Жанр: народная волшебная сказка
Читайте краткое содержание других сказок про жадность и возмездие:
Братья Гримм «О рыбаке и его жене»
Главные герои сказки «Двое из сумы» и их характеристика
- Старик. Добрый, слабый, наивный, доверчивый.
- Старуха. Злая, свирепая, сильная.
- Журавль. Добрый друг и помощник.
- Кума. Хитрая, жадная, воровка.
План пересказа сказки «Двое из сумы»
- Плохое житьё старика.
- Встреча с журавлём.
- Подарок журавля.
- Завистливая кума.
- Новые побои.
- Второй подарок.
- Старика бьют молодцы.
- Куму бьют молодцы.
- Старуху бьют молодцы.
- Мирная жизнь.
Кратчайшее содержание сказки «Двое из сумы» для читательского дневника в 6 предложений
- Старуха била старика и ушёл он к журавлю.
- Журавль дал ему волшебную суму, но кума украла её.
- Старуха вновь избила старика, а журавль дал ему другую суму.
- Из сумы выскакивали молодцы и били старика, а потом куму.
- Кума вернула настоящую суму, а молодцы поколотили старуху.
- Зажили старик и старуха мирно.
Главная мысль сказки «Двое из сумы»
Методы воспитания разные бывают.
Чему учит сказка «Двое из сумы»
Сказка учит жить в мире, не драться и не ссориться. Учит не завидовать и не брать чужое. Учит уметь постоять за себя.
Отзыв на сказку «Двое из сумы»
Мне понравилась эта сказка, хотя предложенный в ней метод воспитания я не одобряю. Но смысл истории в том, что человек должен на своей шкуре почувствовать, как приходится другому. И это часто помогает осознать свои ошибки.
Пословицы к сказке «Двое из сумы»
Не поступай с другими так, как не хочешь чтобы поступили с тобой.
Зуб за зуб, око за око.
В лихости и зависти, нет ни прока, ни радости.
Жадность всякому горю начало.
Отольются кошке мышкины слёзки.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Двое из сумы»
Жили-были старик со старухой. Старуха чуть что била старика всем, что под руку подвернётся. Совсем замучился старый.
Пошёл в поле старик, журавля встретил. Рассказал тому про своё житье. Пожалел журавль старика, к себе в гости позвал.
Висит у журавля сума на стене, взял её журавль, да крикнет: «Двое из сумы!» Появились два молодца, мигом стол накрыли.
Поел старик, уходить собрался, а журавль ему суму протягивает. Взял старик суму, поблагодарил, и домой пошёл.
По дороге зашёл к куме. Та его угощать стала, а старик ругает угощение. Потом суму достает, да молодцов вызывает. Накрыли те стол, завидно стало куме, решила она суму отжать.
Отправила старика в баньку, а дочерям велела такую же суму сшить и подменила сумки.
Старик напарился, взял суму и домой пошёл.
Приходит, кричит старуху, говорит, что обедом угостит. И двоих из сумы вызывает. А их нет. Обиделась старуха и давай старика бить. Еле старый ноги унёс.
Сидит в поле, плачет. А тут снова журавль идёт. Рассказал ему старик про суму, а журавль его в гости зовёт.
Опять накормил старика и суму ему даёт, на вид точно такую же.
Пошёл старик домой, сел на горочке и захотел перекусить. Вызвал молодцов, а те вместо обеда стали старика бить. Бьют и приговаривают, чтобы он не ходил к куме и в баньке не парился. Еле успел старик выкрикнуть: «Двое в суму!».
Понял старик, что кума его обманула, пошёл к ней в гости. Суму на стену повесил, а сам париться ушёл. Кума решила пообедать, позвала двоих из сумы. Молодцы выскочили и давай куму бить, да приговаривать, чтобы вернула старику украденное.
Отдала кума старику суму и тот домой пошёл.
Накормил старуху, добрую суму в комнату унёс, а злую на стену повесил.
Старуха решила ещё покушать, позвала молодцов, а те давай её бить, да приговаривать, чтобы старика не обижала. Били до тех пор, пока старик не сжалился и не загнал их обратно в суму.
С тех пор старик со старухой жили в мире и не дрались.
