Главная мысль сказки каменный цветок

Читательский дневник «Каменный цветок» Павла Бажова

Автор: Павел Бажов

Название: «Каменный цветок».

Число страниц: 96.

Жанр произведения: уральские сказы.

Главные герои: сирота Данила, мастер Прокопьич.

Второстепенные герои: Хозяйка Медной горы, Катя, приказчик.

Характеристика главных героев:

Данилушка — мастер на все руки.

Умный и хваткий. Одержимый камнем.

Прокопьич — строгий, но справедливый.

Выучил Данилку и оберегал его, как сына.

Характеристика второстепенных героев:

Приказчик — жадный, жестокий и суровый.

Катя — невеста Данилушки.

Добрая и милая девушка.

Хозяйка Медной горы — волшебный персонаж.

Хранительница подземных сокровищ.

Могущественная, справедливая.

Краткое содержание произведения «Каменный цветок»

Старый мастер Прокопьич долго искал себе ученика.

Наконец он взял к себе сиротку Данило, мальчика наблюдательного и понимающего камень.

Данило быстро стал мастером и приказчик стал нагружать паренька работой.

А потом и барин прислал чертёж чаши с листьями.

Не нравился Данило чертёж, решил он ещё одну чашу по дурман-цветку делать.

Всем понравилась чаша, но сам мастер был недоволен.

На смотринах невесты он услышал про цветок из камня, и стал его искать.

И однажды встретил Хозяйку Медной горы.

Волшебница отвела Данило в подземный сад и показала мастеру цветок из камня.

Загрустил Данило, понял, что повторить такую красоту не сможет.

Разбил он свою чашу, а в баринову плюнул.

И ушёл навсегда.

План произведения:

  1. Старый мастер.
  2. Детство Данилки.
  3. В учениках у Прокопьича.
  4. Чаши для приказчика.
  5. Баринов чертёж.
  6. Дурман-цветок.
  7. Невеста.
  8. Поиски каменного цветка.
  9. Встреча с Хозяйкой.
  10. Подземный сад.
  11. Исчезновение Данило.

Основная мысль сказа «Каменный цветок»

Главная мысль сказки заключается в том, предела совершенству нет.

Основная идея сказа в том, что нужно всегда стремиться стать лучше, овладеть новыми знаниями и умениями.

Но не ставить перед собой непосильных задач.

Чему учит произведение

Сказ учит быть терпеливыми и трудолюбивыми.

Учит самостоятельно добиваться поставленной задачи и не рассчитывать на помощь других.

Учит ценить жизнь и любовь, не делать работу единственным смыслом существования.

Краткий отзыв о сказке «Каменный цветок» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я пожалела не только главного героя мастера Данило, но и его невесту Катю, которая любила, но осталась одна.

Мне кажется, что Данило слишком увлёкся идеей создать идеальную чашу.

Он забыл о красоте обычной жизни.

Так поступать нельзя.

Эта история получилась одновременно трагической и поучительной.

Главный герой в конце исчезает, видимо, отправляется в волшебный подземный сад, познавать новые высоты мастерства.

И бросает людей, которые его любили.

Автору удалось написать интересную и поучительную сказку, в которой ярко показан быт ремесленников и мастеров Урала.

Она написана красивым русским языком.

Мне нравится одержимость героя.

Его стремление во что бы то ни стало достичь поставленной цели.

Но мне не понравилось, что, увлёкшись работой, мастер забыл про человечность.

Настоящая красота окружает нас всюду.

Надо просто уметь её увидеть.

А этого Данило так и не понял.

Я всем советую прочитать этот сказ и подумать о том, что никогда нельзя ставить мечты выше жизни.

Не следует стремиться к тому, чего достичь невозможно.

Нужно стараться быть лучше, но без фанатизма.

Пословицы к произведению:

  • Каков мастер, такова и работа.
  • Дело мастера боится.
  • Талант трудом добывают.
  • Талант рождает заботы.
  • Достигнуть мастерства во всяком деле трудно.

Словарь неизвестных слов:

  • Подмастерье — помощник ремесленника.
  • Блаженный — глуповатый и счастливый.
  • Тихоход — выносливый.
  • Подпаски — подросток, помогающий пастуху.
  • Сухота — ощущение сухости.
  • Ходко — быстро, живо.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Ну, Данилушко на своём стоит.

— Не для барина, — говорит, — стараюсь.

Не могу из головы выбросить ту чашу.

Вижу, поди ко, какой у нас камень, а мы что с ним делаем?

Точим, да режем, да полер наводим и вовсе ни к чему.

Вот мне и припало желание так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать.

Ещё читательские дневники по произведениям Павла Бажова:

  • Сборник Уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
  • «Голубая змейка»
  • «Горный мастер»
  • «Две ящерки»
  • «Малахитовая шкатулка»
  • «Медной горы Хозяйка»
  • «Огневушка-Поскакушка»
  • «Серебряное копытце»
  • «Синюшкин колодец»
  • «Таюткино зеркальце»
  • «Хрупкая веточка»
  • Краткая биография Павла Бажова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Павел Бажов «Каменный цветок» читательский дневник можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о мастерстве и стремлении к совершенству. Анализ произведения поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.

