Главная мысль рассказа звоните и приезжайте

Здесь даны основные сведения о повести А. Г. Алексина «Звоните и приезжайте», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и идея этой повести.

Краткие сведения о произведении

Повесть Анатолия Георгиевича Алексина «Звоните и приезжайте» была написана в 1970 году. Повествование ведётся от лица шестиклассника, отец которого работает хирургом. Герой повести очень любит своих родителей и бабушку и старается, чтобы в семье царили согласие и любовь.

Главный герой повести

  • Мальчик, от лица которого ведётся повествование. Он учится в 6 классе, очень любит свою семью, уважает отца за его готовность помогать людям и хочет быть похожим на него.

Другие персонажи

  • Папа — работает хирургом, его призвание — помогать больным людям стать здоровыми.
  • Мама — красивая молодая женщина, не очень довольная, что её муж слишком увлечён работой, но понимающая, что он талантливый хирург и что он очень нужен людям, попавшим в беду.
  • Бабушка — живёт отдельно от семьи мальчика. Каждый вечер она приходит помогать по хозяйству его маме и старается ненавязчиво давать советы своим родным.
  • Игнатий — дальний родственник папы мальчика, приехавший к нему, чтобы он помог доказать его матери, что болезни, которую заподозрили у него врачи, у него нет.
  • Женька Могила — друг главного героя, умеющий хранить тайны.
  • Владик Бабкин — одноклассник главного героя.
  • Лиля Тарасова — новенькая ученица, в которую влюбились главный герой и Владик Бабкин. Красивая, насмешливая, хитрая девочка.
  • Валя — сосед и друг Лили, с которым она после ссоры помирилась.
  • Костя — студент-геолог, за которым когда-то во время болезни ухаживал главный герой.
  • Андрюша — молодой человек, которому помог победить болезнь папа мальчика.
  • Старушка — старушка со строгим лицом, сидевшая рядом с мальчиком на праздничном вечере в больнице.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Главный герой повести — шестиклассник, и учится он в той же школе, в которой учились его родители. Бабушка сообщила, что Серёжа Потапов, с которым дружила мама мальчика, когда была школьницей, стал лауреатом Всероссийского конкурса. Этот Потапов учился в музыкальной школе, которая была напротив обычной школы. Там Потапов учился играть на виолончели.

Бабушка очень расхваливала Потапова, и её внуку было обидно, что она совсем не ценит его отца, который был хирургом.

Когда мальчик понял, что папа ревнует маму к Потапову, он решил делать так, чтобы маме, папе и бабушке ничто не напоминало о Потапове. Например, когда по телевизору или по радио должен был выступать этот музыкант, мальчик выключал телевизор и радио, сообщал, что у него завтра контрольная и садился заниматься.

Когда родителям по почте пришли приглашения на вечер встречи выпускников обычной и музыкальной школ, мальчик не сообщил им об этом. Всё это он делал, заботясь об отце, которому было бы неприятно, если мама встретится с Потаповым.

Папа у главного героя повести — талантливый хирург и очень добрый человек. Он не сердился, когда ему звонили ночью издалека бывшие пациенты и сокурсники. Если им нужно было приехать, он всегда предлагал остановиться у него в квартире. Всё это не нравилось маме и бабушке, но всё же они сочувствовали дальнему родственнику папы мальчика, который обратился к нему, чтобы опровергнуть свой страшный диагноз. Все были счастливы, что он не подтвердился.

Новый год родители встречали у знакомых, там они поссорились и пять дней не разговаривали друг с другом. Их сын вспомнил, что слышал о том, что людей объединяет радость и горе. Он решил обрадовать родителей, устроил дома уборку, стал делать зарядку, обтираться, они хвалили его, но не помирились. Тогда мальчик сказал, что идёт ненадолго к другу Женьке, и попросил Женьку звонить к нему домой и говорить, что ждёт его, а он всё не приходит. Родители очень встревожились, а когда мальчик потихоньку пришёл домой, то увидел, что родители сидят у телефона и смотрят в глаза друг другу. Они бросились обнимать сына, а потом и друг друга.

Однажды в класс поступила новая ученица. Эта красивая девочка очень понравилась мальчику и его однокласснику Владику. Мальчик пригласил Лилю на каток, и она, посмотрев в календарик, согласилась идти туда в воскресенье 29 февраля, но только если он пройдёт испытание и заслужит право идти с ней на каток.

Начала она его испытывать, велев отнести книжку Вале со второго этажа. Сама она не хочет отдавать книжку, так как раньше дружила с Валей, а потом поссорилась. Мальчик выполнил её поручение и удивился, что Валя — это не девочка, а красивый парень лет четырнадцати. Ему стало тяжело, что Лиля раньше дружила с ним.

Затем Лиля поручила мальчику и Владику дежурить у неё в подъезде, чтобы сопровождать её в магазины или на рынок и носить сумки. Ходила она туда тогда, когда Валя играл во дворе в хоккей. Валя называл мальчиков, сопровождавших Лилю, «прилипалами» и другими прозвищами.

Однажды Лиля сказала, что в подъезде должен дежурить только тот, кто победит соперника, и Владик ударил мальчика по носу. Лиля вмиг очутилась у двери Вали и закричала, чтобы он их разнял. Валя увидел, что нос у мальчика в крови, и уважительно сказал Лиле, что вот уже и кровь за неё пролилась.

28 февраля мальчик позвонил Лиле и напомнил, что завтра она с ним пойдёт на каток. Но Лиля сказала, что завтра 1 марта, и она уже обещала в этот день пойти на каток с другим человеком. Следующим утром мальчик притаился за углом дома, где жила Лиля, и скоро увидел, что она идёт на каток с Валей.

Бабушка считала отца мальчика неудачником, а мама досадовала, что папа мог бы писать научные работы, а вместо этого делает операции. Однажды папа заболел гриппом, и его коллеги и пациенты беспрерывно звонили, так как беспокоились о нём. Мальчик просил их перезвонить вечером, чтобы и мама, придя с работы, сидела у телефона и отвечала звонившим. И они, и бабушка стали уважать папу за то, что он нужен людям.

Мальчик старался поддерживать своего отца, когда он волновался перед предстоящей трудной операцией. Однажды прооперированный им человек скончался из-за тромба в кровеносном сосуде. Отец собрался идти к старой матери этого человека, чтобы сообщить ей об этом. Мальчик пошёл с ним, так как очень жалел умершего и сочувствовал своему отцу.

Однажды перед праздником папа пригласил сына на вечер, который устраивали его коллеги. После доклада выступили трое бывших пациентов папы и очень его благодарили. Когда вечер закончился, к папе подбежал мужчина в белом халате и что-то ему сказал. Папа попросил людей проводить его сына, сказал, что ненадолго останется в больнице и убежал вместе с мужчиной в белом халате, так как кого-то нужно было спасать.

