Главная мысль сказки волшебный конь

  • Перышко Финиста ясна сокола
  • Сказка о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове

Читайте русскую народную сказку для детей книга самых популярных крупным шрифтом большие буквы иллюстрациями картинка красивые весь список содержание библиотеки старинных добрых сказок про хороших и плохих злых людей животных домашних диких лиса волк медведь заяц козёл тетерев барин солдат мужик дед баба яга барин царь купец рыба поп чёрт лошадь конь иван царевич дурак царь царевна прекрасная лебедь

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик со старухою, и за всю их бытность не было у них детей. Вздумалось им, что вот-де лета их древние, скоро помирать надо, а наследника господь не дал, и стали они богу молиться, чтобы сотворил им детище на помин души. Положил старик завет: коли родит старуха детище, в ту пору кто ни попадётся первый навстречу, того и возьму кумом. Через сколько-то времени забрюхатела старуха и родила сына. Старик обрадовался, собрался и пошёл искать кума; только за ворота, а навстречу ему катит коляска, четвернёй запряжена; в коляске государь сидит.

Старик не знавал государя, принял его за боярина, остановился и давай кланяться.

— Что тебе, старичок, надобно? — спрашивает государь.

— Да прошу твою милость, не во гнев будь сказано: окрести моего новорожденного сынка.

— Аль у тебя нет никого на деревне знакомых?

— Есть у меня много знакомых, много приятелей, да брать в кумовья не годится, потому что такой завет положен: кто первый встретится, того и просить.

— Хорошо, — говорит государь, — вот тебе сто рублёв на крестины; завтра я сам буду.

На другой день приехал он к старику; тотчас позвали попа, окрестили младенца и нарекли ему имя Иван. Начал этот Иван расти не по годам, а по часам — как пшеничное тесто на опаре подымается; и приходит ему каждый месяц по почте по сту рублёв царского жалованья.

Прошло десять лет, вырос он большой и почуял в себе силу непомерную. В то самое время вздумал про него государь, есть-де у меня крестник, а каков он — не ведаю; пожелал его лично видеть и тотчас послал приказ, чтобы Иван крестьянский сын, не медля нимало, предстал пред его очи светлые. Стал старик собирать его в дорогу, вынул деньги и говорит:

— На-ка тебе сто рублёв, ступай в город на конную, купи себе лошадь; а то путь дальний — пешком не уйдёшь.

Иван пошёл в город, и попадается ему на дороге стар человек.

— Здравствуй, Иван крестьянский сын! Куда путь держишь?

Отвечает добрый мóлодец:

— Иду, дедушка, в город, хочу купить себе лошадь.

— Ну так слушай меня, коли хочешь счастлив быть. Как придёшь на конную, будет там один мужичок лошадь продавать крепко худую, паршивую; ты её и выбери, и сколько б ни запросил с тебя хозяин — давай, не торгуйся! А как купишь, приведи её домой и паси в зелёных лугах двенадцать вечеров и двенадцать утров по росам — тогда ты её узнаешь!

Иван поблагодарил старика за науку и пошёл в город; приходит на конную, глядь — стоит мужичок и держит за узду худую, паршивую лошадёнку.

— Продаёшь коня?

— Продаю.

— А что просишь?

— Да без торгу сто рублёв.

Иван крестьянский сын вынул сто рублёв, отдал мужику, взял лошадь и повёл ко двору. Приводит домой, отец глянул и рукой махнул:

— Пропащие деньги!

— Подожди, батюшка! Авось на моё счастье лошадка поправится.

Стал Иван водить свою лошадь каждое утро и каждый вечер в зелёные луга на пастбище, и вот как прошло двенадцать зорь утренних да двенадцать зорь вечерних — сделалась его лошадь такая сильная, крепкая да красивая, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать, и такая разумная — что только Иван на уме помыслит, а она уж ведает. Тогда Иван крестьянский сын справил себе сбрую богатырскую, оседлал своего доброго коня, простился с отцом, с матерью и поехал в столичный город к царю-государю.

