Главная мысль сказки вершки и корешки

Русские народные сказки — это самая настоящая кладезь знаний народа. Они пытались не просто заинтересовать слушателя, но и донести до него важные мысли. На самом деле, подобное явление уникально для современного детского творчества, направленного только для развлечения детей яркими образами и событиями. Поэтому важно читать детям старые сказки, из которых он сможет вынести полезный урок. Сказка «Мужик и медведь» относится к такому числу народных произведений. Но в чем же смысл сказки? Объясняем, чтобы вы потом с легкостью донесли его до ребенка, да и взрослому эта мудрость пригодится.

Краткое содержание сказки «Мужик и медведь»

Как-то медведь захотел помочь мужику с посадкой, но не просто так. За помощь медведь потребовал вершки от растений, а мужику должны были достаться корешки. Медведь надеялся, что таким уговором провел мужика, но не тут-то было. Оказывается, они сажали репу. Соответственно, съедобная репа ушла к мужику, а невкусная ботва — медведю. Конечно же, такие условия ему не понравились, поэтому в следующий раз он изменил условия.

Теперь уже корешки должны были достаться медведю, а вершки — мужику. Медведь радовался, ведь теперь-то он получит свое, а мужик останется ни с чем. Вот только сажали в этот раз они пшеницу. Соответственно, мужичина получил полезную часть, а бесполезные корни достались медведю. Разозлился зверь и ушел ни с чем. Больше он не предлагал мужику совместную работу.

На этом сказка и заканчивается, оставляя читателя со своими мыслями. Напрямую суть и значение сказки не обозначается, увидеть их — задача читателя.

Смысл сказки «Мужик и медведь»

Сказка учит нас не связываться с обманщиками. Интересно, что положительного образа в сказке нет: и мужик, и медведь по-своему отрицательны. Разберемся почему.

Мужик представлен здесь как обманщик. Он не олицетворяет образ положительного хитреца, борющегося со злом, он и является этим злом. Своим обманом он обводит вокруг пальца бедного медведя. Его можно было бы понять, если бы медведь просто так требовал часть из урожая, но ведь зверь работал наравне с мужиком! Выходит, крестьянин просто-напросто обманул косолапого, чем показал отвратительный пример. А ведь честность в те времена была превыше всего!

Медведь же олицетворяет образ дурачка, которого очень легко обмануть. Вот только не его порок, ведь косолапый работал вместе с мужиком. Он не пытался отобрать урожай или украсть его — он принял участие в сделке, которая вовсе не соответствовала желаниям медведя. Его просто обманули. Поэтому сказка учит думать своей головой и не попадаться на различные уловки обманщиков, коих в нашем мире, к сожалению, очень-очень много.

Но у медведя есть еще один «грех» — называется он азарт. После первого обмана животное не смогло справиться с эмоциями, поэтому захотело отомстить хитрому мужику. В планах медведя было получить всю съедобную часть следующего урожая. Но, как мы знаем из сказки, мужик и тут обманул медведя. Но в данном случае медведь виноват сам, ведь он мог отказаться от сотрудничества еще после первого раза. Вот только жажда возмездия переполнила его сердца и не дала хорошо подумать. В итоге, медведь получил еще одну несъедобную часть урожая. Только сейчас не стоит жалеть зверя, ведь он получил по заслугам. Сама жизнь показала ему, что нельзя связываться с мошенниками. Этот урок он теперь запомнит надолго.

Обязательно усвойте эту сказку и расскажите ее вашим детям или маленьким братьям и сестрам. Смысл этого произведения сохраняет актуальность даже сейчас, ведь всегда вокруг нас будут обманщики в виде мужиков и наивные глупцы в виде медведя. К тому же, сказка покажет вред азарта, который не должен блокировать здоровое мышление.