Провожавший мальчика бывший папин пациент сказал ему, что он очень похож на отца. Но мальчик понимал, что схожесть у них только внешняя, что для того, чтобы быть по-настоящему похожим на отца, ему нужно много учиться и работать над собой.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1. Не моё дело

Главный герой повести учится в школе, в которой учились его родители. Однажды бабушка пришла помочь его маме по хозяйству и сообщила, что Потапов стал лауреатом Всероссийского конкурса. Оказалось, что этот Серёжа Потапов учился в школе для музыкально одарённых детей, которая была напротив обычной школы, и мама была в него влюблена, когда была в 5 классе. Потапов играл на виолончели.

Бабушка постоянно расхваливала Серёжу Потапова за его успехи, её внуку было обидно, что она не ценит его отца, работавшего хирургом.

Папа стал ревновать маму к этому Потапову. Тогда мальчик решил что-нибудь предпринять. Посоветоваться с бабушкой он не хотел, так как она бы сказала: «А сын моей соседки никогда не вмешивается в дела старших!» Мальчик подумал, что, может быть, это действительно не его дело, но всё же старался, чтобы дома не вспоминали об этом Серёже Потапове. Когда он узнал, что по телевизору будет выступать Сергей Потапов, он сел делать уроки в той комнате, где находится телевизор, выключил его и сказал родителям, что завтра контрольная.

Через некоторое время он узнал, что Потапов будет выступать по радио и перед его выступлением сел делать уроки на кухне, где стоит радиоприёмник и выключил его.

Однажды он увидел афишу с портретом Потапова у остановки трамвая, на котором родители ездили на работу. Чтобы родители не увидели её, мальчик убедил их, что ездить на троллейбусе удобнее.

Ещё он сообщил родителям, что в его классе все ребята в сочинении на тему «Кем быть?» написали, что хотят быть врачами, потому что это самая благородная профессия.

Кроме того, мальчик подготовил своего приятеля Ваську по прозвищу Паганини, как отвечать на вопросы, пригласил его в воскресенье в гости и при родителях стал спрашивать, любит ли он Сергея Прокофьева, Сергея Рахманинова и Сергея Потапова. Васька ответил, что Прокофьева и Рахманинова любит, а о Потапове никогда не слышал и не знает кто он такой.

Однажды мальчик взял в почтовом ящике две открытки и не отдал их родителям, хотя они предназначались им. Дело в том, что это были приглашения на объединённый вечер выпускников обычной и музыкальной школ. Мальчик не хотел, чтобы папа расстроился, увидев Сергея Потапова и вспомнив, что его любила мама мальчика.

В школе мальчик увидел объявление, что на вечере будет выступать лауреат Всероссийского конкурса С. Потапов, и ему стало досадно, что тот будет демонстрировать своё искусство, а папа не может у всех на глазах продемонстрировать своё искусство хирурга.

На следующий день после вечера выпускников мама спросила сына, не присылали ли ей и папе что-нибудь из школы. Он отдал открытки и сказал, что забыл их передать. Мама очень расстроилась, что сын, по её мнению, даже не понимает, что лишил её удовольствия встречи с друзьями. Ещё она добавила, что он не подумал даже об отце. «Неужели и он тебе безразличен?» — спросила мама, не зная, что сын как раз об отце и заботился, утаив приглашения на вечер.

Глава 2. Дальний родственник

Иногда ночью папе звонят из других городов его бывшие пациенты или товарищи по институту. Мама удивляется, как эти люди не понимают, что они будят папу и его семью. Но папа говорит, что их можно понять, так как они звонят издалека, и у них уже утро.

Иногда выясняется, что звонивший папин приятель хочет приехать в их город, и папа говорит ему, что он может пожить в его квартире. Мама говорит, что тот мог бы остановиться в гостинице, но папа отвечает, что в гостинице обычно нет свободных мест.

Однажды позвонила из маленького городка очень дальняя родственница папы и, плача, попросила папу посмотреть её сына, у которого серьёзное заболевание. Папа сказал, чтобы он приехал и остановился у него и что его посмотрят специалисты.

Сын вскоре приехал, его звали Игнатий, было ему лет тридцать. Он извинился за вторжение и сказал, что приехал только потому, что врачи сообщили матери его предполагаемый страшный диагноз, и он должен доказать, что этот диагноз ошибочен.

Бабушка мальчика сказала, что у неё трое знакомых с таким же диагнозом после операции стали совсем здоровы, а мама сказала Игнатию, что он будет спать на кровати, а её сын — на раскладушке. Игнатий попросил, чтобы о нём не заботились, иначе он подумает, что диагноз уже подтвердился.

Папа утром повёл Игнатия к специалистам и сказал жене и сыну, что вечером они узнают результат, но они попросили сообщить результат днём, да и бабушка пришла к ним не вечером, как обычно, а днём. Мальчик после уроков не остался на занятия в фотокружке, а поспешил домой.

Наконец папа позвонил и сообщил, что страшный диагноз точно не подтвердился, но Игнатий болен, и ему нужно делать операцию. Когда позвонила мама Игнатия, мальчик радостно сообщил ей, что диагноз не подтвердился и что Игнатий после операции выздоровеет.

Глава 3. Самый счастливый день

На зимние каникулы учительница задала домашнее сочинение «Мой самый счастливый день».

Учительница сказала, что все дни этих каникул будут для ребят счастливыми, но какой-то будет особенно счастливым, вот о нём она и задала домашнее сочинение.

В ночь под Новый год в гостях родители мальчика поссорились. Он не знал, из-за чего вышла ссора, но заметил, что утром они не разговаривали друг с другом. Когда родители ссорились, они всегда старались, чтобы их ссора не отразилась на жизни их сына. Но он очень переживал и боялся, что родители разойдутся. Целых пять дней мама и папа не разговаривали друг с другом.

Мальчик читал о том, что радость и горе людей объединяют, и решил начать с радости. Он сделал дома уборку, чтобы доставить родителям радость, они похвалили его, но не помирились. На следующий день мальчик сделал зарядку и обтирание, родители снова его похвалили, но друг с другом по-прежнему не говорили.

Тогда сын решил объединить их с помощью горя. Он сказал, что идёт к Могиле по важному делу минут на двадцать. Могилой прозвали его приятеля Женьку потому, что он всех уверял, что никогда никому не рассказывает о тайнах других людей и говорил: «Никогда! Никому! Я — могила!»

Мальчик сказал Женьке, что убежал из дому. Он попросил Женьку каждые пять минут звонить его родителям и говорить, что ждёт его, а он ещё не пришёл.

