». А ты засмеялся: «Эх, Даша, плохая бы у меня была сабля, если бы ее такие девчонки сломать могли. Не трогай их, пусть смотрят». Ты помнишь это, дядя?
— Нет, не помню, Натка, — улыбнулся Шегалов. — Давно это было. Еще в девятнадцатом. Я тогда из-под Бессарабии приезжал.
Машина медленно продвигалась по Мясницкой. Был час, когда люди возвращались с работы. Неумолчно гремели грузовики и трамваи. Но все это нравилось Натке — и людской поток, и пыльные желтые автобусы, и звенящие трамваи, которые то сходились, то разбегались своими путаными дорогами к каким-то далеким и неизвестным ей окраинам: к Дангауэровке, к Дорогомиловке, к Сокольникам, к Тюфелевой и Марьиной рощам и еще и еще куда-то.
И, когда, свернув с тесной Мясницкой к Земляному валу, шофер увеличил скорость так, что машина с легким, упругим жужжанием понеслась по асфальтовой мостовой, широкой и серой, как туго растянутое суконное Одеяло, Натка сдернула синий платок, чтобы ветер сильней бил в лицо и трепал, как хочет, черные волосы.
В ожидании поезда они расположились на тенистой террасе вокзального буфета. Отсюда были видны железнодорожные пути, яркие семафоры и крутые асфальтовые платформы, по которым спешили люди на дачные поезда.
Здесь Шегалов заказал два обеда, бутылку пива и мороженое.
— Дядя, — задумчиво сказала Натка, — три года тому назад я говорила тебе, что хочу быть летчиком или капитаном морского парохода. А вот случилось так, что послали меня сначала в совпартшколу, — учись, говорят, в совпартшколе, — а теперь послали на пионерработу: иди, говорят, и работай.
Натка отодвинула тарелку, взяла блюдечко с розовым, быстро тающим мороженым и посмотрела на Шегалова так, как будто она ожидала ответа на заданный вопрос.
Но Шегалов выпил стакан пива, вытер ладонью жесткие усы и ждал, что скажет она дальше.
— И послали на пионерработу, — упрямо повторила Натка. — Летчики летят своими путями. Пароходы плывут своими морями. Верка — это та самая, с которой мы вытащили твою саблю, — через два года будет инженером. А я сижу на пионерработе и не знаю — почему.
— Ты не любишь свою работу? — осторожно спросил Шегалов. — Не любишь или не справляешься?
— Не люблю, — созналась Натка. — Я и сама, дядя, знаю, что нужная и важная… Все это я знаю сама. Но мне кажется, что я не на своем месте. Не понимаешь? Ну вот, например: когда грянула гражданская война, взяли бы тогда тебе и сказали: не трогайте, Шегалов, винтовку, оставьте саблю и поезжайте в такую-то школу и учите там ребят грамматике и арифметике. Ты бы что?
— Из меня грамматик плохой бы тогда вышел, — насторожившись, отшутился Шегалов. Он помолчал, вспомнил и, улыбнувшись, сказал: — А вот однажды сняли меня с отряда, отозвали с фронта. И целые три месяца, в самую горячку, считал я вагоны с овсом и сеном, отправлял мешки с мукой, грузил бочонки с капустой. И отряд мой давно уже разбили. И вперед наши давно уже прорвались. И назад наших давно уже шарахнули. А я все хожу, считаю, вешаю, отправляю, чтобы точнее, чтобы больше, чтобы лучше. Это как, по-твоему?
Шегалов глянул в лицо нахмурившейся Натки и добродушно переспросил:
— Ты не справляешься? Так давай, дочка, подучись, подтянись. Я и сам раньше кислую капусту только в солдатских щах ложкой хлебал. А потом пошла и капуста вагонами, и табак, и селедка. Два эшелона полудохлой скотины — и те сберег, выкормил, выправил. Приехали с фронта из шестнадцатой армии приемщики. Глядят — скотина ровная, гладкая. «Господи, — говорят, — да неужели же это нам такое привалило? А у нас полки на одной картошке сидят, усталые, отощалые». Помню, один неспокойный комиссар так и норовит, так и норовит со мною поцеловаться.
Тут Шегалов остановился и серьезно посмотрел на Натку.
— Целоваться я, конечно, не стал: характер не позволяет. Ешьте, говорю, товарищи, на доброе здоровье. Да… Ну вот. О чем это я? Так ты не робей, Натка, тогда все, как надо, будет. — И, глядя мимо рассерженной Натки, Шегалов неторопливо поздоровался с проходившим мимо командиром.
Натка недоверчиво глянула на Шегалова. Что он: не понял или нарочно?
— Как не справляюсь? — с негодованием спросила она. — Кто тебе сказал? Это ты сам выдумал. Вот кто!
И, покрасневшая, уязвленная, она бросила ему целый десяток доказательств того, что она справляется. И справляется неплохо, справляется хорошо. И что на конкурсе на лучшую подготовку к летним лагерям они взяли по краю первое место. И что за это она получила вот эту самую путевку на отдых в лучший пионерский лагерь, в Крым.
— Эх, Натка! — пристыдил ее Шегалов. — Тебе бы радоваться, а ты… И посмотрю я на тебя… ну, до чего же ты, Натка, на мою Маруську похожа!.. Тоже была летчик! — с грустной улыбкой докончил он и, звякнув шпорами, встал со стула, потому что ударил звонок и рупоры громко закричали о том, что на севастопольский No 2 посадка.
Через тоннель они вышли на платформу.
— Поедешь назад — телеграфируй, — говорил ей на прощание Шегалов. Будет время — приеду встречать, нет — так кого-нибудь пришлю. Погостишь два-три дня. Посмотришь Шурку. Ты ее теперь не узнаешь. Ну, до свиданья!
Он любил Натку, потому что крепко она напоминала ему старшую дочь, погибшую на фронте в те дни, когда он носился со своим отрядом по границам пылающей Бессарабии.
Утром Натка пошла в вагон-ресторан. Там было пусто. Сидел рыжий иностранец и читал газету; двое военных играли в шахматы.
Натка попросила себе вареных яиц и чаю. Ожидая, пока чай остынет, она вынула из-за цветка позабытый кем-то журнал. Журнал оказался прошлогодним.
«Ну да… все старое: «Расстрел рабочей демонстрации в Австрии», «Забастовка марсельских докеров». — Она перевернула страничку и прищурилась. — И вот это… Это тоже уже прошлое». Перед ней лежала фотография, обведенная черной траурной каемкой: это была румынская, вернее, молдавская еврейка-комсомолка Марица Маргулис. Присужденная к пяти годам каторги, она бежала, но через год была вновь схвачена и убита в суровых башнях кишиневской тюрьмы.
Смуглое лицо с мягкими, не очень правильными чертами. Густые, немного растрепанные косы и глядящие в упор яркие, спокойные глаза.
Вот такой, вероятно, и стояла она; так, вероятно, и глядела она, когда привели ее для первого допроса к блестящим жандармским офицерам или следователям беспощадной сигуранцы.
…Марица Маргулис.
Натка закрыла журнал и положила его на прежнее место.
Погода менялась. Дул ветер, и с горизонта надвигались стремительные, тяжелые облака. Натка долго смотрела, как они сходятся, чернеют, потом движутся вместе и в то же время как бы скользят одно сквозь другое, упрямо собираясь в грозовые тучи.
1 …
Гайдар Аркадий Петрович
Военная тайна
Аркадий Гайдар
Военная тайна
И из-за какой-то беды поезд два часа простоял на полустанке и пришел в Москву только в три с половиной. Это огорчило Натку Шегалову, потому что севастопольский скорый уходил ровно в пять, и у нее не оставалось времени, чтобы зайти к дяде.
Тогда по автомату, через коммутатор штаба корпуса, она попросила кабинет начальника — Шегалова.
