Читательский дневник по рассказу «30 лет спустя» Михаила Зощенко
Автор: Зощенко Михаил Михайлович
Название: «30 лет спустя».
Число страниц: 5.
Жанр произведения: рассказ.
Главные герои: Минька, Лёля, папа.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Минька — забавный и смышлёный.
Заботливый и верный.
Не забыл про сестру спустя многие годы.
Лёля — глупая, наивная и смекалистая.
Хотела обманом получить подарки.
Папа — строгий и справедливый.
Краткое содержание рассказа «30 лет спустя»
Когда Минька болел, его баловали и дарили подарки.
Лёля никогда не болела, а если ушибалась, то её только ругали.
Однажды дети играли в бильярд и Лёля сказала, что проглотила шарик.
Родители перепугались, стали её целовать, а папа хотел бежать за врачом.
Но шарик нашёлся, и родители поняли, что их обманули.
Папа сказал, что целый год не будет Лёле покупать подарки.
Спустя 30 лет Минька приехал к взрослой сестре и спросил, зачем она это сделала.
Она ответила, что ей хотелось внимания, ласки и любви.
Минька обнял и поцеловал сестру и вручил подарки ей и всей её семье.
План рассказа:
- Болезни Миньки.
- Неудачи Лёли.
- Пропавший шарик.
- Испуг.
- Обман раскрыт.
- Взрослая Лёля.
- Подарки.
Основная мысль произведения «30 лет спустя»
Главная мысль рассказа в том, что дарить подарки также приятно, как их получать.
Основная идея рассказа в том, что всем детям нужно уделять одинаковое внимание.
Чему учит рассказ
Рассказ учит внимательнее относиться к близким и заботится обо всех одинаково.
Учит делать людям приятное.
Учит никого не выделять и не обижать.
Краткий отзыв о рассказе «30 лет спустя» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что очень плохо, когда в семье есть любимчик, которому достаются все подарки.
Ведь остальные чувствуют себя обиженными и несчастными.
Так и героиня этого рассказа пошла на обман, чтобы хоть немного почувствовать себя любимой.
Это очень хороший и добрый рассказ.
Автору удалось показать, как надо поступать, если человек чувствует себя несправедливо обойдённым.
Мне понравился Минька, который спустя много лет, сумел подарить сестре свою любовь.
Мне понравилась Лёля, которая была очень хитрой и находчивой девочкой, но несчастной.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, одинаков ли мы относимся к своим близким и друзьям.
Не выделяем ли кого в обиду другим.
Пословицы к произведению:
- Враньё не введёт в добро.
- Без любви не жизнь, а вой.
- Зависть иметь — часто вздыхать.
- Завистливый сохнет по чужому счастью.
- Лучше поздно, чем никогда.
Словарь неизвестных слов:
- Хворал — болел.
- Небось — возможно.
- Нескладная — некрасивая.
- Портсигар — коробочка для сигарет.
- Сычи — совы.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Папа сказал:
— Лёля нас обманула. В её животе нет ни одного шарика: они все здесь.
Мама сказала:
— Это ненормальная и даже сумасшедшая девочка.
Иначе я не могу ничем объяснить её поступок.
Ещё читательские дневники по произведениям Михаила Зощенко:
- «Ёлка»
- «Самое главное»
- «Великие путешественники»
- «Золотые слова»
- «Не надо врать»
- «Глупая история»
- «Колдун»
- «Галоши и мороженое»
- Краткая биография Михаила Зощенко и презентация
Библиотека произведений автора пополняется.
Читайте краткое содержание других рассказов Михаила Зощенко:
«Вот какие бывают мышки»
Главные герои рассказа «30 лет спустя» и их характеристика
- Минька. Маленький болезненный мальчик. Взрослый мудрый человек.
- Леля. Его старшая нескладная сестра, которая считала, что родители мало ее любят.
План пересказа рассказа «30 лет спустя»
- Болезни и подарки
- Игра в бильярд
- Проглоченный шарик
- Волнение родителей
- Найденный шарик
- Встреча через тридцать лет
Краткое содержание рассказа «30 лет спустя» для читательского дневника в 6 предложений
- Когда Минька болел ему дарили подарки, а Леля заболеть не могла.
- Она сказала, что проглотила шарик от бильярда.
- Родители испугались, но тут шарик выпал из передника.
- Отец наказал Лелю, а Минька не знал, зачем она так поступила.
- Он приехал к ставшей взрослой сестре и узнал, что Леля хотела любви родителей.
- Минька дал подарки Леле и ее детям, потому что хорошим людям нужно делать добро.
Главная мысль рассказа «30 лет спустя»
Человек должен делать добро другим людям.
Чему учит рассказ «30 лет спустя»
Рассказ учит тому, что детей нужно любить одинаково, и делая подарок одному, не забывать про другого. Учит, что дети должны расти в любви. Учит делать добро. Учит не делать зла.
