Главная мысль рассказа тема и жучка

Читательский дневник по рассказу «Тёма и Жучка» Николая Гарина-Михайловского

Автор: Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Название произведения: «Тёма и Жучка»

Число страниц: 12

Жанр: рассказ

Главные герои: Тёма, Жучка.

Второстепенные герои: няня, Еремей.

Характеристика главных героев:

Тёма — Мальчик, 8 лет.

Добрый, решительный, очень смелый и сильный.

Жучка — Несчастная маленькая собачка, упавшая в колодец.

Характеристика второстепенных героев:

Няня — добрая, старая.

Еремей — конюх, работящий, простой мужик.

Краткое содержание рассказа «Тёма и Жучка»

Перед сном мальчик узнаёт, что Жучку некий ирод бросил в колодец.

Он думает, как помочь собаке, засыпает и видит сон, в котором срывается в колодец.

Рано утром Тёма отправляется спасать собаку.

Он пытается зацепить Жучку петлей, но собака срывается, и мальчик сам лезет в колодец.

Он обвязывает Жучку и начинает подниматься.

Но сил у мальчика маловато, и ему приходится отдыхать, борясь со страхом.

Наконец, Тёма вылазит сам и вытягивает собаку.

Его находят и относят в постель.

План рассказа:

  1. Рассказ про ирода.
  2. Беспокойный сон.
  3. Раннее пробуждение.
  4. Неудача с петлей.
  5. Тёма в колодце.
  6. Обратный путь.
  7. В постели.

Основная мысль рассказа «Тёма и Жучка»

Главная мысль рассказа в том, что друзей надо выручать, не оставлять их в беде.

Основная идея рассказа заключается в том, что даже совсем маленький человек может стать героем, если борется за жизнь своих друзей.

Чему учит рассказ

Рассказ учит заботиться о животных, которых мы приручили, о домашних питомцах и любить их.

Учит смелости, ловкости, решительности.

Учит преодолевать собственные страхи, ради спасения друга.

Краткий отзыв по произведению «Тёма и Жучка» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я была восхищена мужеством совсем маленького мальчика, который очень боялся, но сумел преодолеть страх.

Ведь от его действий зависела жизнь собаки.

Тёма знал, что может сам свалиться в колодец, но всё-таки полез спасть друга. Он поступил как мужчина.

Это очень хороший и позитивный рассказ о любви к животным.

Автору удалось донести до каждого читателя мысль о том, что животных нужно любить и беречь, никогда не обижать и не делать им больно.

Ведь они доверяют нам, людям.

Мне очень понравился главный герой рассказа, юный спасатель, мужественный и верный друг.

Тёма показал себя героем и на его подвиг нужно равняться.

Я всем рекомендую прочитать этот рассказ и задуматься о том, что животные заслуживают ласки и доброты, а вовсе не жестокости и бессердечности.

Пословицы к произведению:

  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Другим не поможем, сами пропадём.
  • Собака — друг человека.
  • Пример героя зовёт на подвиг.

Словарь неизвестных слов:

  • Ирод — душегубец, плохой человек.
  • Стремглав — очень быстро.
  • Каретник — гараж для карет.
  • Вожжи — верёвки для управления лошадью.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Не надо бояться, не надо бояться! — говорит он дрожащим от ужаса голосом.

— Стыдно бояться! Трусы только боятся. Кто делает дурное — боится, а я дурного не делаю: я Жучку вытаскиваю, меня и мама, и папа за это похвалят.

Папа на войне был, там страшно, а здесь разве страшно?

Здесь ни капельки не страшно.

Вот отдохну и опять полезу, так и вылезу, потом и Жучку вытащу.

Жучка рада будет, все будут удивляться, как я её вытащил.

Ещё читательские дневники по произведениям писателя:

  • «Детство Тёмы»
  • «Волшебница Ашам»
  • «Хитрая девочка»

Библиотека читательских дневников автора пополняется.


1

Чему учит рассказ «Тёма и Жучка»? Какая основная мысль произведения?

Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»

главная мысль произведения,

чему учит рассказ детей

10 ответов:



6



0

В рассказе «Тема и Жучка» мы читаем историю спасения мальчиком собаки Жучки, которую он очень любил. Собаку эту кто-то кинул в старый колодец, уже служивший ямой для отходов. Мальчик же не побоялся лезть в зловонный колодец один.

Эта история учит нас не оставлять в беде наших друзей, ведь и собака друг человека. Можно поучиться у Темы самоотверженности, любви к животным, дружбе с ними.

С этим же связана и основная мысль произведения: крепкая и верная дружба не знает границ, она всегда придет на помощь, если твой друг, пусть это и собачка, нуждается в твоей помощи.

Тема поспешил на помощь к Жучке самым ранним утром.



4



0

Главный герой рассказа мальчик Тёма узнает, что собачку Жучку сбросили в колодец. Мальчик не может спать, он думает, как ему спасти Жучку.

Рано утром, когда еще все спят, он отправляется ее спасать. Когда он прибегает к колодцу, он зовет Жучку и слышит ее стон, собачка действительно в колодце. У мальчика ничего не получается, более того, он ухудшает своими действиями ситуацию.

И тогда он принимает решение самому лезть в колодец, хотя это страшно и опасно, он просто не может бросить беззащитного зверька одного и обречь его на гибель. Было очень трудно, но все же Тёма спасает Жучку.

Рассказ учит любви к животным, самоотверженности, дружбе. Автор показывает маленького, но настоящего человека — Тёму — с любящим и бесстрашным сердцем. Показывает, каким должен быть человек и как он должен относится к тем, кто слабее его, к тем, кто в опасности, кому нужна помощь.



3



0

Гарин-Михайловский «Тема и Жучка» учит тому, что нельзя быть настолько жестоким к беззащитным существам.

А еще рассказ учит преданной дружбе между человеком и животным. Тёма не побоялся спуститься в колодец за Жучкой и спас ее, а ведь это не так просто, на такой поступок не каждый решится.

Главная мысль произведения «Тёма и Жучка» — не стоит отпускать своих любимых питомцев на самостоятельный выгул, неизвестно что с ними может случиться. Каждый хозяин, у которого есть животное должен понимать, что он в ответе за своего питомца и должен следить, чтобы ему никто не навредил (как в рассказе, скинув собаку в колодец).



3



0

Это рассказ очень берет за душу, особенно тех, кто не равнодушен к судьбе наших братьев меньших, ведь они не всегда могут постоять за себя. Кому-то помешала небольшая собачка Жучка, может быть она громко лаяла и спать не давала, поэтому нехороший, недобрый человек сбросил ее в глубокий колодец, выбраться из которого она самостоятельно не могла.

Тогда на помощь к ней приходит мальчик Тема, который переживает за собачку и очень хочет ей помочь. Он не обращается за помощью ко взрослым, решает эту проблему самостоятельно. Подвергаясь опасности, сам спасает Жучку. Не без труда и риска ему это удается.

Так поступают только мужественные люди, а Тема еще ребенок. Это очень благородно с его стороны прийти на помощь животному. Он вырастет хорошим и порядочным человеком. Рассказ весьма поучителен, особенно для детей.



2



0

Рассказ «Тема и Жучка» описывает несомненно очень храбрый поступок мальчика Темы, который даже больной полез в колодец за брошенной туда собакой и ценой невероятных усилий смог спасти Жучку.

Этот рассказ учит детей бережному отношению с домашними животными, учит любить их и понимать, что любое животное тоже чувствует боль, что оно может испытывать страх и радость, что оно живое. Этот рассказ учит настоящей дружбе, когда друг готов пожертвовать собой, чтобы спасти друга, что даже страшные опасности не могут остановить его.

Главная мысль рассказа «Тема и Жучка» на мой взгляд прекрасно передается красивой народной пословицей:

5K4yCht5YJcp0dF3OdV7NKdiG1Esv.png



2



0

В рассказе о мальчике Тёме и собаке Жучке, Николай Гарин- Михайловский призывает с пониманием относиться к братьям нашим меньшим и помочь в трудную минуты, прийти на помощь четвероногим.

В повествовании он сквозь сон вспоминает о любимом животном и в ранний час пытается найти друга. Его мысли об одном, чтобы с собакой было всё хорошо. И не задумывается, что сам может попасть в нелепую ситуацию.

Ради любви и преданности к животному мальчик преодолевает страх. Помогает выбраться собаки со дна колодца.