Содержание

  1. «Каменный цветок» читательский дневник 5 класс
  2. Главные герои «Каменный цветок»
  3. План сказки «Каменный цветок»
  4. Чему учит сказка «Каменный цветок»?
  5. Отзыв о сказке «Каменный цветок»
  6. Пословицы к сказке «Каменный цветок»
  7. «Каменный цветок» краткое содержание для читательского дневника

«Каменный цветок» читательский дневник 5 класс

Автор — Бажов

Год написания — 1937.

Сборник — «Малахитовая шкатулка»

Жанр: сказ

Главная мысль сказки «Каменный цветок»
Нужно всегда стремиться к совершенству,  но нельзя при этом забывать о любимых людях и приносить в жертву собственную жизнь.

Главные герои «Каменный цветок»

  • Данилка Недокормыш (Данило-мастер)   сирота, талантливый парень, который занимался обработкой камня и стремился создать прекрасную чашу в виде цветка.
  • Прокопьич – старый мастер малахитных дел. Суровый, но добрый и справедливый. Относился к Данилке как к сыну.
  • Хозяйка Медной горы – волшебница, владычица самоцветов.
  • Барин – богатый хозяин, которому принадлежали крупные залежи малахита.
  • Приказчик – жадный и злобный, но исполнительный помощник барина.
  • Катя Летемина – невеста Данилки. Простая, добрая и  любящая девушка

План сказки «Каменный цветок»

1)Малахитовых дел мастер Прокопьич.
2)Сирота Данила
3)История бабки Вихорихи о каменном цветке.
4)Данила — ученик Прокопьича
5) Талантливый Данила.
6) Испытание нового мастера
7)Заказ чаши от барина.
8)Невеста Катя и поиск каменного цветка.
9)Встреча с Хозяйкой на Змеиной горе.
10)Каменный цветок.
11) Разбитая чаша
12)Исчезновение Данилы

Чему учит сказка «Каменный цветок»?

Произведение учит  быть трудолюбивым и целеустремленным,  идти к своей мечте несмотря ни на что, но не забывать о простых жизненных радостях.

Отзыв о сказке «Каменный цветок»

Этот сказ мне очень понравился, хотя его конец оказался печальным. Мне импонирует главный герой своим трудолюбием, старательностью, стремлением быть лучше. Жаль, что мастер Данила отказался от радостей жизни ради постижения секрета изготовления каменного цветка.

Пословицы к сказке «Каменный цветок»

  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Дело мастера боится.
  • Люби дело — мастером будешь.
  • Мастеру нет предела для совершенства.
  • Талантлив тот, кто учится.

«Каменный цветок» краткое содержание для читательского дневника

  1. Мастер малахитовых дел Прокопьич взял себе в ученики сироту Данилу по прозвищу Недокормыш, которого отправил к нему приказчик.
  2. Наставника радует, что Данила усердно учится и стремится к совершенству, в это время он знакомится с будущей невестой Катей.
  3. Приказчик рассказал о таланте Данилы барину, а тот дал парню задание сделать ему чашу по чертежу, но с возможностью добавления своей выдумки.
  4. Данила хочет улучшить чашу, но не знает как, и это ему не дает покоя.
  5. Однажды встретилась ему Хозяйка Медной горы и показала невиданной красоты каменный цветок, отчего лишился покоя мастер, поняв, что нет предела совершенству в обточке и огранке камня
  6. Свои изделия из камня Данила в отчаянии разбивает, а затем пропадает в лесу.
Краткий пересказ

каменный цветок главная мысль

Рисунки и иллюстрации к сказке «Каменный цветок»

Мастер малахитовых дел Прокопьич гонял всех своих учеников, всеми он был недоволен. Пока приказчик не направил к нему сироту Данилу по прозвищу Недокормыш.

Сироте было лет двенадцать, мать он свою не помнил, а отца и вовсе не знал. Из жалости его взяли «в казачки при господском доме», выполнять мелкие поручения. Но парень не справлялся с работой, ему больше нравилось рассматривать картины, различные драгоценные поделки в доме барина. Потом его назначили подпаском, но и там из-за его невнимательности коровы разбежались. Мальчика наказали, палач его жестоко избил.

Лечила Данилку местная бабка-знахарка. От нее мальчик узнал о каменном цветке, который рос у Хозяйки в малахитовой горе. По легенде, тот кто цветок увидит, всю жизнь несчастным будет.

Когда Данилка поправился Приказчик решил отдать мальчика на обучение Прокопьичу.

Данила попав в ученики старому мастеру малахитовых дел Прокопьичу прилежно учился.

Старик поначалу пожалел сироту, и давал ему только легкие дела, но Данилка сам проявил интерес к малахитовому делу, чем очень порадовал старого мастера. Старый Прокопьич  помогал ему осваивать все премудрости искусства резьбы. Сам приказчик мастером Данилу признал, даже барину про него отписал.

