Главная мысль сказки некрасивая елка

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки «Некрасивая елка» и их характеристика

  1. Елка. Некрасивая, молчаливая, великодушная, добрая.
  2. Другие деревья. Заносчивые, хвастливые, завистливые.
  3. Дуб. Мудрый.
  4. Сказочник. Великий мастер. Добрый и талантливый.

План пересказа сказки «Некрасивая елка»

  1. Говорящие деревья
  2. Некрасивая Елка
  3. Сказочник под Елкой
  4. Срубленный дуб
  5. Сказка о будущем деревьев
  6. Смерть Сказочника
  7. Судьба говорящих деревьев
  8. Ель превращается в книгу
  9. Портрет Сказочника
  10. Бессмертие прекрасного

Кратчайшее содержание сказки «Некрасивая елка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. В датском лесу росли деревья, которые разговаривали и дразнили некрасивую ель.
  2. Под елью любил сидеть Сказочник, который рассказал деревьям сказку о будущем.
  3. Он рассказал о том, чем становятся срубленные деревья, и о том, что каждое из них ждет свое судьба.
  4. Прошло много лет, Сказочник умер, а деревья срубили лесорубы.
  5. Каждое дерево ждала своя судьба, а Ель стала книгой и на ней написали сказки Сказочника.
  6. Деревья стали радоваться красивой книге, а Ель великодушно их простила.

Главная мысль сказки «Некрасивая елка»
Никто не знает своей судьбы, но память о человеке живет в его делах.

Чему учит сказка «Некрасивая елка»
Учит великодушию, доброте, учит ценить прекрасное. Учит не хвастать, не злословить, быть скромным. Учит больше делать, а меньше говорить. Учит верить в свою судьбу и надеяться на лучшее.

Отзыв на сказку «Некрасивая елка»
Мне понравилась эта сказка, в которой говорится даже не о деревьях, а величии человеческого разума, о творчестве, о прекрасном. Творения сказочника не умерли вместе с ним, они остались на века, и читая их, люди вспоминают автора.

Пословицы к сказке «Некрасивая елка»
Красота без разума пуста.
Скромность всякому к лицу.
От судьбы не уйдешь.
Злому смерть, а доброму вечная память.
Дерево славится плодами, а человек — делами.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Некрасивая елка»
В датском лесу росли говорящие деревья, которые часто разговаривали друг с другом. Самым говорящим деревом была осина, любила позлословить и береза, а вот Елка всегда была молчаливой и задумчивой.
И остальные деревья не любили Елку, хотя она им никогда не мешала. Но деревья судили друг о друге по внешности, и Елка казалась им дурнушкой.
Но именно под Елкой часто садился Сказочник и сочинял свои сказки.
Однажды в лесу срубили старый трехсотлетний дуб, и все деревья сильно расстроились. Пришел Сказочник, пожалел, что в лесу не стало дуба, и предложил рассказать деревьям сказку о будущем.
Он сказал, что не все деревья умирают, когда их рубят. Тот же дуб проживет сотни лет, став резным потолком библиотеки. Другие деревья станут мостами, домами, мебелью, музыкальными инструментами.
Сказочник рассказал, как одна сосна стала мачтой и побывала во многих странах, как другая осина стала множеством корыт.
Деревья стали просить Сказочника рассказать о елях, намекая, что их судьба стать дровами, потом пеплом. Сказочник смутился, но сказал, что нужно ведь и кому-то гореть, принося пользу.

Деревья согласились с этим, но сказали, что лучше быть столом, чем пеплом.
Сказочник задумался и сказал, что никто не знает, как повернется судьба.
Прошло много лет. Сказочник умер, и деревья посмеивались, говоря, что тот был среди людей, как ель среди них. А Ель слушала эти речи и плакала смолой. Ей очень хотелось снова увидеть Сказочника.
Потом пришли лесорубы и срубили деревья.
Сосна стала мачтой. Ясень, Клен и Береза стали мебелью. Осина превратилась в корыта. Ель распилили на чурбаки и отправили на бумажную фабрику. Она превратилась в тонкие листы бумаги и перед ней открылись новые возможности. Ель могла стать чем угодно и она превратилась в книгу сказок.
На ее первой странице красовался портрет сказочника.
Ель оказалась в библиотеке, и все любовались ее золотой обложкой.
Ясеневый шкаф хвалился новой книгой, кленовый стол поддакивал ему, березовая полка сказала, что Ель позавидовала бы им. И только дубовый потолок усмехался, он уже все давно понял.
А Елка не стала отчитывать Клен, Ясень и других, хотя могла сделать это на многих языках, на которых была написана книга великого Сказочника.
Она была великодушной, ведь счастье не в низменной страсти возмездия, оно в величии прекрасного.