Жил старик со старухой. Вот старуха на старика всегда бранится, что ни день – то помелом, то рогачом отваляет его; старику от старухи житья вовсе нет. И пошел он в поле, взял с собою тенеты [Тенеты (тенета) – сеть для ловли зверей.] и постановил их. И поймал он журавля и говорит ему:
– Будь мне сыном! Я тебя отнесу своей старухе, авось она не будет теперь на меня ворчать. Журавль ему отвечает:
– Батюшка! Пойдем со мною в дом.
Вот он и пошел к нему в дом. Пришли; журавль взял со стены сумку и говорит: „двое из сумы!“ Вот сейчас вылезли из сумы два молодца, стали становить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать яства и питья разные. Старик видит такую сладость, что сроду никогда не видывал, и обрадовался оченно. Журавль и говорит ему:
– Возьми эту суму себе и неси своей старухе. Вот он взял и пошел; шел путем дальним и зашел к куме ночевать; у кумы было три дочери. Собрали ему поужинать чем Бог послал. Он ест – не ест и говорит куме:
– Плоха твоя еда!
– Какая есть, батюшка! – отвечала кума. Вот он и говорит:
– Собери свою еду-то. А которая была у него сума, той говорит, как приказывал ему журавль: двое из сумы! В ту же минуту двое из сумы вылезли, зачали становить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать яства и питья разные.
Кума с дочерьми своими удивилась, задумала унесть у старика эту суму и говорит дочерям:
– Подите истопите баньку; может, куманек попарится в баньке-то.
Вот только он вышел в баню-то, а кума сейчас приказала своим дочерям сшить точно такую же суму, какая у старика; они сшили и положили свою суму старику, а его суму себе взяли. Старик вышел из бани, взял обмененную суму и весело пошел в дом свой к старухе; приходит ко двору и кричит громким голосом:
– Старуха, старуха! Встречай меня с журавлем-сыном.
Старуха глядит на него быстро и ворчит промеж себя:
– Поди-ка ты, старый кобель! Я тебя отваляю рогачом. [Рогач – ухват.]
А старик свои слова говорит:
– Старуха! Встречай меня с журавлем-сыном. Вошел в избу старик, повесил суму на крючок и кричит: двое из сумы! Из сумы нет никого. Вот он в другой раз: двое из сумы! Из сумы опять нет никого. Старуха видит, что он говорит бознать [Т.е. Бог знает.] что, ухватила помело мокро и ну старика гвоздить.
Старик испугался, заплакал и пошел опять в поле. Отколь ни взялся прежний журавль, видит его несчастье и говорит:
– Пойдем, батюшка, опять ко мне в дом. Вот он и пошел. У журавля опять сума висит такая же. Двое из сумы! – сказал журавль. Двое из сумы вылезли и поставили такой же обед, как и прежние.
– Возьми себе эту суму, – говорит журавль старику.
Вот он взял суму и пошел; шел-шел по дороге, и захотелось ему поесть, и говорит он, как приказывал журавль: двое из сумы! Двое из сумы вылезли – такие молодцы с большими колдашами [Колдаш – палка с шишкою на одном конце.] – и начали его бить, приговаривая:
– Не заходи к куме, не парься в бане! – и до тех пор били старика, пока он не выговорил кое-как: двое в суму! Как только изговорил эти слова, двое в суму и спрятались.
Вот старик взял суму и пошел; пришел к той же куме, повесил суму на крючок и говорит куме:
– Истопи мне баньку. Она истопила.
Старик пошел в баню: парится – не парится, только время проводит. Кума созвала своих дочерей, усадила за стол – захотелось ей поесть – и говорит: двое из сумы! Двое из сумы вылезли с большими колдашами и ну куму бить, приговаривая:
– Отдай старикову суму!
Били-били… вот она и говорит большой дочери:
– Поди, кликни кума из бани; скажи, что двое совсем меня прибили.
– Я ща не испарился, – отвечает старик. А они все больше ее бьют, приговаривая:
– Отдай старикову суму!
Вот кума послала другую дочь:
– Скорее вели куманьку идти в избу. Он отвечает:
– Я ща голову не мыл.
Она и третью посылает.
– Я ща не купался, – говорит старик.
Терпенья нет куме! Велела принесть украденную суму. Вот старик вышел из бани, увидал свою прежнюю суму и говорит: двое в суму! Двое в суму с колдашами и ушли.
Вот старик взял обе сумы – и сердиту и хорошу – и пошел домой. Подходит ко двору и кричит старухе:
– Встречай меня с журавлем-сыном. Она на него быстро глядит:
– Поди-ка ты домой-то, я тебя отваляю!