Барин приказал Даниле чашу каменную сделать на ножке.  Данила принялся он за работу и выточил вазу. После этого приказчик заказал еще две вазы. Данила все сделал, но вскоре барин чертеж новой вазы прислал, с узором из листочков. 

Парень сделал вазу, но она ему чем-то не нравилась.  Данила хочет улучшить чашу, но не знает как, и это ему не дает покоя. Он хотел сделать самый прекрасный цветок из малахита, но не мог его сделать, потому что он очень критично относился к своей работе.

Тем временем Прокопьич говорит Даниле, что пора уже жениться. Его невесту звали Катя Лемитина, и парень собирался сыграть свадьбу, после того как с чашей закончит.

Как-то в разговоре с другими мастерами ему посоветовали выбросить всю дурь из головы, а то к Хозяйке в горные мастера попадет. А те мастера, которые цветок каменный увидали, как будто живые изделия изготавливали.

Данила больше не мог думать ни о чем, кроме каменного цветка. Однажды он отправился на гумешки, камень подходящий искать. Камня он не нашел, но услышал голос, который советовал ему на Змеиную горку сходить.  Там и нашел глыбу, которую привез к мастерской. Данила собирался из нее чашу сделать, а после этого жениться на Кате.

Мастер усердно трудился и изготовил дурман-цветок как настоящий. Все были восхищены, но Данила все равно не был доволен. Когда приказчик увидел чашу, то хотел ее барину отправить. Но Данила оставил ее у себя, хотел поправить.

У Данила и Катей была назначена свадьба. Но перед ней парень отправился на  Змеиную горку, где увидел саму Хозяйку. Данила попросил ее показать каменный цветок. Хозяйка долго отговаривала его, говорила, что после не будет уж прежней жизни. Вот только Данилка настаивал на своем.

Увидев неземной красоты каменный цветок Данилушка понял, что такого камня ему не найти, что этот цветок и есть совершенство и уже не мог без него жить. Очнулся Данила на том же месте, у Змеиной горки.

Вернувшись домой Данила разбил свою лучшую работу (чашу), потому что теперь только увидел все её недостатки и исчез неизвестно куда, оставив и учителя своего, и невесту в неведении.

 Люди больше его не видели и думали, что Хозяйка медной горы свела его с ума и забрала к себе.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите по ссылке

Автор: Бажов Павел.

Название: «Каменный цветок».

Жанр: сказ.

Тема произведения: мастерство и труд.

Число страниц: 34.

Главные герои и их характеристика

  1. Данило-мастер, он же Данилко Недокормыш.
    Мальчик, ставший величайшим резчиком по камню. Стремится к совершенству.
  2. Прокопьич. Старый мастер. Справедливый, строгий,
    добрый.
  3. Приказчик. Злой, жадный, хитрый.
  4. Катя. Милая девушка, невеста Данилы.
  5. Хозяйка Медной горы. Сказочное существо, хитрое
    и коварное.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Данило становится мастером по камню и стремится достичь
совершенства. Он побывал у Хозяйки Медной горы, видел каменный цветок и мечтает
создать такой же.

Сюжет – краткое содержание

  1. Старый мастер Прокопьич берёт в ученики мальчика Данилку, который проявляет хорошие способности.
  2. Увидев работы Данилы, барин заказывает ему каменную чашу, по подготовленному чертежу.
  3. Данилё не нравится предложенный чертёж, и он ищет подходящий для чаши камень.
  4. Данило делает чашу, которую называет дурман-чаша, но в которой не видит совершенства живого цветка.
  5. Данило встречает Хозяйку Медной горы, и та провожает его в свой сад, чтобы показать каменный цветок.
  6. Данило разбивает сделанную ранее чашу и исчезает.

Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда мальчик Данилко увидел на столе
малахитовую доску и сразу сказал Прокопьичу, что зарез на ней сделан не с той
стороны. Прокопьич поругал мальчика, но сам понимал, что зарез сделан неверно,
а потому оставил мальца на обучение.

План произведения для пересказа

  1. Поиски ученика.
  2. Пастух Данилко.
  3. Бабка Вихориха.
  4. Ученик Прокопьича.
  5. Первые работы.
  6. Жадность приказчика.
  7. Решение барина.
  8. Неправильный чертёж.
  9. Поиски камня.
  10. Дурман чаша.
  11. Катя и Данило.
  12. Змеиная горка.
  13. В саду Хозяйки.
  14. Исчезновение Данилы.

Главная мысль

Человек должен стремиться к совершенству, но должен и понимать,
что предела совершенству нет.

Чему учит эта книга

Сказ учит трудолюбию, ответственности, стремлению достичь
совершенства в своём деле. Учит не только работать, но и отдыхать. Учит не
зацикливаться на одном, жить полноценной жизнью.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравился этот красивый сказ, но очень жаль Данилу. Он
стал великим мастером, но слишком был поглощён своей работой. Он не видел, что
в жизни есть много других интересных моментов, ради которых стоит жить. А
потому и исчез, отправившись к Хозяйке Медной горы.

Новые слова и выражения

Вожгаться работать, возиться.

Оплошка ошибка, огрех.

Полысать бить наотмашь, со всей силы, хлестать.

Пословицы к произведению

Дело мастера боится.

Век живи век учись.

Пока талант получат, век учат.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Сделал дело гуляй смело.

Назад к содержанию

Бажов П., сказка «Каменный цветок»

Жанр: сказ
Смотри другие сказы про «Данило-мастера»:
«Горный мастер»
«Хрупкая веточка»

Главные герои сказки «Каменный цветок» и их характеристика

  1. Данилка Недокормыш, Данилушко, Данило-мастер. Очень талантливый паренек, одержимый своей работой.
  2. Прокопьич. Старый мастер. Данилка был для него как сын. Суровый, но справедливый.
  3. Приказчик. Жадный, жестокий.
  4. Катя. Невеста Данилки. Простая, добрая и верная девушка.
  5. Хозяйка Медной горы. Волшебное существо.

План пересказа сказки «Каменный цветок»

  1. Старый мастер Прокопьич и его ученики.
  2. Как Данилка коров пас
  3. Наказание
  4. Бабка Вихориха
  5. В учениках Прокопьича
  6. Приказчик устраивает экзамен
  7. Три чаши
  8. Новый заказ
  9. Некрасивый чертеж
  10. Поиски нужного камня
  11. Голос в шахте
  12. Нужная глыба
  13. Дурман-чаша
  14. Невеста Катя
  15. На Змеиной горке
  16. Сад Хозяйки
  17. Грусть и печаль
  18. Разбитая чаша.

Кратчайшее содержание сказки «Каменный цветок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Многих учеников давали Прокпьичу, но взял он только Данилку.
  2. Стал Данилка мастером и заказал ему барин чашу по чертежу..
  3. Не понравился Данилке чертеж, пошел другой камень искать.
  4. Сделал он дурман-чашу, но не казалась она живой.
  5. Сводила Данилку Хозяйка в свой сад, показала каменный цветок.
  6. Разбил Данилка свою чашу и пропал.

Главная мысль сказки «Каменный цветок»
Стремление достичь идеала может свести человека с ума.

Чему учит сказка «Каменный цветок»
Сказка учит стремится к совершенству, но не забывать за работой о простых жизненных радостях. Учит прежде всего оставаться человеком. Учит трудолюбию и упорству. Учит самому выбирать свой путь в жизни. Учит любить близких людей, а не выдуманную красоту.

Отзыв на сказку «Каменный цветок»
Мне понравилась эта история, хотя конец у нее печальный. Данилка был одержим своей идей создать каменную чашу как живой цветок. Но даже самому талантливому человеку сделать это не под силу. Поэтому Данилка и сошел с ума. Он променял обычную человеческую жизнь, на вечное стремление к идеалу.

Пословицы к сказке «Каменный цветок»
Век живи, век учись.
Пока талант получат, век учат.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Своя рубашка ближе к телу.
Дело мастера боится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Каменный цветок»
Жил в старину в наших местах мастер Прокопьич и лучше его никто с малахитом работать не мог. Чтобы его мастерство не пропало, барин велел отрядить к Прокопьичу мальчишек в обучение. Но Прокопьич всех браковал, никто ему не нравился. А поскольку учил он все тычками, то и дети не горели желанием к нему в ученики попасть.
Так и дошло дело до Данилки Недокормыша. Был то тихий мальчик лет двенадцати, которого сперва в казачки отрядили, но там он себя не проявил, вот и сдали его в подпаски. Только и в подпасках Данилка не удержался. Все на букашек, да на цветочки смотрел, а коровы у него разбредались кто куда.
Одно только Данилка умел хорошо — на рожке играть. Так за игрой его и беда случилось. Заслушались его игру пастухи, и несколько коров пропали. Так их не нашли, видно волки съели.
Данилку за это дело высечь решили. А он лежит, молча удары принимает. Так чуть не помер и все молча. Ну приказчик и решил его, такого терпеливого, Прокопьичу отдать, если выживет.
Выходила Данилку бабка Вихориха, местная травница. Хорошо было у нее Данилке, все бабку про цветочки разные расспрашивал. А та и про папоротник рассказала и про разрыв-цветок, и каменный цветок упомянула.
Как выздоровел Данилка, отправил приказчик его к Прокопьичу. А тот посмотрел на малого и пошел отказываться, боялся, что такого убьешь ненароком. Но приказчик ни в какую — дал и учи.
Вернулся Прокопьич, а Данилка на малахитовую доску смотрит, где зарез сделан, чтобы кромку отрубить. Любопытно стало Прокопьичу, спросил, что мальчик про эту доску думает. А Данилка и говорит, что неправильно зарез сделан, с другого края резать надо, чтобы узор не испортить. Прокопьич конечно пошумел, но мальчишку не тронул, потому что видел, что прав тот оказался. Потом про жизнь расспросил, ужином накормил, да спать уложил.
На следующее утро отправил Прокопьич Данилку за калиной. Потом за щеглом, так и пошло, не работа, а забава. Привык Прокопьич к Данилке, как к сыну стал относиться. А мальчик и дела справляет и к мастерству присматривается. Про все Прокопьича расспрашивает, всем интересуется.
Раз поймал приказчик Данилку на пруду, расшумелся, за ухо схватил и к Прокопьичу. Старик Данилку выгораживает, а приказчик мальчику экзамен устроил. Но что ни спросит, на все у Данилки правильный ответ готов. Ушел приказчик, а Прокопьич удивляется, откуда малец все знает. Данилка и отвечает, что все примечал, что старик показывал, да объяснял. Прокопьич аж прослезился на радостях.
Стал после этого приказчик Данилке работу задавать. Не самую сложную, но тщательную. И Данилка быстро всему выучился, да сам приказчик его мастером признал, даже барину про него отписал.
А Данилка от приказчика читать и писать выучился. Сам вытянулся, красавец стал, девки заглядываться на него стали. Только Данилка весь в работу был погружен.
А барин в ответ на письмо приказчика, приказал Даниле чашу каменную сделать на ножке, чтобы решить оставить ли его на оброке.
Дали Даниле новое место, станок, принялся он за работу. Сперва время тянул, но потом не выдержал, выточил вазу. А приказчик еще одну требует, потом третью. А как третью Данилка сделал, обрадовался приказчик, сказал, что знает теперь полную силу Данилки, не сможет тот от работы увиливать.
Но барин по-своему решил. Оставил Данилку с Прокопьичем, да оброк пустяковый назначил. Только чертеж новой вазы прислал, с узором из листочков. Стал Данила вазу делать, но не нравится она ему. Некрасивая. Обратился к приказчику, а тот пошумел немного, но вспомнил наказ барина, и разрешил одну вазу точно по чертежу сделать, а вторую как сам Данила захочет.
А Данилка задумался. Стал в лес ходит, все цветочки разные разглядывать. То за барскую чашу примется, то вдруг бросит работу. Наконец объявил Прокопьичу, что по дурман-цветку будет чашу делать. Но что-то у него не заладисось, и решил Данила сперва барскую чашу сделать. Работы там много, не на один год.