2



0

Рассказ «Тема и Жучка» очень поучительный и трогательный.

Мальчик Тема узнает, что собачку Жучку кто-то бросил в старый колодец, мальчик рано встает, он хочет спасти Жучку. Для этого он залез в колодец и спасает собаку.

Рассказ учит тому, что нельзя бросать своих друзей, когда они в беде, нужно приходить им на выручку. Также рассказ учит, что нужно любить животных, ведь они братья наши меньшие — их нужно оберегать и жалеть и ни в коем случае не обижать.

Основная мысль рассказа в том, что не нужно бояться спасать своих друзей. Хоть Тема и боялся лезть в колодец, но все же он смог перешагнуть через свой страх и спас Жучку.



2



0

Данный рассказ является очень добрым и трогательным и его основная мысль говорит о том, что нужно любить и спасать других, если это в твоих силах.

Также о том, что к братьям нашим меньшим нужно хорошо относится, ведь это живые существа, которые нуждаются в поддержке и помощи человека.

Ведь там герой рассказа проявил стойкость и смелость и спас собаку.

Он не остался равнодушным к ее беде и помог, так должен поступать каждый.

Собаку жестокий человек просто бросил в колодец, а вот тема не побоялся и полез ее выручать оттуда.

И ради этого мальчик не задумывается ни о чем, а преодолевает свой страх и помогает выбраться собаке.



1



0

Любимицей главного героя была Жучка. Тёма любит животных, он неравнодушен к беде животного и приходит собаке на помощь. Жучку спасает главный герой ценой огромных усилий. За брошенной злым человеком в колодец Жучкой полез мальчик , совершив весьма храбрый, мужественный поступок. Любви, сочувствию, преданности, храбрости, бережному отношению к другим, смелости, дружбе с животными учит этот прекрасный рассказ.



1



0

Рассказ «Тёма и Жучка» тому, что нужно любить животных, бережно к ним относится. Это, на мой взгляд, и есть основная мысль этого произведения для детей. Главный герой Тема приходит на помощь собаке, проявив смелость и храбрость. Не нужно оставаться равнодушными к чужой беде никогда. Очень важно быть с добрым сердцем и душой, уважительно и бережно относится к природе и животным и быть отзывчивым.

Читайте также

Зощенко в своем рассказе «Умный гусь» демонстрирует то, что животные достойны искреннего уважения за свой ум и умение находить выход из таких сложных ситуаций, из которых его даже не каждый человек-то найдет. А еще здесь демонстрируется то, что пища и голод — это большой стимулятор для того, чтобы думать всему живому в этом мире, и сильнейший толчок к прогрессу мысли.

Примером такой морали стал гусь, которого автор признал умным за то, что он додумался размочить сухую корочку хлеба в луже, так как до этого она не была ему пригодна в пищу. Такое нестандартное для животного решение, возможно, спасло ему жизнь.

В рассказе Чарушина «Волчишка» некий человек ловит в лесу маленького волка — волчишку и приносит его домой. Он смотрит на волчишку и его забавляет, что маленький зверь дрожит от страха. А еще в доме жили кот и собака. И конечно эти животные восприняли появление волчишки в штыки. Кот шипел, спину выгибал, собака лаяла, а человек смотрел на это и потешался.

Что было делать бедному волчишке, которого насильно забрали от его матери?

Он дождался утра, не стал пить молоко, а увидел открытую дверь и поскорее убежал в лес.

Главная мысль рассказа «Волчишко» в том, что нельзя просто так, ради развлечения приносить домой диких зверей, нельзя отбирать зверят от их матерей. Это жестоко. Взять дикое животное из леса можно только в одном случае, чтобы помочь ему.

Чему учит рассказ «Волчишко». Этот рассказ учит бережному отношению к диким зверям в частности, и к природе в целом. Учит не быть равнодушным.

Рассказ Николая Носова «Про Гену» — это поучительная история о школьнике, который сам себе навредил враньем. Мальчик солгал родителям, что идет собирать металлолом, а вместо этого до позднего вечера катался на санках с горки. А родителям он объявил, что хорошо потрудился и собрал много железа.

В дальнейшем Гена стал ходить «на поиски металла» каждый вечер, он стал плохо учиться и его родители удивлялись, как можно заставлять детей каждый день собирать железо.

Мальчик заврался, но правда вышла наружу и родители отчитали Гену за ложь и плохую успеваемость. Он был наказан и больше на горку не ходил.

Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно всегда говорить правду, даже если она не очень хорошая. Нельзя обижать близких людей ложью, поскольку можно нарушить доверие в семье. Да и чужим людям тоже врать нельзя, ведь правда все равно станет известна.

Рассказ учит нас быть честными и правдивыми, а также хорошо учиться и ответственно подходить к любому делу. Только тогда нас будут уважать окружающие, а родителям не будет за нас стыдно.

В рассказе «Лебеди» автор Лев Толстой знакомит нас со стаей лебедей, совершающей сложный продолжительный перелет в далекие теплые края. Мы узнаем, что в лебединой стае процесс перелета разумно организован: сильные опытные лебеди летят в голове, а слабые молодые птицы замыкают летящую группу.

Среди молодых птиц был лебедь, которых совершенно выбился из сил, и не смог дальше продолжать перелет. Он опустился на воду и оказался в одиночестве, и оставалось ему лишь проводить печальным взглядом удаляющуюся стаю.

Лебедю требовался отдых и он задремал на воде, а рано утром его разбудили волны. Он почувствовал себя отдохнувшим и решил продолжить полет. Лебедь пронесся над водой и поднялся ввысь. Теперь все его мысли были направлены на то, чтобы догнать умчавшуюся вперед стаю.

Главная мысль рассказа заключается в том, что в экстремальной ситуации нельзя паниковать, нужно искать выход. А для достижения цели нужно активно действовать, проявлять упорство и собирать волю в кулак. Лебедь смог преодолеть себя, он собрался с силами и упрямо продолжил путь. Только так можно получить желаемое, а иногда, и выжить. Если бы лебедь поддался слабости, то наверняка с приходом зимы он бы погиб. Рассказ учит нас воспитывать в себе силу духа, настойчивость, стойкость и другие волевые качества.

Главными героями рассказа Чарушина «Страшный рассказ» оказываются два мальчика, Шура и Петя. Мальчики еще маленькие и им непривычно и страшно оставаться дома одним, когда вокруг наступает ночь. Они ложатся в постель и подбадривают себя рассказами о том, что они не боятся ни людоедов, ни крокодилов, ни тигров.

И вдруг они слышат странный топот маленьких ног в комнате. Они сразу забывают про свою храбрость и даже не дышат под одеялом для прихода мамы и папы.

Когда зажигается свет, оказывается, что топал маленький безобидный ежик и мальчиком конечно стало смешно и немножко стыдно своих страхов.

Главная мысль этого рассказа в том, что непонятное пугает человека много сильнее, чем самое страшное, но понятное. Неизвестность хуже всего.

Рассказ учит быть смелым, решительным и не пугаться странных звуков в комнате, а постараться определить причину их возникновения.

Жанр: рассказ о детях

Читайте краткое содержание других рассказов про дружбу с собакой:
Дмитриева В. «Малыш и Жучка»
Бианки В. «Латка»

Главные герои рассказа «Тема и Жучка» и их характеристика

  1. Тема. Мальчик 8 лет. Храбрый, добрый, решительный, находчивый. 

План пересказа рассказа «Тема и Жучка»

  1. Преступление ирода
  2. Сон
  3. Подготовка к спасению
  4. Неудача с петлей
  5. Спуск
  6. Подъем
  7. Еремей

Кратчайшее содержание рассказа «Тема и Жучка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Няня рассказала Теме, что ирод бросил в колодец Жучку.
  2. Теме приснилось, как он спасает Жучку и падает в колодец.
  3. Утром он взял вожжи и фонарь, и побежал к колодцу.
  4. Жучку не удалось вытянуть петлей, и Тема спустился в колодец.
  5. Он обвязал Жучку, вылез из колодца, и вытянул собаку.
  6. Увидев Еремея, Тема потерял сознание, и очнулся в постели.

Главная мысль рассказа «Тема и Жучка»
Ради спасения друга не жаль и собственной жизни.

Чему учит рассказ «Тема и Жучка»
Рассказ учит любить животных и никогда не обижать их. Учит благородству, смелости, решительности. Учит помогать друзьям.

Отзыв на рассказ «Тема и Жучка»
Мне очень понравился этот замечательный рассказ и понравилось поведение маленького мальчика Темы. Он проявил настоящую отвагу и мужество, когда полез за своей собачкой в старый колодец. Ему было жутко и страшно, но он сумел преодолеть страх, ведь от его действий зависела жизнь друга. Тема — настоящий герой.

Пословицы к рассказу «Тема и Жучка»
Сам погибай, а товарища выручай.
Друг познается в беде.
Крепка веревка с повивкой, а человек с помощью.
Собака — друг человека.
Другим не поможем, сами пропадем.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Тема и Жучка»
Ночью няня рассказывает Теме, что какой-то ирод бросил Жучку в старый колодец. Собачка кричала целый день.
Тема забывается сном и ему снится, как он вытаскивает Жучку петлей, но срывается и падает в колодец.
Перед рассветом Тема окончательно просыпается и отправляется к колодцу, чтобы спасти Жучку. В столовой он взял несколько газет, думая сделать факел, и направился в каретник, за вожжами.
Взяв вожжи,Тема прихватил и фонарь, решив, что открытое пламя может обжечь Жучку, а фонарь безопасен. Из беседки Темы выдернул несколько жердин и отправился к колодцу.
Тема подбежал к колодцу и позвал Жучку. Та ответила радостным визгом. Тема опустил в колодец фонарь, который осветил мутную поверхность воды и собаку на срубе колодца. Тема торопливо спустил в колодец вожжи с петлей. Но Жучка сорвалась и упала в воду. Отчаянно барахтаясь, она попыталась вернуться на выступ.
Тогда Тема решил спускаться сам. Он привязал вожжи и быстро спустился вниз. Жучка радостно бросилась к нему и Тема обвязал ее вожжами. А потом полез наверх. Жучка с тоской визжала внизу. Тема устал и испугался, но попытался успокоиться. Ему это удалось и он полез дальше. Тема отдыхал еще раз, пока наконец не вылез из колодца. Он быстро вытащил Жучку, и благодарная собака стала лизать ему лицо.
Над оградой показалась чья-то страшная волосатая голова и Тема потерял сознание. Косивший траву Еремей увидел мальчика и поспешил на помощь. Скоро Тема лежал в постели, обложенный компрессами.

logo

  • Какая главная мысль рассказа Тема и Жучка Гарина- Михайловского?

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      demarcusgomez537

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geometriya
    Геометрия

    1 секунда назад

    Можете, пожалуйста, помочь решить задачу по геометрии?

  • geometriya
    Геометрия

    11 секунд назад

    Допоможіть, дам 20 баллів.
    Дуже потрібно.

  • ukrainsyka-mova
    Українська мова

    11 секунд назад

    срочно помогите пожалуйста даю 100 балов ​

  • biologiya
    Биология

    11 секунд назад

    кто хочет присоединиться к зуму вот он
    Идентификатор встречи: 872 1220 7377
    Код доступа: 0nKcPG

  • geometriya
    Геометрия

    11 секунд назад

    Дам 20 баллі.
    Прошу, дуже потрібна поміч.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • istoriya
    История

    6 минут назад

    в чем отличие вассалитета от государственного подданства

  • fizika
    Физика

    15 минут назад

    Найдите силу тяжести, действующую на стальное тело, длинной 30 см, шириной 20 см и высотой 5 см (плотность стали 7800кг/м³).

    Решите с объяснением пожалуйста

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Учитель: Костина С.
А.

Литературное чтение 
3 класс

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский.
«Тёма и Жучка».                                                        

Тип урока:  урок формирования  навыков и
умений.                                   

Методы и приемы:  словесный, беседа, частично
поисковый,
наглядный.                                                                                            

Цель  урока:  Познакомить с новым
произведением. Способствовать формированию  представлений о творчестве Н.
Гарина – Михайловского.  

Задачи: способствовать формированию
навыков беглого чтения и правильной речи учащихся; развивать умение высказывать
своё мнение и отстаивать его; развивать память, внимание. 

