Главная мысль сказки идея коняга

Анализ сказки “Коняга” Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль

“Коняга” – это сатирическая сказка выдающегося русского писателя Салтыкова-Щедрина. В этой статье представлен анализ сказки “Коняга” Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль произведения.

Смотрите: Все материалы по сказкам Салтыкова-Щедрина

Л. П. Гроссман:

“В замечательной сказке “Коняга” дается такое живое ощущение русской природы, истории и народного быта, какие не всегда найдутся в обширный романах с развернутыми пейзажами и огромными толпами героев.

Это, конечно, одна из выдающихся страниц русской литературы. Трагизм векового подневольного труда, оросившего своим кровавым потом безбрежные равнины “восточной Европы”, нигде не передан с большей сжатостью и силой. Этот коротенький рассказ о крестьянской лошади достоин стать в ряд с первоклассными образцами нашей поэзии.” (Л. П.

Гроссман, “Салтыков-сказочник”, 1925 г.)



Б. Я. Бухштаб:


“В сказке «Коняга» народ изображен в виде тощей крестьянской лошади, изнемогающей под бременем непосильного труда. Собрались посмотреть на работу Коняги его счастливые братья, бездельные и сытые Пустоплясы. Они восхищаются Конягой, – и тут Щедрин пародирует интеллигентские идеологии.

Либерал хвалит “здравый смысл” Коняги, славянофил говорит, что Коняга так вынослив оттого, что “жизнь духа и дух жизни” в себе несет, народник утверждает, что Коняга в труде почерпает “ту душевную ясность, которую мы, пустоплясы, утратили навсегда!”.

Но эти разногласия не мешают пустоплясам хором и дружно кричать на Конягу: «Н-но, каторжный, н-но!».”


(Б. Я. Бухштаб, вступительная статья к книге “Сказки” Салтыкова-Щедрина, изд-во “ДЕТГИЗ”, 1946 г.)

“…Щедрин убежден в том, что русский человек духовно растет, что русский народ пробьется к сознательной и радостной жизни. В этом смысл замечательной сказки “Коняга”. Мужик и коняга освободят “сказочную силу” народа – их уделом станет свободный творческий труд.

Обратите внимание

Щедрин уже видел, что растет русский пролетариат, хотя и не мог еще осознать его исторической роли. 

Вспомним “Конягу”. Здесь бездельники-пустоплясы, похаживая вокруг труженика-коняги, пустословят на его счет. Передавая болтовню пустоплясов, Щедрин подчеркнул лицемерную елейность их слога, свойственные им громкие, но пустые фразы, затуманивающие суть дела, хищнические стремления, прорывающиеся сквозь те вздорные поучения, которыми они досаждают Коняге. А тусклым, наглым речам пустоплясов… в сказке противостоит мощный и живописный, полный напряженного раздумья и страстной убежденности язык самого великого писателя. Средствами этого языка Щедрин создает величественную, суровую, мрачную и вместе с тем пронизанную несокрушимой верой в будущее картину “грозной, неподвижной громады полей”… Веско и прозорливо звучит щедринское слово в его раздумьях и судьбе Коняги.” (вступительная статья Я. Эльсберга, “Рассказы, очерки, сказки”, М. Е. Салтыков-Щедрин, из-во “Детгиз”, 1951 г.)

А. С. Бушмин:

“Никогда не утихавшая боль писателя-демократа за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны сконцентрировалась в тесных границах сказки «Коняга» и высказалась в жгучих словах, волнующих образах и исполненных высокой поэтичности картинах.

В сказке, от начала до конца ее, звучит трагическая нота, вся сказка пропитана чувством тревоги гуманиста за судьбу подневольного труженика и чувством гнева писателя против идеологов социального неравенства.

Примечательно, что в сказке крестьянство представлено и непосредственно в образе мужика, и в параллельном образе — Коняги. Человеческий образ казался Салтыкову недостаточным для того, чтобы воспроизвести всю ту скорбную картину каторжного труда и безответных страданий, которую являла собою жизнь крестьянства при царизме. 

Художник искал более выразительного образа — и нашел его в Коняге, «замученном, побитом, узкогрудом, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами». Коняга — символ силы народной и в то же время символ забитости, вековой несознательности. 

Коняга, как и мужик в сказке о двух генералах — это громадина, не осознавшая своей мощи и причин своего страдальческого положения, это — «не умирающая, не расчленимая и не истребимая», но плененная сила.

Где выход из плена? Салтыков мучительно ищет ответа, но эти поиски не дают утешительных результатов.  Отсутствие близкой перспективы вызволения мужика из вековечного «плена» явилось причиной тех глубоких идейных переживаний и скорбных настроений писателя, которые отразились в сказке о многострадальном бессловесном Коняге. 

Главной причиной долготерпения угнетенных масс Салтыков как просветитель-демократ считал отсутствие у них политической сознательности, понимания своего значения как общественной силы.  Он настойчиво внушал «замученному Коняге»…что…

притеснители — жестоки, но не столь могущественны, как это представляется устрашенному сознанию.

Коняга — это доподлинно верный образ забитой крестьянской лошади; медведь, волк, лиса, заяц, щука, ерш, карась, орел, ястреб, ворон, чиж — все это не просто условные обозначения, не внешние иллюстрации, а поэтические образы, живо воспроизводящие облик, повадки, свойства представителей животного мира, призванного волею художника дать едкую пародию на общественные отношения буржуазно-помещичьего государства.”

(А. С. Бушмин, комментарий к разделу «Сказки», “Собрание сочинений Салтыкова-Щедрина в 20 томах”, том 16 (часть 1), 1974 г.)

“Никогда не утихавшая боль писателя-демократа за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны сконцентрировались в тесных границах сказки “Коняга” и высказались в волнующих образах и исполненных высокой поэтичности картинах. 