Отзыв на рассказ «30 лет спустя»
Мне очень понравился этот назидательный рассказ, в котором говориться не только о родительской любви, но и том, что каждый человек обязан быть добрым. Ведь недобрый человек сам остается несчастным, в то время как делающий добро другим, сам счастлив. Мне было жаль Лелю, которую обделяли подарками, но я думаю, что родители любили ее не меньше, чем брата, просто тот был слабеньким и его больше жалели.
Пословицы к рассказу «30 лет спустя»
Делай добро и жди добра.
Добро творить — себя веселить.
Доброго чти, а злого не желай.
Все равны детки, и пареньки и девки.
Злому человеку не прибавит Бог веку.
Читать краткое содержание, пересказ рассказа «30 лет спустя»
Маленького Миньку родители очень любили и часто дарили подарки. Особенно много подарков он получал, когда болел. А Минька часто болел свинкой или ангиной.
Леля завидовала брату, и тоже старалась заболеть, но как назло ничем не болела. Только однажды она упала со стула и разбила лоб. Но ей не стали дарить подарки, а только отругали, ведь она встала на стул, чтобы достать мамины часики.
Однажды, дети остались одни и стали играть в настольный бильярд. И вдруг Леля сказала, что случайно проглотила тяжелый металлический шарик. Он сказала, что теперь будет болеть очень долго.
Пришли родители и очень испугались. Они стали целовать и жалеть Лелю, а папа стал собираться к врачу. Мама стала раздевать Лелю и из передника выпал шарик. Папа пересчитал шарики от бильярда и они все оказались на месте.
Папа сильно рассердился и сказал, что целый год Леля не увидит никаких подарков.
Прошло тридцать лет и Минька решил выяснить, зачем Леля сделал вид, что проглотила шарик. Он приехал к Леле, уже взрослой женщине, с мужем и детьми, и спросил о давней истории.
Леля ответила, что хотела, чтобы родители любили ее также как Миньку.
И Минька обнял ее и сказал, что за этим и приехал. Он подарил Леле тысячу рублей, детям дал на мороженое, а мужу свой портсигар.
Минька знал, что людей надо любить и жалеть. Что те, кто не делает добра другим людям сами чахнут и умирают. А те, кто делают добро живут долго и счастливо.
Главные герои рассказа Михаила Зощенко «Через тридцать лет» — мальчик по имени Минька (в будущем – писатель) и его сестра Леля. Минька часто болел и родители во время болезни баловали его подарками. Леле тоже хотелось получать подарки, и она мечтала чем-нибудь заболеть, но ее здоровье было всегда хорошим.
Однажды, когда родителей не было дома, дети играли в настольный бильярд. В какой-то момент Леля заявила, что случайно проглотила бильярдный шарик. Она легла на диван и принялась охать.
Когда пришли родители, Минька рассказал им, что случилось. Мама принялась раздевать Лелю, чтобы уложить ее в постель, а папа собрался идти за доктором. Но не успел он уйти, как из кармана Лелиного передника выпал злополучный бильярдный шарик.
Отец сказал, что Леля всех обманула, и потребовал от нее объяснений, но Леля ничего внятного не смогла сказать.
Прошло тридцать лет с того дня, мальчик Минька стал взрослым человеком, писателем. Однажды он вспомнил случай с шариком и попытался понять, для чего Леля тогда всех обманула. Писатель сел на поезд и поехал в гости к сестре, чтобы узнать истинную причину ее давнего поступка.
Леля рассказала ему, что тогда ей не нужны были подарки, просто хотелось, чтобы ее любили и жалели, как любили и жалели маленького Миньку, когда он болел.
И тогда писатель сказал, что именно за этим он и приехал. Он подарил сестре большую сумму денег. Он также не обошел вниманием ее детей и мужа, одарив их подарками. Возвращаясь домой, писатель думал о том, что людей надо любить и жалеть, и хотя бы иногда дарить им подарки. Еще он думал о том, что добрые люди живут долго, а недобрые – чахнут и хворают.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Зощенко «Через тридцать лет» заключается в том, что всем людям нужны любовь и внимание окружающих. И если человек искренне желает добра своим близким, он обязан уделять им внимание и, хотя бы иногда, дарить им подарки. Родители Миньки дарили ему подарки, лишь когда он болел, а Леле подарков не доставалось, потому что у нее было хорошее здоровье. Такое положение вещей привело к тому, что Леля, обделенная вниманием родителей, придумала историю с проглоченным шариком в надежде на то, что родители подарят ей хоть немного заботы и ласки.
Рассказ учит быть внимательным к близким людям, заботливым по отношению к ним.
В рассказе мне понравился писатель, который не забыл давнюю историю и выяснил у сестры причины ее странного поступка. Писатель постарался, как мог, скомпенсировать сестре тот дефицит любви и заботы, который возник в детские годы.
Какие пословицы подходят к рассказу Зощенко «Через тридцать лет»?
Зависть иметь – часто вздыхать.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Лучше поздно, чем никогда.