Ехал он близко ли, далеко ль, скоро ли, коротко ль, очутился у государева дворца, соскочил наземь, привязал богатырского коня за кольцо к дубовому столбу и велел доложить царю про свой приезд. Царь приказал его не задерживать, пропустить в палаты без всякой задирки. Иван вошёл в царские покои, помолился на святые иконы, поклонился царю и вымолвил:

— Здравия желаю, ваше величество!

— Здравствуй, крестник! — отвечал государь, посадил его за стол, начал угощать всякими напитками и закусками, а сам на него смотрит-дивуется: славный мóлодец — и лицом красив, и умом смышлён, и ростом взял; никто не подумает, что ему десять лет, всякий двадцать даст, да ещё с хвостиком! «По всему видно, — думает царь, — что в этом крестнике дал мне господь не простого воина, а сильномогучего богатыря». И пожаловал его царь офицерским чинов и велел при себе служить.

Иван крестьянский сын взялся за службу со всею охотою, ни от какого труда не отказывается, за правду грудью стоит; полюбил его за то государь пуще всех своих генералов и министров и никому из них не стал доверять так много, как своему крестнику. Озлобились на Ивана генералы и министры и стали совет держать, как бы оговорить его перед самим государём. Вот как-то созвал царь к себе знатных и близких людей на обед; как уселись все за стол, он и говорит:

— Слушайте, господа генералы и министры! Как вы думаете о моём крестнике?

— Да что сказать, ваше величество! Мы от него не видали ни худого, ни хорошего; одно дурно — больно хвастлив уродился. Уж не раз от него слыхивали, что в таком-то королевстве, за тридевять земель, выстроен большой мраморный дворец, а кругом превысокая ограда поставлена — не пробраться туда ни пешему, ни конному! В том дворце живёт Настасья прекрасная королевна. Никому её не добыть, а он, Иван, похваляется её достать, за себя замуж взять.

Царь выслушал этот оговор, приказал позвать своего крестника и стал ему сказывать:

— Что ж ты генералам да министрам похваляешься, что можешь достать Настасью-королевну, а мне про то ничего не докладываешь?

— Помилуйте, ваше величество! — отвечает Иван крестьянский сын. — Мне того и во сне не снилося.

— Теперь поздно отпираться; у меня коли похвалился, так и дело сделай; а не сделаешь — то мой меч, твоя голова с плеч!

Запечалился Иван крестьянский сын, повесил свою головушку ниже могучих плеч и пошёл к своему доброму коню. Возговорит ему конь человеческим голосом:

— Что, хозяин, кручинишься, а мне правды не сказываешь?

— Ах, мой добрый конь! Отчего мне весёлому быть? Оговорило меня начальство перед самим государём, будто я могу добыть и взять за себя замуж Настасью прекрасную королевну. Царь и велел мне это дело исполнить, а не то хочет рубить голову.

— Не тужи, хозяин! Молись богу да ложись спать; утро вечера мудренее. Мы это дело обделаем; только попроси у царя побольше денег, чтобы не скучать нам дорою, было бы вдоволь поесть и попить, что захочется.

Иван переночевал ночь, встал поутру, явился к государю и стал просить на поход золотой казны. Царь приказал выдать ему, сколько надобно. Вот добрый молодец взял казну, надел на своего коня сбрую богатырскую, сел верхом и поехал в путь-дорогу.

Близко ли, далеко ль, скоро ли, коротко ль, заехал он за тридевять земель, в тридесятое королевство, и остановился у мраморного дворца; кругом дворца стены высокие, ни ворот, ни дверей не видно; как за ограду попасть? Говорит Ивану его добрый конь:

— Подождём до вечера! Как только стемнеет — оборочусь я сизокрылым орлом и перенесусь с тобой через стену. В то время прекрасная королевна будет спать на своей мягкой постели; ты войди к ней прямо в спальню, возьми её потихоньку на руки и неси смело.

Вот хорошо, дождались они вечера; как только стемнело, ударился конь о сырую землю, оборотился сизокрылым орлом и говорит:

— Время нам своё дело делать; смотри не давай маху!

Иван крестьянский сын сел на орла; орёл поднялся в поднебесье, перелетел через стену и поставил Ивана на широком дворе.

Пошёл добрый мóлодец в палаты, смотрит — везде тихо, вся прислуга спит глубоким сном; он в спальню — на кроватке лежит Настасья прекрасная королевна, разметала во сне покровы богатые, одеяла соболии. Засмотрелся добрый мóлодец на её красоту неописанную, на её тело белое, отуманила его любовь горячая, не выдержал и поцеловал королевну в уста сахарные. От того пробудилась красная девица и с испугу закричала громким голосом; на её голос поднялись, прибежали слуги верные, поймали Ивана крестьянского сына и связали ему руки и ноги накрепко. Королевна приказала его в темницу посадить и давать ему в день по стакану воды да по фунту чёрного хлеба.

Сидит Иван в крепкой темнице и думает думу невесёлую: «Верно, здесь мне положить свою буйную голову!» А его добрый богатырский конь ударился оземь и сделался малою птичкою, влетел к нему в разбитое окошечко и говорит:

— Ну, хозяин, слушайся: завтра я выломлю двери и тебя ослобоню; ты спрячься в саду за таким-то кустом; там будет гулять Настасья прекрасная королевна, а я обернусь бедным стариком и стану просить у неё милостыни; смотри ж, не зевай, не то худо будет.

Иван повеселел, птичка улетела. На другой день бросился богатырский конь к темнице и выбил дверь копытами; Иван крестьянский сын выбежал в сад и стал за зелёным кустиком. Вышла погулять по саду прекрасная королевна, только поравнялась супротив кустика — как подошёл к ней бедный старичок, кланяется и просит со слезами святой милостыни. Пока красная дéвица вынимала кошелёк с деньгами, выскочил Иван крестьянский сын, ухватил её в охапку, зажал рот таково крепко, что нельзя и малого голосу подать. В тот же миг обернулся старик сизокрылым орлом, взвился с королевною и добрым молодцем высоко-высоко, перелетел через ограду, опустился на землю и сделался по-прежнему богатырским конём. Иван крестьянский сын сел на коня и Настасью-королевну с собой посадил; говорит ей:

— Что, прекрасная королевна, теперь не запрёшь меня в темницу?

Отвечает прекрасная королевна:

— Видно, мне судьба быть твоею, делай со мной, что сам знаешь!

Вот едут они путём-дорогою; близко ли, далеко ль, скоро ли, коротко ль, приезжают на большой зелёный луг. На том лугу стоят два великана, друг дружку кулаками потчуют; избились-исколотились до крови, а ни один другого осилить не может; возле лежат на траве помело да клюка.

Послушайте, братцы, спрашивает их Иван крестьянский сын. — За что вы дерётесь?

Великаны перестали драться и говорят ему:

— Мы оба родные братья; помер у нас отец, и осталось после него всего-навсего имения — вот это помело да клюка; стали мы делиться, да и поссорились: каждому, вишь, хочется всё себе забрать! Ну, мы и решились драться не на живот, на смерть, кто в живых останется — тот обе вещи получит.

А давно вы спорите?

Да вот уж три года, как друг дружку колотим, а толку всё не добьёмся!

Эх вы! Есть из-за чего смертным боем драться. Велика ли корысть — помело да клюка?

Не говори, брат, чего не ведаешь! С этим помелом да с клюкою хоть какую силу победить можно. Сколько бы неприятель войска ни выставил, смело выезжай на встречу: где махнёшь помелом — там будет улица, а перемахнёшь — так и с переулочком. А клюка тоже надобна: сколько б ни захватил ею войска — все в плен заберёшь.

«Да вещи хорошие! думает Иван. — Пожалуй, пригодились бы и мне»

Ну, братцы, говорит, хотите я разделю вас поровну?

Раздели, добрый человек!

Иван крестьянский сын слез со своего богатырского коня, набрал горсть мелкого песку, завёл великанов в лес и рассеял тот песок на все на четыре стороны.

Вот, — говорит, — собирайте песок; у кого больше будет, тому и клюка и помело достанутся.

Великаны бросились собирать песок, а Иван тем временем схватил и клюку и помело, сел на коня — и поминай как звали!

