Жанр: рассказ о животных
Главные герои рассказа «Охотник и собаки» и их характеристика
- Охотник. Разумный, опытный, знающий.
- Собаки. Друзья человека.
План пересказа рассказа «Охотник и собаки»
- На зимнюю охоту
- Удачный день
- Назад по следам
- Овраг и галки
- Метель
- Связка собак
- Благодарность охотника
Кратчайшее содержание рассказа «Охотник и собаки» для читательского дневника в 6 предложений
- Пошел охотник с собаками зайца бить.
- Пяток подстрелил, домой повернул.
- А в овраге галок увидел и понял, что дело плохо.
- Началась метель и охотник чуть не заблудился.
- Но вывезли его собаки к дому.
- А охотник собакам по зайцу отдал.
Главная мысль рассказа «Охотник и собаки»
Собака всегда дорогу домой чует.
Чему учит рассказ «Охотник и собаки»
Рассказ учит доверять своим четвероногим друзьям, учит умению выживать во время метели. Учит быть благодарным, учит помогать тем, кто в помощи нуждается.
Отзыв на рассказ «Охотник и собаки»
Мне понравился этот рассказ, хотя охотник не хороший человек. Ведь хороший человек не стал бы охотиться на зайцев. Но все равно, он не заслуживал гибели на морозе. Поэтому собаки его и спасли.
Пословицы к рассказу «Охотник и собаки»
Сам погибай, а товарища выручай.
Любишь охоту, ходи и по болоту.
Собака — друг человека.
Каков хозяин, таковы у него и собаки.
Охота пуще неволи.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Охотник и собаки»
Пошел как-то зимой один охотник за зайцами, да двух собак с собой взял.
Весело шел, на лыжах, разогрелся и не холодно ему было.
Да и охота удачной оказалась, пяток зайцев застрелил охотник.
Но стало дело к вечеру и решил охотник возвращаться пока не стемнело. След от лыж хорошо виден и охотник по нему отправился домой.
Вот впереди показался овраг. Спустился охотник в овраг, а там галок видимо-невидимо. Понял охотник, что что-то не так, да так и оказалось.
Только из оврага выбрался, метель сделалась. Ветер поднялся, снег, не видно дороги. Понял охотник, что пропадет, если только собаки его до деревни не доведут.
Привязал он собак за ошейники и потащили его собаки вместе с лыжами. Так до деревни и довезли.
Охотник каждой собаке по целому зайцу выделил, потому что понимал, что если бы не они, замерз бы он в поле, не найдя дороги.
Тема. Б.С.Житкова
«Охотник и собаки».
Цель: формирование знаний учащихся об
окружающем мире через рассказы Б.С. Житков; формировать умение принимать
участие в обсуждении поставленных вопросов, развивать мышление, внимание,
память, наблюдательность, развивать устную речь учащихся через построение
собственных высказываний; воспитывать интерес к обучению, чувства коллективного
сопереживания и сотрудничества, сплочённости, культуру общения и поведения.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- Выставка книг Б.С.Житкова
Ход урока
I.
Организационный момент.
2.Актуализация знаний
3. Речевая разминка
Поработаем с чистоговорками
Са-са-са- вот бежит, бежит лиса
Сы-сы-сы-хвост красивый у лисы
Ес-ес-ес- полон лес чудес
Ва-ва-ва-прилетела к нам сова
Ву-ву-ву- вы послушайте сову
Работа со скороговоркой Плыли по небу тучки
тучек – четыре штучки.
(Проговариваем чисто и дружно с усилением
и понижением голоса)
4.Проверка домашнего задания.
— Какой раздел мы изучаем?
-С какими произведениями уже познакомились?
-Выберите из предложенных картинок домашних и
диких животных и распределите их в два столбика?
Домашние животные Дикие
животные
— Какую пользу приносят животные человеку?
5.Сообщение темы урока.
6.Работа над новым материалом.
1.Беседа.
— Вы уже знакомы с некоторыми его рассказами.
— Чем сказка отличается от рассказа?
— Что вы знаете о жизни писателя?
— Человек-энциклопедия так называли
друзья Житкова. Говорил на многих языках, имел много профессий, много
путешествовал, много читал.
— Вспомните, какие рассказы Б.Житкова вы
прочитали
— Можно ли рассказы Б.Житкова назвать
поучительными?
— Чему они учат?
—Несколько
поколений детей воспитывались на книгах Б.С.Житкова, которые учат добру и самым
лучшим человеческим качествам.
2.Введение в тему урока.
Отгадайте загадку и узнаете о ком мы будем
сегодня читать.
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живёт под крылечком,
А хвост колечком.
(Собака)
— Это какое
животное?
-Какую пользу приносит собака человеку?
Мы сейчас прочитаем рассказ Б. Житкова, а
потом уточним какую еще пользу приносят собаки?
3. Чтение
текста учителем.
4. Словарная работа.
-Были трудные в тексте слова?
Овраг –
Ловко –
5.Проверка первичного восприятия.
— О каких животных этот рассказ?
— Понравился ли он вам?
— Какие чувства он вызвал?
-Назовите главного героя.
— Что нового о собаках вы узнали?
4.Чтение учащимися.
-про себя
-по цепочке
5.Проверка восприятия.
-Куда отправился охотник?
-Удачная ли была охота?
-Как собаки помогли охотнику вернуться домой?
-Что могло бы произойти с охотником, если бы
он не придумал как ему выйти из леса?
6.Работа с иллюстрацией.
-Подберите к ней подходящие строчки из
рассказа.
Стр.61
— Какие оттенки художник использовал в своей
картине?
7.Подведение итогов урока.
Мы много сегодня узнали о собаках, теперь
ответьте, собаки — дикое или домашнее животное
Рефлексия. Что
нового вы узнали?
Если
вам было на уроке легко, комфортно и интересно, прикрепите к цветку яркие
лепестки, если грустно и плохо, тогда серые, тёмные.
Борис Степанович Житков выдающийся детский писатель, прозаик, педагог, путешественник и исследователь.
Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных .
Житков родился 30 августа 1882 года в Новгороде Великом. Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте, мать была пианисткой. Житков умер от рака лёгких в Москве 19 октября 1938 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Чему учит рассказ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Главная мысль.
Р
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
асставь пункты плана в правильном порядке. Герои рассказа:
Связка собак |
|
На зимнюю охоту |
|
Удачный день |
|
Овраг и галки |
|
Благодарность охотника |
|
Назад по следам |
|
Метель |
Домашнее задание.
Подбери пословицы к рассказу.
Борис Житков. Охотник и собаки
Рано утром встал охотник, взял ружье, патроны, сумку, позвал своих двух
собак и пошел стрелять зайцев.
Был сильный мороз, но ветра совсем не было. Охотник шел на лыжах и
разогрелся от ходьбы. Ему было тепло.
Собаки забегали вперед и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко
стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашел далеко.
«Пора и домой, — подумал охотник. — От моих лыж видны следы, и, пока не
стемнело, я по следам дойду домой. Перейду овраг, а там уже недалеко».
Он спустился вниз и увидел, что в овраге черным-черно от галок. Они
сидели прямо на снегу. Охотник понял, что дело неладно.
И верно: он только вышел из оврага, как задул ветер, пошел снег, и
началась метель. Впереди ничего не было видно, следы запорошило снегом.
Охотник свистнул собак.
«Если собаки не выведут меня на дорогу, — подумал он, — я пропал. Куда
идти, я не знаю, заблужусь, занесет меня снегом, и я замерзну».
Пустил он собак вперед, а собаки отбегут пять шагов — и охотнику не
видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и веревки,
какие на нем были, привязал собак за ошейник и пустил вперед. Собаки его
потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.
Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лег на печь. А
сам все думал:
«Кабы не собаки, пропал бы я сегодня».
Творческий проект к уроку литературного чтения Планирование работы над художественно-познавательным произведением для детей Б.Житкова.
Класс: 3-й Тип урока: комбинированный Тема: «Животные в жизни человека» Цели урока: -Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством писателя; -Определить главную мысль прочитанного произведения. Задачи: Образовательные: -Содействовать формированию умений у обучающихся работать с текстом — находить слова, которые помогают дать характеристику героев; — Совершенствовать навыки выразительного чтения у обучающихся.
Развивающая: -Способствовать развитию мыслительных операций у обучающихся.
Воспитательная: — Содействовать воспитанию нравственных качеств личности обучающихся, воспитывать в детях любовь к животным, умение сопереживать, благодарить других.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, презентация, словарь Ожегова.
ХОД УРОКА
Этапы урока: |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Методические примечания |
I. Организационно-мотивационный этап (мотивация к учебной деятельности). |
Здравствуйте ребята, присаживайтесь. – Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. –Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Применяются словесные методы, прием диалогового общения. |
II. Актуализация знаний. |
-Ребята, любите ли вы читать сказки, рассказы? -Какие сказки вы знаете? А для того чтобы перейти к изучению новой темы давайте проведем динамическое чтение. Артикуляционная подготовка речевого аппарата. 1) Упражнения для дыхания: а) глубокий вдох через нос , выдох через рот порциями; б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот; в) представим что дуем на одуванчик. 2) Звуковая гимнастика: о а у – плавно на одном выдохе, ух ох ах – произносим отрывисто. |
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы учителя. Выполнение обучающимися подготовительных упражнений для речевого аппарата. |
Фронтальный опрос обучающихся, прием диалогового общения. Динамическая пауза перед работой на уроке. |
III. Изучение нового материала. Первичное чтение рассказа. Повторное чтение рассказа детьми и анализ содержания |
«Собака — лучший друг человека» — Ребята, как вы понимаете смысл этой поговорки? Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного известного писателя. Это ЖИТКОВ, БОРИС СТЕПАНОВИЧ (1882–1938), русский писатель. Родился 30 августа (11 сентября) 1882 в Новгороде в семье преподавателя математики и пианистки. Детство провел в Одессе (его школьным другом был К.И.Чуковский). Был штурманом парусника, капитаном научно-исследовательского судна, ихтиологом, рабочим-металлистом, инженером-судостроителем, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища; много путешествовал. Написал много рассказов для детей: «Про обезьянку», «Мангуста», «Рассказы о животных» и др. Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены его рассказы и сказки для детей. — Какие из них вы уже читали? Чуковский призывал детей к чтению книг Б. Житкова. Сегодня мы познакомимся с его одним, очень интересным произведением: «Охотник и собаки». — Ребята, а как вы думаете, о чем будет данный рассказ? Ребята, сейчас я начну читать произведение Б.Житкова, а вы продолжите. – Ребята, вам понравилось произведение? Давайте обратим внимание на доску, здесь изображена лента событий, происходящих в рассказе. – Что это за события? -А теперь я предлагаю вам прочитать рассказ по абзацам. Итак, приступаем к чтению. — Какие слова вам были непонятны? Данный рассказ учит нас быть добрыми, способными на отважные поступки. Я надеюсь, что вы все будете такими как охотник. Который будет всю свою жизнь благодарен собакам за спасение своей жизни. |
Объяснение смысла поговорки, фронтальный опрос. Дети отвечают, называя книги, и говорят, о чем в каждой из них говориться. Отвечают на поставленные вопросы учителя, строят речевые высказывания. Продолжают читать произведение после паузы учителя. Отвечают на вопросы : сначала охотник пошел в лес, настрелял зайцев, его застала метель и др. Чтение рассказа по абзацам, анализ содержания, ответы на вопросы. |
Презентация про автора рассказа, Б. Житкова. |
IV. Итог урока. |
– Как вы думаете, чему учит нас рассказ? – Так какая же главная мысль? Поделитесь впечатлениями о прочитанном. -Что вы узнали на уроке? -За что похвалили себя? — Что вам особенно удалось? |
Обучающиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем. |
Учитель фронтально опрашивает обучающихся, прием диалогового общения. |
V. Домашнее задание. |
Пересказать рассказ. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
«Охотник и собаки»
Рано утром встал охотник, взял ружьё, патроны, сумку, позвал своих двух собак и пошёл стрелять зайцев.
Был сильный мороз, но ветра совсем не было. Охотник шёл на лыжах и разогрелся от ходьбы. Ему было тепло.
Собаки забегали вперёд и выгоняли на охотника зайцев. Охотник ловко стрелял и набил пять штук. Тут он заметил, что зашёл далеко.
«Пора и домой, — подумал охотник. — От моих лыж видны следы, и, пока не стемнело, я по следам дойду домой. Перейду овраг, а там уже недалеко».
Он спустился вниз и увидел, что в овраге черным-черно от галок. Они сидели прямо на снегу. Охотник понял, что дело неладно.
И верно: он только вышел из оврага, как задул ветер, пошёл снег, и началась метель. Впереди ничего не было видно, следы запорошило снегом. Охотник свистнул собак.
«Если собаки не выведут меня на дорогу, — подумал он, — я пропал. Куда идти, я не знаю, заблужусь, занесёт меня снегом, и я замёрзну».
Пустил он собак вперёд, а собаки отбегут пять шагов — и охотнику не видно, куда за ними идти. Тогда он снял пояс, отвязал все ремешки и верёвки, какие на нём были, привязал собак за ошейник и пустил вперёд. Собаки его потащили, и он на лыжах, как на санях, приехал к себе в деревню.
Он дал каждой собаке по целому зайцу, потом разулся и лёг на печь. А сам всё думал:
«Кабы не собаки, пропал бы я сегодня».