Главная мысль сказки хрустальная гора

Жанр: волшебная сказка

Главные герои сказки «Хрустальная гора» и их характеристика

  1. Иван-царевич. Молодой, да разумный, хитрый и находчивый, смелый богатырь.
  2. Царевна. Молодая и красивая
  3. Царь. Простоватый, простодушный.

План пересказа сказки «Хрустальная гора»

  1. На охоту
  2. Павшая лошадь
  3. Раздел Ивана-царевича
  4. Награда от сокола
  5. Прогулка с царевной
  6. Хрустальная гора
  7. Иван-царевич пасет коров
  8. Два змея-горыныча
  9. Иван-царевич внутри горы
  10. Битва с последним змеем
  11. Уничтожение горы
  12. Свадьба

Кратчайшее содержание сказки «Хрустальная гора» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Поехал Иван-царевич на охоту, да павшую лошадь увидел и разделил ее справедливо между зверями, птицами и гадами.
  2. Стал Иван-царевич в сокола и в муравья превращаться.
  3. Поехал он с царевной гулять, а когда за козой погнался, царевна в хрустальной горе пропала.
  4. Стал Иван-царевич коров пасти, да двух змеев-горынычей убил.
  5. Превратился он в муравья и в хрустальную гору пробрался, а царевна рассказала ему ее тайну.
  6. Убил Иван-царевич последнего змея, растопил хрустальную гору и женился на царевне.

Главная мысль сказки «Хрустальная гора»
Все сладится, если иметь разумение, да голову на плечах.

Чему учит сказка «Хрустальная гора»
Сказка учит справедливости, решительности, смелости. Учит беречь свое добро и не отдавать его первым встречным. Учит быть хитрым и находчивым. Учит выручать друга из беды.

Отзыв на сказку «Хрустальная гора»
Мне понравилась эта сказка, в которой добрый и смелый Иван-царевич спас царевну. Он был настоящим богатырем, которые не боится змея-горыныча, и который никогда не оставит в беде.

Пословицы к сказке «Хрустальная гора»
Умелым и смелым трудности не страшны.
Без трудностей дела не бывает.
За свое вступайся, за чужое не хватайся.
Другим не поможем, сами пропадем.
Конец — делу венец.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Хрустальная гора»
Жил-был царь и было у него три сына. Раз поехали они на охоту, да в разные стороны разъехались. Младший сын, Иван-царевич, совсем заплутал и на поляну выехал, где павшая лошадь лежала. А вокруг той падали собрались звери лесные, птицы небесные, да гады ползучие.
Подлетел к Ивану-царевичу сокол, да попросил падшую лошадь между ними разделить. Разделил Иван-царевич: зверям кости, птицам мясо, гадам кожа, а голову муравьям отдал.
А сокол ему сказал, что за это деяние сможет Иван-царевич превращаться в сокола или в муравья.
Превратился Иван-царевич в сокола, полетел в тридевятое царство, где гора хрустальная стояла. Нанялся на службу к царю местному.
Раз поехал с царевной кататься, к хрустальной горе подъехали, а оттуда коза золотая выскочила. Погнался за ней Иван-царевич, но не поймал, да и царевну потерял. Опечалился добрый молодец, нарядился стариком ветхим, к царю нанялся стада пасти.
А царь ему наказал отдавать змею-горынычу каждый раз по столько коров, сколько у того голов будет.
В первый день прилетел змей-горыныч о трех головах, стал трех коров просить. Не дал ему коров Иван-царевич, превратился в сокола и все головы змею снес.
Во второй день прилетел змей-горыныч о шести головах, стал шесть коров просить. Снова отказал ему Иван-царевич. Превратился в сокола, снес все шесть голов. А потом в муравья превратился и в хрустальную гору забрался.
А там пропавшая царевна сидит, тужит. Рассказала она Ивану-царевичу, что украл ее змей о двенадцати головах. А в том змее сундучок хранится, в котором заяц сидит. А в зайце утка запрятана, а в утке — яичко. В яйце — семечко, а если то семечко зажечь, то можно гору хрустальную растопить.
Понял задание Иван-царевич, стал змея двенадцатиголового ждать. А как прилетел тот, так про коров даже речи не зашло. Стали они биться на смерть и одолел Иван-царевич змею подколодную. Достал сундук, вскрыл зайца, разрезал утку, вынул яичко, а из яйца уже и семечко. Поджог семечко, растопил хрустальную гору, а из горы царевна молодая бежит, радуется.
И царь-отец обрадовался, да сразу дочь за Ивана-царевича замуж выдал.


1

Какая главная мысль сказки «Хрустальная гора», чему учит сказка?