Сказка рисует, с одной стороны, трагедию жизни русского крестьянства – этой громадной, но порабощенной силы, а с другой – скорбные переживания автора, связанные с безуспешными поисками ответа на важнейший вопрос: “Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет?”. 

В сказке о Коняге выражено стремление писателя поднять сознание народных масс до уровня их исторического призвания, вооружить их мужеством, разбудить их огромные дремлющие силы для коллективной самозащиты и активной освободительной борьбы.”

(А. С. Бушмин, статья о Салтыкове-Щедрине в книге “История русской литературы” в 4-х томах, том 3, глава 21, 1980 г.)
Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов:

“«Коняга», собственно говоря, не сказка, а “стихотворение в прозе”, не уступающее лучшим “стихотворениям в прозе” Тургенева.

Важно

В основу содержания “Коняги” положена мучительная дума о тех невыносимых условиях жизни и труда, которые создал для российских “коняг”, то есть трудового народа, классовый эгоизм всевозможных “пустоплясов”.

Образ “Коняги” – единственный по силе выразительности не только в русской, но и в мировой литературе, образ неизбывной и необъятной трудоспособности народных масс, присущего им трудового героизма. И опять-таки плодами этой не знающей границ и пределов трудовой энергии пользуется не “коняга”, а “пустоплясы”…

только писатель, пламенно любящий свою родину и свой народ, глубоко уважающий его, мог создавать такие произведения, как «Повесть о мужике» или «Коняга».”

(“М. Е. Салтыков-Щедрин в портретах и иллюстрациях”, сост. Э. Ф. Голлербах и В. Е. Евгеньев-Максимов, Ленинград, 1939 г.)

Это был анализ сказки “Коняга” Салтыкова-Щедрина: тема, идея, суть, смысл, основная мысль произведения.

Смотрите: Все материалы по сказкам Салтыкова-Щедрина

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/11/analiz-konjaga-saltykov-shhedrin-tema-ideja-sut-smysl.html

Анализ сказки Коняга Салтыкова-Щедрина сочинение

Основной идеей произведения является раскрытие социального неравенства существующего общественного строя, представленное писателем на примере образа трудолюбивого Коняги. 

В описании главного героя сказки писатель изображает судьбу русского народа, отражая его полное бесправие и бессилие, гнет со стороны зажиточных классов. В образе Коняги автор символизирует крестьянскую жизнь с унижениями несправедливого политического режима и давлением зверскими эксплуататорскими методами.

Главный персонаж представляется писателем как замученный каждодневным трудом, побитый, вечно голодный, узкогрудый конь, отличающийся выпячиванием ребер, плечевыми ожогами и раненными ногами.

Описывая деревенские зеленеющие бескрайние поля, автор подчеркивает значение раздолья для Коняги, являющегося вечной каторжной работой для лошади, которая трудится каждодневно без перерыва, получая за свой труд боль, усталость, и не имеет надежды на лучшее будущее.

На протяжении всего повествования чувствуется авторское сочувствие к тяжелой крестьянской жизни, описывая нищенский образ жизни простого люда, и противопоставляет неистощимому Коняге образы его братьев Пустоплясов, живущих за счет выносливой лошади, кормясь овсом и наслаждаясь теплым стойлом, приходящих в восторг, глядя на непосильный, надрывный труд Коняги, взбадривая его путем использования кнута либо чумазого кулака.

В образах Пустоплясов писатель изображает представителей высших слоев населения, помещиков, чиновников, существующих в легкой, безоблачной жизни, не задумывающихся каким тяжким трудом достаются жизненные блага.

Фантастическая реальность сказки подчеркивается применением художественных приемов в виде иносказательной формы, дающей возможность избежать цензорских правок и позволяющей передать смысл произведения, состоящий в необходимости борьбы за права низшего общественного класса.

Совет

Несмотря на легкий жанр произведения, написанного в виде сказочного рассказа, писатель затрагивает в нем насущные проблемы государства, угнетающего собственный народ ради получения еще большей наживы, допуская и применяя унижения, эксплуатацию и классовый эгоизм, тем самым обретая народные массы на трагические и драматические судьбы.

Произведение выдержано в ярком, пламенном стиле повествования, передающем авторские переживания о судьбе трудолюбивого, терпеливого и молчаливого русского народа, а также надежду писателя о скором освобождении простых людей из тесного плена самодержавия.

Сочинение-анализ 2

Часто, за главными героями и даже животными, писатель скрывает реальные личности. В сказке описана вся боль и переживание автора за свое Отечество.

Описание всей страны и народа, который попал под несправедливый политический режим и унижение, подвергающегося эксплуатации – это и есть образ Коняги. Автор описывает в сказке беспомощное положение крестьянства в России.

Он не жалеет художественных деталей, для показа образа замученной, жалкой, уродливой лошади с разбитыми ногами и очень худыми ребрами.

Труд, который не дает возможности отдохнуть. Автор описывает природу как – «мать», для всех других; и как – «испытание» и «мучение» для Коняги.              

Так как пишет и характеризует эти просторные поля Щедрин, никто не писал до него прежде. Бескрайние просторы полей были для мужика тюрьмой, своеобразной каторгой, которая длилась из года в год.

Эти поля кормили чиновников и купцов, но лишали мужика всякой надежды на светлое будущее. Нет конца работе, мучениям, усталости. Конягу ждет лишь изнурительный труд. Он рожден, лишь ради того, чтобы трудиться.

А в день, когда он перестанет трудиться, он помрет.

Неравенство в социальном мире описано в сказке с помощью сравнений Коняги и его брата, который живет в отличии от него – в тепле и более лучших условиях. Пустоплясу повезло, для него предпочли теплое стойло и овес, вместо голода и изнурительного труда.