Взошел в избу старик, зовет старуху:
– Садись за стол, – и говорит: – Двое из сумы!
Двое из сумы вылезли, настановили и пить и есть. Старуха наелась-напилась и похвалила старика:
– Ну, старик, я теперь бить тебя не стану. Старик, наевшись, вышел во двор, хорошую суму вынес в клеть, а сердитую повесил на крючок; а сам по двору ходит – не ходит, только время проводит. Захотелось старухе еще выпить, и говорит она стариковы слова: двое из сумы! Вот вылезли двое из сумы с большими колдашами и начали бить старуху; до тех пор били, что у ней мочи не стало! Кличет старика:
– Старик, старик! Поди в избу; меня двое прибили!
А он ходит – не ходит, только посмеивается да поговаривает:
– Они тебе зададут!
Двое еще больше бьют старуху и приговаривают:
– Не бей старика! Не бей старика!
Наконец старик сжалился над старухою, вошел в избу и сказал: двое в суму! Двое в суму и спрятались. С тех пор старик со старухою стали жить так хорошо, так дружно, что старик везде ею похваляется, тем и сказка кончается.
- Каша из топора
- Чернушка
Жил старик со старухой. Вот старуха на старика всегда бранится, что ни день — то помелом, то рогачом отваляет его; старику от старухи житья вовсе нет. И пошел он в поле, взял с собою тенёты и поставил их. И поймал он журавля и говорит ему: «Будь мне сыном! Я тебя отнесу своей старухе, авось она не будет теперь на меня ворчать». Журавль ему отвечает: «Батюшка! Пойдём со мною в дом».
Вот он и пошел к нему в дом. Пришли; журавль взял со стены сумку и говорит: «двое из сумы!» Вот сейчас вылезли из сумы два молодца, стали становить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать ествы и питья разные. Старик видит такую сладость, что сроду никогда не видывал, и обрадовался оченно.
Журавль и говорил ему: «Возьми эту суму себе и неси своей старухе». Вот он взял и пошел; шел путем дальним и зашел к куме ночевать; у кумы было три дочери. Собрали ему поужинать чем бог послал. Он ест — не ест и говорит куме: «Плоха твоя еда!» — «Какая есть, батюшка!» — отвечала кума. Вот он и говорит: «Собери свою еду-то»; а которая была у него сума, той говорит, как приказывал ему журавль: двое из сумы! В ту же минуту двое из сумы вылезли, зачали становить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать ествы и питья разные.
Кума с дочерьми своими удивилась, задумала унесть у старика эту суму и говорит дочерям: «Подите истопите баньку; может, куманёк попарится в баньке-то». Вот только он вышел в баню-то, а кума сейчас приказала своим дочерям сшить точно такую же суму, какая у старика; они сшили и положили свою суму старику, а его суму себе взяли. Старик вышел из бани, взял обмененную суму и весело пошел в дом свой к старухе; приходит ко двору и кричит громим голосом: «Старуха, старуха! Встречай меня с журавлём-сыном». Старуха глядит на него быстро и ворчит промеж себя: «Поди-ты, старый кобель! Я тебя отвалю рогачом». А старик свои слова говорит: «Старуха! Встречай меня с журавлём-сыном». Вошел в избу старик, повесил суму на крючок и кричит: двое из сумы! Из сумы нет никого. Вот он в другой раз: двое из сумы! Из сумы опять нет никого. Старуха видит, что он говорит бог знает что, ухватила помело мокро и ну старика гвоздить.
Старик испугался, заплакал и пошел опять в поле. Отколь ни взялся прежний журавль, видит его несчастье и говорит: «Пойдем, батюшка, опять ко мне в дом». Вот он и пошел. У журавля опять сума висит такая же. Двое из сумы! — сказал журавль. Двое из сумы вылезли и поставили такой же обед, как и прежние. «Возьми себе эту суму», — говорит журавль старику. Вот он взял суму и пошел: шел, шел по дороге, и захотелось ему поесть, и говорит он, как приказывал журавль: двое из сумы! Двое из сумы вылезли — и начали его бить, приговаривая: «Не заходи к куме, не парься в бане!» — и до тех пор били старика, пока он не выговорил кое-как: двое в суму! Как только изговорил эти слова, двое в суму и спрятались.
Вот старик взял суму и пошел; пришел к той же куме, повесил суму на крючок и говорит куме: «Истопи мне баньку». Она истопила. Старик пошел в баню: парится — не парится, только время проводит. Кума созвала своих дочерей, усадила за стол — захотелось ей поесть — и говорит: двое из сумы! Двое из сумы вылезли с большими колдашами и ну куму бить, приговаривая: «Отдай старикову суму!» Били, били… вот она и говорит большой дочери: «Поди, кликни кýма из бани; скажи, что двое совсем меня прибили». — «Я еще не испарился», — отвечает старик. А они всё больше ее бьют, приговаривая: «Отдай старикову суму!» Вот кума послала другую дочь: «Скорее вели куманьку идти в избу». Он отвечает: «Я еще голову не мыл». Она и третью посылает. «Я еще не купался», говорит старик. Терпенья нет куме! Велела принесть украденную суму. Вот старик вышел из бани, увидал свою прежнюю суму и говорит: двое в суму! Двое в суму с колдашами и ушли.
Вот старик взял обе сумы — и сердиту и хорошу — и пошел домой. Подходит ко двору и кричит старухе: «Встречай меня с журавлём-сыном». Она на него быстро глядит: «Поди-ка ты домой-то, я тебя отваляю!» Взошел в избу старик, зовет старуху: «Садись за стол» — и говорит: двое из сумы!
Двое из сумы вылезли, настановили и пить и есть. Старуха наелась-напилась и похвалила старика: «Ну, старик, я теперь бить тебя не стану». Старик, наевшись, вышел на двор, хорошую суму вынес в клеть, а сердитую повесил на крючок; а сам по двору ходит — не ходит, только время проводит.
Захотелось старухе еще выпить, и говорит она стариковы слова: двое из сумы! Вот вылезли двое из сумы с большими колдашами и начали бить старуху; до тех пор били, что у ней мочи не стало! Кличет старика: «Старик, старик! Поди в избу, меня двое прибили!» А он ходит — не ходит, только посмеивается да поговаривает: «Они тебе зададут!» Двое еще больше бьют старуху и приговаривают: «Не бей старика! Не бей старика!» Наконец старик сжалился над старухою, вошел в избу и сказал: двое в суму!Двое в суму и спрятались. С тех пор старик со старухою стали жить так хорошо, так дружно, что старик везде ею похваляется, тем и сказка кончается.
- Царевна-лягушка-3
- Кот, петух и лиса
Краткое содержание сказки
Сказка о двух братьях-близнецах, их приключениях и дружбе. С детства два Ивана умели за себя постоять, с почтением относились к людям, были добрыми и отзывчивыми. Выросли братья богатырями. Старичок-волшебник за уважение к старшим подарил молодцам волшебных коней и богатырские сабли. Разъехались братья в разные стороны. Стал один из них царем, второй подвиги совершал. Со страшными змеями сражался. От смерти спас царских дочерей и женился на самой младшей. Когда с братом беда приключилась, поехал на помощь. Сразился с львицей, с помощью живой воды брата к жизни вернул. Стали братья жить-поживать да каждый в своем царстве мудро править. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.
