Главная мысль рассказа светлана

«Светлана» читательский дневник

«Светлана» читательский дневник

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 910.

Обновлено 8 Августа, 2021

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 910.

Обновлено 8 Августа, 2021

«Светлана» – лирическая баллада, в которой описаны традиционные на Руси гадания в крещенскую ночь, а также удивительный сон Светланы, который, к счастью, не оказался пророческим.

Краткое содержание «Светлана» для читательского дневника

ФИО автора: Жуковский Василий Андреевич

Название: Светлана

Число страниц: 12. Жуковский В. А. «Баллады. Поэмы». Издательство «Искатель». 2016 год

Жанр: Баллада

Год написания: 1812 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

Действие баллады происходит в начале XIX века в одной из русских деревень. Все события развиваются в крещенскую ночь, в которую незамужние девушки традиционно гадали в попытках узнать своё будущее.

Главные герои

Светлана – юная девушка, скромная, робкая, верная, любящая.

Жених Светланы – молодой красивый парень, который сдержал своё слово и вернулся за возлюбленной.

Подруги Светланы – весёлые, беззаботные девушки.

Белоснежный голубок – символ добра и света, ангел-хранитель Светланы.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

В крещенский вечер девушки решили погадать. Они кидали за ворота башмаки, кормили курицу считаным зерном, клали в чашу с водой серьги и перстни, топили воск. Среди весёлых подруг выделялась грустная, задумчивая Светлана. Прошёл уже год, как уехал её возлюбленный и нет от него ни письма, ни весточки. Подружки посоветовали ей ночью погадать на суженого, который должен к ней явиться.

Светлана накрыла скатертью стол, поставила два столовых прибора, свечу и зеркало. Ей было страшно, но желание узнать свою судьбу взяло верх, и ровно в полночь девушка села за стол. Она с волнением вглядывалась в зеркало и незаметно для себя уснула.

Светлане приснился страшный сон. Ей привиделось, будто в комнату вошёл её суженый и позвал её обвенчаться в церкви, где уже поджидал их священник. Они вышли на улицу, сели в сани и пустились вскачь. Тусклый свет луны освещал ночную степь, и Светлана заметила, что её возлюбленный был бледным, молчаливым, унылым. Вскоре показался храм, и через открытые двери были видны люди, склонившиеся над гробом с покойником. Светлане стало страшно, но молодой человек даже не попытался её утешить.

Неожиданно поднялась сильная метель, закаркало вороньё. Перед глазами Светланы появилась небольшая хижина, занесённая снегом. В этот миг исчезли сани вместе с женихом, и девушка вошла в избушку, в которой горел свет. Она увидела стол, накрытый белой скатертью, на котором стоял гроб с мертвецом. Девушка не на шутку испугалась и кинулась к образам, прося защиты у Спасителя. Зажав в руках нательный крестик, она забилась в угол под иконами и принялась неистово молиться.

Вьюга утихла, и в избушку неожиданно влетел белый голубок, который сел на грудь к Светлане и обнял её своими крыльями. В этот момент покойник пошевелился и застонал. Он готов был выбраться из гроба, но белый голубок сел на грудь мертвеца и тот, обессилев, замер. Светлана с ужасом узнала в мертвеце своего возлюбленного. Она пробудилась ото сна и увидела, что уже наступило утро.

Страшный сон не давал Светлане покоя. Она сидела у окна, переживая о том, что её кошмар может сбыться наяву. Вдруг у ворот дома она увидела молодого парня, который оказался её суженым. Разлука только укрепила его чувства, и он явился за Светланой, чтобы сделать её своей женой. Мрачный сон девушки остался в прошлом…

Вывод и своё мнение

Своим произведением автор хотел донести до читателей, что не следует полагаться на разного рода суеверия. Вместо этого нужно твёрдо верить в себя, никогда не опускать руки в сложных жизненных ситуациях, не падать духом. Вера в лучшее, добрые поступки – вот основа счастливой, радостной жизни.

Главная мысль

Не стоит верить гаданиям, предсказаниям и приметам. Судьба человека только в его руках.

Авторские афоризмы

«…Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье…»

«…Слава-нас учили-дым; Свет-судья лукавый…»

«…Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье…»

«…Ах! а им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит…»

«…Милый друг далёко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой…»

«…Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу»

Толкование непонятных слов

Суженый – жених, тот, с кем суждено вступить в брак.

Ярый – светлый, белый.

Перстень – кольцо, надеваемое на безымянный палец (перст).

Венец – славянский девичий головной убор.

Светлица – у восточных славян светлая парадная комната.

Запон – передник, фартук.

Покров – покрывало.

Новые слова

Сверчок – насекомое, издающее приятные звуки, часто селится в домах.

Поп – православный священник.

Дьякон – лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства.

Фимиам – ароматическая смола, благовоние, сжигаемое при богослужениях.

Полотно – гладкая и плотная льняная или хлопчатобумажная ткань простейшего переплетения.

Тест по балладе

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Светлана Нефёдова

    10/10

  • Kelly Klerson

    7/10

  • Даша Яковлева

    10/10

  • Анастасия Музыка

    10/10

  • Державин Гавриил

    6/10

  • Ангелина Васильева

    9/10

  • Ольга Смирнова

    10/10

  • Варя Милеева

    10/10

  • Максим Саркисянц

    10/10

  • Диана Лискина

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 910.


А какую оценку поставите вы?

Имя В. А. Жуковского в нашей литературе связано в первую очередь в таким жанром поэтического творчества, как баллада. Несмотря на то, что большинство произведений поэта являются переводами, «Светлана» считается символом раннего романтизма в России, так как в ней усилен национальный колорит нашей Родины, который нельзя прочувствовать в оригинальных немецких балладах.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция
  • 4 О чем?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Главная мысль
  • 9 Устаревшие слова
  • 10 Чему учит?
  • 11 Средства выразительности
  • 12 Фольклорные элементы

История создания

Первой балладой Жуковского становится «Людмила» (1808), которая на самом деле является вольным переводом «Леноры» (1773) немецкого поэта Г. Бюргера. С целью адаптировать текст для российского читателя писатель меняет имя главной героини, ее местоположение, вводит отсылки к фольклору русского народа и его мифам.

В 1812 году в свет выходит «Светлана», также основанная на сюжете «Леноры», но здесь еще больше усиливается национальный колорит за счет деталей и пейзажей, чего, конечно, в «Леноре» не было; кроме того, Жуковский меняет финал баллады.

Кому же Жуковский посвятил балладу? Он адресовал ее своей племяннице А. А. Протасовой в качестве подарка на ее свадьбу с его другом А. Войековым.

В 1831 году он переводит «Ленору» в третий раз, теперь с минимальными изменениями.

Жанр и направление

Баллада — это стихотворение, в основе которого лежит остродраматический сюжет, необычайный случай. Сам термин происходит из французского языка и переводится как «танцевальная песня». Возникают баллады в средние века. Они во многом связаны с народными преданиями, древними легендами. Здесь соединяются черты песенного повествования и рассказа.

Романтизм в балладе «Светлана» очевиден. На первый план выходит присущий романтизму конфликт, который здесь представлен как борьба мира вымышленного с миром реальным. Чувства главной героини ярко выражены через пейзажи, которые становятся действующими героями; такие элементы сюжета, как сон, гадания, символика русского фольклора, также присущи романтизму, в отличие от, например, предшествующего ему классицизма.

Интересным в балладе становится соотношение реального и фантастического. Выходит, реальное здесь – это гадание, сон, встреча с любимым в конце. Реальное (сон как процесс) порождает фантастическое (содержание сна): мертвого жениха, гроб в избушке, ворона и голубя, путешествие на лошадях и т.д. Фантастическое удивительным образом в «Светлане» приобретает и иной смысл: вера спасает главную героиню. Получается, оно, фантастическое, может не только губить человеческую душу, но и становиться ее защитником. Обычно в балладах случается наоборот: и в «Людмиле», и в «Леноре», и в «Лесном царе» И. Гете, и в «Кубке» А. С. Пушкина герои проигрывают волшебным силам.

