- Краткие содержания
- Пушкин
- Жених
Купеческая дочь — Наташа, пропала. Девушка вернулась домой лишь к исходу третьего дня. Родители пытались узнать, что случилось, но будучи в состоянии сильного душевного волнения, их дочь ничего не смогла им объяснить.
Прошло время, и Наташа оправилась, вновь стала румяной, повеселела. Однако, опасаясь нарушить ее душевное равновесие, родители более не рискуют задавать ей вопросы.
Однажды девушка сидела у ворот своего дома с подружками. Мимо них проехал на богато убранной тройке молодой человек. Их взгляды встретились, и Наташа обмерла. Она вбежала в дом с криком. Родители задают вопросы пытаясь понять происходящее, но девушка опять замыкается в себе и ничего не говорит.
На следующий день дом Наташиных родителей посещает сваха. Женщина расхваливает Наташу и рассказывает, что на ней хочет жениться один юноша, богатый и умный. Отец одобряет этот брак, он считает, что обзаведясь собственным домом и детьми, Наташа быстрее забудет свои тревоги. Девушка понимает, кто ее жених, и это приводит ее в отчаяние, но идти против воли отца не считает для себя возможным. Она только просит, чтобы на свадебном пире присутствовал судья.
И вот наступает день свадьбы. Невеста за столом не в силах ни есть ни пить, и жених интересуется у нее причиной. В ответ Наташа рассказывает свой сон, который лишил ее покоя. В этом сне девушка зашла в глухой лес, сбившись с тропинки. В темноте она нашла дом, который внутри был полон дорогих вещей.
Далее она услышала шум и спряталась, а в дом вошли 12 мужчин и девушка. Они сели за стол, во главе которого расположились двое братьев и грустная девица. Старший брат, глядя на ее слезы, встает из-за стола и убивает девушку, потом отрезает ей руку, чтобы снять кольцо.
Наташин жених пытается убедить свою невесту, что сон пустой. Но девушка указывает на его руку и спрашивает, чье это у него кольцо. Все присутствующие понимают, что рассказанный сон — это события тех трех дней, когда Наташа исчезла. Разбойник схвачен и тут же предан суду.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным, такова мораль этой сказки.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание для читательского дневника
Купеческая дочь Наташа 3 дня пребывала в состоянии забытья и была сама не своя. Немного придя в себя, вышла с сестрами во двор и увидела лихую тройку, которой управлял молодой мужчина. На следующий день в дом к купцу пришла сваха и договорилась с родителя Наташе о свадьбе богатого боярина, который управлял накануне тройкой, и Наташи. Родителям Наташа не перечит, но на свадьбе грустная. Когда жених спросил почему она не весела. Она рассказала свой сон, который изобличает ее жениха в том, что в лесу он отрубил руку девушке и украл у нее кольцо. Это кольцо у него. И всем понятно, что перед ними преступник.
LiveInternetLiveInternet
«Жених» – сказочная баллада великого русского поэта, драматурга, прозаика, создателя современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837).
По мнению литературоведов, источником для создания «Жениха» послужила сказка братьев Гримм «Жених-разбойник». Александр Пушкин переделал сказку на русский лад, придал ей характерный русский народный стиль, изменил некоторые детали и изложил балладной строфой. В.Г. Белинский писал о сказке: «Эта баллада и со стороны формы, и со стороны содержания насквозь проникнута русским духом, и о ней в тысячу раз больше, чем о «Руслане и Людмиле», можно сказать: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». В народных русских песнях, вместе взятых, не больше русской народности, сколько заключено в этой балладе». Сказочная баллада написана в 1825 году. Впервые напечатана в 1827 году в журнале «Московский вестник».
Жених Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. С вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит. Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами. Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица — и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит, И гонит всех, и давит. Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! — говорит, — Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!» Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова. Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом ее Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места. «Согласен, — говорит отец; — Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить». Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятенье сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льет остаток чаши На голову Наташи. Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мед варите, Да суд на пир зовите». «Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» — И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут. Вот и жених — и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны. Жених «А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьет, не ест, не служит: О чем невеста тужит?» Невеста жениху в ответ: «Откроюсь наудачу. Душе моей покоя нет, И день и ночь я плачу: Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя мое родное?» «Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели. И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Все светло и богато». Жених «А чем же худ, скажи, твой сон? Знать, жить тебе богато». Невеста «Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась. Вдруг слышу крик и конский топ… Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп И спряталась за печку. Вот слышу много голосов… Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица девица. Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; а стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица девица. Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье…» Жених «А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье». Невеста «Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюет. Сидит, молчит, ни ест, ни пьет И током слезы точит, А старший брат свой нож берет, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит». «Ну это, — говорит жених, — Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места. Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. — Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличен, И скоро смертию казнен. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша. ‹1824›
https://www.culture.ru/books/1026/zhenih
Отзыв
Стиль изложения очень необычен, это придает произведению оригинальность, вызывает к нему дополнительный интерес. Читается стихотворение-баллада на одном дыхании. Очень небольшим количеством слов Александр Сергеевич смог передать очень большую историю с таким глубоким смыслом. В произведении с самых первых строк автор обозначил интригу и держит читателя в напряжении до самого конца, пока вся истина не открывается.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 6 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.).
Сказка о попе и о работнике его Балде – сюжет
Жадный поп хотел подыскать себе работника, который умел бы всё делать, а денег бы много за свой труд не брал. На базаре он случайно встретил рубаху-парня Балду, шатавшегося без дела. Балда согласился год работать на попа, а вместо платы – всего лишь дать в конце года хозяину три щелчка по лбу.
Весь год Балда усердно трудился. Подходило время расплаты, и поп побаивался её. По совету попадьи он решил задать Балде такую службу, которую тот бы не смог исполнить, и под предлогом неисполнения избежать трёх щелчков. Поп поручил Балде взять оброк с живших в море чертей – те, якобы, просрочили его выплату за три года.
Балда пошёл к морю и стал верёвкой мутить его. Из воды вылезли черти. Балда потребовал оброка, но черти сказали, что отдадут его, только если он выиграет у них состязание. Вначале они предложили бежать наперегонки вокруг моря. Балда победил чертей в быстроте бега, пустив вместо себя зайца, которого выдал за своего меньшого брата. Потом Балда взялся соревноваться с чертями в том, кто дальше пронесёт на себе кобылу. Чёрт протащил её на спине лишь три шага. Балда же объявил, что сумеет пронести кобылу не только на спине, но даже между собственных ног: он вскочил на неё верхом и на глазах чертей проскакал с версту.
Признав себя побеждёнными, черти отдали Балде оброк. Тот доставил его попу, который теперь уже не мог уклониться от трёх щелчков по лбу. От первого щелчка Балды поп прыгнул до потолка, от второго потерял дар речи, а от третьего у него вышибло ум.
Подробнее см. в отдельной статье Сказка о попе и о работнике его Балде – краткое содержание. См. также полный текст сказки.
Пушкин. Сказка о попе и о работнике его Балде. Мультфильм
Сказка о царе Салтане – сюжет
Царь Салтан уехал на войну с соседями, а его юная жена в это время родила богатыря-сына. Но царской супруге завидовали две её сестры, служившие во дворце ткачихой и поварихой. Они послали к царю обманное письмо о том, что жена его родила не человека, а «неведому зверушку», а потом подменили ответное послание Салтана, вложив туда приказ посадить царицу «и приплод» в бочку и бросить в Окиян.
Бочку долго носило по волнам – и по молитве несчастной царицы выбросило на пустынный берег. Ставший уже богатырём сын сделал из дубового сука лук и пошёл охотиться. Случайно увидев, как чёрный коршун нападает на плывущую по море лебедь, витязь стрелой убил хищника.
Лебедь оказалась доброй волшебницей. Человеческим голосом она сказала, что теперь всегда будет помогать своему спасителю. По волшебству Лебеди на пустынном острове возник большой и прекрасный город. Царевич сел править им, приняв имя князя Гвидона.
Он тосковал по обманутому отцу. Мимо острова часто проплывали в землю царя Салтана купеческие корабли. Гвидон поручал купцам передать от себя поклон Салтану, не рассказывая, что сам он – Салтанов сын.
Привезённое купцами известие о чудесном городе, который невесть откуда взялся на пустом острове, удивило Салтана. Получив ещё и поклон от Гвидона, он загорелся желанием плыть к нему в гости. Но коварные ткачиха с поварихой несколько раз отговаривали царя, убеждая, что в мире есть другие, ещё более поразительные чудеса: например, белка, которая, сидя под ёлкой, грызёт орешки с золотыми скорлупками и изумрудными ядрами, или тридцать три богатыря, выходящие из морских глубин на берега под предводительством дядьки Черномора. Главное же чудо – живущая за морем царевна, которая «днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит».
По волшебству Лебеди на острове Гвидона появилась сказочная белка с орешками и тридцать три богатыря. Царевной же с месяцем и звездой оказалась сама Лебедь. Она приняла перед князем этот свой истинный облик, и Гвидон женился на ней. Узнав обо всех этих новых чудесах, царь Салтан перестал слушать уговоры ткачихи с поварихой и приплыл к Гвидону с флотом. Ступив на остров, царь сразу узнал жену и сына. Их встреча была отпразднована весёлым пиром.
Подробнее см. в отдельной статье Сказка о царе Салтане – краткое содержание. См. также полный текст сказки.
Пушкин. Сказка о царе Салтане. Мультфильм
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях – сюжет
Царица родила мужу-царю дочь и умерла после родов. Через год царь женился на злой и коварной красавице, которая то и дело смотрелась в волшебное зеркальце, умевшее говорить. Зеркальце убеждало свою владелицу-государыню, что она «на свете всех милее, всех румяней и белее».
Во дворце росла и юная царевна, став наконец краше своей мачехи. Зеркальце начало говорить той, что первая красавица в свете – уже не она, а её молодая падчерица. Царица в злобе приказала сенной девушке Чернавке отвести царевну в лес, связать её там и бросить на съедение волкам. Однако Чернавка из жалости просто оставила девушку в чаще, не связывая её.
Царевна пошла по лесу и набрела на высокий, красивый терем. В нём жили семь храбрых братьев-богатырей, которые с радостью поселили работящую и добрую красавицу у себя как сестру.
Однако злая мачеха вскоре узнала от волшебного зеркальца, что падчерица её не умерла и живёт в лесном тереме. Она подослала туда под видом нищенки старуху с отравленным яблоком. Откусив кусок яблока, царевна умерла. Семь богатырей положили её в хрустальный гроб и подвесили тот в скрытой от людских глаз пещере на шести чугунных цепях, прикреплённых к столбам.
Царевну искал по всем свету её бывший жених, королевич Елисей. Он долго не мог найти невесту. Ни солнце, ни месяц не заглядывали в пещеру с гробом, и не могли сказать королевичу, где сейчас его суженая. Елисей узнал про это только от ветра, который веет везде.
Прискакав в пещеру, он в глубоком горе пал на гроб и разбил его лбом. Мёртвая царевна вдруг ожила. Елисей с ликованием повёз её в столицу играть свадьбу, а злая мачеха умерла от зависти.
Подробнее см. в отдельной статье Сказка о мертвой царевне и семи богатырях – краткое содержание. См. также полный текст сказки.
Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Мультфильм
Сказка о рыбаке и рыбке – сюжет
Бедный старик-рыбак, живший со своей старухой в лачуге у моря, поймал однажды золотую рыбку. Та заговорила с ним человеческим голосом и обещала большую награду, если старик отпустит её. Добрый рыбак отпустил рыбку даром, но дома жена, узнав об этом, изругала его: «Ты, дурачина и простофиля, не мог выпросить у рыбки даже нового корыта вместо нашего, расколотого».
Старик пошёл к морю, позвал рыбку и попросил у неё корыто. Рыбка исполнила его желание. Однако корыстная старуха велела, чтобы старик выпросил у рыбки ещё и новую избу. Получив избу, она захотела стать из крестьянки столбовой дворянкой, а потом и вольной царицей.
Рыбка выполнила и эти просьбы. Но старуха, которая теперь жила во дворце, окружённая боярами и дворянами, под конец возжелала стать владычицей морской, и чтобы рыбка была у неё на посылках.
Услышав от рыбака об этой новой прихоти, рыбка молча скрылась в волнах. Старик отправился домой – и увидел на месте дворца свою прежнюю жалкую лачугу и жену, сидевшую у старого разбитого корыта.
Подробнее см. в отдельной статье Сказка о рыбаке и рыбке – краткое содержание. См. также полный текст сказки.
Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. Мультфильм
Анализ стихотворения Пушкина «Жених»
Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.
После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном. Пушкин относился к этой мудрой женщине с особой любовью, и нередко именно она становилась первой слушательницей его новых произведений и первым их критиком.
В 1824 году после нескольких лет южной ссылки поэт был заключен под так называемый домашний арест и отправлен в Михайловское, где ему предстояло прожить почти два года вдали от друзей и светских развлечений. Скрашивала его одиночество любимая няня, которая по-прежнему потчевала поэта народными преданиями. Одно из них легло в основу знаменитого стихотворения-баллады «жених, увидевшего свет в 1825 году.
Речь в нем идет о молодой девушке Наташе, которая на три дня пропала из дома, но на все вопросы родителей отвечал слезами или же упорным молчанием. Впрочем, скоро этот случай позабылся, и девушка «стала, как была, опять румяна, весела». Жизнь вошла в привычное русло, но однажды мимо купеческого дома проезжал статный юноша, и Наташа, увидев его, бросилась в дом, ища спасения у родителей. Впрочем, и на этот раз она не открыла своей тайны. А на следующий день в дом к красавице пожаловали сваты, и отец благословил девушку на брак с добрым молодцем, которому накануне приглянулась Наталья. Она не стала противиться родительской воле, хотя и вела себя достаточно странно, то плача, то хохоча.
У любой притчи или же баллады есть своя мораль. В этом произведении все тайное становится явным на свадебном пиру, когда перед собравшимися гостями Наташа рассказывает свой удивительный сон о том, как попала она в лесную избушку, богато обставленную, куда вскоре пожаловали 12 удалых молодцев. С ними была девушка-красавица, с которой гости жестоко расправились. Одним из убийц был жених Натальи, который взял себе на память колечко жертвы. И именно в этом она публично его уличает, тем самым, воплощая в жизнь свой замысел наказать человека, который готов погубить ее жизнь взамен на обретение богатства.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по стихотворению «Жених» Пушкина
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Однажды купеческая дочь Наташа забрела в дремучий лес. Три дня ее искали огорченные родители. Наконец, она сама явилась в дом. Но говорить, где была, что видела – отказалась. Со временем это происшествие забылось, жизнь вошла в свою колею. Повеселевшая Наташа с сестрами сидела у ворот родного дома. Мимо, распугивая народ, промчалась «лихая тройка с молодцом». Парень и девушка обмениваются взглядом – и Наташа мгновенно узнает в нем кого-то страшного. Вновь семья пытается выпытать ее тайну, но девушка лишь плачет и отмалчивается.
Утром в дом заглядывает сваха. Наташа пришлась по сердцу лихому молодцу. Сваха нахваливает его богатство и щедрость. Самые лучшие украшения и дорогие наряды будут брошены к ее ногам. Купец доволен претендентом на руку дочери и дает добро на их брак. Кажется, лучшего жениха и не сыскать. Наконец, Наташа соглашается исполнить волю отца. И ставит лишь одно условие: пусть свадебный пир будет на весь мир. «Да суд на пир зовите».
За праздничным столом жених досадует на грустную невесту. Наташа отвечает, что ее гнетет один кошмарный сон. Как будто бы она гуляла в лесу да заблудилась. Долго она плутала, пока не набрела на избушку. А в ней – чего только нет: горы серебра и злата, дорогие ткани, прочие товары. Жених Наташи замечает, что сон этот – к богатству. Наташа продолжает свой рассказ: у крыльца раздался шум. Она прячется за печку. «Двенадцать молодцов» с красавицей девицей вошли в избу. И сразу сели ужинать, не помолясь на святые иконы. Начался разбойничий кутеж. Жених вновь в нетерпении перебивает невесту: сон к веселью, что плохого.
Между тем, незнакомка из сна ни ест, ни пьет, и только слезы текут по милому лицу. Самый старший из пирующих девушку убивает. Более того – рубит ей правую руку, где красуется дорогое кольцо. Жених на месте не сидит: сон просто выдумка. Тогда Наташа взглядом пытается устыдить злодея. «С чьей руки у тебя кольцо?» Такой простой вопрос повергает жениха в ужас. Народ его вяжет, а суд приговаривает к казни. Слухи о храбрости и находчивости Наташи расходятся по всей округе.
Читательский дневник по стихотворению «Жених» Пушкина
Сюжет
Дочка купца Наташа ушла на прогулку – и пропала. Пришла сама через три дня, но никому не выдала, где была и что делала. Со временем эта история забылась. Но однажды мимо дома Наташи проехала богатая тройка, которой правил лихой молодец. Он с первого взгляда влюбился в девушку. А ей самой этот взгляд напомнил страшную тайну. Утром от парня пришла сваха. Отец дает согласие на брак. Наташа просит на торжество позвать множество гостей.
За столом жених хмурится: невеста ему не рада. В ответ на расспросы она рассказывает «недобрый сон». Будто заблудилась она в лесу и попала в избу, полную несметных сокровищ. А спрятавшись, стала свидетельницей убийства: в избу явились пировать двенадцать разбойников с пленницей. Один из них убил незнакомку и отсек ей руку с кольцом. Жених трижды перебивает рассказ Наташи, сводя его к шутке. Но вопрос: «с чьей руки твое кольцо?» его разоблачает. Гости на свадьбе хватают злодея. Вскоре его казнят. А слава о смелой Наташе идет по всей округе.
Отзыв
Сказка учит не отчаиваться в безвыходной ситуации: девушка не нарушила родительскую волю, но и женой злодея не стала. Находчивость помогла героине изобличить убийцу и самой не пострадать. Тайное всегда становится явным, а зло не остается безнаказанным. За свои поступки человек будет должен отвечать. Кровавое богатство не приносит счастья.
Сказка «Жених«, начинается с того, что купеческая дочь Наташа, после своего трехдневного отсутствия «без памяти» прибегает в свой двор. Она рассказывает, что в лесу она стала свидетельницей очень страшного преступления, она видела как девушке отрубают руку, чтобы отобрать ее кольцо. Но она не уверена, что это была наяву. Через некоторое время к Наташе приезжает свататься разбойник, который и отрубил руку несчастной девушке. Наташу охватывает страх, но потом она, опомнившись, говорит своему отцу следующее: «Послушна я, святая воля Ваша. Зовите жениха на пир…». Она поддается воле своих родителей, которые хотят выдать Наташу замуж.
На свадьбе жених дарит ей то самое кольцо, которое он снял с отрубленной руки женщины в лесу. Не растерявшись Наташа спрашивает у жениха, откуда он взял это кольцо, и тут разбойник побледнел и понял, что о его преступлении знает Наташа. И в этот момент главная героиня при всех рассказывает, что произошло в лесу в те три дня, когда она пропадала из дома. Жениха хватают и казнят, а Наташа прославляется.
Как мы видим, в свадебном торге Наташа не участвует, ей не оставили выбора, на это и обращает наше внимание Пушкин. Невеста очень боится, но она не хочет перечить родителям. Сам жених до свадьбы отсутствует, это говорит, что раньше невестки не видели своих будущих мужей до самой свадьбы, то есть они были как товар, который покупают женихи у родителей. Родители не понимали, с какой болью их дочери придется делить ложе с тем, кто им не по нраву, кому же понравится жить с разбойником или уродом? Им даже придется рождать от них детей, которые будут страдать в такой семье. Родители Наташи тоже хотели выдать её замуж за богатого человека. Они будто отрубили ей руку, и не дали сделать выбор самой. Но Наташа пошла против воли своих родителей и стала счастливой.
Александр Пушкин
ЖЕНИХ
Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она на двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.
Тужила мать, тужил отец,
И долго приступали,
И отступились наконец,
А тайны не узнали.
Наташа стала, как была,
Опять румяна, весела,
Опять пошла с сестрами
Сидеть за воротами.
Раз у тесовых у ворот,
С подружками своими,
Сидела девица — и вот
Промчалась перед ними
Лихая тройка с молодцом.
Конями, крытыми ковром,
В санях он, стоя, правит,
И гонит всех, и давит.
Он, поравнявшись, поглядел,
Наташа поглядела,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела.
Стремглав домой она бежит.
«Он! он! узнала! — говорит,—
Он, точно он! держите,
Друзья мои, спасите!»
Печально слушает семья,
Качая головою;
Отец ей: «Милая моя,
Откройся предо мною.
Обидел кто тебя, скажи,
Хоть только след нам укажи».
Наташа плачет снова.
И более ни слова.
Наутро сваха к ним на двор
Нежданная приходит.
Наташу хвалит, разговор
С отцом ее заводит:
«У вас товар, у нас купец;
Собою парень молодец,
И статный, и проворный,
Не вздорный, не зазорный.
Богат, умен, ни перед кем
Не кланяется в пояс,
А как боярин между тем
Живет, не беспокоясь;
А подарит невесте вдруг
И лисью шубу, и жемчуг,
И перстни золотые,
И платья парчевые.
Катаясь, видел он вчера
Ее за воротами;
Не по рукам ли, да с двора,
Да в церковь с образами?»
Она сидит за пирогом
Да речь ведет обиняком,
А бедная невеста
Себе не видит места.
«Согласен,— говорит отец,—
Ступай благополучно,
Моя Наташа, под венец:
Одной в светелке скучно.
Не век девицей вековать,
Не всё касатке распевать,
Пора гнездо устроить,
Чтоб детушек покоить».
Наташа к стенке уперлась
И слово молвить хочет —
Вдруг зарыдала, затряслась,
И плачет, и хохочет.
В смятенье сваха к ней бежит,
Водой студеною поит
И льет остаток чаши
На голову Наташи.
Крушится, охает семья.
Опомнилась Наташа
И говорит: «Послушна я,
Святая воля ваша.
Зовите жениха на пир.
Пеките хлебы на весь мир,
На славу мед варите
Да суд на пир зовите».
«Изволь, Наташа, ангел мой!
Готов тебе в забаву
Я жизнь отдать!» — И пир горой;
Пекут, варят на славу.
Вот гости честные нашли,
За стол невесту повели;
Поют подружки, плачут,
А вот и сани скачут.
Вот и жених — и все за стол,
Звенят, гремят стаканы,
Заздравный ковш кругом пошел;
Всё шумно, гости пьяны.
Жених
А что же, милые друзья,
Невеста красная моя
Не пьет, не ест, не служит:
О чем невеста тужит?
Невеста жениху в ответ:
«Откроюсь наудачу.
Душе моей покоя нет,
И день и ночь я плачу:
Недобрый сон меня крушит».
Отец ей: «Что ж твой сон гласит?
Скажи нам, что такое,
Дитя мое родное?»
«Мне снилось, — говорит она, —
Зашла я в лес дремучий,
И было поздно; чуть луна
Светила из-за тучи;
С тропинки сбилась я: в глуши
Не слышно было ни души,
И сосны лишь да ели
Вершинами шумели.
И вдруг, как будто наяву,
Изба передо мною.
Я к ней, стучу — молчат. Зову —
Ответа нет; с мольбою
Дверь отворила я. Вхожу —
В избе свеча горит; гляжу —
Везде сребро да злато,
Всё светло и богато».
Жених
А чем же худ, скажи, твой сон?
Знать, жить тебе богато.
Невеста
Постой, сударь, не кончен он.
На серебро, на злато,
На сукна, коврики, парчу,
На новгородскую камчу
Я молча любовалась
И диву дивовалась.
Вдруг слышу крик и конский топ…
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спряталась за печку.
Вот слышу много голосов…
Взошли двенадцать молодцов,
И с ними голубица
Красавица-девица.
Взошли толпой, не поклонясь,
Икон не замечая;
За стол садятся, не молясь
И шапок не снимая.
На первом месте брат большой,
По праву руку брат меньшой,
По леву голубица
Красавица-девица.
Крик, хохот, песни, шум и звон,
Разгульное похмелье…
Жених
А чем же худ, скажи, твой сон?
Вещает он веселье.
Невеста
Постой, сударь, не кончен он.
Идет похмелье, гром и звон,
Пир весело бушует,
Лишь девица горюет.
Сидит, молчит, ни ест, ни пьет
И током слезы точит,
А старший брат свой нож берет,
Присвистывая точит;
Глядит на девицу-красу,
И вдруг хватает за косу,
Злодей девицу губит,
Ей праву руку рубит.
«Ну это, — говорит жених, —
Прямая небылица!
Но не тужи, твой сон не лих,
Поверь, душа-девица».
Она глядит ему в лицо.
«А это с чьей руки кольцо?» —
Вдруг молвила невеста,
И все привстали с места.
Кольцо катится и звенит,
Жених дрожит, бледнея;
Смутились гости. — Суд гласит:
«Держи, вязать злодея!»
Злодей окован, обличен
И скоро смертию казнен.
Прославилась Наташа!
И вся тут песня наша.
Сказка датирована Пушкиным 30 июля 1825 г. Напечатана в «Московском вестнике», 1827, № 12, и затем включена во вторую часть «Стихотворений» 1829, среди стихов 1825 года. Точно так же и прочие сказки Пушкин печатал вместе со стихотворениями. Но, вырабатывая план нового издания, Пушкин выделил сказки в особый отдел. В список сказок он включил и «Жениха». Сказка эта написана балладной строфой (известной баллады Бюргера «Ленора»). Сюжет ее широко распространен, но, по-видимому, для Пушкина непосредственным источником явилась одна сказка сборника братьев Гримм. Однако Пушкин не следовал ей буквально. Он придал сказке характерный русский народный стиль и во многом изменил отдельные подробности.
Анализ сказки
Сказка «Жених» А.С.Пушкина написана балладной строфой и, что важно, – в русском народном духе, причем Пушкин сам в конце обозначает жанр: песня. При публикации он дал подзаголовок: «Простонародная сказка».
Казалось бы, перед нами простенький, расхожий сюжет о женихе, оказавшемся на поверку разбойником. Что перво-наперво бросается в глаза при прочтении? Разбойников с женихом во главе двенадцать, их вожак губит душу-девицу, рубит ей правую руку. Купеческая дочь Наташа (невеста), будучи свидетельницей расправы, описывает это как «недобрый сон», но в самом начале сказано, что купеческая дочь пропадала три дня и вернулась домой БЕЗ ПАМЯТИ. «Сон» (а говоря языком психологии вытесненная в подсознание ужасная явь) оказался вещим: злодей сватается теперь к ней, и она разоблачает его на свадьбе с помощью улики — кольца с руки его предыдущей жертвы. Такова фабула.
Главное звено сюжета, — свадебный обряд, где задействованы все свадебные «чины»: жених, невеста, сваха, родители, подружки невесты, «гости честные» (попутно замечу, что теме свадьбы Пушкин уделил много места и в незаконченной «Русалке»). Причем, замуж (на погибель) дочь отдает именно отец, третий главный персонаж сказки, мать невесты лишь едва упоминается и права голоса не имеет (в черновиках Пушкина есть строфа, где мать, чтоб успокоить дочь, плетет ей косу, но в окончательном. варианте этого нет, т.е. автор намеренно свел приcутствие матери на нет). Это неспроста. Сразу припоминаются зачины многих русских сказок: «Было у отца три сына (дочери) и пр., где отцы и цари, как правило, вдовцы. Хоть автор и отсылает нас в седую старину, но очевидно, что патриархат уже набрал силу. В этом смысле закономерен четвертый главный персонаж – сваха, не только не уравновешивающая мужское-женское (жених-невеста, отец-сваха), но, напротив, склоняющая чашу весов в мужскую пользу. Есть в жизни такой женский типаж (оборотень в женском обличье, стерегущий патриархальные «ценности» пуще собственных глаз и души), и автор метко дает его парой штрихов.
Таким, образом главная героиня, невеста остается в полном одиночестве, под тяжестью страшной тайны и грозящей ей гибели. Пушкин детально воспроизводит звенья ненавистного в данном случае свадебного обряда, вначале сватовства с красноречивым диалогом-договором свахи и отца невесты: «У вас товар, у нас купец». Торгуют не только женское тело, но и ДУШУ, потому что подчеркивается: душа-девица. Поэтому автор делает упор: купеческая дочь. Такой вот бизнес у любящего папаши, главы семьи времен Домостроя. Пушкин показывает нам, с какой скоростью Наташу стараются сбыть с рук – выдают за первого встречного, не разобравшись, каким образом он нажил богатство, – главное, богат и никому не кланяется в пояс – чем не жених?
«Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?»
Что тут скажешь – быстро обтяпали дельце.
«А бедная невеста Себе не видит места».
Как видим, в свадебном торге героиня не участвует, ей не оставили выбора, на что Пушкин обращает наше внимание: не видит места. Невеста не то что пассивна, она, насмерть перепугана, словно в прострации. Между тем, жених при сватовстве отсутствует (Пушкин дает понять, что женщины домостроевской Руси зачастую не видели будущих мужей до самой свадьбы. Мало того, что им приходилось делить ложе с тем, кто им противен, но и зачинать и рожать от нелюбимого детей – стерпится-слюбится. И никто не задумывался, какой ущерб получат при этом дети от такого брака. Во времена матриархата, когда за женщиной сохранялось право выбора, женщина, полагаясь на природное чутье и влечение, сама определяла, кому стать отцом ее ребенка. От злодея или урода нормальная женщина рожать не захочет. Традиционным «стерпится» церковная патриархальная лавка фабриковала тысячи безумных кликуш (кому интересна данная тема, отсылаю к труду И.Г.Пыжова «История нищенства, кабачества и кликушества на Руси» — при ее прочтении волосы встают дыбом).
Но вернемся на свадебку. Неискушенному гостю-зрителю жених не представляется злодеем, но с ним явно что-то не так: Молодец показан одним мазком, но и этого вполне достаточно, чтоб угадать в нем, правящим тройкой коней, жестокого деспота: «В санях он стоя правит, И гонит всех и давит». Можно догадаться, что ждет женщину в «вечном браке» с подобным типом. Поэтому
«Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет, и хохочет».
Реакция девушки (а ей до бесноватой кликуши уже один шаг) обнажает истинную суть традиционного обрядового действа, губительного для женщины. Но заложница воли отца вынуждена согласиться на союз с садистом против воли:
«Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мед варите, да СУД на пир зовите».
Вместо «гостей» – СУД, это неспроста! Невеста не так безвольна и безумна, как кажется на первый взгляд. Ответ отца (?) куда более странен: «Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву И жизнь отдать».
Действие как бы ускоряется, раскручивается маховик горькой женской судьбы, под плач подружек обносят по кругу заздравный ковш, но отчего-то не весело, будто совершают ритуал «за упокой». Откуда-то еще веет доброй седой стариной (вместо водки на столах хмельной мед и пр.). Но вместо состязания девицы-невесты и молодца-жениха, носящего игровой характер, перо Пушкина рисует жесткий поединок. По традиции девица-невеста должна его проиграть (это отражено в народных песнях свадебного характера), либо, имея шанс одержать духовную победу, она неизбежно погибнет от руки злодея (такая печальная развязка присутствует в балладах христианского толка). Но в народной копилке есть еще сказания о мудрой деве, а значит, не все потеряно. И Пушкин выбрал для своей героини именно этот жребий (а по сути выход)!
Хотя на циничный вопрос жениха, отчего она не ест не пьет, невеста признается: «Душе моей покоя нет, И день и ночь я плачу», дальше она все больше и больше начинает овладевать ситуацией. На наших глазах послушница чужой воли, готовая (по традиции), страдать и пожертвовать собой (это «ребру Адама» и «рабе божьей» предписывается церковным мракобесием), оказывается на поверку смелой и мудрой девой, уличившей в преступлении нежеланного недруга. Пассивная жертва вовсе не собирается отправляться в приготовленный для нее загон – ай, да Пушкин!
У Пушкина ни одна деталь не случайна, а смысловые акценты расставлены так изящно, что нагрузки не чувствуешь. Так, важные для понимания числа «3» и «12» не тяготят излишним символизмом (дочь купца пропадает 3 дня, жених 3 раза перебивает рассказ невесты, правит тройкой коней, а число «12» связано с 12 братьями (и сестрой), 12 апостолами (слово «апостол» переводится с греч. как отступник (ср. «апостасия») и 12 разбойниками (что гораздо реже в русской традиции).
В рекламе свахи и свидетельстве заблудившейся Наташи четко прослеживается символизм серебра-злата, попадающий точно «в десятку»:
«И вдруг, как будто наяву,
Изба передо мною.
Я к ней, стучу — молчат. Зову —
Ответа нет; с мольбою
Дверь отворила я. Вхожу —
В избе свеча горит; гляжу —
Везде сребро да злато,
Все светло и богато».
Читаем чуть ниже:
«Взошли толпой, не поклонясь,
Икон не замечая…»
Сомнений не остается – эта «как будто наяву изба» имеет сходство с церковью и одновременно разбойничьим вертепом.
Одна любопытная деталь там же: «На новгородскую камчу Я молча любовалась».
В словаре Даля камча толкуется как «плеть, кнут», а в значении «ткани с разводами» он приводит более употребительное слово камка. Следов существования именно новгородской камчи, кроме пушкинского источника, нигде не обнаружилось, зато практика публичного наказания женщин кнутом во времена Пушкина была будничным делом (об этом есть стихотворение Некрасова: «Вчерашний день, часу в шестом Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую…»).
Словом, то, что видит Наташа, якобы сон, а на самом деле это страшная реальность, которая может проиграться в жизни самой героини! Фактически смертная жуть уже начала осуществляться в свадебном обряде. Но у сна-были есть и другая функция: он в итоге служит средством выведения на чистую воду мудрой девой своего обидчика. Жених не выдерживает предложенного невестой испытания. Пытаясь уйти от прямого ответа и поставить на место «фантазерку», он называет сон «небылицей». Но дева говорит правду, а подложный жених лжет. Он не «суженый», а злодей, который должен быть разоблачен и наказан. «Пир на весь мир» становится, как и задумывалось мудрой девой, СУДОМ на весь мир. Здесь не лишне добавить, что жених – добрый молодец и богатей (благодаря умелой рекламе свахи), а на поверку безродный похититель девических душ и в прямом и в переносном смысле, не вписывается ни в какие фольклорные каноны, это явный монстр из патриархальной реальности христианского средневековья. И тем значимее для нас смелое противостояние ему главной героини.
Напомню, что действие сказки-баллады начиналось с таинственного исчезновения, пропажи купеческой дочери (У Пушкина этот факт повторяется в «Сказке о мертвой царевне»: «И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала!»).
Однако, героиня нашлась сама – мало того, что сумела остаться незамеченной, выбралась из леса , но и нашла дорогу к дому. Внешне готовая подчиниться воле рока, смириться с участью овечки, идущей на заклание, она проявляет мудрость и достоинство женского начала. Это активное, жизнеутверждающее начало пытались подавить, но героиня Пушкина не позволила. И это чисто пушкинское решение вопроса: человек сильнее внушенных ему догм и страхов, он способен победить злую силу не только в сказке, но и в жизни.
Осталось лишь пролить свет на страхи и стереотипы сознания – разобраться с отрубленной рукой и кольцом, символом брачного союза, превращенным в улику. Поскольку «Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит», то можно предположить, что он отсекает руку уже у мертвой. Кольцо забирает себе (думаю, не только из жадности, но и для коллекции). Какой можно из этого извлечь смысл?
Левая рука является пассивным аспектом силы (инь), а правая активным (ян), также существует народное поверье, что безымянный палец символизирует партнёра (супруга/супругу). Обручальное кольцо на безымянном пальце означает нерасторжимые узы брака (ведь кольцо – символ вечности). Перенос символа круга – Великого кольца Жизни – на близкую реальность существовал исстари, но «брачное кольцевание» было навязано людям Церковью. Коллекционер, правда, пытается убедить потенциальную жертву в обратном: «Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица!»
Душа-девица, к счастью, оказалась не столь доверчивой и куда более мудрой и активной, чем от нее ожидали, природное жизнеутверждающее женское начало взяло верх над мужеложным мракобесием.
В общем, мы искренне рады за Наташу вместе с автором – у нее все получится в жизни. Будет любимый муж и здоровые, красивые дети, а потом еще внуки и правнуки. И за душу-девицу не стоит опасаться – дерзай, богиня! А цепляющимся за издыхающий патриархат и церковные догмы и обряды стоит задуматься – каким же образом «прославилась Наташа»? Не в святцы же она попала в самом деле.