Обратите внимание

Пустоплясы, в сказке Щедрина, не просто существовали за счет труда и работы Коняги, они позволяли себе вести умные разговоры о нем. В этих беседах не было ничего полезного и важного. Пустоплясы поражались силе воли Коняги.

Его бьют, а он продолжает жить; его кормят одной лишь соломой, а он не сдается, продолжает жить.

Подобные пустоплясы, со временем, начали надоедать ему ценными советами. Мнения всех пустоплясов пусты и не имеют никакого значения, как их собственные жизни.

Автор сказки говорит, что в пустых беседах, не рождается истина, а исчезает здравый смысл.

Народ – это огромная сила, но возможно ли ему предоставить свободу? Вот о чем размышляет писатель. Его народные сказки наполнены поучительными выводами, юмором и даже сатирой, которые направлены на сочувствие по отношению к обычному человеку, низшему социальному слою.

Тема, идея, суть, смысл

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/analiz-skazki-konyaga-saltykova-shchedrina

Анализ сказки “Коняга” М. Е. Салтыкова-Щедрина

Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина “Коняга” описывает бедственное положение крестьянства в царской России. Образ замученной лошади является устойчивым символом в русской классической литературе. К нему обращался Ф. М. Достоевский в романе “Преступление и наказание”. В сказке М. Е.

Салтыкова-Щедрина образ Коняги символизирует стоицизм угнетенного самодержавием народа. Салтыков-Щедрин не жалеет изобразительно-выразительных средств и художественных деталей для создания этого жалкого, уродливого образа.

При помощи ряда эпитетов, красноречивых сравнений перед читателем возникает необыкновенно выразительный образ замученной клячи с худыми ребрами, разбитыми ногами.

Во время работы Коняга даже не может отдохнуть. У него особое отношение к природе: “Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание. Всякое проявление ее жизни отражается на нем мучительством. Всякое цветение – отравою”.

Важно

Возникает неразрешимое противоречие: жизнь оборачивается смертью. Цветущее поле превращается в безжизненное, покрытое белым саваном.

Коняге же остается только одно – изнурительный труд: “Работой исчерпывается весь смысл его существования; для него он зачат и рожден, и вне ее он не только никому не нужен, но, как говорят расчетливые хозяева, представляет ущерб.

Вся обстановка, в которой он живет, направлена единственно к тому, чтобы не дать замереть в нем той мускулистой силе, которая источает из себя возможность физического труда”.

Социальное неравенство показано в сказке при помощи притчи о Коняге и Пустоплясе, в которой рассказывается о счастливом брате Коняги. Пустопляса определили в теплое стойло и мяконькой соломки постелили. А Коняге в хлеву жить постановили и бросили охапку прелой соломы.

Постепенно подобные пустоплясы стали вокруг Коняги прохаживаться и надоедать ценными советами. Один из них видит в его работе здравый смысл, другой – дух жизни, а третий считает, ч то труд приносит Коняге душевное равновесие. Четвертый же считает, что Коняга на своем месте, привычен к труду и вечен.

Разговоры эти, однако, пусты, как и жизнь пустоплясов, не имеющих привычки и работе. Конягой же погоняет мужик, который подхлестывает его словами: “Н-но, каторжный, шевелись!”. Благодаря параллелизму в финале сказки образ измученного Коняги еще больше сопрягается с образом народа. Поговорка “Дело мастера боится” еще сильнее подчеркивает его сходство.

В лице четырех пустоплясов, которые восхищаются выносливостью Коняги, Салтыков – Щедрин высмеял либералов, славянофилов, либеральных народников и буржуазию, которые всеми силами и теориями стараются оправдать бедственное, угнетенное положение русского крестьянства.

В пустых спорах, как показывает писатель, не только не рождается истина, но исчезает последний здравый смысл, трезвый взгляд на проблему социального неравенства.

Анализ сказки “Коняга” М. Е. Салтыкова-Щедрина

Источник: https://home-task.com/analiz-skazki-konyaga-m-e-saltykova-shhedrina/

Сочинение Анализ сказки Коняга Салтыкова-Щедрина

В данном произведении автор изображает весь русский народ, завуалировав этот образ в главного героя коня. Конь постоянно трудиться на поле, он худой, истощенный и слабый, это и есть состояние русского народа.

Главные герои произведения мужик и конь, пашут с утра до ночи, при этом их работе не видно ни конца, ни края. Вот так и простой народ, все крестьяне работают, не видя белого света. Тут есть известные представители знати и начинают хвалить мужика и коня, сами они физически не работают, а только придумывают различные законы и красиво выражают свои мысли.

Пока эти деятели размышляли о работе коня и мужика, те спокойно продолжали свою работу. В этой работе и огромном поле, автор сделал акцент на том, что скоро работа закончиться и мужик с конем будут свободны. Именно этим высказыванием автор и предсказал будущее всего русского народа.

Совет

Но пока это будущее очень далеко, поле оно огромное и бескрайнее, мужику и коню работать приходиться ежедневно и с самого утра до ночи. Ни мужик ни конь не видят в полях ничего связанного с красотой и поэзией, для них это постоянный каторжный труд.

У мужика и коня, торчат ребра, плечи и спина сгорблены, ноги побиты и изрезаны, вот результат работы на полях. И самое обидное после того как будет собран урожай ни конь ни мужик не получат достойного питания, одежды или отдыха. Дальше опять будет работа, постоянная усталость и нищета.

Вот почему автор в произведении намекает на то, что нужно менять данный уклад жизни. Ведь постоянно работая на благо своей страны, простые люди не имеют для себя даже элементарных продуктов питания и приличной одежды. А в образе пустоплясов, перед нами стали все высшие слои населения, которые не работают физически, а все блага получают благодаря народу.

