Главные герои рассказа чехова белолобый

На уроках русского языка и литературы детям часто задают прочитать рассказ А. П. Чехова «Белолобый» и написать по нему краткое содержание для читательского дневника, поделиться своим мнением, составить отзыв или написать сочинение. 

Рассказ представляет зарисовку из жизни волчьей семьи и он будет интересен и детям, и взрослым. Ниже представим краткий пересказ и сделаем небольшой анализ произведения.

Главные герои и их характеристика

Белолобый

В рассказе немного главных героев:

  1. Волчица — она постарела, здоровье её ухудшилось, но она по-прежнему заботливая мать для своих волчат.

  2. Волчата — беспечные малыши.

  3. Белолобый — весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть.

  4. Игнат — старый и опытный охотник.

Краткое содержание рассказа

Старая волчица вышла на охоту, чтобы покормить волчат и поесть самой. Из-за слабого здоровья ей редко удавалось поймать добычу, и она всё чаще довольствовалась падалью или похищала маленьких зайчат.

Волчица

Недалеко от волчьей норы располагалось зимовье Игната, который нередко ходил на охоту в лес со своей собакой. Летом у зимовья бродили овцы, и волчица намеревалась пробраться туда в надежде найти ягнят. 

Пробравшись на крышу сарая, волчица разгребла солому и попала в хлев. Она схватила то, что подвернулось ей первым. Поднялся шум. Волчица услышала собачий лай и свист сторожа.

Волчица быстро удалялась от зимовья. По запаху добычи она поняла, что несла в зубах не ягнёнка. Бросив добычу на снег, она захотела было начать трапезу, но отпрянула. Перед ней был щенок. Он был чёрным, только на лбу было белое пятно.

Волчица с Белолобым

Волчица побежала к своим волчатам. До рассвета она уже была в логове. Щенок прибежал за ней. Волчата обрадовались ей, стали сосать молоко. Сама волчица погрызла старую кость. Её раздражал лай щенка, и в какой- то момент ей даже захотелось разорвать его.

Между тем волчата и щенок подружились. Они весело играли в снегу, покусывали друг друга понарошку. Волчица решила, что так её детёныши научатся отбиваться от собак. Уставшие волчата заснули. Поскулив от голода, Белолобый присоединился к ним. 

Волчата и щенок

Волчица решила всё-таки съесть его и приблизилась. Тот лизнул её, и волчица отошла подальше от псиного запаха. Вечером она выбралась на охоту, а Белолобый убежал домой. Волчица догнала его, подходя к зимовью.

Когда волчица поднялась на крышу зимовья и стала разбирать заделанную дыру снова, щенок бросился к ней с весёлым лаем. На шум выскочил Игнат. Он закричал и пальнул из ружья. Старик пошёл к сараю посмотреть, что случилось. В хлеву он увидел Белолобого, но волчица была уже далеко в лесу.

Вернувшись в дом, Игнат рассказал гостю, что щенок вчера убежал из хлева, сделав в крыше дыру, а сегодня снова пробрался в хлев через это место. Утром старик оттаскал щенка за уши, приговаривая, чтобы ходил отныне через дверь.

Главная мысль произведения

Основная тема рассказа заключается в том, что животные, не умеющие говорить, тоже способны на чувства, сострадание, жалость. 

Волчица и щенок

Волчица не съела щенка, пожалела. Он для неё был таким же детёнышем, как и её волчата.

Чему учит рассказ

Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках. 

37

Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх. 

Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.

Пословицы к рассказу А.П. Чехова «Белолобый»

В качестве иллюстраций к поступкам старой волчицы хорошо подходят следующие пословицы:

  • «У кого детки, у того и заботы».

  • «Ради деток мать готова себя продать».

  • «Жалость матери меры не знает».

  • «Матери все дети равны – одинаково сердцу больны».

 

Чехов «Белолобый­» главные герои и характеристика Волчицы, щенка Белолобого и других поможет раскрыть образы героев, их черты.

Содержание

  1. Главные герои рассказа «Белолобый»
  2. «Белолобый­» характеристика волчицы
  3. Описание волчицы:
  4. «Белолобый­» характеристика Белолобого щенка
  5. Описание щенка

Главные герои рассказа «Белолобый»

  1. Волчица — старая, больная, голодная. Заботливая мать.
  2. Белолобый — щенок. Веселый, озорной, любит играть. Это молодой и глупый щенок, который еще только начинает жить и потому он не знаком с правилами поведения животных, домашних и диких
  3. Волчата — маленькие, веселые.
  4. Сторож Игнат — старый охотник. Ему 70 лет. Сторож любил одиночество и лес, днем он спал, а ночью гулял, выполнял свою работу и наслаждался лесной тишиной.

«Белолобый­» характеристика волчицы

Старая волчица родила трех волчат, материнский инстинкт гнал ее искать еду для волчат к жилью человека. У ней слабое чутье и из-за этого она не может уже охотится на крупных животных оставляя за собой право питаться падалью и немощными ягнятами.

Она по ошибке схватила щенка Арапки, щенок Белолобый остался жить в логове волчицы. Волчица была старой и доброй, она не прогнала щенка из своего логова и не расправилась с ним, когда почувствовала, что он помешает ей поймать овцу.

Описание волчицы:

Волчица из рассказ «Белолобый» не вызывает страх, хотя это конечно хищник, встреча с которым один на один грозит многими неприятностями. Но в этом рассказе волчица прежде всего очень старая, а во-вторых — она мать троих волчат.

Старая волчица была труслива, боялась каждого шороха, но это происходило потому, что нюх волчицы ослаб и она часто путала запахи. В рассказе волчицу постоянно мучает голод. Отправляясь на охоту волчица боялась не только разных опасностей, но сильно переживала за своих волчат.

Автор описывает волчицу если не с жалостью, то с сочувствием:

«Волчица была слабого здоровья, мнительная. Она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том, как бы дома без нее кто не обидел волчат».

«Белолобый­» характеристика Белолобого щенка

Белолобый — щенок, волею судьбы оказавшийся в пасти волчицы. Он наивен, игрив, из-за своего возраста не имеющий чувство опасности. Белолобый во всех видит только друзей, но он вполне сформировавшийся пес, который может уже самостоятельно найти путь домой. Щенок не понимает, что волчица появляется в хлеву не ради игры с ним, а чтобы утащить другое животное.

Описание щенка

Чехов описывает щенка глазами волчихи. Он был длинноногим и черным, с голубыми глупыми глазами. А ещё, по мнению волчихи, он был невежа, ведь он отряхнулся, облизал свою пораненную спину и начал лаять на волчиху, вместо того, чтобы питаться убежать, спастись.

А ещё щенок, которого Волчиха назвала Белолобым, стал ее преследовать до самого логова. Увидев волчат, он рассмотрел их и стал приглашать к игре, но позже, проголодавшись, вернулся домой, опять в теплый сарай, разбудив всех и опять помешав охоте волчихи.

Чехов А., рассказ «Белолобый»

Жанр: рассказы о животных

Главные герои рассказа «Белолобый» и их характеристика

  1. Волчица. Старая, больная, голодная. Заботливая мать.
  2. Белолобый. Щенок, дворняжка. Веселый, озорной, любит играть. Бестолковый.
  3. Волчата. Маленькие, веселые.
  4. Игнат. Старик-охотник.

План пересказа рассказа «Белолобый»

  1. Волчица выходит на охоту
  2. Зимовье Игната
  3. Овцы в хлеву
  4. Падение в хлев
  5. Странная добыча
  6. Щенок
  7. Щенок и волчата
  8. Волчица и щенок
  9. Снова на охоту
  10. Щенок возвращается домой
  11. На крыше хлева
  12. Щенок лает
  13. Объяснение Игната.

Кратчайшее содержание рассказа «Белолобый» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Голодная волчица отправилась на охоту и залезла на крышу хлева.
  2. Она пролезла внутрь и в суматохе схватила первое, что подвернулось.
  3. Волчица обнаружила, что унесла щенка и бросила его.
  4. Щенок пошел за волчицей и стал играть с волчатами.
  5. Волчица снова пошла на охоту, но щенок сорвал ей охоту.
  6. Игнат решил, что это щенок залезал к овцам через крышу.

Главная мысль рассказа «Белолобый»
Животные имеют чувства и разум и часто поступают также, как поступили бы на их месте люди. Все дети одинаковы.

Чему учит рассказ «Белолобый»
Рассказ учит любить животных. Учит понимать, что все живые существа имеют душу. Учит добру и справедливости. Учит тому, что у всякого животного есть свои заботы, свои проблемы, своя собственная жизнь.

Отзыв на рассказ «Белолобый»
Мне очень понравился этот рассказ и я могу выделить в нем двух персонажей — волчицу и Белолобого. Для маленького щенка не было разницы между волчатами и щенками, он готов был играть с ними. Да и волчата приняли щенка в свою компанию. А волчицу просто жалко, потому что она была голодная и старая, а у нее были волчата.

Пословицы к рассказу «Белолобый»
Всякой матери свое дитя мило.
Ради деток мать готова себя продать.
Возле матери и без хлеба не умрешь.
И сова своих детей хвалит.
У кого детки, у того и заботы.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Белолобый»
Голодная волчица облизала волчат и отправилась на охоту. Стоял месяц март, еще было холодно, а мнительная волчица вздрагивала от каждого шороха. Ей казалось, что за деревьями стоят люди, а в темноте лают собаки.
Волчица была старой, ее чутье ослабело и теперь ей редко приходилось питаться мясом. Она все больше ела падаль или, если повезет, отнимала у зайчихи зайчат.
Недалеко от ее логова стояло зимовье Игната, старика лет семидесяти. Это был бывший механик и он часто бродил по лесу вместе с большой собакой по кличке Арапка.
Волчица помнила, что летом возле зимовья паслись овцы и потому подумала, что сейчас там обязательно должны быть ягнята.
Она забралась на крышу хлева и стала разгребать солому. Ей в нос ударил теплый запах, где-то заблеял ягненок.
Волчица спрыгнула вниз и схватила первое, что попалось ей в зубы. Поднялся переполох. Под сараем проснулся Арапка и залаял. Из зимовья выскочил Игнат и пронзительно засвистел.
Волчица долго бежала со своей добычей, но постепенно стала замечать, что добыча пахнет иначе, чем ягненок. Она выпустила добычу в снег, чтобы начать есть, и с отвращением отпрянула. Перед ней лежал крупный черный щенок с белым пятном на лбу.
Щенок между тем встал на ноги и как ни в чем не бывало залаял. Волчица отпрянула и побежала прочь. Щенок побежал за ней.
Уже засветло волчица добралась до своего логова в корнях поваленной сосны. Щенок бежал за ней и волчица думала, что он хочет, чтобы она его съела.
Волчата обрадовались возвращению матери и стали сосать ее. А волчица грызла старую белую кость. Щенок, увидев волчат, стал лаять и у волчицы разболелась голова. Она хотела даже встать и разорвать щенка.

Между тем, щенок устал лаять и несмело подошел к волчатам. Они посмотрели друг на друга. Потом щенок ударил лапой одного из волчат по голове. Волчонок ответил. Щенок обрадовался и побежал кругами по снегу. Волчата бросились за ним, повалили в снег и стали кусать, не больно, а понарошку.
Волчица, глядя на них, подумала, что пусть волчата приучаются отбиваться от собак.
Потом волчата наигрались и легли спать. Щенок немного повыл от голода и тоже лег. Проснувшись они снова стали играть.
Вечером волчица решила съесть щенка и подошла к нему. Щенок лизнул ее и от запаха псины волчице стало дурно, и она отошла прочь.
К вечеру похолодало и щенок побежал домой. Волчица же снова отправилась на охоту.
Приближаясь к зимовью, она увидела впереди черное пятно и узнала щенка, который тоже возвращался в зимовье. Она побоялась, что щенок может ей помещать, но зимовье было уже так близко.
Волчица забралась на крышу хлева и увидела, что вчерашняя дырка заделана свежей соломой. Она стала разгребать ее и вдруг раздался веселый лай. Щенок бросился к ней, а потом, почуяв тепло, спрыгнул в хлев.
Из зимовья выскочил Игнат с ружьем и громко закричал. Ружье дало осечку, но на третий раз все-таки выстрелило. Игнат пошел смотреть, в чем дело. Но волчица была уже далеко.
Немного погодя он вернулся в избу, где ночевал странник. Тот спросил Игната в чем дело и старик ответил, что Белолобый повадился ночевать с овцами в хлеву, а вчера разобрал крышу и убежал. Сегодня же снова вернулся и снова не через дверь, а через крышу.
на следующее утро Игнат оттаскал Белолобого за ухо, повторяя, чтобы тот ходил через дверь.

Краткое содержание «Белолобый»

Краткое содержание «Белолобый»

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 613.

Обновлено 13 Июня, 2022

О произведении

Рассказ «Белолобый» Чехова написан в 1895 году. Это история постаревшей, больной волчицы с выводком волчат и жизнерадостного глупого щенка, которого по ошибке она выкрала из хлева.

Это единственный психологический рассказ Чехова, написанный специально для детей. Основная идея рассказа – необходимость милосердия ко всем живым существам.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 3 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Белолобый» на нашем сайте. Пересказ произведения пригодится и для читательского дневника.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в России, в лесу и возле жилища старика. Время действия не уточняется.

Главные герои

  • Волчица – старая, больная волчица, заботливая мать троих волчат, у которой уже нет сил охотиться в полную силу.
  • Белолобый – крупный черный щенок с белым пятном, жизнерадостный и глупый.

Другие персонажи

  • Игнат – старый сторож, живущий в одиночестве в лесу, добрый и безобидный.
  • Арапка – большая черная собака, верная помощница Игната, мать Белолобого.
  • Волчата – три волчонка, выводок старой волчицы.

Краткое содержание

Пока трое маленьких волчат «крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга», старая волчица отправилась на охоту. На пороге уже стоял март, но в лесу было так холодно, «как в декабре, и едва высунешь язык, как его начинало сильно щипать». Жизнь волчицы уже давно не походила на сказку: она была стара, слаба здоровьем и очень мнительна. Она боялась всего вокруг, и очень переживала, чтобы никто не обидел малышей в ее отсутствие.

Возраст давал о себе знать. Порой «лисий след она принимала за собачий» и сбивалась с пути. У волчицы уже не было сил, чтобы, как прежде, охотиться на баранов, телят и жеребят. От безысходности она «питалась одною падалью», и уже почти забыла вкус свежего сочного мяса.

В нескольких верстах от волчьего логова жил «сторож Игнат, старик лет семидесяти, который все кашлял и разговаривал сам с собой». Целыми днями бродил он по лесу с ружьем и огромной черной собакой по кличке Арапка. Волчица подобралась к жилищу старика. Пробегая мимо хлева, голодная волчица подумала, «что уже март и, судя по времени, в хлеву должны быть ягнята». Она взобралась на соломенную крышу и через дыру пробралась в хлев. От нежного запаха ягненка у нее помутилось сознание. Неожиданно кто-то громко завизжал, и волчица «испугавшись, схватила, что первое попалось в зубы, и бросилась вон».

Когда волчица отбежала на безопасное расстояние, она поняла, что ее добыча мало напоминала ягненка. Она приготовилась есть, но с отвращением отпрянула от пушистого комочка: это был щенок, и «судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка». Щенок был крупный, черный, с большим белым пятном на лбу – точная копия своей матери Арапки. Волчица зарычала на щенка и побежала домой. Щенок подумал, что это такая игра, и принялся догонять волчицу.

Уже светало, и трое маленьких волчат с нетерпением ждали мать. Появление незнакомца насторожило их, но Белолобый принялся азартно с ними играть, и вскоре все четверо уже барахтались, визжали и легонько покусывали друг друга – «стало шумно и весело». Голодная волчица, глядя на их игры, решила оставить щенка, чтобы волчата овладели навыками охоты. Когда голод стал совсем невыносим, волчица подумала было съесть Белолобого, но он сильно пах псиной – «ей стало противно, и она отошла прочь».

К ночи щенок совсем проголодался и замерз. Он отправился домой, к Игнату, а волчица тем временем отправилась на охоту в хлев. Она была уже готова схватить ягненка, когда ворвался Белолобый и, узнав ее, залился радостным лаем. Проснулась Арапка, старик выскочил с ружьем. Волчица кинулась бежать в лес. Увидев Белолобого, старик решил, что у него «пружина в мозгу лопнула», и это он по глупости портит ему хлев. Игнат потрепал щенка за уши, наказывая ходить в хлев через дверь, а не через крышу.

И что в итоге?

Волчица — после неудачной охоты на ягнёнка возвращается в лес.

Белолобый — проголодавшись, возвращается домой, к Игнату.

Заключение

Заключение

В своей книге Чехов описал жизнь и отношения зверей, которые во многом схожи на человеческие взаимоотношения. Необходимо помнить об этом и с теплотой относиться к братьям меньшим.

После ознакомления с кратким пересказом «Белолобый» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Uras Uras

    10/10

  • Алексей Хрусталев

    8/10

  • Амантур Эркинбаев

    7/10

  • Гридина Валентина

    10/10

  • Светлана Вострикова

    7/10

  • Ирина Елфимова

    10/10

  • Айгуль Жунусова

    8/10

  • Мария Клюкина

    9/10

Рейтинг пересказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 613.


А какую оценку поставите вы?

Автор: Чехов А.П.

Название: “Белолобый”

Жанр: рассказ

Тема произведения: о животных

Число страниц: 5

Главные герои и их характеристика

Волчица. Старая, больная, голодная мать. Очень любит своих волчат и старается прокормить их. Пожалела щенка, потому что тот играл с волчатами.

Белолобый. Молодой и глупый щенок обыкновенной дворняжки. Беззаботный, игривый, глупенький.

Волчата. Маленькие и игривые.

Игнат. Суровый мужик, любящий порядок. Охотник.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Рассказ о знакомстве маленького щенка с волчатами и неудачной охоте старой волчицы.

Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Краткое содержание

Старая и очень голодная волчица отправляется на охоту и думает украсть ягненка на зимовье Игната.

Она залезла на крышу и провалилась в хлев, где схватила первое, что попалось ей в зубы и убежала.

По дороге волчица обнаружила, что унесла щенка собаки и бросила его, но щенок побежал следом за ней.

Белолобый щенок стал весело играть с волчатами, которым тоже понравился новый друг.

Волчица снова отправилась на охоту за овцами, но щенок опередил ее и первым спрыгнул в хлев.

Игнат выскочил с ружьем и пальнул для острастки, потому что увидел щенка и решил, что это он лазал в хлев, а волчица убежала.

Понравившийся эпизод

Мне понравилось описание игр между щенком и
волчатами. Щенок оказался задиристым и первым ударил волчонка лапой, а тот в
долгу не остался. Это так понравилось щенку, что он стал бегать кругами, а
волчата гонялись за ним, и покусывали его понарошку.

План произведения для пересказа

  • Охота старой волчицы.
  • Зимовье Игната.
  • Волчица в хлеву.
  • Странная добыча.
  • Щенок и волчата.
  • Размышления волчицы.
  • Новая охота.
  • Неожиданная помеха.
  • Выстрел Игната.
  • Побег волчицы.

Главная мысль

И животным знакомы жалость и любовь к детям.

Чему учит эта книга

Этот рассказ учит любить природу и бережно к ней
относиться. Учит любить и защищать животных. Учит доброму отношению ко всему
живому.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравился этот рассказ. Волчица была,
прежде всего, матерью и, хотя очень не любила собак, все равно не стала трогать
щенка, ведь он напоминал ей собственных волчат. И получилось так, что щенок
невольно спас волчицу, взяв на себя ответственность за проникновение в хлев.

Новые слова и выражения

Логовище — место обитания волчихи.

Зимовье — домик в лесу.

Заливчатый лай — громкий, веселый лай.

Пословицы к произведению

Чужих детей не бывает.

У кого детки, у того и заботы.

Ради деток мать готова себя продать.

Всякой матери свое дитя мило.

Вое матери и без хлеба не умрешь.

Другие читательские дневники

  • Краткие содержания
  • /
  • Чехов
  • /
  • Белолобый

Автор: Антон Чехов

Год написания: 1895

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: волчица и щенок

Сюжет:

В рассказе «Белолобый» действуют очеловеченные герои: волки, собаки… Есть тут, конечно, и люди, но они не играют большой роли. Главная героиня – старая волчица, которой нужно кормить своих детей. Ей очень тяжело – она плохо видит, подводит нюх, мучает постоянный голод. Надеясь на хорошую добычу и забыв страх, она влезает в хлев и ворует барашка, который оказывается на её удивление – щенком. Не самым, видимо, умным, но, зато, добрым – он позволяет себя утащить в логово, играет с волчатами. Голодная волчица хочет его съесть, но не переносит собачьего духа. В итоге, белолобый щенок возвращается домой, а на него хозяин сваливает вину за беспорядок и поломанную крышу – волчица спасена, к счастью, и может вернуться к своим ещё беспомощным детям.

Чему учит рассказ

Основная мысль рассказа – в доброте, которая спасает и помогает, даже если она не идёт рядом с умом. Наивный щенок помогает волчице, которая просто хочет выжить, не стараясь никому специально навредить.

Краткое содержание

Старая и очень голодная волчица отправляется на охоту и думает украсть ягненка на зимовье Игната.

Она залезла на крышу и провалилась в хлев, где схватила первое, что попалось ей в зубы и убежала.

По дороге волчица обнаружила, что унесла щенка собаки и бросила его, но щенок побежал следом за ней.

Белолобый щенок стал весело играть с волчатами, которым тоже понравился новый друг.

Волчица снова отправилась на охоту за овцами, но щенок опередил ее и первым спрыгнул в хлев.

Игнат выскочил с ружьем и пальнул для острастки, потому что увидел щенка и решил, что это он лазал в хлев, а волчица убежала.

Главные герои и их характеристика

Белолобый

В рассказе немного главных героев:

  1. Волчица

    — она постарела, здоровье её ухудшилось, но она по-прежнему заботливая мать для своих волчат.

  2. Волчата

    — беспечные малыши.

  3. Белолобый

    — весёлый щенок, бестолковый, любитель поиграть.

  4. Игнат

    — старый и опытный охотник.

Отзывы читателей

Этот замечательный рассказ Чехова написан о животных. Его можно назвать детским, но он мне очень понравился. Очень удивила способность автора определить ум щенка и стиль написания произведения.

Олеся, Нижний Новгород

В своем отзыве я бы хотел поделиться собственным мнением о книге. В детстве я очень любил рассказы о животных, поэтому не смог пропустить и не прочитать это произведение. Оно сильно тронуло меня и заставило задуматься о своем отношении к диким зверям и природе.

Игорь, Москва

Скорее всего, что эту увлекательную книгу многие читали в детстве. События в ней описаны превосходным языком знаменитого писателя. Простой сюжет произведения может научить юного читателя бережному отношению к природе и состраданию.
Максим, Владивосток

Герои рассказа

Главные герои рассказа «Белолобый» — животные. Все события читатель видит глазами волчихи и иногда Белолобого. Так раскрывается психология животных. Чехов описывает физическое состояние волчихи. Она немолода, слаба здоровьем, у неё ослабело чутьё, её постоянно мучит голод. Однако она не может пересилить отвращение к запаху псины «по слабости здоровья», поэтому не трогает щенка. По первоначальному замыслу Чехова, Белолобый должен был прожить с волками целый год. Но писатель ограничился двумя сутками: этого оказалось достаточно, чтобы раскрыть психологию героев-животных.

Как и все волки, волчиха щёлкает зубами, глаза её светятся в темноте. При этом она обладает человеческими чертами характера, может рассуждать. Волчиха помнит, что летом около зимовья паслись овцы, и рассуждает, что должны быть ягнята. Она предвкушает, как будет есть ягнёнка, задумывается, зачем щенок бежит за ней. У волчихи разбаливается голова от собачьего лая, совсем как у матери семейства от капризов детей.

Чуть менее подробно описана психология Белолобого. Основное качество его личности – глупость. Об этом свидетельствует бугор на белом лбу, «какой бывает у очень глупых собак», и чрезвычайно глупое выражение всей морды. Его поведение напоминает поведение ребёнка в рассказах Чехова: оно непонятно взрослым (волчихе), но каким-то странным образом оказывается разумным. Ведь именно глупый Белолобый отогнал волчиху от зимовья.

Старый сторож Игнат так же жалок, как и голодная волчиха, он кашляет и разговаривает сам с собой. Но ход его мыслей совершенно не раскрыт, сам он, похоже, считает себя паровозом, потому что даёт себе самому паровозные команды. Автор между прочим замечает, что Игнат раньше был механиком. Сторож не может обнаружить сбежавшую волчиху и кажется читателю не венцом творенья, а более глупым и беспомощным, чем Белолобый.

Чему учит рассказ

Антон Павлович Чехов написал «Белолобого» для детей. В рассказе описан мир диких животных, у которых также полно проблем, забот. Учащиеся начальных классов видят в произведении не злого волка, о котором они привыкли читать в сказках.

Автор показал, что и дикие звери способны на тонкие чувства. Волчице жалко Белолобого, она не видит в нём добычи. Ничто не мешало ей съесть щенка, но материнский инстинкт взял верх.

Рассказ учит быть добрым, гуманным, учит состраданию к беззащитным животным.

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов очеловечивает (приём аллегории) волчиху в её восприятии событий, окружающего мира. Он пишет о ней «думала», «соображала», «помнила». Иногда это создаёт комический эффект. Не зная обо всех реалиях человеческой жизни, волчиха полагает, что старик Игнат нередко падает от ветра. Читателю же понятно, что падения Игната, сопровождаемые пением, вызваны совсем иной причиной.

Выразительные детали: выпуклый лоб Белолобого; запах навоза и овечьего молока, манящий волчиху; тощий живот волчихи, лошадиная кость, которой волчиха заглушает голод.

Проблематика

Основная проблема рассказа – милосердие ко всему живому. Животные в рассказе не менее разумны и «человечны», чем люди. И те, и другие вызывают сочувствие, потому что жизнь их нелегка и каждую минуту может оборваться от голода, холода, болезни, пули.

Другая проблема связана с волей случая. Волчиха случайно перепутала белолобого с ягнёнком, Игнат случайно не обнаружил волка, ружьё случайно дважды дало осечку. Все эти случайности складываются в причудливую цепь событий, называемую жизнью.

Вариант 2

Чехов написал огромное количество разных произведений, которые очень понравятся каждому человеку. Кроме этого оно нравится многим школьникам. Также он относится к самым трогательным произведениям, и главными героями здесь стали не люди, а животные. А ведь ко многим животным слово трогательная не относится. Например, есть одна из героинь волчица. И как же ее можно назвать трогательной? Ведь она не только хитрая, но еще и сильная. И старается во всем и всегда защищать своих волчат, которые еще являются беззащитными. Кроме этого данной волчице уже очень много лет и она чувствует, что совсем скоро ей придется покинуть этот мир, а ведь волчата останутся одни. Она старается каждый день выходить на охоту, но с каждым днем силы куда-то уходят, и добывать еду ей становится все хуже и хуже. А ведь младенцам очень хочется кушать. Но ради своих детей она идет и добывает еду не только для себя, но и для своих детей. Кроме этого с каждым днем становится все холоднее и холоднее, а ведь совсем скоро наступит зима и добывать еду будет намного хуже или практически невозможно.

И вот однажды она видит на дороге маленького щенка и решает забрать для того чтобы накормить младенцев, да и себе немного оставить. Вот только скушать его она не решается, ведь ей становится его очень жалко. Кроме этого он такой милый, теплый и мягкий и очень сильно похож на маленьких волчат. Также вместо того чтобы лаять на волчицу или бросаться, щенок ластиться к ней, виляет хвостом, а также лижет морду. Теперь он воспитывается среди волчат, и учиться всему что знают и умеют они. А ведь у него очень хорошо все получается.

Иногда он выходит из под контроля, под которым мать держит своих волчат. И начинает с ними играть и ластиться к ним, и они начинают повторять за щенком, а ведь им это тоже очень нравится. Они играют каждый день и вот однажды этот самый щенок пропал. Он решил, что нужно возвращаться домой. Оказывается, у него есть хозяин, старый дед Игнат, который очень сильно перепугался и долго его искал, но найти не смог. А вот тут он сам пришел. Конечно же, ему немного попало, но больше дед обрадовался. Но мы до сих пор еще не знаем, как зовут этого самого щенка. Поскольку у него имеется большое белое пятно на лбу, то и зовут его Белолобый.

После прочтения произведения можно подумать, что данное произведение относится к жанру басни. Вот только здесь не высказывается вывод после окончания произведения.

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Смерть Артура Мэлори
    Правитель Англии Утер Пентрагон был влюблен в Игрейну, супругу Корнуэльского герцога. С герцогом у короля была давняя война. Известный маг Мерлин пообещал помочь заполучить Игрейну, взамен попросил отдать
  • Шекспир
    Уильям Шекспир известный писатель, его знает весь мир. Сведений о его точной дате рождения нет. Предполагают, что на свет он появился в апреле 1564 года,
  • Краткое содержание Зюскинд Парфюмер
    События развиваются в средневековой Франции. Торговка рыбой рожает ребёнка и оставляет в рыбной требухе умирать. Но ребёнок выжил и плачем, привлёк полицию, девушку арестовывают и позже казнят.
  • Краткое содержание Мушкетер и фея Крапивина
    Детство – самая прекрасная пора в нашей жизни, в жизни каждого человека, потому очень важно все то, что происходит в то время. Джонни, фамилия которого Воробьев
  • Краткое содержание Пушкин Цыганы
    В кочующем цыганском таборе вечер, старый цыган ждёт свою дочь, которая отправилась гулять по полям. Земфира возвращаетсяне одна, а с молодым человеком по имени Алеко. Она сообщает отцу, что он решил оставить прежнюю жизнь и стать цыганом.

На уроках русского языка и литературы детям часто задают прочитать рассказ А. П. Чехова «Белолобый» и написать по нему краткое содержание для читательского дневника, поделиться своим мнением, составить отзыв или написать сочинение.

Рассказ представляет зарисовку из жизни волчьей семьи и он будет интересен и детям, и взрослым. Ниже представим краткий пересказ и сделаем небольшой анализ произведения.

Сюжет

Старая волчица должна найти пищу для своих детенышей. Она вспоминает молодые годы, когда была полна сил, а теперь ей трудно охотиться. Она отвлекает волчат игрой, а когда они засыпают, отправляется в деревню. Она чует приятный запах в хлеву, разгребает сено и хватает ягненка. Она бежит прочь, но добыча кажется ей слишком мягкой. Она бросает его и видит, что это щенок. Он начинает лаять, и волчица относит его в логово. Она хочет съесть малыша, но больно он похож на ее волчат. Она оставляет его в живых. Щенок очень веселый и энергичный, ласково лижет волчицу, играет с детенышами. А затем сам идет домой, где его отчитывает хозяин за разгреб хлева. О приходе волчицы люди не узнают, а ведь могли и застрелить ее.

Основные персонажи

В «Белолобом» автор рассказал о взаимоотношениях волчат и щенка. В рассказе присутствуют и люди, но они играют незначительную роль. Основной героиней является больная волчица, которая пытается прокормить собственных малышей. Ей приходится очень тяжело, потому что у нее серьезные проблемы со зрением и слухом. Надеясь на легкую добычу и забыв о чувстве страха, она пробирается в хлев и хватает барашка, который оказывается маленьким щенком.

В рассказе «Белолобый» присутствуют такие главные герои:

  • волчица — больное животное, заботливая мама волчат, у которой уже нет возможности полноценно охотиться;
  • Белолобый — щенок черного цвета с белым пятнышком на лбу, добрый и глупый;
  • Игнат — пожилой сторож, который проживает в избушке в лесу в полном одиночестве;
  • Арапка — огромная черная псина, верная помощница сторожа и мать щенка;
  • волчата — выводок больной волчицы.

Основной мыслью произведения является доброта, которая способна спасти и помочь, даже когда ей пользуются необдуманно. Глупый щенок помогает своей похитительнице, которая просто пытается выжить, не желая специально навредить окружающим.

Сюжет рассказа «Белолобый» Чехов

«Белолобый» Чехов краткое содержание для читательского дневника:

В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе… Поиграв с волчатами, она уходит на охоту, когда дети заснули. Даже решается подойти к людским домам. Её влечет теплый запах из хлева.

Разворошив крышу, она падает на что-то теплое и мягкая. Надеясь, что это и есть долгожданная добыча, волчица убегает. Скоро она понимает, что «ягненок» тяжелый слишком. Положив добычу на снег, она видит щенка – белолобого, задорного. По своей наивности он не понимает, в какой опасности находится. Щенок начинает задорно лаять, поэтому волчице приходится унести его быстрей, чтоб он не навел собак на ее след.

В логове она думает его съесть, но не может. Тогда она решает отдать его волчатам – пусть учатся играть. Белолобый играет, веселится, не понимая грозящей ему участи. Он по своей наивности, незнанию жизни ничего не боится.

Будь на его месте сторожевая собака, она бы подняла шум, начала драку и, наверное, погибла бы. А щенок даже ощетинившуюся волчицу может по простоте своей в нос лизнуть, посмотреть чистыми глазами… И слишком уж он похож по возрасту на её волчат. Благодаря своей искренности и наивности, Белолобый остаётся в живых.

Проголодавшись, беззаботный щенок сам отправляется домой – на зимовье. Его хозяин – дед Игнат подумал, что весь беспорядок устроил щенок, наказал бестолкового пса. А волчица осталась, благодаря Белолобому, невредимой. Она должна была бы его благодарить. С другой стороны, в этот (второй) раз, подняв лай, бестолковый щенок помешал ей снова пробраться в хлев – утащить настоящего ягненка.

Кстати, Игнат вовсе не злой, даже не очень строгий, поэтому, вряд ли, он серьезно наказал щенка за шалость – только оттрепал за уши, уча выходить на улицу через дверь. Игнат когда-то работал на паровозе, поэтому сам себе постоянно приказывал громким голосом, мол, полный ход или стоп, машина.

Чехов создал удивительный психологический рассказ о природе, больше похожий даже на сказку.

Рассказ «Крыжовник» Чехова был написан в 1898 году и считается одним из лучших произведений русской классической литературы XIX века. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Крыжовника». Рассказ вошел в «Маленькую трилогию» автора, включающую также рассказы «Человек в футляре» и «О любви».

Вывод (моё мнение)

Животные имеют чувства, похожие на людские: они переживают за своих малышей, хотят выжить и понимают, что постарели, испытывают жалость и нежность, а детеныши зверей похожи на детей — они беспечные и радостные, озорные и наивные. Нужно помнить о нашем сходстве и быть добрым к животным.

Добавить в избранное

Рассказ «Белолобый» Чехова был написан в 1895 году. Это история постаревшей, больной волчицы с выводком волчат и жизнерадостного глупого щенка, которого по ошибке она выкрала из хлева.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 3 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Белолобый» на нашем сайте. Пересказ произведения пригодится и для читательского дневника.

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание

  • Главные герои рассказа цветик семицветик
  • Главные герои рассказа холодная осень бунин
  • Главные герои рассказа хамелеон чехов
  • Главные герои рассказа хаджи мурат
  • Главные герои рассказа уроки французского распутин