Главная мысль сказки марья и ведьмы

  • Марья и ведьмы русская народная сказка. Какова главная мысль сказки??

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      macyhoward456

    • Создано:

      2 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • matematika
    Математика

    4 минуты назад

    Решить пример: (2х):9=2 1/3:5 1/4.

  • geometriya
    Геометрия

    4 минуты назад

    Геометрия 9 класс

  • matematika
    Математика

    8 минут назад

    немного размыто но пожалуйста помогите что сможете надо номер 3 4 5 6 класс 6

  • algebra
    Алгебра

    9 минут назад

    Помогите срочно
    Представьте в виде квадрата двучлена выражение
    4m^6+1/4n^4-2m^3n^2

  • biologiya
    Биология

    9 минут назад

    Биология 6-ой класс

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Литературное чтение.

 Тема: «МАРЬЯ И ВЕДЬМЫ»  Русская народная сказка

Цели:

  • развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;
  • познакомить учащихся с содержанием сказки,
  • работать над выразительностью и правильностью чтения,
  • воспитывать сознательную дисциплину и активность на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Объясните пословицу «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок» Слайд 2

И. Проверка домашнего задания.

1.        Беседа по вопросам.

—        Как называется сказка, с которой работали дома? Кто ее автор?

—        Сформулируйте одним предложением, в чем заключается главная мысль сказки.

—        К какому виду относится эта сказка?

—        В каком порядке происходили действия?

—        На месте кого из героев вам хотелось бы оказаться? Почему?

—        Кратко расскажите от имени одного героя, что происходило в лесу? В логове разбойников? На заставах? Во дворце? слайд 4

2.        Словесное рисование.

—        Словами нарисуйте картину под названием «Логово разбойников».

—        Если бы вы рисовали картину кистью, какие краски использовали бы? Почему?

III. Работа по теме урока.

  1. Целевая установка.

Слайд 5,6

Какие бывают сказки?

 На какие группы можно разделить сказки?

—        Следующая сказка, сложенная, как и предыдущие, народом, называется «Марья и ведьмы». Можно ли предположить, о чем будет эта сказка?

2.        Подготовка к чтению.

Учитель заранее выносит на доску слова, которые нужно читать правильно, и слова, значение которых нужно объяснить.

3.        Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.

4.        Работа по вопросам учебника (с. 15).

5.        Чтение сказки учащимися «по цепочке».

6.        Работа над содержанием сказки.

—        По каким признакам можно догадаться, что данное произведение — это сказка?

—        Кто главные герои сказки?

—        Какой день, по народным поверьям, назывался «колдунным»? Почему?

—        Объясните смысл слова «традиция».

—        Что же было традицией на Ивана Купалу?

—        Почему именно в этот день собирали травы?

—        Как Марья набрела на неведомый двор? С кем она встретилась?

—        С какой целью Чуровница была направлена вслед за Марьей?

—        Как девушки смогли победить злой дух ведьм? Зачитайте.

—        На сколько частей можно разделить эту сказку? Как озаглавили бы каждую часть? (3 части: 1. «Колдунный» день. 2. Встреча Марьи с ведьмами. 3. Девушки победили Чуровницу.)

7.        И г р а «Я — художник».

—        Представьте себя в роли художника учебника «Литературное чтение». Каким бы рисунком вы дополнили данный учебник?

8. Инсценировка 

IV. Подведение итогов урока.

—        Есть ли черты отличия этой сказки от предыдущих? Назовите их. (Отличие прежде всего в том, что данная сказка — волшебная.)

—        Какие еще волшебные сказки вы читали?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки и подробный пересказ.

Урок литературного чтения в 4 классе

Урок литературного чтения в 4 классе

Определим тему урока

Определим тему урока

Русская народная сказка

Русская народная сказка

  • На этом уроке мы узнаем о некоторых обрядах и верованиях наших предков, выясним значения новых слов, прочтём русскую сказку «Марья и ведьмы» и разберём её.

Сказ­ка, ко­то­рую мы се­год­ня про­чтём, сло­же­на рус­ским на­ро­дом, т. е.  рус­ская на­род­ная.  На­зы­ва­ет­ся она  «Марья и ведь­мы» . По на­зва­нию сказ­ки слож­но пред­по­ло­жить, о чём она будет, но в этом нам по­мо­гут снос­ки-по­яс­не­ния: Зелье  – ядо­ви­тый или ле­чеб­ный на­пи­ток из на­стоя на тра­вах (рис. 1).

  • Сказ­ка, ко­то­рую мы се­год­ня про­чтём, сло­же­на рус­ским на­ро­дом, т. е.  рус­ская на­род­ная.  На­зы­ва­ет­ся она  «Марья и ведь­мы» . По на­зва­нию сказ­ки слож­но пред­по­ло­жить, о чём она будет, но в этом нам по­мо­гут снос­ки-по­яс­не­ния:
  • Зелье  – ядо­ви­тый или ле­чеб­ный на­пи­ток из на­стоя на тра­вах (рис. 1).

Рис.1. Зелье 

Ку­паль­ная ночь.  В конце июня, в самый длин­ный день и самую ко­рот­кую ночь, справ­ля­ли лет­ний празд­ник  Ивана Ку­па­лы . Улицы, лес­ные по­ля­ны, бе­ре­га рек огла­ша­лись ве­се­лы­ми пес­ня­ми и звон­кой игрой на дуд­ках, осве­ща­лись яр­ки­ми ко­стра­ми. Все, от мала до ве­ли­ка, при­ни­ма­ли уча­стие в этом празд­ни­ке (рис. 2).

  • Ку­паль­ная ночь. 
  • В конце июня, в самый длин­ный день и самую ко­рот­кую ночь, справ­ля­ли лет­ний празд­ник  Ивана Ку­па­лы . Улицы, лес­ные по­ля­ны, бе­ре­га рек огла­ша­лись ве­се­лы­ми пес­ня­ми и звон­кой игрой на дуд­ках, осве­ща­лись яр­ки­ми ко­стра­ми. Все, от мала до ве­ли­ка, при­ни­ма­ли уча­стие в этом празд­ни­ке (рис. 2).

В одной из ку­паль­ных песен пе­лось:

Кто не вый­дет на ку­паль­ню,

Тот будет пень-ко­ло­да.

А кто пой­дёт на ку­паль­ню,

Тот бел-бе­рё­за.

Бу­рьян  

  • Бу­рьян  

за­рос­ли вы­со­кой сор­ной травы (рис. 3).

Ко­ло­да  

ко­рот­кое тол­стое де­ре­во (рис. 4).

Око    глаз (рис. 5).

  • Око  
  • глаз (рис. 5).

Тра­ди­ция.  Это слово имеет несколь­ко зна­че­ний:

То, что пе­ре­шло от од­но­го по­ко­ле­ния к дру­го­му, что уна­сле­до­ва­но от пред­ше­ству­ю­щих по­ко­ле­ний (на­при­мер: идеи, взгля­ды, вкусы, образ дей­ствий, обы­чаи).

Обы­чай, уста­но­вив­ший­ся по­ря­док в по­ве­де­нии, в быту.

Да­вай­те про­слушаем  сказ­ку «Марья и ведь­мы» , пред­ста­вим себе её ге­ро­ев.

Да­вай­те про­слушаем  сказ­ку «Марья и ведь­мы» , пред­ста­вим себе её ге­ро­ев.

Да­вай­те раз­бе­рём и оха­рак­те­ри­зу­ем про­чи­тан­ный текст. Мы можем с уве­рен­но­стью ска­зать, что это сказ­ка, по­то­му что… во-пер­вых, есть зачин – «жи­ла-бы­ла», во-вто­рых, есть ска­зоч­ные пер­со­на­жи – ведь­мы. Всего в сказ­ке несколь­ко дей­ству­ю­щих лиц: Марья, ведь­мы и де­вуш­ки. Из сказ­ки мы узна­ли, что тра­ди­ци­ей на Ивана Ку­па­лу было… хо­дить в поле и в лес ис­кать це­леб­ные травы и цветы, за­па­сать их на весь год. Травы со­би­ра­ли имен­но в этот день, по­то­му что счи­та­лось, что толь­ко со­рван­ные в эту ночь они имеют ле­чеб­ную силу.

  • Да­вай­те раз­бе­рём и оха­рак­те­ри­зу­ем про­чи­тан­ный текст. Мы можем с уве­рен­но­стью ска­зать, что это сказ­ка, по­то­му что…
  • во-пер­вых, есть зачин – «жи­ла-бы­ла»,
  • во-вто­рых, есть ска­зоч­ные пер­со­на­жи – ведь­мы.
  • Всего в сказ­ке несколь­ко дей­ству­ю­щих лиц:
  • Марья, ведь­мы и де­вуш­ки.
  • Из сказ­ки мы узна­ли, что тра­ди­ци­ей на Ивана Ку­па­лу было…
  • хо­дить в поле и в лес ис­кать це­леб­ные травы и цветы, за­па­сать их на весь год.
  • Травы со­би­ра­ли имен­но в этот день, по­то­му что счи­та­лось,
  • что толь­ко со­рван­ные в эту ночь они имеют ле­чеб­ную силу.

Вспом­ним, как Марья на­бре­ла на неве­до­мый двор: «Бро­ди­ла-хо­ди­ла Марья, де­ву­шек кли­ка­ла-зва­ла и зашла на неве­до­мый двор. Во дворе в бу­рьяне волки воют, на дубах фи­ли­ны ухают. А в сто­роне на вы­со­кой горе огонь горит. Пошла Марья на гору и видит – у огня ведь­мы сидят, на неё косо гля­дят». Чу­ров­ни­ца была по­сла­на за Ма­рьей не про­сто так, а с осо­бым за­да­ни­ем: «На­ду­ма­ли ведь­мы вы­сле­дить, какие такие травы и ко­ре­нья Марья со­би­ра­ет на ле­чеб­ные зелья, да по­вы­топ­тать их. От­пу­сти­ли Марью, до­ро­гу ей по­ка­за­ли, а по её сле­дам пу­сти­ли самую лютую, злую ведь­му Чу­ров­ни­цу. Вот ведь­ма по её сле­дам и пошла. Идёт, пря­чет­ся то за тем, то за сем, то за тол­стым сно­пом, то за оси­но­вым ство­лом».

  • Вспом­ним, как Марья на­бре­ла на неве­до­мый двор:
  • «Бро­ди­ла-хо­ди­ла Марья, де­ву­шек кли­ка­ла-зва­ла и зашла на неве­до­мый двор. Во дворе в бу­рьяне волки воют, на дубах фи­ли­ны ухают. А в сто­роне на вы­со­кой горе огонь горит. Пошла Марья на гору и видит – у огня ведь­мы сидят, на неё косо гля­дят».
  • Чу­ров­ни­ца была по­сла­на за Ма­рьей не про­сто так, а с осо­бым за­да­ни­ем:
  • «На­ду­ма­ли ведь­мы вы­сле­дить, какие такие травы и ко­ре­нья Марья со­би­ра­ет на ле­чеб­ные зелья, да по­вы­топ­тать их. От­пу­сти­ли Марью, до­ро­гу ей по­ка­за­ли, а по её сле­дам пу­сти­ли самую лютую, злую ведь­му Чу­ров­ни­цу. Вот ведь­ма по её сле­дам и пошла. Идёт, пря­чет­ся то за тем, то за сем, то за тол­стым сно­пом, то за оси­но­вым ство­лом».

Но всё же де­вуш­ки смог­ли по­бе­дить злой дух ведь­мы: «За­кри­ча­ли де­вуш­ки: – Ой, чур, чур, ведь­ма! Ой, чур, чур, Чу­ров­ни­ца! Уходи! Вста­ли де­вуш­ки во­круг Марьи, за­мкну­ли круг и не пус­ка­ют ведь­му, от­би­ва­ют­ся, кри­чат: Ка­тись, ведь­ма, За мхи, за бо­ло­та, За гни­лые ко­ло­ды, Где люди не бы­ва­ют, Со­ба­ки не лают, Пе­ту­хи не поют, Тебе там и место!

  • Но всё же де­вуш­ки смог­ли по­бе­дить злой дух ведь­мы:
  • «За­кри­ча­ли де­вуш­ки:
  • – Ой, чур, чур, ведь­ма! Ой, чур, чур, Чу­ров­ни­ца! Уходи!
  • Вста­ли де­вуш­ки во­круг Марьи, за­мкну­ли круг и не пус­ка­ют ведь­му, от­би­ва­ют­ся, кри­чат:
  • Ка­тись, ведь­ма,
  • За мхи, за бо­ло­та,
  • За гни­лые ко­ло­ды,
  • Где люди не бы­ва­ют,
  • Со­ба­ки не лают,
  • Пе­ту­хи не поют,
  • Тебе там и место!

Со­всем вы­би­лась из сил ведь­ма, не может одо­леть де­ву­шек, не может в круг войти. От зло­сти в козу обо­ро­ти­лась. По­лез­ла на дуб да сва­ли­лась, за­би­лась – на пень боком, на сук оком. Не стало ведь­мы Чу­ров­ни­цы.» Эта сказ­ка от­ли­ча­ет­ся от тех, что мы раз­би­ра­ли на преды­ду­щих уро­ках. В этой сказ­ке есть пре­вра­ще­ние, вол­шеб­ство, зна­чит, эта сказ­ка…  вол­шеб­ная. Да­вай­те раз­де­лим её на части и оза­гла­вим каж­дую, т. е. со­ста­вим сло­вес­ный план к сказ­ке: «Кол­дун­ный» день. Встре­ча Марьи с ведь­ма­ми. Де­вуш­ки по­бе­ди­ли Чу­ров­ни­цу.

  • Со­всем вы­би­лась из сил ведь­ма, не может одо­леть де­ву­шек, не может в круг войти. От зло­сти в козу обо­ро­ти­лась. По­лез­ла на дуб да сва­ли­лась, за­би­лась – на пень боком, на сук оком. Не стало ведь­мы Чу­ров­ни­цы.»
  • Эта сказ­ка от­ли­ча­ет­ся от тех, что мы раз­би­ра­ли на преды­ду­щих уро­ках. В этой сказ­ке есть пре­вра­ще­ние, вол­шеб­ство, зна­чит, эта сказ­ка…
  • вол­шеб­ная.
  • Да­вай­те раз­де­лим её на части и оза­гла­вим каж­дую, т. е. со­ста­вим сло­вес­ный план к сказ­ке:
  • «Кол­дун­ный» день.
  • Встре­ча Марьи с ведь­ма­ми.
  • Де­вуш­ки по­бе­ди­ли Чу­ров­ни­цу.

До­маш­нее за­да­ние

До­маш­нее за­да­ние

  • Про­чи­тать вы­ра­зи­тель­но сказ­ку, под­го­то­вить её пе­ре­сказ по со­став­лен­но­му плану.
  • На­ри­со­вать ил­лю­стра­цию к сказ­ке.

Источники информации:

Источники информации:

  • https://ok.ru/video/226572503616

  • Главная мысль сказки кузнец баруздин
  • Главная мысль сказки илья муромец и соловей разбойник
  • Главная мысль сказки илья муромец и святогор
  • Главная мысль сказки иван крестьянский сын и чудо юдо для читательского дневника
  • Главная мысль сказки иван быкович