Обновлено: 10.01.2023

1. В датском лесу росли очень говорливые и самовлюбленные деревья.

2. Все они недолюбливали некрасивую, добрую елку.

3. Сказочник рассказывал им истории о том, как они превратятся в полезные и нужные вещи.

4. Все смеялись над елкой, но сказочник уверил о непредсказуемости судьбы.

5. Так и произошло елка не стала дровами, а превратилась в прекрасную книгу сказок.

6. Так она встретилась со старым другом и заговорила на множестве языков.

Читайте по теме:

Главные герои

1. Елка. Доброе кроткое дерево, уверенное в собственной бесполезности. Она смогла стать полезной, осуществить мечту и при этом остаться такой же бескорыстной.

2. Сказочник. Добрый мужчина, жалеющий елку и желающий ей самого лучшего.

Главная мысль

Истинное предназначение иногда намного глубже чем кажется на первый взгляд. Нельзя отчаиваться и отпускать руки, судьба может удивить.

Чему учит

Сказка учит относиться к другим с уважением, добротой и пониманием. Тому, что не всегда можно судить лишь по внешнему виду. В произведении поднимаются темы бережного отношения к природе.

Отзыв

Мне понравилось произведение Пермяка, в нем автор поднимает очень важные темы. Елка не могла даже представить, что может стать настолько важной и нужной человечеству. Она смогла не только воплотить свои самые ярые желание, но и принесла немалую пользу людям.

Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

воскресенье, 19 мая 2019 г.

Пермяк Е. «Некрасивая елка»

Жанр: литературная сказка

Главные герои сказки «Некрасивая елка» и их характеристика

  1. Елка. Некрасивая, молчаливая, великодушная, добрая.
  2. Другие деревья. Заносчивые, хвастливые, завистливые.
  3. Дуб. Мудрый.
  4. Сказочник. Великий мастер. Добрый и талантливый.
  1. Говорящие деревья
  2. Некрасивая Елка
  3. Сказочник под Елкой
  4. Срубленный дуб
  5. Сказка о будущем деревьев
  6. Смерть Сказочника
  7. Судьба говорящих деревьев
  8. Ель превращается в книгу
  9. Портрет Сказочника
  10. Бессмертие прекрасного
  1. В датском лесу росли деревья, которые разговаривали и дразнили некрасивую ель.
  2. Под елью любил сидеть Сказочник, который рассказал деревьям сказку о будущем.
  3. Он рассказал о том, чем становятся срубленные деревья, и о том, что каждое из них ждет свое судьба.
  4. Прошло много лет, Сказочник умер, а деревья срубили лесорубы.
  5. Каждое дерево ждала своя судьба, а Ель стала книгой и на ней написали сказки Сказочника.
  6. Деревья стали радоваться красивой книге, а Ель великодушно их простила.

Чему учит сказка «Некрасивая елка»
Учит великодушию, доброте, учит ценить прекрасное. Учит не хвастать, не злословить, быть скромным. Учит больше делать, а меньше говорить. Учит верить в свою судьбу и надеяться на лучшее.

Отзыв на сказку «Некрасивая елка»
Мне понравилась эта сказка, в которой говорится даже не о деревьях, а величии человеческого разума, о творчестве, о прекрасном. Творения сказочника не умерли вместе с ним, они остались на века, и читая их, люди вспоминают автора.