Они просто осуществляют управление, но работать это им и не нужно. Ведь и так имеют все, что необходимо для комфортной и приятной жизни. Поэтому автор высмеивает положение народа, хотя одновременно ему и сочувствует. В итоге уже тогда автор видел, что грядут перемены и скоро измениться весь уклад жизни в России.

Ведь народ не должен постоянно работать из последних сил, ради того чтобы барину и всем знатным слоям населения жилось хорошо. Все люди должны быть равны иметь свои права и обязанности. Поэтому автор и предсказал скорые перемены, которые не принесли никакой радости для богачей.

Поэтому читая данную сказку нужно понимать все послания, которые автор отослал для читателя, какие мысли и боль народа хотел донести до каждого жителя нашей страны.

Сочинение 2

Как известно, детство Салтыкова-Щедрина не было радостным и теплым. Несмотря на то, что он родился в полной семье, его родители не занимались детьми. Сама мать являлась к ним только тогда, когда нужно было их карать.

Неумолимая и жестокая мать, помещица-крепостница — таков ее образ навсегда остался в памяти писателя. С детства он наблюдал за ее действиями, и уже тогда был против режима, который все еще существовал в стране. Эта идея побудила писателя к творчеству.

Он создал много сатирических произведений о существующей обстановки в стране.

Сочувствуя народу, разделяя с ними боль и несправедливость их жизни и желание разорвать этот порочный круг, из которого никак не могут выйти и жить хорошо, в достойных условиях его соотечественники, – все это нашло отражение в книгах писателя. С особой силой – в сказке «Коняга».

Обратите внимание

Все произведение проникнуто горечью, нестерпимой болью от ужасного и жалкого существования рабочей лошади и его хозяина.

Им приходится работать круглый год, от зари до зари, при любой погоде, будь то дождь или град, или изнуряющая жара.

Прочитав сказку, волей-неволей задумаешься о тех страшных днях в стране, когда царило полное бесправие помещиков, а крестьяне, уже наполовину свободные, все равно были вынуждены выживать, гробить себя за кусок хлеба.

Образ Коняги воплощает в себе все черты простого рабочего мужика, у которого нет выхода и выбора, какой ему выбрать жизненный путь. Ему не до того, нужно выживать, бороться за своей существование. Он вынужден сносить все несправедливости этого мира, который никогда ему не поможет. В сказке, есть «пустоплясы» – это изнеженные барские лошади.

«Пустопляса в теплое стойло поставили, соломки мягонькой постелили, медовой сытой напоили». Барские лошади собираются вокруг рабочих лошадей и беседуют о них, пока те погибают заживо на бескрайнем поле… В этом и вся сатира писателя об интеллигенции.

Что толку от этих бесед и споров про судьбу рабочих? Заканчивается это одной и той же фразой: «Н-но, каторжный, н-но!»

В сказке «Коняга» писатель ищет ответ на вопрос о том, где же все-таки выход? И приходит к выводу, что никто не поможет коняге, надо ему самому что-то предпринимать.

← Мечик в романе Разгром Фадеева
← Анализ сказки Пропала совесть↑ ДругиеОсобенности сказок Салтыкова-Щедрина →
Образ и характеристика Левинсона в романе Разгром →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-skazki-konyaga

Обобщающий смысл «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович – Обобщающий смысл «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина

Среди классиков русского классического реализма XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин (1826— 1889) занимает место непревзойденного художника, мастера социально-политической сатиры.

В стремлении расширить круг читателей, с одной стороны, и преодолеть рогатки цензуры — с другой, писатель обращается к жанру сказки. Используя традиционную фольклорную форму, Салтыков-Щедрин фактически создал новый сатирический жанр.

Важно

Писатель не повторяет народно-сказочных сюжетов и образов. Они в «Сказках» Щедрина являются лишь опорой для выражения собственных идей.

В сложном содержании «Сказок» можно выделить следующие основные темы: сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы, изображение жизни русского народа, обличение поведения и психологии обывателей, разоблачение индивидуалистической морали, пропаганда новой нравственности.

Важно

В «Сказках» используется энергичная простонародная речь, с которой контрастируют канцелярские штампы. Для характеристики верхних сословий писатель применяет обороты на иностранных языках и изысканные салонные выражения.

Социальные симпатии писателя отчетливо определились уже в первой сказке, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». По воле автора два генерала попадают на необитаемый остров, где «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают».

И среди всего этого изобилия генералы чуть не умерли с голоду, так как ничего не умели делать. Ведь до сих пор за них все делали другие. К счастью, на острове оказался мужик, который не только их накормил, но и веревку свил, чтобы генералы связывали его на ночь.

Салтыков-Щедрин обличает здесь паразитизм и тунеядство правящего сословия. Но в то же время он не жалует и рабскую покорность мужика.

Наиболее глубокое художественное обобщение доли крестьянства в царской России мы видим в сказке «Коняга».

В образе Коняги и его хозяина автор дает представление о народе, который «живет, точно в темную бездну погружается, и из всех ощущений, доступных живому организму, знает только ноющую боль, которую дает работа».

Совет

В праздных рассуждениях лошадей пустоплясов легко обнаружить отголоски современных писателю либеральных теорий. Но автор не дает ответа на вопрос, кто же освободит порабощенный народ.

В сказках Салтыкова-Щедрина, как и в народном фольклоре, происходит одушевление животного мира. Особенно часто он показывает рыбье царство. Различные породы рыб олицетворяют либералов, их соглашательскую тактику и обывательскую трусость.

Совет

Например, в сказке «Премудрый пескарь» Щедрин критикует ту часть интеллигенции, которая в годы политической реакции поддалась трусливой панике. Покоряясь инстинкту самосохранения, обезумевший от страха герой сказки пожизненно замуровал себя в темной норе. «Он жил и дрожал — только и всего».