На чтение 3 мин Обновлено 28 сентября, 2021
«30 лет спустя» читательский дневник к рассказу Михаила Зощенко и краткое содержание поможет подготовить анализ, дать ответы на такие вопросы: кто автор и главные герои, чему учит произведение. Информация поможет написать отзыв о произведении и подготовить план пересказа.
Содержание
- «30 лет спустя» читательский дневник
- «30 лет спустя» главная мысль
- «30 лет спустя» главные герои и их характеристика
- План рассказа «30 лет спустя»
- «30 лет спустя» краткое содержание для читательского дневника
- Чему учит рассказ «30 лет спустя»?
- Отзыв о рассказе «30 лет спустя»
- «30 лет спустя» пословицы к рассказу
«30 лет спустя» читательский дневник
Автор — Михаил Зощенко
Жанр: рассказ о детях
«30 лет спустя» главная мысль
Родители должны любить своих детей одинаково.
Автор показывает, что нужно чаще проявлять заботу и дарить любовь своим близким и родным людям.
«30 лет спустя» главные герои и их характеристика
- Минька — главные герой. В начале рассказа — маленький болезненный мальчик. А в конце — взрослый мудрый человек.
- Леля — старшая сестра Миньки. Она завидовала брату и считала, что родители мало ее любят.
План рассказа «30 лет спустя»
- Болезни Мити и подарки
- Зависть сестры
- Проглоченный бильярдный шарик
- Волнение родителей
- Обман раскрыт
- Встреча через тридцать лет
- Подарки Леле и ее семье
«30 лет спустя» краткое содержание для читательского дневника
1) Минька постоянно болел, поэтому получал много внимания и подарков от родителей, и сестра Леля завидовала ему.
2) Леля выдумалв, что «проглотила» бильярдный металлический шарик.
3) Родители испугались, но когда обман Лели раскрылся, ее лишили подарков на год.
4) Через 30 лет герой вспоминает давнюю выходку сестры и едет к ней Симферополь;
5) Леля признается брату, что притворилась будто проглотила шарик, потому что ей хотелось больше любви и внимания от родителей;
6) Минька подарил подарки сестре и ее детям, даже ее мужу подарил портсигар, потому что хорошим людям нужно делать добро.
Чему учит рассказ «30 лет спустя»?
Произведение учит ценить и любить своих родных. Учит родителей одинаково относиться к своим детям, растить их в любви.
Учит делать добро близким и родным.
Отзыв о рассказе «30 лет спустя»
Мне понравился рассказ «Тридцать лет спустя». Рассказ показывает, к чему приводит недостаток внимания со стороны любимых людей. Мне было жаль Лелю, которая не получала достаточно внимания от родителей и считала, что ее меньше любят. Она хотела получать подарки так же часто как и брат. Ведь подарок – это маленький праздник, а их, порой, так недостаёт в жизни.
«30 лет спустя» пословицы к рассказу
- Делай добро и жди добра.
- Вранье не введет в добро.
- Лучше поздно, чем никогда.
- Доброго чти, а злого не желай.
- Злому человеку не прибавит Бог веку.
0
Зощенко «Тридцать лет спустя»: какая главная мысль? Чему учит?
Рассказ Михаила Зощенко «Тридцать лет спустя».
Какая главная мысль произведения?
О чем рассказ?
1 ответ:
1
0
Рассказ «Тридцать лет спустя» Зощенко является автобиографическим. Главные герои — это мальчик Минка (сам автор в детстве) и его старшая сестра Леля. В детстве Минька часто болел и во время болезни родители баловали его. Леле тоже хотелось получать подарки, но у нее было хорошее здоровье и она никогда не болела.
Однажды, когда дети играли в настольный бильярд, Леля сказала, что случайно проглотила бильярдный шарик. Она сделала вид, что ей плохо и легла на диван. Когда пришли родители, Минька рассказал что случилось и мама стала укладывать Лелю в постель, а папа собрался за доктором. Но тут из кармана Лели выпал бильярдный шарик и все поняли, что она их обманула. Папа попросил объяснить зачем она это сделала, но Леля ничего внятного не сказала.
Прошло тридцать лет, мальчик уже стал взрослым писателем и однажды вспомнил случай с шариком. Ему захотелось понять, зачем Леля пыталась всех обмануть. Тогда он сел на поезд и поехал к ней в гости, чтобы об этом узнать. Леля призналась брату, что ее нужна была забота и подарки, чтобы ее так же любили и жалели, как Миньку, когда он болел. Тогда писатель подарил Леле большую сумму денег и отдал подарки ее мужу и детям.
<hr />
Рассказ Зощенко «Тридцать лет спустя» учит нас быть внимательными к близким людям и заботиться о свой семье. Вне зависимости от того, болеют они или нет.
Главная мысль рассказа Зощенко «Тридцать лет спустя»:
Всем людям нужна любовь и внимание. Если человек искренне любит своих близких, то он должен ценить их не только тогда, когда они болеют. Так же нужно относиться к детям одинаково дружелюбно и одинаково заботиться о них, так чтобы дети чувствовали, что взрослые их любят.
