Главная мысль сказки двое из сумы

Жанр: народная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других сказок про жадность и возмездие:

Братья Гримм «О рыбаке и его жене»

Главные герои сказки «Двое из сумы» и их характеристика

  1. Старик. Добрый, слабый, наивный, доверчивый.
  2. Старуха. Злая, свирепая, сильная.
  3. Журавль. Добрый друг и помощник.
  4. Кума. Хитрая, жадная, воровка.

План пересказа сказки «Двое из сумы»

  1. Плохое житьё старика.
  2. Встреча с журавлём.
  3. Подарок журавля.
  4. Завистливая кума.
  5. Новые побои.
  6. Второй подарок.
  7. Старика бьют молодцы.
  8. Куму бьют молодцы.
  9. Старуху бьют молодцы.
  10. Мирная жизнь.

Кратчайшее содержание сказки «Двое из сумы» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Старуха била старика и ушёл он к журавлю.
  2. Журавль дал ему волшебную суму, но кума украла её.
  3. Старуха вновь избила старика, а журавль дал ему другую суму.
  4. Из сумы выскакивали молодцы и били старика, а потом куму.
  5. Кума вернула настоящую суму, а молодцы поколотили старуху.
  6. Зажили старик и старуха мирно.

Главная мысль сказки «Двое из сумы»

Методы воспитания разные бывают.

Чему учит сказка «Двое из сумы»

Сказка учит жить в мире, не драться и не ссориться. Учит не завидовать и не брать чужое. Учит уметь постоять за себя.

Отзыв на сказку «Двое из сумы»

Мне понравилась эта сказка, хотя предложенный в ней метод воспитания я не одобряю. Но смысл истории в том, что человек должен на своей шкуре почувствовать, как приходится другому. И это часто помогает осознать свои ошибки. 

Пословицы к сказке «Двое из сумы»

Не поступай с другими так, как не хочешь чтобы поступили с тобой.

Зуб за зуб, око за око.

В лихости и зависти, нет ни прока, ни радости.

Жадность всякому горю начало.

Отольются кошке мышкины слёзки.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Двое из сумы»

Жили-были старик со старухой. Старуха чуть что била старика всем, что под руку подвернётся. Совсем замучился старый.

Пошёл в поле старик, журавля встретил. Рассказал тому про своё житье. Пожалел журавль старика, к себе в гости позвал.

Висит у журавля сума на стене, взял её журавль, да крикнет: «Двое из сумы!» Появились два молодца, мигом стол накрыли.

Поел старик, уходить собрался, а журавль ему суму протягивает. Взял старик суму, поблагодарил, и домой пошёл. 

По дороге зашёл к куме. Та его угощать стала, а старик ругает угощение. Потом суму достает, да молодцов вызывает. Накрыли те стол, завидно стало куме, решила она суму отжать.

Отправила старика в баньку, а дочерям велела такую же суму сшить и подменила сумки.

Старик напарился, взял суму и домой пошёл.

Приходит, кричит старуху, говорит, что обедом угостит. И двоих из сумы вызывает. А их нет. Обиделась старуха и давай старика бить. Еле старый ноги унёс.

Сидит в поле, плачет. А тут снова журавль идёт. Рассказал ему старик про суму, а журавль его в гости зовёт.

Опять накормил старика и суму ему даёт, на вид точно такую же.

Пошёл старик домой, сел на горочке и захотел перекусить. Вызвал молодцов, а те вместо обеда стали старика бить. Бьют и приговаривают, чтобы он не ходил к куме и в баньке не парился. Еле успел старик выкрикнуть: «Двое в суму!».

Понял старик, что кума его обманула, пошёл к ней в гости. Суму на стену повесил, а сам париться ушёл. Кума решила пообедать, позвала двоих из сумы. Молодцы выскочили и давай куму бить, да приговаривать, чтобы вернула старику украденное.

Отдала кума старику суму и тот домой пошёл.

Накормил старуху, добрую суму в комнату унёс, а злую на стену повесил.

Старуха решила ещё покушать, позвала молодцов, а те давай её бить, да приговаривать, чтобы старика не обижала. Били до тех пор, пока старик не сжалился и не загнал их обратно в суму.

С тех пор старик со старухой жили в мире и не дрались.

Жил старик со старухой. Вот старуха на старика всегда бранится, что ни день – то помелом, то рогачом отваляет его; старику от старухи житья вовсе нет. И пошел он в поле, взял с собою тенеты [Тенеты (тенета) – сеть для ловли зверей.] и постановил их. И поймал он журавля и говорит ему:
– Будь мне сыном! Я тебя отнесу своей старухе, авось она не будет теперь на меня ворчать. Журавль ему отвечает:
– Батюшка! Пойдем со мною в дом.
Вот он и пошел к нему в дом. Пришли; журавль взял со стены сумку и говорит: „двое из сумы!“ Вот сейчас вылезли из сумы два молодца, стали становить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать яства и питья разные. Старик видит такую сладость, что сроду никогда не видывал, и обрадовался оченно. Журавль и говорит ему:
– Возьми эту суму себе и неси своей старухе. Вот он взял и пошел; шел путем дальним и зашел к куме ночевать; у кумы было три дочери. Собрали ему поужинать чем Бог послал. Он ест – не ест и говорит куме:
– Плоха твоя еда!
– Какая есть, батюшка! – отвечала кума. Вот он и говорит:
– Собери свою еду-то. А которая была у него сума, той говорит, как приказывал ему журавль: двое из сумы! В ту же минуту двое из сумы вылезли, зачали становить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать яства и питья разные.
Кума с дочерьми своими удивилась, задумала унесть у старика эту суму и говорит дочерям:
– Подите истопите баньку; может, куманек попарится в баньке-то.
Вот только он вышел в баню-то, а кума сейчас приказала своим дочерям сшить точно такую же суму, какая у старика; они сшили и положили свою суму старику, а его суму себе взяли. Старик вышел из бани, взял обмененную суму и весело пошел в дом свой к старухе; приходит ко двору и кричит громким голосом:
– Старуха, старуха! Встречай меня с журавлем-сыном.
Старуха глядит на него быстро и ворчит промеж себя:
– Поди-ка ты, старый кобель! Я тебя отваляю рогачом. [Рогач – ухват.]
А старик свои слова говорит:
– Старуха! Встречай меня с журавлем-сыном. Вошел в избу старик, повесил суму на крючок и кричит: двое из сумы! Из сумы нет никого. Вот он в другой раз: двое из сумы! Из сумы опять нет никого. Старуха видит, что он говорит бознать [Т.е. Бог знает.] что, ухватила помело мокро и ну старика гвоздить.
Старик испугался, заплакал и пошел опять в поле. Отколь ни взялся прежний журавль, видит его несчастье и говорит:
– Пойдем, батюшка, опять ко мне в дом. Вот он и пошел. У журавля опять сума висит такая же. Двое из сумы! – сказал журавль. Двое из сумы вылезли и поставили такой же обед, как и прежние.
– Возьми себе эту суму, – говорит журавль старику.
Вот он взял суму и пошел; шел-шел по дороге, и захотелось ему поесть, и говорит он, как приказывал журавль: двое из сумы! Двое из сумы вылезли – такие молодцы с большими колдашами [Колдаш – палка с шишкою на одном конце.] – и начали его бить, приговаривая:
– Не заходи к куме, не парься в бане! – и до тех пор били старика, пока он не выговорил кое-как: двое в суму! Как только изговорил эти слова, двое в суму и спрятались.
Вот старик взял суму и пошел; пришел к той же куме, повесил суму на крючок и говорит куме:
– Истопи мне баньку. Она истопила.
Старик пошел в баню: парится – не парится, только время проводит. Кума созвала своих дочерей, усадила за стол – захотелось ей поесть – и говорит: двое из сумы! Двое из сумы вылезли с большими колдашами и ну куму бить, приговаривая:
– Отдай старикову суму!
Били-били… вот она и говорит большой дочери:
– Поди, кликни кума из бани; скажи, что двое совсем меня прибили.
– Я ща не испарился, – отвечает старик. А они все больше ее бьют, приговаривая:
– Отдай старикову суму!
Вот кума послала другую дочь:
– Скорее вели куманьку идти в избу. Он отвечает:
– Я ща голову не мыл.
Она и третью посылает.
– Я ща не купался, – говорит старик.
Терпенья нет куме! Велела принесть украденную суму. Вот старик вышел из бани, увидал свою прежнюю суму и говорит: двое в суму! Двое в суму с колдашами и ушли.
Вот старик взял обе сумы – и сердиту и хорошу – и пошел домой. Подходит ко двору и кричит старухе:
– Встречай меня с журавлем-сыном. Она на него быстро глядит:
– Поди-ка ты домой-то, я тебя отваляю!
Взошел в избу старик, зовет старуху:
– Садись за стол, – и говорит: – Двое из сумы!
Двое из сумы вылезли, настановили и пить и есть. Старуха наелась-напилась и похвалила старика:
– Ну, старик, я теперь бить тебя не стану. Старик, наевшись, вышел во двор, хорошую суму вынес в клеть, а сердитую повесил на крючок; а сам по двору ходит – не ходит, только время проводит. Захотелось старухе еще выпить, и говорит она стариковы слова: двое из сумы! Вот вылезли двое из сумы с большими колдашами и начали бить старуху; до тех пор били, что у ней мочи не стало! Кличет старика:
– Старик, старик! Поди в избу; меня двое прибили!
А он ходит – не ходит, только посмеивается да поговаривает:
– Они тебе зададут!
Двое еще больше бьют старуху и приговаривают:
– Не бей старика! Не бей старика!
Наконец старик сжалился над старухою, вошел в избу и сказал: двое в суму! Двое в суму и спрятались. С тех пор старик со старухою стали жить так хорошо, так дружно, что старик везде ею похваляется, тем и сказка кончается.

  • Каша из топора
  • Чернушка

Сказка народная на русском языке читать онлайн всем детям бесплатно книга для школы детского сада с картинками образами иллюстрации содержание библиотеки волшебных старинных сказок про разных зверей животных плохих хороших людей царь иван царевич лиса волк баба яга кощей бессмертный медведь козёл баран заяц добрые интересные истории из жизни и выдумка крупный шрифт текст

Жил старик со старухой. Вот старуха на старика всегда бранится, что ни день — то помелом, то рогачом отваляет его; старику от старухи житья вовсе нет. И пошел он в поле, взял с собою тенёты и поставил их. И поймал он журавля и говорит ему: «Будь мне сыном! Я тебя отнесу своей старухе, авось она не будет теперь на меня ворчать». Журавль ему отвечает: «Батюшка! Пойдём со мною в дом».

Вот он и пошел к нему в дом. Пришли; журавль взял со стены сумку и говорит: «двое из сумы!» Вот сейчас вылезли из сумы два молодца, стали становить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать ествы и питья разные. Старик видит такую сладость, что сроду никогда не видывал, и обрадовался оченно.

Журавль и говорил ему: «Возьми эту суму себе и неси своей старухе». Вот он взял и пошел; шел путем дальним и зашел к куме ночевать; у кумы было три дочери. Собрали ему поужинать чем бог послал. Он ест — не ест и говорит куме: «Плоха твоя еда!» — «Какая есть, батюшка!» — отвечала кума. Вот он и говорит: «Собери свою еду-то»; а которая была у него сума, той говорит, как приказывал ему журавль: двое из сумы! В ту же минуту двое из сумы вылезли, зачали становить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать ествы и питья разные.

Кума с дочерьми своими удивилась, задумала унесть у старика эту суму и говорит дочерям: «Подите истопите баньку; может, куманёк попарится в баньке-то». Вот только он вышел в баню-то, а кума сейчас приказала своим дочерям сшить точно такую же суму, какая у старика; они сшили и положили свою суму старику, а его суму себе взяли. Старик вышел из бани, взял обмененную суму и весело пошел в дом свой к старухе; приходит ко двору и кричит громим голосом: «Старуха, старуха! Встречай меня с журавлём-сыном». Старуха глядит на него быстро и ворчит промеж себя: «Поди-ты, старый кобель! Я тебя отвалю рогачом». А старик свои слова говорит: «Старуха! Встречай меня с журавлём-сыном». Вошел в избу старик, повесил суму на крючок и кричит: двое из сумы! Из сумы нет никого. Вот он в другой раз: двое из сумы! Из сумы опять нет никого. Старуха видит, что он говорит бог знает что, ухватила помело мокро и ну старика гвоздить.

Старик испугался, заплакал и пошел опять в поле. Отколь ни взялся прежний журавль, видит его несчастье и говорит: «Пойдем, батюшка, опять ко мне в дом». Вот он и пошел. У журавля опять сума висит такая же. Двое из сумы! — сказал журавль. Двое из сумы вылезли и поставили такой же обед, как и прежние. «Возьми себе эту суму», — говорит журавль старику. Вот он взял суму и пошел: шел, шел по дороге, и захотелось ему поесть, и говорит он, как приказывал журавль: двое из сумы! Двое из сумы вылезли — и начали его бить, приговаривая: «Не заходи к куме, не парься в бане!» — и до тех пор били старика, пока он не выговорил кое-как: двое в суму! Как только изговорил эти слова, двое в суму и спрятались.

Вот старик взял суму и пошел; пришел к той же куме, повесил суму на крючок и говорит куме: «Истопи мне баньку». Она истопила. Старик пошел в баню: парится — не парится, только время проводит. Кума созвала своих дочерей, усадила за стол — захотелось ей поесть — и говорит: двое из сумы! Двое из сумы вылезли с большими колдашами и ну куму бить, приговаривая: «Отдай старикову суму!» Били, били… вот она и говорит большой дочери: «Поди, кликни кýма из бани; скажи, что двое совсем меня прибили». — «Я еще не испарился», — отвечает старик. А они всё больше ее бьют, приговаривая: «Отдай старикову суму!» Вот кума послала другую дочь: «Скорее вели куманьку идти в избу». Он отвечает: «Я еще голову не мыл». Она и третью посылает. «Я еще не купался», говорит старик. Терпенья нет куме! Велела принесть украденную суму. Вот старик вышел из бани, увидал свою прежнюю суму и говорит: двое в суму! Двое в суму с колдашами и ушли.

Вот старик взял обе сумы — и сердиту и хорошу — и пошел домой. Подходит ко двору и кричит старухе: «Встречай меня с журавлём-сыном». Она на него быстро глядит: «Поди-ка ты домой-то, я тебя отваляю!» Взошел в избу старик, зовет старуху: «Садись за стол» — и говорит: двое из сумы!

Двое из сумы вылезли, настановили и пить и есть. Старуха наелась-напилась и похвалила старика: «Ну, старик, я теперь бить тебя не стану». Старик, наевшись, вышел на двор, хорошую суму вынес в клеть, а сердитую повесил на крючок; а сам по двору ходит — не ходит, только время проводит.

Захотелось старухе еще выпить, и говорит она стариковы слова: двое из сумы! Вот вылезли двое из сумы с большими колдашами и начали бить старуху; до тех пор били, что у ней мочи не стало! Кличет старика: «Старик, старик! Поди в избу, меня двое прибили!» А он ходит — не ходит, только посмеивается да поговаривает: «Они тебе зададут!» Двое еще больше бьют старуху и приговаривают: «Не бей старика! Не бей старика!» Наконец старик сжалился над старухою, вошел в избу и сказал: двое в суму!Двое в суму и спрятались. С тех пор старик со старухою стали жить так хорошо, так дружно, что старик везде ею похваляется, тем и сказка кончается.

  • Царевна-лягушка-3
  • Кот, петух и лиса

Краткое содержание сказки

Сказка о двух братьях-близнецах, их приключениях и дружбе. С детства два Ивана умели за себя постоять, с почтением относились к людям, были добрыми и отзывчивыми. Выросли братья богатырями. Старичок-волшебник за уважение к старшим подарил молодцам волшебных коней и богатырские сабли. Разъехались братья в разные стороны. Стал один из них царем, второй подвиги совершал. Со страшными змеями сражался. От смерти спас царских дочерей и женился на самой младшей. Когда с братом беда приключилась, поехал на помощь. Сразился с львицей, с помощью живой воды брата к жизни вернул. Стали братья жить-поживать да каждый в своем царстве мудро править. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Краткое содержание Два Ивана, или Страсть к тяжбам – Нарежный Василий Трофимович

Два Ивана, или Страсть к тяжбам Краткое содержание романа Летний полдень. Два молодых философа Никанор Зубарь и Коронат Хмара, проучившись десять лет в Полтавской семинарии и “исчерпав в том храме весь кладезь мудрости”, сквозь дремучий лес пробираются домой. Гроза заставляет их искать убежища, и они выходят на кибитку, хозяева которой оказываются их отцами. Благородные шляхтичи Иван Зубарь и Иван Хмара – неразлучные друзья с отроческих лет, и потому окружающие зовут их Иваном старшим и Иваном младшим. Путь двух Иванов лежит
в Миргород, но встреча с сыновьями меняет их планы, и они все вместе возвращаются в родные Горбыли. По дороге домой Иван младший рассказывает Никанору и Коронату о побудительной причине их сегодняшнего путешествия в Миргород – это тяжба, такая упорная и непримиримая, какую в здешнем краю никто не помнит. А началось все с пары кроликов, которую около десяти лет назад подарили младшему брату Никанора. Кролики быстро расплодились и стали наведываться в сад Харитона Занозы, расположенный по соседству. В один прекрасный день, когда оба Ивана со своими семействами отдыхали под цветущими деревьями, раздались ружейные выстрелы. После чего показался пан Заноза с полдюжиной убитых кроликов, угрожая судом и истреблением всех оставшихся проклятых животных. Он не только говорил дерзко, но и посмел не снять колпак, чем окончательно разгневал Ивана старшего, человека военного. Последний попытался снять с Харитона колпак при помощи кола, выдернутого из забора, но сделал это так неловко, что задел соседа по уху, отчего тот полетел на траву. С этого случая и началась десятилетняя тяжба, в течение которой с обеих сторон было много чего погублено и сожжено. На другой день оба дружеских семейства отправляются на ярмарку, где нос к носу сталкиваются с паном Харитоном, со всеми его домашними и множеством гостей, в числе коих отличается сотенной канцелярии писец Анурии. Обменявшись оскорблениями, враги переходят к более весомым аргументам: после плевка Ивана старшего, залепившего в лоб Харитону, последовала палка Занозы, “подобно стреле молнийной” опустившаяся на голову противника. Побоище пресек писец Анурии, призвавший Харитона не проливать кровь человеческую, а “позываться” (здесь – судиться, затевать тяжбу), в чем и предложил свои услуги в качестве составителя прошения в сотенную канцелярию. Юных философов не увлекла страсть их отцов к бесконечным по-зываниям, их сердца пленены прелестными дочерями Харитона Занозы. Да и Лидия с Раисой не остаются равнодушными к учтивым манерам и приятной внешности полтавских щеголей. И пока два Ивана с Харитоном в очередной раз позываются в Миргороде, их дети начинают тайно встречаться и вскоре понимают, что жить друг без друга не могут. В ежедневных свиданиях на баштане незаметно пролетели десять дней. Из Миргорода с решением сотенной канцелярии приезжают отцы, и свидания молодых любовников временно прекращаются. Дело по взаимным жалобам двух Иванов и Харитона решено в пользу последнего. И хотя он, как и Иваны, потратил на эту поездку немало денег, мысль о том, что Заноза одержал верх, растравляет сердца его противников. “Постой, Харитон! – восклицает с жаром Иван старший. – Ты раскаешься в своей победе и раскаешься скоро!” Молодые шляхтичи, понимая, что присутствие в Горбылях Харитона Занозы делает свидания с их любезными невозможными, решают поспособствовать его очередной поездке в город. Проезжая мимо Харитоновой голубятни, Никанор вдохновляет отца пострелять голубей в отместку за те пакости, кои причинил Харитон. Расстрел бедных тварей завершается пожаром голубятни. Но недолго ликуют Иваны – в отместку за свою голубятню Харитон сжег пасеку Ивана старшего. И вновь враги спешат в Миргород с взаимными жалобами. Пока родители позываются в сотенной канцелярии, их дети, тайно обвенчавшись, проводят целый месяц в упоениях и восторгах любви. Но они не могут до бесконечности скрывать свою любовь, и Никанор клянется во что бы то ни стало помирить родителей. Друзья начинают действовать. Они посылают письмо пану Занозе от имени его жены Анфизы, в котором сообщается, что его дом в Горбылях сгорел, и его родные, обгоревшие во время пожара, вынуждены переселиться на хутор. Получив письмо, Харитон спешит на хутор и, не найдя там никого, едет в Горбыли. Дома, учинив ужасную суматоху и насмерть перепугав родных, пан Заноза выясняет, что полученное им письмо – подложное. Ну конечно, это новая выдумка злокозненных панов Иванов, захотевших удалить его из города, дабы в его отсутствие удобнее действовать в свою пользу! На следующий день в дом Харитона является пан Анурии с письмом из сотенной канцелярии по поводу последнего позывания. Решение сотенной канцелярии в пользу Ивана старшего, по коему Заноза должен заплатить своему обидчику рубль, приводит Харитона в неописуемую ярость. Отлупив пана Анурия, Харитон объявляет свое решение – он едет в Полтаву в полковую канцелярию позываться с дураком-сотником и его бездельниками! Но полковая канцелярия решает не в пользу Харитона, более того, она присуждает отдать хутор Занозы избитому писцу в вечное и потомственное пользование. Теперь путь Занозы лежит в Батурин, в войсковую канцелярию, позываться с новыми врагами. Тяжба Харитона с полковой и сотенной канцеляриями завершается тем, что Анфизу с ее детьми выгоняют из горбылевского дома, который передается сотнику и членам сотенной канцелярии, а самого Харитона за “буйный нрав” сажают в батуринскую тюрьму на шесть недель. Помощь несчастному семейству пана Занозы приходит с неожиданной стороны: родной дядя Ивана старшего Артамон Зубарь, богатый и почтенный старец, предлагает Анфизе с детьми пожить “до времени” в его доме. Сам он порицает пагубную страсть своих племянников к “гибельным тяжбам” (Ивану младшему его жена приходится теткою). Одна надежда на любимых внуков, Никанора и Короната, которые должны примирить враждующих. Тем временем в дом Артамона неожиданно для хозяев прибывают Иваны со всеми своими домочадцами. По решению войсковой канцелярии за “буйства, неистовства, зажигательства” их движимое и недвижимое имение приписывается к сотенному имению. Только теперь оба Ивана познали всю справедливость суждений Артамона о проклятом позыванье. Помощи и зашиты они просят у своего “великодушного дяди”. Артамон готов помочь своим племянникам, но ставит перед ними два непременных условия: первое – никогда и ни с кем более не позываться; второе – считать дочерей Харитоновых, ставших женами их старших сыновей, наряду с дочерьми своими, и их мать почитать как добрую и достойную мать семейства, а также, если Харитон изъявит желание примириться с ними, принять его в свои объятья как брата. Оба Ивана с “неописанным удовольствием” соглашаются с условиями их добродушного дяди. Но кто же укротит неукротимый нрав свата Иванов, пана Харитона? Что с ним сейчас происходит? А пан Харитон сидит в батуринской темнице. И жевать ему черствый хлеб, запивая водой, если бы не два его соседа – молодые запорожцы Дубонос и Нечос, которые по-братски делят с ним свои завтраки, обеды и ужины. Харитон привязывается к великодушным юношам отеческой любовью, и, когда они по завершению наказания предлагают ему ехать вместе в Запорожскую Сечь, он с радостью соглашается – ведь дома его ждет только позор. Под влиянием молодых людей в характере Харитона происходят благодетельные перемены. Вспоминая свою прошлую жизнь, он испытывает глубокое раскаяние. Пана Занозу волнует судьба его семейства, но он не осмеливается к ним явиться. “Что предложу им, когда и сам существую от даров дружбы и великодушия”. Видя терзания Харитона, Дубонос и Нечос делают ему неожиданное предложение: они просят Занозу познакомить их со своими дочерьми. Может быть, они друг другу понравятся, и тогда, составив одно семейство, Харитон вновь обретет утраченное спокойствие. Итак, решено: в Сечь запорожцы с Харитоном едут через Горбыли, чтобы там получить полные сведения о местонахождении семьи Занозы. В Горбылях выясняется, что Артамон выкупил имения Занозы, Зубаря и Хмары и стал их единоличным владельцем. Артамон встречается с Харитоном и предлагает, пока будут искать его семейство, пожить на хуторе, который до недавнего времени ему, Харитону, принадлежал. Через несколько дней Артамон привозит на хутор Анфизу с детьми, и потрясенный Харитон узнает, что его жена и дети со дня изгнания из сельского дома гостили на Артамоновском хуторе, у дяди его заклятых врагов. Артамон берет с Харитона обещание чистосердечно примириться со своими соседями Иванами, а потом уезжает повидаться со своими племянниками. От проницательных взоров пана Харитона не скрылось, что Раиса и Лидия с первого взгляда пленили сердца запорожцев, и потому, когда юноши просят его сдержать свое обещание, он с радостью благословляет молодые пары. Два дня пролетают как одна радостная минута. На третий к Харитону на хутор приезжают оба Ивана и, завершая окончательное примирение, предлагают пану Занозе поженить детей. Заноза растроган, но у его дочерей уже есть женихи. Расставаясь, паны Иваны обещают, что будут участвовать в свадебном празднестве. Наконец наступает всеми желанный день. На хутор к Харитону приезжает множество гостей, среди них – Артамон и два его племянника со своими семействами. Все ожидают выхода невест. И вот появляются Харитоновы дочери, держа на руках по прелестному малютке. Добрый Артамон раскрывает перед потрясенным Харитоном истину: его дочери уже давно замужем, а их мужья – сыновья панов Иванов, Никанор и Коронат, они же возлюбленные им запорожцы. Счастливый Харитон благословляет детей и прижимает к своей груди внуков. Несколько дней сряду продолжаются празднества в имениях панов Харитона, Ивана старшего и Ивана младшего. И отныне только мир, дружба и любовь воцаряются в их домах.

Анализ сказки Два Ивана – солдатских сына

По жанру сказка волшебная, с подвигами главных героев, троекратными повторами, с чудесными превращениями, предметами и справедливой счастливой концовкой. В сказке выведен идеал народного героя. Он смелый, справедливый, верный в дружбе, с почтением относится к людям, борец за добро и справедливость. Образом водовоза, который победы Ивана себе приписал, чтобы чин получить и на царевне жениться, показано, что тайное всегда становится явным. В сказке Два Ивана – солдатских сына главная мысль раскрывается с помощью русской народной пословицы «Дружба и братство – большое богатство». Чему учит сказка Два Ивана – солдатских сына – стоять горой за близких людей, почтительно относиться к старшим.

Два Ивана

Жили-были два брата — два Ивана: Иван-богатей, да Иван-бедняк.

Русская народная сказка. Два Ивана

У Ивана-богатея полна изба всякого добра, а семья — он да жена. Нет у Ивана-богатея ни малых, ни больших ребят.

А у Ивана-бедняка ребят семеро. А в доме ни крупицы, ни мучицы.

Русская народная сказка. Два Ивана

Делать нечего, пошел Иван-бедняк к богатому брату:

— «Дай мне брат мучицы взаймы. Я тебе потом отработаю.»

— «Хорошо, — говорит Иван-богатей, — На тебе муки мисочку, а вернешь мешок.»

Взял Иван-бедняк мисочку с мукой и пошел домой. Только до своих ворот дошел. как налетел Ветер, сдунул всю муку из мисочки — и дальше полетел. Рассердился Иван-бедняк:

— «Ах ты, озорной Ветер северный, ты моих детушек изобидел, голодными оставил! Найду я тебя — заставлю за свое озорство ответить.»

Русская народная сказка. Два Ивана

И пошел Иван-бедняк за Ветром вслед. Ветер в лес — Иван в лес. Набрели на большущий дуб. ветер в дупло — и Иван в дупло. Ветер говорит:

— «Чего же, мужичок, ты ко мне в гости зашел?»

А Иван-бедняк отвечает:

— «Нес я голодным ребятам муки горсточку, а ты налетел, муку рассеял. С чем я теперь домой приду?»

— «Не горюй! — Ветер говорит, — На тебе скатерть-самобранку: чего хочешь — все тебе будет»

Русская народная сказка. Два Ивана

Обрадовался Иван-бедняк, поклонился Ветру, домой побежал. Дома скатерть на стол положил и говорит:

— «Дай мне, скатерть-самобранка, поесть — попить.»

Только сказано — на скатерти и пироги и калачи, и с мясом щи, и окорок свиной, и кисель овсяной.

Наелся Иван с ребятами и спать лег. А утром только сели завтракать, как Иван-богатей пришел. Как увидел полный стол покраснел от злости.

Русская народная сказка. Два Ивана

» Я тебе муки должен, сейчас отдам, — говорит Иван-бедняк. — Скатерть-самобранка, дай мешок муки.»

Только сказано — мешок муки на столе лежит. Взял Иван-богатей муку, из избы вышел.

Вечером снова прибегает к брату Иван-богатей:

— «Братец, помоги! Наехали гости, а у меня и печь не топлена, и хлеба не печены, нечем потчевать. Дай твою скатерку!»

Ну, Иван-бедняк и дал ему скатерть-самобранку.

Русская народная сказка. Два Ивана

Богатей гостей накормил, со двора проводил. скатерть-самобранку в сундук спрятал, а Ивану-бедняку такую самую, да только простую скатерть принес. Стал Иван-бедняк с ребятами за ужин садиться. Расстелил скатерочку:

— «Скатерть-самобранка, дай поужинать!»

Лежит скатерть бела-чиста, а ужина нет как нет.

Побежал Иван-бедняк к богатею:

— «Что ты, братец с моей скатеркой сделал?»

— «Знать не знаю, ведать не ведаю! Какую взял, такую и отдал.»

Заплакал Иван-бедняк, домой пошел. День прошел, второй пролетел, ребята плачут, есть просят. в доме ни крупицы, ни мучицы.

Русская народная сказка. Два Ивана

Делать нечего. пошел иван-бедняк к богатому брату:

— «Дай мне, братец, муки, или крупы, или хлебушка.»

— «Нет у меня ни муки, ни крупы. ни хлебушка. Возьми, коли хочешь, в погребе, на бочке блюдо киселя.»

Взял Иван блюдо киселя, домой отправился. Идет по дороге. а солнышко свети, пригревает. Стал кисель таять, с блюда бежать, да и пролился на землю. Рассердился Иван-бедняк:

— «Ах ты. Солнце неразумное! Найду я тебя — заставлю за озорство ответить!»

И пошел Иван солнце искать.

Русская народная сказка. Два Ивана

Шел, шел, солнце все впереди, только к вечеру за горой село. Тут Иван его и нашел. Увидело Ивана Солнце и говорит:

— «Ты чего, Иван, ко мне в гости пришел?»

— «Нес я голодным ребятам кисель, — говорит Иван, — А ты, Солнце, как стало пригревать, в киселе играть, стал кисель таять и весь на дорогу вылился. С чем я теперь домой пойду?»

— «Ничего, — говорит Солнце, — Я тебя изобидело, я и помогу. Дам тебе козочку из моего стада. Ты ее желудями корми, из нее золото дои.»

Русская народная сказка. Два Ивана

Накормил Иван козу желудями, стал доить. А вместо молока у козы — золото.

Услыхал про козу Иван-богатей, прибежал к брату.

— «Выручи, родименький, дай на часок твою козу. Надо мне долг отдавать, а денег нет.»

— «Бери, да только без обману.»

Русская народная сказка. Два Ивана

Взял Иван-богатей козу, надоил золота, козу в клеть спрятал, а Ивану-бедняку простую козу погнал:

— «Спасибо, братец, выручил!»

Накормил Иван-бедняк козу желудями, стал доить. Течет молоко, золота нет как нет.

Побежал Иван-бедняк к богатею:

— «Что ты, братец с моей скатеркой сделал?»

— «Знать не знаю, ведать не ведаю! Какую взял, такую и отдал.»

Заплакал Иван-бедняк, домой пошел.

Русская народная сказка. Два Ивана

Ну, дни прошли, недели пролетели, ребята плачут, есть хотят. Зима пришла суровая, а дома ни мучицы ни крупицы. Пошел Иван-бедняк к богатому брату:

— «Дай, братец, муки горсточку!»

— «Не будет тебе ни муки, ни крупы, а хочешь — возьми на полке в каморке вчерашние щи.»

Взял Иван-бедняк миску вчерашних щей и домой пошел. Идет, вьюга гудит. Мороз примораживает, заморозил щи до самого дна. Рассердился Иван-бедняк:

— «Ах ты, Мороз-красный нос! Тебе игра, а ребятам горе! Найду я тебя — заставлю за озорство ответить!»

И пошел Иван-бедняк за Морозом.

Русская народная сказка. Два Ивана

Мороз по полям — Иван по полям. Мороз в леса — Иван в леса. Лег Мороз под большой сугроб — и Иван туда. Удивился Мороз:

— «Ты чего, Иван, ко мне в гости пришел?»

— » Нес я ребятам вчерашние щи, А ты заиграл, щи приморозил. С чем я теперь домой пойду? Скатерть-самобранку да козу золотодойку брат отнял, а ты щи перепортил.»

— «Только-то, — Мороз говорит, -на тебе за это сумочку-выручалочку. Скажешь: «Двое из сумы!» — двое выскочат; скажешь: «Двое в суму!» — двое спрячутся.»

Русская народная сказка. Два Ивана

Пришел Иван домой, суму вынул да и говорит:

— «Двое из сумы!»

Тут как выскочат из сумы две дубинки сосновые, как начнут Ивана бить, приговаривать:

— «Не верь, Иван, богачу! Уму разуму учись!»

Еле Иван дух перевел да крикнуть успел:

— «Двое в суму!», — как Иван-богатей прибежал:

— » Где ты был Иван? Что достал Иван?»

— «Был, братец, у Мороза, а достал чудесную суму. Скажешь: «Двое из сумы!» — двое выпрыгнут, что надо сделают.»

— «Дай мне сумочку на один денек! У меня крыша развалилась, починить некому.»

Русская народная сказка. Два Ивана

Принес Иван-богатей суму домой, двери запер:

— «Двое из сумы!»

Как выскочат из сумы две дубинки сосновые, как начнут бить, приговаривать:

-«Не обижай, богач, бедняка! Отдай, богатей, Ивану скатерть да козу.»

Еле живой Иван-богатей пришел, отдал бедняку скатерть-самобранку и козу.

Стал Иван-бедняк с детками жить-поживать, добра наживать. теперь семеро ребят — все на лавочке сидят, кашу пшенную едят. Ложки крашенные, каша масляная.

Русская народная сказка. Два Ивана

  • Главная мысль сказки горячий камень
  • Главная мысль сказки горшочек каши братья гримм
  • Главная мысль сказки али баба и сорок разбойников
  • Главная мысль сказки аленький цветочек аксакова
  • Главная мысль сказки аленький цветочек 2 класс для читательского дневника