Главная мысль рассказа жаба и роза

Основная мысль произведения «Сказка о жабе и розе»

Произведение «Сказка о жабе и розе» написал русский писатель Всеволод Михайлович Гаршин. В нем автор рассказывает о жизни двух противоположностей — чудесного цветка и уродливой жабы.

Краткое содержание

Действие сказки происходит в заброшенном цветнике, который находится около небольшого дома. В нем живут больной мальчик Вася и его сестра. Пока болезнь совсем не уложила Васю в постель, он часто заходил в цветник. Там он садился на лавку, любовался растениями и наблюдал за жизнью различных насекомых. Он даже подружился с ёжиком, который как-то забрел в это место и очень обрадовался, когда тот начал пить с блюдца молоко.

С тех пор как Вася заболел, в цветник никто не наведывался. Но несмотря на то, что он зарос травой и выглядел неухоженным, в нем выросла прекрасная роза. Её переполняла радость от того, что она живет, видит солнышко, что её лепестки ласкает теплый ветерок. Роза благоухала так, что её приятный запах был слышен далеко за пределами цветника.

А под крыльцом дома жила старая безобразная жаба. Она целыми днями грелась на солнце и думала только о том, чем бы набить своё брюхо. Почуяв приятный аромат и увидев розу, жаба выразила своё восхищение фразой «я тебя съем!». Роза очень испугалась, она не хотела умирать такой глупой смертью. А жаба, несмотря на то, что исколола шипами всё брюхо, настойчиво к ней подбиралась.
И когда она, почти добралась до розы, в сад вышла сестра мальчика и прогнала её. Срезав розу, сестра поставила её у кровати умирающего брата. Роза была счастлива, несмотря на то, что её срезали, она прожила свою жизнь не зря. Пусть на короткое время, но она принесла радость умирающему ребенку.

Основная мысль

В своём произведении «Сказка о жабе и розе» Гаршин учит детей радоваться каждому прожитому дню, наслаждаться всем прекрасным, что есть в мире. Он пытается донести до них, что очень важно:

  • ценить каждое мгновение жизни;
  • стремиться ко всему доброму и чудесному;
  • бережно относиться ко всему живому.

Что у каждого человека в жизни должен быть смысл, иначе он проживет её впустую.

Любое живое существо призвано на Землю, чтобы дарить радость окружающим, быть полезным обществу. Именно это главная мысль «Сказки о жабе и розе». Анализ произведения Всеволода Гаршина раскрывает способы, которыми автор доносит до маленьких читателей, насколько важны в мире животные, растения, люди, насекомые — все, что дышит, растет, окружает. Даже самая короткая жизнь проходит не зря, если приносит радость хотя бы одному человеку.

Оглавление:

  • Сюжетная линия
  • Основная мысль произведения
  • Трогательная история о жизни и смерти

Гаршин жаба и роза основная мысль произведения

Сюжетная линия

Красота и уродство — вот основная тема «Сказки о жабе и розе» Гаршина. Анализ произведения строится на сравнении двух главных персонажей, которые олицетворяют собой жизнь и смерть, духовную красоту и безобразную пошлость. Сюжет произведения, на первый взгляд, очень простой, но тем не менее в нем кроется множество подтекстов, один из которых — сосуществование добра и зла.

Все события разворачиваются в заброшенном цветнике, находящемся около деревенского домика. Именно здесь проживают центральные действующие персонажи сказки.

Сказка о жабе и розе анализ и главная мысль

Роза совсем недавно распустилась на кусте. Молодой цветок прекрасен собой, источает приятный запах и балует местных детей нежным розовым цветением. Старая и уродливая жаба обладает плохим характером — она злая и жестокая. Аромат растения привлекает ее, она влюбляется в розу и грозится съесть его, потому что не представляет, как иначе она может обладать объектом любви.

Дальше в рассказе появляется мальчик, хозяин цветника. Он часто приходит сюда поиграть. Обитатели сада не догадываются, что ребенок смертельно болен. В последние часы своей жизни он отчаянно наблюдает из окна за любимым местом для игр. Сестра мальчика срезает розу и приносит ее к кровати больного. Таким образом, девочка спасает цветок от жабы и поднимает настроение брата перед смертью. Роза стоит в бокале у гроба умершего ребенка, а затем ее в память о малыше засушивают в книге.

Основная мысль произведения

Автором выделяется несколько основных мыслей в «Сказке о жабе и розе». Можно выявить следующие главные идеи при кратком пересказе произведения:

Основная мысль сказки о жабе и розе

  • Воплощение красоты, противостоящей уродству, через образ розы. Хрупкий и нежный цветок радует глаз одним своим видом. Поэтому для главного героя сказки он становится красивым подарком перед смертью. Чистая и беспорочная обитательница сада одаривает мальчика благоуханьем, поэтому умирает ребенок с улыбкой на губах.
  • Воплощение уродства, жестокости, раздражительности и злобы через образ жабы. Старая, озлобленная на красивую розу лягушка грозится съесть растение. Это желание вызывается в ней жадностью, грубостью. Благоухающую розу любят все обитатели сада, что зарождает в жабе ненависть.
  • Победа добра над злом. Лягушке так и не удается воплотить свой коварный план, умертвить прекрасный цветок, который срезается девочкой для достижения благой цели — удовлетворения последнего желания мальчика.
  • Вечность памяти. Засушенный в книге цветок постоянно напоминает о продолжительности жизни даже после смерти. Будучи высушенной, роза продолжает дарить радость людям и служит вдохновением для автора, пишущего сказку.

Основная же мысль произведения Гаршина о розе и жабе заключается в том, что любая (даже самая короткая) жизнь будет пройдена не зря, если за отведенный период удалось принести радость человеку. Писатель учит маленьких читателей наслаждаться каждым мгновением, ценить приносящие умиротворение моменты, не завидовать.

Трогательная история о жизни и смерти

Пересказывая краткое содержание сказки в читательском дневнике, отвечая на вопросы в литературном тексте или создавая сочинение по теме, нельзя не упомянуть в описании об идее жизни и смерти, задетой автором. Их отражают главные положительные герои произведения:

Главные герои сказки о жабе и розе

  1. Роза — символ жизни, которая продолжается даже после смерти. Она росла когда-то в большом саду и была любимицей всех обитателей. Ей была уготована страшная судьба — поедание жабой. Но все меняется в одночасье. Девочка спасает цветок от столь жестокой расправы. Бывшая обитательница цветника рада тому, что смогла принести радость больному мальчику, державшему срезанное растение в руке перед тем, как отправился с иной мир.
  2. Мальчик Вася. Он, когда еще был здоров, читал в саду книжку, любовался цветущими розовыми кустами. Потом он заболел и не мог посещать любимое уединенное местечко, где когда-то повстречал ежика, наблюдал за растениями. Не вставая с постели, он просит сестру принести садовую розу. Вдохнув аромат цветка, ребенок умирает с улыбкой на лице. Но память о нем сохраняется, воплощением ее становится засушенное растение.

Майское утро стало роковым для всех персонажей. Некогда благоухающая роза, с лепестков которой стекали капли росы, принесла радость умирающему ребенку и поняла, что ее жизнь прошла не зря. Немного грустные и трогательные события смогли помочь автору передать глубокий нравственный смысл, заложенный в финальную картинку сказки.

Ведь хотя оба героя умерли, их смерть светла: роза позволила мальчику улыбнуться, перед тем, как он умер, ее смерть не была ужасной и случайной. А Вася умер с чистым и добрым сердцем.

Читательский дневник по сказке «О жабе и розе» Всеволода Гаршина

Автор: Гаршин Всеволод Михайлович

Название произведения: «Сказка о жабе и розе»

Число страниц: 16

Жанр произведения: сказка

Главные герои: роза, жаба, мальчик Вася и его сестра Маша.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Маша — заботливая и добрая.

Ухаживает за братом, читает ему.

Мальчик — любознательный, открытый и умный.

Ослабел после болезни.

Роза — красивая, беззащитная. Любила окружающий мир, радовалась его красоте.

Поняла, что срезали и спасли её не зря.

Жаба — мерзкая, гадкая и настойчивая. Злая, безобразная, одержимая голодом.

Не знала, как выразить свои чувства. Хотела съесть цветок.

Получила ценный урок.

Краткое содержание «Сказка о жабе и розе»

В одном заброшенном цветнике жили роза и жаба.

В этом цветнике очень любил проводить время мальчик.

Но так случилось, что Вася смертельно заболел.

В этот период цветок зацвёл.

Лягушка решила съесть прекрасный бутон.

Но розочка сразу поняла намерения жабы.

Прекрасный цветок взмолился о помощи.

В последний момент пришла сестра мальчишки, срезала бутон, при этом отбросив жабу.

И принесла розу умирающему братику.

Мальчик Вася вдохнул аромат, улыбнулся и умер.

На похоронах розочку поставили у маленького гробика.

Позже её засушили в старой книге.

План сказки:

  1. Запущенный цветник.
  2. Красивая роза.
  3. Жирная старая жаба.
  4. Болезненный мальчишка Вася и его сестра Маша.
  5. Охота на цветок.
  6. Мольба о помощи.
  7. Спасение бутона.
  8. Прощальная улыбка умирающего Васи.
  9. Слезинка Маши — счастье в жизни розы.

Детский рисунок-иллюстрация:

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «О жабе и розе» Всеволода Гаршина

Главная мысль «Сказки о жабе и розе»

Основная мысль автора состоит в том, что жизнь прожита не зря, если она принесла кому-то пользу.

Основная идея произведения заключается в том, что человек может стать счастливым лишь в том случае, если он живёт для других людей.

Пусть его жизнь окажется краткой, как жизнь прекрасного цветка, но она будет ненапрасной, если будет полезна другим.

И такой человек будет жить вечно в памяти благодарных людей, как засушенная роза меж страниц книги.

В этом смысл нашей жизни по мнению писателя.

Чему учит произведение

Произведение учит тому, что каждая жизнь, даже самая короткая, должна быть прожита со смыслом.

Недолгая жизнь розочки подарила краткое, но такое важное счастье умирающему мальчику.

Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша.

В этом был смысл жизни прекрасного цветка, его счастье.

Краткий отзыв на «Сказку о жабе и розе» для читательского дневника

Прочитав произведение «Сказка о жабе и розе» Всеволода Гаршина, я была очень тронута.

Это увлекательная и запоминающаяся история, красивая и печальная одновременно.

Автор рассказал истории жизни садовой розы и больного мальчика, соединив их в один сюжет.

Мне очень понравилась трогательная роза, так любившая жизнь, и вызвал огромное сочувствие несчастный мальчик.

Это произведение заставило меня задуматься о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о памяти, которая делает бессмертными тех, кто живёт ради других.

Я всем советую прочитать эту замечательную сказку, которая написана ярким и простым языком.

Пословицы к произведению:

  • Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
  • Добрые дела и после смерти живут.
  • Завистливый по чужому счастью сохнет.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Красота спасёт мир.

Словарь неизвестных слов:

  • Коровяки, повилика — садовые растения.
  • Голубчик — ласковое обращение к мальчику.
  • Слопать — разговорное слово, скушать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.

– Маша! – вдруг шепчет он сестре.

– Что, милый?

– Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?

Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.

– Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели.

Вот в понедельник мы пойдём туда вместе.

Доктор позволит тебе выйти.

Читательские дневники по другим произведениям Всеволода Гаршина:

  • «Лягушка-путешественница»
  • «Attalea princeps»
  • Краткая биография Всеволода Гаршина и презентация

Библиотека произведений автора пополняется

­Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?

Эта история в некотором смысле может быть реальной.
Но всё же, часть её героев наделены человеческими качествами, возможностью говорить и думать.
В произведении роза и жаба умеют мыслить, понимать и бояться.
В жизни вряд ли роза и жаба могут разговаривать и чувствовать.
И, конечно, же жабы не едят цветы.
Всё это создано для того, чтобы ещё ярче и понятней донести до читателя главную мысль.

Проследи, как автор описывает внешний вид розы.
Какие выразительные слова он для этого использует? А как Гаршин изображает жабу?

Роза распустилась в уже заброшенном цветнике.
Однако от этого он не стал хуже.
Автор описывает множество растений, которые там находятся.
Однако всё внимание сосредоточено на одном нежном и удивительном цветке — розе.
Она была прекрасной.
На её тонких, почти прозрачных лепестках, лежали несколько капель росы.
Она будто плакала от счастья.
Кроме этого, лёгкий ветерок разносил по всему двору её бархатистый сладкий аромат.
Жабу автор описывает прямо противоположно.
Она совсем не милая, наоборот, жирная и старая.
Её грязные бока, бородавчатое брюхо и серая лапа создают очень неприятное впечатление.
К тому же она ленивая и сердитая.

Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу?
Почему жаба хотела уничтожить розу?

Розу автор описывает как утончённую и очаровательную.
Она хотела знать, каково её место в этом мире, зачем она распустилась.
Наблюдая за птицами и бабочками, ей тоже хотелось улететь куда-то далеко.
Жаба сразу вызывает негативные эмоции.
Автор изображает её ленивой и безобразной.
Мало того что её существование бесполезно, так она ещё и вредит окружающим.
Она решила съесть цветок.
Главными качествами, которым обладает жаба — злость и враждебность.
Она совсем не умеет радоваться, только всё время недовольна.

Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни.

Приведи примеры из текста.

Да, это так.
Они полная противоположность друг другу, начиная от вида, заканчивая внутренним миром.
Что касается внешних качеств, роза утончённая и изящная, а жаба выглядит уродливо и безобразно.
Описывая розу, автор говорит, что если бы она умела плакать, то плакала от счастья.
…можно было и издали любоваться её тёмною зеленью, особенно когда эта зелень служила фо­ном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок.
Роза точно плакала.
Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизавшего её тонкие лепестки розовым све­том;
в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.
У жабы же, напротив, серо-грязное толстое тело, неприятные глаза и лапы.
Они противопоставляются не только внешне, но и внутренне.
А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая поохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.
Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подви­нуть её к брюху.
Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.
Роза добрая и душевная, а жаба приземлённая, сердитая и раздражённая.

Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нём говорит автор?

Прочитай, как он относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором?
Мальчику семь лет, и он очень добрый и любознательный.
Оказывается, этот цветник его, потому что в этот двор уже много времени никто не заходит.
Когда он увидел ежа, он очень обрадовался и сразу принёс ему молока.
Ёж и другие животные любили мальчика, и не боялись его.
У него был спокойный, дружелюбный характер.
Автор с большим теплом описывает главного героя.
Создаётся впечатление, что это действительно хороший человек, миролюбивый и мягкосердечный.
Когда он начинает болеть, автор вместе с читателем сопереживает ему и его сестре.
Становится очень жаль его, такого маленького и хрупкого.

Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?

Мальчик и роза очень похожи.
Они даже внешне отдалённо напоминают друг друга.
Вдвоём одинаково утончённые и нежные.
Что касается характера, то здесь тоже есть сходство.
И мальчик, и роза умеют радоваться каждому моменту в жизни.
Они добрые и хорошие.
Их жизненные истории близки.
Автор говорит, что роза цветёт совсем недолго.
На третий день она осыпается и вянет.
К сожалению, у маленького мальчика, равно как и у розы, недолгая жизнь.
Он болеет, и, вероятно, долго не проживёт.
Практически во всём эти печальные истории сходятся.

Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?

Читая сказку, невольно проникаешься всей историей, начинаешь сопереживать главным героям, появляется нелюбовь к жабе.
В тексте много прекрасного, и столько же и печального.
Из этого состоит жизнь.
Когда всё кажется грустным и горестным, важно находить светлые лучики и радоваться им.
Поэтому хоть в тексте и присутствуют печаль, страх и тоска, тонкой нитью сквозь всё произведение проходит свет.
Свет и теплота чувствуются на строках рассказа.
Поэтому после прочтения остаётся светлая грусть.

Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения.

Главная задумка, которую хотел донести автор — это то, что у каждого в жизни есть предназначение.
В каждом жизни должен быть смысл и цель.
И даже если, на первый взгляд, всё плохо и грустно, важно настраиваться на хорошее.
Маленькая роза смогла принести столько счастья.
Это её главное предназначение.
Поэтому важно понимать, что малейший поступок, который, на первый взгляд, кажется пустяком, оказывается очень важным.
Нужно найти своё место в жизни, не забывать помогать окружающим, и радоваться каждому мигу в жизни.

Обсудите с друзьями, можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»? Объясните свой выбор.

Эти названия, на первый взгляд, полностью подходят.
Однако назвать произведение «Брат и сестра» было бы не совсем правильно.
Всё потому, что роза играет очень важную роль, ею нельзя так пренебрегать.
Мне по душе первое название «История, который поведал высушенный цветок розы».
Он наиболее полно описывает то, что происходит в сказке.
Однако подходит и последнее название.
Угасающая жизнь звучит в настроение произведения и событиям, которые там происходят.
Тем не менее автор выбрал своё название, простое и вполне понятное.

Найдите в библиотеке сборник рассказов для детей В. Гаршина. Какие другие произведения вошли в него? Составьте список произведений Гаршина.

Всеволод Гаршин очень талантливый писатель, многие его произведения полюбились юным читателям.
Всё потому, что каждая сказка по-своему уникальна и интересна.
Наиболее узнаваемые и любимые — «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».
Ещё в числе произведений: «Сказание о гордом Аггее», «То, чего не было» и «Attaleaprinceps».
По этим рассказам созданы мультфильмы и поставлены спектакли.


Читательский дневник по сказке «О жабе и розе» Всеволода Гаршина

Характеристика главных героев:

Маша — заботливая и добрая.
Ухаживает за братом, читает ему.

Мальчик — любознательный, открытый и умный.
Ослабел после болезни.

Роза — красивая, беззащитная. Любила окружающий мир, радовалась его красоте.
Поняла, что срезали и спасли её не зря.

Жаба — мерзкая, гадкая и настойчивая. Злая, безобразная, одержимая голодом.
Не знала, как выразить свои чувства. Хотела съесть цветок.
Получила ценный урок.

Краткое содержание «Сказка о жабе и розе»

В одном заброшенном цветнике жили роза и жаба.

В этом цветнике очень любил проводить время мальчик.

Но так случилось, что Вася смертельно заболел.

В этот период цветок зацвёл.

Лягушка решила съесть прекрасный бутон.

Но розочка сразу поняла намерения жабы.

Прекрасный цветок взмолился о помощи.

В последний момент пришла сестра мальчишки, срезала бутон, при этом отбросив жабу.

И принесла розу умирающему братику.

Мальчик Вася вдохнул аромат, улыбнулся и умер.

На похоронах розочку поставили у маленького гробика.

Позже её засушили в старой книге.

План сказки:

Запущенный цветник.
Красивая роза.
Жирная старая жаба.
Болезненный мальчишка Вася и его сестра Маша.
Охота на цветок.
Мольба о помощи.
Спасение бутона.
Прощальная улыбка умирающего Васи.
Слезинка Маши — счастье в жизни розы.

Главная мысль «Сказки о жабе и розе»

Основная мысль автора состоит в том, что жизнь прожита не зря, если она принесла кому-то пользу.

Основная идея произведения заключается в том, что человек может стать счастливым лишь в том случае, если он живёт для других людей.

Пусть его жизнь окажется краткой, как жизнь прекрасного цветка, но она будет ненапрасной, если будет полезна другим.

И такой человек будет жить вечно в памяти благодарных людей, как засушенная роза меж страниц книги.