Долго ли, коротко ли, подъезжает он к своему государству и видит, что его крёстного отца постигла беда немалая: всё царство повоёвано, около стольного города стоит рать-сила несметная, грозит всё огнём пожечь, самого царя злой смерти предать. Иван крестьянский сын оставил королевну в ближнем лесочке, а сам полетел на войско вражее; где помелом махнёт — там улица, где перемахнёт — там с переулочком! В короткое время перебил целые сотни, целые тысячи, а что от смерти уцелело, то зацепил клюкою и живьем приволок в стольный город. Царь встретил его с радостью, приказал в барабаны бить, в трубы трубить и пожаловал генеральским чином и несметной казною. Тут Иван крестьянский сын вспомнил про Настасью прекрасную королевну, отпросился на время и привёз её прямо во дворец. Похвалил его царь за удаль богатырскую, велел ему дом готовить да свадьбу справлять. Женился Иван крестьянский сын на прекрасной королевне, отпировал свадьбу богатую и стал себе жить, не тужить. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.

  • Ночь на Ивана Купалу
  • Лиса-плачея

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Реферат*

Код 152764
Дата создания 2008
Страниц 8

Источников 3

Мы сможем обработать ваш заказ 12 января в 12:00 [мск]

Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

Содержание

1. Определить вид сказки. Доказать правомерность определения.
2. Можно ли анализируемую сказку отнести к группе сказок с бродячим сюжетом? На каком основании сделан вывод?
3. Назвать форму вымысла сказки. Названное объяснить.
4. Дать анализ архитектонике сказки.
5. Выписать построенные сказочные формулы или указать на их отсутствие. Каков смысл использования ретардации в анализируемой сказке?
6. Определить тип героя сказки.
7. Какой урок молодцу преподносит сказка? Какова ее основная мысль?
8. Подумать над тем, какой возрастной группе дошкольников можно читать анализируемую сказку. Объяснить предположение.
9. Есть ли литературные аналоги анализируемой сказки.

Фрагмент работы для ознакомления

Например, сюжетные ее линии напоминают вторую часть сказки «Конек-Горбунок» П. П. Ершова.
Так, читаем у Ершова:
Спальник тут с полатей скок…
Во дворец к царю спустился
И как раз к нему явился…
«Говори, да правду только,
И не ври, смотри, нисколько!» –
Царь с кровати закричал
Хитрый спальник отвечал:
«Мы севодни в кухне были,
За твое здоровье пили,
А один из дворских слуг
Нас забавил сказкой вслух,
В этой сказке говорится
О прекрасной Царь-девице.
Вот твой царский стремянной
Поклялся твоей брадой,
Что он знает эту птицу –
Так он назвал Царь-девицу, –
Царь так начал свою речь: «Послушай,
На тебя донос, Ванюша.
Говорят, что вот сейчас
Похвалялся ты для нас
Отыскать другую птицу,
Сиречь молвить, Царь-девицу…»
У Афанасьева читаем:
«Озлобились на Ивана генералы и министры и стали совет держать, как бы оговорить Ивана перед самим государем. Вот как-то созвал царь к себе знатных и близких людей на обед; как уселись все за стол, он и говорит:
– Слушай, господа генералы и министры! Как вы думаете о моем крестнике?
– Да что сказать, ваше величество! Мы от него не видали ни худого, ни хорошего; одно дурно – больно хвастлив уродился.
Уж не раз от него слыхивали, что в таком-то королевстве, за тридевять земель, выстроен большой мраморный дворец, а кругом превысокая ограда поставлена – не пробраться туда ни пешему, ни конному!
В том дворце живет Настасья прекрасная королевна. Никому ее не добыть, а он, Иван, похваляется ее достать…».
Царь позвал к себе Ивана крестьянского сына и сказал ему собираться за королевной.
Сюжеты очень похожи в сцене оговора и требования царя отправиться за прекрасной девушкой в поход.
В сказках волшебный конь и Конек-горбунок просят Ивана взять у царя все, что требуется для похода.
У Ершова конек говорит Ивану:
Ты к царю теперь поди:
И сажи: «Ведь для поимки
Надо, царь, мне две ширинки,
Шитый золотом шатер…
У Афанасьва: Конь говорит «Мы это дело обделаем; только попроси у царя побольше денег…».
У Ершова и у Афанасьева герои могут достать девушку только со второй попытки и увезти насильно.
В сказках все окончилось гуляньем и свадьбой героя Ивана и прекрасной девушки.
Список использованной литературы
1. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. – М.: Правда, 1982 – 360 с.: ил.
2. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 320 с.
3. Ершов П. П. Конек-горбунок: Рус. сказка в трех частях / Акварель В. А. Милашевского. – М.: Дет. лит., 1986. – 144 с.
2

