Главная мысль рассказа сугробы толстой

Цели: п

  • представить А.Н.Толстого как писателя классика,
  • познакомить с повестью А.Н.Толстого “Детство
    Никиты”,
  • формировать аналитическое мышление,
    исследовательские способности,
  • проконтролировать навыки выразительного
    сознательного чтения,
  • создать условия для развития интереса к чтению,
  • пополнять словарный запас учеников,
  • развивать речь и творческое воображение;
  • развивать умение видеть и ценить красоту родной
    земли,
  • познакомить с картиной В.И.Сурикова “Взятие
    Снежного городка”,
  • познакомить с традициями русского народа,
  • воспитание любви к русской природе.

Оборудование:

  • ребус, перфокарты (писатели — произведения),
  • рисунки учеников по теме “Зимние забавы
    детей”,
  • сообщение о писателе, кроссворд, таблица для
    развития поля ясного видения,
  • портрет А.Н.Толстого, книги А.Н.Толстого,
  • картина В.И. Сурикова “Взятие Снежного
    городка”.
  • Интернет-ресурсы :http://images.yandex.ru
  • Картинки: картины зимнего леса, домик,
    иллюстрации к книгам А.Н.Толстого, сорока,
  • мыс, каретник, вётлы, журавль, сугробы, айсберг.
  • Приложение 1. Презентация к уроку: А.Н. Толстой
    “Сугробы”.
  • Приложение 2. Треск сороки. К слайду № 8.
    Запускается щелчком.
  • Анимация к слайду №2. Запускается щелчком.
  • Анимация к слайду №5. Запускается щелчком.

В ледяной карете мчится
Зимушка-зима,
Ветер крыльями стучится
В сонные дома.
Расцветают скверы, парки
Снежной белизной.
И мороз возводит арки
Над тропой лесной.

Приложение.

1. Слайд 1. Отгадать ребус.
Вы узнаете, чем мы будем заниматься на уроке.

Путешествие с поэтами, художниками, писателями
в зиму.

2. Слайд 2. Беседа по картинам.
(картины зимы)

— Какие чудесные картины зимней природы
запечатлел внимательный и наблюдательный
фотограф.

— Составьте по 1 красивому предложению по
картинке.

Наше путешествие началось.

3.Остановка на поляне конкурсов.

Чтение стихотворения “Лыжи” А.Л.Барто.

Слайд 4.

Все любите зиму с её метелями и морозами.
Особенно детям нравятся зимние забавы. Это видно
по участию в конкурсе рисунков. С вашими
рисунками мы побывали на горке, на катке,
поболели за участников лыжных соревнований.

4. Работа с перфокартами. Работа в
парах.

— Соедини стрелками фамилию писателя и его
произведение. Работа в парах.

О чём писали эти писатели ?

Слайд 5. Проверка работы в парах по слайду.

5. Слайд 6. Беседа о писателе.

Граф Алексей Николаевич Толстой (29 декабря 1882 (10
января 1883), Николаевск, Самарская губерния,
Российская Империя — 23 февраля 1945, Москва) —
русский советский писатель и общественный
деятель из рода Толстых.

Посмотрите на выставку книг.

— Произведения какого писателя представлены на
ней?

Слайд 7. “Детство Никиты”, “Золотой
ключик”— эти произведения написал А.Толстой.

Слайд 8.

— Кто это трещит на дереве?.Рассказывает
ученик.

Эта сорока принесла весть. Эту повесть посвятил
А.Н.Толстой сыну Никите.

Алексей Николаевич Толстой провёл своё детство
на степном хуторе, недалеко от Самары. Он жил в
барском доме, но дружил с деревенскими
ребятишками. Вместе с ними бегал на пруд, катался
верхом. Толстой полюбил русскую природу. Знойный
день, ночная гроза, снежный буран — всё оставило
след в его жизни. Большим уважением к народу
писатель наделил мальчика Никиту, нежного
наблюдательного и серьёзного.

Проверка восприятия.

— Где жил А.Н. Толстой?

— Что узнали о писателе?

— Назовите произведения А.Н.Толстого.

С творчеством А.Н.Толстого мы будем
знакомиться.

6. Слайд 9 — 15. Отгадайте
кроссворд.

1. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюшей в
деревушке Моховое, у самого озера.

— Кто автор произведения, из которого эти
строки?

2. -Автор строк :

“Белка песенки поёт
Да орешки сё грызёт”.

3. -Фамилия норвежского композитора
посвятившего музыку девочке Дагни?

4. -В какой басне жили Осёл, Козёл, Мартышка,
косолапый Мишка?

5. -Кто автор рассказа “Заплатка”.

6. -Как звали щенка,побывавшего в волчьем логове?

7. -Что уронила ворона, а плутовка лиса
подобрала.

Сегодня мы знакомимся с рассказом А.Н.Толстого
“Сугробы” из повести “Детство Никиты”.

7. Работа с книгой. Что такое сугробы? Слайд
№17, 18.

(Сугроб – это большие горы снега.)

Слайд19,20,21,22

Словарная работа: каретник, журавль, мыс, вётлы.

(Каретник – сарай для карет, журавль-устройство
для подъёма вёдер с водой из колодца, вётлы-
длинные ивовые прутья, мыс- крутой берег нависший
над рекой.)

Чтение вслух хорошо читающими учениками.

8. Первичный анализ.

— О чем рассказ?

(О красоте природы, о детских забавах.)

— Кто такой Никита?

(Никита – сын А.Н.Толстого.)

— Какие остановки мы можем сделать путешествуя
с Никитой?

(Мы побываем на реке, на горке, в снежной
пещерке.)

— О ком ещё рассказ?

(Аркадий Иванович – учитель Никиты.)

— Что можно о нём сказать?

(Учитель добрый, заигрывал с мальчиком, называл
его разбойником, шутил с Никитой.)

9. Самостоятельное чтение с заданием.

— Подумай, какие слова надо прочитать
выразительно?

Соблюдай паузы, передавай настроение.

10. Динамическая пауза. (Имитация
ходьбы на лыжах, игры в снежки.)

11. Чтение по частям. Вторичный анализ
произведения.

1 часть.

— Какая главная мысль части?

(Снег все кругом изменил: дворы стали ниже,
ступени хрустящие, широкие вётлы все в снегу.)

— Что увидел Никита во дворе?

(Всё было в снегу. Двор был покрыт сияющим, белым
мягким снегом.)

— Какие образные выражения использует автор при
описании зимнего дня?

(Белые шапки, вросли в снег, стеклянные следы
полозьев.)

— Какие слова показывают, что намело большие
сугробы?

(Сугробы чуть не до неба.)

— Почему следы полозьев были стеклянные?

(День был тёплый, снежок под полозьями
подтаивал.)

— Объясни: каретник, вётлы—?

— Почему степени были хрустящими?

(На ступенях лежал снег, поэтому ступени
хрустели.)

Задание экспертной группе: найти в интернете
объяснение –почему снег хрустит.

Снежинки имеют кристаллическую форму. Хруст
снега –звук от раздавленных кристалликов.
Человеческое ухо не может воспринять звук от
одной сломанной снежинки. Но мириады
раздавленных кристалликов создают вполне
явственный хруст.

— Как озаглавить можно эту часть текста?

(Зимний двор.)

2 часть.

— Куда направился Никита?

(Никита пошел к реке.)

— Как шёл Никита к реке?

(Он шел по чужим следам.)

— Почему шёл по чужим следам?

(Самому прокладывать дорожку в глубоком снегу
трудно.)

— Почему он шёл задом наперёд?

(Так Никита запутывал следы, чтобы никто не знал
куда он пошёл.)

— Мыс —?

(Это крутой берег, нависший над рекой. А здесь он
образовался из снега.)

Прочти описание снежного мыса над рекой.

(На крутых берегах реки Чагры намело за эти дни
большие сугробы. В иных местах они свешивались
мысами над речкой. Только стань на такой мыс- и он
ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке
снежной пыли.

— Какой заголовок к этой части ?

(Берега реки Чагры.)

3 часть.

Слайд №23

Синь-?

Си- ние _______________

Поси- нели _____________________

Сине- ватый __________________

— Подбери подходящие по смыслу слова, составь
словосочетания.

— В чем различие слов синий и синеватый ?

(Синеватый — это оттенок синего цвета.)

— Прочти описание реки.

(Речка вилась синеватой тенью между белых и
пустынных полей.)

— Как выглядела деревня?

(Чернели избы, торчали журавли деревни
Сосновки,дымки поднимались над крышами и таяли.)

— Журавли деревенские —?

(Шест для подъёма воды из колодца.)

— “Кончанские” мальчишки —?

(Мальчишки с другого конца деревни.)

— Почему мальчишки казались маленькими ?

(Они были очень далеко.)

-О чем рассказывает эта часть текста?

(О деревне Сосновке.)

4 часть.

