Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький)
Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Род, направление, жанр
- 3 Композиция и конфликт
- 4 Суть: о чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Чему учит?
- 10 Критика
История создания
Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.
Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».
Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.
Род, направление, жанр
Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.
До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.
- Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми.
- В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.
- Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.
Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.
Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.
Композиция и конфликт
Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:
- Легенда о Ларре
- История жизни старухи Изергиль
- Легенда о Данко
Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя. И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.
Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.
Суть: о чем рассказ?
Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.
Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его. Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти. Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.
После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.
Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места. Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса. Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:
герои рассказа «старуха изергиль» | характеристика |
ларра | сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него. |
старуха изергиль |
старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной. |
данко | юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии. |
образ повествователя | это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение. |
люди в рассказе |
общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности. |
Темы
Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:
- Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
- Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
- Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
- Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
- Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
- Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
- Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
- Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.
Проблемы
Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:
- Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
- Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
- Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
- Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
- Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
- Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.
Основная идея
Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.
- Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
- С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.
Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.
Чему учит?
Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».
Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.
Критика
«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.
Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.
«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)
Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:
… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»
Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:
«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)
Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.
Автор: Михаил Щепин
Метки: 11 класс9 классМаксим ГорькийразборСтаруха Изергиль
Читайте также:
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Смысл, суть и идея рассказа Старуха Изергиль
Смысл, суть и идея рассказа Горького Старуха Изергиль
Будучи в Бессарабии Горький задумывается над написанием рассказа «Старуха Изергиль». Несколько лет писатель постигал суть человеческой природы, в которой борются плохое и хорошее и до конца не известно, что победит.
Результат работы порадовал Горького. В произведении полностью отразились его взгляды на общественные отношения. Позже Горький писал Чехову, что никогда больше не сможет написать таким складным языком, коим был написан рассказ «Старуха Изергиль». Также Горький стремился в своих произведениях показать все самое лучшее, то, к чему мог бы стремиться каждый читатель.
В рассказе «Старуха Изергиль» большую роль играет композиция, которая ставит один рассказ в содержание другого. Женщина преклонных лет рассказывает несколько историй, в которых представлены абсолютно противоположные взгляды на мир: эгоизм, как форма собственного блага и альтруизм, форма работы на общество. А в середине история полная реальности.
В рассказе на первом месте стоит тема свободы. Все герои не находятся в зависимости от общества. Данко, уверенный в своей правоте, командует непонимающей толпе идти вперёд, несмотря на возмущения со стороны. Полную свободу своим поведением демонстрировала Изергиль. А Ларра своим поведением даже нарушает свободу других.
Всеобщая любовь Данко открывает в рассказе тему любви, которая для Ларры проявлялась исключительно в сторону себя. А Изергиль в погоне за удовольствием приходит к осознанию того, что утратила истинную любовь.
Главные темы затрагивают роль человека в обществе. По мнению писателя каждый человек должен нести свои таланты на общественное благо. Он выступает против индивидуализма Ларры и против пустоты Изергиль.
Автор изобразил полный путь движения от невежества к прогрессу. Одаренные личности, которые стараются на общественное благо никогда не бывают поняты и вынуждены становится жертвами эгоистов.
Также писатель призывает с пользой тратить свое время, которое неумолимо бежит вперёд. Образ Изергиль даёт понять, что такое бездумное поведение не способно в итоге принести полного ощущения счастья от прожитой жизни.
Основополагающей идеей данного рассказа является поиск смысла жизни. И писатель нашёл его в альтруизме. Но каждый человек в праве найти свой.
В рассказе также затронуты проблемы разного характера: моральные, этические, философские, над которыми следует задуматься каждому.
Автор решая проблемы своих героев представляет на всеобщее обозрение их разные взгляды на жизнь. Для Данко было важно жить во имя других. Ларра жил исключительно ради себя, а Изергиль в любовных утехах. В итоге полное удовольствие смог получить только Данко.
Произведение «Старуха Изергиль» представлено в виде трех разных жизненных историй. Читая и прослеживая которые каждый сможет для себя выбрать правильный путь. Писатель пытается донести, что человек — это существо общественное. И те, кто пытается действовать ради собственного эгоизма, в итоге осознают, что остались ни с чем.
Смысл, суть и идея рассказа Старуха Изергиль
Несколько интересных сочинений
- Твір роздум на тему Слово
«Слово – не горобець, вилетить – не впіймаєш» — це українське прислів’я вчить всіх людей говорити з розумом, спочатку подумати, перш ніж щось сказати вголос. Найкраще – промовчати, бо навіть час не зможе вилікувати і загоїти ті рани
- Сочинение Образ Лоренцо в трагедии Ромео и Джульетта Шекспир
Францисканский монах Лоренцо тайно венчает молодых людей и стремится помочь им обрести счастье.
- Колобок — анализ русской народной сказки
Сказка рассказывает о колобке герое, который не дал бабке с дедкой съесть его, сделанного из некачественных ингредиентов, а точнее из скребеной муки и метённой по сусеку.
- Сочинение Мой день в школе
Я очень люблю свою улицу. Здесь проходило раннее детство, совершилось столько ярких событий, что забыть их уже невозможно.
- Анализ произведения Астафьева Царь-рыба
Знаменитое произведение Астафьева «Царь-рыба» изучается в школе. Главными героями данного произведения являются не только человек, но и сама природа.