<hr />
Читайте также
Этот рассказ Зощенко посвятил нравам, которые существовали во времена НЭП, когда появилась определенная «прослойка» в виде людей, желающим выглядеть добропочтенными, просвещёнными и образованными, но увы… аристократами они не были ни по духу, ни по понятием.
Все это мнимое понятие о принадлежности к «высшей касте» заключалось только в создании внешнего образа, никак не подкреплённого духовным составляющим.
Сюжетная линия рассказа «Аристократки» развивается между водопроводчиком Григорием Ивановичем и дамой, которую он решил соблазнить. Григорий Иванович, сам не отличавшимся хорошим воспитанием, считал, что вставной зуб его возлюбленной, яркое одеяние и есть показатель аристократизма.
Главная сцена рассказа, это посещение театрального буфета, куда Григорий Иванович повел свою спутницу во время антракта.
Видя, что женщина поглощает одно пирожное за другим, Григорий Иванович понял, что денег у него на оплату женской «прихоти» нет и он с трудом, расплатившись за четыре пирожных уводит даму досматривать спектакль.
Трагизм этого рассказа, заключается в том, что знакомстве Григория Ивановича и «аристократки», каждый из них преследовал свою цель. Сам водопроводчик считал, что связь с этой женщиной — это престижно и он сам возможно будет «аристократом», а женщина просто пыталась воспользоваться денежными возможностями Григория Ивановича, которые, как оказалось, не так были велики.
Как она сказала:
Главной мыслью этого рассказа можно назвать то, что автор высмеивает попытки человека выглядеть лучше, чем он есть на самом деле, ведь выглядеть как аристократ, это не одно и тоже – быть им. Женщине, такого типа, как «аристократка», оценка мужчины, определяется содержимым его кошелька, а не его к ней отношением.
Рассказ «Елка» Михаила Зощенко относится к циклу автобиографических рассказов «Леля и Минька». Можно составить следующий план:
- Мама нарядила елку.
- Леля и Минька рассматривают украшенную елку.
- Дети начали есть сладости с елку: старшая Леля — пастилки, а младший Минька — яблоко.
- Невысокий Минька принес стул, чтобы достать с елки что-то, кроме яблока.
- Стул упал на куклу и отбил у фарфоровой игрушки руку.
- В гости пришли родители с детьми и мама Лели и Миньки пригласила всех к елке, чтобы раздавать подарки.
- Мама увидели надкусанное яблоко и, выяснив, что его погрыз Минька, отдает предназначавшийся ему паровозик другому мальчику.
- Мама другой девочки возмущена, что дочке досталась поломанная кукла.
- Гости обиделись и уходят.
- Леля и Минька рады, что теперь все подарки достанутся им.
- Папа наказал Лелю и Миньку — елку погасил, а детей отправил спать, пообещав, что все игрушки будут отданы гостям.
В рассказе М. Зощенко «Монтёр», как и в других его произведениях присутствует сатира, юмор и высмеивание самых нелицеприятных сторон нашей человеческой жизни.
В рассказе раскрывается проблема «маленького человека» в нашем несправедливом обществе. Социальное неравенство все понимают по-своему, даже не задумываясь о том, чем это может обернуться для членов более высшего общества.
Театральная элита принижает заслуги и значимость обычного, на их взгляд, монтёра, чем вызывает вполне заслуженную обиду и даже гнев. В отместку герой пытается показать этим людям, что он не так прост, как они думают. В результате возникает полная неразбериха, непорядок и нарушение привычного графика работы всего театрального мира.
Главная мысль рассказа «Монтёр» состоит в том, что нельзя судить о человеке по его одёжке и ставить себя выше других. Любая профессия важна и каждый выполняет свою нужную работу. Нужно уважать людей за его профессиональные и моральные качества, а не унижать их свои пренебрежением. Иначе можно тоже оказаться неудел и наделать ошибок.
В рассказе Михаила Зощенко «Так просто» повествуется о том, как Леля и Миня, будучи в деревне, катались на лошади. Они сидели в повозке, а лошадкой руководил сельский мальчик Васютка. Действовал он ловко и уверенно, и Миньке очень хотелось попробовать управлять лошадью.
Вскоре Васютка сам отдал вожжи в руки Миньки — теперь он получил возможность руководить лошадью. Дело оказалось не очень сложным, и даже поворот лошадь прошла без осложнений. Васютка сказал Мине какую вожжу тянуть и городской паренек справился с этой задачей.
Главная мысль рассказа состоит в том, что нужно стремиться осваивать разные умения, все это пригодится в жизни. Если вас заинтересовало какое-то дело, то можно всегда попросить умельца научить вас основам мастерства.
Миньке очень хотел научиться управлять лошадью, но он не посмел попросить об этом Васютку. Рассказ учит нас, что нужно проявлять инициативу и не стесняться спрашивать об интересующем предмете тех, кто в этом деле знаток.
Автор произведения — Михаил Зощенко
Жанр — сатирический рассказ, год
Главные герои — колдун,
Краткое содержание: Автор сетует на то, что в век , когда есть сеялки,веялки и пар, люди продолжают верить в колдунов. И рассказывает как в одно крестьянское хозяйство пришел колдуН, которго ретивый хозяин изгнал из дома, а хозяйки испугались. Когда колдун ушел, всю ночь ревел телок. Пришлось опять пойти к колдуну самому хозяину и попросить извинения. Тот пришел домой, и вытащил из под хвоста телка булавку. Хозяин увидел и вместе с дружками убили колдуна. Но опять сели кругом и начали бояться, что кодун отомстит и после смерти.
Главная мысль — нельзя верить всяким предрассудкам, Пора иметь здравый ум.
Рассказ очень лаконичный и точный.
- Об авторе
- Недавние публикации
Зощенко Михаил Михайлович (годы жизни 1894 — 1958), русский (советский) писатель сатирик, мастер коротких юмористических рассказов.
Через тридцать лет — рассказ Михаила Зощенко, который стоит прочесть всем родителям и детям старшего возраста. Он учит бережно относиться к близким людям, чаще показывать им свою любовь.
-
I
Читать рассказ Михаила Зощенко «Через тридцать лет» -
II
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Через тридцать лет»-
II.I
Главная мысль рассказа
-
II.I
Читать рассказ Михаила Зощенко «Через тридцать лет»
Мои родители очень горячо меня любили, когда я был маленький. И они дарили мне много подарков.
Но когда я чем-нибудь заболевал, родители буквально тогда засыпали меня подарками.
А я почему-то очень часто хворал. Главным образом свинкой или ангиной.
А моя сестрёнка Леля почти никогда не хворала. И она завидовала, что я так часто болею.
Она говорила:
— Вот погоди, Минька, я тоже как-нибудь захвораю, так наши родители тоже небось начнут мне накупать всего.
Но, как назло, Леля не хворала. И только раз, поставив стул к камину, она упала и разбила себе лоб. Она охала и стонала, но вместо ожидаемых подарков она от нашей мамы получила несколько шлепков, потому что она подставила стул к камину и хотела достать мамины часики, а это было запрещено.
И вот однажды наши родители ушли в театр, и мы с Лелей остались в комнате. И мы с ней стали играть на маленьком настольном бильярде.
Бильярдный кий и шарик
И во время игры Леля, охнув, сказала:
— Минька, я сейчас нечаянно проглотила бильярдный шарик. Я держала его во рту, и он у меня через горло провалился вовнутрь.
А у нас для бильярда были хотя и маленькие, но удивительно тяжёлые металлические шарики. И я испугался, что Леля проглотила такой тяжёлый шарик. И заплакал, потому что подумал, что у неё в животе будет взрыв.
Но Леля сказала:
— От этого взрыва не бывает. Но болезнь может продолжаться целую вечность. Это не то что твои свинка и ангина, которые проходят в три дня.
Леля легла на диван и стала охать.
Вскоре пришли наши родители, и я им рассказал, что случилось.
И мои родители испугались до того, что побледнели. Они бросились к дивану, на котором лежала Лелька, и стали её целовать и плакать.
И сквозь слёзы мама спросила Лельку, что она чувствует в животе. И Леля сказала:
— Я чувствую, что шарик катается там у меня внутри. И мне от этого щёкотно и хочется какао и апельсинов.
Папа надел пальто и сказал:
— Со всей осторожностью разденьте Лелю и положите её в постель. А я тем временем сбегаю за врачом.
Мама стала раздевать Лелю, но когда она сняла платье и передник, из кармана передника вдруг выпал биллиардный шарик и покатился под кровать.
Папа, который ещё не ушёл, чрезвычайно нахмурился. Он подошёл к бильярдному столику и пересчитал оставшиеся шары. И их оказалось пятнадцать, а шестнадцатый шарик лежал под кроватью.
Папа сказал:
— Леля нас обманула. В её животе нет ни одного шарика: они все здесь.
Мама сказала:
— Это ненормальная и даже сумасшедшая девочка. Иначе я не могу ничем объяснить её поступок.
Папа никогда нас не бил, но тут он дёрнул Лелю за косичку и сказал:
— Объясни, что это значит?
Леля захныкала и не нашлась, что ответить.
Папа сказал:
— Она хотела над нами пошутить. Но с нами шутки плохи! Целый год она от меня ничего не получит. И целый год она будет ходить в старых башмаках и в старом синеньком платье, которое она так не любит!
И наши родители, хлопнув дверью, ушли из комнаты.
И я, глядя на Лелю, не мог удержаться от смеха. Я ей сказал:
— Леля, лучше бы ты подождала, когда захвораешь свинкой, чем идти на такое вранье для получения подарков от наших родителей.
И вот, представьте себе, прошло тридцать лет!
Тридцать лет прошло с тех пор, как произошёл этот маленький несчастный случай с бильярдным шариком.
И за все эти годы я ни разу не вспомнил об этом случае.
