Главные герои рассказа гуттаперчевый мальчик

«Гуттаперчевый мальчик» читательский дневник

«Гуттаперчевый мальчик» читательский дневник

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 218.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 218.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Гуттаперчевый мальчик» – очень грустная, трогательная история жизни маленького мальчика-сироты, который был вынужден зарабатывать на кусок хлеба, совершая опасные трюки под куполом цирка.

Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника

ФИО автора: Григорович Дмитрий Васильевич

Название: Гуттаперчевый мальчик

Число страниц: 48. Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик». Издательство «Дрофа». 2012 год

Жанр: Повесть

Год написания: 1883 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Петя – восьмилетний мальчик-сирота, цирковой артист, акробат, чья жизнь полна невзгод и опасностей.

Карл Беккер – известный акробат, жесткий и требовательный наставник Пети, бездушный человек.

Эдвард – старый клоун, беспробудный пьяница, единственный близкий человек Пети.

Верочка Листомирова – старшая дочь графа, добрая, жалостливая девочка.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Пете было всего пять лет, когда его мать умерла и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.

Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и всё тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания: ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.

Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад тёплому комочку, но всё испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.

Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.

Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.

После увиденной трагедии Верочка ещё долго не могла успокоиться: ей было до слёз жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь между тем продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.

План пересказа

  1. Петя остаётся сиротой и его берёт на воспитание акробат Беккер.
  2. Тяжёлые будни Пети.
  3. Эдвард – единственный друг.
  4. Случай с щенком.
  5. В ожидании похода в цирк.
  6. Верочка тяжело переживает гибель мальчика.
  7. Жизнь продолжается.

Главная мысль

Каждый ребёнок заслуживает счастливое, беспечное детство.

Чему учит

Повесть учит быть добрыми, милосердными, не оставлять в беде слабых и беззащитных. Учит не быть равнодушным к чужому горю.

Отзыв

Жизнь маленького Пети с самого начала была полна трудностей и лишений. У него не было никакой отдушины, никаких маленьких, скромных радостей. Жизнь никому не нужного мальчика угасла, и пожалел его лишь старый клоун да маленькая девочка.

Рисунок-иллюстрация к повести Гуттаперчевый мальчик

Рисунок-иллюстрация к повести Гуттаперчевый мальчик.

Пословицы

  • Без матери и солнце не греет.
  • У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
  • Трудно тому, когда беда придёт к кому.
  • Кто сильнее, тот и правее.

Что понравилось

Понравилось, что у Верочки Листомировой, несмотря на её роскошную жизнь, оказалось такое доброе, отзывчивое сердечко. Ей было искренне жаль несчастного мальчика, но она ничем не могла помочь ему.

Тест по повести

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Yaroslov Solovev

    9/10

  • Наталья Фокина

    10/10

  • Виктория Биченова

    6/10

  • Наталья Ярошенко

    10/10

  • Светлана Тишук

    10/10

  • Ксения Ветчинникова

    10/10

  • Сергей Будур

    10/10

  • Олеся Евстифеева

    9/10

  • Лилия Кудрявцева

    9/10

  • Марина Балакшина

    9/10

Рейтинг читательского дневника

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 218.


А какую оценку поставите вы?

Читательский дневник по рассказу «Гуттаперчевый мальчик» Дмитрия Григоровича

Автор: Григорович Дмитрий Васильевич

Название произведения: «Гуттаперчевый мальчик»

Число страниц: 28

Жанр: рассказ

Главные герои: Петя, Эдвардс, Беккер, Верочка.

Второстепенные герои: Анна, Варвара, Паф.

Характеристика главных героев:

Петя — Сирота 8 лет. Гибкий и худенький.

Ученик акробата. Несчастный ребёнок, которого часто бьют.

Эдвардс — Клоун. Добрый, но бесхарактерный.

Алкоголик.

Беккер — Акробат.

Жестокий, чёрствый, бездушный.

Верочка Листомирова — Девочка добрая и отзывчивая.

Очень милая.

Характеристика второстепенных героев:

Анна — мать Пети. Несчастная больная женщина.

Варвара — прачка, отдала Петю акробату.

Паф — младший сын Листомировых. Апатичный, тяжёлый мальчик.

Краткое содержание рассказа «Гуттаперчевый мальчик»

Клоун Эдвардс часто уходит в запой, и директор просит его продержаться до конца Масленицы.

Эдвардс опекает Петю, прозванного за свою гибкость гуттаперчевым. Но наставник Пети, акробат Беккер, гонит Эдвардса прочь.

Когда-то Беккер взял сироту у прачки и тренировал, постоянно наказывая.

Теперь он хотел, чтобы Петя выполнил особо опасный трюк.

На представление приводят детей графа Листомирова, которые ждут выступление мальчика.