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Суть, смысл и идея рассказа Старуха Изергиль
Суть, смысл и идея рассказа Старуха Изергиль Горького
«Старуха Изергиль» — одно из тех произведений Максима Горького, которое преисполнено романтизма. Много противоречивого встречается в рассказе: реальность переходящая в мистику, легенды о Данко и Ларре, старушка, повидавшая многое на своем веку, и молодой человек, который с интересом слушал ее историю жизни.
Рассказ разбит на три части, каждая из которых имеет свою смысловую нагрузку.
В первой части идет речь о Ларре. Он сын орла и женщины, который не считается ни с кем из племени. Ларра эгоцентричен, считает, что ему все дозволено, не признает авторитет старейшин, что мешает ему прижиться среди сородичей. Совершив убийство девушки, без малейшего чувства сожаления за содеянное, он обрек себя на смерть через казнь. Но один мудрец решил, что действительным наказанием для Ларра будет вечное скитание в одиночестве. Единогласно он был освобожден. Поначалу, он радовался своей свободе от правил, продиктованных в племени, осуждений. С течением времени, Ларра осознал свои ошибки, но было слишком поздно. Все, что от него осталось — тень, обреченная влачить бессмысленное существование на земле.
Во второй части идет рассказ от лица самой старухи Изергиль, чья жизнь была полна путешествий, коротких интриг с мужчинами, которых любила всем сердцем. В то же время, она была горда, не держалась ни за кого, шла гордой поступью туда, куда велело сердце.
Третья часть о Данко и его «горящем сердце». Молодой человек, который появился из ниоткуда, чтобы выручить племя людей, застрявших в дремучем лесу. Данко был прекрасен и душой, и телом, потому народ вверил свое спасение в руки удивительного юноши. Но со временем, их вера в спасение начала гаснуть. Данко вырвал сердце из груди, чтобы осветить путь людям из леса. И как только племя почувствовало себя в безопасности, они напрочь забыли о своем герое, который положил жизнь на алтарь спасения этих слепцов. Один из случайных прохожих, случайно раздавливает сердце Данко.
Антиподы Данко и Ларра — это олицетворение в глазах автора хорошего и плохого человека. На мой взгляд, это своего рода квинтэссенцией качеств Изергиль. Женщина готова была идти за возлюбленным на край земли, но могла также просто отвернуться, бросить на произвол судьбы любого без объяснения причин.
Писатель дал нам понять, что «каждый сам себе судьба». Максим Горький показывает три истории, которые дают читателю пищу для размышлений. Так в чем же смысл жизни?
Также читают:
Картинка к сочинению Суть, смысл и идея рассказа Старуха Изергиль
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Крещение Князя Владимира Васнецова описание
Одним из наиболее существенных событий для всей истории России являлось крещение страны, то есть принятие христианства (в частности православия) как официальной религии
- Губернатор в поэме Мертвые души характеристика, образ сочинение
Образ чиновников практически полностью описывает Собакевич, когда Чичиков приезжает к нему. Помещик называет губернатора и его приближенных Гогой и Магогой и далее характеризует всех как, коротко говоря, недостойных людей
- Мечта и реальность в произведении Алые паруса
Конечно, «Алые паруса» о мечтах. Но тут правильно – не просто мечты сбываются сами по себе, чудом, а человек их создает в реальности. Ассоль могла бы сама заказать такие паруса, договориться с капитаном…
- Сочинение на тему Мир живой природы
Каждое лето родители отправляют меня на каникулы к бабушке с дедушкой в деревню. Там есть большой лес и речка, где я люблю проводить время с дедушкой.
- Сочинение Природа в лирике Фета (в творчестве)
Афанасий Афанасьевич Фет – образованный и талантливый поэт. Получая образование в университете, поэт, уже создал краткий сборник стихов. В силу того, что в душе Афанасий был, романтик, он писал исключительно о красоте природы
Анализ рассказа Горького «Старуха Изергиль»
Максим Горький известен тем, что стоял у истоков соцреализма – нового искусства новой страны победившего пролетариата. Однако это вовсе не означает, что он, подобно многим советским пропагандистам, использовал литературу в политических целях. Его творчество пропитано трогательным романтизмом: прекрасными пейзажными зарисовками, сильными и гордыми характерами, бунтующими и одинокими героями, сладостным преклонением перед идеалом. Одним их самых интересных произведений автора является рассказ «Старуха Изергиль».
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, род и направление
- 3 Композиция
- 4 О чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Тема
- 7 Идея
- 8 Проблемы
- 9 Вывод
- 10 Критика
История создания
Замысел рассказа пришел к автору во время путешествия по южной Бессарабии ранней весной 1891 года. Произведение вошло в «романтический» цикл работ Горького, посвященный анализу самобытной и противоречивой человеческой природе, где низость и возвышенность попеременно борются между собой, и нельзя сказать наверняка, что победит. Возможно, сложность вопроса заставила литератора долго обдумывать его, ведь известно, что эта идея занимала писателя 4 года. «Старуха Изергиль» была закончена в 1895 году и опубликована в «Самарской газете».
Сам Горький был очень заинтересован процессом работы и радовался результату. Произведение выразило его взгляды на предназначение человека и его место в системе общественных отношений: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как Старуху Изергиль» — писал он в письме Чехову. Там же он говорил о литературной необходимости приукрашивать жизнь, делать ее ярче и красивее на страницах книг, чтобы люди зажили по-новому и стремились к высокому, героическому, возвышенному призванию. Видимо, эту цель и преследовал писатель, сочиняя свой рассказ о самоотверженном юноше, спасшем свое племя.