Не было у него за всю жизнь ни семьи, ни друзей, никому от таких, как он, «ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни славы…» Жизнь таких «премудрых пескарей» бесполезна.

Более сложным было отношение Щедрина к тем честным, Но наивным мечтателям, образ которых он воплотил в сказке «Карась-идеалист».

Поборник социального равенства, карась-идеалист выражает взгляды передовой части русской интеллигенции, в том числе взгляды самого Щедрина. Но вера карася в моральное перевоспитание хищников наивна.

Горячий проповедник общественной гармонии жестоко поплатился за свои иллюзии: в конце концов, его проглотила щука.

К числу наиболее резких сатир Щедрина, направленных непосредственно против российского самодержавия, относятся сказки «Медведь на воеводстве» и «Орел-меценат».

Обратите внимание

В первой из них имена медвежьих правителей (Топтыгин I, Топтыгин II, Топтыгин III) ассоциируются с именами царей (Александр I, Александр II, Александр III; в безграмотном Льве читатель сразу узнал царя Александра III).

В сказке «Орел-меценат» писатель подвергает критике псевдопросветительскую практику самодержавия. При жизни Щедрина цензура запретила эти сказки к публикованию.

Сказки Щедрина — итог его многолетних жизненных наблюдений. В них фантастика переплетается с реальностью, комическое с трагическим, широко используется искусство эзопова языка. Человек, о котором пишет сатирик, ощутим, виден. Прикидываясь простачком, умный сатирик говорит о делах совсем не сказочных.

obobshhayushhij-smysl-skazok-m.-e.-saltykova-shhedrinaобобщающий смысл «сказок» м. е. салтыкова-щедрина

Среди классиков русского классического реализма XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин (1826— 1889) занимает место непревзойденного художника, мастера социально-политической сатиры.

В стремлении расширить круг читателей, с одной стороны, и преодолеть рогатки цензуры — с другой, писатель обращается к жанру сказки. Используя традиционную фольклорную форму, Салтыков-Щедрин фактически создал новый сатирический жанр.

Важно

Писатель не повторяет народно-сказочных сюжетов и образов. Они в «Сказках» Щедрина являются лишь опорой для выражения собственных идей.

В сложном содержании «Сказок» можно выделить следующие основные темы: сатира на правительственные верхи самодержавия и на эксплуататорские классы, изображение жизни русского народа, обличение поведения и психологии обывателей, разоблачение индивидуалистической морали, пропаганда новой нравственности.

Важно

В «Сказках» используется энергичная простонародная речь, с которой контрастируют канцелярские штампы. Для характеристики верхних сословий писатель применяет обороты на иностранных языках и изысканные салонные выражения.

Социальные симпатии писателя отчетливо определились уже в первой сказке, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». По воле автора два генерала попадают на необитаемый остров, где «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают».

И среди всего этого изобилия генералы чуть не умерли с голоду, так как ничего не умели делать. Ведь до сих пор за них все делали другие. К счастью, на острове оказался мужик, который не только их накормил, но и веревку свил, чтобы генералы связывали его на ночь.

Салтыков-Щедрин обличает здесь паразитизм и тунеядство правящего сословия. Но в то же время он не жалует и рабскую покорность мужика.

Наиболее глубокое художественное обобщение доли крестьянства в царской России мы видим в сказке «Коняга».

В образе Коняги и его хозяина автор дает представление о народе, который «живет, точно в темную бездну погружается, и из всех ощущений, доступных живому организму, знает только ноющую боль, которую дает работа».

Совет

В праздных рассуждениях лошадей пустоплясов легко обнаружить отголоски современных писателю либеральных теорий. Но автор не дает ответа на вопрос, кто же освободит порабощенный народ.

В сказках Салтыкова-Щедрина, как и в народном фольклоре, происходит одушевление животного мира. Особенно часто он показывает рыбье царство. Различные породы рыб олицетворяют либералов, их соглашательскую тактику и обывательскую трусость.

Совет

Например, в сказке «Премудрый пескарь» Щедрин критикует ту часть интеллигенции, которая в годы политической реакции поддалась трусливой панике. Покоряясь инстинкту самосохранения, обезумевший от страха герой сказки пожизненно замуровал себя в темной норе. «Он жил и дрожал — только и всего».

Не было у него за всю жизнь ни семьи, ни друзей, никому от таких, как он, «ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни славы…» Жизнь таких «премудрых пескарей» бесполезна.

Более сложным было отношение Щедрина к тем честным, Но наивным мечтателям, образ которых он воплотил в сказке «Карась-идеалист».

Поборник социального равенства, карась-идеалист выражает взгляды передовой части русской интеллигенции, в том числе взгляды самого Щедрина. Но вера карася в моральное перевоспитание хищников наивна.

Горячий проповедник общественной гармонии жестоко поплатился за свои иллюзии: в конце концов, его проглотила щука.

К числу наиболее резких сатир Щедрина, направленных непосредственно против российского самодержавия, относятся сказки «Медведь на воеводстве» и «Орел-меценат».

Обратите внимание

В первой из них имена медвежьих правителей (Топтыгин I, Топтыгин II, Топтыгин III) ассоциируются с именами царей (Александр I, Александр II, Александр III; в безграмотном Льве читатель сразу узнал царя Александра III).

В сказке «Орел-меценат» писатель подвергает критике псевдопросветительскую практику самодержавия. При жизни Щедрина цензура запретила эти сказки к публикованию.

Обратите внимание

Сказки Щедрина — итог его многолетних жизненных наблюдений. В них фантастика переплетается с реальностью, комическое с трагическим, широко используется искусство эзопова языка. Человек, о котором пишет сатирик, ощутим, виден. Прикидываясь простачком, умный сатирик говорит о делах совсем не сказочных.