После пятого звонка родители мальчика уже сами стали звонить Женьке, чтобы узнать, пришёл ли к нему их сын. Женька сказал мальчику, что у мамы уже дрожит голос. После очередного звонка мамы Женька сообщил, что она сказала: «Мы сходим с ума!» Мальчик обрадовался, что мама сказала не «я», а «мы». Он помчался домой, тихо открыл дверь и увидел, что измученные и бледные родители сидят у телефона и смотрят в глаза друг другу. Мальчик обрадовался, что они горевали вместе, вдвоём.

Увидев сына, родители вскочили, стали его целовать и обнимать, а потом и друг друга. Это был для мальчика самый счастливый день зимних каникул.

А в домашнем сочинении он написал, что самым счастливым днём для него был тот, когда он посетил Третьяковскую галерею (хотя там был 1,5 года назад).

Глава 4. Двадцать девятое февраля

Однажды к мальчику подбежал Владик Бабкин и попросил его сказать новенькой ученице, что свободное место рядом с ним на самом деле занято. Когда новенькая подошла к мальчику и спросила, можно ли сесть рядом с ним, ему она так понравилась, что он совсем забыл о просьбе Владика и сказал, что можно.

Мальчик всё время хотел, чтобы предстать перед этой девочкой, Лилей Тарасовой, в выгодном свете. А так как он хорошо катался на коньках, то пригласил её на каток. Лиля заглянула в календарик и сказала, что пойдёт с ним на каток в воскресенье 29 февраля.

Мальчик спросил, почему так не скоро. Лиля ответила, что он должен успеть заслужить право пойти с ней на каток, и спросила, на что он способен ради неё. Мальчик решительно ответил: «На всё!»

Лиля сказала, что будет его испытывать, и сообщила, что раньше дружила с Валей, но потом они поссорились. У неё осталась Валина книжка, она велела мальчику отнести её Вале и сообщила, что Валя живёт в её подъезде.

Когда мальчику открыл дверь красивый парень лет тринадцати или четырнадцати, он спросил дома ли Валя и сказал, что ему нужно отдать ей книжку. Парень сказал: «Не ей, а ему!» Взяв книжку, он спросил: «Ты что, её паж?» Мальчику стало очень тяжело, что Лиля раньше дружила с таким красивым и дерзким парнем.

Мальчик когда-то ухаживал за заболевшим студентом-геологом Юрой, жившим по соседству. Родители Юры были в командировке, и ухаживать за ним было некому. Когда Юра выздоровел, он сказал мальчику, что если возникнет какая-нибудь трудность, пусть придёт к нему.

Мальчик пришёл к Юре и рассказал о Лиле и Вале. Юра сказал, что любовь в шестом классе — это несерьёзно, что «всё само рассосётся, рассеется».

Через некоторое время Лиля спросила мальчика, хочет ли он подежурить в её подъезде. Он сразу ответил, что хочет. Лиля сказала, что дежурить нужно для того, чтобы он был рядом, если ей понадобится его помощь. И ещё сказала, что дежурить нужно 1,5 или 2 часа в день, и что с ним вместе будет дежурить Владик Бабкин.

Мальчики стали дежурить. Когда Валя играл во дворе в хоккей, Лиля шла в магазин или на рынок. Мальчики шли с ней, а потом несли сумки, а Валя обязательно их как-нибудь называл, например, «почётным эскортом», «прилипалами», «музыкальным сопровождением». Когда он встречал их в подъезде, то всегда спрашивал: «Ну что? Заступили?..»

Однажды Лиля сказала, что в подъезде должен остаться тот, кто победит в честном бою. Тогда Владик стукнул мальчика по носу, а Лиля вмиг взлетела к двери Вали и закричала, чтобы он разнял их, иначе они убьют друг друга. Валя увидел, что у мальчика разбит нос, и сказал: «Ну вот, Лиля, из-за тебя уже пролилась кровь!» — и посмотрел на неё с уважением.

Вечером мальчик позвонил Лиле и напомнил, что завтра 29 февраля, и что он с ней пойдёт на каток. Лиля сказала, что завтра 1 марта. Мальчик совсем забыл, что в этом году нет 29 февраля. Он сказал Лиле, что завтра воскресенье, а какое число — неважно. Но девочка сказала, что 1 марта она обещала пойти на каток. «Кому?» — спросил мальчик, но Лиля только рассмеялась в ответ.

На следующее утро мальчик спрятался за углом дома, где жила Лиля, и увидел, что она пошла на каток с Валей. В ту минуту мальчик «понял, что любить нужно только человека, который достоин любви». Но от этого ему было не легче, и он снова пришёл к Юре и тот снова сказал, что любовь в его возрасте — это несерьёзно. Но это было так серьёзно, что на следующий день мальчик опять получил двойку, потому что ни о чём другом не мог думать.

Глава 5. Как ваше здоровье?

Бабушка считала папу мальчика неудачником. Она не заявляла это прямо, а иногда сообщала, что его товарищи по институту стали главными врачами, кандидатами медицинских наук и даже профессорами.

Однажды бабушка прибавила к этому, что все они приходили когда-то к нему за советами. Мама сказала, что они и сейчас приносят ему свои диссертации. Ещё она добавила, что для создания научных трудов им дают творческие отпуска, а папа и в обычный отпуск не может уже три года собраться, что хоть бы на недельку заболел и отдохнул от работы.

Скоро, действительно, папа заболел гриппом. Телефон стал постоянно звонить — люди интересовались здоровьем папы. Звонки мешали ему спать, и мальчик сначала злился. Вечером он сказал маме, что звонили раз тридцать. Мама была приятно удивлена, что о папе волнуется столько людей.

Отвечая на звонки, мальчик говорил звонившим, которые интересовались, когда папа выздоровеет, чтобы они позвонили вечером, когда его жена будет дома. И мама, вернувшись с работы, беспрерывно разговаривала по телефону с людьми, которые хотели, чтобы их или их родных оперировал именно её муж. Иногда, по просьбе мальчика, маму заменяла у телефона бабушка.

Все звонившие спрашивали, какая у папы температура. Температура была невысокая. Мальчику хотелось, чтобы они продолжали волноваться за здоровье папы, и он отвечал, что градусник разбился. Вечером им принесли три градусника.

Мальчик спросил у мамы и бабушки, неужели они думают, что, если бы виолончелист Сергей Потапов заболел, ему звонило бы столько людей и принесли бы столько градусников. Бабушка воскликнула, что разве можно сравнивать, ведь здесь речь идёт о человеческих жизнях. Мальчик сказал: «Да, он нужен людям!» «Безусловно!» — согласилась мама.

Глава 6. Егоров

У папы от сына не было секретов, он рассказывал ему и о том, что почти физически ощущает страдания своих пациентов. Мальчик знал всех тяжёлых больных по имени-отчеству, знал и их родственников, потому что они постоянно звонят папе по телефону. Папа понимает, как они волнуются, и успокаивает их.

Папа боится волновать маму и бабушку, поэтому по утрам, когда на душе у него тревожно, он громко и весело поёт. Тогда сын потихоньку спрашивает: «Что, сегодня тяжёлая операция?» — и папа отвечает, что «много отягчающих обстоятельств». Сын говорит, что верит в него, на душе у папы становится легче, и он перестаёт петь.

Вечером сын сразу понимает по лицу папы, как себя чувствует больной, которого папа оперировал. Однажды вечером папино лицо было не грустным и не весёлым. Оказалось, его пациент Иван Павлович Егоров умер. Операцию он перенёс хорошо, но потом у него образовался тромб, то есть сгусточек крови.

Папа сказал, что матери Егорова 78 лет, Егоров не хотел, чтобы она волновалась, и попросил сказать ей, что операция будет дней через пять. Папа сказал, что сейчас пойдёт к ней, чтобы всё сказать. Сын сказал, что пойдёт с ним, и папа согласился.

Когда они подошли к дому, где жил Егоров, выяснилось, что папа не знает номера квартиры. Он спросил, где квартира Егорова, у мужчины, который поливал из шланга траву и кусты. Тот подумал, что папа ведёт сына к Ивану Павловичу на исправление, и сказал, что у них в доме, как только парень станет плохо себя вести, родители ведут его к Егорову, так как он имеет к таким мальчикам подход. Подошедшая женщина сказала, что скорей бы Иван Павлович выздоравливал, что он помог её сыну, совсем не способному к математике, полюбить этот предмет. Она сказала, что Иван Павлович живёт в седьмой квартире, и мальчик с отцом стали медленно подниматься на второй этаж.

Глава 7. «Взрослый» вечер

Однажды у папы на работе должен был состояться праздничный вечер, и он пригласил на него сына. Там папу избрали в президиум, и строгая старушка, которая сидела рядом, сказала: «Правильно…» После короткого доклада стали выступать бывшие больные, которых вылечили лучшие врачи больницы.

К трибуне вышел огромный мужчина, и старушка сказала, что это Андрюша и что он был совсем слабый. А Андрюша с трибуны заявил, что он сейчас работает и играет в хоккей, потому что его вылечил папа мальчика. И ещё два человека сказали, что с помощью папы они «второй раз родились». А папа всё старался, сидя в президиуме, скрыться за чьей-то спиной.

После торжественной части был концерт, а потом танцы. Когда женщины приглашали папу танцевать, он извинялся и говорил, что не умеет танцевать. А Андрюша танцевал больше всех и громче всех разговаривал и смеялся.

Когда праздничный вечер закончился, в гардеробе к папе подбежал доктор в белом халате и что-то тихо сказал ему. Папа попросил проводить мальчика не то Андрюшу, не то ещё кого-то. Папа сказал, что останется здесь ненадолго и побежал за доктором. Мальчик спросил, для чего он остался, и строгая старушка сказала, что он спасать кого-нибудь будет.

Мальчика провожал Андрюша и, прощаясь, сказал, что мальчик похож на отца. Сказал так, будто наградил его. А мальчик подумал, что для того, чтобы быть похожим на такого человека, как его отец, нужно ещё много чего знать и уметь.

Заключение к краткому пересказу

В повести А. Г. Алексина «Звоните и приезжайте» раскрыты темы:

  • доброта;
  • бескорыстная помощь людям;
  • важность профессии врача;
  • призвание человека;
  • взаимоотношения в семье.

Основная мысль (идея) повести «Звоните и приезжайте»: истинное предназначение человека в том, чтобы заниматься тем, что полезно людям. Если родители добры и помогают окружающим, их дети вырастут достойными людьми.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Повесть «Звоните и приезжайте» Алексина была написана в 1970 году. Это история о мальчике-шестикласснике, отец которого работает хирургом. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Звоните и приезжайте» для читательского дневника. Когда неожиданно погибает один из пациентов отца – Егоров, маленький сын, поддерживая отца, идет с ним к матери умершего.

Содержание

  1. «Звоните и приезжайте» очень краткое содержание
  2. Короткий пересказ «Звоните и приезжайте»
  3. Сюжет повести «Звоните и приезжайте» Алексин

«Звоните и приезжайте» очень краткое содержание

Анатолий Алексин «Звоните и приезжайте» краткое содержание для читательского дневника:

Мальчик ведет рассказ от своего имени, о своей семье. Главный герой учиться в школе, в которой когда-то учились его родители, ему 12 лет.

Его отец работает врачом, и спас многих людей, поэтому главный герой так восхищается своим отцом, как и многие другие и мечтает тоже стать врачом. Он мечтает учиться на отлично, но у него это не очень получается. А вот его маму знают, как примерную ученицу. Также в их семье есть бабушка, которая постоянно поучает, и отчитывает всех членов семьи.

Но основой этой повести является вовсе не рассказ об учебе, а о семейных отношениях. На примере этой семьи автор хочет показать, что нет ничего важнее чем теплые семейные отношения и что в семье должен быть мир и порядок.

Мальчик рассказывает, как миру в их семье не раз угрожала “опасность”, как его родители ссорились, но он их мирил. Больше всего запомнился момент, когда родители мальчика поругались, хоть ссоры он и не видел, но заметил разлад в семье по поведению родителей, пытался их помирить.

Он перепробовал все, но ничего не помогало. И тогда он решил сделать так, чтобы его родители думали, что он потерялся. И это сработало, пока его искали родители помирились и все снова стало на свои места. Но на самом деле он не терялся, а просто был у друга.

Вывод:

Эта повесть очень семейная и трогательная. Она учит нас любить и ценить свою семью, и понимать: что нет ничего важнее чем семья. Полезно ее читать и взрослым, и детям. Эта повесть любого заставит призадуматься о построении отношений в своей семье и исправлении в нем ошибок.

Это интересно: Повесть «Чудак из «6 Б» Железникова был написан в 1962 году. Это история о жизни обычного школьника, которому повезло найти жизненное призвание уже в шестом классе. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Чудак из «6‑Б» для читательского дневника. Пересказ будет полезен для подготовки к уроку литературы.

Короткий пересказ «Звоните и приезжайте»

Краткое содержание «Звоните и приезжайте» Алексин:

Трогательный, но в то же время очень юморной рассказ от лица шестиклассника. Повествование по-детски непосредственно. Герой понимает ещё не все взрослые отношения, даже не все слова, но старается во всём разобраться и даже повлиять на события.

В основном, речь идёт о семье мальчика. Обычная семья: красивая мама, которую отличницей и примерной девочкой помнят в школе, где теперь учится и её сын. Папа тоже там учился, но о нём будто забыли. И, вообще, папа может показаться «серым мышонком». Тем более что ему может позвонить любой в любой момент дня и ночи, попросить о помощи, а он никогда не откажет. Приезжайте! Он часто оставляет людей гостить.

На такое гостеприимство мама иногда ворчит, но понимает его. Больше недовольна бабушка. Вообще, у неё неприятная манера родных сравнивать с чужими, а сравнение не в пользу близких. Например: у моей знакомой сын научился варить борщ, наш сосед через два дома получил премию… Но зря она упрекает своего зятя. Он, действительно, человек огромного сердца. И самое важное, что он – хирург.

Сын старается защитить папу от бабушкиных упрёков и намёков. Мол, школьный поклонник мамы стал известным музыкантом. А если операцию нужно сделать, к музыканту что ли идти?

Прославленный одноклассник мамы становится причиной раздора. Мальчик старается отвести родителей от его афиш, не дать им слушать его концерты по телевидению или радио. Ссора родителей не пугает героя, он их мирит, раз уж не получается по-хорошему, то по-плохому – почти сбежав из дома.

У самого героя первая любовь – новенькая в классе. Но она лишь использует своего «пажа», чтоб самоутвердиться перед старшим соседом. Сложность отношений, всего этого мира не пугает героя. Мальчик стремится сохранить внутреннюю чистоту, веру в идеалы и в своего замечательного Отца.

Главная мысль:

Величие человека определяется его делами, а не известностью.

Читайте также: Произведение «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Рувим Фраерман в 1939 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Дикая собака Динго», которое можно использовать для читательского дневника или подготовки к уроку литературы.

Сюжет повести «Звоните и приезжайте» Алексин

«Звоните и приезжайте» Алексин краткое содержание произведения по главам:

Шестиклассник рассказывает о своей семье. Он очень любит красавицу-маму, папу — талантливого хирурга, ворчливую бабушку и старается сделать так, чтобы они никогда не ссорились.

Повествование ведётся от лица мальчика-шестиклассника.

Не моё дело

Рассказчик ходил в ту же школу, где когда-то учились его родители. Папу учителя не запомнили, а вот маму помнили многие. Учительница литературы говорила, что у неё «были прекрасные внешние данные». «Внутренние данные» у мамы были ничуть не хуже — она никогда не играла в хоккей консервными банками и не резалась в «расшибалочку».

Подробности о мамином прошлом мальчик узнал от бабушки, которая часто приходила помогать по хозяйству. Бабушка воспитывала рассказчика и его папу, приводя в пример других людей. Например, она сообщала, что сын её соседки научился варить суп, а сокурсник папы стал заведующим отделением. Это означало, что рассказчику тоже не мешало бы научиться готовить, а папе давно пора стать завотделением.

Вот и сейчас бабушка заявила, что Серёжа Потапов, одарённый выпускник музыкальной школы, в которого мама была влюблена в пятом классе, «далеко шагнул». Это значило, что папа тоже должен «далеко шагнуть». Бабушке, за шестьдесят лет не перенёсшей ни одной операции, было неважно, что папа — замечательный хирург, каждый день спасающий чью-то жизнь.

Папа влюбился в маму ещё в школе, и ему было неприятно вспоминать о Серёже Потапове. Мальчик решил сделать всё, чтобы мама не встретилась с музыкантом. Когда выступления Потапова передавали по телевизору или радио, он устраивался делать уроки в той комнате, где они стояли, и приёмники сразу выключались. Потом мальчик увидел афишу с портретом Потапова на трамвайной остановке, с которой его родители каждое утро уезжали на работу, и убедил их ездить на троллейбусе. Затем рассказчик попросил друга-скрипача при всех сказать, что ни о каком Потапове он не слышал.

«Но мамино прошлое не сдавалось» — из школы родителям пришло два приглашения на традиционный вечер выпускников, где выступит Потапов. Мальчик спрятал приглашения, но мама узнала об этом и очень расстроилась — и она, и папа очень хотели встретиться со школьными друзьями.

Рассказчик не мог объяснить, зачем он это сделал, и мама всё списала на его равнодушие. Утешало его только то, что мама так и не встретилась с Потаповым. От неприятного разговора мальчика спасла бабушка, заявившая, что сын её соседки получил пятёрку и научился варить компот.

Дальний родственник

Иногда по ночам в доме рассказчика раздаются телефонные звонки — это звонят бывшие папины пациенты или сокурсники и просят помочь. Папа никогда никому не отказывает. Иногда выясняется, что звонивший приезжает в город и ему негде остановиться. Тогда гость ночует в кухне на раскладушке.

Однажды папе позвонила родственница настолько дальняя, что он не мог вспомнить, кем она ему приходится. У сына этой женщины нашли опухоль. Она плакала, просила помочь «её мальчику», и папа не смог отказать. «Мальчиком» оказался мужчина лет тридцати по имени Игнатий.

Он не верил, что у него «та самая болезнь», и приехал только чтобы успокоить мать, которой врачи рассказали о «предполагаемом диагнозе». Мать растила Игнатия одна, без мужа, еле дождалась, когда сын окончит институт. Эту болезнь Игнатий считал «жуткой неблаго­дарностью» со своей стороны.

Весь следующий день рассказчик с бабушкой ждали папиного звонка — он должен был сообщить результаты обследования Игнатия. Наконец, они узнали, что Игнатий серьёзно болен, нужна операция, но «этого» у него нет, и вздохнули с облегчением. Вскоре позвонила мать Игнатия, и рассказчик первым сообщил ей, что у её единственного сына рака нет. И женщина заплакала.

В школе рассказчик часто писал сочинения на тему «Кем быть?». Каждый раз он брал новую профессию, чтобы не повторяться. На самом деле мальчик ещё не выбрал, кем станет, но после случая с Игнатием он подумал, как приятно выйти из операционной и устало сказать чьей-то матери: «Он будет жить».

Самый счастливый день

На зимние каникулы учительница Валентина Георгиева дала задание — сочинение на тему «Мой самый счастливый день». Новый год родители рассказчика встречали у знакомых, домой вернулись поздно, а утром мальчик обнаружил, что они серьёзно поссорились. Мама и папа ходили тихо, друг с другом не разговаривали, и дома было так спокойно и тихо, что рассказчику расхотелось идти на ёлку.

Родители старались, чтобы их ссора никак не отразилась на сыне, поэтому вместо ёлки стали наперебой предлагать ему другие развлечения. Мальчик мог бы добиться от них чего угодно, но хотел он только одного — чтобы родители помирились.

Бабушка уехала к одной из своих школьных подруг и помочь не могла, поэтому рассказчик решил действовать сам. Он где-то слышал, «что радость и горе объединяют людей». Конечно, доставить радость труднее, чем горе. Чтобы обрадовать человека, сделать его счастливым, надо потрудиться, поискать, постараться. А испортить настроение легче всего!

Рассказчик решил начать с радости. Больше всего обрадовать родителей могла бы «пятёрка» по геометрии, но во время каникул отметок не получают, и рассказчик решил сделать генеральную уборку.

В квартире и до уборки было чисто, поэтому мальчик не столько вымыл пол, сколько выпачкался сам. Тому, что рассказчик встал в семь утра и сделал зарядку с холодным обтиранием, они тоже радовались не вместе, «а как-то порознь, в одиночку».

Тогда мальчик решил объединить родителей с помощью горя. Тяжело заболеть по заказу он не мог, поэтому решил потеряться и отправился к своему другу Женьке, который умел хранить тайны и всех уверял: «Я — могила». Друзья так и называли Женьку — Могилой.

Чтобы родители начали тревожиться, рассказчик попросил Женьку звонить его родителям каждые пять минут и говорить, что он ещё не пришёл. Через час родители сходили с ума от тревоги за сына. Мучить их дальше рассказчик не захотел и побежал домой. Родители сидели в прихожей возле телефона и смотрели друг другу в глаза. Увидев сына живым и невредимым, они стали обнимать его, а потом и друг друга.

Это был самый счастливый день на зимних каникулах. А в сочинении мальчик написал о походе в Третьяковскую галерею, хотя был там полтора года назад.

Двадцать девятого февраля

«Любовь облагораживает человека», но рассказчик этого не заметил. С тех пор как он влюбился, ему приходилось всё время врать. На вопрос мамы, почему он так часто причёсывается и меняет рубашки, мальчик отвечал, что в школе работает санитарная комиссия, а постоянные двойки объяснял рассеянностью. На самом деле на уроках рассказчик думал о Лиле Тарасовой, которая перешла к ним из другой школы.

Впервые увидев Лилю, рассказчик «на миг потерял сознание», а потом очень захотел «предстать перед ней в выгодном свете». Получить на её глазах «пятёрку» никак не удавалось — выходили одни «двойки», но мальчик хорошо катался на коньках, поэтому решил пригласить Лилю на каток.

Лиля была непохожа на других, даже её портфель, тетрадки и ручки были опрятные и изящные, и девочка знала это. На каток она согласилась пойти в воскресенье 29 февраля, но сначала рассказчик должен был заслужить это право — пройти испытания.

Сначала рассказчику пришлось отнести книгу соседу Вале, с которым Лиля поссорилась. Валя, оказавшийся красивым и высоким парнем лет четырнадцати, назвал рассказчика Лилиным пажом. Высокие и красивые люди могут задавать любые вопросы.

Дома быстро догадались о том, что мальчик влюбился. Бабушка попыталась его перевоспитать, сообщив, что сын её соседки решил думать «обо всём остальном» только после института, а мама, влюбившись в Серёжу Потапова, стала отличницей. Но отличником у рассказчика стать не получалось, а приглашать Лилю на каток после окончания института было, пожалуй, поздновато.

Рассказчику необходимо было с кем-то посоветоваться, и он отправился к студенту-геологу Юре, живущему в соседнем подъезде. Однажды Юра тяжело заболел. Его родители, тоже геологи, были в экспедиции, и рассказчик ухаживал за Юрой, рискуя заразиться. С тех пор мальчик приходил к нему за советом. Узнав о трудностях рассказчика, Юра рассмеялся и сказал, что любовь в шестом классе — это несерьёзно, и всё рассеется само «как дым, как утренний туман».

Через неделю Лиля велела рассказчику дежурить в её подъезде часа по два в день, на случай, если ей что-нибудь понадобится. Дежурил мальчик вместе со своим одноклассником Владиком Бабкиным, который тоже проходил испытания.

Они ходили с Лилей в магазин или на рынок, носили за ней сумки, а Валя, играющий во дворе в хоккей, называл их «то „почётным эскортом“, то „музыкальным сопровождением“, то „прилипалами“». Рассказчик молчал и терпеливо ждал 29 февраля.

В субботу, 28 февраля, Лиля заявила, что остаться должен кто-то один, и мальчики «должны решить это в честном бою, как мужчины», а когда началась драка, позвала Валю их разнимать. Увидев разбитый нос рассказчика, Валя посмотрел на Лилю «не то с уважением, не то даже как-то ещё серьёзнее».

Вечером рассказчик позвонил Лиле, чтобы договориться о походе на каток, но та заявила, что этот год — високосный, 29 февраля в нём нет, а воскресенье 1 марта у неё занято. Следующим утром рассказчик увидел, как Лиля отправилась на каток с Валей.

Любить нужно только того человека, который достоин любви. Юра по-прежнему был уверен, что это пройдёт, но для рассказчика всё было настолько серьёзно, что он ничего не соображал и на следующий день снова получил «двойку».

Как ваше здоровье?

Бабушка считала папу неудачником и постоянно приводила в пример его институтских товарищей, которые, как назло, все стали профессорами, главврачами и кандидатами наук. После бабушкиных речей всем становилось ясно, что папа — отстающий, и в квартире воцарялась грустная тишина.

Мама с упрёком говорила, что папины товарищи до сих пор приносят свои диссертации ему на проверку хотя и получают для их создания творческие отпуска, а сам папа уже три года не отдыхал. Хоть бы больничный взял на недельку…

Мамино желание исполнилось — папа заболел гриппом. Когда он взял больничный, незнакомые люди целыми днями звонили, взволновано спрашивали о его здоровье, предлагали купить любое лекарство, только бы папа быстрее выздоровел.

Маму радовали эти звонки, а бабушку удивляли — они обе не ожидали, что стольких людей волнует папино здоровье. Рассказчик начал звать их к телефону, чтобы они сами всё услышали.

У папы не было высокой температуры, но однажды рассказчик целый день всем говорил, что лоб у него горячий, а градусник разбился. Вечером незнакомые люди принесли три градусника.

Бабушка, наконец, признала, что Потапову далеко до папы, который спасает человеческие жизни. Рассказчик думал о вирусах гриппа с нежностью и твёрдо решил заболеть, если его станут недооценивать.

Егоров

Папа всегда рассказывал сыну обо всём, даже о том, что с четвёртого класса любит только маму и почти физически чувствует страдания своих пациентов. Рассказчик знал обо всех переживаниях отца, подробности тяжёлых операций, которые тот проводил, и имена всех его пациентов.

Родственники пациентов часто звонили папе домой, и он поддерживал их. Близкие люди иногда переносят операцию трудней, чем сами больные ‹…›. Ведь им не дают наркоза.

Папа считал, что «нельзя вторгаться в чужую жизнь, не зная её», поэтому всегда всё знал о жизни тех, кого оперировал. Чтобы не волновать маму и бабушку, папа не показывал, что тревожиться перед сложной операцией. Замечал это только сын и всегда звонил в клинику узнать, как всё прошло.

Однажды папа пришёл домой ни грустным, ни весёлым — никаким, и рассказал сыну, что у него умер пациент, пятидесятисемилетниий Егоров Иван Павлович, — после операции неожиданно образовался тромб и закупорил сосуд.

Вместе с папой рассказчик пошёл сообщить семидеся­ти­вось­милетней матери Егорова о смерти сына. Во дворе они узнали, что Ивана Павловича, бывшего школьным учителем, уважали и слушались все местные хулиганы, да и соседи отзывались о Егорове очень уважительно.

Номера квартиры они не знали. Женщина с тяжёлыми сумками показала, где он живёт. Рассказчик поднимался по лестнице, и слово «живёт» стучало у него в ушах…

«Взрослый» вечер

Человека можно считать взрослым тогда, когда его вместо утренников начинают приглашать на вечера.

Папа взял рассказчика на праздничный вечер, который устраивался в клинике. Папины сослуживцы удивлялись, что у него такой большой сын. Все посчитали, что рассказчик похож на отца, хотя мама, очень красивая женщина, думала, что сын похож на неё.

Бабушка часто говорила, что папу трудно назвать красавцем, но для мужчин внешность не имеет большого значения. В этом рассказчик убедился, глядя, как на вечере к папе по очереди подходят все женщины.

Когда началась торжественная часть, папу пригласили в президиум, и все громко зааплодировали. Папа прочёл доклад, и его похвалила сидящая возле рассказчика старушка со строгими глазами. Затем выступили бывшие больные, многих из которых вылечил папа.

Особенно выделялся огромный мужчина, которого все звали Андрюшей. Рассказчик слышал о нём от папы и знал, что тот поставил его на ноги. Андрюша рассказывал, что он работает и играет в хоккей только благодаря врачу, а папа тем временем спрятался за чью-то спину и постарался стать как можно незаметней.

Рассказчик был уверен, что многим не понравится, если его станут хвалить на школьном собрании, но тут все врачи, медсёстры и нянечки радовались за папу. Потом был концерт, за ним — танцы. Женщины приглашали папу танцевать, но он отнекивался, а рассказчик жалел, что мама и бабушка не видят всего этого.

Папа не стал отсылать сына домой раньше времени, и рассказчик вышел в гардероб вместе со всеми. Тут запыхавшийся мужчина в белом халате срочно позвал папу к больному, и тот попросил Андрюшу проводить сына домой.

Всю дорогу Андрюша радовался, глядя на украшенные к празднику улицы, «словно было время, когда он уже не надеялся их увидеть». У самого дома он сказал, что мальчик похож на отца, словно наградил. Рассказчик же подумал, что похож на папу только внешне, и очень трудно стать похожим на него по-настоящему, «ведь это не так легко — делать других счастливыми».

Это интересно: Повесть «Безумная Евдокия» Алексина была написана в 1975 году под влиянием неприятного инцидента, который произошел в семье близких друзей писателя. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Безумная Евдокия» для читательского дневника по частям, которое будет полезно при подготовке к уроку литературы. Одна из самых проникновенных книг автора, посвященная темам любви, добра, сочувствия и взаимопонимания.

Герои произведения

Центральным персонажем повести является рассказчик – мальчик, который учится в шестом классе и только начинает знакомиться с устройством «взрослого» мира. Среди второстепенных героев встречаются его папа (талантливый хирург), мама (очень красивая женщина, которая любит мужа и уважает его дело), бабушка (живет отдельно, но регулярно приходит в дом рассказчика помогать по хозяйству) и Игнатий (приехавший в гости дальний родственник папы).

Пересказ «Звоните и приезжайте» по главам

Описание событий в книге происходит от лица мальчика-школьника. Это объясняет легкую и юмористическую подачу, а также несколько наивный взгляд на мир, отличающийся от восприятия действительности взрослым человеком.

Звоните и приезжайте пересказ

Глава 1

Главный герой ходит в школу, в которой учились еще его родители. Мальчик узнает, что мама в подростковые годы была влюблена в местного выскочку, одаренного Сергея Потапова. Теперь же он стал лауреатом международного музыкального конкурса, а бабушка вовсю расхваливала его таланты. Рассказчику даже стало обидно, что его отец-хирург столько добрых слов от бабушки не слышал. К тому же, сам папа тоже был недоволен появлением Потапова и даже стал ревновать маму.

Рассказчик стал делать все возможное, чтобы в их доме выступления Потапова так никто и не услышал. Он выключал радио и телевизор, и даже не сказал родителям о встрече выпускников в их школе, узнав, что музыкант там тоже будет выступать. Мама, узнав об этом, назвала сына равнодушным, но тот обрадовался, что его план сработал.

Глава 2

Во второй главе пересказа «Звоните и приезжайте» раскрывается значение названия повести. Оказывается, так все время говорил всем папа, готовый как врач помочь каждому желающему. Маму такая гостеприимность немного напрягала, но она все равно поддерживала мужа.

Однажды в гости к семье рассказчика приехал Игнатий – дальний папин родственник. У него было подозрение на страшную болезнь, и потому он нуждался в помощи хирурга-папы. Вскоре выяснилось, что подозрения не оправдались, с Игнатием все будет хорошо.

Вся семья обрадовалась, а сам рассказчик был тем, кто сообщил матери Игнатия об отсутствии у того страшного диагноза. В этой главе мальчик понимает, как здорово быть врачом и помогать людям избавляться от страха и боли.

Глава 3

На зимних каникулах рассказчику нужно было написать сочинение о своем самом счастливом дне. Он все никак не мог придумать подходящую тему, но она, как это всегда бывает, нашлась сама.

31 декабря родители главного героя пошли в гости. Когда они вернулись домой на следующий день, мальчик понял, что взрослые сильно поругались. Он очень переживал из-за этого, и, не волнуясь о причинах, принялся мирить родителей всеми возможными способами. Он даже разыграл представление: ушел к другу, а родных заставил поверить, что потерялся.

Конечно, мама с папой сильно перепугались, но благодаря этому пусть и совсем нечестному методу помирились. Когда главный герой наконец вернулся, он увидел, что папа с мамой помирились и держатся за руки. Об этом дне он и думал написать, как о самом счастливом. Однако потом решил, что такие моменты слишком ценные и личные, чтобы делить их с другими, и написал о том, как ходил в галерею.

Глава 4

В четвертой главе «Звоните и приезжайте» главный герой встречает свою первую любовь, Лилю. Ради нее он стал больше времени уделять собственной внешностью, а вот учебу несколько забросил. Ему даже показалось, что девочка стала отвечать ему взаимностью, ведь она согласилась сходить с ним на каток, но сама выбрала дату – 29 февраля.

Окрыленный рассказчик старался сделать все, чтобы заслужить расположение Лили. Он ждал 29 февраля очень сильно и даже стал участником драки… А потом оказалось, что год не високосный. Лиля сама сказала ему, что в феврале только 28 дней. На каток она пошла с другим мальчиком.

