Жанр: литературная пьеса-сказка
Читайте краткое содержание других сказок Самуила Маршака:
«Двенадцать месяцев»
«Кошкин дом»
Главные герои сказки «Про козла» и их характеристика
- Козел. Умный, хитрый, смелый, работящий, добрый и отзывчивый.
- Старики, дед и бабка. Немощные, старые, голодные.
- Семь волков. Трусливые, жадные, способные обижать только малышей.
План пересказа сказки «Про козла»
- Голодные старики
- Предложение козла
- Удивление стариков
- Козел за работой
- Обед и песня
- Козел в лесу
- Встреча с волками
- Драка
- Крики стариков
- Козел берет волков на испуг
- Бегство волков
- Встреча козла и стариков
Кратчайшее содержание сказки «Про козла» для читательского дневника в 6 предложений
- Старики не могли приготовить обед, и козел предложил помощь.
- Он натаскал воды и нарубил дров.
- Он накормил стариков и уложил их спать.
- Козел пошел за грибами и встретил волков.
- Козел подрался с волками и стал их пугать двустволкой и ухватом.
- Волки убежали, а козел встретился со стариками.
Главная мысль сказки «Про козла»
Умный и трудолюбивый нигде не пропадет.
Чему учит сказка «Про козла»
Сказка учит не лениться, помогать старым. Учит проявлять заботу и доброту. Учит быть смелыми и решительными. Учит бороться за свою жизнь. Учит хитрости и смекалке.
Отзыв на сказку «Про козла»
Больше всего в этой сказке мне понравился работящий козел. Он умел делать все и потому старики с ним горя не знали. Надо суп — пожалуйста. Надо пирогов — вот они. Надо за грибами сходить — и тут козел справился. А встретив волков, не испугался и стал драться. Все-таки у козла есть рога и не так он беззащитен. Да еще и хитер оказался козлик, сумел запугать волков. Молодец, козел, что и говорить!
Пословицы к сказке «Про козла»
Умным и смелым трудности не страшны.
Волков бояться — в лес не ходить.
Терпенье и труд все перетрут.
Борись с трудностями умом, а с опасностью опытом.
Где смекнет боец, там врагу конец.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Про козла»
Усталый дед пришел домой и стал жаловаться на немощь. Бабка поддержала деда, говоря, что очень плохо то, что у них нет сына, чтобы принести дрова и сварить щи. Но тут в окно заглянул козел и сказал, что может приготовить обед.
Дед и бабка сильно удивились, ведь таких разумных козлов они не видели. А козел вошел в дом и принялся хозяйничать. Приготовил щи, пироги, подмел в доме. Пообещал нарубить дров. Он сказал, что не любит лениться, и несмотря на бороду еще очень молод.
Не нарадуются дед с бабкой на козла, а тот сбегал за водой, накормил стариков и уложил их спать. Потом решил сходить в лес за грибами.
В лесу сидели голодные семь волков. Увидев заблудившегося козла, они очень обрадовались и набросились на него. Козел, видя, что пришла его смерть, решил драться до конца. Он распорол одному волку ухо, второму живот. Но волки не отступали, ведь их было семеро.
Вдруг в лесу раздались голоса деда и бабки, которые спохватились и отправились искать козла. Козел принялся пугать волков двустволкой деда и ухватом бабки.
Волки пугаются, а козел зовет деда с бабкой и кричит, что пасет им семерых волков на шубы. Волки обвиняют во всем вожака и тот убегает.
Старики выходят на поляну и видят лукошко. Они думают, что козел пропал и горько его оплакивают. Но козел живой и здоровый появляется из леса.
Он показывает собранные грибы и рассказывает, как поборол волков. Довольные старики хвалят козла и поют ему песню.
-
читательский дневник сказка про козла жанр главная мысль
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
charitycrawford613
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия10 секунд назад
Можете, пожалуйста, помочь решить задачу по геометрии?
-
Геометрия20 секунд назад
Допоможіть, дам 20 баллів.
Дуже потрібно. -
Українська мова20 секунд назад
срочно помогите пожалуйста даю 100 балов
-
Биология20 секунд назад
кто хочет присоединиться к зуму вот он
Идентификатор встречи: 872 1220 7377
Код доступа: 0nKcPG -
Геометрия20 секунд назад
Дам 20 баллі.
Прошу, дуже потрібна поміч.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
История6 минут назад
в чем отличие вассалитета от государственного подданства
-
Физика16 минут назад
Найдите силу тяжести, действующую на стальное тело, длинной 30 см, шириной 20 см и высотой 5 см (плотность стали 7800кг/м³).
