Главная мысль сказки синичкин календарь

Автор: Бианки Валентин

Название: “Синичкин календарь”

Жанр: литературная сказка

Тема произведения: животные, птицы

Число страниц: 20

Главные герои и их характеристика

  1. Зинька. Веселая, беспокойная синичка, которой
    все на свете любопытно. Добрый друг и товарищ.
  2. Зинзивер. Синичка. Друг Зиньки.
  3. Старый воробей. Опытный, умный, все знает и
    умеет объяснить.
  4. Манюня. Добрая девочка, любит животных.
  5. Отец Манюни. Охотник.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Синичка Зинька изучает каждое время года и наблюдает изменения в жизни других птиц и животных. Она знакомится с Зинзивером и вместе с ним живет в городе.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

  1. Зинька знакомится со Старым воробьем, и тот дает ей задание наблюдать за изменениями в природе.
  2. Зинька наблюдает как тает снег на полях и в лесу, и заводит новых друзей.
  3. Зинька наблюдает за весной и летом, помогает спасти девочку Манюню от медведя.
  4. Зинька видит раненого Зинзивера и помогает ему, они становятся друзьями.
  5. В лесу появляется невидимый убийца, и Зинька с Зинзивером решают перебраться в город.
  6. Они живут в дуплянке и видят невидимого убийцу, которым оказалась полярная сова.

Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод спасения Манюни от медведя. Синичка
испугалась за девочку, которая собирала малину и не видела медведя, и подняла
крик. А медведь увидел девочку и сам пустился наутек.

План произведения для пересказа

  1. Старый воробей;
  2. Календарь;
  3. Зимние месяцы;
  4. Весенние месяцы;
  5. Летние месяцы;
  6. Зинька и Зинзивер;
  7. Осенние месяцы;
  8. Невидимый убийца;
  9. Новый дом;
  10. Тайна невидимого убийцы;
  11. Новый год.

Главная мысль

Каждый месяц в природе происходит что-то новое и интересное.

Чему учит эта книга

Сказка учит любить животных и природу, наблюдать за жизнью
лесных обитателей, подмечать сезонные изменения в живой и неживой природе. Учит
дружбе и взаимовыручке. Учит помогать птицам пережить холода.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта сказка о непоседливой и веселой
синичке. Она была очень молода, и все на свете казалось ей интересным. Из этой
сказки я узнала много нового об особенностях поведения и жизни различных птиц и
животных, о том, сколько опасностей их окружает, и как им иногда приходится
тяжело.

Новые слова и выражения

Поземка — снег, поднимаемый с земли ветром.

Пурга — метель с ветром и снегом.

Проталина — освободившиеся от снега места.

Ледоломка — ледоход, вскрытие реки ото льда.

Пословицы к произведению

У природы нет плохой погоды.

Не велика синичка, а тоже птичка.

Будет зима, будет и лето.

Назад к содержанию

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


3

Бианки «Синичкин календарь»­­: какая главная мысль, чему учит сказка?

Какая главная мысль сказки Бианки «Синичкин календарь»?

Чему учит сказка Бианки «Синичкин календарь»?

10 ответов:



10



0

Виталий Бианки написал множество сказок и рассказов о природе. Один из них — «Синичкин календарь» увлекательно и познавательно рассказывает читателям об явлениях природы и изучает поведение животных. Причем это делается в увлекательной и понятной форме, и интересно даже для самых юных читателей. Повествование идет от имени синички Зиньки, которая узнает сама и знакомит читателей с ежемесячными изменениями в природе и поведении животных. Главной мыслью через весь рассказ, на мой взгляд, проходит любовь к природе во всех её проявлениях. Автор учит читателя любить природу, замечать малейшие изменения в ней и уважать её.



10



0

В сказке Бианки молоденькая синичка Зинька по совету старого воробья начинает следить за изменениями в природе, связанными со сменой времен года. Зинька узнает, что всего существует двенадцать месяцев, которые следуют один за другим. Она запоминает названия месяцев и следит за повадками зверей и птиц, а после этого мудрый воробей отвечает на её вопросы.

Главная мысль сказки заключается в том, что к природе нужно относиться с пониманием. Природа — это единый живой организм, в котором все связано. Автор учит нас внимательно относиться к изменениям в мире животных, которые наступают при смене времен года. Нужно быть любознательными и стремиться к знаниям, и тогда наша жизнь будет намного полнее, ведь человек — это тоже часть природы.



3



0

В очередном рассказе В. Бианки «Сеничкин календарь» автор знакомит юных читателей с жизнью пернатых, а именно с синичкой. Ежемесячно Зинька познаёт новое в живой природе и во многом её посвящает опытный воробей. Она начинает знакомиться с птицами, животными, а воробышек рассказывает молодой синичке о многих тонкостях природы. В это время она узнаёт о потеплении в природе и, когда начинают петь птицы. С каждым месяцем она набирается опыта. С весны она мало живёт под крышей дома, больше есть возможность полетать в полях, лесах. Познакомиться с обитателями живой природы. И к советам воробья обращается меньше. Только к зимней стуже Зинька вновь возвращается на прежнее место со своим другом.

Рассказ о синичке учит быть общительным. Делиться опытом с друзьями и не стесняясь познавать мир.



3



0

Главная, на мой взгляд, цель сказаки Бианки , которая называется- Синичкин календарь, это научить детей любить природу родного края, научиться видеть красоту в окружающих , казалось бы обычных вещах.Кроме того, конечно же, сказка несёт и позновательную функцию для читателей сравнительно младшего возраста.

На примере синички Зинки и старого воробья, ребята узнают для себя устройство календаря, понимают, почему меняются времена года и с какой периодичностью меняются времена года, учатся наблюдать за сменой времён года, за особенностями того или иного времени года, за тем, как меняется природа вокруг и жизнь животных и птиц.

Только личное моё мнение.



3



0

Первым делом стоит отметить то, что данная сказка, учит нас любить и понимать природу и осознавать то, что для того что бы повысить качество нашей жизни, к ней стоит прислушиваться и ее законы соблюдать. Но при этом и оберегать то наследие, которое она за собой оставляет.

Другая главная мысль, раскрывается перед нами, уже через действия самой синички, которая показывает то, как важно быть доброй и оказывать помощь ближниму. При этом и прослеживается то, что через оказание этой самой помощи ближнему, синичка и сама растет и становится зрелой и мудрой, так как ее действия находят отклик у окружающих леса и она узнает от них сама для себя много нового.



3



0

В сказке «Синичкин календарь» читатель вместе с синичкой по имени Зинька и другой синичкой по имени Зинзивер наблюдает за природой в лесах, лугах, полях на реке, как она меняет с приходом каждого месяца. Читатель узнаёт, как и почему ведут себя звери и птицы в каждый месяц календаря, какие изменения в их жизни происходят с приходом нового месяца календаря. Все эти знания полезны для читателя, потому что зная, как природа меняется, как меняется поведение зверей и птиц, читатель будет лучше понимать природу и в нужный момент он может придти на помощь природе. Рассказ учит любви к природе и познанию её особенностей в каждый месяц года.

Бианки "Синичкин календарь"­­: какая главная мысль, чему учит сказка



3



0

Рассказ Виталия Бианки «Синичкин календарь» рассказывает о жизни и приключениях молодой синички по имени Зинька.

Зинька очень любопытна, ее все интересует, хорошо, что на ее на пути встречается воробей, который гораздо опытнее ее и рассказывает ее о календаре, о то как называются все месяца.

Рассказ прежде всего учит любить природу, ценить каждое время года, ведь каждая пора года по своему прекрасна.

Также автор рассказа учит быть внимательным, изучать природу.

Еще в рассказе хороша описана ситуация, когда синичка Зинька помогает своему другу синичке Зинзеверу, выхаживает его и не бросает в беде.



2



0

Сказка «Синичкин календарь» названа так не случайно. В ней синица главная героиня, она проживает год, обращая внимание, как со сменой месяцев на календаре происходят изменения в природе.

Синичка очень внимательная и любознательная. Этому и учит сказка — обращать внимание на то, что происходит вокруг. Также сказка учит любви к природе. В ней показана красота, меняющаяся красота от сезона к сезоны. В природе не бывает некрасивого или ненужного. Каждая пора года несет что-то свое особенное. Важно научиться это замечать, тогда все сезоны, все месяцы года будут хороши и интересны.

Сказка учит доброте и отзывчивости, готовности прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, учит дружбе. Также сказка учит тому, что люди должны заботится о животных, не обижать их. Также в произведении хорошо показана открытость синички к новым знаниям, готовность спросить совета у старших и более мудрых.



2



0

Мысль произведения «Синичкин календарь» очень проста, но имеет большое значение в жизни каждого начинающего жить человечка — это тяга к знаниям, накопления опыта, наблюдение за процессами происходящими вокруг нас. С вниманием относится к опыту старших, внимать их учениям.

Сюжет сказки, ориентирован на познавание природных явлений, однако принцип любознательности и самообразования, применим во всех сферах нашей жизни, и очень важно понимать ученикам, насколько это умение — умение слушать и думать, наблюдать и размышлять, может пригодится им в дальнейшей жизни.

Все это преподносит автор Виталий Бианки, в сказочной форме общения двух птиц, опытного Воробья и молодой Синички, которая и похожа на ребенка познающего мир.



1



0

Главная мысль этого произведения, на мой взгляд, заключается в том, что нужно быть внимательным ко всему, что происходит вокруг, ведь природа настолько красива, очень интересно наблюдать за ее изменениями в течение года. Кроме того, произведение учит нас не оставаться равнодушными к природе и окружающим, всегда приходить ближним на помощь.

Читайте также

Сказку Н. Н. Носова про Незнайку и его друзей все знают и любят. Эту сказку читают в детстве, чтобы воспитать в юном поколении лучшие качества о том, как надо или не надо поступать.

Главный герой — это Незнайка, один из шестнадцати жителей с улицы Колокольчиков. Поначалу его наблюдаем в произведении автора, как невоспитанного малыша, который озорничает и дергает девочек за косички. Он не слишком уважает науку, не читает книжек. Незнайка отличается от других жителей Цветочного городка, где каждый что-нибудь умеет. Например, Знайка обладает разными знаниями, он ученый, а доктор Пилюлькин умеет лечить. Есть еще механики Винтик со Шпунткиком, охотник Пулька с собакой и остальные коротышки, каждый чем-то отличается от других. Шалун Незнайка принял жука за солнечный осколок, чем привлек немало внимания и потревожил других маленьких жителей. К счастью, астроном Стекляшкин разобрался с ситуацией. Из других геройств, просит музыканта Гуслю научить его играть на музыкальном инструменте, особенно нравится труба за громкость звучания. Но Незнайка так усердно дудит, что никто из слушателей не в восторге. Незнайка думает, что остальные плохо разбираются в его музыке. А когда попросил Тюбика дать ему краски и нарисовал портреты коротышек, то все обижались. В итоге, поссорился с другом Гунькой, а Тюбик увидел собственный портрет и разорвал рисунок.

Однажды Знайка смастерил воздушный шар. Незнайка с друзьями отправились в увлекательное приключение. Знайку они потеряли по пути, потому что тот предложил покинуть шар, когда тот снижал полет, а остальные персонажи испугались. В другом городе Незнайка всем рассказал, что это он сотворил воздушный шар. Но когда появился Знайка, то слова Незнайки развеялись и он прослыл обманщиком.

Сказка учит, что надо к чему-то стремиться и что-либо уметь, потому что сила заключена в знаниях. Надо, также, уважать знания других людей. Не стоит никого обманывать, потому что правда потом проявится и все могут отвернуться. Но надо уметь признавать свои ошибки, как их признал Незнайка и другие герои его простили, он помирился с Гунькой.

Это, также, история о дружбе. Надо уметь думать не только о себе, а также об остальных. Не надо хвастаться, не надо придумывать ничего о себе и стараться выглядеть лучше, чем есть на самом деле, чтбы не выглядеть потом в худшем свете.

К счастью, в сказках все заканчивается благополучно. И Незнайка учится читать, дружит с Синеглазкой.

чему учит сказка про Незнайку

В сказке этой сюжет достаточно традиционный: бедная девушка волею случая разбогатела, затем увидел ее царский сын, полюбил, женился. Но злая волшебница хочет выдать за него свою дочь и изводит девушку.

Напоминает «Морозко» и «Сказку о мертвой царевне». В итоге у волшебницы, конечно, все получается.

Вот только царскую жену она не убивает, а превращает в золотую утку. Однако та в конце концов, разумеется, и детей родила (уже будучи уткой), и вернулась снова к своему мужу.

Сказка, казалось бы, учит тому, что добро всегда одолеет зло. Не надо строить счастья на чужом несчастье, не надо добывать мужа обманом. А еще, если вдуматься, одна из идей сказки — любое дело надо доводить до конца.

Почему волшебница оставила соперницу дочери в живых? Зачем превращать ее в утку, если можно было просто убить?

И еще одна мысль, по-моему, заключается в том, что надо не слезы лить, а дело делать.

KpRcjeTzk6PaOA6vuuOkoLxFPNxI34.png

Зачем было плакать, когда можно было сразу оживить детей? Зачем надо было метаться по церкви, если она сама велела царю прийти и поймать ее? Нелогичная сказка, и учит она чему-то не тому!

Эта сказка по своему повествованию напоминает народную и в ней описывается причина почему животные стали иметь на своей шкуре различные разноцветные рисунки.

Сказка начинается с того, что раньше все звери имели одинаковую окраску и о живя в пустыни они были легкой добычей леопарда и человека – эфиопа по национальности.

Доведённые до отчаяния звери уходят в лес и там у них от переливающихся в листве солнечных лучей, на шкуре стали появляться различные узору, у зебр полоски, у жирафов пятна и т.д.

Эфиоп и леопард не найдя в пустыне зверей, отправились их искать и зайдя в лес, они ни кого не обнаружили. Только ночью случайно они поймали , но не могли понять что это за животные.

С восходом солнца, они увидели , что это разноцветные животные, которые чем-то напоминают знакомым по пустыне жирафа и зебру. Они спросили этих животных, что их заставило стать разноцветными и отпущенные звери, отбежав просто стали невидимыми на фоне леса.

Поняв, что эти пятна и полосы являются маскировкой, эфиоп стал иметь черный цвет кожи, а леопарда он раскрасил сажей с помощью пальцев.

Главной мыслью этой сказки является то, что рисунки на теле животных вовсе не для их красоты, а они помогают животным быть не видимыми для своих врагов — хищников и человека.

Этот рассказ учит нас наблюдательности ха природой, веть в ней ничего случайного нет.

В сказке «Спящая красавица» Шарль Перро рассказал нам историю одной девочки-принцессы, которой при рождении одна вредная колдунья предсказала скорую смерть от укола веретеном. Но другая фея-волшебница, смогла смягчить это проклятие и принцесса всего лишь уснула на сто лет. Конечно когда она проснулась, она оказалась круглой сиротой, но зато все придворные и даже животные в замке были усыплены и проснулись вместе с ней, а рядом нашелся красивый принц.

Главная мысль этой сказки в том, нет ничего непоправимого в жизни. И сделанное одним всегда сможет исправить другой. А также что приглашая в гости родственников и просто друзей, не следует оказывать кому-то предпочтение, а относиться ко всем одинаково.

