0
Даль Что значит досуг, главная идея какая? Чему учит произведение?
Владимир Даль Что значит досуг основная мысль
Что хотел сказать автор?
Чему учит сказка?
Как сформулировать главную мысль произведения?
В чем смысл сказки?
2 ответа:
5
0
Авторские сказки всегда оригинальны, и сказка Владимира Даля тоже такая. В ней много слов, которые современному ребенку (да и многим взрослым) уже не знакомы, их значение придется поискать по сноскам или в словаре.
Сказка начинается с того, что Георгий Храбрый дает задания лесным и домашним жителям на день — медведю, волку, лисице, журавлю, кошке, гусю, дятлу, тетерке, воробью, бабе-птице, корове, козлу, пчеле.
А когда пришел час отчета, никто, кроме пчелки, и не смог показать оконченную работу: медведь без толку колоды ворочал, волк так и не вырыл нору, корова жевала жвачку, кошка мышей ловила, а не вязала чулок, лисица утят ела, а не собирала пух и так далее. Все они отвлекались от задания, увлекались другими делами и ничего не сделали. Недосуг им был работой заниматься.
И лишь одна пчелка делала свое дело, делала на совесть. Она с заданием справилась только одна.
Эта сказка учит тому, что нужно делу посвящать свое время, а не урывками его делать. А свои удовольствия получать на досуге, после работы. Тогда и результаты хорошие будут. В этом и есть главная идея сказки.
К этой сказке подойдут пословицы:
2
0
Небольшое по объему произведение известного русского писателя и лексикографа, автора толкового словаря Владимира Даля относят с жанру авторской сказки.
В этой сказке главный над всем животным миром Георгий Храбрый раздает своим подчинённым, животным, задания на день, а вечером проверяет, все ли они выполнили.
Выясняется, что всем ( медведю, волку и другим животным недосуг было дело делать ). Лишь одна трудолюбивая пчёлка трудилась весь день и все успела.
Основная мысль сказки весьма проста. Если трудиться, то сделаешь любое дело. Если искать причины и отговорки, заниматься своими проблемами, то на дело времени не останется. Недосуг будет.
Читайте также
В своей повести – сказке, Эдуард Успенский, главными персонажами выбрал детей сказочных героев Бабы-Яги, Емели и Кощея Бессмертного, которые решили своих великовозрастных отпрысков Бабешку-Ягешку, Кощейку и Емельяна Емельяновича, отправить на учебу в Москву, так как по их мнению, в Брянских лесах, хорошего образования получить невозможно, а их дети не умели ни писать, ни читать.
В Москве, для этих героев была подготовлена в детском садике специальная программа, где учителю за две с половиной недели удалось , пусть и с ошибками, научить этих невежд письму.
Но терпение и желание учиться у сказочных персонажей быстро прошло и они вернулись к своим родителям.
Основная мысль этой сказки заключается в том, что в наше время грамота является обязательной. Грамотный человек может развиваться, овладевать профессиями. Не получившие образования люди не могут овладеть сложной техникой и конечно для них возможен только физический труд.
Эта сказка учит тому, что все должны учиться и овладевать знаниями.
Главные герои сказки «Дочь-семилетка»:
- Дочь-семилетка. Очень умная, находчивая девочка, все знает и понимает, находит выход из любой ситуации. Не признает неразрешимых задач.
- Отец девочки. Бедный брат. Не смог доказать, что жеребенка родила кобыла. Не очень умный и бесхитростный. Часто впадает в отчаяние.
- Богатый брат. Жадный и хитрый, утверждал, что жеребенка родила телега. Но тоже не очень умный, недалекий.
- Царь. Самодур. Вместо того, чтобы рассудить братьев по совести, стал играть с ними в загадки. думает только о развлечениях. Уважает тех, кто умнее его.
<hr />
Из всех героев мне симпатичной показалась только мудрая девочка, она оказалась умнее взрослых.
Главная мысль сказки в том, что судить нужно по совести, а отвечать по уму.
Учит эта сказка тому, что в своих поступках нужно всегда руководствоваться здравым смыслом. Учит справедливости и умению признавать чужие заслуги, чужие достоинства.
Знаменитый утёнок Тим.
Главной мыслью этой сказки Энид Блайтон, видимо можно считать, что никогда не следует падать духом и предаваться унынию. Нужно понимать, что на самом деле, безвыходных тупиковых положений в жизни не бывает. Тупик бывает только в голове.
