Читательский дневник по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк»
Автор: народ
Название: «Лисичка-сестричка и волк»
Число страниц: 2
Жанр: сказка о животных
Главные герои: лисичка, волк, старик.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Волк — наивный и простодушный.
Глупо поверил сестричке и чуть не погиб.
Доверчивый.
Лиса — хитрая и коварная.
Обманула и деда, и своего кума.
Притворщица.
Старик — добрый и милосердный.
Хотел сделать приятное жене, а купился на уловки рыжей плутовки.
Краткое содержание сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Ехал дед с рыбалки, увидел мёртвую лису и закинул её на воз.
Но та оказалась живой и украла весь улов.
Волк попросил угостить его, но лиса сказала ему сунуть хвост в прорубь и наловить рыбу самому.
Хвост серого примёрз и бабы избили его коромыслами.
А лиса измазалась в тесте и притворилась избитой.
Волк пожалел её и повёз на спине.
План сказки:
- Дорога с рыбалки.
- Кража рыбы.
- Совет волку.
- Побитый волк.
- Лиса в тесте.
- Волк везёт лисицу.
Основная мысль сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Главная мысль сказки в том, что нельзя быть слишком доверчивым.
Основная идея в том, что обманщикам верить нельзя.
Чему учит сказка
Это произведение учит быть предусмотрительным, внимательным и осторожным.
Учит думать своей головой.
Краткий отзыв по сказке «Лисичка-сестричка и волк» для читательского дневника:
Прочитав эту историю, я подумала о том, что очень часто люди пользуются чужой доверчивостью в корыстных целях.
Лисица обманула старика и волка, а сама получила рыбу.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней рассказывается о том, как лиса, благодаря своей хитрости и уму, добилась успеха в жизни.
Мне понравилась хитрая лиса, хоть обманывать и некрасиво.
Но она была умной и находчивой, а это положительные качества.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что хитростью можно добиться многого.
Но рано или поздно эта же хитрость выйдет боком.
Пословицы к сказке
- Всю хитрость не изучишь, а себя измучишь.
- Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
- Разговорам не дивись, на хитрость не ловись.
- Лиса семерых волков проведёт.
- Один раз обманешь, другой не поверят.
Словарь неизвестных слов
- Смекнул — догадался.
- Кадка — деревянная бочка.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Битый небитого везёт.
— Что ты, кумушка, говоришь?
— Я, куманёк, говорю: битый битого везёт.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «У страха глаза велики»
- «Петушок и бобовое зёрнышко»
- «Лиса и Журавль»
- «Лиса и Тетерев»
- «Каша из топора»
- «Колобок»
- «Курочка Ряба»
- «Лиса, заяц и петух»
- «Теремок»
- «Три медведя»
- «Волк и семеро козлят»
- «Рукавичка»
- «Репка»
- «Кот, петух и лиса»
- «Иванушка-дурачок»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Жанр: народная сказка о животных
Читайте краткое содержание похожих сказок:
Харрис Д. «Как братец Кролик лишился хвоста»
Главные герои сказки «Лисичка-сестричка и волк» и их характеристика
- Волк. Бесхитростный, глупый, наивный, доверчивый.
- Лиса. Хитрая, находчивая, воровка.
План пересказа сказки «Лисичка-сестричка и волк»
- Мертвая лиса
- Телега рыбы
- Обжорство лисы
- Совет волку
- Волк у проруби
- Оторванный хвост
- Лиса и тесто
- Выбитые мозги
- Битый и небитый.
Кратчайшее содержание сказки «Лисичка-сестричка и волк» для читательского дневника в 6 предложений
- Притворилась лиса мертвой, старик ее в телегу с рыбой бросил.
- Лиса рыбу выбросила, и стала ее есть.
- Волк тоже рыбы захотел, а лиса его на прорубь отправила.
- Увидели волка бабы, бить начали, а он хвост оторвал и убежал.
- Лиса в избу залезла, в тесто попала, убежала и волка встретила.
- Пожалел волк лису, что той мозги выбили, и повез ее в лес.
Главная мысль сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Хитрый всегда лазейку найдет.
Чему учит сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Сказка учит хитрости, сноровке, находчивости, смекалке. Учит любую ситуацию оборачивать себе на пользу. Учит не слушать глупых советов, а иметь свою голову на плечах. Учит не быть слишком доверчивым.
Отзыв на сказку «Лисичка-сестричка и волк»
Мне понравилась эта сказка и больше всего понравилась хитрая лиса, которая всегда оставалась в прибытке. Она была большой выдумщицей и умницей. Поэтому обхитрить старика и волка для нее было пустяком.
Пословицы к сказке «Лисичка-сестричка и волк»
Лиса семерых волков проведет.
Лиса сытнее волка живет.
Старая лиса всегда хитра.
На вид простак, а в душе хитряк.
С хитрецом водиться, в оба глаза глядеть.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Поехал раз старик на рыбалку. Наловил рыбу, сел на телегу и назад поехал. А хитрая лиса решила рыбой полакомиться, легла на дорогу и притворилась мертвой.
Увидел старик лису, обрадовался, подумал, что будет для старухи новый воротник. Бросил лису в телегу и дальше поехал.
А лиса потихоньку всю рыбу скинула и сама убежала.
Приехал старик домой, а ни рыбы, ни лисы нет. Погоревал, да делать нечего.
А довольная лиса рыбу ест. Вдруг волк появляется. Стал рыбки просить у лисы, а лиса его на прорубь посылает. Говорит, что надо хвост в прорубь опустить и на него рыбу ловить.
Волк так и сделал. Опустил хвост в прорубь, всю ночь просидел, хвост-то и прихватило. Волк дергается, а вытащить хвост не может. Радуется, думает, что рыбы много поймал.
Тут бабы с ведрами за водой пошли. Увидели волка и давай его кто коромыслом, кто ведром бить. Рванулся волк, оторвал хвост, еле убежал.
А лиса тем временем в избу какую-то залезла и в кадку с тестом попала. Всю морду вымазала. Бежит по дороге, а навстречу волк. Увидел волк лису, стал ее ругать, а лиса отвечает, что у волка только кровь выступила, а ей все мозги выбили.
Пожалел волк лису, посадил на себя, да в лес повез.
А лиса едет на волке, да поет, что битый небитого везет.
Переспросил волк, о чем песня, а лиса ему и говорит, что битый битого везет. И сказал волк, что это правда.
Главные герои русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» — лесные жители, лиса и волк. Однажды лиса решила полакомиться рыбой. Она вышла на дорогу и легла, притворившись мертвой.
По дороге ехал человек с полным возом рыбы. Он увидел неподвижно лежавшую лису, остановился и поднял ее. Человек решил, что теперь у его жены будет новый воротник на шубе. Он бросил лису на воз и поехал дальше.
А лиса потихоньку всю рыбу с воза выбросила и сама соскочила. Приехал человек домой и только там обнаружил, что нет у него ни лисы, ни рыбы. А лиса собрала всю свою добычу и сидит, лакомится.
Мимо проходил волк и попросил у лисы рыбы. Но она угощать его отказалась и посоветовала самому рыбу ловить. Волк не знал, как ловят рыбу, и лиса его надоумила пойти к проруби и опустить хвост в воду.
Волк так и сделал. Он всю ночь просидел у проруби, и хвост вмерз в лед. Пришли люди за водой, увидели волка и стали бить его. Еле он убежал от них, да еще и без хвоста остался.
А лиса тем временем забралась в избу в поисках вкусненького и опрокинула на себя тесто. Вся измазалась и убежала в лес. В лесу она встретилась с волком, и тот принялся ей жаловаться на то, как ему досталось у проруби. А лиса в ответ стала хитрить и сказала, что ее тоже побили, да так сильно, что мозги выступили. И показала волку на свою голову, измазанную тестом.
Волку стало жаль лису, он посадил ее себе на спину и повез. А лиса у него на спине посмеивается, да приговаривает, что битый небитого везет.
Таково краткое содержание сказки.
Главная мысль сказки «Лисичка-сестричка и волк» заключается в том, что нельзя быть излишне доверчивым. И человек с рыбой, и волк поддались на уловки хитрой лисы, и в результате получили от этого только неприятности.
Сказка «Лисичка-сестричка и волк» учит не быть простодушным и доверчивым, не идти на поводу у хитрецов. Волк, поверивший лисе, не только остался без хвоста, но еще, будучи избитым, повез на своей спине совершенно здоровую лису.
Сказка «Лисичка-сестричка и волк» мне понравилась тем, что читая её, понимаешь: доверяй, да проверяй. Надо быть более внимательным ко всему, более прозорливым. Опираться не на то, что кажется, а опираться на факты. Не на такие уж великие хитрости пустилась лиса — но ни человек, ни волк бдительностью не отличились. А надо бы! Иначе немало неприятностей случиться может.
Какие пословицы подходят к сказке «Лисичка-сестричка и волк»?
Лиса сытнее волка живет.
Что хитро, то и просто.
Битый небитого везет.
Цена свободы — вечная бдительность.
Анализ и значение народной сказки на примере РНС «Лисичка – сестричка и серый волк» в детском чтении
Описание: данный материал адресован воспитателям детского сада, учителям начальных классов, а также может быть интересен родителям в организации детского чтения.
Значение русской народной сказки в процессе воспитания и становления личности ребенка не оспоримо, для современных детей, родившихся и растущих в городских условиях, оно еще более актуально — ребенок не знает, затрудняется ответить, что значит «гумно», «сусеки», «пуща», «рубище» и тому подобное, потому что не знаком с элементами деревенского быта. Так называемые «архаизмы» или устаревшие слова народных сказок открывают богатейший мир великого русского языка.
Русский народный фольклор самобытен, существует вне традиций и времени, он воплощает опыт, накопленный многими поколениями наших предков и основу русского менталитета, систему ценностей нашего народа, которую нам безусловно важно передать по наследству нашим детям. Репертуар детского чтения современного ребенка бесспорно должен включать произведения устного народного творчества, наряду с потешками, пестушками, прибаутками, песенками, колыбельными и простые добрые сказки.
Народная сказка ненавязчиво формирует у ребенка здоровое нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям, ментальным установкам, которые приняты в данной стране. Читая и перечитывая малышу русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и многие другие, мы исподволь предлагаем ребенку опыт и мудрость русского народа.
Выразительные, яркие, красноречивые, самобытные сюжеты русских народных сказок подчиняются ряду правил: множественные повторы, большое количество символики, скрытого и явного смысла, чередование «наказаний» и «поощрений» героя сказки в зависимости от его поступков. Таким образом, наши предки формировали модель правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет ребенку при чтении народной сказки самостоятельно делать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, у ребенка развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки.
Сказки являются своеобразным нравственным кодексом народа, а поступки героев сказки являются примером модели поведения человека в реальности.
Литературно-художественного анализа произведения (сказки)
План
1. Название произведения, жанр (вид для сказки) (автор для авторских произведений)
2. Тема (о ком, чём — по основным событиям)
3. Идея (ради чего, с какой целью)
4. Характеристика гл. героев (цитаты из текста)
5. Художественное своеобразие произведения (особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка — примеры из текста)
6. Выводы — значение в работе с детьми
Анализ РНС «Лисичка – сестричка и серый волк».
По жанру: «Лисичка – сестричка и серый волк» — русская народная сказка о диких животных.
Тема сказки: В этой сказке рассказывается об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о доброте и жадности.
Идея сказки: Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Главные герои сказки — это лисичка – сестричка и серый волк.
Лисичка-сестричка:
— хитрая плутовка, обманщица: 1). «лежит себе как мертвая»; 2). «Эх, братец, — говорит лисичка-сестричка, — у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили; я насилу плетусь.»;
— умная, ловкая, воровка: «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»;
— жадная, безжалостная: 1). «А лиса: «Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»;
2). Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
Волк:
— доверчивый, глупый: 1). «Волк пошёл на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; 2). «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волчок, ещё мало наловил!» И опять начали приговаривать каждый своё. А мороз всё сильней да сильней. Волчий хвост и приморозило. Волк потянул, да не тут-то было.;
— добрый: «И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу. Лисичка села ему на спину, он её и понёс.)
Художественное своеобразие произведения:
Композиция:
Присказка («Жили себе дед да баба»), экспозиция («Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз»), завязка («А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.»), развитие действия (в данной сказке — это соединение нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – “Лиса крадет рыбу из саней”, “Волк у проруби”, “Битый небитого везет».), кульминация («Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!» Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать») и развязка («…Так, сестрица, так!»).
Приёмы:
Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает), например, 1. «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; 2. ««Вот сколько рыбы привалило! — думает волк. — И не вытащишь!»
Антропоморфизм (очеловечивание), например, «Что ты там, лисонька, говоришь? — спрашивает волк. «Это я тебе, волчок, помогаю, — говорю: ловись, рыбка, да ещё побольше!»
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев. Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка.
Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…» Вывод сказки: Через эту сказку хорошо прослеживается быт деревенской жизни. А так же на занятиях по сказке можно затронуть мысль о различных ситуациях, в которых нужно прислушаться и поступить, как нам говорят, а где надо подумать, можно ли так поступать. Можно разобрать ситуации вместе с детьми: Лиса и дед, лиса и волк и т.д.