Главная мысль рассказа осеннее утро пришвин

Читательский дневник по рассказу «Осеннее утро» Михаила Пришвина

Автор: Михаил Михайлович Пришвин

Название: «Осеннее утро»

Число страниц: 1

Жанр: рассказ

Главные герои: рассказчик.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — внимательный и чуткий.

Тонкий ценитель прекрасного.

Любит природу и восхищается её красотой.

Краткое содержание рассказа «Осеннее утро»

На крышу падают листики, каждый по-разному.

А с крыши ветер несёт их к берегу.

Утро долго пробуждается.

Скоро закончатся тёплые деньки и птицы улетят в дальние края.

План рассказа:

  1. Падение листьев.
  2. На берегу.
  3. Скоро всё кончится.

Основная мысль произведения «Осеннее утро»

Главная мысль рассказа в том, что нужно замечать и любить природу вокруг нас.

Основная идея произведения в том, что осень прекрасное время года.

Чему учит рассказ

Быть внимательным к окружающему миру, замечать его красоту.

Учит любить окружающий мир, природу.

Краткий отзыв по рассказу «Осеннее утро» для читательского дневника:

Прочитав эту зарисовку, я подумала о том, что всегда грустно с чем-то прощаться.

С чем-то, к чему привыкла и что полюбила.

Это интересная и очень красивая история.

Автору удалось выхватить взглядом один миг осени и передать его читателю.

Мне понравился автор, человек романтичный, влюблённый в природу и родную землю.

Я советую вам прочитать эту историю и постараться научиться замечать красоту в самых обычных вещах, которые нас окружают со всех сторон.

Пословицы к произведению:

  • Каковы глаза, такова и природа.
  • Природную красоту мылом не смоешь.
  • Осень — перемен восемь.
  • Разлука — та же наука.
  • Весна да лето, пройдёт и это.

Словарь неизвестных слов:

  • Бабье лето — тёплые дни в сентябре.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Ещё читательские дневники по произведениям Пришвина:

  • «Моя Родина»
  • «Ребята и утята»
  • «Выскочка»
  • «Кладовая солнца»
  • «Берестяная трубочка»
  • «Лисичкин хлеб»
  • «Остров спасения»
  • «Времена года»
  • «Ёж»
  • «Лесная капель»
  • «Золотой луг»
  • Краткая биография Михаила Пришвина и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.


0

Как составить план рассказа «Осеннее утро» , главная мысль, чему учит?

Пришвин «Осенне утро»

1 ответ:



1



0

Пришвин «Осеннее утро» рассказывает о смене погоды, когда приходом нового времени года приходит новое радостное чувство о будущем. Автор сравнивает слетающие листья с мотыльком, парашютиком, как будто осенние листья уносят все печали по уходящему лету. Жизнь продолжается, вокруг все живое, а впереди нас ждет много радостных минут. Рассказ учит понимать красоту природы, принимать перемены с радостным сердцем, потому что все, что не случается, все к лучшему. Главная мысль рассказа «Осеннее утро» учит наблюдательности, законы живой природы законы и для человека. Как листья с приходом весны вновь распустятся на деревьях, так и человек с приходом нового времени обретает новые крылья.

План рассказа

1 Листья как перелетные птицы

2 Провожая в неизвестный путь

3 Все будет хорошо!

Читайте также

Главные герои рассказа Пришвина «Медведь»:

  1. Автор-рассказчик, он же опытный и бывалый охотник, который отправился на север, чтобы познакомится с тамошними медведями.
  2. Промысловый охотник, который видел как автор садится в свою лодку и как медведь наблюдает за этим процессом.
  3. Медведь, хитрый и любопытный, но совсем не зловредный зверь. Очень заинтересовался лодкой и человеком, из кустиков смотрел как человек садился в лодку, как лодка поплыла по реке, и даже залез на дерево, чтобы было лучше видно.

<hr />

Главная мысль рассказа в том, что среди зверей нет специально злых и кровожадных. Что нападают они на людей только в порядке самообороны, а на самом деле они все добрые и пушистые. И при этом очень любопытные, со своим особенным чувством юмора.

В своем рассказе «Охота за счастьем» Пришвин делится своими наблюдениями.Главная мысль произведения, как сначала ребенок безжалостно расправляется с животными, потом становится охотником, а потом в нем просыпается бесконечная жалость к живым зверушкам. Главная мысль рассказа «Охота за счастьем» учит как можно чаще бывать на природе, наблюдать за ее развитием, смотреть на животных, чтобы , когда человек вырос он это все помнил и тогда его рука не поднимется убивать беззащитных зверьков.

Взрослый человек часто вспоминает свое детство как самую счастливую пору, и если он вырос в окружении живой природы, то эти воспоминания сливаются с воспоминаниями о буднях, о том времени, когда ребенок был счастлив. И уже не поднимается рука стрелять, а хочется защитить кусочек своего счастья, которое остается в памяти.

Рассказ «Охота за счастьем» заканчивается словами, цитата

SRbTXymCI2CGasQmfc0DTNrlV1h8Z.png

Рассказ Пришвина «Осенне утро» крошечный, но он представляет собой многоцветную осеннюю картинку, нарисованную яркими словесными штрихами.

