Главная мысль сказки коза дереза

«Коза-Дереза» Читательский дневник (анализ)

На чтение 3 мин Обновлено 11 июля, 2022

Читательский дневник сказки «Коза-Дереза» можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории о козе с крайне скверным характером. Анализ сказки поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.

Содержание

  1. «Коза-Дереза» Читательский дневник (анализ)
  2. Главные герои сказки «Коза-дереза»
  3. План сказки «Коза-дереза»
  4. Чему учит сказка «Коза-дереза»? 
  5. Отзыв о сказке «Коза-дереза»
  6. Пословица к сказке «Коза-дереза»
  7. «Коза-дереза» краткое содержание для читательского дневника

«Коза-Дереза» Читательский дневник (анализ)

Автор сказки  — народ

Сколько страниц — 8

Жанр: народная сказка

Главная мысль сказки «Коза-дереза» — за все поступки нужно отвечать.

Мораль сказки «Коза-дереза» в том, что наглый и самонадеянный герой всегда останется «с носом», ведь более слабому персонажу всегда придут на выручку храбрые и верные друзья.

Главные герои сказки «Коза-дереза»

  1. Старик — главный герой, доверчивый, глупый.
  2. Коза — наглая и хитрая.
  3. Зайчик — слабый и беззащитный.
  4. Петух — добрый, смелый и мужественный.

План сказки «Коза-дереза»

  1. Покупка козы
  2. Задание внучки
  3. Обвинение козы
  4. Старуха и коза
  5. Изгнание старухи
  6. Старик пасет козу
  7. Раскрытая ложь
  8. Побег в лес
  9. Коза в избушке Зайчика
  10. Помощь петуха

Чему учит сказка «Коза-дереза»? 

Произведение учит быть честным и не обманывать, ведь все тайное станет явным. Учит быть признательным и благодарным за внимание и заботу, которую проявляют окружающие. Учит отстаивать свои права и помогать слабым и беззащитным.

Отзыв о сказке «Коза-дереза»

Мне понравилась русская народная сказка «Коза-дереза» о вечно недовольной козе-ворчунье. Главная героиня обманывала своих хозяев, которые о ней заботились. Затем она прогнала зайчика из его дома. На все же автор показывает, что за все свои злодеяния коза была наказана.

Пословица к сказке «Коза-дереза»

  • Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Один раз обманешь — другой не поверят.
  • Чего себе не хочешь, того и другому не твори.

«Коза-дереза» краткое содержание для читательского дневника

  1. Жили дед, бабка, внучка и коза.
  2. Коза обманывала деда, что ни бабка, ни внучка не пасли ее, не кормили и не поили.
  3. Дед их выгнал и сам решил пасти козу, но она и ему сказала, что недовольна.
  4. Тогда дед хотел козу зарезать, а она в лес убежала.
  5. Коза поселилась в домике зайца, а его выгнала.
  6. Сначала козу пытается выгнать волк, затем медведь, но только петушку удалось выгнать козу из заячьего домика.

коза дереза краткое содержание

Рисунки и иллюстрации к сказке «Коза-дереза»
Краткий пересказ

Жили были дед и баба. Была у них коза. Утром отправил старик внучку пасти коз. Девочка весь день в пасла ее на лугах. Вечером пригнала она ее домой и старик стал спрашивать у козы, хорошо ли ее внучка пасла.

Раз послал дед бабу пасти козу.Коза паслась, а потом дед спрашивает козу, как её пасли.  Коза была недовольна, жаловалась на то, что только кленовый листок ела да каплю воды пила. Дед разозлился и прогнал внучку.

На следующий день послал старик старуху козу пасти. А когда женщина вечером  пригнала ее домой, коза вновь была недовольна. Жаловалась, что голодной осталась. Рассердился старик опять и выгнал бабку.

На следующий день дед пошёл сам козу пасти, а вечером опять спросил то же самое. И коза опять ответила, что все было плохо и она голодная.

Дед побил козу ремнём и решил зарезать, а она убежала в лес.

Нашла Коза в лесу заячью избушку, зайца выгнала и стала в избушке жить.  Хозяину помещения не удалось изгнать непрошеную гостью, он заплакал и ушел. Петух решил помочь Зайчику и угрозами снести голову Козе-дерезе выгнал её из избы. А Заяц и Петух подружились и стали проживать вместе в избушке.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


2

Сказка Коза-дереза: кто главные герои, какова главная мысль?

8 ответов:



5



0

Многие знают эту небольшую, но очень уж поучительную сказку.

В ней есть несколько персонажей.

  • Самой главной героиней, конечно же, является коза — дереза. Это бессовестная и бесстыжая особа была крайне неблагодарной (её кормили хозяева, жила на всём готовом и совершенно это не ценила), лгуньей и клеветницей (нагло обманывала всех, кто встречался в её жизни).

  • Второй основной герой, на мой взгляд, это бесстрашный и мужественный петушок, хотя и появляется уже ближе к концу сказки, но именно он и сыграл ключевую роль: прогнал коварную бесстыдницу далеко в лес.

  • Также можно выделить семью, в которой коза жила изначально: это дед, бабка и внучка.

  • Звери, которые старались помочь зайке вернуться в собственный дом, из которого его выгнала дереза. Это медведь и волк. Правда у них ничего не получилось, коза их запугала и они убежали.

  • И сам зайчик, оказавшийся жертвой наглой козы, но в конечном итоге вместе с петушком стали жить в заюшкином доме.

Главная мысль этой замечательной сказки очевидна: сколько коза не обманывала, не вела себя нагло и хамовато, а наказание все же наступило. Она осталась одна одинёшенька со своим скверным характером, без друзей, без поддержки, по сути отвергнута. Что может быть страшнее?!

SNEGINKA для Большого вопроса.ru



5



0

Сказка «Коза Дереза», это русско народная сказка, которая рассказывает нам о том, как некая коза дереза плохо себя вела, и постоянно жаловалась, что ее плохо кормят, и поят.

Главные герои сказки:

1 Коза, или как все ее называют «Дереза» (Непослушная коза, которая всех обманывает).

2 Дед (Доверчивый старик, который верил своей козе. Из-за Козы дерезы дед выгнал из дома бабку и внучку).

3 Зайчик.

4 Храбрый петух.

5 Трусливый волк.

6 Трусливый медведь.

Главная мысль сказки:

1 Нельзя врать, и обманывать.

2 Нельзя хвастаться.



3



0

Русская народная сказка «Коза-дереза» рассказывает о том, как некая коза вела себя очень некрасиво и все время жаловалась на то, что ее плохо кормят и плохо поят. Когда дед понял, что его обманывают он так лупил козу, что та убежала в лес. Но и в лесу коза не успокоилась и заняла избушку зайчика.

Главные герои сказки:

  1. Коза-дереза, всех обманывает и в конце исчезает в лесу.
  2. Дед, который верил козе и выгнал свою бабку и внучку
  3. Зайчик, которого коза выгнала из дома
  4. Трусливые медведь и волк
  5. Храбрый петух.

Главная мысль сказки в том, что нельзя врать и обманывать других людей и животных. За это могут побить и никто не будет любить. И конечно нельзя верить хвастунам.



3



0

По моему глубочайшему убеждению, главный смысл сказки «Коза Дереза» состоит в том, что обманом нельзя долго жить, то есть нельзя постоянно притворяться, врать, чтобы сделать хорошо себе и плохо другим. Придётся расчитываться за это.

Коза Дереза обманывала всю семью деда, чтобы сделать себе хорошо , а бабке и внучке деда плохо. Но дед понял, что коза врёт и побил её, а после этого выгнал в лес. Потом коза обманула зайчика и выгнала его из дома, запугала волка и медведя.

Но нашёлся смелый петух, который помого зайчику и прогнал Козу Дерезу.Получается, что правда оказалась сильнее чем неправда.

За свои честные и хорошие дела петух получил жильё вместе с зайчиком, а за её плохие дела козу опять прогнали в лес.



2



0

Основными героями сказки являются Коза-дереза, дед, заяц, волк, медведь и петушок. Главная мысль сказки заключается в том, что слишком наглые люди (в данном случае — животные) обязательно получат по заслугам. Не всегда можно наказать обидчика силой, чаще для этого нужен острый ум.



2



0

Сказку «Коза-дереза» знают многие.

Главные герои в ней:

Коза — наглая и бессовестная, дед ее выгнал из дома. Так коза решила выгнать беззащитного зайчика, чтобы поселиться у него в домике.

Зайчик — слабый и добрый персонаж, которого выгнали с дома. Зайчик обращался ко многим зверям, чтобы ему помогли, но только смелый петушок одолел козу.

Петушок — храбрый и смелый. Не побоялся потягаться с козой.

Главная мысль — нельзя обижать слабых, а иначе зло к тебе вернется, что и произошло с козой.



1



0

Сказка «Коза-дереза» относится к русским народным, то есть не принадлежит перу какого-то одного писателя. В этой сказке понятно, что речь идет о дерзкой козе. Она была своенравной, с характером, вредной, не послушной в отличие от других коз, которые были всем довольны, что их кормят, поят, выгуливает. Главная мысль этой сказки в том, что нельзя быть по жизни хамом и вечно недовольным, за все надо благодарить за любое благо и относиться к другим так, как хочешь чтобы относились к тебе. Вот коза плохо себя вела, так деда разгневала, который ее зарезать хотел. Потом она животных выгоняла и пугала, пока ей не отомстил петух.

Главные герои сказки:

Коза

Семья

Животные: медведь, волк, заяц, петух



1



0

Русская народная сказка «Коза-дереза» рекомендуется для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Главные герои: Коза, Дед, Бабка, Внучка, Зайчик, Волк, Медведь, Петушок. Коза была непослушная, вечно недовольна всем:

QAjDYu7ZbNaYAdzHCN6LfqOsEEGZW3.png

Дед рассердился на козу, отлупил её и выгнал в лес. Коза-дереза ничуть не расстроилась, а поселилась в избушке Зайчика, хозяина избушки и на порог не пустила. Волк, Медведь не смогли помочь зайчику отобрать у козы избушку и только храбрый Петух выгнал злую козу из жилища Зайца.

Главная мысль сказки: нельзя врать и обманывать, обижать слабых — за это обязательно последует наказание, никто с такими не дружит и их не любят.

Виртуалочка для БВ (16.08.2018)

Читайте также

Краткое содержание сказки Пермяка «Некрасивая елка».

В одном датском лесу росли самые разные деревья и среди них одна однобокая и кривая елочка, над которой потешались остальные деревья. Но именно под этой елочкой любил сидеть великий датский сказочник.

Однажды в лесу срубили могучий дуб и сказочник в утешение рассказал деревьям о том, что их жизнь не заканчивается после топора. Что они могут стать мачтами, потолком, домами или даже дровами и все это не плохо.

Деревья все равно смеялись над елкой, которой предстояло сгореть, но сказочник сказал, что никто не знает как повернется его судьба.

Сказочник умер, а ель срубили, но не сожгли, а превратили в бумагу и напечатали на ней сказки датского сказочника. так ель снова встретилась со сказочником.

<hr />

Главная мысль этой сказки в том, что судьба не зависит от нашей воли, и нельзя ни над кем смеяться из-за его внешности. Гадкий утенок становится лебедем, елка — прекрасной книгой, а любой человек может стать гениальным сказочником.

<hr />

Главные герои сказки:

  1. Некрасивая елка, стала книгой сказок
  2. Сказочник, любил сидеть под елкой и рассказывать сказки
  3. Прочие деревья в лесу, у каждого была своя судьба.

Главных героев в рассказе Чехова «Глупый француз» — двое. Это клоун из цирка Генри Пуркуа, который гастролирует с труппой и зашел перекусить в московский трактир. А также благообразный господин, соседствующий с французом в заведении «общепита», непомерно быстро съедающий горы блинов одну порцию за другой.

Краткое содержание про глупого француза в читательский дневник

———————­<wbr />———————­<wbr />———————

  • Артист цирка братьев Гинц, решив позавтракать, заходит в трактир Тестова и заказывает себе порцию консоме без пашота, ибо по его мнению, это будет слишком сытно, заменив яйцо парочкой гренок к бульону.
  • В ожидании своего заказа, французский клоун замечает сидящего неподалеку приличного господина, который поглощает блины со скоростью «света». При этом, мужчина продолжает делать заказы половому, требуя принести ему еще блинов, семги, солянки и вина.
  • Пуркуа не может поверить, что человек может столько много съесть, ему начинает казаться, что мужчина сейчас же умрет от обилия пищи. Однако, господин как ни бывало продолжает сметать принесенные блюда и не похож на человека, собирающегося прекратить это пищевое варварство над своим желудком.
  • Тогда Пуркуа обращается к половому с требованием прекратить принимать заказы у господина, однако, работник трактира не понимает гнева француза и отказывает ему в просьбе.
  • Понимая, что надо действовать решительно, француз подходит к своему случайному соседу и заводит разговор о вреде переедания.
  • Каково же изумление охватывает Пуркуа, когда ему указывают на то, что здесь в трактире все едят блины «в малых дозах».

В чем смысл произведения?

———————­<wbr />——

Пишут критики, спорят биографы, говоря о том, что Чехов и сам был не лишен человеческих слабостей и пороков, в частности, любил покушать от души, с размахом. Но, будучи врачом, наверняка, знал пагубность излишеств в данной сфере. Потому своими рассказами приоткрывал читателю неприглядность тех или иных вредных привычек. Ведь рассказ «Глупый француз» не призывает к диетам, вовсе нет. Он заставляет задуматься о том, что должна существовать культура принятия пищи, способная контролировать человека от такого порока, как чревоугодие (обжорство).

  • Чехов иронизирует над собой, называя француза «глупым», разность менталитета делает русского с иностранцем — жителями разных планет, одному трудно понять, как столько можно в себя впихнуть (ирония), другому кажется, что француз — глупец, который отказывается от вкусной еды (снова ирония). Но прав-то в итоге Пуркуа, верно?

Полный текст рассказа в ознакомительных целях прочитать можно далее:

3iIvNiVLol4LoqCVAF9qPjNeIVuGb9u7.png

В стихотворении «Таинственный дом» Юрия Иосифовича Коринца читатели знакомятся с обитателями загадочного дома. Вроде бы дом и его жители ничем не примечательны. Но в доме часто происходят необъяснимые вещи.

Все члены семьи запирали дверь, а в результате она оказалась открытой. Таинственным образом исчезла и нашлась в неожиданном месте дедушкина удочка.

Главными героями произведения можно назвать обитателей этого дома:

  • дедушку,
  • бабушку,
  • их внука.

Можно отнести к главным действующим лицам стихотворения и домашних животных, которые вносят свою лепту в общий хаос и беспорядок.

Думаю, на самом деле все происходящее объясняется довольно просто:

Люди рассеянны и не особенно аккуратны. Поэтому и происходят в их доме подобные чудеса.

Рассказ Драгунского «Старый мореход» преподает очень важный урок. Из рассказа мы узнаем о женщине, которая часто бывала в доме главного героя Дениса. Однажды она дала обещание Денису, что они поедут на дачу и весело проведут там время. На даче есть лодка и собака, мальчику очень хотелось побывать там. Но Марья Петровна так и не сдержала свое обещание.

В следующий раз она пообещала мальчику саблю. Но снова ничего не подарила.

Когда Денис читал с папой книгу, папа сравнил их гостью с героем книги — Старым мореходом, который тоже обманывал людей. Но Денис понял, что они не похожи, ведь Мореход обманывал людей, чтобы выжить, а Марья Петровна просто не сдерживала свои обещания.

Главные герои рассказа:

Денис — хороший и доверчивый мальчик. Он искренне верит людям и ждет, что они сдержат свои обещания.

Марья Петровна — гостья семьи. Она обещает, но свои обещания не выполняет.

Папа — готов утешить сына.

Мама.

Мишка — друг главного героя. Он тоже хочет поехать на дачу, поэтому ждет женщину вместе с товарищем.

Главная мысль: нужно сдерживать свои обещания, чтобы не разочаровывать и не огорчать людей. Не стоит что-то обещать, если нет намерения выполнить свое обещание. Это обман, а обманывать других очень плохо. Также из рассказа можно сделать вывод, что взрослые должны серьезно относиться к детям и не обманывать их. Обман приводит к разочарованию. Не стоит говорить пустые слова, если нет желания им следовать. Когда человек что-то ожидает, но не получает, это сильно огорчает. Поэтому не стоит вселять в других напрасные надежды, обещая то, что выполнять вовсе не хочется.

Как заполнить читательский дневник полностью, можно посмотреть здесь.

Мне очень понравилось стихотворение Юрия Иосифовича Коринца «Как я искал свой день».

В нем автор с неподражаемым юмором описывает, что может произойти, если утром проснуться неправильно. Как мы часто говорим, не с той ноги встать.

Если встать с левой ноги ( а правильным считается с правой ), то весь день пойдёт наперекосяк.

Главный герой в стихотворении только один — это автор, от чьего лица ведётся повествование. Именно его злоключения описаны в произведении.

Думаю, основная мысль произведения заключается в том, что свой день следует начинать правильно. И это вовсе не значит первой спускать с кровати на пол правую ногу.

Полагаю, автор имел в виду, что нужно как следует выспаться, проснуться в хорошем настроении, распланировать свой день и стараться следовать задуманному плану, чтобы все успеть.

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки «Коза-дереза» и их характеристика

  1. Старик. Рачительный, доверчивый, глупый.
  2. Коза. Наглая, хитрая, ябеда.
  3. Зайчик. Слабый, беззащитный.
  4. Петух. Сильный, добрый.

План пересказа сказки «Коза-дереза»

  1. Старик и его стадо
  2. Внучка и козы
  3. Изгнание внучки
  4. Старуха и козы
  5. Изгнание старухи
  6. Старик и козы
  7. Битье козы
  8. Побег
  9. Коза в избушке
  10. Коза и петух

Кратчайшее содержание сказки «Коза-дереза» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Жил старик и были у него козы.
  2. Пасла коз внучка, все козы довольны были, только одна жаловалась.
  3. Выгнал старик внучку, потом выгнал бабку.
  4. Коза стала на старика жаловаться и решил старик ее зарезать.
  5. Коза убежала в лес и выгнала зайчика из избушки.
  6. За зайчика петух заступился и коза разбилась.

Главная мысль сказки «Коза-дереза»
Всегда найдется чем-то недовольный, даже если все замечательно.

Чему учит сказка «Коза-дереза»
Сказка учит не наглеть и не обманывать. Учит не возводить напраслину, не клеветать. Учит тому, что за обман всегда придется заплатить, учит тому, что обманщиков никто не любит. Учит не слушать дураков и коз, а верить своим близким.

Отзыв на сказку «Коза-дереза»
Мне понравилась эта очень жизненная сказка. Ее героиня — обманщица коза, которая клеветала на людей, и радовалась чужому горю. Коза вела себя отвратительно, и поделом получила награду — смерть. Так будет со всяким клеветником!

Пословицы к сказке «Коза-дереза»
Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
Чего себе не хочешь, того и другому не твори.
Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Один раз обманешь — другой не поверят.
По заслугам и почет.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Коза-дереза»
Жил-был старик и были у него козы. С раннего утра отправил старик внучку пасти коз. Увела внучка коз на самые тучные луга и целый день пасла. Вечером пригнала внучка стадо домой и старик стал спрашивать у коз, хорошо ли их внучка пасла.
Все козы хвалили внучку и ее заботы, только одна оказалась недовольна и обвинила внучку, что та ее не кормила и не поила. Рассердился старик и выгнал внучку из дома.
На следующий день погнал старик старуху коз пасти. Пасла старуха коз на тучных лугах, но когда пригнала стадо домой, та же самая коза вновь была недовольна. Жаловалась, что голодной осталась.
Старик опять рассердился и выгнал бабку.
На третий день пошел старик сам коз пасти. Ублажал их, по тучным лугам водил, рога чистил, хвосты завивал. А когда домой пригнал, стал спрашивать, понравилось ли козам обслуживание.
Козы были довольны, но та же коза, вновь сказала, что все было плохо и она голодная.
Тут уж старик на козу рассердился. Напинал ее, поленом отметелил, и решил зарезать.
Коза, видя такое дело, в лес убежала. Нашла там заячью избушку, зайца выгнала и стала в избушке жить.
Пошел зайчик куда глаза глядят и петуха увидел. Петух решил помочь зайчику. Взял косу и пошел козу выгонять. Как услышала коза, что идет петух с косой острой, и грозит ей голову отрубить, испугалась, упала с печи и разбилась.
И стали зайчик и петух вместе жить.
А внучка и старуха так и ходят по лесу.

Были-жили старик да старушка, и была у них дочь. Держали они козу. И очень старик эту козу любил, никому не доверял ее кормить — только дочери да сам. Раз он посылает дочь:
— Поди, покорми козу!

И вот дочь погнала козу в лес, поит, кормит целый день и гонит обратно домой. А старичок дожидается у ворот и спрашивает сразу:
— Коза ты моя, козынька, что сегодня пила и ела?
— Твоя дочка прогоняла меня целый денек, а я съела один только листок!

Осерчал старик и говорит:
— Ну, старуха, завтра ты иди!

Вот погнала на другой день старуха козу в лес. Пасет целый день, поит, кормит, а вечером ждет старик опять козу домой и спрашивает:
— Коза ты моя, козынька, что сегодня пила, ела?
— Гоняла твоя старушка меня целый денек, я только успела схватить один листок!

Осерчал старик:
— Ну ладно, завтра сам пойду пасти!

И вот пошел старик сам пасти. Коза целый день ест, пьет. Так день прошел. Прибежал старик домой раньше козы, вышел навстречу:
— Ну, коза ты моя, козынька, что сегодня пила, ела?
— Сегодня пробегала целый денек, схватила один только листок!
— Ну, держите козу, сейчас зарежу… Давайте нож!

Коза видит, что хозяин хочет ее зарезать, рванулась и бежать. И убежала. Бежала, бежала, прибегает в лес — в заинькову избушку, завалилась на печь и лежит. Вдруг заинька прибегает:
— Кто, кто в мою избушку зашел?

— Я,— говорит,— коза-дереза,
За три гроша куплена,
Под бока луплена!
Топну, топну ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком подмечу!

Заинька испугался, побежал прочь. Попадает ему навстречу лиса:
— Что, заинька, плачешь?
— Не знаю, кто-то в избушку пришел, не могу выгнать!
— Ну, пойдем, я выгоню!

Вот пошли они; приходит лиса на порог и кричит:
— Поди отсюда прочь!

Отвечает коза:

— Я — коза-дереза
За три гроша куплена,
Под бока луплена!
Топну, топну ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу
И хвостиком подмечу!

Лиса испугалась, прочь побежала, и заинька вслед бежит, плачет. Попадает волк навстречу:
— Что ты плачешь?
— Да вот не знаю, кто-то в избушку зашел, не могу выгнать!
— Ну, пойдем, я выгоню!

И пошли. Приходит волк к избушке и кричит:
— Кто в избушке заинькиной, ступай прочь!

— Я — коза-дереза
За три гроша куплена,
Под бока луплена!
Топну, топну ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу
И хвостиком подмечу!

И волк испугался, побежал прочь. Идет заинька, плачет. А навстречу ему медведь:
— Что ты, заинька, плачешь?
— Да не знаю, кто-то зашел в избушку, не могу выгнать.
— Ну, пойдем, я тебе помогу!

Пришел медведь к избушке и закричал:
— Выходи прочь, кто здесь сидит!

А коза с печи отвечает:

— Я — коза-дереза
За три гроша куплена,
Под бока луплена!
Топну, топну ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками затопчу,
Хвостиком подмечу!

Подумал медведь, испугался и прочь побежал. Идет заинька, плачет. Вдруг петушок навстречу:
— Здорoво, заинька: что плачешь?
— Да вот забрался кто-то в избушку, не могу выгнать!
— Пойдем, я выгоню.

И пошли. Пришли, петушок взлетел на порог и закричал:
— Кто в заинькиной избушке, выходи прочь!

Отвечает коза:

— Я — коза-дереза
За три гроша куплена,
Под бока луплена!
Топну, топну ногами,
Заколю тебя рогами,
Ножками истопчу,
Хвостиком подмечу!

Петушок не испугался и говорит:

— А я иду на ногах,
В красных сапогах!
Несу косу,
Твою голову снесу
По самые плечи —
Полезай с печи!

Коза так сильно испугалась, что упала с печи, разбилась и тут же околела. Петушок да заинька насилу вытащили ее, а сами стали жить да быть в избушке.

И до сих пор живут.


Второй вариант сказки «Коза-дереза»

Жили-были дед да баба да внучка Маша. Не было у них ни коровки, ни свинки, никакой скотинки — одна коза. Коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога. Дед эту козу очень любил. Вот раз дед послал бабку козу пасти. Она пасла, пасла и домой погнала. А дед сел у ворот да и спрашивает:
— Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога, что ты ела, что пила?
— Я не ела, не пила, меня бабка не пасла. Как бежала я через мосточек, ухватила кленовый листочек, — вот и вся моя еда.

Рассердился дед на бабку, раскричался и послал внучку козу пасти. Та пасла, пасла да домой пригнала. А дед сел у ворот да спрашивает:
— Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога, что ты ела, что пила?

А коза в ответ:
— Я не ела, я не пила, меня внучка не пасла. Как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, — вот и вся моя еда.

Рассердился дед на внучку, раскричался, пошёл сам козу пасти. Пас, пас, досыта накормил и домой погнал. А сам вперёд побежал, сел у ворот да и спрашивает:
— Коза моя, коза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога, хорошо ли ела, хорошо ли пила?

А коза и говорит:
— Я не ела, я не пила, а как бежала через мосточек, ухватила кленовый листочек, — вот и вся моя еда!

Рассердился дед на обманщицу, схватил ремень, давай её по бокам лупить. Еле-еле коза вырвалась и побежала в лес.

В лес прибежала да и забралась в зайкину хатку, двери заперла, на печку залезла. А зайка в огороде капусту ел. Пришёл зайка домой — дверь заперта. Постучал зайка да и говорит:
— Кто, кто мою хатку занимает, кто меня в дом не пускает?

А коза ему страшным голосом:
— Я коза-дереза, чёрные глаза, кривая нога, острые рога! Я топу-топу ногами, заколю тебя рогами, хвостом замету!

Испугался зайка, бросился бежать. Сидит под кустом, плачет, лапкой слёзы утирает.

Идёт мимо серый волк, драный бок.
— О чём ты, заинька, плачешь, о чём слёзы льёшь?
— Как мне, заиньке, не плакать, как мне, серому, не горевать: построил я себе избушку на лесной опушке, а забралась в неё коза-дереза, меня домой не пускает.
— Не горюй, заинька, я её выгоню.

Подошёл серый волк к избушке да и закричал:
— Ступай, коза, с печи, освобождай зайкину избушку! А коза ему в ответ:
— Как выскочу, как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался волк и прочь побежал!

Сидит зайка под кустом, плачет, слёзы лапкой утирает. Идёт медведь, толстая нога.
— О чём, заинька, плачешь, о чём, серенький, слёзы льёшь?
— Как мне, заиньке, не плакать, как мне, серому, не горевать: построил я себе избушку на лесной опушке, а забралась ко мне коза-дереза, меня домой не пускает.
— Не горюй, заинька, я её выгоню.

Пошёл к избушке медведь да давай реветь:
— Пошла, коза, с печи, освобождай зайке избушку!

А коза ему в ответ:
— Как выскочу, да как выпрыгну, как забью ногами, заколю рогами — пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и ну бежать!

Сидит зайка под кустом, плачет, слёзы лапкой утирает.

Идёт петушок, красный гребешок, на ногах шпоры.
— Что ты, заинька, плачешь, что ты, серенький, слёзы льёшь?
— Как мне не плакать, как не горевать, построил я избушку, а забралась в неё коза-дереза, меня домой не пускает.
— Не горюй, заинька, я её выгоню.
— Я гнал — не выгнал, волк гнал — не выгнал, медведь гнал — не выгнал, где тебе, Петя, выгнать!
— Ну, посмотрим!

Пришёл Петя к избушке да как закричит:
— Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку!

Испугалась коза да как хлопнется с печи! С печи на стол, со стола на пол, да в дверь, да в лес бегом! Только её и видели.

А зайка снова в своей избушке живёт, морковку жуёт, вам кланяется.


Краткое содержание сказки «Коза-дереза»

Жили старик со старухой, и была у них дочь. Завели они козу. Старик очень любил ее.

Повела как-то дочка козу на пастбище, вечером привела домой, а коза наврала деду, что за день съела только один дубовый листок.

Назавтра повела старуха козу, история повторилась. Старик был очень зол.

На третий день хозяин повел козу сам на пастбище, и она вечером тоже наврала, что ничего не ела.

Решил старик козу зарезать, она испугалась и убежала в лес. Прибежала в заинькову избушку, легла на печь и зайчика не пускала в дом.

Расплакался зайка. Решили ему помочь лесные звери: лиса, волк, медведь, но дрожа от сраха убегали. Только один петушок не испугался, а смог победить козу, и стали они жить с зайкой дружно.


Главная мысль сказки «Коза-дереза»

Коза была любимицей хозяина и потеряла совесть. Она хотела поссорить членов семьи, наверное ей это нравилось. Когда коза выгнала зайчика из избушки, звери объединились, чтобы вместе бороться со злом. В конце сказки добро в виде петушка победило зло в виде козы.


Блок коротких вопросов

1. Почему коза стала врать хозяину?

2. Кто спас зайчика от козы?

3. Почему коза поселилась в доме зайчика без его согласия?


Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

1.4.3 «Коза-дереза»

«Были-жили старик да старушка, и была у них дочь. Держали они козу. И очень старик эту козу любил, никому не доверял ее кормить – только дочери да сам. Раз он посылает дочь: «Поди, покорми козу!»

И вот дочь погнала козу в лес, поит, кормит целый день и гонит обратно домой. А старичок дожидается у ворот и спрашивает козу: «Коза ты моя, козынька, что сегодня пила и ела?» – «Твоя дочка прогоняла меня целый денек, а я съела один только листок!» Осерчал старик и говорит: «Ну, старуха, завтра ты иди!»

Вот погнала на другой день старуха козу в лес. Пасет целый день, поит, кормит, а вечером ждет старик опять козу домой и спрашивает: «Коза ты моя, козынька, что сегодня пила, ела?» – «Гоняла твоя старушка меня целый денек, я только успела схватить один листок!» Осерчал старик: «Ну ладно, завтра сам пойду пасти!»

И вот пошел старик сам пасти. Коза целый день ест, пьет. Так день прошел. Прибежал старик домой раньше козы, вышел навстречу:

«Ну, коза ты моя, козынька, что сегодня пила, ела?» – «Сегодня пробегала целый денек, схватила один только листок!» – «Ну, держите козу, сейчас зарежу… Давайте нож!»

Коза видит, что хозяин хочет ее зарезать, рванулась и бежать. И убежала».

Социально-педагогический комментарий. В основе нравственно-педагогического смысла сказки лежит показ последствий нарушения известной библейской заповеди «Не лжесвидетельствуй». Важно представить себе сначала возможные мотивы такого нарушения. Часто встречаемыми причинами (мотивами) нарушения этой заповеди являются: зависть, самовлюбленность, высокомерие.

Можно для каждого эпизода вранья Козы-дерезы представить в качестве ведущего один из представленных выше мотивов. Зависть Козы-дерезы может быть связана с тем, что этот персонаж так или иначе завидует человеческим взаимоотношениям (взаимоотношениям любви и согласия между Дедом, Бабой, Внучкой). Коза-дереза ведет себя в этом отношении слишком «по-человечески». Она хочет особого к себе отношения как к «несчастной», которую выделяют из «козьего» мира и приближают к себе ее хозяева.

На примере Козы-дерезы можно видеть проявления человеческого поведения индивидов, которые в качестве компенсации за зависть к другим ставят себя в позицию обездоленных и обиженных жизнью, чтобы получить право обвинять других (в жестокости, бездушии и т. д.). Таким образом, они создают ситуацию ложной легитимизации своей зависти через мнимую обиженность. Придуманная зависть в сочетании с придуманной обиженностью порождает внутренний фантомный мир Козы-дерезы, который становится лживым в своих основаниях. Причем придуманная зависть и придуманная обиженность подпитывают друг друга, создавая своеобразное шизоидное пространство театрализованной роли этого персонажа, теряющего чувство реальности. Этот персонаж сам начинает верить в придуманное им страдание, в его реальность.

Коза-дереза, таким образом, демонстрирует психологию плебея, который хочет приблизиться к главному хозяину – Деду, за счет оговаривания и клеветы в адрес его ближних. Это прием Тартюфа, пытающегося представить себя жертвой, чтобы занять особое привилегированное положение. В поведении Козы-дерезы присутствует своеобразное совмещение идеальной (придуманной ею) реальности обиженной и реальной действительности в виде получения корма. Результат этого совмещения – умело встроенная ложь в реальные обстоятельства, что отличает лжецов-иезуитов от обычных врунов.

Лживость, проявляемая как устойчивый поведенческий паттерн, есть вообще показатель плебейской психологии («раб лукавый»), в соответствии с которой индивид пытается занять то пространство, которое он не заслуживает, но хотел бы занять (в данном случае пространство любимой козы наряду с другими членами семьи, которым Коза-дереза может завидовать). Причем плебею важно не реальное освоение этого пространства в виде обретения любви и почитания со стороны окружающих, а внешне проявляемые признаки любви, почтения, жалости к нему и т. д. Внешняя форма отношений, показуха здесь заменяет реальное содержание этих отношений. Таким образом, плебейство тяготеет к формализации, к внешней демонстративности неформальных отношений любви, дружбы, заботы, глубоких чувств и привязанностей, к обезьянничанью в мире внутриличностных отношений вместо подлинных переживаний. Сами переживания плебея становятся фальшивыми, надуманными, лживыми. А сама зависть связана с получением демонстрируемых внешне признаков почтения, заботы, сочувствия, которые проявляются по отношению к «другим», т. е. внешней формы. Зависть, таким образом, внутренне театральна, она подменяет фальшивой театральностью реальный мир чувств и привязанностей.

Как отмечалось выше, наряду с мотивом зависти для проявления лжесвидетельства может присутствовать мотив самовлюбленности. В примере с Козой-дерезой это видно с самого начала. Она не хочет быть обычной, «правильной» козой, демонстрирует свою особость. Но поскольку самовлюбленность нуждается в самооправдании и обосновании, то в том случае, когда влюбленный в себя индивид не может ничем в собственных глазах подтвердить свою исключительность, внутренне возвысить себя над другими, он опускает как можно ниже окружающих через клевету на них, чтобы возвыситься.

Такое поведение свидетельствует о скрытом комплексе неполноценности, об отсутствии у индивида веры в то, что он может возвыситься благодаря каким-то собственным реальным достижениям, качествам. При глубокой самовлюбленности окружающие у себялюбца обладают достаточно часто презумпцией виновности по отношению к нему. И сколько бы они ни проявляли заботу по отношению к себялюбцу, последний ненасытен в удовлетворении собственного себялюбия и, соответственно, обвинений тех, кто не оценил его по достоинству.

Себялюбец фактически внутренне раздваивается на две субличности. Одна субличность существует реально, в своей телесности, физической данности. Другая субличность является восхищенным поклонником первой субличности, ее восхищенным наблюдателем. Этим можно также объяснить поведение Козыдерезы. Ведь ее никто и ничто не заставляет врать – ни внешние обстоятельства, ни отношение к ней со стороны окружающих. Но поскольку ей хочется себе постоянно нравиться независимо от внешних оценок, Коза-дереза должна вывести из числа созерцателей ее уникальности окружающих, оклеветав их, т. е. сделать окружающих недостойными для оценки реального поведения и свойств личности Козы-дерезы.

Предельная самовлюбленность вообще выводит себялюбца за рамки этических оценок себя и своего поведения, поскольку даже недостойное поведение, например, лжесвидетельство (как у Козы-дерезы) не побуждает его к раскаянию, стыду, угрызениям совести. Поэтому рядом с себялюбием часто идет наглость, которая является своеобразным защитным панцырем от трезвой самооценки себялюбцем самого себя. Коза-дереза так себя и ведет даже тогда, когда есть явные свидетели ее вранья, включая главного хозяина – Деда, для которого Коза-дереза и сооружает свое лжесвидетельство. Здесь уже лжесвидетельство Козы-дерезы становится абсурдным, теряет вообще какой-либо смысл, поскольку ей уже некому жаловаться. Скорее, наоборот – Коза-дереза «подставляется» под наказание.

Грозящее телесное наказание Козы-дерезы символично. Этот персонаж непрошибаем на вербальном уровне. Несколько раз ему предоставляется возможность скорректировать свое вербальное поведение в глазах разных свидетелей его реального поведения, но Коза-дереза этого не делает. Она не дает себе труда хоть как-то аргументировать, смягчать свои обвинения, слушать мнения других. Стоит на своем. На вербальном уровне поэтому Козу-дерезу переиграть невозможно. Остается только физическое действие.

С позиций социальной педагогики препятствие неумеренной самовлюбленности Козы-дерезы может быть только в виде страха наказания. Другие аргументы не действуют. Здесь присутствует определенный парадокс – от самовлюбленности можно лечить только унижением самовлюбленного. Причем это унижение должно лежать в противоположной реальности. Если себялюбец любит себя в идеальной реальности – например, ценит в себе какие-то внутренние качества, таланты и т. д., то он должен быть унижен в физической реальности, поскольку в идеальной реальности воздействовать на себялюбца невозможно, поскольку эта реальность выстроена им не для того, чтобы кто-нибудь на нее воздействовал. Если себялюбец любит себя в физической реальности, например, как сильного, красивого, ловкого, то на себялюбца можно воздействовать только в идеальной реальности, через вербальные реакции («да, ты красива, но глупа, ты силен, но жесток и т. д.) или через отказ взаимодействия с ним в виде дружбы, симпатии, привязанности.

В случае с Козой-дерезой мы имеем дело скорее с самовлюбленностью этого персонажа в идеальной реальности. Коза-дереза никак в своих физических действиях не демонстрирует свои достоинства. Ей достаточно просто противопоставить себя другим козлятам. Поэтому переубеждать Козу-дерезу в том, что она достойна особого к себе отношения, бесполезно, потому что ее не смущают свидетели ее лжи. Поэтому ее псевдоуникальность может быть уничтожена лишь через физическое насилие, уравнивающее Козу-дерезу с обычными врунами.

Следующий мотив лжесвидетельства Козы-дерезы может быть квалифицирован как высокомерие. Коза-дереза ставит себя выше не только козлят, но и человеческих персонажей в оценке себя. Ее не волнуют реакции и оценки ее окружающими. В процессе козьего выпаса она не подчиняется общим правилам поведения. Действует по своей программе.

Ее подчинение ситуации принятия корма означает, что она должна принимать свое положение как зависимое от кормильцев. Такое поведение соответствовало бы ожиданиям ее хозяев как подтверждение того, что именно хозяева (Дед, Баба, Внучка) являются благодетелями Козы. Коза же явно демонстрирует свою независимость, показывает, что ее не очень интересует корм «из рук» хозяев.

Высокомерие Козы-дерезы продолжается и по возвращении домой в виде клеветы на тех, кто ее пас. Коза-дереза фактически обвиняет хозяев в их несостоятельности как кормильцев, тем самым показывая, что она достойна лучших хозяев. Таким образом, непослушание Козы-дерезы сопровождается гордыней, нежеланием видеть в ком-либо авторитета из ее окружения.

На примере Козы-дерезы можно заметить такую особенность проявления клеветников как лжесвидетельство, в первую очередь, по отношению к ближним при апелляции к «хорошим» дальним. Указание Козы-дерезы на то, что ее не кормят, есть фактически непрямая апелляция к некоторой норме ухода за козой, которую где-то возможно соблюдают и которая нарушена данными конкретными хозяевами. Такая апелляция к общей норме при обличении окружающих есть подчеркивание высокомерными индивидами своего права ставить себя выше окружающих.

Ситуация, описанная в этой сказке, позволяет выявить истоки детей-себялюбцев в тех семьях, где избалованный ребенок чувствует свою исключительность и безнаказанность до такой степени, что приобретает хроническую лживость и презрение к окружающим как способ самоутверждения. Своевременное распознание такой лживости является важной социально-педагогической проблемой.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль совместного труда в семейном воспитании?

2. Как понимать ценность «общего дома» в контексте семейного воспитания?

3. Каковы предпосылки лживости как проблемы семейного воспитания?

1.5 Социально-педагогические проблемы внеинституционального влияния социальной среды

1.5.1 «Лиса и журавль»

«Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!». Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: «Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала». Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица говорит: «Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем».

– Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит: «Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать». Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то, все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.

– Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада, думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь».

Социально-педагогический комментарий. Смысл, который лежит «на поверхности» этой сказки может выглядеть в виде известной поговорки «Как аукнулось, так и откликнулось», которая приведена в ее тексте. Но задача анализа сказки усложняется, если мы хотим извлечь из текста сказки содержание, позволяющее понять, почему и как персонажи этой сказки ведут себя как несоциализированные субъекты в пространстве дружеских отношений. И первый вопрос, который в связи с эти может возникнуть у читателя следующий: «Почему вдруг Лиса решила так издевательски угостить Журавля?» Один из простых вариантов ответов заключается в наличии своеобразного юмора у Лисы, любящей, выражаясь современным языком, различные «приколы» по отношению к ближайшему окружению. Менее прямолинейная интерпретация поведения Лисы предполагает обращение к образам и символам в сказке, вызывающим ряд соответствующих общепонятных ассоциаций. Если Лиса символизирует собой хитрость и коварство, то Журавль – символ небесного, воздушного, улетающего к счастью, в теплые края и т. д. (пословица «Журавль в небе, а синица – в руках»). Другой символ-ассоциация – «манная каша». Ее размазывают по тарелке, она может быть и символом бесхарактерности, размазни и т. д. «Кувшин» можно ассоциировать с чем-то закрытым, неведомым (как плохим, так и хорошим). Тот, кто умеет потчевать себя из кувшина, владеет этим скрытым содержанием. «Окрошка» – нечто, состряпанное из кусочков, но имеющее, в конечном счете, хороший вкус. Следовательно, здесь решающая роль за поваром, сумевшим из разнородного материала приготовить целостное блюдо». Эти ассоциации, в частности, наталкивают на мысль, что Лиса предлагает Журавлю стать размазней. А Журавль, в свою очередь, делает недоступным для Лисы более замысловатое блюдо, убеждая ее в примитивности. Теперь применим ситуационный анализ. Лиса не предлагает, а демонстрирует Журавлю его бесхарактерность («манная каша»), принявшему приглашение Лисы – известной лживой мошенницы. Даже, если Журавль и поверил Лисе в искренней дружбе, то она ему показала, что тот, кто к ней относится искренне, не вызывает у нее уважения. Он есть размазня («манная каша»), которую она с удовольствием съедает в прямом или переносном смысле. Как ни странно, Журавль поддался лисьему издевательству, предложив Лисе недоступное для нее блюдо. Он решил победить умом хитрость. Но… ничего этим не доказал, оставшись в позе «обиженного». С позиций социальных нормативов дружбы Журавль также проявил себя как недостаточно социализированным. Он должен был попытаться показать Лисе свое умение строить отношения не только на соображениях выгоды. Во всяком случае, Лисе надо было дать шанс исправиться. Фактически Лиса и Журавль остались в плену ограниченных представлений о дружбе, которая проявляется и проявляется только во взаимодействии «Ты – мне, я – тебе», исключающем бескорыстие во взаимоотношениях.