способствовать развитию
критического мышления, через анализ произведения, отработка приемов «мозговая
атака», «направленное чтение»,  помочь осознать и сформулировать главную мысль
рассказа «Тема и Жучка»;                                                                                  

воспитывать любовь,
бережное отношение к природе, к животным, умение сострадать и быть добрым.

Оборудование: учебники, иллюстрации к
произведению, пословицы, запись на доске, выставка кн

Ход урока.

1. Организационный
момент.

На меня все
посмотрели,                                                                                                                       
Улыбнулись, тихо сели.                                                                                                                                    Сели
правильно,                                                                                                        
Спинки выпрямили.                                                                                                                     

2.Речевая
разминка
.                                                                           

Проговорить
скороговорку:  Наш  Полкан  попал  в  капкан.                                                                   

3.  Фаза вызова
интереса.                                                                                                

« Тема и Жучка»   —
О ком будет рассказ?  Что их связывает, почему они вместе?                                                                                                                              

4. Сообщение
темы.                                                       

( На доске портрет
писателя )

— Сегодня мы
познакомимся с творчеством писателя, прочитаем его рассказ «Тема и Жучка», мы
вместе определим главную мысль этого рассказа.

– Настоящая
фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному
маленькому сыну, которого звали Гари.

По образованию
Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и
мосты.

Много путешествовал:
исколесил всю Россию, побывал в Японии, Америке, Европе, прошел с экспедицией
пешком и верхом на лошади 1600 км. по Северной Корее и Маньчжурии, вел дневники
и путевые записи, собрал и издал корейские сказки.

Профессия позволяла ему
многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намёка на лень, он
терпеливо фиксировал путёвые впечатления, записывая поразившие его факты на чём
придётся, а благодаря природному литературному дару, смог впоследствии поразить
читателей достоверностью и красочностью своих рассказав.

Самая знаменитая его
книга “Детство Темы” – произведение автобиографическое. Первое издание повести
1892 году вызывало единодушное одобрение читателей, писателей, критиков. В 2012
году — 120 лет изданию книги «Детство Тёмы»(впервые была опубликована
в 1892 году)

Эта книга
(«Детство Тёмы») не только воспоминания о собственном детстве, но и
размышления о нравственном воспитании в семье. Писатель помнил своего жестокого
отца, карцер в их доме, порки. И дал слово своей невесте, что никогда
«пальцем не тронет своих детей». А их было у Гарина-Михайловского 11
своих и трое приемных! И вправду, детей в семье писателя никогда не наказывали,
одного его недовольного взгляда было достаточно.

Он очень хотел, чтобы
дети были счастливы. И засевал в своем имении целые поля алыми маками — для
красоты, а как-то раз устроил прямо в лесу новогоднюю ёлку с раздачей подарков
для детей железнодорожников и крестьян из близлежащих деревень. Он вообще очень
любил делать подарки людям — знакомым, малознакомым и вовсе незнакомым. Был
невероятно щедр — до расточительности. Строил школы для крестьян, устраивал
спектакли для народа, преобразовывал отсталые крестьянские хозяйства. Он очень
хотел изменить, улучшить жизнь.

И писал книги:
«Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты»,
«Инженеры». (Последняя осталась недописанной).

– Современники
считали Гарина – Михайловского выдающейся личностью и выдающимся писателем,
человеком редкого благородства, талантливым педагогом.

20 февраля 2012 года
исполнилось 160 лет со дня рождения Николая Георгиевича Гарина-Михайловского                                                                                                                        
                                                                                                             

5.    
Работа
над
произведением.                                                                   
                                      

Мозговая
атака.                                                     

— Что вы знаете о
собаках?

(верный друг, помощник
человека, стерегут границу, помогают во время охоты, украшают жизнь, охраняют
стада овец и коров, охраняет жилище, собака-поводырь, помогали во время войны,
побывали в космосе, лучшее домашнее животное, готова жертвовать собой во имя
человека, полноправные члены семьи, играют с детьми)

— Мы еще раз сказали,
что собаки делают для человека: спасают, охраняют, помогают и т. д. А сегодня
мы узнаем, как поступает маленький мальчик, когда его собака оказывается в
беде.

Осмысление.

Прием «Направленное
чтение» (Учащиеся читают по смысловым частям).

Словарная работа.

