Главная мысль рассказа житкова охотник и собаки

Жанр: рассказ о животных

Главные герои рассказа «Охотник и собаки» и их характеристика

  1. Охотник. Разумный, опытный, знающий.
  2. Собаки. Друзья человека.

План пересказа рассказа «Охотник и собаки»

  1. На зимнюю охоту
  2. Удачный день
  3. Назад по следам
  4. Овраг и галки
  5. Метель
  6. Связка собак
  7. Благодарность охотника

Кратчайшее содержание рассказа «Охотник и собаки» для читательского дневника в 6 предложений

    1. Пошел охотник с собаками зайца бить.
    2. Пяток подстрелил, домой повернул.
    3. А в овраге галок увидел и понял, что дело плохо.
    4. Началась метель и охотник чуть не заблудился.
    5. Но вывезли его собаки к дому.
    6. А охотник собакам по зайцу отдал.

Главная мысль рассказа «Охотник и собаки»
Собака всегда дорогу домой чует.

Чему учит рассказ «Охотник и собаки»
Рассказ учит доверять своим четвероногим друзьям, учит умению выживать во время метели. Учит быть благодарным, учит помогать тем, кто в помощи нуждается.

Отзыв на рассказ «Охотник и собаки»
Мне понравился этот рассказ, хотя охотник не хороший человек. Ведь хороший человек не стал бы охотиться на зайцев. Но все равно, он не заслуживал гибели на морозе. Поэтому собаки его и спасли.

Пословицы к рассказу «Охотник и собаки»
Сам погибай, а товарища выручай.
Любишь охоту, ходи и по болоту.
Собака — друг человека.
Каков хозяин, таковы у него и собаки.
Охота пуще неволи.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Охотник и собаки»
Пошел как-то зимой один охотник за зайцами, да двух собак с собой взял.
Весело шел, на лыжах, разогрелся и не холодно ему было.
Да и охота удачной оказалась, пяток зайцев застрелил охотник.
Но стало дело к вечеру и решил охотник возвращаться пока не стемнело. След от лыж хорошо виден и охотник по нему отправился домой.
Вот впереди показался овраг. Спустился охотник в овраг, а там галок видимо-невидимо. Понял охотник, что что-то не так, да так и оказалось.
Только из оврага выбрался, метель сделалась. Ветер поднялся, снег, не видно дороги. Понял охотник, что пропадет, если только собаки его до деревни не доведут.
Привязал он собак за ошейники и потащили его собаки вместе с лыжами. Так до деревни и довезли.
Охотник каждой собаке по целому зайцу выделил, потому что понимал, что если бы не они, замерз бы он в поле, не найдя дороги.

Тема.   Б.С.Житкова
«Охотник и собаки».

Цель: формирование знаний учащихся об
окружающем мире через рассказы Б.С. Житков; формировать умение принимать
участие в обсуждении поставленных вопросов, развивать мышление, внимание,
память, наблюдательность, развивать  устную речь учащихся через построение
собственных высказываний; воспитывать интерес к обучению, чувства коллективного
сопереживания и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • Выставка книг Б.С.Житкова

Ход урока

I.
Организационный момент.                    

2.Актуализация знаний                                                  
 

3. Речевая разминка

Поработаем с чистоговорками

Са-са-са- вот бежит, бежит лиса

Сы-сы-сы-хвост красивый у лисы

Ес-ес-ес- полон лес чудес

Ва-ва-ва-прилетела к нам сова

Ву-ву-ву- вы послушайте сову            

 Работа со скороговоркой      Плыли по небу   тучки

                                            
тучек – четыре штучки.

  (Проговариваем  чисто и дружно  с усилением
и понижением голоса)

4.Проверка домашнего задания.

— Какой раздел мы изучаем?

-С какими произведениями уже познакомились?

-Выберите из предложенных картинок домашних и
диких животных и  распределите их в два столбика?

Домашние животные                                         Дикие
животные

— Какую пользу приносят животные человеку?

5.Сообщение темы урока.

6.Работа над новым материалом.

1.Беседа.

 — Вы уже знакомы с некоторыми его рассказами.

— Чем сказка отличается от рассказа?

— Что вы знаете о жизни писателя?

Человек-энциклопедия так называли
друзья Житкова. Говорил на многих языках, имел много профессий, много
путешествовал, много читал.

— Вспомните, какие рассказы Б.Житкова вы
прочитали     

— Можно ли рассказы Б.Житкова назвать
поучительными?

— Чему они учат?

 —Несколько
поколений детей воспитывались на книгах Б.С.Житкова, которые учат добру и самым
лучшим  человеческим качествам.

2.Введение в тему урока.

Отгадайте загадку и узнаете о ком мы будем
сегодня читать.

 С хозяином дружит,

   Дом сторожит.

   Живёт под крылечком,

   А хвост колечком.                            
(Собака)

 Это какое
животное?

-Какую пользу приносит собака человеку?

Мы сейчас прочитаем рассказ Б. Житкова, а
потом уточним  какую еще пользу приносят собаки?

3. Чтение
текста учителем.  

4. Словарная работа.

-Были  трудные в тексте слова?

Овраг –

Ловко –

5.Проверка первичного восприятия.

— О каких животных этот рассказ?

— Понравился ли он вам?

— Какие чувства он вызвал?

 -Назовите главного героя.

— Что нового о собаках вы узнали?

4.Чтение учащимися.

-про себя

-по цепочке

5.Проверка восприятия.

-Куда отправился охотник?

-Удачная ли была охота?

-Как собаки помогли охотнику вернуться домой?

-Что могло бы произойти с охотником, если бы
он не придумал как ему выйти из леса?

6.Работа с иллюстрацией.

-Подберите к ней подходящие строчки из
рассказа.

Стр.61

— Какие оттенки художник использовал в своей
картине?

7.Подведение итогов урока.

Мы много сегодня узнали о собаках, теперь
ответьте, собаки — дикое или домашнее животное

Рефлексия.  Что
нового вы узнали?

Если 
вам было на уроке легко, комфортно и интересно, прикрепите к цветку яркие
лепестки, если грустно и плохо, тогда серые, тёмные.

Борис Степанович Житков выдающийся детский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь.

Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных .

Житков родился 30 августа 1882 года в Новгороде Великом. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать была пианисткой. Житков умер от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Чему учит рассказ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Главная мысль.

Р

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

асставь пункты плана в правильном порядке. Герои рассказа:

Связка собак

На зимнюю охоту

Удачный день

Овраг и галки

Благодарность охотника

Назад по следам

Метель

Домашнее задание.

Подбери пословицы к рассказу.

Борис Житков. Охотник и собаки

Рано утром встал охотник, взял ружье, патроны, сумку, позвал своих двух
собак и пошел стрелять зайцев.
Был сильный мороз,  но  ветра совсем не  было.  Охотник шел на  лыжах и
разогрелся от ходьбы. Ему было тепло.
Собаки  забегали вперед и  выгоняли на  охотника зайцев.  Охотник ловко
стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашел далеко.
«Пора и домой, — подумал охотник. — От моих лыж видны следы, и, пока не
стемнело, я по следам дойду домой. Перейду овраг, а там уже недалеко».
Он спустился вниз и  увидел,  что в  овраге черным-черно от галок.  Они
сидели прямо на снегу. Охотник понял, что дело неладно.
И  верно:  он только вышел из оврага,  как задул ветер,  пошел снег,  и
началась метель.  Впереди ничего не  было  видно,  следы  запорошило снегом.
Охотник свистнул собак.
«Если собаки не выведут меня на дорогу,  — подумал он, — я пропал. Куда
идти, я не знаю, заблужусь, занесет меня снегом, и я замерзну».
Пустил он собак вперед,  а  собаки отбегут пять шагов —  и  охотнику не
видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и веревки,
какие на  нем были,  привязал собак за ошейник и  пустил вперед.  Собаки его
потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.
Он дал каждой собаке по целому зайцу,  потом разулся и  лег на печь.  А
сам все думал:
«Кабы не собаки, пропал бы я сегодня».

Творческий проект к уроку литературного чтения                                            Планирование работы над художественно-познавательным произведением для детей Б.Житкова.

Класс: 3-й                                                                                                                                               Тип урока: комбинированный                                                                                              Тема: «Животные в жизни человека»                                                                                 Цели урока:                                                                                                                               -Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя;                                                                                                                                  -Определить главную мысль прочитанного произведения.                                                           Задачи:                                                                                                                 Образовательные:                                                                                                                                                           -Содействовать формированию умений у обучающихся работать с текстом — находить слова, которые помогают дать характеристику героев;                                                                                                                             — Совершенствовать навыки выразительного чтения у обучающихся.

Развивающая:                                                                                                                                                                           -Способствовать развитию мыслительных операций у обучающихся.

Воспитательная: — Содействовать воспитанию нравственных качеств личности обучающихся, воспитывать в детях любовь к животным, умение сопереживать, благодарить других.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, словарь Ожегова.

                                                  ХОД УРОКА

Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методические примечания

I. Организационно-мотивационный этап (мотивация к учебной деятельности).

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. – Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.                                     –Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Применяются словесные методы, прием диалогового общения.

II. Актуализация знаний.

-Ребята, любите ли вы читать сказки, рассказы?                           -Какие сказки вы знаете? А для того чтобы перейти к изучению новой темы давайте проведем динамическое чтение.          Артикуляционная подготовка речевого аппарата.                                      1) Упражнения для дыхания:                                    а) глубокий вдох через нос , выдох через рот порциями;                                         б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;                                          в) представим что дуем на одуванчик.

2) Звуковая гимнастика:                                   о   а   у   – плавно на одном выдохе,                            ух  ох  ах  – произносим отрывисто.

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы учителя.

Выполнение обучающимися   подготовительных     упражнений  для речевого аппарата.

Фронтальный опрос обучающихся, прием диалогового общения.

Динамическая пауза перед работой на уроке.

III. Изучение нового материала.

Первичное чтение рассказа.

Повторное чтение рассказа детьми и анализ содержания

«Собака —  лучший друг человека»                           — Ребята, как вы понимаете смысл этой поговорки?  Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного известного писателя. Это ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882–1938), русский писатель. Родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал. Написал много рассказов для детей: «Про обезьянку», «Мангуста», «Рассказы о животных»  и др.  

Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены его рассказы и сказки для детей.                            — Какие из них вы уже читали? 

Чуковский призывал детей к чтению книг Б. Житкова.

Сегодня мы познакомимся с его одним, очень интересным произведением: «Охотник и собаки».                       — Ребята, а как вы думаете, о чем будет данный рассказ?                                

Ребята, сейчас я начну читать произведение Б.Житкова, а вы продолжите.                           – Ребята, вам понравилось произведение?            Давайте обратим внимание на доску, здесь изображена лента событий, происходящих в рассказе.                               – Что это за события?

-А теперь я предлагаю вам прочитать рассказ по абзацам.  Итак, приступаем к чтению.

Какие слова вам были непонятны?

Данный рассказ учит нас быть добрыми, способными на отважные поступки. Я надеюсь, что вы все будете такими как охотник. Который будет всю свою жизнь благодарен собакам за спасение своей жизни.

Объяснение смысла поговорки, фронтальный опрос.

Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться.

Отвечают на поставленные вопросы учителя, строят речевые высказывания.

Продолжают читать произведение после паузы учителя.

Отвечают на вопросы : сначала охотник пошел в лес, настрелял зайцев, его застала метель и др.

Чтение рассказа по абзацам, анализ содержания, ответы на вопросы.

Презентация про автора рассказа, Б. Житкова.

IV. Итог урока.

– Как вы думаете, чему учит нас рассказ?                             – Так какая же главная мысль?                  Поделитесь впечатлениями о прочитанном.                                    -Что вы узнали на уроке?

-За что похвалили себя?

— Что вам особенно удалось?

Обучающиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем.

Учитель фронтально опрашивает обучающихся, прием диалогового общения.

V. Домашнее задание.

Пересказать рассказ.                                              

Записывают домашнее задание в дневники.

                                            «Охотник и собаки»

Рано утром встал охотник, взял ружьё, патроны, сумку, позвал своих двух собак и пошёл стрелять зайцев.

Был сильный мороз, но ветра совсем не было. Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы. Ему было тепло.

Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко.

«Пора и домой, — подумал охотник. — От моих лыж видны следы, и, пока не стемнело, я по следам дойду домой. Перейду овраг, а там уже недалеко».

Он спустился вниз и увидел, что в овраге черным-черно от галок. Они сидели прямо на снегу. Охотник понял, что дело неладно.

И верно: он только вышел из оврага, как задул ветер, пошёл снег, и началась метель. Впереди ничего не было видно, следы запорошило снегом. Охотник свистнул собак.

«Если собаки не выведут меня на дорогу, — подумал он, — я пропал. Куда идти, я не знаю, заблужусь, занесёт меня снегом, и я замёрзну».

Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов — и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.

Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал:

«Кабы не собаки, пропал бы я сегодня».

  • Главная мысль рассказа жаба и роза
  • Главная мысль рассказа если бы я был взрослым
  • Главная мысль рассказа друзья чарушина
  • Главная мысль рассказа драгунского куриный бульон
  • Главная мысль рассказа до первого дождя