Автор: Искандер Фазиль
Название: “Тринадцатый подвиг Геракла”
Жанр: рассказ
Тема произведения: учеба
Число страниц: 12
Главные герои и их характеристика:
- Рассказчик. Мальчик, ученик 5 класса. Находчивый,
решительный, смелый, недисциплинированный. - Харлампий Диогенович. Учитель математики.
Хитрый, умный, насмешливый. - Алик Комаров. Приятель рассказчика, троечник.
О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее
содержание)
Герой рассказа не приготовил задачу и, чтобы не стать объектом насмешек, решил совершить подвиг. Он позвал врача делать уколы всему классу.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
- Учитель математики Харлампий Диогенович мог
выставить дураком любого ученика. - Герой не сделал трудную задачу и боялся, что
учитель станет над ним насмехаться. - Он позвал в класс доктора и медсестру, чтобы они
сделали уколы от тифа. - Алик Комаров очень боялся уколов, но герой ни
капельки их не боялся. - После уколов Харлампий Диогенович упомянул
Геракла и вызвал героя к доске. - Учитель сказал, что свой подвиг герой совершил
из трусости.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда герой проявил смекалку и
сообразил позвать врача делать уколы в их класс. Правда, герой не подумал о
своих друзьях, и получилось, что он их подставил.
План произведения для пересказа
- Талант учителя
- Нерешенная задача
- Страх героя
- Появление доктора
- Герой совершает подвиг
- Наказание
- Наука на будущее
Главная мысль
Всегда лучше сделать все вовремя, чем бояться и
изворачиваться.
Чему учит эта книга
Рассказ учит дисциплине, ответственности, упорству. Учит не
сваливать свою вину на других. Учит отвечать за свои поступки. Учит не смеяться
над другими.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Рассказ мне показался интересным, но вызывает огромный
протест метод Харлампия Диогеновича. Этот учитель обладал, видимо, завышенным
самомнением, а потому позволял себе смеяться над учениками. Конечно, герой
рассказа поступил плохо, но косвенным виновником этого стал сам учитель,
который так замордовал учеников, что те боялись отвечать больше, чем уколов.
Новые слова и выражения:
Байроновский дух – эпический стиль.
Круговая порука – когда каждый отвечает за каждого.
Тиф, малярия – опасные болезни.
Пословицы к произведению:
Не смейся чужой беде, своя на гряде.
Хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Презрение к смерти рождает героя.
От умного научишься, от глупого разучишься.
Каждый храбрец храбр по-своему.
Назад к содержанию
Известный писатель Фазиль Абдулович Искандер написал весёлый рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» в 1964 году. Читателями этого произведения стали дети, которые познакомились с такими понятиями, как честь и бесчестие, трусость и достоинство, коварство и предательство.
Оглавление:
- Идея рассказа
- Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
- План рассказа
- Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
- Анализ произведения
Идея рассказа
Фазиль Искандер показывает, что герой постепенно приходит к тому, что бороться с ложью можно и главным оружием в этом может быть смех. После того, что с ним произошло, мальчик стал прилежно выполнять учебное домашнее задание.
Главный герой искренне доверяет своему учителю математики и совсем не обижается на него за то, что тот с юмором и смехом пытался научить их не обижать друг друга, не лгать, а относиться к себе и к окружающим с достоинством.
Это интересно: история создания Отцы и дети Тургенева.
Герои произведения «Тринадцатый подвиг Геракла»
В рассказе Фазиля Искандера «13 подвиг Геракла», читать онлайн который легко и доступно, всего лишь один герой. Но чтобы лучше понять его поступок, чтобы правильно оценить то, что он делал и как вёл себя учитель, автор показывает и несколько одноклассников мальчика:
- Адольф Комаров. Он сидит за одной партой с главным героем, а ребята зовут его просто Аликом.
- Сахаров, отличник.
- Шурик Авдеенко. Он всегда списывает домашнее задание.