Список литературы [ всего 3]

1. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. – М.: Правда, 1982 – 360 с.: ил.
2. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 320 с.
3. Ершов П. П. Конек-горбунок: Рус. сказка в трех частях / Акварель В. А. Милашевского. – М.: Дет. лит., 1986. – 144 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Другие рефераты

Пример готового реферата по предмету: Литература

1. Определить вид сказки. Доказать правомерность определения.

2. Можно ли анализируемую сказку отнести к группе сказок с бродячим сюжетом? На каком основании сделан вывод?

3. Назвать форму вымысла сказки. Названное объяснить.

4. Дать анализ архитектонике сказки.

5. Выписать построенные сказочные формулы или указать на их отсутствие. Каков смысл использования ретардации в анализируемой сказке?

6. Определить тип героя сказки.

7. Какой урок молодцу преподносит сказка? Какова ее основная мысль?

8. Подумать над тем, какой возрастной группе дошкольников можно читать анализируемую сказку. Объяснить предположение.

9. Есть ли литературные аналоги анализируемой сказки.

Содержание

Выдержка из текста

Особенности англоязычной волшебной сказки Лингвостилистические особенности волшебных сказок Лингвостилистические особенности сказок: аспекты анализа текста волшебных сказок

Подвергнуть анализу феномен волшебной сказки и ее ритуальную ценность. Предмет работы – лингвокультурологический анализ сказки.

Выявление актуального смысла объекта культуры происходит во многом путем технологии интерпретации, как ведущей формы рефлексии. Обратившись к научному полю рассмотрения природы сказки, прежде всего, можно отметить практическое отсутствие собственно интерпретаций, а также преобладание общих положений — вроде широко известного «сказка учит различать добро и зло», озадачивающего читателя сложностью приложения к конкретному тексту, вкупе с устойчивой тенденцией поиска морали, особенно характерной для толкования в психолого-педагогическом контексте.

В сказке «Волшебное Далекое дерево» повествуется о том, как к одной семье приезжает их родственник, маленький мальчик Дик, у которого больна мать.1) проанализировать, какие лингвостилистические особенности волшебной сказки нашли отражение в конкретном тексте;

Много в казахских сказках волшебных существ: это чудесная птица Самрук, говорящие животные и даже насекомые. Эти персонажи «кочуют» из сказки в сказку. Названия сказок и имена персонажей могут быть разными, а сюжеты похожими. Они и становятся душой нашего народа, отражают взгляд его на все, что окружало его испокон веков.

Краткое и «живое» изложение В.Я.Проппа не только освещает основные вопросы морфологии «волшебной сказки», но и позволяет по иному взглянуть на любимый и знакомый каждому литературный жанр, придавая научную специфику внешне лишенному «научности» вопросу. Краткое реферирование работы В.Я.Проппа является показателем ознакомления с вопросом и может продемонстрировать способность к краткому и сжатому изложению богатого фактами и материалами исследования.

Список источников информации

1. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. – М.: Правда, 1982 – 360 с.: ил.

2. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2007. – 320 с.

3. Ершов П. П. Конек-горбунок: Рус. сказка в трех частях / Акварель В. А. Милашевского. – М.: Дет. лит., 1986. – 144 с.

список литературы

  • Герои сказки рукавичка по отдельности картинки
  • Главная мысль сказки волшебное слово
  • Герои сказки по щучьему велению картинки по отдельности
  • Главная мысль сказки война мышей и лягушек
  • Герои сказки летучий корабль картинки