Главная мысль сказки детство л н толстой

Читательский дневник по повести «Детство» Льва Толстого

Автор: Лев Николаевич Толстой

Название произведения: «Детство»

Число страниц: 90

Жанр произведения: повесть

Главные герои: Николенька, мать, отец, брат Володя, Карл Иванович.

Второстепенные герои: бабушка, Наталья Савишна, Серёжа, Сонечка.

Характеристика главных героев:

Николенька — умный, добрый и интеллигентный мальчик.

Иногда ленивый, но совестливый.

Доверчивый и чуткий.

Карл Иванович — справедливый и мудрый педагог.

Ранимый, влюблённый и спокойный.

Порядочный и рассудительный.

Мама — заботливая, ласковая и нежная.

Чувственная и мудрая.

Автор с любовью и трепетом описывает маму главного героя и их взаимоотношения.

Отец — строгий. Любит играть в карты. Обладает обширными связями.

Володя — старший брат. Рассудительный, серьёзный, практичный.

Характеристика второстепенных героев:

Бабушка — добрая и богатая графиня.

Наталья Савишна — няня. Старая, добрая, хозяйственная.

Сонечка — первая любовь Николая. Красивая и милая девочка.

Сережа Ивин — красивый, но жестокий мальчик.

Краткое содержание повести «Детство»

Николенька Иртеньев живёт с родителями, братом и сёстрами в загородном имении.

Его воспитанием занимается учитель Карл Иванович.

Отец объявляет мальчику, что скоро ему предстоит ехать в Москву, чтобы там учиться.

Мальчик с пользой проводит последние беззаботные дни в деревне.

Он участвует в охоте.

Отец с Николенькой уезжают, а мама остаётся в деревне.

В Москве Николенька начинает учиться, знакомится со своей бабушкой, которой дарит на именины стихи.

У мальчика появляются друзья.

Это Сережа Ивин и Сонечка Валахина.

Серёжу Коля сперва очень любил и стремился ему подражать.

Но потом понял, что Ивин жестокий и нечестный мальчик и охладел к дружбе с ним.

А в Сонечку Николенька влюбился и протанцевал с ней мазурку.

Вскоре умирает мама Николеньки и мальчик понимает, что его детство прошло.

План повести:

  1. Семья Николеньки.
  2. Учитель.
  3. Охота.
  4. Рисунок.
  5. Сборы.
  6. Отъезд в Москву.
  7. Именины бабушки.
  8. Серёжа Ивин.
  9. Разочарование в друге.
  10. Сонечка.
  11. Мазурка.
  12. Смерть мамы.

Основная мысль повести «Детство»

Главная мысль повести в том, что детство является самым счастливым временем жизни любого человека.

Основная идея автора заключается в том, что рано или поздно всем приходится взрослеть.

И тогда взгляды человека на жизнь и поведение окружающих меняются.

Чему учит произведение

Повесть учит доброте, состраданию, отзывчивости.

Учит воспринимать мир таким, как он есть.

Учит быть честным с другими и самим собой.

Учит радоваться жизни и не сдаваться под ударами судьбы.

Учит тому, что жизнь не может состоять только из беззаботных игр.

В ней случаются и неприятные моменты.

Краткий отзыв по повести «Детство» для читательского дневника

Прочитав эту повесть, я узнала много нового о жизни моих сверстников в конце XIX века.

Тогда не существовало многого, что привычно нам, жизнь была более простой.

Но поведение детей было таким же, как и сейчас.

Они также играли, влюблялись, дружили. У них случались разочарования и даже трагедии.

Им приходилось учиться, хотя этот процесс был поставлен иначе, чем в наши дни.

Автору удалось в полном объёме передать ту незабываемую атмосферу.

Он описал процесс взросления маленького мальчика, причём многие факты были взяты Толстым из собственной биографии.

Поэтому повесть называют автобиографической.

Мне больше всего понравился главный герой.

Николенька очень добрый и чувственный мальчик.

Он открытый, справедливый, хочет чтобы было хорошо всем людям.

Есть в повести и отрицательные персонажи, например Серёжа, который за внешней красотой и привлекательность прятал чёрствое сердце.

Я всем предлагаю прочитать эту повесть, которая написана очень простым и лёгким языком.

В ней каждый найдёт интересное для себя, она никого не оставит равнодушным.

Некоторые, читая мысли маленького Николеньки, смогут узнать себя.

Пословицы к произведению:

  • Без матери и солнце не греет.
  • Где весёлая молодость, там и радость.
  • Детство — время золотое.
  • Птица рада весне, а дитя — матери.

Словарь неизвестных слов:

  • Образок — икона;
  • Кучер — человек, управляющий лошадьми;
  • Жнивьё — поле, где сажают хлеб;
  • Мазурка — танец.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Плечико во время этого движения было на два пальца от моих губ,

Я смотрел уже не на червяка, смотрел-смотрел и изо всех сил поцеловал плечо Катеньки.

Она не обернулась, но я заметил, что шейка её и уши покраснели.

Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:

  • «Котёнок»
  • «Акула»
  • «Прыжок»
  • «Филипок»
  • «Лев и собачка»
  • «Два брата»
  • «Старый дед и внучек»
  • «Лебеди»
  • «Отец и сыновья»
  • «Волга и Вазуза»
  • «Правда всего дороже»
  • «Как гуси Рим спасли»
  • «Булька»
  • Краткая биография Льва Толстого и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

«Детство» читательский дневник

«Детство» читательский дневник

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2537.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2537.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Детство» – первая часть автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, в которой описаны важные вехи в развитии и переживания, характерные для большинства детей. Первая любовь, первые серьёзные разочарования, боль от утраты, знакомство с несправедливостью – всё это предстоит узнать главному герою, десятилетнему мальчику Николеньке.

Краткое содержание «Детство» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Детство

Число страниц: 176. Толстой Лев Николаевич. «Детство». Издательство «Дрофа». 2013 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1852 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место действия

Действие повести происходит в первой половине XIX века в России, поначалу в одной из провинциальных губерний, а затем в Москве. Произведение во многом автобиографично, и в нём отражены наиболее яркие впечатления раннего московского периода жизни писателя.

Главные герои

Николенька Иртеньев – десятилетний мальчик, добрый, ласковый, эмоциональный, с богатым воображением.

Наталья Николаевна – мать Николеньки, добрая, любящая, очень болезненная женщина.

Пётр Александрович – отец Николеньки, заядлый игрок и большой любитель женщин.

Бабушка Николеньки – графиня, которая очень любит дочь и внуков.

Володя и Люба – родные брат и сестра Николеньки.

Карл Иванович – любимый домашний учитель детей.

Серёжа Ивин – красивый, эгоистичный мальчик, который поначалу очень понравился Николеньке.

Соня Валахина – красивая девочка, первая любовь Николеньки.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Дворянское семейство Иртеньевых проживало в своём родовом имении где-то в провинции России. Володя, Николенька и Любочка обучались на дому, но когда старшие сыновья подросли, Петр Александрович решил отправить их в Москву для получения более приличного образования. Николеньке было очень грустно расставаться с отчим домом, особенно с матерью, которую он очень любил.

Вместе с мальчиками в столицу отправился и Карл Иванович, старый домашний учитель. Спустя месяц братья Иртеньевы вполне освоились с жизнью в Москве. Этому способствовало и то, что они остановились у своей бабушки-графини – доброй, любящей женщины.

В этот период Николенька впервые попробовал себя в стихосложении, и его первые стихи были посвящены бабушке на её именины. Она была очень растрогана этим подарком и нежно поцеловала внука. Николенька свёл дружбу с Серёжей Ивиным, которым восхищался и старался всячески ему подражать.

На торжественном приёме мальчик познакомился с красивой девочкой Соней. Он замечательно провёл с ней время: дети веселились, шутили, танцевали. Перед сном Николенька признался брату, что по-настоящему влюблён.

Спустя полгода, в самый разгар занятий, отец получил письмо от супруги. Она писала, что жестоко простудилась во время прогулки и дни её сочтены. Наталья Николаевна просила как можно скорее привезти к ней мальчиков, чтобы успеть с ними проститься. Не медля ни минуты, Петр Александрович с сыновьями отправился в путь. К несчастью, они не застали мать в сознании, и в тот же вечер она скончалась.

Смерть любимого человека глубоко потрясла Николеньку. Он много плакал и никак не могу поверить, что матушка умерла. Спустя три дня Иртеньевы покинули осиротевший дом и обосновались в Москве. Так закончилось детство Николеньки.

Вывод и своё мнение

Показав окружающий мир глазами десятилетнего мальчика, Лев Николаевич лишь доказал очевидную истину: только в детстве можно совершать удивительные открытия, искренне радоваться и сокрушаться по самым, казалось бы, незначительным поводам, различать добро и зло, любить всем сердцем. Тяжёлым этапом взросления Николеньки стала смерть матери, которая стала своеобразной границей между беззаботным детством и тревожным отрочеством.

Главная мысль

Детство – самая счастливая пора в жизни человека, которая, к сожалению, быстро проходит.

Авторские афоризмы

«…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно…»

«…Страдание людей застенчивых происходит от неизвестности о мнении, которое о них составили…»

«…в одно и то же время разлюбить и полюбить – значит полюбить вдвое сильнее, чем прежде…»

«…Только люди, способные сильно любить, могут испытывать и сильные огорчения…»

«…Из всех пороков самый ужасный <…> это неблагодарность…»

Толкование непонятных слов

Борзятник – охотник при борзых.

Выжлятник – старший псарь, который водит стаю гончих, напускает и сзывает ее.

Егерь – охотник.

Мальтретировать – плохо обходиться, обижать.

Беляк – вид зайца – зимой совершенно белой, а летом серо-бурой шерсти.

Гончая – особая порода головастых и вислоухих собак, приученных гнать зверя стаей, с громким лаем.

Свора – соединение 2-4 борзых, рыскающих за одним охотником.

Денонфитура – поражение, банкротство.

Контрпункт – искусство подбора созвучий к данному напеву.

Пороша – такое время первозимья, когда снег, падая на землю, укроет её ровным слоем толщиною от 1-го до 4-х вершков, и затем перестаёт идти.

Тест по повести

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Марина Никитина

    13/14

  • Сударь Господинович

    14/14

  • Pivniuk Rostislav

    13/14

  • Данил Ким

    12/14

  • Алексей Спасский

    14/14

  • Артём Тонконогов

    13/14

  • Артём Елееев

    10/14

  • Ай-Хаан Ооржак

    9/14

  • Оксана Краюхина

    7/14

  • Анна Пархоменко

    12/14

Рейтинг читательского дневника

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2537.


А какую оценку поставите вы?

Анализ повести «Детство» (Л.Н. Толстой)

Автор: ·
Опубликовано 22.10.2019
· Обновлено 07.11.2022

В повести «Детство», разбор которой предлагает Вам Многомудрый Литрекон, тонко обрисовываются детские душевные порывы, разочарования и радости, вдохновение и отчаяние, вызываются живые картины из детских воспоминаний. Этим ценным моментам жизни Л. Н. Толстой уделяет внимание во всех своих произведениях. Этому в первую очередь посвящена его повесть «Детство».  

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление 
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть: о чём повесть? 
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Смысл 
  • 10 Чему учит? 
  • 11 Критика

История создания

История написания повести «Детство» представляет собой интересные факты:

  1. В 1851 году, находясь на Кавказе вместе с братом Николаем, Толстой работал над своей первой повестью «Детство». Ему было тогда всего 24 года. Повесть была одобрена Н.А. Некрасовым, который являлся на тот момент редактором журнала «Современник», где повесть и была напечатана в 1852 году. 
  2. Повесть «Детство» считается автобиографической, поскольку Толстой вложил в неё собственные детские впечатления, сумел передать атмосферу родного дома и той среды, в которой он рос. Так же, как и герой повести, Толстой в детстве лишился матери, только случилось с ним это совсем в раннем, полуторогодовалом возрасте. Он не помнил мать, однако вложил в образ maman в повести свои лучшие представления о женщине-матери, её некий священный идеал. Глубокое исследование себя и окружающего мира побудило Толстого написать повесть «Детство», в которой прослеживаются различные этапы становления человека в раннюю пору его жизни, определяющие его путь и судьбу. 

Жанр и направление 

Жанр произведения «Детство» можно отнести к автобиографической повести, как было сказано выше о детских впечатлениях автора. 

Направление повести – реализм, поскольку та основана на действительной обстановке и нравах того времени – начала XIX столетия. 

Композиция и конфликт

Повесть «Детство» составляют 28 глав, в которых описывается год из жизни десятилетнего мальчика, Николеньки Иртеньева. 

  • В завязке произведения лежит перелом в жизни ребёнка – отъезд из дома в Москву;
  • Затем следует развитие действия – новая жизнь в доме бабушки. 
  • Кульминацией является известие о болезни матери, что вытекает в печальную развязку – смерть и похороны. 

В повести нет явного конфликта главного героя с окружающими людьми, кроме одного лёгкого домашнего недоразумения с бывшей няней Натальей Савишной. Но внутренне мальчик часто испытывает обиду, чувство несправедливости или неприязни в отношении с окружающими. Карл Иваныч на мгновение становится в глазах Николеньки «противным и злым». Мальчика обижают слова отца, когда тот пренебрежительно отзывается о нём княгине Корняковой. Ему неприятны княгиня Корнякова и её сын Этьен. Во время похорон матери Николенька чувствует возмущение против собравшихся, за их неискреннее проявление горя. 

