Главная мысль рассказа песчаная учительница

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Платонов
  4. Анализ рассказа Песчаная учительница

Анализ рассказа Песчаная учительница Платонова

Рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница» был создан в 1926 году. Впервые это произведение было напечатано в сборнике «Епифанские шлюзы» и в газете «Литературные среды» в 1927 г.

Основной мыслью рассказа «Песчаная учительница» является проблема выбора, вставшего перед героиней. Чтобы достичь какой-то поставленной цели, необходимо обладать не только решимостью, но и мудростью смириться с жизненными обстоятельствами.

Главным персонажем рассказа «Песчаная учительница» является двадцатилетняя Мария Нарышкина. В возрасте 16 лет отец увез ее в областную столицу на педагогические курсы. Спустя 4 года Марию Никифоровну в должности учителя направили в село Хошутово, где и происходит действие произведения.

Главной бедой тамошнего села являлись песчаные бури. Тамошние крестьяне были настолько бедны, что детям было нечего одеть, и они голодали. Ребята часто пропускали школу. Беднякам не хватало еды, дети худели, стремительно теряв интерес к учебе, а потом умирали.

Когда из класса умерло двое детей, учительница поняла, что надо что-то менять. Она пришла к выводу, что здешним крестьянам не нужна другая наука, кроме той, которая помогла бы победить злосчастные пески и превратить пустыню в живую землю.

Мария Никифоровна поехала в округ попросить в помощь учителя песчаной науки, но поняла, что никто не поможет кроме нее самой. Учительница смогла убедить крестьян в необходимости посадки кустарников, способных задерживать пески. По прошествии 2 лет зеленые кустарники зеленели вокруг орошаемых огородов. Из прутьев растений крестьяне плели различные изделия, помогающие выручить дополнительные деньги. Однако на третий год случилась беда. Раз в 15 лет проходили через здешние места кочевники с тысячей лошадей. Вскоре здесь ничего не осталось, ни воды, ни зеленых насаждений. Но Мария Никифоровна научила местных жителей побеждать пески. Они снова посадят зеленые насаждения после ухода кочевников.

Спустя время Марию Нарышкину перевели в село Сафуту, чтобы и осевших кочевников, проживающих там обучить борьбе с песками. Перед тем как уехать, учительница встает перед выбором – отдать свою молодость борьбе с песками в отдаленной местности или отказаться и пытаться устроить свою личную жизнь. Ведь она молода, а у нее ни мужа, ни детей. Но Мария Никифоровна едет, отказавшись тем самым от личной жизни ради общественного блага.

2 вариант

Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.

Главной героиней рассказа является молодая женщина Нарышкина Мария, представленная писателем в образе двадцатилетней девушки, закончившей Астраханские курсы педагогов и назначенной педагогом для обучения детей в дальнем районе, в селе Хошутово, расположенной в районе среднеазиатских пустынных территорий.

Работа молодой учительницы начинается в трудных условиях, поскольку село ощущает тотальный дефицит водного баланса, необходимого для питья и полива, и постоянно оказывается атакованным песчаными бурями, следствием которых становится нищета деревни, а также невозможность детей посещать занятия, в том числе и в зимний период из-за снежных ураганов и отсутствия необходимой теплой одежды и обуви.

Отличаясь мужественной и активной натурой, Мария решает организовать с помощью местного населения работу по превращению пустынных мест в живые территории. При этом, не получив поддержки от собственного руководства, девушка полагается исключительно на собственные силы и имеющиеся знания, которые помогают ей в налаживании общественных работ по высадке зеленых кустарников в виде шелюги, а также сосновых питомников, способных стать защитой при песчаных бурях, задерживая песок, и сберегающих снежную влагу и преграждающих движение горячего ветра. 

Спустя несколько лет после начала борьбы с пустыней под руководством Марии Нарышкиной село преображается в живой, зеленеющий поселок, при этом крестьяне, используя прутья разросшихся кустарников, имеют дополнительный заработок от продажи плетеных корзинок, мебели, ящичков.

Однако вскоре весь труд односельчан оказывается уничтоженным кочевниками, прошедшими через поселок. Мария не отчаивается и призывает местных жителей возобновить прежнюю работу по высадке зеленых растений, а сама лично посещает предводителя кочевого племени с просьбой оградить их родное село в будущем от подобных набегов. Беседа двух думающих людей приводит к положительному результату, а глава кочевников проникается симпатией к активной, молодой и неравнодушной женщине.

Через некоторое время Марию переводят на работу в дальнюю деревню, в которой располагаются кочевники, решившие вести оседлую жизнь, где девушка продолжает начатое ей дело в форме образования местного населения, а также обучения культуре жизни в условиях песчаных мест. Девушка немного тоскует об отсутствии собственной личной жизни, которой она жертвует ради общественного блага.

Рассказ «Песчаная учительница» отличается отображением в повествовательном содержании многочисленной проблематики в виде раскрытия роли педагога в человеческой жизни, изображения сильных черт характера борца с природными стихиями, а также вопросы нравственного выбора человека, поставившего целью своей собственной судьбы искреннее служение людям.

Анализ рассказа Песчаная учительница

Анализ рассказа Песчаная учительница

Несколько интересных сочинений

  • Галерея помещиков в поэме Мертвые души

    Используя определение галерея, стоит отметить тот факт, что данное слово является многозначным. Относительно поэмы Гоголя можно сказать то, что оно является весьма неоднозначным, и употреблено в иносказательном значении.

  • Горе от ума Грибоедова — комедия или драма?

    Пьеса драматурга была принята по-разному. Кто разделял мнение писателя, считали произведение идеальным, кто не одобрял позиции Грибоедова, те критически подошли к созданному труду.

  • Сочинение на тему Письмо Деду Морозу

    Здравствуй, Дед Мороз! Учусь хорошо. Увлекаюсь историей, рисованием и математикой. Живу вместе с мамой и папой. У мня две сестры. Мы все дружно живем. Много путешествуем. Я люблю читать.

  • Анализ романа Каверина Два капитана

    «Два капитана» — роман, написанный писателем Вениамином Кавериным. Название его связано с двумя героями, капитанами – нашим рассказчиком Саней Григорьевым и капитаном Татариновым, историю

  • Сочинение Главная мысль сказки Городок в табакерке Одоевского

    Мальчику Мише отец подарил табакерку. Он начал рассказывать, как там все устроено: колокольчики, молоточки, пружинки.