Источник: http://www.school-essays.info/obobshhayushhij-smysl-skazok-m-e-saltykova-shhedrina/

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик”

Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог.

Беспощадную критику самодержавия Салтыков-Щедрин скрывает за сказочными мотивами. Свои политические сказки он пишет с1883 по 1886 годы.

В них писатель правдиво отразил жизнь России, в которой деспотичные и всесильные помещики уничтожают трудолюбивых мужиков.

Но не каждый сможет понять истинный смысл той или иной сказки. В своих сказках Салтыков-Щедрин высмеивает неумение работать помещиков, их нерадивость и глупость. Народ же писатель ставит выше, чем не умеющих работать паразитов-помещиков, которые кормятся результатами труда мужика.

Писатель видит, что без крестьян, которые служат помещику, сам помещик ничего из себя не представляет. Об этом Салтыков-Щедрин пишет в своей сказке”Дикий помещик”.

В ней он рассказывает о деспотичном и глупом помещике, который ненавидел крестьян и любыми путями хотел от них избавиться: “Скотина на водопой выйдет помещик кричит: моя вода! Курица за околицу выбредет помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух-все его стало! “.

В этой сказке Салтыков-Щедрин размышляет о безграничной власти помещиков, которые всячески измываются над крестьянами, возомнив себя чуть ли не богами.

Также писатель говорит о помещичьей глупости и необразованности: “был тот помещик глупый, читал газету “Весть”и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”.

Важно

Бесправное положение крестьянства в царской России Щедрин также поражает в этой сказке: “Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести”.

Главной же идеей сказки стало то, что помещик без крестьянина жить не может и не умеет, и работа помещику снилась только лишь в кошмарах. Так в этой сказке помещик, который не имел никакого представления о труде, становится грязным и диким зверем. После того, как его бросили все крестьяне, помещик даже ни разу не умывался: “Да я уж и то сколько дней немытый хожу! “.

Писатель едко высмеивает всю эту нерадивость господского класса. Жизнь помещика без крестьянина далеко не напоминает нормальную человеческую жизнь.

Барин до того одичал, что”с головы до ног оброс волосами, ногти сделались, как железные, он утратил даже способность произносить членораздельные звуки. Но хвоста еще не приобрел”. Нарушилась жизнь без крестьян и в самом уезде: “податей никто не вносит, вино в кабаках никто не пьет”.

”Нормальная”жизнь наступает в уезде только тогда, когда в него возвращаются мужики. В образе Этого одного помещика Салтыков-Щедрин показал жизнь всех господ в России.

И завершающие слова сказки обращены к каждому помещику: “Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит.”

Эта сказка полна народных мотивов, близка к русскому фольклору. В ней нет мудреных слов, а есть простые русские слова: “сказано-сделано”, “мужицкие портки”и т. д. Салтыков-Щедрин сочувствует народу. Он верит в то, что мучения крестьян не бесконечны, и восторжествует свобода.

(1

Источник: https://schoolessay.ru/analiz-skazki-saltykova-shhedrina-dikij-pomeshhik/

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Салтыков-Щедрин «Коняга», какая главная мысль?

2 ответа:



2



0

В рассказе Щедрина «Коняга» рассказывается о бедном коне, который жизни по сути не видит, а только работает на износ. И ничего Коняге больше в жизни не светит, только работа, бессонница и плохая еда. В итоге так и получается, счастливого конца нет.

Главная мысль заключается в сравнении Коняги и обычного народа, который так же с утра до ночи вкалывает себе на проживание. И просветов там не видно, и трудишься на износ, и толку по сути ноль. Одно только выживание, никакой жизни. Но есть у этого одно НО, которое звучит следующим образом. Такой народ победить сложно, он закален жизнью и по сути бессмертен.

Здесь можно прочитать краткое содержание и о главных героях рассказа.

Здесь можно прочитать анализ сказки.



1



0

В этой сатирической грустной сказке в образе Коняги и мужика-пахаря автор Салтыков-Щедрин представляет крестьянство. Они вынуждены беспросветно и изо дня в день каторжно трудиться на бескрайнем поле. В образе брата Коняги Пустопляса автор критикует высшее общество, которое живет и не тужит в сытости, при этом не жалеет Конягу, а оправдывает его положение. Еще и рассуждает Пустопляс почему же его брат такой неистребимый, наверное в нем живет привычка трудиться. Писатель тут скорбит о той покорности рабской в которой оказались конь и мужик, а с другой стороны высмеивает слепое подчинение угнетателям. В этом и есть главная мысль данного остросатирического произведения.

Читайте также

Великий русский писатель М.Е.Салтыков-Щедрин известен по сатирическим сказкам, высмеивающим человеческие пороки. Одной из таких сказок является аллегорическая повесть под названием «Кисель». Именно кисель, а также свиньи и господа и являются главными героями этой сказки. Кухарка сварила на кухне кисель. Богатые господа пили его и наслаждались его вкусом. Но в какой-то момент он им надоел и кисель отдали свиньям. Сами же господа уехали гулять. Вернувшись все вдруг захотели поесть киселя, а его то и нет. Свиньи всё съели и не поперхнулись.

Главной мыслью сказки является то, что писатель выставляет в образе киселя безропотных и покорных крепостных крестьян, а в образе свиней расточительных господ, которые обжираются и чревоугодничают за счёт простого народа.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина «Обманщик-газетчик и легковерный читатель»

Жил был газетчик, который постоянно обманывал читателя, и жил читатель, который всему верил. Газетчик придумывал разные страхи про жизнь, а читатель верил. А газетчик новые страхи придумывал, и снова читатель верил. И жилось всем легко и весело. Газетчик даже два каменных дома на обмане построил.

Но вот сказали газетчику, что хватит обманывать, надо истину говорить. Газетчик и сам рад, стал истину писать, про то что все вокруг замечательно и хорошо. И читатель рад — и раньше ему весело жилось, а теперь вообще благоденствие. Но случилась ошибка и посадили читателя в кутузку. Посидел он день, схватил дифтерит и умер. А газетчик живет счастливо и все решает, как лучше читателя обмануть — обманом или истиной.

<hr />

Главная мысль этого рассказа в том, что не следует верить всему, что пишет пресса, потому что если заработок человека зависит от того, что он скажет, то конечно он будет говорить то, что выгодно ему, а не то что есть на самом деле.

Сказка учит не доверять огульно всему, что пишут, а иметь собственное мнение.

<hr />

План пересказа сказки:

  1. Газетчик и читатель
  2. Обманы газетчика
  3. Обеспеченность
  4. Любимый дефицит
  5. Дружба читателя и газетчика
  6. Истина
  7. Всеобщее благоденствие
  8. Кутузка
  9. Смерть читателя
  10. Счастливый газетчик

Сказка Щедрина «Медведь на воеводстве» состоит из трех рассказов про трех медведей, которых лев-монарх послал в дальний лес.

Первый медведь решил прославить себя кровопролитием. Пьяного медведя будит песня чижика, которого в лесу все уважали. Злой медведь съедает птицу, но в скором времени сожалеет и думает, как бы избежать огласки по этому происшествию. По близости оказался скворец, который всем рассказал о содеянном. Однако жители леса упрекали медведя не в том, что тот сделал, а в том, что медведь сделал слишком мелкое злодеяние, чем не оправдал ожиданий. Даже после совершения крупных расправ медведю все равно припоминали тот первый случай. В итоге на карьере медведя поставлен крест.

Второй медведь был немного умнее первого и сразу составил план действий. Однако по прибытию в лес он увидел, что все уже разрушено. Тогда со злости он решил учинять расправу над подчиненными, что собственно им и не понравилось. Вскоре с медведя содрали шкуру.

Третий был умнее всех и учел ошибки других воевод. Он оставил беспорядок какой есть и дал волю уже привычным делам жителей. В итоге свое правление он провел в берлоге, а жизнь леса пустил на самотек.

В конце концов медведя все равно постигла учесть прошлых воевод.

Здесь можно прочитать главную мысль и о главных героях сказки.

Салтыков-Щедрин написал немало сказок, многие из них непростые и специфические. Сказка «Гиена» и вовсе выбивается из их числа. Это скорее размышление, философствование, нежели сказка с главными героями и сюжетом, как мы привыкли воспринимать сказку.

Сказка «Гиена» краткое содержание:

В самом начале автор кратко описывает гиену, упоминая, что они довольно таки милые на вид. При этом ссылается на исследования Брэма, который изучал повадки животных. Гиенам приписывают мистическое воздействие на людей, способность их сводить с ума. Ходят даже легенды, что гиена превращается в человека и обратно. Эту легенду пересказывала купчиха.

Далее идет описание характера гиен, ее неприятного воя и хохота, особенностей нападания на слабых и беззащитных. Потом автор упоминает, что гиен можно приручить и победить, ведь смелостью они на самом деле не отличаются.

Оканчивается сказка тем, что автор призывает людей не отчаиваться и не сомневаться, что все доброе и человеческое в людях способно победить все плохое и гиенское.

Можно также попробовать составить краткое содержание в виде плана:

  1. Описание внешности гиен.
  2. Мистические легенды о гиенах от аборигенов и купчихи.
  3. Описание полосатой гиены по Брэму, ее повадок.
  4. Как приручить и победить трусливую гиену.
  5. Лучшие человеческие черты в людях никогда не погибнут, не уступят место «гиенским».

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Гиена» приведен здесь.

Салтыков-Щедрин "Гиена" кратко

М.Е. Салтыков-Щедрин родился в 1826 г. в Тверской губернии. Отец был потомственным дворянином, мать — из купеческой семьи. Все наблюдения, полученные Салтыковым в родовом имении своего отца (это был разгар крепостного права) легли в основу многих его будущих произведений.

Михаил получил хорошее домашнее образование, в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, а через два года — в Царскосельский лицей. Там пробует себя как поэт. В 1841 г. было опубликовано его стихотворение «Лира».

По окончании лицея Салтыков служил чиновником в канцелярии Военного министерства.

Первые повести Салтыкова испугали власть своей социальной остротой, и писателя сослали за неблагонадежность в Вятку. Там он служил в Губернском правлении, ездил по губернии, знакомился с жизнью чиновников.

После смерти Николая I Михаил Евграфович вернулся в Петербург и вплотную занялся литературой. Женился. Служил вице-губернатором Рязани, затем — Твери.

После выхода в отставку писатель живет в Петербурге, пишет для журналов «Отечественные записки», «Современник». Особую значимость приобрели книга очерков «Современная идиллия», роман «Господа Головлевы», «Пошехонские рассказы». В последние годы были написаны сатирические сказки.

М.Е. Салтыков-Щедрин скончался 28 апреля 1889 г. в Санкт-Петербурге.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ сказки Коняга Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки Коняга Салтыкова-Щедрина сочинение

Основной идеей произведения является раскрытие социального неравенства существующего общественного строя, представленное писателем на примере образа трудолюбивого Коняги. 

В описании главного героя сказки писатель изображает судьбу русского народа, отражая его полное бесправие и бессилие, гнет со стороны зажиточных классов. В образе Коняги автор символизирует крестьянскую жизнь с унижениями несправедливого политического режима и давлением зверскими эксплуататорскими методами.

