-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
leticiacampos889
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Математика32 секунд назад
ПОМОГИТЕ С ЗАДАЧЕЙ СРОЧНО!
-
Русский язык48 секунд назад
Я люблю нюхать свою кошку
-
Математика1 минута назад
sos надо обчислыты до 10 января даю 20 балов
-
Алгебра1 минута назад
Периметр АВС дорівнює 26 см. Знайдіть його сторони, якщо АС=10 см і ВС – АВ = 6 см
-
Математика1 минута назад
на клумбі ростуть 32 тюльпани із них 7 тюльпанів жовтого кольору . Яку частину всіх тюльпанів вони становлять?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика17 минут назад
помогите пожалуйста
-
Химия20 минут назад
какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Как правильно +
Авторский сайт Мельниковой Веры Александровны
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
16 ноября в 18.00 состоится вебинар на тему: «Сочинение по литературе в декабре»
—>
Суть или главная суть?
Лексические ошибки. К сожалению, они бывают частыми «гостями» в нашей речи. Не случайно в 2018 г. в ЕГЭ по русскому языку введено новое задание — № 20. Выполняя его, выпускники должны показать своё умение видеть и исправлять лексические ошибки.
Рассмотрим пример, предложенный в демоверсии. В нём необходимо определить, как правильно сказать: суть или главная суть чего-либо.
Суть или главная суть? Как правильно?
Обратимся за помощью к толковому словарю. В нём мы читаем, что суть – это самое существенное, основополагающее, главное в чём-либо. Бывает суть фразы, высказывания, доклада, закона, выступления и пр.
Таким образом, слово « суть» уже включает в себя значение выражения «что-то главное». Поэтому фраза «главная суть» неверная.
Исправим ошибку в задании, данном в демоверсии – 2018 г.
В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой
черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и
спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем
все моря и океаны.
Ответ: ___________________________.
В ответ мы напишем слово «главная», так как это – лексическая ошибка.
Это плеоназм, то есть использование в речи слов, имеющих одинаковое или близкое значение: старый старик, молодой юноша, человек двадцать людей и пр.
Таким образом, правильно сказать: суть. Слово « главная» здесь лишнее.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Какой тип лексической ошибки в предложении «Главная суть этого рассказа состоит в следующем» и как его исправить?
Суть этого рассказа состоит в следуюшем
Главная суть — это масло масляное. Лишнее слово «главная»
Суть рассказа в следующем.
Тип лексической ошибки если и не тавтологизм, но нечто очень близкое.
СУТЬ — самое ГЛАВНОЕ, существенное в чем-нибудь.
Можно написать: «суть этого рассказа. » или «главное в этом рассказе. »
Тип ошибки — ТАВТОЛОГИЯ.
Типы лексических ошибок
ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК
Лексическая несочетаемость В спортзале висела треугольная груша (в значение слова груша не входит понятие треугольная).
Неоправданный пропуск слова Никита занял первое место по английскому языку (пропущено слово в олимпиаде).
Многословие
— неоправданный повтор слова Саша сделал хороший доклад. Доклад всем понравился.
— тавтология Начало сессии начинается в конце этого месяца.
— плеоназм Хочу познакомить вас с этим юным вундеркиндом.
Неоправданное употребление антонимов В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться.
Неоправданное употребление заимствованных слов Анакопийская пропасть находится в курортном эпицентре, в Новом Афоне
Неоправданное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессиональной и жаргонной лексики, стилистически окрашенных слов Ты бы еще ярче накрасила свои ланит.
В продажу поступили беспроводные клавы.
Председатель Законодательного собрания – интересный чувак.
Я признаю необходимость усиления внимания к проблеме.
Неверное использование многозначных лов, омонимов, паронимов Вытянули носочки.
Приносим извинения за предоставленные неудобства.
Смешение понятий С 1 июня самолет будет летать с остановками (с промежуточной посадкой).
Неверный выбор синонимы Этот клуб реконструировал районный зодчий (архитектор)
РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.
Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.
Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».
Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.
Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«, «Таблицы«, «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
источники:
http://sprashivalka.com/tqa/q/6807434
http://grammatika-rus.ru/tipy-leksicheskih-oshibok/
Практическое занятие № 2.
Тема: Лексические нормы.
Теоретическая часть:
1. Понятие лексической нормы.
Системные отношения в лексике (синонимия,
антонимия, паронимия и пр.). Стилистически
оправданное и неоправданное употребление
синонимов, антонимов, паронимов и т.д.
2. Стилистическая дифференциация лексики
русского языка. Функционально-стилевая
и эмоционально-экспрессивная окраска
лексики.
3. Стилистическое использование в речи
лексики ограниченной сферы распространения
и лексики пассивного запаса. Стилистически
оправданное и неоправданное использование
подобной лексики.
4.Основные ошибки в сфере лексики,
нарушающие смысловую точность речи.
Определение речевой избыточности и
речевой недостаточности.
5. Понятие о тропах и фигурах, их
характеристика. Функционирование в
речи фразеологизмов, поговорок, пословиц,
«крылатых выражений».
Литература
1. Головин Б.Н. Основы культуры речи. –
М., 1980. – С. 124-145; 166-184.
2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка.
– М., 1999. – Раздел «Лексическая стилистика».
3. Горбачевич К.С. Нормы русского
литературного языка. – М., 1978. –С. 40-84.
4. Культура русской речи. Учебник для
вузов. – М., 1999. – Гл. «Средства речевой
выразительности». – С. 264-279.
