Анализ русской народной сказки «Крылатый, Мохнатый да Масленый». Оглашения и умолчания.
Опять начну с книги «Чудо книгу для малышей» от издания «Русич» (лицензия
ИД №04277 от 15,03,2001 214016, Смоленская, ул. Соболева, 7 www.rusitch.ru Выпущена на Смоленском полиграфическом комбинате тираж 7000 экз.)
Текст сказки аналогичен приведенному здесь: http://www.teremok.in/narodn_skazki/russkie_skazki/Krilat_mohn_masleni.htm
В данной сказке наряду с положительной моралью по оглашению очень мощный посыл в умолчаниях который на мой взгляд перекрывает всё положительное, что очень важно.
Начнем рассмотрение оглашений. «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет» всё вроде понятно, если занимаешься своим делом, ДЕЛАЙ его хорошо.
Умолчание более значимо и влияние его более мощно. Заключается оно в очень простой фразе «Каждый сверчок, знай свой шесток». Это основной принцип закрепления толпо-«элитаризма».
Поясню: В детскую психику сгружается стереотип, при возникновении недовольства своим положением в обществе ты должен знать, что изменить его у тебя не получится.
В сказке рассмотрен пример на 3 работягах (людях производительного труда, не «элитных» профессий) и образный пример работает, маскируя действительную подоплёку. В жизни подавляющее большинство случаев недовольства своим положением возникает как раз между людьми производительного труда и управленцами «элитой» (и разного рода «паразитами»). Воробей как раз и задумался над своим положением из-за того, что работал больше всех, получая равную «долю». Это замаскированное неравенство, в жизни распределение идет иначе работая полный рабочий день люди производительного труда получают не сопоставимо меньше «элитных» управленцев (топ-менеджеров) или в варианте когда и работая гораздо меньше, получают гораздо больше. Напряженность в среде людей рабочих специальностей как правило не возникает потому, что даже при не совсем равных условиях работы зарплата всё таки сопоставима и не отличается в 10 раз, как в примере между рабочими и «элитариями» разных мастей.
Сказка через подсознание ребенка показывает, что заниматься «не своим делом» опасно для жизни и здоровья. Эту модель человек и несет дальше по жизни не осознавая этого. Проявляется она в том, что человек боится пробовать себя реализовать, вне границ своей узкой специализации. Если человек специально не учился, то … итог закономерен. Сказка не даёт стимула учиться и осваивать новые навыки, овладевать новыми знаниями, скорее наоборот.
Эта алгоритмика хорошо работала, пока не произошла смена логики социального поведения, пока не сработал «закон времени» (amx-video.ru/images/law_of_time.jpg) . Сейчас, при быстрой смене технологий, такое разделение, по узко специальным областям, даже вредно. Сейчас нужно переучиваться по нескольку раз за жизнь одного поколения. Сказка в изначальном её виде этому далеко не способствует, даже наоборот.
Поскольку бороться с умолчанирями можно только их раскрыв и предложив альтернативу, то мне видится продолжение сказки примерно так:
После слов:
«Вот блин и говорит: «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет».»
Воробей хоть и почувствовал себя виноватым, но ВСЕ поняли (как вариант почувствовали на своих шкурах) одну простую истину «Без знаний и умений ни одно дело не получится. Любому делу, нужно учится.»
Пока они выздоравливали и опять выполняли свою работу, стали друг с другом своими знаниями делиться и учить друг друга своим ремеслам.
Масляный учил Крылатого и Мохнатого стряпать. Жирные блюда им конечно делать не удавалось, зато хорошо получалось делать ВКУСНЫЕ и ПОЛЕЗНЫЕ постные блюда.
Крылатый учил Мохнатого и Масляного охотиться, злаки находить и распознавать, собирать грибы, ягоды и в лапы хищникам не попадаться.
Мохнатый учил Масляного и Крылатого для очага веточки сухие собирать. Поленья щепить они конечно не могли, зато сучки к масляному липли хорошо, а пернатый сухой хворост даже с высоких деревьев доставал.
И хотя каждому его работа нравилась, но иногда работой менялись и если кто заболевал, то здоровые, в меру сил, подменяли больного и всё у них ладилось.В свободное время стали помогать друг другу и делать работу быстрее. Так освоившись стали они жить ещё дружнее , веселее и интереснее.
Вот примерно так должна на мой взгляд кончаться сказка. Когда и оглашения «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет» и умолчания «Учиться, Учиться, Учиться и всё у вас получится» не противостоят друг другу, а дополняют и способствуют личностному развитию ребенка и взрослого человека в более зрелом возрасте.
Книга «Крылатый, мохнатый да масленый» уже не помню каким образом оказалась у нас дома. Нам её скорее всего отдали знакомые, у которых ребёнок уже вырос, чтобы воспринимать данную книгу.
Читаем мы её дочери все, но чаще всего всё таки папа. Рассчитана она, конечно же, на малышей. Главная мысль данной детской книжки очень проста и состоит в том, что каждый должен быть на своём месте, то есть заниматься тем делом, которое умеет, к которому расположен и которое любит, как бы работа других ему ни казалась лёгкой, заманчивой, а следовательно, более лучшей и желаемой. Ведь научиться можно всему, но если чем-то занимаешься не по призванию, а только лишь ради выгоды, то счастлив на такой работе ты всё равно не будешь.
Хоть в сказке это показано несколько утрированно, но автор таким образом хотел донести данную главную мысль до подрастающего поколения читателей, которые ещё толком не понимают что к чему, и которые с помощью взрослых только начинают всему постепенно обучаться.
Кстати, была удивлена появлением у данного произведения автора, Жанны Витензон, так как в моей лично книге написано, что она «русская народная сказка». Правда, честно говоря, со времён своего собственного детства, я такую не припомню, хотя сказки в своё время очень любила. Поэтому может быть, эта писательница действительно автор сказки, этого я точно не знаю.
Что касается объёма, то сказка очень маленькая. В моей книге, точнее книжке моей дочери, имеется ровно восемь красивых иллюстрированных страничек вместе с заглавной, где написано название произведения, и с завершающим листом, на котором значится информация об издательстве и так далее.
Хоть книжечка и тоненькая (я больше люблю сказки на плотных картонных листах, так популярных в наше время), но она мне всё равно очень нравится. Хотя поначалу один момент в ней мне и показался довольно глуповатым. Я считаю, что если оживлять животных, то ими можно и ограничиться. А здесь помимо зверьков одушевляется ещё и довольно нестандартный персонаж для сказок — блин масленый. Но впоследствии данный забавный герой произведения мне наоборот понравился больше всех остальных. Особенно мне нравится то, как его изображают на иллюстрациях нашей сказки — таким милым и смешным.
Книжка добрая, как я уже сказала, учит малышей лучше разбираться в конкретных жизненных моментах, поэтому я, естественно, её рекомендую и для остальных деток. К тому же подобная тоненькая книга не должна дюже дорого стоить, и это при том, что качество иллюстраций в ней не уступает более дорогим современным книжкам на картонной основе, к примеру от издательства Проф Пресс. Моя оценка ей, однозначно будет положительной и самой высокой из всех возможных.
-
В чём состоит главная мысль сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» Попробуй дать ответ на этот вопрос пословицей
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
nataleecortez342
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Физика3 минуты назад
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО!!!!
-
Алгебра8 минут назад
Срочно! Составьте математическую модель и решите задачу
-
Литература13 минут назад
Герой нашего времени. Помогите, пожалуйста
-
Математика15 минут назад
помогите пожалуйста
-
Химия17 минут назад
какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика15 минут назад
помогите пожалуйста
-
Химия17 минут назад
какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Скрытое позиционирование человеческого существа как придатка к рабочему месту в советском мультфильме «Крылатый, Мохнатый да Масленый».
Не так давно, во время одного из нечастых просмотров телевидения, удалось посмотреть на каком-то канале образец советской мультипликации под названием «Крылатый, Мохнатый да Масленый». В детстве он как-то прошёл в стороне от меня. Этот мультфильм, как выяснилось, был снят по мотивам русской народной сказки. Несмотря на хорошую анимационную составляющую мультфильма и прекрасный звуковой ряд, сам он мне показался довольно неоднозначным в смысловом плане.
Если говорить о сюжете вкратце, то три основных персонажа мультфильма – Воробей Крылатый (как будто бывают не крылатые воробьи), Мышонок Мохнатый да Блин Масленый живут в одном доме (видимо, лесное общежитие) и каждый там занимается своим делом (попросту говоря, имеет место разделение труда по специализации) – Мышонок рубит дрова, Воробей приносит еду, а Блин её готовит. И вот однажды каждому из них наскучила такая однообразная деятельность и захотелось заняться чем-то другим (и не удивительно – кому охота всю жить быть придатком к одному рабочему месту?). Немного поспорив, сожители решили поменяться ролями – на следующий день Блин пошёл на охоту, Воробей – дрова рубить, а Мышонок – остался обед варить. К сожалению, ничего из этого мероприятия не получилось – Блин был чуть не съеден Лисой Патрикеевной, Мышонок обварился в горшке с едой, нырнув туда по примеру своего предшественника, а Воробей свернул себе клюв, пытаясь им расколоть дрова. В результате, лесные товарищи поняли, что каждому из них суждено заниматься только своим делом, так как на другое они попросту не способны, и стали всё делать по-старому.
Всё бы ничего, будь они реальными животными, занимающимися инстинктивно тем, что им по рождению положено, а не вымышленными персонажами, под которыми подразумеваются человеческие трудящиеся существа. В природе, к примеру, за каждым животным закреплено определённое участие в пищевой цепочке и антилопа, например, никогда не станет питаться тиграми, в то время как тигр не начнёт жевать травку вместе мяса. У людей же всё по-другому, сфера их деятельности не предопределена биосферой (кроме жизненно важных потребностей), человечество способно трудиться и каждый индивид может заниматься любым видом деятельности в соответствии со своими знаниями и навыками. И даже если он что-то не умеет – всегда можно этому научиться. На то это и Человек, а не гипертрофированное животное.
Так что же мы видим в мультфильме? Ясно, что под образами Крылатого, Мохнатого и Масленого имеются ввиду люди, занятые в разных сферах разделения труда. Даже если ребёнок, смотря этот мультфильм, не понимает этого, подсознательно всё равно возникнет ряд ассоциаций, исходя из которых возникнут определённые установки, а именно – нужно заниматься чем-то одним, ограничивать себя лишь одной сферой деятельности и не лезть в другие, попросту говоря – не развиваться, а любые трудности, возникшие на пути развития, нельзя будет преодолеть.
Фраза из сказки «Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.» может и применима к персонажам мультфильма, но не к живым мыслящим людям, которые хотят постигать что-то новое в жизни, а не колоть всю жизнь дрова или варить кашу. Человек в отличие от животного имеет выбор чем заниматься, так как он не ограничен природой в своём функциональном предназначении, он поднялся выше инстинктов и автоматизмов. Это конечно накладывает определённую ответственность, но речь сейчас не об этом. Даже если в определённый период жизни Человек решил стать, к примеру, программистом, ничто не может помешать ему переобучиться и стать, например, архитектором, было бы желание. Если один человек может чем-то заниматься, то всегда это сможет повторить и другой – в людях нет таких функциональных различий, как у Мышонка, Крылатого и Масленого. Но зрителю ведь не обязательно это знать, верно? Достаточно принять установку «знай своё место и не претендуй на места других». Я бы назвал это отличным примером матричного управления людьми. Кому это выгодно? А выгодно это машине Цивилизации, можно сказать Системе, где каждый человек как робот должен функционировать только в пределах заданных параметров, по сути всю жизнь оставаясь придатком к своему рабочему месту. Может быть это и обеспечит отлаженную работу всего механизма, но каждый участник его превратится из Человека в деталь. Не для этого мы существуем… Тут и сказочке конец, а кто слушал молодец.
P.S. Кому интересно, вот текст самой сказки: ТЫЦ
А вот сам мультфильм: