0
Елена Чудинова Историческая сказка «Гардарика». О чем повесть?
Читайте также
Это замечательное музыкальное произведение у Георгия Свиридова, оно чудесно проиллюстрировало повесть А.С. Пушкина, которая входит в цикл «Повести Белкина». Как говорится, это музыка на все времена!
Выбираем правильный ответ, который расположился под буквой С — «МЕТЕЛЬ».
Я может выскажу не оригинально мнение, но с моей точки зрения это повесть о любви. О великой любви человека к родине, столь часто повторяющейся теме различных произведений, о любви человека к женщине, столь часто служившей оправданием самых безумных и даже преступных поступков, о любви родителей к детям, толкающих их на подвиги и самопожертвование и о любви мужчин к войне. Тема любви буквально наполняет все это произведение и как это часто бывает делает из него трагедию. Почему-то это высокое чувство становится по настоящему прекрасным только в экстремальных условиях, часто ставящих перед людьми очень непростой выбор между тем кого любишь и долгом или семьей.
Герасим не мог утопить графиню, не так был воспитан, ведь он был крепостной, а это немногим отличается от раба. К тому же он был добрый человек. Он безропотно подчинился ее решению, конечно, в душе страдая. Ведь к бедной собачке Герасим сильно привязался. К тому же в этом и состоит весь смысл рассказа — показать душевный конфликт простого русского человека.
Но можно было бы, включив фантазию, предложить такое развитие сюжета. Получив приказ от графини убрать Муму, Герасим ночью собирает свою котомку, делает поводок или рюкзачок для собачки и пускается в бега. То есть он не хочет мириться с потерей единственного преданного друга. Он подается в Сибирь, где находит поселение русских людей, остается там на постоянное жительство вместе со своей собачкой.
Счастливый конец, собачка остается жива, Герасим свободен, все довольны. А где конфликт интересов? Где драматизм?
» Жёлтая стрела » — это поезд и он в этой повести единственное что то живое, что окружает героев этой повести. Поезд этот идёт никуда и в никогда. Главный герой этой повести . Главный герой пытается найти способ покинуть этот поезд, чтобы понять мир , который их ждёт около разрушенного моста..
Эту повесть Виктор Пелевин написал в 1993 году, я пыталась её читать, но видимо это не моё, слишком много различных аллегорий.
Произведение Гоголя «Нос» в кратком изложении можно прочитать практически на каждом литературном сайте. В произведении описано «необыкновенно-странное происшествие», когда нос уверенного в себе майора Ковалева неожиданно исчез с его гладкого румяного лица и начал жить своей собственной жизнью, как говорится, сам по себе. Нос разжился вполне себе хорошо: носит расшитый золотом мундир статского советника и шпагу, ездит в карете и дилижансе, даже гуляет по Невскому проспекту, верует в Бога, что доказывает его моление в церкви, свысока разговаривает со своим же хозяином. Обыкновенный нос, став самостоятельным человеком в чине статского советника, живет по законам светской жизни и по неписанным правилам Невского проспекта.
Что касается майора Ковалева, то «все переворотилось у него в глазах». Он — чиновник, быстро дослужившийся на Кавказе до чина коллежского асессора, он не беден, надеялся получить
хлебное вице-губернаторское место в провинции, хотел жениться на богатой невесте. И вдруг все пошло наперекосяк. Нос высокомерно говорит своему хозяину на чиновничьем языке: «Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству». И вот несчастный
Ковалев предпринимает попытки вернуть себе нос. Он обращается в полицию, к докторам, даже в редакцию, пишет обличительные и просительные письма. Но неожиданно нос снова очутился на лице майора. Но это ничто не изменило. Чиновник так и остался чиновником, с возвращением носа продолжается его бездумная жизнь. Никаких уроков Ковалев из этой ситуации не извлек.
Содержание
- На Западе признавали развитость Руси. Почему они называли её «Гардарикой»?
- Что значит «Гардарика»?
- Несостыковки с норманнской теорией
- Из каких источников известно о Гардарике?
- Какой итог?
- Главные слова в тексте гардарика
- Презентация по литературному чтению на родном (русском) языке на тему «Страна городов. Отец и дочь» (4 класс)
- «Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Скоростное чтение
- Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
- Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
- Краткое описание документа:
- Общая информация
- Похожие материалы
- Рабочая программа по предметам «Математические представления» и «Речь и альтернативная коммуникация»
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА УРОКАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
- Методический материал «Задачный подход к обучению»
- Методическая разработка «Система оценивания образовательных достижений»
- Методическая разработка» России верные сыны.А.Невский»
- Презентация «России верные сыны. А. Невский»
- Вам будут интересны эти курсы:
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ГОРОДОВ»
- Содержимое разработки
На Западе признавали развитость Руси. Почему они называли её «Гардарикой»?
Сейчас ходят споры о том, как следует называть нашу родину времен Рюрика, Олега и других князей. Все-таки Древняя Русь или Киевская? Кому как.
Но как называли нашу страну наши ближайшие западные соседи? Что в их понимании «Гардарика»?
Что значит «Гардарика»?
Да, вы не ослышались, нашу страну, правда, называли «Гардарикой». Такое наименование ей придумали варяги. Оно переводится как «Страна городов». То есть, судя по всему, у нас было на тот момент огромное количество городов, что аж те же варяги это признали.