Автор: Платонов (Климентов) Андрей Платонович, родился в 1899, умер в 1951г. Русский советский писатель, публицист, сценарист, драматург, изобретатель. Участник Великой Отечественной войны. Наиболее известные произведения «Котлован», «Чевенгур», «Возвращение».

Название: «Песчаная учительница»

Жанр произведения: рассказ

Тема произведения: преданность своей профессии

Число страниц: 11

Годы написания рассказа «Песчаная учительница» — 1927. Опубликован в том же году, впоследствии экранизирован — фильм «Айна».

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Мария Нарышкина – начинающая учительница. 20 лет. Преданная своему делу, активная, жизнелюбивая, храбрая. Верит в себя и в силы человека. «Пустыня была ее родиной, а география — поэзией».

Время и место действия рассказа «Песчаная учительница» — 1920е годы, Советская Россия, село Хошутово (настоящее название Хошеутово) в Астраханской области, на границе со среднеазиатской пустыней.

Краткое содержание рассказа «Песчаная учительница»

  1. Мария Нарышкина, дочь учителя и выпускница педагогических курсов, приезжает по распределению в село Хошутово, расположенное на границе со среднеазиатской пустыней. Она видит песчаную бурю в пустыне, занесенное песком село и небогатых, трудно живущих в этой местности, крестьян.   
  2. Дети ходят в школу нерегулярно, особенно трудно всем приходится зимой. У школьников нет одежды и обуви, а вскоре наступает голод. Двое учеников умирают.
  3. Мария понимает, что так работать нельзя. Крестьяне совсем не интересуются обучением в школе, но для них самое главное – борьба с песком.  Мария решает сама организовать эту работу. В окружном отделе образования ее снабжают нужными книгами и дают понять, что заниматься этим делом ей придется в одиночку.
  4. Через год, благодаря хорошей организации работы, село преображается: появляются защитные посадки, сосновый питомник, улучшаются урожаи, а у крестьян появились дополнительный заработок и топливо.
  5. На третий год, в августе, на село набегают кочевники со своими стадами. Она вытаптывают все посадки, животные объедают зелень, пропадает вода. Мария идет на разговор к вождю кочевников. Тот объясняет, что сила на их стороне, пока в селе меньше людей, чем  в отряде кочевников, и эта степь – их Родина. Мария, с мыслями, что вождь умен, отправляется в окружной отдел образования.
  6. В отделе ей внезапно предлагают оставить Хошутово и поехать в Сафуту. Это село, где оседают кочевники, и нужно обучить их культуре освоения песков. Тогда кочевники бы не снимались с мест, и не вытаптывали другие села.
  7. Мария задумывается о своем будущем, об уходящей возможности устроить личную жизнь, но затем принимает решение ехать в село и обещает заведующему отделом через 50 лет приехать к нему по лесной дороге. Заведующий отвечает, что Мария могла бы заведовать целым народом и желает ей всякого благополучия.

Главная мысль рассказа «Песчаная учительница»

Преданность профессиональному долгу и гражданское мужество в человеке сильнее страха, сильнее личных интересов. Таковы настоящие учителя и подвижники.

Отзыв о рассказе «Песчаная учительница»

Рассказ короткий, но очень емкий, оставляющий сильное впечатление. Он вызывает огромное уважение к людям, преданным своему делу, цельным, мужественным, готовым на все ради счастья других людей. Таким людям чужды мещанские ценности и мелкие личные желания. Не случайно в рассказе обрисована и действует только одна героиня, воплощающая все эти качества. Такими видел истинных учителей автор, причем прототипом главной героини стала супруга Платонова, также поработавшая учителем в глухой деревне, и безмерно уважаемая мужем. Несмотря на то, что литературный стиль Платонова довольно специфический, рассказ написан легко, доступно, с короткими, но меткими примерами и сравнениями, с большим знанием жизни.  

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне запомнилось описание села Хошутово, каким его в первый раз увидела героиня. Это незнакомая местность для подавляющего большинства читателей, особенно современных. Поэтому она одновременно интересная и пугающая, автор рисует картину совершенно нового, чуждого мира. Трудно поверить, что этот мир можно изменить к лучшему, и Мария Нарышкина выступает здесь, как покорительница природы, которая веками была враждебной к людям.

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Бархан – большая насыпь из песка, образовавшаяся естественным путем
  • Шелюга (красная верба, краснотал) – лиственное растение из семейства ивовых. Благодаря длинным и прочным корням хорошо растёт на песках и может использоваться для их закрепления.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Была, конечно, у Марии и любовь, и жажда самоубийства, — эта горькая влага орошает всякую растущую жизнь.
  • Наступила ранняя зима, такая же злобная в этой пустыне, как лето. Застонали страшные снежные бураны, перемешанные с колким, жалящим песком, захлопали ставни в селе, и люди окончательно замолчали.
  • Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Многомудрый Литрекон представляет вниманию читателей краткий пересказ основных событий рассказа А.П. Платонова «Песчаная учительница». Ознакомление с сюжетом произведения в сокращении поможет подготовиться к занятию и подобрать аргументацию для сочинений. 

Краткий пересказ

(430 слов) Рассказ «Песчаная учительница» начинается с описания жизни Марии Нарышкиной. Девушка родилась в небольшом городке Астраханской губернии. Её семьи не коснулись ужасы войны и революции. Отец не рассказывал Марии о происходящем, желая отгородить девочку от потрясений. 

Мария увлекалась изучением географии, и уже в шестнадцать лет её отправили на педагогические курсы в Астрахань. После окончания обучения девушку определили учительницей в селе Хошутово, находившемся на границе с пустыней. Там Мария Никифоровна познала неприглядные стороны местной природы — песчаные бури. 

Село было почти полностью покрыто песком, и каждый день жители очищали свои дома с помощью лопат. Мария Никифоровна прочувствовала настроение села Хошутово: уныние, смиренность, обремененность тяжким и бесполезным трудом. 

