Крошечка Хаврошечка – скрытый смысл, главная мысль, мораль и тема сказки. Вопросы к сказке Крошечка Хаврошечка.
Дата обновления статьи: 15.01.2023
Крошечка-Хаврошечка — одна из самых необычных и непонятных русских сказок. С точки зрения общечеловеческой логики и бытовой мудрости в описываемых событиях вовсе нет никакого смыла, равно как и в самих персонажах сказки. Но народная память НИКОГДА НЕ станет хранить нечто ненужное — так что не стоит думать, что для развлечения детей сказка рассказывает какую-то небылицу, не имеющую под собой основания. Напротив — с самого детства наши предки учили детей самому важному и сакральному, тому, что необходимо запомнить на уровне подсознания, тому, что в дальнейшем поможет человеку превратиться в гармоничную и разумную личность.
Так что оставим нелепые попытки возвести всех этих загадочных Одноглазок, Двуглазок, Трехглазок, а также влезание девочки в коровье ушко желанием сообщить потомкам простую истину, что добрые и хорошие справедливо получают по заслугам, а злые, ленивые и завистливые — остаются ни с чем.
Для вдумчивого исследователя «нелогичность» народной сказки всегда является первым маркером ее древности и наличия важного скрытого смысла. И чем дальше она от привычной реальности — тем более явно проступает в ней глубинная мудрость тысячелетий, восходящая к истокам нашей цивилизации. Осталось расшифровать это послание правильно.
Краткое содержание сказки Крошечка Хаврошечка, ее странности, нестыковки и главные герои
Для начала вспомним содержание самой сказки.
Сирота по имени Крошечка-Хаврошечка попала к злым людям, которые заморили ее работой, лишив всякого общения с миром и какого бы то ни было человеческого тепла.
Крошечка-Хаврошечка на них работа́ла, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Вот то-то и больно — ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого! (Русские народные сказки А. Н. Афанасьева в 3 т., сказка № 100).
Единственное близкое девочке существо — это рябая коровушка, которой Крошечка-Хаврошечка и рассказывала о всех своих обидах и невыполнимых задачах, которые задает ее мачеха:
— Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему дали пять пудов (= 81, 9 кг материи) напрясть, наткать, побелить, в трубы покатать.
А у Коровушки ответ простой: «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — всё будет сработано». Девочка так и делала — влезала корове в одно ушко, а вылезала через другое с уже готовой выполненной работой (даже не станем тут рассуждать о том «уменьшалась» ли девочка или «увеличивалась» коровушка и что вообще творилось у последней между левым и правым ухом).
Но у мачехи было еще три родных дочери — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка (семья, как вы понимаете — самая что ни на есть обыкновенная) — «они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть». И мачеха, догадавшись, что девочка не может сама выполнять заданную ей работу (а что ей до того? Дело-то сделано?) по очереди отправляет их проследить за падчерицей и выведать секрет.
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая (напомним, что речь идет об Одноглазке)! Доглядись, кто сироте помогает: и ткёт, и прядёт, и в трубы катает?
Хаврошечка легко усыпляет и Одноглазку и Двуглазку присказкой «Спи, глазок, спи, другой!», но с Триглазкой это не удается, так как остается третий глаз, который не был усыплен этими словами (получается, что Крошечка не знает о наличии у Триглазки третьего глаза = не видит, что он открыт и смотрит на нее?) Та рассказывает матери о том, что девочке помогает коровушка, после чего обрадованная старуха приказывает мужу коровушку зарезать (зачем? Ведь без нее девочка уже не сможет выполнять тот объем работы, который ждет от нее мачеха?)
Хаврошечка рассказывает коровушке о том, что ее собрались резать, а та дает девочке наказ — не есть ее мяса, а косточки собрать в платочек, рассадить в саду, каждый день поливать и ее не забывать. Девочка делает все как велено и через некоторое время из косточек вырастает прекрасная яблоня с золотыми яблочками и серебряными веточками, на которую всю заглядываются.
Наконец, едет как-то по полю «барин», видит яблоню и всех девушек и говорит, что возьмет замуж ту, которая ему яблочко поднесет (вот так просто!), но яблочки в руки дурным сестрам не даются, веточки поднимаются высоко-высоко и только Хаврошечка без труда срывает наливное яблочко и выходит замуж за желанного, после чего живет счастливо и лиха не знает.
Кто написал сказку Крошечка Хаврошечка?
Крошечка-Хаврошечка — это подлинно народное творчество/мудрость, не имеющая авторства.
Впервые сказка была записана известнейшим собирателем русского фольклора А. Н. Афанасьевым в 1860 г. и напечатана в сборнике «Русские народные легенды», который содержал всего 33 сказки. Однако, сразу после выхода книга попала в опалу — по требованию Святейшего Синода все непроданные экземпляры, а также экземпляры из библиотек были изъяты из обращения и сожжены. Автору удалось повторно издать свой труд только в Лондоне под названием «Заветные сказки».
А. Н. Афанасьев
Лишь в 1873 году (больше чем через 13 лет!) полное собрание сказок А. Н. Афанасьева в трех томах было издано вновь (уже посмертно). В нем сказки были поделены на тематические группы и им были присвоены номера, которые сохраняются и в современных изданиях. Сказка «Крошечка-Хаврошечка» идет в первом томе под номером 100, с примечанием, что была записана в Курской губернии.
В 1928 году новую жизнь сказке подарил А. Н. Толстой, издавший ее с незначительными изменениями в журнале «Красная новь».
О чем на самом деле рассказывает сказка Крошечка Хаврошечка? Смысл, трактовки, тема сказки.
Начнем с того, что главным активным действующим лицом в сказке является именно коровушка. Без нее ни одно из действий сюжета не было бы возможно и в центре событий именно она. Кто же такая эта самая коровушка? Если обратиться к ведическому наследию, то все сразу встает на свои места: у славян почиталась небесная корова Земун, из молока которой и возникло все сущее. Сам Млечный путь в этом контексте является молоком этой Великой Небесной матери.
Аналогичные представления распространены в индуистской, джайнийской и зороастрийской культурах — везде Корова олицетворяет собой изобилие, плодородие, чистоту и святость, с ней связано само понятие жизни и божественной сущности. В Индии корова до сих пор почитается священным животным, мясо которого строго запрещается употреблять в пищу. Также считается, что у каждого человека как бы несколько матерей помимо кровной — в том числе это корова (которая также может вскормить человеческого ребенка своим молоком) и Мать-Земля. Именно поэтому убийство коровы приравнено к убийству собственной матери.
Существует и крайне интересный миф о рождении бога Шивы из коровьего ушка (!), что опять же перекликается с уже древнеславянскими верованиями — где бытовало предание о том, что бог-мудрец Велес (покровитель всего тайного и непроявленного, ночи, зимы, мороза, животных, волхвов, пастухов, искусства, ремесел) рожден матерью-коровой. Даже в самом его имени Велес/Волос слышится слово «ВОЛ», то есть бык. И все мы с детства слышали другую сказку известную в десятках вариантов под разными названиями — про «Ивана коровьего сына» или «Бой на Калиновом мосту». Другие ее названия — «Иван Быкович», «Иван Сучич», «Иван — вдовий сын», «Иван — крестьянский сын» и проч. Иногда от нее остается один только лишь фрагмент о сражении богатыря со змеем или чудищем на мосту. Однако, в более подробных и развернутых вариантах рассказывается о рождении трех названных братьев-богатырей тремя женщинами, которые съели уху из перьев золотой рыбы. В поздних вариантах третий — и самый сильный богатырь — рожден вдовой или крестьянкой, в то время как два других — боярыней и царевной, то есть сказка приобретает какой-то сословный смысл. Однако, куда больше вариантов, и очевидно, они древнее (так как «нелогичнее»), где Иван рожден коровой. Скорее всего это и вовсе не Иван, а все тот же Велес, чье имя стало запретным…
Художник: Б. М. Ольшанский. Иван — вдовий сын.
Кстати, рогатой — то есть как бы с головным убором коровы — является и древнеегипетская богиня Исида: верная супруга бога возрождения Осириса и мать бога-сокола Гора, наследника своего отца, который смог воскресить его, победить их врага Сета, а затем остался править на земле, в то время как Осирис стал повелевать загробным миром.
Но вернемся к Крошечке-Хаврошечке. Все там же в Индии существует обычай шептать на ухо корове свои самые сокровенные желания. Считается, что прохождение этих слов через уши коровы повторяет собой путь, который в проявленном мире проходит душа.
Применительно к сказке мы понимаем, что корова — это одновременно микро- и макро-космос. Пока слова идут от одного ушка к другому — время внутри тянется совершенно по-иному, могут происходить какие-то события, которые в нашем времени и измерении совершенно невозможны (аналогия — за несколько секунд «напрясть, наткать, побелить и скатать» 90 кг материи). Тут появляются два «объяснения» влезания девочки в коровье ушко:
-либо речь идет о звездах и перемещении в разных мирах и измерениях посредством неких «кротовых нор»/ворот междумирья. «Коровье ушко» в этом контексте прямо указывает на нужные координаты — это созвездие Малой Медведицы, оно же «прямоугольничек» и «коровье ушко». Девочка входит через эти врата в иное пространство, где время течет по-другому, а назад возвращается уже другим путем — согласно законам движения звезд (другой «кротовой норой»). Путь через «коровье ушко», скорее всего, ведет к древней Прародине — тому самому Ирию, где живут светлые боги-покровители. А переход в то измерение может совершить только чистая и светлая душа — как у Крошечки-Хаврошечки.
Автор: О.Миронова, иллюстрация к сказке «Крошечка-Хаврошечка»
-либо сказка рассказывает о перемещении в лабиринтах собственного разума человека, который также является микро и макро-космосом. То есть светлая душа Крошечки-Хаврошечки может войти в непосредственный контакт с сущностью Великой Матери, то есть как бы подняться на иной уровень, откуда проблемы и задачи нижних уровней кажутся простыми, смешными и элементарно разрешимыми. Время здесь также течет по-другому, а все события могут происходить одновременно. В результате, возвратившись в нашу реальность, девочка уже имеет готовое решение своей задачи.
А, возможно, оба варианта — это по сути одно и то же.
Теперь остановимся подробнее на самой девочке и ее окружении. В сказке неоднократно подчеркивается осязаемое различие между Хаврошечкой, ее мачехой и названными сестрами. Если главная героиня должна и умеет «прясть, ткать, белить, катать» и делает это ежедневно в немыслимых для простого человека объемах — то есть непосредственно и постоянно занимается созидательной деятельностью, то ни ее мачеха, ни сестры этого и не могут и не хотят. Само это ежедневно повторяющееся действие — «прясть, ткать, белить, катать», очевидно, отражает сакральное знание о творении ткани мироздания и наполнении мира светом и порядком, противостоянии тьме и хаосу.
Художник: Александр Угланов. Богиня Макошь
Во всех культурах небесные богини и боги судьбы (славянская Макошь, греческие мойры, Великий Ткач/Паук в представлениях индейцев и проч.) именно ткут судьбы мира по аналогии с нитями, которые в умелым руках прядильщицы/ткачихи складываются в готовое полотно. Ткачество и прядение и в повседневной жизни наших предков считалось неким сакральным действом — достаточно посмотреть на росписи прялок, которые неизменно украшены космогоническими сюжетами.
Следующий этап — «белить» отражает именно светлый, позитивный характер создаваемого полотна. Если греческий мойры могли сплести и худую судьбы, то в сказке Хаврошечка обязательно «белит» свои холсты, то есть приносит в мир свет и добро, которое в русском языке всегда тесно связано именно с белым цветом. Вспомним: «белая береза», «бел-горюч камень Алатырь», «белы ручки», «бел шатер» у русских богатырей…
И, наконец, «катать» — это логическое завершение триединого действа. В старину, не имея утюгов, постиранное белье прокатывали между специальными скалками — таким образом оно вытягивалось и разглаживалось. Считалось, что даже не слишком хорошо постиранное белье станет свежим и чистым после хорошей прокатки. Отсюда и расхожее выражение «не мытьем — так катаньем» — что значит «в любом случае добиться результата».
А что же мачеха и сестры? Последние «только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть», и еще они могут следить за Хаврошечкой (да и то не всегда успешно). Получается, что они — только стражи (между мирами?), какие-то соглядатаи и/или даже вредоносные паразитические сущности. Об их пограничном расположении на перекрестке миров говорят и ворота, в которых они сидят, и странности с глазами.
Так, одноглазость, одноногость, кривизна, одежда наизнанку и прочая асимметрия всегда указывают на иномирных сущностей, которые одной ногой здесь, а другой — где-то еще. Это и «Бабя-Яга — костяная нога» (то есть наполовину мертвец), и «Лихо Одноглазое» и одноглазый скандинавский бог Один, и Леший с одеждой наизнанку и проч. Соответственно, Одноглазка, стережет какие-то переходы между мирами, но этого стража Хаврошечка легко может обхитрить, как и Двуглазку — эта сестра с виду совершенно «обычная», а, значит, скорее всего прочно связана именно с нашим миром и измерением. Она — страж здесь и сейчас.
С третьей сестрой дело обстоит сложнее. Как мы заметили выше — довольно странно, что Хаврошечка не понимает того, что Триглазка продолжает наблюдать за ней третьим глазом — то есть этот глаз невидим, он не открыт в привычном нам смысле слова. Это именно сакральный «третий» глаз, позволяющий его владелице видеть далеко за пределами нашего мира в иных измерениях — куда и отправляется Хаврошечка в своих путешествиях между коровьими ушками.
Еще одно из возможных объяснений гласит, что три сестры — это время: прошлое, настоящее и будущее (способное прозревать, видеть за горизонтом). И действительно — сестры, в отличие от мачехи, в общем-то НЕ вредят Хаврошечке в открытую. Они вовсе ничего не делают — только наблюдают. В этом смысле они не плохи и не хороши.
Мачеха же отражает чуждое (не-родное, в отличие от мира Праматери-коровушки) пространство хаоса и неустроенности — здесь еще не наткано, не побелено и не прокатано… Здесь отсутствует теплота, ласка и справедливость. И именно сюда согласно кармическим законам отправляют светлую душу Хаврошечки, которая одна и имеет силы справится со всем этим (но без поддержки ей не обойтись). Цель Хаврошечки — осветить этот мир внутренним светом своей души, преобразовать его и вырваться как бабочка из куколки в светлые миры иных порядков (или даже создать их самостоятельно).
Цель этого хтонического мира (мачехи) — запереть здесь светлую душу навсегда, погрузить ее в тяжелый труд, унижения, полностью перекрыть ее связи с божественным светом и мудростью и заставить вечно работать на себя ради решения своих задач. Именно поэтому мачеха так злится, что падчерице кто-то помогает и как бы исключительно из вредности и злости приказывает мужу зарезать коровушку, хотя, если исходить из логики жадной рачительной хозяйки, загружающей непосильной работой сироту — ей должно быть выгодно, что коровушка помогает ее падчерице работать больше, чем та могла бы одна. Но дело в том, что сказка НЕ бытовая, и поэтому задача мачехи — это вовсе не богатство любой ценой, а именно полное, вечное и беспросветное пленение Хаврошечки в установленных ей (мачехой) границах.
Наконец, перейдем к кульминации сказки. После того как помощницу-коровушку зарезали, Хаврошечка осуществляет ряд обрядовых действий, полностью согласующихся с ведической традицией:
- добровольно принимает на себя аскетический обет (голодание);
- отказывается от мяса коровы (в ведической традиции это вовсе — строгое табу, то есть чистая душа никогда не могла бы его нарушить);
- совершает ежедневную религиозную практику (аналогия — поливает косточки коровушки и ухаживает за ними + по завету коровушки постоянно вспоминает о ней, то есть мысленно обращается = возносит молитвы/поет гимны).
Виктор Корольков. Дары Алконоста
В результате выполнениях всех необходимых условий светлая душа награждается схождением Благодати. Она выращивает собственное Древо Жизни, в котором — как и везде — живет частица души Праматери-коровушки, и которое во всех культурах связано именно с яблоней, и обретает счастье уже в новых измерениях (мир мачехи оставлен — впереди новый мир, где она будет счастлива с любимым). Сестрам же, которые не соблюли необходимые условия для получения Благодати, божественные яблочки в руки не даются. Кстати, любопытно, что в эпизоде с яблоками они уже не называются как Одноглазка, Двуглазка и Триглазка — это просто «сестры». То есть в некоторым смысле — это уже другие персонажи, не те одно-, дву-, триглазые стражи, а просто «некто», «непросветленные души», которые не могут пока преодолеть границы очерченного им уровня бытия.
И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались — ручки изодрали, а достать не могли.
Крошечка Хаврошечка — интересные детали, которые мало кто замечает
Наконец, нельзя не упомянуть еще о нескольких интереснейших деталях. Во-первых в записи А. Н. Афанасьева четко указано, что коровушка была «рябой», точно так же как и Курочка-ряба. Применительно к последней сказке мы уже разбирали, что курочка — это и есть богиня Макошь (все та же Великая Мать, ткущая полотно мироздания): если обратиться с древнерусским словам, получается, что «ряба» — «нечто яркое, мерцающее, красивое, состоящее из нитей или пестрого повторяющегося узора» («рясно» — украшение; «ряса» — нитка; «рять» — ясность или яркость) + суффикс «ба» означающий «процесс» (гульба, молотьба, ходьба и т. д.). Получается, что Ряба — это живой мерцающий космос (возможно, темная материя или ноосфера в смысле некого потенциала, готового к раскрытию), а Курочка Ряба — космическая часть Мокоши, то есть разумная и самоуправляемая канва мироздания, созидающая и вечно развивающаяся Вселенная. Все ровно то же относится и к рябой «коровушке».
А второй любопытный момент — согласно примечанию в 3-томнике сказок А. Н. Афанасьева «Крошечка-Хаврошечка» была записана в Курской губернии. А именно там — на нашей русской земле — по мнению ряда ученых, происходили события легендарной ведической Махабхараты и кульминационная битва между Пандавами и Кауравами на поле Куру (Курукшетра). Теория о тождественности поля Куру с Курском идет от названий местных рек — этнограф Светлана Жарникова проанализировала их и нашла точные соответствия с текстом Махабхараты. Немаловажным фактом «за» является и существование Курской магнитной аномалии как таковой. Согласно тексту Махабхараты ясно, что противоборствующие стороны применяли в битве разные виды «сверх» оружия, что могло оставить на местности радиоактивный след.
Автор неизвестен. Битва на поле Куру
Если это так — то неудивительно, что такая важная крупица древней мудрости — в форме рассмотренной нами сказки — сохранилась именно в этих судьбоносных местах, которые тысячелетия назад были «центром мира» и вокруг которых вершилась история нашей цивилизации.
Почему девочку в сказке зовут Крошечка Хаврошечка?
С Крошечкой все понятно — она маленькая сирота. А как насчет Хаврошечки? «Общепринятый» ответ гласит, что Хаврошечка — это всего лишь искаженная народная форма греческого имени Феврония (означает «добро», «благо»), которое трансформировалось в Хавронию, Хавроху, Ховру, Хиврю или — уменьшительно — Хаврошу, Хавроньюшку.
В принципе версию с некоторыми натяжками можно было бы и принять, ввиду того что в исконно русских словах отсутствовала греческая буква «ф», поэтому многие имена, содержание эту букву, трансформировались аналогичным образом: Афанасий — Апанас, Филипп — Пилип. Однако, совершенно непонятно, почему девочку — и особенно из столь необычной и явно нехристианской сказки вдруг должны были бы назвать Февронией? И ведь почему-то это важно, иначе бы не сохранилось в сказке (и даже в ее названии) — девочку могли назвать просто «девочкой» или «крошечкой».
Андрей Клименко. В святилище.
Заметим, что в русских народных сказках вообще крайне мало женских имен — Василиса, Аленушка (Елена) и Марья. И, конечно же, все они (как и мужское «сказочное» имя Иван), каким бы удивительным это не показалось, восходят к дохристианской древности — эти имена лишь созвучны греческим и библейским аналогам, и скорее всего именно потому, что возникли еще во времена индоевропейской общности, а затем вошли в разных транскрипциях в разные языки. Их смысл можно прекрасно разложить с использование как русский корней, так и санскрита — причем он тесно связан с образами девушек, которые носят эти имена в сказках (читать подробнее про русские женские имена). То есть их никто ни у кого НЕ заимствовал — они были с людьми всегда и так и вошли в разные культуры.
Давайте попробуем подойти к имени Хаврония/Ховра таким же образом? Могут ли у него быть аналогии в санскрите? На первый взгляд — нет. Однако… Как на санскрите звучит «корова»? Ее обозначали слогом «ГО» — отсюда же русское — «ГОВядина», «ГОВеть» — то есть отказываться от мяса (напомним, что в Индии вовсе не употребляют в пищу коров, считая их священными животными), да и, скорее всего, само русское слово «корова» = «ГО-РоВа». Более того, одно из имен Всевышнего Бога в Индии — это ГОВинда, что означает «покровитель коров» (сравните — «благо-ГОВеть», «уГОждать»).
То есть мы уже имеем соответствие первых трех букв ГОВ-КОВ-ХОВ-ХАВ (К-Г-Х — взаимозаменяемы, как и А-О) и несомненную связь с коровой, которая является активным действующим лицом сказки о Крошечке-Хаврошечке.
Но откуда могла возникнуть буква «Р»? Ее путь из санскрита сегодня проследить довольно сложно, но, видимо, в некоторые европейские языки она могла попасть: сравните английское GOVERnment — «власть, правительство» и санскритское «ГОВинда» — «имя Всевышнего/покровитель коров». В итоге имеем — ГОВ(Е)Р-ГОВР-ХОВР. Откуда уже один шаг до женского имени ХОВРА и его сокращения Хаврошечка, Хавроньюшка.
Аналогичный смысл можно получить и если прибывать к рассмотренному уже выше слогу ХОВ слог РА, который в русских словах обозначает «свет», «солнца», «божественность», «РАдость» (РАссвет, РА-река = Волга, веРА, хРАм, пРАвда, РАвный, жаРА, РАакета, РАстение, фаРА, кРАсивый, искРА, РАдуга и проч.)
Должно быть это и есть священное женское имя обозначающее «божественный свет», «божественную корову», «Великую Всевышнюю Мать» (ХОВ + РА), а Хаврошечка в разобранной нами сказке — это и есть будущая «Коровушка», просто еще маленькая, нуждающаяся в помощи своей матери.
Н. К. Рерих. Матерь мира
Предлагаем также подумать над тем, по какой причине это имя — Хаврония/Хавронья — получило впоследствии стойкую неприятную ассоциацию со свиньей, причем в самом негативном контексте — грязная, толстая, отталкивающая… Более того, в различных словарях русского языка прямо указано, что, а) «хавронья» — в народе и означает «свинью, чушку, грязнулю»; б) это наиболее распространенная кличка для свиней.
Будто кто-то намеренно поменял его смысл на противоположный, превратив божественную красоту в «отталкивающее свинство». И разве не то же самое хотела проделать в сказке мачеха с Крошечкой? — заставить светлую божественную душу бесконечно ковыряться «в (ее) грязи» — в тяжкой и зачастую ненужной работе, забыв о сияющих звездах над головой. Как в пословице: «На то хавронье дано рыло, чтоб она рыла». Но темные души никогда — НИКОГДА! — не могут победить светлые. Яблонька с золотыми яблочками не даст соврать.
_________
Разбор сказки «Курочка Ряба»
Разбор сказки «Репка»
Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!
Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» в обработке А. Толстого.
Жанр: волшебная народная сказка
Читайте краткое содержание похожих сказок:
«Серебряное блюдечко и наливное яблочко»
Главные герои сказки «Крошечка-Хаврошечка» и их характеристика
- Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой, и у которой отняли единственного друга. Но Хаврошечка осталась доброй и честной.
- Старуха, мачеха Хаврошечки, злая и жадная, все мечтала извести Хаврошечку.
- Одноглазка, Двуглазка, Триглазка — ленивые и некрасивые дочери старухи
- Коровушка — рыжая корова, которая могла делать чудеса
- Барин, молодой и красивый.
План пересказа сказки «Крошечка-Хаврошечка»
- Хаврошечка остается сиротой
- Рыжая корова
- Одноглазка
- Двуглазка
- Триглазка
- Смерть коровы
- Прекрасная яблоня
- Барин.
Кратчайшее содержание для читательского дневника сказки «Крошечка-Хаврошечка» в 6 предложений.
- Хаврошечка осталась сиротой и живет у злых приемных родителей, но ей помогает коровушка.
- Посылала старуха двух дочерей следить, но они уснули и ничего не видели.
- Послала старуха Триглазку, и Хаврошечка про третий глаз забыла.
- Все увидела Триглазка, матери рассказала, велела та корову зарезать.
- Корову зарезали, а Хаврошечка косточки посадила и яблоня выросла.
- Попросил барин яблочко, сорвала его Хаврошечка и женился барин на Хаврошечке.
Главная мысль сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Будь добрым, трудолюбивым и терпеливым, и будет тебе счастье.
Чему учит сказка «Крошечка-Хаврошечка»
Эта сказка учит нас не сдаваться перед трудностями, терпеливо сносить несправедливости, не предавать самого себя и своих друзей. Учит быть добрым и трудолюбивым. Учит верить в лучшее.
Признаки волшебной сказки в сказке «Крошечка-Хаврошечка»
- Волшебный помощник — коровушка
- Волшебные существа — Одноглазка, Триглазка.
Отзыв на сказку «Крошечка-Хаврошечка»
Сказка «Крошечка-Хаврошечка» мне очень понравилась. Главная героиня сказки, сиротка Хаврошечка была такой милой и доброй. Ее все несправедливо обижали, но она все равно сохранила в душе свою доброту. А потому именно ее взял в жены красивый барин и была она счастлива.
Пословицы к сказке «Крошечка-Хаврошечка»
Терпенье и труд все перетрут.
Добра желаешь — добро и делай.
Добро быть в радости и жить в сладости.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Жила у недобрых людей сиротка по имени Крошечка-Хаврошечка. Заставляли люди ее всю работу делать, заморили совсем.
И было у старухи три дочери, но ленивые, ничего по дому не делали.
А Крошечка-Хаврошечка как получит работу, к коровушке своей рыжей бежала и плакала. А коровушка утешала ее и предлагала в одно ухо залезть, да из другого вылезти. И когда вылезала Хаврошечка, то вся работа оказывалась сделанной.
Решила старуха узнать, кто же помогает Хаврошечке с делами справляться. Отправила следить Одноглазку. Та на травку легла и Хаврошечка ее глаз единственный усыпила. Ничего не узнала Одноглазка.
Послала старуха вторую дочь, Двуглазку. И с ней та же история приключилась.
Послала старуха Триглазку. Хаврошечка два глаза усыпила, а про третий и забыла.
Рассказала Триглазка про корову и велела старуха мужу корову зарезать.
Хаврошечка плачет, а корова ей наказ дает: не ешь моего мяса, а косточки посади, да поливай.
Так и поступила Хаврошечка, посадила косточки, мяса не ест, голодает, а все косточки поливает.
И выросла из них яблоня с листьями золотыми, да веточками серебряными.
Раз увидел ту яблоню молодой барин, да говорит девушкам, что кто яблочко ему подаст, на той он женится.
Хотели сестры яблоки сорвать, да только ветки и листья их не пустили. А Хаврошечка сорвала яблоко, протянула барину и вышла за него замуж.
Автор: Народ
Название: «Крошечка-Хаврошечка»
Жанр: Русская народная сказка
Тема произведения: Добро и зло
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристики:
- Крошечка-Хаврошечка – девочка-сирота, добрая, честная, трудолюбивая
- Хозяйка – злая, скупая, бессердечная
- Одноглазка, Двуглазка, Триглазка – завистливые, злые, любопытные
О чем произведение
Крошечка-Хаврошечка очень несчастна, её не любят злая старуха и её дочери. Девочке помогает корова, которую хозяйка велит убить. Крошечка-Хаврошечка выполняет последнюю просьбу животного и становится счастливой.
Сюжет — краткое содержание:
Крошечка-Хаврошечка – бедная сирота. Её забрала к себе хозяйка, у которой 3 дочери. Каждый день они издевались над девочкой, заставляли много работать. Крошечке-Хаврошечке помогала необычная корова. Героиня заходила к ней в одно ухо, выходила во второе, и все неисчислимые дела были выполнены. Хозяйка приказала дочерям проследить за девочкой, однако смогла это сделать только Триглазка. Злая женщина велела зарезать корову. После этого Крошечка-Хаврошечка посадила косточки животного в землю. На том месте выросла яблоня, которая помогла девушке найти жениха.
Понравившийся эпизод:
Мне понравился конец сказки. Ведь только Крошечка-Хаврошечка смогла сорвать яблоко для барина. Наконец-то героиня будет счастлива и любима! А Одноглазка, Двуглазка, Триглазка и их мать останутся ни с чем!
План произведения для пересказа:
- Знакомство с Крошечкой-Хаврошечкой
- Беды девочки
- Помощь коровы
- Слежка за Крошечкой-Хаврошечкой
- Смерть коровы и удивительная яблоня
- Проезжий барин
- Счастье Крошечки-Хаврошечки
Главная мысль:
Добро всегда побеждает зло.
Чему учит этот рассказ:
Быть честным, трудолюбивым, добрым и послушным. Любить и уважать окружающих.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Очень интересное произведение! Мне было жалко корову, которая помогала Крошечке-Хаврошечке. Хозяйка, велевшая зарезать животное, – злая и бессердечная женщина.
Новые слова и выражения:
Барин – помещик, богатый человек из высшего сословия
Журить – ругать, укорять кого-то в чём либо
Пословицы к произведению:
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
На хороший цветок и пчелка летит.
Слушайся добрых людей, на путь наведут.
Другие читательские дневники здесь
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
4
«Крошечка-Хаврошечка»: какова основная тема сказки, характеристика героев?
Сказка «Крошечка- Хаврошечка».
- Какова главная мысль сказки?
-
Какая основная мысль сказки?
-
Характеристика главных героев.
- Описание главных героев.
11 ответов:
4
0
«Крошечка-Хаврошеч<wbr />ка», главная мысль сказки:
Сказка говорит читателю о том, что добрым людям по жизни сопутствует удача. Если ты делаешь окружающим добро, то оно обязательно к тебе вернется. И наоборот. Если ты злой и завистливый, то зло вернется к тебе. Такой закон жизни.
<hr />
Характеристика героев сказки:
Мачеха — злая, не любит свою падчерицу, заставляет ее работать с утра до вечера.
Крошечка-Хаврошечка, сирота, добрая и трудолюбивая девочка.
волшебная корова, которая помогала девочке выполнять трудную работу.
Сводные сестры Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка, ленивые и коварные. Они выдали секрет Крошечке-Хаврошечки своей матери. В результате она зарубила корову.
Барин, которого Крошечка-Хаврошечка угостила яблоком, и который на ней потом женился.
3
0
Сказочная история о доброй и трудолюбивой девочке-сиротке и о злой мачехе появилась как отражение живущего веками в людях убеждения, что в борьбе добра и зла в конце концов побеждает добро. Будь таким, как героиня этой сказки, добрым, трудолюбивым, кротким, и тогда тебя ждёт счастье. Это главная мысль произведения.
Крошечка-Хаврошечка осталась сиротой, что само по себе уже не делает её жизнь лёгкой, к тому же девочке приходится терпеть издевательства старой злобной мачехи и её ненаглядных дочек Одноглазки, Двуглазки, Триглазки, которые не отличались ни красотой, ни трудолюбием. Однако сиротка незлобива и терпит такое отношение, лишь украдкой льёт слёзы и жалуется своей подружке — коровушке. На стороне девочки силы добра, чудесная корова помогает ей во всём. И в конце сказки Крошечка вознаграждена за свои достоинства. Счастливый финал сказки — встреча девушки с молодым богатым парнем, который берёт её за себя замуж.
3
0
Главная мысль сказки «Крошечка-Хаврошечка<wbr />» мне представляется в том, что беды и несчастья, которые обрушиваются на человека, обязательно должны смениться светлой полосой в жизни. Как утверждает русская пословица, в счастье и несчастье помогает.
Хаврошечка осталась сиротой, ее не любили люди, у которых она жила, она лишилась единственного друга, но именно смерть коровушки стала причиной счастливого конца этой сказки. Именно из ее косточек выросла яблоня, и Хаврошечку заметил красавец-купец, барин.
<hr />
Характеристика главных героев:
Крошечка-Хаврошечка: добрая и отзывчивая девушка, работящая, не злопамятная, красивая, жалостливая.
Хозяйка и ее дочери: злые и завистливые, черствые, эгоистичные, жадные.
Коровушка: рябая корова, волшебный помощник Хаврошечки, верный друг, бескорыстный и самоотверженный.
3
0
Эта сказка о маленькой девочке-сироте, которая попадает в чужой дом, где с ней плохо обращались заставляя много работать. Единственным другом девочки стала корова, но злая хозяйка велит зарезать её. Из закопанных Крошечкой-Хаврошечко<wbr />й костей коровы, вырастает чудесная яблоня и Хаврошечка, угостив молодого барина яблоком, выходит за него замуж.
Темой этой сказки можно назвать несправедливость, когда добрые, честные и работящие люди вынуждены работать на других.
Основная мысль заключается в том, что скромность, отзывчивость, доброта и любовь способны противостоять злу и ненависти и побеждать. Зло и ненависть не проходят бесследно и корова даже после смерти сумела помочь Крошечке-Хаврошечке и наказать злую хозяйку со своими ленивыми дочерями.
Главными персонажами этой сказки являются:
- Сама Крошечка-Хаврошечка – трудолюбивая, скромная, красивая девушка;
- Рыжая корова , Коровушка, животное, умеющее совершать чудеса, ценящая трудолюбие и доброе к себе отношение;
- Мачеха, злая, жадная старуха, мечтающая Хаврошечку извести;
- три ленивых и некрасивых дочери старухи, это Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка.
- Молодой и красивый барин, пожелавший взять в жены Хаврошечку.
3
0
Крошечка-Ховрошечка просто чудная сказка, которая чем-то похожа на «Золушку», но мне она милее т.к больше в ней нашего, русского, славянского.
Тут есть несколько главных героев.
- Во-первых, это сама Хаврошечка — милая и трудолюбивая девушка с покладистым характером, но к сожалению она жила не с мамой и папой, а с теткой и ее дочерьми, которые нагружали девушку тяжелой работой.
- Во-вторых, Коровушка, которая помогала Хаврошечке и была ей верным другом.
- В-третьих, тетка и три ее дочери Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка. Злые, ленивые, завистливые.
- Из второстепенных персонажей — барин.
Главная мысль этой сказки в том, что нужно быть работящей, доброй и честной и как бы тяжело тебе не было по жизни, но потом все равно она тебя наградит.
3
0
Сказка про «Крошечку-Хаврошечку<wbr />» отдалённо напоминает и схожа с аналогичными сюжетами сказок, где девочка работает не покладая рук, часто у неё есть злая мачеха и даже сёстры, но в конце таких сказок всегда все получают по заслугам, трудолюбивые награду, ленивые и злые наказаны. Аналог похожих сказок : «Морозко», «Золушка» и другие.
Главной героиней сказки выступает сама обладательница названия этого произведения.
Есть у неё тётка с дочерьми, которых зовут: Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка — отрицательные герои.
У Хаврошечки есть Коровушка, её помощь неоценима, благодаря ей девочка выживает в таких условиях.
Барин — герой второстепенного характера.
Сказка учит трудолюбию, доброте, и что всё вознаграждается. Зло — наказано.
2
0
Характеристика главных героев:
Крошечка-Хаврошечка — трудолюбивая, добрая, отзывчивая, терпеливая. Ее постоянно заваливают работой, но сиротка с помощью коровушки со всем справляется.
Коровушка — верный друг Хаврошечки, не раз ее выручала, коровушка умеет совершать волшебства.
Одноглазка, Двуглазка и Триглазка — три сестры, злые, завистливые.
Основная тем сказки — добро всегда победит зло, трудолюбие и терпеливость будут вознаграждены. Так Хаврошечка долго и много трудилась, терпеливо сносила все прихоти хозяйки и ее дочерей, в результате она удачно вышла замуж и все закончилось счастливой концовкой.
2
0
Сказка «Крошечка-Хаврошечка<wbr />» — это история про милую девушку, которая много трудилась, потому что находилась у чужих людей, которые не щадили: старуха заставляла делать работу, а три ее дочери ленились.
Была одна добрая душа. которая всегда выслушивала Хаврошечку — корова, которая девушку жалела и что бы не случилось, находила выход: только из уха в ухо переберешься, а вся работа сделана.
В подобных сказках старание вознаграждается, потому что милому человеку, чуткому душой, всегда что-то помогает в жизни, будь это добрые люди, а может родная корова, которая приходит на выручку, как у персонажа сказки.
Трудолюбие и скромность всегда вознаграждаются, это положительная черта. А вот лень, зависть, недобрые намерения — это отрицательные черты, которые в жизни тоже подводят их обладателей, а в сказках показаны наглядно.
Главные герои — крошечка Хаврошечка — девушка, добрая и милая, отзывчивая, просит помощи у коровы, высказывает, как тяжко живется.
Рыжая коровушка Хаврошечки — сказочное существо, обладающее возможностью творить чудеса, благодарящая девушку за ее характер и наставляющая.
Старуха — изводит Хаврошечку, злая и алчная героиня.
Три сестры старухи — Одноглазка, Двуглазка, Триглазка — ленивые, непривлекательные и неумные девушки.
Барин — женится на той девушке, которая самая чутка, умеет яблочко сорвать и не наткнуться на ветки.
1
0
Главные герои сказки «Крошечка-Хаврошечка<wbr />»:
Сама Крошечка-Хаврошечка — добродушная девушка-сирота, которая трудится не покладая рук своих на благо хозяйки и её дочерей.
Коровушка — добрая животинка, она жалеет Крошечку-Хаврошечку и помогает справиться с работой.
Хозяйка — скверная женщина, которая обижает девушку-сироту, бьёт и обижает её, и даже не даёт хлеба.
Одноглазка, Двуглазка, Триглазка — дочери хозяйки, ленивые девушки, которые только и делают, что скачут да спят.
Как и везде и всюду, добро побеждает зло, так и в этой сказке — главная мысль показать, что всё-таки пройдя испытания и претерпев горести, человек заслуженно получит свое счастье, как его получила бедная Крошечка-Хаврошечка. Беды останутся рано или поздно позади, главное оставаться кроткой, трудолюбивой и доброй.
1
0
Главной героиней сказки «Крошечка-Хаврошечка<wbr />» является девочка с добрым сердцем, трудолюбивая и добрая. Причем она остается такой на протяжении всего повествования, несмотря на несметное количество заданий, получаемых от коварных и злых персонажей.
Старуха и трое её дочерей тоже являются главными героями, хотя и отрицательными. Они изводят девочку, которая ничего плохого им не сделала.
Корова — добрый волшебный персонаж, помощница Крошечки-Хаврошечки. Она помогает девочке справиться с заданиями и выручает её из сложных ситуаций.
Барин появляется в сказке в конце повествования в качестве награды девочке за её доброту и кротость. Он берет её в жены, увидев в ней положительные черты, и таким образом ограждает девушку от тягот жизни.
Главная мысль сказки заключается в том, что идти в мир нужно с добром, и тогда окружающие люди отплатят тебе тем же. Счастье возможно лишь в том случае, если не сдаешься перед трудностями, веришь в хорошее и не падаешь духом.
Сказка учит нас быть трудолюбивыми и всегда оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я поняла, что нужно всегда быть верным своим друзьям, подставлять им плечо, и тогда они поддержат нас в трудную минуту. Счастье находит лишь тех, кто этого заслуживает.
0
0
Основная мысль сказки: Мораль этой сказки перекликается с другими сказками, такими как «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев»: если быть добрым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку, справедливость восторжествует, а зло будет наказано или останется без вознаграждения.
Хар-ка глав. героев и их описание: Крошечка-Хаврошечка, маленькая девочка, сирота, которую завалили работой, и у которой отняли единственного друга. Но Хаврошечка осталась доброй и честной. Старуха, мачеха Хаврошечки, злая и жадная, все мечтала извести Хаврошечку. Одноглазка, Двуглазка, Триглазка — ленивые и некрасивые дочери старухи. Коровушка — рыжая корова, которая могла делать чудеса. Барин, молодой и красивый.
Читайте также
Главные герои сказки
Ойка. Девочка, о ней можно сообщить, что глупенькая, но неплохая и совестливая.
Мышонок, он благоразумный, немного с хитрецой, и большой выдумщик.
Важнейшая мысль сказки: подарок обязан идти от сердца и быть полезным и необходимым. Сказка учит подносить такие подарки, за какие потом не будет совестно перед товарищами. Учит дарить приятелям то, что вы сами желали бы получить на день рождения. Вывод: друзьям необходимо дарить такие подарки, какие вы хотели бы получить сами.
Сказка «Двенадцать месяцев» — зимняя сказка Самуила Маршака. Очень поучительная сказка, как добро и послушание всегда награждаются, а скупость и жестокость всегда наказываются. Имена в этой сказке называются только у месяцев: Январь, Февраль, Март, Апрель, Май, Июнь, Июль, Август, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь. А у людей не называются, потому, наверное, что такое могло случиться со всяким человеком, ведь добрых и злых людей на свете много. Главные герои этой сказки:
Падчерица— добрая и послушная девочка. Она выполняла всю работу, которую ей давала ее злая мачеха, а также ее ленивая злая дочь. Целый день ее заставляли работать. И присесть даже ей с утра до ночи было некогда. И когда злая мачеха отправила ее в январе в стужу в лес за подснежниками, она , закутавшись в свой рваный платок, пошла, не перечила. за это она была вознаграждена двенадцатью месяцами, которых встретила в лесу на поляне около большого костра. Все месяцы ее видели всегда за работой и любили за ее кроткий нрав.
Злая мачеха — она не любила падчерицу. Все , что она не делала, все не нравилось мачехе. А свою дочь она баловала, работать не заставляла. Апогеем жестокости мачехи стало то, что она в январе в зимнюю стужу послала падчерицу в лес за подснежниками на день рождение родной дочери. Она ведь знала, что это нереально, и что падчерица бедная сгинет в лесу. Но на счастье падчерицы ей встретились 12 месяцев. И месяц Март одарил ее подснежниками.
Дочь мачехи — ленивая злая девочка. Целый день валялась в кровати, ела пряники. Когда мать прогнала падчерицу в лес зимой, не заступилась, а наоборот сказала: Если пропадешь, никто плакать о тебе не станет. Без подснежников не возвращайся». А когда та вернулась с подснежниками, жадность у нее взыграла, что даже решилась пойти в темный лес и выпросить себе у 12 месяцев и яблок, и грибов с орехами, и огурчиков, чтобы зимой продать на рынке и разбогатеть. Но жадность и жестокость наказываются, поэтому ни дочь не вернулась из леса, ни ее злая мать. 12 месяцев наказали их.
12 месяцев — добрые, веселые, щедрые. Они любят людей добрых, щедрых, трудолюбивых. Не любят жадных, злых, жестоких. Представлены в виде людей: трое старых (Декабрь, Январь, Февраль), трое пожилых (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь), трое молодых (Июнь, Июль, Август) и трое совсем мальчики (Март, Апрель, Май).
Понятно, что главные герои и героини прекрасного детского стихотворенья Бориса Заходера «Птичья школа» — товарищи птицы. Итак, на старой липе повесили объявление об открытии школы для маленьких птенцов и мамы и папы привели сюда своих птенцов впервые в школу.Школа открылась уже к 5 часам утра воробушки, маленькие галчата, чижи, стрижи, щеглята, сороки, воронята, скворцы и синицы -целый базар певчей птичьей детворы. Они и есть главные герои данного произведения.А учителем ихним является серьезный старый Воробей, который учит детей чистописанию, чего нет в новейшей школе и потому дети пишут с каракулями.Второй урок по родному языку, как правильно чирикать или чивикать.На третьем уроке чтения проходят «Чижика-пыжика», следующий урок — естетствовзнания, где учитель Воробей учит, как спастись от Кошки и как достать корм.Последний урок -пение, где все птенцы показывают великие успехи и получают пятерки, которые проставляются на ветке…
«Крайний случай». Главные герои.
Псина, незнакомой породы, по всей вероятности дворняга, весьма печальная, пока не нашла личного человека, псина хорошая и доверчивая.
Отец, какому тоже приглянулась псина, однако он не ведал, как отреагирует мать.
Мать, хорошая и твердая, не выносит несправедливости.
Митя, мальчишка, какому приглянулась псина, однако у него в жилище уже имелись морские свинки.
Главные герои этой сказки Салтыкова-Щедрина два русских генерала, служившие ранее в регистратуре, но случайно попавшие на необитаемый остров и простой мужик-детина, которого они нашли лежащим под деревом и заставили мужика кормить их.