Главная тема сказки курочка ряба

Содержание статьи

  • Суть сказки «Курочка Ряба»
  • Смысл
  • Чему учит?
  • Главная мысль и мораль
  • Вопросы и ответы к сказке
  • Какой зверек разбил золотое яичко?
  • Как это случилось?
  • Как звали волшебную курочку?
  • Что понравилось в сказке?
  • Какой ты сделал вывод?

Смысл сказки «Курочка Ряба» – предмет горячих споров. Многие вовсе считают ее бессмысленной. С точки зрения логики, дед и баба действуют неразумно, пытаясь разбить золотое яйцо. Затем, когда мышка его разбивает, почему-то плачут. Предлагаем разобрать существующие версии о глубоком смысле популярной детской сказки и подвести итог.

Курочка Ряба. Сказка

Суть сказки «Курочка Ряба»

«Курочка Ряба» – очень старая народная русская сказка, которая передавалась из уст в уста. Она относится к бытовым сказкам. Суть кратко:

«У деда с бабой жила курица Ряба. В один день она снесла золотое яичко. Дед с бабой по очереди его били, но не разбили. Мимо пробегала мышка, случайно задела яичко, и оно разбилось. Заплакали старики. Тогда кормилица пообещала снести им новое яйцо, на этот раз простое».

Русская народная сказка

Смысл

Русские народные сказки полны символизма. Пример: Заяц – трусость, лиса – Хитрость. В них можно находить много разных смыслов. В основе бытовых сказок, к которым относится «Курочка Ряба» обычно лежит реальный конфликт. В ней нет волшебства. Проблему высмеивают, а в концовке она чудесным образом разрешается.

Смысл сказки «Курочка Ряба», вероятно, в том, что: «Счастье в простых вещах». Старики радуются обычному яйцу, и на этом сказка заканчивается.

Дед и бабка из сказки курочка ряба

Какие глубокие смыслы находят в сказке про курочку Рябу:

  • В. Н. Тополов, советский лингвист и филолог, видел в сюжете мифологический смысл. У древних народов существовала легенда о Мировом яйце, из которого появляется вселенная.
  • По другой версии, сказка отражает модель мира, где происходит разделение на верхний (золотое яйцо), средний (дед, баба, курица) и нижний миры (мышка). Разбивание яйца можно толковать по-разному: создание звездного неба или разрушение.
  • Б. В. Заходер, советский поэт, писатель, сценарист, видел в описанном сюжете такой смысл: «Золотое яйцо – символ счастья. Люди его пытаются всячески разбить, но ничего не получается. А пробегает мышка, и оно разбивается».
  • А. Н. Ужанков, российский филолог, историк литературы и культуры Древней Руси видит в сказке о курочке Рябе духовный смысл. Она готовит к христианству. Дед и баба символизируют прародителей, Адама и Еву. Курица и яйцо – напоминание о вечном вопросе, что из них первично. Яйцо было золотым, а золото на христианских иконах – символ вечности. Таким образом оно символизирует мироздание. Адам и Ева получают рай, но относятся к нему, как дед и баба в сказке, с пренебрежением. Сначала бьют, а после кладут в ненадежное место, где мышка его может разбить. Мышка представляет потусторонние силы, змия. Прародители изгоняются из рая и оттого плачут. Теперь они будут жить с простым яйцом, в другом мире, где есть пространство, время и страсти.

Иллюстрация из сказки курочка ряба

Чему учит?

По сюжету старики неожиданно получают богатство в виде золотого яйца. Но вместо того, чтобы с его помощью улучшить свою жизнь, они пытаются его разбить. В результате они остаются без золота.  Отсюда можно извлечь важный урок:

Надо правильно распоряжаться богатством. Неожиданное появившиеся блага могут также быстро исчезнуть. Лучше иметь небольшой достаток, но стабильный.

Чему учит сказка «Курочка Ряба»:

  • Бережно относиться к деньгам и любимым вещам.
  • Быть отзывчивым к чужому горю, добрым и щедрым, как Ряба.
  • Быть аккуратным, чтобы ничего не разбить и не сломать.

Иллюстрация из сказки курочка ряба

Главная мысль и мораль

Дед и баба печалятся, что золотое яйцо разбилось. Но курочка обещает снести им новое. Главная мысль сказки: «Не нужно убиваться о потерянном. За плохим придет хорошее». Мораль можно выразить несколькими пословицами:

  • «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
  • «Что имеем – не храним, потерявши плачем».
  • «Кто малым не доволен, большего не достоин».

Вопросы и ответы к сказке

Сказку о курочке Рябе читают детям 1-3 лет. Чтение помогает развить внимание малышей, память, речь. Для детей такого возраста можно предложить игру в вопросы и ответы.

Какой зверек разбил золотое яичко?

Мышка.

Как это случилось?

Мышка бежала по столу и случайно задела яичко хвостиком.

Как звали волшебную курочку?

Ряба.

Что понравилось в сказке?

Курочка, которая снесла старикам золотое яичко.

Какой ты сделал вывод?

Нужно беречь любимые вещи.

«Курочка Ряба» – одна из первых сказок, которую читают детям. Вполне вероятно, что она в большей мере развлекательная, чем поучительная. Малышам до 3 лет стоит объяснять ее смысл. В этом возрасте дети еще не могут анализировать поступки героев и самостоятельно извлекать уроки. Лишь с помощью взрослого в ней можно найти поучение и наставление. Малышам нужно рассказать, чему учит сказка: «Не нужно бегать сломя голову. Можно что-нибудь разбить, как мышка в «Курочке Рябе». «Не плачь над поломанной машинкой. Помнишь, Ряба снесла дедушке и бабушке другое яичко. Так и у тебя будет новая машинка».

О чем рассказывает эта сказка?

Рассказывает она о том, как однажды курочка, жившая у деда и бабы, вдруг снесла золотое яичко. У деда и бабы разбить его никак не получалось, несмотря на многие попытки. Зато это случайно смогла сделать мышка. Ей стоило всего лишь махнуть хвостиком. Но вместо того чтобы обрадоваться, дед и баба почему-то очень огорчились. Курочка успокоила их и сказала, что будет им новое яичко, обычное, не золотое.