Решите с объяснением пожалуйста
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20709
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Цели:
- познакомить уч-ся с одним из литературных жанров – пьесой;
- выявить существенные признаки драматического произведения – сказки-пьесы С.Я. Маршака «Про Козла»;
- развивать умения выражать свои мысли, аргументировать;
- развивать внимание, речь, выразительное чтение;
- воспитывать интерес к чтению и любви к литературе;
- воспитывать уважительное отношение к пожилым людям.
Оборудование: презентация, таблички с надписями: пьеса, драма, ремарки, поэт, редактор, переводчик, драматург, тесты, выставка книг, рисунки учащихся к сказке А. Волкова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Как называется раздел, который изучаем? (1 слайд)
Учащиеся зачитывают свои ответы на вопрос (задание 3 в тетради, с. 33).
Как называется сказка, которую читали на прошлом уроке?
К какому виду сказок она относится?
Игра «Доскажи словечко». (2 слайд)
– Мы сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко» и вспомним героев этого произведения. Я буду читать стихи, а вы будете подбирать рифму, оканчивающую стишок.
У Элли есть дружочек-крошка,
А зовут его … (Тотошка)Этот друг не утонет в воде,
Но может быстро погибнуть в огне. (Страшила)Этот царь зверей, но все ж
На царя он не похож.
Но с друзьями, осмелев,
Идет за мужеством … (Трусливый Лев)Этот парень хоть куда,
Воды боится иногда,
В дороге он смелый, полезный
Кто? … (Дровосек Железный)
(Иллюстрации героев сказки на доске.)
Чем вы можете объяснить, что сказки, написанные давно, продолжают оставаться интересными для детей и взрослых? А.Волков говорил: «В своей сказке я старался показать, что самое лучшее, самое дорогое на свете — это дружба и взаимная выручка».
III. Речевая разминка.
(3 слайд)
IV. Повторение.
По жанру, какие произведения вошли в раздел, который мы изучаем?
Что такое сказки? (4 слайд)
Назовите признаки сказки? (5 слайд)
Перечислите виды сказок. Приведите примеры. (6 слайд)
V. Сообщение темы урока. Постановка проблемного вопроса.
– Назовите жанры, которые встречались нам.
– Сегодня мы познакомимся ещё с одним литературным жанром.
– Кто из вас был в театре?
– Что такое театр?
– Театр – это помещение, в котором представляют, показывают произведения.
Первые театры были построены в древней Греции.
– Какую из прочитанных сказок вы хотели бы увидеть в театре?
Какие спектакли вы уже видели?
– Прежде, чем ставят спектакль, пишут пьесу. А что такое пьеса?
Вот на этот вопрос мы и будем искать ответ.
VI. Введение в тему урока (учебники закрыты).
– Прочитайте тему урока на доске. (7 слайд)
Как вы понимаете: сказка для театра?
– «Сказка про козла» – что о ней можно предположить по заглавию? (Наверное, сказка о животных.)
– А если её автор – С. Маршак? (Сказка для детей, в стихах, весёлая…) (8 слайд)
С.Я. Маршак прожил 77 лет, 50 из них он отдал детям. За это время он написал так много стихов, песен, загадок, сказок,что если мы даже захотим их только перечислить, и то потребуется много- много времени. Всё, что есть в поэзии Маршака, пришло в неё из жизни, и всё это нужно вам для жизни.
Презентация «Знаем ли мы героев произведений С. Я.Маршака?» (9 слайд)
– Прочитайте авторский текст на с. 36. Перечислите признаки пьесы. (10 слайд)
VII. Работа с текстом до чтения.
– Какие вы читали сказки, где героем является коза или козёл? Какими мы их видим в сказках? ( В сказке «Лисица и Козёл» Козёл доверчив, глуп, в сказке «Волк и семеро козлят» Коза — заботливая мать, сумела перехитрить Волка; в норвежской сказке «Коза — Золотые рожки» Коза на доброту и ласку отвечает добром.)
– Каким же окажется козёл в сказке С. Маршака? (Пока не знаем.)
– Рассмотрите иллюстрацию. На какие вопросы вам хотелось бы получить ответы? (Например, почему здесь столько волков, какие они: добрые или злые и т.д.)
– Чем интересен текст сказки? Как он записан?
– Почему сказка начинается с перечисления действующих лиц? (Это пьеса-сказка.)
– Найдите и другие признаки пьесы. (Есть ремарки, текст разделён на действия.)
– Перелистайте страницы, рассмотрите другие иллюстрации.
– Предположите, какие события произойдут в сказке.
8. Работа с текстом во время чтения.
Инсценирование 1-го действия.
Вопросы после чтения:
— Кто действующие лица?
– Какие слова были не понятны? Какими вы представляете бабу и деда?
— Вы поняли, почему козёл решил помогать деду и бабе? (Он молодой, сильный, а они старенькие, бездетные, им некому помочь.)
Что он умел делать?
Что удивило бабу и деда? (Козел умеет говорить и выполнять работу по дому.)
Прочитайте, как дед и баба относятся к козлу.
— Как вы думаете, что ожидает козла в лесу? Как догадались? (Волки — в списке действующих лиц и на иллюстрациях.)
Действие 2 дети читают вслух по ролям.
Вопросы после чтения:
– Какими видим волков? (Голодные, злые, трусливые.)
– А козла? Почему он сумел побороть семерых волков? (Хитрый, отважный…)
– А дед и баба как себя чувствуют после пропажи козла? (Их грусть, горе надо передать при чтении.)
Как дед и баба отнеслись к пропаже козла? Зачитайте соответствующие строки.
Как эту грусть, горе покажут артисты, исполняющие роли бабы и деда?
Найдите соответствующие ремарки.
Чем закончилось второе действие?
IX. Закрепление.
1. Работа с иллюстрациями (с. 55-60).
Какие моменты действия отражены на этих иллюстрациях? (Нападение волков, поиски козла дедом и бабой.)
Какие черты внешнего облика, характера героев, отмеченные автором, удалось передать художнику? (Волки тощие и слабые, козел решительный и готовиться до конца, старики задумчивы и несчастны.)
Какие иллюстрации понравились больше других. Почему?
2. Беседа о смысле сказки, выполнение заданий в тетради.
(работа в группах)
а) 3адание 1, с. 34. (11 слайд)
(По смыслу к содержанию сказки подходят пословицы 2, 3, 4, 7, 8, 10.)
– Выберите и отметьте пословицы, которые соответствуют содержанию сказки.
– Какие пословицы вы отметили? Дома вы их запишите в таком порядке, чтобы получился план из пословиц.
б) 3адание 3, с. 34.
Можно обвести все 3 формулировки и добавить ещё, например: приятно получать благодарность, когда сделал доброе дело.
в) Проблемный вопрос.
– Чему учит эта сказка? Какие мысли скрыты между строк? (Надо уважать старость. В трудную минуту побеждает упорный и умный.)
г) Тест: (12слайд)
- Дед входил в избу с вязанкой дров?
- Баба в это время растапливала печь?
- Баба хотела сварить кашу?
- Дед и баба хотели дочку?
- Козёл заглянул в дверь?
- Козёл хотел сварить обед для бабы с дедом?
- Козёл за водой пошёл с двумя вёдрами?
- Козёл в лесу хотел набрать грибов?
- Козёл в лес пошёл с ведром?
- В лесу было два волка?
Проверка: (13слайд)
- +
- –
- –
- –
- –
- +
- +
- +
- –
- –
X. Подведение итогов.
- Понравилась ли вам «Сказка про козла»?
- Почему её легко поставить на сцене?
- Чем пьеса-сказка отличается от обычной сказки?
XI. Домашнее задание.
(14 слайд)
- Перечитать пьесу-сказку, подготовить инсценировку.
- Составить план из пословиц (задание 2 в тетради, с. 34).
Вряд ли в России найдётся хоть один человек, который не был бы знаком с творчеством детского писателя Самуила Яковлевича Маршака. Написанные им произведения стоят на книжных полках во всех домах, в которых есть маленькие дети. Такая любовь читателей объясняется тем, что Маршак искренне любил детей и большую часть своей жизни отдал им. Поэтому неудивительно, что многие его произведения были экранизированы. Среди них «Сказка про козла». Маршак в ходе её написания воспользовался приёмами, характерными для русских народных сказок.
Коротко об авторе
Будущий писатель родился в конце девятнадцатого столетия в Воронеже. Его отец был заводским техником и любителем-изобретателем. Поэтому он пытался привить детям любовь к знаниям. Он учил их ценить окружающий мир и людей. Маршак серьёзно увлёкся литературой в годы обучения в гимназии. На этом поприще его активно поддерживал учитель-словесник. Большую роль в судьбе Самуила Маршака сыграл критик и искусствовед В. Стасов. Он случайно познакомился с литературными произведениями юного Маршака и помог ему поступить в одну из петербургских гимназий.
В 1904 году состоялось его знакомство с М. Горьким. Маршак жил на его даче в Крыму. Это время он использовал для развития своего литературного дарования. Он читал книги, общался с интересными людьми, поправлял здоровье.
После возвращения в Петербург Самуил Маршак обучал детей, сотрудничал с литературными журналами. Спустя несколько лет он решил закончить образование. Для этого он уехал в Англию. Увлечение английскими балладами, легендами и их перевод на русский язык в будущем прославит его.
Возвращение на родину состоялось в 1914 году. В России Маршак продолжил свою литературную деятельность. Также он помогал детям, находящимся в трудном положении.
Именно Маршак стал первым сотрудником открытого М. Горьким Издательства детской литературы. Всё это время он занимался переводом и созданием собственных произведений. Они пользовались успехом у читателей. «Двенадцать месяцев», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом», «Сказка про козла» − Маршак создал эти и другие произведения специально для детей.
Жизнь известного писателя оборвалась в Москве в июле 1964 года.
«Сказка про козла»: краткое содержание
Пьеса-сказка Самуила Маршака рассказывает историю козла, которые долгие годы жил у деда с бабкой во дворе. Однажды он услышал, как хозяева жалуются на старость и немощность. Им уже тяжело вести хозяйство самостоятельно, а детей и внуков, которые могли бы помочь, нет. Тогда козёл предлагает им свою помощь. Дед с бабкой удивлены тем, что их козёл умеет разговаривать, но дают своё согласие.
Козёл готовит деду с бабкой обед, кормит их и укладывает спать. Пока старики засыпают, он поёт им колыбельную песню и прядёт. Потом он решает пойти в лес за грибами, поскольку с утра был дождь. В поисках грибов козёл заходит в чащу, где на него нападает семеро голодных волков. Завязывается потасовка, в ходе которой козёл успешно отбивается от своих многочисленных врагов. В этом момент он слышит голоса деда и бабки, которые зовут его. Они проснулись, увидели, что козла нет, и пошли его искать. Козёл пугает волков, рассказывает им, что его хозяин – человек суровый и он не будет с ними церемониться. Волки в страхе убегают. Дед с бабкой находят своего любимца, и они все вместе возвращаются домой.
Самуил Маршак «Сказка про козла»: действующие лица
В этом произведении десять персонажей. Дед и баба – люди преклонных лет, которые прожили долгую жизнь. У них не осталось сил вести хозяйство: ходить за водой, колоть дрова, топить печь, готовить еду, убирать в избе. Они сожалеют об отсутствии детей, которые бы могли взять на себя заботу о них.
Козёл – персонаж, который наделён рядом качеств, характерных для людей. Он умён, сообразителен, смел. Он может говорить, ходить на передних лапах, умеет готовить, колоть дрова, прясть.
Волки – отрицательные персонажи. Они голодны, злы, агрессивны. Однако их попытка съесть козла оборачивается против них. По ходу сюжета читатель видит, как они ссорятся друг с другом и отказываются подчиняться вожаку.
Самуил Маршак, создавая персонажей-животных, воспользовался приёмом, характерным для русских народных сказок. Их герои − представители животного мира — также были наделены чертами, присущими людям.
Роль ремарок в произведении
Многие читатели спрашивают о том, что такое ремарки. В «Сказке про козла», как и в других драматических произведениях, можно встретить фрагменты текста, которые прямо не относятся к сюжету. Эти авторские пометки и есть ремарки. Чаще всего они помещаются в скобки и уточняют место и время действия, интонацию, движение и выражение лица действующего лица.
Ремарки в «Сказке про козла» Маршака помогают читателю понять, где, когда и в какое время происходит действие, какие чувства испытывают герои. В тексте можно найти следующие авторские заметки:
— «заглядывает в окно»;
— «появляясь на пороге»;
— «ставит котёл в печь»;
— «кормит деда и бабу»;
— «вожак»;
— «издалека»;
— «немного ближе»;
— «оба плачут навзрыд»;
— «появляется из-за деревьев»;
— «поют» и другие.
Значение ремарок велико, поэтому читатель должен обязательно обращать на них внимание. Это относится не только к пьесе Самуила Маршака «Сказка про козла», но и к другим драматическим произведениям.
Экранизация
В 1960 году киностудия «Союзмультфильм» экранизировала произведение Самуила Маршака «Сказка про козла». Пятнадцатиминутный кукольный мультфильм с одноимённым названием был снят под руководством режиссёра Курчевского Вадима.
В 1983 году та же киностудия выпустила ещё один мультфильм с похожим сюжетом под названием «Жил у бабушки козёл». В основу сценария, написанного Корнеем Чуковским, была положена русская народная сказка.
Мнения читателей
«Сказка про козла» — одно из самых известных произведений Маршака. Оно изучается учениками начальной школы на уроках литературного чтения. Дети с удовольствием его читают и анализируют. Нередки случаи, когда на основе этой пьесы-сказки ставятся школьные спектакли.
Интересный сюжет, понятный юным читателям, типичные для русских народных сказок герои, яркая и выразительная речь, стихотворная форма – вот то, что привлекает детей на протяжении нескольких десятилетий.