Главная мысль сказки двенадцать месяцев

Читательский дневник по сказке «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака

Автор: Самуил Яковлевич Маршак

Название: «Двенадцать месяцев»

Число страниц: 5

Жанр: сказка

Главные герои: 12 месяцев, падчерица, мачеха, дочь мачехи.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Падчерица — добрая и послушная.

Трудолюбивая и отзывчивая.

Скромная, милая, отзывчивая и вежливая.

Мачеха — злая и корыстная.

Завистливая.

Получила по заслугам.

Сестра — ленивая и жадная.

Ничего не делала.

Была наказана за свою грубость.

12 месяцев — справедливые, строгие, добрые.

Краткое содержание сказки «Двенадцать месяцев»:

Мачеха отправила падчерицу в лес за подснежниками.

Но была зима.

Девочка вышла на лесную поляну и увидела двенадцать мужчин.

Это были братья-месяцы.

Она рассказала им про подснежники, и Март предложил Январю уступить ему место.

Остальные месяцы согласились.

Падчерица набрала подснежников и вернулась домой.

Узнав, с кем она встречалась, мачеха отправила в лес свою дочь.

Но та была грубой и злой. Январь поднял метель, и девушка погибла.

Мачеха отправилась её искать и тоже замёрзла.

А падчерица вышла замуж и развела прекрасный сад.

План сказки:

  1. Наказ мачехи.
  2. На лесной поляне.
  3. Обмен месяцев.
  4. Подснежники.
  5. Зависть мачехи.
  6. Гибель дочери.
  7. Смерть мачехи.
  8. Сад падчерицы.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака

Основная мысль произведения «Двенадцать месяцев»

Главная мысль сказки в том, что добрые поступки всегда вознаграждаются.

Основная идея сказки в том, что нельзя завидовать чужому счастью.

Чему учит сказка

Сказка учит быть добрым, послушным и трудолюбивым.

Учит не впускать в душу зло и жадность.

Краткий отзыв по сказке «Двенадцать месяцев» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что вежливость и впрямь может открыть любые двери.

Падчерица была доброй, и приветливой и месяцы пожалели её.

Они подарили девочке подснежники.

А родная дочь мачехи была грубой, и месяцы наказали её.

Это интересная и поучительная сказка.

Автору удалось рассказать о том, как трудолюбие и вежливость помогают человеку исполнить самые заветные желания.

Мне очень понравилась падчерица.

Она была доброй, скромной и трудолюбивой.

Девочка была готова ждать в лесу прихода марта, лишь бы не возвращаться домой.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, достаточно ли вежливо мы общаемся с другими людьми.

Ведь сказать вежливое слово нетрудно.

А пользы от него будет много.

Пословицы к произведению:

  • Доброе дело без награды не остаётся.
  • На добрый привет добрый и ответ.
  • Жадность — всякому горю начало.
  • В корысти и зависти нет ни проку, ни радости.
  • Всему своё времечко, вырастет и семечко.

Словарь неизвестных слов:

  • Бархат — дорогая, красивая и мягкая ткань.
  • Выхолаживать — остужать.
  • Темень — темнота.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Братец Январь, уступи мне на час своё место!

Погладил свою длинную бороду старик и говорит:

— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.

— Ладно, уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой.

— Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров.

Всем месяцам она своя.

Надо ей помочь.

Ещё читательские дневники по произведениям Самуила Маршака:

  • «Дождь»
  • «Кот и лодыри»
  • «Хороший день»
  • «Весёлые чижи»
  • «Кольцо Джафара»
  • «Кошкин дом»
  • Краткая биография Самуила Маршака и презентация на отличную оценку

Библиотека произведений автора пополняется.

Основная мысль сказки "Двенадцать месяцев" - примеры сочинений

Главными героями в этой сказке, помимо падчерицы, являются: злобная мачеха, чуть не сжившая девочку со света, и ее дочка. Кроме того, двенадцать месяцев выступают в сказке в роли волшебников.

Главная мысль сказки: добрым и отзывчивым помогает сама природа, а злым и завистливым — нет места на земле. Увидев падчерицу, зимние месяцы, поняв, какая она добрая и ласковая, подвинулись и дали ей возможность набрать подснежников. А завистливой сестре ее, приведшей требовать зимой летних даров, ничего не дали, кроме зимней стужи. От нее она и замерзла. А вместе с ней и мачеха, пытавшаяся отыскать в зимнем лесу пропавшую дочку.


­Пример сочинения 1

Сказка Двенадцать месяцев знакомо каждому из нас, особенно это актуально в зимнее время, ее можно назвать по-настоящему новогодней. Однако многих интересует, чему же учит данная сказка. Всем известен сюжет, с детства мы знаем о том, что в семье есть две девочки — одна родная, другая падчерица. Именно к падчерице мачеха относятся плохо, заставляет ее отправляться в мороз на поиски подснежников.

Сказка была написана Маршаком, и главная цель — это учить людей добру. Дети должны понимать, что только добро побеждает. На самом деле это сказка о счастье, ведь маленькая девочка сумела получить все, чего она заслужила за свою доброту. Сказка также позволяет окунуться в волшебный лес, убедиться в том, что обязательно наказаны злые люди. Сказка Двенадцать месяцев наполнена любовью и добром, хорошие люди обязательно будут счастливыми. Данная сказка начинается с того, что вздорная королева сказала, что заплатит золотом за то, что ей принесут цветы зимой.

Злая мачеха несмотря на то, что цветы не растут в эту пору, к тому же на улицу метель и мороз, отправляет свою падчерицу в лес. Ей все равно, если она там просто погибнет. Однако доброй девочке повезло, она встречается с братьями месяцами, которые дарят ей редкие цветы для декабря. Девочка не знают, кто ее спасители, но они ее знают хорошо, потому что каждый месяц за ней наблюдают, как она таскает дрова полет грядки, это трудолюбивая девочка, которая терпит массу придирок от своей мачехи.