Однако эта история имеет несколько вариантов. В некоторых из них появляются новые действующие лица: поп и попадья.

Смысл сказки

Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же смысл сказки про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.

Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.

Скрытые смыслы

Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира. В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.

Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое – солнце. Образ серой мышки – вечер. Разбитое золотое яйцо – закат. Простое яйцо – луна.

Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо – это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка – символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.

Сторонники психоанализа (например, С. З. Агранович) считают, что яйцо в сказке играет роль спасителя, это некий символ жизни. Золото же символизирует смерть. Поэтому старики так старались его разбить. Но когда это сделала мышка, они испугались, так как не знали, чего ждать дальше. Мышь является посредником между миром живых и миром мертвых, она может совершать и хорошие поступки, и плохие. На свое усмотрение. А когда курочка говорит, что снесет обычное яичко, все радуются, так как будущее прояснилось. Жизнь победила.

Актуальность сказки в наше время

Детские истории являются собранием народной мудрости, пусть и не в форме поучения. Сказка про курочку Рябу не исключение. Однако времена меняются, появляются новые реалии. Многие авторы пробуют по-своему рассказать известную всем легенду. Весьма интересна сказка про курочку Рябу на новый лад Ольги Ахметовой. В ее трактовке мышь, увидев яйцо, захотела его украсть, она позавидовала тому, что дед и бабка «станут богачами», а ведь и она «достойна миллиона». Те, в свою очередь, слишком долго думали, что делать со свалившимся на голову богатством. В итоге яйцо разбилось и не досталось никому. Смысл этой сказки в том, что каждому в жизни может выпасть счастливый шанс, но нужно распорядиться им с умом.

Еще одна сказка про курочку Рябу повествует о том, что яичко оказалось не золотым, а всего лишь киндер-сюрпризом. В сказке Игоря Шандры Ряба снесла яйцо Фаберже. Его отнесли на хранение в банк, чтобы уж наверняка не разбилось. Но и в этой версии деда с бабкой ждали слезы. А виновата оказалась компьютерная мышь: «хвостиком махнула», и весь банк исчез. А Ряба утешила тем, что исчезла подделка, а настоящее яйцо в целости и сохранности.
Вот такие интересные истории, и это лишь малая часть. Все говорит о том, что и в наше время сказка про курочку Рябу вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

Споры насчет морали сказки

Серьезные исследования сказки вызывают уважение, но вряд ли обычный человек будет искать скрытые смыслы. Но чему все-таки учит эта история? В чем мораль сказки про курочку Рябу?

Каждый может понимать ее по-своему. Есть мнение, что яйцо – символ любви, которую не смогли уберечь дед и бабка. Рябая курочка – символ Высшего разума, поэтому она и черно-белая, так как сочетает в себе и добро, и зло. Мышка – какая-нибудь сплетница. Если долго разбивать любовь, то отношениям может прийти конец из-за какой-нибудь мелочи вроде сплетни. А простое яйцо – не любовь, а привычка, которая появилась со временем. Мораль – надо дорожить отношениями, беречь любовь.

Кто-то считает, что сказка говорит о том, что не надо быть глупыми и завистливыми. Ведь дед и бабка даже не понимали, для чего они хотят разбить яйцо, а когда это сделала мышка, они просто позавидовали ей. Мораль – нужно обдумывать свои поступки и не быть завистливыми.

Возможно, золотое яйцо представляет собой символ богатства, к которому не надо так отчаянно стремиться. Дед и бабка долго бились над тем, чтобы достичь материальных благ, но тут мышка (случайность) показала им, разбив яйцо, что в нем нет ничего особенного. Простое яйцо, которое потом пообещала курочка, – символ вечных ценностей. Мораль — можно быть счастливым и без стремления к накопительству богатства.

Есть также версия, что сказка учит не планировать жизнь до мелочей. Всегда есть место для случайности.

Способен ли ребенок понять эту сказку?

Не просто так говорят, что устами младенца глаголет истина. Несмотря на множество интерпретаций, сказка про курочку Рябу все-таки является детским произведением. Дед и баба, по мнению многих малышей, плачут оттого, что они сами не смогли разбить золотое яичко. Вот откуда столько переживаний. Конечно, впоследствии родители могут предложить ребенку и свою версию о том, чему же учит эта сказка. Неплохая воспитательная беседа получится.

Читательский дневник по русской народной сказке «Курочка Ряба»

Автор: народ.

Название: «Курочка Ряба».

Число страниц: 3.

Жанр произведения: бытовая сказка.

Главные герои: Дед, Баба, курочка Ряба, Мышка.

Характеристика главных героев:

Дед и Баба — бедные, добрые и наивные.

Мышка — неаккуратная и быстрая.

Ловкая и неряшливая.

Курочка Ряба — добрая и щедрая.

Отзывчивая.

Поддержала старика и старуху, пожалела их.

Краткое содержание сказки «Курочка Ряба»

Жили дед и баба и была у них непростая курочка.

Однажды она снесла им золотое яйцо.

Хотели старики разбить его, да только ничего у них не получилось.

А в это время пробегала мышка по столу.

Она взмахнула своим длинным хвостиком, и яйцо разбилось об пол.

Стали дед и баба плакать, но курочка Ряба их утешила.

Она сказала, что снесёт старикам ещё яичко, но уже не золотое, а обычное.

План сказки:

  1. Дед и баба.
  2. Золотой яичко.
  3. Мышкин хвост.
  4. Утешения Рябы.

Основная мысль сказки «Курочка Ряба»

Главная мысль сказки в том, что не нужно плакать о потерянном.

Основная идея произведения заключается в том, что за плохим обязательно придёт хорошее.

Чему учит сказка

Она учит нас ценить то, что у нас уже есть и бережно относится к вещам.

Учит, что счастье в мелочах и простых вещах, доступных каждому.

Учит нас ценить жизнь и всё живое.

Краткий отзыв о сказке «Курочка Ряба» для читательского дневника

Прочитав эту историю, я подумала о том, что нельзя плакать о потерянной вещи.

Ведь взамен утраченной всегда можно купить новую.