А Прокопьич про женитьбу стал разговоры вести, Катю Лемитину в невесты предлагал. Только Данила все отказывался, говорил, что нужно сперва с чашей закончить, а Катя подождет его.
Сделал наконец Данила барскую чащу. Катя смотрит на нее удивляется, мастера восхищаются, придраться не к чему, все точно по чертежу. Один Данила не доволен, нет красоты в чаше. Разгорячился, с мастерами спорит. А один старичок возьми и скажи ему, чтоб выбросил Данилушко эту дурь из головы, а то к Хозяйке в горные мастера попадет. А те мастера цветок каменный видали и красоту его поняли. Их изделия словно живые получаются.
А Данилка как услышал про каменный цветок, стал про него старика расспрашивать. Мастера шумят, Катя в слезы, старик на своем стоит — есть каменный цветок и все тут.
Вскоре после этого пошел Данилка на гумешки, камень подходящий искать. Один перевернет, не нравится, другой — не подходит. Вдруг слышит женский голос, который ему на Змеиной горке поискать советует. Удивился, но решил действительно на Змеиную горку сходить. Там и нашел огромную глыбу, как кустик обделанную. Обрадовался Данила, привез на лошади глыбу, Прокопьичу показал. Говорит, вот как сделаю чашу, так и женюсь на Кате.
Жарко принялся за работу Данилка, и получился дурман-цветок как настоящий. Мастера только руками разводят, а сам Данила не доволен, нет жизни в чаше. Все думал как ее поправить, да бросил. Стал с женитьбой торопить.

Приказчик как чашу ту увидел, хотел сразу барину отослать, но Данила задержал, сказал, поправить немного нужно.
Назначили свадьбу на Змеиный день, а как раз накануне решил Данила еще раз на Змеиную горку сходить. Пришел, сел, задумался. Вдруг теплом повеяло. Смотрит Данила, а напротив сама Хозяйка сидит, по красоте ее и признал.
Спросила Хозяйка про чашу, а Данила стал просить ее каменный цветок показать. Отговаривала его Хозяйка, но Данила на своем стоял. И повела она его в свой сад. Смотрит Данила, а стен нет, только деревья каменные стоят, с листочками, с сучками. Подвела Хозяйка Данилу к полянке, а там кусты черные как бархат, на каждом колокольчик малахитовый, а в нем сурьмяная звездочка.
Увидел Данилушка каменный цветок, но понял, что камня такого ему вовек не найти. А Хозяйка рукой повела и очнулся Данила на том же месте, у Змеиной горки.
Вернулся домой, на вечеринке невестиной ему что-то плохо стало. Повела его Катя домой провожать, а Данилушка никак не развеселится.
Пришел домой грустный, на чашу свою смотрит. Потом взял и расколотил ее на мелкие кусочки. А ту, что по чертежу делал не тронул, только плюнул в серединку. Выбежал Данилушка из дома и пропал. Больше его никто и не видел. Поговаривали, что взяла его к себе Хозяйка мастером.



Скачать материал

Презентация«Каменный цветок»  Павел Петрович БажовАнализ сказа...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 23 человека из 18 регионов

  • Сейчас обучается 31 человек из 22 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Презентация«Каменный цветок»  Павел Петрович БажовАнализ сказа...

    1 слайд

    Презентация
    «Каменный цветок»
    Павел Петрович Бажов
    Анализ сказа

    Пыстина Лидия Митрофановна
    учитель русской литературы
    школа – гимназия № 9
    г. Павлодар

  • «Каменный цветок»  
Павла Петровича Бажова
Анализ сказа

    4 слайд

    «Каменный цветок»
    Павла Петровича Бажова
    Анализ сказа

  • Сказка П. Бажова « Каменный цветок» - одна из серии сказок

 под общим...

    7 слайд

    Сказка П. Бажова « Каменный цветок» — одна из серии сказок

    под общим

    названием

    «Малахитовая шкатулка»,
    написанная в 1938 году.

  • Самобытная по стилю, с плавной, неторопливой, как дедушкин рассказ, речью, эт...

    9 слайд

    Самобытная по стилю, с плавной, неторопливой, как дедушкин рассказ, речью, эта сказка относит во времена крепостного права, когда жизнь и судьба простого человека всецело зависела от прихоти вышестоящего приказчика или барина.

  • П. Бажов в этой сказке показал красоту простого, но талантливого и трудолюбив...

    10 слайд

    П. Бажов в этой сказке показал красоту простого, но талантливого и трудолюбивого народа. Яркие герои обладают мастерством в сочетании с опытом и любовью к прекрасному.

  • Сказка «Каменный цветок» - это история о молодом мастере, у которого было вс...

    11 слайд

    Сказка «Каменный цветок» — это история о молодом мастере, у которого было все, что ему требовалось, была невеста красавица, была любимая и хорошая работа, был доход. Но для счастья ему как будто чего-то не хватало. И он нашёл волшебницу, которая изменила ему всю жизнь.

  • Это произведение поражает своей необыкновенностью и уникальностью. Его герои...

    13 слайд

    Это произведение поражает своей необыкновенностью и уникальностью. Его герои очень разнообразны и ярки.

  • Большая часть положительных персонажей, созданных Бажовым, – это творческие л...

    14 слайд

    Большая часть положительных персонажей, созданных Бажовым, – это творческие личности. Они ценят окружающую их привлекательность природы, естество и при этом имеет неподдельные стремления к совершенству и идеалу. 

  • Именно в них заключены и прекрасное, и правдивость. Персонажи этого автора –...

    15 слайд

    Именно в них заключены и прекрасное, и правдивость. Персонажи этого автора – обыкновенные, чистые, добродушные люди, которые стремятся не потерять понимание с родной природой.

  • П. Бажов  в начале показывает, с каким непониманием сталкивается истинный та...

    17 слайд

    П. Бажов в начале показывает, с каким непониманием сталкивается истинный талант в обыденной жизни и через какие серьезные испытания приходится ему пройти, чтобы выжить.

  • Главные герои сказки 
П.П.Бажова "Каменный цветок".

    18 слайд

    Главные герои сказки
    П.П.Бажова «Каменный цветок».

  • Данила, который остался сиротой и получил прозвище "Недокормыш". Его Прокопыч...

    19 слайд

    Данила, который остался сиротой и получил прозвище «Недокормыш». Его Прокопыч обучил и Данила благодаря ему стал прекрасным резчиком по малахиту. Но со временем желание увидеть Каменный цветок только усилилось.

  • Прокопыч - мастер по каменному делу, который обучил Данилу.

    20 слайд

    Прокопыч — мастер по каменному делу, который обучил Данилу.

  • Хозяйка медной горы - волшебница, которая живет в Змеиной горе. Она показала...

    23 слайд

    Хозяйка медной горы — волшебница, которая живет в Змеиной горе. Она показала Данилу Каменный цветок и это круто изменило его жизнь.

  • Главный герой сказа Бажова "Каменный цветок" - невероятно талантливый и трудо...

    24 слайд

    Главный герой сказа Бажова «Каменный цветок» — невероятно талантливый и трудолюбивый молодой резчик по малахиту Данила.

  • Данила-мастер – один из самых важных образов. Это он повстречался с Хозяйкой...

    26 слайд

    Данила-мастер – один из самых важных образов. Это он повстречался с Хозяйкой Медной горы, и он создавал Каменный цветок. Его ласково называют Данилко, Данилушко.

  • Данила - представитель тех людей, которые умеют работать, относятся к своему...

    27 слайд

    Данила — представитель тех людей, которые умеют работать, относятся к своему труду творчески и радостно. Сама «тайная сила» их уважает, а при случае и «подмогнет».

  • Мастер на Урале – культурный герой, как богатырь для средней Руси. ...

    29 слайд

    Мастер на Урале – культурный герой, как богатырь для средней Руси. 
    Мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данила из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня. 

  •  Мастер – труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых        рас...

    31 слайд

     Мастер – труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых        раскольников. В диких краях они могли спастись только неистовым           трудом и обожествили его. И Данила трудится не покладая рук. 

  •         Мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до    совершенства то...

    32 слайд

            Мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до    совершенства то, что уже имеется. Эта черта – от     провинциальности Урала. И Данила пытается создать      совершенное творение. 

  • Мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей...

    34 слайд

    Мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно — угров. И Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству – Хозяйке Медной горы.

  • Его работы ценились и он получал самые высокооплачиваемые заказы, но что-то м...

    36 слайд

    Его работы ценились и он получал самые высокооплачиваемые заказы, но что-то мешало ему получать удовольствие от своих изделий. Ему казалось, что они недостаточно хороши, поскольку невыразительны и безжизненны. Вот и соблазнился Данила возможностью постичь секреты мастерства с помощью Хозяйки Медной горы и её каменного цветка.

  • Мальчик - сирота Данила - недокормыш оказался « не год» там, где другие ребят...

    39 слайд

    Мальчик — сирота Данила — недокормыш оказался « не год» там, где другие ребята «вьюнами извернутся», а уж в пастушках, так и чуть жизни не лишился в наказание.

  • Жестокость нравов в те времена не щадила в первую очередь самых незащищённых....

    40 слайд

    Жестокость нравов в те времена не щадила в первую очередь самых незащищённых. Главным грехом Данилы была наблюдательность, увлеченность красотой, за которые и признан был «блаженным».

  • Даниле осталось только  пропасть, если бы не угодил он в ученики к Прокопьичу...

    41 слайд

    Даниле осталось только пропасть, если бы не угодил он в ученики к Прокопьичу, старому малахитовых дел мастеру.

  • Прокопьич был  добрым и справедливым и даже отцовски заботливым, настолько та...

    42 слайд

    Прокопьич был добрым и справедливым и даже отцовски заботливым, настолько таким может быть подневольный человек. Сразу разглядел он в Даниле будущего мастера.

  • Там где обычные расторопные мальчишки получали шишки да тычки, маленький «нед...

    43 слайд

    Там где обычные расторопные мальчишки получали шишки да тычки, маленький «недокормыш», Данила, принят был «за сына».

  • Сказка так построена по композиции, что читается очень легко. Её речь, харак...

    45 слайд

    Сказка так построена по композиции, что читается очень легко. Её речь, характерная для уральских народов, как будто специально подобрана, так гармонично сочетается с сюжетом.

  • Как настоящий мастер, Данила  хотел в своих работах показать красоту камня....

    47 слайд

    Как настоящий мастер, Данила хотел в своих работах показать красоту камня. Его не устраивала работа по общепринятым меркам, не впечатляли чертежи «модных» и дорогих изделий.

  • « Трудности много, а красоты-то и нет», - говорил он о сложной чаше - цветке.

    48 слайд

    « Трудности много, а красоты-то и нет», — говорил он о сложной чаше — цветке.

  • Хотел Данила так сделать чашу, чтобы «полную силу камня» показать, но только...

    49 слайд

    Хотел Данила так сделать чашу, чтобы «полную силу камня» показать, но только всё она ему не удавалась.

  • История Данилы драматична, ведь он не смог овладеть без посторонней 

помощи...

    50 слайд

    История Данилы драматична, ведь он не смог овладеть без посторонней

    помощи высочайшим

    искусством обработки малахита.

  • История оканчивается тем, что Данила ради сохранения любви с дорогой девушкой...

    52 слайд

    История оканчивается тем, что Данила ради сохранения любви с дорогой девушкой, по имени Катя, жертвует своим творчеством и мастерством.

  • Так настоящий мастер, понимающий всю красоту природных творений, тянется к вы...

    53 слайд

    Так настоящий мастер, понимающий всю красоту природных творений, тянется к высшему мастерству. Не из гордости, а из желания создавать и дарить красоту людям мечтал Данила.

  • Главный смысл произведения - умение добиваться желаемого только своим трудом,...

    55 слайд

    Главный смысл произведения — умение добиваться желаемого только своим трудом, постепенно оттачивая мастерство.

  • Главная мысль сказки П.П.Бажова "Каменный цветок": 

надо всегда самому...

    56 слайд

    Главная мысль сказки П.П.Бажова «Каменный цветок»:

    надо всегда самому

    всего добиваться,

    но нельзя при этом
    жертвовать самым дорогим
    (земной жизнью и любовью).

  • Бажов учит читателей всегда добиваться своей цели собственным разумом и сила...

    58 слайд

    Бажов учит читателей всегда добиваться своей цели собственным разумом и силами, не рассчитывая ни на чью поддержку. Не следует искать легких путей и тогда желаемое превратится в реальность.

  • Сказ  Бажова «Каменный цветок» является складом характеристик народных людей,...

    59 слайд

    Сказ Бажова «Каменный цветок» является складом характеристик народных людей, также тут включены и фантастические образы.

  • Герои произведения являются уральцами. Они великодушны, благородны, добры. Он...

    60 слайд

    Герои произведения являются уральцами. Они великодушны, благородны, добры. Они стремятся к чистоте и доброте.

  • И в конце сказа он, как это водится в фантастике, вознаграждаются несметным к...

    62 слайд

    И в конце сказа он, как это водится в фантастике, вознаграждаются несметным количеством богатств, семейным счастьем и признанием общественности.

  • Произведение учит тому, что иногда ради любви надо пожертвовать и искусством.

    63 слайд

    Произведение учит тому, что иногда ради любви надо пожертвовать и искусством.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 054 339 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

  • 14.07.2020
  • 990
  • 32

«Литература (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

  • 14.07.2020
  • 310
  • 1
  • 14.07.2020
  • 499
  • 9

Рейтинг:
3 из 5

  • 14.07.2020
  • 5190
  • 13

«Литература. Учебник-хрестоматия (в 2 частях)», Курдюмова Т.Ф. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

«Каменный цветок» Павла Бажова – это очень непростая сказка.

Что ни говори, а жанр сказки уверенно сохраняет свои позиции в мировой литературе. Но в то же время это один из тех слоёв человеческого творчества, который с течением времён претерпел, возможно, наибольшие изменения.

На сегодняшний день у сказок есть вполне конкретная задача: учить детей добру, отзывчивости, терпимости к другим людям, заботе — лучшим качествам, которые может собрать в себе человек. Что же до сказок прошлых лет, тут всё не так однозначно…

Чему учит произведение Бажова, по стилистике больше похожее на басни старого дедушки, который решил приукрасить свою молодость?

Рассказ не огораживает юного читателя от неприглядной правды: в поселении рядом с малахитовыми каменоломнями, в котором родился и вырос главный герой Данила, вовсю процветало крепостное право. Жестокому наказанию плёткой могли подвергнуть даже ребёнка, не говоря уже о взрослом. Читатель узнаёт о текущем положении вещей исподволь, но в то же время крепостное право — это одна из всемогущих сил рассказа, своеобразный антагонист, который предстаёт в лице Приказчика.

Приказчик управлял поселением, следил за тем, чтобы каждый житель приносил пользу своему владельцу, который в это время жил вдали от каменоломен и наслаждался лишь плодами трудов своих крепостных.

Приказчик в полной мере распоряжался судьбой талантливого резчика по камню, и он был волен погубить творческую жилку Данилы безвкусными заданиями, монотонной работой и надуманными придирками.

А по ту сторону этой серой, беспросветной жизни стояла… Хозяйка Медной Горы. Неведомая, природная, незыблемая сила камня, с которым работал Данила. Хотя в сказке она предстаёт прекрасной женщиной, Хозяйка несёт в себе образ самой природы, до конца постичь которую практически невозможно. Хозяйка может одарить богатствами и знаниями, но в то же время она своенравна и может погубить неосторожного человека.

Вся беда мастера Данилы оказалась в том, что он и сам оказался своенравен и свободолюбив, а ещё достаточно талантлив и любознателен, чтобы вопреки всему попытаться постичь тайну Хозяйки Медной Горы. Стремление изготовить каменный цветок невиданной красоты стало для Данилы возможностью превзойти самого себя, а ещё сбежать от тесных оков Приказчика. Даже сильный духом человек может сломаться под гнётом обстоятельств, а ведь Данилу с юных лет пытались «загнать в тиски»: сначала скучной, монотонной работой, а затем и барскими прихотями, которые не давали таланту Данилы раскрыться в полную силу.

Юный мастер погрузился в себя. Желание сотворить нечто настолько прекрасное, что вознесёт его талант выше житейских проблем, захватило разум Данилы. Не спасла его даже женитьба на хорошей и доброй девушке Кате, которая в этом произведении стала олицетворением всех людей, которые окружали Данилу.

В муках творчества молодой мастер отрывается от людей. Он забывает о близких, которые нуждаются в нём, поддерживают его. Данила оставляет их на растерзание реальности с её Приказчиком, неволей и постоянной работой. И в конце концов неконтролируемая страсть достичь совершенства иссушает душу Данилы и едва не сводит его с ума.

Вместо того, чтобы пытаться противостоять злу в реальности, главный герой сказки предпочёл пуститься в бегство, хоть Бажов и представил это, как уход от мира в поисках самого себя и недостижимого идеала.

У сказки «Каменный Цветок» совсем недетский смысл: стремясь к совершенству, не обрывай все связи с людьми, не сжигай мосты позади себя, не пытайся сбежать от реальных трудностей здесь и сейчас. Потому что в погоне за совершенством, ты можешь оказаться у разбитой малахитовой чаши, а вокруг – никого, кто бы смог поддержать.

  • Главная мысль сказки идея коняга
  • Главная мысль сказки иван царевич и серый волк для читательского дневника 3 класс
  • Главная мысль сказки иван крестьянский сын и чудо юдо 3 класс
  • Главная мысль сказки иван да марья
  • Главная мысль сказки золушка шарль перро