В этом смысл нашей жизни по мнению писателя.

Чему учит произведение

Произведение учит тому, что каждая жизнь, даже самая короткая, должна быть прожита со смыслом.
Недолгая жизнь розочки подарила краткое, но такое важное счастье умирающему мальчику.
Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша.
В этом был смысл жизни прекрасного цветка, его счастье.

Краткий отзыв на «Сказку о жабе и розе»

Прочитав произведение «Сказ

Хотела съесть цветок.
Получила ценный урок.

Краткое содержание «Сказка о жабе и розе»

В одном заброшенном цветнике жили роза и жаба.

В этом цветнике очень любил проводить время мальчик.

Но так случилось, что Вася смертельно заболел.

В этот период цветок зацвёл.

Лягушка решила съесть прекрасный бутон.

Но розочка сразу поняла намерения жабы.

Прекрасный цветок взмолился о помощи.

В последний момент пришла сестра мальчишки, срезала бутон, при этом отбросив жабу.

И принесла розу умирающему братику.

Мальчик Вася вдохнул аромат, улыбнулся и умер.

На похоронах розочку поставили у маленького гробика.

Позже её засушили в старой книге.

План сказки:

Запущенный цветник.
Красивая роза.
Жирная старая жаба.
Болезненный мальчишка Вася и его сестра Маша.
Охота на цветок.
Мольба о помощи.
Спасение бутона.
Прощальная улыбка умирающего Васи.
Слезинка Маши — счастье в жизни розы.

Главная мысль «Сказки о жабе и розе»

Основная мысль автора состоит в том, что жизнь прожита не зря, если она принесла кому-то пользу.

Основная идея произведения заключается в том, что человек может стать счастливым лишь в том случае, если он живёт для других людей.

Пусть его жизнь окажется краткой, как жизнь прекрасного цветка, но она будет ненапрасной, если будет полезна другим.

И такой человек будет жить вечно в памяти благодарных людей, как засушенная роза меж страниц книги.

В этом смысл нашей жизни по мнению писателя.

Чему учит произведение

Произведение учит тому, что каждая жизнь, даже самая короткая, должна быть прожита со смыслом.
Недолгая жизнь розочки подарила краткое, но такое важное счастье умирающему мальчику.
Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша.
В этом был смысл жизни прекрасного цветка, его счастье.

Краткий отзыв на «Сказку о жабе и розе»

Прочитав произведение «Сказка о жабе и розе» Всеволода Гаршина, я была очень тронута.
Это увлекательная и запоминающаяся история, красивая и печальная одновременно.
Автор рассказал истории жизни садовой розы и больного мальчика, соединив их в один сюжет.
Мне очень понравилась трогательная роза, так любившая жизнь, и вызвал огромное сочувствие несчастный мальчик.
Это произведение заставило меня задуматься о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о памяти, которая делает бессмертными тех, кто живёт ради других.
Я всем советую прочитать эту замечательную сказку, которая написана ярким и простым языком.

Пословицы к произведению:

Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
Добрые дела и после смерти живут.
Завистливый по чужому счастью сохнет.
Жизнь дана на добрые дела.
Красота спасёт мир.

Словарь неизвестных слов:

Коровяки, повилика — садовые растения.
Голубчик — ласковое обращение к мальчику.
Слопать — разговорное слово, скушать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.

– Маша! – вдруг шепчет он сестре.

– Что, милый?

– Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?

Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.

– Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели.

Вот в понедельник мы пойдём туда вместе.

Доктор позволит тебе выйти.

Чему учит сказка «О жабе и розе»

На чтение 4 мин Опубликовано 27.12.2021
Обновлено 27.12.2021

Творческое наследие русского прозаика Всеволода Михайловича Гаршина представлено произведениями краткой формы – рассказами, очерками, новеллами. Среди них есть пять литературных сказок для детей и взрослых. Две сказки входят в программу по литературному чтению для учащихся четвертого класса средних общеобразовательных школ: «Лягушка-путешественница», ставшая последним произведением автора, и написанная в 1884 году «Сказка о жабе и розе».