Сказка учит слушать родителей, быть вежливым и воспитанным, знать меру в озорстве. Сказка учит также верной дружбе. Сказка учит выручать друзей из беды, заступаться за тех, кто слабее тебя. Сказка учит справедливости, честности и честным отношениям. В целом можно сказать, что сказка учит честной и самоотверженной дружбе.
Видимо, эти мысли и хотел донести до ребят автор сказки.
Дурак едет на лошади (лошадях) куда-то, а тут навстречу еще один дурак со своим конно-гужевым транспортом. Съехались они на дороге, а разъехаться не могут, потому что дураки. Каждый считает, что он прав и лучше знает, как лошадью управлять. Вот и стоят, ругаются — кто кому должен был дорогу уступить, а лошади от их криков дуреют и уши у них вянут. Да и скучно им стоять, время терять — они-то не дураки.
Я прочитала авторскую сказку известного писателя и собирателя русского фольклора Владимира Ивановича Даля «Что значит досуг». Сказка эта небольшая по объему, но весьма поучительная.
Начальник над всем животным миром Георгий Храбрый раздает всем зверям поручения, которые они должны выполнить к вечеру.
У каждого из животных своя задача, вполне посильная, если заниматься делом.
Вечером Георгий Храбрый отправляется на проверку, и выясняется, что все его подопечные весь день были заняты выполнением наказа Георгия, но результатов нет.
Кто-то не видел в этом своей выгоды, кто-то заигрался. В свое оправдание звери говорили, что трудились, но не досуг им было.
Лишь одна пчела к вечеру все дела успела переделать, так как без дела не сидела, а трудилась. Не искала поводы и причины, а работала и со всем справилась. Все потому, что не жаловалась на недосуг.
Сказка мне очень понравилась. Для себя я сделала вывод, что если есть задание, дело, работа, нужно его выполнять, а не отвлекаться и жаловаться. Дело закончишь, тогда и отдохнуть можно с чистой совестью и чувством удовлетворения от проделанной работы.
Жанр: сказка о животных
Читайте краткое содержание других сказок Владимира Даля:
«Привередница»
Главные герои сказки «Что значит досуг» и их характеристика
- Георгий Храбрый. Повелитель зверей. Неумелый начальник.
- Звери. Действовали сообразно своим наклонностям.
- Пчела. Работящая и терпеливая.
План пересказа сказки «Что значит досуг»
- Задания зверям.
- Медведь и сруб.
- Волк и ямы.
- Лиса и перья.
- Кошка и мыши.
- Прочие звери.
- Пчела.
Кратчайшее содержание сказки «Что значит досуг» для читательского дневника в 6 предложений
- Георгий дал зверям задания на день.
- Медведь не смог собрать сруб.
- Волк рыл много ям, но землянку не вырыл.
- Лиса съела птицу, а кошка гоняла мышей.
- Всякий зверь занимался тем, что умел и любил.
- Только пчела натаскала мёд и сделала соты.
Главная мысль сказки «Что значит досуг»
Чтобы был результат, нужен толковый руководитель.
Чему учит сказка «Что значит досуг»
Сказка учит думать головой, прежде чем раздавать другим задания. Учит правильному планированию работ. Учит тому, что только настойчивость может принести хороший результат.
Отзыв на сказку «Что значит досуг»
Мне понравилась эта сказка, в которой рассказывается о том, что плохое руководство никогда не добьётся нужного результата. Георгий не стал учитывать возможности и склонности зверей, он надавал им заданий, и не стал контролировать сам процесс. В итоге только пчела, которой поручили именно её дело, справилась хорошо, натаскала мёда. А те звери, кому дали непонятные задания ничего не сделали. Этот случай должен послужить Георгию серьёзным уроком.
Пословицы к сказке «Что значит досуг»
Хочешь, чтобы работа была выполнена хорошо — сделай её сам.
Терпенье и труд всё перетрут.
Дурная голова ногам покоя не даёт.
Первый в совете, первый в ответе.
Где пастух дурак, там и собаки дуры.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Что значит досуг»
Раз как-то Георгий Храбрый, повелитель зверей и птиц, решил своих слуг работой озадачить.
Каждому дал он задание по силам и возможностям.
Медведь должен был сруб сложить, волк землянку вырыть, лиса пуху набрать для подушек и так далее.
Вечером пошёл Георгий проверять, как работа движется.
Медведь весь день таскал брёвна, а как сложить сруб не знал.
Волк много раз начинал рыть яму, но поняв, что в земле нет спрятанного куска мяса или кости, переходил на другое место.
Лиса поддалась жадности и поела всю птицу, а пух на ветер пустила.
Кошка вместо чулка за мышами гонялась, а козёл на чужой огород за капустой убежал.
Корова весь день жвачку жевала, журавль на часах стоял, гусь постоянно мылся, чтобы не быть грязным.
И только пчела не говорила, что ей недосуг было, а весь день летала между цветами, мёд собирала, да соты строила.
Опубликовано 1 год назад по предмету
Литература
от anastasialogvinenko3
Основная мысль «Что значит досуг» Владимир Даль.
-
Ответ
Ответ дан
sofiakalinina21000Ответ:
Следует честно выполнять свою работу. Не нужно искать оправданий для лени. Нужно трудиться, как пчелка
Не тот ответ, который вам нужен?
Найди нужный
Самые новые вопросы
Математика — 2 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?
Задай вопрос
Все предметы
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Право
Беларуская мова
Французский язык
Немецкий язык
МХК
ОБЖ
Психология
Оʻzbek tili
Кыргыз тили
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
Тема: В.И. Даль. Сказка «Что значит
досуг?». Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в
сказке. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя
и авторское отношение.
Тип урока –
комбинированный.
Цель: изучение особенностей сказок В. Даля.
Задачи:
— обеспечить в ходе урока повторение
основных понятий народной и литературной сказки;
— пополнить знания учащихся о творчестве
В. Даля;
— развивать навыки выразительного чтения;
— воспитывать любовь к чтению, желание
читать сказки;
Ожидаемые результаты урока:
1. Личностные: стремление к речевому
самосовершенствованию; формирование и развитие учебно-познавательного интереса
обучающихся к учебному материалу.
2. Метапредметные : адекватное и критическое оценивание
обучающимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности;
3. Предметные: знание особенностей сказки В. Даля;
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Объявление темы и цели урока.
3.Актуализация опорных знаний урока
-проверка д.з.
-анализ прочитанной сказки
4.изучение новой темы
-слово учителя
После 53 лет этнографической и
лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного
творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это
был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское
географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.
— Что вам известно об истории первого
слова, записанного В. Далем?
(История создания словаря берет свое
начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему
слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)
Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов,
которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и
профессиональные термины.
5. Каким именем подписывался Даль? (Казак
Луганский)
Владимир Иванович Даль родился 10 (22)
ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в
высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой,
знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил
прекрасное домашнее образование.
В 1814 году Даль поступил в Петербургский
Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.
-поступил на медицинский факультет
В 1827 году в журнале «Славянин» были
опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в
«Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».
С началом русско-турецкой войны Далю
пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович
отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым,
оперировал в условиях полевых госпиталей.
В 1832 году были опубликованы «Русские
сказки. Пяток первый».
В 1833 Писатель много путешествовал по
Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его
произведений.
Важным событием в краткой биографии Даля
стало знакомство с Александром
Пушкиным. Вместе с поэтом
Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль
присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,
В 1859 году Даль подал в отставку и
поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь
живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.
В 1862 году вышла вторая знаковая книга
этнографа – «Пословицы русского народа».
Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4
октября) 1872 года в Москве.
Интересные факты
Даль всей душой полюбил живописные родные
места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.
Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой
перстень-талисман с изумрудом.
За свою биографию Владимир Даль написал
более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники
«Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.
— Давайте выстроим цепочку появления
литературной сказки.
Учащиеся записывают в тетрадях цепочку
появления сказки.
(Народ сочинил – записали сказку – автор
обработал – стала литературная).
— Как вы думаете, В.И. Даль занимался
только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или
невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть
у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными.
—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др.
относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного
детского фольклора.
—Сказки эти вошли в сборник «Первая
первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.
Вот сегодня мы и понаблюдаем, как
использовал Даль эти слова в своих произведениях.
— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы
читали в начальной школе.
( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля»,
«Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )
— Чем запомнились эти сказки?
Учитель:
«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка
почувствовать жалость к одиноким старикам,
Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля»,
«Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг
другу.
-Особенностью сказок Даля является большое
количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков,
народных речевых оборотов. Приведите
примеры пословиц из сказок В. Даля.
(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в
кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)
Физминутка
-чтение сказки
5. Анализ сказки «Что значит досуг?»
— О чем эта сказка?
— Какова главная мысль? (Мысль о труде в
центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему
относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго –
своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)
Индивидуальная характеристика героя и
авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них —
использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
—Заполняют колонку «Характеристика
героя»
2. Михайло Потапыч, медведь
«.. работал до поту лица, так что в оба
кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя
ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»
3.Серый волк
«местах в пяти начинал землянку рыть, да
как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место
перейдет»
4. Лисичка-сестричка
«…надушила кур…, да не стало у нее
досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»
5. Кошечка «…и принималась за урок,
чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»
6. Козел «…бритвы не успел выправить; на
водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»
«- Товарищ не дал работать, все приставал
да лоб подставлял пободаться»
7.Коровушка «…жвачку жевала,…, да за
отрубями к посудомойке — и день прошел».
8. Журавль «…пять десятин пашни
перемерял, … — так работать некогда было»
9. Гусь «…принялся было за работу, так
тетерев, говорит, глины не подготовил»
«- Так, — говорит, — и не стало делового
часу»
10. Пчела «Одна пчела только управилась
давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась
на недосуг»
Вывод:
— Как помогают читателю ключевые слова в
сказке в характеристике героя?
есть ключевые слова, которые позволяют
подчеркнуть отношение персонажа к работе,
назвать черту его характера.
С помощью каких изобразительных средств мы
понимаем отношение автора к своему герою?
5. Рефлексия.
— Чем обогатились мы за этот урок?
научились сравнивать сказки: авторскую и
народную;
учились пересказывать;
7. Домашнее задание ,письменный ответ на
вопросы:
1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.
2. За что я люблю сказки В. Даля?
Скачано с www.znanio.ru
Незнакомец, советуем тебе читать сказку «Что значит досуг» Владимир Даль самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками. Удивительно легко и естественно сочетается текст, написанный в прошлом тысячелетии, с нашей современностью, актуальность его нисколько не уменьшилась. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Сюжет прост и стар как мир, но каждое новое поколение находит для себя в нем нечто актуальное для себя и полезное. Воодушевление предметов быта и природы, создает красочные и завораживающие картины о окружающего мира, делая их загадочными и таинственными. В произведениях зачастую используются уменьшительно-ласкательные описания природы, делая этим представляющуюся картину еще более насыщенной. Все герои «оттачивались» опытом народа, который веками создавал, усиливал и преображал их, уделяя большое и глубокое значения детскому воспитанию. Сказка «Что значит досуг» Владимир Даль читать бесплатно онлайн будет весело и деткам и их родителям, малыши будут рады хорошему окончанию, а мамы и папы — рады за малышей!
Г
еоргий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников* наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру* слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице* приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки* растаскала.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.
Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.
Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
— Так, — говорит, — и не стало делового часу.
А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую* дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису*, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.
Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. — Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Кошечка наша усаживалась подле слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные спицы. — Ред.) растаскала.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.
Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.
Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
Так, — говорит, — и не стало делового часу.
А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.
Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе.
Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников* наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру* слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице* приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки* растаскала.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.
Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.
Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового?
Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
Так, — говорит, — и не стало делового часу.
А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую* дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису*, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.
Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
На шабаш — до окончания дела.
Срубом — в виде стен.
Серников — спичек.
Макитра — широкий горшок.
Баба-птица — пеликан.
Прутки — вязальные спицы.
Сказка «Что значит досуг» Владимира Даля учит быть трудолюбивым, хорошо относиться к порученному делу. Герой истории Георгий Храбрый решил провести своеобразную проверку на трудолюбие медведя, волка, лису, кошку, козла, корову, журавля, гуся, пеликана и пчелу. А когда Георгий Храбрый пришёл принять сделанную работу, оказалось, что из всех с поручением справилась только одна пчёлка. Она выполнила всю работу: сделала соты, насобирала мёда, и одна не пожаловалась, ссылаясь на «объективные» обстоятельства. А вот все остальные звери и птицы не справились с порученными заданиями, но каждый нашёл этому оправдание.
Что значит досуг
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. — Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Кошечка наша усаживалась подле слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные спицы. — Ред.) растаскала.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.
Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.
Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
Так, — говорит, — и не стало делового часу.
А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.
Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш1, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом2; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников3 наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру4 слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице5 приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.
Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?
Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.
Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.
Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.
Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки6 растаскала.
Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:
Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.
Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.
Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.
Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.
Так, — говорит, — и не стало делового часу.
А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую7 дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.
Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису8, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.
Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.
Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.
Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.
1. На шабаш — до окончания дела. обратно
2. Срубом — в виде стен. обратно
3. Серников — спичек. обратно
4. Макитра — широкий горшок. обратно
5. Баба-птица — пеликан. обратно
6. Прутки — вязальные спицы. обратно
7. Утоптанную. обратно
8. Карман. обратно
Сказка представлена исключительно в ознакомительных целях.