Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Жанр: бытовая народная сказка
Читайте краткое содержание других сказок про страх:
Калмыцкая сказка «Плюх пришел»
Русская сказка «Бабушка, внучка да курочка»
Главные герои сказки «У страха глаза велики»
- Бабушка, самая сильная с самыми большими ведрами, старушка
- Внучка, молодая и веселая. сильно боится волка
- Курочка, несушка, которая опасается лисы
- Мышка, норушка, боится котов
- Зайчик, любит яблоки и боится охотников.
План пересказа сказки «У страха глаза велики»
- Бабушка и компания
- Как ходили за водой
- Плес воды в ведрах
- Зайка и яблоко
- Страх бабушки
- Страх внучки
- Страх курочки
- Страх мышки
- Страх зайки.
Главная мысль сказки «У страха глаза велики»
Все непонятное нас пугает, особенно если происходит неожиданно.
Чему учит сказка «У страха глаза велики»
Эта сказка учит нас не боятся всего подряд, а сперва посмотреть, может быть ничего страшного и нет вовсе. Сказка учит нас верить только тому, что мы видим своими глазами.
Отзыв на сказку «У страха глаза велики»
Эта народная сказка на самом деле очень веселая. Ее герои испугались неизвестности и каждому привиделось то, чего он боялся больше всего на свете. А ведь на самом деле боятся было нечего.
Пословица к сказке «У страха глаза велики»
У страха глаза велики, чего нет и того видят.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «У страха глаза велики»
Жили были бабушка, внучка, курочка и мышка. Вместе они ходили за водой, хотя ведра у каждого были свои. Самые большие ведра были у бабушки, у внучки поменьше, у курочки и мышки еще меньше.
Вот как-то раз пошли они за водой, набрали ведра и несут домой. Вода в ведрах плескается.
А в это время под яблонькой зайчик сидел. Ветер подул, яблоко упало и прямо на зайчика.
Зайчик испугался и под ноги водоносам бросился.
Испугались те, побросали ведра, домой прибежали и рассказывают. Бабушка медведя увидела, внучка — волка, курочка — лису, а мышка кота.
Зайчик же в лес прибежал и вспоминал, что четыре охотника на него набросились с ружьями.
5
Сказка «У страха глаза велики»: какова основная тема произведения?
Главная мысль сказки: какая?
В чём суть сказки?
10 ответов:
3
0
Каждый видит свой страх по- своему и у каждого он самый страшный, у бабки- медведь, у внучки- волк, у курочки- лиса и у мышки- котище усатый, не отстал- в описании своего ужаса — и заяц, ему охотники с собаками померещились, вот и основная мысль:»кто чего боится больше всего, тот это и видит, когда испугается».
3
0
Несмотря на то, что сказка «У страха глаза велики» предназначена для маленьких детей, она рассказывает нам о вещах серьезных.
Герои сказки — бабушка, внучка, их курочка и мышка, все как один испугались внезапно выскочившего навстречу зайца. Причем все они увидели то, что страшило их больше всего в жизни. Бабушке привиделся медведь, внучка боялась серого волка, курочка конечно же боялась лисы, а вот мышка увидела кота.
Но и заяц тоже перепугался, ведь сперва на него падает яблоко, потом толпа странных существ с криками бежит от него в разные стороны. Заяц подумал, что это охотники, и тоже дал стрекача.
Основная тема этой сказки в том, что страх возникает тогда, когда человек чего-то не понимает, когда он ошарашен неожиданностью. И тогда человек склонен преувеличивать опасность, видит не то что есть на самом деле, а то, чего боится больше всего на свете.
3
0
Главные герои сказки «У страха глаза велики» шли домой от колодца и несли полные ведра воды. Как вдруг им под ноги бросился заяц, чем вызвал настоящий переполох. Бабушка, внучка, мышка и курочка зайца не разглядели, но испугались и даже ведра побросали. Они прибежали в избу, а далее начали делиться друг с другом впечатлениями.
Мышке показалось, что её атаковала кошка, а курочка предположила, что чудом избежала зубов лисицы. Внучке привиделся волк, а бабушке — медведище. Да и заяц, притаившийся под кустом был страшно напуган, ему показалось, что его чуть-чуть не догнали четыре охотника с собаками.
Поскольку никто из героев не разглядел, кто на них совершил нападение, то они испугались неизвестности. Каждый из них представил себе то, чего он опасался больше всего.
Главная тема сказки — это отношение к неизвестному, которое часто становится причиной страха.
Главный смысл сказки заключается в том, что в неожиданных ситуациях нужно сохранять спокойствие и не впадать в панику. Это поможет правильно оценить опасность и сделать выводы. Нужно помнить, что наше воображение способно рисовать такие картинки, которых не существуют в реальности.
Страх — плохой помощник, особенно в нестандартных ситуациях, поэтому нужно не нагнетать ситуацию, а сохранять хладнокровие.
3
0
Сказка «У страха глаза велики» весьма забавна, главные герои испугались зайца, причем сам заяц тоже очень испугался. Бабушке привиделся медведь, внучке серый волк, курочка подумала, что это лисичка, ну а мышке показалась кошка. Заяц перепугался не меньше других, он подумал, что за ним бегут охотники.
Основная тема этой сказки заключается в том, что иногда мы сами себе фантазируем и преувеличиваем, а на самом деле все не так и страшно. Каждый человек может испытывать страх, особенно если с ним произошла неожиданность, которая его испугала, при этом человек способен намного увеличить масштабы своего страха и придумать то, чего и не было на самом деле.