Композиция

В основе композиции баллады лежит прием антитезы: противопоставляются сон и реальность. Это столкновение обусловлено содержанием, ведь действительность в произведении противопоставлена вредоносной иллюзии, вера – суеверию, правда – лжи.

Роль композиции – показать контраст и необходимость нравственного выбора между мистикой, суеверием, сном и явью, верой, правдой. Героиня выбрала свой путь и вернулась в реальный мир, где ее ждало счастье.

О чем?

Сюжет данного произведения во многом повторяет сюжет предшествующей ему «Людмилы». Жуковский в них как бы воскрешает обыденный для народа мотив песен: молодая девушка ждет возлюбленного с войны.

Светлана очень тоскует по своему жениху, от которого уже как год нет никаких вестей, и решается погадать в крещенский вечер у зеркала. Героиня смотрит в зеркало и неожиданно слышит голос своего ненаглядного, который зовет ее в церковь, чтобы наконец-то связать их сердца узами брака. Конечно, девушка соглашается.

Дорога становится для нее большим испытанием: она чувствует опасность, слышит крики ворона, видит гроб. Многое предзнаменует беду. Когда сани с героиней останавливаются около какой-то хижины, лошади и жених исчезают. Светлана заходит в дом и снова видит гроб, из которого встает ее умерший возлюбленный и протягивает к ней руки, чтобы скрепить их брачный союз. Девушку спасает чудесный голубь, закрыв ее от мертвеца.

От испуга героиня просыпается и понимает, что все ее приключение оказалось страшным сном. Она в смятении, ведь, скорее всего, это было предзнаменованием, однако в финале ее ждет счастливый конец: жених возвращается целым и невредимым.

Главные герои и их характеристика

Многие образы в балладе «Светлана» имеют символический подтекст, то есть представляют собой мистическую силу, заключенную в теле.

  1. Характеристика Светланы. Кажется, что у баллады только один действующий персонаж – Светлана. Она и правда становится центральным героем в повествовании. Это молодая девушка, опечаленная тем, что от любимого нет вестей, она беспокоится о нем. Она не может веселиться, как ее подружки, и для нее гадание не является простой девичьей забавой. Героиня чиста и невинна: она не ропщет на Бога, не обвиняет судьбу, когда узнает, что ее жених умер, а наоборот, молится. Иначе вели себя Людмила и Ленора, которые в порыве отчаяния обвиняют Спасителя, что он не услышал их молитв. Образ Светланы противопоставлен этим героиням: она не призывает Бога на суд, поэтому темные, злые силы не могут погубить ее чистую и прекрасную душу. За смиренность, набожность и верность автор награждает героиню счастливым финалом.
  2. Голубь. Своеобразным двойником и защитником Светланы становится белоснежный голубь, который закрывает ее от сил тьмы. Это – «ангел-утешитель», которому молилась Светлана перед тем, как начать гадать.
  3. Ворон. Эта птица олицетворяет смерть и темные силы.

Призрак жениха, который появляется в страшном сне, сам жених и подруги Светланы не имеют проработанной характеристики, однако читатель узнает, что возлюбленный девушки хорош собой, смел и верен.

Темы

Основными темами произведения являются любовь и вера.

  1. Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
  2. Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
  3. Традиции Руси. Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

Проблемы

Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени.

  • В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
  • Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.

Главная мысль

«Светлана» стала очень популярной у читателей. Это связано, в первую очередь, с тем, что в балладе очень много деталей национального колорита, она была близка народу и воспринималась как подлинно русское и понятное читателю произведение. Здесь широка фольклорная, народная основа: какие-то приметы, типичные гадания, отсылки к известным песням и преданиям, мотивы русских сказок и легенд. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил. Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни.

Так, Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры. Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду. Смысл баллады он выражает в следующих строках: «Здесь несчастье – лживый сон; / Счастье – пробуждение».

Устаревшие слова

Благодаря достаточно легкому языку современный читатель может спокойно понимать текст баллады. Однако стоит упомянуть об историзмах и архаизмах, которые встречаются в тексте.

  1. Историзмы – это слова, обозначающие существовавшие когда-либо предметы и явления, которые исчезли из жизни общества по тем или иным причинам. В «Светлане» встречаются следующие историзмы: тесовые (ворота) – сделанные из теса – тонких досок из древесины хвойных деревьев; налое – высокий и узкий столик для икон или Евангелие с наклоненной столешницей для чтения молитв стоя; светлица – парадная комната, полная света (отсюда и название).
  2. Архаизмы – это устаревшие слова, которые чаще всего не употребляются более, но которые имеют в современном языке синонимы. В этом произведении встречаются следующие архаизмы: кручина – грусть, тоска; очи – глаза; лик – лицо; уста – губы; зиждитель – основатель; денница – утренняя звезда.

Чему учит?

Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.

В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.

Средства выразительности

Здесь также присутствует большое количество средств художественной выразительности, среди которых эпитеты («милый», «белоснежный», «приятный», «мирный»), метафоры («свет-судья лукавый», «слава – дым»), сравнения («в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах»), гиперболизация («тьма людей во храме»), олицетворения («ноет грудь», «крикнул сверчок»).

Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

Фольклорные элементы

В тексте много фольклорных отсылок, среди которых – образ дороги как жизненного пути. Он часто используется в сказках. В «Светлане» дорога, которую она преодолевает с тревожностью, ведет ее от венчания к погибели.

Кроме этого, противопоставляются свет и тьма с помощью цветовой символики («белоснежный», «белый» голубок и «черный» ворон). Также в качестве источника света в балладе выступает снег, который «валит клоками» и «на солнышке блестит», в то время как тьма присутствует без активного действия: «темно в зеркале», «темна даль», «впотьмах».

Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое. В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.

Автор: Альбина Исмаилова

logo

  • основная идея баллады Светлана

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      matteobutler746

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    44 секунд назад

    ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО!!!!

  • algebra
    Алгебра

    5 минут назад

    Срочно! Составьте математическую модель и решите задачу

  • literatura
    Литература

    10 минут назад

    Герой нашего времени. Помогите, пожалуйста

  • matematika
    Математика

    12 минут назад

    помогите пожалуйста

  • himiya
    Химия

    14 минут назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    12 минут назад

    помогите пожалуйста

  • himiya
    Химия

    14 минут назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Автор: Жуковский Василий Андреевич. Родился в 1783, умер в 1852 г. Русский поэт, переводчик, педагог. Основоположник романтизма в русской литературе. Наиболее известные произведения: переводы «Илиада», «Одиссея», «Ундина», гимн «Боже, царя храни!», баллады.

Название: «Светлана»

Жанр произведения: историческаябаллада

Тема произведения: сновидения и гадания не могут предопределить судьбу

Число страниц: 3

Год написания баллады «Светлана» — 1808-1812. Опубликована в журнале «Вестник Европы», № 1 и 2, 1813г, с подзаголовком: «Ал. Ан. Пр…вой». Баллада посвящена племяннице и ученице Жуковского А. А. Протасовой в качестве подарка на свадьбу с А.Ф. Воейковым. Основой для сюжета стала баллада Готфрида Бюргера «Ленора».

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Светлана – юная девушка. Любящая, искренняя, романтическая, преданная. Тоскует по своему любимому, грустна, молчалива.  «Год промчался — вести нет; Он ко мне не пишет; Ах! а им лишь красен свет, Им лишь сердце дышит…»

Время и место действия баллады «Светлана» — начало XIX века, деревня в России, крещенская ночь.

Краткое содержание баллады «Светлана»

  1. Крещенским вечером девушки устраивают святочные гадания и приглашают присоединиться подругу Светлану. Грустная, молчаливая девушка объясняет, что уже год находится в разлуке с суженым, ничего о нем не знает и сильно тоскует.
  2. Около полуночи Светлана решается погадать. Она накрывает скатертью стол, ставит два столовых прибора, зеркало и свечу, загадывает, чтобы в полночь ее возлюбленный постучал в дверь и сел с нею за стол.
  3. В полночь девушка чувствует, что в комнате кто-то есть, это оказывается ее возлюбленный. Он зовет ее венчаться в церковь. На санях, запряженных лошадьми, при свете луны они мчатся по снегу. Возлюбленный Светланы почему то бледный и унылый. Внезапно сани проезжают мимо храма, в котором виднеется толпа людей, а посредине – черный гроб. Девушке страшно.
  4. Впереди видна хижина, занесенная снегом. Светлана остается одна, и сани, и жених пропадают. Она не может вернуться, открывает дверь и видит в хижине гроб, накрытый белой тканью, в ногах умершего – свеча и икона. Девушка молится перед иконой Спаса, затем тихо садится в угол хижины.
  5. Когда стихает метель, в уголок к Светлане прилетает белый голубь, садится к ней на грудь и обнимает крыльями. Светлане кажется, что покойник шевелится в гробу и срывает накидку. Голубь перелетает на грудь мертвеца, Тот грозно сверкает глазами, и Светлана узнает своего жениха. С криком девушка просыпается.
  6. Светлана взволнована, переживает кошмарный сон, тревожится о будущем. Внезапно за окном слышится звон бубенцов, к воротам подходит ее жених. Автор желает Светлане долгой и счастливой жизни с любимым.     

Главная мысль баллады «Светлана»

Не стоит верить в гадания и вещие сны, в жизни они не всегда сбываются. Верить нужно в Бога и в счастливый исход, а истинная любовь всегда побеждает.    

Отзыв о балладе «Светлана»

Баллада «Светлана» романтическая, добрая и светлая, несмотря на пугающее и мрачное поначалу развитие сюжета. Читая ее, невольно ожидаешь трагического окончания (мне почему-то вспомнился «Вий» Гоголя). Но мистические, гнетущие образы (гроб, отпевание, пустая хижина) сменяются в балладе счастливой развязкой и символами мира и радости – голубь, утренний блеск январского снега. Интересно, что утро возвещает пение петуха, всегда отпугивающее всякую нечисть в фольклоре. Последние куплеты баллады уже прямо говорят, что она посвящена невесте, в них и счастливый брачный пир, и наставление молодой жене, и добрые пожелания ей. 

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Баллада «Светлана» короткая, и трудно выделить в ней отдельный эпизод. Но мне больше всего запомнились куплеты, в которых описывается, как Светлана едет в санях по страшным ночным полям. Впечатляют тревожные описания глубокого снега, метели, темноты, освещаемой лишь тусклым светом луны, и то, что лицо ее жениха тоже бледно, как эта луна. Читатель невольно ждет страшной или мистической развязки, но все заканчивается хорошо. 

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Денница — в славянской мифологии персонифицированный образ утренней звезды, возвещающей начало дня
  • Запон – передник, фартук
  • Зиждитель – творец, создатель
  • Перси – грудь, женская или как часть тела.
  • Фимиам – ароматическая смола, благовоние, сжигаемое при богослужениях
  • Ярый – светлый, белый

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

• Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
• Лучший друг нам в жизни сей
Вера в провиденье.
Благ зиждителя закон:
Здесь несчастье — лживый сон;
Счастье – пробужденье
• Скачут… пусто все вокруг,
Степь в очах Светланы:
На луне туманный круг;
Чуть блестят поляны.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Анализ баллады светлана

В сюжете используется часто встречающийся в германских сказаниях мотив похищения живой невесты мертвым женихом. Литературоведы называют балладу Жуковского символом российского романтизма.

История создания

Конец XVIII — начало XIX века стали расцветом эпохи романтизма. Ярким представителем этого жанра было произведение немецкого поэта Готфрида Бюргера — баллада «Линора».

Его считают основоположником этого направления в поэзии.

Баллады жуковского

В основе сюжета лежит страшная история о том, как к девушке приезжает мертвый жених, погибший в сражении. Он привозит невесту к своей могиле и утаскивает в адскую бездну. Вина Линоры была в том, что она не могла примириться со смертью своего суженого, роптала и кляла Бога.

Поэма Бюргера заинтересовала Жуковского, и он сделал ее три перевода. Первые два поэт адаптировал к русской действительности и даже изменил имя главной героини.

Это следующие произведения:

  1. Стихотворение «Людмила», написанное в 1808 году. Его сюжет практически не отличается от немецкого. Людмилу также увозит мертвый жених, и в конце она погибает.
  2. Вторая баллада была написана в 1812 году и называлась «Светлана». Жуковский посвятил ее своей племяннице А. А. Протасовой. Это был подарок к свадьбе. Девушка выходила замуж за его друга, поэта и переводчика А. Ф. Войекова. Ее сюжет был полностью изменен по сравнению с немецким оригиналом.

Анализ и краткое содержание

В балладе «Светлана» Жуковского события происходят в ночь на Крещение.

В ней действуют следующие герои :

Черты романтизма в балладе светлана

  1. Светлана — главная героиня. Это девушка, прекрасная внешне и внутренне. Она глубоко нравственна, верна своему жениху, терпеливо и кротко ждет его возвращения.
  2. Подруги Светланы — веселые девушки, посоветовавшие ей заняться гаданием.
  3. Белоснежный голубь — образ ангела-хранителя.
  4. Черный ворон — вестник смерти.
  5. Жених Светланы — молодой человек, верный и любящий. В конце сюжета он возвращается к ней.

Крещенское гадание

Балладу «Светлана» изучают на уроках литературы в 6 классе средней школы. Ее краткое содержание состоит в следующем: крещенским вечером девушки собираются погадать на суженого. Они веселятся, поют «подблюдные песни», бросают на улицу башмачок, кормят курицу «счетным зерном». Лишь одной Светлане грустно.

Девушки пытаются ее развеселить, предлагают спеть вместе с ними песню. Но Светлана отказывается. Она грустит из-за того, что ее жених уже целый год не подает о себе вестей.

Баллада светлана жуковский

Тогда девушки предлагают ей совершить старинный обряд, чтобы узнать о суженом. Нужно постелить стол белой скатертью, поставить два прибора, свечу и зеркало. «В полночь, без обмана», в зеркале должен появиться жених и сесть за накрытый стол.

Светлана проводит обряд гадания. Она садится за накрытый стол и с робостью смотрит в зеркало. В полночь чудится шепот за спиной. Она оборачивается и видит своего жениха. Он предлагает ей немедленно ехать в церковь венчаться, так как там уже все подготовлено. Светлана выходит с ним во двор, где уже ждут запряженные сани. Они садятся в них и мчатся по заснеженной равнине. Но на сердце у девушки тревожно. Она смотрит на жениха и видит, что тот «бледен и уныл».

Светлана спрашивает, что с ним, но суженый не отвечает. Вскоре они проезжают мимо церкви, полной людей: там происходит отпевание покойника. Начинается метель, валит снег. Вокруг саней вьется и каркает черный ворон. Жених молчит.

Сани мчатся и вскоре подъезжают к одинокой хижине, занесенной снегом. Неожиданно кони и возлюбленный пропадают, и героиня остается в одиночестве.

Вернуться назад она не может, так как метель никак не стихнет. Тогда девушка, перекрестившись, отворяет дверь и входит в избушку.

Страшное видение и счастливый конец

В пустой хижине Светлана видит гроб, икону и свечку перед ней. Девушка молится на образ Спаса и робко садится в уголке, зажав в руке нательный крест. Неожиданно в избушку влетает белый голубок и садится ей на грудь, обняв крыльями. Воцаряется тишина.