Если точнее, то мы можем говорить о, как минимум, 24 городах на территории Руси до Рюрика. Но к XII веку их количество было около 200, а, возможно и 400. Это очень большое число для того времени.
Из-за этого её по праву называли «Страной городов».
Несостыковки с норманнской теорией
Но тут возникает вопрос: если, по мнению сторонников именно варяги принесли государственность, то почему к приходу «цивилизации» у нас уже давно была большая цепь городов по всей территории расселения восточных славян?
Я считаю, что это должно наталкивать на мысли о том, что государственность уже существовала.
Из каких источников известно о Гардарике?
Вернемся к Гардарике. Откуда нам известно о ней? Ну, прежде всего из древнескандинавских саг.
По мнению исследователей, так называли сначала цепь крепостей вдоль Волхова, но позже так именовали всю Русь.
Какой итог?
Такое большое обилие летописей все возможными способами подтверждает то, что Русь на тот момент была крупным государственным образованием с множеством городов. Это запечатлели даже западные соседи, настолько много поселений было.
Разбивает ли это норманскую теорию? Вероятно, полностью нет. Но этот факт игнорировать нельзя. Это лишь очередное подтверждение, что на тот момент Русь была не настолько неразвитой, как принято считать
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Главные слова в тексте гардарика
Но я назвал бы ее еще и по-другому: Страной князей.
Сильна и спокойна земля, подчиненная одному правителю. Сказано в Писании, что не устоит дом, разделившийся в самом себе.
Один правитель на земле.
Но не всегда было так на Руси…
Как-то раз, отстав от охоты, я выехал из глухой чащобы на поляну с разоренным языческим погостом посередине. Еще недавно, при жизни нынешних стариков, там стояли деревянные статуи Перуна, Даждь-бога, Волоса, Хорса и Сварога… Еще живы люди, помнящие, как по приказу князя Владимира Красное Солнышко согнали в Днепр и разом крестили всех киевлян…
Но когда мне рассказывали об этом, мне почему-то трудно было поверить, что все это было так недавно… Хотя именно в моем отчинном княжестве и по сию пору больше всего ведунов и ведуний, способных заговором остановить руду или оборотиться при надобности волком.
Ведов стоит на берегу быстрой чистоводной Роси. Город не велик, но славится по всей Русской земле своими резчиками по белому камню. Из белого камня сложены и крепкие, высокие его стены: они видны издалека и дивно красивы на высоком зеленом холме под лазурными небесами… Но сложены не для красоты: княжество Ведовское граничит со Степью, из которой, что ни год, нападают на Русские земли кочевники…
Вот, что поведал мне прискакавший на взмыленной лошади под вечер гонец, на сутки опередивший дружину, возвращавшуюся с телом своего князя. Уж несколько лет, как злобные печенеги боялись совершать большие набеги на русскую землю. Не по силам великого князя Ярослава было отучить этих язычников грабить мирных земледельцев, ибо то заложено в их природе, зато хорошо отучил он их ходить за чужим добром на Русь. Но даже отхлынувшая волна оставляет на берегу ракушки и водоросли. Подобно ей, отошедшее от русских пределов кочевье печенегов не захватило мелких грабителей, сбившихся в небольшие и не подчиненные никому, кроме своих разбойничьих главарей, отряды. Они боялись глубоко заходить в русскую землю, но тревожили приграничные с дикой Степью поселения. Одно из них печенеги застигли врасплох и спалили, перебили, как у них водится, мужчин и стариков, угнали скот. В гневе отец поклялся разыскать злодеев и жестоко покарать их.
Источник
Презентация по литературному чтению на родном (русском) языке на тему «Страна городов. Отец и дочь» (4 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Страна городов. Отец и дочь
Автор шаблона: Городничева Елена Александровна,
учитель начальных классов, МКОУ «Товарковская СОШ 1»
Дзержинскского района, Калужской области
2021г.
Литературное чтение
на родном (русском) языке 4 класс
Описание слайда:
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.
А. С. Пушкин
Цели урока:
повторить и закрепить исторические сведения о Древней Руси, полученные учащимися на уроках литературного чтения и окружающего мира;
развивать читательские умения учеников;
развивать стремление к постоянному приобретению знаний.
Слово учителя с элементами беседы.
Прочитайте отрывок из стихотворения Алексея Степановича Хомякова с.29-30 (или прослушать)
Вопросы в конце текста.
2. Чтение статьи «Это интересно»
3. Словарная работа. с.30
Гардарика, погост, варяги, логика, печенеги, гридни, фрагмент.
Софийский собор в Киеве
Описание слайда:
Писатель, драматург, поэт. Родилась и живет в Москве. Публикуется с конца 1980-х годов.
Автор книг: «Держатель Знака» (приключенческий роман о гражданской войне, о крестоносцах Белого Дела и магии), 2010; «История Англии для детей», 2011; «Робин Гуд» (новая прозаическая версия для детей), 2010; «Легенды Армении» (повесть на фольклорной основе для детей), 2011; «Ларец» (мистико-приключенческий роман из конца XVIII века), 2010 и др.
4.Сегодня мы снова будем перелистывать страницы книги на историческую тему — историческую поесть
Елены Петровны Чудиновой «Гардарика».
Гарда́рика — «Страна городов» — название
Руси, данное викингами.
5. Чтение текста произведения
(фрагментарное 1)
Описание слайда:
Беседа по вопросам к тексту с.34
Чтение стать «Это интересно».
— Что вы узнали о Древней Руси 12 века?
6. Отец и дочь.
Прочитайте мудрое изречение
о пользе учения И.Тургенева и Владимира Мономаха. с.35
— Что заинтересовало вас в тексте «Поучения» Владимира Мономаха? Почему?
Ответьте на вопросы с.36
Описание слайда:
8. Чтение текста произведения (фрагментарное 2)
Читают несколько учеников.
Беседа по вопросам к тексту с.40-41
9. Пересказ текста.
а) Краткий пересказ текста 1 учеником
б) Выборочный пересказ текста 2 учениками.
10. Итог урока.
— Почему свое произведение писательница назвала
исторической сказкой? Почему это не повесть?
— Чем характеризуются два эпических жанра —повесть и сказка?
Сказка — это то, что «сказывалось», т. е. фольклорный вид прозы, в котором правдоподобие тесно переплетено с фантастикой, а содержание не вписано в реальное время и пространство.
11. Домашнее задание. с. 41 «Искусство исполнения» и
«Читаем вместе» вопроы 1-3.
Описание слайда:
источник шаблона:
Фокина Лидия Петровна
учитель начальных классов, МКОУ «СОШ ст. Евсино»
Искитимского района, Новосибирской области
Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
Информационные источники
Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint
Скрап-набор https://photoshop-master.ru/adds/scrapbooking/22748-skrap-nabor-gulyaem-pod-dojdikom.html
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Презентация поможет учителю повторить и закрепить исторические и культурологические сведения, полученные учащимися на уроках литературного чтения; развивать читательские умения учеников; развивать стремление к постоянному приобретению знаний; воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.
Общая информация
Похожие материалы
Рабочая программа по предметам «Математические представления» и «Речь и альтернативная коммуникация»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК НА УРОКАХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
Методический материал «Задачный подход к обучению»
Методическая разработка «Система оценивания образовательных достижений»
Методическая разработка» России верные сыны.А.Невский»
Презентация «России верные сыны. А. Невский»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5438661 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ГОРОДОВ»
Сегодня мы снова будем перелистывать страницы книги на историческую тему — историческую сказку Елены Петровны Чудиновой «Гарда?рика».
По жанру — это повесть, написанная с большой долей вымысла, иногда — фантастики.
Однако те из вас, кто уже прочитал эту книгу, наверняка, даже и не поняли, где «спряталась» эта фантастика. Почему? Да потому, что книга Чудиновой вовсе не фэнтези или научная фантастика: волшебное и фантастическое спрятало здесь в глубине сюжета, в домысливании каких-то исторических фактов, о которых не осталось записей в летописи. В то же время домысливание это вполне органично, естественно, т. е. без натяжки вписывается в те исторические события, о которых мы с вами уже знаем предостаточно.
Содержимое разработки
ПУТЕШЕСТВИЕ В «СТРАНУ ГОРОДОВ»
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой.
— повторить и закрепить исторические и культурологические сведения, полученные учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;
— закрепить знания семиклассников по истории древней Руси;
— углубить представления школьников об общечеловеческом значении наследия Средневековья;
— развивать читательские умения учеников;
— развивать стремление к постоянному приобретению знаний, деятельностное отношение к жизни;
— воспитывать уважительное отношение к культуре разных народов.
Форма урока: синтетический урок с элементами интеграции знаний по истории, этнографии, географии и литературе, включающий в себя слово учителя, пересказ прочитанного, фрагментарное чтение произведения словесное рисование, беседу о прочитанном, творческие и игровые задания.
1. Слово учителя с элементами беседы.
Сегодня мы снова будем перелистывать страницы книги на историческую тему — историческую сказку Елены Петровны Чудиновой «Гарда́рика».
По жанру — это повесть, написанная с большой долей вымысла, иногда — фантастики.
Однако те из вас, кто уже прочитал эту книгу, наверняка, даже и не поняли, где «спряталась» эта фантастика. Почему? Да потому, что книга Чудиновой вовсе не фэнтези или научная фантастика: волшебное и фантастическое спрятало здесь в глубине сюжета, в домысливании каких-то исторических фактов, о которых не осталось записей в летописи. В то же время домысливание это вполне органично, естественно, т. е. без натяжки вписывается в те исторические события, о которых мы с вами уже знаем предостаточно.
Давайте учиться разбираться в том, что мы с вами прочитали.
Первый вопрос всегда один и тот же, но он — главный:
— Понравилась ли вам книга Елены Петровны Чудиновой? Почему? Чем именно?
— Почему книга названа «Гарда́рика»? Что означает это слово? Где мы с ним уже встречались?
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
— Когда происходит действие этой исторической сказки?
— Расскажите кратко, что вы знаете о правлении Ярослава Мудрого.
— Таким ли вы представляли себе этого киевского князя? Чем ваше представление об Ярославе Мудром отличается от образа, созданного современной писательницей?
— Вспомните, какие народы населяли Древнюю Русь и какие племена жили вокруг древнего Киева.
— Что вы знаете о верованиях этих народов, племен и различных славянских родов?
— Какова была религия древних славян?
— Расскажите, что вы узнали из прочитанного ранее и из книги Е. П. Чудиновой о славянских божествах и их культах.
— Подумайте и попытайтесь объяснить, почему писательница именно так обозначила жанр своего произведения — историческая сказка.
— Почему она не назвала жанр преданием или легендой?
1. Краткий пересказ текста 1 учеником: Кто такой Владимир Ростиславович Ведовско́й».
2. Выборочный пересказ текста 1—2 учениками: «Особенный мальчик».
1. Кто такой отрок Владимир?
2. Что мы узнаем о главном герое в начале произведения?
3. Почему Ярослав Мудрый не стал помогать юному изгнаннику?
4. В чем заключалось различие между Владимиром Ведовски́м и его новым другом — изгнанным королем бриттов Э́двардом А́йронсайдом?
5. Как относятся окружающие к юному князю Владимиру? Почему? Как это их характеризует?
6. Каковы отношения между Эдвардом Айронсайдом, Владимиром Ведовским и Анной Ярославной? Почему юная княжна помогает убежать двум опальным отрокам?
7. Почему Владимир Ведовской, двенадцатилетний отрок, должен сам отвоевывать свой престол?
8. Владимир Ведовской — особенный или обыкновенный мальчик?
3. Чтение текста произведения (фрагментарное).
Зачитываем фрагменты из книги Е. П. Чудиновой «Гардарика»:
2) одну из трех по выбору (полностью или фрагментарно) — глава третья; глава пятая; глава восьмая.
4. Беседа с классом.
Данные вопросы и задания предлагаются всему классу в двух случаях:
1) произведение Е. П. Чудиновой «Гардарика» прочитало всего несколько учеников;
2) класс слабо подготовлен, ученики читают мало и медленно. Тогда это будет вступительный урок к изучению данного произведения, а на все изучение необходимо отвести два урока (2 часа).
— Что вы узнали о главном герое исторической сказки Елены Петровны Чудиновой из услышанных пересказов и только что прочитанной главы?
— Понравился ли вам юный князь Ведовской? Почему? Обоснуйте свой ответ.
— Нравится ли вам такая художественная интерпретация истории Древней Руси?
5. Введение теоретико-литературного понятия.
Любое произведение литературы ориентировано на своего предполагаемого читателя: автор старается так «построить» свое произведение, чтобы возник контакт этого произведения с читателем или слушателем, т. е. их диалог — литературное произведение о чем-то рассказывает и дает свою оценку событий, читатель, прочитав, может иначе осмыслить эти события, иначе представить героев произведения, что-то домыслить, дофантазировать. Если это происходит, значит, «встреча» книги и ее читателя произошла: читатель мыслит, чувствует, переживает. Если читатель, закрыв последнюю страницу, не размышляет над прочитанным, не переживает за героев и не сопереживает им, значит, книга и читатель, встретившись случайно, мирно разошлись в разные стороны.
Любую книгу надо научиться читать и понимать — это трудная работа, но она затем одарит нас бесценными подарками: чувствами, мыслями и переживаниями, которые наполнят наш духовный мир. Этого нам не сможет подарить сама жизнь, потому что она коротка и мы не успеем все увидеть, услышать и понять. Но тот, кто научился работать с книгой, эмоционально воспринимать ее содержание, тот сам начинает создавать свое произведение на основе прочитанного. Это может быть устный рассказ о прочитанном, адресованный как близким людям, так и совсем незнакомым. А может быть сочинение-пересказ или сочинение-отзыв. Возможна также иллюстрация к произведению. Или даже свое литературное произведение, в котором отголоском прозвучит когда-то прочитанное. Это и есть интерпретация.
В искусстве термин «интерпретация» может означать трактовку художником жизненных явлений в соответствии с ценностно-познавательным подходом к действительности. Но интерпретация не просто толкование.
Интерпрета́ция — это образное, художественное переосмысление прочитанного.
Поэтому лучшие иллюстрации книг всегда те, которые создали сами читатели, прочувствовав прочитанный фрагмент из летописи или художественного произведения, домыслив и дофантазировав его, а не те, что были срисованы с известных картин, иллюстраций художников или икон. Именно поэтому словесное рисование также может быть своего рода интерпретацией, художественным переосмыслением прочитанного или услышанного.
6. Беседа с классом.
Следующие вопросы и задания предлагаются в классе повышенного уровня подготовки при условии самостоятельного прочтения дома книги Е. П. Чудиновой «Гардарика».
— Обычный ли мальчик Владимир Ведовской? Что его отличает от сверстников?
— На каких литературных героев он похож? В чем его самобытность?
— Кем были родители главного героя? Почему их постигла такая страшная участь?
— Можно ли предположить, каким будет сюжет произведения по первым главам книги?
— Как вы полагаете, когда начинается завязка действия в исторической сказке «Гардарика»?
— Похоже ли это произведение на сказку? Докажите это, сопоставив первые главы книги «Гардарика» с любой литературной сказкой. Приведите свои примеры.
— Итак, перед нами две группы персонажей: положительные герои и отрицательные герои. Определите, в какую группу входит тот или иной персонаж. Есть ли такие персонажи в этом произведении, которые могут быть помещены и в ту, и в другую группу? Как вы думаете, почему? Насколько реалистично, вернее, жизнеподобно данное произведение?
— Динамично ли развивается сюжет?
— Как, по-вашему, далее развернется сюжет? Каков он: приключенческий, детективный, фантастический или реалистический? Свой ответ аргументируйте примерами из текста.
— Почему главный герой дружит с «неудачником» — изгнанным королем бриттов? Что их объединяет? Только ли положение изгнанника?
— Меняются ли характеры мальчиков — Владимира Ведовского и Эдварда Айронсайда — на протяжении всего повествования? Приведите примеры.
— В чем, по вашему мнению, заключается смысл испытания детей в лесу? В каких еще фольклорных или литературных произведениях встречаются похожие испытания? Расскажите о них.
— В какой момент сюжет достигает своей кульминации? Опишите его подробнее.
— Какие нравственные уроки преподносит нам книга Елены Петровны Чудиновой «Гардарика»?
Вопросы и задания повышенной сложности.
— Как вы думаете, почему свое произведение писательница назвала исторической сказкой? Почему это не повесть?
— Чем характеризуются два эпических жанра — повесть и сказка?
Сказка — это то, что «сказывалось», т. е. фольклорный вид прозы, в котором правдоподобие тесно переплетено с фантастикой, а содержание не вписано в реальное время и пространство.
— Вспомните, какой жанр чаще всего используется в литературе для подростков. Почему?
— Вспомните, что такое сюжет. Какие сюжеты вы уже знаете?
7. Устное словесное рисование.
— Опираясь на текст произведения, детализируйте описываемый образ.
— Попытайтесь создать устную иллюстрацию к прочитанному.
— Иллюстрация должна быть образной и в то же время лаконичной, красочной и целостной: она должна иметь свою композицию, главную мысль и задачи, зрители должны представить все то, что рассказывается, рисуется словесно.
1-я группа учащихся: описать встречу двух малолетних изгнанников — Владимира Ведовского и Эдварда Айронсайда.
2-я группа учащихся: описать первую встречу Владимира Ведовского и киевского князя Ярослава Мудрого.
3-я группа учащихся: описать встречу юных наследников престолов своих отцов с девочкой-ведуньей, языческой колдуньей.
Самостоятельное чтение по выбору
Полевой Н. А. Избранная историческая проза / Сост., вступ. ст. и коммент. А. С. Курилова.
Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди.
Толстой А. К. Князь Серебряный: Баллады.
1 См. в кн.: Древняя Русь. История русского народа с I по IХ век. — М., 2001; Калашников В. Легенды Древней Руси. — М., 2002; Калашников В. Славянская мифология. — М., 2002.
2 См.: Вронский Ю. П. Странствие Кукши за тридевять морей: Роман. — М.: Лепта Книга, 2006.
Источник
Нередко жалуются на отсутствие хороших современных православных книг для детей. Не могу с этим согласиться: таких книг, вероятно, могло бы быть и больше, но сказать, что их нет совсем, тоже было бы несправедливо. Произведения Елены Чудиновой занимают среди этих книг достойное место.
Чудинова назвала «Гардарику» исторической сказкой — видимо, потому, что в 1981 году, когда книга была написана, термина «фэнтези» еще не было. Впрочем, это произведение, как его жанр ни обозначать, быть опубликованным тогда не имело ни малейшего шанса. И не только потому, что автора, чьи произведения ныне читают и обсуждают не только в России, но и за ее пределами, в ту пору в литературном мире еще никто не знал. Важнее другая причина: вариант древнерусской истории, данный в «Гардарике», был по тем временам идеологически абсолютно непроходимым: главные герои — христиане, стойко держащиеся своей веры, несмотря на соблазны власти и могущества, предлагаемых им за отказ от нее. К тому же герои — князья (вернее, один — русский князь, а другой — британский король в изгнании), а это уже совсем плохо: князья могли быть только отрицательными, они, как известно, занимались тем, что эксплуатировали простой народ, в чем их всячески поддерживала мракобесная Церковь. В общем, как говорится, века тогда были средние, а дела еще хуже. Помню «Повесть о верной Аниске» талантливой детской советской писательницы Ольги Гурьян. Действие этой повести происходит в XI веке, всего на десятилетие с небольшим позже, чем события, происходящие в «Гардарике». Анна Ярославна, дочь князя Ярослава Мудрого, здесь трусливая, неблагодарная, вероломная. Ну, естественно, какой же еще быть дочери князя? Зато ее служанка Аниска — образец всех совершенств. Потому как из простого народа, из угнетенных классов. Классовую ненависть нужно было воспитывать с колыбели, ею приправляли и отравляли даже детскую литературу, даже хорошие, в общемто, книги, какой и была эта «Повесть о верной Аниске»…
Ничего подобного в «исторической сказке» Елены Чудиновой, разумеется, нет. Богатой, просвещенной, процветающей страной предстает здесь Киевская Русь времен Ярослава Мудрого, да такой она и была в действительности. Скандинавы называли ее «Гардарикой» — «Страной городов». Киевский митрополит Иларион писал о Русской земле, что она «ведома и слышима есть всеми четырьмя конци земли». Династические браки с европейскими монархами для великих киевских князей были обычным делом. Ярослав Мудрый женился на шведской принцессе Ингигерде, его сын Изяслав — на сестре польского короля, Святослав — на немецкой принцессе, Всеволод — на дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Все дочери Ярослава стали королевами: Елизавета — в Норвегии, Анастасия — в Венгрии, Анна — во Франции. Принятие христианства приобщило Русь к сокровищам византийской культуры. Население городов практически поголовно было грамотным. Любимый сын Ярослава Мудрого Всеволод, будущий отец Владимира Мономаха, знал пять иностранных языков. Сестра Всеволода Анна, выйдя замуж за французского короля Генриха I, по-латыни переписывалась с папой римским Николаем II, а ее супруг-король по неграмотности вместо подписи на указах ставил крестик. Впрочем, по приезде во Францию Париж русской княжне очень не понравился: на фоне тогдашнего Киева он казался ей варварским и провинциальным…
Анна Ярославна, кстати, — в числе действующих лиц «Гардарики». Но здесь она еще девочка-подросток. А главного героя, тоже подростка, зовут Владимир. Он княжит в небольшом Ведовском княжестве (вымышленном) и уже в десятилетнем возрасте после смерти родителей сел на престол (в Древней Руси говорили «стол»). Удивительного нет, тогда взрослели рано: не вымышленный, а вполне реальный князь Владимир Мономах вспоминал в своем «Поучении», что «трудился в разъездах и охотах с тринадцатилетнего возраста», выполняя дипломатические и иные поручения отца, связанные с управлением княжеством.