Это смешная и интересная сказка.

В ней говорится о том, как Ряба снесла золотое яичко, а мышка его разбила.

Мне понравилась добрая курочка, которая пыталась утешить стариков, и обещала им новое яичко.

Я всем советую прочитать эту историю и не думать о пустяках. А тем более не расстраиваться из-за них.

Пословицы к сказке

  • Кто малым недоволен, тот большего недостоин.
  • Бедность плачет, богатство скачет.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Что имеем — не храним, а потерявши плачем.
  • Не всякому всё удаётся.

Словарь неизвестных слов

  • Кудахчет — разговаривает.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

— Дед бил, бил — не разбил

— Баба била, била — не разбила.

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Волшебная водица»
  • «Лиса, Заяц и Петух»
  • «Мороз, Солнце и Ветер»
  • «Морозко»
  • «По щучьему велению»
  • «Теремок»

Библиотека русских сказок пополняется.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                      основная образовательная школа № 4

Карасукского района Новосибирской области

Исследовательская работа по литературе

«Философский смысл сказки «Курочка Ряба»»

                                  Автор:

                                                                                          ученица 6 б класса

                                                                                          Ушакова Дарья.

                                                                  Руководитель:

учитель русского языка и

литературы

Ушакова

                                                                  Елена Анатольевна

г.  Карасук 2013 г.

Содержание:

I Введение         _____________________________________стр.  3

  1. Тема______________________________________стр. 3
  2. Актуальность _______________________________стр. 3
  3. Цель______________________________________ стр. 3
  4. Задачи ____________________________________ стр. 3
  5. Объект исследования________________________  стр. 3
  6. Гипотеза __________________________________   стр. 3
  7. Предмет исследования ______________________   стр. 3

II Обзор литературы__________________________________стр. 3

III Методы исследования______________________________стр. 4

IV Результат   исследования_________________________стр. 5 – 8

  1. Опыт 1 _________________________________________ стр. 5
  2. Опыт 2 _________________________________________ стр. 5

V Заключение   ______________________________________стр. 9

VI Список литетатуры_________________________________стр.10

I Введение. 

Русских народных сказок  насчитывается около двухсот. Но самой первой  по праву считается  русская народная сказка «Курочка Ряба». Эту сказку мы знаем  с раннего  детства, и воспринимаем  как забавную историю.  На первый взгляд сказка может показаться странной. И чтобы  выяснить  это, мы решили разобраться со смыслом сказки. Лишь после раздумий над каждой строчкой и попыток связать их в одно целое, приходит понимание смысла заложенного в сказку.

Тема нашей исследовательской работы звучит так:  «Философский смысл  русской  народной сказки «Курочка Ряба»»

Актуальность этой темы заключается в том, чтобы выявить философское значение русской народной сказки «Курочка Ряба»

Цель работы: размышляя над строчками русской народной сказки «Курочка Ряба», проникнуть глубже в ее смысл.

С.6.  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— перечитать заново сказку «Курочка Ряба»;

— разобраться со смыслов сказки;

— выявить роль яйца в сказке.

С.7. Объект исследования: Русская народная сказка «Курочка Ряба».

Гипотеза: действительно ли яйцо было настолько крепким, что у стариков не хватило сил его разбить, как связано это с его свойствами.

Предмет исследования: идейное содержание сказки «Курочка Ряба». 

II Обзор литературы:  

—  Аникин В. П., «Русская народная сказка», М.: Художественная литература, 1984;

— Ивлиев О.А. «Полная энциклопедия символов», М.:ТД Издательство Мир книги», 2005 г.

—  Пропп В. Я., «Русская сказка»;

— текст сказки «Курочка Ряба»;

—  http://edagood.ru/index.html«Здоровое и правильное питание»;

— Словарь символов – Википедия;

III Методы исследования:

— чтение и построчное размышление над сказкой;

— работа со словарем символов;

— Опрос учащихся 5 – 9 классов: 1. Знаете ли вы сказку «Курочка Ряба»? 2. Почему дед и баба не смогли разбить этого яйца?

— опыт: исследовать анализ скорлупы яйца белой и темной окраски.

 IV  Результат исследования.

     Прежде чем заново перечитать сказку мы провели опрос и  выяснили, что  сказку «Курочка Ряба» знают все, но над вопросом, почему курочка снесла золотое яичко и почему дед с бабой не смогли его разбить, никто не задумывался.

      Перечитав  заново сказку, я решила разобраться со смыслом построчно.  И так:  «Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое».

 Исходя из утверждения о том, что яичко было золотым, можно сделать два вывода:

 — либо оно,  действительно, включало в свой состав золото,

  — либо оно было таким только по видимости, то есть было, как золотое.

 Если яичко включало в свой состав золото, то возможны несколько вариантов: яичко могло быть позолоченным, могло иметь только золотую скорлупу, могло быть целиком из золота.

 Но вполне возможно, что яичко совсем не содержало золота, а просто имело золотистый цвет из-за особенностей окраски скорлупы.

 «Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била – не разбила».

 Почему деду с бабой не удалось разбить, можно объяснить следующим образом: либо яичко было слишком крепким, либо у деда с бабой было мало сил. А возможно, и то и другое.

 С помощью опыта я  решила проверить крепость яичной скорлупы.

Опыт 1.  Для этого  мне потребовалось два яйца темной и белой окраски. Я  попробовала  разбить яйцо деревянной ложкой, как это делали в сказке дед и  баба. В  результате: яички разбились с одинаковой легкостью, как темное, так и белое.

 Опыт 2. Для следующего опыта я взяла большую иголку, чтобы  проверить крепость методом прокалывания. Опыт доказал, что яйца темного и  белой окраски равносильно одинаковые по крепости и прокалываются без особых усилий.

В результате я сделала такой вывод, что в реальной жизни яйца темной и белой окраски совершенно одинаковые по крепости. Но  в сказке «Курочка Ряба» все выглядит иначе. Яйцо, похожее на золотое, старики разбить не могут. И  когда его разбивает мышка, дед с бабой очень расстраиваются, осознавая свою старость и бессилие. Из  этого следует, что яйцо в сказке это не только продукт питания, а и определенный символ. Так как именно этот предмет несет как радость, так и горе.