Вершки и корешки — иллюстрация Вершки и корешки — русская народная сказка, расскажет детям, про то, как мужик два раза обхитрил медведя. Сказку можно слушать онлайн, читать полностью или краткое содержание бесплатно. Текст сказки удобно скачать в формате PDF или DOC и распечатать. Сказка иллюстрирована весёлыми картинками, которые можно рассматривать вместе с детьми.
Краткое содержание сказки «Вершки и корешки» для читательского дневника: Мужик подружился с медведем и предложил вместе сеять репу. Уговор мужика был таков, медведю достаются вершки, а ему корешки. Когда собрали урожай, медведю достались листья, а мужику спелые плоды. На следующий год стали сеять пшеницу, только на этот раз договорились, что будет наоборот, мужику вершки, а медведю корешки. Собрали урожай. Мужик из пшеницы намолол муки и напёк пирогов, а медведь снова остался ни с чем. С тех пор, медведь с мужиком перестал дружить.
Главные герои сказки «Вершки и корешки»: Мужик – смекалистый, хитрый, работящий, хорошо разбирается в земледелии. Медведь – глуповатый, доверчивый, не разбирается в том деле, на которое пошёл.
Главная мысль сказки «Вершки и корешки»: Не стоит лезть туда, в чём ничего не понимаешь. Все может быть намного глубже и требовать определённых знаний. В каком-то деле может быть выгодным положение «вершки», а в другом «корешки».
Чему учит сказка «Вершки и корешки»: Хитрости, смекалке, осторожности, предусмотрительности.
Аудиосказка «Вершки и корешки» понравиться детям любого возраста. Её можно слушать онлайн или скачать в формате MP3 бесплатно. Прослушайте сказку и помогите малышу понять глубокую суть произведения, а так же характер и поступки героев.

Вершки и корешки слушать

Нравится0

Не нравится0

+31 45

Вершки и корешки читать

Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:

— Я возьму себе корешки, а тебе, Мишка, достанутся вершки.

Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай.

Отдал мужик медведю всю ботву. А себе репу взял.

Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:

— Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.

На другой год говорит мужик медведю:

— Давай, Миша, опять вместе сеять.

— Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.

— Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.

И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась.

Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем.

Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.

(Илл. В. Чижикова)

Нашли ошибку? Есть пожелания? Жми!

Прочитано 7 749 раз(а) В избранное

Ещё сказки

Комплексные занятия по сказке «Мужик и медведь»

Занятие №1

Тема: Слушаем сказку «Мужик и медведь».
Цели:

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего);

Обучающие — закреплять навыки порядкового счета в пределах пяти; расширять знания на тему «Откуда хлеб пришел», обобщающие понятия « животные» и «овощи»; обучать детей отличать на вкус разные овощи;

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, осмыслять события сказки.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети, каких диких животных наших лесов вы знаете? (По очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.)

II. Знакомство со сказкой

Сегодня об одном из таких животных вы будете слушать русскую народную сказку. А о каком именно, попробуйте отгадать.

Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

И сказка называется «Мужик и медведь». (Рассказывание сказки с одновременным показом декораций и фигурок персонажей настольного театра.)

III. Задания

1. Подумай и ответь (вопросы по содержанию сказки)

Кто приехал пахать поле? (Мужик.)

Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)

Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)

Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)

Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?

Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?

Остался ли медведь, доволен своим выбором?

Что посадили мужик с медведем на следующий год?

Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?

На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

Атеперь отгадайте мои необычные загадки. (Каждый ребенок получает тарелку с кусочками сырых овощей: моркови, репы и капусты.)

Попробуйте на вкус сначала красный кусочек – морковь, потом белый кусочек – капусту и, наконец, желтый – репу. (Один из ребят закрывает глаза, а другой кладет ему в рот небольшой кусочек одного из знакомых овощей. Когда он его попробовал на вкус, то открывает глаза и называет овощ. Дети по очереди отгадывают вкусовую загадку.)

Молодцы, ребята! А теперь вы, конечно, отгадаете обычные загадки про овощи, которые вы только что пробовали:

Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко, Что же это? (Репка.)

Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я … (Капуста.)

3. Закончи фразу

Медведь большой, а мужик… (маленький).

Медведь глупый,а мужик. (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы… (несъедобные).

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы… (съедобные).

У репы корешки сладкие, а вершки. (горькие).

У пшеницы листья узкие, а у репы… (широкие).

У репы корень толстый, а у пшеницы… (тонкий).

Поле засевают весной, а урожай собирают. (осенью).

Из зерна делают муку, из муки – тесто, а из теста пекут. (пироги, хлеб, булку).

4. Найди одинаковые колоски

Посмотрите внимательно на картинку и найдите на ней два одинаковых колоска и, не показывая, скажите, какие они по счету слева (второй и пятый).

IV. Подведение итогов занятия

(Положительная оценка работы детей.)

Занятие №2

Тема: Рассказываем сказку «Мужик и медведь».

Цели:

Воспитательные — формировать у детей способность слушать, не перебивая, соблюдать очередность и правила коллективной игры;

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом, умение правильно держать в руке карандаш); учить по образцу, рисовать симметричный рисунок, раскрашивать, не выходя за контур; расширять словарный запас детей за счет слов с противоположным значением; совершенствовать связную речь;

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание; учить вслушиваться в речь взрослого, дорисовывать недостающие части изображения; формировать и развивать умение быстро думать и принимать решение.

