Главная мысль рассказа телеграмма

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Основная мысль рассказа Телеграмма

Основная мысль рассказа Телеграмма Паустовского сочинение

Главной героиней рассказа «Телеграмма» К. Паустовского является Катерина Петровна женщина преклонного возраста, проживающая в селе Заборье, в доме своего отца-художника. Она находится в нем одна, в силу того, что её единственная дочь Настя переехала жить в Ленинград.

Пожилая женщина, каждый день думает о дочери, которая последний раз навещала свою мать три года назад. Настя совсем не писала письма, не интересовалась здоровьем , положением дел матери, лишь отправляла деньги раз в два-три месяца.

И вот, Катерина Петровна решила написать письмо дочери , в котором сообщила, что не переживёт наступающую зиму. Она просила её приехать, чтобы проститься. Когда Настя прочитала письмо, она решила для себя, что не поедет. Её беспокоило то, что поезд будет переполнен, в селе будет скучно, а осенний сад и слезы матери наведут на неё тоску.

После прочтения письма Настя погрузилась в работу. Несколько недель она занималась устройством выставки. Когда наступил день представлять проделанную Настей работу, она получила письмо о том , что её Мама умирает.

В тот же день она поехала в Заборье. Но Настя не успела, Катерина Петровна умерла за два дня до её приезда.

Таким образом , Паустовский в своём рассказе хочет показать нам значимость родителей, людей, готовых отдать все ради нашей счастливой жизни. На примере данной семьи, автор показывает , как для дочери на первый план вышла карьера, а не родная мать, нуждавшаяся в её внимание. Только после смерти мамы Настя понимает , что никто её никогда так не любил, как Катерина Петровна. Девушка из-за своего эгоизма не ехала к маме, не писала ей письма , потому что не хотела расстраиваться. Но уже ничего нельзя вернуть, время, когда нужно было заботиться о пожилой женщине прошло. Девушка искренне раскаялась, но теперь ей всю жизнь придётся жить с грузом на сердце, с мыслью, что только она виновата в том, что все время пока  жила в дали от матери она не уделяла ей должного внимания и забота.

Каждый из нас должен понимать, что время быстротечно, наши родители не вечны, поэтому мы должны ценить время проведённое с ними, уважать их, помогать всеми возможными способами. Благодаря родителям мы выросли и стали теми, кем являемся. Когда-то они отдавали нам все что имели, теперь тоже самое должны делать для них мы.

2 вариант

Константин Георгиевич Паустовский создал прекрасный рассказ «Телеграмма», главной героиней которого оказывается давно уже не молодая дама Катерина Петровна. Она обитает в доме своего папы – художника, в селе Заборье. Ее единственная дочь Настенька перебралась в Ленинград и поэтому героиня живет одна в своем доме.

Дама преклонного возраста, каждый день вспоминает о своей дочки, которая давно не навещает свою старую мать. Дочь не писала ей телеграммы, не интересовалась здоровьем и делами матери, лишь помогала ей деньгами.

Не дождавшись внимания дочки, Екатерина решается написать телеграмму, в котором говорит о том, что возможно не сможет пережить следующую зиму. И умоляла Настю приехать, но получив письмо она решила, что не поедет, ведь в поезде будет душно, в деревни скучно, а слезы ее мамы нагонят на нее тоску.

Отложив письмо? Настя погрузилась с головой в работу. Она продолжала организовывать показ выставки. В день показа выставки ей пришла телеграмма о том, что ее матери больше нет в живых. В этот же день она отправилась в родное село, но конечно же не успела, ее мать давно была мертва.