Пословицы к сказке «Некрасивая елка»
Красота без разума пуста.
Скромность всякому к лицу.
От судьбы не уйдешь.
Злому смерть, а доброму вечная память.
Дерево славится плодами, а человек — делами.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Некрасивая елка»
В датском лесу росли говорящие деревья, которые часто разговаривали друг с другом. Самым говорящим деревом была осина, любила позлословить и береза, а вот Елка всегда была молчаливой и задумчивой.
И остальные деревья не любили Елку, хотя она им никогда не мешала. Но деревья судили друг о друге по внешности, и Елка казалась им дурнушкой.
Но именно под Елкой часто садился Сказочник и сочинял свои сказки.
Однажды в лесу срубили старый трехсотлетний дуб, и все деревья сильно расстроились. Пришел Сказочник, пожалел, что в лесу не стало дуба, и предложил рассказать деревьям сказку о будущем.
Он сказал, что не все деревья умирают, когда их рубят. Тот же дуб проживет сотни лет, став резным потолком библиотеки. Другие деревья станут мостами, домами, мебелью, музыкальными инструментами.
Сказочник рассказал, как одна сосна стала мачтой и побывала во многих странах, как другая осина стала множеством корыт.
Деревья стали просить Сказочника рассказать о елях, намекая, что их судьба стать дровами, потом пеплом. Сказочник смутился, но сказал, что нужно ведь и кому-то гореть, принося пользу.
Деревья согласились с этим, но сказали, что лучше быть столом, чем пеплом.
Сказочник задумался и сказал, что никто не знает, как повернется судьба.
Прошло много лет. Сказочник умер, и деревья посмеивались, говоря, что тот был среди людей, как ель среди них. А Ель слушала эти речи и плакала смолой. Ей очень хотелось снова увидеть Сказочника.
Потом пришли лесорубы и срубили деревья.
Сосна стала мачтой. Ясень, Клен и Береза стали мебелью. Осина превратилась в корыта. Ель распилили на чурбаки и отправили на бумажную фабрику. Она превратилась в тонкие листы бумаги и перед ней открылись новые возможности. Ель могла стать чем угодно и она превратилась в книгу сказок.
На ее первой странице красовался портрет сказочника.
Ель оказалась в библиотеке, и все любовались ее золотой обложкой.
Ясеневый шкаф хвалился новой книгой, кленовый стол поддакивал ему, березовая полка сказала, что Ель позавидовала бы им. И только дубовый потолок усмехался, он уже все давно понял.
А Елка не стала отчитывать Клен, Ясень и других, хотя могла сделать это на многих языках, на которых была написана книга великого Сказочника.
Она была великодушной, ведь счастье не в низменной страсти возмездия, оно в величии прекрасного.

В говорящем лесу росла некрасивая елка. Собратья не любили ее и насмехались над елкой. Когда деревья выросли, елку срубили и сделали из нее бумагу, на которой напечатали сказки.

За минуту

В датском лесу росли разговаривающие по-датски деревья. В летнюю жару они мучились от зноя и шептались так тихо, что даже птицы не понимали, о чем они говорят. Когда дул сильный, порывистый ветер разговор деревьев становился громким, и каждый мог его услышать.

Самой разговорчивой была Осина, а молчаливой – Елка. Последняя росла не такой красивой, как ее сестры. Из-за этого ее недолюбливали лесные братья и иногда насмехались над ней. Они судили друг о друге исключительно по внешнему виду.

Деревьям не нравилось, что сказочник уделял Елке особое внимание, он часто сидел под ней и писал сказки. Однажды лесники срубили в лесу старый дуб. Его родня стала оплакивать свежий пень. Пришедший сказочник рассказывает деревьям историю о том, во что могут превратиться увезенные из леса деревья.

Когда деревья выросли, их срубили, чтобы сделать из них разные полезные вещи. Из некрасивой елочки сделали бумагу, на которой напечатали произведения того самого сказочника.

В удивительном лесу жили деревья. Среди них росла некрасивая ёлка. За это её недолюбливали другие деревья, высмеивали.

А она молчала. Слушала сказки, которые рассказывал Сказочник. Он усаживался под ёлкой и говорил. На датском языке. И все деревья его понимали.

Дуб срубили лесорубы, и все деревья очень опечалились, а его родственники заплакали. Сказочник как мог утешал их. Он говорил, что со смертью дерева его жизнь не прекращается, поскольку из него можно сделать много прекрасных вещей, которые будут служить людям долгие годы.

Деревья и тут стали высмеивать ёлку, предполагая, что ей после смерти достанется самая никчемная роль — быть дровами.

Пролетели годы. Ветер рассказал деревьям, что Сказочник уже никогда не появится в их лесу: его больше нет.

Ёлку распилили на куски. Она ждала, что из неё сделают дрова. Но судьбе было угодно превратить её в бумагу, из которой создали книгу сказок. Так некрасивая ёлка стала прекрасной книгой и таким образом встретилась со Сказочником. Бывшие деревья, а теперь полки в книжном шкафу, гордились, что она стоит в нём.

Главная мысль сказки заключается в том, что никто не знает своего предназначения, а потому никогда не стоит хвастаться, хвалиться своей красотой и считать себя выше и лучше других.

Евгений Пермяк - Некрасивая елка

Евгений Пермяк — Некрасивая елка краткое содержание

Некрасивая елка — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Евгений Андреевич Пермяк

В датском говорящем лесу росли датские говорящие деревья. Они разговаривали только по-датски.

В жаркие солнечные дни, изнемогая от зноя, деревья перешептывались друг с другом так тихо, что даже чуткие птицы не могли разобрать, о чем они шепчутся. Зато как только поднимался ветер, в лесу начинался такой шумный разговор, что его без труда мог услышать всякий.

Самой болтливой в лесу была Осина. Ее голос, звенящий одиннадцатью тысячами листочков, не умолкал и в полдень. Осина любила позлословить, как, впрочем, и Береза. А Елка наоборот. Елка была на редкость молчалива и задумчива. Она в отличие от своих стройных и красивых сестер росла не очень красивой. Даже, скажем прямо, совсем некрасивой: однобокой и кривой.

Елку не любили ее лесные собратья, хотя ни одному из них она не сделала ничего дурного. Она не затеняла им солнца, не лишала их влаги, не шелестела, как Дуб или Ясень. Вообще она вела себя очень скромно. Но деревья усвоили отвратительную манеру отношения друг к другу – по внешности. По одежке. По красоте ветвей и строению кроны. А Елка была дурнушкой. Это и послужило поводом для насмешек самовлюбленного Ясеня, молодого красавца Клена и Березы с изысканно тонкими ветвями.

Не любили они Елку и потому, что ей оказывал особое внимание Сказочник, пользовавшийся большим уважением в лесу. Он часто садился под елью со своими тетрадями и писал сказки или задумчиво мечтал.

Почему он предпочитал именно ее тень, никто не знал, но болтали в лесу разное.

Ясень говорил, что Сказочник, так же как и Елка, одинок, некрасив и долговяз. Клен находил, будто Елка специально для Сказочника осыпает мягкие иглы, чтобы ему было удобнее сидеть под нею. Береза городила такое, что лучше не повторять этого. И вообще мы не должны брать на себя роль Ветра, который разносит нелепые лесные слухи. К тому же нам давно пора приступить к главному и начать с того, как в лес однажды пришли лесорубы и срубили старый Дуб и как в лесу раздался громкий плач. Плакали дети, внуки, племянники и друзья старого Дуба.

Им казалось, что уже все кончено. И особенно после того, как старый Дуб был распилен на кряжи и увезен из леса.

Когда дубовая родня оплакивала свежий пень, появился Сказочник. Ему тоже было жаль, что в лесу не стало зеленого богатыря, трехсотлетнего Дуба. И его слеза капнула на срез пня.

Но слезы никогда не помогают горю. Зная об этом, он решил рассказать сказку о том, во что иногда превращаются деревья, когда их увозят из леса.

– Господа, – сказал он по-датски, обращаясь к деревьям, – не угодно ли вам прослушать сказку о вашем завтрашнем дне?

В говорящем лесу стало тихо. Деревья насторожили свои листья и стали слушать.

– Никому из вас, как, впрочем, и мне, – начал Сказочник, – не хочется покидать этот прекрасный лес. Но не все, уходя из него, перестают жить. Не все, оказавшись срубленными, умирают.

Лес зашумел и насупился. Начало сказки деревьям показалось не более чем утешительным враньем.

Сказочник подал знак. В лесу стало снова тихо.

– А известно ли вам, господа, что Дуб проживет еще сотни и сотни лет, когда он станет дубовым резным потолком библиотеки? А он станет именно им. Так ли уж плохо это, господа деревья?

Деревья одобрительно зашелестели. Теперь Сказочник, завладев вниманием слушающих, спокойно уселся на золотой ковер мягкой еловой осыпи и стал говорить о том, как снова придут в лес лесорубы и спилят созревшие деревья, не давая им сгнить на корню и превратиться в ничто. Спиленные деревья станут домом, мостом, музыкальными инструментами, мебелью или паркетным полом, чтобы жить и служить поколениям.

– Так ли уж это плохо, господа? – сказал он и продолжил сказку о том, как одна мечтательница Сосна превратилась в корабельную мачту и побывала в Индии, Китае, на Курильских островах… Стал рассказывать, как одна Осина стала тридцатью тремя корытами.

– Превращение в корыта хотя и не так заманчиво, – сказал он, – но все же стать корытом лучше, чем никем, ничем и ни для кого.

– Это верно, – заметила слегка обиженная Осина, – превратиться в корыта куда приятнее, нежели стать дровами. Да, дровами, – повторила она, покосившись на некрасивую Елку и окидывая ее неприязненным взглядом от корня до вершины.

Заметив этот взгляд, самовлюбленный Ясень спросил Сказочника:

– А почему бы вам не рассказать о еловых дровах?

– Вот именно, – поддержал надменный Клен. – Это бы вселило радужные надежды одной нашей общей знакомой.

Сказочник смутился. Ему не хотелось огорчать некрасивую Елку. Он любил ее. Он жалел ее. Но правда выше любви и жалости.

– Господа, – тихо сказал Сказочник, – разве уж так плохо сгореть для других? Ведь должен же кто-то своим огнем радовать детей и согревать их в зимнюю стужу. Должен же кто-то выпекать хлебы и плавить металл.

– Да, конечно, конечно, господин Сказочник, кто-то должен это делать, – подтвердил Ясень. – Но согласитесь, что все-таки лучше стать полированным столом или буфетом, нежели золой и пеплом.

– Хотя, – усмехнулась Береза, – зола тоже на что-то нужна. Ею, кажется, чистят кастрюли и посыпают тротуары. Так ли уж это плохо, господа? – прошелестела она, издевательски повторяя фразу Сказочника.

Деревья дружно захохотали.

Сказочник снова умолк, а затем, коснувшись рукой Ели, сказал в раздумье:

– Впрочем, никто не знает, как может повернуться судьба. Одни, собираясь жить в веках, забываются ранее, чем увядают цветы на их могилах. Другие, живя скромно и тихо, ни на что особенное не рассчитывая, не думают о бессмертии, а оно, несмотря на это, приходит само. Не отчаивайтесь, некрасивая Елка! Как знать, может быть, все будет по-другому.

С тех пор прошло много лет. Деревья выросли и возмужали. Под некрасивой Елкой жили муравьи. Сказочник давно уже не появлялся в лесу, и, как сообщил Ветер, Ель больше никогда не укроет его прохладной и ласковой тенью своих ветвей. Два лесоруба – Время и Возраст – сделали свое дело.

– М-да! – сказал Ясень. – Хотя он и ярко горел… хотя нам от него было тепло и радостно, все же он сгорел, как сгорают дрова.

– Вот именно, – подтвердил Клен, ставший еще выше и надменнее. – Если выражаться образно, то он был среди людей не более чем некрасивая Елка. То ли дело мы! Мы – ценные деревья. Мы можем превратиться во что угодно: и в спальню королевы, и в трон короля.

Елка молча слушала хвастливые, самодовольные рассуждения, и тонкие струйки смолы катились по ее шершавой коре. Елка не переставала верить, что она встретится со Сказочником и услышит знакомые слова любимых сказок.

Читайте также:

      

  • Цветаева мать и музыка краткое содержание
  •   

  • Два богача краткое содержание для читательского дневника
  •   

  • Сологуб тени краткое содержание
  •   

  • Официальное письмо в школу
  •   

  • Книга апостол ивана федорова краткое содержание

Предмет: «Литературное чтение» 3 класс.

Тема: Е.Пермяк «Некрасивая ёлка».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели: — продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;

— при помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа;

Задачи: — воспитывать этически и эстетически развитого человека, способного понять авторский замысел, способного сопереживать другому, готового к собственному суждению о художественном произведении;

— формировать умение определять тему произведения, основную мысль, делать анализ произведения (анализ развития действий, анализ художественных образов, проблемный анализ).

Планируемые результаты

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, личной ответственности; развивать познавательные интересы, воспитывать чувство взаимопомощи, самоопределения, действий нравственно-этического характера.

Регулятивные УУД: формировать умение планировать свою деятельность и действовать по плану, взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Познавательные УУД: свободно ориентироваться в учебной книге ; работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умозаключения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

Коммуникативные УУД: овладевать умениями строить сообщения в устной форме, сравнивать данные, находить отличия, находить нужную информацию; организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли, адекватно использовать речевые средства, договариваться, находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать позицию других людей; работать с соседом по парте.

Методы обучения: словесные, наглядные, стимулирования учебной деятельности, самоконтроля.

Формы обучения: коллективная, групповая (работа в парах).

Приемы обучения: беседа, самоконтроль, рефлексия.

Педагогические технологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация к уроку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается уро.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем лучше мы читать.

  1. Проверка домашнего задания.

Пересказать сказку Х.К. Андерсена «Ель» от имени ёлочки (по желанию).

  1. Сообщение темы и цели урока.

Работа с презентацией.

СЛАЙД 2.

— Сегодня познакомимся с жизнью и творчеством ещё одного писателя Евгения Андреевича Пермяка.

  1. Жизнь и творчество Е. А. Пермяка. СЛАЙД 4

— Евгений Андреевич Пермяк родился на Урале в г. Перми в 1902 г. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии – Виссов – предпочёл псевдоним Пермяк. Евгений Пермяк мечтал стать инженером, чтобы создавать машины, облегчающие людям труд. Но обстоятельства изменили его планы.

В 1930 г. Е А. Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Он сочинял стихи, рассказы, сказки. Евгений Андреевич щедро делился теплотой своего сердца. Он умер 17 августа 1982 г.

СЛАЙД 5.

Он написал 30 книг. На слайде вы видите лишь некоторые из них. Эти книги вы можете найти в библиотеке.

  1. Подготовка к восприятию нового произведения.

— Отгадав загадки, вы узнаете о чем мы будем читать.

СЛАЙД 6-7.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей.

И много задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

СЛАЙД 8.

Никто не пугает, а вся дрожит.

СЛАЙД 9-10.

Я из крошки бочки вылез.

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

СЛАЙД 11-13

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно …ёлки

— Как вы думаете, о чём произведение, которое будем читать?

— Ребята, сегодня мы прочитаем с вами произведение, которое называется «Некрасивая ёлка». А что вам известно об этом дереве? Как вы думаете, бывают ли ёлки некрасивыми? (Предположения детей).Прочитав это произведение , мы постараемся ответить на данный вопрос.

  1. Подготовка к чтению.

Читай внимательно.

Работа в парах. Словарная работа (На парте лежат листки со словами, дети обсуждают значение слов в парах, а затем высказывают свои предположения)

— В тексте вам встретятся следующие слова: позлословить, самовлюблённый, самодовольный, великодушный, благородный, бессмертие. (Дети объясняют значения слов и затем сравнивают их на слайде. Слова появляются по щелчку)

СЛАЙД 14

Позлословить – высказывать о ком, чём-нибудь злостные сплетни, пересуды.

Самовлюблённый – восхищение самим собой.

Самодовольный – полный довольства, любования самим собой.

Великодушный – обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.

Благородный – высоконравственный, самоотверженно честный, бескорыстный человек.

Бессмертие – (здесь: из мифических представлений) вечное существование, загробная жизнь.

  1. Чтение сказки комбинированное ( учащиеся – учитель).

  1. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

— Дети, а к какому жанру относится это произведение? Почему?

— Какого известного датского сказочника имел в виду Е.Пермяк, когда писал эту сказку?

— Почему названия деревьев написаны с большой буквы? В каком литературном жанре используется такой же приём? (басня) С какой целью?

— Какое чувство вы испытали к ёлочке? Почему?

— Можно ли относиться друг к другу только по внешности? Почему? Вспомните русскую поговорку на эту тему. (Встречают по одёжке, провожают по уму.)

— В этой сказке есть крылатое выражение, которое Е. Пермяк перефразировал. Найдите и прочитайте его. («Но слёзы никогда не помогают горю» — Слезами горю поможешь).

— Скажите, что такое эпитеты?

— Найдите в сказке эпитеты, которые определяют деревья. (Осина – болтливая, молодой ясень самовлюблённый и т.д.)

— Как вы думаете, с какой целью автор решил рассказать деревьям сказку об их завтрашнем дне?

— Согласны ли вы со Сказочником, что «стать корытом лучше, чем никем, ничем и ни для кого»?

— Найдите и прочитайте, во что превращаются деревья после работы лесорубов?

— Что остаётся после людей на земле?

— Вспомните эпизод, когда деревья просят рассказать о еловых дровах. Чего этим хотели добиться деревья?

— Многие люди часто совершают поступки, которыми делают неприятность ближнему, при этом испытывая удовольствие. Как бы вы чувствовали себя на месте этого ближнего? А вам приходилось сталкиваться с такими людьми? Приведите примеры.

— Прочитайте мудрые слова Сказочника. Поясните их.

— А какое чудо происходит в сказке?

— Назовите главную мысль этой сказки.

— Почему же автор назвал своё произведение «Некрасивая ёлка»? А как вы считаете, действительно ёлка некрасивая?

9. Итог урока.

Попробуйте сформулировать нравственные уроки сказки.

СЛАЙД 15

А) Слёзы никогда не помогут горю.

Б) Никто не знает, как может повернуться судьба.

Составление синквейна :

Ёлка.

Благородная, мудрая.

Согревает, радует, возвышает.

Дарит тепло, свет, добро.

Красавица!

  1. Рефлексия.

— Закончите предложение: «Я хочу воспитать в себе…»

  1. Домашнее задание.

Прочитать разговор Сказочника с деревьями по ролям.

Предмет:  «Литературное чтение»  3  класс.

Тема: Е.Пермяк «Некрасивая ёлка».    

 Тип урока: урок  открытия нового знания.

Цели: — продолжить  работу над 
формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;


при помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать  и
просматривать текст по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках
нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа;

Задачи: — воспитывать этически и
эстетически развитого человека, способного понять авторский замысел, способного
сопереживать другому, готового к собственному суждению о художественном
произведении;


формировать умение определять тему произведения, основную мысль, делать анализ
произведения (анализ  развития действий, анализ художественных образов,
проблемный анализ).

Планируемые результаты

Личностные УУДформировать
внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, личной
ответственности; развивать познавательные интересы, воспитывать чувство
взаимопомощи, самоопределения, действий нравственно-этического характера.

Регулятивные УУД: формировать
умение планировать свою деятельность и действовать по плану, взаимодействовать
со сверстниками в учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и контроль за
ходом выполнения работы и полученного результата.

Познавательные УУД:  свободно
ориентироваться в учебной книге ; работать с текстом: выделять в нем тему и
основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения,
установки, умозаключения);  выделять информацию, заданную аспектом
рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

Коммуникативные УУД: 
овладевать умениями строить сообщения в устной форме, сравнивать данные,
находить отличия, находить нужную информацию; организовывать и осуществлять
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно
выражать свои мысли, адекватно использовать речевые средства, договариваться,
находить общее решение, аргументировать свое предложение, убеждать, понимать
позицию других людей;  работать с соседом по парте.

Методы обучения: словесные,
наглядные, стимулирования учебной деятельности, самоконтроля.

Формы обучения: коллективная,
групповая (работа в парах).

Приемы обучения: беседа,
самоконтроль, рефлексия.

Педагогические технологии: технология формирования
типа правильной читательской деятельности, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Оборудование урока: мультимедийное
оборудование, презентация к уроку.

                                                            
 Ход урока.

1.     Организационный
момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается уро.

Раз, два, три,
четыре, пять

Будем лучше мы
читать.

2.     Проверка
домашнего задания.

 Пересказать
сказку  Х.К. Андерсена «Ель» от имени ёлочки (по желанию).

3.     Сообщение
темы и цели урока.

Работа с
презентацией.

СЛАЙД 2.

— Сегодня познакомимся
с жизнью и творчеством ещё одного писателя Евгения Андреевича Пермяка.

4.     Жизнь и
творчество Е. А. Пермяка.
СЛАЙД 4

— Евгений
Андреевич Пермяк родился на Урале в г. Перми в 1902 г. Этот город сыграл
большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей
фамилии – Виссов – предпочёл псевдоним Пермяк. Евгений Пермяк мечтал стать
инженером, чтобы создавать машины, облегчающие людям труд. Но обстоятельства
изменили его планы.

В 1930 г. Е А. Пермяк
окончил педагогический факультет Пермского университета. Он сочинял стихи,
рассказы, сказки. Евгений Андреевич щедро делился теплотой своего сердца. Он
умер 17 августа 1982 г.

СЛАЙД 5.

Он написал 30
книг. На слайде вы видите лишь некоторые из них. Эти книги вы можете найти в библиотеке.

5.     Подготовка
к восприятию нового произведения.

— Отгадав загадки,
вы узнаете о чем мы будем читать.

СЛАЙД 6-7.

Наряд её лёгкий
чудесен,

Нет дерева сердцу
милей.

И много задумчивых
песен

Поётся в народе о
ней.

СЛАЙД 8.

Никто не пугает, а
вся дрожит.

СЛАЙД  9-10.

Я из крошки бочки
вылез.

Корешки пустил и
вырос,

Стал высок я и
могуч,

Не боюсь ни гроз,
ни туч.

Я кормлю свиней и
белок –

Ничего,  что плод
мой мелок.

СЛАЙД 11-13

Ну и платье:

Сплошь иголки,

Его носят вечно
…ёлки

— Как вы думаете,
о чём произведение, которое будем читать?

— Ребята, сегодня
мы прочитаем с вами произведение, которое называется «Некрасивая ёлка». А что
вам известно об этом дереве? Как вы думаете, бывают ли ёлки некрасивыми? (Предположения
детей).Прочитав это произведение , мы постараемся ответить на данный вопрос.

6.     Подготовка
к чтению.

Читай внимательно.

Работа в парах. Словарная
работа (На парте лежат листки со словами, дети обсуждают значение слов в парах,
а затем высказывают свои предположения)

— В тексте вам
встретятся следующие слова: позлословить, самовлюблённый, самодовольный,
великодушный, благородный, бессмертие. (Дети объясняют значения слов и затем
сравнивают их на слайде. Слова появляются по щелчку)

СЛАЙД 14

Позлословить –
высказывать о ком, чём-нибудь злостные сплетни, пересуды.

Самовлюблённый –
восхищение самим собой.

Самодовольный –
полный довольства, любования самим собой.

Великодушный –
обладающий высокими душевными качествами, снисходительный к другим до
готовности бескорыстно жертвовать своими интересами.

Благородный –
высоконравственный, самоотверженно честный, бескорыстный человек.

Бессмертие –
(здесь: из мифических представлений) вечное существование, загробная жизнь.

7.     Чтение
сказки комбинированное ( учащиеся – учитель).

8.     Обсуждение
прочитанного, работа с текстом.

— Дети, а к какому
жанру относится это произведение? Почему?

         —
Какого известного датского сказочника имел в виду Е.Пермяк, когда писал эту         сказку?

            
— Почему названия деревьев написаны с большой буквы? В каком литературном жанре
используется такой же приём? (басня) С какой целью?

— Какое чувство вы
испытали к ёлочке? Почему?

— Можно ли
относиться друг к другу только по внешности? Почему? Вспомните русскую
поговорку на эту тему. (Встречают по одёжке, провожают по уму.)

— В этой сказке
есть крылатое выражение, которое Е. Пермяк перефразировал. Найдите и прочитайте
его. («Но слёзы никогда не помогают горю» — Слезами горю  поможешь).

— Скажите,  что
такое эпитеты?

— Найдите в сказке
эпитеты, которые определяют деревья. (Осина – болтливая, молодой ясень
самовлюблённый и т.д.)

— Как вы думаете,
с какой целью автор решил рассказать деревьям сказку об их завтрашнем дне?

— Согласны ли вы
со Сказочником, что «стать корытом лучше, чем никем, ничем и ни для кого»?

— Найдите и
прочитайте, во что превращаются деревья после работы лесорубов?

— Что остаётся
после людей на земле?

— Вспомните
эпизод, когда деревья просят рассказать о еловых дровах. Чего этим хотели
добиться деревья?

— Многие люди
часто совершают поступки, которыми делают неприятность ближнему, при этом
испытывая удовольствие. Как бы вы чувствовали себя на месте этого ближнего? А
вам приходилось сталкиваться с такими людьми? Приведите примеры.

— Прочитайте
мудрые слова Сказочника. Поясните их.

— А какое чудо
происходит  в сказке?

— Назовите главную
мысль этой сказки.

— Почему же автор
назвал своё произведение «Некрасивая ёлка»? А как вы считаете, действительно
ёлка некрасивая?

 9. Итог урока.

Попробуйте
сформулировать нравственные уроки сказки.

СЛАЙД 15

А) Слёзы никогда
не помогут горю.

Б) Никто не знает,
как может повернуться судьба.

Составление
синквейна :

 Ёлка.

Благородная,
мудрая.

Согревает, радует,
возвышает.

Дарит тепло, свет,
добро.

Красавица!

10.  Рефлексия.

— Закончите
предложение:  «Я хочу воспитать в себе…»

11.  Домашнее задание.

Прочитать разговор
Сказочника с деревьями по ролям.

  • Главная мысль сказки незнайка на луне
  • Главная мысль сказки крошка нильс карлсон
  • Главная мысль сказки жаба королева литовская народная сказка
  • Главная мысль сказки ежик в тумане
  • Главная мысль сказки городок в табакерке