В этом трогательном и минорном сочинении наиболее ярко выражена главная тема творчества В.М. Гаршина – обращение к внутреннему миру людей, окруженных немилосердной действительностью. Автор размышляет о судьбе и предназначении человека, о высокой цели прекрасного, о любви и сострадании, о борьбе добра со злом.

Своеобразие сюжета

Художественная особенность «Сказки о жабе и розе» состоит в том, что в ней объединены две истории – настоящая и придуманная. Они не просто взаимосвязаны, а тесно переплетены и влияют друг на друга.

  • Реальная история описывает события из жизни неизлечимо больного мальчика семи лет и его старшей сестры. Девочка старается облегчить печальную участь умирающего братика и выполняет его последнее желание. Он просит принести из сада единственный цветок, появившийся на розовом кусте за время его болезни. Сад запущен, забор покосился, все заросло сорняками, потому что Вася не может гулять и ухаживать за своими любимыми растениями – он лежит в постели.
    Маша вышла в сад и срезала розу для больного брата. Тот, увидев любимый цветок и вдохнув ее аромат, озарил мир последней улыбкой и умер. На прощании с Васей роза не украсила его гробика или могилы вместе с другими цветами, а была поставлена в отдельную вазу. Девочка поцеловала розу с благодарностью за то, что она доставила брату последнюю радость и облегчила его кончину. Цветок засушили, а потом отдали автору этого рассказа – в память о светлой душе безвременно ушедшего из жизни ребенка.
  • Сказочный сюжет показывает взаимоотношения двух одушевленных персонажей, обителей местного сада – красивой благоухающей розы и уродливой пупырчатой жабы. Прекрасный цветок понимает, что его век короток и предопределен природой – распуститься из бутона, отцвести и завянуть на розовом кусте. Но роза боится погибнуть преждевременно, став жертвой старой и злобной жабы. Примитивное и низменное создание восхищено цветком по-своему, по-жабьи: вместо созерцания красоты хочет ею завладеть. Жаба не голодна, она просто собирается сожрать то, что очень привлекает ее своим приятным запахом и сильно раздражает красотой.

Девочка вышла в сад в тот момент, когда жаба уже была готова уничтожить цветок. Мерзкая тварь еще вчера пыталась добиться цели, но поранилась о шипы. Теперь она придумала, как по-другому добраться до розы – взобравшись на соседние ветки. Жаба от злости даже бросилась на прогонявшую ее Машу, но смогла допрыгнуть лишь до края ее юбки. Гадкое земноводное отступило, когда отважная девочка пнула его ногой.

Чему учит сказка

Автор показывает читателю, насколько коротка может быть жизнь, и что надо наполнять ее смыслом, а не превращать в простое существование. Роза наглядно демонстрирует, как важно творить добро и приносить пользу. Она порадовала мальчика, облегчила его кончину, сделала последние мгновения его угасающей жизни спокойнее и светлее. Возможно, в этом и состояло ее предназначение.

Сюжет сказки раскрывает альтернативу в восприятии прекрасного – созерцание или уничтожение. Благоухающая роза – воплощение спасительной красоты и совершенства, которые украшают мир, несут радость и добро. Мерзкая жаба олицетворяет зло и разрушительную силу ненависти. Ее низменная душа не способна понять прекрасное и не приемлет добро. Она живет лишь инстинктами, а потому стремится подавить и разрушить все, что несет благо.

В целом сочинение Гаршина провозглашает идеи человеколюбия, жертвенности, противостояния насилию и жестокости. «Сказка о жабе и розе» учит любить и сострадать, совершать достойные поступки, стремиться быть красивыми не только снаружи, но и внутри – в помыслах, в сердце и в душе.

  • Главная мысль рассказа если бы я был взрослым
  • Главная мысль рассказа друзья чарушина
  • Главная мысль рассказа драгунского куриный бульон
  • Главная мысль рассказа до первого дождя
  • Главная мысль рассказа до первого дождичка