3
0
Эта забавная народная сказка о том, как бабушка, внучка, мышка и курочка испугались обычного зайца, который перед ними выбежал на дорогу, когда они шли с водой домой. Каждый потом увидел свой «страх». Мышка — кота, кура — лису, бабушка — медведя, а внучка — серого волка. Главная мысль сказки в том, что все непонятное, особенно если оно произошло неожиданно, может напугать, а некоторых даже сильно. Надо не бояться всего подряд, и сначала посмотреть, а может и вообще не будет ничего страшного. Главная мысль сказки еще четко отражается в ее названии. Можно как пример привести полностью поговорку.
То есть преувеличение у многих именно от страха. Выбежал заяц, а все понапридумывали реально чего боялись.
2
0
Маленькая, но очень увлекательная сказка, несущая высокий смысл.
мы видим, как обычная и заурядная история стала комичной. Каждый увидел что-то свое. Так бабушка увидела медведя, внучка — волка, курочка — лису, мышка — кота, а зайчик — охотников. Каждый нарисовал в своем воображении то, что больше всего боится
Основная мысль сказки заключается в том, что стоит разобраться в ситуации, ведь иногда в мыслях человек может представить все, что угодно, а на самом деле все намного проще. Основная тема сказки — непонятное и внезапное может напугать, но если разобраться в ситуации, то будет понятно, что это все наше воображение.
2
0
Сказка «У страха глаза велики» очень интересная. Читая сказку понимаешь, что зачастую мы преувеличиваем наши страхи, боимся того, чего нет на самом деле. Вот и главные герои испугались зайца, который испугался упавшего яблока с дерева. Каждый из героев представил себе то, чего боится больше всего. Бабушка думала, что это медведь, внучка подумала на волка, курочка — лисица, а мышка испугалась, думая о кошке. Но и заяц перепугался, решив, что за ним помчались охотники.
Основная тема сказки: нашу воображение часто играет с нами, рисуя страшные картины. Мы фантазирует и боимся того, чего нет на самом деле. Стоит реально оценивать ситуацию, а не давать волю воображению.
1
0
Сказка «У страха глаза велики» является русской народной сказкой.
В сказке говорится о бабушке, её внучке, курочке, зайчике и мышке. Все вместе они ходили за водой и у каждого из них были свои вёдра.
Однажды возвращаясь домой с полными вёдрами воды им под ноги выскочил напуганный, упавшим на него яблоком зайчик. Испугались и все герои сказки, побросав вёдра с водой они побежали, что есть мочи домой, а дома рассказали кто кого увидал. Оказалось, что кто-то из них видел медведя, кто-то волка, кто-то лисицу, а кто-то кота.
Зайчик же вернувшись домой рассказывал, что на него напали четыре охотника с ружьями.
Основной темой сказки является страх, который очень пугает, особенно если он неожиданный.
Страх порождает образ того, кого мы больше всего боимся и пережив его зачастую преувеличиваем то, что произошло на самом деле.
1
0
Забавная сказка о том, как бабушка, внучка, курочка и мышка пошли за водой, но их напугал зайчишка. Прибежали водоносы домой, попрятались и стали рассказывать кто за ними гнался. Причем каждой показалось разное. За бабушкой гнался волк, за внучкой — медведь, за курочкой — лиса, за мышкой — котище. А зайке, который всех напугал привиделись 4 охотника.
Основная мысль сказки — неожиданный испуг преувеличивает врага. С испугу может показаться то, чего не на самом деле. Паника не дает здраво мыслить и разобраться в ситуации.
1
0
В сказке «У страха глаза велики» основная мысль заключается в том, что испугавшись, можно представить себе такое, что маленький зайчик, неожиданно появившийся под ногами, покажется кому медведем, кому волком, то есть тем, кого на самом деле боишься.
Страх мешает реальному восприятию действительности. При страхе все видится в больших масштабах, преувеличенно, недаром так сказка называется.
На самом деле шли с ведерками воды бабушка, внучка, курочка и мышка, напугал их заяц, они запаниковали и от страха им почудилось совсем другое. Заяц тоже испугался, ему тоже от страха показалось, что за ним гнались охотники.
Читайте также
Герои сказки «Девушка и Месяц»:
Девушка
Месяц
Олень
Однажды чукотская девушка пасла оленей, ее увидел Месяц, и спустился с неба, так как захотел девушку украсть к себе на небо.
Но украсть Месяцу ее не удалось, потому что один из оленей оказывается волшебным, и спрятал от Месяца девушку в снежный сугроб.
Потом Олень превратил свою хозяйку и в светильник, когда та была дома, и Месяц опять не смог утащить девушку.
Девушка дразнила Месяц, у окошка принимая прежний облик, а когда Месяц ее видел, и вбегал в дом, то опять никакой девушки, только светильник горит.
И так Месяц набегался, что похудел, устал, потерял силы, что чукотская девушка его поймала.
В обмен на свободу Месяц пообещал быть мерилом года, восходить каждую ночь, сменяя день, и теперь так и происходит, Солнце заходит, Месяц всходит.
Мысль сказки — объясняется откуда пошла смена суток и как складывается год)
И как тебе могут помочь в трудную минуту те, от кого и не ждешь помощи, ведь девушка не ожидала, что обычный олень вдруг окажется волшебным и будет помогать. Поэтому будь добр со всеми своими друзьями и с теми, кто с тобой рядом. даже с животными.
А еще, что при помощи хитрости и ума можно и себя спасти, и сделать большое дело, ведь девушка могла просто спрятаться от Месяца, а она нет, решила помочь своему народу! И это замечательно, такими и нужно быть, не только о себе думать.
Русские сказки обладают особой мудростью, они назидательны.
Сказка про кашу из топора учит юных читателей тому, что можно найти выход из любой ситуации, если применить смекалку. Солдат придумал, что сделать, чтобы можно было пообедать у старухи. Он наверно же понял, что она врала, что у нее ничего нет и она сама голодна.
Он увидел топор и предложил старухе сварить кашу из него. Та, конечно, удивилась, но не отказалась. В процессе она дала солдату и соль, и крупу и даже масло. А ведь если бы он прямо попросил у нее эти продукты, она бы ему их не дала.
В русской народной сказке «Безручка» рассказывается о девушке, которая была несправедливо оклеветана и родной брат отрубил ей руки. но вышла Безручка замуж и родила мужу красавца сына. Но опять вмешалась жена ее брата и подменила письмо от мужа Безручки, который воевал на войне. Выгнали Безручку и пошла она скитаться. Потому уже ее сын пошел на войну и там встретил отца. Все кончилось хорошо и даже руки у Безручки отросли новые. А вот брат ее и злодейка его жена погибли.
Главная мысль этой сказки кончено в том, что добро всегда победит, и что благодетель будет вознаграждена, а пороки наказаны.
Лучше всего к этой сказке подойдет пословица:
Главные герои сказки «Безручка»:
Безручка, сперва просто сестра, потом жена, потом мать
Ее брат, который любил сестру, но отрубил ей руки
Жена брата, завистливая обманщица и злодейка
Муж Безручки, полководец
Сын Безручки, великий воин.
Сказка Киплинга «Как было написано первое письмо» — это занимательная история из жизни первобытных людей. В те далекие времена люди еще не знали азбуки и писать не умели, но рисовали достаточно хорошо. Этим и воспользовалась девочка Таффи, придумавшая самое первое рисованное послание.
В сказке рассказывается как Таффи и её отец Тегумай собрались удить рыбу, да сломался багор. В пещере был запасной черный багор, но отец не отпустил дочку за ним. А в это время на берегу появился незнакомый человек из другого племени и сообразительная Таффи решила использовать его в качестве посланника.
Поскольку языка племени чужак не знал, то девочка нарисовала на бересте рисунок и отправила его к своей матери. Незнакомец добрался к пещере и даже вручил послание Тешумай, маме Таффи. Но возникла неразбериха: члены племени, разглядывая рисунок, неправильно поняли его смысл. В результате они предположили, что чужак убил копьем Тегумая, а затем заставили незнакомца вести людей к месту преступления.
История завершилась хорошо: члены племени обнаружили Тегумая и Таффи живыми и невредимыми. С письмом тоже разобрались и сделали вывод, что рисованные картинки расшифровать точно невозможно.
Вождь племени резюмировал произошедшее и высказал мысль, что только когда люди научатся читать и писать, то можно будет передавать информацию точно.
Главная мысль сказки состоит в том, что письменность — великое открытие, поскольку с помощью слов можно написать любой текст, который будет правильно истолкован. Если бы Таффи знала алфавит и умела составлять из букв слова, то она бы не рисовала, а написала бы свое первое письмо. А его смысл члены племени истолковали бы точно.
Автор призывает нас учиться писать и читать, что очень пригодится в жизни. Кроме того, сказка учит нас быть сообразительными и предприимчивыми, и искать выход из казалось бы безнадежных ситуаций.
Сказка про Иванушку дурачка учит нас тому, что когда нанимаешь человека на работу, то смотри, а сможет ли он с ней справиться. И когда обьясняешь ему что нужно делать, то обьясняй подробно, чтобы он понял как надо делать и ничего не перепутал. И чтобы не пришлось плакать, то самое дорогое детей доверять надо проверенным людям. Хорошо что Иван оказался ответственным человеком и детей нашёл и привёл домой и ничего страшного не случилось.
- Краткие содержания
- Разные авторы
- Сказка У страха глаза велики
В некоторой деревне в избушке жила-была не тужила бабушка. Да жила она не одна, а с внучкой, курочкой, да мышкой. Жили они дружно, да целыми днями порядки наводили. Бабушка и внучка хозяйничали в избе, да всё там складывали. Курочка за печкой хозяйничала, а маленькая мышка — в норке. Все жители избушки каждый день по воду ходили. Без воды то не прожить, не прибраться. У бабушки вёдра были большие, ими она воду с колодца черпала. У внучки — чуть меньше, она воду из колоды набирала. У курочки ведёрца, из лужицы воду она брала. А у мышки – ну совсем маленькие, да ей больше и не нужны, из следа от копытца какого-то животного доставалась ей вода.
Вот одного дня пошли они по воду все вчетвером. Набрали воды полные ведёрка. Несут, а вёдра то полные и льётся водица из них. Впереди бабушка спешит, за ней внучка поторапливается, за той — курочка и мышка их догоняет. Один одного перегнать стремятся.
А под яблонькой зайчик сидел. Сидит, отдыхает и внезапно задремал. Неожиданно яблочко с этой яблоньки «Бух» — да упало ему по носу. Испугался зайчик, да побежал, не видя ничего перед собой, а ему навстречу шли жители избушки. Зайка с испуга им прямо под ноги. Со страху все побежали домой. Сидит бабушка и говорит: «Медведица на меня только что напала… не иначе» Внучка плачет и произносит: «А на меня волчище какое-то…» Курочка тоже рассказывает: «Напала на меня лисица ужасная, чуть не съела…» А мышка: «Котище… точно говорю!»
А зайка этот бедный под кустом заховался и думает про себя: «Подстрелить меня хотели… охотники… не иначе…»
Вот с тех времён и пошла поговорка «У страха глаза велики — чего нет, и то видят!». Так и наши герои увидели то, чего не было. А всё это из-за страха.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Читательский дневник по русской народной сказке «У страха глаза велики»
Название: «У страха глаза велики»
Главные герои: бабушка, внучка, курочка, мышка.
Второстепенные герои: зайка.
Характеристика главных героев:
Бабка, внучка, курочка и мышка — трусливые и пугливые.
Испугались неизвестно чего.
Характеристика второстепенных героев:
Заяц — быстрый и ловкий.
Обрадовался, что успел убежать.
Краткое содержание сказки «У страха глаза велики»
Герои ежедневно ходили по воду.
Однажды к ногам водоносов прыгнул зайка.
Все перепугались и быстро убежали.
Бабка охала, что медведь напал, внучка — что волк наскочил, курочка — что лиса чуть ли не съела, а мышка — что кота увидела.
Зайчик тоже убежал в лес и подумал про себя, что встретил очень страшных охотников.
План сказки:
Основная мысль произведения «У страха глаза велики»
Главная мысль сказки в том, что неизвестное пугает больше всего.
Основная идея сказки в том, что наше воображение рисует картины, которых на самом деле нет.
Чему учит сказка
Сказка учит держать себя в руках в любых ситуациях, не паниковать и сохранять спокойствие.
Учит не спешить с выводами.
Краткий отзыв по сказке «У страха глаза велики» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что любого человека можно напугать, если сделать что-то неожиданное.
В непонятном каждому представляется то, чего он больше всего опасается.
Это интересная, смешная и поучительная история.
Мне понравились её герои, несмотря на то, что они напугались простого зайца.
Но они так смешно представляли себе неведомую опасность, что не улыбнуться было невозможно.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что непонятное всегда кажется пугающим.
Но разгадка часто оказывается смешной.
Пословицы к произведению:
У страха глаза велики.
Не так страшен чёрт, как его малюют.
На всякую беду страха не напасёшься.
У страха глаза — что плошки, а не видят ни крошки.
Пуганная ворона и куста боится.
Словарь неизвестных слов:
Отрывок, поразивший меня больше всего:
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Источник
Сказка «У страха глаза велики»: что писать в читательском дневнике?
Как заполнить дневник читателя?
Что написать в читательский дневник?
5-6 предложений: что писать?
В читательский дневник мы можем занести следующую информацию о сказке «У страха глаза велики»:
Сказку «У страха» глаза велики» придумал русский народ и она относится к бытовым сказкам.
Главными героями являются зайчик, бабушка, курочка, внучка и мышка. Все они претерпели страх: зайцу свалилось яблоко на голову, а остальные персонажи испугались перепуганного зайчика, выскочившего им под ноги.
Главная мысль сказки состоит в том, что наше воображение в экстремальных ситуациях может создать перед нами нереальные картинки, которые и провоцируют страх. Основную мысль подчеркивает пословица:
Отзыв:
Популярные сегодня пересказы
Произведение авторства Монтеня состоит из трех частей. В первой части Монтень делает обращение к читателю и говорит ему о сущности личности и пишет конкретно о том, какую пользу он смог принести всему миру.
Как-то раз одна маленькая девочка пошла в лес и там заблудилась. Долго искала дорогу домой, но безуспешно. Бродила она, бродила между деревьев и набрела на домик, в котором обитали три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.
Главными героями произведения являются Максимов, Хатидже и Наталья. В начале рассказа поэт и писатель Максимов знакомится в Крыму в таверне с Хатидже. Девушка восхищена творчеством молодого человека
Сид вынужден отправиться в изгнанье, поскольку недруги оклеветали его перед королём. Он собирает родственников и вассалов, чтобы сообщить им, что должен покинуть пределы Кастилии не позже, чем через 9 дней
Источник
Ход занятия
— Ребята, сегодня мы с вами снова в гостях у сказки.
— Как обычно начинаются сказки? С каких слов? (Жили-были. В не-котором царстве, в некотором государстве. Однажды в лесу. Это случилось давно.)
— Ребята, а о чем обычно рассказывается в сказках? (О приключениях людей и животных, о событиях загадочных и волшебных.)
— Как вы понимаете эту пословицу?
— В каких случаях ее говорят? (Когда людям от страха чудится то, чего нет на самом деле.)
— А теперь сказку слушайте, да на ус мотайте.
Слетелись птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы, сказывали сказки,
Были там и небылицы.
Одну я там переняла, да вам привезла.
— Это еще не сказка, а присказка. А сказка вся впереди. Воспитатель читает сказку.
У страха глаза велики (русская народная сказка)
.
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-хвостушка да мышка-хлопотушка.
Курочка за внучкой спешит. Ведерки у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю плех-плех-плех! Ниточкой, ниточкой.
Мышка бежит, торопится. Ведерки-то у нее трех-трех-трех! Водичка-то на землю кап-как-кап! Капелькой, капелькой.
Так-то вот они и носили воду.
Раз пошли они все четверо по воду. Зачерпнули воды, домой идут. Впереди бабушка выступает, за бабушкой внучка поспевает, за внучкой курочка спешит, за курочкой мышка бегом бежит.
А в сторонке, в зеленом садочке под яблонькой зайка отдыхал, да и задремал.
А на яблоньке, на длинной веточке, на коротком сучочке яблочко висело. Давно оно поспело. Надоело ему висеть.
Зайка спросонья вскочил. Со страху ничего не видит, ничего не понимает.
— Ой, батюшки! Охотники! Стреляют!
А навстречу ему шли бабушка со внучкой, с курочкой и мышкой. Все с ведрами, с коромыслами, да с водичкой.
Зайка с перепугу со всего разбега им прямо под ноги.
Старушку повалил, внучку подкосил, курочку перевернул на спину, мышку лапкой прижал. Да и был таков!
Бабушка на лавку упала, внучка за бабушку схоронилась, курочка печку забилась, а мышка в норке дрожмя дрожит.
Бабушка сидит на лавке, со страхуу нее в головушке помутило никак она не поймет: что за зверь такой ей под ноги шарахнулся?
-Не иначе, как медведище! И как я, старая, еще жива-то осталась! Внучка у нее за спиной в голос плачет.
-Бабушка, волчище-то какой на меня наскочил! Глазищи-то, что свечки, горят. Зубами щелкает, а хвост-то какой! Я думала, он меня съест.
Русская народная сказка «У страха глаза велики»
Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсток. Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца. Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз пошли они за водой. Воды набрали, идут домой через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб! Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги. Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает: Ох! Медведь огромный меня чуть не задавил! — Внучка плачет: Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил! — Курочка на печке кудахчет: Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала! — А мышка из-под печки пищит: Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась! — А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!» Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».
Значение и смысл пословицы «У страха глаза велики»
В некоторой деревне в избушке жила-была не тужила бабушка. Да жила она не одна, а с внучкой, курочкой, да мышкой. Жили они дружно, да целыми днями порядки наводили. Бабушка и внучка хозяйничали в избе, да всё там складывали. Курочка за печкой хозяйничала, а маленькая мышка — в норке. Все жители избушки каждый день по воду ходили. Без воды то не прожить, не прибраться. У бабушки вёдра были большие, ими она воду с колодца черпала. У внучки — чуть меньше, она воду из колоды набирала. У курочки ведёрца, из лужицы воду она брала. А у мышки – ну совсем маленькие, да ей больше и не нужны, из следа от копытца какого-то животного доставалась ей вода.
Вот одного дня пошли они по воду все вчетвером. Набрали воды полные ведёрка. Несут, а вёдра то полные и льётся водица из них. Впереди бабушка спешит, за ней внучка поторапливается, за той — курочка и мышка их догоняет. Один одного перегнать стремятся.
А под яблонькой зайчик сидел. Сидит, отдыхает и внезапно задремал. Неожиданно яблочко с этой яблоньки «Бух» — да упало ему по носу. Испугался зайчик, да побежал, не видя ничего перед собой, а ему навстречу шли жители избушки. Зайка с испуга им прямо под ноги. Со страху все побежали домой. Сидит бабушка и говорит: «Медведица на меня только что напала… не иначе» Внучка плачет и произносит: «А на меня волчище какое-то…» Курочка тоже рассказывает: «Напала на меня лисица ужасная, чуть не съела…» А мышка: «Котище… точно говорю!»
А зайка этот бедный под кустом заховался и думает про себя: «Подстрелить меня хотели… охотники… не иначе…»
Вот с тех времён и пошла поговорка «У страха глаза велики — чего нет, и то видят!». Так и наши герои увидели то, чего не было. А всё это из-за страха.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Пересказ сказки «У страха глаза велики»
– Вспомните, как обычно начинаются сказки и как заканчиваются. Назовите известные вам русские народные сказки. Назовите свои любимые русские народные сказки. А в сказке, которую вы услышите сегодня, «живут-поживают «бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка и мышка-норушка». Запомнили героев сказки? Слушайте сказку внимательно да на ус мотайте:
- По синю морю корабль бежит,
- Серый волк на носу стоит,
- А медведь паруса крепит.
- Заюшка кораблик за веревку ведет,
- Лисичка из-за кустика хитро глядит:
- Как бы зайку украсть,
- Как бы веревку сорвать.
- – Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
- Читает русскую народную сказку «У страха глаза велики».
– Понравилась ли вам сказка? Когда говорят «У страха глаза велики»? (В тех случаях, когда люди от страха видят то, чего нет.)
Кому же что померещилось? Скажите, сказка эта смешная или грустная? Как начинается сказка? Скажите, откуда брала воду бабушка?
(Из колодца.)
Откуда брала воду внучка?
(Из колоды.)
Слово «колода» ушло из современной речи.
Колода – это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой. Не случайно внучка оттуда берет воду – в колоде воды меньше, чем в колодце. А почему курочка берет из лужицы? А мышка – из следа от поросячьего копытца? Какой он, этот след? А есть ли в сказке повторы? Приведите примеры.
Как вы думаете, почему у бабушки вода в ведрах плескалась так: «трё-ё-х, плё-ё-х!», а у внучки – «трех! плёх!»? Покажите, как шли бабушка и внучка, курочка и мышка? Кто первый испугался? (Зайка.)
Как называется наша сказка? Как заканчивается? Почему последняя фраза:
у страха глаза велики
– звучит насмешливо? Потому что основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей.
Можете ли вспомнить такой же случай из жизни, когда оказалось, что «у страха глаза велики»? Перескажите сказку.
1–2 ребенка пересказывают сказку с помощью подсказок воспитателя и остальных детей.
Рисование домиков для сказочных героев.
– А теперь придумаем и нарисуем сказочные домики для наших героев. Все дома на нашей планете придумали архитекторы, а строители их построили. Давайте с вами посмотрим, какие дома строят люди.
Скажите, какие инструменты и материалы нужны архитектору, чтобы придумать сказочный дом? (Карандаши, бумага, ластик.)
Волшебница в своем письме упоминала о фигурах, которые она выслала, давайте рассмотрим эти фигуры и найдем их в постройках людей.
Из каких геометрических фигур состоят здания, построенные людьми? (Квадраты, прямоугольники, треугольник, круг.)
– Давайте пофантазируем над конструкцией и внешним видом дома. Рассмотрите дома, которые придумывают художники для сказочных жителей. Как украшены домики сказочных героев на иллюстрациях? Из каких фигур можно составить такие домики? Составьте из фигур домик, а затем нарисуйте его на листочке.
Итог занятия.
– Получились ли у вас дома, которые вы хотели бы построить сказочным жителям? Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Какую сказку мы сегодня читали и пересказывали?
- ФЕВРАЛЬ
- НЕДЕЛЯ
- Занятие 1 Рассказ воспитателя о работе конюха.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ Х.-К. АНДЕРСЕНА «ГАДКИЙ УТЕНОК»
- Реализация содержания программы в образовательных областях : «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
- Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели : дать понятие о металле как материале, из которого человек делает разнообразные вещи; познакомить с видами металла; вызывать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда; помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой; упражнять в пересказе простых коротких произведений; развивать интонационную выразительность речи.
Целевые ориентиры дошкольного образования: имеет представление о работе конюха, ее особенностях и отличиях от других профессий; знает название прочитанной сказки и фамилию автора; пересказывает содержание сказки «Гадкий утенок», употребляя в речи сравнительные прилагательные и синонимы; анализирует поступки героев сказки с позиций общих нравственных категорий; сопереживает героям.
Материалы и оборудование : картинки с изображением разнообразных подков; иллюстрации к сказке «Гадкий утенок».
организованной деятельности детей
Вводное слово воспитателя.
– Сегодня мы узнаем, кто такой конюх, как ухаживают за лошадью и прочитаем сказку Х.-К. Андерсена.
Источник: https://infopedia.su/20x7dc7.html
У страха глаза велики.
У страха глаза велики.
Почти каждый вечер я хожу к бабушке. Она живет одна и с нетерпением ждет моего прихода. Ее дом находится недалеко от нашего. Вот и сегодня: я сделал домашнее задание, помог папе напоить коров и поспешил к бабушке. Вечерело. Мороз. Снег поскрипывал под ногами. Небо темное, высокое, ярко горят звезды и как- то таинственно подмигивают.
Папа снял с меня пальто, валенки, потом внимательно посмотрел на них и спросил: «Не этот ли черт за тобой гнался?» Все устремили взгляд на валенки ( к ним был приклеен кусок скотча), потом посмотрели на меня и дружно рассмеялись. Оказывается, испорченные полоски скотча бабушка бросила к порогу, а этот «черт» приклеился к моим валенкам; шел и бежал вместе со мной до дома, вселяя ужас.
«У страха глаза велики», — сказала мама с улыбкой.
Пересказ сказки «У страха глаза велики»
- 3 а д а ч и. Связная речь:
учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; - словарь и грамматика:
учить детей объяснять значения слов; упражнять в образовании слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными), в подборе синонимов и антонимов; учить замечать смысловые несоответствия. - Ход занятия
- Воспитатель читает сказку «У страха глаза велики». Задает вопросы:
- — Почему это произведение называется сказкой?
— Как вы поняли название сказки — «У страха глаза велики»? Почему она так называется?
— О чем рассказывается в этой сказке?
— Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка. Какие у них были ведра?
- — Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?
- — Что вам больше всего понравилось в сказке?
- Повторное чтение сказки.
Для пересказа можно вызвать шесть детей. Они сами распределяют роли. Воспитатель поясняет: «Ведущий начнет рассказывать сказку, а вы все внимательно слушайте. Каждый из персонажей должен сказать свои слова так, чтобы мы видели, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка».
После пересказа воспитатель обращается к детям:
— Скажите, чей пересказ вам больше всего понравился и почему. Вы должны отметить, полностью ли ведущий рассказал сказку, как остальные дети сумели передать чувство страха, интересно ли они рассказывали. (Если дети не сумеют проанализировать пересказ и дать ему полную оценку, воспитатель делает это сам.)
— В сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (Испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.)
— Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые).
— Бабушка подумала, что за ней гонится медведице. Почему сказано не медведь,
а медведище?
— А когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (Медведюшка, мишенька…)
Дело в очах широких?
Все наверняка попадали в ситуацию, когда воля полностью парализуется ужасом. Да и других в таком неприятном состоянии видели. Очи, как принято, в этот момент, помимо воли, широко распахиваются, грозя вылезти из орбит. А вы спрашиваете, почему говорят, что у страха глаза велики. Есть в этом выражении некий физиологический момент. Однако он второстепенен. Ведь глаза выпучивают люди и в других ситуациях. К примеру, в моменты удивления они буквально лезут на лоб. Это происходит даже с большей вероятностью, чем когда человек испытывает ужас. Значит, дело не совсем в физиологии с особенностями мимики. Да и классики литературы о том же пишут. Они утверждают, что выражение «у страха глаза велики» значение имеет более глубокое. Есть еще одно связанное с этим устойчивым выражением клише. Говорят, что страх глаза застит. Если словосочетания рассматривать вместе, то появится возможность дойти до глубины смысла, заложенного в них.
У страха глаза велики — смысл и значение пословицы
Аналоги этой русской народной пословицы звучат на многих языках мира. Страх — естественное чувство человека, которое издавна помогало выживать. Видел безоружный древний человек страшного зверя — пугался и убегал. Так страх спасал ему жизнь. Но бывает и чрезмерный, преувеличенный страх. Порой люди склонны бояться даже того, чего нет, видеть неприятности на пустом месте, переживать о мнимой опасности. В таких случаях и будет уместна пословица: «У страха глаза велики». То есть человек рисует в своем воображении большее, чем это есть на самом деле. Чаще всего такое поведение свойственно трусливым, боязливым людям.
Пословица основана и на реальных наблюдениях: у человека, испытывающего страх, глаза действительно становятся большими (расширяются зрачки, широко раскрываются веки).
Как понять пословицу, выражение » У страха глаза велики «
Заглянем во фразеологические, толковые словари — они помогают понять смысл того или иного выражения, дают объяснение в лаконичной форме: Так говорят в разговорной речи об испугавшемся человеке, который преувеличивает опасность. (Большой словарь русских поговорок). Трусу повсюду видится опасность. (Словарь синонимов) Кроме того, есть одноименный мультфильм и сказка под названием «У страха глаза велики». Герои сказки: бабушка, внучка, курочка и мышка. Пошли они все вместе за водой, яблоко в саду упало прямо зайке в лоб, он бросился всем под ноги. И каждому герою в нем почудился свой страх: бабушка увидела медведя, внучка — волка, курица — лису, мышка — кота, а зайка и вовсе подумал, что это 4 охотника на него накинулись. Завершается сказка пословицей: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят». Таким образом, сказка показывает нам пример ситуации, когда страх преувеличен. А как понимаете вы смысл пословицы «У страха глаза велики». Делитесь мнением в комментарии
Сказка «У страха глаза велики»: что писать в читательском дневнике?
Как заполнить дневник читателя?
Что написать в читательский дневник?
5-6 предложений: что писать?
Сказку «У страха» глаза велики» придумал русский народ и она относится к бытовым сказкам.
Главными героями являются зайчик, бабушка, курочка, внучка и мышка. Все они претерпели страх: зайцу свалилось яблоко на голову, а остальные персонажи испугались перепуганного зайчика, выскочившего им под ноги.
Главная мысль сказки состоит в том, что наше воображение в экстремальных ситуациях может создать перед нами нереальные картинки, которые и провоцируют страх. Основную мысль подчеркивает пословица:
Отзыв:
Сказка забавная и она мне понравилась, весело было читать о героях, которые не стали искать причину происшествия, а запаниковали. А паника и привела к тому, что они затряслись от страха и обратились в бегство.
Сказка учит нас сохранять хладнокровие в сложных ситуациях и не преувеличивать опасность. Нельзя сеять панику, нужно постараться взять себя в руки и найти корень проблемы.
Заполним читательский дневник:
В читательский дневник по этому произведению напишем следующее:
Главная мысль сказки выражается в пословице.
Теперь приступаем к основной части своего ответа, к заполнению читательского дневника.
Пример (образец) отзыва для ч/дневника
Заполняем читательский дневник по сказке «»У страха глаза велики»:
1) Автор: русская народная сказка.
3) Главные герои сказки: бабушка, внучка, заяц, курочка, мышка.
5) Отзыв: очень интересная сказка, показывает, что страх может нарисовать в воображении все, что угодно.
6) Чему учит: учит не бояться и разбираться в ситуации.
В читательский дневник мы можем занести следующую информацию о сказке «У страха глаза велики»:
Источник
Литературное чтение. 2 класс
Урок 9 «Русская народная сказка «У страха глаза велики» Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Урок посвящён русским народным сказкам, формированию умения оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи; развитию мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать
Глоссарий по теме:
Проведать – навесить.
Нынче – сегодня.
Навострила уши – насторожилась.
Указ – постановление.
Колода — род деревянного корыта — бревно с выдолбленной серединой.
Колодец — укрепленная срубом узкая, глубокая яма для получения воды.
Напёрсток — колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения пальцев от уколов иголкой.
Основная и дополнительная литература по теме урока
- Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
- Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 2 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Воронежский областной литературный музей им. И.С. Никитина [Электронный ресурс]. – 2018. Режим доступа: http://muzeinikitin.vzh.ru/vtour/nikitin/index.html свободный. – Загл. с экрана.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Сказки относятся к одному из самых распространенных жанров устно-поэтического творчества трудового народа.
Сказка как художественное произведение представляет собой поэтический вымысел; она исполнена фантазии, выдумки, хотя её содержание отражает многие черты реальной жизни трудовых людей, их повседневных забот и быта.
В сказке К. Д. Ушинский видел «первые и блестящие попытки русской народной педагогики»
Сегодня мы познакомимся с русскими народными сказками «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев».
Главные герои сказки «У страха глаза велики» — внучка, бабушка, курочка, мышка, зайчик
Бабушка, внучка, курочка и мышка каждый день ходили к колодцу за водой. Они носили воду из колодца в вёдрах и у каждого вода в ведре булькала в такт их шагам. Однажды под яблоней сидел заяц, но на него упало яблоко и зайчик испугался. Он выскочил навстречу водоносам и перепугал их. Каждый рассказывал о том, что видел то, чего больше всего боялся.
Главная мысль сказки выражается пословицей, которая выведена в заглавие сказки — у страха глаза велики. Всё непонятное нас пугает, особенно если происходит неожиданно. Её герои испугались неизвестности и каждому привиделось то, чего он боялся больше всего на свете. А ведь, на самом деле, бояться было нечего.
Не зря народ придумал пословицы:
У страха глаза велики.
Робкого и тень страшит.
У страха глаза, что плошки, а не видят и крошки.
Главные герои русской народной сказки «Лиса и тетерев» — хитрая лиса и осторожный тетерев. Лиса задумала поймать тетерева, но тот сидел высоко на дереве и был недосягаем. Тогда лиса стала нахваливать тетерева. Тот поблагодарил её за доброе слово.
