0
Как составить план рассказа «Осеннее утро» , главная мысль, чему учит?
Пришвин «Осенне утро»
1 ответ:
1
0
Пришвин «Осеннее утро» рассказывает о смене погоды, когда приходом нового времени года приходит новое радостное чувство о будущем. Автор сравнивает слетающие листья с мотыльком, парашютиком, как будто осенние листья уносят все печали по уходящему лету. Жизнь продолжается, вокруг все живое, а впереди нас ждет много радостных минут. Рассказ учит понимать красоту природы, принимать перемены с радостным сердцем, потому что все, что не случается, все к лучшему. Главная мысль рассказа «Осеннее утро» учит наблюдательности, законы живой природы законы и для человека. Как листья с приходом весны вновь распустятся на деревьях, так и человек с приходом нового времени обретает новые крылья.
План рассказа
1 Листья как перелетные птицы
2 Провожая в неизвестный путь
3 Все будет хорошо!
Читайте также
Главные герои рассказа Пришвина «Медведь»:
- Автор-рассказчик, он же опытный и бывалый охотник, который отправился на север, чтобы познакомится с тамошними медведями.
- Промысловый охотник, который видел как автор садится в свою лодку и как медведь наблюдает за этим процессом.
- Медведь, хитрый и любопытный, но совсем не зловредный зверь. Очень заинтересовался лодкой и человеком, из кустиков смотрел как человек садился в лодку, как лодка поплыла по реке, и даже залез на дерево, чтобы было лучше видно.
<hr />
Главная мысль рассказа в том, что среди зверей нет специально злых и кровожадных. Что нападают они на людей только в порядке самообороны, а на самом деле они все добрые и пушистые. И при этом очень любопытные, со своим особенным чувством юмора.
В своем рассказе «Охота за счастьем» Пришвин делится своими наблюдениями.Главная мысль произведения, как сначала ребенок безжалостно расправляется с животными, потом становится охотником, а потом в нем просыпается бесконечная жалость к живым зверушкам. Главная мысль рассказа «Охота за счастьем» учит как можно чаще бывать на природе, наблюдать за ее развитием, смотреть на животных, чтобы , когда человек вырос он это все помнил и тогда его рука не поднимется убивать беззащитных зверьков.
Взрослый человек часто вспоминает свое детство как самую счастливую пору, и если он вырос в окружении живой природы, то эти воспоминания сливаются с воспоминаниями о буднях, о том времени, когда ребенок был счастлив. И уже не поднимается рука стрелять, а хочется защитить кусочек своего счастья, которое остается в памяти.
Рассказ «Охота за счастьем» заканчивается словами, цитата
Рассказ Пришвина «Осенне утро» крошечный, но он представляет собой многоцветную осеннюю картинку, нарисованную яркими словесными штрихами.
В рассказе повествуется о пробуждении осеннего дня — солнце пока еще не встало, но природа замерла в ожидании его теплых лучей. Мы вместе с автором наблюдаем за листопадом и замечаем, что каждый лист летит по-своему. Одни падают медленно, другие совершают полет кружась, а некоторые быстро куда-то уносятся вместе с дуновением ветра.
Далее автор делится с нами своими впечатлениями от окружающей красоты и он испытывает умиление и тоску. Ему жаль, что ничего подобного больше не будет, а птицы покинут насиженные места и улетят на юг. Автор прощается с «бабьим летом», с листьями и с птицами. Но пока еще есть немного времени полюбоваться природой — пока еще светит солнышко и царит тепло.
Главный герой произведения — это сам автор, человек наблюдательный и умеющий чувствовать природу. Она его восхищает и даже осенью он находит то, что может порадовать глаз. Автор призывает нас учиться видеть красоту многоликого мира, ценить и любить всё, что нас окружает.
Михаил Пришвин написал небольшой рассказ о красоте природы в зимнем лесу. В лесу росли молодые березки, снег в период оттепели налипал на деревьях и их верхушки клонились к земле, образуя мостик. автор рассказа решил помочь молодым березкам, он всегда брал с собой палочку и стучал по деревьям, он вздрагивал и стряхивали снегЭ а потом разгибались.