Жанр, род и направление
Горький начинал свой литературный путь с рассказов, поэтому раннее произведение «Старуха Изергиль» принадлежит именно к этому жанру, который характеризуется краткостью формы и небольшим количеством действующих лиц. К данной книге применимы жанровые особенности притчи – краткой поучительной истории с ярко выраженной моралью. Так и в литературных дебютах писателя читатель без труда обнаружит назидательный тон и высоко нравственный вывод.
Разумеется, если речь идет о прозаических произведениях, как в нашем случае, писатель работал в русле эпического рода в литературе. Конечно, сказовая манера повествования (в рассказах Горького повествование ведется от лица героев, которые откровенно повествуют о своей личной истории) добавляет лиричности и поэтической красоты в сюжетную канву книги, но нельзя назвать «Старуху Изергиль» лирическим творением, она принадлежит к эпосу.
Направление, в рамках которого работал писатель, носит название «романтизм». Горький хотел оттолкнуться от классического реализма и подарить читателю возвышенный, приукрашенный, исключительный мир, на который реальность могла бы ровняться. По его мнению, восхищение от добродетельных и прекрасных героев подталкивает людей становиться лучше, смелее, добрее. В этом противопоставлении действительности и идеала заключается сущность романтизма.
Композиция
В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.
Если эти два фрагмента носят фантастический характер и не претендуют на достоверность, то звено, что расположено между ними, имеет все черты реализма. В этой странной структуре и состоят особенности композиции «Старухи Изергиль». Второй фрагмент — это рассказ героини о своей легкомысленной, бесплодной жизни, которая прошла так же быстро, как покинули ее красота и молодость. Этот фрагмент погружает читателя в суровую реальность, где некогда совершать ошибки, которые допустил Ларра, и совершила сама рассказчица. Она потратила свою жизнь на чувственные наслаждения, но так и не нашла истинной любви, так же бездумно распорядился собой и гордый сын орла. Только Данко, погибнув в цвете лет, достиг цели, постиг смысл бытия и был по-настоящему счастлив. Таким образом, сама необычная композиция подталкивает читателя к тому, чтобы сделать правильный вывод.
О чем рассказ?
В рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль» говорится о том, как старая южанка повествует путнику три истории, а тот внимательно наблюдает за ней, дополняя ее слова своими впечатлениями. Суть произведения заключается в том, что в нем друг другу противопоставлены две концепции жизни, два героя: Ларра и Данко. Рассказчица вспоминает предания тех мест, откуда она родом.
- В первом мифе речь идет о жестоком и надменном сыне орла и похищенной красавицы — Ларре. Он возвращается к людям, но презирает их законы, убивая дочь старейшины за отказ от его любви. Его обрекают на вечное изгнание, а Бог наказывает его невозможностью умереть.
- В промежутке между двумя историями героиня говорит про свою неудавшуюся жизнь, полную любовных похождений. Этот фрагмент представляет собой перечисление приключений Изергиль, которая когда-то была роковой красавицей. Она безжалостно относилась к поклонникам, но когда полюбила сама, тоже была отвергнута, хоть и рисовала жизнью ради спасения любимого из плена.
- В третьем сказании старуха описывает Данко, отважного и самоотверженного вождя, который вывел людей из леса ценой собственной жизни, вырвав сердце и осветив им дорогу. Хоть племя и не поддерживало его стремления, он смог спасти его, однако никто не оценил его подвига, а искры горящего сердца затоптали «на всякий случай».
Главные герои и их характеристика
- Образ Данко – романтический герой, так как он был намного выше общества, был не понят, но горд осознанием того, что сумел возвыситься на рутинной суетой жизни. У многих он ассоциируется с образом Христа — такая же мученическая смерть ради людей. Он тоже ощущал свою ответственность и не гневался на ругательства и непонимание. Он понимал, что без него люди не справятся и погибнут. Любовь к ним сделала его сильным и всемогущим. Претерпевая нечеловеческие муки, миссия вел свою паству к свету, счастью и новой жизни. Это образец для подражания любому из нас. Каждый может сделать гораздо больше, поставив себе благую цель помочь, а не нажиться или обмануть. Добродетель, деятельная любовь и участие в судьбе мира – вот подлинный смысл жизни для нравственно чистого человека, как считает Горький.
- Образ Ларры служит нам предостережением: нельзя игнорировать интересы других и приходить в чужой монастырь со своим уставом. Надо чтить традиции и нравы, принятые в обществе. Это уважение – залог мира вокруг и мира в душе. Ларра был эгоистом и поплатился за гордыню и жестокость вечным одиночеством и вечным изгнанием. Каким бы сильным и красивым он не был, ни то, ни другое качество ему не помогло. Он умолял о смерти, а люди лишь подняли его на смех. Никто не хотел облегчить его ношу, как не хотел этого он, когда пришел в общество. Неслучайно автор подчеркивает, что Ларра – не человек, он, скорее, зверь, дикарь, который чужд цивилизации и разумному, гуманному мироустройству.
- Старуха Изергиль – страстная и темпераментная женщина, она привыкла отдаваться чувству всякий раз, когда оно нагрянет, не обременяя себя заботами и нравственными принципами. Всю жизнь она потратила на любовные приключения, относила к людям равнодушно и эгоистично помыкала ими, однако настоящее сильное чувство прошло мимо нее. Ради спасения возлюбленного она пошла на убийство и верную погибель, но он ответил ей обещанием любви в благодарность за освобождение. Тогда из гордости она прогнала его, ведь не хотела никого обязывать. Такая биография характеризует героиню, как сильную, смелую и независимую личность. Однако ее судьба сложилась бесцельно и пусто, в старости ей не хватало своего семейного гнезда, поэтому она иронически звала себя «кукушкой».
Тема
Незаурядна и интересна тематика рассказа «Старуха Изергиль», которая отличается широким спектром затронутых автором вопросов.
- Тема свободы. Все три героя по-своему независимы от общества. Данко гонит племя вперед, не обращая внимания на его недовольство. Он знает, что его поведение принесет свободу всем этим людям, которые сейчас, в силу своей ограниченности, не понимают его замысла. Распущенность и наплевательское отношение к окружающим позволяла себе Изергиль, и в этом безумном карнавале страстей утонула сама суть свободы, приобретая пошлую, вульгарную форму вместо чистого и светлого порыва. В случае Ларры читатель видит вседозволенность, которая нарушает свободу других людей, поэтому теряет ценность даже для ее обладателя. Горький, конечно же, на стороне Данко и той независимости, которая позволяет личности выйти за рамки стереотипного мышления и повести за собой толпу.
- Тема любви. Данко обладал большим и любящим сердцем, но чувствовал привязанность не к конкретному человеку, а ко всему миру. Ради любви к нему он и пожертвовал собой. Ларра был полон себялюбия, поэтому не мог действительно испытывать к людям сильные чувства. Свою гордость он поставил выше жизни женщины, которая ему понравилась. Изергиль была полна страсти, но ее объекты постоянно менялись. В ее беспринципном беге за удовольствиями истинное чувство потерялось, а в итоге оказалось не нужным тому, кому предназначалось. То есть, писатель отдает предпочтение святой и бескорыстной любви к человечеству, а не ее мелким и эгоистическим аналогам.
- Основные темы рассказа касаются роли человека в социуме. Горький размышляет о правах и обязанностях личности в обществе, о том, что люди должны делать друг для друга для всеобщего процветания и т.д. Автор отрицает индивидуализм Ларры, который ни во что не ставит окружение и хочет лишь потреблять благо, а не отдавать его взамен. По его мнению, настоящий «сильный и красивый» человек должен применить свои таланты во благо остальных, менее выдающихся членов общества. Только тогда будут истинными его сила и красота. Если же эти качества будут растрачены впустую, как в случае с Изергиль, они быстро померкнут, в том числе и в памяти людской, так и не найдя достойного применения.
- Тема пути. Горький аллегорически изобразил исторический путь развития человечества в Легенде о Данко. Из тьмы невежества и дикости людской род двигался к свету благодаря одаренным и бесстрашным личностям, которые служат прогрессу, не жалея себя. Без них общество обречено на прозябание в застое, но эти выдающиеся борцы никогда не бывают понятыми при жизни и становятся жертвами жестоких и недальновидных собратьев.
- Тема времени. Время быстротечно, и его необходимо расходовать с целью, иначе его бега не замедлит запоздалое осознание тщетности бытия. Изергиль жила, не думая о смысле дней и лет, отдавала себя развлечениям, но в итоге пришла к тому, что судьба ее сложилась незавидно и несчастливо.
Идея
Главная мысль в этом произведении – это поиск смысла человеческой жизни, и писатель его нашел – он состоит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу. Можно пояснить данную точку зрения на конкретном историческом примере. В аллегорической форме Горький превозносил героев сопротивления (подпольных революционеров, которые уже тогда вызывали в авторе симпатию), тех, кто жертвовал собой, выводя народ из глуши навстречу новому, счастливому времени равенства и братства. В этой идее состоит смысл рассказа «Старуха Изергиль». В образе Ларры он порицал всех тех, кто думал лишь о себе и своей наживе. Так народ тиранили многие дворяне, не признавая законов и не жалея нижестоящих сограждан — рабочих и крестьян. Если Ларра признает только господство сильной личности над массой и жесткий диктат, то Данко – настоящий народный вождь, он отдает всего себя ради спасения людей, не требуя взамен даже признания. Такой молчаливый подвиг совершали многие борцы за свободу, которые протестовали против царского режима, против социального неравенства и угнетения беззащитных людей.
Крестьяне и рабочие, как и племя Данко, сомневались в идеях социалистов и хотели продолжить рабство (то есть, ничего не менять в России, так и служить власть имущим). Основная мысль в рассказе «Старуха Изергиль», горькое пророчество писателя в том, что толпа хоть и вырывается на свет, принимая жертву, но топчет сердца своих героев, боится их огня. Так и многие революционные деятели позднее были незаконно обвинены и «устранены», ведь их влияния и силы испугалась уже новая власть. Царя и его приспешников, как и Ларру, общество отринуло, избавившись от них. Многие были убиты, но еще больше людей, не принявших великую октябрьскую революцию, из страны изгнали. Они вынуждены были скитаться без отечества и без гражданства, так как в свое время гордо и властно попирали законы нравственные, религиозные и даже государственные, угнетая свой собственный народ и воспринимая рабство, как должное.
Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.
Проблемы
Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.
- Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?
- Проблема эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного себялюбца, который мнит себя пупом земли. Пример сына орла иносказательно показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не человек вовсе, а уже на половину зверь.
- Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.
- Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.
- Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.
- Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.
Вывод
Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.
Мораль в рассказе «Старуха Изергиль» заключается в том, что эгоизм и потворство собственным порокам не доведут человека до добра. От них в этом случае отворачивается общество, а без него люди теряют свою человечность и остаются в мучительной изоляции, где достижение счастья становится невозможным. Произведение заставляет задуматься о том, насколько мы зависимы друг от друга, насколько важно для нас находиться вместе, даже если характеры, возможности и склонности у нас разные.
Критика
«Если же Горький родился бы в семье богатой и просвещенной, он не написал бы в такое короткое время четырех томов… и мы не увидали бы многих бесспорно плохих вещей» — писал критик Меньшиков о романтических рассказах писателя. Действительно, тогда Алексей Пешков был неизвестным, начинающим автором, поэтому его ранние работы рецензенты не жалели. Кроме того, многим не нравилось, что до литературы, искусства элит в Российской Империи, поднялся выходец из беднейших слоев населения, которому из-за происхождения многие занижали оценку. Снобизм критиков был объясним тем, что на их святыню все чаще посягали те, кого не желали видеть ровней почтенные господа. Вот, чем объяснял Меньшиков свои негативные отзывы:
Наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств
С этим критиком был солидарен его коллега Ю. Анхенвальд. Он возмущался тем, что автор испортил легенды своим вычурным и искусственным стилем:
У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо. Даже досадно видеть, как он в своем недоверии к естественной красноречивости самой жизни, грешит против нее и против самого себя, свое же дело рушит деланностью и не умеет правдиво нарисовать до конца, до завершающего эффекта истины.
А. В. Амфитеатров был категорически не согласен с теми, кто не принимал новое дарование в литературе. Он написал статью, где возвысил творения Горького и объяснил, почему его миссия в искусстве столь ответственна и непостижима для многих критиков.
Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Метки:
- 11 класс
- для читательского дневника
- Максим Горький
- полный разбор
- романтический рассказ
- Старуха Изергиль
Читайте также:
Старуха Изергиль основная мысль
Старуха Изергиль — рассказ Максима Горького, написанный в 1894 году. Каждого может заинтересовать вопрос Старуха Изергиль основная тема и мысль расскза.
Старуха Изергиль основная мысль
Произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, жизнь «старухи Изергиль» и легенда о Данко. Все три истории различны, но у них есть общее, и это общее состоит в том, что Горький по средствам этих «трех рассказов» ищет ответ на вопрос «о смысле жизни».
Во всех рассказах Старуха Изергиль общая основная мысль, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. А многочисленные образы «свободных» людей натолкнули на мысль, что свобода — это такое же неопределенное и безграничное понятие, как жизнь.
Первая часть – легенда о Ларре. Главный герой легенда о Ларре — является молодой человек, сын орла и обычной женщины. Он горд, свободолюбив, дерзок, эгоистичен, за эти качества он и поплатился. Считая себя лучше всех, не считаясь с мнением других людей, он не мог спокойно ужиться в обществе и поэтому совершает такой дерзкий поступок как убийство дочери одного из старейшин. За это он и получил свое наказание, самое страшное для любого человека, это изгнание из общества и бессмертие в одиночестве. Люди называют его Ларра, что означает отверженный. Поначалу Ларре нравится такой исход событий, так как он был свободолюбивым человеком, но после того как проходит некоторое количество времени главный герой понимает смысл жизни, но уже поздно он несет заслуженное наказание. Он остался бессмертным и одиноким, время иссушило его и превратило в тень, которая напоминала людям о его существовании.
Вторая часть автобиографичная. Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни. Из ее рассказа мы узнаем, что у нее было много мужчин, и всех она любила, как ей казалось по-настоящему. Ее жизнь была насыщена путешествиями, она побывала во многих районах страны и даже за ее пределами. Она играла на чувствах людей, но в то же время имела гордость, которая была у нее на первом месте. Если она любила, то любила всем сердцем и никакие преграды на ее пути к счастью не могли ей помешать (убийство часового на посту), а если бросала то бросала полностью, безвозвратно и бесповоротно. Так же как и в легенде о Ларре Горький пытается показать нам то общее, что соединяет эти рассказы. Это смысл жизни. Старуха размышляет о судьбе, говоря при этом: « Что же тут – судьба? Каждый сам себе судьба!». Она осознает смысл жизни, это не скитание по всему свету в поисках своей любви, а спокойная тихая жизнь в какой – нибудь деревушке с мужем и детьми.
И наконец, третья часть – легенда о Данко. Главный герой легенды о Данко выступает романтический герой Данко. Он был красивым, мужественным, сильным, настоящим лидером, умеющим повести за собой народ, свободолюбивым и бескорыстным. Данко один из тех людей, которые всегда смелы, он решает помочь своему народу, он возглавляет их для того, чтобы вывести людей из дремучего леса. Дорога была нелегка, и когда весь народ взбунтовался против Данко, он вырвал свое сердце из груди для того чтобы освещать людям дорогу и дарить людям доброту и тепло, исходящее от пылающего любовью сердца. Но как только люди достигли желаемой цели то никто даже не вспомнил о умирающем Данко, который так любил народ и делал все для того чтобы народу было хорошо. Искорки, пылающие в ночи степного простора, напоминали людям о славном бескорыстном герое Данко, который видел свой смысл жизни в помощи людям.
Романтизм в произведениях Горького занимает центральную позицию. Произведение «старуха Изергиль» является одним из достояний этого направления в литературе конца 19 века. Горький полностью раскрывает свою задумку о смысле жизни. Он показывает три точки зрения, тем самым дает читателю вопрос для размышления «в чем есть смысл жизни?»
Теперь вы знаете какая основная мысль Старуха Изергиль, и сможете задуматься о истинных ценностях в жизни.
«Старуха Изергиль» читательский дневник
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 2971.
Обновлено 8 Августа, 2021
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 2971.
Обновлено 8 Августа, 2021
«Старуха Изергиль» – рассказ, состоящий из трёх частей: легенды о Ларре, легенды о Данко, а также рассказа самой старухи Изергиль о своей жизни и мужчинах, которых она когда-то любила.
Краткое содержание «Старуха Изергиль» для читательского дневника
ФИО автора: Максим Горький
Название: Старуха Изергиль
Число страниц: 32. Максим Горький. «Старуха Изергиль». Издательство «Литера». 2017 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1894 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Время и место
Действие рассказа происходит в конце XIX века на морском побережье в Бессарабии, под Аккерманом, во время сбора урожая винограда (конец лета – начало осени). Именно там происходит знакомство автора и старухи Изергиль. Поскольку истории о Ларре и Данко имеют форму легенд, определить точное время и место их действия невозможно.
Главные герои
Старуха Изергиль – пожилая женщина, побывавшая во многих странах, весёлая, бойкая, решительная, отличная рассказчица.
Ларра – гордый, надменный, эгоистичный сын орла, стремился к свободе, но не выдержал одиночества.
Данко – молодой, красивый юноша, который искренне любил людей и ради их спасения пожертвовал собственной жизнью.
Автор-рассказчик – задумчивый, романтичный человек.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Как-то раз автор, собирая виноград в Бессарабии, разговорился со старой женщиной по имени Изергиль. Она указала на тень, показавшуюся при лунном свете, и сказала, что это прошёл Ларра, вынужденный таким образом отбывать наказание за свою чрезмерную гордость.
Много веков назад жили смелые, сильные и весёлые люди. Однажды большой орёл унес из племени черноволосую девушку. Спустя двадцать лет она вернулась к родным, но не одна, а с красавцем-юношей – сыном того самого орла. Внешне Ларра ничем не отличался от обычных людей, но был очень горд и даже со старейшинами разговаривал высокомерно. Однажды он убил дочь одного из старейшин, которая отвергла его любовь. За такое поведение было решено выгнать Ларру из племени. Люди долго думали, как наказать такого страшного преступника: обычная смерть была бы для него слишком мягким наказанием. Осознав, что для Ларры страшнее всего оказаться в одиночестве, люди просто выгнали его из племени. Поначалу надменный юноша смеялся над решением своих соотечественников, но спустя много лет ему так опостылела одинокая жизнь, что он пытался убить себя, но у него ничего не вышло. С тех пор Ларра, превратившийся в тень, так и бродит среди людей, и никому до него нет дела…
Далее старуха Изергиль принялась рассказывать о своей молодости. Когда-то давно она была молода и красива, и её первой любовью стал молодой красивый рыбак. Влюблённые катались в лодке и целовались до тех пор, пока ветреная красавица не повстречала спокойного, но сильного, как зверь, гуцула. Изергиль довелось побывать и в гареме у турка, который увидел черноокую девушку на рынке и увёз с собой. Турок был старым и скучным, но у него был красивый шестнадцатилетний сын, с которым Изергиль удалось сбежать в Болгарию. На чужбине юноша умер, а вскоре Изергиль и сама оказалась на грани смерти: в порыве ревности её ударила в грудь одна болгарка. Молодую, красивую, бесстрашную женщину ожидало ещё немало приключений и мужчин: красивых, уродливых, старых, молодых, богатых и бедных. Старость настигла Изергиль в Бессарабии, где она в одиночестве доживала свой век.
Залюбовавшись голубоватыми искрами-огоньками, что вспыхивали в степи, Изергиль объяснила автору, что это искры от горящего сердца Данко. Когда-то очень давно в степи жили мирные, добрые люди. Но однажды на них напали жестокие кочевники, и племя было вынуждено укрыться в густом, непроходимом лесу. Сквозь густую листву солнце не могло добраться до земли, а от болот исходил такой смрад, что люди стали гибнуть один за другим. Искренне жалея свой народ, Данко решил повести его за собой, чтобы вывести к безопасной земле. Люди поверили пылкому юноше и пошли за ним, но лес никак не кончался. Многие стали недовольно роптать, жалея, что не остались и не склонили головы перед кочевниками. Данко было горько слышать упрёки, но он понимал, что люди устали и озлобились. Разорвав грудь, Данко достал своё больше, пылающее сердце, и тьма тут же разлетелась. Освещая путь своим сердцем, Данко вывел народ к свободной, вольной степи. Он умер с улыбкой на устах, но люди даже не заметили этого. Лишь один осторожный человек раздавил сердце Данко ногой, и оно превратилось в искры.
Вывод и своё мнение
Поиск смысла жизни – над этим вопросом заставляет задуматься произведение, предлагая три возможных пути. Каждый человек волен выбирать то, что ему ближе: идти по стопам эгоистичного Ларры, признававшего лишь жёсткий диктат и господство сильной личности над массой, направить свои силы, словно старуха Изергиль, на поиски удовольствий, или же альтруистично служить людям, ничего не требуя взамен.
Главная мысль
Жизнь только тогда обретает смысл, когда она прожита не для себя, а для людей.
Авторские афоризмы
«…за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью»
«…Чтобы жить, надо уметь что-нибудь делать…»
«…Красивые всегда смелы…»
«…не меньше чумы губит любовь людей…»
«…всё на свете имеет конец!..»