И только недавно, когда я стал писать эти рассказы, я припомнил всё, что было. И стал об этом думать. И мне показалось, что Леля обманула родителей совсем не для того, чтобы получить подарки, которые она и без того имела. Она обманула их, видимо, для чего-то другого.
И когда мне пришла в голову эта мысль, я сел в поезд и поехал в Симферополь, где жила Леля. А Леля была уже, представьте себе, взрослая и даже уже немножко старая женщина. И у ней было трое детей и муж — санитарный доктор.
И вот я приехал в Симферополь и спросил Лелю:
— Леля, помнишь ли ты этот случай с бильярдным шариком? Зачем ты это сделала?
И Леля, у которой было трое детей, покраснела и сказала:
— Когда ты был маленький, ты был славненький, как кукла. И тебя все любили. А я уже тогда выросла и была нескладная девочка. И вот почему я тогда соврала, что проглотила бильярдный шарик,— я хотела, чтобы и меня так же, как тебя, все любили и жалели, хотя бы как больную.
И я ей сказал:
— Леля, я для этого приехал в Симферополь.
И я поцеловал её и крепко обнял. И дал ей тысячу рублей.
И она заплакала от счастья, потому что она поняла мои чувства и оценила мою любовь.
И тогда я подарил её детям каждому по сто рублей на игрушки. И мужу её — санитарному врачу — отдал свой портсигар, на котором золотыми буквами было написано: «Будь счастлив».
Потом я дал на кино и конфеты ещё по тридцать рублей её детям и сказал им:
— Глупенькие маленькие сычи! Я дал вам это для того, чтобы вы лучше запомнили переживаемый момент, и для того, чтобы вы знали, как вам надо в дальнейшем поступать.
На другой день я уехал из Симферополя и дорогой думал о том, что надо любить и жалеть людей, хотя бы тех, которые хорошие. И надо дарить им иногда какие-нибудь подарки. И тогда у тех, кто дарит, и у тех, кто получает, становится прекрасно на душе.
А которые ничего не дарят людям, а вместо этого преподносят им неприятные сюрпризы,— у тех бывает мрачно и противно на душе. Такие люди чахнут, сохнут и хворают нервной экземой. Память у них ослабевает, и ум затемняется. И они умирают раньше времени.
А добрые, наоборот, живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем.
Анализ рассказа Михаила Зощенко «Через тридцать лет»
Рассказ «Через 30 лет» Зощенко является автобиографическим. Главные герои — это мальчик Минка (сам автор в детстве) и его старшая сестра Леля. В детстве Минька часто болел и во время болезни родители баловали его. Леле тоже хотелось получать подарки, но у нее было хорошее здоровье и она никогда не болела.
Однажды, когда дети играли в настольный бильярд, Леля сказала, что случайно проглотила бильярдный шарик. Она сделала вид, что ей плохо и легла на диван. Когда пришли родители, Минька рассказал что случилось и мама стала укладывать Лелю в постель, а папа собрался за доктором. Но тут из кармана Лели выпал бильярдный шарик и все поняли, что она их обманула. Папа попросил объяснить зачем она это сделала, но Леля ничего внятного не сказала.
Прошло тридцать лет, мальчик уже стал взрослым писателем и однажды вспомнил случай с шариком. Ему захотелось понять, зачем Леля пыталась всех обмануть. Тогда он сел на поезд и поехал к ней в гости, чтобы об этом узнать. Леля призналась брату, что ее нужна была забота, ласка родителей и подарки, чтобы ее так же любили и жалели, как Миньку, когда он болел. Тогда писатель подарил Леле тысячу рублей (большую сумму денег по тем временам) и отдал подарки ее мужу и детям.
Рассказ Зощенко «Тридцать лет спустя» учит нас быть внимательными к близким людям и заботиться о свой семье. Вне зависимости от того, болеют они или нет.
Главная мысль рассказа
Всем людям нужна любовь и внимание. Если человек искренне любит своих близких, то он должен ценить их не только тогда, когда они болеют. Так же нужно относиться к детям одинаково дружелюбно и одинаково заботиться о них, так чтобы дети чувствовали, что взрослые их любят.
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Я хочу вас познакомить с рассказом, который изучается в начальной школе. Автор рассказа Михаил Михайлович Зощенко — русский, советский писатель, драматург.[3] Михаил Зощенко написал множество рассказов для детей. Повествование в этих произведений ведется от лица автора, который будучи взрослым человеком, вспоминает поучительные и комические эпизоды из своего детства. В своих рассказах Михаил Зощенко говорит о морали. Однако, несмотря на то, что рассказы носят явный дидактический характер, в них всегда присутствует неожиданный юмор и какая-то особенная недетская серьезность. Многие произведения Михаила Зощенко и сегодня пользуются большой популярностью – с его произведениями дети знакомятся в школе, его книги любят взрослые и дети.
Произведение, с которым я хочу вас познакомить, входит в цикл рассказов «Леля и Минька». Рассказ называется «Через тридцать лет». В школьной программе «Перспектива», авторами которой являются Л.Ф.Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий, в 3 классе этот рассказ представлен в сокращении.[2] Я же рассмотрю полное произведение.
В рассказе ярко представлена тема детской ревности. Леля старшая сестра ревновала родителей к своему младшему брату. Минька постоянно болел, ему покупали подарки и сладости. А Леля была уже девочка большая и здоровая. Ей тоже хотелось внимания и любви со стороны родителей, но она не знала, как обратить родительское внимание на себя. Она уже пробовала разные способы заболеть, но вместо подарков получала только шлепки. И вот девочка решилась на обман.
Конфликт в этом произведении явно выражен. Происходит «столкновение» между детской любовью и родительским невниманием. Ведь, если бы родители одинаково относились к своим детям, и Леля чувствовала их любовь, она бы не решилась на такой поступок, как обман.
Главный проблемный вопрос, который ставит перед нами автор: «Можно ли добиться любви и внимания обманом?» И в рассказе очень точно дается ответ на этот вопрос. Леля придумала, что она проглотила бильярдный шарик, а сама спрятала его в кармане. Все очень испугались за нее, но она продолжила притворяться. Однако, правда быстро раскрылось, шарик выкатился. Родители были удивлены и разочарованы поведением девочки.
Через тридцать лет Леля рассказала своему младшему брату истинную причину своего поступка «Когда ты был маленький, ты был славненький, как кукла. И тебя все любили. А я уже тогда выросла и была нескладная девочка. И вот почему я тогда соврала, что проглотила бильярдный шарик, – я хотела, чтобы и меня так же, как тебя, все любили и жалели, хотя бы как больную». [1]
В конце произведения уже взрослый Минька размышляет о том, что надо любить и жалеть людей. Он призывает читателей быть добрыми, дарить людям только приятное. И это касается не только материальных вещей, но и духовных. Ведь, когда мы дарим что-то хорошее нам самим от этого хорошо на душе. Это доказывают слова автора: «А которые ничего не дарят людям, а вместо этого преподносят им неприятные сюрпризы,— у тех бывает мрачно и противно на душе. Такие люди чахнут, сохнут и хворают нервной экземой. Память у них ослабевает, и ум затемняется. И они умирают раньше времени. А добрые, наоборот, живут крайне долго и отличаются хорошим здоровьем.»[1]
Рассказ начинается с экспозиции, где герой рассказывает о себе и своей семье. Отсюда мы понимаем, что героем нашего рассказа является мальчик Минька, которого очень сильно любили родители. Также у него была старшая сестра Леля, которая злилась на Миньку из-за того, что родители дарили ему много подарков. Далее происходит завязка «И вот однажды наши родители ушли в театр, и мы с Лелей остались в комнате. И мы с ней стали играть на маленьком настольном бильярде». [1] Именно сейчас начинается движение сюжета. Дети остаются дома одни, и Леля решается на обман. Сюжет рассказа состоит из нескольких кульминационных моментов. Первое яркое действие начинается, когда Леля «проглотила шарик». Все очень испугались за нее и не знали, как ей помочь. «И я испугался, что Леля проглотила такой тяжёлый шарик. И заплакал, потому что подумал, что у неё в животе будет взрыв». [1]Но это действие сменяется еще более эмоциональным сюжетом. Раскрылся обман Лели: «Мама стала раздевать Лелю, но когда она сняла платье и передник, из кармана передника вдруг выпал биллиардный шарик и покатился под кровать». [1]Но, наверное, самый важный момент, когда Леля рассказала настоящую причину своего поступка через много лет. И читатель в этот момент начинает сопереживать и, скорее даже, понимать героиню.
В рассказе мы знакомимся с братом и сестрой Лелей и Минькой. Портрет героев динамический, так как не дано конкретное описание внешности героев, и мы узнаем о них в процессе всего сюжета. Минька – «миленький», но избалованный ребенок, который выгодно использует преимущества младшего в семье. Леля, которую считают зачинщицей всех проделок, отличается прямодушием и искренностью, которых нет у ее брата. Рассказ писатель сопровождает предысторией, в которой очевидна психологическая мотивация совершенного поступка. Это меняет отношение читателя к героине, вызывает понимание и сочувствие. Леля сделала вид, что проглотила шарик, потому что тосковала по проявлениям родительской любви. Минька же маленький мальчик, который часто болел и был избалован родительской любовью. Автор не дает описания мальчика. Мы узнаем про него только со слов самой Лели в конце рассказа «Когда ты был маленький, ты был славненький, как кукла. И тебя все любили». [1] Но, когда Минька повзрослел, мы видим, какой он добрый и отзывчивый человек. В конце рассказа показано, как он любит свою сестру. Леля же взрослая девочка, но, несмотря на это, она все равно хотела быть маленьким ребенком. Ее поступки это доказали. Автор не описывает её внешности, но из рассказа мы понимаем, что она старше Миньки. В конце она сама себя описывает одной фразой «А я уже тогда выросла и была нескладная девочка». [1] По поступкам Лели видно, что она была хитрой, но глупенькой девочкой. Она хотела, обратить на себя внимание, чтоб её заметили, пожалели. Она хотела почувствовать, что ее любят, так же как ее младшего брата. Леля поступала так не из-за злости и подлости, а из-за ревности и любви к родителям.