В рассказе есть и другие герои, которых можно отнести к миру взрослых людей. Это, прежде всего, учитель математики Харлампий Диогенович, директор школы, завуч, доктор и медицинская сестра Галя.
План рассказа
Часто в школе ученикам при изучении рассказа конспект даётся составить дома или в классе, выписывая лишь только главные мысли. Тезисы могут стать и пунктами плана, который можно будет использовать и для написания сочинения по этому произведению.
План произведения:
- Знакомство с Харлампием Диогеновичем, учителем математики.
- Уроки математики.
- Главное оружие учителя – смех.
- Нерешенная задача.
- История с доктором.
- Неудачный ответ у доски.
- Смех класса.
- Благодарность учителю.
Каждый читатель, конспект которого несложно составить, сможет понять и оценить метод учителя математики, который старался правильно и достойно воспитывать детей.
Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
Все учителя математики обычно люди неряшливые и, несмотря на свою гениальность, слабохарактерные. Но вот в школе, где обучался герой, учитель математики был противоположностью. Звали его Харлампий Диогенович. По происхождению своему, как и Пифагор, он был греком. После его появления в классе всегда царила тишина. Иногда эту тишину нарушал смех, который организовывал сам же учитель.
Бывало, что какой-нибудь ученик опаздывал на полминуты, а учитель уже стоял в дверях класса, то Харлампий Диогенович пытался пропустить такого учащегося. При этом лицо его начинало выражать радостное гостеприимство, словно это был такой большой праздник, что ребёнок всё-таки решил посетить этот урок. А когда опоздавший ученик неуверенной походкой начинает двигаться по классу, чтобы сесть на своё место, учитель математики обязательно назовёт его каким-нибудь именем из истории. Например, принц Уэльский.
Класс начинал при этом смеяться. А после этого Харлампий Диогенович садится на место и тут же наступает тишина. Начинается урок. Кроме журнала, у учителя был ещё блокнотик, куда он во время опроса постоянно что-то записывал. Он никогда не кричал и не вызывал родителей в школу. На контрольных работах он был спокоен и всегда давал возможность списать. Но ребята боялись это делать, так как он всегда узнавал ту работу, которая была списана, и высмеивал этого ученика перед всем классом. Никто не хотел быть высмеянным, поэтому старались не списывать.
Главное оружие учителя было делать человека смешным, причём он это делал так, что даже становилось обидно. Например, Шурика Авдеенко за его желание списывать на контрольных работах у отличника Сахарова он назвал чёрным лебедем, который вот-вот сможет сломать шею.
Однажды смешным стал и главный герой рассказа, от лица которого и идёт повествование. Он не решил задачу, которая была задана на дом. Мальчик долго сидел над её решением, но его решение никак не желало сходиться с ответом. Поэтому на следующий день он пришёл пораньше в школу. Так как они учились во вторую смену, то сделать это было несложно. Но, узнав, что кто-то из ребят её тоже не сделал, успокоился и стал играть в футбол.
Когда прозвенел звонок, то оказалось, что все ребята сделали эту задачу. Герой с ужасом ждал того момента, когда учитель спросит его. Но Харлампий Диогенович не торопился. Неожиданно открылась дверь и в кабинет вошли доктор и медсестра. Но они искали 5 «А» класс, а мальчик учился в «Б».
Тогда главный герой предложил свою помощь, чтобы провести медицинских работников во флигель, где учился параллельный класс. Но вдруг неожиданно для самого себя мальчик сообщил взрослым, что им сейчас необходимо сделать уколы, так как на следующем уроке они организовано идут в краеведческий музей. Поэтому доктор и медсестра опять вернулись в класс.
В это время у доски стоял Шурик Авдеенко и никак не мог объяснить домашнюю задачу. Учитель дал возможность врачам делать своё дело, а сам присел за парту. Весь его вид показывал, что он был грустен и немного обижен. Первому сделали прививку Авдеенко, и тут сосед по парте стал сильно переживать. Главный герой пытался его успокоить и немного приободрить, но ничего не получалось. Он даже рассказал о том, что страдает хронической малярией.