Девушка жила в комнате при школе. Местный сторож очень обрадовался присутствию хоть какой-то компании и помогал молодой учительнице с обустройством. 

Ученики посещали школу не каждый день. А с приходом зимы это место и вовсе зачастую оставалось без посетителей, ведь дети попросту не могли одеться по погоде из-за нищеты. Тяжелые условия существования довели крестьян до нищеты, голода, а некоторых — до смерти. 

Мария Никифоровна, переживая из-за ненужности школы в подобном положении крестьян, пребывала в отчаянии. Но затем она придумала следующее: чтобы привлечь учеников, нужно обучать их тому, что необходимо именно сейчас, — противостоянию пескам. Молодая учительница оповестила об этом местных крестьян, собрала подписи и отправилась в округ. Там ей выделили книги и предложили заняться преподаванием этой науки самой. 

Спустя два года Хошутово изменилось: с помощью общественных работ местным жителям удалось огородить село защитными сооружениями, препятствующими распространению песка. Мария Никифоровна также решила высадить сосны у школы, чтобы увеличить количество урожая от посевов. Шелюгой же крестьяне теперь топили дома, а из прутьев делали предметы мебели. Жителям Хошутова стало легче жить, и теперь в школе всегда было полно народу: как детей, так и взрослых. 

Ещё через год жителям села пришлось столкнуться с неприятностями: кочевники, которые приходили сюда каждые пятнадцать лет, запоздали, и к августу степь уже стала безжизненной. Вскоре явились тысячи кочевников, которые за три дня разорили Хошутово: не было ни сосны, ни воды. 

Ощущая безысходность своего положения, Мария Никифоровна отправилась к вождю кочевников, но тот лишь оправдался желанием своих соратников выжить. 

Нарышкина поехала в округ, чтобы доложить о произошедшем. Однако её ошеломили предложением покинуть Хошутово и отправиться в Сафуту. Марии объяснили, что обученные жители села теперь справятся и сами, а в Сафуте, где селятся кочевники, необходимо рассказать о науке борьбы с песками. Это помогло бы остановить перебежки кочевников, тогда и русские поселения не разорялись бы.  

Мария Никифоровна задумалась о своей судьбе, о трудной молодости и о будущем. Но в итоге молодая учительница согласилась отправиться в Сафуту, пообещав когда-то вернуться уже не по песку, а по лесной дороге.

Отзыв 

(414 слов) Моё впечатление от рассказа «Песчаная учительница» весьма неоднозначно. С одной стороны, Мария помогла целому поселению, а также исполнила свой учительский долг. С другой стороны, жизнь молодой учительницы могла бы быть лучше, не будь она в глухой деревне, заваленной песком. Она приносит свою молодость в жертву благодетели, что, несомненно, является героическим поступком. 

Мне понравилось то, какое решение приняла главная героиня в финале произведения. Это благородно и человечно. Но поступки заведующего и других «начальников» вызывают недоумение. Сначала они просто скептически отнеслись к идее Марии Никифоровны. Затем, увидев положительные результаты упорной работы молодой учительницы и крестьян, они предлагают Нарышкиной проделать такой же огромный труд в другом поселении. Заведующие могли бы привлечь добровольцев, могли бы обратиться в вышестоящие органы для финансирования работ с песком. Но они взвалили эту непосильную ношу на молодую учительницу, у которой один раз уже получилось спасти крестьян. Мое мнение об их поведении мешает мне полностью одобрить произведение: все-таки один в поле не воин, и люди не должны привыкать к тому, что есть какой-то праведник, взваливший на себя все их проблемы. Это несправедливо. Нежелание заведующих помочь реальными делами и изначальное неверие крестьян в успех замысла учительницы стали отягчающими обстоятельствами для реализации идеи Марии Никифоровны. Однако ей удалось справиться с этим. 

Что же этим хотел сказать автор? Главная мысль произведения «Песчаная учительница» заключена в понимании того, что для благополучной жизни необходимы усилия. Много лет жители села Хошутово боролись с последствиями песчаных бурь, но нужно было противостоять самому природному явлению. С приездом Марии Никифоровны их жизнь изменилась в лучшую сторону: осознав, что существование может быть радостным и безбедным, жители с охотой взялись за работу. Автор учит читателя искать причины недовольства своей жизнью и бороться с ними — трудиться ради определённого результата. Такова мораль произведения «Песчаная учительница», которое заставляет задуматься о том, что вместо жалоб и упреков каждый из нас мог бы подумать, как можно изменить ситуацию? Что нужно сделать именно ему?

Рассказ «Песчаная учительница» — это история лишь одного поселения и одной неравнодушной учительницы. Но если в России ещё тысячи сёл, находящихся на грани вымирания, то сколько найдётся в стране таких же отзывчивых и добродетельных учителей? Произведение Платонова затрагивает важные проблемы, которые актуальны и в наше время. На примере Марии Никифоровны автор показал, как важно помогать другим и как необходимо преодолевать трудности ради лучшей жизни. Рассказ «Песчаная учительница» поражает своей откровенностью в изображении бедственного положения крестьян, а также наталкивает на мысли о судьбе людей, которые жертвуют своим будущем ради благополучия нуждающихся. Это произведение вызывает двойственные чувства и призывает к неравнодушию. Таково моё отношение к рассказу «Песчаная учительница». 

Автор: Татьяна Булычева

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Платонова Песчаная учительница

Произведение «Песчаная учительница» было написано в 1926 году. Рассказ является направлением реализма. Рассказ описывает укрощение песка. Платонов представил свой рассказ в виде очерков. Сюжет произведения повествует о становлении героя.

Темой произведения является развитие личности и проблема выбора. Автор показал, что для воплощения мечты и цели нужны рассудительность и мужество, и смирение перед ситуациями. Также автор затронул общефилософский вопрос о существовании 2 образов как кочевой и оседлой. Главная героиня добровольно принимает свою роль в качестве школьной учительницы. Также в рассказе автор затронул проблему, связанную с отношением государственной власти к простым людям. Также в произведении затронуты проблемы жертвенности и вознаграждения, увлечения, наказания и премудрости.

Творение состоит из 5 глав. В первой части автор рассказывает о детстве и обучении главной героини и ее семье. Юная учительница Мария Нарышкина попала в поселок Хошутово, расположенный на пустыне. После прибытия учительница увидела бессмысленный и тяжкий труд крестьян. Крестьяне постоянно расчищали песок, который занес ветер. Мария Никофоровна начала учить грамоте местных детей, которые голодали и жили в нищете. После смерти 2 детей, героиня поняла, что крестьян интересует только победа и борьба с пустынными песками. Героиня обратилась в государственный орган и попросила прислать в село ученого, который разбирается в песках. Она получила отказ, и совет изучить все самой. В течение 2 лет учительница занималась обучением и помогала крестьянам. С ее помощью они начали заниматься озеленением. После 2 лет работ в поселке начали расти сосны и другие деревья, огороды и сады процветали.

Через 3 года все труды крестьян и учительницы были уничтожены кочевниками. Животные кочевников растоптали и съели всю растительность, также выпили всю воду. Мария подала жалобу против кочевников. Глава округа предложил учительнице поехать в поселок Сафуту, в котором жили кочевники. Мария смирилась и поехала в Сафуту.

В произведении автор противопоставил живость учительницы и мертвость пустыни. Слово «мертвое» передается метафорой, обозначающее песчаные могилы, безлюдные пески и горячий ветер. В решающий момент героиня увидела собственную молодость, которая была погребена под песком. Она ставит перед собой цель и старается заменить мертвую картину на живую. Пейзаж является важной составляющей идеей во всем рассказе.

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Главные герои «Песчаной учительницы» послужили Платонову для передачи главной идеи — ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию — давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности — дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова «Песчаная учительница», краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны…

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова «Первая учительница» была невеста автора — Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

Личность Платонова

Понимание смыслов, заложенных в анализируемом тексте, требует обращения к личности автора. Проблематика и темы, затронутые писателем, заставляют проводить параллели между этим произведением и платоновским творчеством 1920-х годов. В тот период автор только встал на путь литературы. Критики, учтя особенности творчества молодого автора, назвали Платонова «мечтателем». Писатель представлялся литературоведам в роли «эколога всей планеты».

Произведение «Чевенгур» считается утопическим социально-философским романом, единственным завершенным произведением в платоновском творчестве. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

Платонов рассуждает о жизни людей на планете. Автор размышляет о непригодных местах для проживания человека. Таких мест на Земле хватает. Тогда Платонов обращает внимание на Россию, на свою родину. Писатель изображает тундру, болота, сухие степи, пустыни – все места, в которых людям трудно выживать. Автор делает вывод, что жить можно и в таком пространстве, но его нужно изменить, адаптировать под свои нужды. В этой адаптации людям поможет наука, революция, достижения энергетики.

Тема электрификации страны, процессов мелиорации, озеленения, строительства, применения гидротехники периодически встречается в платоновском творчестве. Это лейтмотив произведений автора. Впрочем, ключевой ресурс перемен – это не техника, а «маленький человек». В анализируемом тексте таким «маленьким человеком» является учительница.

Из истории написания произведения

Дата рождения анализируемого текста – 1926-й год. Публика ознакомилась с платоновским творением год спустя – в 1927-м. Рассказ вышел на страницах сборника, который назывался «Епифановские шлюзы». Известное в то время периодическое издание – «Литературные среды» – тоже напечатало платоновское произведение в своем 21 номере.

Писатель основал сюжетный костяк произведения на реальных фактах из биографии женщины по имени Мария Кашинцева.

Прототип учительницы

История с выбором прототипа для произведения настолько интригует, что на этом моменте следует остановиться детальнее. Девичья фамилия женщины – Кашинцева. Мария Александровна в период написания текста была невестой автора, позже стала женой Платонова. Об этом, в частности, пишет историк литературы Алексей Варламов.

Автор произведения обращает свой взор к 1921-му году. В это время Мария занималась ликвидацией безграмотности в воронежских селах. Кашинцева уезжает за шестьдесят километров от города. Причина кроется не только в благородных побуждениях женщины. Марию волновали отношения с Платоновым, сложности во взаимодействии с писателем. Отъезд был бегством от этих отношений.

Жизнь Марии Кашинцевой

В 1921-м девушка училась в университете. Мария решает принять участие в программе, нацеленной на ликвидацию безграмотности.

В связи с этим девушка уезжает в деревню под названием Верхнее Волошино. Село располагалось недалеко от Воронежа. Позже Мария издала мемуары, воспоминания, которые озаглавила «Историей молодого человека и молодой девушки ХХ-го века».

В этой книге Мария писала, что желала убежать от чувств, поэтому и решилась на участие в программе. Девушка переживала, что писатель слишком прочно вошел в ее жизнь, заняв там слишком большое пространство. Чувства беспокоили Марию, и Кашинцева страшно хотела заглушить свою любовь. В результате девушка отправляется подальше от Воронежа и от Платонова.

Андрей Платонов и Мария

Как же в этой ситуации поступил «молодой человек ХХ-го века»? Платонов не отступился от своих чувств. Бегство от любви провалилось: писатель жаждал встречи с девушкой, посылал Марии письма, ездил в деревню. Первая брошюра, которую издал автор, содержала такие строки: «Марии. Вся моя жизнь была только предчувствием Вас. Андрей». Образ Марии отразился почти на каждом платоновском творении. Писатель вдохновлялся пешими походами из города в деревню, жизнью в селе. Эти впечатления позже стали основой платоновских произведений («Данилюк», «Бучило», «Песчаная учительница»).

Особенности литературного направления текста

Литературное направление, в рамки которого вмещается платоновское произведение, – это реализм. Текст пережил несколько редакций. В частности, вторая редакция содержала реалистическое объяснение появления в деревне русских. Автор уведомляет, что эти жители – переселенцы. Писатель предполагает, что переселенцы оказались в этих землях из-за реформы Столыпина. Реализм обусловил изменение интервала появления в крае переселенцев: автор смещает акцент с пяти лет до пятнадцати. Специалисты, впрочем, сомневаются, что какие-либо причины могли заставить кочевников (по своей природе) остановиться и осесть.

История про укрощение песков отличается бо́льшим реализмом. Воронежская область славится наступающими песками. Эта особенность края часто заставляла переселенцев мигрировать с места на место. Деревни, станицы периодически меняли свою дислокацию.

О жанре произведения

Сам автор определил жанровую принадлежность своего творения к очеркам. Об этом свидетельствует беловой автограф произведения. Очерк обусловил практическую направленность текста. Это не только художественное творение, но также конкретная инструкция о борьбе с наступающими песками. Литературоведы и критики, между тем, подчеркивают, что произведение относится к рассказам. Платоновская «Учительница» – это основа, составляющая роман-воспитание. Идея – показать, раскрыть динамику становления героя.

Тематика прозы

В центре повествования – эволюция личности. Писатель детально останавливается на проблеме выбора. Автор доносит до аудитории ключевую мысль: чтобы достичь цели, необходимо совместить решимость с мудростью. Этот рецепт также требует смирения перед трудностями жизни. Платонов обращается к философским вопросам:

  • жертва и воздаяние;
  • благодарность;
  • вдохновение и воодушевление;
  • мудрость;
  • ответственность и недальновидность.

Пятая часть произведения посвящается решению философского вопроса о двух образах жизни. Первый – оседлый, второй – кочевой. Мария вникает в суть замысла советского работника. Героиня радостно и добровольно соглашается быть песчаной учительницей всю жизнь.

Проблемы произведения

Автор поднимает важные проблемы социальной жизни:

  • пренебрежение, которое власти выказывают по отношению к людям (в этом контексте важен эпизод, когда героиню слушают, жмут руку, завершая разговор; но результат разговора – обычный совет, без действия);
  • невыносимо высокие требования к людям, принуждение к самопожертвованию (власть пренебрегает людьми, не стесняясь просить человека отдать жизнь на служение обществу).

Композиция текста

Формальная структура произведения – пять частей. Первая часть – это вступление, экспозиция. Здесь автор дает информацию о героях, об обстоятельствах, в которых оказываются персонажи. Во второй части повествуется о переезде героини в деревню.

Рассказ Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире» весьма реалистичен и основан на событиях, которые случались в действительности, хотя в нем есть элементы фантастики и разыгравшегося воображения… Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

В третьей части рассказывается о попытках девушки бороться с безграмотностью. События четвертой части посвящаются изменениям, которые произошли в селении за последние два года. Наконец, кульминация – пятая часть – драматический конец, демонстрирующий бесполезность тяжелой работы героини.

Сюжет рассказа

События первой главы

Начало произведения – ретроспектива. Автор обращает свой взор к детству, к годам учебы Марии. О портрете героини читатели узнают из уст отца девушки. Постепенно писатель перемещает читателей в настоящее время. Героиню зовут Марией Никифоровной Нарышкиной. Девушка – учительница. Смелая женщина принимает решение участвовать в мерах по ликвидации безграмотности в селах. Мария едет в Хошутово – отдаленную деревню, которая граничит со среднеазиатскими пустынями.

События второй главы

Мария проводит в деревне три дня. Девушка наблюдает бессмысленный и тяжелый крестьянский труд. Жители села расчищают дворы, которые постоянно заносит песком – так чувствуется близость пустыни.

События третьей главы

Эта часть посвящается попытке героини обучить жителей грамоте. Девушка особенно беспокоится о детях. Вокруг Мария видит ошеломляющую бедность, нехватку ресурсов первой необходимости (вещей, еды, обуви…). Приходят холода. Зима уносит жизнь двоих ребятишек. Мария – благородная девушка, умная и мудрая. Нарышкина понимает: крестьяне не нуждаются в науке. Только одно учение имеет смысл в этих краях – наука о борьбе с песком, о противостоянии пустынной стихии.

Существуют ли учителя, способные в песчаной науке? На этот вопрос власти отвечают девушке так: следует научить крестьян песчаному делу самостоятельно. Тогда учительница обращается к книгам.

События четвертой главы

В этой части рассказывается о трансформациях деревни в последующие два года. Проходит шесть месяцев. Учительница находит способ бороться с песками – это массовое озеленение региона.

Песчаная учительница

Крестьяне медленно принимают нововведения. Потребовалось полгода, чтобы жители деревни принялись высаживать растения. Каждые полгода в деревне отводился месяц на озеленительные работы. Эффективный метод – это высадка шелюги (кустарника). Растение хорошо защищало огороды, сады, колодцы. Деревня начала обрастать соснами.

События пятой главы

Это кульминация произведения. Проходит три года. В этот период случается непоправимое – пески принудили кочевников среднеазиатских пустынь пройти через деревню. Нашествие переселенцев уничтожило результаты труда Марии и крестьян. Растения были вытоптаны, вода из колодца – выпита. Учительница обратилась к главарю переселенцев. Оказалось, что каждое пятнадцатилетие кочевники совершают такую миграцию. Мария также обратилась к властям. Власти предложили учительнице посетить Сафуту – отдаленное селение. В этих краях жили кочевники-переселенцы, которые когда-то осели здесь. Цель учительницы – донести до жителей Сафуты песчаную науку. Мария грустила, но смиренно поехала в село.

Итоги рассказа

Композиция произведения включает этапы процесса развития личности:

  • героиня учится, мечтает о будущем, о применении своих знаний, умений;
  • Мария начинает работать – реальность не имеет ничего общего с радужными мечтами первого периода;
  • усилия дают свои плоды;
  • надежды рушатся, героиня разочаровывается в своей деятельности;
  • Мария осознает свое настоящее предназначение, смиряется, приносит себя в жертву, молчаливо принимает судьбу.

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель. Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо

.

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

Сюжетная линия рассказа

«Песчаная учительница», краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Отзывы о «Песчаной учительнице»

Многие читатели сравнивают рассказ Платонова с романом Кобо Абе «Женщина в песках». Там женщина также борется с песчаной пустыней, но потом смиряется и приживается. А героиня Платонова изо всех сил стремится к победе над природным явлением. В некоторых школьных программах для изучения в 6 классе включён рассказ «Песчаная учительница». Краткое содержание ученикам прочитать не помешает. Дети на уроках задаются вопросом: «Как сберечь результаты своего труда?».

Читатели отмечают, что рассказ учит протягивать руку помощи окружающим людям. Не каждый может отказаться от личной жизни ради общего дела. Учительница отдала пустыне самое главное — свою молодость, но судьба целых народов её беспокоит больше.

Образ учителя — покорителя природы

А. С. Пушкин писал:»Наставникам за благо воздадим». Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге «Песчаная учительница». Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

Жанр: рассказ

Главные герои рассказа «Песчаная учительница» и их характеристика

  1. Мария Никифоровна Нарышкина. Молодая учительница, деятельный, ответственный человек.

План пересказа рассказа «Песчаная учительница»

  1. Молодость и учеба
  2. В селе Хошутово
  3. План борьбы с песками
  4. Успехи борьбы
  5. Нашествие кочевников
  6. Все пропало
  7. Новое назначение
  8. Обещание учительницы

Кратчайшее содержание рассказа «Песчаная учительница» для читательского дневника в 6 предложений

  1. После окончания курсов Мария отправляется в Хошутово, где видит бедность и наступающие пески.
  2. Она решает обучать людей бороться с песками.
  3. Мария высаживает защитные насаждения и сосны.
  4. Приходят кочевники и уничтожают все насаждения.
  5. Мария жалуется в округ, но ей предлагают новое село и продолжение работы.
  6. Мария соглашается и обещает сделать пустыню лесом.

Главная мысль рассказа «Песчаная учительница»
Человек и пустыню может сделать цветущим садом.

Чему учит рассказ «Песчаная учительница»
Рассказ учит упорству, самоотверженности, умению увлечь людей. Учит бороться с трудностями, не сдаваться, жить ради людей.

Отзыв на рассказ «Песчаная учительница»
Мне понравился этот рассказ, хотя и немного жаль учительницу, которая всю свою жизнь посвятит борьбе с песками, забыв про личную жизнь. Но она выбрала для себя иное счастье — служение людям.

Пословицы к рассказу «Песчаная учительница»
Упорство и труд все перетрут.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Человек сам кузнец своего счастья.
Живи не прошлым, а завтрашним днем.
Не красна жизнь днями, а красна делами.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Песчаная учительница» по главам:

1.

Марии Нарышкиной было 20 лет и она была родом из небольшого городка Астраханской губернии. Ее миновали события войны и революции, а повзрослела она когда социализм уже окреп.
Она любила географию, с упоением читала отцовские книги и поступила на педагогические курсы.
Через четыре года учебы Марию распределили в село Хошутово, рядом с пустыней.

2.

По дороге в село Мария впервые увидела песчаную бурю, а само село поразило ее своей бедностью. Хошутово было почти все засыпано песком, в нем было несколько дворов, и Мария поселилась в комнате при школе.
Старик-сторож принял ее как дочь.

3.

Через два месяца начались занятия, но дети ходили в школу нерегулярно. А когда настала ранняя зима и вовсе почти перестали. Им было не во что одеться, они голодали, так же как и взрослые. К новому году умерло двое ребят.
Мария решила заняться обучением людей тому, как бороться с песками, как из пустыни сделать живую землю. Крестьяне не поверили учительнице, а в округе ей посочувствовали и дали книги. Агроном жил за полтораста верст и никогда не бывал в Хошутово.

4.

К концу первого лета Мария убедила крестьян заниматься общественными работами весной и осенью и через год Хошутово было не узнать. Вокруг села появились заградительные шелюговые полосы озеленения, защищавшие орошаемые огороды. Около школы Мария Никифоровна собиралась устроить сосновый питомник и окончательно победить пустыню.
Она знала, что растения, высаженные между соснами дают удвоенные урожаи.
В Хошутово появилось топливо, а из прутьев стали плести корзины, делать мебель. Это принесло селу две тысячи рублей прибыли.
Теперь школа полнилась не только детьми, но и взрослыми.

5.

Через три года случилась беда, через село прошли кочевники. Они запоздали, степь уже умерла, и кочевники кормили скот насаждениями и соснами. Исчезла вода, потому что скот выпил ее подчистую.
Взбешенная Мария отправилась к вождю кочевников и стала ругаться. Она говорила, что будет жаловаться и что сейчас советская власть. Но вождь ответил, что тот, кто голоден и ест траву родины, тот не преступник.
Мария поехала в округ, а там сказали, что Хошутово теперь обойдется без нее, крестьяне знают что делать. И предложили учительнице проделать ту же работу в Сафуте, селе, где селятся бывшие кочевники. Там тоже нужно было обучать людей бороться с песками, ведь чем больше кочевников станут вести оседлую жизнь, тем реже они будут уничтожать насаждения у других сел.
Мария задумалась о своей молодости, несуществующем муже, вожде кочевников и согласилась.
Она пообещала вернуться через пятьдесят лет старушкой, но по лесной дороге.

Литературное направление и жанр

Произведение относится к направлению реализма. Платонов во второй редакции работал как раз над реалистическим объяснением того, как в Хошутове появились русские. Он называет их переселенцами, предполагая, что они могли поселиться там в период столыпинской аграрной реформы. Платонов для реалистичности меняет интервал появления кочевников с 5 лет на 15, но поселение вряд ли могло возникнуть и удержаться на пути кочевников.

Другое дело – рассказ об укрощении песков. Действительно, известны случаи, когда села и станицы переселялись из-за наступивших песков. Платонов в беловом автографе определяет жанр произведения как очерк, так как передаёт в нём практические знания для борьбы с песками. Рассказ составляет сюжет целого романа-воспитания, повествующего о становлении героя.

Тема и проблематика

Тема рассказа – становление личности, проблема выбора. Основная мысль состоит в том, что для достижения жизненных целей нужна не только решимость, но и мудрость, смирение перед жизненными обстоятельствами. Кроме того, Платонов в 5 главке решает философский вопрос о сосуществовании двух образов жизни – оседлого и кочевого. Героиня понимает замысел советского служащего и добровольно, даже с радостью, принимает пожизненную роль песчаной учительницы.

Поднимаются также социальные проблемы, связанные с пренебрежением власти к людям (Марию вежливо выслушивают, пожимают руку в знак окончания разговора, но помогают исключительно советом). Зато просят посвятить всю жизнь общественному делу. Актуальны в рассказе философские проблемы жертвы и воздаяния, благодарности, воодушевления, мудрости и недальновидности.

Художественное своеобразие

В рассказе противопоставлены мёртвость среднеазиатской пустыни и живость самой героини и её идеи озеленения, «искусство превращать пустыню в живую землю». Мёртвое передаётся метафорическими эпитетами и метафорами безлюдные пески, песчаные зыбкие могилы, горячий ветер для умерших детей, степь вымогла из себя, степь давно умерла, полумёртвое деревцо

.

В кульминационный момент принятия решения Мария Нарышкина видит свою молодость погребённой в песчаной пустыне, а саму себя — умершей в шелюговом кустарнике. Но эту мёртвую картину она заменяет картиной живой, представляет себя старушкой, едущей по лесной дороге из бывшей пустыни.

Пейзажи в рассказе составляют важную часть идеи, реализуя антитезу живого и мёртвого.

Небольшой рассказ полон афоризмов: «Когда-нибудь молодость не будет беззащитной», «Кто-нибудь умирает и ругается», «Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».

Рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница» был создан в 1926 году. Впервые это произведение было напечатано в сборнике «Епифанские шлюзы» и в газете «Литературные среды» в 1927 г.

Основной мыслью рассказа «Песчаная учительница» является проблема выбора, вставшего перед героиней. Чтобы достичь какой-то поставленной цели, необходимо обладать не только решимостью, но и мудростью смириться с жизненными обстоятельствами.

Главным персонажем рассказа «Песчаная учительница» является двадцатилетняя Мария Нарышкина. В возрасте 16 лет отец увез ее в областную столицу на педагогические курсы. Спустя 4 года Марию Никифоровну в должности учителя направили в село Хошутово, где и происходит действие произведения.

Главной бедой тамошнего села являлись песчаные бури. Тамошние крестьяне были настолько бедны, что детям было нечего одеть, и они голодали. Ребята часто пропускали школу. Беднякам не хватало еды, дети худели, стремительно теряв интерес к учебе, а потом умирали.

Когда из класса умерло двое детей, учительница поняла, что надо что-то менять. Она пришла к выводу, что здешним крестьянам не нужна другая наука, кроме той, которая помогла бы победить злосчастные пески и превратить пустыню в живую землю.

Мария Никифоровна поехала в округ попросить в помощь учителя песчаной науки, но поняла, что никто не поможет кроме нее самой. Учительница смогла убедить крестьян в необходимости посадки кустарников, способных задерживать пески. По прошествии 2 лет зеленые кустарники зеленели вокруг орошаемых огородов. Из прутьев растений крестьяне плели различные изделия, помогающие выручить дополнительные деньги. Однако на третий год случилась беда. Раз в 15 лет проходили через здешние места кочевники с тысячей лошадей. Вскоре здесь ничего не осталось, ни воды, ни зеленых насаждений. Но Мария Никифоровна научила местных жителей побеждать пески. Они снова посадят зеленые насаждения после ухода кочевников.

Спустя время Марию Нарышкину перевели в село Сафуту, чтобы и осевших кочевников, проживающих там обучить борьбе с песками. Перед тем как уехать, учительница встает перед выбором – отдать свою молодость борьбе с песками в отдаленной местности или отказаться и пытаться устроить свою личную жизнь. Ведь она молода, а у нее ни мужа, ни детей. Но Мария Никифоровна едет, отказавшись тем самым от личной жизни ради общественного блага.

Сюжет и композиция

Небольшой рассказ состоит из 5 главок. В первой главке ретроспективно упоминается детство и учёба главной героини, характеризуется её отец. Настоящее в рассказе начинается с того, что юную учительницу Марию Никифоровну Нарышкину отправляют в дальнее село Хошутово на границе со среднеазиатской пустыней. Вторая часть о том, как через 3 дня, прибыв в маленькое селенье, Мария Нарышкина столкнулась с бессмысленным тяжёлым трудом крестьян, которые расчищали вновь заносимые песком пространства дворов.

Третья часть – о попытке обучать грамоте детей. Крестьяне были так бедны, что детям было не во что одеться, они голодали. Когда зимой двое детей умерло, учительница догадалась, что крестьянам не нужна никакая наука, кроме науки борьбы с песками и победы над пустыней.

Мария Никифоровна обратилась в округ с просьбой прислать учителя песчаной науки. Но ей посоветовали самой обучить крестьян с помощью книг.

Четвёртая часть повествует о том, как преобразилось село за 2 года. Только через полгода крестьяне согласились дважды в год по месяцу заниматься общественными работами по озеленению Хошутова. Через 2 года шелюга (полуметровый кустарник краснотала) уже защищала огороды и колодцы, в селе подрастали сосны.

Последняя часть кульминационная. Через 3 года были уничтожены все плоды труда учительницы и крестьян. Когда кочевники прошли селом (что случалось каждые 15 лет), их животные обглодали и вытоптали растения, выпили воду из колодцев, учительница пошла к вождю кочевников, потом в округ с докладом. Завокроно предложил Марии Никифоровне поехать в ещё более далёкое село Сафуту, где жили осевшие кочевники, чтобы научить и их бороться с песками. Мария Никифоровна смирилась и согласилась.

Таким образом, композиционно рассказ делится на несколько этапов в процессе становления личности: учёба и мечты о будущем применении своих умений, трудное начало деятельности, успехи, крушение надежд и разочарование, осознание через жертву своего истинного предназначения и смиренное принятие собственной судьбы.

Анализ произведения «Песчаная учительница» А.П. Платонов

1) Автор произведения — Платонов Андрей Платонович

2) Название произведения — «Песчаная учительница»

3) Данное произведение рекомендуется к прочтению в 6 классе

4) Жанр произведения — рассказ

5) Произведение было написано в 1927 году. Женщиной, вдохновившей писателя на этот рассказ, была жена Платонова Мария Кашинцева. Она сумела исправить ситуацию с прогрессирующей безграмотностью в одном из сел под Воронежом

6) Действие в рассказе происходит в 1920-х годах в далеком селе Хошутово.

7) Основные герои:

Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница.

С детства увлекалась географией, повзрослев, успешно окончила педагогические курсы. Любовь и забота отца позволили девушке обойти стороной ужасы Великой Отечественной войны. Безусловно, хочется быть похожей на данную героиню, потому что сквозь строки, в которых автор описывает особенности поступков Марии, можно ощутить, насколько силен и напорист ее характер, каково ее желание быть полезной обществу, бескорыстно помогать нуждающимся. Эти качества заслуживают внимания и уважения.

8) История начинается с того, что молодая учительница Мария Нарышкина была направлена в село Хошутово, которое было занесено песками. Жители не могли совладать со стихией, которая превратила их жизнь в отчаянную и безуспешную борьбу с песком. На занятия приходило всё меньше и меньше учеников в связи с бедностью и голодом. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

И тогда учительница, не сумев остаться в стороне, стала размышлять над идеей, которая могла бы помочь жителям. Она решила вести уроки, на которых рассказывала бы крестьянам, их детям об эффективной борьбе с песками. Сначала было трудно привлечь жителей к этому делу, однако Мария сумела это сделать. Результат был вскоре заметен. Село кардинально изменилось : появились специальные растения, подходящие для жизни в таких условиях, они укрепили пески, защитили селение от суровых пустынных ветров, принесли ценный урожай. Жизнь в селе Хошутово стала лучше. Но всё изменилось через три года, когда через поселение прошли кочевники. Они забрали всё, что честным трудом создали крестьяне. Мария решила ехать в округ, чтобы доложить о сложившейся ситуации, но там ей сказали, что село больше не нуждается в ней, ведь народ уже научился бороться с суровой пустыней и впредь будет пользоваться советами учительницы самостоятельно. Тогда ей предложили перевестись в село Сафута, где люди так же нуждаются в «науке о песках». Мария задумалась о том, что ее жизнь пройдет в глуши, но желание помочь людям было сильнее.

9) Я осталась под сильным впечатлением от данного рассказа. Меня восхищает главная героиня, которая спасла целый народ от нищеты и бедности. «Песчаная учительница» научила меня тому, что очень важно оставаться отзывчивым и добродушным человеком, ведь так много людей вокруг в этом нуждается. Мы должны жить не только своими собственными интересами, но и жертвовать порой ими ради благой цели.

Полезный материал по теме:

  1. «Песчаная учительница» А.П.Платонов
  2. «Юшка» Платонов А. П.
  3. «Возвращение» А.П.Платонов
  4. «Никита» А.П. Платонов
  5. «Корова» А.П. Платонов

Герои и образы

Главная героиня – Мария Нарышкина, которая описана во втором же предложении в мужском роде: «Это был молодой здоровый человек». Во внешности героини подчёркивается сходство с юношей, сильные мускулы и твёрдые ноги. То есть героиня сильна и вынослива. Автор словно специально готовит её к физическим испытаниям.

Душевные страдания Мария переживает во время учёбы на педагогических курсах, с 16 по 20 лет, когда в её жизни случились «и любовь, и жажда самоубийства». Эти потрясения подготовили её к самостоятельной жизни в дальнем селе на границе с пустыней. Уверенность в себе и спокойный характер воспитал отец, который не объяснял событий революции и гражданской войны.

Свою пустынную родину Мария тоже полюбила с детства, научилась видеть её поэзию, похожую на сказки «Тысячи и одной ночи»: загорелые купцы, караваны верблюдов, угадывающиеся далёкая Персия и плоскогорья Памира, откуда летел песок.

Впервые Мария столкнулась со стихией убивающей пустыни по дороге в Хошутово, пережив песчаную бурю. Силы пустыни не сломили молодую учительницу, как они сломили крестьян. Смерть от голода и болезней двух учеников из 20 заставила Нарышкину задуматься. Её «крепкая, весёлая и мужественная натура» нашла выход: она научилась песчаному делу сама и обучила других.

Для крестьян учительница стала почти богом. У неё появились даже «пророки новой веры» и много друзей.

Первая печаль в жизни учительницы была связана с крушением её новой веры в победу над стихией. Новая стихия – голод кочевых племён – тоже не сломила девушку. Она умеет объективно судить о людях. Мудрым оказывается и ответ вождя, и ответ завокроно, который сначала показался девушке неразумным.

Выбор Марии Нарышкиной ехать в ещё большую глушь – это не жертва, в результате которой Мария позволила похоронить себя в песках, а осознанная жизненная цель. Вождь кочевников в рассказе противопоставлен завокроно. Вождь мудр, он понимает безысходность борьбы кочевников с оседлыми русскими за траву. Завокроно сначала кажется Марии недалёким, но потом она улавливает его точный расчёт: когда кочевники перейдут на оседлый образ жизни, они перестанут уничтожать зелень в селах.

В рассказе показано, как миф и сказка формируют личность человека, а человек потом преображает пространство, превращая его в сказку. География, рассказ о далёких странах, была поэзией героини. Жажда покорения пространств, смешанная с любовью к родине, побудила Марию ехать в отдалённые селения, чтобы сделать былью миф о зелёных пространствах бывшей пустыни.

Появление кочевников

На третий год появились кочевники. Они истребили посевы и вычерпали воду. Молодая учительница отправилась к вождю племени и попросила его перестать грабить степь. Тот выслушал Марию, но сказал, что выгонять их несправедливо. Тогда Нарышкина договорилась с ним разумно расходовать ресурсы местности.

Учительница отправилась с докладом в отдел народного образования. Ей предложили перевестись в Сафуту. Там жили оседлые кочевники, которые нуждались в обучении. Тогда Нарышкина согласилась на смену места жительства.

Учительнице было жалко проводить молодость в глуши, но судьбы двух народов беспокоили ее. Поэтому она решила посвятить жизнь спасенью людей. На прощание Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге. Заведующий был поражен самоотверженностью девушки. Он сказал, что она может управлять народом. Ему было жаль ее, но если в пустыне вырастет дерево, то все люди будут благодарны.

Не опускать руки и не сдаваться — вот чему учит рассказ «Песчаная учительница».

В читательский дневник можно внести личные впечатления от прочитанного. Для пересказа нужно составить опорный план с основными событиями сюжета.

  • Главная мысль рассказа отметки риммы лебедевой 3 класс
  • Главная мысль рассказа осеннее утро пришвин
  • Главная мысль рассказа осеевой сыновья
  • Главная мысль рассказа осеевой печенье
  • Главная мысль рассказа осеевой долг