Главная мысль сказки пых

Читательский дневник по белорусской народной сказке «Пых»

Автор: народ

Название произведения: «Пых»

Число страниц: 3

Жанр: сказка

Главные герои: бабушка, дедушка, внучка, ёжик.

Характеристика главных героев:

Бабушка и дедушка — старые и наивные.

Испугались, сами не зная чего.

Алёнка — послушная девочка и примерная внучка.

Не побоялась пойти за репкой и узнала, какой зверь пугал взрослых.

Добрая и внимательная.

Ёжик — маленький, нестрашный, любопытный.

Краткое содержание сказки «Пых»

Решил дед сорвать в огороде репу.

Но когда подошёл к ней, услышал, что кто-то пыхтит и убежал.

Пришла к репке бабушка, и с ней произошло то же самое.

А внучка не испугалась.

Она наклонилась над репой и увидела ёжика.

Вырвала Алёнка репку, а ёжика в передник положила.

Так и отнесла всё старикам.

План сказки:

  1. Желание деда.
  2. Странный звук.
  3. Попытка бабушки.
  4. Испуг.
  5. Смелая Алёнка.
  6. Ёжик.

Основная мысль сказки «Пых»

Главная мысль сказки в том, что нужно быть храбрым и не бояться всего.

Основная идея сказки в том, что из-за страха можно не увидеть главного.

Чему учит сказка

Произведение учит быть смелым, помогать близким и не опускать руки.

Краткий отзыв по сказке «Пых» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала, что многих людей очень пугает непонятное.

Пугает то, что они не видят.

Вот и стариков напугали странные звуки, которые раздавались из-под репки.

А внучка не испугалась и нашла разгадку.

Это интересная и поучительная сказка.

В ней говорится о том, как внучка не испугалась пыхтения и обнаружила ёжика.

Мне очень понравилась храбрая внучка, которая ничего не боялась.

И мне понравилось, как бережно она отнеслась к ежу.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что прежде чем чего-то пугаться, надо попытаться найти этому объяснение.

Может ничего бояться и не стоит.

Пословицы к сказке:

  • У страха глаза велики.
  • Не так страшен чёрт, как его малюют.
  • У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.
  • Смелость города берёт.
  • Мал да удал.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Засмеялась девочка:

— Ах ты, ёжик, ёжик колючий! Это ты дедушку с бабушкой напугал? Это ты их домой прогнал?

А ёжик вытянул кверху острую мордочку и опять:

— Пшш-ппы-ы-хх! Пшш-ппы-ы-хх!

Словарь неизвестных слов:

Хата — изба, деревенский дом.

Русская народная сказка «Пых»

Жанр: народная бытовая сказка

Главные герои сказки «Пых» и их характеристика

  1. Дедка, старый и трусливый, но конечно добрый и любитель репки
  2. Бабка, тоже всего на свете боялась, но конечно добрая
  3. Аленка, внучка, добрая, веселая, ничего не боится
  4. Ежик, пыхтит в репке, всех пугает

План пересказа сказки «Пых»

  1. Бабка, дедка и внучка
  2. Дедка идет за репкой
  3. Страшный звук Пых
  4. Дедка убегает
  5. Бабка идет за репкой
  6. Страшный звук
  7. Бабка убегает
  8. Аленка идет за репкой
  9. Забавный звук Пых
  10. Аленка рвет репку и берет ежика
  11. Аленка показывает ежа

Кратчайшее содержание сказки «Пых» для читательского дневника в 5 предложений

  1. Жили дед и бабка, а с ними внучка Алёнка
  2. Пошёл дед за репкой, но испугался странного звука Пых и убежал
  3. Пошла за репкой бабка, но и её напугал странный звук Пых
  4. Пошла за репкой Алёнка и нашла в репке ёжика
  5. Принесла Алёнка репку и ёжика и все её хвалили.

Главная мысль сказки «Пых»
Раскрытая тайна чаще всего совсем не кажется страшной.

Чему учит сказка «Пых»
Эта сказка учит быть храбрым и не боятся всего на свете. Учит искать причину пугающих звуков. Учит тому, что храброму и смелому всегда почет и уважение.

Отзыв на сказку «Пых»
Очень милая и забавная история, про трусливых бабку и дедку, и про храбрую девочку Аленку. Сказка имеет увлекательный сюжет, в ней есть тайна, которая в конце раскрывается. Она занимательная и читается легко и с удовольствием.

Пословицы к сказке «Пых»
У страха глаза велики.
Глаза боятся, а руки делают.
Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Краткий пересказ сказки «Пых»
Жили бабушка, дедушка и их внучка, и был у них свой огород. Росли в огороде разные овощи — капуста, морковка, свекла и репка.
Вот захотел дед как-то редьки покушать. Пошел по огороду, прошел все грядки, до репки дошел. Только наклонился вырвать, как ему кто-то и говорит: «Пых! За репкой дедка пришел?»
Испугался дед, убежал быстрей. Домой прибежал рассказывает, что зверь страшный репку стережет, сорвать не дает.
Не поверила бабка, тоже за репкой. Прошла все грядки, подошла к репке, только срывать, а тут и ей кто-то Пых говорит и спрашивает, не за репкой ли бабка пришла.
Испугалась бабка, тоже убежала. Домой прибегает и говорит, что точно зверь страшный в репке сидит, никого не пускает.
Тут уж Аленка за репкой пошла. Прошла все грядки, до репки дошла. А оттуда кто-то «Пых!» и спрашивает: «Ты что ли Аленка, за репкой пришла?»
А Аленка как крикнет во весь голос — да, я Аленка, да, я за репкой пришла. И раздвинула ботву, а там ежик маленький сидит, пыхтит.
Вытянула Аленка репку, большую-пребольшую, положила ежика в передник, да домой побежала. Мимо всех грядок пробежала, домой заходит.
Показывает ежика бабке с дедом и говорит, вот кто вас пугал.
Посмеялись бабка с дедкой, да Аленку похвалили.


0

Сказка «Пых»: кто главные герои, какова главная мысль?

1 ответ:



5



0

У меня сказка «Пых» вызывает положительные эмоции. Сюжет сам по себе незамысловатый, но подаётся в увлекательной и живой манере. Как будто сам видишь растущую на грядках морковку, свеколку и капустку. И слышишь как летают пчёлки и комарики.

<hr />

Главные герои сказки:

  • Дед, он первый отправился за репкой в огород, но вернулся напуганный и ни с чем.
  • Бабка, тоже напрасно сходила в огород; и насилу оттуда ноги принесла.
  • Внучка Алёнка, храбрая девочка, обладающая юмором и пониманием жизни.

<hr />

Главная мысль сказки наверное то, что за всем страшным и неизведанным может скрываться обыденное и простое, например — пыхтящий под листьями репки ёжик.

Читайте также

Главных героев в рассказе Чехова «Глупый француз» — двое. Это клоун из цирка Генри Пуркуа, который гастролирует с труппой и зашел перекусить в московский трактир. А также благообразный господин, соседствующий с французом в заведении «общепита», непомерно быстро съедающий горы блинов одну порцию за другой.

Краткое содержание про глупого француза в читательский дневник

———————­<wbr />———————­<wbr />———————

  • Артист цирка братьев Гинц, решив позавтракать, заходит в трактир Тестова и заказывает себе порцию консоме без пашота, ибо по его мнению, это будет слишком сытно, заменив яйцо парочкой гренок к бульону.
  • В ожидании своего заказа, французский клоун замечает сидящего неподалеку приличного господина, который поглощает блины со скоростью «света». При этом, мужчина продолжает делать заказы половому, требуя принести ему еще блинов, семги, солянки и вина.
  • Пуркуа не может поверить, что человек может столько много съесть, ему начинает казаться, что мужчина сейчас же умрет от обилия пищи. Однако, господин как ни бывало продолжает сметать принесенные блюда и не похож на человека, собирающегося прекратить это пищевое варварство над своим желудком.
  • Тогда Пуркуа обращается к половому с требованием прекратить принимать заказы у господина, однако, работник трактира не понимает гнева француза и отказывает ему в просьбе.
  • Понимая, что надо действовать решительно, француз подходит к своему случайному соседу и заводит разговор о вреде переедания.
  • Каково же изумление охватывает Пуркуа, когда ему указывают на то, что здесь в трактире все едят блины «в малых дозах».

В чем смысл произведения?

———————­<wbr />——

Пишут критики, спорят биографы, говоря о том, что Чехов и сам был не лишен человеческих слабостей и пороков, в частности, любил покушать от души, с размахом. Но, будучи врачом, наверняка, знал пагубность излишеств в данной сфере. Потому своими рассказами приоткрывал читателю неприглядность тех или иных вредных привычек. Ведь рассказ «Глупый француз» не призывает к диетам, вовсе нет. Он заставляет задуматься о том, что должна существовать культура принятия пищи, способная контролировать человека от такого порока, как чревоугодие (обжорство).

  • Чехов иронизирует над собой, называя француза «глупым», разность менталитета делает русского с иностранцем — жителями разных планет, одному трудно понять, как столько можно в себя впихнуть (ирония), другому кажется, что француз — глупец, который отказывается от вкусной еды (снова ирония). Но прав-то в итоге Пуркуа, верно?

Полный текст рассказа в ознакомительных целях прочитать можно далее:

3iIvNiVLol4LoqCVAF9qPjNeIVuGb9u7.png

Главным героем книги является молодой лис по имени Домино. Природа наградила его необычной окраской, что сделало его крайне притягательным для охотников. Домино был вынужден научиться жить, находясь в постоянной опасности. Ему понадобился весь его природный ум и сметливость, чтобы избегать ловушек и уходить целым и невредимым от собак и охотников.

В конце книги Домино находит себе пару — красавицу-лису Белогрудку и обзаводится детьми.

Среди прочих действующих лиц можно упомянуть охотников, родителей Домино, его братьев и сестер и оленя.

__

Главная мысль: Сетон Томпсон часто писал о природе. Его истории написаны не для развлечения, а для того, чтобы читатель мог лучше понять, почувствовать изнутри мир дикой природы. Каждое животное — это живое существо, к которому следует относиться уважительно и с пониманием.

Главные герои рассказа Т.Коти «Поломойка»-Миша Весёлов, учительница Ольга Петровна и староста класса Капустина. Главная мысль рассказа та, что Миша Весёлкин, вместо того, чтобы к контрольной работе по русскому языку учить правила и повторять пройденный материал, сделал шпаргалку. Перед уроком он положил её на полу у своих ног и надеялся в нужный момент прочесть. Однако, самостоятельно,без шпаргалки, Весёлкин не мог ничего написать и приходилось каждый раз лезть под стол, чтобы заглянуть в неё. А для этого надо было придумывать и причину необходимости полезть под стол: сначала он придумал, что упала ручка, а потом, даже, что решил помыть полы. В результате- Миша не смог написать контрольную-учительн­<wbr />ица выбросила шпаргалку, к тому же ещё он получил и смешное прозвище-поломойка. Чтобы избежать таких случаев, не стоит надеяться на шпаргалки и тратить на их написание время, а нужно стараться внимательно слушать на уроках и выполнять всегда домашние задания. При подготовке же к контрольной работе надеяться только на свои знания.

Главный герой поучительного рассказа Михаила Зощенко «Самое главное» — трусливый мальчик Андрюша Рыженький, который боялся всего, начиная от пауков и заканчивая чужими мальчишками. Мальчик пытается бороться со своими недостатками и в конце повествования он соглашается с мамой, которая считает самым главным для сына учебу.

Мама Андрюши тоже является главной героиней повествования, и она очень озабочена трусостью сына. Женщина пытается пояснить сыну, что страх можно побороть, для чего нужно быть храбрым, сильным и находчивым. Но самое главное — нужно иметь знания, без этого ничего добиться нельзя. Мама правильно воспитывает своего сына, без криков и грубости, она толково объясняет Андрюше как стать умным и смелым человеком.

Кроме того, в рассказе имеются и второстепенные персонажи, такие как мальчишки-обидчики, Саня Палочкин и люди в лодке, которые спасли ребят.

Главная мысль рассказа состоит в том, что в жизни человека нет ничего важнее знаний. Именно знания и умения способствуют будущему успеху, а для этого нужно хорошо учиться. Кроме того, рассказ учит нас бороться со своими страхами, быть умными, бесстрашными и сильными.

«Неизвестные приключения Баранкина» являются продолжением известного произведения Валерия Владимировича Медведева «Баранкин, будь человеком!».

В книге, которую часто называют «Приключения Баранкина — 2» одноклассники продолжают свои попытки наставить на путь истинный двух закадычных друзей Юру Баранкина и Костю Малинина.

В произведение входят события с самого первого по самое восьмое и эпилог.

На этот раз дело происходит в конце учебного года. Одноклассники по предводительством новой старосты Зины Фокиной и ответственной за стенгазету Эры Кузякиной пытаются заставит Юру и Костю исправить за оставшиеся 2-3 учебных дня двойки по математике, чтобы не перетягивать негатив в следующий класс.

Для постижения тонкостей решения математических задач к друзьям приставляют отличника Мишу Яковлева, но тот с задачей не справляется.

Баранкин и Малинин умудряются улизнуть от контролирующих их одноклассников в толпе любителей бега, где, кстати, под благотворным влиянием бега, неожиданно для самих себя, вспоминают условие задачи и уверенно находят решение.

Убегая от товарищей по классу, Юра и Костя забегают в кинотеатр, попадают в школу для нарушителей правил дорожного движения, выступают на конкурсе талантов…

Одному из друзей одноклассники подбросили маячок и теперь всегда могут установить местоположение беглецов.

Не буду утомлять вас дальнейшими подробностями.

Все заканчивается хорошо. Михал Михалыч, учитель математики, все-таки ставит ребятам тройку.

Книга написана с юмором и очень легко читается. Рекомендую!

Урок литературного чтения

Тема урока: Белорусская сказка «Пых»

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с белорусской  народной сказкой, учить осмысливать содержание текста;

развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке, сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, формировать умение передавать содержание произведения, учить  отвечать  на вопросы по  тексту;

формировать уважительное отношение к народам разных национальностей, воспитывать культуру межнационального общения.

Универсальные учебные действия:

Предметные: виды сказок (литературные и народные:  волшебные, о животных, бытовые); формирование умения выделять главную мысль в тексте, умения характеризовать героев на основе текста; соотносить пословицу  и сказочный текст; определять  последовательность  событий, деление текста на части; умение работать в группе, в паре; формирование умения сравнивать и обобщать.

Личностные:  формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Применяемые технологии: технология продуктивного чтения; технология развития критического мышления через чтение; технология деятельного подхода; технология здоровьесбережения; технология ИКТ.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративный, практический, частично-поисковый, проблемный, метод контроля.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование к уроку: презентация, табличка с эпиграфом урока, пословицы (карточки), синквейн, кластер, рисунки учащихся, раскраски.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

II. Мотивация к учебной деятельности:

Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение-загадку:

В огороде грядка,

Выросла загадка,

Хвост как у Жар-птицы,

А сама в землице.

Тянем — потянем,

А вытащить не можем

— Что это? (репка)

— Прочитайте стихотворение, разделяя слова на слоги.

— Прочитайте его с тихой интонацией (грустно, весело).

— А сейчас выразительно.

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Давайте вспомним, в каком литературном произведении встречается эта отгадка?

— На какие 2 группы делятся сказки? (авторские и народные)

– А почему сказки называют народными?

— Сказки, каких народов вы читали?

— Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые, о животных)

1. Игра «Угадай сказочного героя»

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Кто же это?
… (дед)

Кто же дедке помогает,
Репку за ботву хватает? (
бабка)

Чтоб не превратился ты

Ни в теленка, ни в козленочка,

Ох, не пей сырой воды!

И подписано сестрица…  (Аленушка)

— Еще раз назовите отгадки

— Как вы думаете, о ком мы сегодня будем читать?

— Да, верно, это герои одной сказки.

— Какую цель мы сегодня с вами поставим на уроке?

IV. Работа по теме урока

1. Беседа по теме урока

— Сегодня нас в гости приглашает новая сказка.

— Откройте учебники на с.68. прочитайте название сказки.

— Кто ее автор? (автора нет, ее сочинил народ)

— Каким народом сложена эта сказка? (Белорусским)

— Культура разных народов берет начало из далекого прошлого, поэтому у каждого народа есть свои традиции, обычаи и даже язык.

— В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от словосочетания Белая Русь. Свободные жители носили белую одежду из холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза. В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.

— А как вы понимаете название сказки «Пых»?

— Прочитаем сказку и узнаем, верны ли наши предположения.

— Приступая к работе над сказками, вспомним строчки великого русского поэта А.С.Пушкина о сказке.

— Прочтите их «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

— В конце нашего урока мы постараемся ответить: какой же урок из сказки мы с вами можем взять

2. Работа над текстом:

(сначала читает учитель)

«Жили-были дед, бабка да внучка Аленушка.

И был у них огород, и росли там  капуста, свекла, морковка и даже репка».

— Каким вы представили огород? (большой)

Кто хозяин этого огорода? (дед)

— Что бы вы подумали о хозяине этого большого огорода? (старый, пожилой трудолюбивый, хозяйственный)

«Захотелось дедушке однажды репки. Вот и пошёл он в огород. Наклонился дедушка к репке, а под кустом кто-то: «Ппы-ыхх! Ппы-ых!» Испугался дед — и бежать. Прибежал домой, сел на лавку, никак отдышаться не может:

— А чего или кого испугался дедушка? (неизвестно)

— Каким себе представил его дедушка? (страшный, пыхтит)

(диалог читают дети)

— Разговор дедушки и бабушки прочитаете вы.

— Ребята, а как мы должны прочитать этот диалог?

— Ох, бабка, там под кустом кто-то страшный сидит да пыхтит. Я едва ноги унес.
— Полно тебе, старче! Пойду-ка я сама за репкой!

— Как вы думаете: когда говорят так: еле ноги унес? (убежал, сильно бежал)

— А как вы думаете: поверила ли ему бабушка? (нет)

— Какие слова говорят о том, что бабка не поверила? (полно тебе)

— Да. Верно. Когда говорят так: да, полно тебе, значит не верят, успокаивают.

— Какой вы представляете себе бабушку? (добрые глаза, полная, но шустрая)

(читает учитель)

Пришла бабка на огород, только наклонилась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппых-ых! Ппы-ых! Еле-еле бабка ноги унесла.

— Чего испугалась бабушка? (неизвестности)

— Двум героям сказки не удалось принести репку. Что ребята им помешало? (страх)

— Но ведь страх — это естественное чувство человека.

— Когда человек может испытывать страх? (от неизвестности, когда он неуверен в чем-то)

(читают дети)

Поглядела на деда с бабкой Алёнушка, пожалела их и говорит:
— Я принесу репку!
И пошла в огород. Только нагнулась репку тащить, а под кустом кто-то:
«Ппы-ых! Ппы-ых!»

— Кто из героев сказки последний пошёл за репкой? (внучка)

— Какой вы представили себе внучку? (смелая, веселая)

Не испугалась Алёнушка, наклонилась ближе и видит: лежит на грядке колючий колобок, глазками поблескивает и пыхтит. Да ведь это Ёжик! Потянула Алёнушка репку и вытащила. Сладкую-пресладкую.
Взяла она репку, ёжика положила в передник — и домой!

А навстречу ей бабка с дедом вышли и спрашивают:
— А где же репка? А как же этот зверь — пых страшный? Не испугалась его?

Раскрыла тут Алёнушка передник:
— Вот вам репка, А вот вам и Пых!

— Почему никто не испугал девочку? (она сама никого не боится)

— Понравилась сказка?

— Так кто же был этот Пых, который испугал дедушку и бабушку? (ежик)

3. Словарная  работа  

— В сказке встретились новые слова, которые использует белорусский народ:  лавка, передничек 

— Как вы думаете, что обозначают эти слова, обсудите в парах?

(ла́вка — древняя деревянная мебель для отдыха. Представляет собой доску для сидения и лежания, прикреплённую к стене. Является разновидностью скамейки, передник — фартук, который одевают при   работе на кухне)   

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

Как вы   считаете, почему это произведение считается сказкой?

— Докажите, что сказочного   вы заметили в этом произведении?    

— Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? (У страха глаза велики, Репка)

 1. Деление текста на части

— На сколько частей можно разделить эту сказку? (5 частей)

— Назовем эти части.

2. Работа в паре. Соотноси  пословицу  и сказочный  текст

1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

2. Трус и тени своей боится.

3.У семи нянек дитя без глаза.

4. У страха глаза велики.

5.Волков бояться в лес не ходить.

6. Трусливому зайке и пенек — волк.

— Какие пословицы вы выбрали?

3. Работа в группе. Синквейн. Кластер.

— В группе составьте Синквейн со словом: дед, бабка, Алёнка.

— Составьте кластер по теме «Сказки»

4. Творческое задание. Индивидуальная работа

— Подготовьте пересказ от имени сказочного героя (дед, бабка, внучка).

— Домашнее задание на выбор: подготовить пересказ сказки от имени сказочного героя (ежика) или подготовить выразительное чтение  по ролям. Раскрасить картинку к нашей сегодняшней сказке.

VII. Итог урока

— Какую сказку мы изучили на уроке?

— Кто автор?

— Вернемся к эпиграфу. Какой урок каждый из вас получил из сказки? (не надо бояться того, чего не знаешь)

VIII. Рефлексия  

— На сегодняшнем уроке что вы узнали?

— За что  бы  вы себя  похвалили себя сегодня?

— А кого бы из ребят вы похвалили?

Раздел «Мир
народной сказки»

Урок 5

Тема: белорусская сказка «Пых».

Цели деятельности педагога: познакомить
учащихся с белорусской  народной сказкой; учить осмысливать содержание текста;
развивать умение наблюдать за развитием сюжета в сказке; воспитывать культуру
межнационального общения; стимулировать интерес к героям сказок;
актуализировать знания о работе с текстом сказки; развивать устную речь; расширять
и уточнять словарь.
Планируемые результаты.

Предметные:  уметь
характеризовать героев на основе текста;
учиться выделять главную мысль
сказки; соотносить пословицу  со сказкой;
определять 
последовательность  событий.

Метапредметные.

 Познавательные: читать
и слушать, извлекая нужную информацию
.

Личностные: формировать умение высказывать
свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
развивать творческие способности.

 Регулятивные: учиться ставить
перед собой цели, анализировать эмоциональное состояние полученные от успешной
(неуспешной) деятельности; давать самооценку.

Коммуникативные: вступать в
учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; осуществлять совместную
деятельность; учиться  работать самостоятельно, в группе.

Ход урока

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
и примерные ответы  учеников

Организационный
момент.

Проверяю
готовность к уроку.

Выполняют
требования учителя.

Проверка
домашнего задания

Домашнее
задание.

Подготовиться
к чтению по ролям и ответить на вопросы.

Бабушка
– девочки 5 группы. У. с. 66 № 1,2

Внучка
– девочки 4 группы У. с.66 № 1,2

Курочка
– девочки 3 группы У. с.66 № 1,2

Мышка
– девочки 2 группы. У. с.66 № 1,2

Заяц
– мальчики 5 и 4 групп. У. с. 66 № № 3

Остальные
читают слова рассказчика. У. с.66 № 4


Ребята! Какую сказку вы читали дома?


Как начинается сказка? Прочитайте.


Как  названа в сказке бабушка?

– 
Какой вы  представляете бабушку?

Провожу
кастинг. Выбираем исполнительницу роли бабушки. Приглашаю девочек группы № 5.

Реплика
для пробы:

«Ох!
Медведище меня чуть не задавил!»


 Какое  прозвище у внучки? 

– 
Какой вы  представляете внучку?

Пробы
на роль. Приглашаю девочек 4 группы.

Реплика
для пробы:

«Бабушка,
волк-то какой страшный на меня наскочил!»


Какое  прозвище у курочки? 

– 
Какой вы  представляете курочку?

Пробы
на роль. Приглашаю девочек группы № 3.

 Реплика
для пробы:

«Ко-ко-ко!
Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!»


Какое  прозвище у мышки?

– 
Какой вы  представляете мышку?

Пробы
на роль. Приглашаю девочек группы № 2.

Реплика
для пробы:

«Котище
– то какой усатый! Вот страху я натерпелась!»


Можно ли утверждать, что заяц был самым смелым в этой сказке?

– 
Каким вы  представляете зайца?

Пробы
на роль. Приглашаю мальчиков групп № 4 и  № 5.

Реплика
для пробы:

«Вот
страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только
меня ноги унесли!»


Каким тоном и в каком темпе надо читать начало сказки?


В каком темпе надо читать начало 2 части?


С каких слов спокойная интонация сменяется на быструю, напряжённую?


Как прочитать концовку?

Выбираю
4 рассказчиков (по количеству частей)

Оцениваем
чтение.

Продолжаю
беседу.


Чем герои сказки похожи друг на друга?


Какая пословица содержится в конце сказки?

 –
Ко всем ли героям она подходит?


Можно ли сказать, что водоносы и заяц  испугались зря?

 –
Сказка эта смешная или грустная?


Можно назвать её волшебной?


Почему?

Обобщаю:

 – 
Это бытовая сказка, где вместе с бабкой и внучкой действуют заяц, курочка и мышка.
А если бы вместо курочки и мышки были люди, то вообще бы была правдивая
история, а не сказка. Какой урок преподнесла вам сказка?

Физкультминутка.

Отвечают.
(«У страха глаза велики»)

Читают.
(«Жили – были бабушка — старушка, внучка-хохотушка, курочка — клохтушка и
мышка-норушка»)

Отвечают.(бабушка
– старушка)

Отвечают.
(Бабушка старая, самая сильная изо всех водоносов, потому что у неё большие
вёдра, но трусливая: боится медведя)

Читают
по очереди реплику.

Класс
называет имена девочек, чьё чтение им понравилось. Выбираем одну из них.

Отвечают.
(хохотушка)

Отвечают.
(Весёлая девочка, но трусливая: сильно боится волка)

Читают
реплику.

Девочка,
исполняющая роль бабушки, выбирает «внучку».

Отвечают.
(клохтушка)

Отвечают.
(постоянно клохчет, т.е. ворчит или беспокоится о чём-то, опасается лисы)

Читают.

(Девочки,
исполняющие роль бабушки и внучки, выбирают «курочку»).

Отвечают.
(норушка)

Отвечают.
(живёт в норке под землёй, боится котов)

Читают.

(Дети,
исполняющие роль бабушки, внучки и курочки, выбирают «мышку»).

Отвечают.
(нет)

Отвечают.
(трусливым, боится охотников)

Читают.

Исполнители
ролей водоносов выбирают «зайца»

Отвечают.
(Спокойно, не торопясь)

Отвечают.
(Спокойно, побыстрее)

Отвечают.
(«Налетел на яблоньку ветерок…»

Отвечают.
(насмешливо.)

К
доске выходят «водоносы» и рассказчик первой части. Читают по ролям.

 После
чтения первой части первый рассказчик садится, выходит второй.

После
чтения второй части выходит рассказчик 3 части.

После
чтения 3 части все садятся, выходит рассказчик 4 части и «заяц».

После
чтения выходят все ребята, читавшие сказку (без учебников)

Отвечают.
(водоносы все трудолюбивые, но трусливые, заяц тоже трусливый)

Отвечают.

Отвечают.(да)

Отвечают.(да)

Отвечают.(смешная)

Отвечают.(нет)

Отвечают.

Слушают.

Отвечают.
(Не нужно бояться неизвестного, сначала надо выяснить, всё ли так страшно и
ужасно. Не стоит преувеличивать ситуацию)

I этап —
мотивационно — ориентировочный.

(Мотивация
к деятельности: создание ситуации успеха).


 Сегодня прочитаем сказку с коротким и необычным названием «Пых». Попробуйте
представить, кто такой Пых и нарисовать его.

Во
время рисования наблюдаю за работой детей и выбираю рисунки с непонятным
изображением. Размещаю рисунки на доске и сообщаю:


Вот как некоторые ребята представляют неизвестного сказочного героя.
Остальные ребята не переживайте, я ваши рисунки покажу позже, можете их
дорисовывать.

Приглашаю
ребят с остальными рисунками.

Размещаю
рисунки на доске.

Предлагаю
классу поднять руки тем, кто по рисункам догадался, кто пыхтел под кустом.

Предлагаю
поиграть в «Секретик»: шепнуть соседу своё предположение.

Слушают.

Рисуют.

Слушают
сказку до слов «Только нагнулась…»

Выходят
к доске.

Поднимают
руки.

Шепчут.

II этап —
поисковый.

(Учебно-познавательная
деятельность. Постановка задачи)


Проверим
ваши предположения после прослушивания сказки до конца.

После
прослушивания спрашиваю:

 –
Так кто же был этот Пых, который испугал дедушку и бабушку?


Почему сказку назвали «Пых»?


Эту сказку сочинил белорусский народ. Что вы знаете о Белоруссии?

Слушают.

Отвечают
все вместе. (ёжик)

Отвечают.

Рассказывают.

III этап —
практический.

(Решение
учебной — практической задачи).


Где происходят события сказки?


Каким вы представили огород?


Для чего дедушка пошёл в огород?


Удалось ли дедушке вытащить репку из земли?


Почему?


А чего испугался дедушка?


Каким себе представил  дедушка неизвестное существо?


Как вы думаете: когда говорят так: «еле ноги унёс»?


Поверила ли рассказу дедушки бабушка?


Какие слова говорят о том, что бабушка не поверила?


Когда говорят «полно тебе»?


Чего испугалась бабушка?


Двум героям сказки не удалось принести репку. Что им помешало?


Когда человек может испытывать страх?


Кто из героев сказки вытащил репку?


Какой вы представляете себе внучку?


Почему  девочка не испугалась?


Можно ли утверждать, что смелость помогла Алёнушке победить страх?

 –
Как?


Готовимся к чтению сказки по ролям. Объединитесь в группы. Распределите роли:
дедушка, бабушка, внучка, ёжик. Выберите рассказчика.

Вызываю
одну из групп для чтения перед классом.

Предлагаю
поработать в парах. Задание  № 2. ( Обсудите  с  друзьями:  сказка  это  или 
рассказ? Что  сказочного  вы  заметили  в  этом  произведении?)

Спрашиваю
несколько пар отвечать на вопросы.

Обобщаю:


Это бытовая сказка, хотя события, которые происходят в произведении, вполне
могли произойти в действительности. Но это всё-таки сказка. Она начинается
зачином: жили-были, который характерен для народных сказок. У этой сказки нет
автора, её сочинил народ. Приключения героев повторяются три раза.
Добро
побеждает зло.

Это
белорусская сказка. На какие русские народные сказки похож сюжет  сказки «
Пых»?


Можно ли смысл произведения «Пых» выразить пословицей: «У страха глаза
велики»? Обоснуйте свой ответ.

 –
Ко всем ли сказочным героям относится эта пословица?

 –
Какая из пословиц подходит к характеру внучки?

1.
Иди вперед  –  лучше: страх не берёт.

2.
Нечего тому страшиться, кто ничего не боится.

3.
Смелое начало не хуже победы.

Отвечают.
(в деревне)

Отвечают.
(большой,  …)

Отвечают.
(захотелось дедушке  репки)

Отвечают.
(нет)

Отвечают.(он
испугался)

Отвечают.

Отвечают.
(страшный, пыхтит)

Отвечают.
(спасся бегством, бежал быстро)

Отвечают.
(нет)

Отвечают.
(«полно тебе»)

Отвечают.
(когда не верят)

Отвечают.
(неизвестности)

Отвечают.
(страх)

Отвечают.
(от неизвестности и неуверенности в чём-то)

Отвечают.
(внучка)

Отвечают.
(смелая, весёлая, любопытная …)

Отвечают.
(пожалела дедушку с бабушкой; поставила цель: узнать, кто напугал стариков)

Отвечают.
(да)

Отвечают.
(После того, как услышала странные звуки, не испугалась, наклонилась ниже и
увидела ёжика)

Собираются
в условленном месте, распределяют роли и садятся на места готовиться к чтению
по ролям.

Читают.

Отвечают.

Отвечают.(«У
страха глаза велики», «Репка» …)

Отвечают.
(да)

Отвечают.(нет,
только к дедушке и бабушке)

Отвечают.

IV
этап —  рефлексивно — оценочный.

(Рефлексия.
Оценка результатов деятельности).

 –
 Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?

 –
За какую работу вы бы похвалили себя сегодня?

 –
А кого бы из ребят вы похвалили и за что?

Домашнее
задание

Прочитать
сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Белорусская сказка «Пых».

Задачи урока:

  1. Учить осмысливать содержание текста;

  2. Развивать умение наблюдать за развитием сюжета в разных сказках, учить сравнивать и обобщать, характеризовать героев сказки: обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки;

  3. Учить выразительному чтению диалогов, передавая характер персонажей.

  4. Формировать уважительное отношение к народам разных национальностей. Воспитывать культуру межнационального общения.

Планируемые результаты:

  • Формирование умения выделять главную мысль текста;

  • Формирование умения характеризовать героев на основе текста и иллюстраций;

  • Умение работать в крупе;

  • Формирование умения сравнивать и обобщать.

Универсальные учебные действия.

Познавательные: определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку;

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Ход урока

1.Организационный момент.

Быть должны всегда в порядке:

Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

«Всё, что надо, — под рукой!»

2.Вступительное слово учителя.

Вот я вижу добрые лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По классу крадутся…(сказки).

Игра: «Угадай сказку».

  1. Он от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл,

Песни пел под синим небом,

Для лиси он стал обедом. (Колобок).

  1. Нравом зол, цветом сер,

Семерых козлят он съел. (Волк и семеро козлят).

  1. Бабушка за дедушку

Ухватилась крепко:

«Ох, никак не вытянуть,

Помогите, детки!»

Добрые помощники

Скоро набегут,

Победит упрямицу

Общий, дружный труд. (Репка).

  1. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала. (Гуси — лебеди).

  1. Что за гостья в дом пришла,

К трём лесным медведям?

Там поела, попила,

В трёх кроватях поспала,

А хозяева вернулись –

Еле ноги унесла! (Три медведя).

— Что объединяет эти сказки? (это народные сказки.)

Народные сказки имеют огромное значение для детей. Народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение свои традиции. В сказках чувствуется душа народа, его обычаи и нравы.

— А почему сказки называют народными?

— Сказки каких народов вы читали?

3.Постановка учебной задачи.

— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной сказкой.

— Предлагаю вам выполнить задание в парах. Откройте учебник на странице 68. — Прочитайте название сказки.

— Определите, является ли эта сказка народной.

— Какой народ её сочинил?

— Что означает слово «пых»?

— Если вы не знаете ответ, то что вам поможет в поиске? (толковый словарь).

(Слово «пых» в толковом словаре русского языка: пыхтение, сопровождающееся соответствующими звуками. Употребляется при обозначении звука, издаваемых при пыхтении.)

— Сказку сочинил белорусский народ.

— На что вы обратили внимание в названии народа?

(В исторических источниках есть упоминание, что название белорусский происходит от сочетания Белая Русь. Свободные жители носили белоснежную одежду и холщёвой ткани, у них были светлые волосы и светлые глаза.)

— В настоящее время в России проживают около 400 000 белорусов.

4.Физминутка.

5.Первичное знакомство со сказкой «Пых».

— Демонстрация иллюстраций к сказке.

— Чтение текста учителем.

— Обсуждение в парах: сказка это или рассказ?

— Назовите героев этой сказки.

— На сколько частей можно разделить текст?

— Прочитайте отрывок, в котором говорится, как вёл себя дед. Найдите отрывок, в котором говорится, как вела себя бабка. Прочитайте, как вела себя Алёнушка.

— Какое сочетание слов требует объяснения?

Едва ноги унёс (убежал от погони).

Сюжет какой русской народной сказки похож на сказку «Пых»? (у страха глаза велики).

У русского и белорусского народов много общего: народные сказки, пословицы, одежда, жилище. Поэтому, какой бы национальности не был человек, мы должны уважительно относиться ко всему. Уважать историю, культуру, традиции и обычаи другого народа. Все народы должны жить в согласии и дружбе. Народная мудрость гласит:

Дружба народов сильнее бури, ярче солнца.

Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть.

Но дружба народов вечна и нерушима.

6.Итоги урока.

— Подводя итог урока, я предлагаю вам, ответить на вопрос: чему вас научил этот урок?

Используйте в своих ответах фразы:

  • Сегодня я узнал…

  • Я научился…

  • Меня удивило…

  • Урок дал мне для жизни…

  • Мне захотелось…

  • Расскажу дома, что…

7.Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

  • Главная мысль сказки пушкина о мертвой царевне и семи богатырях
  • Главные герои сказки летучий корабль для читательского дневника
  • Главная мысль сказки петр 1 и мужик для читательского дневника
  • Главная мысль сказки окаменелое царство
  • Главная мысль сказки о царе берендее о сыне его иване царевиче о хитростях кощея бессмертного