Главный персонаж представляется писателем как замученный каждодневным трудом, побитый, вечно голодный, узкогрудый конь, отличающийся выпячиванием ребер, плечевыми ожогами и раненными ногами. Описывая деревенские зеленеющие бескрайние поля, автор подчеркивает значение раздолья для Коняги, являющегося вечной каторжной работой для лошади, которая трудится каждодневно без перерыва, получая за свой труд боль, усталость, и не имеет надежды на лучшее будущее.

На протяжении всего повествования чувствуется авторское сочувствие к тяжелой крестьянской жизни, описывая нищенский образ жизни простого люда, и противопоставляет неистощимому Коняге образы его братьев Пустоплясов, живущих за счет выносливой лошади, кормясь овсом и наслаждаясь теплым стойлом, приходящих в восторг, глядя на непосильный, надрывный труд Коняги, взбадривая его путем использования кнута либо чумазого кулака.

В образах Пустоплясов писатель изображает представителей высших слоев населения, помещиков, чиновников, существующих в легкой, безоблачной жизни, не задумывающихся каким тяжким трудом достаются жизненные блага. Фантастическая реальность сказки подчеркивается применением художественных приемов в виде иносказательной формы, дающей возможность избежать цензорских правок и позволяющей передать смысл произведения, состоящий в необходимости борьбы за права низшего общественного класса.

Несмотря на легкий жанр произведения, написанного в виде сказочного рассказа, писатель затрагивает в нем насущные проблемы государства, угнетающего собственный народ ради получения еще большей наживы, допуская и применяя унижения, эксплуатацию и классовый эгоизм, тем самым обретая народные массы на трагические и драматические судьбы.

Произведение выдержано в ярком, пламенном стиле повествования, передающем авторские переживания о судьбе трудолюбивого, терпеливого и молчаливого русского народа, а также надежду писателя о скором освобождении простых людей из тесного плена самодержавия.

Сочинение-анализ 2

Часто, за главными героями и даже животными, писатель скрывает реальные личности. В сказке описана вся боль и переживание автора за свое Отечество. Описание всей страны и народа, который попал под несправедливый политический режим и унижение, подвергающегося эксплуатации – это и есть образ Коняги. Автор описывает в сказке беспомощное положение крестьянства в России. Он не жалеет художественных деталей, для показа образа замученной, жалкой, уродливой лошади с разбитыми ногами и очень худыми ребрами.

Труд, который не дает возможности отдохнуть. Автор описывает природу как – «мать», для всех других; и как – «испытание» и «мучение» для Коняги.              

Так как пишет и характеризует эти просторные поля Щедрин, никто не писал до него прежде. Бескрайние просторы полей были для мужика тюрьмой, своеобразной каторгой, которая длилась из года в год. Эти поля кормили чиновников и купцов, но лишали мужика всякой надежды на светлое будущее. Нет конца работе, мучениям, усталости. Конягу ждет лишь изнурительный труд. Он рожден, лишь ради того, чтобы трудиться. А в день, когда он перестанет трудиться, он помрет.

Неравенство в социальном мире описано в сказке с помощью сравнений Коняги и его брата, который живет в отличии от него — в тепле и более лучших условиях. Пустоплясу повезло, для него предпочли теплое стойло и овес, вместо голода и изнурительного труда.

Пустоплясы, в сказке Щедрина, не просто существовали за счет труда и работы Коняги, они позволяли себе вести умные разговоры о нем. В этих беседах не было ничего полезного и важного. Пустоплясы поражались силе воли Коняги. Его бьют, а он продолжает жить; его кормят одной лишь соломой, а он не сдается, продолжает жить.

Подобные пустоплясы, со временем, начали надоедать ему ценными советами. Мнения всех пустоплясов пусты и не имеют никакого значения, как их собственные жизни. Автор сказки говорит, что в пустых беседах, не рождается истина, а исчезает здравый смысл.

Народ – это огромная сила, но возможно ли ему предоставить свободу? Вот о чем размышляет писатель. Его народные сказки наполнены поучительными выводами, юмором и даже сатирой, которые направлены на сочувствие по отношению к обычному человеку, низшему социальному слою.

Тема, идея, суть, смысл

Анализ сказки Коняга Салтыкова-Щедрина

Анализ сказки Коняга Салтыкова-Щедрина

Несколько интересных сочинений

  • Гражданский пафос лирики и поэзии Некрасова сочинение

    Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов является одним из самых выдающихся поэтов 19 века. Но, не смотря на то, что прошло уже более полутора века, творчество поэта не забыто и посей день.

  • Сочинение Как меняется язык в 21 веке

    Язык ‒ это специфический код каждой нации. Именно язык дает человек чувство принадлежности к определенной этнической группе, культуре и народу в частности.

  • Сочинение на тему Чем проще слово, тем более оно точно, чем правильнее поставлено, тем больше придаёт фразе силы и убедительности (высказывание М.Горького) рассуждение
  • Образ и Характеристика Карла Ивановича из повести Детство Толстого сочинение

    Карл Иванович является одним из героев первой повести автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство». Он работал гувернером в доме у Иртеньевых, занимался

  • Придумать сказку про рыбу-кит 4 класс (сочинить сказку)

    Жил в Ледовитом океане то ли Рыба, то ли Кит, в общем, добрый Рыба-Кит. Жил хорошо, плавал на просторе, отдыхал на льдинах, смотрел представления морских котиков. На льдинах котикам было скучно и холодно, и они устраивали цирковые представления

  • Главная мысль сказки золотой гусь
  • Главная мысль сказки золотая рыбка для читательского дневника
  • Главная мысль сказки золотая рыбка 2 класс литературное чтение
  • Главная мысль сказки зимовье зверей для читательского дневника
  • Главная мысль сказки зимовье зверей 2 класс