Толкование непонятных слов
Шаровары – широкие штаны, внизу они либо на резинках, либо заправлены в голенища.
Роптать – высказывать недовольство кем-либо, чем-либо, обиду на кого-либо, что-либо.
Чтить – чувствовать и проявлять к кому-либо, чему-либо глубокое уважение, почтение.
Кара – суровое наказание, возмездие.
Новые слова
Контральто – самый низкий женский певческий голос.
Демон – собирательное название сверхъестественных существ или духов.
Мгла – мрак, тьма.
Пощада – проявление сострадания, жалости, милосердия со стороны того, кто имеет возможность или власть покарать, уничтожить, истребить.
Тест по рассказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Кирилл Соловьев
11/11
-
Алексей Пловец
10/11
-
Эля Кривцова
11/11
-
Амина Алиева
11/11
-
Наталья Миллер
11/11
-
Лидия Трощенкова—Улитка
11/11
-
Shiron Milligan
10/11
-
Abdulhabi-Naromi Seidov
11/11
-
Диана-Михайловна Шевцова
10/11
-
Гулчехра Каримова
11/11
Рейтинг читательского дневника
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 2971.
А какую оценку поставите вы?
«Миша»
Главные герои рассказа «Старуха Изергиль» и их характеристика
- Старуха Изергиль. Пожилая женщина. Была во многих странах, любила многих мужчин. Честная, открытая, веселая, решительная. Знает много интересных рассказов.
- Ларра. Сын орла. Гордый, надменный, эгоист. Хотел быть свободным и люди прогнали его. Не выдержал одиночества, но не смог умереть. Стал тенью.
- Данко. Молодой красавец. Жалел людей и хотел спасти их. Вырвал свое сердце, чтобы осветить путь. Умер, вернув людям свободу.
- Автор-рассказчик. Романтичный, задумчивый, тихий.
План пересказа рассказа «Старуха Изергиль»
- Ночные тени
- Ларра-сын орла
- Убийство девушки
- Наказание Ларре
- Ларра ищет смерти
- Ларра становится тенью
- Молодая Изергиль
- Рыбка и гуцул
- Гарем турка
- Сын турка
- Монах-поляк.
- Во власти жида
- Пан срубленным лицом
- Важный шляхтич
- Освобождение из плена
- Возвращение домой
- Несчастный народ в лесу
- Данко ведет людей
- Гнев и страх людей
- Вырванное сердце
Кратчайшее содержание рассказа «Старуха Изергиль» для читательского дневника в 6 предложений
- Орел унес девушку, но она вернулась через двадцать лет с молодым сыном, который никого не любил и считал себя первым человеком в мире.
- Ларра убил девушку и его изгнали, но он не вынес одиночества и скоро превратился лишь в тень.
- Молодая Изергиль очень любила целоваться, она целовалась с рыбаком и гуцулом, потом с турком и его сыном, а потом оказалась в Польше.
- Изергиль спасла из плена шляхтича, но пнула его, когда тот стал обещать ей вечную любовь, и вернулась в Бессарабию.
- Некий народ был загнан в глубь леса, где медленно умирал, но Данко предложил вывести всех на волю.
- Люди шли долго и стали винить Данко, но тот вырвал свое сердце, и, освещая им путь, вывел людей в степь, где умер.
Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль»
Жить нужно не для себя, а для людей.
Чему учит рассказ «Старуха Изергиль»
Рассказ учит любить людей, жалеть людей, помогать людям, не требуя награды. Учит не быть гордецом и эгоистом, не считать себя лучше других, не отрываться от коллектива. Учит самопожертвованию, самоотречению. Учит любить жизнь и наслаждаться ею.
Отзыв на рассказ «Старуха Изергиль»
Мне понравился этот рассказ, который состоит из трех частей, каждая из которых дополняет другую. Мне понравилось, что Изергиль видела смысл жизни в том, чтобы жить не жалуясь на судьбу. Принимать смело все, что отпущено человеку, и самим творить свою судьбу.
Пословицы к рассказу «Старуха Изергиль»
Мне хоть весь свет гори, только я был бы жив.
Куда хочу, туда и ворочу.
Глубок океан, но сердце человеческое глубже.
Жизнь дана на добрые дела.
Жизнь любит того, кто любит ее.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Старуха Изергиль» по главам:
I.
Автор собирал виноград в Бессарабии и однажды вечером засиделся со старухой Изергиль. Взошла Луна и внезапно Изергиль сказала, что идет Ларра. Автор никого не видел, кроме теней, но старуха сказала, что тень и есть Ларра, потому что так его наказал бог за гордость.
Много тысяч лет назад в далекой стране жили смелые и веселые люди. И однажды черноволосую девушку из их племени унес орел. Ее искали, а потом забыли.
Но через двадцать лет она вернулась, а с ней красивый юноша. Женщина сказала, что была женой орла, но орел постарел и бросился на камни.
Ларра был сыном орла, но внешне ничем не отличался от обычных людей. Зато он был горд и даже со старейшинами разговаривал неуважительно. И старейшины прогнали Ларру, а он рассмеялся и подошел к одной девушке, которая была дочерью старейшины. Он обнял ее, но она оттолкнула его, тогда он ударил ее и встал ногой на ее грудь. И девушка умерла.
Все были в страхе, но Ларру схватили и связали. Его хотели убить, но не могли выдумать казнь, достойную такого злодея. Потом Ларру развязали и стали спрашивать, почему он убил девушку.