Когда Алику стало плохо во время укола и его посадили на стул, то мальчик решил, что нужно позвонить в «Скорую помощь». Харлампий Диогенович гневно посмотрел на главного героя, а медсестра сунула под нос Алику какой-то флакон, и тот сразу же вскочил и пошёл на своё место. Сделали укол и мальчику.
Когда врачи ушли, то до конца урока ещё оставалось время. Харлампий Диогенович стал перебирать свои чётки и стал рассказывать о том, что в древнегреческой мифологии у Геракла было 12 подвигов. Но сегодня, по мнению учителя, главный герой решил изменить историю. Но только древнегреческий герой совершал свои подвиги храбро и мужественно, а вот тринадцатый подвиг был совершён из-за трусости. И когда он вызывал главного героя к доске, чтобы спросить решение задачи, то весь класс замер. Но ответа не последовало, зато весь класс стал смеяться. Звонок с урока звучал так, словно это был погребальный колокол.
С тех пор мальчик стал серьёзнее относиться к домашним заданиям. О том, что с ним произошло, он никогда не жалел и был благодарен своему учителю за то, что он смехом закалял детские души и приучал правильно относиться к себе.
Анализ произведения
Уже название рассказа указывает на связь произведения с Древней Грецией. Сразу же вспоминаются мифы, где рассказывается о 12 подвигах Геракла. Но поступок мальчика, которого учитель в шутку называет Гераклом, совсем непохож на подвиг. Ведь он был совершён из-за трусости и слабости.
Учитель, который прекрасно знал древнегреческую мифологию, постоянно рассказывал какие-то эпизоды и учил детей так, что его главным оружием был смех и юмор. Никому из ребят не хотелось выглядеть смешно, поэтому они старались выполнять и все задания вовремя, и не хулиганить.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
1
В чём состоит главная идея произведения Тринадцатый подвиг Геракла?
Задание по литературе для 6 класса 5. Как вы думаете, в чём состоит главная идея этого произведения? Постарайтесь в одном-двух предложениях сформулировать вашу мысль.
3 ответа:
2
0
В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» можно найти несколько полезных идей и какая из них более главная сказать трудно.
Конечно, мальчик в рассказе поступил не правильно и возможно главная мораль рассказа как раз и состоит в том, что за все надо платить. Но этот же момент можно трактовать и так: чему быть, того не миновать. Как ни старался герой рассказа избежать двойки за невыполненное домашнее задание,это ему не помогло. Тогда мы можем заметить, что рассказ этот немного отдает фатализмом — от судьбы не уйдешь, так еще можно было бы озаглавить этот рассказ.
Кроме того, колоритный персонаж, учитель Харлампий Диогенович, учит нас тому, что на все надо смотреть сквозь розовые очки, относится с юмором и доброй иронией. Это еще одна главная мысль рассказа.
1
0
Мне кажется, что главной идеей рассказа «13 подвиг Геракла» оказывается мысль о том, что нельзя пытаться избежать ответственности за свои поступки. Если в чем-то виноват, не прав, надо постараться исправиться или повиниться. Герой рассказа пытался избежать двойки за нерешенную задачу, но ее все-таки получил, да еще и стал посмешищем всего класса. Следовательно, надо научиться отвечать за свои действия. И в случае наказания или неудачи отнестись к нему спокойно, с юмором. Чего только не случается в жизни, а отчаиваться никогда нельзя.
0
0
Что нужно всегда отвечать за свои поступки и честно во всем сознаваться. Геракл совершал свои подвиги, потому что был смелый. А мальчик из-за своей трусости совершил так называемый тринадцатый подвиг Геракла, как его иронично назвал учитель.
Читайте также
В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» главный герой решил любой ценой избежать вызова к доске, ведь он не решил домашнюю задачу, а потому завлек в класс медсестру, чтобы всем сделали прививку. Это ему не помогло и учитель все равно его успел вызвать. При этом учитель сравнил действия мальчика с подвигом Гераклу, уточнив, что Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а мальчик поступил как трус. Поэтому название рассказа содержит иронию.