Главные позитивные герои сказки — это братья- месяцы, они справедливы и честны, они имеют достаточно власти, чтобы наказать тех, кто живет с плохими намерениями. Персонажи из сказки не имеют имен, у королевы, у падчерицы, даже у мачехи. Сирота — лишь олицетворение всего трудолюбивого народа, добрых и бескорыстных людей. Бедные люди из последних сил трудятся, чтобы заслужить богатства, оно достается богачам, они не ценят то, что имеют, а используют его для исполнения своих капризов и для того, чтобы издеваться над бедными людьми.

Образы братьев на самом деле отображают могущество природы, которую Маршак выделил своей сказке. Природа, любая погода необходима, чтобы обеспечивать жизнь людей.

В сказке показано, что жадность, честолюбие обязательно приводит к беде, что и случилось с дочерью мачехи, она пришла требовать не весенние цветы, она хотела получить ягоды, грибы, чтобы их хорошо продать. Злые дела никогда не останутся безнаказанными, добрые дела будут оценены.

Каждый должен понимать этот факт с детства, жить по принципу того, что только добро вознаграждается, нельзя быть злым, нельзя вредным. Это вредит другим людям, и мешает их жизни. Падчерице остается все доброе и хорошее. Несмотря на то, что мачеха издевается над ней, сводная сестра плохо к ней относится, в итоге мачеха и ее родная дочка превращены в собаку. Падчерица получила подарок, это то, что она оставалась доброй и бескорыстной. Главные аспекты сказки — зло наказуемо, каждый должен это понимать, когда делает какие-либо плохие вещи, а также великодушие любовь ближнему будет вознаграждена. Сказка показывает нам разные вещи, и учит детей добру и пониманию природы.


Пример сочинения 2

Сразу бросается в глаза, что Маршак в своем произведении противопоставил зло добру — две силы, которые постоянно ведут борьбу. Доброту падчерицы пытались сломить отрицательные герои, главным образом мачеха. Однако сила и влияние двенадцати месяцев расставили все по местам. Зло было наказано, а добро награждено. Один из самых удивительных персонажей этой сказки — королева. Ее злоба и эгоизм, которые мы видим вначале, сменились добротой и нежностью. На примере королевы мы явно видим, как добро побеждает зло. Это важная деталь в анализе сказки «Двенадцать месяцев».

А что можно сказать о мачехе и ее дочке? Они были превращены братьями-месяцами в собак, однако им оставили шанс на возможность быть людьми в случае если они одумаются.

После прочтения этой сказки невольно размышляешь над тем, что можно считать злом, а что добром, и почему победа добра так важна и на нее нужно всегда надеяться.



Пример сочинения 3

Тема произведения – зимние «приключения» падчерицы, дружба между человеком и природой. Автор показывает, что добрым, работящим людям помогает сама природа. Также С. Маршак утверждает, что добро всегда побеждает зло.

Жанр произведения – пьеса-сказка. Также ее называют драматической сказкой. Пьесой она считается из-за того, что состоит из реплик и ремарок. Признаки сказки – фантастические события, персонажи, поучительная составляющая. Сам С. Маршак признавался, что не хотел навязывать мораль. Ион сдержал слово: поучения в сказке есть, но искать их нужно между строк.

В начале пьесы-сказки представлен список действующих лиц. Всех персонажей можно разделить на главных, второстепенных и эпизодических. Главные – Падчерица, двенадцать месяцев, Старуха и ее дочь, Королева. Второстепенные герои – старый профессор, солдат, грофмейстерина, лесные звери. Эпизодические герои – садовники, главный садовник, глашатае, солдаты.

Сюжет произведения развивается последовательно. В экспозиции мы знакомимся с лесными жителями, падчерицей, солдатом, королевой. Завязка – указ королевы. Развитие событий – это все события, происходящие после того, как падчерица отправляется за подснежниками. Кульминация – Королева выбрасывает кольцо падчерицы. Развязка – старуха и ее дочь остаются собаками, падчерица остается хозяйкой в доме, а королева отправляется во дворец.

Главной мыслью этой пьесы является то, что нельзя требовать от людей невозможного.

Основной идей пьесы оказывается то, что к людям надо относиться с добром, если хочешь, чтобы также поступали с тобой.
Королева поняла, что нельзя быть эгоисткой и жить лишь для себя.
Она была прощена. А старуха и её дочь не смогли исправиться и были сурово наказаны.

Пьеса учит доброте. Учит не желать людям зла, не завидовать и не обманывать. Учит тому, что всё дурные поступки обязательно вскроются и будут наказаны.
Учит скромности и отзывчивости.

«Двенадцать месяцев» читательский дневник

«Двенадцать месяцев» читательский дневник

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 386.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 386.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Двенадцать месяцев» — популярная сказка о том, что нельзя изменить ход времени и каждому явлению в жизни полагается свой черёд. Чудеса случаются, если верить в них всем сердцем!

Краткое содержание «Двенадцать месяцев» для читательского дневника

ФИО автора: Маршак Самуил Яковлевич

Название: «Двенадцать месяцев»

Число страниц: 64. Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев». Издательство «АСТ». 2014 год

Жанр: Пьеса-сказка.

Год написания: 1943 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Главные герои

Падчерица – трудолюбивая, добрая, не злопамятная девочка.

Старуха — злобная, жадная мачеха Падчерицы.

Дочь Старухи – такая же жадная, завистливая и злая, как и её мать.

Королева – капризная и своенравная девочка.

Профессор – учитель Королевы, мудрый старик-учёный.

Солдат – добрый, жалостливый мужчина.