Краткое содержание Два Ивана, или Страсть к тяжбам – Нарежный Василий Трофимович
Два Ивана, или Страсть к тяжбам Краткое содержание романа Летний полдень. Два молодых философа Никанор Зубарь и Коронат Хмара, проучившись десять лет в Полтавской семинарии и “исчерпав в том храме весь кладезь мудрости”, сквозь дремучий лес пробираются домой. Гроза заставляет их искать убежища, и они выходят на кибитку, хозяева которой оказываются их отцами. Благородные шляхтичи Иван Зубарь и Иван Хмара – неразлучные друзья с отроческих лет, и потому окружающие зовут их Иваном старшим и Иваном младшим. Путь двух Иванов лежит
в Миргород, но встреча с сыновьями меняет их планы, и они все вместе возвращаются в родные Горбыли. По дороге домой Иван младший рассказывает Никанору и Коронату о побудительной причине их сегодняшнего путешествия в Миргород – это тяжба, такая упорная и непримиримая, какую в здешнем краю никто не помнит. А началось все с пары кроликов, которую около десяти лет назад подарили младшему брату Никанора. Кролики быстро расплодились и стали наведываться в сад Харитона Занозы, расположенный по соседству. В один прекрасный день, когда оба Ивана со своими семействами отдыхали под цветущими деревьями, раздались ружейные выстрелы. После чего показался пан Заноза с полдюжиной убитых кроликов, угрожая судом и истреблением всех оставшихся проклятых животных. Он не только говорил дерзко, но и посмел не снять колпак, чем окончательно разгневал Ивана старшего, человека военного. Последний попытался снять с Харитона колпак при помощи кола, выдернутого из забора, но сделал это так неловко, что задел соседа по уху, отчего тот полетел на траву. С этого случая и началась десятилетняя тяжба, в течение которой с обеих сторон было много чего погублено и сожжено. На другой день оба дружеских семейства отправляются на ярмарку, где нос к носу сталкиваются с паном Харитоном, со всеми его домашними и множеством гостей, в числе коих отличается сотенной канцелярии писец Анурии. Обменявшись оскорблениями, враги переходят к более весомым аргументам: после плевка Ивана старшего, залепившего в лоб Харитону, последовала палка Занозы, “подобно стреле молнийной” опустившаяся на голову противника. Побоище пресек писец Анурии, призвавший Харитона не проливать кровь человеческую, а “позываться” (здесь – судиться, затевать тяжбу), в чем и предложил свои услуги в качестве составителя прошения в сотенную канцелярию. Юных философов не увлекла страсть их отцов к бесконечным по-зываниям, их сердца пленены прелестными дочерями Харитона Занозы. Да и Лидия с Раисой не остаются равнодушными к учтивым манерам и приятной внешности полтавских щеголей. И пока два Ивана с Харитоном в очередной раз позываются в Миргороде, их дети начинают тайно встречаться и вскоре понимают, что жить друг без друга не могут. В ежедневных свиданиях на баштане незаметно пролетели десять дней. Из Миргорода с решением сотенной канцелярии приезжают отцы, и свидания молодых любовников временно прекращаются. Дело по взаимным жалобам двух Иванов и Харитона решено в пользу последнего. И хотя он, как и Иваны, потратил на эту поездку немало денег, мысль о том, что Заноза одержал верх, растравляет сердца его противников. “Постой, Харитон! – восклицает с жаром Иван старший. – Ты раскаешься в своей победе и раскаешься скоро!” Молодые шляхтичи, понимая, что присутствие в Горбылях Харитона Занозы делает свидания с их любезными невозможными, решают поспособствовать его очередной поездке в город. Проезжая мимо Харитоновой голубятни, Никанор вдохновляет отца пострелять голубей в отместку за те пакости, кои причинил Харитон. Расстрел бедных тварей завершается пожаром голубятни. Но недолго ликуют Иваны – в отместку за свою голубятню Харитон сжег пасеку Ивана старшего. И вновь враги спешат в Миргород с взаимными жалобами. Пока родители позываются в сотенной канцелярии, их дети, тайно обвенчавшись, проводят целый месяц в упоениях и восторгах любви. Но они не могут до бесконечности скрывать свою любовь, и Никанор клянется во что бы то ни стало помирить родителей. Друзья начинают действовать. Они посылают письмо пану Занозе от имени его жены Анфизы, в котором сообщается, что его дом в Горбылях сгорел, и его родные, обгоревшие во время пожара, вынуждены переселиться на хутор. Получив письмо, Харитон спешит на хутор и, не найдя там никого, едет в Горбыли. Дома, учинив ужасную суматоху и насмерть перепугав родных, пан Заноза выясняет, что полученное им письмо – подложное. Ну конечно, это новая выдумка злокозненных панов Иванов, захотевших удалить его из города, дабы в его отсутствие удобнее действовать в свою пользу! На следующий день в дом Харитона является пан Анурии с письмом из сотенной канцелярии по поводу последнего позывания. Решение сотенной канцелярии в пользу Ивана старшего, по коему Заноза должен заплатить своему обидчику рубль, приводит Харитона в неописуемую ярость. Отлупив пана