— Дядя, — крикнула опечаленная Натка, — я в Москве!.. Ну да: я, Натка. Дядя, поезд уходит в пять, и мне очень, очень жаль, что я так и не смогу тебя увидеть.
В ответ, очевидно, Натку выругали, потому что она быстро затараторила свои оправдания. Но потом сказали ей что-то такое, отчего она сразу обрадовалась и заулыбалась.
Выбравшись из телефонной будки, комсомолка Натка поправила синюю косынку и вскинула на плечи не очень-то тугой походный мешок.
Ждать ей пришлось недолго. Вскоре рявкнул гудок, у подъезда вокзала остановилась машина, и крепкий старик с орденом распахнул перед Наткой дверцу.
— И что за горячка? — выбранил он Натку. — Ну, поехала бы завтра. А то «дядя», «жалко»… «поезд в пять часов»…
— Дядя, — виновато и весело заговорила Натка, — хорошо тебе — «завтра». А я и так на трое суток опоздала. То в горкоме сказали: «завтра», то вдруг мать попросила: «завтра». А тут еще поезд на два часа… Ты уже много раз был в Крыму да на Кавказе. Ты и на бронепоезде ездил и на аэроплане летал. Я однажды твой портрет видела. Ты стоишь, да Буденный, да еще какие-то начальники. А я нигде, ни на чем, никуда и ни разу. Тебе сколько лет? Уже больше пятидесяти, а мне восемнадцать. А ты — «завтра» да «завтра»…
— Ой, Натка! — почти испуганно ответил Шегалов, сбитый ее бестолковым, шумным натиском. — Ой, Натка, и до чего же ты на мою Маруську похожа!
— А ты постарел, дядя, — продолжала Натка. — Я тебя еще знаешь каким помню? В черной папахе. Сбоку у тебя длинная блестящая сабля. Шпоры: грох, грох. Ты откуда к нам приезжал? У тебя рука была прострелена. Вот однажды ты лег спать, а я и еще одна девчонка — Верка — потихоньку вытащили твою саблю, спрятались за печку и рассматриваем. А мать увидала нас да хворостиной. Мы реветь. Ты проснулся и спрашиваешь у матери: «Отчего это, Даша, девчонки ревут?» — «Да они, проклятые, твою саблю вытащили. Того гляди, сломают». А ты засмеялся: «Эх, Даша, плохая бы у меня была сабля, если бы ее такие девчонки сломать могли. Не трогай их, пусть смотрят». Ты помнишь это, дядя?
— Нет, не помню, Натка, — улыбнулся Шегалов. — Давно это было. Еще в девятнадцатом. Я тогда из-под Бессарабии приезжал.
Машина медленно продвигалась по Мясницкой. Был час, когда люди возвращались с работы. Неумолчно гремели грузовики и трамваи. Но все это нравилось Натке — и людской поток, и пыльные желтые автобусы, и звенящие трамваи, которые то сходились, то разбегались своими путаными дорогами к каким-то далеким и неизвестным ей окраинам: к Дангауэровке, к Дорогомиловке, к Сокольникам, к Тюфелевой и Марьиной рощам и еще и еще куда-то.
И, когда, свернув с тесной Мясницкой к Земляному валу, шофер увеличил скорость так, что машина с легким, упругим жужжанием понеслась по асфальтовой мостовой, широкой и серой, как туго растянутое суконное Одеяло, Натка сдернула синий платок, чтобы ветер сильней бил в лицо и трепал, как хочет, черные волосы.
В ожидании поезда они расположились на тенистой террасе вокзального буфета. Отсюда были видны железнодорожные пути, яркие семафоры и крутые асфальтовые платформы, по которым спешили люди на дачные поезда.
Здесь Шегалов заказал два обеда, бутылку пива и мороженое.
— Дядя, — задумчиво сказала Натка, — три года тому назад я говорила тебе, что хочу быть летчиком или капитаном морского парохода. А вот случилось так, что послали меня сначала в совпартшколу, — учись, говорят, в совпартшколе, — а теперь послали на пионерработу: иди, говорят, и работай.
Натка отодвинула тарелку, взяла блюдечко с розовым, быстро тающим мороженым и посмотрела на Шегалова так, как будто она ожидала ответа на заданный вопрос.
Но Шегалов выпил стакан пива, вытер ладонью жесткие усы и ждал, что скажет она дальше.
— И послали на пионерработу, — упрямо повторила Натка. — Летчики летят своими путями. Пароходы плывут своими морями. Верка — это та самая, с которой мы вытащили твою саблю, — через два года будет инженером. А я сижу на пионерработе и не знаю — почему.
— Ты не любишь свою работу? — осторожно спросил Шегалов. — Не любишь или не справляешься?
— Не люблю, — созналась Натка. — Я и сама, дядя, знаю, что нужная и важная… Все это я знаю сама. Но мне кажется, что я не на своем месте. Не понимаешь? Ну вот, например: когда грянула гражданская война, взяли бы тогда тебе и сказали: не трогайте, Шегалов, винтовку, оставьте саблю и поезжайте в такую-то школу и учите там ребят грамматике и арифметике. Ты бы что?
— Из меня грамматик плохой бы тогда вышел, — насторожившись, отшутился Шегалов. Он помолчал, вспомнил и, улыбнувшись, сказал: — А вот однажды сняли меня с отряда, отозвали с фронта. И целые три месяца, в самую горячку, считал я вагоны с овсом и сеном, отправлял мешки с мукой, грузил бочонки с капустой. И отряд мой давно уже разбили. И вперед наши давно уже прорвались. И назад наших давно уже шарахнули. А я все хожу, считаю, вешаю, отправляю, чтобы точнее, чтобы больше, чтобы лучше. Это как, по-твоему?
Шегалов глянул в лицо нахмурившейся Натки и добродушно переспросил:
— Ты не справляешься? Так давай, дочка, подучись, подтянись. Я и сам раньше кислую капусту только в солдатских щах ложкой хлебал. А потом пошла и капуста вагонами, и табак, и селедка. Два эшелона полудохлой скотины — и те сберег, выкормил, выправил. Приехали с фронта из шестнадцатой армии приемщики. Глядят — скотина ровная, гладкая. «Господи, — говорят, — да неужели же это нам такое привалило? А у нас полки на одной картошке сидят, усталые, отощалые». Помню, один неспокойный комиссар так и норовит, так и норовит со мною поцеловаться.
Тут Шегалов остановился и серьезно посмотрел на Натку.
— Целоваться я, конечно, не стал: характер не позволяет. Ешьте, говорю, товарищи, на доброе здоровье. Да… Ну вот. О чем это я? Так ты не робей, Натка, тогда все, как надо, будет. — И, глядя мимо рассерженной Натки, Шегалов неторопливо поздоровался с проходившим мимо командиром.
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание книги Я, робот Азимов
К 2054 году человечество начало показывать значительные успехи в научном плане. Главным подтверждением технологического прогресса являются роботы, которые призваны облегчить быт обычного человека. - Сестрица Аленушка и братец Иванушка — краткое содержание сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — одна из наиболее любимых русских народных сказок. В ней рассказывается о любви сестры и брата друг к другу, о послушании, смирении, зависти, коварстве, справедливости. - Краткое содержание романа Война с саламандрами Чапека
В этом произведении, которое по жанру является фантастическим романом, речь идет о неких существа черного цвета, внешне напоминающих тюленей. Этих существ обнаруживает один капитан и склоняет их к тому, - Крошка Енот — краткое содержание сказки Лилиан Муур
Трогательная сказка Л.Муур учит доброте. Тому, кто с улыбкой смотрит вокруг себя, не стоит опасаться внешнего мира. Детеныш енота жил с мамой в густой чаще. Пришло время, и он получил первое самостоятельное задание