-
Марья и ведьмы русская народная сказка. Какова главная мысль сказки??
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
macyhoward456
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика4 минуты назад
Решить пример: (2х):9=2 1/3:5 1/4.
-
Геометрия4 минуты назад
Геометрия 9 класс
-
Математика8 минут назад
немного размыто но пожалуйста помогите что сможете надо номер 3 4 5 6 класс 6
-
Алгебра9 минут назад
Помогите срочно
Представьте в виде квадрата двучлена выражение
4m^6+1/4n^4-2m^3n^2 -
Биология9 минут назад
Биология 6-ой класс
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Литературное чтение.
Тема: «МАРЬЯ И ВЕДЬМЫ» Русская народная сказка
Цели:
- развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;
- познакомить учащихся с содержанием сказки,
- работать над выразительностью и правильностью чтения,
- воспитывать сознательную дисциплину и активность на уроке.
Ход урока
- Организационный момент.
Объясните пословицу «Сказка — ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок» Слайд 2
И. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по вопросам.
— Как называется сказка, с которой работали дома? Кто ее автор?
— Сформулируйте одним предложением, в чем заключается главная мысль сказки.
— К какому виду относится эта сказка?
— В каком порядке происходили действия?
— На месте кого из героев вам хотелось бы оказаться? Почему?
— Кратко расскажите от имени одного героя, что происходило в лесу? В логове разбойников? На заставах? Во дворце? слайд 4
2. Словесное рисование.
— Словами нарисуйте картину под названием «Логово разбойников».
— Если бы вы рисовали картину кистью, какие краски использовали бы? Почему?
III. Работа по теме урока.
- Целевая установка.
Слайд 5,6
—Какие бывают сказки?
— На какие группы можно разделить сказки?
— Следующая сказка, сложенная, как и предыдущие, народом, называется «Марья и ведьмы». Можно ли предположить, о чем будет эта сказка?
2. Подготовка к чтению.
Учитель заранее выносит на доску слова, которые нужно читать правильно, и слова, значение которых нужно объяснить.
3. Чтение сказки заранее подготовленными учащимися.
4. Работа по вопросам учебника (с. 15).
5. Чтение сказки учащимися «по цепочке».
6. Работа над содержанием сказки.
— По каким признакам можно догадаться, что данное произведение — это сказка?
— Кто главные герои сказки?
— Какой день, по народным поверьям, назывался «колдунным»? Почему?
— Объясните смысл слова «традиция».
— Что же было традицией на Ивана Купалу?
— Почему именно в этот день собирали травы?
— Как Марья набрела на неведомый двор? С кем она встретилась?
— С какой целью Чуровница была направлена вслед за Марьей?
— Как девушки смогли победить злой дух ведьм? Зачитайте.
— На сколько частей можно разделить эту сказку? Как озаглавили бы каждую часть? (3 части: 1. «Колдунный» день. 2. Встреча Марьи с ведьмами. 3. Девушки победили Чуровницу.)
7. И г р а «Я — художник».
— Представьте себя в роли художника учебника «Литературное чтение». Каким бы рисунком вы дополнили данный учебник?
8. Инсценировка
IV. Подведение итогов урока.
— Есть ли черты отличия этой сказки от предыдущих? Назовите их. (Отличие прежде всего в том, что данная сказка — волшебная.)
— Какие еще волшебные сказки вы читали?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки и подробный пересказ.
Урок литературного чтения в 4 классе
Определим тему урока
Русская народная сказка
- На этом уроке мы узнаем о некоторых обрядах и верованиях наших предков, выясним значения новых слов, прочтём русскую сказку «Марья и ведьмы» и разберём её.
- Сказка, которую мы сегодня прочтём, сложена русским народом, т. е. русская народная. Называется она «Марья и ведьмы» . По названию сказки сложно предположить, о чём она будет, но в этом нам помогут сноски-пояснения:
- Зелье – ядовитый или лечебный напиток из настоя на травах (рис. 1).
Рис.1. Зелье
- Купальная ночь.
- В конце июня, в самый длинный день и самую короткую ночь, справляли летний праздник Ивана Купалы . Улицы, лесные поляны, берега рек оглашались веселыми песнями и звонкой игрой на дудках, освещались яркими кострами. Все, от мала до велика, принимали участие в этом празднике (рис. 2).
В одной из купальных песен пелось:
Кто не выйдет на купальню,
Тот будет пень-колода.
А кто пойдёт на купальню,
Тот бел-берёза.
- Бурьян
заросли высокой сорной травы (рис. 3).
Колода
короткое толстое дерево (рис. 4).
- Око
- глаз (рис. 5).
Традиция. Это слово имеет несколько значений:
То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи).
Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.
Давайте прослушаем сказку «Марья и ведьмы» , представим себе её героев.
- Давайте разберём и охарактеризуем прочитанный текст. Мы можем с уверенностью сказать, что это сказка, потому что…
- во-первых, есть зачин – «жила-была»,
- во-вторых, есть сказочные персонажи – ведьмы.
- Всего в сказке несколько действующих лиц:
- Марья, ведьмы и девушки.
- Из сказки мы узнали, что традицией на Ивана Купалу было…
- ходить в поле и в лес искать целебные травы и цветы, запасать их на весь год.
- Травы собирали именно в этот день, потому что считалось,
- что только сорванные в эту ночь они имеют лечебную силу.
- Вспомним, как Марья набрела на неведомый двор:
- «Бродила-ходила Марья, девушек кликала-звала и зашла на неведомый двор. Во дворе в бурьяне волки воют, на дубах филины ухают. А в стороне на высокой горе огонь горит. Пошла Марья на гору и видит – у огня ведьмы сидят, на неё косо глядят».
- Чуровница была послана за Марьей не просто так, а с особым заданием:
- «Надумали ведьмы выследить, какие такие травы и коренья Марья собирает на лечебные зелья, да повытоптать их. Отпустили Марью, дорогу ей показали, а по её следам пустили самую лютую, злую ведьму Чуровницу. Вот ведьма по её следам и пошла. Идёт, прячется то за тем, то за сем, то за толстым снопом, то за осиновым стволом».
- Но всё же девушки смогли победить злой дух ведьмы:
- «Закричали девушки:
- – Ой, чур, чур, ведьма! Ой, чур, чур, Чуровница! Уходи!
- Встали девушки вокруг Марьи, замкнули круг и не пускают ведьму, отбиваются, кричат:
- Катись, ведьма,
- За мхи, за болота,
- За гнилые колоды,
- Где люди не бывают,
- Собаки не лают,
- Петухи не поют,
- Тебе там и место!
- Совсем выбилась из сил ведьма, не может одолеть девушек, не может в круг войти. От злости в козу оборотилась. Полезла на дуб да свалилась, забилась – на пень боком, на сук оком. Не стало ведьмы Чуровницы.»
- Эта сказка отличается от тех, что мы разбирали на предыдущих уроках. В этой сказке есть превращение, волшебство, значит, эта сказка…
- волшебная.
- Давайте разделим её на части и озаглавим каждую, т. е. составим словесный план к сказке:
- «Колдунный» день.
- Встреча Марьи с ведьмами.
- Девушки победили Чуровницу.
Домашнее задание
- Прочитать выразительно сказку, подготовить её пересказ по составленному плану.
- Нарисовать иллюстрацию к сказке.
Источники информации:
- https://ok.ru/video/226572503616