1 ответ:



2



0

Сказка эта включает в себя типичные свойства русского фольклора: главный герой, младший сын, Иван-царевич, преодолевает все преграды и в конце получает заслуженную награду: женится на царевне.

Хрустальная гора здесь — символ зла. Иван побеждает всех и вся на своем пути: и змея, и гору.

Действует он то смекалкой, то силой, то отвагой. Сказка учит любви к родине, смелости и терпению.

Верь в добро — и оно в конце концов появится в твоей жизни, а зло отступит.

Помогай людям — и они помогут тебе. Уважай старших, как уважал Иван-царевич, ожидая благословения царя.

И конечно, береги и защищай родную землю. Все эти правила актуальны по сей день, потому сказки и живут так долго.

Читайте также

«Крайний случай». Важнейшая мысль.

У любого животного обязан быть хороший владелец, какой бы его уважал и о хорошо нём заботился.

Чему учит читателя.

«Крайний случай» — наказывает нас уважать и заботиться о наших животных, беспокоиться о них. Сказочка учит и доброте и тому, что всякое животное должно всегда иметь собственного владельца, и конечно, оно всегда должно быть накормленным.

Главная мысль сказки «Лентяйка» состоит в том, что никогда в жизни не нужно лениться, да ко всем делам необходимо относиться с любовью и трудолюбием, в противном случае лень может привести к очень плохим последствиям. В сказке Догбе росла очень ленивой девочкой. Стала она красивой, однако никому не нужной. Перевоспиталась Догбе и стала работящей. Вышла Догбе замуж и была очень счастлива.

Сказка учит человека работать и не лениться. Поучает всего добиваться самому. Обучает уметь стряпать кукурузные лепешки. Наставляет зарабатывать деньги.

Сказка «История Гусеницы» прежде всего о чуде перевоплощения. Кроме этого она демонстрирует яркие человеческие типажи, разворачивающие свою сущность во взаимоотношениях с Гусеницей. Гусеница нам представлена как живущее в своей зоне комфорта, консервативное существо, не желающее замечать ничего, кроме своей среды обитания – кустов крапивы. Её ничего не интересует, кроме поедания крапивы.

Однажды с ней случается не типичное событие – её ловит Скворец и несёт в гнездо, чтобы съесть. Однако, Гусеница для него оказывается гадостью. Чудом оставшаяся живой, героиня возвращается в любимые заросли крапивы. Обстановка там прежняя, однако сама героиня стала иной, она уже захвачена событием, случившимся с ней, она уже грезит о лесе, речке, небе, ведь она прежде не видела их, так как была занята крапивой. Неким проводником в новые знания о мире для неё оказался Жук, которого она повстречала, после неудачной попытки стать трапезой для Скворца. Жук – некий гуру, рассказавший ей о мире. Грёзы, вот новое, определяющее её бытие, появилось в её жизни. Прежде она только осуждала птиц, бесполезно поющих, и занималась поглощением листьев. Сейчас же она стала мечтать о крыльях, хотя и для того, чтобы найти больше крапивы.

Изменения в ней, повлекли изменения и в поведении окружающих. Вечно не знающие о чём речь, но поддакивающие Тли, перестали поддакивать, когда с Гусеницей началась метаморфоза в куколку. Всех осуждающий и не терпящий возражений Клоп, стал прислушиваться к чужим разговорам и допускать иные точки зрения. Он впервые начал за кого-то волноваться, когда Гусеница начала превращаться в куколку.

Метаморфоза Гусеницы в Бабочку произошла уже весной. До этого времени дожила только Улитка, которая всегда знала, что сказать, но она была растеряна. Главным чудом оказалось превращение Гусеницы в Бабочку. Произошла смена не только её рациона питания, но и ценностных ориентиров, ей уже не нужна была крапива, как говорится «только небо, только ветер, только радость впереди». Так, ярким акцентом через всё произведение проходит идея события, которое меняет взгляды, систему ценностей, взаимоотношения окружающих, к героине пережившей событие. Здесь некое столкновение полярностей: героиня-до-события и героиня-после-событи­<wbr />я. Событие же представлено, как некая ось, система координат, точка отсчёта. Другой смысловой акцент рассказа – это высмеиваемые автором типажи, особенно консервативные, держащиеся за старое и привычное, за зону комфорта.

Именно поиску нового в мире, расширению горизонтов своего знания, стремлению к познанию учит история. Новое знание, новое видение восхищает автора и захваченных текстом сказки читателей. Знание окрыляет! В такой маленькой истории представлено так много философских смыслов и мотивации!!!

Сказка про мальчика Федотку, который обидел лесную сову и которая улетела.

Сказка учит нас бережно относиться к природе, не обижать братьев наших меньших.

Так же сказка учит нас обдумывать свои поступки и учиться на своих ошибках и не повторять их больше. Сказка учит нас уметь просить прощение и уметь прощать самому.

Главная мысль сказки в том, что никогда нельзя обижать животных, птиц, всё в нашем мире взаимосвязано, так и в сказке мальчик обидел сову и семья чуть не осталась без запасов зерна, овощей. Совы истребляют грызунов, которые способны причинить большой ущерб сельскому хозяйству и посевам.

Сказка «Дочь и падчерица» — это русская народная сказка.

В сказке рассказывается о том, что жили на белом свете старик с дочерью и жила одна баба со своей дочерью. Вот решили как-то старик с бабой вместе жить, вместе вести хозяйство. Мачеха невзлюбила приёмную дочь и потребовала у старика, чтобы отвёз свою дочь в лес в землянку.

  • Сказка учит нас тому, что нельзя проживая вместе делить детей на своих и чужих. Нужно с любовью и пониманием относиться к детям.

Старик отвёз свою дочь в землянку, где она подружилась с мышкой, угостив её кашкой. Мышка помогла падчерице перехитрить медведя, который взамен отблагодарил её и щедро вознаградил.

  • Сказка так же учит нас, что за добро нужно всегда платить добром, так и в сказке мышка отблагодарила девушку, за то, что она угостила её кашкой.

Мачеха, прознав про это очень сильно рассердилась и почернела от зависти. Решила она и свою дочь отправить в лес. Дочь оказалась жадной и грубой и не угостила мышку, мышка не стала девушке помогать и задрал её медведь.

  • Сказка учит, что нельзя быть злыми и жадными, нельзя завидовать чужому успеху. А для того, чтобы получить что-то нужно не лениться, а трудиться.

Сказка Хрустальная гора о том, как Иван-царевич борется с силами зла и побеждает. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Хрустальная гора

Сказка Хрустальная гора читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Это русская народная сказка. Обработана она собирателем фольклора А. Н. Афанасьевым и включена в его сборник «Народные русские сказки».

Краткое содержание сказки

Однажды на охоте довелось Ивану-царевичу разрешить странный спор между разными представителями животного мира. За его мудрость и справедливость получил он в награду волшебные способности: мог превращаться в муравья и сокола. Обернувшись соколом, полетел герой в тридесятое царство добрые дела вершить. Там хрустальная гора поглотила полцарства, а царская дочка оказалась в середине той горы в плену у чудища с двенадцатью головами. В муравья превратился Иван-царевич, заполз в хрустальную гору, нашел там царевну и узнал тайну: в чреве самого страшного змея есть семечко, которое нужно уничтожить, чтобы заклятие хрустальной горы исчезло. Переодевшись стариком, нанялся царевич пастухом, чтобы трех змеев убить, которые ежедневно за данью прилетали – коров из стада забирали. Одолел всех чудищ. Распорол он брюхо двенадцатиглавого змея, семечко уничтожил – хрустальная гора растаяла. Вместе с царевной вернулся Иван-царевич к царю. На радостях царь женил Ивана-царевича на своей дочери. Читать сказку полностью можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Хрустальная гора

Тема сказки Хрустальная гора традиционная для волшебных русских народных сказок — поединок добра и зла. Положительный герой Иван-царевич наделен добротой, ответственностью, смелостью. Он с почтением относится к старшим, смекалка помогает герою преодолевать трудности. Герой заслужил волшебный дар, который ему тоже пригодился. Испытания героя ведут его к победе над силами зла. Хрустальная гора – символ негатива, он нарастает и мешает счастливой жизни героев сказки. Негатив этот порожден бесчинством чудищ. Змеи — воплощение зла. Как только змеи были уничтожены, зло исчезло, гора-негатив растаяла. Чему учит сказка Хрустальная гора? Сказка учит стоять на защите добра и справедливости и не пасовать перед трудностями.

Мораль сказки Хрустальная гора

Кто добро творит, тому зло не навредит. Объяснить мудрую пословицу, которая достойна стать моралью поучительной сказки Хрустальная гора, легко: добро побеждает, потому что у добра больше союзников.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Добро не умрет, а зло пропадет.
  • Добро поощряй, а зло порицай.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Форма произведения: волшебные, сказка |
Место событий: Россия | В школе: 1-4 класс | Возраст: дети 3-6 лет, дети 6-9 лет | Время чтения: до 30 минут | Темы: сила духа, смелость и трусость, справедливость


В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у царя было три сына. Вот дети и говорят ему:

– Милостивый государь-батюшка! Благослови нас, мы на охоту поедем.

Отец благословил, и они поехали в разные стороны.

Младший сын ездил, ездил и запутался; выезжает на поляну, на поляне лежит палая лошадь, около этой падали собралось много всяких зверей, птиц и гадов.

Поднялся сокол, прилетел к царевичу, сел ему на плечо и говорит:

– Иван-царевич, раздели нам эту лошадь: лежит она здесь тридцать три года, а мы все спорим, а как поделить – не придумаем.

Царевич слез со своего доброго коня и разделил падаль: зверям – кости, птицам – мясо, кожа – гадам, а голова – муравьям.

– Спасибо, Иван-царевич! – сказал сокол. – За эту услугу можешь ты обращаться ясным соколом и муравьем всякий раз, как захочешь.

Иван-царевич ударился о сырую землю, сделался ясным соколом, взвился и полетел в тридесятое государство; а того государства больше чем наполовину втянуло в хрустальную гору.

Прилетел прямо во дворец, оборотился добрым молодцем и спрашивает придворную стражу.

– Не возьмет ли ваш государь меня на службу к себе?

– Отчего не взять такого молодца? Вот он поступил к тому царю на службу и живет у него неделю, другую и третью. Стала просить царевна:

– Государь батюшка! Позволь мне с Иваном-царевичем на хрустальной горе погулять.

Царь позволил. Сели они на добрых коней и поехали. Подъезжают к хрустальной горе, вдруг, откуда ни возьмись, выскочила золотая коза. Царевич погнал за ней; скакал, скакал, козы не добыл, а воротился назад – и царевны нету! Что делать? Как царю на глаза показаться?

Нарядился он таким древним старичком, что и признать нельзя, пришел во дворец и говорит царю:

– Ваше величество! Найми меня стадо пасти.

– Хорошо, будь пастухом; коли прилетит змей о трех головах – дай ему три коровы, коли о шести головах – дай шесть коров, а коли о двенадцати головах – то отсчитывай двенадцать коров.

Иван-царевич погнал стадо по горам, по долам; вдруг летит с озера змей о трех головах:

– Эх, Иван-царевич, за какое ты дело взялся? Где бы сражаться доброму молодцу, а он стадо пасет! Ну-ка, – говорит, – отгони мне трех коров.

– Не жирно ли будет? – отвечает царевич. – Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты трех коров захотел… Нет тебе ни одной!

Змей осерчал и вместо трех захватил шесть коров; Иван-царевич тотчас обернулся ясным соколом, снял у змея три головы и погнал стадо домой.

– Что, дедушка, – спрашивает царь, – прилетал ли трехглавый змей, дал ли ему трех коров?

– Нет, ваше величество, ни одной не дал!

На другой день гонит царевич стадо по горам, по долам; прилетает с озера змей о шести головах и требует шесть коров.

– Ах ты, чудо-юдо обжорливое! Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты чего захотел! Не дам тебе ни единой!

Змей осерчал, вместо шести захватил двенадцать коров; а царевич обратился ясным соколом, бросился на змея и снял у него шесть голов.

Пригнал домой стадо, царь и спрашивает:

– Что, дедушка, прилетал ли шестиглавый змей, много ли мое стадо поубавилось?

– Прилетать-то прилетал, но ничего не взял!

Поздним вечером оборотился Иван-царевич в муравья и сквозь малую трещинку заполз в хрустальную гору, смотрит – в хрустальной горе сидит царевна.

– Здравствуй, – говорит Иван-царевич, – как ты сюда попала?

– Меня унес змей о двенадцати головах, живет он на батюшкином озере. В том змее сундук таится, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яичко, в яичке – семечко; коли ты убьешь его да достанешь это семечко, в те поры можно хрустальную гору извести и меня избавить.

Иван-царевич вылез из той горы, снарядился пастухом и погнал стадо.

Вдруг прилетает змей о двенадцати головах:

– Эх, Иван-царевич! Не за свое ты дело взялся: чем бы тебе, доброму молодцу, сражаться, а ты стадо пасешь… Ну-ка отсчитай мне двенадцать коров!

– Жирно будет! Я сам в суточки ем по одной уточке, а ты чего захотел!

Начали они сражаться, и долго ли, коротко ли сражались – Иван-царевич победил змея о двенадцати головах, разрезал, его туловище и на правой стороне нашел сундук: в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – семечко.

Взял он семечко, зажег и поднес к хрустальной горе – гора растаяла.

Иван-царевич вывел оттуда царевну и привез ее к отцу, отец возрадовался и говорит царевичу:

– Будь ты моим зятем!

Тут их и обвенчали; на той свадьбе и я был, мед-пиво пил, по бороде текло, в рот не попало.

Алёна Базан | Просмотров: 134

  • Главная мысль сказки умный работник
  • Главная мысль сказки у страха глаза велики 2 класс
  • Главная мысль сказки у лукоморья дуб зеленый
  • Главная мысль сказки три толстяка
  • Главная мысль сказки три поросенка