В рассказе нет прямой авторской характеристики героев. Но хорошо видно, что автор относится к ребятам с теплотой и любовью. Например, Леля за все свои проступки никогда не получала серьезных наказаний. Миньку же родители любили и задаривали подарками. В конце произведения показаны герои уже взрослые и состоявшиеся. Они живут хорошей жизнью, у Лели своя семья. Оба они выросли хорошими, добрыми людьми.
Речевой строй произведения очень разнообразный и интересный. В самом первом предложении автор использует эпитет. «Мои родители очень горячо меня любили, когда я был маленький». [1]Этим рассказчик показывает, насколько сильно родители любили своего ребенка, и как он это чувствовал. Просторечные слова такие как «хворал», «небось»,«охать», «щёкотно» и другие показывают, что дети были из простой, средней семьи.
В тексте часто используется анафора. В основном предложения начинаются с союза «И». Например, в начале рассказа: «И вот однажды наши родители ушли в театр, и мы с Лелей остались в комнате. И мы с ней стали играть на маленьком настольном бильярде». [1]Одинаковое начало предложений создает ощущение, что историю нам рассказывает маленький мальчик.
Эмоционально ярко показана реакция родителей на проступок Лели. Автор подчеркивает их возмущение эпитетами «Папа, который ещё не ушёл, чрезвычайно нахмурился». [1]Возмущение мамы автор передает в её же словах «Мама сказала: — Это ненормальная и даже сумасшедшая девочка». [1] Родители очень испугались за свою дочь, но когда они узнали, что она их обманула, они сильно рассердились. Это показывает речь папы: «Она хотела над нами пошутить. Но с нами шутки плохи! Целый год она от меня ничего не получит. И целый год она будет ходить в старых башмаках и в старом синеньком платье, которое она так не любит!» [1]Именно восклицательные предложения передают всю строгость папиного решения.
Интересно автор использует противопоставление. В то время когда, родители злятся, а Леля плачет. Минька не может удержаться от смеха. Ведь он тоже мог на неё обидеться, она и его обманула. Но вместо обид и претензий он просто смеется. «И я, глядя на Лелю, не мог удержаться от смеха. Я ей сказал: — Леля, лучше бы ты подождала, когда захвораешь свинкой, чем идти на такое вранье для получения подарков от наших родителей». [1] Даже он, маленький мальчик понимал, что обманом не добьешься внимания родителей.
Я считаю, что изучение таких рассказов Михаила Зощенко, как «Через тридцать лет» и «Не надо врать» очень важно именно в начальной школе. Эти рассказы изучаются почти одновременно. И дети понимают, что такое обман и что за него обязательно придется отвечать. Рассказы очень похожи друг на друга, но герой из рассказа «Не надо врать» всё-таки смог признаться отцу в обмане. Леля же продолжала свой обман до конца, пока правда сама не раскрылась. Произведения учат детей стараться не обманывать родителей, и даже если обманули, нужно скорее в этом признаться, пока не стало поздно.
Также очень важно отметить воспитательную роль этого рассказа для родителей. В семье, где более чем один ребенок, уже стоит проблема внимания родителей к детям. Чаще всего родители больше внимания уделяют младшим детям, порою совсем забывая про своих старших детей. Конечно же, это не означает, что родители одних детей любят, а других нет. Но дети начинают думать именно так. Как только ребенку перестает уделяться жалеемое им количество внимания, сразу же у него появляется обида и ревность родителей к своим сестрам или братьям. Именно невнимание со стороны своих родителей, толкает детей на поступки, которые помогают обратить на себя внимание. К сожалению, такие поступки не всегда являются положительными.
Рассказ Михаила Зощенко очень актуален в наше время. Отношения в семье между детьми и родителями либо между братьями и сестрами очень важная проблема для каждого человека. У каждого из нас есть семья, родители, братья или сестра. И мы готовы на все, чтобы получить их внимание и любовь, не понимая того, что они и так нас любят, даже, если они не показывают этого.
Так же в рассказе автор поднимает тему доброты, призывая читателя быть добрым и искренним человеком. Людей нужно уметь любить и жалеть. Нельзя быть жадным на приятные, даже маленькие подарки для близких нам людей. Автор говорит, что добрые люди проживают счастливую и долгую жизнь. Будьте добрее друг к другу.
Список литературы:
-
Зощенко М.М. Леля и Минька / М.М. Зощенко – М.: Советская Россия, 1974. – 72 с.
-
Климанова Л.Ф. Литературное чтение / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская – М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
-
Свободная энциклопедия Википедия: [Электронный ресурс] М., 2016. URL: https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 16.12.2016).
5