5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика
русского языка. – М., 1987. – Гл. «Лексическая
стилистика».
6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты
стилистики. Правила хорошей речи. – М.,
1996. – С. 5-82.
7. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова
О.А., Николина Н.А. Русский язык для
студентов – нефилологов: учебное
пособие. – М., 2003. – С. 69-80.
Практическая часть:
1.Подготовить сообщения:
— Звонкое иноязычие. Литература: 1.
Граудина Л.К., Дмитриева О.Л. «Мы сохраним
тебя, русская речь!». – М., 1995. – С. 74-84;
2. Шапошников В.Н. «Иностранные слова в
современной российской жизни» // Русская
речь. – 1997. – № 2; 3.
— Об употреблении оборота «как бы».
Литература: 1. Корчажкина О. М. Что
скрывается за модным оборотом как бы
// Русский язык в школе. – 1999. – № 3; 2.
Новиков В. Ноблесс оближ. О нашем речевом
поведении // Новый мир. – 1998. – № 1.
Сравните точки зрения, содержащиеся в
данных статьях.
— Крылатые слова как одно из средств
выразительности. Литература: 1. Ашукин
Н.С., Ашукина М.Г. «Крылатые слова». –
М., 1986 (предисловие); 2. Максимов С. «Крылатые
слова». – М., 1955 (предисловие).
2. Найдите и определите вид лексических
ошибок. Исправьте их.
1. Главная суть этого рассказа состоит
в следующем… 2. В повести Толстого
изображен образ простой русской женщины.
3. В своей автобиографии Есенин своим
учителем называет Пушкина. 4. Мертвый
труп лежал без движения и не проявлял
признаков жизни. 5. Катерина заранее
предчувствует свою гибель…
3. Найдите случаи речевой избыточности/
недостаточности и исправьте фразы. 1.
Налицо незаконное растаскивание
государственного имущества.2. Перед
своей смертью он долго болел. 3. Существующие
расценки завышены. 4. За реальным ходом
качественного выполнения принятого
решения был установлен четкий контроль
со стороны администрации. 5. Гражданин
А. следовал по улице без опознавательных
номерных знаков. 6. Надо пропагандировать
обмен имеющимся опытом.
4. Укажите случаи нарушения: а) лексической
сочетаемости (способности слов сочетаться
друг с другом); б) смысловой совместимости.
Исправьте предложения.
1. Наступила война. 2. Лекции выполняют
огромную роль в жизни студента. 3. За
стеклянными витражами магазина были
видны первые посетители. 4. На стадионе
жители города стали свидетелями большого
театрализованного шоу. 5. Эта футбольная
команда завоевала много замечательных
побед. 6. С него взыскали ущерб в пользу
потерпевших. 7. В глубокой юности он
много учился. 8. Личные запросы должны
сочетаться с общественными. 9. Члены
профкома дали подробные ответы на
запросы о строительстве нового дома.
5. Определите корректность использования
иноязычных слов в данных предложениях;
замените слова русскими эквивалентами.
1. Среди собравшихся превалировали
представители молодежи. 2. Профсоюзы
делали сильный акцент на культурную
работу. 3. Девушка конфиденциально
призналась подругам, что переменила
имя Катя на Кармен, потому что последнее
импонирует ее внешности.4. Общее внимание
привлекал новый анонс, вывешенный на
входной двери заведения. 5.На последних
состязаниях футбольная команда потерпела
полное фиаско. 6. Идентичное решение
было принято студентами параллельной
группы.
6. Укажите случаи неверного сочетания
слов по стилистической окраске:
1. Такой поступок взбесил Владимира,
и он кидает Онегину перчатку. 2. Перед
мощью народа колчаковцы не устояли и
скоро дали газу с нашей территории. 3.
Перед нами зачинщик этого прекрасного
вечера. 4. Татьяна никому не болтала о
своей любви Онегину. 5. Многие жители
слободки погибали в пьяных драках. 6.
Дружище, что случилось? За несколько
месяцев от тебя не поступило ни одного
письма.
7.Составьте толкования лексических
значений слов:
визажист, инвестор, мораторий, парфюм,
саммит, триллер, эксклюзивный, экспорт.
Есть ли у этих слов русские эквиваленты?
Назовите иноязычные слова, вошедшие в
современную речь, употребление которых
представляется вам неоправданным.
8.Следующие слова и выражения распределите
по 3 группам: а) с положительной окраской;
б) с отрицательной; в) с нейтральной:
отчизна, отечество, воин, вояка, военный,
собрание, сборище, рука, лапа, десница,
лик, лицо, морда, изгнать, выставить,
прогнать.
9. Выберите из слов, заключенных в
скобках, нужное. Мотивируйте свой выбор.
1. Одна из самых (гуманистических,
гуманных) профессий на земле – учитель.
2. Последним (предоставили, представили)
слово бухгалтеру. 3. Только (невежи,
невежды) думают, что учеба заканчивается
с окончанием школы. 4. Рабочие борются
за (экономию, экономику) электроэнергии.
5. Бригада сэкономила за счет (бережливого,
бережного) расходования электроэнергии
несколько сот тысяч рублей. 6. Алеша
(упрямо, упорно) добивался возможности
читать книги. 7. Роман «Война и мир»
(классовое, классическое) произведение
русской литературы.
10.Определите вид тропов в предложениях:
1. Пусть порой мне шепчет синий вечер,
что была ты песня и мечта…2. Ему рукоплескал
Париж. 3. Но женщина мчится по склонам,
как огненный лист за вагоном. 4. Мы все
глядим в Наполеоны. 5. Скука — это пост
души, когда жизненные соки помышляют о
высоком. 6. В сто сорок солнц закат пылал.
