Главная мысль рассказа пришвина осеннее утро


0

Как составить план рассказа «Осеннее утро» , главная мысль, чему учит?

Пришвин «Осенне утро»

1 ответ:



1



0

Пришвин «Осеннее утро» рассказывает о смене погоды, когда приходом нового времени года приходит новое радостное чувство о будущем. Автор сравнивает слетающие листья с мотыльком, парашютиком, как будто осенние листья уносят все печали по уходящему лету. Жизнь продолжается, вокруг все живое, а впереди нас ждет много радостных минут. Рассказ учит понимать красоту природы, принимать перемены с радостным сердцем, потому что все, что не случается, все к лучшему. Главная мысль рассказа «Осеннее утро» учит наблюдательности, законы живой природы законы и для человека. Как листья с приходом весны вновь распустятся на деревьях, так и человек с приходом нового времени обретает новые крылья.

План рассказа

1 Листья как перелетные птицы

2 Провожая в неизвестный путь

3 Все будет хорошо!

Читайте также

Главные герои рассказа Пришвина «Медведь»:

  1. Автор-рассказчик, он же опытный и бывалый охотник, который отправился на север, чтобы познакомится с тамошними медведями.
  2. Промысловый охотник, который видел как автор садится в свою лодку и как медведь наблюдает за этим процессом.
  3. Медведь, хитрый и любопытный, но совсем не зловредный зверь. Очень заинтересовался лодкой и человеком, из кустиков смотрел как человек садился в лодку, как лодка поплыла по реке, и даже залез на дерево, чтобы было лучше видно.

<hr />

Главная мысль рассказа в том, что среди зверей нет специально злых и кровожадных. Что нападают они на людей только в порядке самообороны, а на самом деле они все добрые и пушистые. И при этом очень любопытные, со своим особенным чувством юмора.

В своем рассказе «Охота за счастьем» Пришвин делится своими наблюдениями.Главная мысль произведения, как сначала ребенок безжалостно расправляется с животными, потом становится охотником, а потом в нем просыпается бесконечная жалость к живым зверушкам. Главная мысль рассказа «Охота за счастьем» учит как можно чаще бывать на природе, наблюдать за ее развитием, смотреть на животных, чтобы , когда человек вырос он это все помнил и тогда его рука не поднимется убивать беззащитных зверьков.

Взрослый человек часто вспоминает свое детство как самую счастливую пору, и если он вырос в окружении живой природы, то эти воспоминания сливаются с воспоминаниями о буднях, о том времени, когда ребенок был счастлив. И уже не поднимается рука стрелять, а хочется защитить кусочек своего счастья, которое остается в памяти.

Рассказ «Охота за счастьем» заканчивается словами, цитата

SRbTXymCI2CGasQmfc0DTNrlV1h8Z.png

Рассказ Пришвина «Осенне утро» крошечный, но он представляет собой многоцветную осеннюю картинку, нарисованную яркими словесными штрихами.

В рассказе повествуется о пробуждении осеннего дня — солнце пока еще не встало, но природа замерла в ожидании его теплых лучей. Мы вместе с автором наблюдаем за листопадом и замечаем, что каждый лист летит по-своему. Одни падают медленно, другие совершают полет кружась, а некоторые быстро куда-то уносятся вместе с дуновением ветра.

Далее автор делится с нами своими впечатлениями от окружающей красоты и он испытывает умиление и тоску. Ему жаль, что ничего подобного больше не будет, а птицы покинут насиженные места и улетят на юг. Автор прощается с «бабьим летом», с листьями и с птицами. Но пока еще есть немного времени полюбоваться природой — пока еще светит солнышко и царит тепло.

Главный герой произведения — это сам автор, человек наблюдательный и умеющий чувствовать природу. Она его восхищает и даже осенью он находит то, что может порадовать глаз. Автор призывает нас учиться видеть красоту многоликого мира, ценить и любить всё, что нас окружает.

Михаил Пришвин написал небольшой рассказ о красоте природы в зимнем лесу. В лесу росли молодые березки, снег в период оттепели налипал на деревьях и их верхушки клонились к земле, образуя мостик. автор рассказа решил помочь молодым березкам, он всегда брал с собой палочку и стучал по деревьям, он вздрагивал и стряхивали снегЭ а потом разгибались.

Главная мысль рассказа «Деревья в плену» учит бережно относиться к лесу и ценить его красоту, лес нуждается в заботе человека, который может как помочь, так и погубить лес своим безразличием. Цените красоту леса, такой красоты больше нигде нет и руками ее не создашь

Как написать план рассказа М. М. Пришвина «Дятел» для дальнейшего пересказа?

Краткий пересказ рассказа (краткое содержание) в три предложения:

1). Дятел с новой шишкой побежал по березе в свою мастерскую.

2). Место занято отработанной шишкой.

3). Прижав шишку к стволу, дятел клювом сбрасывает старую.

<hr />

И план рассказа тоже в несколько пунктов:

1). Новая шишка.

2). Мастерская занята другой шишкой.

3). Находчивый дятел.

<hr />

Рассказ «Дятел» учит нас наблюдать за животными, птицами, можно в их жизни найти много удивительного и интересного.

        

УРОК          

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ВО 2 КЛАССЕ

МИХАИЛ ПРИШВИН

« О С Е Н Н Е Е   У Т Р О »

Картинка 316 из 19811

РАЗРАБОТАЛ УЧИТЕЛЬ:

ГОЛУБЕВА ТАМАРА АЛЕКСАНДРОВНА

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро»        

Цели:

Образовательные:

1. формировать представление о понятиях «научный» и «художественный стиль», «жанр литературного произведения»;

2. учить работать с текстом, находить средства выразительности речи, анализировать художественное произведение;

3. совершенствовать технику чтения;

4. учить исследовательским умениям;

5. закреплять навыки групповой работы над текстом.

Воспитательные:

1.воспитывать интерес к литературному чтению, рисованию, музыке, любовь к природе, её красоте.

Развивающие:

1.развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;

План урока:

  1. Оргмомент -1мин
  2. Постановка темы и цели урока – 1 мин
  3. Работа над темой урока – 31 мин
  1. Вступительная беседа – 2 мин
  2. Работа с энциклопедией – 2 мин
  3. Игра – 1 мин
  4. Знакомство с биографией М.Пришвина – 2 мин
  5. Исследовательская групповая работа(большие группы) – 2 мин
  6. Физминутка – 1 мин
  7. Словарная работа – 2 мин
  8. Чтение рассказа «Осеннее утро» учителем – 3 мин
  9. Беседа по первичным впечатлениям – 2 мин
  10. Дыхательная гимнастика –1 мин
  11. Анализ произведения – 5 мин
  12. Исследовательская групповая работа (малые группы) – 2 мин
  13. Работа с пословицами – 1 мин
  14. Отработка навыков выразительного чтения – 5 мин
  1. Домашнее задание – 1 мин
  2. Рефлексия – 1 мин

1 Оргмомент

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться! 

2.Постановка темы, целей урока

Отгадайте загадки: 

  Зажгла огней рябиновый костер.

  То — щедрая красавица

   Игриво улыбается

   И охраняет всех косым дождем.  (осень) 

  А что это за девица?

   Густым туманом стелется,

   Поет с ветрами песни до зари.

   И зябко с ней, и голодно,

   В душе тоска и холодно…

   Все засыпают, угасают дни.   (осень) 

— Сделайте вывод, какая бывает осень? (золотая; серая, мокрая, дождливая) 

Звучит песня «Скворушка»

— А вы любите осень?

   Как вы думаете, о чем будем сегодня говорить?

  (чтение темы ) 

ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ. 

(тема записана на обложке самодельной большой книги)

3. Работа над темой урока

  1. Вступительная беседа

   — Сегодня мы будем на уроке многое узнавать, исследовать, а результаты исследования помещать в этой книге. 

 Выставка рисунков об осени.

— Как творческие люди могут выразить любовь к осени? (музыканты, художники, поэты, писатели)

 — На уроках ИЗО вам предлагалось нарисовать картину осени. (в классе выставка) Чьи картины считаете наиболее удачными? (помещаем в книгу лучшие рисунки)

— А вот как видят осень знаменитые художники И. Левитан и И. Грабарь (картина И. Левитана «Золотая осень», И. Грабаря «Рябинка» )

— Какие краски использовали вы и художники в своей работе?

— Кто из художников относится к осени с восхищением? (найдите взглядом, покажите рукой)

— Кому она навевает скуку и печаль?

http://gulyaewa-l.narod.ru/chteni1.jpg       http://gulyaewa-l.narod.ru/chteni5.jpg

http://gulyaewa-l.narod.ru/chteni6.jpg       http://gulyaewa-l.narod.ru/chteni7.jpg

 — Какие стихотворения об осени вы выучили? (чтение наизусть А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…», И. Токмакова «Опустел скворечник…»)

— Какое из этих стихотворений более грустное? 

2) Работа с энциклопедией

 —  Нравится ли вам читать? Почему? 

 —  Что бы хотелось узнать?

 —  Давайте прочитаем статью в энциклопедии. Что ученые пишут об осени?

    Читает один ученик:

Осень – это время года, следующее за летом и предшествующее зиме. Осенью интенсивность солнечных лучей средняя. 

Беседа на основе прочитанного

   — С какой целью написан текст?

-Какие предложения по цели высказывания в нем встретились? По интонации?

— Какой это текст научный или художественный? (вспомнить предыдущий урок, на котором читалась статья из энциклопедии «Про грибы»)

 — Какие научные слова вы услышали?

Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»

3)  Игра «Собери название»

   — А сейчас прочитаем еще один текст об осени. Подул осенний ветерок и все буквы рассыпались, помогите собрать название.

Е Н Е С О Н Е   Р У О Т

(2 ученика у доски, буквы на листьях, помещаем в книгу)

— Как вы думаете, о чем пойдет речь?

4) Знакомство с биографией М.Пришвина

— Кто из вас знает автора этого текста?

   Рассказ одного ученика о М. Пришвине, показ портрета.

Михаил Михайлович Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родом он был из бедной купеческой семьи, проживавшей в Орловской губернии. Он получил хорошее естественнонаучное образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным краям.

http://gulyaewa-l.narod.ru/chteni8.gif

 (помещаем в книгу доклад )

Выставка книг М. Пришвина.

                 

   5) Исследовательская групповая работа. (большие группы)

    — Рассмотрите обложки книг, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чем писал М. Пришвин. 

          Пришвин был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса, поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

— А в природе можно увидеть много необычного. 

6) Физминутка

— Мы листики осенние,

  На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

  Мы летели, мы летели,

  И на землю тихо сели.

  Ветер снова набежал

  И листочки все поднял.

— Изобразите, как могут лететь парашютик, винтик, мотылек. 

  7) Словарная работа

—  Что такое парашютик, винтик, мотылек?

— Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом. Парашютик – маленький парашют.

 — Как летит парашют? (медленно)

— Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.

—  Как вращается винт? (быстро)

— Что такое винтик? (маленький винт)

— Кто такой мотылек? (маленькая бабочка)

Па-ра-шю-тик    —    парашютик (читаем по слогам, целым словом хором шепотом)

Вин-тик              —    винтик  (читаем по слогам, целым словом хором вполголоса)

Мо-ты-лек          —    мотылек  (читаем по слогам, целым словом хором громко) 

8) Чтение рассказа «Осеннее утро» учителем 

9) Беседа по первым впечатлениям

   — Понравилось ли вам? Что вы почувствовали?

   — С какой целью написан этот текст? Какие в нем встретились предложения по цели высказывания? По интонации?

   -Сделайте вывод, как можно назвать этот текст по-другому. (художественное произведение)

   — К какому жанру относится это произведение? (на доске: таблички со словами: сказка, стихотворение, рассказ)

   — Докажите. (рассказ – повествовательное произведение, изложение каких-либо событий; сказка – повествовательное произведение с участием вымышленных фантастических сил; стихотворение – поэтическое произведение, написанное в рифму)

    (помещаем в книгу табличку: рассказ) 

    — О чем рассказывает Пришвин? 

10)Дыхательная гимнастика

    Есть еще один рассказ,

    Замечательный, для вас.

    Он о том, как пахнет хвоя,

    Куст рябины, и какое

    Будет утро в час покоя…

    Вы вдохните – не дышите,

    Ветра в поле не будите,

    А тихонько выдыхайте,

    Отдыхайте… 

 Повторное чтение (по цепочке, жужжащее, про себя) Задание перед чтением: найти, сколько раз в рассказе встречается слово «утро». 

 11) Анализ произведения

— Сколько раз встретилось слово «утро»? (ни разу)

—  Как вы думаете, почему? Какова тема? Основная мысль?

— Из каких слов мы понимаем, что рассказ об утре?

— Найдите выражение «день открывает глаза»? Выделите карандашом.. 

— Как понимаете смысл? 

 — О каких приметах осени говорит автор? (выб. чтение)

 — Что вы знаете о  «бабьем лете»?  (ответы детей,  чтение в энциклопедии)

     Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений. 

   — Какой текст сейчас прочитали: научный или художественный?

   — А что Пришвин пишет о бабьем лете? (выб. чтение)

  — С чем автор сравнивает листья? Выделите карандашом

  — Как автор связывает полет листьев с перелетными птицами? (выб. чтение)

   — Почему? Какие птицы улетят последними?

   — Какое определение дает писатель осеннему дню? Выделите карандашом

  — Какую картину вы себе представляете? (словесное рисование)

   — Почему автор, глядя на осеннюю картину, прикладывает руку к сердцу?

  — Какие чувства он испытывает? (выб. чтение) (сердце болит, но болит от радости и умиления)

   — Чему мы радуемся вместе с писателем?

   — Как вы понимаете последние слова «и все кончится»?  

   12) Групповая исследовательская работа.(малые группы)

       ( готовые карточки с написанными на них цитатами из текста) 

     — Одна из главных особенностей художественного произведения: выразительная речь. Вы подчеркнули в учебнике средства выразительности речи. Задача для исследования: найти 1-й группе — сравнение, 2-й группе – эпитет (художественное определение предмета), 3-й группе – олицетворение (где автор одушевляет неживые предметы ) (помещаем в книгу)    

    …день открывает глаза…

    …радуемся хорошему теплому дню…

   … какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком… 

   13) Работа с пословицами

 — Выберите пословицу, которая наиболее точно передает основную мысль рассказа (чтение с доски про себя):

     — Осень идет и дождь за собой ведет

     — Осень велика – зима долга  (Объясните смысл)

     — Весна красна да голодна, осень дождлива и сыта.

     — Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется 

 14) Отработка навыков выразительного чтения. 

(1-й ряд – 1-й абзац, 2-й ряд – 2-й, 3-й абзац, 3-й ряд – 4-й абзац)

        Самостоятельное чтение.

     — Выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом, паузы, подумайте, с какой интонацией будете читать, с каким темпом, где -громко, где – тихо. 

  15) Домашнее задание (исследование) по выбору:

         — прочитать рассказ близким и узнать их мнение о нем;

       — найти и прочитать рассказ об осени другого писателя, сравнить. 

   16) Рефлексия

           — Чем понравился ли урок? Какое у вас осталось настроение?

           — Выберите осенний листок, который соответствует вашему настроению. (Чем светлее листок, тем настроение радостней) Напишите свое имя, наклейте в книгу.    

 — Тем, кто хорошо работал:… — предоставляется право оформить обложку нашей   книги.

ЛЮБЛЮ
ПРИРОДУ
РУССКУЮ.

ОСЕНЬ.

(осенние рисунки детей)

МИХАИЛ
ПРИШВИН
(портрет, доклад)

РАССКАЗ

«ОСЕННЕЕ УТРО»

(на листьях)

ИНТЕРЕСНОЕ В РАССКАЗЕ

(олицетворение, эпитет, сравнение)

ОСЕНЬ

(творческая работа детей)

(рефлексия: листья разного цвета с именами детей)

Литературное чтение, 2 класс

Урок 14. «М. Пришвин «Осеннее утро»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящён знакомству с позицией автора к происходящим событиям, с красотой русской природы.

Глоссарий по теме:

Олицетворение – приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Метафора – аскрытое сравнение.

Эпитеты – художественное определение слова.

Бабье лето – теплая, ясная и безветренная погода в начале осени. 

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

«В общении с природой человек как бы заново открывает и самого себя, причём подчас с неожиданной стороны, глубже проникает в свой собственный внутренний мир». Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) естествоиспытатель художник-натуралист.

Природа у Пришвина одухотворена, пронизана мыслью и переживаниями, наделена всеми особенностями внутреннего мира человека.

Изменения, происходящие в природе осенью очень лирично и точно описывают в своих произведениях поэты и прозаики.

«Осеннее утро» Михаила Пришвина очень верно передаёт настроение этого времени года и гармонию природы. В частности, тишину осеннего утра.

Удивительное пришвинское дарование опоэтизировать самую простую окружающую действительность сказывается и в этом тексте. Например строчки.

Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. Пришвин любуется падающими листьями, и ветром, который их уносит.

Автор тонко описывает неспешное опадание листвы с деревьев осенью. Или вот строчка

мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Выражение «мало-помалу» и «открывает глаза» опять же передаёт утреннее настроение, то есть тишину, покой, гармонию осенней природы.

День пробуждается долго, не торопясь, как-бы пребывая ещё в сонной неге. Всё как-то медленно, бесшумно, тихо и размеренно.

Природа у Пришвина одухотворена: утро слышит, день открывает глаза. И эти олицетворения, и сравнение (утро, похожее на тяжело спящего человека) делают текст более живописным, выразительным.

Композиционно текст можно разделить на две части. В первой даётся описание природы, во второй – описание состояния человека. Почему автор даёт два описания? Наверное, потому, что Пришвин не только созерцает какую-либо картину, испытывая при этом разнообразные чувства, но и осмысливает увиденное и свои ощущения и делится этим с нами.

Вся первая часть текста проникнута движением, хотя и замедленным. «Утро пробуждается, туман сгущается; капли оседают, скатываются, падают: листики летят; ветер поднимает. Использование глаголов настоящего времени делает картину такой яркой и живописной, что мы и мы вправду видим и листики, летящие парашютиком, мотыльком, винтиком, и капельки, катящиеся по ним.

Последнее предложение, вмещает в себя огромный диапазон чувств, ощущений: радости, состояния полёта, грусти, связанной с тем, что «всё кончится».

Этими словами заканчивается текст. И они рождают в нас ощущение какой-то потери, утраты. Но те чувства гармонии и радости бытия, которые мы переживали во время чтения текста, в нас всё ещё живы. И поэтому грусть – светлая. И на память почему-то приходят пушкинские строки: «Печаль моя светла…».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Выделение цветом

Название. Приёмы художественной выразительности

Текст вопроса: Прочитайте отрывок из текста, выделите цветом олицетворение.

А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Правильный ответ:

А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Подсказка. Олицетворение — приписывание неодушевлённому предмету признаков, действий одушевлённого предмета.

Задание. Сортировка элементов по категориям

Название. Олицетворение и сравнение.

Текст вопроса: Найдите в тексте средства художественной выразительности сравнение и олицетворение

Листик за листиком падают с неба на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. 

Правильный ответ.

Сравнение

Олицетворение

…какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком..

…день открывает глаза…

…долго день пробуждается…

Подсказка. Сравнение в тексте выделяется зеленым цветом, олицетворение – желтым.

  • Главная мысль рассказа платонова еще мама
  • Главная мысль рассказа пичугин мост
  • Главная мысль рассказа пиковая дама пушкин
  • Главная мысль рассказа петька на даче
  • Главная мысль рассказа песчаная учительница