Анурия, Харитон объявляет свое решение – он едет в Полтаву в полковую канцелярию позываться с дураком-сотником и его бездельниками! Но полковая канцелярия решает не в пользу Харитона, более того, она присуждает отдать хутор Занозы избитому писцу в вечное и потомственное пользование. Теперь путь Занозы лежит в Батурин, в войсковую канцелярию, позываться с новыми врагами. Тяжба Харитона с полковой и сотенной канцеляриями завершается тем, что Анфизу с ее детьми выгоняют из горбылевского дома, который передается сотнику и членам сотенной канцелярии, а самого Харитона за “буйный нрав” сажают в батуринскую тюрьму на шесть недель. Помощь несчастному семейству пана Занозы приходит с неожиданной стороны: родной дядя Ивана старшего Артамон Зубарь, богатый и почтенный старец, предлагает Анфизе с детьми пожить “до времени” в его доме. Сам он порицает пагубную страсть своих племянников к “гибельным тяжбам” (Ивану младшему его жена приходится теткою). Одна надежда на любимых внуков, Никанора и Короната, которые должны примирить враждующих. Тем временем в дом Артамона неожиданно для хозяев прибывают Иваны со всеми своими домочадцами. По решению войсковой канцелярии за “буйства, неистовства, зажигательства” их движимое и недвижимое имение приписывается к сотенному имению. Только теперь оба Ивана познали всю справедливость суждений Артамона о проклятом позыванье. Помощи и зашиты они просят у своего “великодушного дяди”. Артамон готов помочь своим племянникам, но ставит перед ними два непременных условия: первое – никогда и ни с кем более не позываться; второе – считать дочерей Харитоновых, ставших женами их старших сыновей, наряду с дочерьми своими, и их мать почитать как добрую и достойную мать семейства, а также, если Харитон изъявит желание примириться с ними, принять его в свои объятья как брата. Оба Ивана с “неописанным удовольствием” соглашаются с условиями их добродушного дяди. Но кто же укротит неукротимый нрав свата Иванов, пана Харитона? Что с ним сейчас происходит? А пан Харитон сидит в батуринской темнице. И жевать ему черствый хлеб, запивая водой, если бы не два его соседа – молодые запорожцы Дубонос и Нечос, которые по-братски делят с ним свои завтраки, обеды и ужины. Харитон привязывается к великодушным юношам отеческой любовью, и, когда они по завершению наказания предлагают ему ехать вместе в Запорожскую Сечь, он с радостью соглашается – ведь дома его ждет только позор. Под влиянием молодых людей в характере Харитона происходят благодетельные перемены. Вспоминая свою прошлую жизнь, он испытывает глубокое раскаяние. Пана Занозу волнует судьба его семейства, но он не осмеливается к ним явиться. “Что предложу им, когда и сам существую от даров дружбы и великодушия”. Видя терзания Харитона, Дубонос и Нечос делают ему неожиданное предложение: они просят Занозу познакомить их со своими дочерьми. Может быть, они друг другу понравятся, и тогда, составив одно семейство, Харитон вновь обретет утраченное спокойствие. Итак, решено: в Сечь запорожцы с Харитоном едут через Горбыли, чтобы там получить полные сведения о местонахождении семьи Занозы. В Горбылях выясняется, что Артамон выкупил имения Занозы, Зубаря и Хмары и стал их единоличным владельцем. Артамон встречается с Харитоном и предлагает, пока будут искать его семейство, пожить на хуторе, который до недавнего времени ему, Харитону, принадлежал. Через несколько дней Артамон привозит на хутор Анфизу с детьми, и потрясенный Харитон узнает, что его жена и дети со дня изгнания из сельского дома гостили на Артамоновском хуторе, у дяди его заклятых врагов. Артамон берет с Харитона обещание чистосердечно примириться со своими соседями Иванами, а потом уезжает повидаться со своими племянниками. От проницательных взоров пана Харитона не скрылось, что Раиса и Лидия с первого взгляда пленили сердца запорожцев, и потому, когда юноши просят его сдержать свое обещание, он с радостью благословляет молодые пары. Два дня пролетают как одна радостная минута. На третий к Харитону на хутор приезжают оба Ивана и, завершая окончательное примирение, предлагают пану Занозе поженить детей. Заноза растроган, но у его дочерей уже есть женихи. Расставаясь, паны Иваны обещают, что будут участвовать в свадебном празднестве. Наконец наступает всеми желанный день. На хутор к Харитону приезжает множество гостей, среди них – Артамон и два его племянника со своими семействами. Все ожидают выхода невест. И вот появляются Харитоновы дочери, держа на руках по прелестному малютке. Добрый Артамон раскрывает перед потрясенным Харитоном истину: его дочери уже давно замужем, а их мужья – сыновья панов Иванов, Никанор и Коронат, они же возлюбленные им запорожцы. Счастливый Харитон благословляет детей и прижимает к своей груди внуков. Несколько дней сряду продолжаются празднества в имениях панов Харитона, Ивана старшего и Ивана младшего. И отныне только мир, дружба и любовь воцаряются в их домах.
Анализ сказки Два Ивана – солдатских сына
По жанру сказка волшебная, с подвигами главных героев, троекратными повторами, с чудесными превращениями, предметами и справедливой счастливой концовкой. В сказке выведен идеал народного героя. Он смелый, справедливый, верный в дружбе, с почтением относится к людям, борец за добро и справедливость. Образом водовоза, который победы Ивана себе приписал, чтобы чин получить и на царевне жениться, показано, что тайное всегда становится явным. В сказке Два Ивана – солдатских сына главная мысль раскрывается с помощью русской народной пословицы «Дружба и братство – большое богатство». Чему учит сказка Два Ивана – солдатских сына – стоять горой за близких людей, почтительно относиться к старшим.
Два Ивана
Жили-были два брата — два Ивана: Иван-богатей, да Иван-бедняк.
У Ивана-богатея полна изба всякого добра, а семья — он да жена. Нет у Ивана-богатея ни малых, ни больших ребят.
А у Ивана-бедняка ребят семеро. А в доме ни крупицы, ни мучицы.
Делать нечего, пошел Иван-бедняк к богатому брату:
— «Дай мне брат мучицы взаймы. Я тебе потом отработаю.»
— «Хорошо, — говорит Иван-богатей, — На тебе муки мисочку, а вернешь мешок.»
Взял Иван-бедняк мисочку с мукой и пошел домой. Только до своих ворот дошел. как налетел Ветер, сдунул всю муку из мисочки — и дальше полетел. Рассердился Иван-бедняк:
— «Ах ты, озорной Ветер северный, ты моих детушек изобидел, голодными оставил! Найду я тебя — заставлю за свое озорство ответить.»
И пошел Иван-бедняк за Ветром вслед. Ветер в лес — Иван в лес. Набрели на большущий дуб. ветер в дупло — и Иван в дупло. Ветер говорит:
— «Чего же, мужичок, ты ко мне в гости зашел?»
А Иван-бедняк отвечает:
— «Нес я голодным ребятам муки горсточку, а ты налетел, муку рассеял. С чем я теперь домой приду?»
— «Не горюй! — Ветер говорит, — На тебе скатерть-самобранку: чего хочешь — все тебе будет»
Обрадовался Иван-бедняк, поклонился Ветру, домой побежал. Дома скатерть на стол положил и говорит:
— «Дай мне, скатерть-самобранка, поесть — попить.»
Только сказано — на скатерти и пироги и калачи, и с мясом щи, и окорок свиной, и кисель овсяной.
Наелся Иван с ребятами и спать лег. А утром только сели завтракать, как Иван-богатей пришел. Как увидел полный стол покраснел от злости.
» Я тебе муки должен, сейчас отдам, — говорит Иван-бедняк. — Скатерть-самобранка, дай мешок муки.»
Только сказано — мешок муки на столе лежит. Взял Иван-богатей муку, из избы вышел.
Вечером снова прибегает к брату Иван-богатей:
— «Братец, помоги! Наехали гости, а у меня и печь не топлена, и хлеба не печены, нечем потчевать. Дай твою скатерку!»
Ну, Иван-бедняк и дал ему скатерть-самобранку.
Богатей гостей накормил, со двора проводил. скатерть-самобранку в сундук спрятал, а Ивану-бедняку такую самую, да только простую скатерть принес. Стал Иван-бедняк с ребятами за ужин садиться. Расстелил скатерочку:
— «Скатерть-самобранка, дай поужинать!»
Лежит скатерть бела-чиста, а ужина нет как нет.
Побежал Иван-бедняк к богатею:
— «Что ты, братец с моей скатеркой сделал?»
— «Знать не знаю, ведать не ведаю! Какую взял, такую и отдал.»
Заплакал Иван-бедняк, домой пошел. День прошел, второй пролетел, ребята плачут, есть просят. в доме ни крупицы, ни мучицы.
Делать нечего. пошел иван-бедняк к богатому брату:
— «Дай мне, братец, муки, или крупы, или хлебушка.»