7. Сквер величаво листья осыпал. Светало.
Было холодно и трезво.
11.Объясните значение следующих крылатых
слов: ахиллесова пята, глас вопиющего
в пустыне, дамоклов меч, двуликий Янус,
калиф на час, муки Тантала, пиррова
победа, прокрустово ложе.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
1). РАГС, ООН, МГИМО, МАДИ, ИТА (ИТАР).
2). РФ, ФБР, ФРГ, ЛГУ, США.
3. Укажите, в каких словах под ударением произносится [о], а в каких [э]. Произношение каких слов допускает варианты?
Афера, бесшерстый, блеклый, гренадер, желчь, жердочка, зев, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, современный, бытие, житие, безнадежный, гололедица, белесый, женоненавистник, трехведерный, издевка, преемник, платежеспособный, пригрезиться, недоуменный, желчный, скабрезный, одноименный.
4. Определите, в каких из приведённых ниже иноязычных слов обязательно произношение безударного гласного [о] на месте буквы «о».
Брошюра, контракт, боа, какао, брутто, нетто, спонсор, кооперация, мотив, геоботаника, коммерция, кредо, биостимулятор, авизо, вето, оазис, дотация, бомонд, отель, реноме.
5. Прочитайте слова.
Капитализм, плюрализм, монополизм, тоталитаризм, сосиски; семь, семьдесят, восемь; дивиденд, дивиденды, асфальт, фонд, прогноз, налог; год, гарант, лизинг, Господи, ага, ого, Бог, лёгкий, первого, сегодня, бухучёт, бухгалтер.
6. Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать, переспектива, конкурентноспособный, черезвычайный, будующий, жаждующий.
7. Объедините слова с твёрдым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
Альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бартер, бизнес, бутерброд, детектив, ватерлиния, велотрек, гейзер, генетика, геодезия, гипотеза, индексация, интервал, дебют, декан, бассейн, депо, депрессия, интеллект, идентичный, индекс, кодекс, компьютер, кофе, крем, кларнет, лазер, модель, музей, панель, партер, протекция, пресса, прессинг, рейд, рельс, сервис, стратегия, тезис, темп, терапевт, тест, террор, термос, федерация, форель, шедевр, шинель, экземпляр, экспресс, энергия, юриспруденция.
8. Прочитайте слова с сочетаниями согласных.
Конечно, скучно, закадычный, яичница, булочная, нарочно, Ильинична, поточный, пустячный, молочная, пшеничный, съемочный, горчичник: точно – тошно, научный – наушный, молочная – молочная, сердечный – сердешный.
Словари:
1). Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова; Под ред. Р. И. Аванесова. – 4-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1988. – 704 с.
2). Орфоэпическии словарь русского языка: произношение. Ударение: Ок. 25 000 единиц / И.Л. Резниченко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. – 1182 с.
Задание 5. Лексические нормы современного русского языка.
1. Найдите лексические ошибки и определите их вид. Исправьте.
1). Он целеустремлённо стремится к намеченной цели. 2). Главная суть этого рассказа состоит в следующем… 3). В повести Толстого изображён образ простой русской женщины. 4). В своей автобиографии Есенин своим учителем называет Пушкина. 5). Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 6). Катерина заранее предчувствует свою гибель…
2. Найдите случаи речевой избыточности/недостаточности и исправьте фразы. Определите, в каких стилях функционируют данные лексические ошибки?
1). Налицо незаконное растаскивание государственного имущества. 2). Перед своей смертью он долго болел. 3). За реальным ходом качественное выполнения принятого решения был установлен чёткий контроль со стороны администрации. 4). Гражданин А. следовал по улице без опознавательных номерных знаков. 5). Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом.
3. Определите корректность использования иноязычных слов в данных предложениях: замените слова русскими эквивалентами.
1). Среди собравшихся превалировали представители молодёжи. 2). Профсоюзы делали сильный акцент на культурную работу. 3). Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. 4). Общее внимание привлекал новый анонс, вывешенный на входной двери заведения. 5). На последних состязаниях футбольная команда потерпела полное фиаско. 6). Идентичное решение было принято студентами параллельной группы.
4. Составьте толкования лексических значений слов.
Валидность, визажист, инвестор, мораторий, парфюм, саммит, триллер, эксклюзивный, экспорт.
Есть ли у этих слов русские эквиваленты? Назовите иноязычные слова, вошедшие в современную русскую речь, употребление которых представляется вам неоправданным.
5. Выберите из слов, заключенных в скобки, нужное. Мотивируйте свой выбор.
1). Одна из самых (гуманистических, гуманных) профессий на земле – учитель. 2). Последним (предоставили, представили) слово бухгалтеру. 3). Только (невежи, невежды) думают, что учёба заканчивается с окончанием школы. 4). Рабочие борются за (экономию, экономику) электроэнергии. 5). Бригада сэкономила за счёт (бережливого, бережного) расходования электроэнергии несколько сот тысяч рублей. 6). Роман «Война и мир» – (классовое, классическое) произведение русской литературы.
Задание 6. Морфологические нормы современного русского языка.
1. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное.
Боа, гороно, депо, Дели, шампунь, толь, иваси, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, кофе, какао, меню, мозоль, кашне, кольраби, МГУ, сирокко, статус-кво, колибри, Капри.
2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.
Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гусары, калмыки, килограммы, кочерга, лезгины, мандарины, носки, полотенца, помидоры, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туркмены, чулки, ясли.
3. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных.
Ловкий, здоровый, хороший, горький, плохой, деловитый, широкий, мелкий, дорогой, злой, бойкий, сухой, тонкий, искусный.
4. Образуйте форму прошедшего времени от глаголов.
Глохнуть, крепнуть, мокнуть, отвергнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть.
5. Запишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму местоимения. В каких случаях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений?
1). Аспирант попросил своего научною руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2). Пушкин был сослан в (своё, его) имение. 3). Согласно (своему, его) завещанию он был похоронен на деревенском кладбище. 4). Он не приукрашивает (своей, его) жизни. 5). Я был тогда вдали от (своих, его) друзей. 6. Ты отвечаешь за (свои, твои) слова. 7). У него (своя, его) дорога. 8). Я хочу представить вас (моей, своей) супруге.
6. Составьте словосочетания с числительными «оба» и «обе» со следующими словами в формах именительного и дательного падежей.
Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, директор, подпись, лицо, заявление.
Задание 7. Синтаксические нормы современного русского языка.
1. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже.
Согласно (приказ), контроль (выполнение приказа), не получил (разрешение), отзыв (курсовая работа), уплатить (проезд) ждать (поезд), опираться (результаты эксперимента), заведующий (отделение).
2. Исправьте ошибки.
1). В очерке журналист описывает о жизни в деревне. 2). Результаты опыта подтверждают о наших предположениях. 3). Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтёров. 4). В своей речи оратор указал об этих недостатках. 5). Приведённые примеры говорят за возможность применения этого метода. 6). Не приходится доказывать о том, как важно очистить дороги от снега. 7. Нами уделяется много внимания на развитие производства. 8. Прошу дать разъяснение о том, положен ли нам отпуск.
3. Составьте словосочетания по образцу: Подготовка и руководство (аспиранты) – Подготовка аспирантов и руководство ими.
1). Сбор и обмен (информация). 2). Объединение и руководство (предприятия малою бизнеса). 3). Установка и уход (оборудование). 4). Познакомить и распространить (текст постановления). 5). Помогать и заботиться (ветераны завода).
4. Исправьте предложения.
1). Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса. 2). Комитет самостоятельно образует и распоряжается средствами. 3). Избиратели надеются и верят своему депутату. 4). Левый блок пока не имеет и очень нуждается в лидере. 5. Мэр распределяет и управляет имуществом города.
5. Измените предложения так, чтобы в них речь шла о женщине.
1). Участковый терапевт вёл приём. 2). Молодой кондуктор объявил остановку. 3). Сосудистый хирург завершил операцию. 4). Занятия вёл известный профессор. 5). Доклад подготовил ведущий научный сотрудник лаборатории. 6). Декан факультета объявил о сроках сессии. 7). Это был наш корреспондент Иванов. 8). Вице-премьер Матвиенко много сделал в своей области.
Задание 8. Основные орфографические принципы современного русского языка.
Вставьте пропущенные буквы, определите орфографический принцип, используемый при их написании.
Правописание приставок пре-, при- и совпадающих с ними элементов.
Пр…творить в жизнь – пр…творить дверь, пр…подать урок – пр…падать – к земле, пр…бывать в заблуждении – пр…бывать поездом, пр…ступить к исполнению, пр…ступить закон, пр…емник идей – радиопр…ёмник, пр…ходящие ценности – пр…ходящий работник, пр…терпеть изменения – пр…терпеться к трудностям; пр…зидиум, пр…учить, пр…стиж, пр…беречь, пр…думать, пр…мадонна, пр…зидент, пр…мудрость, пр…мат, пр…налечь, пр…зент, пр…одолеть, пр…вилегия, пр…поднять, пр…парат, пр…следовать, пр…ломить, пр…митивный, пр…амбула, пр…валировать, пр…мировать, пр…совокупить, пр…общение, пр…оритетный, пр…охочивать, пр…смиреть, непр…менный.
Правописание безударных гласных в корне.
Возр…ждение, д…лина, уд…ляться, насл…ждаться, сокр…щение, обн…жённый, уд…виться, оч…рование, ут…мительный, укр…щение, ум…лять значение, деревенский ст…рожил, пок…рать злоумышленника, скр…пя сердце, заг…релый, з…рница, оз…рённый, покл…ниться, покл…нение, тв…рить, утв…рь, изл…гать, предл…жение, выр…стить, выр…сший, зар…сли, соск…чить, обск…кать, заск…чу (на минуту), заск…чу (от радости), переск…чу (канаву), переск…чу (соперника), уб…рать, зап…реть, прит…реться, бл…снуть, выж…гать, к…сательная, пром…кательная бумага, непром…каемый плащ, вым…кать сметану, пром…кнуть губы, ср…внять счёт, выр…вненная площадка, ср…внение, пл…вец, выпл…ву.
Правописание суффиксов и окончаний глагольных форм.
Пуст…шь, пуска…шь, обессил…шь в пути, обессил…шь кого-либо, удерж…т, отгон…т, выздорове…те, клее…т, меч…тся, выраст…шь (кого-либо), выраст…шь (сам), бре…т, кол…т, колыш…щийся, клокоч…щий, грохоч…щий, плач…щий, мерещ…щийся, жал…щий, брезж…щий, муч…мый, клее…мый, навеш..(н/нн)ая дверь, навеш…(н/нн)ые портреты, обвеш…(н/нн)ый автоматами, обвеш…(н/нн)ый покупатель, мер…(н/нн)ое платье, пристрел…(н/нн)ое оружие, пристрел…(н/нн)ый хищник, выкач…(н/нн)ая коляска, накач…(н/нн)ые мускулы, скач…(н/нн)ая информация, замеш…(н/нн)ое тесто, смеш…..(н/нн)ый лес, леч…щий врач, подерж…(н/нн)ый, замасл…(н/нн)ый, испис…(н/нн)ый, разжёв…(н/нн)ый, назва(н/нн)ый брат, посажё(н/нн)ый отец, корчёв…(н/нн)ый, печ…(н/нн)ый, толч…(н/нн)ый, кош…(н/нн)ый крестьянами луг, свежеморож…(н/нн)ая рыба, стира(н/нн)ый, нестира(н/нн)ый, пута(н/нн)ый, запута(н/нн)ый.
Задание 9. Принципы и нормы современной русской пунктуации.
К занятию студентам необходимо повторить основные правила постановки знаков препинания в русском языке и самостоятельно проанализировать фрагмент текста, используя следующий алгоритм:
1. Определить, простое или сложное предложение перед нами.
2. Если сложное, то между частями сложного предложения ставится знак препинания (исключением являются случаи непостановки знака перед неповторяющимся союзом и, а также пунктуация на стыке союзов).
3. Если простое (или имеется необходимость проверить пунктуацию внутри части сложного предложения), то определить, элементарное или неэлементарное предложение перед нами.
4. Если элементарное, то знаков препинания внутри элементарного предложения быть не должно (за исключением постановки тире).
5. Если неэлементарное, то знаки ставятся с опорой на интонацию и знание конструкций, осложняющих структуру предложения.
Текст для анализа.
1) Четыре гимнаста раскачиваясь под куполом перебрасывались с одной трапеции на другую жуткими вольтами. Японец-фокусник вытащил из-под ворота трико тяжеловесную стеклянную вазу полную воды и живых рыб. Жонглёр доказал что нет предметов которыми нельзя было бы играть подбрасывая их на воздух и ловя как ласточка мух без ушибов и промаха семь зажжённых ламп вылетали из его рук с лёгкостью фонтанной струи. Концом второго отделения был наездник Ришлей скакавший на пяти рыжих белогривых лошадях и переходя стоя с одной на другую так просто как мы пересаживаемся на стульях.
Звонок возвестил антракт публика повалила в фойе курительные буфеты и конюшни. Служители прибирали арену. За эти пятнадцать минут племянница министра Руна Бегуэм сидевшая в ложе основательно похоронила надежды капитана Галля который впрочем не сказал ничего особенного. Он глухо заговорил о любви ещё утром но им помешали. 2) Галль интеллигентный воин с немного расплывчатым лицом и меланхолическими глазами доброго человека который пытался иногда придать высокомерное выражение передумав о Руне Бегуэм всё что пришло на мысль обратил внутренний взгляд к себе но не найдя там ничего особенного кроме здоровья любви службы и аккуратных привычек почувствовал печаль смирения. Ему не следовало говорить о любви. Всё же в момент третьего звонка как бы дёрнутый его трелью за язык он успел сказать: «Я желаю вам счастья…» Конец фразы застрял в его горле. Он разгладил усы и приготовился смотреть представление.
Последний перед выходом «Двойной Звезды» номер назывался «Бессилие оков». Он состоял в том что широкоплечего низкорослого человека связали по рукам и ногам толстенными верёвками опутали проволокой сверх того опоясали кандалами руки и ноги. Затем его накрыли простынёй он повозился под ней минуты две и встал совершенно распутанный узы валялись на песке.
3) Тогда внезапно за некоей неуловимой чертой через которую перескакнув и струсив заметалось подкошенное внимание зрелище вышло из пределов фокуса став чудом то есть тем чего втайне ожидаем мы всю жизнь но когда оно наконец блеснёт готовы закричать или спрятаться. Покинув арену Друд всплыл в воздухе к люстрам обернув руками затылок. Мгновенно вся воображаемая тяжесть его тела передалась внутреннему усилию зрителей но так же быстро исчезла и все увидели что выше галерей под трапециями мчится закинув голову человек пересекая время от времени круглое верхнее пространство с плавной быстротой птицы теперь он был страшен. И тень его ныряя по рядам металась внизу.
Смятённый оркестр смолк одинокий гобой взвыл фальшивой нотой и как подстреленный оборвал медный крик. Вопли «Пожар!» не сделали бы того что поднялось в цирке. Галерея завыла крики «Сатана! Дьявол!» подхлёстывали волну паники повальное безумие овладело людьми не стало публики она потеряв связь превратилась в дикое скопище по головам которого сорвавшись с мощных цепей рассудка бешено гудя и скаля зубы скакал Страх.
4) Не много надо было бы мне чтобы доказать вам как несовершенны и как грубы те аппараты которыми вы с таким трудом и опасностью пашете воздух к ним прицепясь ибо движутся лишь аппараты не вы сами как ловко было бы ходить в железных штанах плавать на бревне и спать на дереве так в отношении к истинному полёту происходит ваше летание. Оно сами вы. Наилучший аппарат должен быть послушен как лёгкая одежда при беге в любой момент в любом направлении с любой скоростью вот чего следует вам добиться. Рассчитывая поговорить долее я встретил нетерпимость и издевательство поэтому не касаясь более технических суеверий ваших перейдем к опыту. Ранее того во всеуслышание без жеста и сожаления заявляю что не беру приза хотя мной будут побиты решительно все рекорды. Смотрите и судите.
- Ответьте на вопросы:
— Что такое «речевой этикет»?