Но лиса притворилась, что плохо слышит и попросила тетерева спуститься с дерева на траву и поговорить с ней поближе. Осторожный тетерев отказался спускаться с дерева. Он сказал, что птицам на земле грозит опасность от разных хищных животных.
Тогда лиса придумала новую хитрость – она сказала тетереву, что вышел новый указ, по которому звери друг на друга не должны нападать. И теперь тетереву нечего бояться. Но тетерев лисе не поверил. Он решил проверить правдивость слов лисицы.
Тетерев, сидя высоко на дереве, сообщил лисе, что видит собак. Если бы нового указа не было, то лисе следовало бы поскорее скрыться. Но по новому указу ей собак можно не бояться. Однако лиса отговорилась тем, что собаки могут ничего не знать про новый указ и убежала прочь.
Сказка «Лиса и тетерев» учит быть осмотрительным и осторожным и не поддаваться на лесть.
Эта сказка учит: Доверяй, но проверяй.
На всякого хитреца найдётся свой хитрец.
Хитри, да хвост береги.
Разбор типового задания тренировочного уровня
Задание. Герои сказки
Текст вопроса: Вставьте пропущенные слова
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-……., внучка-……, курочка-…… да мышка-……..
Слова из списка:
старушка, бабулечка;
хохотушка, хохотунья
квохтушка, рябя;
хлопотушка, хлопотушка;
Правильный вариант:
На краю деревушки в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-квохтушка да мышка-хлопотушка.
Подсказка: правильный ответ появляется на несколько секунд.
Задание. Лиса и тетерев
Текст вопроса: Выделите цветом слово-причину, почему звери друг друга не трогают
Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
Правильный вариант:
Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
Подсказка: Указ – постановление.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 37-38.
УКМ «Школа России»
1. Назови героев сказки. Какими ты их представляешь? Чем они похожи друг на друга? Подтверди свой ответ словами из сказки.
Герои сказки: бабушка, внучка, курочка, мышка, зайка.
Бабушка старая и тихая. Внучка весёлая хохотушка. Курочка беспокойная, постоянно озабоченная. Мышка маленькая и безобидная. Зайка серенький и боязливый.
Они похожи своими страхами. Каждому показалось самое страшное, чего он боялся.
2. Обсудите с другом. В чём причина страха героев? Соотнесите содержание сказки и пословицы. Подходит ли она?
Причина страха героев в неожиданности произошедшего. Они не ждали ничего необычного, а потому испугались.
Пословица Робкого и тень страшит идеально подходит к содержанию сказки. Робкие герои испугались совершенно неопасного зайчика, а зайчик испугался героев.
3. Зачем понадобилось рассказчику использовать такие необычные слова: трёх-плёх, трёх-трёх-трёх? Как звучат эти слова? Какие картины они помогают создать? Какой слышится ритм?
Эти необычные слова нужны для того, чтобы передать звук плещущейся воды. Они звучат спокойно, размеренно. Слыша их мы видим, как покачиваются емкости с водой, как плещется в них вода.
Вода плещется неторопливо и задаёт неспешный ритм сказке.
4. Как начинается сказка? Каким тоном, в каком темпе следует начинать рассказывать сказку?
Сказка начинается очень неспешно, размеренно. Начало сказки следует читать медленно, негромко, спокойным голосом и тоном.
5. В каком темпе следует читать вторую часть сказки? Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую? В каких словах это выражено?
Начиная со слов «Налетел на яблоньку ветерок…» темп ускоряется. Одновременно происходит несколько событий, очень быстрых, что и требуется передать голосом. Голос становится напряжённым, темп быстрым.
Ускорение темпа выражено словами: хлоп, прыгнул, испугались, побросали, побежали.
6. Какая пословица содержится в конце сказки? Ко всем ли героям она подходит? Обоснуйте свой ответ.
В конце сказки мы видим пословицу:
У страха глаза велики — чего нет, и то видят.
Она идеально подходит для всех героев, ведь все они увидели то, чего нет на самом деле. Бабушка — медведя, внучка — волка, курочка — лису, мышка — кота, зайка — охотников с собаками.
7. Подготовьтесь к пересказу по плану: жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка; пошли водоносы за водой; вёдра бросили и побежали домой. Какой страшный зверь напугал водоносов?
Водоносов напугал испуганный заяц.
Пересказ сказки «У страха глаза велики» для 2 класса
Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка. Жили они дружно и часто ходили все вместе за водой.
Вот пошли они раз за водой. Набрали вёдра и неспешно возвращались в дом.
Шли они мимо яблоньки, что росла в саду. А под яблонькой сидел зайчик. Ветер качнул ветку, с ветки упало яблоко прямо на зайчика.
Зайчик испугался и под ноги водоносам кинулся. Водоносы тоже испугались, побросали вёдра и побежали домой.
Дома они попрятались друг за друга и стали делиться своими страхами.
Бабушке показалось, что на неё медведь насел. Внучке — что на неё волк бросился. Курочка лису увидела, у мышка — кота.
А заяц убежал в лес, сел под кустом и подумал, что чудом от охотников с собаками сбежал.
8. Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа. Сравни его с планом в рабочей тетради.
На рисунке мы видим, как разбегаются герои сказки.
План ответа по рисунку к сказке «У страха глаза велики»
- Заяц бросается под ноги водоносам.
- Водоносы бросают вёдра.
- Заяц бежит прочь.
- Водоносы бегут в дом.
План в рабочей тетради касается всех событий сказки, а план ответа к рисунку только одного события.