Основной же конфликт в повести «Детство» часто происходит у мальчика с самим собой. Он ощущает чувство вины за свои недобрые мысли, даже за неискреннюю строчку стихотворения, написанного им, презирает себя за недостаток искренней скорби на похоронах матери. Николенька часто чувствует себя скованным и неловким, и страдает от этого. Он не может выразить Серёже своё чувство симпатии, вместо этого слепо подчиняется ему, не может найти силы противостоять своему кумиру, чтобы поступить справедливо. Глубоко вдумчивая, чувствительная натура Николеньки часто пытается разрешить противоречия, с которыми сталкивается в жизни — между внутренним и внешним миром, между желаемым и действительным, между лучшими побуждениями и слабостью, между искренностью и желанием показать себя.

Смысл названия

Название повести «Детство» говорит само за себя. Оно сразу сообщает нам, что речь пойдёт об истории из жизни маленького человека. Автор описывает детское мировоззрение и вкладывает в смысл заглавия буквальный и открытый посыл. Сообщает название о том, что повесть посвящена детской поре, поре первых жизненных шагов и мировосприятия.    

Важно отметить, что речь идет не о Николеньке, а о детстве в целом. Автор хочет показать обобщенную детскую историю, демонстрируя не столько свой путь, сколько те условия и обстоятельства, в которых формируется человек его времени и положения. Примечательно, что М. Горький тоже написал трилогию с такими же названиями, но показал быт и нравы простого городского мальчишки, а не дворянского отпрыска. Оба автора акцентировали внимание на том, как ранний период жизни личности влияет на ее становление. Вот почему повесть Л.Н. Толстого называется «Детство».                                         

Суть: о чём повесть? 

Повесть «Детство» о десятилетнем Николеньке Иртеньеве, мальчике из дворянской семьи, живущей в деревне в своём поместье. Николенька узнаёт, что для него настала пора серьёзного обучения, для которого они с братом должны переехать в Москву. Мальчик пылко любит мать и не желает разлуки, но смиряется с ней. Жизнь Николеньки тесно связана с домом, дворовыми людьми и гувернёром, и в процессе повествования вырисовываются их отдельные портреты. Также в повести рассказывается об отце главного героя и других людях из светского общества. В Москве Николенька получает новые впечатления и заводит новые знакомства. Его сильной симпатией пользуется бойкий мальчик Серёжа Ивин, затем её вытесняет пылкая влюблённость в Сонечку Валахину, очаровательную двенадцатилетнюю девочку. 

В основные события, происходящие в московском доме, неожиданно врывается письмо из деревни, от матери, в котором та сообщает, что тяжело больна. Дети с отцом срочно уезжают домой, где их ожидают печальные события – последние страдания матери, её смерть и похороны.

Вот более подробное краткое содержание по главам.

Главные герои и их характеристика

Система образов в повести «Детство» вложена Многомудрым Литреконом в таблицу.

главные герои повести «детство» характеристика

николенька иртеньев

десятилетний мальчик из дворянской семьи, в которой он любит всех и всеми любим. он пылкий, ранимый и впечатлительный непоседа, очень серьёзно принимающий жизненные события, поступки людей и свои собственные мысли. он умён и проницателен, но не очень усерден в учёбе, не ловок, замкнут и не уверен в себе, из-за чего часто испытывает трудности.он вспыльчив, обидчив и легко попадает под чужое влияние. но в нем слишком сильноразвита совесть, которая не дает ему заблуждаться долгое время.
володя и любочка

тринадцатилетний брат николеньки, володя, способный, видный, уверенный в себе и рассудительный мальчик. он хорошо учится, умеет нравиться всем окружающим и подаёт в семье надежды на блестящее будущее. к николеньке володя относится свысока, снисходительно называет его «девочкой» и неженкой. тем не менее, братья общаются и делятся друг с другом секретами, хотя и не всегда понимают друг друга.

любочка представляется в повести совсем ребёнком, домашней благовоспитанной девочкой, жизнь которой протекает дома, под крылом матери.

maman

мягкая, добрая, тихая женщина, пылко любящая мужа и детей и отдающая им всю свою любовь. при этом она изысканна и образована – прекрасно играет на рояле, изящно выражается на иностранных языках. очень набожна – принимает странников, серьёзно внимает их изречениям, защищает их от нападок. николенька особо привязан к матери, их отношения нежны и трепетны, мать является в его глазах самым прекрасным и возвышенным существом на свете.

отец пётр николаевич, отец николеньки, назван в повести эффектным и видным, умеющим изящно одеваться и нравиться большому свету. он умён и твёрд, везде умеет поставить себя в выгодное положение, заводит блестящие связи, при этом чувствителен, любит простую музыку. увлекается женщинами и карточной игрой. пользуясь добротой и доверием своей жены, он устраивает себя так, чтобы без стеснения удовлетворять свои пристрастия и увлечения. с детьми отец не близок, но любит их.
карл иваныч

немец, учитель и гувернёр мальчиков в доме иртеньевых. честный, добрый и душевный человек, очень привязанный к детям, вверенным его попечению. он одинок и замкнут, часто погружён в раздумья или чтение, о нём сообщается, что у него «несчастная судьба». николенька искренне привязан к карлу иванычу и берёт от него всё лучшее. узнав о скором отъезде в москву, мальчик скорбит в первую очередь о предстоящей разлуке с учителем.

наталья савишна старушка около восьмидесяти лет, в прошлом няня детей и их матери, затем ответственная за «барское добро», хранившееся в кладовых и сундуках. очень набожная, кроткая, преданная и бескорыстная женщина, посвятившая себя целиком заботам о барском семействе, членов которого любит как родных. особенно нежной привязанностью натальи савишны пользуется её бывшая воспитанница, мать николеньки. мальчик любит общество натальи савишны и находит в нём единственное утешение после смерти матери. общая с ним скорбь старушки кажется ему единственно искренней, в отличие от всех окружающих. с высоты взрослого возраста николай называет наталью савишну наряду с матерью «святым существом».
юродивый гриша

странник и юродивый гриша часто приходит в дом иртеньевых, где находит тепло и приют, благодаря доброй матери семейства. он изрекает странные горестные слова, связанные с отъездом мальчиков из дома, печалится и сокрушается, как бы предвещая несчастье. гриша ради спасения души носит железные вериги на теле под одеждой, много и горячо молится о себе и других людях, друзьях и врагах. николенька, поражённый глубоким посвящением и верой гриши, называет его впоследствии «великим христианином»

мими

гувернантка любочки в доме иртеньевых, где и живёт вместе с дочерью катенькой. чопорная и недалёкая женщина, надоедающая детям назойливыми замечаниями и требованиями. она наглядно выражает презрение учителю карлу иванычу.

бабушка бабушка николеньки названа в повести принадлежащей к людям «прошлого века, каких ныне уже нет». величественная, гордая и властная светская женщина, требовательная и чопорная барыня. николенька любит и уважает бабушку, но далеко не так, как он относится к матери и наталье савишне.
княгиня корнякова резкая, неискренняя и неприятная женщина, заискивающая перед бабушкой николеньки и вызывающая у последней пренебрежение. княгиня и её высказанные взгляды о пользе наказания детей розгами оставляют негативное впечатление у николеньки.
князь иван иваныч князь иван иваныч – пожилой военный, сделавший блестящую карьеру, также относящийся к людям «прошлого века». он хорошо образован, красив, имеет доброту и благородный характер. при визите с поздравлениями бабушки он держит себя просто и естественно, чем вызывает к себе расположение николеньки.
серёжа красивый, бойкий и резвый мальчик, ровесник николеньки, для которого становится бесспорным кумиром. серёжа проявляет безусловную храбрость во время игры, при этом оказывается способен на недобрый поступок по отношении к слабому мальчику иленьке.
сонечка среди гостей на именинах бабушки оказывается сонечка валахина – милая двенадцатилетняя девочка, пленившая всё существо николеньки. после вечера общения сонечка оставляет николеньку и других мальчиков пылко влюблёнными в неё.

Темы

Тематика повести «Детство» позволяет не только поразмышлять об интересных жизненных вопросах, но и аргументировать свое мнение в любом сочинении, ведь Толстой в своих произведениях не оставляет поводов для непонимания.

  1. Формирование личности. Это главная тема повести. В детстве человек приобретает характер, привычки, вкусы и предпочтения, учится уважать те принципы и качества, которые ценились в его семье. Толстой уделяет основное внимание диалектике души героя – процессу её становления.
  2. Воспитание. Герой воспитывается в тихой, доброжелательной обстановке деревенского дома, впитывает в себя тепло и любовь близких. Это формирует в нём доброту и чувствительность, чуткость, религиозность, что впоследствии подвергается испытанию при жительстве в городе. 
  3. Любовь матери. Этой теме Толстой также отводит немаловажное место в повести. У матери главный герой учится любить и сострадать, благоговеть перед святым и возвышенным, раскаиваться в дурных поступках и мыслях, дарить тепло и внимание близким. 
  4. Тема семьи освещена также – жизнь главного героя тесно связана с семьёй и ограничена ею. Мальчик чувствует и понимает происходящее в семье, переживает за отношения близких и их благополучие. Семья является для него всем и во многом определяет его личность и будущий путь.
  5. Роль учителя. Тема о роли учителя присутствует в повести «Детство» – Карл Иваныч показан достойным примером педагогам. Своей добротой и разумной твёрдостью он привязывает к себе сердца детей и побуждает их перенять всё лучшее. 

Проблемы

Проблематика в повести «Детство» отражает все то, что надолго оседает в детском сердце и не проходит даже с возрастом.

  • Потери. Одной из основных проблем, затронутых в повести, являются потери в семье, смерть близкого человека. Главный герой часто испытывает страх потерять мать, и когда это случается, он не в силах справиться с отчаянием. Решение этой проблемы для него приходит в близости и общении со старой няней.
  • Плохое влияние. Другой проблемой является плохое влияние, которое герой испытывает при переезде в город. Подражая во всём Серёже Ивину, Николенька автоматически разделяет его дурной поступок и даже не решается проявить сочувствие к обиженному мальчику Иленьке.
  • Неправильное поведение взрослых. Это явление также вырисовывается проблемой на жизненном пути главного героя. Отец при гостях выражает предпочтение старшему сыну, младшему же выражает некоторое пренебрежение и досаду, заставив мальчика переживать о том, что он некрасив и не ловок. Бабушка в течение праздничного вечера допускала насмешливые замечания в адрес Николеньки, смущая его. Такое отношение взрослых болезненно отзывалось на впечатлительном и нервном мальчике. 
  • Проблема выбора правильного пути. Эта проблема имела своё начало в детском возрасте Николеньки. Он был вынужден принимать решения, склоняться на сторону добра или зла, определять своё отношение к тем или иным людям, к самому себе, задумываться о своих желаниях и побуждениях. Весь он пока состоит из вопросов – что он такое, и к чему он идёт?

Смысл 

Основная мысль повести «Детство» выражается в желании автора показать важность детской поры в жизни человека. То, что он приобретает за этот короткий отрезок времени, останется с ним навсегда, будет определять его поступки и выбор пути. 

Поэтому семья, близкие люди и всё, что окружает ребёнка, имеет огромное значение, о котором никогда нельзя забывать и которое не стоит обесценивать. Основная идея «Детства» выражается в том, как цепочка незначительных событий и слов формирует характер героя и определяет его судьбу.

Чему учит? 

Повесть «Детство» учит любви и трепетному отношению к ребёнку и детству, когда маленький человек не защищён от дурного влияния, примера, недоброго взгляда или колкого слова. Когда он неопытен, имеет массу неразрешённых вопросов и не защищён от самого себя. Толстой призывает осознать неоценимую важность семьи, любви и уважения внутри неё. Напоминает о хрупкости земных уз, которые нужно успеть ценить вовремя и ни в коем случае ими не пренебрегать. 

Также повесть «Детство» заставляет задуматься о том, что для юного человека важно правильно выбирать для себя друзей, сохранять уважение к себе, не позволять пренебрегать собой и увлекать на недобрые пути. Вывод Толстого прост: нужно поощрять в себе лучшие чувства, вдохновение, восхищение прекрасным. Его мораль сводится к тому, что нужно глубоко осознавать свои поступки, взвешивать мысли и никогда не бояться следовать лучшим побуждениям.

Критика

Дебют Л.Н. Толстого не вызвал такого многообразия критики, как, например, «Анна Каренина» или «Война и мир». Но все же первые отклики вдохновили автора на самосовершенствование и дальнейший путь в мире литературы.

О первом произведении Толстого «Детство» так говорилось в статье «Русская литература» в 1852 году в журнале «Отечественные записки»:

«Редко случалось нам читать такое живое и увлекательное описание первых лет жизни. В содержании нет ничего особенного, детство, его первые впечатления, первое пробуждение способностей, первое сознание себя и своей обстановки, одним словом – всё то, что мы знаем, что мы испытали. Но как всё это рассказано! Какое умение владеть языком и подмечать первые движения души! А между тем как передать красоту рассказа, прелесть которого и заключается в рассказе?»

А вот так высказывается о повести «Детство» С.С. Дудышкин:

«Давно не случалось нам читать произведения более прочувствованного, более благородно написанного, более проникнутого симпатией к тем явлениям действительности, за изображение которых взялся автор».

Автор из легендарного журнала «Современник», И.И. Панаев тоже высоко оценил особенности «Детства» Толстого:

«Мы приветствовали графа Л. Н. Толстого, автора «Детства» и «Отрочества»… Мы даже несколько оробели перед его талантом, который показался нам чуть не гениальным.» («Современник», 1864 г., №3) 

Не менее положительную рецензию опубликовали в «Москвитянине» — издании, известном своими хлесткими выпадами в адрес новых авторов.

«Что это нашло на русскую литературу? Она как будто стала поправляться: стали опять показываться отрадные явления… то и дело выступают новые литературные деятели с свежими силами и здоровым направлением… Очень понравилась нам повесть «История моего детства». Многие черты детства здесь схвачены очень живо. Рассказ проникнут теплым чувством.» (Б. Н. Алмазов, журнал «Москвитянин, 1852, № 10)

Знаменитый поэт и редактор «Современника» Н.А. Некрасов в письме к И.С. Тургеневу также выразил надежду на восхождение нового дарования:

«Обрати внимание на повесть «Детство»… это талант новый и, кажется, надежный.» (Н. А. Некрасов — И. С. Тургеневу, письмо от 21 октября 1852 г.) 

Н.Г. Чернышевский, представитель революционно-демократического движения, который обычно резко критиковал русскую литературу, так оценил произведения Л.Н. Толстого:

У графа Толстого… нравственное чувство… сохранилось во всей юношеской непосредственности и свежести. …Свежесть нравственного чувства придает поэзии особенную — трогательную и грациозную — очаровательность. От этого качества, по нашему мнению, во многом зависит прелесть рассказов графа Толстого. Не будем доказывать, что только при этой непосредственной свежести сердца можно было рассказать «Детство» и «Отрочество» с тем чрезвычайно верным колоритом, с тою нежною грациозностью, которые дают истинную жизнь этим повестям. Относительно «Детства» и «Отрочества» очевидно каждому, что без непорочности нравственного чувства невозможно было бы не только исполнить эти повести, но и задумать их. <…>

Удивительно, но в той же манере высказался Д.И. Писарев, который сам именовал себя нигилистом и выступал за радикальные преобразования в том самом быте, которой с такой нежностью описывал Л.Н. Толстой:

«Никто далее его не простирает анализа, никто так глубоко не заглядывает в душу человека, никто с таким упорным вниманием, с такой неумолимой последовательностью не разбирает самых сокровенных побуждений, самых мимолетных и, по-видимому, случайных движений души». 

Но далеко не все рецензенты слепо хвалили работу. Некоторые авторы все же находили в ней недостатки. Например, А.В. Дружинин:

Есть у вас поползновение к чрезмерной тонкости анализа, которая может разрастись в большой недостаток. <…> Обуздать эту наклонность вы должны, но гасить ее не надо ни за что на свете. Вся ваша работа над своим талантом должна быть в таком роде. Каждый ваш недостаток имеет свою часть силы и красоты, почти каждое ваше достоинство имеет в себе зернышки недостатков. <…> …Все пассажи, писанные с любовью, у вас превосходны, — но чуть вы холодеете, у вас слог путается, и являются адские обороты речи. <…>

Автор: Диана Горина

Метки: 4 класс5 класс6 классЛев Толстойповесть Детстворазбор

Читайте также:

Автор: Толстой Лев Николаевич

Название: «Детство»

Жанр: Автобиографическая повесть

Тема произведения: детство ребёнка из дворянской семьи.

Число страниц: 106

Главные герои и их характеристики:

  1. Николенька Иртеньев – добрый и искренний мальчик, умеет радоваться и грустить по-настоящему.
  2. Наталья Николаевна – мать Николеньки, добрая, очень любит своих детей.
  3. Пётр Александрович – отец Николеньки, строгий и прямой, человек прошлого века, имел большие связи в свете.
  4. Карл Иваныч – учитель Николеньки, пожилой немец, любит своих воспитанников.
  5. Бабушка Николеньки – пожилая графиня, добрая, любит свою дочь, Наталью Николаевну, и своих внуков.
  6. Наталья Савишна – пожилая няня, искренне преданная семье Иртеньевых.
  7. Сонечка Валахина – чудесная девочка, первая любовь Николеньки.

О чем произведение:

Эта повесть — воспоминания о детских годах жизни Николеньки Иртеньева, о тех людях, которые его окружали, о родителях и близких. С ним происходили разные события, и радостные, и грустные, но всё равно детство осталось для него одним из самых счастливых периодов жизни.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Жизнь Николеньки Иртеньева была спокойна, дома со своими родными, мамой, отцом, братом и сёстрами, любимым учителем Карлом Иванычем, он рос чутким и добрым мальчиком, но он чувствовал, что скоро его ожидают изменения.
  2. Отец сообщил, что Николенька и брат едут учиться в Москву, жить они будут у своей бабушки, пожилой графини. Мальчики попрощались со своей мамой и уехали.
  3. В Москве Николеньку ожидало множество разных событий, новые встречи и знакомства, первая любовь.
  4. Мама Николеньки тяжело заболела, и отец с сыновьями были вынуждены срочно вернуться домой, но они не застали маму в сознании, в тот же день она умерла.
  5. Через три дня после похорон Николенька снова уехал в Москву.

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего запомнился эпизод, когда Николенька уезжал из дома в Москву. Сначала он и не понял, какая грустная минута это была, время расставания, но, увидев мамины слёзы, он всё осознал и почувствовал грусть и печаль.

План произведения для пересказа:

  1. Дома, семья и любимый учитель.
  2. Охота.
  3. Отъезд в Москву.
  4. Жизнь в Москве.
  5. Первая любовь.
  6. Болезнь и смерть матери.

Главная мысль:

Детство – это удивительная и прекрасная пора, время интересных открытий и необыкновенных событий.

Чему учит эта книга:

Повесть учит нас тому, что надо быть честным и не бояться своих эмоций и чувств. А ещё учит нас любить своих родителей, быть им благодарными.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Эта повесть мне понравилась, потому что было очень интересно узнать о том, как жили люди в те времена, особенно дети. Главный герой Николенька мне тоже очень понравился, он добрый и чуткий мальчик, всем сердцем он любит своих родителей и тепло вспоминает своё детство, благодаря которому он очень многому научился.

Новые слова и выражения:

Гидростатика – раздел физики, изучающий равновесие жидкостей.

Кардон – растение семейства Астровых, артишок.

Ямщик – кучер на ямских, почтовых лошадях.

Бричка – лёгкая дорожная повозка.

Букля – завитый локон, прядь вьющихся волос.

Мантилия – женское головное покрывало.

Ангажировать – пригласить даму на танец.

Пословицы к произведению:

Детство – время золотое.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Сын мой, а ум у него свой.

Другие читательские дневники здесь

Анализ повести «Детство» (Л. Н. Толстой)

«Детство» — одно из первых произведений Льва Николаевича Толстого, с которого и начался его долгий творческий путь. Данная повесть имеет автобиографический характер.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Суть
  • 4 Главные герои
  • 5 Темы
  • 6 Проблематика
  • 7 Главная мысль
  • 8 Вывод: чему учит?

История создания

Лев Николаевич всегда был заинтересован жизнью и душой простого русского человека, и в 1851 году, будучи на Кавказе с братом, Толстой основательно взялся за написание повести “Детство” – первой части трилогии, которая должна была показать все этапы развития и становления личности. Многие истории и факты из книги взяты из жизни самого автора. Он тоже во всем ровнялся на брата, рано потерял маму и искал себя с самого рождения.

Работа над произведением шла более года, и вскоре повесть увидела свет на страницах журнала “Современник”. Чтобы понять книгу и ее создателя, нужно, прежде всего, обратиться к его жизнеописанию. История детства Толстого подробно описывается в его биографии.

Жанр и направление

Жанр книги — автобиографическая повесть. Направление – реализм, ведь все основные события основываются на фактах из жизни писателя. Все то, о чем рассказывается в произведении, показывает быт и нравы русских дворян 19 столетия.

Повесть входит в состав трилогии, как известно, после «Детства» следуют «Отрочество» и «Юность» Николеньки.

Суть

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в кратком содержании по главам.

Главные герои

Образ и характеристика каждого персонажа находятся в данной статье. Здесь же мы приводим лишь самые основные сведения о жизни и характере героя.

  1. Николенька Иртеньев — главный герой, мальчик из дворянской семьи. Он очень тонко чувствует мир, умен не по годам, но сам процесс учебы скучен для него. Николенька старается во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за обостренной чувствительности и вспыльчивости. Он добр, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто подражает старшим или более сильным ровесникам.
  2. Мама — в самой повести автор не показывается характер женщины напрямую, но мы можем проследить ее влияние на сына. Благодаря доброму материнскому сердцу, мальчик стал таким чутким и сострадательным.
  3. Папа – рассудительный и строгий мужчина. Герой любит его не меньше, отец сохраняет авторитет перед сыном в любой ситуации.
  4. Наталья Савишна — экономка, бывшая няня мамы Николеньки. По своей натуре очень альтруистичная женщина, готова всю себя отдать ради семьи, которой служит.
  5. Карл Иванович — учитель Николеньки, очень добрый и заботливый человек, желающий для мальчика только лучшего.

Темы

  1. Основная тема повести — становление личности. Человек приобретает индивидуальность, начиная с самого детства. События в раннем возрасте в дальнейшем влияют на судьбу людей, определяют ее во многом. Толстой показывает диалектику души героя – процесс его развития. Каждой черте, каждому жесту есть объяснение, и искать его нужно именно в детстве.
  2. Еще одна немаловажная тема – воспитание. Героя окружают заботой и вниманием с юных лет, он чувствует себя нужным. Поэтому хорошие качества зачастую мешают ему поступать дурно. Это не заслуга генетики, он просто хорошо воспитан, и, усваивая манеры в городской среде, он постепенно становится все более рассудительным и дальновидным.
  3. Материнская любовь – тоже центральная тема в повести. Именно мама научила сыновей тонко чувствовать мир вокруг них, наградила детей обостренным чувством справедливости и сочувствия. Получая ласку и теплоту материнского участия, они и сами стали милосердными, внимательными и неравнодушными людьми, которые были в состоянии признать ошибки и загладить вину.
  4. Тема семьи – тоже очень важный аспект. Взаимоотношения родственников во многом определяют будущее детей. Видя процветающий дом и благополучие, они стремятся построить свою жизнь по образу и подобию родных.
  5. Роль учителя. Толстой понимает всю важность воспитателя для воспитанника. Карл Иванович не распускает учеников, проявляет твердость, но при этом он искренне расположен к ним. Старик любит и уважает детей, не позволяя себе грубостей в отношении них.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека. Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние. Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых. Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути. Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

Главная мысль

В своем произведении Толстой хотел показать влияние окружающего мира и людей на формирование личности. Как каждое событие выстраивается в четкую картинку и отражается на формировании сознания человека. Каждый незначительный, казалось бы, эпизод может стать мотивом для судьбоносного поступка в будущем. Такова идея повести, из которой можно извлечь мораль: в воспитании подрастающего поколения нельзя пренебрегать ничем. Все, что делается с ребенком, очень важно, ведь основы людского мировоззрения формируются с детства.

Смысл повести в том, что роль семьи в обществе невозможно переоценить. В этом социальном институте человек обретает нравственные ориентиры, там он обретает себя. И то, каким он будет, зависит, прежде всего, от его родителей, родственников, которые должны подобрать для подрастающего поколения правильное и здоровое окружение.

Вывод: чему учит?

Данная повесть учит ценить свою семью, свой дом и быть внимательней ко всему, что нас окружает. Быть рядом с людьми, которых мы любим, учиться на ошибках, чтобы делать жизнь своих близких лучше с каждым днем.

Также автор учит читателя ответственности. Рождение ребенка – это очень важный и ответственный шаг, который делает вся семья, а не одна только мама. Каждый родственник, каждый друг семьи должен принимать участие в воспитании детей, быть внимательным к их нуждам, ведь это наше общее будущее.

Сами же дети должны извлечь нравственные уроки: любить и уважать родных, думать своей головой, а не повторять чужие ошибки. Нужно ценить себя, не унижаясь перед другими детьми и не пытаясь завоевать их дружбу, если сами они относятся к вам надменно. Также ребенок должен научиться объективно оценивать мир вокруг и людей, не позволяя первым и неверным впечатлениям затмить доводы разума.

Автор: Камилла Шарапова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Толстой Л., «Детство»

Жанр: повесть

Главные герои повести «Детство» и их характеристика

  1. Николенька Иртеньев. 10 лет. Романтичный, чувственный мальчик с богатым воображением. Добрый и ласковый. Сильно любит родителей. Часто меняет свое настроение.
  2. Карл Иванович. Пожилой учитель немец. Трогательно привязан к детям.
  3. Матушка Наталья Николаевна. Добрая, ласковая, больная.
  4. Папа Петр Александрович. Человек прошлого века. Игрок и любитель женщин. Обладает большими связями и лысиной.
  5. Бабушка Николеньки. Графиня. Добродушная, очень любит дочь и внуков.
  6. Наталья Савишна, старушка няня. Добрая, хозяйственная, преданная барышне и детям.
  7. Марья Ивановна, Мими. Гувернантка. Педантичная, несносная, все считающая неприличным.
  8. Володя. Старший брат Николеньки. Практичный и более рассудительный.
  9. Катенька, дочь Мими. Первая любовь Николеньки.
  10. Сережа Ивин. Мальчик 13 лет. Красивый, бездушный, эгоистичный.
  11. Сонечка Валахина, 12 лет. Очень красивая девочка. Первая настоящая любовь Николеньки.

Кратчайшее содержание повести «Детство» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Николенька узнает о предстоящем отъезде в Москву и переживает за учителя, которого не хотят брать.
  2. Николенька отправляется на охоту, где опускает зайца, но понимает, что влюблен в Катеньку.
  3. Николенька прощается с матушкой и вместе с отцом и братом уезжает в Москву к бабушке.
  4. Николенька знакомится с Ивиными, и ему очень нравится Сережа, мальчик злой, хотя и очень красивый.
  5. Николенька встречает Сонечку Валахину, танцует с ней мазурку и кадриль, смешит девочку перчаткой, и влюбляется в юную красавицу.
  6. Узнав о болезни матери, Иртеньевы возвращаются в деревню, но мать мальчика умирает той же ночью.

Главная мысль повести «Детство»
Детство — самая счастливое время в жизни человека, но оно так быстро заканчивается.

Чему учит повесть «Детство»
Повесть учит любить родителей, не забывать о них, учит доброте, милосердию и состраданию. Учит честности, учит не скрывать своих чувств.

Отзыв на повесть «Детство»
Мне очень понравилась эта добрая повесть, и конечно понравился мальчик Николенька. Он был очень добрым и чувствительным. Он все принимал слишком близко к сердцу, относился к жизни с детской непосредственностью, не подозревая, что уже очень скоро это счастливое время для него закончится и настанет пора становиться взрослым.

Пословицы к повести «Детство»
Детство время золотое, ест и пьет, и спит в покое.
Всякая молодость резвости полна.
Молод да умен, два угодья в нем.
Кто мать, да отца почитает, тот век счастливый проживает.
Молодость не вечна, а быстротечна.

Читать краткое содержание, краткий пересказ повести «Детство» по главам:

Глава I Учитель Карл Иванович

На третий день после дня рождения Николеньку разбудил учитель Карл Иванович, убивший муху прямо над его головой. Николенька с обидой смотрел на учителя, думая о том, что тот противный человек. Но Карл Иванович начал щекотать мальчику пятки, и Николенька подумал, что учитель добрый.
Потом Николенька и Володя встали, умылись и прошли в классную, где их ждал Карл Иванович. В классной он был совсем другим человеком — наставником.
После уроков Карл Иванович уводил детей вниз, здороваться с матушкой.

Глава II Maman

Матушка уже разливала чай. Возле дивана за роялем сидела одиннадцатилетняя Любочка и Марья Ивановна, она же Мими. Матушка спрашивала учителя, как спали дети, но тот был глуховат и редко отвечал сразу. Тогда матушка спрашивала Николеньку, не плакал ли он ночью, тот отвечал, что плакал во сне, а матушка отправляла детей к отцу.

Глава III Папа

Папа разговаривал с приказчиком Яковом и объяснял тому, куда и как тратить деньги в его отсутствие. Яков спорил, но потом они пришли к общему решению.
Тога папа объявил детям, что в ночь они уезжают в Москву, к бабушке, а матушка остается в деревне. Перед отъездом папа хотел поохотиться.

Глава IV Классы

Учитель был в тот день не в духе, он поставил Николеньку на колени и вышел из классов. Николенька слышал, как учитель жаловался дядьке Николаю, что дети уезжают в Москву, а его хотят прогнать. Он сетовал на людскую неблагодарность, говоря, что двадцать лет отдал детям.
Николенька жалел учителя, но ничем не мог ему помочь.
Вдруг дверь отворилась и вошел незнакомый человек.

Глава V Юродивый

Это был оборванный и грязный человек лет пятидесяти, с посохом, который стал всех крестить и говорить что-то бессмысленное. Это был юродивый Гриша.
Потом явился дворецкий Фока и повел детей вниз. Там были папа, матушка, девочки и Мими.
Николенька считал Мими несносным существом, потому что она все считала неприличным.
Катенька попросила Николеньку, чтобы тот уговорил маму взять девочке на охоту.
За обедом папа и мама поругались из-за юродивого, которого папа считал плохим человеком.

Глава VI Приготовления к охоте

После обеда все готовились к охоте. Привели собак, заложили тележку. Папа сел на лошадь и охотники двинулись.

Глава VII Охота

Охотники подъехали к лесу и папа дал Николеньке собаку, велев бежать на поляну и без зайца не возвращаться. Мальчик весело побежал в указанное место.
Мальчик долго ждал в засаде и любовался природой. Поэтому когда собака залаяла и дернулась не удержался, закричал и бросился бежать. Заяц скакнул и был таков. Николенька сильно стыдился своего промаха.

Глава VIII Игры

После охоты все плотно поели возле березовой рощи, а потом девочки стали звать мальчиков играть в Робинзона. Володя для вида поупирался, но потом снизошел до просьб и дети стали играть.

Глава IX Что-то вроде первой любви

Любочка сорвала с дерева червяка и с криком бросила его на землю. Катенька попыталась поднять его и подернула плечиком.Это движение вызвало умиление у Николеньки и он поцеловал девочку в плечо.
Николенька решил, что влюблен в Катеньку.
Потом все поехали домой.

Глава X Что за человек был мой отец

Отец Николеньки был человек прошлого века. В его жизни было две страсти — карты и женщины. Отец был высок ростом, обладал орлиным носом и лысиной. У него были большие связи в свете, он любил музыку и был сентиментален.

Глава XI Занятия в кабинете и гостиной

Вернувшись с охоты Николенька стал рисовать в гостиной. У него была только синяя краска и он нарисовал синего зайца, которого потом переделывал в дерево, куст, скирду. Но только весь измазался.
Николенька видел, как к отцу в кабинет пришли люди, а потом туда же вошел Карл Иванович с бумагами.
Потом папа вышел и с улыбкой объявил, что решил взять в Москву и Карла Ивановича. Он говорил, какой это трогательный человек, который расплакался в кабинете, и при этом подал счет за свои услуги.
Перед ужином пришел Гриша, и дети решили спрятаться в чулане, чтобы посмотреть Гришины вериги.

Глава XII Гриша

Вскоре Гриша вошел в свою комнату и помолился. Потом он начал раздеваться и его лицо странным образом не выражало обычного слабоумия, а движения были скупы и расчетливы.
Потом Гриша упал на колени и стал молиться, долго и истово.
Дети зашумели, и Гриша оглянувшись, перекрестил углы.

Глава XIII Наталья Савишна

В середине прошлого столетия в доме появилась Наташка. Сперва она была горничной, потом стала няней. Она хотела выйти за Фоку, но дедушка тогда разгневался и сослал Наташку в деревню. Потом ее вернули, но Наташка урок учла, и превратилась в Наталью Савишну, а весь свой запас любви перенесла на барыню.
Она стала заведовать хозяйством, а когда ей предложили волную расплакалась и обиделась.
В кладовых Натальи Савишны можно было отыскать все, она была незаменима.
В тот день Николенька разлил квас и Наталья Савишна отшлепала его мокрым полотенцем.
Николенька обиделся, что его побили и говорили «ты», но потом Наталья Савишна пришла мириться и Николенька плакал уже не от злости, а от любви и стыда.

Глава XIV Разлука

На следующий день подали бричку, все погрузились, а папа обнялся и поцеловался с матушкой. Матушка плакала и дрожащей рукой крестила детей. Николенька подбежал и прижался к ней.
Отъезжая Николенька обернулся и увидел, как медленно поднималась матушка в дом. Слезы вновь навернулись на его глазах.

Глава XV Детство

Детство очень счастливая пора, когда тебя любят, называют ангелом и нежно целуют. А ты не боишься в ответ признаться в своей любви к маме.
Но время идет и от детства остаются одни воспоминания.

Глава XVI Стихи

Через месяц после переезда в Москву мальчики готовились к именинам бабушки. Володя нарисовал в подарок голову какого-то турка, а Николенька долго мучился со стихами. Он никак не мог придумать завершающей рифмы, но потом решился и быстро дописал. Николенька с чувством прочитал свои стихи и только потом стал корить себя, что сказал в них, будто они будут любить бабушку, как родную мать.
Потом мальчики переоделись, а Карл Иванович принарядился, и они вышли в залу.
Карл Иванович подарил бабушке золотую коробочку, а Николенька свои стихи. Он ожидал, что бабушка заругается, но та была растрогана и поцеловала мальчика.

Глава XVII Княгиня Корнакова

Приехала княгиня Варвара Ильинишна Корнакова, женщина лет сорока пяти, желчная и худая. Она много говорила и Николенька заметил, что бабушка недовольна княгиней. Они поговорили о детях, и княгиня призналась, что бьет своих детей.
Николенька подумал, что хорошо, что он не ее сын.
Потом княгине представили мальчиков и Николенька снова вспомнил о том, что он некрасивый. Так ему говорила даже матушка, которая считала, что Николенька должен стараться быть умным и добрым.

Глава XVIII Князь Иван Иваныч

Затем пришел князь Иван Иванович, старичок 70 лет. В молодости он сделал хорошую карьеру, был добр, но холоден в обращении, потому что слишком многие зависели от него.
Князю показали стихи Николеньки и князь заметил, что может быть это будет второй Державин.
Потом князь и бабушка заговорили о папе Николеньки, и князь высказал мнение, что тот плохой хозяин, а бабушка сказала, что вряд ли мать Николеньки счастлива с этим человеком.

Глава XIX Ивины

Вскоре приехали Ивины и мальчики сильно обрадовались своим друзьям.
Сережа Ивин был одного с ними возраста, очень красивый, смуглый и серьезный мальчик, на которого Николенька смотрел с обожанием и восторгом.
Сережа имел огромное влияние на Николеньку и часто пользовался этим влиянием в своих корыстных интересах.
Мальчики отправились в сад играть в разбойников и к ним присоединился Иленька Грап, сын бедного иностранца, который жил у дедушки Николеньки. Иленьке было тринадцать лет, он был худеньким и добродушно-покорным.
После игры в разбойников, мальчик пошли наверх и стали щеголять друг перед другом гимнастическими способностями. Сережа бойко прыгал через три стула и становился вверх ногами. Потом он стал подбивать повторить это Иленьку, но тот отказывался.
Однако Сережа, а с ним и другие дети, схватили Иленьку и перевернули его вверх ногами. Иленька жалобно болтал ногами и попал под глаз Сереже. Сережа толкнул Иленьку, тот упал и стал со слезами спрашивать, за что его тиранят.
Сережа назвал Иленьку нюней и мальчики ушли, а Николенька все еще восхищался силой и храбростью Сергея, хотя ему было жаль и Иленьку, одиноко плачущего на словарях.

Глава XX Собираются гости

На другой вечер в доме ожидалось много гостей. Неожиданно Николенька увидел двенадцатилетнюю очень красивую девочку в кисейном платье и с серьезными, очень крупными глазами.
Это была Сонечка Валахина, которая приехала в гости со своей мамой. Бабушка ласково приветствовала Сонечку и указала на двух новых кавалеров, своих внуков.
Николенька решил удалиться и увидел, как приехала княгиня Корнакова с сыном Этьеном и множеством дочерей. Этьену было лет пятнадцать и он был нервным, как и полагалось, по мнению Николеньки, быть мальчику, которого секут розгами.
Молодой князь пришел в ярость, когда лакей стал спрашивать куда Этьен девал кнут, и обещал заплатить за пропажу.
Между тем, все внимание Николеньки в тот вечере занимала Сонечка. И когда приехали Ивины, он почувствовал досаду, что Сонечку увидит Сережа.

Глава XXI До мазурки

Увидев у Сергея лайковые перчатки, Николенька страшно разволновался, нашел старую перчатку с отрезанным пальцем и бросился к бабушке. Бабушка посмеялась над его волнением и показала всем его рваную перчатку. Смех оглушил Николеньку, но странное дело, он сразу перестал волноваться, и танцуя с Сонечкой смешил девочку, показывая ей свою перчатку.
Николенька станцевал с Сонечкой кадриль.

Глава XXII Мазурка

Потом началась мазурка и Николенька с удивлением понял, что все танцуют не так, как его учила Мими. Поэтому, когда Сонечка повела его танцевать, мальчик растерялся и стал выделывать ногами самые забавные па.
Все с улыбками смотрели на его танец и говорили, что если не умеешь танцевать, то не нужно и браться.
Николенька сильно расстроился.

Глава XXIII После мазурки

После мазурки был ужин и Николенька расслабился, выпив немного вина. Сонечка упросила мать задержаться, и снова танцевала с Николенькой. После Сонечка и Николенька договорились обращаться друг к другу на ты, и Сонечка уехала.
Гости расходились и Николенька весьма прохладно простился с Сережей, который с тех пор утратил его любовь.

Глава XXIV В постели

Лежа в постели, Николенька представлял себе Сонечку и понял, что влюблен в нее безумно. Он поделился своими чувствами с Володей, но брат отнесся к этому спокойно. Это вывело Николеньку из себя и он расплакался.

Глава XXV Письмо

Через шесть месяцев папа сказал Николеньке, что им нужно срочно ехать в деревню Он получил письмо, в котором матушка сообщала о своей серьезной болезни, и слезно просила скорее привезти детей, чтобы успеть с ними попрощаться перед смертью.

Глава XXVI Что ожидало нас в деревне

Когда папа и мальчики приехали в деревенский дом, они сразу прошли к матушке, но та была в сильном забытьи. А ночью матушка умерла, в последний миг придя в себя, и заочно благословив детей.

Глава XXVII Горе

Николенька был безутешен, он много плакал и не мог поверить, что матушка умерла. Все родные и прислуга тоже были безутешными.
К гробу с телом покойной пришли попрощаться все, даже жители деревни.

Глава XXVIII Последние грустные воспоминания

Перед погребением Николенька зашел к Наталье Савишне и та сказала, что Бог взял матушку потому, что добрые ему и там нужны. Наталья Савишна рассказала мальчику про мытарства, которые проходит душа праведника.
Через три дня после похорон Николенька уехал в Москву. Только тогда бабушка узнала о смерти дочери. Горе ее было необычайно сильным, она плакала, кричала, разговаривала с матушкой, как-будто видела ее перед собой.
Через год умерла Наталья Савишна, разобрав перед смертью сундуки и сдав все имущество по описи. Она оставила подарки Володе и Николеньке, а самого наследства после себя оставила всего 25 рублей. Наталья Савишна умерла в спокойствии, восприняв смерть как благо.

  • Главная мысль сказки горячий камень
  • Главная мысль сказки горшочек каши братья гримм
  • Главная мысль сказки али баба и сорок разбойников
  • Главная мысль сказки аленький цветочек аксакова
  • Главная мысль сказки аленький цветочек 2 класс для читательского дневника