Итак, на плечи героя уже в столь юном возрасте легло бремя княжеской власти. Но делать нечего: «Не стол для князя, а князь для стола», — так учил Владимира его отец, Ростислав Ведовской, погибший в битве с печенегами. Испытания героя начинаются незадолго до его двенадцатилетия. Он узнает, что назначенный его опекуном старший двоюродный брат Глеб и боярин Бермята, некогда затаивший на князя Ростислава какую-то обиду, готовят заговор. Глеб решает убить Владимира, захватить его «стол», а потом вступить в союз с половецким ханом Собчаком и привести половцев на Русскую землю.
Буквально чудом Владимиру удается спастись от подосланного заговорщиками наемного убийцы. Князь встречается с языческим волхвом и узнает страшную тайну: еще до рождения он обманом был посвящен языческим божествам и стал волхвом. Вот почему при приближении к языческому капищу крест начинает огнем жечь его грудь. Волхв предлагает Владимиру снять крест, стать настоящим волхвом и обрести сверхчеловеческие возможности. Владимир отказывается: «Не отступлюсь от веры христианской… Пусть даже нательный крест всегда будет жечь мне грудь! Не сниму!!!». Впрочем, встреча с волхвом завершилась благополучно: тот не стал мстить Владимиру за отказ от языческих волхований и верность Христу.
В дальнейших скитаниях Владимир встречает мальчика, своего ровесника, британского короля в изгнании Эдварда, сына Эдмунда Железнобокого. Это реальное историческое лицо, и будь Владимир не вымышленным, а реальным героем, он действительно мог бы встретить Эдварда где-нибудь на Руси: некоторое время тот пользовался гостеприимством киевского князя Ярослава Мудрого. Правда, у него не было младшей сестры, леди Ингрин, на которой несколько лет спустя женится Владимир, но такие вольности в художественном произведении вполне допустимы, никто не ждет от писателя точного следования историческим фактам. А факты английской истории Елена Чудинова, разумеется, знает: она автор «Истории Англии для детей» — еще одной хорошей детской книги, получившей к тому же положительный отзыв Института всеобщей истории Российской Академии наук.
Впрочем, пересказывать всё происходящее на страницах увлекательной книги не имеет смысла, да и читатели не поблагодарят за то, что им перебили фабульный интерес. Адресована «Гардарика» детям младшего и среднего школьного возраста. Младшим, пожалуй, читать будет несколько сложновато: действие, как мы помним, происходит в XI веке, а историю школьники начинают изучать только в 5-м классе. Но на случай таких возможных затруднений в книге есть примечания — пояснения непонятных слов, из которых маленький читатель может узнать, что значат слова «вече» или «тризна», кто такие варяги и половцы.
Книге предпослано предисловие епископа Тираспольского и Дубоссарского (ныне архиепископа Элистинского и Калмыцкого) Юстиниана. Владыка Юстиниан отмечает: «Динамичное действие, увлекательный сюжет, простой и понятный язык изложения делают сказку легкодоступной для восприятия юных читателей… В отличие от многих современных авторов, пишущих для подростков, Е. Чудинова не пытается потакать вкусам и пристрастиям своих читателей. Она старается ненавязчиво помочь им сформировать правильную систему духовных ценностей, научиться отличать истинное от ложного и обрести твердое представление о том, “что такое хорошо и что такое плохо”. При этом дети в ходе увлекательного повествования знакомятся с историей Киевской Руси, бытом и нравами эпохи. Юные герои на своем примере учат читателей таким основополагающим понятиям, как честь, долг, верность, дружба и т. п. <…> С моей точки зрения, книга Е. Чудиновой будет уместна не только в фондах светских библиотек, но и церковных. Ее можно рекомендовать для прочтения учащимся как воскресных школ, так и православных общеобразовательных учреждений. Считаю выход в свет книг, подобных “Гардарике”, весьма своевременным».
Остается добавить, что «Гардарика» была издана в 2007 году, а на прилавках церковных магазинов нашего города появилась только сейчас. Но лучше поздно, чем никогда.