Двенадцать месяцев – каждый из них обладает своими достоинствами и недостатками.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

В одном королевстве правила Королева – совсем ещё девочка, своенравная и очень капризная. Даже старый мудрый Профессор, который занимался её образованием, боялся ей перечить – легкомысленная Королева могла не задумываясь казнить его.

Однажды, в канун Нового года, Королева отдала приказ – принести к ней во дворец корзину подснежников в обмен на корзину золота и шубу. Жадная Старуха, услышав об этом, снарядила в лес безотказную Падчерицу. Оказавшись в тёмном холодном лесу, девочка повстречала двенадцать месяцев, которые решили помочь ей. Они сделали так, что на время в свои владения вступил Апрель, и поляна покрылась подснежниками. Девочка собрала их полную корзину, а на прощанье получила от Апреля волшебное колечко.

Старуха и Дочка отобрали у Падчерицы колечко и корзину с подснежниками и отправились во дворец. Им пришлось сознаться, что подснежники собирала Падчерица. Королева приказала привести девочку, чтобы всем вместе отправиться в лес собирать землянику.

В лесу бушевала метель, и придворные быстро замёрзли. Королева бросила в прорубь волшебное колечко, и тотчас наступила весна, следом за ней – лето, осень, и вновь в свои владения вступила зима. Появился Январь и принялся исполнять желания. Профессор попросил, чтобы всё шло своим чередом, Солдат захотел просто согреться. Старуха и Дочка получили в подарок шубы и тут же превратились в собак. Падчерице месяцы подарили сундук с богатыми подарками. Двенадцать месяцев пожелали им счастливого пути, и все благополучно выбрались из леса.

План пересказа

  1. Капризная Королева.
  2. Новый приказ.
  3. Старуха отправляет Падчерицу в лес за подснежниками.
  4. Знакомство с Двенадцатью месяцами.
  5. Полная корзина подснежников.
  6. Старуха и Дочка во Дворце.
  7. Новая прихоть Королевы.
  8. Все отправляются в лес.
  9. Смена времён года.
  10. Каждый получает подарки по заслугам.

Главная мысль

Всему своё время и каждому событию свой черёд.

Чему учит

Сказка учит доброте, милосердию. Она учит тому, что невежество и капризы могут привести к неприятным последствиям.

Отзыв

Эта сказка показывает, как важно, чтобы всё происходило в свой срок. Иначе получится большая путаница, которая не доведёт до добра.

Рисунок-иллюстрация к сказке Двенадцать месяцев.

Пословицы

  • Всё в свой срок: придёт времечко — вырастет и семечко
  • Доброе дело без награды не остаётся
  • Жадность всякому горю начало.

Что понравилось

Понравилось, что зло было наказано: Старуха и дочка превратились в собак, а капризная Королева поняла, как она была неправа.

Тест по сказке

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Илай Кларк

    10/10

  • Анна Худобина

    8/10

  • Татьяна Козлова

    10/10

  • Руслан Костычев

    10/10

  • Ii Воробъев

    9/10

  • Даня Новиков

    10/10

  • Наталья Толочная

    10/10

  • Эвелина Иванова

    10/10

  • Егор Афонин

    9/10

  • Милена Дмитриенко

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 386.


А какую оценку поставите вы?

Содержание статьи

  • Сказка-пьеса «12 месяцев»: замысел автора
  • Чему учит сказка: главная мысль
  • Краткое содержание сказки и анализ личности героев
  • Важности детской сказки
  • Какие вопросы можно задать ребенку после прочтения произведения

Сказка-пьеса С. Я. Маршака является одной из самых известных в своем жанре, и читать ее с детьми нужно обязательно. Почему она так важна и чему учит сказка «12 месяцев»? Ответить на эти вопросы достаточно просто.

Сказка-пьеса «12 месяцев»: замысел автора

С. Я. Маршак, поэт, переводчик, драматург, родился в 1887 году в семье, в которой поддерживали стремление детей открывать новое в мире и в людях.

Сказка 12 месяцев

В гимназии Самуилу Яковлевичу довелось учиться у преподавателя словесности, который развивал в воспитанниках интерес к русской классической поэзии прежде всего, и к литературе в общем.

Перу С. Я Маршака принадлежат песни, загадки, сказки, присказки, стихи и сказка-пьеса для детского театра «Двенадцать месяцев», в которой правдивое переплетается с неправдоподобным, фантастическим.

Это произведение заставляет поверить в то, что человек с добрым сердцем достоин настоящего чуда: «Стоит только захотеть стать хорошим, чистым, честным – и зацветут для тебя подснежники в январе, и ты будешь счастлив», – говорила Маргарита Алигер.

Почему подснежники? Да потому, что это не только самый первый весенний цветок, но и потому, что он, нежный и хрупкий, в то же время крепкий, упорный, сильный, способный пробиваться сквозь снег, являя себя миру, свою выносливость, силу духа и характер. Это чудо не могло не привлечь к себе взгляд поэта, который считал, что человек всего может добиться, если захочет, всегда пробьет себе дорогу.

Чему учит сказка: главная мысль

С. Я. Маршак говорил кратко, но емко о том, что в хорошей сказке жизненной правды не меньше, чем в повести, пьесе или поэме. Основной вывод сказки, ее мораль просты: она учит быть сильными, смелыми, отзывчивыми, правдолюбивыми, трудолюбивыми. Несмотря ни на что, верить в чудеса и никогда не отчаиваться. Глубинная суть произведения заключается в том, что добро всегда побеждает зло, а силы природы помогают тем, кто добр, отзывчив и трудолюбив.

А вот время изменить невозможно: всему есть свой черед. Сказка предостерегает читателя совершать плохие поступки, так как все плохое всегда возвращается к человеку, а вот добрые дела оцениваются по достоинству.