Ход занятия

I. Организационный момент

Назовите овощи, которые вы знаете. (Дети по очереди называют овощи и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.)

II. Задания

1. Совместный пересказ

(По указательному жесту, каждый ребенок говорит по 2-3 предложения, при этом выставляются декорации и фигурки персонажей, выполняются описываемые в сказке действия.)

2. Вершки и корешки

У разных овощей бывают съедобные разные части: у репы, моркови – корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья и плоды).

Демонстрация рисунка «Овощи», показ этих частей у растений.

Глупый медведь в сказке «Мужик и медведь» каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки – горькие листья, а у пшеницы – жесткие невкусные корешки. А чтобы вы сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски? У какого овоща съедобны и вершки, и корешки?

Сидит дед, В сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук.)

3. Подвижная игра с мячом «съедобное – несъедобное»

Помидор, дом, горох, лопата, баклажан и т.д.

Целизанятия
Воспитательные

— формировать у детей способность слушать, не перебивая, соблюдать очередность и правила коллективной игры.

Обучающие

— совершенствовать общую и мелкую моторику; вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом, умение правильно дер­жать в руке карандаш); учить по образцу рисовать симметричный рисунок, рас­крашивать, не выходя за контур; расширять словарный запас детей за счет слов с противоположным значением: умный — глупый, съедобный — несъедобный, сладкий — горький, сначала — потом; расширять представления детей об ово­щах, ввести в их речь обобщающее слово «овощи»; совершенствовать связную речь.

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание; учить вслушиваться в речь взрослого, дорисовывать недостающие части изображения; формировать и развивать умение быстро думать и принимать решение.
Оснащение:
фигурки персонажей сказки — мужик и медведь;

декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с колосьями, лес, ло­шадь с телегой (см. вклейку);

предметные картинки — одна репка, пирог, сноп, репа, ботва от репы, корешки от колосьев, сложенные горкой;

демонстрационный рисунок «Овощи»;

листы с индивидуальным графическим заданием «Дорисуй и раскрась»по количеству детей;

цветные карандаши;

Ход занятия

1.

Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям на­звать себя по порядку номеров: ребенку, стоящему первым слева (укажите на не­го), следует сказать: «Первый», следующему за ним— «второй» и так далее.

Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спросите у детей, какие овощи они знают. Дети по очереди называют ово­щи и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2.Совместный пересказ. Предложите детям провести коллективный пересказ сказки «Мужик и медведь». При пересказе каждый ребенок говорит по 2-3 пред­ложения. Жестом давайте детям понять, чья очередь продолжать пересказ. Сами последовательно выставляйте декорации и фигурки персонажей, совершайте с ними описываемые в сказке действия. Если у ребенка возникают затруднения, задавайте ему наводящий вопрос или начните фразу сами.

3.Вершки и корешки. Расскажите детям, что у разных овощей бывают съедоб­ными разные части: у репы, моркови — корешки, которые растут в земле, а у ка­пусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья или плоды).Покажите детям эти части у растений на демонстрационном рисунке «Овощи». Напомните детям, что глупый медведь в сказке «Мужик и медведь»каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки — горь­кие листья, а у пшеницы — жесткие, невкусные корешки. Затем спросите у малы­ шей, что бы они сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, морко­ви, картошки, помидоров, редиски? Предложите детям отгадать, у какого овоща съедобны и вершки и корешки и прочитайте загадку:

Сидит дед,

В сто шуб одет.

Кто его раздевает-

Тот слезы проливает.

(лук)

4.Подвижная игра с мячом «Съедобное — несъедобное». Предложите детям выйти на лужок и сделать кружок. Сами встаньте в середину круга и по очереди бросайте детям мяч, называя при этом какой-либо предмет или пищу. Ребенок, которому брошен мяч, должен его поймать, если взрослый назвал продукт пита­ния; и не ловить мяч, если названный предмет несъедобен. Возможные вариан­ты произносимых взрослым слов: сыр, дом, яблоко, кубик, булка, мороженое, лопата, машина, молоко, банан и т. д.

Дорисуй и раскрась. После подвижной игры предложите детям сесть за стол и выдайте им индивидуальные листы с графическим заданием «Дорисуй и раскрась». Предложите детям дорисовать репу, а потом ее рас­красить. Спросите у малышей, какого цвета у репы вершки, а какого корешки.

Что сначала, что потом? Предложите детям внимательно слушать и согла­шаться или не соглашаться с тем, что вы будете говорить. Объясните, что в слу­чае согласия нужно кивать головой и говорить: «Да-да-да», а если фраза невер­на, следует покачать головой из стороны в сторону и произнести: «Нет-нет-нет».

Скажите:

Сначала было лето, а потом наступила осень. (Да-да-да).

Сначала сажают семена, а потом собирают урожай. (Да-да-да).

Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет).

Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки. (Нет-нет-нет).

Сначала собирают зерно, а потом мелют муку. (Да-да-да).

Сначала булки пекут, а потом тесто месят. (Нет-нет-нет).

Сначала репу едят, а потом ее моют. (Нет-нет-нет).

Сначала была весна, а потом наступило лето. (Да-да-да).

7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей

Чему учит сказка «Мужик и медведь», мораль сказки, главная мысль?

какие качества осуждаются в сказке

Можно сказать, что сказка «Мужик и медведь» даёт ребёнку первое представление о том, что вещи могут быть на поверку иные, чем кажутся, что нужно смотреть глубже. Взрослым это кажется простой и наивный пример, порой сказка воспринимается нами, как шутейная, анекдотичная. Но не для маленького ума! Не секрет, что в сознании детей мир делится на черное и белое, на добро и зло, правильное и не правильное, нужное и не нужное, полезное и вредное. В этом и есть детская наивность, в этом и сила, и слабость детского восприятия. Сказка Мужик и медведь приоткрывает ребёнку секрет, что мир несколько сложнее. И если ребёнок-медведь будет воспринимать мир однобоко, то рискует быть обманутым, попасть в сложную ситуацию или что-то упустить.

Причем самое мощное действие сказка имеет именно на очень маленьких детей, которые едва научились понимать что такое эти овощи. Смутно помню своё самое первое восприятие сказки. Это было какое-то открытие!

А вот детей постарше, младших школьников, сказка уже просто забавляет. Хитрый мужик, простак-медведь. Но так как он с наездами, то его не жалко. Вообщем, совсем другая история!

Сказка про то, как мужик с медведем урожай делили. Мишка остался ни с чем два раза.

Сказка учит сообразительности, смекалке или хитрости. Мужик не просто обманул медведя, медведь сам соглашался на такой обман, хотя и не понимал сперва в чем он состоит.

Мораль сказки: не соглашайся на то, чего не знаешь. Мишке, конечно, надо было бы знать, что является съедобным в каждом растении. Не понятно только зачем он брал урожай, если не знал, как его употреблять. Так что можно осудить мишкину неосведомленность, глупость. Он же во второй раз мог быть умнее. Но снова попался на хитрость мужика. А мужик-то не растерялся: и медведю часть дал и себя снова не обидел.

Бизнесмены всерьез делят вершки и корешки

Сказкотерапия открывает новые возможности в бизнесе

СПб. Бизнесмены обращаются к сказочному опыту, чтобы решить жизненные проблемы. Самые популярные бизнес-сказки — «Вершки и корешки» и «Курочка Ряба».
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: петербургские бизнесмены, расшифровывая русские народные сказки, решают собственные бизнес-задачи.

Доля вымысла

Оказывается, что одна из самых популярных производственных историй — известная сказка про вершки и корешки, в которой мужик с медведем сначала делят репу и мужик берет вершки, а через год делят пшеницу и «наученный опытом» медведь выбирает корешки. По словам проректора по научной работе Института сказкотерапии, бизнес-тренера Татьяны Грабенко, когда бизнесмены обсуждают эту сказку, они не только очень увлекаются процессом, но и задумываются о серьезных вещах.

«Что имеет место в сказке — манипуляция или цивилизованное влияние, какой у героев принцип дележа? И если это манипуляция, то как не манипулировать своими коллегами, своими партнерами. А если это цивилизованное влияние — ведь информация о репе и пшенице открытая, медведь же имеет право выбора. Насколько медведь и мужик партнеры? — все эти вопросы руководители проецируют на собственные взаимоотношения», — рассказывает Татьяна Грабенко.

По душе бизнесменам и сказка про лису, у которой лапки бежали от собак, глазки смотрели, ушки слушали, а хвост только мешался. В сказке лиса, обидевшись на хвост, высунула его из норы и была съедена собаками.

Участники тренингов обсуждают эту сказку с точки зрения оценки результатов. В обязательной программе — сказка про Курочку Рябу, которая в реальном пересказе заканчивается трагически и служит своеобразным предупреждением тем, кто гонится за «золотым яичком».