Сюжет баллады жуковского светлана

Вдруг девушка с ужасом видит, что покойник в гробу начинает шевелиться. Он приподнимается, и девушка узнает своего возлюбленного. Мертвец пытается разомкнуть руки, из его уст доносится стон. Но тут голубок взлетает и садится на него, лишая сил.

Раздается крик петуха. Девушка просыпается и понимает, что это был всего лишь сон. Но на душе у нее тяжело. Ее мучают мрачные предчувствия. Чтобы развеяться, девушка садится у окна. Вдруг она слышит радостный звон колокольчика. К дому подъезжают сани, из них выходит ее возлюбленный, живой, невредимый, все так же влюбленный в Светлану.

В отличие от баллады «Ленора», где главную героиню за ропот на судьбу постигает страшная кара, концовка «Светланы» радостная и позитивная. Молодые идут под венец, их чествует стар и млад. Автор призывает не верить страшным снам и возлагать надежду на провидение.

Жанр и направление

Сюжет и стиль повествования «Светланы» полностью соответствуют жанру баллады. Его основные признаки: текст написан напевным лирическим языком, с героиней происходят сверхъестественные события. Размер стихов — хорей с перекрестной рифмой.

Фантастика произведения относится сразу к двум культурам:

  • русской, связанной с таинственными крещенскими гаданиями, где человек снимает крестик, чтобы обратиться за помощью к нехристианским духам;
  • немецкой, где часто используется мотив умыкания невесты с мертвым женихом.

Главная особенность произведения Жуковского — использование символики русского фольклора.

Это следующие образы:

  • Избушка, подобная жилищу Бабы-Яги, стоящему на границе между миром живых и мертвых.
  • Черный ворон, предвещающий смерть.
  • Белый голубок — ангел, спасающий Светлану от злых чар.
  • Петух, возвещающий рассвет. Он разгоняет ночной мрак, и все возвращается на круги своя.

Другие черты романтизма в балладе «Светлана» — это мотивация сном. Перед главной героиней встает выбор: либо отдаться сомнениям и разувериться в Божьей воле, либо верить, что провидение спасет жениха и вернет его живым.

Характеристика героев

В сюжете баллады Жуковского «Светлана» на первый план выведена лишь одна главная героиня. Прочие действующие лица самостоятельной роли не играют. Они как декорации в пьесе, их черты трудноразличимы. В первой части произведения читатель видит Светлану встревоженной и печальной. Она целый год не получает весточки от возлюбленного.

В чем смысл баллады светлана

Девушка не может быть такой же веселой и беспечной, как ее подруги. Она постоянно молится о возвращении жениха. Но в крещенский вечерок любопытство одерживает верх над праведностью, и Светлана решает погадать. Согласно описанию, девушка не идеальна, но ее можно считать образцовой. В отличие от Леноры и Людмилы, Светлана не ропщет, а прилежно молится Богу.

Даже в момент страшного видения она скорее испытывает испуг, но не отчаяние. Девушка готова смириться с горькой судьбиной, но не роптать на Бога и не обвинять в том, что он ее не слышит.

Наградой за стойкость Светлане служит возвращение ее возлюбленного. В стихотворении лишь несколько слов посвящено описанию жениха, но по ним видно, что это человек честный и порядочный, достойный такой невесты, как Светлана.

Раскрытие темы и проблематика

Жуковский сделал три перевода немецкой баллады, но именно «Светлана» пользовалась наибольшей популярностью у публики. В отличие от мрачных «Людмилы» и «Леноры», благополучный конец больше нравился читателю.

В «Светлане» автор выразил мысль о том, что человек всегда стремится к свету. На примере героини он показывает, что спасительная сила искренней веры приносит благо. В своем произведении Жуковский раскрывает следующие темы:

 жуковский

  1. Любовь. Ее можно назвать движущей силой и основной идеей сюжета. Именно из-за любви глубоко верующая Светлана соглашается на гадание, строго порицаемое церковью. Любовь девушки и ее возлюбленного прошла длительные испытания, преодолела разлуку и стала лишь крепче. Впереди их ждет долгое счастье.
  2. Вера. Светлана искренне верит в Бога, она надеется, что ее молитвы спасут возлюбленного. Вера охраняет ее и спасает от страшного выходца с того света, чего не удалось избежать Леноре и Людмиле.
  3. Гадания. Как правило, во время крещенских гаданий, чтобы проникнуть в потусторонний мир, гадающий должен снять крест. Светлана молится и держит крест в руках. Таким образом, она нарушает правила этого мистического действия. Девушка не наблюдает видение в зеркалах: все происходящее оказывается лишь сном.

Жуковского, как высокообразованного человека, не могла не беспокоить проблема суеверий, широко распространенных среди неграмотного народа. Люди верили в самые дикие и нелепые приметы, колдовство, гадания и сны. В своем произведении поэт не наказывает девушку за то, что в православный праздник Крещения она занимается языческими гаданиями. Он лишь мягко журит ее: «Что же твой, Светлана, сон?».

Основная мысль баллады состоит в том, что человеку не стоит верить в приметы и вещие сны. В трудный момент его поддержит вера в себя и Бога. Если он будет твердым в своих убеждениях, то все плохое обойдет стороной.

Балладу «Светлана» по праву можно считать символом раннего русского романтизма. Произведение стало настолько родным для читателя, оно так ярко отражает национальную ментальность, что трудно осознавать его переводом немецкой баллады. Среди произведений Жуковского это творение – одно из лучших, неслучайно в литературном обществе «Арзамас» у Василия Андреевича было прозвище «Светлана».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 О чем?
  • 4 Главные герои и их характеристика
  • 5 Темы произведения
  • 6 Главная мысль
  • 7 Проблемы
  • 8 Историзмы в «Светлане» Жуковского
  • 9 Чему учит?

История создания

В 1773 году Готфрид Бюргер пишет свою балладу «Ленора» и становится основоположником этого жанра в Германии. Жуковского заинтересовывает его произведение, он делает три перевода книги. В первых двух опытах писатель стремится к более национальной адаптации баллады. Это проявляется даже в изменении имени главной героини: в 1808 году Жуковский даёт ей имя Людмила, а в 1812 – Светлана. Во втором переложении автор делает переработку сюжета на русской почве. Позднее, в 1831 году, Жуковский создаёт третий, максимально приближенный к оригиналу вариант баллады «Ленора».

Жуковский посвятил балладу «Светлана» своей племяннице и крестнице А.А. Протасовой, это был свадебный подарок: девушка выходила замуж за его друга А. Воейкова.

Жанр и направление

Трудно представить эпоху романтизма без жанра баллады, где повествование излагается напевным слогом, а с героем зачастую происходят сверхъестественные события.

Романтизм в балладе «Светлана» представлен довольно широко. Характерной чертой этой эпохи является интерес к фольклору. Стремясь сделать историю наиболее русской, Жуковский не лишает её и одного из основных мотивов немецкого народного творчества — умыкания невесты мертвецом. Таким образом, фантастическое в балладе «Светлана» принадлежит двум культурам: от русской произведение получило тему крещенского гадания, а от немецкой – восставшего из гроба жениха.

Баллада богата символикой русского фольклора. Например, ворон – вестник смерти, избушка, дающая отсылку к Бабе-Яге, чьё жилище находится на границе мира живых и мёртвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который подобно Ангелу спасает Светлану от мрака ада. Пенье же петуха развеивает чары ночного мрака, возвещая о рассвете — всё возвращается на круги своя.

Другим типичным для романтизма приёмом является мотивация сном. Видение ставит героиню перед выбором: искренне верить, что Бог поможет её жениху вернуться, или же поддаться сомнениям и разувериться в силе Создателя.

О чем?

Суть баллады «Светлана» заключается в нижеследующем: в крещенский вечер девушки традиционно собираются погадать на суженого. Но героиню не веселит эта затея: она волнуется о своём возлюбленном, который на войне. Ей хочется узнать, вернётся ли жених, и девушка садится за гадание. Она видит возлюбленного, церковь, но далее всё это оборачивается страшной картиной: избой, где стоит гроб с любимым.

Сюжет «Светланы» заканчивается прозаично: на утро девушка пробуждается ото сна в смятении, она напугана злым предзнаменованием, но всё заканчивается хорошо: жених возвращается невредим. Вот, о чем это произведение.

Главные герои и их характеристика

Повествование выводит на первый план одну лишь главную героиню. Остальные образы в балладе «Светлана» находятся в дымке от не рассеявшегося сна, их характерные черты разглядеть сложно, ведь основные герои в данном случае сравнимы с декорациями в пьесе, то есть самостоятельной роли не играют.

В самом начале произведения Светлана предстаёт читателю печальной и встревоженной: ей не известна судьба любимого. Девушка не может быть такой же беспечной, как подружки, в её сердце нет места девичьим забавам. Уже год она находит в себе силы праведно надеяться и молиться, что всё будет хорошо, но в крещенский вечер любопытство берет верх над праведностью – героиня гадает.

Характеристика Светланы Жуковского представлена положительной, не идеальной, но образцовой. В ее поведении есть деталь, которая в корне отличает ее от девушек в других вариантов перевода самого автора и от оригинальной Леноры. Узнав о смерти возлюбленного, невеста не ропщет на Бога, а молится Спасителю. Душевное состояние Светланы в момент страшного видения скорее можно охарактеризовать как испуг, но не отчаяние. Главная героиня готова смириться и с «горькой судьбиной», но только не обвинять Бога в том, что он её не услышал.

За свою стойкость Светлана получает награду – жених возвращается к ней: «Та ж любовь в его очах». Небольшое количество строк о женихе даёт основание предполагать, что это человек слова, верный и честный. Он достоин такой искренне любящей и доброй невесты.

Темы произведения

  • Любовь. Эта тема пронизывает балладу, в некотором роде, она движет сюжетом, ведь именно любовь провоцирует православную девушку на гадание. Она же даёт силы невесте ждать и надеяться на возвращение жениха, может быть, чувство Светланы бережет его от ранений. Девушка и её возлюбленный преодолели тяжелое испытание — разлуку, и их взаимосвязь стала только крепче. Теперь впереди их ждет свадьба и долгое совместное счастье.
  • Вера. Светлана искренне верит в Бога, она не сомневается, что молитва сохранит её возлюбленного. Она же спасает девушку от адских объятий мертвеца, чего не удалось избежать Леноре, героине оригинальной баллады.
  • Гадание. Эта тема представлена весьма оригинально. Во-первых, Светлана не наблюдает некое видение в зеркалах, всё происходящее ей только снится. Во-вторых, гадающая должна снять крест, иначе в полной мере ей не откроется темный потусторонний мир, а наша героиня – «с крестом своим в руке». Таким образом, девушка не может гадать в полной мере: даже во время этого мистического таинства она молится.

Главная мысль

Как известно, у Жуковского есть три варианта перевода баллады Бюргера «Ленора», но почему именно «Светлана» обрела такую популярность ещё при жизни писателя и остаётся актуальным произведением по сей день?

Быть может, секрет успеха книги – это ее идея и способ её выражения. В мире, где существует добро и зло, свет и тьма, знание и неведение человеку приходится нелегко: он поддаётся волнению, сомнению. Но путь к обретению уверенности и внутренней гармонии есть — это вера.

Очевидно, вариант, который имеет счастливый конец, был более привлекателен для публики. Но именно такой финал и позволил Жуковскому убедительнее донести свою авторскую позицию, ведь смысл баллады «Светлана» в том, чтобы человек всегда стремился к просветлению. Судьба главной героини ярко иллюстрирует, какие блага приносит спасительная сила искренней веры.

Проблемы

В.А. Жуковского как образованного человека, учителя императора Александра Второго, волновала проблема того, что русские практически никогда не были православными до конца. Человек идёт в церковь, но чурается чёрной кошки, а когда возвращается домой, забыв что-то, смотрится в зеркало. Наряду с христианской Пасхой отмечается и языческая масленица, что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика.

Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для русских с самого момента принятия христианства. В своей балладе он обратил внимание, что, отмечая праздник Крещения Господня, верующие девушки предаются греховному гаданию. Автор осуждает это, но в то же время не наказывает жестоко свою любимую героиню. Жуковский лишь по-отечески журит её: «Что же твой, Светлана, сон…?»

Историзмы в «Светлане» Жуковского

Баллада «Светлана» написана Жуковским в 1812 году. Несмотря на это она, в целом, читается и воспринимается легко и сегодня, но всё же содержит устаревшие слова. Важно учитывать и то, что Жуковский писал своё произведение в период, когда русский литературный язык ещё формировался, поэтому книга содержит и краткие формы прилагательных (венчальну, тесовы) и неполногласные варианты некоторых слов (плат, златое), что придаёт лирическому произведению торжественность и некую архаичность.

Лексика баллады богата устаревшими словами: историзмами и архаизмами.

Историзмы – это слова, покинувшие лексикон вместе с именуемым предметом. Здесь они представлены в основном лексикой, относящейся к церкви:

многи леты – имеется в виду «Многая лета» — песнопение, исполнявшееся хором, как правило, а капелла, по случаю торжественного праздника.

Песенки подблюдны  — обрядовые песни, исполнявшиеся во время гадания, когда девушка бросала в блюдце личный предмет (кольцо, серёжку) в сопровождении специальной песни.

Налое – род столика для чтения, также используется в качестве подставки для икон.

Запона – белая ткань, часть одежды священника.

Архаизмы – устаревшие слова, заменённые более современными:

  1. Ярый — огненный
  2. Рьяны — усердные
  3. Уста — губы
  4. Зиждителя — основателя
  5. Фимиам — благовоние
  6. Вымолвить — сказать
  7. Тесовы – сделанные из тёса – специально обработанных тонких досок
  8. Благ – хорош

Чему учит?

Баллада учит непреклонности и преданности, а главное – почитанию Божьего закона. Сон и пробуждение здесь нельзя понимать только однозначно: это не только физическое состояние человека: сон — заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры. По мнению автора, внутреннее спокойствие и гармонию можно обрести, соблюдая заповеди Господни и твёрдо веря в могущество Создателя. Отвлекаясь от христианского контекста, скажем, что человек, согласно морали Жуковского, должен быть твёрд в своих убеждениях, а сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели. Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана».

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Баллада «Светлана», какая главная мысль?

10 ответов:



6



0

В рассказе мы видим ситуацию, как девушке Светлане снится сон. Во сне она видит своего жениха умершим и лежащим в гробу. А уснула она в процессе гадания. В итоге проснувшись она поняла, что это сон, а её жених вернулся живой и не вредимый.

Главная мысль заключается в том, что многие из нас переживают из-за несуществующих проблем. Автор показывает нам, что не стоит верить в суеверия. Как мы видим по рассказу все проблемы в нашей голове. Не стоит беспокоиться о том, что не произошло. Автор хочет научить читателя видеть реальные вещи, а не те, которые мы сами себе придумываем в процессе переживаний.



6



0

Интересная баллада Жуковского «Светлана» написана в 1812 году. Действие происходит в деревне в Крещенскую ночь, где девушки гадали на свое будущее. Главных героев несколько — это сама Светлана и ее молодой жених. Подруги Светланы и белоснежный голубок — это второстепенные персонажи. Светлане приснился страшный сон и она все боялась, что кошмар может сбыться наяву, однако с утра за ней приехал жених, чтобы вести ее к алтарю. Главная мысль этой баллады в том, что не стоит быть суеверным. Надо стараться полагаться только на себя, а в сложных жизненных ситуациях не опускать руки и не падать духом. Залог счастливой жизни — это добрые дела и вера в лучшее.



3



0

Решили девушки в Крещенский вечерок погадать.

Да и до нашего времени дошла мода гадать в этот вечер.

Грустит среди подруг лишь одна Светлана. Печаль ее сердце гложет. Нет весточки от милого дружка.

Вот осталась она одна, глядит с надеждой в зеркало, а вдруг ей милый весточку пошлет.

Так в зеркало гляделась, что не заметила, как и уснула.

Снится ей страшный сон, сначала она с милым дружком в божьем храме очутилась, но, вместо того чтобы повенчаться увидела гроб. Мчат кони ее дальше, вот и милый друг пропал. Очутилась она в хижине чужой. И тут посреди гроб стоит. Ахнула девица и пробудилась ото сна.

Ужасный сон, Что вещает он? Что от него ждать? Радоваться или грустить? А может горе он предвещает?

Сон оказался не в руку. Вернулся молодец домой. Живой и невредимый.

Главную мысль выразил в своих последних строчках сам автор баллады – Жуковский.

JpqzCRsdM5j4iUIdJZMvV68lfA1ofun.png

Автор предостерегает тех, кто поддается суеверию, не надеется на лучший исход. Не верит в реальность. Ищет разгадку в снах.



2



0

Баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана» имеет весьма таинственный сюжет. Светлана гадает на то, встретит ли она еще раз своего возлюбленного, о котором нет вестей уже целый год, она начинает слышать голос возлюбленного, который начинает ее звать в церковь, а в этой церкви лежит его гроб.

Конечно, это был сон — Светлана от такого сразу же просыпается, а на утро к ней приезжает ее возлюбленный.

Главная мысль баллады, как мне кажется, заключена в том, что не стоит верить плохим и страшным снам, нужно всегда надеяться на лучшее, то есть наоборот, не брать пример с главного героя, а следовать по-другому.



2



0

В стихотворной балладе В. Жуковского сам автор формулирует смысл своей баллады:

Автор рассказывает о девушке Светлане, которая ждёт своего возлюбленного, от которого давно не было писем.

Подруги советует ей на Святки погадать на зеркало и свечу, и Светлана так себе нафантазировала, что во время гадания почудилась ей сначала поездка с милым на венчание, но затем он же, лежащий в гробу. Конечно, она очень испугалась, но это оказался всего лишь сон. Проснувшись, она услышала, как едут сани, звенит колокольчик на сбруе лошади — это приехал ее любимый, то есть все хорошо.

Главная мысль баллады: верить не снам, не гаданиям, а в то, что предназначено судьбой, высшими силами (в провиденье).



2



0

Героиня баллады Василия Андреевича Жуковского «Светлана» видит страшный сон, в котором ее жених предстает в виде мертвеца, лежащего в гробу. Страшное видение стало результатом переживаний девушки, не получавшей весточки от своего любимого на протяжении года. Беспокойство за любимого человека породило тревожные мысли. Более того, сон девушке приснился после того, как она со своими подругами гадала в крещенский вечер. Гадания на суженого были устоявшейся традицией и забавой, частью жизни людей. Но Жуковский в своем произведении показал, что суеверия не имеют большой силы и не стоит слепо верить приметам, порождающим напрасные страхи. Жених девушки приехал, ее опасения оказались напрасными.

Мрачная картина, описанная в первой части произведения, сменяется радостным событием. Автор показал, что не стоит переживать напрасно. Нет смысла придавать большого значения снам и приметам. Наши жизнь в наших руках. На вещи стоит смотреть трезво, не придавая им мистического значения. Наши страхи могут привести к тревожным мыслям, но с ними нужно бороться. Также автор подчеркнул, что обязательно нужно надеяться на лучшее.



2



0

Баллада Василия Андреевича Жуковского — это стихотворение, которое написано с отражением ментальности русского народа, присутствует фолклор, традиции, такие как вера в приметы, гадание на зеркалах.

Стихотворение было написанов 1812 году. Главная героиня его — это Светлана, девушка, которая с трепетом гадает на милого «в крещенский вечерок». В основе сюжет другое произведения — «Ленора» Бюргера. Произведение написано с оттенком мистического, загадочного. Главная героиня не дождется жениха, поэтому хочет узнать будущее. Но вместо того, чтобы увидеть чудесную свадьбу, что-то романтическое, вместо этого «траурные» видения — бледный молчаливый друг, мертвец, свеча, избушка, гроб, панихида по усопшему, белый голубок, метель, вьюга, ворон. Все эти жуткие кошмары удается отстранить молитвою, верою, только сила любви способна разрушить страшные видения, выбраться из кошмара.

Главная мысль в том, что не стоит прибегать к гаданиям, верить им, углубляться в сомнительные ритуалы. Истинна только настоящая любовь, вера в лучшее, собственные ожидания можно обнадежить мыслями о любимом, пожеланием ему лучшего, быть душою с ним.

Баллада "Светлана"­, какая главная мысль?



1



0

Героиня романтической баллады Жуковского Светлана под впечатлением от гаданий засыпает и ей видится страшный сон, в котором ее любимый представляется лежащим в гробу мертвецом. Однако Светлана пробуждается и все страхи оказываются позади, потому что ее милый, живой и невредимый возвращается после долгого отсутствия.

Сам автор вывел в своей балладе следующую мораль:

B1bYRDCeQcrk8VglASTDUF0sulrp2pJ.png

Таким образом, главная мысль этого произведения в том, что не следует верить обманным снам, верить в гадания или приметы, все они не что иное как суеверия. А верить следует только тому, что происходит на самом деле и при этом всегда надеется на лучшее.



1



0

В своей балладе «Светлана» Василий Жуковский рассказывает о девушке, которая волнуется о своем возлюбленном: она уже год не получала о нем вестей.

Чтобы узнать о судьбе своего жениха, она решает погадать в крещенскую ночь. Во время обряда она засыпаети видит очень запутанное сновидение. То ей является любимый и везет ее в храм венчаться, то она видит его в гробу. Также во сне присудствут ворон — символ беды и голубь — символ надежды. После пробуждения к девушке действительно возвращается возлюбленный.

Своим произведения Василий Жуковский хочет сказать читателю, что не следует доверять гаданиям, снам и прочим суевериям. Нужно нужно полагаться мудрость божественного замысла.



0



0

Светлана. Эта баллада Василия Андреевича Жуковского построена на странном и страшном сновидении главной героини. Во сне присутствует и вьюга, и и гроб, и мертвец и белый голубок и свеча.

Но с рассветом сон рассеялся, пропел петух, а за Светланой приезжает жених, чтобы вести её к венцу.

Таким образом, автор как бы призывает не верить страшным ночным снам, а верить в Бога и свою счастливую судьбу.

Читайте также

Автор описывает главную героиню с помощью эпитетов «Дунушка-голубка» называет муж свою жену Авдотью, а Авдотья прощается с сыном, называя его мой голубочек. С помощью сравнений и эпитетов мы понимае, что в семье Авдотьи царили мир и гармония. Автор рассказывает о горе Авдотьи слова «она лицо свое бити, плачем лицо умывати», горе было смертельное, душевная боль Авдотьи была настолько сильна, что она пыталась ее заглушить физическим страданиями.

Гиперболы в балладе «Авдотья Рязаночка», слова Авдотьи говорят о силе царища татарского, Авдотья сравнивает татарского царища с драконом, который в один раз проглотил весь город. Гипербола показывает смелость Авдотьи.

TidCWPKTKyEahDvdYvyVpx3ATCT5DP.png

Гипербола «слезы до пят потекли» показывают всю боль Авдотьи, когда настал решающий момент, что скажет царища на ее дерзкие слова.

Гипербола

SyBRjWIUbYYuEqjuedXYOlDpUe9ak3z.png

рисует образ женщины, в одиночку спасшей целый город.

В балладе «Авдотья Рязаночка» используются приемы повторов и синтаксического параллелизма, создающих ритмическую основу текста. В балладе «Авдотья Рязаночка» повторы связаны с числом три, повторы помогают лучше запомнить текст баллады и создают песенную основу. Приемы образного параллелизма в балладе создают музыкальность текста, что также доказывает ритмичную основу баллады.

1

bgQP8vG239vXE3PsJ1sgyNZFSWX2wSz.png

2

PK71NMjgwlzIIBGJVYfuTsON1hOu8B.png

3

UFcwDWQop8nctZRdREhhUuZA067IPUD.png

4

iKVqXUezIxP0wQvXQ2RpmR6EsMZAVYMz.png

Примеры синтаксического параллелизма в балладе «Авдотья Рязаночка»

1

xZmfoM3mfQX0adlUeo2pbJFyeMadWgZ.png

2

iBxVLWDIxgCdp1iCgfwMsrxxziASDVf2.png

Примеры повторов и синтаксического параллелизма доказывают, что текст, который в современном переводе больше похож на прозу имеет ритмическую основу, как только в тексте доходим до повторов и приемов параллелизма, изложение о подвиге Авдотьи превращается в песнь.

Без сомнения, поступок Авдотьи-рязаночки неординарный, можно сказать, и героический. Мало того, что она пешком прошла весь путь от Рязани до турецких земель, питаясь тем, что попадётся на пути. По прибытии она уже была мало похожа на молодую женщину, но оставалась мужественной, смело попросив захватчика Бахмета отдать её захваченны брата, сына и мужа. Жестокий Бахмет, изумлённый её подвигом, сказал, что отдаст ей только одного — на выбор. Авдотья долго плакала, не хотела оставить в плену мужа и сына, но смогла разумно обосновать, почему она выбирает брата. Бахмет был поражён её мудростью и отпустил из плена всех рязанцев. Вот такие женщины на Руси!

Здравствуйте.

<hr />

Жуковский много занимался переводом романтиков Шиллера, Гете, В. Скотта. Но задача поэта была в том, чтобы баллада была именно русской. Для этого он и вносит русские фольклорные мотивы в её сюжет.

Кстати, предшественницей баллады «Светлана» является баллада «Ленора», которую перевел немецкий романтик Бюргер; у Жуковского она называется «Людмила», и имеет трагический конец.

Но вернемся к «Светлане». Русские фольклорные мотивы, то есть, русский национальный колорит, помогли показать нам героиню с русской душой, это было замыслом поэта. Не зря сюжет разворачивается в

mTeqZlL3RgJbRWITeoehxeRU1oHsBIb6.png

А на Руси он считался таинственным временем, и народ верил, что это время всевозможных чудес. Также различные верования в приметы, традиции, дополняют замысел Жуковского. В тексте есть немало примеров: это и гадание с башмаком, со свечкой и зеркальцем, а также, «подблюдные» напевы.

Образ Светланы сочетает в себе, как религиозный так и народный характер: с одной стороны она не ропщет, и весьма надеется на милость Господа, молится о том, чтобы жених вернулся, появляется даже образ белого голубка, он оберегает её ( религиозная сторона, в коей проявляется её вера ). А в конце, её та встреча с мертвым женихом оказывается лишь сном, ибо он появляется уже живым, целым да невредимым. Всё происходит, как в сказке, в которой добро смогло одержать победу над злом!

Считаю, что Жуковский справился со своей задачей и смог чётко реализовать через образ Светланы самый настоящий русский характер! В дальнейшем, данный образ раскрывается и в характере Татьяны Лариной, после — Наташи Ростовой.

<hr />

Давайте вспомним, что такое баллада, как литературное произведение.

Баллада в литературе — это прежде всего песня. То есть это стихотворное произведение со своим особым ритмом, языком, стилем.

Что же отличает балладу от прочих произведений лирического жанра?

Оказывается именно баллады рассказывают нам о каком-то очень интересном, захватывающем случае из жизни реальных исторических или выдуманных автором персонажей. Этот случай может быть трагическим, может закончится благополучно, но он в любом случае несет глубокую эмоциональную нагрузку, заставляет сопереживать героям.

Произведение Жуковского «Кубок» является классической балладой. В ней рассказывает случай, который произошел на морском берегу, когда царь бросил в море кубок. В ней есть трагедия — паж погибает, прыгнув в море во второй раз. В ней есть накал эмоций и страстей — все волнуются и переживают за пажа, паж рассказывает о страшном море. Оно написано в стихотворной форме.

Итак, «Кубок» Жуковского — это баллада.

Какие авторы писали баллады, кроме Жуковского?

Это Шиллер, Стивенсон, Пастернак, Гете и многие другие.

Одним из лучших образцов русского романтизма считается баллада В. А. Жуковского «Светлана», Читательский дневник с кратким содержанием, анализом произведения и иллюстрациями к нему ученики заполняют в средних классах школы. Информация будет полезна при подготовке к тематическому уроку литературы и сдаче ОГЭ. Описанный автором фольклорный сюжет не оставляет юных читателей равнодушными.

Оглавление:

  • История написания
  • Главные герои
  • Описание сюжета и план пересказа
  • Толкование неизвестных слов
  • Тема, композиция и жанр
  • Краткий разбор произведения
  • Отзывы читателей

Баллада Жуковского «Светлана»

История написания

Василий Андреевич Жуковский — автор цикла баллад, в которых отражен уклад жизни и традиции русских людей. Особенно ярко национальный колорит проявился в произведении «Светлана». Начало работы поэта над стихотворением относится к 1808 г. и совпадает со временем публикации его баллады «Людмила». Конец написания приходится на 1812 г.

В основу сюжета баллады «Светлана» положено произведение «Ленора», написанное Готфридом Бюргером в 1773 г. В отличие от «Людмилы», идея которой основана на этом же сочинении немецкого поэта, у произведения счастливый конец. Все происходящее оказалось только сном главной героини.

Стихотворение стало свадебным подарком племяннице Василия Андреевича. Впервые оно было напечатано в журнале «Вестник Европы» в 1813 г. В подзаголовке было указано — «Ал. Ан. Пр… вой» (Протасовой).

Главные герои

Чтение полного текста произведения занимает у школьников около 15 минут. В нем ведется речь о крещенских гаданиях и о переживаниях молодой девушки в ожидании суженого. При заполнении читательского дневника ученикам следует разобрать характеры персонажей:

Девушка Светлана

  1. Светлана. Юная девушка, обладательница лучших женских качеств — доброты, кротости, верности, милосердия. Несмотря на молодость, в ней нет легкомыслия. Девушка искренна и чиста.
  2. Жених главной героини. Молодой храбрый юноша, который искренне любит свою невесту.
  3. Подруги Светланы. Веселые незамужние девушки, легкие по характеру и беззаботные.
  4. Белоснежный голубь. Ангел-хранитель главной героини. Воплощение добра и святости.

Описание сюжета и план пересказа

В один из святочных вечеров девушки решили погадать о суженом. Они веселы и нетерпеливы в своем желании узнать судьбу. Только Светлана не хотела участвовать в общих забавах. Она вспоминала о своем возлюбленном, который уехал год назад и с тех пор не подал весточки. И все же она решилась заглянуть в будущее.

Произнеся заклинание, главная героиня оставила столовые приборы у зеркала. В полночь начали происходить чудеса. Неожиданно приехал жених Светланы и пригласил ее в церковь на венчание. Проезжая мимо храма, девушка увидела через открытые двери гроб и множество людей. Послышался крик ворона. Сани остановились вдали от церкви, возле одинокой избушки.

Девушка вошла в дом и увидела гроб с мертвецом

Внезапно жених и кони пропали. Девушка вошла в дом и увидела гроб с мертвецом. Зажав в руке православный крест, девушка кинулась к образам, прося защиты в молитвах. Вьюга утихла, и неожиданно в избу влетел голубок, который обнял девушку крыльями и закрыл ее от беды. Внезапно мертвец застонал и попытался выбраться из гроба. Но белый голубь сел на грудь умершему, и тот затих. С ужасом девушка узнала в покойнике своего возлюбленного и проснулась. Наступило утро.

Страшный сон не давал покоя Светлане весь день. Она смотрела в окно и переживала, что гадание предвещает беду. Вдруг у ворот дома она увидела суженого, который пришел за ней. Разлука осталась в прошлом. Она лишь укрепила чувства девушки, а страшный сон оказался простым кошмаром. Впереди ждало счастье.

При подготовке к уроку литературы может потребоваться пересказ стихотворения. Для этого следует познакомиться с содержанием произведения. Это поможет выделить основные моменты и составить план:

  1. В крещенский вечер девушки гадали и веселились, лишь Светлана грустила без жениха.
  2. В полночь она решилась посмотреть, что ждет в будущем, провела обряд перед зеркалом и увидела возлюбленного.
  3. Суженый повез ее на венчание, но они приехали мимо церкви и остановились у одинокого дома.
  4. Светлана осталась одна и вошла в хижину, где на столе стоял гроб с покойником.
  5. Голубь спас героиню от ожившего мертвеца.
  6. Девушка проснулась, вскоре приехал ее жених, а все прошедшее ночью было плохим сном.

Толкование неизвестных слов

При прочтении произведения школьники могут встретиться с незнакомыми словами. Некоторые предметы вышли из современной речи на смену старым названиям пришли новые. Их объяснения:

Прочтение произведения школьниками

  • суженый — жених, с которым девушка собирается связать судьбу;
  • покров — покрывало;
  • ярый — белый;
  • перстень — кольцо, надеваемое на безымянный палец;
  • светлица — парадная комната у славян;
  • запон — фартук;
  • венец — девичий головной убор.

У школьников может вызвать вопросы значение других слов, которые встречаются в произведении. Фимиам, в котором тускнет яркий свет, — это вид ароматической смолы, сжигаемой во время богослужений.

Поп и диакон — православные священники. Диакон служит на самой низшей степени священства. Полотно — это гладкая ткань простого плетения.

Тема, композиция и жанр

В центре повествования — крещенские гадания на судьбу и суженого, популярные в старину у русских девушек. Автор изображает трепетное ожидание жениха, которого главная героиня не видела очень давно. Решившись приоткрыть завесу будущего, она увидела страшные вещи — заброшенный дом, гроб с мертвецом, панихиду в церкви. Благодаря искренней молитве и вере Светлана смогла освободиться от кошмарного сна.

Счастливый конец произведения выражает основную мысль автора: истинная любовь, доброта и вера помогают преодолеть любые страхи, наполняют уверенностью и внутренней гармонией.

Композиция произведения отличается легкостью восприятия. Она основана на антитезе — художественном приеме, который помогает отобразить борьбу любви и смерти, ночных фантазий и дневной реальности. Используя его, Жуковский продемонстрировал внутренние противоречия человека, показал особенности взаимодействия души и окружающего мира. В композиции присутствуют:

Гадание девушек во время Святок

  1. Экспозиция. Описывает гадания девушек во время Святок.
  2. Завязка. Светлана решается погадать перед зеркалом и засыпает. К ней является жених, который настаивает на скором венчании.
  3. Основные события. Стремительное путешествие ночью, сквозь пургу, мимо церкви, где отпевают умершего. Девушка вмиг остается одна в незнакомой хижине, где видит открытый гроб с покойником.
  4. Кульминация. В мертвеце спящая узнает своего суженого, молится о спасении, которое приходит в виде голубка.
  5. Развязка. Утреннее пробуждение и напрасные опасения. Жених возвращается к героине живым.
  6. Эпилог. Автор желает девушке счастья.

Произведение написано мелодичным слогом и относится к жанру баллада. Лирический герой оказывается в гуще мистических событий, что является важным признаком этого направления. Особую напевность строкам придает стихотворный размер хорей. Эффект усиливает перекрестная рифма.

Краткий разбор произведения

Показывая в сюжете баллады, какой характер носит Светлана, автор подчеркивает бесстрашие, силу духа, верность девушки данному слову. Вера помогла ей легче воспринять события во сне, а судьба вернула возлюбленного. При заполнении читательского дневника школьникам потребуется краткий анализ произведения, который можно сделать по такому плану:

Страшный сон главной героини во время святочного гадания

Ученики пишут Отзыв о балладе «Светлана»

  1. История создания. Произведение написано в 1812 году. В его основе — трагическая поэма «Ленора», написанная Августом Бюргером. Произведение передает русский народный колорит и во многом отличается от оригинала.
  2. Тема. Страшный сон главной героини во время святочного гадания и счастливое утреннее пробуждение. Параллельно автором раскрыты вопросы любви, верности, душевных переживаний, сомнений.
  3. Композиция. Построена на противопоставлении реальности и фантазии. Ее важная особенность — мистические видения главной героини.
  4. Жанр. Баллада. Совмещает элементы мистики и романтизма, что делает ее интересной и легко читаемой.
  5. Главная мысль. Не стоит верить предсказаниям и приметам. Важно быть верным своему слову и ждать благоприятного случая. Судьба человека — в его руках.
  6. Стихотворный размер. Хорей, рифма перекрестная.
  7. Метафоры. «Мертвое молчанье»,
  8. Эпитеты. «Тайный», «статный», «милый».
  9. Сравнения. «В ней душа, как ясный день».
  10. Олицетворения. «Крикнул жалобно сверчок»
  11. Гиперболы. «Тьма людей во храме».
  12. Авторский афоризм. «…Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье…».
  13. Подходящая пословица. «Не всякий сон в руку».
  14. Отзыв о балладе «Светлана». Мне понравилось стихотворение. Оно затрагивает темы верности и любви, веры в суженого. Баллада учит не верить снам, которые не имеют ничего общего с реальностью. Только вера в лучшее просветляет душу и дарит надежду. Гадания — пустое занятие, которое часто вводит в заблуждения.

«Светлана» — самая оптимистичная из баллад Жуковского. Ночные приключения главной героини не оставляют читателя равнодушными.

С приходом дня пережитые во сне кошмары теряют таинственность. Свет побеждает тьму, и наступает время долгожданной встречи.

Отзывы читателей

Прочел этим летом обе баллады Жуковского — «Людмилу» и написанную чуть раньше «Светлану». По-моему, это первые произведения мистического характера в русской литературе. В обеих стихотворениях присутствуют образы погибших женихов. Но если в первом действительно присутствует образ мертвого суженого, то во втором героиня видит сон. «Светлана» — жизнеутверждающее произведение, и голубок стал ангелом-хранителем девушки.

«Светлана» — прекрасная история о любви и верности. Хочется читать ее именно крещенскими вечерами, проникаясь атмосферой. Побольше бы подобных историй для современной молодежи. Возможно, в голове молодых людей развивались бы мысли о порядочности и ценности настоящих чувств.

Лидия Н, 59 лет, г. Ярославль

Дочери в 6 классе задали эту сказочную балладу на лето. Она читала вслух — очень красивый и захватывающий сюжет, в котором есть доля мистики. Местами даже страшно, но зато финал хороший. Дочь сказала — гадать никогда не будет, и правильно.

Юлия, 28 лет, г. Нижневартовск

  • Главная мысль рассказа конь с розовой гривой
  • Главная мысль рассказа руслан и людмила
  • Главная мысль рассказа конек горбунок
  • Главная мысль рассказа русалочка
  • Главная мысль рассказа кладовая солнца пришвин