В рассказе повествуется о пробуждении осеннего дня — солнце пока еще не встало, но природа замерла в ожидании его теплых лучей. Мы вместе с автором наблюдаем за листопадом и замечаем, что каждый лист летит по-своему. Одни падают медленно, другие совершают полет кружась, а некоторые быстро куда-то уносятся вместе с дуновением ветра.

Далее автор делится с нами своими впечатлениями от окружающей красоты и он испытывает умиление и тоску. Ему жаль, что ничего подобного больше не будет, а птицы покинут насиженные места и улетят на юг. Автор прощается с «бабьим летом», с листьями и с птицами. Но пока еще есть немного времени полюбоваться природой — пока еще светит солнышко и царит тепло.

Главный герой произведения — это сам автор, человек наблюдательный и умеющий чувствовать природу. Она его восхищает и даже осенью он находит то, что может порадовать глаз. Автор призывает нас учиться видеть красоту многоликого мира, ценить и любить всё, что нас окружает.

Михаил Пришвин написал небольшой рассказ о красоте природы в зимнем лесу. В лесу росли молодые березки, снег в период оттепели налипал на деревьях и их верхушки клонились к земле, образуя мостик. автор рассказа решил помочь молодым березкам, он всегда брал с собой палочку и стучал по деревьям, он вздрагивал и стряхивали снегЭ а потом разгибались.

Главная мысль рассказа «Деревья в плену» учит бережно относиться к лесу и ценить его красоту, лес нуждается в заботе человека, который может как помочь, так и погубить лес своим безразличием. Цените красоту леса, такой красоты больше нигде нет и руками ее не создашь

Как написать план рассказа М. М. Пришвина «Дятел» для дальнейшего пересказа?

Краткий пересказ рассказа (краткое содержание) в три предложения:

1). Дятел с новой шишкой побежал по березе в свою мастерскую.

2). Место занято отработанной шишкой.

3). Прижав шишку к стволу, дятел клювом сбрасывает старую.

<hr />

И план рассказа тоже в несколько пунктов:

1). Новая шишка.

2). Мастерская занята другой шишкой.

3). Находчивый дятел.

<hr />

Рассказ «Дятел» учит нас наблюдать за животными, птицами, можно в их жизни найти много удивительного и интересного.

Пришвин Михаил рассказ «Осеннее утро»

Читательский дневник по рассказу «Осеннее утро» Михаила Пришвина

Автор: Михаил Михайлович Пришвин

Название: «Осеннее утро»

Число страниц: 1

Главные герои: рассказчик.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — внимательный и чуткий.

Тонкий ценитель прекрасного.

Любит природу и восхищается её красотой.

Краткое содержание рассказа «Осеннее утро»

На крышу падают листики, каждый по-разному.

А с крыши ветер несёт их к берегу.

Утро долго пробуждается.

Скоро закончатся тёплые деньки и птицы улетят в дальние края.

План рассказа:

  1. Падение листьев.
  2. На берегу.
  3. Скоро всё кончится.

Основная мысль произведения «Осеннее утро»

Главная мысль рассказа в том, что нужно замечать и любить природу вокруг нас.

Основная идея произведения в том, что осень прекрасное время года.

Чему учит рассказ

Быть внимательным к окружающему миру, замечать его красоту.

Учит любить окружающий мир, природу.

Краткий отзыв по рассказу «Осеннее утро» для читательского дневника:

Прочитав эту зарисовку, я подумала о том, что всегда грустно с чем-то прощаться.

С чем-то, к чему привыкла и что полюбила.

Это интересная и очень красивая история.

Автору удалось выхватить взглядом один миг осени и передать его читателю.

Мне понравился автор, человек романтичный, влюблённый в природу и родную землю.

Я советую вам прочитать эту историю и постараться научиться замечать красоту в самых обычных вещах, которые нас окружают со всех сторон.

Пословицы к произведению:

  • Каковы глаза, такова и природа.
  • Природную красоту мылом не смоешь.
  • Осень — перемен восемь.
  • Разлука — та же наука.
  • Весна да лето, пройдёт и это.

Словарь неизвестных слов:

  • Бабье лето — тёплые дни в сентябре.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

Ещё читательские дневники по произведениям Пришвина:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

понедельник, 5 июля 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу М. Пришвина «Осеннее утро» для 2 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 79.

УКМ «Школа России»

1. Приходилось ли тебе наблюдать, как падают с деревьев осенние листья? Расскажи. Сравни свои впечатления с впечатлениями Пришвина.

Я много раз наблюдала, как падают осенние листья. Происходило это каждую осень. Но если у Пришвина падение листьев вызывает лёгкую грусть, от которой на душе становится хорошо, то у меня падение листьев вызывает только восторг.

Это очень красиво, когда падают осенние листья, когда они лежат охапками на земле, когда плывут куда-то по осенним лужам, или когда ветер бросает их тебе прямо в лицо.

Я люблю осень и особенно пору листопада.

2. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Нарисуй словесную картину.

Поэт помог мне увидеть картину тихого осеннего утра. С лип падают листья, ложатся на крышу, а втер поднимает их и несёт к реке.

А над рекой летят стаи перелётных птиц. И листья устремляются вслед за ними.

Небо ясное и скоро выглянет солнце, но прежнего летнего тепла уже не будет.

3. Обсуди с другом. Что объединяет рассказ Пришвина со стихами русских поэтов?

Рассказ Пришвина и стихотворения русских поэтов об осени, которые мы изучали в этом году, объединяет очень многое.

Прежде всего настроение. Почти все поэты говорят про осень с грустью, но восторгаются её красотой. Такое же настроение наполняет рассказ Пришвина.

Ещё, использование элементов художественной выразительности, сравнений и эпитетов. И поэты и писатель одушевляют листья, наделяют их стремлением к свободе, к полёту, пишут о том, что листья летят за птицами.

И наконец, осознание того, что возвращения лета не будет, а впереди нас ждёт зима. И это последние дни относительно тёплой осени, когда ещё можно радоваться солнечным лучам.

Источник

Как составить план рассказа «Осеннее утро» , главная мысль, чему учит?

Пришвин «Осенне утро»

Пришвин «Осеннее утро» рассказывает о смене погоды, когда приходом нового времени года приходит новое радостное чувство о будущем. Автор сравнивает слетающие листья с мотыльком, парашютиком, как будто осенние листья уносят все печали по уходящему лету. Жизнь продолжается, вокруг все живое, а впереди нас ждет много радостных минут. Рассказ учит понимать красоту природы, принимать перемены с радостным сердцем, потому что все, что не случается, все к лучшему. Главная мысль рассказа «Осеннее утро» учит наблюдательности, законы живой природы законы и для человека. Как листья с приходом весны вновь распустятся на деревьях, так и человек с приходом нового времени обретает новые крылья.

1 Листья как перелетные птицы

2 Провожая в неизвестный путь

3 Все будет хорошо!

Главные герои рассказа Пришвина «Медведь»:

  1. Автор-рассказчик, он же опытный и бывалый охотник, который отправился на север, чтобы познакомится с тамошними медведями.
  2. Промысловый охотник, который видел как автор садится в свою лодку и как медведь наблюдает за этим процессом.
  3. Медведь, хитрый и любопытный, но совсем не зловредный зверь. Очень заинтересовался лодкой и человеком, из кустиков смотрел как человек садился в лодку, как лодка поплыла по реке, и даже залез на дерево, чтобы было лучше видно.

Главная мысль рассказа в том, что среди зверей нет специально злых и кровожадных. Что нападают они на людей только в порядке самообороны, а на самом деле они все добрые и пушистые. И при этом очень любопытные, со своим особенным чувством юмора.

В своем рассказе «Охота за счастьем» Пришвин делится своими наблюдениями.Главная мысль произведения, как сначала ребенок безжалостно расправляется с животными, потом становится охотником, а потом в нем просыпается бесконечная жалость к живым зверушкам. Главная мысль рассказа «Охота за счастьем» учит как можно чаще бывать на природе, наблюдать за ее развитием, смотреть на животных, чтобы , когда человек вырос он это все помнил и тогда его рука не поднимется убивать беззащитных зверьков.

Взрослый человек часто вспоминает свое детство как самую счастливую пору, и если он вырос в окружении живой природы, то эти воспоминания сливаются с воспоминаниями о буднях, о том времени, когда ребенок был счастлив. И уже не поднимается рука стрелять, а хочется защитить кусочек своего счастья, которое остается в памяти.

Рассказ «Охота за счастьем» заканчивается словами, цитата

Рассказ Пришвина «Осенне утро» крошечный, но он представляет собой многоцветную осеннюю картинку, нарисованную яркими словесными штрихами.

В рассказе повествуется о пробуждении осеннего дня — солнце пока еще не встало, но природа замерла в ожидании его теплых лучей. Мы вместе с автором наблюдаем за листопадом и замечаем, что каждый лист летит по-своему. Одни падают медленно, другие совершают полет кружась, а некоторые быстро куда-то уносятся вместе с дуновением ветра.

Далее автор делится с нами своими впечатлениями от окружающей красоты и он испытывает умиление и тоску. Ему жаль, что ничего подобного больше не будет, а птицы покинут насиженные места и улетят на юг. Автор прощается с «бабьим летом», с листьями и с птицами. Но пока еще есть немного времени полюбоваться природой — пока еще светит солнышко и царит тепло.

Главный герой произведения — это сам автор, человек наблюдательный и умеющий чувствовать природу. Она его восхищает и даже осенью он находит то, что может порадовать глаз. Автор призывает нас учиться видеть красоту многоликого мира, ценить и любить всё, что нас окружает.

Михаил Пришвин написал небольшой рассказ о красоте природы в зимнем лесу. В лесу росли молодые березки, снег в период оттепели налипал на деревьях и их верхушки клонились к земле, образуя мостик. автор рассказа решил помочь молодым березкам, он всегда брал с собой палочку и стучал по деревьям, он вздрагивал и стряхивали снегЭ а потом разгибались.

Главная мысль рассказа «Деревья в плену» учит бережно относиться к лесу и ценить его красоту, лес нуждается в заботе человека, который может как помочь, так и погубить лес своим безразличием. Цените красоту леса, такой красоты больше нигде нет и руками ее не создашь

Как написать план рассказа М. М. Пришвина «Дятел» для дальнейшего пересказа?

Краткий пересказ рассказа (краткое содержание) в три предложения:

1). Дятел с новой шишкой побежал по березе в свою мастерскую.

2). Место занято отработанной шишкой.

3). Прижав шишку к стволу, дятел клювом сбрасывает старую.

И план рассказа тоже в несколько пунктов:

2). Мастерская занята другой шишкой.

3). Находчивый дятел.

Рассказ «Дятел» учит нас наблюдать за животными, птицами, можно в их жизни найти много удивительного и интересного.

Источник

Урок литературного чтения во 2 классе «Осеннее утро» М.М.Пришвин

Урок литературного чтения во 2 классе. М.М.Пришвин «Осеннее утро».

Цель урока : формирование умения понимать авторскую идею на основе анализа произведения М.М.Пришвина » Осеннее утро».

1. Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.

2.Развивать умение работать в парах, слушать мнение одноклассников, высказывать свое отношение у к прочитанному.

3. Формировать умение находить в тексте средства художественной выразительности и объяснять их смысл и значимость.

4. Воспитывать умение видеть прекрасное в природе, ценить красоту окружающего мира.

1. Орг.момент. Ладошки добра.

— Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями, улыбнитесь им . Садитесь.

— Прикоснитесь ладошками друг к другу, почувствуйте тепло и поделитесь добротой и хорошим настроением друг с другом. Сегодня вам предстоит совместная работа, настройтесь на нее.

2. Погружение в урок. Создание эмоционального настроя.

— Я хотела бы начать наш урок с музыкального момента. Послушайте и постарайтесь почувствовать музыку. (Звучит «Октябрь» П.И.Чайковского. Ученик читает стихотворение А.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад. «)

Учитель задает вопросы в виде интервью:

— Назовите автора этих строк? Какие картины осени вы смогли увидеть в прозвучавшей музыке и стихотворении? Какие чувства они у вас вызвали?

3. Проверка домашнего задания.

— В чем еще отражаются многолетние наблюдения человека за природой, кроме музыки и стихотворных произведений? (в народных приметах).

-Какие народные приметы об осени вы нашли? (оформляем в виде листочков). Прочитайте. (прикрепляем на доску, создаем зрительный фон урока).

— Как думаете, для чего мы сегодня об этом говорим?

4. Актуализация знаний.

На слайде фотографии книг ранее изученных авторов. Среди них «спряталась» книга М.М.Пришвина.

— Попробуйте сами определить, с каким автором мы сегодня познакомимся?. Для этого назовите тех писателей, чьи произведения в этом разделе мы уже читали. (они исчезают, остается книга М.Пришвина).

— Это Михаил Михайлович Пришвин.. (появляется его портрет).Предположите по обложке книги, о чем писал этот автор? (о животных, о природе). Почему?. Хотели бы узнать об этом удивительном писателе?. Найдите в нашем классе предмет, связанный с ним. ( книга М.Пришвина).

— Откройте книгу. Прочитайте сообщение о писателе, которое там «спряталось» (читают несколько учеников по одному предложению).

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее образование, занимался естественными науками. Работал агрономом , несколько лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет, а до этого много путешествовал по северным краям.

— Сразу ли Пришвин стал писателем? Чем занимается агроном, ребята? (сельским хозяйством). Рассмотрите выставку книг писателя. Герои этих книг любят и понимают природу. Пришвин был влюблен в свою родину, в ее красоту, в леса и поля, озера и реки.

5. Знакомство с произведением. Постановка цели урока .

— Я не буду сейчас называть сегодняшнее произведение. М.Пришвина.. Послушайте и подумайте, о чём оно.

Учитель читает рассказ без называния заголовка.

— О чём это произведение? К какому жанру относится? (рассказ). Как бы вы озаглавили? (. ) Обоснуйте свое мнение.

— Давайте проверим ваши предположения. Откройте учебники на стр.78, прочитайте заголовок. Почему он вас удивил?

— Прочитайте рассказ жужжащим чтением. Что показалось вам необычным в рассказе? (нет ни одного слова «утро»). Хотелось бы вам выяснить, почему автор озаглавил этот рассказ «Осеннее утро»?

— Сформулируйте цель нашего урока. ( Мы будем читать и анализировать рассказ и попробуем разобраться, почему Пришвин озаглавил его именно так).

6. Чтение рассказа. Работа над произведением.

— Давайте прочитаем рассказ вслух. О каком осеннем явлении говорится? (о листопаде). Прочитайте описание листопада.

— С чем сравнивает Пришвин полет листиков? Помогите объяснить значение этих слов. На партах лежат карточки со словами. Узнаете предмет по описанию — поднимите карточку.

Маленькая бабочка — мотылёк , Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом — парашютик , крепежное приспособление со спиральной нарезкой — винтик.

-Давайте попробуем изобразить полет листиков. Возьмите листочки.

Как двигались в описании листики-парашютики, покажите. Как летит, порхает листик-мотылёк? Изобразите полет листика-винтика. (дети встают и показывают движения с настоящими листочками).

— Прочитайте, куда улетают листочки? Что значит «мало-помалу»? (понемногу).

— Прочитайте, как писатель сообщает, что утро уже наступило? ( «День открывает глаза»). Как вы понимаете эти слова? (это наступление утра). Какой это литературный прием? (олицетворение). — Появляется на доске.

— Что автор говорит о ветре? (поднимает листья и несет к реке).

С чем сравнивает Пришвин полет листиков? Прочитайте. (с перелетными птицами). Какой это прием? (сравнение). — на доске

— Что чувствует при этом сам автор, прочитайте ( Тут стоишь. )

— Что означает этот жест, как думаете? (грусть, тоску, сожаление). Подтвердите словами текста. (И так-то. )

— К кому обращается Пришвин? Зачем он просит улететь листья, если ему грустно? ( он понимает неизбежность уходящего времени).

— Чего хочет сам писатель? ( лететь душой с птичками и листьями). Что такое «душа»?

— Прочитайте последний абзац. Чему радуется автор? (хорошему теплому дню). Это эпитет.

-Что вы знаете о бабьем лете? (короткий теплый период в начале осени). С чем сравнивает писатель эту пору? (с летящей паутинкой). Почему? (почти невидимая, улетающая от нас пора).

-Прочитайте последние слова (и все кончится). Как вы понимаете их смысл? Обсудите в парах, только ли об осеннем утре говорит писатель эти слова? (нет, он говорит о времени, о жизни в целом).

— Найдите предложение, в котором заключается главная мысль рассказа? ( Мы радуемся. ) Почему? ( автор понимает, что всему приходит конец, и отпускает улетающих птиц и бабье лето).

2) Работа в парах.

-Ребята, а какие средства худ. выразительности помогают Пришвину в описании листопада? Назовите их. ( сравнение, олицетворение, эпитеты появляются на доске). Сейчас поработаем в парах. ( В процессе работы учитель выкладывает на парты жетоны тем парам, кто активно выполняет задание ).

— У вас есть распечатанный текст рассказа. Ваша задача — найти в тексте литературные приемы, которые помогли писателю ярко и красочно показать листопад, и подчеркнуть их разными цветами).

— Проверим. Прочитайте сравнения : мотылёк, парашютик, винтик, паутинка бабьего лета.

Олицетворения : день открывает глаза, ветер несет, день пробуждается.

Эпитеты : хорошему теплому дню, летящая паутинка.

— С какой целью писатель использует эти литературные приемы? ( чтобы ярче изобразить листопад, свои чувства и настроение).

3) Выразительное чтение всего рассказа (под музыку).

— Давайте прочитаем рассказа «Осеннее утро» выразительно, постараемся передать настроение и чувства писателя. ( 1 -2 ученика).

7. Подведение итогов. Оценивание.

-Давайте вернемся к началу урока. В чем мы хотели разобраться, читая рассказ «Осеннее утро»? (почему так озаглавлен рассказ).

— Какой вывод сделаем? ( день открывает глаза — это описание начала дня, это и есть утро).

-Какие приемы помогли нам ярче представить это осеннее утро? ( эпитеты, сравнения, олицетворения).

-Встаньте , пожалуйста, пары, у которых на партах лежат мои жетоны. Вы отлично поработали, особенно я хотела бы отметить. Молодцы!

— Еще мне понравилось чтение (ответы) следующих ребят.

— Оцените работу друг друга, выскажитесь! (. )

8. Домашнее задание.

— Когда вы завтра пойдете утром в школу, обратите внимание на то, как новый день открывает вам свои глаза, и расскажите мне на уроке. Это ваше домашнее задание.

— Давайте создадим свой листопад! Выберите из трех листочков один:

зеленый — У меня все получилось!

желтый — Могу лучше!

оранжевый — Надо постараться.

Ребята выходят к доске и магнитами прикрепляют листочки.

10. Орг.конец урока.

— Прикоснитесь ладошками друг у другу, поблагодарив за хороший урок. Желаю, чтобы день открывал для вас глаза каждое утро этой осени!

Источник

Урок
литературного чтения во 2 классе.   М.М.Пришвин «Осеннее утро».

Цель урока:
формирование умения понимать авторскую идею на основе анализа произведения
М.М.Пришвина » Осеннее утро».

Задачи урока:

1. Отрабатывать навыки осознанного
выразительного чтения.

2.Развивать умение работать в парах,
слушать мнение одноклассников, высказывать свое отношение у к прочитанному.

3. Формировать умение находить в тексте
средства художественной выразительности и объяснять их смысл и значимость.

4. Воспитывать умение видеть прекрасное в
природе, ценить красоту окружающего мира.

Ход
урока:

1. Орг.момент. Ладошки добра.

— Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с
нашими гостями, улыбнитесь им . Садитесь.

— Прикоснитесь ладошками друг к другу,
почувствуйте тепло и поделитесь добротой и хорошим настроением  друг с другом.
Сегодня вам предстоит совместная работа, настройтесь на нее.

2. Погружение в урок. Создание
эмоционального настроя.

— Я хотела бы начать наш урок с
музыкального момента. Послушайте и постарайтесь почувствовать музыку. (Звучит
«Октябрь» П.И.Чайковского. Ученик читает стихотворение А.Толстого
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»)

Учитель задает вопросы в виде интервью:

— Назовите автора этих строк? Какие
картины осени вы смогли увидеть в прозвучавшей музыке и стихотворении? Какие
чувства они у вас вызвали?

3. Проверка домашнего задания.

— В чем еще отражаются многолетние
наблюдения человека за природой, кроме музыки и стихотворных произведений? (в
народных приметах).

-Какие народные приметы об осени вы нашли?
(оформляем в виде листочков). Прочитайте. (прикрепляем на доску, создаем
зрительный фон урока).

— Как думаете, для чего мы сегодня об этом
говорим?

4. Актуализация знаний.

На слайде фотографии книг ранее изученных
авторов. Среди них  «спряталась» книга М.М.Пришвина.

— Попробуйте сами определить, с каким
автором мы сегодня познакомимся?. Для этого назовите тех писателей, чьи
произведения в этом разделе мы уже читали. (они исчезают, остается книга
М.Пришвина).

— Это Михаил Михайлович Пришвин..
(появляется его портрет).Предположите по обложке книги, о чем писал этот автор?
(о животных, о природе). Почему?. Хотели бы узнать об этом удивительном
писателе?. Найдите в нашем классе предмет, связанный с ним. ( книга
М.Пришвина).

— Откройте книгу. Прочитайте сообщение о
писателе, которое там «спряталось» (читают несколько учеников по
одному предложению).

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую,
насыщенную событиями жизнь. Родом он был из купеческой семьи, проживавшей в
Орловской губернии. Он получил хорошее образование, занимался естественными
науками. Работал агрономом , несколько лет был сельским учителем,
библиотекарем. Писать начал в 30 лет, а до этого много путешествовал по
северным краям.

— Сразу ли Пришвин стал писателем? Чем
занимается агроном, ребята? (сельским хозяйством). Рассмотрите выставку книг
писателя. Герои этих книг любят и понимают природу. Пришвин был влюблен в свою
родину, в ее красоту, в леса и поля, озера и реки.

5. Знакомство с произведением. Постановка
цели урока
.

— Я не буду сейчас называть сегодняшнее
произведение. М.Пришвина.. Послушайте и подумайте, о чём оно.

Учитель читает рассказ без называния
заголовка.

— О чём это произведение? К какому жанру
относится? (рассказ). Как бы вы озаглавили? (…) Обоснуйте свое мнение.

— Давайте проверим ваши предположения.
Откройте учебники на стр.78, прочитайте заголовок. Почему он вас удивил?

— Прочитайте рассказ жужжащим чтением. Что
показалось вам необычным в рассказе? (нет ни одного слова «утро»).
Хотелось бы вам выяснить, почему автор озаглавил этот рассказ «Осеннее
утро»?

— Сформулируйте цель нашего урока. ( Мы
будем читать и анализировать рассказ и попробуем разобраться, почему Пришвин
озаглавил его именно так).

6. Чтение рассказа. Работа над
произведением.

1) «Узнай себя.»

— Давайте прочитаем рассказ вслух. О каком
осеннем явлении говорится? (о листопаде). Прочитайте описание листопада.

 — С чем сравнивает Пришвин полет
листиков? Помогите объяснить значение этих слов. На партах лежат карточки со
словами. Узнаете предмет по описанию — поднимите карточку.

Маленькая бабочка — мотылёк,
Устройство с раскрывающимся в воздухе куполом — парашютик, крепежное
приспособление со спиральной нарезкой — винтик.

-Давайте попробуем изобразить полет
листиков. Возьмите листочки.

Физминутка.

Как
двигались в описании листики-парашютики, покажите. Как летит, порхает
листик-мотылёк? Изобразите полет листика-винтика. (дети встают и показывают
движения  с настоящими листочками).

—   Прочитайте, куда улетают листочки? Что
значит «мало-помалу»?  (понемногу).

— Прочитайте, как писатель сообщает, что
утро уже наступило? ( «День открывает глаза»). Как вы понимаете эти
слова? (это наступление утра). Какой это литературный прием? (олицетворение). —
Появляется на доске.

— Что автор говорит о ветре? (поднимает
листья и несет к реке).

С чем сравнивает Пришвин полет листиков? Прочитайте.
(с перелетными птицами). Какой это прием? (сравнение). — на доске

— Что чувствует при этом сам автор,
прочитайте ( Тут стоишь…)

— Что означает этот жест, как думаете?
(грусть, тоску, сожаление). Подтвердите словами текста. (И так-то…)

— К кому обращается Пришвин? Зачем он
просит улететь листья, если ему грустно? ( он понимает неизбежность уходящего
времени).

— Чего хочет сам писатель? ( лететь душой
с птичками и листьями). Что такое «душа»?

— Прочитайте последний абзац. Чему
радуется автор? (хорошему теплому дню). Это эпитет.

-Что вы знаете о бабьем лете? (короткий
теплый период в начале осени). С чем сравнивает писатель эту пору? (с летящей
паутинкой). Почему? (почти невидимая, улетающая от нас пора).

-Прочитайте последние слова (и все кончится).
Как вы понимаете их смысл? Обсудите в парах, только ли об осеннем утре говорит
писатель эти слова? (нет, он говорит о времени, о жизни в целом).

— Найдите предложение, в котором
заключается главная мысль рассказа? ( Мы радуемся…) Почему? ( автор понимает,
что всему приходит конец, и отпускает улетающих птиц и бабье лето).

2) Работа в парах.

-Ребята, а какие средства худ.
выразительности помогают Пришвину в описании листопада? Назовите их. (сравнение,
олицетворение, эпитеты
появляются на доске). Сейчас поработаем в парах. (В
процессе работы учитель выкладывает на парты жетоны тем парам, кто активно
выполняет задание
).

— У вас есть распечатанный текст рассказа.
Ваша задача — найти в тексте литературные приемы, которые помогли писателю ярко
и красочно показать листопад, и подчеркнуть их разными цветами).

— Проверим. Прочитайте сравнения:
мотылёк, парашютик, винтик, паутинка бабьего лета.

Олицетворения:
день открывает глаза, ветер несет, день пробуждается.

Эпитеты:
хорошему теплому дню, летящая паутинка.

— С какой целью писатель использует эти
литературные приемы? ( чтобы ярче изобразить листопад, свои чувства и
настроение).

3) Выразительное чтение всего рассказа (под
музыку).

— Давайте прочитаем рассказа «Осеннее
утро» выразительно, постараемся передать настроение и чувства писателя. (
1 -2 ученика).

7. Подведение итогов. Оценивание.

-Давайте вернемся к началу урока. В чем мы
хотели разобраться, читая рассказ «Осеннее утро»? (почему так
озаглавлен рассказ).

— Какой вывод сделаем? ( день открывает
глаза — это описание начала дня, это и есть утро).

-Какие приемы помогли нам ярче представить
это осеннее утро? ( эпитеты, сравнения, олицетворения).

-Встаньте , пожалуйста, пары, у которых на
партах лежат мои жетоны. Вы отлично поработали, особенно я хотела бы
отметить… Молодцы!

— Еще мне понравилось чтение (ответы)
следующих ребят….

— Оцените работу друг друга, выскажитесь!
(…)

8. Домашнее задание.

— Когда вы завтра пойдете утром в школу,
обратите внимание на то, как новый день открывает вам свои глаза, и расскажите
мне на уроке. Это ваше домашнее задание.

9. Рефлексия.

— Давайте создадим свой листопад! Выберите
из трех листочков один:

зеленый —  У меня все получилось!

желтый — Могу лучше!

оранжевый — Надо постараться.

Ребята выходят к доске и магнитами
прикрепляют листочки.

10. Орг.конец урока.

— Прикоснитесь ладошками друг у другу,
поблагодарив за хороший урок. Желаю, чтобы день открывал для вас глаза каждое
утро этой осени!

Тема М.М. Пришвин «Осеннее утро»

Цели: познакомить детей с рассказом Пришвина «Осеннее утро»;

отрабатывать навыки осознанного выразительного  чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к родной природе.

Оборудование: Компьютер, проектор,  презентация к уроку.

Учебники «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой; портрет М.Пришвина, его книги; таблички с записью слов; рисунки на тему осень; цветные листики для каждого ученика; толковый словарь В.И.Даля.

Ход урока

  1. Организационный момент

Жужжащее чтение

  1. Речевая разминка
  • Логическое ударение

    — Прочитаем хором предложения с последовательной постановкой логического ударения.

Какой чудесный день!

Какой чудесныйдень!

Какой чудесный день!

  С этой отличной нотки и начнём наш урок.

  • Дыхательная гимнастика

    Есть еще один рассказ,

    Замечательный, для вас.

    Вы вдохните – не дышите,

    Ветра в поле не будите,

    А тихонько выдыхайте,

Подул ветер – У_У_У!

Пожелтели, задрожали  листья – Ф_Ф_Ф!

Полетели на землю – П_П_П!

Зашуршали – Ш_Ш_Ш!

  • Чистоговорки
  • Скороговорки

3. Проверка домашнего задания

— Какой раздел  мы с вами сейчас изучаем?

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.

—  Мы читали много стихов об осени. Сейчас я зачитаю вам некоторые из них. А вы, ребята, должны сказать автора отрывков.

1.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера : (Ф.Тютчев)

2.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее. (К.Бальмонт)

3.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты. (А.Плещеев)

4.

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой. (А.Фет)

4. Постановка темы, целей урока

   — Сегодня мы продолжаем читать произведения об осени. Вы познакомитесь с творчеством нового писателя, его произведениями. Продолжим учиться определять главную мысль текста и  искать ответы на вопросы в тексте произведения.

5. Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

  • Чтение библиографических данных(учащимися)

         Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии (области). Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.  

— Что вы узнали о Пришвине?

  • Выставка книг М. Пришвина.

— Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин. 

          -Сегодня мы познакомимся с произведением писателя – М.Пришвина – большого знатока и любителя русской природы, который все свои произведения посвятил описанию родной природы. Его герои любят и понимают природу. В его рассказах ведут диалог не только люди, но и животные.  Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

-А на этой полке книги Михаила Пришвина о природе. Я советую вам их почитать.

ФИЗМИНУТКА

  • Игра «Собери название»

   — Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

   ЕНЕСОНЕ РУОТ

 (2 ученика у доски, буквы на листьях)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь?

— Кто из вас запомнил автора этого текста?

  • Подготовительная  работа к чтению

Словарная работа

Учитель : как вы объясните значение этих слов

  • Мало-помалу (медленно по чуть-чуть)
  • Душа — бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.
  • —  Что такое парашютик, винтик, мотылек?

Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.

Парашютик – маленький парашют.

  •  — Как летит парашют? (медленно)

Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.

  • —  Как вращается винт? (быстро)
  • — Что такое винтик? (маленький винт)
  • — Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)
  • Выразительное чтение рассказа «Осеннее утро» учителем. Беседа по первым впечатлениям

   — Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

Особенно меня тронула….

Я представил себе, что…

  • Подготовительная работа

 -Подготовим наш речевой аппарат к чтению рассказа.

  -Прочитайте по слогам, затем быстро целыми словами:

Про-буж-да-ет- ся   пробуждается

Па-ра-шю-тик           парашютик

Раз-ле-те-лись          разлетелись

Пе-ре-лёт-ные           перелётные

  • Повторное чтение (жужащее)                                                               

Задание перед чтением: Читая текст, обратите внимание, что объединяет рассказ М.Пришвина со стихами русских поэтов?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

  • Анализ произведения

Кто готов ответить на вопрос: Что объединяет рассказ М.Пришвина со стихами русских поэтов?

— Определите главную мысль рассказа (Что нужно во все видеть прекрасное).

  • Выборочное чтение

— О каких приметах осени говорит автор? (листопад, перелетные птицы, дни короткие, бабье лето)

— Что вы знаете о  «бабьем лете»? (Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.)

 — А что Пришвин пишет о бабьем лете? (летящая паутинка)

— С чем автор сравнивает листья?

 (Как парашютиком — плавно, раскачиваясь из стороны в сторону; мотыльком — плавно кружась, винтиком — быстро кружась).

— Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (Ветер поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птицами)

— Какие птицы улетят последними? (грачи)

— Как описывает писатель осенний день? (Открывает глаза, пробуждается)

 — Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)

Отработка навыков выразительного чтения. (резерв)

Чтение по цепочке

Итог

— С произведением какого автора мы познакомились?

— О чем он писал в своих рассказах?

Домашнее задание                                                                                                  

С. 78, нарисовать иллюстрацию к рассказу в тетрадях

Рефлексия                                                                                                                                           

 — Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение?                        

Раскрасьте листок, чтобы оценить свою работу  на уроке

Красным   -Я – молодец!

Желтым  — Могу и лучше!

Зеленым — Надо постараться.

Просмотр содержимого документа

«биография»

Просмотр содержимого документа

«конспект урока»

Просмотр содержимого презентации

«Урок Чтения»

Литературное чтение, 2 класс

Урок 14. «М. Пришвин «Осеннее утро»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящён знакомству с позицией автора к происходящим событиям, с красотой русской природы.

Глоссарий по теме:

Олицетворение – приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Метафора – аскрытое сравнение.

Эпитеты – художественное определение слова.

Бабье лето – теплая, ясная и безветренная погода в начале осени. 

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

«В общении с природой человек как бы заново открывает и самого себя, причём подчас с неожиданной стороны, глубже проникает в свой собственный внутренний мир». Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) естествоиспытатель художник-натуралист.

Природа у Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека.

Изменения, происходящие в природе осенью очень лирично и точно описывают в своих произведениях поэты и прозаики.

«Осеннее утро» Михаила Пришвина очень верно передаёт настроение этого времени года и гармонию природы. В частности, тишину осеннего утра.

Удивительное пришвинское дарование опоэтизировать самую простую окружающую действительность сказывается и в этом тексте. Например строчки.

Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Пришвин любуется падающими листьями, и ветром, который их уносит.

Автор тонко описывает неспешное опадание листвы с деревьев осенью. Или вот строчка

мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Выражение «мало-помалу» и «открывает глаза» опять же передаёт утреннее настроение, то есть тишину, покой, гармонию осенней природы.

День пробуждается долго, не торопясь, как-бы пребывая ещё в сонной неге. Всё как-то медленно, бесшумно, тихо и размеренно.

Природа у Пришвина одухотворена: утро слышит, день открывает глаза. И эти олицетворения, и сравнение (утро, похожее на тяжело спящего человека) делают текст более живописным, выразительным.

Композиционно текст можно разделить на две части. В первой даётся описание природы, во второй – описание состояния человека. Почему автор даёт два описания? Наверное, потому, что Пришвин не только созерцает какую-либо картину, испытывая при этом разнообразные чувства, но и осмысливает увиденное и свои ощущения и делится этим с нами.

Вся первая часть текста проникнута движением, хотя и замедленным. «Утро пробуждается, туман сгущается; капли оседают, скатываются, падают: листики летят; ветер поднимает. Использование глаголов настоящего времени делает картину такой яркой и живописной, что мы и мы вправду видим и листики, летящие парашютиком, мотыльком, винтиком, и капельки, катящиеся по ним.

Последнее предложение, вмещает в себя огромный диапазон чувств, ощущений: радости, состояния полёта, грусти, связанной с тем, что «всё кончится».

Этими словами заканчивается текст. И они рождают в нас ощущение какой-то потери, утраты. Но те чувства гармонии и радости бытия, которые мы переживали во время чтения текста, в нас всё ещё живы. И поэтому грусть – светлая. И на память почему-то приходят пушкинские строки: «Печаль моя светла…».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Выделение цветом

Название. Приёмы художественной выразительности

Текст вопроса: Прочитайте отрывок из текста, выделите цветом олицетворение.

А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Правильный ответ:

А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Подсказка. Олицетворение — приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.

Задание. Сортировка элементов по категориям

Название. Олицетворение и сравнение.

Текст вопроса: Найдите в тексте средства художественной выразительности сравнение и олицетворение

Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. 

Правильный ответ.

Сравнение

Олицетворение

…какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком..

…день открывает глаза…

…долго день пробуждается…

Подсказка. Сравнение в тексте выделяется зеленым цветом, олицетворение – желтым.

  • Главная мысль рассказа обломов
  • Главная мысль рассказа о мальчише кибальчише
  • Главная мысль рассказа о любви чехов
  • Гипербола в сказке дикий помещик примеры
  • Гипербола в сказках салтыкова щедрина примеры