Рассказ посвящен описанию поступка мальчика, но в качестве его названия автор выбрал удачную, по его мнению, фразу учителя. Именно такие шутки лучше всего сохраняются в памяти и служат хорошим уроком, дающим представление о том, как не следует поступать.
Если прослушать песни из фонохрестоматии к учебнику Коровиной, то становится понятно, что речь о проводах и встрече Масленицы идет в песне «Ой масленая неделечка.
В начале песни мы слышим с каким нетерпением люди ждут Масленицу, они называют ее люботой, с нетерпением считают оставшиеся до праздника денечки. И вот приход долгожданная Масленица, люди ходят друг к другу в гости, несут блины и прочие угощения, он беззаботно веселятся, провожая зиму. В этот момент им наверное кажется, что это веселье будет продолжаться вечно. Что холодные и голодные зимние вечера окончательно миновали.
Но Масленица подходит к концу, к завершению и наступают дни Великого поста. Люди разочарованы, они называют Масленицу обманякой, они просят ее задержаться подольше, потому что никому не хочется расставаться с праздником. Но время неумолимо и Масленицу выдают за монаха, начался Пост.
Каждая пословица, придуманная народом, это и совет, и наука. Ведь в любой пословице собрана житейская мудрость, в них отражен опыт многочисленных поколений народа. Нет такой пословицы, которая оказалась бы совершенно не нужной и бесполезной. Любая пословица может пригодится человеку, может наставить его ну ум, может подсказать как правильно поступать в той или иной ситуации.
Возьмем предложенные в этом задании пословицы. они все очень красивы и самое главное очень полезны. Их мы можем разделить на несколько категорий, потому что некоторые пословицы говорят нам о том, как следует любить Родину, другие советуют как заводить друзей, третьи говорят о пользе труда и вреде лености.
Воспользуемся предложенными словами как заголовками для групп пословиц:
О Родине:
О дружбе и друзьях:
О труде:
Об учебе:
О лени и лентяях:
О трусости:
О глупости и дураках:
В стихотворении «Узник» Пушкин описывает своего товарища — молодого орла, который был вскормлен в неволе, но тем не менее смотрит в окно и словно предлагает улететь узнику вместе с ним.
Здесь следует обратить внимание на то, что орел молодой, его поймали или вырастили птенца и растили в неволе. Но природа любого животного такова, что оно все равно будет стремиться на волю, все равно его будут манить просторы, которые оно видит перед собой, в данном случае небесные просторы. Орел создан чтобы летать и пребывание в неволе для него противоестественно.
Но также и человек должен желать и стремиться к свободе, также человека неволя будет угнетать.
Поэтому узник и испытвает к орлу товарищеские чувства.
Этапы проведения конкурса на лучшее знание пословиц.
- Дать название конкурсу, например «Знатоки пословиц»
- Определить как будет проводиться конкурс. Например в виде соревнования двух команд, или индивидуально.
- Определить состав жюри. Это должен быть учитель, как председатель жюри и два-три ученика.
- Подобрать пословицы к конкурсы. Это могут быть как хорошо всем известные пословицы, так и пословицы забытые.
- Первый этап конкурса. Закончи пословицу. Берется начало пословицы, и участникам предлагается по очереди закончить ее. Правильно законченная пословица оценивается в один балл.
- Второй этап конкурса. Объяснение пословицы. Участникам дается по три пословицы и предлагается объяснить их смысл. Выступление оценивается жюри, поскольку конкурс в большей степени творческий.
- Третий этап конкурса. Предлагается узнать пословицу по картинке. Для этого предварительно отбираются несколько картинок-иллюстраций к разным пословицам. Здесь опять используется балльная оценка.
- Четвертый этап конкурса. Предлагается рассказать сценку по выбранной участниками пословице. Сценка должна быть подготовлена заранее. Оценивается раскрытие темы пословицы, актерское мастерство, выразительность.
- Подведение итогов конкурса.
<hr />
Примеры рисунков к пословицам: