Главная мысль сказки три толстяка

«Три толстяка» читательский дневник

«Три толстяка» читательский дневник

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 306.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 306.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Три толстяка» – сказочная повесть, в которой в несуществующей стране простому народу удалось одержать победу над жестокими и жадными правителями.

Краткое содержание «Три толстяка» для читательского дневника

ФИО автора: Олеша Юрий Карлович

Название: Три толстяка

Число страниц: 128. Юрий Олеша. «Три толстяка». Издательство «Проф-Пресс». 2016 год

Жанр: Сказочная повесть

Год написания: 1924 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Доктор Гаспар Арнери – учёный, добрый, отзывчивый, честный человек.

Суок – красивая двенадцатилетняя девочка, цирковая артистка, смелая, решительная.

Тутти –мальчик, наследник Трёх толстяков, родной брат Суок.

Просперо – оружейник, сильный и мужественный оружейник.

Тибул – гимнаст, отважный, храбрый.

Три толстяка – верховные правители, невероятно жадные и жестокие.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Когда доктор Гаспар Арнери отправился за город поискать новых насекомых для своей коллекции, он узнал, что Просперо и Тибул повели народ на штурм дворца Трёх толстяков.

Вернувшись поздно вечером домой, доктор узнал, что восстание было подавлено, а Просперо посажен в тюрьму. Гимнасту Тибулу же удалось скрыться от преследования, пройдя по канату над площадью Звезды.

На следующий день на площади Суда строились плахи для повстанцев. Тем временем ветер подхватил продавца воздушных шаров и отнёс его во дворец, прямо на огромный торт, который нужно было подавать толстякам. Главный кондитер не растерялся, украсил продавца кремом и цукатами, и поставил на стол. К счастью продавца, Три толстяка были заняты тем, что допрашивали оружейника Просперо. После в зал ворвался заплаканный наследник Тутти, который рассказал о своём горе: его любимую куклу искололи саблями гвардейцы, и теперь она не может ходить и танцевать. Толстяки приказали отвезти куклу доктору Арнери, чтобы тот немедленно починил её. Воспользовавшись суматохой, продавец шаров скрылся из дворца через подземный ход, который ему показал один из поварят.

Когда Арнери осмотрел куклу, он понял, что не успеет починить её к утру. Он знал, что толстяки казнят его за невыполнение приказа, но ничего не мог поделать. На его счастье точной копией куклы оказалась маленькая цирковая артистка Суок. Тибул уговорил её проникнуть во дворец под видом куклы и спасти Просперо. Отважная девочка согласилась.

Наследник Тутти был очень рад получить свою куклу, но вскоре он с удивлением обнаружил, что это живая девочка, а он ещё никогда не видел детей. Ночью Суок взяла у Тутти ключ и проникла в зверинец на поиски Просперо. Но вместо оружейника она увидела в клетке странное умирающее существо, которое перед смертью успело передать девочке табличку с записями. Суок всё же удалось найти Просперо и освободить его. Она помогла ему скрыться через потайной ход, а сама оказалась арестована.

Перед казнью Суок стали допрашивать, но она упорно молчала. По приказу толстяков её должны были растерзать дикие звери, но этого не случилось: дворцовые гвардейцы встали на сторону народа. Толстяки и их прихвостни были арестованы.

Из записей на дощечке стало известно, что Тутти и Суок – родные брат и сестра, которых разлучили в раннем детстве. Три толстяка приказали учёному Тубу сделать куклу – точную копию Суок, а также выковать мальчику железное сердце. Когда Туб отказался, его посадили в клетку.

План пересказа

  1. Народное восстание.
  2. Бегство гимнаста Тибула.
  3. Путешествие продавца шариков.
  4. Сломанная кукла.
  5. Вся надежда на Суок.
  6. Знакомство с Тутти.
  7. Освобождение Просперо.
  8. Суд над Суок.
  9. Взятие дворца, победа народа.
  10. Тутти и Суок снова вместе.

Главная мысль

Любая власть, основанная на жадности и жестокости, обречена на провал.

Чему учит

Повесть учит справедливости, честности, самоотверженности. Учит честно выполнять свои обязанности, отвечать за свои поступки и не быть равнодушным к чужим бедам.

Отзыв

Можно преодолеть все преграды, если уверен в том, что борешься за правое дело. Тибул и Просперо боролись за освобождение народа от гнёта Трех толстяков, и это им удалось, хотя силы изначально были неравны.

Рисунок-иллюстрация к сказочной повести Три толстяка

Рисунок-иллюстрация к сказочной повести Три толстяка.

Пословицы

  • Богатому ни правды, ни дружбы не знавать.
  • Если вздохнуть всем народом – ветер будет.
  • Богачу прибыль, а бедняку гибель.

Что понравилось

Очень понравилось, что наследник Тутти, вопреки надеждам Трех толстяков, не стал жестоким и жадным, а Суок нашла родного брата.

Тест по сказке

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ильнар Гаффаров

    7/10

  • Леонид Пупков

    9/10

  • Альфина Алеева

    10/10

  • Алина Шабунина

    10/10

  • Владислав Шамало

    10/10

  • Кирилл Бычков

    9/10

  • Кускова Валерия

    10/10

  • Людмила Иванова

    9/10

  • Сергей Гришаев

    9/10

  • Миляуша Сагадатова

    8/10

Рейтинг читательского дневника

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 306.


А какую оценку поставите вы?

В школьную программу включена повесть Юрия Олеши «Три толстяка». Для читательского дневника, который ведут учащиеся начальник классов, нужно составить краткое содержание произведения. В основе сюжета лежит борьба народа за свои права. В событиях, описанных в книге, добро побеждает зло, ведь это сказка, где всегда бывает красивый финал.

Оглавление:

  • Главные герои и аннотация
  • Начало бунта
  • Торжество справедливости
  • Основная мысль
  • Отзывы читателей

Повесть Юрия Олеши «Три толстяка»

Главные герои и аннотация

Сказочная повесть была написана в 1924 году. Действие происходит в придуманной стране. Все герои вымышленные:

  • доктор Гаспар Арнери;
  • оружейник Просперо;
  • Суок;
  • Тибул;
  • наследник Тутти;
  • правители-толстяки;
  • ученый Туб.

В аннотации к произведению можно написать, что страной управляют тираны. Несправедливые действия богатых, их жестокость не по душе простым людям. Народ борется с властью. Благодаря лидерам, которые сумели собрать силы, удалось избавиться от власти тиранов. Свергнуты деспотичные Три толстяка. Краткое содержание для читательского дневника можно передать по плану:

Гимнаст Тибул

  1. Площадь Звезды и гимнаст Тибул.
  2. Продавец шаров.
  3. Сломанная кукла.
  4. Арнери встречает Суок.
  5. Девочка становится куклой.
  6. Освобождение Просперо.
  7. Суок спасена.
  8. Народ победил.
  9. Тайна ученого.

В книге содержится 13 глав, которые читаются на одном дыхании благодаря писательскому таланту Юрия Олеши.

Начало бунта

Народ поднимает восстание против несправедливых правителей, гвардейцы подавили смуту, а предводителей схватили. Свидетелем всех событий становится доктор Гаспар Арнери. Предводитель Просперо был арестован, но цирковому гимнасту Тибулу удалось скрыться по крышам через площадь Звезды.

Продавец шаров порывом ветра был унесен в небо

Продавец шаров порывом ветра был унесен в небо и через окно попал во дворец, где жестокие правители устроили праздник по случаю своей победы. Торговец приземлился прямо в торт, который, казалось бы, безнадёжно испортился. Но благодаря находчивости кондитера, покрывшего его кремом, он превратился в украшение.

У наследника правителей Тутти была любимая кукла. Ее сломали гвардейцы. Огорченный мальчик расплакался. Воспользовавшись заминкой, торговец убежал из дворца по тайному ходу, который начинался в одной из кастрюлек на кухне.

Гимнаст Тибул все это время скрывался в образе негра. Гаспар снабдил его специальной жидкостью, которая делает кожу темной.

Правители поручили доктору Гаспару Арнери починить куклу. Бунт продолжался, в суматохе доктор потерял игрушку. Впрочем, шансов отремонтировать ее в указанный срок не было. Гаспар встречает танцовщицу Суок. Она как две капли воды похожа на игрушку наследника. Доктор уговорил девочку притвориться куклой и проникнуть во дворец. И вот она предстала вместо куклы. Тутти счастлив, ведь его любимая игрушка ожила.

Торжество справедливости

Суок узнает, что Просперо держат в зверинце. Юная танцовщица, несмотря на свой возраст, действовала очень смело. Ей удалось получить ключ от закрытых клеток. Суок удалось освободить оружейника Просперо, но сама она была поймана гвардейцами. Девочку ожидает казнь, однако ее подменили сломанной куклой.

Суок освободила Просперо

В это время народ штурмует дворец. Тибул собрал повстанцев. Суок освобождена, а власть свергнута. Выясняется, что она и Тутти — брат и сестра. Их разлучили еще в раннем детстве. Три толстяка решили сделать своего наследника жестоким и бесчувственным. Ученому Тубу приказали сделать куклу, являющуюся точной копией Суок, а мальчику выковать сердце из железа. Когда Туб отказался, его посадили в клетку.

Но в результате восстания жестокая власть была свергнута, страной больше не будут управлять Три толстяка.

Основная мысль

Ученики читают сказку Олеши «Три толстяка»

Анализируя произведение, читатель может выделить главную тему: если люди имеют храбрые сердца и надежных друзей, они непобедимы. Деспоты и угнетатели народа должны быть отстранены от власти и получить по заслугам, как были наказаны вымышленные три толстяка.

Сколько страниц книги повествуют о дружбе и взаимовыручке, не сосчитать. Главные персонажи на примерах показывают, как можно справиться с проблемами. Их смелость и мужество, умение отстаивать свои интересы, бороться за права позволяют пройти через все преграды. Нельзя терять надежду ни при каких обстоятельствах. Справедливость обязательно должна быть восстановлена. Сюжет книги завершается наказанием злых сил.

Отзывы читателей

Три толстяка в этой сказке символизируют зло, с которым стали бороться простые люди. На стороне добра находятся доктор Гаспар, циркач Тибул, Просперо и девочка Суок. Наследник толстяков тоже делает выбор и помогает восставшим. Что же хотел сказать автор читателю своей сказочной историей, к чему призвать? Ю. Олеша стремился передать нам свою убеждённость в бессилии зла, если с ним бороться, а не покорно терпеть мучения. Зло можно и нужно побеждать, делать это нужно сплочённо и дружно.

«Три толстяка» Ю. Олеши учит тому, что надо в жизни иметь верных друзей, которые всегда в трудную минуту придут на помощь. Тибул и Суок вместе с другими помогают Просперо выбраться из тюремного заключения. Еще важно не терять человечности. Мысль, которую тоже можно отнести к главной, — это то, что не всегда богатый человек счастлив, поскольку не все можно купить за деньги.

Илта

Всякое новое поколение детей читает книгу Ю. Олеши «Три толстяка». Героиня сказки — девочка, которая сыграла роль куклы, чтобы проникнуть в замок врага. Как и в любой сказке, в конце добро обязательно победит зло, а это, пожалуй, главное для детей. Написана книга простым и понятным языком, читать одно удовольствие.

Сосновская Светлана

Смысл произведения: за жестокостью и ненавистью к людям следует ответная реакция. Угнетенные будут всеми силами защищаться. В поисках справедливости они попытаются убрать прежнюю власть. Этого можно добиться, объединившись в одно целое. В единстве народа вся сила. Властители должны быть справедливыми и заботиться о других, чтобы не было подобных восстаний.

Произведение Юрия Олеши «Три Толстяка» можно по праву назвать классикой детской литературы. Захватывающий сюжет, необычные действующие лица, быстрая смена событий и счастливый финал – кого это может оставить равнодушным? Вот и Многомудрый Литрекон решил окунуться в эту необычную сказку и помочь Вам с анализом ее основных эпизодов. Приятного чтения!

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть: о чем?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы 
  • 8 Проблемы 
  • 9 Смысл 
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

История создания сказки Юрия Олеши очень интересная. Писатель создал не так много выдающихся текстов, но его произведения вошли в список любимых не только советского, но и русского читателя, и отзываются в памяти взрослых и в сердцах детей до сих пор.

Юность автора сказки была связана с лирикой. В 1924 году он ставит перед собой задачу, о которой торжественно сообщает в написанном его рукой предисловии к сборнику, который подарит Булгакову, – проза является простором для поэзии. Так или иначе, опыт создания необычной страны, так похожей на реальность, можно считать подтверждением этих слов.

Толчком к написанию сказки послужила встреча с Валей Грюнзайд. Писатель ухватился взглядом за девочку-подростка, которая что-то увлеченно читала, сидя в оконном проеме. Книгой оказались сказки Андерсона. Олеша пообещал девочке, что напишет ей не менее интересную сказку. Несмотря на ужасные условия, в которых они вместе с Ильей Ильфом жили в общежитии, Юрий принялся за дело. Он взял в типографии кипу рулонов бумаги и взялся за работу с рвением и интересом. Пол служил ему импровизированным столом, а со стороны постоянно накатывался бочонок – это обстоятельство еще больше раззадоривало литераторов. 

Сказка была закончена в тот же год и послана в издательство, занимающееся публикацией детской литературы. Но там творение Олеши встретили скептически – сказка еще не была «принята» в прежний книжный «арсенал» советского читателя, волшебство считалось ненужным подрастающему поколению. Но после этой неудачи Олеша выпускает роман «Зависть», который послужил поводом к публикации сказки. Итак, в 1928 году, через 4 года после написания, в издательстве «Земля и Фабрика» небольшим тиражом «Три Толстяка» увидели свет. На первой странице было посвящение – как и обещал автор – Валентине Леонтьевне Грюнзайд. Девочка, вдохновившая Олешу, вышла замуж за его друга – Евгения Петрова. После этого посвящение изменилось.

Но на этой детали история сказки не ограничивается – почти что каждый персонаж может иметь связь с реальными людьми и даже с другими героями. Например, образ девочки Суок, так полюбившийся детям, являлся собирательным для самого писателя. Еще в детстве Юрий влюбился в девочку-акробатку с прекрасными золотыми волосами, которая, как выяснилось, оказалась переодетым мальчиком. Позднее в Москве, в квартире Катаева, Олеша будет безобразничать с другими литераторами и усаживать куклу из папье-маше у окна. Эта кукла очень напоминала живую девочку и пугала прохожих, то и дело выпадая. Образ куклы Олимпии, созданный Гофманом в «Песочном человеке», так же можно считать «вдохновителем» образа маленькой героини «Трех Толстяков».

Имя Суок тоже взялось не из головы писателя – он был лично знаком с тремя девушками, связанными с его героиней. Но вот только Суок было фамилией, и три сестры были дочерьми австрийского эмигранта. В Одессе девушки настолько прониклись духом русских писателей и не смогли быть к ним равнодушными – все вышли замуж за литераторов. Олеше приглянулась Сима, самая младшая, но особым постоянством девушка не отличалась. Знаковым можно назвать один случай: голодные литераторы раскрутили бухгалтера Мака на большой обед – он владел продуктовыми карточками. В конце трапезы все всполошились: Сима и Мак куда-то пропали. Как выяснилось, за то время, пока остальные пировали, они успели заключить брак. Катаев пришел к Олеше с помощью – в один прекрасный день он увел Симу из дома Мака. Но счастье не длилось долго – Сима вновь покинула Олешу, ушла к революционному поэту В. Нарбуту, который повлиял на публикацию сказки. Суок металась между двумя мужчинами, пока грозный и демонический Нарбут не пригрозил, что покончит с собой без нее. После этого Сима ушла навсегда. 

Череда мужей Симы продолжилась и после смерти Нарбута, а вот Олеша нашел верную женщину в лице средней сестры, Ольги. Позже он перепишет посвящение «Трех Толстяков» ей.

Многое в «Трех Толстяках» было взято из жизни. Сам сюжет легко ассоциируется с событиями революции. Фигура трех деспотов становится метафорой олигархии. Каждый из этих персонажей влиял на сельское хозяйство, на энергетическую промышленность и на производство металлов. Мальчик Тутти со странным именем представлял собой «соединение» всего того, что принадлежало его покровителям. Не зря и имя героя означает в переводе с итальянского «все». 

Восставший народ – аллюзия на революцию 1905 года. События, связанные с переходом «гвардейцев» на сторону народа, связаны с 1917 годом и тоже были отмечены в истории. А в 1920 году – одесские сцены, когда богачи пытались покинуть страну на кораблях.

Сказка отражает суровую реальность, в ней нет ничего волшебного. Место чародея занимает фигура доктора Гаспара, который может создать все что угодно – и превратить Тибула в негра, и «смастерить» куклу принцу (конечно же, подменив ее Суок).

Город, описанный в сказке, напоминает Одессу, родную для Юрия Олеши. И необычные имена писатель берет из классических произведений: оружейник Просперо – это герой шекспировской «Бури», тетушка Ганимед связана с античной мифологией, а капитан Бонавентура становится носителем имени средневекового церковного философа.

Жанр, направление

Произведение «Три Толстяка», как уже ранее упоминалось, написано в жанре сказки. Но, что самое парадоксальное, этот жанр никак не угадывается в содержании текста. Мы видим реалистический мир, в котором отсутствует магия. Даже «железное сердце», которое так тщательно приписывают Тутти, всего лишь фантазия трех коварных правителей, чтобы сделать наследника более жестоким и непримиримым. 

Главные герои произведения так же рассеяны, нельзя выделить кого-то одного, наиболее значимого. Так, и Тибул, и Просперо, и доктор Гаспар, и Суок являются важными персонажами, линия каждого из них доведена до конца. Каждый из героев является своеобразным «волшебным помощником» для другого, и этот круг смыкается вокруг всего народа, уставшего от власти авторитарного режима. 

Следует отметить, что сам автор отмечал, что волшебников будто бы никогда и не было на самом деле. Именно поэтому читателю не стоит ожидать от сказки чего-то волшебного. Это – жизнь, которая может быть изменена руками людей, сражающихся за правду, за равенство и за свободу. Именно в этом объединении народа против гнета тирана Олеша видит настоящую магию. Сказка становится былью.

Именно поэтому «Трех Толстяков» многие исследователи определяют как роман-сказку. В нем есть черты и реализма, и романтизма. Так, вера в победу угнетенного народа, в исключительную личность канатоходца и оружейника и сам факт идеалов героев с суровой реальностью могут натолкнуть нас на мысль о сходстве с романтизмом. Отсутствие волшебства, реалистичность в стычках между двумя враждующими прослойками общества, отсутствие умаления ущерба, принесенного войной, связывают произведение с реализмом. 

Быстрая смена событий и необычные сюжетные повороты наталкивают на мысль о сходстве «Трех Толстяков» с настоящим авантюрным романом. Действительно, сказка очень напоминает приключенческое произведение, в котором так много интересных событий, что даже невозможно выделить что-то главное и кого-то главного из них. 

Также стоит упомянуть жанры утопии и антиутопии – в самом начале перед нами красочно изображается именно второй из них, высвечивая тираническую власть Толстяков. К концу произведения жанр переходит в утопический, потому что все заканчивается на хорошей ноте, все люди сыты и счастливы и, главное, Тутти и Суок вместе. 

Таким образом, в этом отношении Олеша создал самобытное произведение, в котором синтезируются многие жанры и направления. Возможно, именно поэтому этой книгой так зачитываются и взрослые, и дети – она может подойти практически любому читателю.

Композиция и конфликт

В произведении «Три Толстяка» Юрий Олеша использует несколько типов композиции. В тексте мы встречаемся с элементами линейной композиции, когда сюжетные события происходят друг за другом. Так можно охарактеризовать первые несколько глав сказки. Затем, когда автор вводит новых героев, он использует параллельную композицию – например, история про продавца воздушных шаров. Она происходит не вне общего сюжета, а вплетается в него, параллельно происходят другие важные повороты – пир во дворце трех Толстяков, нападение на куклу Тутти. Периодически сюжет возвращает нас к прошлому – такой тип композиции называется ретроспективным. С ним мы сталкиваемся, когда писатель знакомит читателя с историей Суок, упоминая, что она выступала вместе с Тибулом. Следовательно, композиция произведения свободная, так как совмещает несколько типов, и очень своеобразная.

Писатель использует некоторые приемы – он интригует читателя, не рассказывая ему, что за чудовище было в клетке вместо Просперро, умалчивает о том, куда пропала кукла принца, когда доктор Гаспар уснул и потерял ее по дороге в замок, вводит «рассказ в рассказе» — когда воспитатель Тутти уведомляет Толстяков о нападении на куклу наследника. Также мы видим сон, в котором доктор Гаспар переживает о своей участи – он является связью с образом Суок, которую писатель вводит ближе к концу сказки. 

В «Трех Толстяках» можно выделить множество конфликтов, о которых стоит упомянуть:

  1. Народ и власть. Именно на этом конфликте закручивается сюжет произведения. Он является «двигателем» основного действия, именно его изображение изначально входило в замысел писателя. Это связано с историческими событиями, свидетелем которых он стал. Несправедливость самодержцев возмущала его, как и многих людей, и Олеша решил изобразить то, что видел вокруг себя – борьбу слабых, но смелых и решительных, против сильных, но глупых и медлительных. 
  2. Конфликт долга и чести. Доктор Гаспар является тем персонажем, который мечется между двумя этими понятиями. Сразу он помогает канатоходцу, укрывает его в своем доме и даже дает ему черный краситель, чтобы превратить его в негра, но не может противостоять власти Трех Толстяков и все равно берется исполнять их приказ – создать куклу наследнику. И все же доктор Гаспар переходит на сторону протестующих и участвует в плане по освобождению оруженосца. Тибул тоже переживает этот внутренний конфликт. Это происходит на площади, когда Три Толстяка уловкой хотели отвлечь народ от казни мятежников на Площади Суда. Тибул не желает предавать своих идей, он выдает себя, зная, как это опасно. Но этот факт его не заботит – ему важно поддержать народ, вождем которого он является. Это дело его чести. Так же поступают гвардейцы, не согласные с гнетом власти. Они переходят на другую сторону, начинают защищать угнетенных. То же самое испытывают и рабочие, которые вынуждены строить плахи, на которых произойдет казнь митингующих. Они пытаются противостоять власти, но, в отличие от Тибула, подчиняются своему страху и долгу. 
  3. Злодейство и любовь. Вечный конфликт становится «исходом» повествования, кульминацией – железное сердце Тутти оказалось выдумкой и, несмотря на коварный план Трех Толстяков превратить его в чудовище, которое будет так же угнетать народ и наживаться на нем, он оказывается спасенным благодаря любви, внутренней и внешней. Дело в том, что ничто не смогло испортить добрый нрав наследника. Он жалел куклу, которую закололи, хотя она была неживой. Тутти умеет воспринимать прекрасное, он искренне привязывается к Суок, когда она появляется в замке. И в итоге любовь побеждает: брат и сестра встречаются после долгих лет разлуки, наступает мир.
  4. Действие и бездействие. В произведении есть множество персонажей, которые остаются на периферии и, казалось бы, не несут никакого смысла. К ним относятся Раздватрис и продавец воздушных шаров. Они представляют собой гротескные образы, которые должны смешить читателя, но на самом деле они являются основными двигателями сюжета, ведь от их смехотворных действий зависит исход истории. А конфликт проявляется в том, что они якобы «не вмешиваются» в происходящее. Но, стоит отметить, они все равно участвуют в главных событиях книги. Так, продавец подсказывает Тибулу, что во дворец есть тайный проход – его голова торчит на огороде, как капуста, и акробат чуть было не бросает ее в своих недоброжелателей. Раздватрис находит пропавшую куклу, которая спасает жизнь Суок. Таким образом, Олеша показывает, что исторические события затрагивают всех, не вмешиваться в них невозможно.

Смысл названия

Название произведения «Три толстяка» выглядит достаточно понятным и прозрачным, чтобы его комментировать. Но все же стоит заострить внимание на определенных деталях. «Три Толстяка», если смотреть прямо, названы так, потому что страной правят именно эти три персонажа. В их руках сосредоточена вся власть, они могут влиять на народ и все, что их заботит, — неожиданное изменение веса от стресса и стремление держать всю власть в своих руках. Для того чтобы даже после смерти уметь управлять людьми, они воспитывают наследника.

Цифра три выносится в название произведение не как символ связи с фольклорной традицией, а как аллюзия на три ветви экономической власти – сельское хозяйство, добыча угля и железа. Толстяками называются не только три этих героя, но и вся «элита» общества, которая так же обладает многим и не считается ни с чем. Как можно предположить, Толстяки называются именно так, потому что их легко сравнить с набитыми кошельками. Наверное, потому они так и боятся поправиться еще больше – тогда они просто лопнут, их век закончится.

На чем акцентирует внимание Олеша? Время Трех Богатырей прошло, их место заняли Три Толстяка. Если богатыри регулировали добро и зло в этом мире, то толстяки выполняют ту же функцию, но только исход совсем иной. Богатырям не нужно наживаться на людях, для толстяков это основная цель. Мир сказок и волшебников прошел, писатель показывает нам суровую реальность. Правом судить теперь обладают не сильные и справедливые, бескорыстные и смелые, а заплывшие жиром и хитрые, жаждущие наживы и трусливые.

Суть: о чем?

Книга «Три Толстяка» отражает суть авторитарного правления. В ней народ сражается за свою свободу, стремится стать независимым от гнета богачей. В таком случае может помочь только революция – именно ей посвящена книга.

Три Толстяка представляют собой три разновидности регулирования жизни общества. Против них выступают Тибул и Просперо, которые вдохновляют своей смелостью жителей города на борьбу. Им не страшно отстаивать свою свободу, они делают все ради хорошей жизни общества. 

Доктор Гаспар становится помощником бунтовщиков. От его лица начинается повествование и, хоть он не представляет собой «борца за справедливость» и какое-то время даже не знает о происходящем, доктор все равно жалеет народ и делает все ради справедливости. Он помогает освободить Просперо из плена, прячет Тибула.

Книга заканчивается на хорошей ноте – власть сменена, люди живут в равенстве и достатке, Тутти и Суок выступают в цирке и, как оказывается, приходятся друг другу братом и сестрой. Жизнь налаживается.

Подробное краткое содержание Вы найдете по ссылке.

Главные герои и их характеристика

Персонаж Характеристика
Доктор Гаспар Арнери По замечанию автора, почти что волшебник. Он делал необыкновенные вещи, которые граничили с волшебством. Доктор был ученым, знал около ста наук, был самым мудрым человеком во всей стране. 

Человек немолодой и очень осторожный, боязливый – даже на улицу он очень тщательно собирался. В самом начале сказки он оказывается в центре борьбы, сам того не желая, но ведет себя очень великодушно к другим людям – выбравшись из-под завалов, он начинает проверять всех раненых. 

Взгляд на происходящее ведется именно от этого персонажа, потому что он занимается историей и даже ведет летопись о событиях, происходящих в стране.

Тибул Отважный канатоходец, гимнаст, не боится стоять за себя и свою честь, готов заступиться за народ. Тибул — очень находчивый человек, он может придумать решение любой ситуации – именно он предложил Суок спасти Просперо в наряде куклы Тутти. 

Умный и хитрый. Иногда поступает импульсивно – во время представления на рыночной площади он выдает себя и упрекает силача Ланитупа в предательстве народа, потому что знает, что семья артиста тоже пострадала от рук Толстяков. Тибул не боится идти на риск, он дарит людям надежду и вдохновляет их на борьбу, как и Просперо. Ему не нужны деньги, а намного важнее – благополучие жизни народа. 

Тибул выглядит не таким крупным и сильным, как Просперо, но все равно является очень решительным, ловким и уверенным в себе. Белокожий, белозубый, с черными кучерявыми волосами, широкими плечами и грудью. 

Просперо Очень сильный, крепкий и высокий человек с рыжими, как пламя, волосами и большой головой. Его боятся Три Толстяка, говорят, что он полон ненависти, и они не могут вынести его взгляда. Просперо является аллегорией Прометея – он несет людям свободу, как этот герой античных мифов, он дарит им «огонь» — уверенность в своих силах. Пламя его волос вселяет в них надежду и дает им свет среди тьмы.

Он ненавидит самодержавие и не боится наказания, потому что знает, что в любом случае, живым или мертвым, он сможет поднять народ на восстание. Просперо верит в силу людей и поддерживает их своей фигурой. Сам факт того, что его заключили под стражу, и стал толчком к началу действий – об этом говорит и Тибул. Просперо пятнадцать лет вдохновлял народ на противостояние власти и набирался сил для решающего толчка. 

Суок Внешне Суок очень похожа на куклу – у нее серые глаза с веселым блеском, простой наряд был ей к лицу, а волосы были цвета перьев маленьких серых птичек. Девочка была очень миловидной, но на самом деле она любила пошалить. Суок была такого же возраста, как и Тутти – позже выяснится, что она его сестра. 

Девочка очень смелая и отважная. Она искренне преданна Тибулу и Просперо и готова пойти на все ради того, чтобы им помочь. Она обладает необыкновенным артистизмом и быстро вживается в роль игрушки наследника Тутти, начинает понемногу рассказывать ему о том, что происходит за стенами замка. Даже несмотря на страх она отправляется выручать Просперо из клетки, рискуя быть пойманной.

Раньше девочка жила в бедности, и балаганчик дядюшки Бризака становится для нее домом. Он научил ее трюкам, и так Суок зарабатывала на пропитание вместе со своими товарищами. Она не лишена сострадания и самоотдачи, готова пойти на все ради своих близких. 

Имя Суок, как выясняется в конце, означает «вся жизнь».

Три Толстяка Очень упитанные и жадные. Иногда они проявляют себя как недалекие люди – один из них случайно ел салфетку во время пира. Толстяки подвержены ребячеству, ведут себя импульсивно, ссорятся между собой. Так, один ударил другого в лицо и оставил под его глазом большой синяк. 

Толстяки боятся бунта, потому что чувствуют шаткость собственной власти. Именно поэтому они крадут Тутти и внушают ему, что его сердце сделано из железа. Толстяки хотят сохранить свое влияние даже после того, как их не станет, и очень боятся изменений. Они трясутся перед Просперо, когда его выводят на потеху публике.

Правители даже не знают о том, что происходит в стране, потому что все решения за них принимают министры. 

 Первый Толстяк владеет всем хлебом страны, второй – углем, третий – железом. Все богатство страны в их руках. 

Три Толстяка боятся слез Тутти намного больше, чем Просперо. Они оберегают его от всего, создали ему «золотую клетку» и не показывают ему, что происходит во внешнем мире.

От страха и других переживаний Три Толстяка начинают еще больше жиреть. 

Тутти Двенадцатилетний мальчик, который не знает жизни. Тутти рос, как настоящий принц. Он не знает болезней, лишений, голода и смерти, вся война становится для него тайной, от которой Три Толстяка его стараются оградить. Всем его учителям было запрещено улыбаться, они были худыми стариками с несварением желудка. У него такие же серые глаза, как у Суок.

Мальчик не лишен сострадания. Он жалеет куклу, которую, как он думает, убили гвардейцы. Хоть ему и внушают, что в его груди железо, у него настоящее теплое сердце. Он любит учиться, фантазировать о других мирах и не любит прыщавые носы учителей.

Имя Тутти на языке обездоленных означает «разлученный». 

Темы 

Многие темы в произведении Олеши «Три толстяка» можно назвать ключевыми, потому что они раскрывают содержание и служат для более детального понимания смысла. Из них можно выделить:

  1. Тема авторитарной власти. Эта тема проходит через все произведение и связана с фигурами Трех Толстяков – злых и жадных правителей. Более подробна она была раскрыта ранее.
  2. Тема революции. Олеша очень реалистично изображает отвагу людей в борьбе против угнетателей. Сражение, среди которого в самом начале сказки оказывается доктор Гаспар, пугает красками и правотой. Герой ходит среди поверженных тел, смотрит на последствия борьбы. В книге упоминаются даже убитые – например, талантливый Туб, создавший куклу-двойника Суок.
  3. Тема жизненных трудностей. Герои «Трех Толстяков» проходят через многое. Так, Суок рассказывает Тутти о лошади, которая раньше жила вместе с обитателями балаганчика дядюшки Бризака, но из-за того, что артистам самим не было чем питаться, она умерла от истощения. Судьба этого несчастного животного не единственная пострадала от самодержавной власти – многие люди должны были жить в бедности и боли. Суок даже избили плетьми за то, что ее песенка оскорбила какую-то очень богатую даму.
  4. Тема свободы. Символом свободы можно назвать фигуру Тибула, но внешнюю уверенность внушает именно Просперо. Как уже ранее отмечалось, его образ очень сильно напоминает Прометея, который по легенде вынес людям огонь и нектар с Олимпа, за что был тяжко наказан – его приковали к скале цепями, и огромный орел прилетал к нему каждый день и клевал его внутренние органы. Мучения Просперо, конечно, трудно сравнить с прометеевскими, но его фигура очень напоминает этого героя – он такой же сильный и свободолюбивый, готов пожертвовать всем ради того, чтобы его не ограничивали.

Проблемы 

Главной проблемой, описанной в произведении, является гнет власти и ограничение прав и свобод народа. 

В качестве дополнительной проблемы можно выделить проблему равнодушия, ведь все горести в стране, описанной Олешей, начинаются именно из-за этого. Наиболее богатые жители страны, чувствуя власть над другими людьми, абсолютно к ним равнодушны. Так же и продавщица цветов пытается отвлечь маленькую девочку от страшной борьбы, на которую идут люди, когда не остается другого выбора. Именно из-за равнодушного отношения одних к другим рождается ненависть, она становится порывом к более решительным действиям.

Смысл 

Ради чего Юрий Олеша создает такую нетипичную сказку? 

  1. Во-первых, это произведение можно назвать своеобразным «литературным экспериментом», ведь в нем очень мало фантастического и намного больше жизненного. 
  2. Во-вторых, книга нацелена на то, чтобы даже маленькие читатели понимали, как надо жить и против чего стоит бороться. Писатель стремится вдохновить людей событиями, которые легли в основу произведения и легко «проглядываются» в его содержании. Основная идея произведения «Три толстяка» заключается в том, что несправедливость и тиранию можно победить, но для этого народу нужно объединиться и действовать сообща.
  3. Юрий Олеша показывает, что жизнь человека дана ему для того, чтобы жить свободно и не испытывать лишений из-за тех, кто ведет себя неправильно. Нужно бороться за лучшую жизнь и лучший мир, другими методами то, что складывалось годами, не исправишь. Такова главная мысль сказки «Три толстяка».

Чему учит?

Произведение «Три толстяка» учит самому главному человеческому качеству – не быть равнодушным к чужим горестям. Именно из-за этого происходят страшные вещи. Чтобы жить в счастливом обществе, нужно помогать друг другу, строить новый мир совместными усилиями.

Может быть, война – это страшно, но смерти от голода и холода намного страшнее. Поэтому порой жестокие и резкие решения могут стать спасением для тысяч угнетенных людей. Весь мир – в наших руках. Вот о чем заставляет задуматься сказка «Три толстяка».

Критика

Подходы к произведению Олеши были самые разнообразные. Казалось, каждый автор считает своим долгом по-своему оценить это произведение, упомянуть в своих творческих эссе.

О. Мандельштам в статье «Веер герцогини» упоминает произведение в исключительно положительном ключе. По его мнению, Юрий Олеша создал нечто «переводное», что должен увидеть весь мир и оценить по достоинству. Он отмечает, что единственный отзыв, с которым он был знаком, встретился поэту в «Читателе и писателе» под красноречивым заголовком «Как не следует писать книги». Мандельштам же отмечал хрустальность книги, ее революционность и универсальность – она интересна и ребенку, и взрослому.

Л. Чуковская в своей рецензии раскритиковала сказку. Она посчитала, что от «Трех Толстяков» веет холодом. С этим она связала две причины: мир книги – мир вещей, а не чувств (автор умаляет значение человека, акцентируя внимание на деталях интерьера, пейзажа), и скудность сюжета. Поэтому читателю и не по себе – описание платья Суок занимает намного больше времени, чем описание происходящего в городе, а именно детали развития конфликта между власть имущими и угнетенными.

В. Бойчевский в статье «Какими не должны быть истории для детей» отметил, что сказка имеет черты слишком ярко изображенной революции. Он находит в этом черты пагубной романтизации произошедшего.

С. Аксененко в статье «Тоталитаризм и авторитаризм» обширно раскрыл это произведение. Он отмечает, что Олеша описал классическую олигархию, где Толстяки являются правителями во многом только из-за своего денежного могущества. Автор подробно проанализировал систему правления в сказке, приметив сходство имени Тутти с главной целью Толстяков – сделать его наследником всего их богатства и власти. 

В «Литературной газете» А. Луначарский очень положительно отзывался о «Трех Толстяках», называя его грациозным произведением. Он отметил плавное развитие сюжета, которое не навязывает мнение читателю, но заставляет его соглашаться со всем тем, что описано. 

Таким образом, к произведению Олеши все упомянутые писатели относятся по-разному, но одно их объединяет точно. Каждый отмечает основную цель автора – показать революцию с художественной точки зрения.

Автор: Дарья Манько

Автор: Олеша Ю.

Название: “Три толстяка”

Жанр: сказочная повесть

Тема произведения: о людях

Число страниц: 120

Главные герои и их характеристика

Суок, девочка 12 лет. Артистка цирка. Добрая, отважная, ловкая. Настоящий друг, который не бросит своих друзей в беде.

Наследник Тутти, мальчик 12 лет, приемный сын Трех Толстяков. Тихий, грустный, меланхоличный, но совсем не злой.  Брат Суок.

ГаспарАрнери, доктор, мастер на все руки. Человек честный и добрый.

Оружейник Просперо, народный герой, мужественный и очень сильный.

Гимнаст Тибул, народный герой, ловкий и быстрый.

Три толстяка. Жадный, злые, жестокие тираны.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Повесть о борьбе простого народа за свои права, в которой принимали участие девочка Суок и ее друзья, Просперо и Тибул, а также в которую, был вовлечен доктор Арнери.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

Народ поднимает восстание против Трех толстяков, но гвардейцы подавляют его, а гимнаст Тибул убегает по крышам через площадь Звезды.

Любимая кукла наследника Тутти оказывается сломана гвардейцами, наследник плачет, а Три толстяка приказывают доктору Арнери починить куклу.

Во время бунта доктор теряет куклу, которую он все равно не мог починить, но зато находит Суок, которая похожа на куклу как две капли воды.

Суок оказывается во дворце, и наследник Тутти радуется ожившей кукле, а потом отдает ей ключ от зверинца.

Суок освобождает оружейника Просперо, но сама оказывается схвачена гвардейцами и ее ждет казнь.

В это время поднимается восстание, народ берет дворец Толстяков штурмом и освобождает Суок.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда продавец воздушных
шаров упал в торт и его обмазали кремом. Продавец сильно боялся, что его съедят
вместе с тортом, но в этот момент Толстякам привели оружейника Просперо.

План произведения для пересказа

  • Доктор на прогулке.
  • Восстание и ее подавление.
  • Тибул на площади Звезды.
  • Продавец шаров падает в торт.
  • Странный негр и силач.
  • Капустная голова.
  • Арнери должен починить куклу.
  • Арнери в цирковом балаганчике.
  • Соук изображает куклу.
  • Суок освобождает Просперо.
  • Спасение Суок.
  • Победа народа.
  • Тайна ученого Туба.

Главная мысль

Самое важное для любого человека иметь храброе
сердце и верных друзей. Тогда никакие враги не смогут победить его. Угнетатели
простого народа должны быть лишены власти.

Чему учит эта книга

Эта сказка учит дружбе и верности, смелости и
мужеству, умению бороться за свои права. Учит не сдаваться и не терять надежды.
Учит тому, что справедливость обязательно восторжествует, а зло будет
наказано.  Учит бороться с угнетателями и
поработителями.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта сказка во многом потому, что
в ней много приключений и много юмора. Главная героиня сказки Суок показала
себя храброй девочкой и верным другом. Она была готова пожертвовать собой, ради
своего народа и это вызывает уважение.

Новые слова и выражения

Оружейник — человек, делающий оружие.

Обшлаг — отворот на рукаве.

Бич — кнут кучера.

Стропила — часть конструкции крыши.

Пословицы к произведению

Если вздохнуть всем народом, ветер поднимется.

Богачу прибыль, а бедняку гибель.

Друг познается в беде.

Сам погибай, а товарища выручай.

Богатому ни правды, ни дружбы не знать.

Другие читательские дневники

Олеша Юрий, сказка «Три толстяка»

Жанр: литературная сказочная повесть

Главные герои сказки «Три толстяка» и их характеристика

  1. Доктор Гаспар Арнери, очень ученый, умный, добрый. Переживал за простой народ.
  2. Суок, девочка 12 лет, очень смелая, добрая, решительная, родная сестра наследника Тутти
  3. Наследник Тутти, мальчик 12 лет, разлученный с Суок в 4 года, печальный, тихий, добрый и совсем не злой.
  4. Просперо. Оружейник, очень сильный и мужественный
  5. Тибул. Гимнаст, храбрый и честный.
  6. Три толстяка. Жадные, трусливые, жестокие.
  7. Тетушка Ганимед. Добрая и гостеприимная
  8. Продавец воздушных шаров. Жадный и трусливый торгаш.
  9. Раздватрис, учитель танцев, тощий, глупый, смешной.

План пересказа сказки «Три толстяка»

  1. Прогулка доктора Арнери
  2. Закрытые ворота
  3. Стрельба из пушек
  4. Башня рушится
  5. Сто плотников
  6. Гимнаст Тибул на площади Звезды
  7. Люк в куполе
  8. Полет продавца шаров
  9. Необычный торт
  10. Сломанная кукла
  11. Подземный ход
  12. Странный негр
  13. Силач Лапитуп
  14. Капустная голова
  15. Невыполнимое задание
  16. Потерянная кукла
  17. Балаганчик клоуна Августа
  18. Суок
  19. Соук во дворце
  20. Суок получает ключ
  21. Суок спасает Просперо
  22. Суок в плену
  23. Измена гвардейцев
  24. Спасение Суок
  25. Победа народа
  26. Тайна Суок и Тутти.

Кратчайшее содержание сказки «Три толстяка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Доктор Арнери становится свидетелем неудачного восстания и видит бегство гимнаста Тибула
  2. Гвардейцы ломают куклу наследника Тутти и Толстяки приказывают Арнери починить ее.
  3. Арнери теряет куклу, но находит Суок, которая вместе с ним идет во дворец и притворяется куклой.
  4. Суок разговаривает с Тутти и получает ключ от зверинца
  5. Суок выпускает Просперо и тот убегает через подземный ход
  6. Суок хотят бросить зверям, но народ побеждает и Толстяков садят в клетку.

Главная мысль сказки «Три толстяка»
Власть, основанная на поборах и жестокости, рано или поздно будет свергнута угнетенным народом.

Чему учит сказка «Три толстяка»
Эта сказка учит нас смелости, самоотверженности, добру и справедливости.Учит честно выполнять свое дело. Учит не быть жадными, жестокими. Учит тому, что власть должна заботиться о народе, а не угнетать его.

Отзыв на сказку «Три толстяка»
Мне понравилась эта сказка и особенно девочка Суок, которая оказалась очень храброй. Она совершенно не боялась за свою жизнь, потому что знала, что делает нужное и правильное дело. Она помогала своим друзьям и друзья помогли ей. Также мне очень нравится в этой сказке умный доктор Гаспар Арнери, честный и добрый.

Пословицы к сказке «Три толстяка»
Богатому ни правды, ни дружбы не знавать.
Если вздохнуть всем народом — ветер будет.
Богачу прибыль, а бедняку гибель.
Бог терпел и нам велел.

Читать краткое содержание, краткий пересказа сказки «Три толстяка» по главам 
Глава 1. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери
Доктор Гаспар Арнери был таким умным, что мог сойти за волшебника. Он знал около ста наук.
В тот день доктор решил сходить в парк, что располагался за городом, недалеко от дворца Трех толстяков и поискать новых жуков и других насекомых.
Доктор тщательно оделся, несмотря на теплое утро и яркое солнце, и решил дойти до городского вала, а там, возле городских ворот, нанять извозчика..
Но оказалось, что ворота закрыты, а вокруг непривычно много народа для вторника.
Доктор спросил, что случилось, и узнал, что Тибул и Просперо повели народ на штурм дворца Трех толстяков, а остальной народ гвардейцы не выпускают из города.
Доктор понял, что за своими научными изысканиями прозевал важное общественное событие.
Тут раздались выстрелы из пушек и несколько человек, в том числе доктор залезли на башню, чтобы посмотреть что происходит у дворца.
У доктора был бинокль и им было видно, как бегут прочь от дворца люди, и как их преследуют конные гвардейцы.
Все бросились вниз, и слесарь крикнул, что гвардейцы сейчас ворвутся и что они схватили Просперо.
И действительно в ворота влетели гвардейцы, которые кололи и рубили, а следом они волокли связанного человека — оружейника Просперо.
В башню попала бомба и она рухнула, а доктор Гаспар Арнери упал.
Глава 2. Десять плах.
Доктор потерял сознание, а когда пришел в себя был уже вечер. Он увидел мертвого слесаря, а ниже множество мертвых, уже холодных людей. У него разбились очки и сломались каблуки.
Доктор услышал далекую музыку и пошел на нее. Вскоре он пришел в освещенный квартал города. Там жизнь текла своим чередом. Цветочница продавала розы богатой госпоже и ее дочери. Госпожа говорила, что хорошо, что Просперо схвачен, потому что он желал им зла.
Тут пробегал мальчишка и толкнул даму и девочку дернул за косичку. Он кричал, что гимнаст Тибул жив.
Цветочницы пришли в восторг. Но тут мимо прошла процессия — карета с гербом, гвардейцы и сто плотников, которые шли, чтобы изготовить десять плах.
Доктор нанял экипаж и поехал домой.
Глава 3. Площадь звезды
Доктор Арнери ехал через город и видел что некоторые радовались тому, что Просперо схвачен, другие напротив предрекали скорую гибель Толстяков.
Доктор доехал до площади Звезды. Эта площадь так называлась потому, что была покрыта стеклянным куполом, а в его середине горел самый большой в мире фонарь, напоминавший планету Сатурн.
Здесь толпилось много народа и стояли гвардейцы. Они смотрели как по крыше пробирается маленькая фигурка — гимнаст Тибул. Он убежал от гвардейцев и теперь хотел через площадь Звезды добраться до рабочих кварталов.
Тибул вступил на стальной трос, который вел от дома к Звезде и пошел размахивая своим плащом.
Гвардейцы внизу приготовились стрелять и офицер решил лично застрелить Тибула. Он предупредил, что сейчас гимнаст свалится в бассейн и выстрелил. В бассейн свалился сам офицер, потому что какой-то гвардеец оказался быстрее и спас Тибула. Гвардейцы разделились стали палить друг в друга.
В это время Тибул добрался до фонаря и выключил его. Потом он вылез через люк на крышу купола и убежал.
Доктор Арнери приехал домой и стал записывать случившееся. Вдруг в его комнату проникает гимнаст Тибул.
Глава 4. Удивительные приключения продавца воздушных шаров
На следующий день на площади Суда строились десять плах.
Дул сильный ветер и продавца воздушных шаров подняло в воздух. Он летел и кричал. С его ноги сорвался огромный соломенный башмак и упал прямо на голову учителя танцев Раздватриса. Учитель был сильно рассержен и стал кричать. Но его тут же арестовали, как нарушителя общественного спокойствия.
А продавец воздушных шаров летел прямо во дворец Трех толстяков.
Он влетел в окно кухни и приземлился прямо в огромный торт, который срочно нужно было подавать на стол трем толстякам.
Главный кондитер не растерялся, он велел обмазать продавца кремом и посыпать цукатами. Потом торт вместе с продавцом и шарами поставили на стол. Продавец открыл один глаз и увидел Трех толстяков.
Толстяки обсуждали торт и мятеж, Они решили пока не казнить Просперо, чтобы узнать от него имена заговорщиков. А сам Просперо сидел в клетке в зверинце наследника Тутти.
Гости захотели увидеть Просепро и Толстяки распорядились привести его.
Привели Просперо и он показался Толстякам очень страшным. Просперо обличал Толстяков и говорил, что скоро их власть кончится. Толстяки пообещали ему казнить его вместе с Тибулом.
Потом Просперо увели и Толстяки приготовились есть торт. Но только они хотели отрезать голову продавцу воздушных шаров, чтобы узнать что у него внутри, как раздался громкий плач.
В зал вбежал наследник Тутти, мальчик двенадцати лет, который должен был стать наследником всего богатства Толстяков. Он рыдал, ведь гвардейцы кололи саблями его любимую куклу, которая умела ходить, танцевать, сидеть и смеяться. И кукла сломалась.
Толстяки испугались, что во дворце мятеж, ведь и стража кричала гвардейцам одобрительные слова. Но еще больше Толстяки испугались слез наследника Тутти.
Поэтому канцлер срочно написал доктору Арнери, чтобы тот отремонтировал куклу наследника, или его накажут.
А в это время поварята уносили торт. Один из них поскользнулся и торт упал. Поварята веселились и смеялись. Увидев, что рядом нет главных кондитеров, продавец предложил поварятам шары, если они помогут ему сбежать.
Один поваренок показал ему кастрюлю, через которую вел подземный ход.
Поварята схватили шары и выбежали на лужайку, но тут на них заругался кондитер и поварята выпустили шары. Шары взлетели высоко в небо.
Глава 5. Негр и капустная голова
Утром тетушка Ганимед понесла доктору Гаспару мышь в мышеловке. Она вошла в комнату и увидела доктора, но потом она увидела негра в красных штанишках и уронила мышеловку. Мышь убежала. А доктор Гаспар сказал, что негр любит яичницу.
Потом доктор и негр ушли, а тетушка Ганимед пила валериановые капли.
Гаспар и негр направились на Четырнадцатый рынок, где купленные Толстяками артисты давали представление.
Первым выступал клоун, который начал прославлять Толстяков, но в него кинули лепешкой и он убежал.
Потом вышел силач Лапитуп, который стал подбрасывать гири и говорить, что так разобьется голова Просперо. Негр пошел на силача и стал обвинять его, называя его родителей и сестру. Силач растерялся и убежал.
А толпа решила, что негр такой же купленный артист и хотела побить его. Но негр сказал, что он гимнаст Тибул и его сразу узнали.
В это время показалась карета и гвардейцы. Граф Боневентура искал доктора Арнери и доктора увезли. Силач Лапитуп хотел догнать карету и выдать Тибула, но не успел.
Тогда он, стрелок-испанец и директор балагана стали наступать на Тибула. Тибул перепрыгнул через забор и оказался в огороде.
Он стал кидать в преследователей капустой, но вдруг одна голова заговорила и сказала, что она продавец воздушных шаров. Тибул вырвал продавца из земли.
В это время мимо пролетал шар и испанец стал стрелять в него. Он промахнулся и попал в шляпу директора. Директор надел ему на голову бумажный круг, а силача Лапитупа покусала собака.
Тибул в это время убежал.
Глава 6. Непредвиденное обстоятельство
Когда Тибул проник в комнату Гаспара, тот решил сделать его негром и натер специальной жидкостью.
Когда гвардейцы повезли его, Гаспар увидел в темноте кареты красивую девочку, которая лежала совершенно неподвижно. Доктор подумал, что она больна и его позвали вылечить ее.
Но когда Гаспара привезли домой, капитан гвардейцев дал ему приказ Трех толстяков. Доктору надо было до утра починить куклу. Доктор сразу засомневался, ведь он был не знаком с механизмом куклы.
Он приступил к работе и понял, что нужно сделать новое колесико, но для этого металл надо было выдерживать два дня. Между тем, кукла кого-то напоминала ему, но кого он не мог вспомнить.
Доктор решил идти во дворец и сказать, что не сумеет починить куклу к утру, пусть с ним делают что захотят.
Глава 7. Ночь странной куклы
Доктор ехал в карете и решил вздремнуть. Он стал считать слонов и скоро уже спал. Ему снились разгневанные Три толстяка.
Но вдруг карета остановилась. Гвардейцы не хотели ее пропускать и требовали, чтобы они ехали обратно. Доктор сказал, что он Гаспар Арнери, но его подняли на смех. Тогда он хотел показать куклу, но обнаружил , что кукла пропала. Она выпала где-то по дороге.
Гаспар Арнери поехал обратно, всюду ища куклу. Но ее нигде не было.
Наконец он проголодался и хотел перекусить. Но все было закрыто.
Он увидел огонек на окраине и поехал туда. Это оказался балаганчик. Дверь ему открыл клоун Август и, узнав Арнери, пригласил его войти.
Август рассказывал, что Тибул исчез, потом вспомнил про свою дочь. Доктор заволновался и спросил где она. Тогда клоун позвал Суок и в балаганчик вошла девочка. Доктор обомлел, перед ним стояла кукла наследника Тутти.

Глава 8. Трудная роль маленькой актрисы
Доктор принимает девочку за куклу и не хочет поверить, что она девочка. Но тут появляется негр Тибул, смывает с себя краску и целует Суок.
Тибул уверяет доктора, что Суок самая обычная девочка.
Потом он говорит Суок, что той придется сыграть роль куклы наследника Тутти, чтобы проникнуть во дворец и освободить оружейника Просперо.
Тибул рассказывает Суок про подземный ход, который она должна найти.
Потом Суок наряжают в самое красивое платье и везут во дворец.
На улице она видит как тонкий человек отбирает у собаки настоящую сломанную куклу и бежит. Это был учитель танцев Раздватрис.
Глава 9. Кукла с хорошим аппетитом
Наследник Тутти с нетерпением ждал куклу. И вот появился доктор Гаспар с Суок. Он шел по дворцу и Суок шла рядом.
Наследник был счастлив.
Доктор сказал, что научил куклу танцевать и говорить. Наследник плакал от счастья.
А Суок спела прекрасную песню.
Потом пришли Три толстяка и стали спрашивать какой награды хочет доктор. Доктор попросил помилования всем, кого должны были казнить. Но Толстяки закричали, что просьба преступна.
Тогда доктор шепнул Суок «Умри» и та сделала вид, что умерла. Наследник зарыдал и попросил всех помиловать.
Толстяки сдались и доктор спокойно уехал.
У кукла Суок осталась с наследником. Когда на лужайке Наследник стал есть пирожное, Суок тоже попросила кусочек. Наследник обрадовался, что она теперь будет с ним завтракать.
Суок ела пирожное и увидела ужас в глазах слуги — тот никогда не видел, чтобы куклы ели.
Она перестала есть, и слуга облегченно вздохнул. Он решил, что ему показалось от жары.
Суко услышала какой-то стук, напоминающий стук часов. А Наследник сказал, что это бьется его железное сердце.
Глава 10. Зверинец
Наследник ушел делать уроки, а Суок осталась одна.
Она не знала, что Толстяки старались сделать из Наследника злого и жесткого человека, а потому лишили его общества детей. Оставив ему только зверинец. Суок ждала ночи.
Когда вернулся наследник, Суок стала рассказывать ему про свою жизнь и Наследник с удивлением узнавал о бедных и несчастных людях. Потом Суок сказала, что умеет свистеть на ключе и Наследник дал ей ключ от зверинца. Суок посвистела, а потом машинально положила ключ в карман.
Когда наследник уснул, Суок пошла в зверинец. Гвардеец решил, что видит сон и он действительно спал.
Суок шла между клетками и искала Просперо.
Вдруг ее кто-то позвал. Она подошла к клетке и увидела странное, обросшее существо. Существо сказало, что верило, что увидит ее перед смертью, и протянуло Суок дощечку с какими-то надписями. А потом оно умерло и Суок решила, что это умер Просперо. Она громко закричала.
Глава 11. Гибель кондитерской
Поднялась тревога. Три гвардейца вошли в зверинец, но ничего не заметили. Потом один увидел что-то розовое в ветвях деревьев, и гвардейцы решили, что это попугай. Они хотели его поймать, но тут прибежал старый смотритель зоопарка и сам полез на дерево. Но внезапно он закричал про дьявола и упал вниз, запутавшись в ветвях.
Гвардейцы разбежались.
А во дворце в этот момент тоже царила паника. Из города сообщали, что началось восстание и его возглавляет Тибул. Толстяки лишились аппетита и думали как подавить восстание.
В это время от зверинца показалась страшная огромная фигура рыжего мужчины. Он вел пантеру, а на его плече сидела маленькая девочка.
Пантера бросилась вперед и гвардейцы разбежались, бросая оружие. Просперо взял два пистолета, а Суок один. Они направились в кондитерскую и стали искать выход. Проперо громил все, опрокидывая кастрюли и ища подземный ход.
Наконец нужная кастрюля была найдена, и Просперо прыгнул в нее и скрылся.
Но тут в кондитерскую заскочила пантера и Суок бросила в нее чайник. Пантера тоже бросилась за Проперо. Вбежали гвардейцы.
Суок плакала, она думала, что Просперо погиб.
Но из кастрюли раздался выстрел, а потом гвардейцы вытащили за хвост мертвую пантеру.
Суок смеялась, а гвардейцы арестовали ее.

Глава 12. Учитель танцев Раздватрис
В этот же вечер за учителем танцев Развдатрисом пришли гвардейцы и потребовали, чтобы он срочно ехал во дворец. Раздватрис очень любил Трех толстяков и тут же поехал с гвардейцами.
На улицах было много народа. Многие скандировали «Просперо».
Неожиданно путь гвардейцам преградили другие гвардейцы, которые не хотели их пропустить. Раздались выстрелы, карету перевернули. Учитель упал и стал рыться в своих вещах. Все было на месте, кроме самого ценного.
В это время, один из гвардейцев увидел в коробке что-то красное и схватил коробку. Трое гвардейцев с красными повязками спешно поскакали во дворец.
Глава 13. Победа
Ночью в спальню наследника Тутти вошли трое незнакомцев и стали вливать ему в ухо какое-то снадобье. Воспитатель Тутти спрятался и следил за действиями незнакомцев. А незнакомцы говорили, что теперь наследник будет спать трое суток и не узнает, что случилось с его куклой.
Суок в это время сидела в тюрьме и не думала о своей судьбе. Она думала о Тибуле и Просперо.
Трое гвардейцев, которые везли сломанную куклу, сняли красные повязки, символ восстания, чтобы их пропустили во дворец.
Канцлер распорядился привести Суок. Огромный гвардеец грубо схватил девочку и поволок ее. Но в это время он получил страшный удар в ухо и упал. Суок подхватили другие руки и кто-то прошептал ей: «Не бойся».
Суок привели в зал и стали допрашивать. Но Суок не отвечала на вопросы. Три толстяка злились и даже приказали гвардейцу щелкнуть Суок по носу. Но Суок все равно молчала.
Тогда смотритель зоопарка предложил принести попугая. И попугай стал рассказывать, что происходило ночью. Он рассказал, как девочка назвала свое имя, как она освободила Просперо.
Толстяки приговорили Суок к смерти. Ее должны были растерзать звери. Но Суок по прежнему молчала.
Суок бросили в клетку к тиграм, но тигры не обратили на девочку внимания. Один просто потрогал ее лапой и отошел. Тогда все увидели, что на самом деле это просто сломанная кукла.
В это время народ пошел на приступ.
Толстяки и министры пытались бежать в гавань, но их окружили и поймали. Толстяков привели обратно в большой зал и показали народу.
А из шкафа гвардеец с красной повязкой вывел Суок и все аплодировали смелой девочке.
Эпилог.
Через год на праздничном представлении вместе выступали Суок и Тутти. И зрители закидывали их цветами.
В той дощечке, которую передало в зверинце умирающее существо, было написано, что Суок и Тутти родные брат и сестра, которых в четыре года разлучили Три толстяка. Эту дощечку передал Суок старый ученый Туб, которого заставили сделать куклу Наследнику и вставить ему железное сердце. Но ученый отказался вставлять Тутти железное сердце и за это его посадили в клетку.
Тутти — значит Разлученный, а Суок значит Вся жизнь.

  • Главная мысль сказки теплый хлеб
  • Главная мысль сказки сын полка
  • Главная мысль сказки стрекоза и муравей
  • Главная мысль сказки старик хоттабыч
  • Главная мысль сказки стальное колечко