Ирод – царь, живший в
древности. В христианских мифах говорится, что когда он узнал о рождении
Христа, стал избивать всех младенцев. Поэтому Ирод прославился как мучитель и
злодей.

Таким образом, имя
собственное стало нарицательным, в тексте оно написано с маленькой буквы.
Иродами называют злых, жестоких, бессердечных людей.

Вожжи – часть упряжи,
состоящая из длинного ремня, прикрепленного к удилам и служит для того, чтобы
править запряженной лошадью.

Не чаявших уже больше
свидеться в этом мире – не надеялись, не думали, не ожидали больше увидеться в
этом мире.

Чтение 1 части.

— С какого вопроса
начинаются все события?

(«Няня, где Жучка?»)

— Что ответила ему
няня?

(«И-и, – отвечает няня,
– Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод…»)

— Как вы оцениваете
поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?

— Каким, словом
называет няня этого человека? ( Ирод)- злодей, изверг, мучитель.

Тёма встречается со
злом.

— Какое чувство
вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок? (ужас)

Найдите в тексте
подтверждение ваших слов.

( «Тёма с ужасом
вслушивался в слова няни…»)

— Какие мысли «роем
теснились в голове мальчика»

— Какие планы мелькали
у него в голове?

— Что ему приснилось?
(что Жучка все время обрывается)

— К какому решению
пришел Тема?

— Какое необычное
состояние Темы подчеркивает автор?

То, что Тема спит очень
беспокойно, это говорит о том, что он болен.

Чтение 2 части.

— Как вышел, Тема из
дома? (прочитайте 1 абзац)

-Куда и с чем
отправился Тема?

-Когда он позвал Жучку,
что он услышал? (жалобный, протяжный стон)

— Как на него подействовал
«жалобный, протяжный стон» Жучки? (сердце Темы мучительно сжалось)

— С какими словами
обращается к собаке мальчик? («Милая, Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя
вытащу!»)

— О чем он переживал,
когда спускался в колодец? (чтобы Жучка не подумала, что он ее бросил)

Вопросы к анализу 3
части.

– Какое чувство
пришлось испытать нашему герою?

— Страх.

-Какие мысли
успокаивают его? (Что Жучка сидит в колодце уже целые сутки)

— Какие чувства они
испытали при встрече? (они очень обрадовались, что вновь увиделись)

— Когда и где еще Тёма
испытал страх?

— При спуске в колодец,
в колодце и при подъеме из него.

— С их помощью автор
доказывает, что Теме страшно в этом колодце.

— Но почему, же Тёма
все-таки спускается в колодец? (У него нет другого выхода)

— «…подниматься
труднее…» Почему?

– Этот эпизод
имеет большое значение для раскрытия не только характера Темы, но и главной
мысли произведения. Прочитаем часть этого эпизода.

— «Но подниматься
труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Темы
мало…»

— Какие трудности
испытывал Тёма при подъеме из колодца?

— Не хватает воздуха и
сил, а это главное, что нужно для подъема.

— Тяжелое положение
Темы автор подчеркивает с помощью противопоставления. Тёма находится на глубине
6 метров (3 сажени), он на грани срыва на дно колодца.

— Какие чувства
закрадываются в душу Теме?

— «Чувство одиночества,
бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу».

— Таким образом,
мальчиком овладело отчаяние, он уже готов бросить вожжи и упасть на дно, но он
находит силы не в руках и в ногах. Какая сила приходит на помощь Теме?

— Сила воли и сила
духа.

— Какими словами
мальчик успокаивает себя? Найдите этот отрывок.

(«Не надо бояться, ..
Стыдно бояться! Трусы только боятся!..»

Кто делает дурное –
боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю…»

— Как вы оцениваете его
поступок?

— Как ведет себя Жучка,
оказавшись на земле?

Теперь когда все
сделано, силы быстро оставляют Тему, напряженные нервы Темы не выдерживают, он
без сознания валится на траву к великой радости Жучки, которая теперь уже
свободно, без препятствий, выражает свою горячую любовь и признательность за
спасение.

— Если бы Жучка могла
говорить, чтобы она сказала Теме?

— Как вы думаете, что
будет дальше?