— На чем катался Никита с горы?

(Никита катался с горы на скамейке.)

— Как автор говорит, что гора крутая?

(Ветер свистел, пыль снежная поднялась,
скамейка пронеслась по воздуху.)

— Нравилась Никите эта забава? Докажи.

(Никита смеялся, ему было весело.)

— Как озаглавить эту часть текста?

(Катание с горы.)

5 часть.

— Где делал Никита пещерку?

— Почему в пещерке, которую выкопал мальчик
“разлился голубой полусвет”?

Слайд № 24

Снег поглощает часть света(а белый свет состоит
из набора цветов, частот видимого спектра, от
синего до красного),свет красного спектра
поглощается активнее, чем свет синего спектра. На
поверхности голубоватый оттенок снега едва
заметен, так как при прямом попадании почти весь
свет отражается. Попробуйте проделать глубокую
ямку в снегу, на дно которой не проникал бы свет. В
глубине ямки вы сможете увидеть свет, прошедший
сквозь толщу снега, — он будет синим.

— Как Аркадию Ивановичу удалось найти Никиту?

(Никита очень хорошо спрятался, Аркадий
Иванович выманил его интересным сообщением.)

— Придумайте заглавие к этой части.

(Снежная пещерка.)

12. Слайд № 25

Путешествие в прошлое. В.Суриков “Взятие
Снежного городка”.

На картине Сурикова изображена старинная
сибирская игра на масленице. Во всём настроение
праздника, весёлых зимних забав.

Всадник на лошади, преодолевая преграду,
врывается в крепость.

Это настроение передаётся художником
узорчатыми платками, накидками, расписными
дугами саней. В.Суриков показывает удаль, весёлый
характер русского народа.

13. Рефлексия.

Что вы узнали о Никите? Каким он был?

Никита рос умным, наблюдательным, пытливым
мальчиком. Он видел “синие следы зайцев” и
“стеклянные следы полозьев”.Он дружил с
деревенской ребятнёй,хотя жил в барском доме.
Развивался среди народа, видел тяжёлую
крестьянскую жизнь и великий крестьянский труд.
Всё для Никиты полно значения, всё важно и
интересно.

Вместе с Никитой мы научились видеть
прекрасное в обыкновенных вещах, с новой силой
ощутили любовь к русской земле, к русской
природе.

14. Домашнее задание. Слайд № 26

  • Пересказ текста,
  • составление плана,
  • рисунок к понравившемуся отрывку,
  • чтение рассказов А.Н.Толстого из книги “Детство
    Никиты”.

Повесть Алексея Николаевича Толстого «Детство Никиты» написана в 1919 — 1920 годах. Это во многом автобиографическая история детства самого автора. Писатель показал в своём произведении привольную жизнь мальчика в деревне, его острое ощущение живой природы, стремление к созерцанию, мечтательность, любовь к семье и друзьям. Автор посвятил это произведение своему сыну Никите. Так зовут и главного героя повести. Многомудрый Литрекон рад предложить Вам к прочтению краткий пересказ этой замечательной детской повести по главам. Сюжет в сокращении поможет оперативно подготовиться к уроку, ведь основные события напомнят Вам то, что Вы уже прочитали в оригинале летом.

Содержание:

  • 1 Глава 1. Солнечное утро
  • 2 Глава 2. Аркадий Иванович
  • 3 Глава 3. Сугробы
  • 4 Глава 4. Таинственное письмо
  • 5 Глава 5. Сон
  • 6 Глава 6. Старый дом
  • 7 Глава 7. У колодца
  • 8 Глава 8. Битва
  • 9 Глава 9. Чем окончился скучный вечер
  • 10 Глава 10. Виктор и Лиля
  • 11 Глава 11. Ёлочная коробочка
  • 12 12. То, что было привезено на отдельной подводе
  • 13 Глава 13. Ёлка
  • 14 Глава 14. Неудача Виктора
  • 15 Глава 15. Что было в вазочке на стенных часах
  • 16 Глава 16. Последний вечер
  • 17 Глава 17. Разлука
  • 18 Глава 18. Будни
  • 19 Глава 19. Грачи
  • 20 Глава 20. Домик на колёсах
  • 21 Глава 21. Необыкновенное появление Василия Никитьевича
  • 22 Глава 22. Как я тонул
  • 23 Глава 23. Страстная неделя
  • 24 Глава 24. Дети Петра Петровича
  • 25 Глава 25. Твёрдость духа
  • 26 Глава 26. Весна
  • 27 Глава 27. Поднятие флага
  • 28 Глава 28. Желтухин
  • 29 Глава 29. Клопик
  • 30 Глава 30. В купальне
  • 31 Глава 31. Стрелка Барометра
  • 32 Глава 32. Письмецо
  • 33 Глава 33. Ярмарка в Пестравке
  • 34 Глава 34. На возу
  • 35 Глава 35. Отъезд

Глава 1. Солнечное утро

Шла зима. Никита, которому шёл десятый год, проснулся в солнечный морозный день и вспомнил о том, что вчера вечером плотник Пахом сделал ему скамейку для катания с горы. Сейчас она стояла готовая у крыльца. Сегодня утром Никита уже мог идти кататься. Мальчик прислушался: было тихо. Он подумал, что все ещё спят. 

Никита решил не умываться, а тихонько одеться и выйти из дому, чтобы добраться до речки, на которой за ночь намело большие сугробы. Мальчик уже мечтал лететь с горы на своей новой скамейке. Но дверь неожиданно отворилась, и в комнату заглянула «голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко-рыжей бородкой».

Глава 2. Аркадий Иванович

Рыжий мужчина — это учитель Никиты, Аркадий Иванович. Он догадывался, что мальчик захочет незаметно улизнуть на улицу. Никите пришлось умыться, а потом Аркадий Иванович повёл мальчика завтракать. Учитель никогда не жаловался матушке Александре Леонтьевне на Никиту, но мальчик всё равно всегда был настороже. Матушка сказала Никите, что если он пойдёт гулять, то должен обязательно надеть башлык, ведь на улице большой мороз. 

После чая Аркадий Иванович повёл его заниматься арифметикой «в пустую и белую комнату». Никита не желал решать задачи и писать диктанты, его тянуло гулять на речку Чагру, где были хорошие сугробы. Вдруг в доме хлопнула дверь, и Аркадий Иванович, в надежде, что ему пришло письмо от его возлюбленной, вышел из комнаты. Никита тем временем быстро оделся, спрятав башлык под комодом, и выбежал на мороз.

Глава 3. Сугробы

Взвалив на плечо новую скамейку, мальчик побежал к плотине. Никита шёл задом наперёд, чтобы запутать Аркадия Ивановича. Подойдя к речке, мальчик взобрался на снежную гору, нависающую над рекой. Вдалеке он увидел ребят, своих приятелей, которые жили в этом конце деревни Сосновки. Ещё дальше едва было видно «кончанских» мальчуганов, живущих на другом конце деревни — это были «вражеские» ребята. 

Никита скатился с горы один раз. Поднимаясь обратно, мальчик увидел, что недалеко в снегу стоит Аркадий Иванович. Никита вновь скатился с горы, побежал по льду до нависающего над рекой снежного мыса. Там он выкопал яму, закрывшись изнутри комьями снега. Но учитель всё равно нашёл мальчика. Он рассказал Никите, что из Самары пришло письмо, и ребёнок, заинтересовавшись, вылез из укрытия.

Глава 4. Таинственное письмо

За обедом матушка Никиты прочла это письмо. Оно было от отца мальчика — Василия Никитьевича. В письме сообщалось, что отец купил сыну очень большой подарок, и просил прислать за ним «лишнюю подводу», и что на праздники к ним в деревню приедет приятельница матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Учитель тоже получил весточку из Самары от своей невесты-учительницы. Никита стал расспрашивать о подарке, но матушка не отвечала. Аркадий Иванович тоже был весь день каким-то таинственным и весёлым. Иногда он вынимал из кармана письмо от невесты и перечитывал пару строк. 

Вечером Никита побежал через двор к людской к своему другу Мишке Коряшонку, чтобы спросить его, какой подарок привезут из города, но не получил вразумительного ответа. Зато Мишка позвал его завтра пойти бить «кончанских» мальчишек. Никита согласился идти вместе с другом.

Глава 5. Сон

Никите часто снился один и тот же странный сон: в пустой комнате у белой стены находятся большие часы с качающимся маятником. На стене над часами висят два портрета: старик и старушка. В футляре часов отсутствует стекло, и чёрный кот пытается лапой коснуться маятника. Никита знал, что если он это сделает, то всё вмиг исчезнет. Мальчик видел происходящее со стороны, но не мог остановить кота, потому что не в силах был пошевелиться. 