 Зачем же деду с бабой понадобилось разбивать яичко? Наверное, для того чтобы выяснить —  позолоченное ли  оно или полностью из золота?  Золотая  ли скорлупа у яичка, или  это просто особенность окраски скорлупы? Разбив яичко, дед с бабой имели бы возможность уточнить свои предположения.

И вполне вероятно, что  дед с бабой, увидев такое необычно красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенно вкусным, и пытались разбить его просто для того, чтобы попробовать.

 Учеными доказано, что витамины, минералы и йод, содержащиеся в этом продукте, значительно уменьшают риск развития многих  заболеваний. А еще яйцо с успехом применяется в народной медицине.

В древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от мороза и снега.  Когда-то было принято подносить яйцо как простой  дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, как символ  солнца.

 «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

 Зачем в сказку вводится такой персонаж, как мышка? – Для того  чтобы уточнить причину неудачи деда с бабой разбить яичко. Если бы яичко, действительно, было чрезвычайно крепким, то оно бы не разбилось. Значит, у деда с бабой просто не хватило сил для того, чтобы его разбить. Наверное, яичко все-таки было немного крепче обычного, поскольку нормальные яички деду с бабой удавалось разбивать.

«Дед плачет, баба плачет, …».

 На первый взгляд непонятно, почему дед с бабой плачут, когда они еще недавно безуспешно пытались разбить яйцо. Мышка им в этом помогла. Но при более внимательном рассмотрении можно выявить несколько возможных причин для горя деда и бабы.

Во-первых, они хотели  его попробовать.

Во-вторых, чтобы узнать,  золотая   скорлупа или нет.  

В – третьих, они надеялись, что яйцо все – таки полностью золотое, раз они не могут его разбить.

Поэтому, скорее всего, сочетание  этих трех  причин принесло им  такое разочарование.

Наконец, еще об очень важной, причине для плача деда с бабой. Когда они не смогли разбить яичко, они, безусловно, решили, что яичко чрезвычайно крепкое. Но вдруг какая-то мышка хвостиком уронила яичко, и оно разбилось. Дед с бабой получили ясное и наглядное представление, насколько у них мало сил, они остро прочувствовали свою дряхлость и немощь. Это могло быть серьезной причиной для их плача.

   « … а курочка кудахчет:

 — Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое!».

 На первый взгляд от этого странного утешения дед с бабой могли бы заплакать еще сильнее. Но это не так. Курочка Ряба утверждает, что нет причин для плача. Она обещает  им  снести другое яичко. Но оно будет простое , а не золотое. Потому что яичко, похожее на золотое, они разбить не смогли, а с простым яйцом таких проблем не возникнет.

Теперь, после построчных размышлений можно остановиться на структуре сказки в целом. В сказке следует одно за другим несколько событий: курочка Ряба сносит яичко; дед с бабой неудачно пытаются его разбить; мышка случайно и легко его разбивает; дед с бабой плачут; курочка Ряба их утешает.

Таким образом, в конце нашего исследования вырисовывается   наиболее правдоподобный вариант  смысла русской народной сказки «Курочка Ряба». Он сводится к следующему: курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое: с особым строением скорлупы (менее вероятно, с позолоченной скорлупой). Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать. Но, так как яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил, разбить золотое яичко им не удалось. Когда они отложили яичко в сторону, пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость. Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое, потому что  Золотое яичко причинило им только горе. Курочка Ряба решила, что простое яичко, пусть и не такое красивое, но  его можно будет спокойно разбить и съесть.

V Заключение:

Золотое яичко порадовало своим видом деда и бабку, но оказалось гораздо крепче простого из – за состава скорлупы. Но на опыте доказано, что если бы  оно было из золота, то яйцо не разбилось бы вообще. А темные и белые яйца бьются одинаково. Опыт 1 и 2.Поэтому разбитое золотое яйцо – это разбитая надежда на новую жизнь, которая старикам уже не по силам. А простое яйцо – это продолжение прежней жизни.  Это размышление доказывает нам,  что смысл сказки гораздо глубже, чем кажется.

VI Вывод:

Исходя из выше сказанного, мы  сделали такой вывод, что  идейное содержание русской народной сказки «Курочка Ряба» несет в себе  глубокий философский смысл, который можно обозначить русской пословицей «старость – не радость», где  Курочка Ряба – это утешение в старости, дающее надежду на жизнь, а яйцо —  символом жизни. В результате нашего исследования цель достигнута.

VII Список литературы:

  1. Курочка Ряба: традиционалистский анализ русской народной сказки;
  2. Курочка Ряба // Н. В. Лозовская. Многоязыковой проект: Варианты сказочного сюжетного типа AT 2022 B («Курочка Ряба»);
  3. «Полная энциклопедия символов»//О.А. Ивлиев. М.: «издательство Мир Книги», 2005 г.;
  4. Рождение из яйца //Ю. Е. Березкин. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог;
  5. Текст русской народной сказки «Курочка Ряба»;
  6. Энциклопедия «Мифы народов мира». Яйцо мировое.

Русская сказка Курочка Ряба – о чем она? Все версии, трактовки и гипотезы. Сакральный смысл и символы сказки о Курочке Рябе, история ее появления.

Дата обновления статьи: 03.01.2023

Сказка о Курочке Рябе — она предельно коротка и вроде бы проста, но на самом деле крайне парадоксальна и непонятна. Почему Дед и Бабка сначала пытаются разбить Яйцо, а когда это делает Мышка — плачут? Почему они не смогли разбить Яйцо, а Мышка сделала это легко и без всякий усилий, всего лишь махнув хвостиком? Чем обещанное простое Яйцо лучше разбитого золотого?

Очевидно, что здесь — как и во всех русских народных сказках — в метафоричной форме передается нечто иносказательное, некая глубинная мудрость поколений, и расшифровав ее, можно прикоснуться к знаниям, сформировавшимся еще на заре цивилизации. Но как понять, что мы на верном пути? Символика «Курочки Рябы» неоднозначна, и может трактоваться совершенно по-разному, однако, возможно, и не нужно пытаться выбрать одно «правильное» объяснение, потому что все или почти все существующие трактовки «верны» по-своему и для определенного уровня восприятия действительности. Как множество слоев у луковицы, или как «игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке…».

Рассмотрим все версии от житейских и поучительных до сакральных и космогонических.

Курочка Ряба

«Курочка Ряба»: история и развитие сказки. Основные варианты изложения текста сказки.

На сегодняшний день известны несколько вариантов сказки о Яичке, Курочке или Курочке-Рябе. Большая часть — это так или иначе сокращенные или измененные версии изначальных вариаций.

«Курочка Ряба» — текст в изложении А. Н. Афанасьева

Самый первый вариант печатной сказки был издан в пересказе А. Н. Афанасьева (1826—1871 гг.), в сборнике «Народные русские сказки», под номером № 70–71 (1885—1863 гг.). Сказка называлась «Яичко» или просто «Курочка». В этой сказке золотого яичка нет вовсе, как и обещания курочки снести новое яйцо. Сказка начинается сразу с того, что мышка разбивает яйцо, которое бабка положила на полочку, после чего происходит целая цепь неприятных и даже трагических событий, а пересказ повторяется циклически при передаче от каждого нового персонажа следующему:

«Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать:


— Как нам не плакать? Есть у нас
курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком…»

Узнав про яйцо просвирня переломала все просфиры, затем дьячок перебил колокола, и наконец — поп изорвал все книги. На этом — сказке (в данной версии) конец.

«Курочка Ряба» текст в изложении А. Н. Толстого

Русский писатель А. Н. Толстой, живший на рубеже XIX и XX веков (1883—1945 гг.), представил другой вариант знакомой истории. Начало сказки у него слово в слово совпадает с пересказом А. Н. Афанасьева, однако далее часть про просвирью, дьячка и попа полностью отсутствует, зато Курочка обещает Деду и Бабке снести им новое яйцо «не простое — золотое». То есть здесь логическая цепь разворачивается в другую сторону — от простого яичка к золотому.

Золотое яйцо

«Жили-были дед да баба, У них была курочка ряба. Снесла курочка яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, — Посадила яичко в осиное дупелко, В кут, под лавку. Мышка бежала, хвостом вернула, Яичко приломала. Об этом яичке дед стал плакать, Бабка рыдать, вереи хохотать, Курицы летать, ворота скрипеть, Сор под ногами закурился, Двери побутусились, тын рассыпался, Верх на избе зашатался… А курочка ряба им говорит:


— Дед, не плачь, бабка, не рыдай, Куры, не летайте, Ворота, не скрипите, сор под порогом, Не закуривайся, Тын, не рассыпайся, Верх на избе, не шатайся, Снесу вам еще яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, Яичко не простое — золотое».

«Курочка Ряба» в изложении К. Д. Ушинского

Наиболее интересная и самая популярная версия сказки — это сказка в изложении Константина Дмитриевича Ушинского (1823—1871 гг.), известного писателя-публициста и основоположника научной педагогики в России.

Константин Дмитриевич Ушинский. Портрет

Константин Дмитриевич Ушинский

Ушинский был крайне образованным и прогрессивным человеком. Он стремился преобразовать российское образование, осовременить его, сделать скорее философским, нежели религиозным.

Пересказу «Курочки Рябы» Ушинского предшествовала его глубокая заинтересованность в концепции антропоцентризма. Именно он стал проводником идей секуляризации (постепенного снижения роли церкви в социальной жизни) и гуманизма в России XIX века. Он часто обращался к русским народным сказкам и улавливал в сказаниях не только поучительную сторону, но и структурированный философский подтекст. Именно поэтому большинство сказок в пересказе Ушинского теряли свой «детский» вид, преобразовывались и проявляли двойственный символизм. Так, в «Курочке Рябе» он «изменил» цепочное повествование сказания и преобразовал концовку, сделав ее неоднозначной и требующей размышлений, а не ироничной и поучительно-простой, как это было ранее. В его изложении Курочка в конце пообещала снести простое яичко, а не золотое.

Жили себе дед да баба,


И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко:


Яичко не простое —


Золотое.


Дед
бил-бил


Не разбил.


Баба
била-била — Не разбила.


Мышка бежала,


Хвостиком махнула,


Яичко упало


И разбилось.


Дед и баба плачут,


Курочка кудахчет:


«Не плачь, дед, не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,


Не золотое — простое».

Однако не стоит думать, что данные обработки — это просто «фантазии» автора. Если мы возьмем любое по-настоящему древнее русское народное сказание, былину, духовный стих, легенду (например, «Голубиная книга»), то обнаружим более 30–40 версий, что логичным образом вытекает из самого формата устной передачи сказаний. Попросту не существовало никаких «канонических» и единственно верных текстов чего бы то ни было, поэтому когда в XIX веке фольклористы взялись за письменную фиксацию народного наследия, они в разных губерниях (или даже просто у разных рассказчиков) встречали множество существенно различавшихся вариантов одних и тех же историй и сказок. Установить какие из них были «истинными», а какими «искаженными» (по сравнению с самым древним вариантом сказания, зародившимся много поколений? сотен? тысяч лет? назад) совершенно невозможно, как и утверждать, что, скажем, А. Н. Афанасьев записал «верный» вариант сказки, а К. Д. Ушинский — нет. Вполне вероятно, что Ушинский слышал другие варианты сказки, которые показались ему более примечательными, и как раз записал один из них.

Картины Александра Угланова

Александр Угланов. Светочи-хранители светлой Руси

В пользу этой версии говорит то, что вариант А. Н. Афанасьева кажется более «поздним» хотя бы в силу того, что в нем присутствует множество персонажей, связанных с церковью (что вообще нехарактерно для исконных русских народных сказок, где действуют Баба-Яга, Серый Волк, Жар-птица или Иван-дурак/Иван-царевич), а общий смысл сводится к достаточно простой морали — «не стоит из мелочи раздувать большую проблему». А вот версия К. Д. Ушинского, напротив, кажется более «исконной» и по самому своему содержанию, отличающемуся большей глубиной и вариативностью трактовок, и по причине наличия аналогий в индийских Ведах, которые далее мы рассмотрим подробнее.