– Итак, мы
добрались до развязки. Болезнь и все пережитое взяли верх над мальчиком и он
лежит в бреду.

Учитель зачитывает
последний абзац со слов: «Всем жаль маленького Тему».

– Какое чувство
вызывают у вас эти строки? Чего боятся родные Темы? Как вы понимаете
предложение: «Холодное дыхание смерти ярко колеблет вот-вот готовое навсегда
погаснуть разгоревшееся пламя маленькой свечки»?

-С чем сравнивается
жизнь Темы?

( Автор сравнивает
жизнь, которая висит на волоске, со свечой, готовой погаснуть от малейшего
дуновения.)

– Как вы думаете,
останется ли живым Тёма?

— Да.

— Сумел ли Тёма одолеть
зло, страх, болезнь, трудности и смерть? Найдите в последней строчке слова,
которые точно характеризуют Тему и указывают на то, что помогло ему преодолеть
все препятствия.

— Горячая, любящая душа.

— Кто из вас, глядя на
схему, попытается сформулировать главную мысль рассказа?

hello_html_92f56cd.png

Центральная надпись:
«Любовь побеждает» – закрыта. Открывают после того, как дети самостоятельно
сформулируют главную мысль произведения.

– Тёма –
благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь к своему
четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее
сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые
дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только тогда добро
будет сильнее зла.

Теперь, когда вы
столько узнали о Теме и Жучке

Составьте словесный
портрет
каждого.                                                                                         

 Составление  кластера:         

Составьте словесную
характеристику Тёмы.
 Выберите слова, соответствующие его характеру: милосердный,
заботливый, жестокий, трусливый, впечатлительный, беспокойный, самотверженный,
чуткий, отзывчивый, внимательный, умный, мужественный, храбрый.

Составьте словесную
характеристику Жучки.
 Выберите слова, соответствующие её образу: добрая, ласковая,
сердитая, преданная, грустная, злая, внимательная, смышленая, глупая,
сообразительная, игривая, дружелюбная, милая,
веселая.                                                                                 

 

                                         

Вывод:   Можно ли Тему назвать человеком
с « золотой душой».

Работа над
пословицами

— А теперь пришло
время вспомнить пословицы.

Нет друга – ищи, а
нашел – береги.

Крепкую дружбу и водой
не разольешь.

Друг познается в беде.

Собака – друг человека.

— Какая из них подходит
к рассказу?

— Когда мы прочитали
произведение, какие мысли и представления у вас появились о Теме?

У них большая крепкая
дружба, автор учит нас, читателей, быть человечными, добрыми, благородными по
отношению друг другу и животным.

И хотя собаку можно
купить, дружбу ее не приобрести ни за какие деньги. Цена дружбы доверие.
Ежедневно, и терпеливо занимаясь собакой, мы воспитываем друга.

— Можно сказать, что
Тема настоящий друг?

Рефлексия.
(письменная)

Составим синквейн

1 ряд.  составит на
тему

Тёма.

Верный, настоящий.

Выручает, помогает,
спасает.

Друг познается в беде.

Дружба.

2 ряд.  составит на
тему

Жучка.

Игривая, ласковая.

Благодарит, любит,
верит.

Собака – друг человека.

Доверие.

3 ряд.  составит на
тему

Друзья.

Верные, надёжные.

Помогут, спасут,
выручат.

Никогда не подведут
товарища.

Дружба.

Рефлексия устная.

Как бы вы поступили
на месте Темы?

Хотели бы вы иметь
такого друга как Тема?

О чем вы бы хотели
спросить Тему, когда он поправится?

О чем бы вы хотели
рассказать своим товарищам после этого урока?

Выполнили ли мы
поставленную перед собой цель?

Что особенно было
интересно?

Как бы вы оценили
себя?

Кто был самым активным?

Оценки.

Домашнее задание. Чтобы
узнать, какое чувство у вас осталось после прочитанного, напишите мини-
рассказ, пользуясь такими словами: «Я считаю, что Тема совершил подвиг потому
что, … »

  • Герои народных сказок похожие на илью муромца
  • Главная мысль рассказа робинзон крузо
  • Герои народных сказок в оценке писателей 5 класс
  • Главная мысль рассказа рикки тикки тави
  • Герои калмыцкой сказки пугачева