И вот в очередной раз мальчик увидел этот сон. Испугавшись, Никита проснулся посреди ночи, перекрестился и вновь уснул. Но сон продолжился. Он опять увидел, как кот пытается прокрасться к часам. Теперь Никите удалось сойти с места и взлететь. Он летал по комнате, отталкиваясь ногами от стен. Мальчик подлетел к вазочке, стоящей на часах с маятником, и увидел: в ней что-то лежало. Вдруг Никита услышал голос, который говорил ему: «Возьми то, что там лежит». Но ему помешали ожившие портреты: старушка схватила мальчика за голову, а старик ударил его курительной трубкой по спине, отчего Никита начал падать. После этого он проснулся.

Уже было утро, девять часов. Аркадий Иванович потряс мальчика за плечо, чтобы разбудить его. Когда Никита проснулся, учитель объявил, что две недели занятий не будет. Ребёнок обрадовался рождественским каникулам и забыл о странном сне. 

Глава 6. Старый дом

От мысли, что Никита может делать всё что хочет целых две недели, ему даже стало скучно. В этот же день, после чая, Никита оделся и отправился на прогулку. Перед тем как выйти на улицу, он прошёл по коридору через нежилые помещения. Мальчик дошёл до «крайней угловой комнаты», где над очагом висел портрет красивой дамы «в чёрной бархатной амазонке». Никита стал рассматривать портрет, сидя на диване. Он мог подолгу смотреть на эту женщину. Видя её, Никита испытывал волнение, он был полон любопытства.

От матушки он много раз слышал, что с прадедом приключилась загадочная история, связанная с этой дамой. Портрет прадеда висел в этой же комнате над шкафом с книгами. На портрете был изображён «тощий востроносый старичок с запавшими глазами». Материальное положение прадеда было плохим: дворовые разбежались, все комнаты, кроме той, в которой он жил, были заколочены. Однажды прадед пропал и больше не появлялся у себя дома. Спустя пять лет от него пришло письмо из Сибири, в котором сообщалось, что он «нашёл забвение среди природы». Причиной всего случившегося с ним была дама, изображённая на  портрете.

За окном на ветвь дерева села ворона. Никита почувствовал страх и, выйдя из пустой комнаты, побежал во двор. 

Глава 7. У колодца

Во дворе Никита повстречал Мишку Коряшонка. Тот макал в воду кончик своей рукавицы. Он объяснил Никите, что все «кончанские» ребята так делают, и что «наши» тоже должны так делать, чтобы было ловчее драться. Мишка сообщил, что битва назначена на послеобеденное время. Ещё он поведал Никите, что у «кончанского» Стёпки Карнаушкина теперь заговорённый кулак, так что его так просто не одолеть. Никита засомневался, стоит ли ему участвовать в драке, если у Стёпки теперь столько силы. Но всё-таки решил идти вместе с Мишкой, чтобы не показаться трусом. 

Во дворе появилось стадо овец. Мишка стал дразнить барана, и мальчики весело побежали от него. Когда Никиту позвали на обед, Коряшонок ещё раз напомнил ему о предстоящей битве:

«Смотри, не обмани, пойдём на деревню-то».

Глава 8. Битва

Никита и Мишка пошли на деревню. Они дошли до избы Артамона Тюрина, которого в деревне все боялись — он был сильным и суровым. Сыновья его — «Сёмка, Лёнька и Артамошка-меньшой» пошли вместе с мальчиками бить «кончанских». За избой Артамона начинался другой конец деревни.

На сугробе, где должна была произойти битва, к ним присоединились «Алёшка, Нил, Ванька Чёрные Уши, Петрушка — бобылёв племянник и ещё совсем маленький мальчик». С другой стороны сугроба появилось пять или шесть мальчиков, потом подошли ещё несколько. В итоге с обеих сторон набралось до сорока человек. Ребята дразнили друг друга. С «кончанской» стороны раздавалось: «Лякушки, лягушата!». Со стороны Мишки и Никиты кричали: «Кузнецы косоглазые! Мышь подковали!». Появился среди «кончанских» широкий мальчишка с курносым носом — Стёпка Карнаушкин. «Наши» поначалу дали дёру. Но Никита не мог смириться с таким поражением и решительно встретил бегущего на него Стёпку, ударив его в грудь изо всей силы. «Наши» вновь кинулись «в бой». В итоге «кончанских» гнали пять дворов. 

Когда битва кончилась, Стёпка окликнул возвращающегося домой Никиту, похвалил его за смелый удар и предложил «дружиться». Мальчики обменялись дорогими сердцу вещами. Никита отдал Серёже перочинный ножик, а Серёжка ему — свинчатку. 

Глава 9. Чем окончился скучный вечер

Вечером Никита разглядывал картинки в журнале «Нива», но занятие это было не интересное. Матушка читала, держа на коленях ручного ежа Ахилку. Слышно было, как на чердаке завывал ветер. Никите представилось, что там наверху, среди старой и поломанной мебели сидит пыльный и мохнатый, весь покрытый паутиной «Ветер». Когда он завыл ещё отчаянней и сильней, во дворе послышались голоса и хруст снега. Это приехала из Самары Анна Аполлосовна Бабкина со своими детьми.

В коридоре Никита увидел высокую крупную женщину, очень тепло одетую. Это была сама 

Бабкина. За руку она держала сына Виктора. Он смотрел на Никиту исподлобья. За ними вошёл ямщик, у которого на руках лежала спящая девочка. Это была Лиля. Матушка приняла  девочку у ямщика, и та, просыпаясь, вздохнула.

Глава 10. Виктор и Лиля

Виктора положили спать в комнате с Никитой. Утром они разговорились. Никита один раз был в Самаре в гостях у Бабкиных, и Виктор это хорошо помнил. Вместе они пошли пить чай в столовую, где уже сидела Лиля. Это была девочка девяти лет.

«Лиля была одета в белое платье с голубой шёлковой лентой, завязанной сзади в большой бант. В её светлых и вьющихся волосах был второй бант, тоже голубой, в виде бабочки».

Никита хорошо разглядел девочку: она была до того хорошенькая, голубоглазая, с длинными и пышными ресницами, что мальчику казалось, что она ненастоящая. Виктор заметил, что Никите нравится его сестра. Он предупредил своего товарища, что Лиля всё время жалуется маме, поэтому надо быть с нею поосторожней. После чая Лиля села шить. Никита попытался привлечь её внимание, показывая Виктору, как можно перепрыгнуть через спинку стула, но девочка даже не обернулась в его сторону. Матушка попросила, чтобы они не шумели в доме, а шли гулять на улицу. 

Мальчики вышли на двор. Они направились к колодцу, к которому шли коровы пить воду. Вдалеке стоял Мишка Коряшонок с пастушьим кнутом. Он вдруг крикнул, предупреждая: к мальчикам направляется бык Баян, отделившись от стада. Никита попытался увести своего приятеля, но тот от испуга упал на снег, закрыв руками голову. Баян был уже совсем близко. Никита вдруг остановился и стал прогонять быка, ударяя его шапкой по морде. Подбежал Мишка Коряшонок с кнутом. Перепуганный Никита случайно взглянул на окно дома и увидел удивлённую Лилю, которая улыбалась ему. Мальчику стало вдруг отчего-то очень радостно. 

Ребята пошли кататься с гор, и во время прогулки Никита всё думал, стоит ли оглядываться на окно по возвращению домой? В итоге он решил, что не будет оглядываться. 

Глава 11. Ёлочная коробочка

Анна Аполлосовна привезла целый чемодан материалов для поклейки ёлочных игрушек и всяческие украшения к Рождеству. Матушка решила, что нужно начать их клеить уже сегодня после обеда, иначе можно не успеть всё доделать к празднику. Анна Аполлосовна удалилась спать под предлогом, что пойдёт писать письма. 

В столовой для этой работы освободили стол. Матушка заварила клей, нарезала цветную бумагу и картон. Дети начали клеить: Виктор взялся за цепи, Никита делал «фунтики для конфет», Лиля клеила коробочку. Никита не сводил глаз с девочки. Когда матушка вышла, а Виктор был занят работой, Никита заговорил с Лилей, спросив её о том, что она делает. Девочка ответила, что эта коробочка предназначена для кукольных перчаток. Они только-только разговорились, как вдруг Виктор нарушил их идиллию — влез в разговор о коробочке. Из-за этого Лиля ушла на другой конец стола. 

12. То, что было привезено на отдельной подводе

Никита проснулся утром счастливым. Он встал сегодня раньше всех и побежал в комнату к Аркадию Ивановичу. Он спросил учителя, нравятся ли ему дети Анны Аполлосовны. Когда Аркадий Иванович стал спрашивать, кто конкретно ему должен нравится, Никита убежал из спальни учителя и пошёл во двор. 

На дороге он увидел воза, едущие друг за другом. Мишка Коряшонок, шедший по двору, сказал Никите, что это везут гостинцы из города. Обоз состоял из шестнадцати саней. Никита не сразу разглядел, что находилось в санях. 

«Это было большое, странной формы, зелёное, с длинной красной полосой»

От интереса и радости у мальчика колотилось сердце. Это была лодка, сбоку от неё находились два весла и мачта. Вот и раскрылась тайна подарка из отцовского письма.

Глава 13. Ёлка

В гостиной установили огромную ёлку. Приятно запахло хвоей. Дети стали украшать её звёздочками, яблоками, пряниками и свечами. Но украшений на всю ель не хватило. Поэтому пришлось вновь клеить ёлочные игрушки. Дети долго сидели за работой, пока Лиля не уснула, утомившись, прямо за столом. 

Детям было велено не заходить в гостиную до вечера. Когда пришли приглашённые на праздник деревенские дети, Никита, Лиля и Виктор вошли в гостиную.

«В гостиной от пола до потолка сияла ёлка множеством, множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками». 

Дети стояли и смотрели, как заворожённые. Во время праздника мама пела и играла на рояле. После того, как раздали подарки, Аркадий Иванович развлекал детей — водил хороводы. Цепью все дети вприпрыжку пошли в столовую за учителем. В прихожей Никита и Лиля оторвались от цепи и остались наедине. Никита поцеловал голубоглазую девочку, а она вдруг сказала ему, что считает его хорошим мальчиком, при этом добавила, что «это секрет».

После праздника Никита провожал деревенских детей до плотины. Домой он шёл как во сне, будто вокруг него — волшебное царство. На душе у него было и счастливо, и странно. 

Глава 14. Неудача Виктора

Виктор подружился с Мишкой Коряшонком, вместе они построили за прудом крепость из снега. Виктор написал письмо «кончанским» с угрозой поколотить. Мишка отнёс письмо в деревню, воткнул его на палке в сугроб у избы Артамона. «Наши» ребята, прочитав письмо, вызвали на бой «кончанских» и пришли в крепость, где должна была состояться битва.

Никита, увидев построенную крепость, не захотел играть с мальчишками, и те сделали вывод, что он «с девчонкой связался». Вскоре пришли «кончанские», их было человек пятнадцать, во главе со Стёпкой Корнаушкиным. Началась битва. С обеих сторон полетели комья снега. С Виктора сбили фуражку, ему славно досталось. «Наши» пустились бежать по льду пруда. 

Глава 15. Что было в вазочке на стенных часах

Никита не понимал, отчего ему стало неинтересно играть с ребятами. Он чувствовал счастье рядом с Лилей, и ощущал, что внутри него играет музыка. Сидя на диване в отцовском кабинете, на том месте, где пару дней назад сидела Лиля, мальчик мечтательно смотрел в морозное окно. К нему вдруг пришло вдохновение, и он написал стихотворение:

«Уж ты лес, ты мой лес,

Ты волшебный мой лес,

Полный птиц и зверей

И весёлых дикарей…

Я люблю тебя, лес…

Так люблю тебя, лес…»

Никита хотел показать его Виктору, пришедшему домой после битвы с распухшим носом, но тот не захотел его слушать. Тогда Никита направился в прихожую, где у печи сидела Лиля. Они разговорились. Мальчик рассказал ей про приснившуюся ему вазочку, в которой что-то должно было лежать. Лиля была заинтересована таинственным сном Никиты, и предложила найти эту вазочку в доме.

Они пробрались в комнату, которая снилась Никите. Лиля приметила вазочку «с львиной мордой» наверху старинных часов. Никита узнал её. Подставив стул, мальчик что-то нащупал в вазочке и взял это. Когда дети вернулись в прихожую, Никита разжал ладонь. Это было колечко — тоненькое, «с синим камешком». Девочка всплеснула руками. Никита надел колечко Лиле на пальчик, и она поцеловала его. Никита отдал ей и своё стихотворение, которое написал в кабинете отца, оно очень понравилось девочке. 

Глава 16. Последний вечер

Праздничные дни подходили к концу. Во время вечернего чаепития Анна Аполлосовна объявила, что завтра, в понедельник, рано утром она заберёт детей и уедет обратно в Самару. После этих слов Лиля погрустнела, опустив голову. У Никиты «застлало глаза», он был удручён. Закончив пить чай, дети вместе вышли из столовой. В прихожей Никита спросил Лилю, приедет ли она летом в Сосновку. Она не знала, потому что такие вопросы решает её мама, но пообещала писать ему письма. Они попрощались, с грустью разойдясь по комнатам. 

Никите казалось, что всему пришёл конец. Мальчик не мог поверить, что не увидит больше тень от голубого банта на стене над диваном, где обычно сидела и шила Лиля. Он заснул, видя перед глазами этот огромный бант. Снилось ему, будто он бродит по зарослям леса. Вдруг из-за лопухов появился краснокожий дикарь в очках. Мальчик проснулся и увидел Аркадия Ивановича, который будил его утром. 

Глава 17. Разлука

Каникулы кончились. В январе, от отца Никиты пришло письмо, в котором он с грустью сообщал, что из-за дела о наследстве вынужден остаться в городе ещё надолго. Домой он приедет только к Великому посту. Матушка сильно расстроилась и пустила слезу. Ей казалось, что Никита уже стал забывать своего отца. Никита, в это время рисовавший карту Южной Америки по настоянию матушки (она считала, что за время каникул он обленился), думал о том, что он ничуть не забыл Василия Никитьевича и с огромной радостью вспоминал его сейчас. Он представил его перед собой.

«…он видел краснощёкое, с блестящими глазами и блестящими зубами, весёлое лицо отца — тёмная борода на две стороны, громкий похохатывающий голос». 

Матушка часто ругала Василия Никитьевича за беспечность и легкомысленность его поступков. Бывало, что отец Никиты тратил большие деньги на совершенно ненужные или лишние вещи, выдумывал странные идеи. 

Аркадий Иванович, как и матушка, тоже грустил, переживая свою разлуку. Он думал о своей невесте, городской учительнице Вассе Ниловне. Никита тоже стал думать о своей разлуке с Лилей. Прямо на карте, под Америкой, мальчик написал выдуманные им самим слова: «Пролетели счастливые дни». Тем временем учитель внимательно наблюдал, что делает с картой Никита.

Глава 18. Будни

Наступили сильные морозы. Никиту редко выпускали на прогулку. Аркадий Иванович ввёл новый сложный предмет — алгебру. Но Никита не мог погрузиться в учёбу, потому что не знал, за что можно «зацепиться» в этом предмете: алгебра ему казалась совершенно «сухой».

Сидя дома, Никита приходил в кабинет отца и читал, сидя у печи на диване, книги Фенимора Купера. Мальчик мог подолгу фантазировать, как он совершает подвиги: спасает Лилю на мустанге от похитивших её индейцев, стреляет в их предводителя, который стоит на самой вершине скалы. 

Когда матушка разрешала выйти из дома, Никита бродил один во дворе. Он всё скучал по Лиле, ходил по тем местам, где они вместе гуляли, вспоминал счастливые моменты, проведённые с голубоглазой девочкой. Ему казалось, что раньше он плохо ценил своё счастье. 

Матушка стала замечать его грустное настроение, поэтому отправляла его спать пораньше, а также попросила Аркадия Ивановича отменить алгебру, велела давать сыну касторки. Никите стало лучше. Но по-настоящему повеселел он только тогда, когда с юга стал дуть сырой и сильный ветер.

Глава 19. Грачи

В воскресенье Никита зашёл в людскую. Там играли в карты рабочие: «Василий, Мишка Коряшонок, Лекся-подпасок и Артём — огромного роста сутулый мужик с длинным кривым носом». Артём был безлошадным бобылём, очень хотел жениться. С недавних пор он стал заглядываться на Дуняшу — девушку, которая смотрела за молочным хозяйством. Пахом сидел на лавке у печи и подшивал голенище. Он не хотел играть в карты с остальными, так как был против этих игр. Никита сел играть с рабочими и сразу проиграл. 

Пахом позвал стряпуху, чтобы та покормила их. Василий стал креститься перед бумажной иконой. Вскоре вошла стряпуха Степанида с обедом. Рабочие, игравшие в карты, сели есть похлёбку «из бараньих голов». Пахом ел постное — картошку с солью. 

Никита вышел из людской. День был туманный, дул влажный и тяжёлый ветер. Мальчик побрёл к плотине. В облаках вились и тревожно кричали чёрные грачи. Никита, подняв голову, смотрел в высоту. Птицы кричали о чём-то смутном, но в месте с тем и о радостном. Грачи прилетели обратно, к своим оставленным в прошлом году гнёздам. Пришла весна.

Глава 20. Домик на колёсах

Все эти дни Никита был сонный, ему было тревожно, болела голова. Он чувствовал, что в чём-то виноват, хотя ничего плохо не делал. Матушка смотрела на него строго. Никите всё казалось: что-то должно произойти — странное, страшное, но не знал что это может быть, и любопытство донимало его. 

При этом мальчик будто одичал, ему было отчего-то горько. Вся природа вокруг вдруг стала Никите чужой. Гуляя в поле, он нашёл плугарскую будку на колёсах. Войдя, мальчик осмотрелся и стал просить Господа Бога, чтобы всё снова стало хорошо, чтобы всё расцвело и вышло солнце, и чтобы снова стало у него на душе легко. После этого Никите и правда стало лучше. Матушка на него вновь смотрела ласково и приветливо.

Глава 21. Необыкновенное появление Василия Никитьевича

Ночью пошёл дождь — он обрадовал проснувшегося Никиту. Теперь мальчик был уверен, что всё будет хорошо. А наутро снег совсем растаял. Небо постепенно освобождалось от туч, становилось голубым. Матушка волновалась, что отца до сих пор нет, и уже пятый день не было почты. Когда потекли вешние воды, Никита побрёл по двору, дошёл до оврага. Он шёл вдоль течения воды по траве, мечтательно рассматривая бегущие ручьи. На другой стороне оврага было поле. 

«Вдалеке, через поле, медленно скакали пятеро верховых на неоседланных лощадях. Передний, оборачиваясь, что-то, видимо, кричал, взмахивая связкой верёвок. По пегой лошади Никита признал в нём Артамона Тюрина. Задний держал на плече шест». 

Скакали верховые в направлении деревни Хомяковки, располагавшейся на другой стороне реки. Никите увиденное показалось очень странным, ведь погода не позволяла ездить верхом. Мальчик добрёл до нижнего пруда. На плотине появился Стёпка Карнаушкин верхом на лошади. Теперь Никита понял: что-то произошло. Мальчик побежал домой. Возле «чёрного крыльца» стояла лошадь Стёпки. Он приехал, чтобы рассказать о случившемся: отец Никиты тонет около деревни Хомяковки. Все домашние были очень напуганы. Матушка потом рассказывала, что Никита в тот момент «зажмурился и, как заяц, закричал». Сам же мальчик этого не запомнил. Аркадий Иванович успокаивал ребёнка, но его самого трясло. 

Рабочие заложили крепкого коня Негра в санки — спасать Василия Никитьевича. Матушка с Никитой сидели в ожидании возле окна в столовой, смотрели вдаль, где виднелась Хомяковка. Вечером рабочие привезли раскрасневшегося, промёрзшего отца, укрытого ворохом тёплой одежды. Он был жив. 

Глава 22. Как я тонул

В этот же день, сидя за горячим чаем, Василий Никитьевич рассказал, как и почему он тонул. Никита сидел на стуле, забравшись на сидение с коленями, животом навалившись на стол, и внимательно слушал отца. 

Из Самары Василий Никитьевич выехал три дня тому назад. В городе некий Поздюнин пристал к нему с просьбой купить красивого и умного жеребца по имени Лорд Байрон. Отец Никиты влюбился в этого коня и, поддавшись соблазну, всё-таки его купил. Василий Никитьевич не хотел оставлять новую лошадь одну в Самаре. На рассвете отцу заложили Лорда, и он выехал один из города. Когда дорога стала непроходимой, Василий Никитьевич решил остановиться на ночлег в Колдыбани, «у батюшки Воздвиженского». С попом они спорили до самой полуночи — доедет Василий Никитьевич до родной усадьбы в такую погоду или нет? Отец Никиты доказывал, что доедет. Ночью, как не беду, пошёл дождь. Но Василию Никитьевичу не терпелось повидаться с семьёй, ведь он находился «в двадцати верстах от Сосновки». Утром дождь закончился, и отец выехал на Байроне. Ехал он по бездорожью, кругом была вода. Проехали за Хомяковку, чтобы перейти речку вброд — это получилось. Дальше было три оврага, а в них вода — «сажени три глубины». Василий Никитьевич выпряг Лорда и поскакал на нём верхом. Подойдя к оврагу, Байрон прыгнул в него и ушёл под воду «по самую шею». Отец слез с коня и точно также ушёл под воду. Больше часа барахтались они с конём в воде, смешанной со снегом, но постепенно «выбились» на «чистую воду». В итоге Василия Никитьевича и Лорда Байрона прибило к берегу, на который они смогли поочерёдно выбраться. Но дальше было ещё два оврага. Вдруг отец увидел, что к ним на помощь скачут верховые.

После длинного рассказа у Василия Никитьевича сделался озноб, и его уложили в кровать. 

Глава 23. Страстная неделя

Шла Страстная неделя. Отец три дня лежал в жару, а потом стал постепенно выздоравливать. В его планах была подготовка к посеву. В доме шла большая уборка. Александра Леонтьевна тоже принимала в ней участие, поэтому к концу недели утомилась. В пятницу в доме начали печь куличи. Никита и Аркадий Иванович красили яйца. 

В субботу многие из людской и из дома ушли в село Колокольцовку, которое располагалось «за семь вёрст» от усадьбы, к Великой заутрене. Уставшая матушка и отец, а также Аркадий Иванович, который не получил письма от невесты и был в расстроенных чувствах, остались дома. Никита «на вечерней заре» поехал к заутрене с дворовым мужиком Артёмом. 

Глава 24. Дети Петра Петровича

Остановились Никита и Артём у Петра Петровича Девятова, старого друга Василия Никитьевича, который держал в дальней деревне бакалейную лавку. У Девятова было семь детей: «Володя, Коля, Лёшка, Лёнька-нытик», двое совсем маленьких и девочка Анна, ровесница Никиты. Пётр Петрович ещё до рассвета ушёл в церковь. Его жена Марья Мироновна наказала всем детям отдыхать в комнате тихо.

Никита и дети Девятова лежали на полу «на двух ситцевых перинах». Мальчик познакомился с ребятами. Ребята рассказывали о себе разные небылицы. Девочка Анна часто подходила к дверям комнаты, где отдыхали мальчики, и уличала их в обмане, просила Никиту не верить им. После каждого вранья ребят, она, вздыхая, произносила: «Неправдычка». Мальчики её каждый раз прогоняли. Только молчаливый Коля её защищал.

Лёшка говорил, будто на прошлую Пасху он съел двести яиц, что под водой он может подолгу не дышать и всё видит, от этого якобы в прошлом году у него в голове завелись блохи и червяки. Володя говорил, что завтра сам пойдёт звонить в колокола: в мелкие — левой рукой, а правой — в большой, в котором «сто тысяч пудов». Ребята рассказывали, какой их отец сильный, может коня за передние копыта поднимать. Лишь один Коля лежал молча и всё смотрел на Никиту по-доброму и улыбался ему одними глазами. Про него ребята сказали, что плавать он не умеет, а только читает книжки, поэтому отец хочет определить его учиться в город.

Так они и проговорили до того самого времени, когда надо было собираться идти на заутреню. 

Глава 25. Твёрдость духа

После заутрени в доме Петра Петровича был накрыт стол. Когда Никита лёг спать, он вспоминал, что он слышал и видел в церкви — перед глазами вставало всё, что было на заутрене. 

«И снова увидел белые дощатые стены, по которым текли слезы, свет множества свечей перед сусальными ризами и сквозь синеватые клубы ладана, вверху, под церковным, в золотых звездах, синим куполом, — голубя, простершего крылья. За решетчатыми окнами — ночь, а голоса поют, пахнет овчиной, кумачом, огни свечей отражаются в тысяче глаз, отворяются западные двери, наклоняясь в дверях, идут хоругви. Все, что было сделано за год плохого, — все простилось в эту ночь». 

Утром Никита и все без исключения дети Девятова «пошли к мирскому амбару на сухой выгон». Собираясь небольшими группами, они играли в разные игры. Никита пытался подойти к кому-нибудь, но за ним увязалась Анна. Ребята начали посмеиваться над ним. Никита понял, что понравился девочке, но проявил твёрдость духа и не стал с ней играть, потому что не мог предать Лилю. 

Глава 26. Весна

Шла весна. Солнце теперь светило особенно ярко. Пахло весенним ветром, свежей травой. На деревьях распустились почки. С каждым днём в саду становилось всё больше и больше птиц. 

Как-то раз Никита сидел возле дороги и смотрел, как по выгону ходит табун: мерины, кобылы, жеребята. В это время по дороге в открытой повозке ехал весёлый Василий Никитьевич. Он увидел сына и, остановившись, спросил: кто из табуна больше всего нравится Никите? Мальчик показал на тёмно-рыжего кроткого жеребёнка Клопика. После этого отец поехал дальше. Никита смекнул, что отец неспроста задал ему такой вопрос. 

Глава 27. Поднятие флага

Одиннадцатого мая — день рождения Никиты. Было назначено «поднятие флага» на пруду. Никите шутя присвоили звание адмирала. В столовой отец поздравил сына, подарил ему перочинный ножик с двенадцатью лезвиями, «весьма пригодный для морского дела». 

После чая отец с матушкой и Аркадий Иванович пошли с Никитой на пруд. На берегу стояла лодка — подарок отца. Василий Никитьевич, напевая морской марш, развернул флаг с изображением красной лягушки на задних лапах. Никита сел в лодке у руля, учитель взял вёсла, и они поплыли по воде. На берегу стояли радостные отец и мать.

Глава 28. Желтухин

Никита нашёл возле дома выпавшего из гнезда скворца, принёс его домой. Назвали его Желтухин. Посадили его на подоконник открытого окна, затянутого марлей со всех сторон. Никита приносил ему червей и мух, в блюдце — водичку. Скворец поначалу боялся мальчика и считал, что тот его съест. Когда кот Василий Васильевич прорвал марлю, чтобы поймать птицу, Никита вовремя оттащил зверя от Желтухина. После этого случая скворец стал доверчивее к мальчику. Потом Желтухину соорудили домик из дерева — с крылечком, дверкой и двумя окошками. 

Так скворец и поселился в усадьбе. Днём жил в саду, а вечером возвращался в домик, научился по-русски говорить. В конце лета его «сманили дикие скворцы», обучили летать, и к осени Желтухин улетел вместе с перелётными птицами. 

Глава 29. Клопик

Когда с весенними работами в поле было покончено, наступило свободное время до покоса. Рабочие лошади теперь ходили за прудом, на лугах в табуне, при котором состоял конюшонком Мишка Коряшонок. Никита стал ходить к нему за пруд обучаться верховой езде, ведь отец подарил ему Клопика. Матушка переживала, что Никита не сможет ездить на необъезженной лощади и обязательно что-нибудь себе сломает. Но отец уверил её, что мальчик должен быть в этом возрасте самостоятельным, и матушка сдалась, разрешив ребёнку учиться ездить верхом. 

Василий Никитьевич объявил сыну, что он должен научиться чистить, взнуздывать и седлать лошадь, «и после езды — вываживать». Только тогда он станет отличным кавалеристом. Из конюшни вывели Клопика. Никите позволили самому оседлать коня. Мальчику нелегко давался процесс, о котором говорил отец, но всё же ему удалось обуздать его при помощи кучера Сергея Ивановича. 

В заложенную тройку с запряжённым в неё Лордом Байроном сели отец и мать, и поехали. Никита на Клопике ехал рысью рядом с ними. Когда тройка набрала ход, Клопик пустился в галоп и догнал коляску с родителями. Никита был в восторге:

«Это было почти так же хорошо, как у Фенимора Купера»

Глава 30. В купальне

В тёплую летнюю погоду Василий Никитьевич, Никита и Аркадий Иванович ходили купаться на пруд, к купальне. Пока отец Никиты намыливался, учитель уже прыгал в пруд. Мальчик сидел на лавочке и ожидал, когда отец закончит мыться. Когда Василий Никитьевич произносил «поплыли», Никита бросался в пруд и плыл рядом с ним. Он хотел, чтобы отец похвалил его, ведь этим летом Никита хорошо научился плавать. 

Они шутили с Аркадием Ивановичем: подплывали к учителю с двух сторон и «топили его», ловя за ноги. Обычно Аркадий Иванович успевал уплыть от них и выбраться из воды. 

Возвращаясь после водных процедур, все трое встречали Александру Леонтьевну, которая была в халате и чепчике. Она сообщала, что «чай накрыт в саду», и предупреждала, чтобы они её не ждали: теперь была её очередь купаться. 

Глава 31. Стрелка Барометра

Наступила засуха. Все в доме были озабоченные и серьёзные. Домашние были удручены тем, что урожай от зноя может погибнуть, и зима будет голодная. Стрелка барометра всё время указывала на деление «сухо, очень сухо». Аркадий Иванович был особенно печален, ведь его невеста не сможет приехать в Сосновку из-за болезни матери. 

После обеда родители Никиты легли отдыхать. В комнату к мальчику влетел Желтухин. Никита накормил его. Вдруг скворец сел на карниз футляра барометра. Барометр показывал, что будет буря. Никита побежал рассказать об этом родителям. Вечером усилился ветер, хлынул дождь, отчего приятно запахло влагой. Так буря спасла урожай.

Глава 32. Письмецо

Однажды отец послал Никиту за почтой. Мальчик приехал на Клопике в село Утевку, на базарную площадь, где располагалось почтовое отделение. Почтмейстер Иван Иванович Ландышев часто пьянствовал, отчего люди боялись заходить на почту. Кроме того, он не отдавал газеты и журналы, пока сам их не прочтёт от корки до корки. На этот раз Никите тоже не удалось их взять. Получив только письма, он отправился домой через степь. Пустив коня «вольным ходом», мальчик стал пересматривать стопку писем. 

Одно письмо было маленькое «в светло-лиловом конвертике, надписанное большими буквами “Передать Никите”», написано оно было на кружевной бумаге. Послание было от Лили. В нём девочка писала, что живёт на даче в Самаре и ничуть не забыла своего друга и события этой зимы, и подаренное Никитой колечко не потеряла. «Я вас очень люблю», — писала Лиля. Перечитав несколько раз, Никита летел на Клопике, чувствуя себя счастливей всех на свете. 

Глава 33. Ярмарка в Пестравке

Отец Никиты очень хотел поехать на ярмарку в Пестравку, но Александра Леонтьевна была против, потому что боялась, что он опять потратится. Василий Никитьевич хотел продать в Пестравке лошадь Заремку, потому что она «кусается и бьёт задом». В итоге сошлись на том, что отец всё-таки поедет, но не будет тратить много денег, для этого он продаст два воза яблок. Никита попросился ехать «на возах» рядом с Мишкой Коряшонком. 

На ярмарке Василий Никитьевич недорого приобрёл «партию верблюдов», а Заремку продал некоему Медведеву и яблоки отдал ему в придачу. На следующий день отец собирался пойти смотреть ещё тройку серых лошадей. Он понимал, что дома ему попадёт от Александры Леонтьевны. 

Глава 34. На возу

В августе целыми днями Никита пропадал с отцом на молотилке. Вечером на возу, полном соломы, усталый Никита ехал домой после трудового дня, от которого осталось столько впечатлений. Мальчик вспоминал, как свирепо выл барабан, съедая снопы, и гнал «в пыльные недра молотилки солому и зерно». Никита очень любил эти моменты возвращения «с молотьбы». 

«В степи было теперь совсем темно. Всё небо усыпано августовскими созвездиями. Бездонное небо переливалось, словно по звёздной пыли шёл ветерок. Разостлался светящимся туманом Млечный Путь. На возу, как в колыбели, Никита плыл под звёздами, покойно глядел на далекие миры». 

Наблюдая за чудесным вечерним небом, мальчик мечтательно думал, что когда-нибудь он сядет на воздушный корабль и улетит далеко-далеко. Подходили к концу труды всего года. Уже близилась осень. 

Глава 35. Отъезд

Наконец наступила осень. Василий Никитьевич вновь уехал в Самару, там он удачно продал пшеницу. Оттуда он писал, что его дело с наследством так и не продвинулось, поэтому он должен был остаться в городе. Но чтобы не разлучаться с родными, он хотел, чтобы вся семья переехала жить в город. Ещё отец решил, что Никита должен поступить в гимназию. Матушка согласилась ехать к отцу, но сама она не любила городскую жизнь. Аркадий Иванович был рад переехать в Самару, чтобы увидеть свою возлюбленную.

Приехав в город и подъехав к одноэтажному дому белого цвета, матушка, Аркадий Иванович и Никита увидели отца, выбегающего им навстречу. Никита первым переступил порог нового жилища. В зале он увидел Лилю. Она спросила, получил ли мальчик её письмо, и услышав утвердительный ответ, попросила вернуть ей письмо. Девочка расстроилась, что Никита ей не ответил. Мальчику стало совестно, что за деревенскими заботами он забыл это сделать. Он извинился перед Лилей, и она простила его «на этот раз». Девочка сообщила ему, что поступила в первый класс гимназии.

Аркадий Иванович вместе с Никитой заносили вещи в новую комнату мальчика. В доме было семь комнат — тесноватых, необжитых. Время в городе шло быстрее, чем в деревне. На улице всё время было шумно. Никита чувствовал себя здесь чужим. Ночью мальчику снилось, будто он, стоя перед Лилей «в синем мундире с серебряными пуговицами», возвращает голубоглазой девочке письмо. 

На следующее утро Аркадий Иванович и Никита с матушкой пошли говорить с директором гимназии. Через неделю Никита сдал вступительный экзамен и поступил во второй класс. 

Автор: Диана Танцур

Текст разделён на части. Постарайтесь кратко передать содержание каждой части. Отметьте положительные стороны пересказа друг друга. Посоветуйте, как исправить ошибки, если они были допущены. Помните о культуре общения. Прочитайте пословицы, которые вам помогут в этом.


Петь хорошо вместе, а говорить − порознь.
Одно тёплое слово и в мороз согреет.
Слова хороши, если они коротки.
Когда говоришь — думай.


reshalka.com

ГДЗ Литературное чтение 4 класс (часть 1) Климанова. Вопросы и задания (стр.107). Номер №8

Решение

Части текста:
• Солнечное утро.
• Аркадий Иванович.
• Сугробы.
• Таинственное письмо.
Пересказ частей текста.
Солнечное утро.
Никита, которому шёл десятый год, проснулся в солнечный морозный день и вспомнил о том, что вчера вечером плотник Пахом сделал ему скамейку для катания с горы. Сегодня утром Никита уже мог идти кататься. Мальчик прислушался: было тихо. Он подумал, что все ещё спят. Никита хотел, не умываясь, тихонько одеться и выйти из дома, чтобы добраться до речки, на которой за ночь намело большие сугробы. Мальчик уже мечтал лететь с горы на своей новой скамейке. Но дверь неожиданно отворилась, и в комнату заглянула «голова в очках, с торчащими рыжими бровями, с ярко−рыжей бородкой».
Аркадий Иванович.
Заглянул в комнату учитель Никиты, Аркадий Иванович. Он догадывался, что мальчик захочет незаметно улизнуть на улицу. Никите пришлось умыться, а потом Аркадий Иванович повёл мальчика завтракать. Учитель никогда не жаловался матушке Александре Леонтьевне на Никиту, но мальчик всё равно всегда был настороже. Матушка сказала Никите, что если он пойдёт гулять, то должен обязательно надеть башлык, ведь на улице большой мороз.
Но после чая Аркадий Иванович повёл его заниматься арифметикой «в пустую и белую комнату». Никита не желал решать задачи и писать диктанты, его тянуло гулять на речку Чагру, где были хорошие сугробы. Вдруг в доме хлопнула дверь, и Аркадий Иванович, в надежде, что ему пришло письмо от его возлюбленной, вышел из комнаты. Никита тем временем быстро оделся, спрятав башлык под комодом, и выбежал на мороз.
Сугробы.
Взяв на плечо новую скамейку, мальчик побежал к плотине. Никита шёл задом наперёд, чтобы запутать Аркадия Ивановича. Подойдя к речке, мальчик взобрался на снежную гору, нависающую над рекой. Вдалеке он увидел своих приятелей, которые жили в этом конце деревни Сосновки. Ещё дальше едва было видно «кончанских» мальчуганов, живущих на другом конце деревни — это были «вражеские» ребята.
Никита скатился с горы один раз. Поднимаясь обратно, мальчик увидел, что недалеко в снегу стоит Аркадий Иванович. Никита вновь скатился с горы, побежал по льду до нависающего над рекой снежного мыса. Там он выкопал яму, закрывшись изнутри снегом. Но учитель всё равно нашёл мальчика. Он рассказал Никите, что из Самары пришло письмо, и ребёнок, заинтересовавшись, вылез из укрытия.
Таинственное письмо.
За обедом мама Никиты прочла это письмо. Оно было от отца мальчика — Василия Никитьевича. В письме сообщалось, что отец купил сыну очень большой подарок, и просил прислать за ним «лишнюю подводу», и что на праздники к ним в деревню приедет приятельница матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Учитель тоже получил весточку из Самары от своей невесты−учительницы. Никита стал расспрашивать о подарке, но мама не отвечала. Аркадий Иванович тоже был весь день каким−то таинственным и весёлым. Иногда он вынимал из кармана письмо от невесты и перечитывал пару строк.
Вечером Никита побежал через двор к людской к своему другу Мишке Коряшонку, чтобы спросить его, какой подарок привезут из города, но не получил вразумительного ответа. Зато Мишка позвал его завтра пойти бить «кончанских» мальчишек. Никита согласился идти вместе с другом.

Литературное чтение на родном русском языке

Тема урока: А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи.

Сегодня мы знакомимся с рассказом А.Н.Толстого “Сугробы” из повести “Детство Никиты”. Никита – сын А.Н.Толстого.

Алексей Николаевич Толстой

Граф Алексей Николаевич Толстой (29 декабря 1882 (10 января 1883), Николаевск, Самарская губерния, Российская Империя — 23 февраля 1945, Москва) — русский советский писатель и общественный деятель из рода Толстых.

Алексей Николаевич Толстой провёл своё детство на степном хуторе, недалеко от Самары. Он жил в барском доме, но дружил с деревенскими ребятишками. Вместе с ними бегал на пруд, катался верхом. Толстой полюбил русскую природу. Знойный день, ночная гроза, снежный буран — всё оставило след в его жизни. Большим уважением к народу писатель наделил мальчика Никиту, нежного наблюдательного и серьёзного. “Детство Никиты”, “Золотой ключик”— эти произведения написал А.Толстой.

Сугробы

Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нём глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух, морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щёки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.

Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам. Внизу стояла новенькая сосновая скамейка с мочальной витой верёвкой. Никита осмотрел — сделана прочно, попробовал — скользит хорошо, взвалил скамейку на плечо, захватил лопатку, думая, что понадобится, и побежал по дороге вдоль сада, к плотине. Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие вётлы, покрытые инеем, — каждая веточка была точно из снега.

Никита повернул направо, к речке, и старался идти по дороге, по чужим следам…

На крутых берегах реки Чагры намело за эти Дни большие пушистые сугробы. В иных местах они свешивались мысами над речкой. Только стань на такой мыс — и он ухнет, сядет, и гора снега покатится вниз в облаке снежной пыли.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пушистых полей. Налево, над самой кручей, чернели избы, торчали журавли деревни Сосновки. Синие высокие дымки поднимались над крышами и таяли. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня выгребли из печек, двигались маленькие фигурки. Это были Никитины приятели — мальчишки с «нашего конца» деревни. А дальше, где речка загибалась, едва виднелись другие мальчишки, «кончанские», очень опасные.

Никита бросил лопату, опустил скамейку на снег, сел на неё верхом, крепко взялся за верёвку, оттолкнулся ногами раза два, и скамейка сама пошла с горы. Ветер засвистал в ушах, поднялась с двух сторон снежная пыль. Вниз, всё вниз, как стрела. И вдруг там, где снег обрывался над кручей, скамейка пронеслась по воздуху и скользнула на лёд. Пошла тише, тише и стала.

Никита засмеялся, слез со скамейки и потащил её в гору, увязая по колено. Когда же он взобрался на берег, то невдалеке, на снежном поле, увидел чёрную, выше человеческого роста, как показалось, фигуру Аркадия Ивановича. Никита схватил лопату, бросился на скамейку, слетел вниз и побежал по льду к тому месту, где сугробы нависали мысом над речкой.

Взобравшись под самый мыс, Никита начал копать пещеру. Работа была лёгкая — снег так и резался лопатой. Вырыв пещерку, Никита влез в неё, втащил скамейку и изнутри стал закладываться комьями. Когда стенка была заложена, в пещерке разлился голубой полусвет, — было уютно и приятно. Никита сидел и думал, что ни у кого из мальчишек нет такой чудесной скамейки…

— Никита! Куда ты провалился? — услышал он голос Аркадия Ивановича.

Никита… посмотрел в щель между комьями. Внизу, на льду, стоял, задрав голову, Аркадий Иванович.

— Где ты, разбойник?

Аркадий Иванович поправил очки и полез к пещерке, но сейчас же увяз по пояс.

— Вылезай, всё равно я тебя оттуда вытащу.

Никита молчал. Аркадий Иванович попробовал лезть выше, но опять увяз, сунул руки в карманы и сказал:

— Не хочешь, не надо. Оставайся. Дело в том, что мама получила письмо из Самары… Впрочем, прощай, я ухожу…

— Какое письмо? — спросил Никита.

— Ага! Значит, ты всё-таки здесь.

— Скажите, от кого письмо?

— Письмо насчёт приезда одних людей на праздники.

Сверху сейчас же полетели комья снега. Из пещерки высунулась голова Никиты. Аркадий Иванович весело засмеялся.

____________________________________________________

Журавли — здесь: шесты у колодцев, устройство для подъёма вёдер с водой из колодца.

Аркадий Иванович — учитель Никиты.

Каретник – сарай для карет.

Вётлы- длинные ивовые прутья,

Мыс- крутой берег нависший над рекой.

Ответь на вопросы.

— О ком этот рассказ? Кто такой Никита?

— Какое время года описывает автор? Подтвердите словами из текста.

-Чем любил заниматься Никита зимой?

-Почему Никита оказался в снегу?

-Что побудило Никиту выбраться из снега?

-Что вы узнали о Никите? Какой он?

Никита рос умным, наблюдательным, пытливым мальчиком. Он видел “синие следы зайцев” и “стеклянные следы полозьев”.Он дружил с деревенской ребятнёй, хотя жил в барском доме. Развивался среди народа, видел тяжёлую крестьянскую жизнь и великий крестьянский труд. Всё для Никиты полно значения, всё важно и интересно.

Домашнее задание: прочитай и подготовь выразительное чтение стихотворения Николая Асеева «Лыжи»

Литературное чтение

Тема урока: Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Котенок»

Жужжащее чтение 5 минут.

Прочитай стихотворение Е.Благинниной «Котенок».

Ответьте на вопросы.

— Понравилось ли вам произведение?

– Выразите свое мнение о произведении одним словом.

– Где нашла девочка котенка?

– Что делал котенок в саду? Прочитайте.

– Почему котенок мяукал и дрожал?

– Что сделала девочка?

– Прочитайте строчки, в которых говорится, каким стал котенок.

– Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения?

– Что вы думаете о девочке?

– Как она относится к природе, животным, птицам?

– Приходилось ли вам наблюдать такую картину, какую увидела девочка?

– О чем стихотворения Е. Благининой?

– Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным?

Домашнее задание: Подготовьте выразительное чтение стихотворения, вложите все свои чувства, которые, по вашему мнению, переживала девочка.

Запиши на диктофон выразительное чтение стихотворения «Котенок» и пришли на мою электронную почту g-mirova2017@yandex.ru или с помощью приложения WhatsApp, или с личного кабинета на Инфоуроке.

Окружающий мир

Тема урока: Золотое кольцо России

Золотое кольцо руси

Над Темзой плывут туманы,

Над Европой нависли тучи,

А где-то шумят океаны,

Водопады срываются с кручи.

Но что до заморских диковин,

Коль не познаны русские дали?

Перезвоны святых колоколен

Меня в дорогу позвали.

Я могла бы их вечно слушать,

Ни о чем другом не просить.

Сам Господь надел мне на душу

Золотое кольцо Руси.

(Татьяна Будкова.)

– сегодня мы с вами совершим путешествие по Золотому кольцу России, узнаем много нового и интересного, посетим знаменитые храмы и монастыри, а также побываем в некоторых музеях.

III. Изучение нового материала.

Беседа.

– Как вы думаете, где мы будем путешествовать? Что будем изучать?

– Заинтересовала эта тема? Почему?

– Путешественники на Руси всегда были в особом почете, вспомним слова А. С. Пушкина:

Ой вы гости, господа,

Долго ль ехали, куда?

Ладно за морем иль худо

И какое в свете чудо?..

– Самые заветные чудеса страны открывали миру именно путешественники. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам». Своё путешествие мы начнём с нашей страны и побываем в нескольких древних русских городах, – все вместе они образуют «Золотое кольцо».

–Почему золотое? «Золотое кольцо России» – популярный в нашей стране туристско-экскурсионный маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры.

– С древних времен кольцо является символом единства и постоянства, поэтому молодожены на свадьбе обмениваются кольцами.

– С давних пор золото – символ богатства и знатности, так как это очень редкий драгоценный металл и до сих пор золотой запас казны государства – показатель его силы и могущества. Золото – один из самых ковких металлов, поэтому украшения, сделанные из него, очень изящны и затейливы.

– Посмотрите в учебнике с 86 на план размещения городов в Золотом кольце. Они действительно расположены почти кругом, беря свое начало в столице нашей Родины – Москве. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины. Посмотрите на карту. Назовите и покажите столицу нашей Родины.

– Туристический маршрут по городам Золотого кольца очень популярен в России. Давайте и мы совершим по нему заочное путешествие. Тогда отправляемся в путь.

– У вас есть маршрутные листы нашего путешествия – рабочая тетрадь (№ 2, с. 54). Очутившись в новом городе, вы должны будете запомнить его название, внести в таблицу.

Заочная экскурсия

Начиная и заканчиваясь в Москве, маршрут Золотого кольца проходит по территории 5 областей: Московской, Ярославской, Владимирской, Костромской и Ивановской. На северо-восток от Москвы ведёт древняя дорога. Она связана со множеством событий русской истории. И вела она в древний русский город Сергиев Посад.

Первый город, который мы посетим, – это Сергиев Посад. Город назван в честь святого Сергия, родившегося в соседнем городке – Радонеже. Сергий Радонежский основал один из самых значительных и больших по размерам монастырей России. Мощи святого Сергия захоронены в Троице-Сергиевой лавре. Слово «лавра» означает «главный, самый важный монастырь». Здесь находятся семинария, наиболее богатая в России библиотека религиозной литературы.

Ссылки для просмотра презентации:

Презентация на тему Золотое кольцо России

https://infourok.ru/prezentaciya-zolotoe-kolco-rossii-684281.html

Архитектурные памятники:

Троице-Сергиева лавра.

Основан монастырь в середине XIV века Сергием Радонежским. Этот монастырь был и крупнейшей военной крепостью. В середине XVI века деревянная ограда монастыря по приказу Ивана Грозного заменяется на каменную со сторожевыми башнями. В 1608 году лавра выдержала шестнадцать месяцев осады польско-литовских интервентов. Более шести веков Троицкий монастырь стоит на северных подступах к столице.

Братья Варфоломей и Стефан основали его на Маковеце – на холме при слиянии рек Вондюги и Кончуры. Спустя 2–3 года сюда стали стекаться монахи. Перед решающим сражением с полчищами Мамая князь Дмитрий приезжал в Троицкий монастырь, чтобы получить у Сергея Радонежского благословление на ратный подвиг. Монастырь называется Троицким по имени главного храма. Он возник в тяжёлое для Руси время. Троица олицетворяла собой идею единства.

В XVI веке Троице-Сергиев монастырь входит в систему оборонительных сооружений вокругМосквы. Здесь возводятся каменные стены(общая длина 1284 м). Возводят башни: Пятницкая, Плотничья, Луковая, Водяная, Уточья (шпиль её увенчан белокаменным изображением утки), Конюшенная, Звонковая, Красная, Келарская, Сушильная.

В каждом монастыре непременно имеется колодец, над которым возводится часовня.

– Итак, вы поняли, кто такой Сергий Радонежский?

– Что он основал? Чем прославился?

– Далее мы оказываемся в городе Переславле-Залесском.

Переславль-Залесский. До 1302 года Переславль-Залесский был отдельным княжеством. Основал город Юрий Долгорукий. Образование Переславля относится к глубокой древности. Первоначально город назывался Клещином. В переводе с древнерусского, «Переславль» означает «перенявший славу». Валы новооснованного города, высокие и широкие, охватили огромную территорию. Высота вала колебалась от 10 до 18 метров, а окружность составляла 2 километра 350 метров. Здесь родился Александр Невский – великий русский полководец. Переславль славен еще и тем, что здесь на Плещеевом озере Петр I построил свою первую флотилию. Плещеево озеро имеет возраст около 30 тысяч лет. Оно почти правильной овальной формы, береговая линия занимает почти 27 км. В озере водится 16 видов рыб. Зимой озеро замерзает, а летом его поверхность, обычно спокойная и неподвижная, иногда покрывается большими волнами.

Архитектурные памятники:

Преображенский собор.

Собор построил князь Юрий Долгорукий (в 1152 году собор уже существовал). Называют его в Переславле Старым собором. Рядом с ним стояли когда-то хоромы князя, дома дружинников. Образованное пространство называлось Красной площадью. Настоящее название собора – Спасо-Преображенский.

Горицкий монастырь.

Никитский монастырь.

Его основание относят к концу XI – началу XII века. Это один из самых древнейших монастырей в этих краях.

Музей-усадьба «Ботик».

В музее хранится бот «Фортуна». Рядом размещены деревянные блоки, ворот, котел для варки смолы, остатки такелажа и парусов, точило, мачты, рули. У одной из стен установлен бюст Петра. Перед зданием музея стоит памятник Петру I.

– Этот город был основан тем же человеком, который основал Москву, помните кто это? (Юрий Долгорукий.)

– Вам понравилось сегодняшнее путешествие?

– Посмотрите ещё раз на карту-схему. Перечислите города Золотого кольца.

– Почему древние города строились на берегах рек и озёр?

Домашнее задание: учебник, с. 86–88 (прочитать), задание 2 с 54 –заполнить в таблице достопримечательности Сергиева Посада, Переславля-Залесского. Подготовить сообщение о Горицком и Никитинском монастырях (В ЗЕЛЕНОЙ ТЕТРАДИ).

Сфотографируй д/з и пришли на мою электронную почту g-mirova2017@yandex.ru или с помощью приложения WhatsApp, или сличного кабинета на Инфоуроке.

  • Главная мысль рассказа специалист аверченко
  • Главная мысль рассказа солдатская шинель
  • Главная мысль рассказа совесть гайдара
  • Главная мысль рассказа сова бианки
  • Главная мысль рассказа собачье сердце