Тот отвечал, что убил ее за то, что она оттолкнула его. Люди поняли, что Ларра считает себя первым на земле и кроме себя не видит никого. И тогда ему придумали страшное наказание одиночеством и Ларру отпустили.
Ларра смеялся вслед людям. Он приходил в селения, похищал скот и девушек и стрелы не могли поранить его тело. Так продолжалось много лет, но однажды Ларра сам вышел к людям, чтобы те убили его.
Но никто его не тронул. Люди смеялись над Ларрой, а тот стоял и дрожал. Потом с камнем бросился на людей, но те отходили в сторону. Ларра попытался пронзить себе грудь ножом, но нож сломался. Он не мог умереть.
С тех пор Ларра так и ходит одинокий и свободный среди людей в постоянной тоске. Он стал тенью и останется тенью вечно.
II.
Старуха Изергиль стала рассказывать о своей молодости.
Она была молода и красива, днем ткала ковры, а по ночам бегала целоваться к любимому. Три месяца она бегала к нему каждую ночь.
Когда Изергиль было пятнадцать лет к их дому на лодке подплыл молодой красавец рыбак и попросил еды. Изергиль дала ему свинины, а потом стала кататься с ним в лодке. Через два дня она отдала ему себя. Ей нравилось кататься в лодке и целоваться.
Однажды она попросила подругу показать ей гуцула с Карпатских гор. И та познакомила Изергиль с рыжим гуцулом, который был спокойным, но иногда дрался как зверь. Один раз он ударил Изергиль, а та укусила его.
Рыбак тоже пристал к гуцулам, и потом его повесили вместе с гуцулом. Рыбак плакал, а гуцул курил трубку.
Потом Изергиль оказалась в гареме у турка, который увидел ее на рынке и увез с собой. Турок был старый и важный, и постоянно молился. Но у него был молодой шестнадцатилетний сын, черненький и гибкий, с которым Изергиль вскоре убежала в Болгарию.
Но мальчик стал сохнуть, болеть и вскоре умер. Изергиль его очень жалела и много целовала.
И ее ударила в грудь ножом болгарка, за жениха или мужа. Изергиль лечили в монастыре, и оттуда она ушла в Польшу с молодым монашком-поляком.
Поляк был смешной и подлый, и как-то сказал Изергиль грубое слово. Тогда Изергиль схватила поляка и бросила в реку.
В Польше Изергиль пришлось трудно, и ее купил жид, чтобы торговать ее телом. К ней ходили богатые паны, а один даже высыпал на голову Изергиль мешок золота. Но она его выгнала, потому что он был похож на сытую свинью. А Изергиль нравился другой пан, с изрубленным лицом.
Он воевал за греков против турок и любил подвиги, но и его убили во время бунта.
Потом Изергиль любила мадьяра, но когда он бросил Изергиль, его нашли с прострелянной головой.
Потом Изергиль встретила шляхтича, который хотел сделать ее своей женой. Изергиль было уже около сорока, она рассталась с жидом, была богата. Шляхтич на коленях упрашивал ее стать его женой и Изергиль согласилась. Но тот быстро ее бросил и ушел воевать с русскими.
Изергиль отправилась за ним и встретила его под Варшавой, после поражения в битве. Шляхтич был в плену. Изергиль пошла к лагерю пленных и стала упрашивать солдата дать ей увидеться с сыном. Солдат отказывал ей, а Изергиль повалила его в грязь и задушила. Она выпустила четырех поляков и с ними своего Аркадэка. Но когда тот стал говорить, что будет любить ее вечно, за это освобождение, Изергиль пнула его в лицо и ушла.
Она стала стара и отправилась в Бессарабию. Там она вышла замуж, но ее муж умер и теперь она жила одна.
Изергиль замолчала, а в степи вспыхивали голубые искры-огоньки. Старуха указала на них и сказала, что это искры от горящего сердца Данко.
III.
Жили в старину люди возле леса и степи. Но из степи пришли кочевники и прогнали людей в глубь леса. Солнце не проникало там к земле, а от болот поднимался смрад и люди гибли один за другим. Женщины плакали, а отцы думали, как уйти из этого леса.
Но позади были враги, а впереди непроходимой стеной стояли деревья. И ослабла их воля, а в сердцах поселился страх. И уже собирались люди вернуться к врагам и отдать им свою волю, но тут появился Данко.
Он был молодым и красивым. Обратился он к людям с пламенной речью и позвал их за собой через лес, обещая, что тот кончится. Люди поверили Данко и пошли за ним.
Долго шли они, а лес все не кончался и становился гуще. И стали люди ругать Данко, но тот все также быстро шел впереди.
И вот разразилась гроза. Сверкали молнии, а деревья казались живыми. И люди совсем пали духом. Они в гневе набросились на Данко, называя того ничтожным человеком. Но Данко отвечал, что вел их, потому что имел мужество, а люди шли как стадо баранов.
Люди хотели убить Данко, а он смотрел на них, и видел, что те превратились в зверей. Сперва его охватило негодование, но потом его сердце зажглось от жалости к этим людям. И Данко разорвал свою грудь и вырвал из нее сердце. Сердце вспыхнуло как факел, ярче солнца, и тьма разлетелась.
А Данко повлек людей вперед, освещая путь своим сердцем. И скоро лес кончился. Данко увидел свободную степь, рассмеялся, упал и умер.
Радостные люди сразу забыли про него, и лишь один человек, увидев пылающее сердце Данко, раздавил его ногой. И сердце превратилось в искры.
Старуха уснула, а море шумело печально и глухо.