Главная мысль сказки поди туда не знаю куда принеси то не знаю что

Читательский дневник по русской народной сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

Автор: народ.

Название: «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что».

Число страниц: 24.

Жанр: народная волшебная сказка.

Главные герои: стрелок-Андрей, Марья, Царь, Советник.

Второстепенные герои: покойный царь, Баюн, баба-Яга.

Характеристика главных героев:

Андрей — ловкий стрелок.

Умный, добрый и смелый.

Выполнял все поручения своей супруги.

Был добр ко всем.

Умело прошёл все испытания.

Марья — красивая и мудрая царевна.

Находчивая и смекалистая.

Верная жена.

Царь — жадный и капризный.

Хотел завладеть чужой женой обманом.

Советник — ленивый и наивный парень.

Ничего не делает без личной выгоды.

Характеристика второстепенных героев:

Покойный царь — советует быть честным сыну.

Баюн — грозный кот.

Баба-Яга — мать Марьи. Помогла Андрею.

Краткое содержание сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

Однажды лучший царский стрелок охотился в лесу и подстрелил дивную птицу.

Оказалось, что это не обычная птица, а прекрасная царевна Марья.

Андрей решил жениться на девушке, и стали они жить счастливо.

Но приглянулась Марья царю, и стал он давать Андрею сложные задания.

Но Марья помогала мужу и он со всем справлялся.

Побывал он на том свете и добыл кота Баюна.

А потом нашёл то, не знаю что, которое отзывалось на имя сват Наум.

Вернулся Андрей, прогнал царя и стал справедливо править городом вместе с женою.

План сказки:

  1. Чудесная горлица.
  2. Любимая жена.
  3. Зависть царя.
  4. На том свете.
  5. Охота на кота.
  6. Новое поручение.
  7. В гостях у бабы Яги.
  8. В дальний путь.
  9. Сват Наум.
  10. Дворец на острове.
  11. Вещи корабельщиков.
  12. Битва с царём.

Основная мысль сказки

Главная мысль произведения в том, что не стоит никогда раньше времени сдаваться и опускать руки, ведь всё может получиться хорошо.

Основная идея сказки в том, что без жены ни один подвиг не совершить.

Чему учит сказка

Сказка учит не сдаваться и идти к поставленной цели, слушаться мудрых советов и бороться за своё счастье.

Произведение учит быть хитрыми, находчивыми и всегда поступать так, как велит сердце.

А также учит прислушиваться к советам близких людей.

Краткий отзыв о сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что завистливый и жадный человек сам себя наказывает.

Так и царь в этой сказке завидовал стрелку и оказался разбит и выгнан из города.

Это очень интересная, увлекательная сказка со многими приключениями.

В ней рассказано, как Андрей совершил три путешествия, одно сложнее другого, но добыл своё счастье.

Мне понравилась умная и находчивая Марья, которая помогала мужу.

Мне понравился и сам Андрей, который был смелым и находчивым.

Я всем советую прочитать эту сказку и никогда ничему не завидовать.

Надо уметь довольствоваться тем, что имеешь.

Пословицы к сказке

  • На чужой каравай рот не разевай.
  • В лихости и зависти, нет ни проку, ни радости.
  • Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
  • На что и клад, коли в семье лад.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.

Словарь неизвестных слов

  • Слобода — небольшое село возле города.
  • Наотмашь — размахнувшись.
  • Зазноба — любимая.
  • Взморье — побережье.
  • Осерчать — рассердиться.
  • Умориться — устать.

Отрывок или эпизод, поразивший больше всего:

Царь увидал стрелка и в сердцах накинулся на него:

— Как ты смел назад воротиться?

Андрей-стрелок отвечает:

— Так и так, был я на том свете у вашего покойного родителя.

Живёт он плохо, велел вам кланяться да накрепко наказывал людей не обижать.

— А чем докажешь, что ходил на тот свет и моего родителя видел?

— А тем я докажу, что у вашего советника на спине и теперь ещё знаки видны, как его черти дубинками погоняли.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
  • «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
  • «Вольга Всеславьевич»
  • «Святогор-богатырь»
  • «Микула Селянович»
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
  • «Про прекрасную Василису Микулишну»
  • «Летучий корабль»
  • «Каша из топора»
  • «Сивка-Бурка»
  • «Баба Яга»
  • «Белая уточка»
  • «Бой на Калиновом мосту»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Русская народная сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» и их характеристика

  1. Андрей-стрелок. Умный, смелый, красивый. Слушался жену и был счастлив.
  2. Марья-царевна. Умная, красивая, находчивая.
  3. Царь, жадный, глупый, обманщик, заглядывается на чужих жен.
  4. Советник. Глупый, ленивый, корыстный.
  5. Сват Наум. Не известно что, но очень всемогущее.

План пересказа сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

  1. Андрей на охоте
  2. Горлица превращается в Марью-царевну
  3. Красивый ковер
  4. Зависть советника
  5. Зависть царя
  6. Путешествие на тот свет
  7. Путешествие к коту Баюну
  8. Последнее задание
  9. Андрей и баба Яга
  10. Огромная лягушка
  11. Сват Наум
  12. Обратный путь
  13. Три предмета купцов
  14. Дворец на берегу моря
  15. Царь умер, да здравствует царь.

Кратчайшее содержание сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Андрей ранил на охоте горлицу, а та оказалась Марьей-царевной и стала женой стрелка.
  2. Царь увидел Марью и решил извести Андрей.
  3. Но Андрей сходит на тот свет и пообщался с батюшкой царя.
  4. Потом доставил царю кота Баюна.
  5. С помощью бабы Яги и лягушки нашел свата Наума и тот стал его другом.
  6. Пошел царь войной на Андрея, а тот царя убил и сам царем стал.

Главная мысль сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
Никогда не следует унывать прежде времени, все может обернуться к лучшему.

Чему учит сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
Сказка учит добиваться поставленной цели, слушать мудрые советы, не стесняться принимать помощь от близкого человека. Учит хитрости и находчивости.

Отзыв на сказку «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
Мне очень понравилась эта сказка. В ней много волшебства, много приключений. Глупый царь захотел сжить со света Андрея-стрелка, чтобы отобрать его жену. Только Андрей-стрелок с помощью Марьи-царевны выполнил все приказания, да в конце с царем разделался.

Пословицы к сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
Все хорошо, что хорошо кончается.
Сделал дело — гуляй смело.
На бога надейся, а сам не плошай.
Всяк царствует в доме своем.
Как не хитри, а правды не перехитришь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
Жил-был царь и был у него на службе охотник — Андрей-стрелок. Каждый день ходил Андрей на охоту, чтобы дичи доставить к царскому столу. Вот и в тот день пошел в лес, увидел горлицу, выстрелил. Ранил только. Упала горлица, Андрей ее добить хочет, а птица человеческим голосом говорит, чтобы он ее лучше домой отнес, да на подоконник посадил.
Сделал Андрей все как просила горлица — ударил ее наотмашь, когда она засыпать стала, и обернулась горлица Марьей-царевной.
Быстренько сыграли они свадьбу и стали жить-веселиться, да Андрей про службу не забывал.
Обратила Марья-царевна внимание на бедность Андрея. Потребовала занять сто рублей и ткани разной накупила. А потом выткала такой ковер, что хоть стой, хоть падай. На нем все царство были показано.
Отправила Марья Андрей ковер продавать, да наказала самому цену не назначать, а брать, что дают. Продает Андрей ковер, купцы сбежались, торгуются. Но приехал царский советник, и сразу ковер за десять тысяч купил.
Принес советник ковер во дворец, перед царем похваляется. А царь дает ему двадцать тысяч и ковер себе забирает.
Советник едет к Андрею, с тем чтобы заказать себе новый ковер, и дверь ему открывает Марья-царевна. От такой красоты советник теряет голову, не ест, не пьет. Потом королю про супругу Андрея рассказал. Царю самому стало любопытно, переоделся он в простое платье, к Андрею отправился. Открыла ему Марья, увидел ее царь, застыл и онемел. А Марья его развернула и дверь закрыла.
Стал думать царь, как Андрея извести, чтобы Марью себе в жены взять. Советнику поручение дал. А советнику голь кабацкая советует отправить Андрея на тот свет, к покойному царю-батюшке.
Царь услышал это предложение, обрадовался, Андрея зовет, поручает ему на тот свет отправляться. Андрей домой приходит, плачет. а Марье его успокаивает — это еще не горе. Научила мужа, что делать надо, колечко золотое дала.
Приходит утром Андрей во дворец, советника царского в помощники требует, как свидетеля. Царь велит советнику с Андреем отправляться.
Бросил Андрей перед собой колечко и привело оно его и советника в глубокий овраг. А там черти на старом царе дрова возят. Попросил Андрей чертей уступить ему царя на часок, а вместо него советника дал. Старый царь и сказал Андрею передать новому царю, чтобы тот простой народ не обижал.
Вернулся Андрей к царю, докладывает. Царь не верит, но советник подтверждает, да и рубцы на спине советника от ударов чертей остались.
Вновь заставляет царь советника думать, и снова голь кабацкая дает тому совет — отправить Андрея за котом Баюном.
Снова Андрей кручинится и снова Марья его утешает — не такая это сложная задача, кота Баюна поймать. Научила мужа что делать. Дала в дорогу колпаки железные, да прутья.
Пошел Андрей в тридесятое царство. А кот Баюн на него дрему насылает. Помнит Андрей наказ супруги, держится, не засыпает. Дошел до кота Баюна. А тот запрыгнул ему на голову, один колпак порвал, второй порвал, а как за третий принялся, ухватил его Андрей клещами и давай прутьями охаживать. Железный прут сломал, медный сломал, а оловянный не ломается. вокруг кота обвивается. Начал было кот Баюн сказки рассказывать, да не слушает их Андрей.
Так и сдался кот, согласился к Андрею на службу пойти.
Принес Андрей кота к царю, а тот не верит. Открыл Андрей клетку, выпусти кота, Баюн на царя когти точит, хочет сердце из груди вырвать. Испугался царь, поверил.
Снова дает царь советнику приказ, узнать как извести Андрея. И снова голь подсказывает.
Отправляет царь Андрея не знаю куда, и велит принести не знаю что.
Тут и Марья-царевна призадумалась. Стала зверей и птиц созывать — никто не знает что это. Позвала всех рыб и гадов морских — и те не знают. Делать нечего, дает Марья Андрею клубок и велит за ним следовать. А ширинкой вышитой утираться в дороге.
И привел клубок Андрея на край земли к избушке на курьих ножках. А там баба Яга. Увидела человека, съесть хочет, да только Андрей с дороги умыться попросил, да накормить его. А как умываться стал и ширинкой утираться, признала баба Яга в ширинке работу своей дочери. А в Андрее зятя любимого.

Рассказал ей Андрей про задание, и обещала помочь баба Яга. Вышла во двор, позвала с болота самую старую лягушку. Попросила ее зятю своему помочь. Велела лягушка ее в кувшин с парным молоком положить и идти к Огненной реке.
Пришли Андрей и лягушка к Огненной реке, и тут лягушка велит Андрею к ней на спину садиться. Тот отнекиваться начал, но потом все же сел. А лягушка дуться начала. Сперва с копну сена стала, потом с целую гору. И перепрыгнула Огненную реку.
И отправляет Андрея в терем-не терем, сарай- не сарай. Пошел Андрей, видит действительно дом — не дом,  терем — не терем. Зашел внутрь, спрятался за печкой.
Долго ли, коротко ли, приходит мужичок с ноготок и требует у свата Наума накормить его. Откуда не возьмись на столе бык печеный и бочонок пива появляются. Съел мужичок быка, выпил пиво, просит свата Наума убрать за ним, и уходит.
Тут и Андрей из-за печи вылазит. И тоже просит свата Наума накормить его, а потом и за стол с собой сажает. Тронут оказался Наум таким приглашением и признался, что он и есть то, не знаю что. Позвал его Андрей с собой и Наум согласился.
Вот пошли они в  обратный путь. Наума не видно и Андрей все волновался, идет ли тот рядом. Дошли до огненной реки, переправила их лягушка обратно. Снова идет Андрей, устал, притомился. А Наум и спрашивает, что же он раньше не приказал ему себя домой доставить.

Поднялся ветер, понес Андрей по воздуху. Над морем летит, Андрей передохнуть просит. Опускает его Наум на остров и золотой дворец ставит. Тут как раз купцы на кораблях плыли, пристали к острову. Андрей их угощает, кормит поит, а купцы удивляются — откуда все появилось посреди пустого моря. Рассказал Андрей купцам про свата Науму. Захотелось купцам такого слугу заполучить, стали они торговаться. Предложили Андрею в обмен дубинку-наломай бока, топор — строитель кораблей, и дудку-стройся войско.
Забрал Андрей предметы, отдал Наума. Купцы Наума спрашивают, будет он им служить, а Наум соглашается. Отплыли купцы, напились, наелись, на Наума покрикивают.
Обиделся Наум, обратно к Андрею улетел.
Андрей обрадовался и велел Науму дальше его нести. И вот принес Наум Андрея к родному дому, а там только головешки. Заплакал Андрей, но тут прилетела горлица, оземь ударилась и Марьей-царевной стала. Рассказала, что пока Андрея не было, не давал ей царь прохода, все замуж звал.
Попросил Андрей Наума им с женой на пустом месте у моря дворец поставить, да зажил там с Марьей-царевной.
Раз поехал царь на охоту, и увидел дворец. Обиделся, послал слуг узнать, кто это смел на его земле дворец ставить. А те узнали все и докладывают — Андрей-стрелец и Марья-царевна во дворце живут. Андрей сходил не знает куда и принес не знает что.
Совсем обиделся царь, собрал войско пошел на Андрея.
А Андрей топориком тюк-тюк и вот уже флот готов, в дудочку подудели — вот уже армия стоит. Пошла эта армия на царское войско, а то и побежало. А Андрей дубинку достает и велит царю бока наломать. И дубинка царя до смерти забила.
А народ обрадовался и позвал вместо старого царя Андрея да Марью править. Не стал Андрей спорить, стал царем и правил справедливо до самой старости.

Неверное вступление:
Эта сказка, как и все сказки, об индивидуации: «процессе становления личности, её созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного».
Индивидуация трёхчастна: выделение индивида из общества (т. к. переход должен происходить за пределами устоявшегося мира), пограничного периода (длящегося от нескольких дней до нескольких лет) и возвращения (ре-инкорпорации в новом статусе или в новой подгруппе общества).
————————————————————
В сказке идет борьба за Аниму/Марью-царевну. Андрей-стрелок сумел найти её, и она помогает ему двигаться на пути индивидуации.
Первые испытания не очень трудны: 1(сходить на тот свет) и 2 (добыть кота-Баюна) названы «службишками», а 3 испытание — это «служба так служба», оно состоит в том, чтобы пойти туда — не знаю куда и принести то — не знаю что.
1 задание – перейти границу этого мира и побывать на том свете – аналогия выхода за пределы своего привычного мира. Главным итогом такого выхода стало понимание, что «людей не надо обижать, а то и с ним то же станется», которое известно как «возлюби ближнего как самого себя».
2 задание сказки не совпадает со вторым периодом индивидуации, скорее, это переход/граница между 1 и 2 периодами. Задание состоит в том, чтобы – победить дремоту, которую напускает кот Баюн и которая приводит к смерти. Так происходит преодоление депрессии или суицида, которые возникают в результате кризиса. Об этом пишет фон Франц: это «происходит с человеком при первом в его жизни кризисе. Он ищет нечто, что невозможно найти или о чем ничего не известно. В такие моменты совершенно бесполезны все добронамеренные и чуткие советы».
3 задание — самое трудное. Первое, что узнает о третьем испытании Анима — она не может помочь. Бессильны её волшебная книга, её помощники, живущие в воздухе или в воде – всё пусто. Минделл определяет Пустоту в Общепринятой Реальности (ОР) так: «Второй принцип буддизма гласит, что в общепринятой реальности все является пустым – шуньята. Слово «пустой» можно понимать множеством разных способов…называние чего бы то ни было, отрицает лежащее в его основе движение, его продолжающуюся изменчивость, и приковывает к чему-то одному. Однако, известно, что не существует никаких твердых «вещей» или «объектов», которые были бы устойчивыми и постоянными. В этом смысле, все является пустым. Даосы используют другое слово для описания этой пустоты. Они называют ее «Дао, которое нельзя выразить словами». (Минделл. Сила безмолвия). Видимо, эту пустоту и нужно найти герою сказки.
Анима показывает только направление поиска (выйти за границу своего мира, не разрывая связи с ним) и дарит ему в путь вышитую ширинку-оберег.
Путь героя — это движение интенциональности, которая «выражает несамодостаточность сознания и может существовать лишь при осознании предмета, а не собственных актов».
Герой обращается в пустоту избы, в которой живет «мужичок с ноготок, борода с локоток», и его голос находит свата Наума с его говорящим именем: наставить на ум , т.е. осознать.
Об этой ситуации пишет Сёрл: «Интенциональные состояния являются условиями искренности речевого акта. Таким образом, условием выполнимости речевого акта является, как внешний мир, так и интенциональное психическое
состояния. Само по себе психическое состояние не является действием. Действием оказывается речевой акт». Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу». Это очень по-русски.
Так героем пройдена граница между 2 и 3 этапом индивидуации. Древняя мудрая сказка советует нам говорить-молиться-звать на помощь, пусть даже «пустоту». Только тогда «сват Наум» поможет.

Интересно, что научился Андрей-стрелок звать свата Наума у «мужичка с ноготок». Обычно, в сказках маленьким ростом обладают великие по своим возможностям существа: тролли, гномы, эльфы. Во власти мужичка оказывается невидимый никому мир, даже Бабе Яге, которая охраняет границу между тем и этим светом. Знает дорогу другая сущность – старая лягушка, которая умеет надуваться и прыгать через огненную реку.
Видимо, все дело в уникальности слизи, которая покрывает шкурку лягушки. У настоящей лягушки слизь выполняет обеззараживающую и антибактериальную функцию. Например, занимая оборонительную позицию, жаба -А́га, или тростниковая жаба (лат. Bufo marinus), обладает способностью раздуваться. Яд аги — сильнодействующий, противоядия нет. От их яда погибают даже крокодилы и змеи! Для отравления или смерти достаточно простого контакта с ядовитыми железами. В отличие от лягушки, Баба Яга все-таки выбирала жертвы сама, но старая лягушка этого не делала, её кожа действовала сразу, не разбирая, кто перед ней. Такая ядовитая власть была, видимо, наравне с властью «мужичка с ноготок».

Сказка Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что — история с испытаниями, приключениями, фантастическими персонажами и помощниками. Поучительную сказку с интересом прочитают онлайн взрослые и дети.

Сказка Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что

Сказка Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Эта удивительная сказка — произведение устного народного творчества. Обработал ее фольклорист А.Н. Афанасьев.

Краткое содержание сказки

В лесу царский стрелок подстрелил непростую птицу. Обернулась она девушкой неописуемой красоты. Женился Андрей на ней. Только царю приглянулась красавица Марья. Задумал он уничтожить стрелка, чтобы взять ее в жены. Дал царь задание стрелку сходить в потусторонний мир проведать его батюшку. Марья была наделена волшебными способностями. Научила она мужа, как в дороге опасностей избежать. Выполнить второе задание – добыть Баюна, кота-людоеда, тоже помогла Андрею жена. Как выполнить главное задание царя, никто не знал. Пошел Андрей, куда волшебный клубок Марьи-царевны покатился. Очутился у Бабы-яги, матери Марьи. Ведьма подсказала зятю, где найти волшебного помощника Наума, который мог исполнять все желания. За доброту парня сват Наум обещал верно ему служить. Помог он добыть заморские диковинки, которые пригодились Андрею. Домой вернулся стрелок, богатый дворец на пустынном берегу поставил, одолел злого царя и стал справедливо и мудро царствовать. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что

В сказке силам зла противопоставляются силы добра. Образы положительных героев идеализированы. Андрей — смелый, добрый, решительный. Марья привлекает не только внешней красотой, но и внутренней. К тому же, она наделена волшебной силой, которую использует, чтобы помочь мужу. Главная мысль сказки Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что — за свое счастье нужно бороться.

Мораль сказки Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что

Содержание сказки Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что приводит читателя к мудрой истине: каждый имеет то, что заслужил. Ее мораль заставит многих задуматься о своих поступках.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Что другим пожелаешь, то сам получаешь.
  • Корень зла – в дурных мыслях.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Краевой
конкурс «Будущее  Алтая» 2017

Муниципальное
общеобразовательное учреждение

Шипуновская
средняя общеобразовательная

школа имени А.В.Луначарского

Шипуновского района Алтайского края

658390, Комсомольский пр., 42, с.
Шипуново, Алтайский край,

Российская Федерация. Тел. (385 – 50)
22-1-59, (385-50) 22-8-59

Исследовательская
работа

Отражение
русского менталитета в народной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то –
не знаю что»

Автор: Яковлева Софья,
2001 г.р.,ученица 9 В класса МБОУ  «Шипуновская СОШ

им. А.В. Луначарского»

Домашний адрес: с.Шипуново, ул
А.С.Пушкина, 104

                                                                               
      Руководитель:

Григоренко Полина Егоровна,

 учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Шипуновская СОШ

 им. А.В. Луначарского»

Шипуново

2017

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава
1.
Источники исследования русской ментальности…………………………………4

Глава
2.
Основные черты русского менталитета……………………………………………5

Глава
3. Отражение русского менталитета в сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси
то – не знаю что»………………………………………………………………………………….7

Глава
4. Заключение………………………………………………………………………….13

Библиографический
список………………………………………………………………….16

Введение

        
Очень часто слышим: «Русский менталитет», «Русская ментальность»… Что это
такое и как это проявляется в жизни, в характере русского человека? Обратившись
к «Словарю иностранных слов»,  можно выяснить, что «менталитет — это система
своеобразия психической жизни людей, принадлежащих к конкретной культуре,
качественная совокупность особенностей восприятия и оценки ими окружающего
мира», «ментальность – это образ мышления, общая духовная настроенность
человека, группы».[17.252]

            Как
русский менталитет, русская ментальность прослеживается в русских народных
сказках? Сказки – это способ сохранения русской ментальности. А как это
отражается в национальной русской политике, мы можем увидеть в документе «О Стратегии государственной
национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
».[3]
Среди целей мы можем выделить две.
Это сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России и
обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина не зависимо от расы,
национальности, языка,  отношений к религии и других обстоятельств.

             Цель работы: определить
особенности русского менталитета в народных сказках и сохранение своей
идентичности
на примере сказки «Поди туда – не знаю куда,
принеси то – не знаю что».

Задачи исследования:

  1. Выявить
    основные черты русского характера.
  2. Описать характерные  особенности русской ментальности в
    русских народных сказках на примере сказки
    «Поди
    туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
  3. Сравнить черты характера героев в разных русских народных
    сказках.

Объект исследования:
русская народная сказка.

Предмет исследования:  характерные
черты русской ментальности в сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не
знаю что».

Методы исследования:

•          анализ
литературных и исторических источников информации;

•          сравнения;
сопоставления;

•          теоретический
метод.

Актуальность:
потребность  анализа сущности сказки связана с ее особой ролью в определении  и
развитии духовных ценностей русского человека.

Гипотеза
основана на том, что русские волшебные сказки — выразители русского духа,
русской идеи, русского самосознания, русской идентичности, природы и
характерных черт русского народа.

Глава 1. Источники исследования
русской ментальности

Основными источниками по исследованию русской ментальности
является письма, воспоминания различных народных и государственных деятелей,
писателей, полководцев. Так же широко используется материал народного
фольклора: песни, былины, пословицы и поговорки.

В процессе  нашего
исследования мы обратились к  трудам учёных и исследователей.

Н. Бердяев считал: «В
русском человеке нет узости европейского человека, концентрирующего свою
энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчетливости, экономии пространства
и времени, интенсивности культуры. Власть шири над русской душой порождает
целый ряд русских качеств и русских недостатков. Русская лень, беспечность,
недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны.
Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая
возможность движения в сторону экстенсивности.»[Н.А. Бердяев « Судьба России»
гл.2 стр.64]

Идея Н. Лосского такова:
«Основное свойство русского народа, искание абсолютного добра, есть источник
разнообразия опыта и разносторонности упражнения различных способностей. Отсюда
естественно возникает богатое развитие духа и обилие дарований.» [Н.О. Лосский
«Характер русского народа» гл.7 стр.85]

Сказки и былины
отражают основной мифологический и легендарный состав предпочтений и
предрассудков русского народа. Как правило, в былинах и сказках персонажи все
вымышлены и идеализированы. Это наталкивает на мысль о том, что народные сказки
и былины есть зеркало, в котором отражаются народные идеалы и ценности, как
справедливо заметил А.С.Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок». Здесь отражен принцип построения сказок и сказаний в устном народном
творчестве: все персонажи сюжета являются вымышленными и выражают идеалы и
ценности народного сознания.

Глава 2. Основные черты русского
менталитета.

            В
современной культурологической и философской литературе  понятие «менталитет»
употребляется в многозначных смыслах и значениях.

            Изучив труды Гудзенко А.И. «Русский менталитет», Жидкова В. С., Соколова К.Б.
«Десять веков российской ментальности: Картина мира и власть», Касьянова К. «О
русском национальном характере», можно выделить основные черты русского
характера.

             К чертам русского менталитета,
сформировавшимся под влиянием природных условий, относятся следующие:

·        
устойчивость нервной системы, способность
преодолевать трудности, стойкость, терпеливость;

  • уравновешенность темперамента;
  • способность к мобилизации внутренних сил в сложных
    жизненных ситуациях;
  • миролюбие, гостеприимство и добродушие;
  • широта натуры. (Большие  территории России, моря,
    бескрайние леса и многочисленные реки и озёра, богатства земных недр
    создали у русского человека представление о неисчерпаемости природных
    ресурсов и беспредельности жизненного пространства, породили в психологии
    русского населения чувство величия огромной страны, безграничности её
    размеров и разнообразия её возможностей и, как следствие, широту натуры).

Генетически обусловленными чертами русского
менталитета
можно назвать следующие:

·        
талантливость;

·        
 высокая адаптационная способность;

·        
 русская смекалка ( она представляет собой
один из способов реализации высокой приспособляемости, когда нужно найти
оригинальный выход из трудного положения. Смекалка – это интеллектуальное
средство выживания, преодоления трудностей независимо от их содержания).

            Социообразованными
чертами
может обладать лишь нация с многовековой историей, такая,  как
русская. К социообразованным чертам русского менталитета можно отнести
следующие:

  • коллективизм
    и соборность, выработанные многовековой жизнью в сельской общине. ( но
    происходящие события в политической  и общественной жизни России могут в
    скором будущем привести к деградации упомянутой коллективистской традиции
    и подрыву одного из основных устоев русской цивилизации);
  • обострённое в
    русском народе чувство несправедливости       социального неравенства,
    ущемляющего интересы малоимущего населения, поиски правды;
  • религиозность
    русского народа, воспитывавшаяся церковью и властью на протяжении почти
    тысячи лет. Присутствие языческих обычаев, обрядов и праздников в быту;
  • русский
    патриотизм.

Как эти черты
проявляются в русском человеке, можно проследить на примере русских народных
сказок.

Глава
3. Отражение русского менталитета, ментальности  в сказке «Поди туда – не знаю
куда, принеси то – не знаю что»

            Известный
русский философ И.Ильин писал: «Русская культура, прежде всего, построена
на чувстве и сердце, на созерцании, на свободе совести и свободе молитвы. Это
они являются первичными силами и установками русской души, которая задает тон
их могучему темпераменту. В качестве вторичных сил выступают воля, осознанная
мысль, правовое сознание и организаторские функции. Следовательно, русский
народ — народ сердца и совести. Здесь источник его достоинств и недостатков. В
противоположность западному человеку здесь все основано на свободной доброте и
на несколько мечтательном, порою сердечном созерцании. Отсюда и терпение, почти
«божественная крепость» русского человека, простота и достоинство,
«удивительно спокойное отношение к смерти» как предельной форме
зла».
».[12. 76]

В сказке «Поди туда-не знаю куда,
принеси то – не знаю что» Андрей –стрелок свою суженую  Марью-царевну встретил
на охоте, она предстала в образе горлицы, голубки. [8,с. 54] Птица у русского
народа всегда была символом свободы, вольности. И это подтверждает
дальнейшее развитие сюжета.

Женившись на Марье-царевне,
Андрей-стрелок «службы не забывает», исправно служит: «каждое утро ни
свет ни заря идет в лес, настреляет дичи и несет на царскую кухню
», но
живет бедно, а Марья-царевна знает, что нужно сделать, чтобы жить в достатке. Жена
мужу и помощница, и  подсказчица
: «Добудь-ка рублей сотню, купи на эти
деньги шелку, я все дело поправлю».
[8,с.55]

Н. Бердяев, известный философ, писал:
«Русская женщина есть тот вечный двигатель русской жизни, который заставляет
ещё куда-то идти.
Русская женщина здесь и сейчас; она видит то, что можно
взять, мужчина всё видит и ничего брать не собирается… Русская женщина умеет
быстро распорядиться насчёт того, что сделать и как, где и зачем».  Не просто
ежедневный  труд, а искусно выполненная работа, по мнению сказителя, способна
принести богатство. «Андрей лег спать, а Марья-царевна стала ткать» [8,с.55].
Так уж было заведено в русских семьях издавна, что муж ночью отдыхает, а жена
домашнюю работу доделывает, ткёт, прядет, вяжет…

            «Всю ночь ткала и
выткала ковер, какого в целом мире не видывали: на нем все царство расписано, с
городами и  деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и
рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят…»
[8,с.55].  В этом описании мы
видим, как в старину люди представляли землю Русскую, какие огромные
пространства она охватывала, какими богатствами обладала.  Только с любовью к
родной земле можно было создать такой ковер, которому купцы не могли цену дать.
Сложно оценить подлинное произведение искусства.  Талантливый русский
человек  не заносчив, нет в нем корысти
. «Марья-царевна отдает ковер
мужу:

                                    — Понеси на
гостиный двор, продай купцам, да смотри – своей цены не запрашивай, а что
дадут, то и бери»
[8,с.55]. В этом эпизоде сказки мы
наблюдаем такие  элементы ментальности русского народа, как  трудолюбие,
честь,  и патриотизм.

            Главным
врагом русского человека на протяжении многих столетий считалось государство
.
«Источник добра в русской ментальности – община, сегодня – это близкие и друзья
, а зло проецируется на государство в образе чиновничества (ранее – барина,
городового и т. п.).   В данной сказке мы можем проследить четкую
государственную иерархию, поклонение царю, безропотное выполнение его приказов.
Купцы, чтобы оценить ковер, обращаются за помощью к царскому советнику, а
царский советник к царю. Царь представлен человеком алчным («Ну, что хочешь,
а ковра я тебе не отдам»
), завистливым («задумал думу нехорошую  —
отбить жену от живого мужа
») и жестоким («сниму голову с плеч»). Это
по его велению «домишко сожгли», « еще пуще разгневался», когда
узнал, что «дворец поставлен Андреем-стрельцом, и живет он в нем с молодой
женой, Марьей-царевной
», повелел «тот дворец разорить дотла, а самого
Андрея стрелка и Марью-царевну предать лютой смерти». 

В сказке осуждается жестокость
царская
, и потому народная фантазия «отправляет старого царя к чертям:
« …На старом-престаром царе два черта дрова везут – большущий воз – и
погоняют царя дубинками, один с правого боку, другой с левого»
. Только
пройдя через страдания и унижения, он понял, что зря людей обижал и просит сыну
передать:

« Поклонись
от меня сыну да скажи, что я накрепко ему наказываю людей не обижать, а то и с
ним тоже  станется».

 В сознании народном всегда жила вера
в доброго царя-батюшку, а еще в то, что злой человек не посмеет ослушаться
отцовского наказа, выполнит его волю и исправится.

Но терпение народное не бескрайнее.
Как бы безропотно не выполнял русский человек распоряжения «царские»:
отправиться «на тот свет узнать, как поживает покойный царь батюшка», «добыть
кота-баюна», «пойти туда – не знаю куда, найти то — не знаю что»
, его
терпению придет конец, и обернется все так, как это представлено в конце
сказки:

«Тут Андрей вынул дубинку:    -Ну-ка,
дубинка, обломай бока этому царю!

Дубинка сама пошла колесом, с конца в
конец перекидывается по чистому полю; нагнала царя и ударила в лоб, убила до
смерти.

Тут и сражению конец пришел. Повалил
из города народ и стал просить Андрея- стрелка, чтоб взял он в свои руки все
государство»
[8,с.59].

В истории нашего государства есть
подобные примеры, когда поднималась «дубинка народной войны» против царя: это и
Пугачевское восстание, и восстание под руководством Степана Разина… Народ
предполагал, что власть их избранников будет справедливой, так искренне верил в
доброго царя-батюшку.

Из сказки мы узнаем  и о народной
любви к книгам
, что в них можно почерпнуть мудрости. Чтобы выручить мужа,
Марья-царевна обращается к книге: «читала, читала, читала»,  но когда
ответа не нашла, обратилась к птицам, зверям, гадам и рыбам морским. В этом
проявляется черта русского человека – обращаться к земле-матушке, наблюдать и
слушать природу
, именно она поможет найти выход из трудной ситуации. Но
чтобы выполнить  невозможное: «пойти туда-не знаю куда, найти то — не знаю
что
» — нужно, чтобы свершилось чудо. Вот потому и появляется в
повествовании  Баба-яга.

Баба-яга в народных сказках
описывается как лесная старуха-волшебница, повелевающая зверями и птицами,
хозяйка мира мертвых, не только воительница и похитительница, но и
дарительница, помощница сказочных героев.  Но именно в обращении к ней проявляется
русское «двоеверие».
Если «на том свете» есть черти, то есть и Бог, т.е.
сказка появилась уже после крещения Руси, но в сознании народном еще живы
языческие представления о миропорядке. В «Энциклопедии языческих богов»[18]
читаем: «Баба-яга-костяная нога – богиня войны. Яга была таким же полноправным
божеством, как и Перун и имела свои места поклонения [13]». Чтобы попасть к
ней, нужно знать дорогу. К ней попадают либо случайно, либо кто-то дорогу
указывает, но чаще всего приводит клубочек ниток, данный кем-либо. В сказке
«Поди туда –не знаю куда, принеси то — не знаю  что» Марья-царевна собрала
Андрея в дорогу и дала ему клубок ниток и вышитую ширинку(полотенце). Может
быть, это был не обычный клубок, а древний путеводитель?

Возможно,
древние славяне имели клубки с узелковыми письменами, содержащими
географические сведения, клубки мифов и религиозных языческих гимнов,
заклинаний. Хранились эти клубки в специальных берестяных коробах (не оттуда ли
выражения: «наврать с три короба»). При чтении нити с узелками,
скорее всего, «наматывались на ус» – очень может быть, что это
приспособление для чтения. Возможно, клубок – это карта. Она указывала
местоположение солнца, имела подобие масштаба и свои условные обозначения,
рассказывающие путнику о том, где находятся топкие болота и как их обойти, где
его ждут река и луга, как пройти сквозь лес и не отклониться от намеченного
маршрута. Не имей люди древности таких карт-клубков (или свертков), они бы не
смогли проходить большие расстояния и достигать пункта назначения. Была своя
трудность в том, чтобы уметь читать такую карту. Но еще большая сложность
заключалась в том, чтобы ее отыскать. По-видимому, карты были редкостью.
Неслучайно в сказках герой получает карту от персонажа, обладающего волшебными
способностями (Марьи-царевны, Бабы-Яги, колдуна, старика, повстречавшегося в
лесу, а затем пропавшего) и никогда не отправляется в путь, просто захватив
клубок из дома.

Другое,
символическое, значение клубка – это жизненный путь, судьба. Возможно, в клубок
смотана нить судьбы героя, и она по мере пути разматывается, раскрывая его
судьбу. Клубочек у древних славян – символ судьбы, счастья, удачи. Клубочки
судьбы пряли девы судьбы – небесные пряхи Доля и Недоля – помощницы богини
Мякоши (Мокоши), которая также изображается с клубком или веретеном и являлась
олицетворением Матери Сырой Земли. Мякошь была дочерью Перуна, посредницей
между небом и землей. Древняя традиция плести венки в честь нее известна до сих
пор. Забыт другой обряд – мокрида – приносить жертву Мякоши, бросая в колодец
клубок шерсти, кудель. У русского народа существует мнение, что жизнь движется
отчасти по неизвестным человеку законам, по законам судьбы и из того, что
просто нужно на что-то положиться. Не случайно Марья-царевна дала своему мужу в
дорогу и вышитую ширинку (полотенце): «…Куда бы ни пришел, будешь умываться,
чужой ширинкой не утирайся, а утирайся моей»
[8,с.57], так как издревле на
Руси рушник, ширинка, полотенце имели не только эстетическое предназначение, но
и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике, служат не только украшением
повседневного быта, но и являются символическим напоминанием о невидимых
связях, соединяющих каждого человека с его семьей, родом, предками. Почему же
не рушник, не полотенце, а именно ширинку? Ответ можно найти в словаре
В.В.Даля: «Ширинка — низаная жемчугом. Фата, плат (платок полотенце), т.е.
не косыня не разрезанная или два нерезаных платка вместе, долгий плат. «Молодую
всю покрывают ширинкою, везут к венцу под ширинкой. Волшебною ширинкой машешь и
производишь все чудеса
!». Можно предположить, что этот предмет дан в
долгую, дальнюю дорогу как оберег и напоминание о доме, о семье, о жене.

«Много
царств и земель прошел Андрей. Клубок катится, нитка от него тянется: стал
клубок маленький, с куриную головочку;  вот уж до чего стал маленький, не видно
и на дороге… Дошел Андрей до леса, видит – стоит избушка на курьих ножках
[8,с.56]». 
В этой сказке нет традиционного описания внешности Бабы — яги: «Избушка
повернулась. Андрей вошел и видит – на лавке сидит седая старуха, прядет кудель
[8,с.56]».
Как выяснилось из разговора Андрея и Бабы-яги, Марья-царевна приходится
бабе-яге дочерью. И здесь вновь всплывает древняя традиция русского народа
обращаться к своим предкам за помощью в сложных жизненных ситуациях.

В
сказках Яга – охранительница входа в тридесятое царство. Героя  она узнает по
запаху: «Фу, фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче
русский дух сам пришел
[8,с.56]». Собиратель сказок А.Н Афанасьев утверждал,
что запах пришедшего к Яге есть  запах человека, а не русского, он пахнет как
живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, мертвые узнают живых по запаху,
они испытывают страх и ужас перед живыми, ни один живой не должен переступать
заветного порога (тридесятого царства). Потому Яга и угрожает Андрею:

«Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках
покатаюсь.

Андрей отвечает старухе:

— Что ты, старая Баба-яга, станешь есть дорожного
человека? Дорожный человек костоват и черен, ты наперед баньку истопи, меня
вымой, выпари, тогда и ешь».
[8,с.56]

Омовение
в бане и еда имеют здесь особое значение: человеку, желающему пробраться в
царство мертвых, предлагается особого рода еда. Эти случаи совершенно ясно
показывают, что приобщившись к еде, назначенной для мертвецов, пришелец
окончательно приобщается к миру умерших. Требуя еды, герой показывает, что он
не боится этой пищи, что он имеет право на нее, вот почему Яга смиряется при
его требовании дать ему поесть». Все это приводит нас к выводу, что угощение
героя Ягой на его пути в тридесятое царство – это прием волшебной пищи умершим
на его пути в  потусторонний мир. Но если перейти из сказочного повествования в
современную реальность, то до сих пор сохранился у русского народа обряд
захоронения
: умершего человека нужно обмыть, после захоронения накрывается
стол для поминания. В родительские дни на могилу умерших кладется еда
поминальная, это языческий обряд, запрещенный и осуждаемый православной
церковью. Опять признаки двоеверия.

В
тоже время угощение Андрея Ягой можно рассматривать и как радушное
гостеприимство
: « Ах, зять возлюбленный, чем же мне тебя потчевать?

Тут Баба-яга собрала ужин, наставила всяких кушаньев,
вин и медов. Андрей не чванился – сел за стол, давай уплетать. Баба-яга села
рядом – он ест, она выспрашивает, как он на Марье-царевне женился, да живут ли
хорошо»
[8,с.57].

            Что
ели в старину, мы узнаем из другого эпизода:

«
…стол накрытый, на нем бочонок пива да бык
печеный…Мужичок с ноготок, борода с локоток, сел возле быка, вынул нож точеный,
начал мясо порезывать, в чеснок помакивать, покушивать да похваливать»

[8,с.57].

            Из
содержания сказки мы узнаем, что пиво, вина, меды обязательно ставились на
столы для угощения. А как же относились к пьянству? «Закручинился старый
советник, пошел и нос повесил… Да с горя и завернул в кабак винца выпить»
 
— и нет осуждения, выпить с горя разрешалось. Совершенно по-другому
звучит рассказ о купцах-корабельщиках: «Перепились все допьяна, где сидели,
там и спать повалились»
Пьянство осуждалось, урок таков: будешь пить —
все потеряешь.

            Анализируя
сказку,  нельзя не отметить и ее языковое своеобразие. Мы находим традиционные
волшебные выражения («залилась слезами», «откуда ни возьмись», «повесил
голову»), повторы («одни-одинешеньки», «шли-шли», «живут-поживают»), постоянные
эпитеты («красная девица», «чистое поле», инверсию («костры высокие», «котлы
чугунные», «ножи булатные», «желты пески», «шелкова трава»).

Заключение

            Проанализировав
сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то — не знаю что», мы выявили
следующие черты русского характера:

  • пространственное
    мышление, поэтизация окружающего мира;
  • любовь к
    родной земле, природе, ощущение единства с ними;
  • талант,
    трудолюбие, бескорыстие;
  • любовь и
    уважение к книгам как источнику знаний;
  • уважительное
    отношение к жене, распределение обязанностей в семье (между мужем и
    женой);
  • почитание
    родителей, уважительное отношение к памяти предков и древним традициям,
    проявление «двоеверия» (сочетание языческих обычаев и христианских);
  • сохранение
    традиций гостеприимства;
  • осуждение
    лени и пьянства;
  • отрицательное
    отношение к жестокости, жадности, несправедливости (царя и власть имущих);
  • вера в
    доброго царя-батюшку и торжество справедливости, в победу добра над злом);
  • выносливость,
    долготерпение, милосердие, доброта, отзывчивость (но когда терпение
    заканчивается, русский народ берется за дубинку, и это звучит как
    предостережение).

            Мы
решили сопоставить основные  черты русского характера в положительных  и 
отрицательных героях народных сказок, т.е. что поощряется и что осуждается. На
основе анализа содержания сказок составили таблицу.

Таблица
1. Положительные и отрицательные черты русского характера, отраженные в
героях народных сказок, их поступках

Название
сказки

Положительное

Отрицательное

«Блинная
туча»

(бытовая
сказка)

Смекалка,
хитрость, находчивость

Болтливость,
хвастовство, лень

«Каша
из топора» (бытовая сказка)

Смекалка,
хитрость, находчивость

Жадность

«Колобок»
(волшебная сказка)

Стремление
к познанию окружающего мира, общительность, сообразительность

Простота,
доверчивость

«Репка»
(волшебная сказка)

Взаимопомощь,
коллективный труд, дружба, отзывчивость

«Солдатская
шинель» (бытовая сказка)

Находчивость,
умение приспособиться, найти выход в любой сложной жизненной ситуации

Жадность,
стремление к выгоде, лень (богатых), наивность, доверчивость

«Битый
не битого везет» (волшебная сказка)

Хитрость,
находчивость, предприимчивость

Доверчивость,
простота, желание жить за чужой счет

«Морозко»
(волшебная сказка)

Трудолюбие,
доброта, отзывчивость, забота о родных людях (отце)

Лень,
зависть, грубость и злобность, желание обидеть сироту

«Василиса
Прекрасная» (волшебная сказка)

Доброта,
трудолюбие

Лень,
злобность, зависть

«Заячья
избушка» (сказка о животных)

Доброта,
дружба, взаимопомощь, трудолюбие

Зависть,
доверчивость

«Теремок»
(сказка о животных)

Дружба

Желание
вмешиваться в чужую жизнь, разрушительное действие всего чужого

Библиографический
список

1.     
Большой Энциклопедический
словарь. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия»;
СПб.: «Норинт», 2000. – 1456  

2.     
 Гудзенко А.И. Русский
менталитет. — М., ПАИМС, 2001. – 240с.

3.     
Жидков В. С., К. Б. Соколов.
Десять веков российской ментальности: Картина мира и власть. — СПб.: Алетейя,
2001. – 640 с.

4.     
Касьянова К. О русском
национальном характере. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая
книга, 2003. – 560с.

5.     
 Керов. В.В. О
междисциплинарном подходе в историко-антропологических исследованиях: методы
социологии и психологии в выявлении и анализе хозяйственного менталитета. С.5
// Ежегодник историко-антропологических исследований. 2005. — М.: Изд-во
ЭКОН-ИНФОРМ, 2006. – 212 с.

6.     
Кожинов В.В. Грех и святость
русской истории. — М.: Яуза, Эксмо 2006. – 480 с.

7.     
Кожинов В.В. Пятый пункт:
Межнациональные противоречия в России. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. – 480 с.

8.     
Народные русские сказки. Изб. Сборник А.Н
Афанасьева. Тексы обработаны В.П.Аникиным. М.: «Художественная литература»,
1983

9.     
Платонов О.А. Русская
цивилизация.– М., «Роман-газета», 1995. – с.224

10.   Российская многонациональная цивилизация: Единство и
противоречия / Отв. ред. В. В. Трепавлов; Ин-т рос. истории. – М.: Наука, 2003.
– 378 с.

11.   Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов / Под общ.
ред. М. П. Мчедлова. – М.: Академический Проект, 2003. – 656 с.

12.   Русский народ: Терминология, исследования, анализ / Сост.
Андреев А. Р., Кривошеев В. Д., Круговых И. Э. – Жуковский; М.: Кучково поле;
Полиграфические ресурсы, 2001. – 384 с.

13.   Селиванова О. В., Улезько В. В. Российская правовая культура и
российский менталитет // Социально-политические институты и процессы в России:
История, современность, моделирование. Томск: ТТУ, 2005. – 108 с.

14.   Сергеева А.В. Русские: Стереотипы поведения, традиции,
ментальность / А. В. Сергеева. – 3-е изд. — М.: Флинта: Наука, 2005. – 320 с.

15.  Словарь иностранных слов для школьников /Сост. Лебедева Г.А. –
М.: «Славянский Дом Книги», 2000. 509с.

16.   Словарь русского языка /С.И.Ожегов. М.:  «Русский язык», 1989.-
930с.

17.   Традиция и русская цивилизация / Д. Володохин, С. Алексеев, К.
Бенедиктов, Н. Иртенина. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.с. 282 [6] 

18.   Феномен власти в русском национальном характере / Под ред. Ю.
В. Куперта. — Томск [б.и.], 2002. – 48 с.

19.   Шаповалов В.Ф. Россиеведение: Учебное пособие для вузов. – М.:
ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 576 с.

Обновлено: 08.01.2023

«Поди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что» — помните такую фразу из сказки? Мы с вами знаем, что сказки — да и любые прочие сочинения — возникают на основе реальных событий. Но кто сочинял сказы-былины? Явно, человек грамотный, обладающий знанием, «знатный», как сказали бы в древности. А это, традиционно, был жрец, либо волхв, практикующий маг, либо сам царь (часто цари одновременно бывали и жрецами-волхвами, как мы знаем из истории и древних книг). Как любой грамотный и всесторонне развитый человек, и жрец, и волхв, и царь умел не только читать и писать. Сызмала овладевал он и другими умениями. Боевое искусство было в их числе, ибо здоровый дух в здоровом теле. А здоровым тело может быть, только если здоров дух, потому учили жреца-волхва-царя и ремеслу рукотворному. Кроме же того — музицировать и петь. Петь как изустно принятые от старших предания, так и созданные самим на основе пережитого. Следовательно, мы имеем все основания полагать, что удивительные слова, вынесенные нами в заголовок, некогда действительно звучали. вот только, для чего, с какой целью? Итак, «поди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что». Слова явно из серии «умный поймёт», не правда ли? Дело в том, что древними нашими предками, жившими более семи тысяч лет назад, не менее кровного почиталось духовное родство. Именно для установления оного между родичами, а также, чтобы проявить его в пришедшем на территорию рода чужаке, и создавались старейшинами (они же верховные жрецы племени) словесные формулы. Своеобразные лакмусовые бумажки выяснить: «свой — чужой». Члену рода-племени смысл этих формул разъяснялся в процессе подготовки к инициации, во время, когда подросток готовился вступить в общество, принять на себя все обязанности и права взрослого. Пришлый человек — случались ведь и такие — проверялся подобной формулой на уровень духовного соответствия требованиям рода, на земли которого он вступил. «Хочешь жить с нами? — как бы вопрошала его эта формула, — так растолкуй меня правильно. Свой — поймёт. Чужой — уйдёт дальше». В любой рождённой или прижившейся в народе пословице-поговорке непременно есть три пласта. Обычно заметны два — материальный и душевный. Мы же с вами будем искать и обретать сакральный, духовный смысл тех или иных народных высказываний. Что же за пласты в словах «Поди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что»? Материальный — это уровень слова. Обратите внимание (это и впредь будет первым делом бросаться в глаза), данная фраза — словно строка стиха: ритмична настолько, что в памяти остаётся моментально и навсегда. А уж как завораживает ритм. Древние знали о воздействии ритма, вибраций на всё окружающее. Потому ни одно слово в древних формулах не случайно. Как и во всяком гениальном стихотворении, впрочем. Душевный пласт здесь видится следующий. «Поди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю, что» — это слова побуждения человека к самостоятельному выбору собственного жизненного пути. Буквально тут следующее: «Не скажу тебе, куда идти и что конкретно делать, всё это сделаешь ты сам. Потому что никто, кроме тебя, не может прожить твою жизнь. А я, старейший рода, просто благословляю тебя на жизненную дорогу, дитя моё. Иди же, обрети свой путь». Такой вот завет подростку, вступающему во взрослую жизнь. Красиво, правда? И, наконец, уровень самый глубокий (а следовательно, и самый возвышенный). Первое же, с чем встречаемся мы в формуле завета, это слово «пойди», «иди». То есть, начни путь. Путь же — это всегда синоним жизни, её символ. Но пойди — как? Здесь во главе угла — «не знаю, не зная». Что означает — «не зная»? Не используя знание, не раздумывая, не рассчитывая. Знание — комплекс условных, приобретённых, привнесённых рефлексов и привычек плюс жизненный опыт. А тут человеку предлагается отказаться от всего своего, порою очень высокомерного и пустого «знаю», и сделать интуитивный выбор пути! То есть, целиком и полностью довериться своей истинной природе, чутью! Именно этому — следованию интуиции, вниманию к сигналам подсознания, пробуждению внутренних, скрытых ресурсов души и совокупности всех наших чувств -обучают своих адептов все без исключения эзотерические учения издревле и по сей день. Делай, что подскажет сердце — вот что означает «соверши поступок, не зная». Поступи не «по уму», а «по сердцу». Фактически, «иди, куда глаза глядят». Это и будет самым верным, с точки зрения людей древности (и природы вообще), выбором — ведь предки наши стремились жить в полной с нею гармонии. Ибо природа и Мать, и Отец нам, и логика её, как известно, в алогичности, в парадоксальности всех проявлений, когда рождение, например, есть смерть, а смерть — есть рождение. Формула советует идти невесть куда — то есть, по жизни — слушая интуицию-сердце, внимая внутреннему голосу. Именно это поможет достичь цели и вернуться живым — и. И вот мы подходим ко второму и главному: «принеси то, не знаю, что».
Что можно принести, если не знаешь, что? Ведь его просто не существует с точки зрения логики и здравого смысла, который ещё называют умом. Нет такого «предмета», ни имени у него, ни признаков. И что делать?
Снова уходим от логических построений ума.
Нигде мы не найдём «не знаю, что»: ни в научных, ни в теологических, ни в философских либо житейских концепциях. Существует всего одно слово, прямо указывающее на «не знаю, что». Это приводной механизм вселенной, альфа и омега, предтеча и необходимое условие жизни.
Л Ю Б О В Ь!

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

суббота, 17 ноября 2018 г.

Русская сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

Русская народная сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» и их характеристика

  1. Андрей-стрелок. Умный, смелый, красивый. Слушался жену и был счастлив.
  2. Марья-царевна. Умная, красивая, находчивая.
  3. Царь, жадный, глупый, обманщик, заглядывается на чужих жен.
  4. Советник. Глупый, ленивый, корыстный.
  5. Сват Наум. Не известно что, но очень всемогущее.
  1. Андрей на охоте
  2. Горлица превращается в Марью-царевну
  3. Красивый ковер
  4. Зависть советника
  5. Зависть царя
  6. Путешествие на тот свет
  7. Путешествие к коту Баюну
  8. Последнее задание
  9. Андрей и баба Яга
  10. Огромная лягушка
  11. Сват Наум
  12. Обратный путь
  13. Три предмета купцов
  14. Дворец на берегу моря
  15. Царь умер, да здравствует царь.
  1. Андрей ранил на охоте горлицу, а та оказалась Марьей-царевной и стала женой стрелка.
  2. Царь увидел Марью и решил извести Андрей.
  3. Но Андрей сходит на тот свет и пообщался с батюшкой царя.
  4. Потом доставил царю кота Баюна.
  5. С помощью бабы Яги и лягушки нашел свата Наума и тот стал его другом.
  6. Пошел царь войной на Андрея, а тот царя убил и сам царем стал.

Чему учит сказка «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
Сказка учит добиваться поставленной цели, слушать мудрые советы, не стесняться принимать помощь от близкого человека. Учит хитрости и находчивости.

Отзыв на сказку «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
Мне очень понравилась эта сказка. В ней много волшебства, много приключений. Глупый царь захотел сжить со света Андрея-стрелка, чтобы отобрать его жену. Только Андрей-стрелок с помощью Марьи-царевны выполнил все приказания, да в конце с царем разделался.

Пословицы к сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»
Все хорошо, что хорошо кончается.
Сделал дело — гуляй смело.
На бога надейся, а сам не плошай.
Всяк царствует в доме своем.
Как не хитри, а правды не перехитришь.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»

Сказка Царевна-лягушка начинается с того, что в некотором Царстве-Государстве Царь указывает сыновьям натянуть свои тугие стрелы и пустить их в разные стороны. Где стрела упадет там и свататься. После чего стрела младшего сына попадает в топкое болото, где он обнаруживает свою будущую жену-лягушку. Лягушка оказалась заколдованной девицей Василисой Премудрой. Она была заколдована на три года своим отцом Кощеем Бессмертным.

Иван-Царевич в один из моментов сказки обнаруживает лягушачью кожу своей жены и бросает ее в огонь. После чего Василиса Премудрая рассказывает ему о колдовстве, говоря, что для того, чтобы ее найти, нужно три пары железных сапог износить и три железных хлеба изгрызть, и исчезает. Далее Иван-Царевич встречает старичка, который дает ему клубочек, указывающий дорогу и оставляет в живых во время охоты трех животных: медведя, зайца, селезня и щуку. После этого он попадает в избушку к Бабе-Яге, которая помогает ему и рассказывает, где хранится смерть Кощея.

Иван-Царевич приходит на это место и находит дуб, на котором висит сундук. В сундуке сидит заяц, в зайце утка, в утке яйцо, а в яйце игла. На конце иглы смерть Кощея. И тут ему на помощь приходят медведь, заяц, селезень и щука, которым он ранее даровал жизнь. Совместными усилиями они добыли для Ивана-Царевича яйцо в котором была смерть Кощея.

Таким образом, Иван-Царевич победил Кощея и вернул Василису Премудрую.

Данная сказка отражает проблемы прохождения Эдипова Комплекса у Василисы. Девочка испытывает бессознательное влечение к родителю противоположного пола, т.е. к своему отцу Кощею. Отец, бессознательно опасаясь инцеста, заколдовывает дочь на три года, т.е. дает некий приказ ей отказаться от своей красоты, женственности, превратиться в лягушку.

Избавится от последствий неправильного проживания Эдипова комплекса (превращение в лягушку) Василиса пытается через мужа, который сжигает ее лягушечью кожу, что символизирует вступление в половую связь – потерю девственности, желание мужа владеть ею целиком. Но вследствие ее регресса она не способна на это, такие действия она принять не может, потому исчезает. Сам образ царевича говорит о том, что он пока не достиг мужской зрелости. Василиса дает ему указания, как эту зрелость достичь – пройти инициацию, а именно отречься от плоти: три пары железных сапог износить и три железных хлеба изгрызть. При этом освобождение Василисы может произойти только при смерти Кощея и победы над ним Царевича.

В сказке встречаются различные символы, которым можно дать психоаналитическую трактовку.

Стрелы, которые были выпущены братьями, имеют фаллическую символику.

Стреляют они с Широкого отцовского двора, что символизирует собой прохождение Эдипова Комплекса. Отец, как бы изгоняет своих сыновей из супружеской спальни.

Вероятно у Ивана-Царевича, как у младшего сына эмоциональная связь с матерью наиболее сильная. А проигрыш отцу в конкуренции за мать обрекает его на прохождение испытаний для обретения своей мужественности, преодоление первичного страха и инфантилизма.

Болото, в котором оказывается Царевна-Лягушка символизирует собой ее регресс к материнской утробе.

Кощей является собирательным образом авторитарного отца, единоличника-обладателя женщиной.

Среди стрельцов, был у короля самый любимый — Федот, метко в цель попадал, никому промаху не давал. Однажды ранним утром на заре отправился стрелец на охоту, в густом лесу он увидел горлицу. Горлица – это лесная птица из породы голубей, в фольклоре употребляется как голубка, возлюбленная, любимая. Голубь, как известно, является символом верности. Герой встречает горлицу в густом лесу, чужеродной среде, месте, отдаленном от королевства, что указывает на такое явление как экзогамия – запрет браков и сексуальных отношений между членами родственной группы или локальной общности. Также данная среда может олицетворять семью девушки, из которой мужчина пришел ее забрать.

Федот стреляет в птицу из ружья и наносит ей рану, перешибает крыло, горлица просит не убивать ее, а принести домой живую. Ружье выступает в роли фаллического символа, описывается совершение полового акта. Стрелец попадает в крыло горлице, что говорит об ограничении свободы девушки, она больше не может свободно летать, теперь ее жизнь связана с покорившим ее мужчиной.

Горлица просит героя принести ее домой и когда на нее найдёт дремота ударить её наотмашь правой рукой. Данное действие представляет собой обряд инициации-замужества, символическую смерть в прежнем качестве — птицы и рождение в новом — человека. Федот выполнил просьбу горлицы, и обернулась она в красно-девицу.

Жена замечает, что служба стрельца совершенно не прибыльное занятие. Она просит его занять денег и всю сумму потратить на покупку разного шелка, из которого будет изготовлен ковер неземной красоты. При этом строго настрого запрещает мужу запрашивать свою цену за изделие. Процесс изготовление ковра напоминает процесс мироздания, сотворения мира, а также способности женщины воспроизводить новую жизнь. Здесь имеется ввиду не только физиологический процесс деторождения, но и подчеркивается огромная роль матери в формировании психики ребенка. Женщина не просто создает новую жизнь, но еще и наполняет её содержанием, как расшивает ковер разными нитями. В связи с этим, ковер, созданный руками жены, не имеет цены.

Ковер покупает дворцовый комендант и приезжает на обед к королю. Как только король увидел чудесное творение с изображением его государства, решил не отдавать ковра, заплатил за него двойную цену и повесил у себя во дворце. Данные процессы характерны для анальной стадии психосексуального развития, когда ребенок свой интерес направляет на продукты производства. Возникает желание овладевать объектом, удерживать в себе и не отдавать его. Продукт производства является для ребенка внешним объектом также, как и мать, в связи с этим возникает желание владеть им. Именно на этой стадии у ребенка формируется собственная картина мира, что определяется качеством интроецированного объекта.

Для Федота было приготовлено второе испытание: поди туда не знаю куда — принеси то не знаю что. В детстве ребенок воспринимает смерть как безвозвратную потерю, в связи с этим король не предпринимает прямых действий для расправы над стрельцом. Сознательная идея смерти, скрывает в себе бессознательное желание возвращения во внутриутробное состояние, лоно матери. Ребенок живет с представлением о бесконечности бытия. Ведь сама суть испытания будет связана с пребыванием в теле матери.

Лягушка приводит героя к огненной реке, разделяющей мир живых и мир мертвых, сознательное и бессознательное. Она раздувается до огромных размеров перепрыгивает через реку и приводит героя к пещере. Данное действие повторяет процесс зачатия, Федот оказался в утробе матери, где исполняются все желания и удовлетворяются все потребности. Этим чудом оказывается не что иное, как источник изобилия пищи, то есть одна из форм источника жизни — Шмат-Наум. Герой просит Шмат-Наума присоединится к нему и пообедать вместе, так происходит встреча бессознательных желаний и сознания. После проявленной доброты Шмат-Наум соглашается служить герою. Лягушка является проводником, способная погрузиться в глубины бессознательного и снова подняться в сферу сознания. Таким образом, произошла символическая смерть — перерождение героя, теперь он встретился со своими желаниями и может ими управлять как взрослый зрелый человек.

Выйдя из потусторонней среды, Федот переходит от принципа удовольствия к принципу реальности — вынужден научиться представлять себе реальное положение вещей во внешнем мире и производить в нем реальные изменения. Шмат-разум предлагает стрельцу счастье добыть, разбивает на острове золотую беседку. К этому острову с моря подошли три купеческих корабля, везущие с собой различные диковинки. Шмат-разум попросил Федота поменять его на чудесные предметы, а он в свою очередь к нему обратно вернется. Три предмета повторяют в себе необходимые навыки и умения, которыми он должен обладать как взрослый мужчина: первый-маленький ящик с чудесным садом — способность преобразовывать окружающую среду, вторым предметом был топор – средство производства, с помощью которого строятся корабли, изготавливаются необходимые для жизни предметы, третья вещь — рог-фаллический символ, с помощью него можно собрать многочисленное войско — это способность отстаивать и защищать свои интересы, вступать в конкурентную борьбу.

По возращению домой, Федот просит своего слугу построить ему большой дворец, в своих владениях размещает большой красивый сад, строит множество кораблей и вызывает на службу многочисленную армию. Таким образом, он устанавливает свою власть отца, с которой ребенок не может соперничать. Желание ребенка жениться на своей матери разрушает его царство. Король погибает, но не в биологическом смысле, а в символическом — он просто вытеснят данный конфликт и забывает о травмирующих событиях, его претензии на мать прекращаются, и он подчиняется воле отца.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Шипуновская средняя общеобразовательная

школа имени А.В.Луначарского

Шипуновского района Алтайского края

658390, Комсомольский пр., 42, с. Шипуново, Алтайский край,

Автор: Яковлева Софья, 2001 г.р.,ученица 9 В класса МБОУ «Шипуновская СОШ

Домашний адрес: с.Шипуново, ул А.С.Пушкина, 104

Руководитель:

Григоренко Полина Егоровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Шипуновская СОШ

Глава 1. Источники исследования русской ментальности…………………………………4

Глава 2. Основные черты русского менталитета……………………………………………5

Задачи исследования:

Выявить основные черты русского характера.

Сравнить черты характера героев в разных русских народных сказках.

Объект исследования: русская народная сказка.

Методы исследования :

• анализ литературных и исторических источников информации;

Актуальность: потребность анализа сущности сказки связана с ее особой ролью в определении и развитии духовных ценностей русского человека.

Гипотеза основана на том, что русские волшебные сказки — выразители русского духа, русской идеи, русского самосознания, русской идентичности, природы и характерных черт русского народа.

Глава 1. Источники исследования русской ментальности

Основными источниками по исследованию русской ментальности является письма, воспоминания различных народных и государственных деятелей, писателей, полководцев. Так же широко используется материал народного фольклора: песни, былины, пословицы и поговорки.

В процессе нашего исследования мы обратились к трудам учёных и исследователей.

Глава 2. Основные черты русского менталитета.

К чертам русского менталитета, сформировавшимся под влиянием природных условий , относятся следующие:

устойчивость нервной системы, способность преодолевать трудности, стойкость, терпеливость;

способность к мобилизации внутренних сил в сложных жизненных ситуациях;

миролюбие, гостеприимство и добродушие;

широта натуры. (Большие территории России, моря, бескрайние леса и многочисленные реки и озёра, богатства земных недр создали у русского человека представление о неисчерпаемости природных ресурсов и беспредельности жизненного пространства, породили в психологии русского населения чувство величия огромной страны, безграничности её размеров и разнообразия её возможностей и, как следствие, широту натуры).

Генетически обусловленными чертами русского менталитета можно назвать следующие:

высокая адаптационная способность;

русская смекалка ( она представляет собой один из способов реализации высокой приспособляемости, когда нужно найти оригинальный выход из трудного положения. Смекалка – это интеллектуальное средство выживания, преодоления трудностей независимо от их содержания).

Социообразованными чертами может обладать лишь нация с многовековой историей, такая, как русская. К социообразованным чертам русского менталитета можно отнести следующие:

коллективизм и соборность, выработанные многовековой жизнью в сельской общине. ( но происходящие события в политической и общественной жизни России могут в скором будущем привести к деградации упомянутой коллективистской традиции и подрыву одного из основных устоев русской цивилизации);

обострённое в русском народе чувство несправедливости социального неравенства, ущемляющего интересы малоимущего населения, поиски правды;

религиозность русского народа, воспитывавшаяся церковью и властью на протяжении почти тысячи лет. Присутствие языческих обычаев, обрядов и праздников в быту;

Как эти черты проявляются в русском человеке, можно проследить на примере русских народных сказок.

В сознании народном всегда жила вера в доброго царя-батюшку, а еще в то, что злой человек не посмеет ослушаться отцовского наказа, выполнит его волю и исправится.

«Тут Андрей вынул дубинку: -Ну-ка, дубинка, обломай бока этому царю!

Дубинка сама пошла колесом, с конца в конец перекидывается по чистому полю; нагнала царя и ударила в лоб, убила до смерти.

Возможно, древние славяне имели клубки с узелковыми письменами, содержащими географические сведения, клубки мифов и религиозных языческих гимнов, заклинаний. Хранились эти клубки в специальных берестяных коробах (не оттуда ли выражения: «наврать с три короба»). При чтении нити с узелками, скорее всего, «наматывались на ус» – очень может быть, что это приспособление для чтения. Возможно, клубок – это карта. Она указывала местоположение солнца, имела подобие масштаба и свои условные обозначения, рассказывающие путнику о том, где находятся топкие болота и как их обойти, где его ждут река и луга, как пройти сквозь лес и не отклониться от намеченного маршрута. Не имей люди древности таких карт-клубков (или свертков), они бы не смогли проходить большие расстояния и достигать пункта назначения. Была своя трудность в том, чтобы уметь читать такую карту. Но еще большая сложность заключалась в том, чтобы ее отыскать. По-видимому, карты были редкостью. Неслучайно в сказках герой получает карту от персонажа, обладающего волшебными способностями (Марьи-царевны, Бабы-Яги, колдуна, старика, повстречавшегося в лесу, а затем пропавшего) и никогда не отправляется в путь, просто захватив клубок из дома.

«Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь.

Андрей отвечает старухе:

В тоже время угощение Андрея Ягой можно рассматривать и как радушное гостеприимство : « Ах, зять возлюбленный, чем же мне тебя потчевать?

Что ели в старину, мы узнаем из другого эпизода:

пространственное мышление, поэтизация окружающего мира;

любовь к родной земле, природе, ощущение единства с ними;

талант, трудолюбие, бескорыстие;

любовь и уважение к книгам как источнику знаний;

уважительное отношение к жене, распределение обязанностей в семье (между мужем и женой);

сохранение традиций гостеприимства;

осуждение лени и пьянства;

отрицательное отношение к жестокости, жадности, несправедливости (царя и власть имущих);

вера в доброго царя-батюшку и торжество справедливости, в победу добра над злом);

выносливость, долготерпение, милосердие, доброта, отзывчивость (но когда терпение заканчивается, русский народ берется за дубинку, и это звучит как предостережение).

Мы решили сопоставить основные черты русского характера в положительных и отрицательных героях народных сказок, т.е. что поощряется и что осуждается. На основе анализа содержания сказок составили таблицу.

Таблица 1. Положительные и отрицательные черты русского характера, отраженные в героях народных сказок, их поступках

Смекалка, хитрость, находчивость

Болтливость, хвастовство, лень

Смекалка, хитрость, находчивость

Стремление к познанию окружающего мира, общительность, сообразительность

Взаимопомощь, коллективный труд, дружба, отзывчивость

Находчивость, умение приспособиться, найти выход в любой сложной жизненной ситуации

Читайте также:

      

  • My ideal teacher сочинение
  •   

  • Сочинение маркса и энгельса
  •   

  • Мое любимое место в санкт петербурге сочинение на английском
  •   

  • Переписанное сочинение как пишется н или нн
  •   

  • В детстве раньше чем испугаться людей я боялся тараканов сочинение егэ

  • Главная мысль сказки петушок золотой гребешок
  • Главная мысль сказки перышко финиста ясна сокола
  • Главная мысль сказки пастушка и трубочист
  • Главная мысль сказки ошибки рип
  • Главная мысль сказки остров сокровищ