Прочитав рассказ Константина Григорьевича Паустовского, можно легко определить основную мысль, заложенную в него. Константин Григорьевич хотел показать своему читателю насколько значимы родители в жизни своих детей. Они готовы ради своих детей на все. На примере одной семьи можно увидеть, как для дочери на первое место встала карьера, а не нуждавшаяся в ее внимание единокровная мама. Только после ее утраты, Настя понимает, что никто не любит ее так, как ее погибшая мать. Из-за своего эгоизма и из-за своего собственного неудобства она не уделяла должного внимания маме, даже не писала ей. Но время, когда еще можно было что-то сделать утеряно навсегда. Молодая девушка почувствовала свою вину и прибывала в искреннем раскаянье, ей придётся прожить оставшуюся жизнь с тяжёлым грузом вины на сердце. Что лишь она виновна в том, что, когда ее мать нуждалась в ее помощи и внимание, она не уделила ни секунды своей жизни ради нее.

Важно помнить о своих родителях и уделять им хоть маленькую дольку внимания, ведь на наше светлое будущее они потратили практически всю свою жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Основная мысль рассказа Телеграмма

Основная мысль рассказа Телеграмма

Популярные сегодня темы

  • Анализ романа Ремарка Три товарища

    Роман по праву занял свое достойное место в литературе, а его афоризмы из текста по сей день являются очень актуальными для многих людей.

  • Характеристика и образ Брудастого (История одного города)

    «История одного города» — сложно читаемое, но очень интересное произведение Салтыкова-Щедрина, которое во многом соответствует действительности, несмотря на некоторые гиперболизированные и выдуманные вещи

  • Анализ главы Тамань (Герой нашего времени) сочинение 9 класс

    Глава «Тамань» — это отправная точка приключений Печорина на Кавказ. В этой повести показывается дневник Печорина, который знакомит читателей с душевный мир главного героя. Главный герой описывает Тамань

  • Анализ рассказа Друг детства Драгунского

    Жанровая направленность произведения представляет собой детские рассказы, основной тематикой которого является проявление человеком дружеских качеств.

  • Суть и смысл сказки Серебряное копытце Бажова

    Как и во всех народных или авторских сказках в произведении Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце» заложен глубокий смысл. Волшебная история о сказочном олене, с которым в конце встретились люди,

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Основная главная мысль рассказа Телеграмма

Сочинение Основная главная мысль рассказа Телеграмма Паустовского

Главная задача в произведении Паустовского — показать, что нельзя быть бессердечным человеком и стараться навещать родных и близких людей. Не забывать, что мать дала жизнь и оберегала, поднимала на ноги с детства.

Мне трудно было читать это произведение. Единственная дочь Екатерины Павловны не бедствует, проживает в городе. У неё есть все условия для жизни. Но она не может навестить старого человека в деревне, где надо самому носить воду, зажигать печь и колоть дрова. Даже магазин находится в нескольких километрах от жилого дома. Её мать живёт одна. Скончался отец матери, с которым было сподручнее жить, он был знаменитым среди художников. О муже Екатерины Павловны ничего не сказано.

Самое страшное, что мать решается признаться в том, что её дни сочтены. Она чувствует, что скоро умрёт. А дочь даже не нашла времени, чтобы прочитать письмо. Ей помогают чужие люди дочь сапожника приносит ей воды из колодца, убирает в доме. Её зовут Маня. Она не понимает ценность вещей, которые ей отдаёт пожилая женщина. Старый сторож Тихон (из жалости) помогает на земельном участке ветки и пилит. И постоянно спрашивает: «А дочь Настя пишет?». И в ответ получает молчание. И говорит, что уходит. Екатерина Петровна вежливая, скромная женщина. У неё много времени, чтобы вспомнить об отце, рассмотреть картины. Здоровье её ухудшилось, зрение снизилось. Прошло три года после того, как дочь навещала родную мать. Мать отправляла редко письма дочери, боясь побеспокоить и ранить любимого ребёнка. Раз в несколько месяцев почтальон доставлял двести рублей. Прикладывал руку старушки в нужном месте, чтобы правильно поставить подпись. Ей казалось, что от денег исходит аромат духов Насти. То есть она уже не осознавала, что это другие купюры, а не те, что отсылала дочь. Ей казалось, что кто -то стучит. Она пробовала открыть калитку и видела пустоту. Последнее письмо было очень грустным. Мать хотела повидаться с любимой дочерью, приложить свои руки к её рукам.