Газета «Православная вера» № 19 (567)
- Полный текст
- Предисловие
- Глава первая
- Глава вторая
- Глава третья
- Глава четвертая
- Глава пятая
- Глава шестая
- Глава седьмая
- Глава восьмая
- Глава девятая
- Глава десятая
- Глава одиннадцатая
- Глава двенадцатая
- Глава тринадцатая
- Глава четырнадцатая
- Эпилог
- Словарик
Предисловие
Не зря чужеземцы зовут нашу Русь Гардарикой — Страной городов! Куда ни кинь взгляд — высятся белокаменные стены, горят на солнце золотые купола Божьих храмов… Не один заморский гость признавался, скрепя сердце, что нет на белом свете другой земли с такими многочисленными, богатыми и красивыми городами.
Но я назвал бы ее еще и по-другому: Страной князей.
Ведь у каждого города — свой князь.
Все князья послушны Великому князю Киевскому — Ярославу Владимировичу, прозванному Мудрым.
Сильна и спокойна земля, подчиненная одному правителю. Сказано в Писании, что не устоит дом, разделившийся в самом себе.
Один правитель на земле.
Один Бог на небе.
Но не всегда было так на Руси…
Как-то раз, отстав от охоты, я выехал из глухой чащобы на поляну с разоренным языческим погостом посередине. Еще недавно, при жизни нынешних стариков, там стояли деревянные статуи Перуна, Даждь-бога, Волоса, Хорса и Сварога… Еще живы люди, помнящие, как по приказу князя Владимира Красное Солнышко согнали в Днепр и разом крестили всех киевлян…
Но когда мне рассказывали об этом, мне почему-то трудно было поверить, что все это было так недавно… Хотя именно в моем отчинном княжестве и по сию пору больше всего ведунов и ведуний, способных заговором остановить руду или оборотиться при надобности волком.
Не случайно стольный град моих дедов называется Ведовым, а небольшое княжество — Ведовским.
Ведов стоит на берегу быстрой чистоводной Роси. Город не велик, но славится по всей Русской земле своими резчиками по белому камню. Из белого камня сложены и крепкие, высокие его стены: они видны издалека и дивно красивы на высоком зеленом холме под лазурными небесами… Но сложены не для красоты: княжество Ведовское граничит со Степью, из которой, что ни год, нападают на Русские земли кочевники…
Глава первая
Я сел на княжение рано. Всего три года, как назывался я воем, а посвящение в вои издревле проходит у нас, когда отрок садится в седло, — в возрасте семи лет. Отец мой, князь Ростислав, греческим именем — Роман, прославленный ратными походами на половецкие станы, сложил голову на поле брани в лето 6537‑е от сотворения мира. Матушка моя, княгиня София, покинула Божий мир за месяц до этого горького известия: сердце ее почуяло беду, и тревога свела ее в могилу. Как сейчас помню я день, когда мы с матушкой сидели в ее горнице, читая «Записки о Галльской войне» Цезаря. Был жаркий летний полдень: слюдяное оконце было растворено настеж, небо сияло лазурью, откуда-то доносился медовый запах цветов. Солнечные лучи играли в кусочках разноцветной слюды в оконной раме, бросая разноцветные отблески на изразцовую печь… Я то и дело отвлекался и делал ошибки в произношении букв или вставлял в текст слова, которых там вовсе не стояло… Матушка, в шелковом, персикового цвету летнике, тканом золотыми грифами, с ниточкой простого жемчуга вокруг шеи, смеялась над моими ошибками, дразня меня, что я не учился, видать, латинской грамоте. Я с обидою отвернулся от нее, и тут же услышал стук, словно упало что-то тяжелое. С испугом я взглянул на матушку — дорогая книга, выпавшая из рук ее, лежала на полу… Княгиня сидела побледневшая, с испугом в лице, и прекрасные синие глаза ее налились слезами… «Сердце недоброе чует, Владимир!» — вымолвила она… С этого часа матушка стала таять на глазах пока не угасла, как свеча… Вскоре пришла весть о гибели князя Ростислава.
Вот, что поведал мне прискакавший на взмыленной лошади под вечер гонец, на сутки опередивший дружину, возвращавшуюся с телом своего князя. Уж несколько лет, как злобные печенеги боялись совершать большие набеги на русскую землю. Не по силам великого князя Ярослава было отучить этих язычников грабить мирных земледельцев, ибо то заложено в их природе, зато хорошо отучил он их ходить за чужим добром на Русь. Но даже отхлынувшая волна оставляет на берегу ракушки и водоросли. Подобно ей, отошедшее от русских пределов кочевье печенегов не захватило мелких грабителей, сбившихся в небольшие и не подчиненные никому, кроме своих разбойничьих главарей, отряды. Они боялись глубоко заходить в русскую землю, но тревожили приграничные с дикой Степью поселения. Одно из них печенеги застигли врасплох и спалили, перебили, как у них водится, мужчин и стариков, угнали скот. В гневе отец поклялся разыскать злодеев и жестоко покарать их.
Но не один день кони его соратников топтали бесплодную степь прежде, чем вышли на нужный след. Те, кто шел перед ними, были не налегке, влекли за собою тяжело груженные кибитки. А кроме лошадиных копыт земля хранила следы пеших людей, скорее всего — полоненных женщин с детьми, а также отпечатки коровьих и козьих копыт. Не оставалось сомнения — разбойники близко! Князь Ростислав пустился в погоню. Еще через полсуток они врезались в тылы печенегов. Завязалась сеча. Отец всегда поучал меня, что грабители быстро утрачивают воинское ремесло, даже если и хорошо владели им прежде. Но их обычай — нападать только на мирных жителей, со временем начинает работать против них же самих. Так случилось и на сей раз. Часу не прошло, а вражий отряд умалился вдвое. Уцелевшие сбились в круговую оборону, внутри которой находились и связанные пешие пленники, и разбойничий главарь на своей лошади. Этот молодой, богато разодетый печенег, отчего-то не бился, но только наблюдал за тем, как к нему приближаются русские мечи. Не поспешил он на помощь и когда до них стало подать рукою, а вместо того, гадко усмехнувшись, поднял свое легкое копье и нацелился им в грудь одной из полонянок — красивой юной девушки. Верно, не так обидно ему было сгибнуть, как не увести за собою еще невинных жертв. Стрелять из лука было негде да и некогда — князь Ростислав метнул в презренного негодяя свою булаву. Поскольку другою рукой он бился мечом, удар вышел не ловок. Булава лишь краем ушибла печенегу плечо, отклонив, однако, смертоносный удар от девушки. С досады печенег закричал по-змеиному, да вдруг рванул поводья, заставив лошадь свою перепрыгнуть через защищавшихся и нападавших. Только заднее копыто ее насмерть ударило по голове одного из печенегов же — и негодяй уж мчался прочь. Князь Ростислав тут же приметил для себя, что минуты жизни оставшихся печенегов сочтены. Посему без колебаний он вынырнул из битвы и пустился догонять главаря. Ясно, что эдакого нельзя было оставлять живым — через год он воротился бы вновь, набрав новых приспешников.
Погоня была отчаянной и долгой. Как ни горячил князь коня, угнаться за печенегом было трудно. Много болтают люди глупого о превосходстве восточных да южных лошадей над нашими, однако правда сводится к тому, что люди теплых земель пользуются более жестокой уздою, чем мы. Удила их содержат острый шип посередке, и повод можно натянуть так, что конь обезумеет от боли. Тогда и несется он, словно на крыльях, не разбирая дороги. Понявши, что погоня грозит затянуться на многие часы — покуда лошадь печенега не упадет без сил — князь Ростислав вытащил на скаку лук. Теперь ничто не препятствовало ему хорошо отметить цель. Стрела сразила разбойника, войдя под основанье черепа. На сей раз он не успел закричать, только повалился под конские ноги.
Но не успел отец отереть пот, как сделалось ясным, что степняк скакал от него хоть и безумно, да не бесцельно. Вдали показались три всадника, верно, то была часть разбойничьего отряда, посланная налегке вперед. Увидев князя Ростислава в одиночестве над телом своего вожака, они со всех сил поскакали к нему.
Разъяренный сражением, князь Ростислав и не подумал уклоняться от схватки, хоть бы и неравной. И хотя он погиб в ней, но поражения он не потерпел! Иссеченное тело его дружинники нашли рядом с порубленными телами троих печенегов.
Так рассказал мне гонец, я же слушал, но удерживался от слез, поскольку рассказ его предназначался князю.
Через два дня дружинники в дом воротился не отец, но его бездыханное тело. Везли его на носилках, укрепленных меж двумя лошадьми. Окровавленное же седло его собственного любимого коня было пусто.
К недоуменью моему коня этого, любимого отцовского вороного пятилетка дивных статей, прозваньем Бурун, так и поставили в стойло заседланным.
Тихие и благочинные похороны княгини еще дробились в душе множеством светлых воспоминаний, но похороны князя оказались вовсе другими. «Женское дело голубиное, — говаривали дружинники и бояре, — а как не почтить смерть воина старым обычаем?»
Непонятны показались мне эти слова. Уж никак не могли они значить, что тело отца хотят предать языческому огненному погребению. Сам видал я накануне, как в ограде семейного нашего храма святой Ольги добрые монахи рыли глубокую могилу. Где как, а у нас в Ведове могилы в земле роют монахи, прочий люд страшится по суеверию и браться за такое дело. В наших краях кладбища христианские встречаются покуда много реже, нежели рукотворные холмы, возведенные над пеплом в просторе полей. Но ветры и дожди постепенно точат верхушки земельных насыпей, а просторные покуда кладбищенские ограды понемного заполняются крестами. И все же кладбищ люди побаиваются, в особенности старики. Матушка объясняла мне не раз, что сей пережиток языческий не к чести христианину. С нею сызмала посещал я могилы дедушки с бабушкою, с нею сажал на них красивые цветы по весне. Теперь цветочный ковер разрушен лопатами — там, где предстоит упокоиться князю Ростиславу. Но о каком же обычае тогда речь?
Последнюю ночь свою на земле князь Ростислав ночевал не в опочивальне, а в церкви. Восковые свечи всю ночь ярко освещали храм, а добрые монахи читали над ним часы. Облаченный в кольчугу, украшенную золотыми накладками, в красном корзне, подбитом мехами, с чеканным золотым обручем на голове, он спал в дубовом гробу, таком тяжелом, что утром, после панихиды, его выносили из храма восемь человек. Когда гроб покинул церковное крыльцо, к погребальной процессии присоединился конюший, что вел в поводу заседланного по-прежнему отцовского коня.
Буруна подвели к разверстой могиле. Да уж не хотят ли они убить славного скакуна, как то делалось в старые времена?! Хоть сердце мое и плакало от горя, но кулаки невольно сжались. Я решился воспрепятствовать гибели благородного животного.