— Какие факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?
— На какие группы делятся формулы речевого этикета?
— Имеет ли речевой этикет национальную специфику?
- Систематизируйте случаи использования местоимений ты и Вы при обращении к собеседнику в зависимости от 1) степени знакомства коммуникантов; 2) официальности / неофициальности обстановки общения; 3) взаимоотношения коммуникантов; 4) равенства / неравенства социально-ролевых позиций партнеров.
- Опишите условия (речевые ситуации), в которых к человеку с именем Александр Петрович Иванов обращаются следующим образом:
Господин Иванов
Гражданин Иванов
Товарищ Иванов
Александр Петрович + Вы / + ты
Александр
Саша + ты / + Вы
Сашенька, Сашуля
Сашок, Шурик, Сашка
Иванов
Петрович
Дядя Саша.
Как вы оцениваете обращения мужчина, женщина, дед, отец, тетенька, дяденька, парень, пацан? Как лучше обратиться к незнакомому человеку?
- Объясните, в какой речевой ситуации уместна та или иная форма приветствия / прощания. Какие из них передают дополнительную информацию? Укажите какую.
Здравствуй! Здравствуйте! Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так вам рад! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здорово, браток! Привет! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Салют! Позвольте приветствовать вас! Наше вам с кисточкой! Доброго здоровьица! Здравия желаю! Сколько лет, сколько зим! Какие люди! Как дела?
В добрый час! Желаю удачи! Позвольте попрощаться! Счастливого пути! Ну, бывай! Счастливо оставаться! До скорого свидания! До скорого..! Имею честь откланяться. Разрешите откланяться. Жму вашу руку. Чао! Пока! Звоните! Честь имею! Спокойной ночи! Прощайте! Всего доброго! Не поминайте лихом! Будьте здоровы! Салют! Всего! До завтра! Ни пуха, ни пера!
- Заполните пустые графы таблицы синонимичными выражениями. Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление каждой фразы.
Нейтральное | Официальное | Разговорное, с оттенком фамильярности |
Можно к вам? | Разрешите? | Не помешаю? |
Что скажешь? (выяснение мнения собеседника) | ||
Нельзя ли мне позвонить? | ||
Разрешите обратиться к вам с просьбой | ||
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности) |
- Подготовьте устное публичное выступление на тему: «Давайте говорить друг другу комплименты!» (продолжительность 1-2 мин.)
Литература
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 3.4.Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
1. Назовите буквы современного русского алфавита, обозначающие согласные звуки, которые произносятся: а) с последующим гласным (типа «бэ») и б) с предыдущим гласным (типа «эс»).
2. Прочитайте следующие аббревиатуры, объясните их произношение.
1) РАГС, ООН, МГИМО, МАДИ, ИТА (ИТАР).
2) РФ, ФБР, ФРГ, ЛГУ, США.
3. Укажите, в каких словах под ударением произносится [o], а в каких [э]. Произношение каких слов допускает варианты?
Афера, бесшерстный, блеклый, гренадер, желчь, жердочка, зев, маневры, местоименный, нареченный, одновременный, опека, оседлый, осетр, острие, современный, бытие, житие, безнадежный, гололедица, белесый, женоненавистник, трехведерный, издевка, преемник, платежеспособный, пригрезиться, недоуменный, пригрезиться, желчный, скабрезный, одноименный.
4. Определите, в каких из приведённых ниже иноязычных слов обязательно произношение безударного гласного [o] на месте буквы о.
Брошюра, контракт, боа, какао, брутто, нетто, спонсор, кооперация, мотив, геоботаника, коммерция, кредо, биостимулятор, авизо, вето, оазис, дотация, бомонд, отель, резюме.
5. Прочитайте слова.
Капитализм, плюрализм, монополизм, тоталитаризм, сосиски; семь, семьдесят, восемь; дивиденд, дивиденды, асфальт, фонд, прогноз, налог; год, гарант, лизинг, Господи, ага, ого, Бог, лёгкий, первого, сегодня, бухучёт, бухгалтер.
6. Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: инциндент, биллютень, прецендент, константировать, компентентный, компроментировать, переспектива, конкурентноспособный, черезвычайный, будующий, жаждующий.
7. Объедините слова с твёрдым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.
Альтернатива, анестезия, антенна, артерия, бартер, бизнес, бутерброд, детектив, ватерлиния, велотрек, гейзер, генетика, геодезия, гипотеза, индексация, интервал, дебют, декан, бассейн, депо, депрессия, интеллект, идентичный, индекс, кодекс, компьютер, кофе, крем, кларнет, лазер, модель, музей, панель, партер, протекция, пресса, прессинг, рейд, рельс,сервис, стратегия, тезис, темп, терапевт, тест, террор, термос,федерация, форель, шедевр, шинель, экземпляр, экспресс, энергия, юриспруденция.
8. Прочитайте слова с сочетаниями согласных.
Конечно , скучно, закадычный, яичница, булочная, нарочно, Ильинична, поточный, пустячный, молочная, пшеничный, съёмочный, горчичник; точно – тошно, научный – наушный, молочная – молочная, сердечный – сердешный.
Акцентологические нормы
1. Прочитайте сочетания существительных с предлогами, в которых ударение падает на предлог.
За угол, за руку, за город, за душу, на ногу, на зиму, на дом, под гору, по небу (по небу), по полу, без толку.
Запомните! Задание на дом – посмотреть на дом.
2. Составьте предложения с омографами.
Ирис – ирис, замок – замок, мука – мука, наголо – наголо, атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, угольный – угольный, проклятый – проклятый, хлопок – хлопок, орган – орган, хоры – хоры.
3. Расставьте ударение в отглагольных существительных на –ие.
Сосредоточение, упрочение, вероисповедание, воспроизведение, рассредоточение, приобретение, ваяние, возвеличение, квашение, видение (способность видеть), братание, воскресение, голодание, изобретение, изваяние, засорение, изнеможение, нанесение, соболезнование.
4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа существительных.
Торт, шарф, порт, лифт, бинт, герб, столяр, арбуз, бал, тост, шприц.
5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных.
Область, ведомость, простыня, плоскость, ступень, доска, дно, сирота, отрасль, местность, мощность, прибыль, бровь, груздь, козырь, боль, гусли, ясли, грабли, арбузы, аэросани, ветви, кисти, туфли.
6. Расставьте ударение в прилагательных.
Первоочередной, ножевой, суповой, спиртовой, объездной, козырной, моховой, языковой (барьер). Нет очередного номера, без ножевого ранения, в суповом наборе, из спиртового раствора, по объездному пути, без козырного туза, в моховой зелени, без языкового барьера.
7. Образуйте краткие формы прилагательных и страдательных причастий (мужского, женского, среднего рода и множественного числа), поставьте ударение.
Близкий, горький, длинный, глубокий, весёлый, правый, дорогой, редкий; розданный, созванный, созданный, взятый, начатый, проданный, прожитый.
8. Образуйте форму прошедшего времени глаголов (мужского, женского, среднего рода и множественного числа). Поставьте ударение.
Отнять, понять, начать, начаться, дать, создать, класть, брать, гнать, взять, задать, принять, снять, убрать.
9. Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го и 3-го лица Поставьте ударение.
Вертеть, влечь, дремать, звонить, изменить, катить, колебать, положить, баловаться.
10. Образуйте от следующих глаголов существительные. Поставьте ударение.
Договариваться, созывать, обеспечивать, сосредоточивать, намереваться, упрочить, упорядочить, занять, нанять.
Запомните! Договор – заговор – сговор; отзыв о диссертации – отзыв посла.
Нормы произношения и ударения
1. От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения. Образец: Броня – бронировать- бронированный.
Маска, пломба, премия.
2. В каких словах иноязычного происхождения и именах собственных сохраняется безударный звук [o]?
Ароматный, бордо, баобаб, кооперация, модель, ноктюрн, поэт, оратор, трио, концерт, роман, соната, хаос, Вольтер, Роден, Флобер, Шопен.
3. Возможны ли варианты произношения в следующих словах?
Булочная, конечно, молочный, скучный, перечница, сливочный, яичница, прачечная, скворечник, Ильинична, ночной, пустячный, ячневая, речной.
4. Мягко или твёрдо произносятся согласные перед звуком [э] в следующих заимствованных словах:
Айсберг, афера, безе, блеклый, гренадер, декан, детектив, интеллект, модель, орхидея, патент, планер, сессия, свекла, темп, термин, текст, энергия, эффект, филистер.
5. Прочитайте аббревиатуры, объясните их произношение:
ООН, МГИМО, РФ, ФБР,ЛГУ,США.
6. «Четвёртый лишний». Определить, в каком слове ударение падает на другой слог в сравнении со словами цепочки.
1. Некролог, неприязнь, мытарство, духовник. 2. Банты, шарфы, торты, гербы. 3. Углубим, даруем, принудим, преминем. 4. Свекла, сумерничать, убывший, центнер. 5. Начать, торта (род.п.), герба (род.п.), щавеля. 6. Цепочка, отрочество, памятуя, шарфы. 7. Ветряная (оспа), броня (на места), звонит, отрочество. 8. Жалюзи, догмат, исполу, кухонный. 9. Жерло, инструмент, колледж, исчерпать. 10. Нефтепровод, арбуз, каталог, ненецкий. 11. Диалог, средствами, недуг, эксперт. 12. Блокировать, премировать, гарантировать, инсценировать.
7. Сгруппируйте пары слов по роли ударения (разные слова, разные формы разных слов, разные формы одного слова, стилистически дифференцированные акцентные варианты). Большими буквами обозначены ударные гласные.
Горы – горЫ, дорОгой – дорогОй, зАмок – замОк, кулинАрия – кулинарИя, пИли – пилИ, Узко – узкО, узнАю – узнаЮ. цЕмент – цемЕнт.
8. Обратите внимание на зависимость ударения от значения слова. Расставьте ударение в словах. Как называются такие слова?
Видение (способность видеть) – видение (мираж, призрак), характерный (упрямый, своенравный) – характерный (типичный, особенный).
9. Прочитайте слова, выберите верный вариант.
Ас[ф]альт – ас[в]альт, бу[г]алтер – бу[хг]алтер – бу[γ]алтер, инцидент – инцидент, прецедент – прецендент, компрометировать – компроментировать, конкурентоспособный – конкурентноспособный, чрезвычайный – черезвычайный, будущий – будующий, жаждущий – жаждующий.
Лексические нормы
1. Найдите лексические ошибки и определите их вид. Исправьте.
1. Он целеустремлённо стремится к намеченной цели. 2. Главная суть этого рассказа состоит в следующем… 3. В повести Толстого изображён образ простой русской женщины. 4. В своей автобиографии Есенин своим учителем называет Пушкина. 4. Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 5. Катерина заранее предчувствует свою гибель…
2. Найдите случаи речевой избыточности /недостаточности и исправьте фразы. Определите, в каких стилях функционируют данные лексические ошибки?