Лиса, как и многие другие отрицательные герои русских народных сказок своим асоциальным поведением своеобразно выполняет «авторское» задание (даже, если этот автор коллективен – народ, этнос и т. д.) – она испытывает Журавля. Суть этого испытания заключается в том, насколько Журавль способен не поддаться искушению реализовать ветхозаветную заповедь «Око – за око, зуб – за зуб», насколько он способен преодолеть мстительность и сохранить дружбу с Лисой на основе христианского умения прощать. Такая интерпретация сути конфликта между Лисой и Журавлем позволяет более содержательно прокомментировать измену дружбе обоих персонажей, перепутавших правовые (ветхозаветные) взаимоотношения с обязательным адекватным наказанием обидчика с неформальными, дружескими отношениями, основанными на умении дружить без каких-либо предварительных условий.

Недостаточную социализированность Лисы и Журавля как субъектов дружеских отношений можно также прокомментировать, обратившись к уже приведенным выше соответствующим социально-антропологическим универсалиям.

«Объект». Для Лисы реальный физический объект (вкусная еда) оказался даже важнее дружбы с Журавлем. Журавль же, в ответ пригласив Лису к себе в гости заменил этот реальный объект его чистой потенциальной, но нереализованной возможностью – идеальным объектом (едой, которую Лиса не может попробовать). Таким образом, уже в этой ассиметрии заметна разница в поведении Лисы. Лиса, приняв ответное приглашение Журавля, совершенно не испытывает угрызений совести за то, что Журавль, будучи ее гостем, остался голодным. Очевидно, что она рассчитывает также получить от Журавля реальную, а не виртуальную еду. Для Журавля же, поедающего в присутствии Лисы реальную пищу, это занятие носит в известной мере демонстрационно-знаковый характер – желание проучить жадную и наглую Лису. Здесь сталкиваются две трактовки дружеских отношений. «Лисья» трактовка заключается в том, что она готова как должное принимать от Журавля реальные блага и в этом видеть смысл своей с ним дружбы. Журавль же оценивает дружбу с позиций нематериальных, идеальных. И если дружба не соответствует этим идеальным требованиям, то этот персонаж быстро встает в назидательную, воспитательную позицию к несостоявшемуся другу, тем самым, проявляя прямолинейный дидактизм без попытки выяснить причины возникшего недоразумения. Такая дружба поэтому также выглядит достаточно ущербной, «несоциализированной».

«Время». Коварство Лисы проявляется в том, что она заранее планирует приглашение Журавля в гости на условиях, при которых Журавль останется голодным. Это ориентация на «идеальное» время (будущее) вместо получения эмоционального удовольствия от совместной трапезы с благодарным Журавлем и соответствующего психологического комфорта. Тем самым, она лишает себя многих радостей мгновений проживания реального (настоящего), а не идеального времени, не только будучи хозяйкой, но и гостем. Журавль же идет на поводу у Лисы, отплачивая ей тем же самым. Соответственно, он окончательно уничтожает, саму возможность налаживания с Лисой дружеских отношений. Он сам ничего не планирует, оставаясь ведомым за моделью поведения Лисы. Таким образом, если Лиса проявляет себя в дружбе как циничный и ехидный прагматик, то Журавлю не хватает творчества в созидании дружеских отношений и их коррекции в нужном направлении.

«Пространство». Лиса не способна выстраивать идеальное, комфортное пространство дружбы. Предпочитает даже в дружеской ситуации «тащить одеяло на себя». Изначальное проявление Журавлем дружбы к Лисе (согласие прийти в гости) ничего не меняет в поведении Лисы, поскольку ее эгоизм оказывается сильнее гостеприимства. В этой ситуации для того, чтобы сохранить дружбу с Лисой, Журавлю остается принять как неизбежность этот нрав Лисы и занять более снисходительную позицию по отношению к ней. Журавль не пытается это сделать, тем самым закрепив невольно поведение Лисы как единственно возможный вариант ее поведения в их взаимоотношениях.

«Энергия». Лиса является своеобразным «нормировщиком» в дружеских отношениях. Если принять за норму бескорыстность этих отношений, то позиция Лисы в этом отношении безупречна. Она воспринимает как должное приглашение Журавля, тем самым поддерживая идеальную (но не экзистенциальную) энергетику их дружбы. Журавль же как «идеальный» друг не должен обращать внимания на небезупречность поведения Лисы. Но он этого не делает, поскольку для него важно психологическое содержание их отношений (реальная психофизическая энергетика в виде взаимных, а не имитируемых симпатий, влечений, привязанностей). Это очередное несовпадение установок Лисы и Журавля создает соответствующую проблемную ситуацию несостоявшейся дружбы.

Таким образом, ситуация Лисы и Журавля свидетельствует о бесперспективности оценки дружбы как социализирующего фактора с позиций социальной справедливости. Дружба только тогда может реально влиять на ее участников, когда в ее основе лежат идеалы любви и заботы друг о друге, близких к христианскому прощению слабостей друг друга.

  • Главная мысль сказки каменный цветок
  • Главная мысль сказки калиф аист
  • Главная мысль сказки как я ловил человечков
  • Главная мысль сказки как муравьишка домой спешил
  • Главная мысль сказки как мужик гусей делил