Краткое содержание сказки и анализ личности героев

В сказке несколько героев, которых автор намеренно противопоставляет друг другу.

Сказка 12 месяцев братья месяцы

Принцесса, избалованная, своевольная, капризная, желающая издавать собственные законы природы, так как власть не ведает законов, которые пишет сама жизнь. Человеческая судьба, человеческий итог принцессой измеряется длиной слов: «казнить» — «помиловать». Мачеха и дочка – жестокие, корыстные, жадные, любящие повелевать и жить за чужой счет, чужим трудом. В них нет сердца. Даже друг к другу они относятся по-собачьи, за что и превращаются в собак, о чем и говорится в сказке.

Падчерица – добрая, трудолюбивая, отзывчивая, лишенная чувства зависит и соперничества, не требующая платы за оказанное добро девочка. Она заботлива, признательна людям за их участие в ее судьбе. Ее признают и не боятся звери и птицы в лесу. Она щедра: из подарков Месяцев отдает шубы замерзающим в лесу Королеве, Учителю и Солдату.

Падчерица

Двенадцать братьев-месяцев увидели в ней, главной героине пьесы, эти качества и помогли собрать корзину цветов во время зимних вьюг, ветров и морозов. А еще их обезоружила ее доброта, безотказность, способность к самопожертвованию, умение быть благодарной, в отличие от сводной сестры, которая, жалея себя и желая получить золото, гонит в зимний лес свою мать. С. Маршак и в сюжете, и в обрисовке характеров следует традиция русской народной сказки (хотя сам сюжет взят у бельгийцев).

Важности детской сказки

Любовь к чтению важно прививать ребенку с детства. Ему нужно объяснять, что любая книжка – это целый новый мир, который откроет ему свои тайны. Просто необходимо также обсуждать с ребенком прочитанное, обращать его внимание на поступки героев, делать главные выводы по произведению, рассуждать.

Сказка 12 месяцев

Русская классическая литература знает немало примеров авторской сказки:

  • П. Бажов «Малахитовая шкатулка»
  • А. Пушкин, например, «Сказка о золотом петушке»
  • В. Жуковский «Сказка о мертвой царевне»
  • А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
  • А. Платонов «Волшебное кольцо»
  • Л. Петрушевская «Говорящий сверток»
  • С. Маршак сказка-пьеса «Двенадцать месяцев»…

У каждого из этих авторов была причина прийти к жанру сказки. Оно и понятно: если следовать словам А. Пушкина, то сказка, в которой много неправды, скрывает в себе жизненные намеки, преподающие читателю добрый урок. Тогда становится ясно, что писатели пытались донести до читателя свою правду, к которой они пришли сквозь годы творческого пути.

Какие вопросы можно задать ребенку после прочтения произведения

Какие вопросы можно задать ребенку сразу после прочтения?

  1. Почему в качестве желанного цветка для Королевы автор выбрал именно подснежник?
  2. Почему братья-месяцы помогли именно Падчерице?
  3. Какой поступок сводной сестры особенно нехорош и почему?
  4. Какой поступок Падчерицы особенно впечатлил и почему?
  5. Что в сказке фантастического и что отражает реальную жизнь?
  6. Чем пьеса-сказка С. Маршака напоминает русские народные сказки?

Сказка 12 месяцев братья месяцы

Эти вопросы помогут ребенку быстрее сориентироваться в материале и сделать правильные выводы по содержанию литературного произведения.

Двенадцать месяцев Маршак С.Я. — читательский дневник

Маршак Самуил

1887 — 1964

Сказку «Двенадцать месяцев» Маршак написал в ответ на письмо мальчика, который хотел, чтобы писатель продолжал писать сказки для детей. Сюжет произведения «Двенадцать месяцев» — это переработка известной словацкой сказки. Вариант, предложенный Маршаком, получил широкое распространение. Предлагаем ученикам один из примеров написания читательского дневника по сказке Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».

  1. Время и место действия
  2. Главные герои
  3. Чему учит произведение
  4. Краткий пересказ
  5. Вывод
  6. Система образов произведения
  7. Словарь незнакомых слов
  8. Понравившиеся цитаты

1. Время и место действия

Произведение «Двенадцать месяцев» Маршак сочинил зимой 1942 – 1943 гг. в Москве, Время, описанное в сказке – это 17-19 вв., когда еще люди жили бедно и голодно, носили рваные платки, ходили в лес за хворостом, топили печи. Как написано в сказке, действие происходит в Богемии, горной стране. Раньше была такая страна, которая располагалась на месте современной Чехии.

2. Главные герои

Падчерица — девочка со спокойным и добрым характером. Она умеет помогать людям.

Мачеха — злая женщина, ненавидящая свою приемную дочь. Мачеха хочет избавиться от падчерицы.

Дочка мачехи — девочка с таким же характером, как у ее матери. Ей ненавистна ее сводная сестра. Злость, жадность, наглость, зависть к сводной сестре, приведут дочку мачехи к трагическому финалу.

3. Чему учит произведение

Существуют природные циклы, которые невозможно поменять. Если человек ощущает себя хозяином природы и считает, что может ее изменить, если он вмешивается в естественный ход времени, то от этого могут выйти одни только неприятности. Произведение Маршака учит доверять силам природы, а не требовать от них невозможного.

Сказка учит доброте, гуманности, хорошему отношению к людям. Она укрепляет веру в то, что в борьбе Добра и Зла, обязательно победит Добро. Она помогает человеку поверить то, что Чудеса случаются, когда человек дружит с природой.

Сказка учит верить в то, что даже в самых трудных ситуациях есть выход. И его подскажет сама жизнь, сама природа. Не нужно отчаиваться, а спокойно идти на огонек надежды. И природа обязательно поможет человеку.

4. Краткий пересказ

Мачеха отправляет свою падчерицу за подснежниками в лес зимой. Дочка мачехи поддерживает свою мать. В лесу падчерица увидела костер, вокруг которого расположились Двенадцать месяцев. Они придумали как помочь девочке собрать подснежники. Дочь мачехи тоже идет к братьям-месяцам за подарками, но в ответ получает метель да стужу. Дочь мачехи и ее мать замерзают в лесу.

Смотрите более подробный краткий пересказ «12 месяцев» Маршак С.Я.

5. Вывод

Эта сказка учит не вмешиваться в природу. Если человек думает, что он – хозяин природы, то это не так. В природу не стоит вмешиваться, с ней можно просто подружиться. И тогда она щедро одарит каждого, кто уважает, ценит ее.

Когда читаешь сказку, то радуешься за падчерицу. Справедливость восторжествовала, Добро победило Зло. Злые мачеха и ее дочь наказаны, а падчерица прожила долгую и счастливую жизнь. И понимаешь, что счастье приходит к людям с добрым сердцем. Им помогает сама природа, которую в сказке олицетворяют двенадцать месяцев. Злые люди накажут сами себя. Ведь никто не заставлял дочку и мачеху идти в лес. Переполненные завистью к падчерице, они сами выбрали свою судьбу: замерзнуть в лесу.

Мне не очень нравится, что падчерица пошла в лес по требованию мачехи. Могло бы так случиться, что она замерзла в лесу, если бы не встретила она братьев-месяцев. Лучше бы она убежала из дома, в котором ее не любят и так сильно желают ей зла, что отправляют на верную гибель.

В сказке есть и Волшебство, и необычные персонажи – Двенадцать месяцев, и Чудо. Мне сказка очень понравилась. Ее интересно читать, а в новогодние праздники мне нравится смотреть мультфильм, отснятый по мотивам этой сказки. Каждый из нас хочет, чтобы в жизни Добро побеждало Зло и восстанавливалась Справедливость.

6. Система образов произведения

Образная система построена на противоборстве двух сил – Добра и Зла.

Доброе начало олицетворяют падчерица и Двенадцать месяцев, представляющие собой силы природы. Силы Зла – это Мачеха со своей Дочерью. Природа всегда поможет добрым и трудолюбивым людям, не нарушающим ход природных явлений. Поэтому Падчерица и братья месяцы находятся в единстве. Силы Зла – Мачеха и ее дочь, также создают единение, поддерживают друг друга. Их сила направлена против падчерицы. Они желают ей зла, дают ей невыполнимое задание, хотят, чтобы она замерзла в лесу. Но силы Добра – сама Природа в образе Двенадцати месяцев, спасают девочку от неминуемой гибели.

В сказке используются важные образы-символы:

  • двенадцать месяцев;
  • холодный и заснеженный лес;
  • огонек, на который шла девочка;
  • костер, аж до солнца, вокруг которого собрались братья-месяцы;
  • цветущий сад, выращенный уже взрослой девушкой-падчерицей.

7. Словарь незнакомых слов

Падчерица — дочь, которая приходится неродной одному из супругов.
Буран — снежная буря, метель на открытой местности.
Поземка — метель, которая кружит снег, поднятый с земли.
Бурелом — деревья в лесу, поваленные после бури.
Страна Богемия — древнее название местности, на котором сейчас расположена Чехия.

8. Цитаты, афоризмы

Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.

«Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать. А их видимо-невидимо! Под кустами и под камнями, на кочках и под кочками — куда ни поглядишь. Набрала она полную корзину, полный передник».

«А больше тебе ничего месяцы не дали? — Да я больше ничего и не просила».

«Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко еще до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду».

У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.

Сказка «Двенадцать месяцев»

История создания

Самуил Маршак любил писать для детей, так как в его детстве таких произведений не было. Но во время войны Самуил Яковлевич стал писать произведения для взрослых, пока однажды не получил письмо от мальчика, в котором ребёнок рассказывал, как ему в эту ужасную пору страшно, и спрашивал, почему его любимый писатель перестал писать для детей.

Услышав просьбу ребёнка, известный писатель Маршак тут же принялся за работу. В 1943 году появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев», в основу которой легла словацкая легенда о братьях-месяцах и новогоднем костре.

Характеристика героев

В сказке много различных персонажей. Всех героев сказки «12 месяцев» можно разделить на положительных и отрицательных. К добрым можно отнести следующих действующих лиц:

  • падчерица;
  • солдат;
  • братья-месяцы;
  • профессор.

Главная героиня — падчерица

Главная героиня — падчерица, которая с утра до вечера трудится, но всё равно мачеха ею недовольна. Девочка очень добрая и отзывчивая, скромная и спокойная. Она по сюжету встречается в зимнем лесу с братьями-месяцами, которые по характеру отражают то время года, которое они представляют. Март — это мальчишка, задорный и весёлый. И совсем другое дело Декабрь, который и внешне выглядит старше всех и рассуждает правильно. Он готов помочь девочке.

Многие персонажи сказки «12 месяцев» не имеют имени, так как автор хотел показать общество в целом. К отрицательным можно отнести следующих героев:

  • мачеха;
  • дочка;
  • королева.

Мачеха и её дочка в сказке — коварные и лживые, думают только о своей выгоде и ради этого выгоняют падчерицу в сильнейший мороз на улицу, заставляя идти в лес за подснежниками. Избалованной и капризной девочкой показана в сказке и королева. Она глупа и не желает учиться, а все вокруг неё лишь соглашаются с её прихотями и желают исполнить любое её желание.

Жанр и главная мысль

Анализируя сюжет «12 месяцев» и персонажей, следует обратить внимание, что произведение относится к жанру волшебной сказки. Основными его элементами являются:

  • волшебные превращения;
  • сказочный помощник-колечко;
  • говорящие звери и 12 месяцев.

Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит торопиться, так как всему своё время. Смысл произведения: только доброе сердце умеет творить чудеса. Когда человек добрый, ему стараются помочь все вокруг.

Сказка Маршака учит, что добро всегда побеждает зло. Об этом гласят и народные пословицы на эту тему. Например, что доброе дело никогда не остаётся без награды. В этом и заключается мораль этой волшебной сказки.

Краткий сюжет

В одной семье умерла мать, оставив после себя дочку. Вскоре её отец женился на злой и жадной женщине, которая любила лишь только себя и свою глупую дочь. Плохо стало жить падчерице в доме у мачехи. Невзлюбила та девушку и постоянно заставляла её работать, не давая даже минутку отдохнуть.

Королевство, в котором правила девочка

Всё это происходило в королевстве, в котором правила девочка. Королева не любила учиться, была капризная и глупая. Её образованием занимался профессор, который был мудр и ещё пытался спорить с капризами маленькой королевы. Но она всё время обещала его казнить, поэтому мудрый старик не пытался настаивать на обучении и во многом соглашался с капризной девочкой.

И вот однажды королеве захотелось накануне Нового года подснежников. Она отдала приказ, что тот, кто принесёт ей корзину весенних цветов, получит взамен такую же корзину золота. Услышала такое желание королевы и жадная мачеха, которая тут же отправила в лес за подснежниками падчерицу.

В лесу было холодно и темно, поэтому бедной девочке было очень страшно. Но она встретила в самой лесной гуще 12 месяцев, которые решили помочь падчерице. Они сделали так: на некоторое время Апрель вступил в свои права, и поляна покрылась подснежниками, которые девушка тут же собрала. Поблагодарив месяцы и отправляясь домой, героиня получила в подарок от Апреля ещё и волшебное кольцо.

Волшебные превращения

Когда же падчерица вернулась домой, злая мачеха и её дочь, отобрав у девочки корзину с подснежниками и волшебное кольцо, немедленно отправились во дворец. Но всё-таки им пришлось сознаться, что цветы собрали не они, а падчерица. Королева тут же приказала привести девочку, так как она хотела с ней немедленно отправиться в лес за земляникой.

Мачеха с дочкой отправились во дворец

Но так как в лесу бушевала метель, придворные быстро замёрзли. Тогда королева бросила волшебное колечко в прорубь и неожиданно наступила весна, затем лето и осень, и очень быстро опять наступила зима.

Но зато появился Январь, который и стал исполнять желания:

  • профессор просил, чтобы в природе всё шло своим порядком;
  • солдат мечтал согреться;
  • мачеха и дочка потребовали шубы, а затем превратились в собак;
  • падчерица ничего не просила и получила в подарок сундук с богатством.

И вскоре все благополучно выбрались из леса. И после этого девочка больше не страдала от унижений своей мачехи.

Художественные особенности

Анализ волшебной сказки показал, что нужно всегда помогать другим людям, совершать добрые поступки. И это основная мысль этого произведения. Рассматривая поступки героев «12 месяцев», ребята понимают, что плохие люди всегда будут наказаны. Содержание сказки отражает действительность, так как есть в мире люди, которые ради золота готовы на всё. Они могут предать и обмануть.

В сказочном произведении Самуила Маршака прекрасно сочетается реальность и фантастика. Все поступки героев и их характеры реалистичны. Но, безусловно, есть в этой сказке и волшебные моменты:

  • разговоры птиц;
  • братья-месяцы предстают в облике людей;
  • резкая смена природных сезонов.

Братья-месяцы предстают в облике людей

Такое необычное сочетание позволяет читателю полностью погрузиться в мир этой удивительной зимней истории. И уже с самого начала прочтения сказки хочется узнать, как закончится это произведение. Сюжет этого волшебного литературного сочинения посвящён и трудолюбию.

Пересказ для читательского дневника

Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:

Падчерица встречает в лесу солдата

  1. Падчерица встречает в лесу солдата.
  2. Приказ королевы о подснежниках.
  3. Мачеха отправляет девушку в лес.
  4. Встреча с двенадцатью месяцами.
  5. Необычные подарки от братьев-месяцев.
  6. Поход за земляникой.
  7. Чудесные превращения злых героев в собак.
  8. Богатые подарки для главной героини.

Можно вставить в читательский дневник и отзывы детей, которые бы отражали отношения читателей к героям сказки и к самому сюжету. Иногда некоторые даже делают небольшие рисунки, пытаясь изобразить какой-то эпизод или героев сказки.

Отзыв о падчерице

Главная героиня сказки не может не нравиться, так как она спокойная и очень покладистая. Её жалко, так как девочка вынуждена терпеть издевательства мачехи. А ведь каждому ребёнку в таком возрасте хочется чувствовать материнскую любовь и заботу. Но девочка терпит все унижения и старается во всем угодить злой старухе и её дочери.

Эпизод, когда падчерицу в холодную стужу заставляют идти в тёмный лес, обычно вызывает слёзы. Девочку жалко, и сложно представить современного ребёнка на её месте. Ведь она могла бы потеряться или замёрзнуть. Но волшебство всё-таки случается. И девочку спасают, обогревают и помогают исполнить поручение. Падчерица никого не обманывает, честно рассказывая, как она собрала подснежники. Её открытости и честности остаётся лишь только удивляться.

И никакие другие силы на свете не смогут изменить такое искренне сердце, в котором царит любовь и доброта. Она, настрадавшись сама, готова всех простить. Но, самое главное, что всё-таки финал сказки счастливый и теперь главной героине не придётся терпеть унижения и страдать. Хочется верить, что, став взрослой, она не растеряет своё большое сердце, способное искренне любить и прощать.

Анализ волшебного произведения

Падчерицу награждают богатыми подарками в конце

Сказка учить детей совершать лишь только хорошие и добрые поступки. Главная героиня постоянно терпит унижения и обиды, но не становится злой, поэтому ее и награждают богатыми подарками в конце.

Другое дело ее сестра и мачеха, которые злые и жадные, поэтому они в сказке и превращаются в собак.

Интересным фактом является и то, что в этой сказке для детей есть фольклорные элементы. В тексте очень много живых фраз и народный говор. В речи зверей очень много эпитетов, но особенно интересна речь главной героини, которую читатель не знает, как звать, но это оказывается совсем неважно. Речь падчерицы льётся, словно речка, она идеальная, мелодичная и плавная.

Когда читал эпизод про шубы, смеялся до слёз. Так им и надо злым и жалким!

Да, сложно поверить, что девочка столь капризна, что придумала такой приказ. А ведь королева должна быть рассудительной и мудрой!

Настя, 6 лет

Запоминающийся эпизод про братьев-месяцев. Никогда не представлял, как могут они выглядеть!

Игорь, 8 лет

Известная и популярная сказка «Двенадцать месяцев» учит детей тому, что невозможно повернуть время по желанию, и всё в жизни идёт своим чередом. Это волшебное произведение помогает быть добрее и чище. Следует с ребятами записать краткое содержание «Двенадцать месяцев» в читательский дневник, чтобы они лучше запомнили это произведение. Ведь оно яркое и позитивное, где действующими лицами являются не только люди, но и сама природа.

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

Содержание

  • История создания
  • Характеристика героев
  • Жанр и главная мысль
  • Краткий сюжет
  • Волшебные превращения
  • Художественные особенности
  • Пересказ для читательского дневника
  • Отзыв о падчерице
  • Анализ волшебного произведения

История создания

Самуил Маршак любил писать для детей, так как в его детстве таких произведений не было. Но во время войны Самуил Яковлевич стал писать произведения для взрослых, пока однажды не получил письмо от мальчика, в котором ребёнок рассказывал, как ему в эту ужасную пору страшно, и спрашивал, почему его любимый писатель перестал писать для детей.

Услышав просьбу ребёнка, известный писатель Маршак тут же принялся за работу. В 1943 году появилась пьеса-сказка «Двенадцать месяцев», в основу которой легла словацкая легенда о братьях-месяцах и новогоднем костре.

Характеристика героев

В сказке много различных персонажей. Всех героев сказки «12 месяцев» можно разделить на положительных и отрицательных. К добрым можно отнести следующих действующих лиц:

  • падчерица;
  • солдат;
  • братья-месяцы;
  • профессор.

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

Главная героиня — падчерица, которая с утра до вечера трудится, но всё равно мачеха ею недовольна. Девочка очень добрая и отзывчивая, скромная и спокойная. Она по сюжету встречается в зимнем лесу с братьями-месяцами, которые по характеру отражают то время года, которое они представляют. Март — это мальчишка, задорный и весёлый. И совсем другое дело Декабрь, который и внешне выглядит старше всех и рассуждает правильно. Он готов помочь девочке.

Многие персонажи сказки «12 месяцев» не имеют имени, так как автор хотел показать общество в целом. К отрицательным можно отнести следующих героев:

  • мачеха;
  • дочка;
  • королева.

Мачеха и её дочка в сказке — коварные и лживые, думают только о своей выгоде и ради этого выгоняют падчерицу в сильнейший мороз на улицу, заставляя идти в лес за подснежниками. Избалованной и капризной девочкой показана в сказке и королева. Она глупа и не желает учиться, а все вокруг неё лишь соглашаются с её прихотями и желают исполнить любое её желание.

Жанр и главная мысль

Анализируя сюжет «12 месяцев» и персонажей, следует обратить внимание, что произведение относится к жанру волшебной сказки. Основными его элементами являются:

  • волшебные превращения;
  • сказочный помощник-колечко;
  • говорящие звери и 12 месяцев.

Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит торопиться, так как всему своё время. Смысл произведения: только доброе сердце умеет творить чудеса. Когда человек добрый, ему стараются помочь все вокруг.

Сказка Маршака учит, что добро всегда побеждает зло. Об этом гласят и народные пословицы на эту тему. Например, что доброе дело никогда не остаётся без награды. В этом и заключается мораль этой волшебной сказки.

Краткий сюжет

В одной семье умерла мать, оставив после себя дочку. Вскоре её отец женился на злой и жадной женщине, которая любила лишь только себя и свою глупую дочь. Плохо стало жить падчерице в доме у мачехи. Невзлюбила та девушку и постоянно заставляла её работать, не давая даже минутку отдохнуть.

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

Всё это происходило в королевстве, в котором правила девочка. Королева не любила учиться, была капризная и глупая. Её образованием занимался профессор, который был мудр и ещё пытался спорить с капризами маленькой королевы. Но она всё время обещала его казнить, поэтому мудрый старик не пытался настаивать на обучении и во многом соглашался с капризной девочкой.

И вот однажды королеве захотелось накануне Нового года подснежников. Она отдала приказ, что тот, кто принесёт ей корзину весенних цветов, получит взамен такую же корзину золота. Услышала такое желание королевы и жадная мачеха, которая тут же отправила в лес за подснежниками падчерицу.

В лесу было холодно и темно, поэтому бедной девочке было очень страшно. Но она встретила в самой лесной гуще 12 месяцев, которые решили помочь падчерице. Они сделали так: на некоторое время Апрель вступил в свои права, и поляна покрылась подснежниками, которые девушка тут же собрала. Поблагодарив месяцы и отправляясь домой, героиня получила в подарок от Апреля ещё и волшебное кольцо.

Волшебные превращения

Когда же падчерица вернулась домой, злая мачеха и её дочь, отобрав у девочки корзину с подснежниками и волшебное кольцо, немедленно отправились во дворец. Но всё-таки им пришлось сознаться, что цветы собрали не они, а падчерица. Королева тут же приказала привести девочку, так как она хотела с ней немедленно отправиться в лес за земляникой.

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

Но так как в лесу бушевала метель, придворные быстро замёрзли. Тогда королева бросила волшебное колечко в прорубь и неожиданно наступила весна, затем лето и осень, и очень быстро опять наступила зима.

Но зато появился Январь, который и стал исполнять желания:

  • профессор просил, чтобы в природе всё шло своим порядком;
  • солдат мечтал согреться;
  • мачеха и дочка потребовали шубы, а затем превратились в собак;
  • падчерица ничего не просила и получила в подарок сундук с богатством.

И вскоре все благополучно выбрались из леса. И после этого девочка больше не страдала от унижений своей мачехи.

Художественные особенности

Анализ волшебной сказки показал, что нужно всегда помогать другим людям, совершать добрые поступки. И это основная мысль этого произведения. Рассматривая поступки героев «12 месяцев», ребята понимают, что плохие люди всегда будут наказаны. Содержание сказки отражает действительность, так как есть в мире люди, которые ради золота готовы на всё. Они могут предать и обмануть.

В сказочном произведении Самуила Маршака прекрасно сочетается реальность и фантастика. Все поступки героев и их характеры реалистичны. Но, безусловно, есть в этой сказке и волшебные моменты:

  • разговоры птиц;
  • братья-месяцы предстают в облике людей;
  • резкая смена природных сезонов.

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

Такое необычное сочетание позволяет читателю полностью погрузиться в мир этой удивительной зимней истории. И уже с самого начала прочтения сказки хочется узнать, как закончится это произведение. Сюжет этого волшебного литературного сочинения посвящён и трудолюбию.

Пересказ для читательского дневника

Известную сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» стоит записать обязательно и в читательский дневник. Ученикам можно предложить краткий пересказ какого-то отдельного эпизода, который им понравился или запомнился больше всего. Также можно в дневник для чтения включить описание героев, их подробную характеристику и то, как они выглядят. Но чаще всего ученики составляют небольшой, но полный план:

«Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

  • Падчерица встречает в лесу солдата.
  • Приказ королевы о подснежниках.
  • Мачеха отправляет девушку в лес.
  • Встреча с двенадцатью месяцами.
  • Необычные подарки от братьев-месяцев.
  • Поход за земляникой.
  • Чудесные превращения злых героев в собак.
  • Богатые подарки для главной героини.
  • Можно вставить в читательский дневник и отзывы детей, которые бы отражали отношения читателей к героям сказки и к самому сюжету. Иногда некоторые даже делают небольшие рисунки, пытаясь изобразить какой-то эпизод или героев сказки.

    Отзыв о падчерице

    Главная героиня сказки не может не нравиться, так как она спокойная и очень покладистая. Её жалко, так как девочка вынуждена терпеть издевательства мачехи. А ведь каждому ребёнку в таком возрасте хочется чувствовать материнскую любовь и заботу. Но девочка терпит все унижения и старается во всем угодить злой старухе и её дочери.

    Эпизод, когда падчерицу в холодную стужу заставляют идти в тёмный лес, обычно вызывает слёзы. Девочку жалко, и сложно представить современного ребёнка на её месте. Ведь она могла бы потеряться или замёрзнуть. Но волшебство всё-таки случается. И девочку спасают, обогревают и помогают исполнить поручение. Падчерица никого не обманывает, честно рассказывая, как она собрала подснежники. Её открытости и честности остаётся лишь только удивляться.

    И никакие другие силы на свете не смогут изменить такое искренне сердце, в котором царит любовь и доброта. Она, настрадавшись сама, готова всех простить. Но, самое главное, что всё-таки финал сказки счастливый и теперь главной героине не придётся терпеть унижения и страдать. Хочется верить, что, став взрослой, она не растеряет своё большое сердце, способное искренне любить и прощать.

    Анализ волшебного произведения

    «Двенадцать месяцев» - читательский дневник по сказке С.Я. Маршака

    Сказка учить детей совершать лишь только хорошие и добрые поступки. Главная героиня постоянно терпит унижения и обиды, но не становится злой, поэтому ее и награждают богатыми подарками в конце.

    Другое дело ее сестра и мачеха, которые злые и жадные, поэтому они в сказке и превращаются в собак.

    Интересным фактом является и то, что в этой сказке для детей есть фольклорные элементы. В тексте очень много живых фраз и народный говор. В речи зверей очень много эпитетов, но особенно интересна речь главной героини, которую читатель не знает, как звать, но это оказывается совсем неважно. Речь падчерицы льётся, словно речка, она идеальная, мелодичная и плавная.

    Когда читал эпизод про шубы, смеялся до слёз. Так им и надо злым и жалким!

    Костя, 10 лет

    Да, сложно поверить, что девочка столь капризна, что придумала такой приказ. А ведь королева должна быть рассудительной и мудрой!

    Настя, 6 лет

    Запоминающийся эпизод про братьев-месяцев. Никогда не представлял, как могут они выглядеть!

    Игорь, 8 лет

    Предыдущая

    Краткое содержание«О чем плачут лошади» — краткое содержание рассказа Ф. Абрамова

    Следующая

    Краткое содержание«Тринадцатый подвиг Геракла» — краткое содержание рассказа Ф. Искандера

  • Главная мысль сказки горячий камень
  • Главная мысль сказки горшочек каши братья гримм
  • Главная мысль сказки али баба и сорок разбойников
  • Главная мысль сказки аленький цветочек аксакова
  • Главная мысль сказки аленький цветочек 2 класс для читательского дневника