Эта сказка учит нас верить в лучшее, учит добру и открытости, учит помнить о своих родителях и любить их, учит что все когда-либо заканчивается , и хорошее и плохое.

Сказка Редьярда Киплинга «Мотылек, который топнул ногой» не только интересная, но и поучительная. А речь в ней идет о султане Сулеймане, который обладал несметными богатствами. У него было все, но он не мог в полной мере насладиться счастьем, поскольку его многочисленные жены постоянно бранились и устраивали между собой ссоры.

Не могли найти общий язык и другие персонажи — семейная парочка мотыльков тоже постоянно спорила и ругалась. Это продолжалось до тех пор, пока мудрый Сулейман не проучил вздорную бабочку, а заодно и своих сварливых жен. После этого семья мотыльков обрела покой, а в доме султана воцарились мир и гармония. Нельзя не отметить, что помогла супругу образумить султанш его любимая и мудрая жена Балкис. Именно она придумала как усмирить бабочку, а заодно, и прекратить раздоры между женами.

Главная мысль сказки заключается в том, что друг к другу следует относиться с уважением, тогда в семье будет царить мир. Ссоры и раздоры разрушают семьи, а терпимость, уступчивость, уравновешенность и хладнокровие способствуют сохранению гармонии и спокойствия. Только в семьях, где уважительно относятся друг к другу царят согласие и мир.

Сказка учит нас не позволять себе быть вздорными, сварливыми и капризными. А если возникают спорные ситуации, то следует решать их в спокойной обстановке, рассудительно и тактично.

Краткое содержание — Синичкин календарь — Бианки Виталий

Автор, жанр, год издания, главные герои

Автор: Бианки Валентин

Название: “Синичкин календарь”

Жанр: литературная сказка

Тема произведения: животные, птицы

Число страниц: 20

Главные герои и их характеристика

  1. Зинька. Веселая, беспокойная синичка, которой все на свете любопытно. Добрый друг и товарищ.
  2. Зинзивер. Синичка. Друг Зиньки.
  3. Старый воробей. Опытный, умный, все знает и умеет объяснить.
  4. Манюня. Добрая девочка, любит животных.
  5. Отец Манюни. Охотник.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Синичка Зинька изучает каждое время года и наблюдает изменения в жизни других птиц и животных. Она знакомится с Зинзивером и вместе с ним живет в городе.

Краткое содержание

  1. Зинька знакомится со Старым воробьем, и тот дает ей задание наблюдать за изменениями в природе.
  2. Зинька наблюдает как тает снег на полях и в лесу, и заводит новых друзей.
  3. Зинька наблюдает за весной и летом, помогает спасти девочку Манюню от медведя.
  4. Зинька видит раненого Зинзивера и помогает ему, они становятся друзьями.
  5. В лесу появляется невидимый убийца, и Зинька с Зинзивером решают перебраться в город.
  6. Они живут в дуплянке и видят невидимого убийцу, которым оказалась полярная сова.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод спасения Манюни от медведя. Синичка испугалась за девочку, которая собирала малину и не видела медведя, и подняла крик. А медведь увидел девочку и сам пустился наутек.

План произведения для пересказа

  1. Старый воробей;
  2. Календарь;
  3. Зимние месяцы;
  4. Весенние месяцы;
  5. Летние месяцы;
  6. Зинька и Зинзивер;
  7. Осенние месяцы;
  8. Невидимый убийца;
  9. Новый дом;
  10. Тайна невидимого убийцы;
  11. Новый год.

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Каждый месяц в природе происходит что-то новое и интересное.

Чему учит эта книга

Сказка учит любить животных и природу, наблюдать за жизнью лесных обитателей, подмечать сезонные изменения в живой и неживой природе. Учит дружбе и взаимовыручке. Учит помогать птицам пережить холода.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта сказка о непоседливой и веселой синичке. Она была очень молода, и все на свете казалось ей интересным. Из этой сказки я узнала много нового об особенностях поведения и жизни различных птиц и животных, о том, сколько опасностей их окружает, и как им иногда приходится тяжело.

Новые слова и выражения

Поземка — снег, поднимаемый с земли ветром.

Пурга — метель с ветром и снегом.

Проталина — освободившиеся от снега места.

Ледоломка — ледоход, вскрытие реки ото льда.

Пословицы к произведению

У природы нет плохой погоды.

Не велика синичка, а тоже птичка.

Будет зима, будет и лето.

Рисунок к произведению

Бианки Виталий "Синичкин календарь" - Кратко содержание для читательского дневника

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Синичкин календарь — Бианки В. В

Синичкин календарь — иллюстрацияСиничкин календарь — автор В. Бианки рассказ о птичке, которая изучала особенности каждого месяца. Текст рассказа «Синичкин календарь» можно читать онлайн полностью, скачать в формате PDF или DOC бесплатно. Здесь вы найдёте краткое содержание, узнаете, чему учит рассказ, и какая у него главная мысль.
Распечатать рассказ «Синичкин календарь» можно полностью одним нажатием. Это очень удобно для чтения текста с листа. Из рассказа дети узнают о ежемесячных изменениях в природе и образе жизни животных. Выучат название месяцев и получат первое представление о закономерностях и взаимосвязи природных явлений.
Краткое содержание рассказа «Синичкин календарь» для читательского дневника: Синичка по имени Зинька начинает следить за изменениями в природе, связанными со сменой времен года. Старый воробей подсказывает название месяца и его особенности. Зинька узнала, что январь – первый месяц года, и Солнце с каждым днем понемножечку начинает вставать раньше и ложиться позже. В феврале не смотря на солнышко, мороз становится еще сильнее, дуют вьюги и метели. В марте тает снег и прилетают грачи. В апреле бегут ручьи, реки освобождаются ото льда, начинается ледоход. В мае появляются первые листочки, прилетают птицы, звери выходят из своих нор. Июнь – первый месяц лета. Становится жарко, цветут цветы, а птицы высиживают птенцов. В июле люди приходят в лес собирать грибы и ягоды. В августе животные делают запасы на зиму. Сентябрь – первый месяц осени. Дни стали короче, солнце уже не такое жаркое, часто идут дожди. Деревья стали желтеть и буреть, на полях началась уборка урожая. В октябре листья совсем потемнели, подули холодные ветры. Птицы улетели на юг. В ноябре выпал первый снег, по утрам на речке появился тоненький ледок. Декабрь – первый месяц зимы, все покрылось снегом, оставшиеся птицы перебрались из леса в город, поближе к людям. Синичка Зинька со своим другом Зинзивером поселились в кормушке, и стали ждать Новый год.
Главная мысль рассказа «Синичкин календарь» в том, как прекрасна и разнообразна наша природа. Как важна передача жизненного опыта от старших к младшим, и стремление молодежи к новым знаниям и открытиям. Синичка охотно прислушивалась к советам старого воробья и с большим интересом изучала особенности каждого месяца и времени года.
Чему учит рассказ «Синичкин календарь»: Учит бережно относиться к природе, изучать природные явления и изменения вокруг, находить интересные особенности в каждом времени года, любить животных, с благодарностью принимать дары леса, с уважением относиться к его жителям, прислушиваться к советам старших.

Синичкин календарь читать

  • ЯНВАРЬ
  • ФЕВРАЛЬ
  • МАРТ
  • АПРЕЛЬ
  • МАЙ
  • ИЮНЬ
  • ИЮЛЬ
  • АВГУСТ
  • СЕНТЯБРЬ
  • ОКТЯБРЬ
  • НОЯБРЬ
  • ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

Зинька была молодая синичка, и своего гнезда у нее не было. Целый день она перелетала с места на место, прыгала по заборам, по ветвям, по крышам, — синицы народ бойкий. А к вечеру присмотрит себе пустое дупло или щелку какую под крышей, забьется туда, распушит попышней свои перышки, — кое-как и переспит ночку.
Но раз — среди зимы — посчастливилось ей найти свободное воробьиное гнездо. Помещалось оно над окном за оконницей. Внутри была целая перина мягкого пуха. И в первый раз, как вылетела из родного гнезда, Зинька заснула в тепле и покое.
Вдруг ночью ее разбудил сильный шум. Шумели в доме, из окна бил яркий свет.
Синичка испугалась, выскочила из гнезда и, уцепившись коготками за раму, заглянула в окно. Там в комнате стояла большая — под самый потолок елка, вся в огнях, и в снегу, и в игрушках. Вокруг нее прыгали и кричали дети.
Зинька никогда раньше не видела, чтобы люди так вели себя по ночам. Ведь она родилась только прошлым летом и многого еще на свете не знала.
Заснула она далеко за полночь, когда люди в доме наконец успокоились и в окне погас свет.
А утром Зиньку разбудил веселый, громкий крик воробьев. Она вылетела из гнезда и спросила их:
— Вы что, воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не давали. Что такое случилось?
— Как? — удивились воробьи. — Разве ты не знаешь какой сегодня день? Ведь сегодня Новый год, вот все и радуются — и люди и мы.
— Как это — Новый год? — не поняла синичка.
— Ах ты, желторотая! — зачирикали воробьи. — Да ведь это самый большой праздник в году! Солнце возвращается к нам и начинает свой календарь. Сегодня первый день января.
— А что это «январь», «календарь»?
— Фу, какая ты еще маленькая! — возмутились воробьи. — Календарь — это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и январь — его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев — столько, сколько у людей пальцев на передних лапах: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года — декабрь. Запомнила?
— Не-ет, — сказала синичка. — Где же сразу столько запомнить! «Носик», «десять пальцев» и «хвостик» запомнила. А называются они все уж больно мудрено.
— Слушай меня, — сказал тогда Старый Воробей. — Ты летай себе по садам, полям и лесам, летай да присматривайся, что кругом делается. А как услышишь, что месяц кончается, прилетай ко мне Я тут живу, на этом доме под крышей. Я буду тебе говорить, как каждый месяц называется. Ты все их по очереди и запомнишь.
— Вот спасибо! — обрадовалась Зинька. — Непременно буду прилетать к тебе каждый месяц. До свиданья!
И она полетела и летала целых тридцать дней, а на тридцать первый вернулась и рассказала Старому Воробью все, что приметила.
И Старый Воробей сказал ей:
— Ну вот, запомни: январь — первый месяц года — начинается с веселой елки у ребят. Солнце с каждым днем понемножечку начинает вставать раньше и ложиться позже. Свету день ото дня прибывает, а мороз все крепчает, небо все в тучах. А когда проглянет солнышко, тебе, синичке, хочется петь. И ты тихонько пробуешь голос: «Зинь-зинь-тю! Зинь-зинь-тю!»

к содержанию ↑

ФЕВРАЛЬ

Опять выглянуло солнышко, да такое веселое, яркое. Оно даже пригрело немножко, с крыш повисли сосульки, и по ним заструилась вода.
«Вот и весна начинается», — решила Зинька. Образовалась и запела звонко:
— Зинь-зинь-тан! Зинь-зинь-тан! Скинь кафтан!
— Рано, пташечка, запела, — сказал ей Старый Воробей. — Смотри еще, сколько морозу будет. Еще наплачемся.
— Ну да! — не поверила синичка. — Полечу-ка нынче в лес, узнаю, какие там новости.
И полетела.
В лесу ей очень понравилось: такое множество деревьев! Ничего, что все ветки залеплены снегом, а на широких лапах елок навалены целые сугробики. Это даже очень красиво. А прыгнешь на ветку — снег так и сыплется и сверкает разноцветными искрами.
Зинька прыгала по веткам, стряхивала с них снег и осматривала кору. Глазок у нее острый, бойкий — ни одной трещинки не пропустит.
Зинька тюк острым носиком в трещинку, раздолбит дырочку пошире — и тащит из-под коры какого-нибудь насекомыша-букарашку.
Много насекомышей набивается на зиму под кору — от холода. Зинька вытащит и съест. Так кормится. А сама примечает, что кругом.
Смотрит: лесная мышь из-под снега выскочила. Дрожит, вся взъерошилась.
— Ты чего? — Зинька спрашивает.
— Фу, напугалась! — говорит лесная мышь.
Отдышалась и рассказывает:
— Бегала я в куче хвороста под снегом, да вдруг и провалилась в глубокую яму. А это, оказывается, медведицына берлога. Лежит в ней медведица, и два махоньких новорожденных медвежонка у нее. Хорошо, что они крепко спали, меня не заметили.
Полетела Зинька дальше в лес; дятла встретила, красношапочника. Подружилась с ним.
Он своим крепким граненым носом большие куски коры ломает, жирных личинок достает. Синичке после него тоже кое-что перепадает.
Летает Зинька за дятлом, веселым колокольчиком звенит по лесу:
— Каждый день все светлей, все веселей, все веселей!
Вдруг зашипело вокруг, побежала по лесу поземка, загудел лес, и стало в нем темно, как вечером. Откуда ни возьмись, налетел ветер, деревья закачались, полетели сугробики с еловых лап, снег посыпал, завился — началась пурга.
Зинька присмирела, сжалась в комочек, а ветер так и рвет ее с ветки, перья ерошит и леденит под ними тельце. Хорошо, что дятел пустил ее в свое запасное дупло, а то пропала бы синичка.
День и ночь бушевала пурга, а когда улеглась и Зинька выглянула из дупла, она не узнала леса, так он весь был залеплен снегом. Голодные волки промелькнули между деревьями, увязая по брюхо в рыхлом снегу. Внизу под деревьями валялись обломанные ветром сучья, черные, с содранной корой.
Зинька слетела на один из них — поискать под корой насекомышей. Вдруг из-под снега — зверь! Выпрыгнул и сел. Сам весь белый, уши с черными точками держит торчком. Сидит столбиком, глаза на Зиньку выпучил.
У Зиньки от страха и крылышки отнялись.
— Ты кто? — пискнула.
— Я беляк. Заяц я. А ты кто?
— Ах, заяц! — обрадовалась Зинька. — Тогда я тебя не боюсь. Я синичка.
Она хоть раньше зайцев в глаза не видала, но слышала, что они птиц не едят и сами всех боятся.
— Ты тут и живешь, на земле? — спросила Зинька.
— Тут и живу.
— Да ведь тебя тут совсем занесет снегом!
— А я и рад. Пурга все следы замела и меня занесла — вот волки рядом пробежали, а меня и не нашли.
Подружилась Зинька и с зайцем. Так и прожила в лесу целый месяц, и все было: то снег, то пурга, а то и солнышко выглянет, — денек простоит погожий, но все равно холодно.
Прилетела к Старому Воробью, рассказала ему все, что приметила, он и говорит:
— Запоминай: вьюги да метели под февраль полетели. В феврале лютеют волки, а у медведицы в берлоге медвежатки родятся. Солнышко веселей светит и дольше, но морозы еще крепкие. А теперь лети в поле.

к содержанию ↑

МАРТ

Полетела Зинька в поле. Синичке ведь где хочешь жить можно: были бы хоть кустики, а уж она себя прокормит.
В поле, в кустах, жили серые куропатки — красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди.
Целая стая их тут жила, зерна из-под снега выкапывала.
— А где же тут спать? — спросила у них Зинька.
— А ты делай, как мы, — говорят куропатки. — Вот гляди.
Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче — да бух с разлету в снег! Снег сыпучий, — обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.
«Ну нет, — думает Зинька, — синички так не умеют. Поищу себе получше ночлега».
Нашла в кустах кем-то брошенную плетеную корзиночку, забралась в нее, да и заснула там. И хорошо, что так сделала. День-то простоял солнечный. Снег наверху подтаял, рыхлый стал. А ночью мороз ударил.
Утром проснулась Зинька, ждет — где же куропатки? Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит — ледяная корка.
Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там под ней все до одной! Что тут делать?
Да ведь синички — боевой народ. Зинька слетела на наст — и давай долбить его крепким своим, острым носиком. И продолбила, — большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.
Вот уж они ее хвалили, благодарили! Натаскали ей зерен, семечек разных:
— Живи с нами, никуда не улетай!
Она и жила. А солнце день ото дня ярче, день ото дня жарче. Тает, тает в поле снег. И уж так его мало осталось, что больше не ночевать в нем куропаткам: мелок стал. Перебрались куропатки в кустарник спать, под Зинькиной корзинкой.
И вот, наконец, в поле на пригорках показалась земля. И как же все ей обрадовались!
Тут не прошло и трех дней — откуда ни возьмись, уж сидят на проталинах черные, с белыми носами грачи.
Здравствуйте! С прибытием! Ходят важные, тугим пером поблескивают, носами землю ковыряют: червяков да личинок из нее потаскивают.
А скоро за ними и жаворонки и скворцы прилетели, песнями залились.
Зинька с радости звенит-захлебывается:
— Зинь-зингь-на! Зинь-зинь-на! К нам весна! К нам весна! К нам весна!
Так с этой песенкой и прилетела к Старому Воробью. И он ей сказал:
— Да. Это месяц март. Прилетели грачи, — значит, правда весна началась. Весна начинается в поле. Теперь лети на реку.

к содержанию ↑

АПРЕЛЬ

Полетела Зинька на реку.
Летит над полем, летит над лугом, слышит: всюду ручьи поют. Поют ручьи, бегут ручьи, — все к реке собираются.
Прилетела на реку, а река страшная: лед на ней посинел, у берегов вода выступает. Видит Зинька: что ни день, то больше ручьев бежит к реке.
Проберется ручей по овражку незаметно под снегом и с берега — прыг в реку! И скоро многое множество ручьев, ручейков и ручьишек набилось в реку — под лед попрятались.
Тут прилетела тоненькая черно-белая птичка, бегает по берегу, длинным хвостиком покачивает, пищит:
— Пи-лик! Пи-лик!
— Ты что пищишь! — спрашивает Зинька. — Что хвостиком размахиваешь?
— Пи-лик! — отвечает тоненькая птичка. — Разве ты не знаешь, как меня зовут? Ледоломка. Вот сейчас раскачаю хвост, да как тресну им по льду, так лед и лопнет, и река пойдет.
— Ну да! — не поверила Зинька. — Хвастаешь.
— Ах так! — говорит тоненькая птичка. — Пи-лик!
И давай еще пуще хвостик раскачивать.
Тут вдруг как бухнет где-то вверху по реке, будто из пушки! Ледоломка порх — и с перепугу так крылышками замахала, что в одну минуту из глаз пропала.
И видит Зинька: треснул лед, как стекло. Это ручьи — все, что набежали в реку, — как понатужились, нажали снизу — лед и лопнул. Лопнул и распался на льдины, большие и малые.
Река пошла. Пошла и пошла, — и уж никому ее не остановить. Закачались на ней льдины, поплыли, бегут, друг друга кружат, а тех, что сбоку, на берег выталкивают.
Тут сейчас же и всякая водяная птица налетела, точно где-то здесь, рядом, за углом ждала: утки, чайки, кулики-долгоножки. И, глядь, Ледоломка вернулась, по берегу ножонками семенит, хвостом качает.
Все пищат, кричат, веселятся. Кто рыбку ловит, ныряет за ней в воду, кто носом в тину тыкает, ищет там что-то, кто мушек над берегом ловит.
— Зинь-зинь-хо! Зинь-зинь-хо! Ледоход, ледоход! — запела Зинька. И полетела рассказать Старому Воробью, что видела на реке. И старый Воробей сказал ей: — Вот видишь: сперва весна приходит в поле, а потом на реку. Запомни: месяц, в который у нас реки освобождаются ото льда, называется апрель. А теперь лети-ка опять в лес: увидишь, что там будет.
И Зинька скорей полетела в лес.

к содержанию ↑

МАЙ

В лесу еще было полно снегу. Он спрятался под кустами и деревьями, и солнцу трудно было достать его там. В поле давно уже зеленела посеянная с осени рожь, а лес все еще стоял голый.
Но уже было в нем весело, не то что зимой. Налетело много разных птиц, и все они порхали между деревьями, прыгали по земле и пели, — пели на ветвях, на макушках деревьев и в воздухе.
Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало легко. Синичке больше не надо было заботиться о ночлеге: найдет свободное дупло — хорошо, не найдет — и так переночует где-нибудь на ветке или в чаще.
И вот раз вечерком ей показалось, будто лес в тумане. Легкий зеленоватый туман окутал все березы, осины, ольхи. А когда на следующий день над лесом поднялось солнце, на каждой березе, на всякой веточке показались точно маленькие зеленые пальчики: это стали распускаться листья.
Тут и начался лесной праздник.
Засвистал, защелкал в кустах соловей.
В каждой луже урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем носились между ветвями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала кукушка.
Друг Зиньки, дятел-красношапочник, и тот не тужил, что не умеет петь: отыщет сучок посуше и так лихо барабанит по нему носом, что по всему лесу слышна звонкая барабанная дробь.
А дикие голуби поднимались высоко над лесом и проделывали в воздухе головокружительные фокусы и мертвые петли. Каждый веселился на свой лад, кто как умел.
Зиньке все было любопытно. Зинька всюду поспевала и радовалась вместе со всеми.
По утрам на заре слышала Зинька чьи-то громогласные крики, будто в трубы кто-то трубил где-то за лесом. Полетела она в ту сторону и вот видит: болото, мох да мох, и сосенки на нем растут.
И ходят на болоте такие большие птицы, каких никогда еще Зинька не видела, — прямо с баранов ростом, и шеи у них долгие-долгие. Вдруг подняли они свои шеи, как трубы, да как затрубят, как загремят:
— Тррру-рру-у! Тррру-рру!
Совсем оглушили синичку. Потом один растопырил крылья и пушистый свой хвост, поклонился до земли соседям да вдруг и пошел в пляс: засеменил, засеменил ногами и пошел по кругу, все по кругу; то одну ногу выкинет, то другую, то поклонится, то подпрыгнет, то вприсядку пойдет — умора!
А другие на него смотрят, собрались кругом, крыльями враз хлопают. Не у кого было Зиньке спросить в лесу, что это за птицы-великаны, и полетела она в город к Старому Воробью.
И Старый Воробей сказал ей:
— Это журавли; птицы серьезные, почтенные, а сейчас видишь, что выделывают. Потому это, что пришел веселый месяц май, и лес оделся, и все цветы цветут, и все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую всем радость дало.

к содержанию ↑

ИЮНЬ

Решила Зинька: «Полечу-ка я нынче по всем местам: и в лес, и в поле, и на реку… Все осмотрю».
Первым делом наведалась к старому другу своему — дятлу-красношапочнику. А он как увидел ее издали, так и закричал:
— Кик! Кик! Прочь, прочь! Тут мои владения!
Очень удивилась Зинька. И крепко на дятла обиделась: вот тебе и друг!
Вспомнила о полевых куропатках, серых, с шоколадной подковкой на груди. Прилетела к ним в поле, ищет куропаток — нет их на старом месте! А ведь целая стая была. Куда все подевались?
Летала-летала по полю, искала-искала, насилу одного петушка нашла: сидит во ржи, — а рожь уж высокая, — кричит:
— Чир-вик! Чир-вик!
Зинька — к нему. А он ей:
— Чир-вик! Чир-вик! Чичире! Пошла, пошла отсюда!
— Как так! — рассердилась синичка. — Давно ли я всех вас от смерти спасла — из ледяной тюрьмы выпустила, а теперь ты меня и близко к себе не пускаешь?
— Чир-вир! — смутился куропачий петушок. — Правда, от смерти спасла. Мы это все помним. А все-таки лети от меня подальше: теперь время другое, мне вот как драться хочется!
Хорошо, у птиц слез нет, а то, наверно, заплакала бы Зинька, уж так ей обидно, так горько стало! Повернулась молча, полетела на реку.
Летит над кустами, вдруг из кустов — серый зверь! Зинька так и шарахнулась в сторону.
— Не узнала? — смеется зверь. — А ведь мы с тобой старые друзья.
— А ты кто? — спрашивает Зинька.
— Заяц я. Беляк.
— Какой же ты беляк, когда ты серый? Я помню беляка: он весь белый, только на ушках черное.
— Это я зимой белый: чтобы на снегу меня видно не было. А летом я серый.
Ну и разговорились. Ничего, с ним не ссорились.
А потом Старый Воробей и объяснил Зиньке:
— Это месяц июнь — начало лета. У всех нас, у птиц, в это время — гнезда, а в гнездах — драгоценные яички и птенчики. К своим гнездам мы никого не подпускаем — ни врага, ни друга: и друг может нечаянно разбить яичко. У зверей тоже детеныши, звери тоже никого к своей норе не подпустят. Один заяц без забот: растерял своих детишек по всему лесу, и думать о них забыл. Да ведь зайчаткам мать-зайчиха нужна только в первые дни: попьют они материнское молочко несколько дней, а потом сами травку зубрят. Теперь, — прибавил Старый Воробей, — солнце в самой силе, и самый длинный у него трудовой день. Теперь на земле все найдут, чем набить своим малышам животики.

к содержанию ↑

ИЮЛЬ

— С новогодней елки, — сказал Старый Воробей, — прошло уже шесть месяцев, ровно полгода. Запомни, что второе полугодие начинается в самый разгар лета. А пошел теперь месяц июль. А это самый хороший месяц и для птенцов и для зверят, потому что кругом всего очень много: и солнечного света, и тепла, и разной вкусной еды.
— Спасибо, — сказала Зинька.
И полетела.
«Пора мне остепениться, — подумала она. — Дупел в лесу много. Займу, какое мне понравится свободное, и заживу в нем своим домком!»
Задумать-то задумала, да не так просто оказалось это сделать. Все дупла в лесу заняты. Во всех гнездах птенцы. У кого еще крохотки, голенькие, у кого в пушку, а у кого и в перышках, да все равно желторотые, целый день пищат, есть просят.
Родители хлопочут, взад-вперед летают, ловят мух, комаров, ловят бабочек, собирают гусениц-червячков, а сами не едят: все птенцам носят. И ничего: не жалуются, еще песни поют.
Скучно Зиньке одной. «Дай, — думает, — я помогу кому-нибудь птенчиков покормить. Мне спасибо скажут».
Нашла на ели бабочку, схватила в клюв, ищет, кому бы дать. Слышит — на дубу пищат маленькие щеглята, там их гнездо на ветке. Зинька скорей туда — и сунула бабочку одному щегленку в разинутый рот. Щегленок глотнул, а бабочка не лезет: велика больно.
Глупый птенчик старается, давится — ничего не выходит. И стал уже задыхаться. Зинька с испугу кричит, не знает, что делать. Тут щеглиха прилетела. Сейчас — раз! — ухватила бабочку, вытащила у щегленка из горла и прочь бросила.
А Зиньке говорит:
— Марш отсюда! Ты чуть моего птенчика не погубила. Разве можно давать маленькому целую бабочку? Даже крылья ей не оторвала!
Зинька кинулась в чащу, там спряталась: и стыдно ей, и обидно. Потом много дней по лесу летала, — нет, никто ее в компанию к себе не принимает!
А что ни день, то больше в лес приходит ребят. Все с корзиночками, веселые; идут — песни поют, а потом разойдутся и ягоды собирают: и в рот и в корзиночки. Уже малина поспела.
Зинька все около них вертится, с ветки на ветку перелетает, и веселей синичке с ребятами, хоть она их языка не понимает, а они — ее.
И случилось раз: одна маленькая девочка забралась в малинник, идет тихонько, ягоды берет. А Зинька над нею по деревьям порхает. И вдруг видит: большой страшный медведь в малиннике. Девочка как раз к нему подходит, — его не видит.
И он ее не видит: тоже ягоды собирает. Нагнет лапой куст — и себе в рот.
«Вот сейчас, — думает Зинька, — наткнется на него девочка — страшилище это ее и съест! Спасти, спасти ее надо!»
И закричала с дерева по-своему, по-синичьему:
— Зинь-зинь-вень! Девочка, девочка! Тут медведь. Убегай!
Девочка и внимания на нее не обратила: ни слова не поняла. А медведь-страшилище понял: разом поднялся на дыбы, оглядывается: где девочка? «Ну, — решила Зинька, — пропала маленькая!»
А медведь увидел девочку, опустился на все четыре лапы — да как кинется от нее наутек через кусты!
Вот удивилась Зинька: «Хотела девочку от медведя спасти, а спасла медведя от девочки! Такое страшилище, а маленького человечка боится!»
С тех пор, встречая ребят в лесу, синичка пела им звонкую песенку:
Зинь-зань-ле! Зань-зинь-ле!
Кто пораньше встает,
Тот грибы себе берет,
А сонливый да ленивый
Идут после за крапивой.
Эта маленькая девочка, от которой убежал медведь, всегда приходила в лес первая и уходила из лесу с полной корзинкой.

к содержанию ↑

АВГУСТ

— После июля, — сказал Старый Воробей, — идет август. Третий — и, заметь себе это, — последний месяц лета.
— Август, — повторила Зинька. И принялась думать, что ей в этом месяце делать.
Ну, да ведь она была синичка, а синички долго на одном месте усидеть не могут. Им бы все порхать да скакать, по веткам лазать то вверх, то вниз головой. Много так не надумаешь.
Пожила немножко в городе — скучно. И сама не заметила, как опять очутилась в лесу.
Очутилась в лесу и удивляется: что там со всеми птицами сделалось? Только что все гнали ее, близко к себе и к своим птенцам не подпускали, а теперь только и слышит: «Зинька, лети к нам!», «Зинька, сюда!», «Зинька, полетай с нами!», «Зинька, Зинька, Зинька!».
Смотрит — все гнезда пустые, все дупла свободные, все птенцы выросли и летать научились. Дети и родители все вместе живут, так выводками и летают, а уж на месте никто не сидит, и гнезда им больше не нужны. И гостье все рады: веселей в компании-то кочевать.
Зинька то к одним пристанет, то к другим; один день с хохлатыми синичками проведет, другой — с гаечками-пухлячками. Беззаботно живет: тепло, светло, еды сколько хочешь.
И вот удивилась Зинька, когда белку встретила и разговарилась с ней. Смотрит — белка с дерева на землю спустилась и что-то ищет там в траве.
Нашла гриб, схватила его в зубы — и марш с ним назад на дерево. Нашла там сучочек острый, ткнула на него гриб, а есть не есть его: поскакала дальше. И опять на землю — грибы искать.
Зинька подлетела к ней и спрашивает:
— Что ты, белочка, делаешь? Зачем не ешь грибы, а на сучки их накалываешь?
— Как зачем? — отвечает белка. — Впрок собираю, сушу в запас. Зима придет — пропадешь без запаса.
Стала тут Зинька примечать: не только белки — многие зверюшки запасы себе собирают. Мышки, полевки, хомяки с поля зерна за щеками таскают в свои норки, набивают там свои кладовочки.
Начала и Зинька кое-что припрятывать на черный день; найдет вкусные семечки, поклюет их, а что лишнее — сунет куда-нибудь в кору, в щелочку.
Соловей это увидел и смеется:
— Ты что же, синичка, на всю долгую зиму хочешь запасы сделать? Этак тебе тоже нору копать впору.
Зинька смутилась.
— А ты как же, — спрашивает, — зимой думаешь?
— Фьють! — свистнул соловей. — Придет осень, — я отсюда улечу. Далеко-далеко улечу, туда, где и зимой тепло и розы цветут. Там сытно, как здесь летом.
— Да ведь ты соловей, — говорит Зинька, — тебе что: сегодня здесь спел, а завтра — там. А я синичка. Я где родилась, там всю жизнь и проживу.
А про себя подумала: «Пора, пора мне о своем домке подумать! Вот уж и люди в поле вышли — убирают хлеб, увозят с поля. Кончается лето, кончается…»

к содержанию ↑

СЕНТЯБРЬ

— А теперь какой месяц будет? — спросила Зинька у Старого Воробья.
— Теперь будет сентябрь, — сказал Старый Воробей. — Первый месяц осени.
И правда: уже не так стало жечь солнце, дни стали заметно короче, ночи — длиннее, и все чаще стали лить дожди.
Первым делом осень пришла в поле. Зинька видела, как день за днем люди свозили хлеб с поля в деревню, из деревни — в город. Скоро совсем опустело поле, и ветер гулял в нем на просторе.
Потом раз вечером ветер улегся, тучи разошлись с неба. Утром Зинька не узнала поля: все оно было в серебре, и тонкие-тонкие серебряные ниточки плыли над ним по воздуху.
Одна такая ниточка, с крошечным шариком на конце, опустилась на куст рядом с Зинькой. Шарик оказался паучком, и синичка, недолго думая, клюнула его и проглотила. Очень вкусно! Только нос весь в паутине.
А серебряные нити-паутинки тихонько плыли над полем, опускались на жнитво, на кусты, на лес: молодые паучки рассеялись так по всей земле. Покинув свою летательную паутинку, паучки отыскивали себе щелочку в коре или норку в земле и прятались в нее до весны.
В лесу уже начал желтеть, краснеть, буреть лист. Уже птичьи семьи-выводки собирались в стайки, стайки — в стаи. Кочевали все шире по лесу: готовились в отлет.
То и дело откуда-то неожиданно появлялись стаи совсем незнакомых Зиньке птиц — долгоногих пестрых куликов, невиданных уток. Они останавливались на речке, на болотах; день покормятся, отдохнут, а ночью летят дальше — в ту сторону, где солнце бывает в полдень. Это пролетали с далекого севера стаи болотных и водяных птиц.
Раз Зинька повстречала в кустах среди поля веселую стайку таких же, как она сама, синиц: белощекие, с желтой грудкой и длинным черным галстуком до самого хвостика. Стайка перелетела полем из леска в лесок.
Не успела Зинька познакомиться с ними, как из-под кустов с шумом и криком взлетел большой выводок полевых куропаток. Раздался короткий страшный гром — и синичка, сидевшая рядом с Зинькой, не пискнув, свалилась на землю. А дальше две куропатки, перевернувшись в воздухе через голову, замертво ударились о землю.
Зинька до того перепугалась, что осталась сидеть, где сидела, ни жива ни мертва.
Когда она пришла в себя, около нее никого не было — ни куропаток, ни синиц. Подошел бородатый человек с ружьем, поднял двух убитых куропаток и громко крикнул:
— Ау! Манюня!
С опушки леса ответил ему тоненький голосок, и скоро к бородатому подбежала маленькая девочка. Зинька узнала ее: та самая, что напугала в малиннике медведя. Сейчас у нее была в руках полная корзинка грибов.
Пробегая мимо куста, она увидела на земле упавшую с ветки синичку, остановилась, наклонилась, взяла ее в руки. Зинька сидела в кусту не шевелясь.
Девочка что-то сказала отцу, отец дал ей фляжку, и Манюня спрыснула из нее водой синичку. Синичка открыла глаза, вдруг вспорхнула — и забилась в куст рядом с Зинькой.
Манюня весело засмеялась и вприпрыжку побежала за уходившим отцом.

к содержанию ↑

ОКТЯБРЬ

— Скорей, скорей! — торопила Зинька Старого Воробья. — Скажи мне, какой наступает месяц, и я полечу назад в лес: там у меня больной товарищ.
И она рассказала Старому Воробью, как бородатый охотник сшиб с ветки сидевшую рядом с ней синичку, а девочка Манюня спрыснула водой и оживила ее.
Узнав, что новый месяц, второй месяц осени, называется октябрь, Зинька живо вернулась в лес.
Ее товарища звали Зинзивер. После удара дробинкой крылышки и лапки еще плохо повиновались ему. Он с трудом долетел до опушки. Тут Зинька отыскала ему хорошенькое дуплишко и стала таскать туда для него червячков-гусениц, как для маленького. А он был совсем не маленький: ему было уже два года, и, значит, он был на целый год старше Зиньки.
Через несколько дней он совсем поправился. Стайка, с которой он летал, куда-то исчезла, и Зинзивер остался жить с Зинькой. Они очень подружились.
А осень пришла уже и в лес. Сперва, когда все листья раскрасились в яркие цвета, он был очень красив. Потом подули сердитые ветры. Они сдирали желтые, красные, бурые листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю.
Скоро лес поредел, ветки обнажились, а земля под ними покрылась разноцветными листьями. Прилетели с далекого севера, из тундр, последние стаи болотных птиц. Теперь каждый день прибывали новые гости из северных лесов: там уже начиналась зима.
Не все и в октябре дули сердитые ветры, не все лили дожди: выдавались и погожие, сухие и ясные дни. Нежаркое солнышко светило приветливо, прощаясь с засыпающим лесом. Потемневшие на земле листья тогда высыхали, становились жесткими и хрупкими. Еще кое-где из-под них выглядывали грибы — грузди, маслята.
Но хорошую девочку Манюню Зинька и Зинзивер больше уж не встречали в лесу.
Синички любили спускаться на землю, прыгать по листьям — искать улиток на грибах. Раз они подскочили так к маленькому грибу, который рос между корнями белого березового пня. Вдруг по другую сторону пня выскочил серый, с белыми пятнами зверь.
Зинька пустилась было наутек, а Зинзивер рассердился и крикнул:
— Пинь-пинь-черр! Ты кто такой?
Он был очень храбрый и улетал от врага, только когда враг на него кидался.
— Фу! — сказал серый пятнистый зверь, кося глазами и весь дрожа. — Как вы с Зинькой меня напугали! Нельзя же так топать по сухим, хрустким листьям! Я думал, что лиса бежит или волк. Я же заяц, беляк я.
— Неправда! — крикнула ему с дерева Зинька. — Беляк летом серый, зимой белый, я знаю. А ты какой-то полубелый.
— Так ведь сейчас ни лето, ни зима. Вот и я ни серый, ни белый. — И заяц захныкал: — Вот сижу у березового пенька, дрожу, шевельнуться боюсь. Снегу еще нет, а у меня уже клочья белой шерсти лезут. Земля черная. Побегу по ней днем — сейчас меня все увидят. И так ужасно хрустят сухие листья! Как тихонько ни крадись, прямо гром из-под ног.
— Видишь, какой он трус, — сказал Зинзивер Зиньке. — А ты его испугалась. Он нам не враг.

к содержанию ↑

НОЯБРЬ

Враг — и страшный враг — появился в лесу в следующем месяце. Старый Воробей назвал этот месяц ноябрем и сказал, что это третий и последний месяц осени.
Враг был очень страшный, потому что он был невидимка. В лесу стали пропадать и маленькие птички и большие, и мыши, и зайцы. Только зазевается зверек, только отстанет от стаи птица — все равно ночью, днем ли, — глядь, их уж и в живых нет.
Никто не знал, кто этот таинственный разбойник: зверь ли, птица или человек? Но все боялись его, и у всех лесных зверей и птиц только и было разговору, что о нем. Все ждали первого снега, чтобы по следам около растерзанной жертвы опознать убийцу.
Первый снег выпал однажды вечером. А на утро следующего дня в лесу не досчитались одного зайчонка. Нашли его лапку. Тут же, на подтаявшем уже снегу, были следы больших, страшных когтей. Это могли быть когти зверя, могли быть когти и крупной хищной птицы. А больше ничего не оставил убийца: ни пера, ни шерстинки своей.
— Я боюсь, — сказала Зинька Зинзиверу. — Ох, как я боюсь! Давай улетим скорей из лесу, от этого ужасного разбойника-невидимки.
Они полетели на реку. Там были старые дуплистые ивы-ракиты, где они могли найти себе приют.
— Знаешь, — говорила Зинька, — тут место открытое. Если и сюда придет страшный разбойник, он тут не может подкрасться так незаметно, как в темном лесу. Мы его увидим издали и спрячемся от него.
И они поселились за речкой.
Осень пришла уже и на реку. Ивы-ракиты облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка еще бежала, но по утрам на ней был ледок. И с каждым морозцем он рос. Не было по берегам и куликов. Оставались еще только утки. Они крякали, что останутся тут на всю зиму, если река вся не покроется льдом. А снег падал и падал — и больше уж не таял.
Только было синички зажили спокойно, вдруг опять тревога: ночью неизвестно куда исчезла утка, спавшая на том берегу, — на краю своей стаи.
— Это он, — говорила, дрожа, Зинька. — Это невидимка. Он всюду: и в лесу, и в поле, и здесь, на реке.
— Невидимок не бывает, — говорил Зинзивер. — Я выслежу его, вот постой!
И он целыми днями вертелся среди голых веток на верхушках старых ив-ракит: высматривал с вышки таинственного врага. Но так ничего и не заметил подозрительного.
И вот вдруг — в последний день месяца — стала река. Лед разом покрыл ее — и больше уж не растаял. Утки улетели еще ночью.
Тут Зиньке удалось наконец уговорить Зинзивера покинуть речку: ведь теперь враг мог легко перейти к ним по льду. И все равно Зиньке надо было в город: узнать у Старого Воробья, как называется новый месяц.

к содержанию ↑

ДЕКАБРЬ

Полетели синички в город. И никто, даже Старый Воробей, не мог им объяснить, кто этот невидимый страшный разбойник, от которого нет спасенья ни днем, ни ночью, ни большим, ни маленьким.
— Но успокойтесь, — сказал Старый Воробей. — Здесь, в городе, никакой невидимка не страшен: если даже он посмеет явиться сюда, люди сейчас же застрелят его. Оставайтесь жить с нами в городе. Вот уже начался месяц декабрь — хвостик года. Пришла зима. И в поле, и на речке, и в лесу теперь голодно и страшно. А у людей всегда найдется для нас, мелких пташек, и приют и еда.
Конечно, Зинька с радостью согласилась поселиться в городе и уговорила Зинзивера. Сперва он, правда, не соглашался, хорохорился, кричал:
— Пинь-пинь-черр! Никого не боюсь! Разыщу невидимку!
Но Зинька ему сказала:
— Не в том дело, а вот в чем: скоро будет Новый год. Солнышко опять начнет выглядывать, все будут радоваться ему. А спеть ему первую весеннюю песенку тут, в городе, никто не сможет: воробьи умеют только чирикать, вороны только каркают, а галки — галдят. В прошлом году первую весеннюю песенку солнцу спела тут я. А теперь ее должен спеть ты.
Зинзивер как крикнет:
— Пинь-пинь-черр! Ты права. Это я могу. Голос у меня сильный, звонкий, — на весь город хватит. Остаемся тут!
Стали они искать себе помещение. Но это оказалось очень трудно. В городе не то что в лесу: тут и зимой все дупла, скворешни, гнезда, даже щели за окнами и под крышами заняты. В том воробьином гнездышке за оконницей, где встретила елку Зинька в прошлом году, теперь жило целое семейство молодых воробьев.
Но и тут Зиньке помог Старый Воробей. Он сказал ей:
— Слетайте-ка вон в тот домик, вон — с красной крышей и садиком. Там я видел девочку, которая все что-то ковыряла долотом в полене. Уж не готовит ли она вам — синичкам — хорошенькую дуплянку?
Зинька и Зинзивер сейчас же полетели к домику с красной крышей. И кого же они первым делом увидели в саду, на дереве? Того страшного бородатого охотника, который чуть насмерть не застрелил Зинзивера.
Охотник одной рукой прижимал дуплянку к дереву, а в другой держал молоток и гвозди. Он наклонился вниз и крикнул:
— Так, что ли?
И снизу, с земли, ему ответила тоненьким голоском Манюня:
— Так, хорошо!
И бородатый охотник большими гвоздями крепко прибил дуплянку к стволу, а потом слез с дерева.
Зинька и Зинзивер сейчас же заглянули в дуплянку и решили, что лучшей квартиры они никогда и не видели: Манюня выдолбила в полене уютное глубокое дуплишко и даже положила в него мягкого, теплого пера, пуха и шерсти.
Месяц пролетел незаметно; никто не беспокоил тут синичек, а Манюня каждое утро приносила им еду на столик, нарочно приделанный к ветке.
А под самый Новый год случилось еще одно — последнее в этом году — важное событие: Манюнин отец, который иногда уезжал за город на охоту, привез невиданную птицу, посмотреть на которую сбежались все соседи.
То была большущая белоснежная сова, — до того белоснежная, что когда охотник бросил ее на снег, сову только с большим трудом можно было разглядеть.
— Это злая зимняя гостья у нас, — объяснял отец Манюне и соседям — полярная сова. Она одинаково хорошо видит и днем и ночью. И от ее когтей нет спасенья ни мыши, ни куропатке, ни зайцу на земле, ни белке на дереве. Летает она совсем бесшумно, а как ее трудно заметить, когда кругом снег, сами видите.
Конечно, ни Зинька, ни Зинзивер ни слова не поняли из объяснения бородатого охотника. Но оба они отлично поняли, кого убил охотник. И Зинзивер так громко крикнул: «Пинь-пинь-черр! Невидимка!» — что сейчас же со всех крыш и дворов слетелись все городские воробьи, вороны, галки — посмотреть на чудовище.
А вечером у Манюни была елка, дети кричали и топали, но синички нисколько на них за это не сердились.
Теперь они знали, что с елкой, украшенной огнями, снегом и игрушками, приходит Новый год, а с Новым годом возвращается к нам солнце и приносит много новых радостей.

Рассказы / Бианки

Просмотров:  40 441

  • Главная мысль сказки салтыкова щедрина бедный волк
  • Главная мысль сказки садко
  • Главная мысль сказки русалочка андерсена 4 класс
  • Главная мысль сказки рикки тикки тави в читательский дневник
  • Главная мысль сказки пушкина золотая рыбка