Рассказчик впервые столкнулся с разбитым сердцем и переживал из-за этого, хоть и понимал, что Лиля его недостойна.

Глава 5

В пятой главе краткого содержания «Звоните и приезжайте» читатель видит, что в семье рассказчика происходит конфликт между бабушкой и папой. Она считает зятя неудачником, ведь он не развивает научную карьеру. Вместо этого же папа много работает с людьми и помогает им. Маме и рассказчику вместе удается убедить бабушку в том, что есть куда более ценные вещи, чем диссертации и научные достижения. Она даже соглашается с тем, что папа лучше Сергея Потапова.

Рассказчик же приходит к выводу, что для того, чтобы тебя начали ценить, нужно сильно заболеть.

Глава 6

Работа папы – это не только триумфальные победы и спасение жизней. Теперь рассказчик понимает это, ведь однажды его отец пришел домой и сообщил, что его пациент умер из-за оторвавшегося тромба. Теперь он не знает, как сообщить об этом его маме и соседям.

Папа, отправляясь на свою тяжелую миссию, берет с собой сына. Они узнают, что соседи очень любили умершего пациента, и до сих пор говорят о том, что такой замечательный человек живет с ними в одном доме. Мальчику же сильно режет слух то, как говорят о пациенте его отца – будто он все еще жив. Глава заканчивается на том, как отец и сын медленно и тяжело поднимались к нужной квартире.

Глава 7

Однажды в клинике, где работает папа, устроили праздничный вечер. Рассказчик тоже на нем присутствовал и видел, как его отца выбрали в президиумы. На сцене выступали пациенты, которым папа очень помог, и все хвалили его талант и благодарили за упорный труд. Рассказчик даже пожалел, что рядом нет его бабушки, чтобы услышать, какой папа молодец.

Праздник же кончился, но уйти домой отцу рассказчика так и не дали. Оказалось, что кого-то нужно срочно оперировать, и хирург отправился спасать жизни. Рассказчик же возвращался домой с гордостью и думал о том, какое это достойное дело – лечить людей.

Основная идея автора

Все произведение написано от лица мальчика, который ходит в шестой класс школы. Это означает, что ему 12-13 лет – это возраст, когда люди уже начинают задумываться о том, чем бы они хотели заниматься в жизни. Рассказчик же имеет пример своей семьи, где папа делает очень важное дело (он медик), а все остальные его в этом поддерживают. Мальчик понимает, что нужно искать предназначение, в котором он будет полезным обществу. Также он впервые сталкивается с такими взрослыми проблемами, как любовь и ревность, ссоры, желание самореализоваться. Но он успешно проходит эти жизненные испытания, так как у него есть пример и поддержка близких.

Книга «Звоните и приезжайте!» — трогательный рассказ двенадцатилетнего мальчика, который всеми силами пытается защитить своего отца и устроить счастье своей семьи. Повесть пронизана мягкой иронией и создает ощущение чего-то доброго и щемящего.

Произведение рассчитано на семейное чтение, когда и взрослые и дети могут посмотреть на себя со стороны и понять поступки друг друга. У Анатолия Алексина немало произведений для детей и подростков, которые стали классикой советской литературы. Приглашаем открыть для себя творчество этого замечательного писателя.

Об авторе

Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия писателя — Гоберман) — советский и русский писатель, сценарист, лауреат государственных премий. Вся жизнь писателя связана с творчеством, публиковаться начал еще будучи ребёнком. В 1993-ем переехал в Израиль по причине болезни, а потом через девять лет в Люксембург. Похоронен в Москве.

Известные произведения Анатолия Георгиевича Алексина:

  • «Поздний ребенок»
  • «Поговорим о совести»
  • «Духовный мир юности»
  • «О дружбе сердец»
  • «Глядя в глаза»

Сюжет книги «Звоните и приезжайте!»

Kratkoe soderjanie Anatolii Aleksin «Zvonite i priezjaite»Повествование ведётся от имени шестиклассника. Он рассказывает о жизни своей семьи. Учится мальчик в школе, в которой раньше учились отец и мать. Их там до сих пор помнят, особенно мать. Она была отличницей и примером для подражания.

Мальчик очень гордиться своими родителями и любит их. Ему не нравится отношение бабушки к отцу. Отец работает хирургом, он добрый и мягкий человек, к которому постоянно все идут за помощью, постоянно звонят и днем и ночью и он никогда никому не отказывает.

По его словам, он всегда ставит себя на место звонящего, людям во время болезни близких нужна большая поддержка, чем самому больному. Бабушка постоянно упрекает отца за то, что он не делает карьеру, равнодушно относится к славе и в доме постоянно кто-то ночует.

Бабушка рассказывает какой хороший соседский мальчик — сам варит борщ, носит пятерки и т.д. — чтобы внук сделал выводы и стал подражать ему. Подлила бабушка масла в огонь и в отношения между родителями, рассказав, что Сергей Потапов, бывший одноклассник родителей, лауреат Всероссийского конкурса и играет на многих сценах мира. Это был камень в огород отца, тем более, что мать была Потаповым увлечена в пятом классе.

Мальчик может и не всё понимает, но чувствует, что отцу очень тяжело, и он страдает вместе с ним. Отец из-за Потапова начинает нервничать, поэтому мальчик как может пытается сохранить отношения родителей.

Для этого он отвлекает всех от концерта музыканта, водит родителей на троллейбусную остановку дворами, чтобы не увидели афишу с именем Потапова, прячет пригласительные билеты на вечер выпускников, где опять же будет играть музыкант. Родители не понимают, почему мальчик так себя ведёт, мать даже обиделась из-за того, что сын не отдал ей билеты на вечер.

Но вот героя настигает первая влюбленность. К ним в класс приходит Лиля Тарасова, и он просто теряет голову — начинает чаще причесываться и менять рубашки, а потом приглашает девочку на каток. Но Лиля просто использует его в своих отношениях со старшеклассником Валентином и выставляет мальчика в невыгодном свете, забыв обещание пойти с ним на каток.

После Нового года родители сильно поссорились. Ребёнок очень волновался за них и пытался всё решить собственными силами. Для начала у него по плану было выполнение требований родителей: матери — хорошо учиться; отца — делать гимнастику. Но это не помогло.

Тогда он договаривается с соседом по прозвищу Могила, что сбежит к нему из дома, а тот будет звонить родителям и спрашивать, где их сын. Они довели родителей до нервного расстройства, зато эффект был потрясающий – потеря сына их объединила, и родители помирились…

  • Главная мысль рассказа платонова еще мама
  • Главная мысль рассказа пичугин мост
  • Главная мысль рассказа пиковая дама пушкин
  • Главная мысль рассказа петька на даче
  • Главная мысль рассказа песчаная учительница