1.Налицо незаконное растаскивание государственного имущества. 2. Перед своей смертью он долго болел. 3. За реальным ходом качественного выполнения принятого решения был установлен чёткий контроль со стороны администрации. 4. Гражданин А. следовал по улице без опознавательных номерных знаков. 5. Надо пропагандировать обмен имеющимся опытом.
3. Определите корректность использования иноязычных слов в данных предложениях; замените слова русскими эквивалентами.
1. Среди собравшихся превалировали представители молодёжи. 2. Профсоюзы делали сильный акцент на культурную работу. 3. Девушка конфидециально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. 4. Общее внимание привлекал новый анонс, вывешенный на входной двери заведения. 5. На последних состязаниях футбольная команда потерпела полное фиаско. 6. Идентичное решение было принято студентами параллельной группы.
4. Составьте толкования лексических значений слов:
Валидность, визажист, инвестор, мораторий, парфюм, саммит, триллер, эксклюзивный, экспорт.
Есть ли у этих слов русские эквиваленты? Назовите иноязычные слова, вошедшие в современную русскую речь, употребление которых представляется вам неоправданным.
5. Выберите из слов, заключённых в скобки, нужное. Мотивируйте свой выбор.
1. Одна из самых (гуманистических, гуманных) профессий на земле – учитель. 2. Последним (предоставили, представили) слово бухгалтеру. 3 Только (невежи, невежды) думают, что учёба заканчивается с окончанием школы. 4. Рабочие борются за (экономию, экономику) электроэнергии. 5. Бригада сэкономила за счёт (бережливого, бережного) расходования электроэнергии несколько сот тысяч рублей. 6. Роман «Война и мир» — (классовое, классическое) произведение русской литературы.
Лексические нормы
1. Дайте определение паронимам. Составьте со следующими паронимами словосочетания или предложения.
Аффект – эффект, брезгливый – брюзгливый, освоить – усвоить, скрытый – скрытный, представление – предоставление, нетерпимый – нестерпимый, ответный – ответственный, вина – виновность.
2. Подберите синонимы к следующим словам. Составьте с ними предложения.
Знаменитый… …
Красивый… …
Аккуратный … …
Добрый… …
3. Какое качество речи нарушает использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов, Переведите следующий текст на литературный язык, заменив жаргонные слова:
Снял вот вчера одну тёлку и пошли с ней в жральню бабки просаживать. Взяли лампочку пойла, мало. А тут подвалил бритоголовый с чувихой, которая давно уж ласты к нему клеила. Дома поругался с родаками, надоели мне эти шнурки, за каждым шагом моим следят.
4. Что такое фразеологизм? Составьте небольшой рассказ, используя фразеологизмы со словом рука (рука руку моет, из рук в руки, подписываться обеими руками, руки опускаются, набивать руку и т.д.)
5. Подберите к следующим фразеологизмам антонимы и синонимы. Запись в тетради должна выглядеть так:
Фразеологизм синоним антоним
Кот наплакал с гулькин нос куры не клюют
Без царя в голове, за тридевять земель, засучив рукава, спустя рукава, поговорить по душам.
Фразеологизмы для справки: семи пядей во лбу, ума палата, голова на плечах, дубовая голова, светлая голова, с головой, с открытой душой, от всего сердца, от чистого сердца, положа руку на сердце, без обиняков, себе на уме, семь вёрст киселя хлебать, у чёрта на куличках.
6. Прочитайте выразительно стихотворение поэта-сатирика А.Пьянова. Пользуясь Словарём иностранных слов, переведите его на русский язык:
Коллоквиум штормило. Хотя и эксклюзивно,
Схватились дискутанты. Но что весьма престижно —
Один сказал: Без спонсоров притом.
— Маркетинг!
Другой отрезал:
— Брифинг!
А третий рявкнул:
— Клиринг!
И грохнул кулаком.
Достигнут был консенсус
Посредством плюрализма,
Анализ «Ионыч» Чехов
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 2378.
Обновлено 10 Июля, 2021
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 2378.
Обновлено 10 Июля, 2021
В рассказе «Ионыч» Чехов со свойственным ему мастерством говорит о деградации личности, о пошлости обыденной жизни. Особо остро автор ставит вопрос о влиянии общества на отдельно взятого человека. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.
Год написания – 1898 г.
История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.
Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.
Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.
Жанр – рассказ.
Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.
История создания
В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.
После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.
Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.
Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.
Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.
Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.
Композиция
Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.
Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.
Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.
В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.
В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.
В финале мы видим, что доктор Старцев превратился в Ионыча. Это уже не молодой и амбициозный врач с благородными порывами, а обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая удовольствие в богатстве и обедневшая морально. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это и есть признак духовной деградации.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ионыча».
Жанр
Конечно, произведение «Ионыч» является рассказом, но поэтапное описание всей жизни героя, показ постепенного духовного разложения фактически приближает его к роману. Социальные проблемы общества, глубокий психологизм, точное воспроизведение событий жизни человека дают основание отнести этот рассказ к реалистическому направлению.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Паша Степанов
10/10
-
Татьяна Гаврилова
10/10
-
Наталья Миллер
10/10
-
Екатерина Медведева
10/10
-
Богдан Горбунов
10/10
-
Довран Меканов
8/10
-
Наталья Садовская
10/10
-
Илья’ Степанов
9/10
-
Андрей Блинов
10/10
-
Аззи Валенка
10/10
Рейтинг анализа
4.1
Средняя оценка: 4.1
Всего получено оценок: 2378.
А какую оценку поставите вы?