Читательский дневник по рассказу «Осеннее утро» Михаила Пришвина
Автор: Михаил Михайлович Пришвин
Название: «Осеннее утро»
Число страниц: 1
Жанр: рассказ
Главные герои: рассказчик.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Рассказчик — внимательный и чуткий.
Тонкий ценитель прекрасного.
Любит природу и восхищается её красотой.
Краткое содержание рассказа «Осеннее утро»
На крышу падают листики, каждый по-разному.
А с крыши ветер несёт их к берегу.
Утро долго пробуждается.
Скоро закончатся тёплые деньки и птицы улетят в дальние края.
План рассказа:
- Падение листьев.
- На берегу.
- Скоро всё кончится.
Основная мысль произведения «Осеннее утро»
Главная мысль рассказа в том, что нужно замечать и любить природу вокруг нас.
Основная идея произведения в том, что осень прекрасное время года.
Чему учит рассказ
Быть внимательным к окружающему миру, замечать его красоту.
Учит любить окружающий мир, природу.
Краткий отзыв по рассказу «Осеннее утро» для читательского дневника:
Прочитав эту зарисовку, я подумала о том, что всегда грустно с чем-то прощаться.
С чем-то, к чему привыкла и что полюбила.
Это интересная и очень красивая история.
Автору удалось выхватить взглядом один миг осени и передать его читателю.
Мне понравился автор, человек романтичный, влюблённый в природу и родную землю.
Я советую вам прочитать эту историю и постараться научиться замечать красоту в самых обычных вещах, которые нас окружают со всех сторон.
Пословицы к произведению:
- Каковы глаза, такова и природа.
- Природную красоту мылом не смоешь.
- Осень — перемен восемь.
- Разлука — та же наука.
- Весна да лето, пройдёт и это.
Словарь неизвестных слов:
- Бабье лето — тёплые дни в сентябре.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:
— Летите, летите!
Ещё читательские дневники по произведениям Пришвина:
- «Моя Родина»
- «Ребята и утята»
- «Выскочка»
- «Кладовая солнца»
- «Берестяная трубочка»
- «Лисичкин хлеб»
- «Остров спасения»
- «Времена года»
- «Ёж»
- «Лесная капель»
- «Золотой луг»
- Краткая биография Михаила Пришвина и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
0
Как составить план рассказа «Осеннее утро» , главная мысль, чему учит?
Пришвин «Осенне утро»
1 ответ:
1
0
Пришвин «Осеннее утро» рассказывает о смене погоды, когда приходом нового времени года приходит новое радостное чувство о будущем. Автор сравнивает слетающие листья с мотыльком, парашютиком, как будто осенние листья уносят все печали по уходящему лету. Жизнь продолжается, вокруг все живое, а впереди нас ждет много радостных минут. Рассказ учит понимать красоту природы, принимать перемены с радостным сердцем, потому что все, что не случается, все к лучшему. Главная мысль рассказа «Осеннее утро» учит наблюдательности, законы живой природы законы и для человека. Как листья с приходом весны вновь распустятся на деревьях, так и человек с приходом нового времени обретает новые крылья.
План рассказа
1 Листья как перелетные птицы
2 Провожая в неизвестный путь
3 Все будет хорошо!
Читайте также
Главные герои рассказа Пришвина «Медведь»:
- Автор-рассказчик, он же опытный и бывалый охотник, который отправился на север, чтобы познакомится с тамошними медведями.
- Промысловый охотник, который видел как автор садится в свою лодку и как медведь наблюдает за этим процессом.
- Медведь, хитрый и любопытный, но совсем не зловредный зверь. Очень заинтересовался лодкой и человеком, из кустиков смотрел как человек садился в лодку, как лодка поплыла по реке, и даже залез на дерево, чтобы было лучше видно.
<hr />
Главная мысль рассказа в том, что среди зверей нет специально злых и кровожадных. Что нападают они на людей только в порядке самообороны, а на самом деле они все добрые и пушистые. И при этом очень любопытные, со своим особенным чувством юмора.
В своем рассказе «Охота за счастьем» Пришвин делится своими наблюдениями.Главная мысль произведения, как сначала ребенок безжалостно расправляется с животными, потом становится охотником, а потом в нем просыпается бесконечная жалость к живым зверушкам. Главная мысль рассказа «Охота за счастьем» учит как можно чаще бывать на природе, наблюдать за ее развитием, смотреть на животных, чтобы , когда человек вырос он это все помнил и тогда его рука не поднимется убивать беззащитных зверьков.
Взрослый человек часто вспоминает свое детство как самую счастливую пору, и если он вырос в окружении живой природы, то эти воспоминания сливаются с воспоминаниями о буднях, о том времени, когда ребенок был счастлив. И уже не поднимается рука стрелять, а хочется защитить кусочек своего счастья, которое остается в памяти.
Рассказ «Охота за счастьем» заканчивается словами, цитата
Рассказ Пришвина «Осенне утро» крошечный, но он представляет собой многоцветную осеннюю картинку, нарисованную яркими словесными штрихами.
В рассказе повествуется о пробуждении осеннего дня — солнце пока еще не встало, но природа замерла в ожидании его теплых лучей. Мы вместе с автором наблюдаем за листопадом и замечаем, что каждый лист летит по-своему. Одни падают медленно, другие совершают полет кружась, а некоторые быстро куда-то уносятся вместе с дуновением ветра.
Далее автор делится с нами своими впечатлениями от окружающей красоты и он испытывает умиление и тоску. Ему жаль, что ничего подобного больше не будет, а птицы покинут насиженные места и улетят на юг. Автор прощается с «бабьим летом», с листьями и с птицами. Но пока еще есть немного времени полюбоваться природой — пока еще светит солнышко и царит тепло.
Главный герой произведения — это сам автор, человек наблюдательный и умеющий чувствовать природу. Она его восхищает и даже осенью он находит то, что может порадовать глаз. Автор призывает нас учиться видеть красоту многоликого мира, ценить и любить всё, что нас окружает.
Михаил Пришвин написал небольшой рассказ о красоте природы в зимнем лесу. В лесу росли молодые березки, снег в период оттепели налипал на деревьях и их верхушки клонились к земле, образуя мостик. автор рассказа решил помочь молодым березкам, он всегда брал с собой палочку и стучал по деревьям, он вздрагивал и стряхивали снегЭ а потом разгибались.
Главная мысль рассказа «Деревья в плену» учит бережно относиться к лесу и ценить его красоту, лес нуждается в заботе человека, который может как помочь, так и погубить лес своим безразличием. Цените красоту леса, такой красоты больше нигде нет и руками ее не создашь
Как написать план рассказа М. М. Пришвина «Дятел» для дальнейшего пересказа?
Краткий пересказ рассказа (краткое содержание) в три предложения:
1). Дятел с новой шишкой побежал по березе в свою мастерскую.
2). Место занято отработанной шишкой.
3). Прижав шишку к стволу, дятел клювом сбрасывает старую.
<hr />
И план рассказа тоже в несколько пунктов:
1). Новая шишка.
2). Мастерская занята другой шишкой.
3). Находчивый дятел.
<hr />
Рассказ «Дятел» учит нас наблюдать за животными, птицами, можно в их жизни найти много удивительного и интересного.
Пришвин Михаил рассказ «Осеннее утро»
Читательский дневник по рассказу «Осеннее утро» Михаила Пришвина
Автор: Михаил Михайлович Пришвин
Название: «Осеннее утро»
Число страниц: 1
Главные герои: рассказчик.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Рассказчик — внимательный и чуткий.
Тонкий ценитель прекрасного.
Любит природу и восхищается её красотой.
Краткое содержание рассказа «Осеннее утро»
На крышу падают листики, каждый по-разному.
А с крыши ветер несёт их к берегу.
Утро долго пробуждается.
Скоро закончатся тёплые деньки и птицы улетят в дальние края.
План рассказа:
- Падение листьев.
- На берегу.
- Скоро всё кончится.
Основная мысль произведения «Осеннее утро»
Главная мысль рассказа в том, что нужно замечать и любить природу вокруг нас.
Основная идея произведения в том, что осень прекрасное время года.
Чему учит рассказ
Быть внимательным к окружающему миру, замечать его красоту.
Учит любить окружающий мир, природу.
Краткий отзыв по рассказу «Осеннее утро» для читательского дневника:
Прочитав эту зарисовку, я подумала о том, что всегда грустно с чем-то прощаться.
С чем-то, к чему привыкла и что полюбила.
Это интересная и очень красивая история.
Автору удалось выхватить взглядом один миг осени и передать его читателю.
Мне понравился автор, человек романтичный, влюблённый в природу и родную землю.
Я советую вам прочитать эту историю и постараться научиться замечать красоту в самых обычных вещах, которые нас окружают со всех сторон.
Пословицы к произведению:
- Каковы глаза, такова и природа.
- Природную красоту мылом не смоешь.
- Осень — перемен восемь.
- Разлука — та же наука.
- Весна да лето, пройдёт и это.
Словарь неизвестных слов:
- Бабье лето — тёплые дни в сентябре.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.
И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:
Ещё читательские дневники по произведениям Пришвина:
Библиотека произведений автора пополняется.
Источник
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
понедельник, 5 июля 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к рассказу М. Пришвина «Осеннее утро» для 2 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 79.
УКМ «Школа России»
1. Приходилось ли тебе наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажи. Сравни свои впечатления с впечатлениями Пришвина.
Я много раз наблюдала, как падают осенние листья. Происходило это каждую осень. Но если у Пришвина падение листьев вызывает лёгкую грусть, от которой на душе становится хорошо, то у меня падение листьев вызывает только восторг.
Это очень красиво, когда падают осенние листья, когда они лежат охапками на земле, когда плывут куда-то по осенним лужам, или когда ветер бросает их тебе прямо в лицо.
Я люблю осень и особенно пору листопада.
2. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Нарисуй словесную картину.
Поэт помог мне увидеть картину тихого осеннего утра. С лип падают листья, ложатся на крышу, а втер поднимает их и несёт к реке.
А над рекой летят стаи перелётных птиц. И листья устремляются вслед за ними.
Небо ясное и скоро выглянет солнце, но прежнего летнего тепла уже не будет.
3. Обсуди с другом. Что объединяет рассказ Пришвина со стихами русских поэтов?
Рассказ Пришвина и стихотворения русских поэтов об осени, которые мы изучали в этом году, объединяет очень многое.
Прежде всего настроение. Почти все поэты говорят про осень с грустью, но восторгаются её красотой. Такое же настроение наполняет рассказ Пришвина.
Ещё, использование элементов художественной выразительности, сравнений и эпитетов. И поэты и писатель одушевляют листья, наделяют их стремлением к свободе, к полёту, пишут о том, что листья летят за птицами.
И наконец, осознание того, что возвращения лета не будет, а впереди нас ждёт зима. И это последние дни относительно тёплой осени, когда ещё можно радоваться солнечным лучам.
Источник
Как составить план рассказа «Осеннее утро» , главная мысль, чему учит?
Пришвин «Осенне утро»
Пришвин «Осеннее утро» рассказывает о смене погоды, когда приходом нового времени года приходит новое радостное чувство о будущем. Автор сравнивает слетающие листья с мотыльком, парашютиком, как будто осенние листья уносят все печали по уходящему лету. Жизнь продолжается, вокруг все живое, а впереди нас ждет много радостных минут. Рассказ учит понимать красоту природы, принимать перемены с радостным сердцем, потому что все, что не случается, все к лучшему. Главная мысль рассказа «Осеннее утро» учит наблюдательности, законы живой природы законы и для человека. Как листья с приходом весны вновь распустятся на деревьях, так и человек с приходом нового времени обретает новые крылья.
1 Листья как перелетные птицы
2 Провожая в неизвестный путь
3 Все будет хорошо!
Главные герои рассказа Пришвина «Медведь»:
- Автор-рассказчик, он же опытный и бывалый охотник, который отправился на север, чтобы познакомится с тамошними медведями.
- Промысловый охотник, который видел как автор садится в свою лодку и как медведь наблюдает за этим процессом.
- Медведь, хитрый и любопытный, но совсем не зловредный зверь. Очень заинтересовался лодкой и человеком, из кустиков смотрел как человек садился в лодку, как лодка поплыла по реке, и даже залез на дерево, чтобы было лучше видно.
Главная мысль рассказа в том, что среди зверей нет специально злых и кровожадных. Что нападают они на людей только в порядке самообороны, а на самом деле они все добрые и пушистые. И при этом очень любопытные, со своим особенным чувством юмора.
В своем рассказе «Охота за счастьем» Пришвин делится своими наблюдениями.Главная мысль произведения, как сначала ребенок безжалостно расправляется с животными, потом становится охотником, а потом в нем просыпается бесконечная жалость к живым зверушкам. Главная мысль рассказа «Охота за счастьем» учит как можно чаще бывать на природе, наблюдать за ее развитием, смотреть на животных, чтобы , когда человек вырос он это все помнил и тогда его рука не поднимется убивать беззащитных зверьков.
Взрослый человек часто вспоминает свое детство как самую счастливую пору, и если он вырос в окружении живой природы, то эти воспоминания сливаются с воспоминаниями о буднях, о том времени, когда ребенок был счастлив. И уже не поднимается рука стрелять, а хочется защитить кусочек своего счастья, которое остается в памяти.
Рассказ «Охота за счастьем» заканчивается словами, цитата
Рассказ Пришвина «Осенне утро» крошечный, но он представляет собой многоцветную осеннюю картинку, нарисованную яркими словесными штрихами.
В рассказе повествуется о пробуждении осеннего дня — солнце пока еще не встало, но природа замерла в ожидании его теплых лучей. Мы вместе с автором наблюдаем за листопадом и замечаем, что каждый лист летит по-своему. Одни падают медленно, другие совершают полет кружась, а некоторые быстро куда-то уносятся вместе с дуновением ветра.
Далее автор делится с нами своими впечатлениями от окружающей красоты и он испытывает умиление и тоску. Ему жаль, что ничего подобного больше не будет, а птицы покинут насиженные места и улетят на юг. Автор прощается с «бабьим летом», с листьями и с птицами. Но пока еще есть немного времени полюбоваться природой — пока еще светит солнышко и царит тепло.
Главный герой произведения — это сам автор, человек наблюдательный и умеющий чувствовать природу. Она его восхищает и даже осенью он находит то, что может порадовать глаз. Автор призывает нас учиться видеть красоту многоликого мира, ценить и любить всё, что нас окружает.
Михаил Пришвин написал небольшой рассказ о красоте природы в зимнем лесу. В лесу росли молодые березки, снег в период оттепели налипал на деревьях и их верхушки клонились к земле, образуя мостик. автор рассказа решил помочь молодым березкам, он всегда брал с собой палочку и стучал по деревьям, он вздрагивал и стряхивали снегЭ а потом разгибались.
Главная мысль рассказа «Деревья в плену» учит бережно относиться к лесу и ценить его красоту, лес нуждается в заботе человека, который может как помочь, так и погубить лес своим безразличием. Цените красоту леса, такой красоты больше нигде нет и руками ее не создашь
Как написать план рассказа М. М. Пришвина «Дятел» для дальнейшего пересказа?
Краткий пересказ рассказа (краткое содержание) в три предложения:
1). Дятел с новой шишкой побежал по березе в свою мастерскую.
2). Место занято отработанной шишкой.
3). Прижав шишку к стволу, дятел клювом сбрасывает старую.
И план рассказа тоже в несколько пунктов:
2). Мастерская занята другой шишкой.
3). Находчивый дятел.
Рассказ «Дятел» учит нас наблюдать за животными, птицами, можно в их жизни найти много удивительного и интересного.
Источник
Урок литературного чтения во 2 классе «Осеннее утро» М.М.Пришвин
Урок литературного чтения во 2 классе. М.М.Пришвин «Осеннее утро».
Цель урока : формирование умения понимать авторскую идею на основе анализа произведения М.М.Пришвина » Осеннее утро».
1. Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
2.Развивать умение работать в парах, слушать мнение одноклассников, высказывать свое отношение у к прочитанному.
3. Формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности и объяснять их смысл и значимость.
4. Воспитывать умение видеть прекрасное в природе, ценить красоту окружающего мира.
1. Орг.момент. Ладошки добра.
— Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнитесь им . Садитесь.
— Прикоснитесь ладошками друг к другу, почувствуйте тепло и поделитесь добротой и хорошим настроением друг с другом. Сегодня вам предстоит совместная работа, настройтесь на нее.
2. Погружение в урок. Создание эмоционального настроя.
— Я хотела бы начать наш урок с музыкального момента. Послушайте и постарайтесь почувствовать музыку. (Звучит «Октябрь» П.И.Чайковского. Ученик читает стихотворение А.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. «)
Учитель задает вопросы в виде интервью:
— Назовите автора этих строк? Какие картины осени вы смогли увидеть в прозвучавшей музыке и стихотворении? Какие чувства они у вас вызвали?
3. Проверка домашнего задания.
— В чем еще отражаются многолетние наблюдения человека за природой, кроме музыки и стихотворных произведений? (в народных приметах).
-Какие народные приметы об осени вы нашли? (оформляем в виде листочков). Прочитайте. (прикрепляем на доску, создаем зрительный фон урока).
— Как думаете, для чего мы сегодня об этом говорим?
4. Актуализация знаний.
На слайде фотографии книг ранее изученных авторов. Среди них «спряталась» книга М.М.Пришвина.
— Попробуйте сами определить, с каким автором мы сегодня познакомимся?. Для этого назовите тех писателей, чьи произведения в этом разделе мы уже читали. (они исчезают, остается книга М.Пришвина).
— Это Михаил Михайлович Пришвин.. (появляется его портрет).Предположите по обложке книги, о чем писал этот автор? (о животных, о природе). Почему?. Хотели бы узнать об этом удивительном писателе?. Найдите в нашем классе предмет, связанный с ним. ( книга М.Пришвина).
— Откройте книгу. Прочитайте сообщение о писателе, которое там «спряталось» (читают несколько учеников по одному предложению).
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее образование, занимался естественными науками. Работал агрономом , несколько лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет, а до этого много путешествовал по северным краям.
— Сразу ли Пришвин стал писателем? Чем занимается агроном, ребята? (сельским хозяйством). Рассмотрите выставку книг писателя. Герои этих книг любят и понимают природу. Пришвин был влюблен в свою родину, в ее красоту, в леса и поля, озера и реки.
5. Знакомство с произведением. Постановка цели урока .
— Я не буду сейчас называть сегодняшнее произведение. М.Пришвина.. Послушайте и подумайте, о чём оно.
Учитель читает рассказ без называния заголовка.
— О чём это произведение? К какому жанру относится? (рассказ). Как бы вы озаглавили? (. ) Обоснуйте свое мнение.
— Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебники на стр.78, прочитайте заголовок. Почему он вас удивил?
— Прочитайте рассказ жужжащим чтением. Что показалось вам необычным в рассказе? (нет ни одного слова «утро»). Хотелось бы вам выяснить, почему автор озаглавил этот рассказ «Осеннее утро»?
— Сформулируйте цель нашего урока. ( Мы будем читать и анализировать рассказ и попробуем разобраться, почему Пришвин озаглавил его именно так).
6. Чтение рассказа. Работа над произведением.
— Давайте прочитаем рассказ вслух. О каком осеннем явлении говорится? (о листопаде). Прочитайте описание листопада.
— С чем сравнивает Пришвин полет листиков? Помогите объяснить значение этих слов. На партах лежат карточки со словами. Узнаете предмет по описанию — поднимите карточку.
Маленькая бабочка — мотылёк , Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом — парашютик , крепежное приспособление со спиральной нарезкой — винтик.
-Давайте попробуем изобразить полет листиков. Возьмите листочки.
— Как двигались в описании листики-парашютики, покажите. Как летит, порхает листик-мотылёк? Изобразите полет листика-винтика. (дети встают и показывают движения с настоящими листочками).
— Прочитайте, куда улетают листочки? Что значит «мало-помалу»? (понемногу).
— Прочитайте, как писатель сообщает, что утро уже наступило? ( «День открывает глаза»). Как вы понимаете эти слова? (это наступление утра). Какой это литературный прием? (олицетворение). — Появляется на доске.
— Что автор говорит о ветре? (поднимает листья и несет к реке).
С чем сравнивает Пришвин полет листиков? Прочитайте. (с перелетными птицами). Какой это прием? (сравнение). — на доске
— Что чувствует при этом сам автор, прочитайте ( Тут стоишь. )
— Что означает этот жест, как думаете? (грусть, тоску, сожаление). Подтвердите словами текста. (И так-то. )
— К кому обращается Пришвин? Зачем он просит улететь листья, если ему грустно? ( он понимает неизбежность уходящего времени).
— Чего хочет сам писатель? ( лететь душой с птичками и листьями). Что такое «душа»?
— Прочитайте последний абзац. Чему радуется автор? (хорошему теплому дню). Это эпитет.
-Что вы знаете о бабьем лете? (короткий теплый период в начале осени). С чем сравнивает писатель эту пору? (с летящей паутинкой). Почему? (почти невидимая, улетающая от нас пора).
-Прочитайте последние слова (и все кончится). Как вы понимаете их смысл? Обсудите в парах, только ли об осеннем утре говорит писатель эти слова? (нет, он говорит о времени, о жизни в целом).
— Найдите предложение, в котором заключается главная мысль рассказа? ( Мы радуемся. ) Почему? ( автор понимает, что всему приходит конец, и отпускает улетающих птиц и бабье лето).
2) Работа в парах.
-Ребята, а какие средства худ. выразительности помогают Пришвину в описании листопада? Назовите их. ( сравнение, олицетворение, эпитеты появляются на доске). Сейчас поработаем в парах. ( В процессе работы учитель выкладывает на парты жетоны тем парам, кто активно выполняет задание ).
— У вас есть распечатанный текст рассказа. Ваша задача — найти в тексте литературные приемы, которые помогли писателю ярко и красочно показать листопад, и подчеркнуть их разными цветами).
— Проверим. Прочитайте сравнения : мотылёк, парашютик, винтик, паутинка бабьего лета.
Олицетворения : день открывает глаза, ветер несет, день пробуждается.
Эпитеты : хорошему теплому дню, летящая паутинка.
— С какой целью писатель использует эти литературные приемы? ( чтобы ярче изобразить листопад, свои чувства и настроение).
3) Выразительное чтение всего рассказа (под музыку).
— Давайте прочитаем рассказа «Осеннее утро» выразительно, постараемся передать настроение и чувства писателя. ( 1 -2 ученика).
7. Подведение итогов. Оценивание.
-Давайте вернемся к началу урока. В чем мы хотели разобраться, читая рассказ «Осеннее утро»? (почему так озаглавлен рассказ).
— Какой вывод сделаем? ( день открывает глаза — это описание начала дня, это и есть утро).
-Какие приемы помогли нам ярче представить это осеннее утро? ( эпитеты, сравнения, олицетворения).
-Встаньте , пожалуйста, пары, у которых на партах лежат мои жетоны. Вы отлично поработали, особенно я хотела бы отметить. Молодцы!
— Еще мне понравилось чтение (ответы) следующих ребят.
— Оцените работу друг друга, выскажитесь! (. )
8. Домашнее задание.
— Когда вы завтра пойдете утром в школу, обратите внимание на то, как новый день открывает вам свои глаза, и расскажите мне на уроке. Это ваше домашнее задание.
— Давайте создадим свой листопад! Выберите из трех листочков один:
зеленый — У меня все получилось!
желтый — Могу лучше!
оранжевый — Надо постараться.
Ребята выходят к доске и магнитами прикрепляют листочки.
10. Орг.конец урока.
— Прикоснитесь ладошками друг у другу, поблагодарив за хороший урок. Желаю, чтобы день открывал для вас глаза каждое утро этой осени!
Источник
Урок
литературного чтения во 2 классе. М.М.Пришвин «Осеннее утро».
Цель урока:
формирование умения понимать авторскую идею на основе анализа произведения
М.М.Пришвина » Осеннее утро».
Задачи урока:
1. Отрабатывать навыки осознанного
выразительного чтения.
2.Развивать умение работать в парах,
слушать мнение одноклассников, высказывать свое отношение у к прочитанному.
3. Формировать умение находить в тексте
средства художественной выразительности и объяснять их смысл и значимость.
4. Воспитывать умение видеть прекрасное в
природе, ценить красоту окружающего мира.
Ход
урока:
1. Орг.момент. Ладошки добра.
— Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с
нашими гостями, улыбнитесь им . Садитесь.
— Прикоснитесь ладошками друг к другу,
почувствуйте тепло и поделитесь добротой и хорошим настроением друг с другом.
Сегодня вам предстоит совместная работа, настройтесь на нее.
2. Погружение в урок. Создание
эмоционального настроя.
— Я хотела бы начать наш урок с
музыкального момента. Послушайте и постарайтесь почувствовать музыку. (Звучит
«Октябрь» П.И.Чайковского. Ученик читает стихотворение А.Толстого
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»)
Учитель задает вопросы в виде интервью:
— Назовите автора этих строк? Какие
картины осени вы смогли увидеть в прозвучавшей музыке и стихотворении? Какие
чувства они у вас вызвали?
3. Проверка домашнего задания.
— В чем еще отражаются многолетние
наблюдения человека за природой, кроме музыки и стихотворных произведений? (в
народных приметах).
-Какие народные приметы об осени вы нашли?
(оформляем в виде листочков). Прочитайте. (прикрепляем на доску, создаем
зрительный фон урока).
— Как думаете, для чего мы сегодня об этом
говорим?
4. Актуализация знаний.
На слайде фотографии книг ранее изученных
авторов. Среди них «спряталась» книга М.М.Пришвина.
— Попробуйте сами определить, с каким
автором мы сегодня познакомимся?. Для этого назовите тех писателей, чьи
произведения в этом разделе мы уже читали. (они исчезают, остается книга
М.Пришвина).
— Это Михаил Михайлович Пришвин..
(появляется его портрет).Предположите по обложке книги, о чем писал этот автор?
(о животных, о природе). Почему?. Хотели бы узнать об этом удивительном
писателе?. Найдите в нашем классе предмет, связанный с ним. ( книга
М.Пришвина).
— Откройте книгу. Прочитайте сообщение о
писателе, которое там «спряталось» (читают несколько учеников по
одному предложению).
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую,
насыщенную событиями жизнь. Родом он был из купеческой семьи, проживавшей в
Орловской губернии. Он получил хорошее образование, занимался естественными
науками. Работал агрономом , несколько лет был сельским учителем,
библиотекарем. Писать начал в 30 лет, а до этого много путешествовал по
северным краям.
— Сразу ли Пришвин стал писателем? Чем
занимается агроном, ребята? (сельским хозяйством). Рассмотрите выставку книг
писателя. Герои этих книг любят и понимают природу. Пришвин был влюблен в свою
родину, в ее красоту, в леса и поля, озера и реки.
5. Знакомство с произведением. Постановка
цели урока.
— Я не буду сейчас называть сегодняшнее
произведение. М.Пришвина.. Послушайте и подумайте, о чём оно.
Учитель читает рассказ без называния
заголовка.
— О чём это произведение? К какому жанру
относится? (рассказ). Как бы вы озаглавили? (…) Обоснуйте свое мнение.
— Давайте проверим ваши предположения.
Откройте учебники на стр.78, прочитайте заголовок. Почему он вас удивил?
— Прочитайте рассказ жужжащим чтением. Что
показалось вам необычным в рассказе? (нет ни одного слова «утро»).
Хотелось бы вам выяснить, почему автор озаглавил этот рассказ «Осеннее
утро»?
— Сформулируйте цель нашего урока. ( Мы
будем читать и анализировать рассказ и попробуем разобраться, почему Пришвин
озаглавил его именно так).
6. Чтение рассказа. Работа над
произведением.
1) «Узнай себя.»
— Давайте прочитаем рассказ вслух. О каком
осеннем явлении говорится? (о листопаде). Прочитайте описание листопада.
— С чем сравнивает Пришвин полет
листиков? Помогите объяснить значение этих слов. На партах лежат карточки со
словами. Узнаете предмет по описанию — поднимите карточку.
Маленькая бабочка — мотылёк,
Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом — парашютик, крепежное
приспособление со спиральной нарезкой — винтик.
-Давайте попробуем изобразить полет
листиков. Возьмите листочки.
Физминутка.
—Как
двигались в описании листики-парашютики, покажите. Как летит, порхает
листик-мотылёк? Изобразите полет листика-винтика. (дети встают и показывают
движения с настоящими листочками).
— Прочитайте, куда улетают листочки? Что
значит «мало-помалу»? (понемногу).
— Прочитайте, как писатель сообщает, что
утро уже наступило? ( «День открывает глаза»). Как вы понимаете эти
слова? (это наступление утра). Какой это литературный прием? (олицетворение). —
Появляется на доске.
— Что автор говорит о ветре? (поднимает
листья и несет к реке).
С чем сравнивает Пришвин полет листиков? Прочитайте.
(с перелетными птицами). Какой это прием? (сравнение). — на доске
— Что чувствует при этом сам автор,
прочитайте ( Тут стоишь…)
— Что означает этот жест, как думаете?
(грусть, тоску, сожаление). Подтвердите словами текста. (И так-то…)
— К кому обращается Пришвин? Зачем он
просит улететь листья, если ему грустно? ( он понимает неизбежность уходящего
времени).
— Чего хочет сам писатель? ( лететь душой
с птичками и листьями). Что такое «душа»?
— Прочитайте последний абзац. Чему
радуется автор? (хорошему теплому дню). Это эпитет.
-Что вы знаете о бабьем лете? (короткий
теплый период в начале осени). С чем сравнивает писатель эту пору? (с летящей
паутинкой). Почему? (почти невидимая, улетающая от нас пора).
-Прочитайте последние слова (и все кончится).
Как вы понимаете их смысл? Обсудите в парах, только ли об осеннем утре говорит
писатель эти слова? (нет, он говорит о времени, о жизни в целом).
— Найдите предложение, в котором
заключается главная мысль рассказа? ( Мы радуемся…) Почему? ( автор понимает,
что всему приходит конец, и отпускает улетающих птиц и бабье лето).
2) Работа в парах.
-Ребята, а какие средства худ.
выразительности помогают Пришвину в описании листопада? Назовите их. (сравнение,
олицетворение, эпитеты появляются на доске). Сейчас поработаем в парах. (В
процессе работы учитель выкладывает на парты жетоны тем парам, кто активно
выполняет задание).
— У вас есть распечатанный текст рассказа.
Ваша задача — найти в тексте литературные приемы, которые помогли писателю ярко
и красочно показать листопад, и подчеркнуть их разными цветами).
— Проверим. Прочитайте сравнения:
мотылёк, парашютик, винтик, паутинка бабьего лета.
Олицетворения:
день открывает глаза, ветер несет, день пробуждается.
Эпитеты:
хорошему теплому дню, летящая паутинка.
— С какой целью писатель использует эти
литературные приемы? ( чтобы ярче изобразить листопад, свои чувства и
настроение).
3) Выразительное чтение всего рассказа (под
музыку).
— Давайте прочитаем рассказа «Осеннее
утро» выразительно, постараемся передать настроение и чувства писателя. (
1 -2 ученика).
7. Подведение итогов. Оценивание.
-Давайте вернемся к началу урока. В чем мы
хотели разобраться, читая рассказ «Осеннее утро»? (почему так
озаглавлен рассказ).
— Какой вывод сделаем? ( день открывает
глаза — это описание начала дня, это и есть утро).
-Какие приемы помогли нам ярче представить
это осеннее утро? ( эпитеты, сравнения, олицетворения).
-Встаньте , пожалуйста, пары, у которых на
партах лежат мои жетоны. Вы отлично поработали, особенно я хотела бы
отметить… Молодцы!
— Еще мне понравилось чтение (ответы)
следующих ребят….
— Оцените работу друг друга, выскажитесь!
(…)
8. Домашнее задание.
— Когда вы завтра пойдете утром в школу,
обратите внимание на то, как новый день открывает вам свои глаза, и расскажите
мне на уроке. Это ваше домашнее задание.
9. Рефлексия.
— Давайте создадим свой листопад! Выберите
из трех листочков один:
зеленый — У меня все получилось!
желтый — Могу лучше!
оранжевый — Надо постараться.
Ребята выходят к доске и магнитами
прикрепляют листочки.
10. Орг.конец урока.
— Прикоснитесь ладошками друг у другу,
поблагодарив за хороший урок. Желаю, чтобы день открывал для вас глаза каждое
утро этой осени!
Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»
Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;
отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация к уроку.
Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.
Ход урока
- Организационный момент
Жужжащее чтение
- Речевая разминка
- Логическое ударение
— Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.
Какой чудесный день!
Какой чудесныйдень!
Какой чудесный день!
С этой отличной нотки и начнём наш урок.
- Дыхательная гимнастика
Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,
Подул ветер – У_У_У!
Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф!
Полетели на землю – П_П_П!
Зашуршали – Ш_Ш_Ш!
- Чистоговорки
- Скороговорки
3. Проверка домашнего задания
— Какой раздел мы с вами сейчас изучаем?
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.
— Мы читали много стихов об осени. Сейчас я зачитаю вам некоторые из них. А вы, ребята, должны сказать автора отрывков.
1.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера : (Ф.Тютчев)
2.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее. (К.Бальмонт)
3.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. (А.Плещеев)
4.
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой. (А.Фет)
4. Постановка темы, целей урока
— Сегодня мы продолжаем читать произведения об осени. Вы познакомитесь с творчеством нового писателя, его произведениями. Продолжим учиться определять главную мысль текста и искать ответы на вопросы в тексте произведения.
5. Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»
- Чтение библиографических данных(учащимися)
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии (области). Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.
— Что вы узнали о Пришвине?
- Выставка книг М. Пришвина.
— Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.
-Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.
-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.
ФИЗМИНУТКА
- Игра «Собери название»
— Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.
ЕНЕСОНЕ РУОТ
(2 ученика у доски, буквы на листьях)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь?
— Кто из вас запомнил автора этого текста?
- Подготовительная работа к чтению
Словарная работа
Учитель : как вы объясните значение этих слов
- Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
- Душа — бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
- — Что такое парашютик, винтик, мотылек?
Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.
Парашютик – маленький парашют.
- — Как летит парашют? (медленно)
Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
- — Как вращается винт? (быстро)
- — Что такое винтик? (маленький винт)
- — Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)
- Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем. Беседа по первым впечатлениям
— Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?
Особенно меня тронула….
Я представил себе, что…
- Подготовительная работа
-Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.
-Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:
Про-буж-да-ет- ся пробуждается
Па-ра-шю-тик парашютик
Раз-ле-те-лись разлетелись
Пе-ре-лёт-ные перелётные
- Повторное чтение (жужащее)
Задание перед чтением: Читая текст, обратите внимание, что объединяет рассказ М.Пришвина со стихами русских поэтов?
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Анализ произведения
Кто готов ответить на вопрос: Что объединяет рассказ М.Пришвина со стихами русских поэтов?
— Определите главную мысль рассказа (Что нужно во все видеть прекрасное).
- Выборочное чтение
— О каких приметах осени говорит автор? (листопад, перелетные птицы, дни короткие, бабье лето)
— Что вы знаете о «бабьем лете»? (Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)
— А что Пришвин пишет о бабьем лете? (летящая паутинка)
— С чем автор сравнивает листья?
(Как парашютиком — плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком — плавно кружась, винтиком — быстро кружась).
— Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (Ветер поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птицами)
— Какие птицы улетят последними? (грачи)
— Как описывает писатель осенний день? (Открывает глаза, пробуждается)
— Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)
Отработка навыков выразительного чтения. (резерв)
Чтение по цепочке
Итог
— С произведением какого автора мы познакомились?
— О чем он писал в своих рассказах?
Домашнее задание
С. 78, нарисовать иллюстрацию к рассказу в тетрадях
Рефлексия
— Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение?
Раскрасьте листок, чтобы оценить свою работу на уроке
Красным -Я – молодец!
Желтым — Могу и лучше!
Зеленым — Надо постараться.
Просмотр содержимого документа
«биография»
Просмотр содержимого документа
«конспект урока»
Просмотр содержимого презентации
«Урок Чтения»
Литературное чтение, 2 класс
Урок 14. «М. Пришвин «Осеннее утро»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Урок посвящён знакомству с позицией автора к происходящим событиям, с красотой русской природы.
Глоссарий по теме:
Олицетворение – приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Метафора – аскрытое сравнение.
Эпитеты – художественное определение слова.
Бабье лето – теплая, ясная и безветренная погода в начале осени.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
«В общении с природой человек как бы заново открывает и самого себя, причём подчас с неожиданной стороны, глубже проникает в свой собственный внутренний мир». Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) естествоиспытатель художник-натуралист.
Природа у Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека.
Изменения, происходящие в природе осенью очень лирично и точно описывают в своих произведениях поэты и прозаики.
«Осеннее утро» Михаила Пришвина очень верно передаёт настроение этого времени года и гармонию природы. В частности, тишину осеннего утра.
Удивительное пришвинское дарование опоэтизировать самую простую окружающую действительность сказывается и в этом тексте. Например строчки.
Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Пришвин любуется падающими листьями, и ветром, который их уносит.
Автор тонко описывает неспешное опадание листвы с деревьев осенью. Или вот строчка
мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Выражение «мало-помалу» и «открывает глаза» опять же передаёт утреннее настроение, то есть тишину, покой, гармонию осенней природы.
День пробуждается долго, не торопясь, как-бы пребывая ещё в сонной неге. Всё как-то медленно, бесшумно, тихо и размеренно.
Природа у Пришвина одухотворена: утро слышит, день открывает глаза. И эти олицетворения, и сравнение (утро, похожее на тяжело спящего человека) делают текст более живописным, выразительным.
Композиционно текст можно разделить на две части. В первой даётся описание природы, во второй – описание состояния человека. Почему автор даёт два описания? Наверное, потому, что Пришвин не только созерцает какую-либо картину, испытывая при этом разнообразные чувства, но и осмысливает увиденное и свои ощущения и делится этим с нами.
Вся первая часть текста проникнута движением, хотя и замедленным. «Утро пробуждается, туман сгущается; капли оседают, скатываются, падают: листики летят; ветер поднимает. Использование глаголов настоящего времени делает картину такой яркой и живописной, что мы и мы вправду видим и листики, летящие парашютиком, мотыльком, винтиком, и капельки, катящиеся по ним.
Последнее предложение, вмещает в себя огромный диапазон чувств, ощущений: радости, состояния полёта, грусти, связанной с тем, что «всё кончится».
Этими словами заканчивается текст. И они рождают в нас ощущение какой-то потери, утраты. Но те чувства гармонии и радости бытия, которые мы переживали во время чтения текста, в нас всё ещё живы. И поэтому грусть – светлая. И на память почему-то приходят пушкинские строки: «Печаль моя светла…».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Выделение цветом
Название. Приёмы художественной выразительности
Текст вопроса: Прочитайте отрывок из текста, выделите цветом олицетворение.
А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Правильный ответ:
А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Подсказка. Олицетворение — приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.
Задание. Сортировка элементов по категориям
Название. Олицетворение и сравнение.
Текст вопроса: Найдите в тексте средства художественной выразительности сравнение и олицетворение
Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед.
Правильный ответ.
Сравнение |
Олицетворение |
…какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком.. |
…день открывает глаза… …долго день пробуждается… |
Подсказка. Сравнение в тексте выделяется зеленым цветом, олицетворение – желтым.