«Курочка Ряба»: толкование, гипотезы, версии

Поучительная смысл сказки о «Курочке Рябе»

Если мы возьмем за основу для анализа текст А. Н. Афанасьева (цикличное повествование, золотого яйца нет вообще, разбивается простое яйцо, после чего происходит череда неадекватных и поэтому комичных реакций и последствий), то смысл сказки получается чисто житейским: не стоит чрезмерно бурно реагировать на обыденные вещи. Или — не стоит создавать проблемы на пустом месте. Или — придание слишком большой значимости событиям которые это не заслуживают ведет к напрасным расстройствам и негативным последствиям. И так далее. В этой концепции высмеивается человеческая глупость, неспособность мыслить трезво и логически.

Следовательно, с этой точки зрения, мораль сказки в том, чтобы превознести свой разум над эмоциями, и управлять ими с высоты своей личности, но не наоборот. Если же человеческий разум слаб, то эмоции всегда ошибочны, нетрезвы, преувеличены, а это, в свою очередь, порождает суетливость и мнительность.

Яичко упало и разбилось

Смысл сказки «Курочка Ряба» с православной точки зрения

Трактовка русских народных сказок через призму христианства — довольно спорное занятие, ведь они по сути продукт дохристианского мира. Эти древние образы изначально создавались и развивались вне христианской парадигмы, поэтому их смысл никак нельзя выводить из христианской картины миры. Совпадения здесь скорее будут случайными, а выводы — искаженными. Тем не менее, для полноты картины приведем и трактовку сказки о «Курочке Рябе» с православной точки зрения.

Православие трактует это сказание, как потребность в Боге. Случайное событие должно восприниматься Дедом и Бабкой как Его промысел, ведь Он всеведущ и всезнающ. Нет такого события, которое бы не было предусмотрено Им. То есть, источник жизни — это нравственный божий закон, а не уловка случайности или, в некотором смысле, Дьявола. Золотое Яйцо в данном случае можно трактовать как признак избыточного богатства, а образ Мышки — как неспособность человека предугадать будущее.

Главные герои − не Мужчина и Женщина, не Юноша и Девушка, а именно Дед и Бабка. Во-первых, это разнополые существа, как Адам и Ева, − символ всего человечества. Во-вторых, эти герои — демонстрация неотвратимого — старости, то есть некое напоминание о том, что переход в Ад или Рай в зависимости от земных поступков неотвратим.

Философский смысл сказки «Курочка Ряба»


По сюжету Дед и Бабка намерены разбить золотое яйцо, но расстраиваются, когда это делает мышь. В древности золото нередко ассоциировалось со смертью. Возможно, это связано с процессом его добычи — из-под земли и в тяжелых условиях. Вообще все подземное традиционно связывалось в народном фольклоре с загробным миром — ассоциировалось с обрядами захоронения. Более того — сказочные персонажи, находящиеся в пограничном состоянии, традиционно связаны с золотом. Например, Кощей — «живой мертвец» — «над златом чахнет».

Всеволод Иванов. В чертоге Кащея

Всеволод Иванов. В чертоге Кащея

В свою очередь, Яйцо выступало символом жизни, возрождения. Но заключенное в «золото» — оно уже не живое. Это не просто смерть, а заколоченная в некие узы жизнь, анти-жизнь, а по некоторым версиям — чистое зло. Жизнь протекает правильно только при наличии развития, а золотые оковы — то, что не дает ей развиваться. Дед и Бабка, глядя на это, стремятся высвободить жизнь и восстановить баланс.

Чудесный колокольчик. Мышка

Мышка из мультфильма «Чудесный колокольчик», 1949 г.

Мышь, как медиатор между жизнью и смертью, выступает «промыслом» − случайностью или судьбой. Когда она разбивает яйцо Дед и Бабка приходят в уныние оттого, что яйцо оказывается полым, а значит — надежды на получение «второй» жизни или бессмертия нет. Кстати, Мышь как символ случайности, непостоянства, неожиданных перемен фигурирует во многих сказках. Например, в «Морозко», вовремя накормленная мышка становится спасением для девушки, и помогает ей выиграть в опасную игру с Медведем, а в результате еще и вернуться домой с богатыми подарками.

Далее новую надежду дает Курочка. Именно Курочка Ряба − символ всепрощения и спасения — она обещает создать новую жизнь, спасти Деда и Бабку от экзистенциальных мук. Во многом, функции Рябы схожи с функциями Бога, если судить о нем с точки зрения религии, а появление после золотого полого яйца чего-то, несущего жизнь, − это преобразование смерти, в некотором смысле — бессмертие.

Пасхальные яйца писанки, роспись лужицких сербов

Пасхальные яйца-писанки. Роспись в традициях лужицких сербов — славянского этноса Германии

Интересно, что образ яйца как символа вечной жизни использовался и в древнейшие времена и в позднехристианские — вплоть до наших дней. Вспомним про обычай на Пасху красить и разбивать яйца.

Сакральный «космический» смысл сказки Курочка Ряба

Эта трактовка берет свое начало из этимологии слов, которые используются для именования главных действующих лиц сказки. Корень «стар-»  в русском языке означает древность и некое СТАРшинсто: старик, старуха, старица (древнее покинутое русло реки), старини, старинничать (подражать старине), староста, старшина, стрый (брат отца)… Сравним с англ. «star» − буквально − старый, как «звезда». То есть, Дед и Бабка — Старик и Старуха — символизируют некую общую накопленную мудрость поколений и в то же время представляют собой два начала — мужское и женское.

Курочка олицетворяет Мокошь (или Макошь) — славянскую богиню, связанную с ремеслами и судьбой. Мокошь — управляет Временем и Судьбой, хранит домашний очаг и дарит изобилие. Ее образ неразрывно связан с веретеном, нитью, плетением судеб или полотна мироздания.

Александр Угланов. Макошь

Александр Угланов. Макошь

А почему именно Ряба? Эпитет «ряба» можно трактовать в контексте слов «рябь», «рябая» — то есть с пятнами другого цвета на основном фоне. В итоге мы имеем некую целостность (космос) состоящую из множества элементов (инфополе) — именно к такому пониманию структуры Вселенной приближаются сегодня ученые-физики.

фрактал

Если обратиться с древнерусским словам, поулчается, что «ряба» — «нечто яркое, мерцающее, красивое, состоящее из нитей или пестрого повторяющегося узора» («рясно» — украшение; «ряса» — нитка; «рять» — ясность или яркость) + суффикс «ба» означающий «процесс» (гульба, молотьба, ходьба и т. д.). Получается, что Ряба — это живой мерцающий космос (возможно, темная материя или ноосфера в смысле некого потенциала, готового к раскрытию), а Курочка Ряба — космическая часть Мокоши, то есть разумная и самоуправляемая канва мироздания, созидающая и вечно развивающаяся Вселенная.

Туманность Спирали в созвездии Водолей

Туманность Спирали в созвездии Водолей

Яйцо — общекультурный символ начала и конца жизни. Золотое яйцо — живое в неживом. Попытки Деда и Бабки разбить его говорят о безуспешной борьбе с неизбежным.

Мышь — сакральный образ, который так или иначе используется в преданиях практически всех народов Земли. Любопытно, что чаще всего мышь — это не положительный и не отрицательный персонаж, а скорее — некий парадоксальный герой, который возникает неожиданно не действует по какому-то своему собственному плану/алгоритму, не связанному с общей логикой развития событий. Нередко она связана и с темой Смерти как перехода в некое новое состояние. Лингвист О. Н. Трубачев, изучив словарь М. Фасмера, заметил, что мышь (индоевроп. mūs — «серая») — одно из индоевропейских табуистических названий (по аналогии с «медведь» — «мед ведающий»).

Млечный Путь, красивое яркое звездное небо в лесу

Млечный путь

Кстати, народное название «Млечного пути» также связано с мышью — наши предки нередко именовали его «Мышиной тропкой» (читать подробнее про древнерусские названия созвездий
про древнерусские названия созвездий). В древнеиндийских сказаниях Млечный путь был создан молоком, которое вытекало из сосцов Коровы Земун (Мокошь).

Интересная логическая цепочка обнаруживается при исследовании различных образов богини Мокоши: она и создательница (та, что держит в руках нити Судьбы, плетет канву мироздания), и Доля, и Недоля, и Мара, и — наконец, олицетворение Конца — то есть Мышь (заметим созвучие слов мышь и Макошь)! В этом измерении богиня воспринимается как смерть, а хвостик, которым мышь разбила яйцо — это и есть конец эры, где «золотая» (закостеневшая, умирающая) жизнь погибает, и возрождается новая — простая, живая, «настоящая».

Создание Вселенной

Общий сакральный смысл сказки таков: во власти Мокоши и рождение мира и его смерть. При этом процессы завершения старого и создания нового цикличны — то есть смерти как таковой нет, ведь за ней всегда следует новая жизнь и этот постоянный круговорот и есть развитие. Космические умирание и возрождение непрерывны как дыхание и неотвратимы как судьба. При это желания людей в данном случае не играют большой роли — пытаясь завершить цикл раньше времени или его начать — они оказываются бессильны. Вероятно, Дед и Бабка, как олицетворение человечества, должны научиться ценить текущий момент и осознать, что земная жизнь (простое яйцо) — высшая награда, в то время как золотая оболочка — не столько смерть, сколько переходное состояние между завершением мирского этапа и эзотерическим возрождением.

Ведический смысл сказки о Золотом Яйце

Образы знакомой нам сказки можно найти и в индийских Ведах, созданных более пяти тысяч лет назад. Так, востоковед и религиовед С.Зюзько в статье «Ведические корни русских сказок» пишет, что Брахма — обитатель высших уровней мироздания и создатель новых миров — творит Вселенское Яйцо с помощью определенных мантр. Сакральный слог «ОМ» наделяет его знанием о том как именно нужно творить этот мир (больше о сотворении миров посредством звука — в статье про гусли). Примечательно, что на санскрите высшие миры, где обитает Брама называются — «сварга» — почти как и Бог-Творец Сварог в славянской мифологии. Именно он, вероятно, и представлен в сказке о Курочке Рябе в образе Старика или Деда, Старухой же является его жена и спутница — богиня Лада (вспомним часто повторяющийся припев русских обрядовых песен — «Ой Дид Ладо»).

Сказка о Курочке Рябе, сакральный смысл

Мышь — «хтоническое» существо олицетворяющее собой «землю», то есть процесс разбивания золотого яйца мышью в данном случае трактуется как отделение земли/тверди от вселенских вод, в которых Золотое яйцо плавало изначально.

Кстати, в Ведах также подчеркивается именно золотой цвет Яйца, а точнее бесконечного пространства Яйц (вспомним про «рябь» Курочки Рябы), каждое из которых — это золотая космическая яйцеклетка, которая становится живой, при новом цикле «вселенского вдоха-выхода» (аналог научной теории большого взрыва):

«Божественные семена рождаются из пор Маха-Вишну в виде бесконечных золотых яйцеклеток. Эти золотые зерна покрыты пятью главными материальными элементами. В своих экспансиях Маха-Вишну входит в каждую из Вселенных, в каждое из космических яиц».

Веды, сказка о Золотом Яйце

_________

Истинный смысл сказки «Курочка Ряба» воспринимается не умом, но подсознанием. Народы земли из века в век накапливали мудрость и передавали ее виде кодов-образов, пронизывающих все истинно народные сказки. Простая форма, адаптированная для устной передачи, позволила сохранить эти знания и глубокое смысловое содержание и донести их до нас сегодняшних сковь тысячелетия.

Космос и звезды

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

Самым популярным стал вариант Константина Дмитриевича Ушинского. Именно этот текст издаётся чаще всего и становится той сказкой, которую дети, едва выучив буквы, читают самостоятельно. Ушинский был выдающимся педагогом и многие тексты создавал в расчете на восприятие маленьких детей:

Жили себе дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое».

Вроде бы незамысловатый текст. Однако даже у совсем юных читателей могут возникнуть вопросы. Например, почему дед и баба старались разбить яйцо, а когда мышка это сделала — плачут? И почему простое яйцо лучше золотого?

Тут имеют место разные смысловые пласты. Ушинский обработал народную сказку и создал ёмкий, лаконичный, ритмичный текст. Однако глубинный смысл сказки остался спрятанным между строк.

Константин Дмитриевич Ушинский

Константин Дмитриевич Ушинский
Фото: ru.wikipedia.org

Удивительные вариации

Сказка о курочке Рябе имеет немало вариантов. И различия порой очень существенные.

В сборнике Александра Николаевича Афанасьева можно найти версию под названием «Курочка». Завязка сюжета проста. Была у старика и старушки курочка, снесла яичко «пёстро, востро, костяно, мудрено». Положили его на полку. Но тут мышка пробегала, махнула хвостом, яйцо и разбилось.

Далее разбитое яйцо (отнюдь не золотое, а самое простое) породило настоящую панику. Даже предметы переполошились — «верх на избе шатается». Старушка стала плакать, старик возрыдал. Девочка-внучка с горя удавилась.

Мимо прошла просвирня, спросила, в чём дело. «Как нам не плакать!» — и следует рассказ обо всех событиях, начиная с разбитого яйца. Просвирня услыхала — все просвиры изломала. Затем о происшествиях узнал дьячок, побежал на колокольню и перебил все колокола.

Александр Николаевич Афанасьев

Александр Николаевич Афанасьев
Фото: ru.wikipedia.org

Заканчивается сказка очередной странной реакцией:

Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Тут и сказке конец. Сюжет оборван. Открытый финал? А дальше могла быть продолжена череда неадекватных реакций. Однако сказано, что яйцо «мудрено».

Интересен вариант Алексея Николаевича Толстого. Начало знакомое: «Жили-были дед да баба. У них была курочка Ряба». Далее всё предсказуемо — снесла курочка яичко: «пёстро, востро, костяно, мудрено». Мышка хвостиком «вернула», и результат понятен. И началась настоящая фантасмагория. Дед и баба начали рыдать, ворота скрипеть, куры летать… Но заканчивается сказка утешением: Ряба пообещала снести другое яйцо, не простое, а золотое.

Алексей Николаевич Толстой

Алексей Николаевич Толстой
Фото: Russian Academy of Sciences, ru.wikipedia.org

Перевёртыш привычного сюжета. Разбилось простое яйцо, а курица взамен пообещала золотое. То есть нечто более ценное.

Тайны за семью печатями

Яйцо — глубокий символ, олицетворяющий мироздание. В свете этого совсем не случайно, что в некоторых вариантах начинался переполох, куры летали, ворота скрипели. Но ещё яйцо — символ зарождения чего-то нового.

В мифологии Индии бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела (что привело к делению их на касты). Появление мироздания из яйца — весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое. Налицо ассоциации с солнечным светом.

В греческой мифологии яйцо — весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею. Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная — будущая невольная виновница Троянской войны. Такая своеобразная нить, протянутая от чудесного рождения к разрушению.

В литературе разбивание яйца — процесс совсем не простой. Как тут не вспомнить «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, где шла война между Лилипутией и Блефуску. А всё из-за спора, с какого конца разбивать яйцо. Вражда между тупоконечниками и остроконечниками стала нарицательной для обозначения бессмысленных противоречий.

Кадр из д/ф «Гулливер в стране лилипутов». Художник Эрнё Зорад

Фото: Кадр из д/ф «Гулливер в стране лилипутов». Художник Эрнё Зорад

Калейдоскоп загадок

Трактовок сказки о курочке Рябе может быть очень много. Порой — взаимоисключающих. Даже в том, что курочка — именно Ряба (бело-чёрная), тоже есть смысл. Белый цвет — день, чёрный — ночь. А тут двухцветие. Рябая курица — среднее между днём и ночью. А более глобально — между жизнью и смертью. И золотое яйцо — нечто неживое. А простое — продолжение жизни.

Золото добывают под землёй. Поэтому оно ассоциировалось со смертью. И деду с бабой пришла весть о скором уходе. Единственный выход отсрочить это — разбить яйцо. Но золото не бьётся. Сделала это мышка — посредница между земным и подземным мирами. И дед с бабой плачут — они не смогли обойти судьбу. Курочка Ряба обещает им другое яйцо — простое. То есть шанс продлить жизнь.

Но можно трактовать и в весьма бытовом ключе. Золотое яйцо — шанс улучшить жизнь. Кстати, на подобные мысли наталкивает вариант Алексея Толстого, где взамен разбитого простого Ряба обещает золотое. Но в версии Ушинского дед и баба не поняли его ценности. Им нужна яичница здесь и сейчас. Мечта сбылась. Но это слишком простое толкование.

Диего Веласкес, «Старая кухарка» 1618 г.

Диего Веласкес, «Старая кухарка» 1618 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Яйцо может быть и символом возрождения и обновления жизни. Мифологическая птица Феникс сама себя сжигала и возрождалась. По одной из версий, на месте самосожжения появлялось яйцо, из которого и появлялся на свет молодой, обновлённый Феникс, ещё более прекрасный. А песня его обладала магическими свойствами.

Очень вероятно, что жар-птица из русских сказок — тоже некий вариант Феникса. Жар от самосожжения, а затем — возрождение. Это могло быть как раз через новое яйцо — очень вероятно, что золотое.

Смерть феникса, сгорающего в пламени, Абердинский бестиарий

Смерть феникса, сгорающего в пламени, Абердинский бестиарий
Фото: ru.wikipedia.org

…Незамысловатая, на первый взгляд, сказка содержит в себе много смысла. Она подобна зерну, которое прорастает постепенно в сознании читателя. А ещё — пища для размышлений. У каждого своя цепочка ассоциаций. Вероятно, сказка ещё не до конца разгадана. И сделать это предстоит новым читателям.

  • Главная тема рассказа ночь перед рождеством
  • Главная тема рассказа бирюк
  • Главная тема рассказа бедная лиза
  • Главная тема о мертвой сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Главная суть этого рассказа состоит в следующем