Главная мысль рассказа «Деревья в плену» учит бережно относиться к лесу и ценить его красоту, лес нуждается в заботе человека, который может как помочь, так и погубить лес своим безразличием. Цените красоту леса, такой красоты больше нигде нет и руками ее не создашь
Как написать план рассказа М. М. Пришвина «Дятел» для дальнейшего пересказа?
Краткий пересказ рассказа (краткое содержание) в три предложения:
1). Дятел с новой шишкой побежал по березе в свою мастерскую.
2). Место занято отработанной шишкой.
3). Прижав шишку к стволу, дятел клювом сбрасывает старую.
<hr />
И план рассказа тоже в несколько пунктов:
1). Новая шишка.
2). Мастерская занята другой шишкой.
3). Находчивый дятел.
<hr />
Рассказ «Дятел» учит нас наблюдать за животными, птицами, можно в их жизни найти много удивительного и интересного.
УРОК
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ВО 2 КЛАССЕ
МИХАИЛ ПРИШВИН
« О С Е Н Н Е Е У Т Р О »
РАЗРАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ:
ГОЛУБЕВА ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА
Тема: М. Пришвин «Осеннее утро»
Цели:
Образовательные:
1. формировать представление о понятиях «научный» и «художественный стиль», «жанр литературного произведения»;
2. учить работать с текстом, находить средства выразительности речи, анализировать художественное произведение;
3. совершенствовать технику чтения;
4. учить исследовательским умениям;
5. закреплять навыки групповой работы над текстом.
Воспитательные:
1.воспитывать интерес к литературному чтению, рисованию, музыке, любовь к природе, её красоте.
Развивающие:
1.развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;
План урока:
- Оргмомент -1мин
- Постановка темы и цели урока – 1 мин
- Работа над темой урока – 31 мин
- Вступительная беседа – 2 мин
- Работа с энциклопедией – 2 мин
- Игра – 1 мин
- Знакомство с биографией М.Пришвина – 2 мин
- Исследовательская групповая работа(большие группы) – 2 мин
- Физминутка – 1 мин
- Словарная работа – 2 мин
- Чтение рассказа «Осеннее утро» учителем – 3 мин
- Беседа по первичным впечатлениям – 2 мин
- Дыхательная гимнастика –1 мин
- Анализ произведения – 5 мин
- Исследовательская групповая работа (малые группы) – 2 мин
- Работа с пословицами – 1 мин
- Отработка навыков выразительного чтения – 5 мин
- Домашнее задание – 1 мин
- Рефлексия – 1 мин
1 Оргмомент
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
2.Постановка темы, целей урока
Отгадайте загадки:
Зажгла огней рябиновый костер.
То — щедрая красавица
Игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем. (осень)
А что это за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней, и голодно,
В душе тоска и холодно…
Все засыпают, угасают дни. (осень)
— Сделайте вывод, какая бывает осень? (золотая; серая, мокрая, дождливая)
Звучит песня «Скворушка»
— А вы любите осень?
Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить?
(чтение темы )
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ.
(тема записана на обложке самодельной большой книги)
3. Работа над темой урока
- Вступительная беседа
— Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге.
Выставка рисунков об осени.
— Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыканты, художники, поэты, писатели)
— На уроках ИЗО вам предлагалось нарисовать картину осени. (в классе выставка) Чьи картины считаете наиболее удачными? (помещаем в книгу лучшие рисунки)
— А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябинка» )
— Какие краски использовали вы и художники в своей работе?
— Кто из художников относится к осени с восхищением? (найдите взглядом, покажите рукой)
— Кому она навевает скуку и печаль?
— Какие стихотворения об осени вы выучили? (чтение наизусть А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», И. Токмакова «Опустел скворечник…»)
— Какое из этих стихотворений более грустное?
2) Работа с энциклопедией
— Нравится ли вам читать? Почему?
— Что бы хотелось узнать?
— Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?
Читает один ученик:
Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя.
Беседа на основе прочитанного
— С какой целью написан текст?
-Какие предложения по цели высказывания в нем встретились? По интонации?
— Какой это текст научный или художественный? (вспомнить предыдущий урок, на котором читалась статья из энциклопедии «Про грибы»)
— Какие научные слова вы услышали?
Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»
3) Игра «Собери название»
— А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.
Е Н Е С О Н Е Р У О Т
(2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу)
— Как вы думаете, о чем пойдет речь?
4) Знакомство с биографией М.Пришвина
— Кто из вас знает автора этого текста?
Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.
Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.
(помещаем в книгу доклад )
Выставка книг М. Пришвина.
5) Исследовательская групповая работа. (большие группы)
— Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин.
Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса, поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.
— А в природе можно увидеть много необычного.
6) Физминутка
— Мы листики осенние,
На ветках мы сидим (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
— Изобразите, как могут лететь парашютик, винтик, мотылек.
7) Словарная работа
— Что такое парашютик, винтик, мотылек?
— Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом. Парашютик – маленький парашют.
— Как летит парашют? (медленно)
— Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.
— Как вращается винт? (быстро)
— Что такое винтик? (маленький винт)
— Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)
Па-ра-шю-тик — парашютик (читаем по слогам, целым словом хором шепотом)
Вин-тик — винтик (читаем по слогам, целым словом хором вполголоса)
Мо-ты-лек — мотылек (читаем по слогам, целым словом хором громко)
Чтение рассказа «Осеннее утро» учителем
9) Беседа по первым впечатлениям
— Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?
— С какой целью написан этот текст? Какие в нем встретились предложения по цели высказывания? По интонации?
-Сделайте вывод, как можно назвать этот текст по-другому. (художественное произведение)
— К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)
— Докажите. (рассказ – повествовательное произведение, изложение каких-либо событий; сказка – повествовательное произведение с участием вымышленных фантастических сил; стихотворение – поэтическое произведение, написанное в рифму)
(помещаем в книгу табличку: рассказ)
— О чем рассказывает Пришвин?
10)Дыхательная гимнастика
Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Он о том, как пахнет хвоя,
Куст рябины, и какое
Будет утро в час покоя…
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,
Отдыхайте…
Повторное чтение (по цепочке, жужжащее, про себя) Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро».
11) Анализ произведения
— Сколько раз встретилось слово «утро»? (ни разу)
— Как вы думаете, почему? Какова тема? Основная мысль?
— Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?
— Найдите выражение «день открывает глаза»? Выделите карандашом..
— Как понимаете смысл?
— О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)
— Что вы знаете о «бабьем лете»? (ответы детей, чтение в энциклопедии)
Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.
— Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?
— А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)
— С чем автор сравнивает листья? Выделите карандашом
— Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. чтение)
— Почему? Какие птицы улетят последними?
— Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом
— Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)
— Почему автор, глядя на осеннюю картину, прикладывает руку к сердцу?
— Какие чувства он испытывает? (выб. чтение) (сердце болит, но болит от радости и умиления)
— Чему мы радуемся вместе с писателем?
— Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?
12) Групповая исследовательская работа.(малые группы)
( готовые карточки с написанными на них цитатами из текста)
— Одна из главных особенностей художественного произведения: выразительная речь. Вы подчеркнули в учебнике средства выразительности речи. Задача для исследования: найти 1-й группе — сравнение, 2-й группе – эпитет (художественное определение предмета), 3-й группе – олицетворение (где автор одушевляет неживые предметы ) (помещаем в книгу)
…день открывает глаза…
…радуемся хорошему теплому дню…
… какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком…
13) Работа с пословицами
— Выберите пословицу, которая наиболее точно передает основную мысль рассказа (чтение с доски про себя):
— Осень идет и дождь за собой ведет
— Осень велика – зима долга (Объясните смысл)
— Весна красна да голодна, осень дождлива и сыта.
— Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется
14) Отработка навыков выразительного чтения.
(1-й ряд – 1-й абзац, 2-й ряд – 2-й, 3-й абзац, 3-й ряд – 4-й абзац)
Самостоятельное чтение.
— Выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом, паузы, подумайте, с какой интонацией будете читать, с каким темпом, где -громко, где – тихо.
15) Домашнее задание (исследование) по выбору:
— прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем;
— найти и прочитать рассказ об осени другого писателя, сравнить.
16) Рефлексия
— Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение?
— Выберите осенний листок, который соответствует вашему настроению. (Чем светлее листок, тем настроение радостней) Напишите свое имя, наклейте в книгу.
— Тем, кто хорошо работал:… — предоставляется право оформить обложку нашей книги.
ЛЮБЛЮ ОСЕНЬ. |
(осенние рисунки детей) |
МИХАИЛ |
РАССКАЗ «ОСЕННЕЕ УТРО» (на листьях) |
ИНТЕРЕСНОЕ В РАССКАЗЕ (олицетворение, эпитет, сравнение) |
ОСЕНЬ (творческая работа детей) |
(рефлексия: листья разного цвета с именами детей) |
Литературное чтение, 2 класс
Урок 14. «М. Пришвин «Осеннее утро»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Урок посвящён знакомству с позицией автора к происходящим событиям, с красотой русской природы.
Глоссарий по теме:
Олицетворение – приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Метафора – аскрытое сравнение.
Эпитеты – художественное определение слова.
Бабье лето – теплая, ясная и безветренная погода в начале осени.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
«В общении с природой человек как бы заново открывает и самого себя, причём подчас с неожиданной стороны, глубже проникает в свой собственный внутренний мир». Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) естествоиспытатель художник-натуралист.
Природа у Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека.
Изменения, происходящие в природе осенью очень лирично и точно описывают в своих произведениях поэты и прозаики.
«Осеннее утро» Михаила Пришвина очень верно передаёт настроение этого времени года и гармонию природы. В частности, тишину осеннего утра.
Удивительное пришвинское дарование опоэтизировать самую простую окружающую действительность сказывается и в этом тексте. Например строчки.
Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Пришвин любуется падающими листьями, и ветром, который их уносит.
Автор тонко описывает неспешное опадание листвы с деревьев осенью. Или вот строчка
мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Выражение «мало-помалу» и «открывает глаза» опять же передаёт утреннее настроение, то есть тишину, покой, гармонию осенней природы.
День пробуждается долго, не торопясь, как-бы пребывая ещё в сонной неге. Всё как-то медленно, бесшумно, тихо и размеренно.
Природа у Пришвина одухотворена: утро слышит, день открывает глаза. И эти олицетворения, и сравнение (утро, похожее на тяжело спящего человека) делают текст более живописным, выразительным.
Композиционно текст можно разделить на две части. В первой даётся описание природы, во второй – описание состояния человека. Почему автор даёт два описания? Наверное, потому, что Пришвин не только созерцает какую-либо картину, испытывая при этом разнообразные чувства, но и осмысливает увиденное и свои ощущения и делится этим с нами.
Вся первая часть текста проникнута движением, хотя и замедленным. «Утро пробуждается, туман сгущается; капли оседают, скатываются, падают: листики летят; ветер поднимает. Использование глаголов настоящего времени делает картину такой яркой и живописной, что мы и мы вправду видим и листики, летящие парашютиком, мотыльком, винтиком, и капельки, катящиеся по ним.
Последнее предложение, вмещает в себя огромный диапазон чувств, ощущений: радости, состояния полёта, грусти, связанной с тем, что «всё кончится».
Этими словами заканчивается текст. И они рождают в нас ощущение какой-то потери, утраты. Но те чувства гармонии и радости бытия, которые мы переживали во время чтения текста, в нас всё ещё живы. И поэтому грусть – светлая. И на память почему-то приходят пушкинские строки: «Печаль моя светла…».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Выделение цветом
Название. Приёмы художественной выразительности
Текст вопроса: Прочитайте отрывок из текста, выделите цветом олицетворение.
А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Правильный ответ:
А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Подсказка. Олицетворение — приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.
Задание. Сортировка элементов по категориям
Название. Олицетворение и сравнение.
Текст вопроса: Найдите в тексте средства художественной выразительности сравнение и олицетворение
Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.
Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед.
Правильный ответ.
Сравнение |
Олицетворение |
…какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком.. |
…день открывает глаза… …долго день пробуждается… |
Подсказка. Сравнение в тексте выделяется зеленым цветом, олицетворение – желтым.