Дочь была интересным человеком, много работала. И самое интересное — это взгляд скульптуры Гоголя. Он как бы говорил даже не открыла письмо.

Идея рассказа состоит в том, что нужно быть добрее, внимательнее к родным, особенно матери. Не забывать: писать, навещать, привозить продукты, ухаживать за любимым человеком. Помнить о них и стараться читать вести своевременно. И только после смерти дочь поняла всю любовь матери. Очень жаль, что она не выполнила последней просьбы матери и не приехала.

Вариант 2

Одинокая старушка Катерина Петровна доживает свой век в глухой деревушке, в надежде увидеть единственную дочь – Анастасию. Но Настя не находит времени для матери, считая, что рабочие хлопоты гораздо важнее. Сторож Тихон часто спрашивает Катерину Петровну о дочери, но старушке нечего ему ответить. Такие вопросы приносят ей невыносимую боль, она чувствует себя забытой, заброшенной. Что может быть ужаснее, чем умирать в окружении чужих людей при живых детях? Девушка по имени Манюшка, которая помогала Катерине Петровне, проводила больше времени с ней, чем собственная дочь. Старушка сетовала – с деревенской девчонкой Манюшкой нельзя поговорить о Париже или об искусстве. А ведь Катерина Петровна могла бы разговаривать об этом с Настей. Ведь Настя получила образование и работала в Ленинградском союзе художников. Вся забота Насти о матери – это регулярно высылаемые двести рублей и пара сухих строк о том, что времени совсем нет.

Получив очередное письмо из деревни с вопиющим содержанием, говорящее о том, что мать не переживет зиму, Настя не спешила повидаться с ней. Предпочтение она почему-то отдает скульптору Тимофееву, считая, что именно ему нужно помочь в первую очередь. Сколько еще скульпторов и художников встретятся на пути Насти? И только мама будет одна на всю жизнь.

В письме мать просит Настю приехать, и, не дождавшись, умирает. Молодая учительница отдает дань усопшей – целует ее руку. А ведь на ее месте должна была находиться Анастасия.

Мысль автора ясна, он подчеркивает важность семейных ценностей. При этом не пытаясь читать мораль или укорять нерадивую дочь. Паустовский всего лишь описывает произошедшие события в хронологическом порядке, и от этого становится горько. Работа, обстоятельства жизни, все может много раз меняться, как декорации в театре. Но есть вещи, важность которых невозможно отрицать. Побыть рядом с родными, сказать им главные слова, мы можем и не успеть.

  Прибывшая через пару дней после похорон Настя, остается плакать в пустом доме, чувствуя вину перед мамой. Последние строки рассказа все-таки дают понять читателю – Настя еще не окончательно зачерствела. Ее настолько мучит совесть, что уезжает из деревни она тихо и незаметно, стараясь спрятать глаза от всех.

 Паустовский наталкивает читателя на мысли о том, сколько на самом деле времени человек уделяет своим родителям. Тем самым людям, которые дали нам жизнь. Мысли о долге детей перед родителями пронизывают рассказ. Читатель все время напряженно ждет, когда же Настя бросит все дела и поедет к матери.

Грустный рассказ Константина Паустовского заставляет задуматься об истинных ценностях.

Основная главная мысль рассказа Телеграмма

Основная главная мысль рассказа Телеграмма

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Русская литература в отечественном кинематографе

    Русская литература необычайно богата на интересные произведения. Именно поэтому такое большое количество фильмов было снято по ним.

  • Анализ сочинение повести Обелиск Быкова

    Обелиск — исторически бессмертная повесть Василя Быкова.В произведении тронута глобальная тема преемственности поколений, верности традиций отца, деда.

  • Сочинение Судьбинский в романе Обломов Гончарова (Образ и характеристика)

    Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.

  • Сочинение Моя мама самая лучшая на свете

    Мама – самый родной и близкий человек, который никогда тебя не бросит. Мама. От этого слова так и веет теплом, добром и заботой. Мою маму зовут Дарья. Я ее очень люблю.

  • Онуфрий Негодяев в Истории одного города

    Данный персонаж служил в управлении города под названием Глупов, карьера его не удалась, в населенный пункт, которым он управлял, принес только разруху. Сам Негодяев родился в обычной семье крестьян, помогал кочегару топить печи.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Рассказ «Телеграмма», кто главные герои, какая главная мысль?

4 ответа:



2



0

Пронзительно грустный рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» напоминает нам о бренности нашей жизни. Описана в нем обычная ситуация ожидания встречи старенькой матери со своей дочерью. Катерина Петровна ждет дочь, но, не дождавшись, умирает. А дочь Настя, запоздало приехавшая на похороны, понимает весь ужас невозвратности и позднего раскаиванья.

Катерина Петровна была дочерью художника и заканчивала жизнь в его доме, ставшем достоянием музея. Она одинока и уже ослабела от старости и болезней. К ней приходит девочка Манюшка прибирать в доме и сторож Тихон. Но ничего не радует Катерину Петровну, она ждет дочь повидаться перед смертью.

Настя живет в Ленинграде и работает в Союзе художников. Она занята своей работой, не успевает писать матери, но регулярно посылает денег. Получив от матери предсмертное письмо, она даже не подозревает, что оно последнее. Ей не хочется ехать в скучную деревню. Дорога дальняя, а ей сейчас нужно устраивать выставку скульптора Тимофеева. Его бюст Гоголя производит на Настю странное впечатление: он как будто видит все ее мысли чувства и осуждает ее. Она получает телеграмму от сторожа Тихона о том, что мать при смерти, но опять отмахивается от тревожных мыслей — выставка Тимофеева вот-вот откроется. Через некоторое время она решается ехать, приезжает, но поздно — уже второй день после похорон.

Наступает горькое раскаяние и скорбь.

Рассказ Паустовского предостерегает нас от равнодушия к родителям, от пренебрежения к обязанности проводить их в последний путь.



2



0

В трогательном рассказе Паустовского «Телеграмма» можно выделить двух главных героев, мать и дочь. Есть в нем и другие действующие лица, которые играют второстепенные роли, например Тихон, сторож при пожарном складе, скульптор Тимофеев и другие.

Главные герои рассказа «Телеграмма»:

  1. Катерина Петровна. Старая одинокая женщина, которая живет одна в большом «мемориальном» доме и очень скучает по своей дочери. Годы летят, Катерина Петровна слабеет и чувствует приближение смерти. Она посылает дочери отчаянное письмо с просьбюой приехать, но та вечно занята.
  2. Настя. Дочь Катерины Петровны. Человек может быть и не плохой, увлеченный работой, ответственный, даже добрый. Но эта доброта у нее проявляется к чужим людям. а вот о своей маме она не вспоминает и даже полученное письмо не смягчает ее. Только потеряв маму она понимает чего лишилась и горько рыдает в пустом доме.

Главная мысль рассказа «Телеграмма» в том, что не работа является главным для человека, а его родные. Что работа в лес не убежит, а вот вернуть умершую маму не сможет никто.



1



0

В рассказе Паустовского «Телеграмма» главная героиня — это пожилая женщина Катерина Петровна, которая в одиночестве доживает свои дни в деревне Заборье. Она плохо себя чувствует, поэтому и пишет письмо своей дочери, надеясь, что та приедет к ней. Катерина Петровна слабеет с каждым днем, но неустанно думает о дочери Насте. Она соскучилась, а в последний раз дочь приезжала аж три года назад.

Настя, дочь Катерины Петровны, живет в Ленинграде, а занимается она организацией художественных выставок. Она помнит о матери, но даже после получения от неё письма не находит времени повидаться с родным человеком. Настя все-таки приедет в Заборье, но будет уже поздно и её маму похоронят без неё. Настя тоже является главной героиней рассказа.

В рассказе мы встречаемся с двумя второстепенными героями, которые в жизни Катерины Петровны играли значительную роль. Манюшка, дочь сапожника, и Тихон, сторож пожарного сарая, как могли, помогали одинокой женщине. Они и похоронили её.

Рассказ Паустовского очень печальный, он заставляет задуматься над тем, достаточно ли мы помогаем своим родителям. О своих самых близких людях нужно заботиться постоянно, а не от случая к случаю.



1



0

Если честно, то в какой-то степени, расказ Паустовского- Телеграмма, является просто душераздирающим. Действительно, что может быть хуже, чем ощущать себя брошенным и преданым родным человеком, ради которого так мноо сделал в своей жизни. Что может быть хуже чем умирать в окружении чужих и случайных по сути людей. Да и вообще, что может быть хуже чем брошенные старики при живых детях.

Главные герои рассказа, это очень пожилая женщина Екатерина Петровна, её дочь Настя, а также второстепеныые персонажи, это дочь местного деревнского сапожника-Манющка, а также сторож Тихон, которые хть как-то стараются помочь одинокой женщине. Далее краткое содержание.

Читайте также

Этот рассказик входит в цикл «Умные животные», в котором совсем понемногу говорится о разных животных.

Цикл предназначен для малышей: детского сада, максимум младшего школьного возраста.

Главная мысль конкретно рассказа о лошади в том, что животное это умно потому, что ест полезную пищу, а не сырое мясо в виде разных птичек.

Под полезной едой подразумевается овес: мол, детям тоже надо есть овсянку и геркулес, благодаря которым они станут сильными, здоровыми и умными. И сахар любят лошади, он упоминается как доказательство мудрости лошади.

Хотя те же обезьянки, по словам автора, едят яблоки и орехи — это тоже очень полезно. А коровы жуют траву, например. Так ведь и лошади тоже питаются травкой.

В общем, взрослый может заметить не совсем логичную мысль Зощенко. Но ребенок в возрасте четырёх-шести лет, возможно, и не задумается об этом, а начнет есть полезную кашу.

Главных героев в рассказе нет: никакого действия здесь и не происходит, просто сказать детям, что есть кашу очень полезно.

Назовем главных героев рассказа Платонова «Еще мама»:

  1. Артем, семилетний мальчик, которому пришло время ходить учиться в школу. Мальчик очень боялся первый раз идти в школу, тем более, что мама отправила его одного, но он переборол свой страх, старательно пряча его за беспокойством о матери.
  2. Евдокия Алексеевна, мать Артема, видимо добрая, но сына не балует и воспитывает из него настоящего мужчину. Обещала мальчику оладьев к возвращению из школы.
  3. Аполлинария Николаевна, добрая и заботливая учительница Артема. Отнеслась к мальчику как к родному сыну, стала для него «еще мамой».

<hr />

Главная мысль рассказа в том, что каждый взрослый должен любить и заботиться о детях, чтобы ребенок везде чувствовал себя как дома. Чтобы он понимал, что вокруг него только доброта и любовь.

Чехов в этом рассказе описывает сцену в больнице, куда на прием с зубной болью пришел дьяк. Врача не было и больных принимал фельдшер со звучной фамилией Курятин.

Этот фельдшер, возомнившим из себя специалистом на все руки, пытается вырвать дьяку Вонмигласову больной зуб, но без нужных знаний и опыта, ему со второй попытки удалось удалить зуб, да и то не весь. Дьяк покидает больницу с осколками зуба в десне и с еще большей болью.

Главных героев в этом рассказе двое, это фельдшер Курятин, невежественный и самовлюбленный человек, любящий выставить себя как грамотного, все умеющего специалиста, по сути являвшимся дилетантом. Второй , это болтливый и лицемерный дьяк Вонмигласов.

Главной мыслью этого рассказа является то, что лицемерием и невежеством можно только навредить. Нельзя браться за дело, если ты его не знаешь, тем более, если это касается медицинского лечения. Такая «медвежья услуга» не только вызовет недоверие к врачам, но может и привести к еще худшим последствиям. Нужно уметь разбираться в людях и не верить только на слово.

Рассказ Бунина «Чистый понедельник» — это прежде всего рассказ о несчастной любви. Его герои не находят счастья в земной жизни. Женщина становится монахиней, рассказчик не может забыть свои чувства к ней.

Главные герои рассказа «Чистый понедельник»:

  1. Рассказчик. Молодой еще человек, увлеченный литературой, родом из Пензенской губернии, красивый, живой, энергичный, напоминающий итальянца. Тяжело переживает разрыв, пропадает по грязным кабакам.
  2. Женщина, его любимая. Немного томная, скромная, как оказалось очень религиозная. Очень красивая, какой-то восточной красотой. Поддерживает с рассказчиком невинные отношения, пока не принимает окончательное решение уйти в монастырь. Посвящает себя служению богу.

<hr />

Главная мысль рассказа:

Люди сами выбирают свою судьбу. Не всегда этот выбор является правильным, не всегда он оказывается единственно возможным. И от того, какой выбор мы сделаем зависит и наше собственное счастье, и счастье людей, которые нам дороги.

Рассказ Николая Носова «День рождения» входит в число рассказов, объединенных в одну повесть под названием «Веселая семейка». В рассказе повествуется о Мише и Коле, которые выводили цыплят. Ребятам повезло увидеть процесс проклевывания яиц и они радовались появлению на свет каждого новорожденного цыпленка.

Коля и Миша опекали цыплят с первых минут, они высаживали их в теплое место и подбирали для них подходящий корм. Уход за малышами доставлял ребятам радость и они даже устроили цыплятам настоящий День рождения.

Коля и Миша являются главными героями повествования, а второстепенными героями можно назвать всех одноклассников, которые с подарками пришли к именинникам. Главной героиней рассказа является и учительница Мария Петровна, принимавшая активное участие в наблюдении за малышами. Она принесла цыплятам простоквашу, которую они с удовольствием пили.

Главная мысль рассказа заключается в том, что если действовать дружно, то можно добиться удивительных результатов. Достижение цели возможно лишь тогда, когда все силы направлены на её осуществление. Ребятам удалось вывести цыплят благодаря дружеской поддержке, доверию и взаимопомощи.

Рассказ учит нас находить цель и стремиться к её достижению, даже если цель кажется призрачной. Автор пытается донести нам мысль о том, что только после преодоления препятствий можно испытать истинную радость от плодов своего труда.

Здесь даны основные сведения о рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский написал в 1946 году на основе реальных событий. В нём писатель раскрыл тему взаимоотношения детей и родителей.

Главные герои рассказа

  • Катерина Петровна — старая женщина, дочь известного художника, деликатная, скромная.
  • Настя — дочь Катерины Петровны. Это девушка увлечённая работой, делающая её от всего сердца, помогающая художникам и скульпторам. Но её сердце закрыто для самого родного человека — матери.

Другие персонажи

  • Тимофеев — молодой талантливый скульптор.
  • Манюшка — добрая девочка, помогавшая Катерине Петровне по хозяйству.
  • Тихон — сторож при пожарном сарае в селе Загорье, добрый человек.
  • Василий — почтальон в Заборье.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Дочь Катерины Петровны жила и работала в Ленинграде и очень редко приезжала к старой матери, одиноко живущей в селе Заборье. Она была увлечена работой в Союзе художников, помогала устраивать выставки и конкурсы. Из-за загруженности она писала матери не письма, а только несколько строк на почтовых переводах, когда посылала ей деньги раз в 2–3 месяца.

Мать скучала по дочери, но писала ей редко, понимая, что у Насти уже другие интересы. Когда Катерина Петровна слегла, сельчанин, который помогал ей, послал Насте телеграмму о том, что мать умирает.

Настя приехала на второй день после похорон и чувствовала на душе тяжесть и непоправимую вину перед матерью.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Старой женщине Катерине Петровне в октябрьское ненастье стало тоскливее. Она жила в селе Заборье одна в старом доме, который был построен её отцом. Когда художник от старости не смог уже писать картины, он приехал в родное село и стал заниматься садом. Сейчас дом находился под охраной областного музея, так как отец Катерины Петровны был известным художником. Что будет с домом, когда она умрёт, Катерина Петровна не знала.

Катерине Петровне помогала девочка Манюшка, дочь соседа. Она подметала полы, носила воду из колодца, ставила самовар. Разговаривала Катерина Петровна с Манюшкой шёпотом, так как не могла говорить громко из-за слабости.

Иногда к ней заходил Тихон, сторож при пожарном сарае, и рубил засохшие деревья в саду, пилил и колол их на дрова. Уходя, он каждый раз спрашивал, пишет ли Настя. Старая женщина молчала, а когда Тихон уходил, тихо плакала.

Её единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде. Она не приезжала к матери уже 3 года. Катерина Петровна редко писала ей, так как понимала, что у дочери свои дела и поэтому лучше ей не мешать. Настя писем матери не писала, а только раз в 2–3 месяца посылала ей 200 рублей и писала на бланке почтового перевода о том, что совсем нет времени написать письмо.

В конце октября Катерина Петровна почувствовала, что зиму ей не пережить, написала об этом дочери и попросила приехать.

Настя работала в Союзе художников секретарём, работы у неё было много. Письмо матери она получила на службе и, не прочитав, положила в сумочку. Каждый раз, получая редкие письма от матери, Настя испытывала облегчение, так как они означали, что мать жива. Но одновременно появлялось беспокойство, словно письмо было укором.

После работы Настя пошла в мастерскую скульптора Тимофеева, чтобы потом доложить о том, как он живёт, правлению Союза. Скульптор жаловался на то, что в мастерской холодно и что вообще ему не дают развернуться.

Настя действительно почувствовала в его мастерской холод, и увидела скульптуру Гоголя. Ей показалось, что глаза писателя упрекали её, что письмо-то в сумочке не распечатанное.

Тимофеев пожаловался, что все хвалят его скульптуры, но выставки его работ не устраивают. Настя пошла к председателю Союза и настояла на том, что нужно устроить выставку работ Тимофеева.

Дома она прочла письмо и подумала, что сейчас ехать невозможно, так как нужно устраивать выставку Тимофеева. Через 2 недели выставка открылась. На её открытии седой художник поблагодарил Настю за то, что она проявила внимание и чуткость к незаслуженно забытому скульптору.

Курьерша из Союза принесла Насте телеграмму. В ней было написано: «Катя помирает. Тихон». Настя подумала, что эта телеграмма не ей, но заметила там слово «Заборье». Настя почувствовала чей-то пронзительный взгляд и увидела, что Гоголь смотрит на неё и усмехается, как бы говоря: «Эх, ты!» Она вышла с выставки и, сев на скамейку, заплакала. Настя поняла, что никто её так не любит, как мама, и заторопилась, чтобы попросить у неё прощения. В тот же вечер она поехала в Заборье.

Катерина Петровна из-за слабости не вставала уже десятый день. Манюшка шестые сутки ухаживала за ней и спала в её комнате.

Тихон принёс Катерине Петровне телеграмму, которую он составил с почтальоном Василием, и сказал, что это от Насти. Когда Тихон прочитал, что будто Настя выехала, Катерина Петровна поняла, что телеграмму составила не Настя, а Тихон, и поблагодарила его за доброе слово.

Катерина Петровна умерла, Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Она проплакала в доме всю ночь и на рассвете уехала из села, стараясь, чтобы никто её не увидел и не расспрашивал. Она чувствовала себя виноватой, и эту вину никто не смог бы с неё снять, кроме матери.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» раскрыты темы:

  • отношениям между родителями и детьми;
  • одинокая старость;
  • равнодушие и невнимательность детей к родителям;
  • муки совести.

Основная мысль (идея) рассказа «Телеграмма»: дети должны не забывать самых близких и родных людей — родителей. Нужно ценить тех, кто вас любит не за что-то, а просто за то, что вы есть.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

  • Главная мысль рассказа сугробы толстой
  • Главная мысль рассказа ступеньки носова
  • Главная мысль рассказа стрижонок скрип
  • Главная мысль рассказа старуха изергиль
  • Главная мысль рассказа старик хоттабыч