— «Нет у меня ни муки, ни крупы. ни хлебушка. Возьми, коли хочешь, в погребе, на бочке блюдо киселя.»
Взял Иван блюдо киселя, домой отправился. Идет по дороге. а солнышко свети, пригревает. Стал кисель таять, с блюда бежать, да и пролился на землю. Рассердился Иван-бедняк:
— «Ах ты. Солнце неразумное! Найду я тебя — заставлю за озорство ответить!»
И пошел Иван солнце искать.
Шел, шел, солнце все впереди, только к вечеру за горой село. Тут Иван его и нашел. Увидело Ивана Солнце и говорит:
— «Ты чего, Иван, ко мне в гости пришел?»
— «Нес я голодным ребятам кисель, — говорит Иван, — А ты, Солнце, как стало пригревать, в киселе играть, стал кисель таять и весь на дорогу вылился. С чем я теперь домой пойду?»
— «Ничего, — говорит Солнце, — Я тебя изобидело, я и помогу. Дам тебе козочку из моего стада. Ты ее желудями корми, из нее золото дои.»
Накормил Иван козу желудями, стал доить. А вместо молока у козы — золото.
Услыхал про козу Иван-богатей, прибежал к брату.
— «Выручи, родименький, дай на часок твою козу. Надо мне долг отдавать, а денег нет.»
— «Бери, да только без обману.»
Взял Иван-богатей козу, надоил золота, козу в клеть спрятал, а Ивану-бедняку простую козу погнал:
— «Спасибо, братец, выручил!»
Накормил Иван-бедняк козу желудями, стал доить. Течет молоко, золота нет как нет.
Побежал Иван-бедняк к богатею:
— «Что ты, братец с моей скатеркой сделал?»
— «Знать не знаю, ведать не ведаю! Какую взял, такую и отдал.»
Заплакал Иван-бедняк, домой пошел.
Ну, дни прошли, недели пролетели, ребята плачут, есть хотят. Зима пришла суровая, а дома ни мучицы ни крупицы. Пошел Иван-бедняк к богатому брату:
— «Дай, братец, муки горсточку!»
— «Не будет тебе ни муки, ни крупы, а хочешь — возьми на полке в каморке вчерашние щи.»
Взял Иван-бедняк миску вчерашних щей и домой пошел. Идет, вьюга гудит. Мороз примораживает, заморозил щи до самого дна. Рассердился Иван-бедняк:
— «Ах ты, Мороз-красный нос! Тебе игра, а ребятам горе! Найду я тебя — заставлю за озорство ответить!»
И пошел Иван-бедняк за Морозом.
Мороз по полям — Иван по полям. Мороз в леса — Иван в леса. Лег Мороз под большой сугроб — и Иван туда. Удивился Мороз:
— «Ты чего, Иван, ко мне в гости пришел?»
— » Нес я ребятам вчерашние щи, А ты заиграл, щи приморозил. С чем я теперь домой пойду? Скатерть-самобранку да козу золотодойку брат отнял, а ты щи перепортил.»
— «Только-то, — Мороз говорит, -на тебе за это сумочку-выручалочку. Скажешь: «Двое из сумы!» — двое выскочат; скажешь: «Двое в суму!» — двое спрячутся.»
Пришел Иван домой, суму вынул да и говорит:
— «Двое из сумы!»
Тут как выскочат из сумы две дубинки сосновые, как начнут Ивана бить, приговаривать:
— «Не верь, Иван, богачу! Уму разуму учись!»
Еле Иван дух перевел да крикнуть успел:
— «Двое в суму!», — как Иван-богатей прибежал:
— » Где ты был Иван? Что достал Иван?»
— «Был, братец, у Мороза, а достал чудесную суму. Скажешь: «Двое из сумы!» — двое выпрыгнут, что надо сделают.»
— «Дай мне сумочку на один денек! У меня крыша развалилась, починить некому.»
Принес Иван-богатей суму домой, двери запер:
— «Двое из сумы!»
Как выскочат из сумы две дубинки сосновые, как начнут бить, приговаривать:
-«Не обижай, богач, бедняка! Отдай, богатей, Ивану скатерть да козу.»
Еле живой Иван-богатей пришел, отдал бедняку скатерть-самобранку и козу.
Стал Иван-бедняк с детками жить-поживать, добра наживать. теперь семеро ребят — все на лавочке сидят, кашу пшенную едят. Ложки крашенные, каша масляная.