И доля правды

Сказка с самых древних времен несла в себе информацию о технологиях ведения войн, удачной охоты, выживания, по сути, тогдашним технологиям бизнеса. «Если в сказке есть информация о каких-то вопросах, то есть и ответы, технологии достижения успеха. Когда мы работаем со сказкой, мы не только создаем банк вопросов, но и путей, которыми они разрешаются. И потом, чтобы выбрать оптимальный путь, начинаем писать сказки. Вроде бы это некий литературный опыт, но когда человек начинает писать, то эта проба пера со временем воплощается в жизнь», — объясняет Татьяна Грабенко.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Новости СМИ2

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Мужик и Медведь

Сказка «Мужик и Медведь» — фольклорное произведение древней Руси. Увлекательно в аллегоричной форме сказка «Мужик и Медведь» отразила раскол отношений между миром природы и человеком.

Русские народные сказки всегда несли в себе поучительный смысл, так и сказка «Мужик и медведь» рассказывает читателю, как больно бьёт жизнь по бездельникам и лентяям. Мужик делаем всю грязную работы – пашет, сеет и собирает посевы. Медведь ни во что не вникает — просто делит урожай (думая, что вершки у репы вкуснее). Сказка «Мужик и медведь» дает медведю еще один шанс, но он просто решает, что «корешки – всему голова» и снова попадает «мимо». Теперь-то медведь точно должен одуматься и начать вникать «что и как», но нет – он решает, что более не будет вести дел с хитрым мужиком. Сказка «Мужик и медведь» высмеивает архаичность медведя, который остается голодным.

Несмотря на то, что история небольшая по своему содержанию, суть передана очень метко и ёмко. Сказка «Мужик и Медведь» не лишена юмора, поэтому будет интересна и детям и их родителям.

Мужик и медведь (Вершки и корешки)

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

— А-а! — заревел.— Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Тенерь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

Источник

Зри в корень

Если прочитать сказку внимательно и честно, то трудно не заметить, что правовое сознание мужика и медведя очень высоко. Они строго придерживаются договора, заключённого в устной форме, и меняют его только по взаимному согласию.

Но главное в другом: сказка эта не совсем русская, и для изучения кода нашей души она не подходит.

Если бы родители в дет­стве читали М. Фридману и В. Панюшкину братьев Гримм, они могли бы помнить аналогичную немецкую сказку «Мужик и чёрт».

Если бы подростками читали Франсуа Рабле, то натолкнулись бы на похожую историю о том,

как пахарь с Острова папефигов обманул чертёнка.

В Америке есть такая же сказка про фермера и дьявола,

в Дании — про мужика и тролля,

в Норвегии — про лиса и медведя,

в Китае — про крестьянина и помещика.

В Англии эта сказка с феминистским уклоном: умная жена помогает трудолюбивому, но недалёкому умом Джонсу обманывать огромного волосатого великана.

Подобные сказки есть чуть ли не у каждого народа, занимающегося земледелием.

Специали­сты по сказкам называют этот сюжет

«Делёж урожая»,

вершки и корешки при этом могут быть разными: пшеницей, рожью, репой, картофелем, бататом и т. д., но обман, в котором путают верх и низ, всегда одинаков.

Поэтому М. Фридману нужно предъявлять претензии не только соотечественникам, но и всему человечеству.

теперь посмотрим на приключения «вершков и корешков» в истории.

Впервые нечто похожее записали древние греки.

Вот басня Эзопа «Путник и Гермес»:

мужчина, отправляясь в дальнюю дорогу, дал обет Гермесу, что если найдёт что-нибудь в пути, то ровно половину пожертвует ему. Он нашёл суму с миндалём и финиками, съел их, а скорлупки от миндаля и косточки от фиников возложил на алтарь со словами: «Гермес, вот обещанная половина находки, делюсь с тобой и тем, что было внутри, и тем, что было снаружи».

Правда, похоже на сказку?

Такие же сказки есть у амхарцев, живущих в Эфиопии.

В одной мышь обманывает пеликана, взяв себе горошины и оставляя ему пустые стручки, в другой лев отдаёт шакалу внутренности быка, а себе берёт то, что снаружи, — мясо.

  • Главная мысль сказки березовая роща пермяк
  • Главная мысль сказки беляночка и розочка
  • Главная мысль сказки белый пудель
  • Главная мысль сказки белоснежка и семь гномов 4 класс
  • Главная мысль сказки белолобый чехов