Но Петя падает, дети плачут и их срочно уводят.

На следующий день имени Пети уже не было на афишах, а Эдвардс запил.

План сказки:

  1. Просьба директора.
  2. Эдвардс и Беккер.
  3. История сироты.
  4. Прачка и Беккер.
  5. Жестокие уроки.
  6. Щенок.
  7. Дети Листомировых.
  8. Представление.
  9. Падение Пети.
  10. Пустые афиши.

Основная мысль повести «Гуттаперчевый мальчик»

Главная мысль рассказа в том, что дети должны иметь счастливое детство и не знать равнодушия.

Основная идея произведения в том, что нельзя использовать детский труд.

Чему учит рассказ

Рассказ учит отзывчивости и состраданию.

Учит всегда помогать тем, кто нуждается в помощи.

Учит заступаться за тех, кто несправедливо обижен.

Учит проявлять доброту, учит презирать трусов и эгоистов, бороться за справедливость.

Краткий отзыв по произведению «Гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я была поражена трагической судьбой мальчика.

Петя оказался сиротой и за ним некому было ухаживать, никто о нём не заботился.

И Петя попал к жестокому акробату, практически садисту.

Беккер мучил и истязал ребёнка, заставлял выполнять опасные трюки.

И один из таких трюков заканчивается печально.

Это очень грустная история.

Автор специально использует контраст между счастливой, беззаботной жизнью детей Листомировых, и судьбой сироты Пети.

Он показывает, как действительно должны жить все дети на свете.

Мне понравилась Верочка Листомирова, добрая и отзывчивая девочка, которая впервые столкнулась с суровым миром взрослых.

Мне жаль Петю, несчастного мальчика, который был лишён детства.

Мне ненавистен равнодушный Беккер.

Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, что мы живём гораздо в более прогрессивные и гуманные времена.

Сейчас даже о сиротах заботится государство и они имеют возможность получить образование, а не трудиться с малолетства.

Пословицы к произведению:

  • Сироту каждый обидеть может.
  • Делая зло, на добро не надейся.
  • Дети — цветы жизни.
  • Ни слова ласкового, ни хлеба мягкого.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Мальчик продолжал скользить на спине и тихо-тихо спускался вниз головою…

Внезапно что-то сверкнуло и завертелось, сверкая в воздухе; в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену.

В один миг всё заволновалось в зале.

Часть публики поднялась с мест и зашумела; раздались крики и женский визг; послышались голоса, раздражённо призывавшие доктора.

Словарь неизвестных слов:

Гуттаперча — особая растительная смола.

Гуттаперчевый — гибкий.

Труппа — цирковые артисты.

Голиаф — мифический великан, силач.

Апатичный — равнодушный.

Тафта — дорогая ткань.

Автор: Григорович Дмитрий.

Название: «Гуттаперчевый мальчик».

Жанр: повесть.

Тема произведения: детство.

Число страниц: 56.

Главные герои и их характеристика

  1. Петя. Мальчик восьми лет. Худенький, ловкий,
    гибкий. Гимнаст.
  2. Эдвардс, клоун. Пьяница. Добрый и отзывчивый.
  3. Беккер, акробат. Жестокий, равнодушный, чёрствый.
  4. Вера Листомирова. Девочка восьми лет. Добрая,
    открытая, милосердная.

О чём произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)

Сироту Петю берёт на воспитание акробат Беккер и делает из него гимнаста. Беккера интересуют только деньги, и он заставляет мальчика исполнять смертельно опасные трюки.

Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет – краткое содержание

  1. Клоун Эдвардс отличался большим талантом и
    добрым нравом, но часто уходил в запой, и режиссёр строго предупредил его.
  2. Акробат Беккер взял на воспитание мальчика Петю,
    у которого умерла мать.
  3. Беккер был жесток и груб, он делал из мальчика
    гимнаста, и только клоун Эдвардс жалел маленького артиста.
  4. Дети графа Листомирова с нетерпением ожидали
    похода в цирк, они хотели увидеть знаменитого гуттаперчевого мальчика.
  5. Во время выступления Петя упал с шеста и сильно
    разбился, в зале поднялись крики и плач.
  6. Клоун Эдвардс не сдержал слова и сильно напился,
    а имя мальчика исчезло с афиш.

Понравившийся эпизод

Меня тронула реакция девочки Веры на падение Пети. Она
зарыдала, стала кричать, постоянно повторяла: «Ой, мальчик!», – а вечером,
когда легла спать, плакала даже во сне.

План произведения для пересказа

  1. За кулисами цирка.
  2. Режиссёр и Эдвардс.
  3. Эдвардс и Беккер.
  4. История Пети.
  5. Смерть матери.
  6. Унизительный осмотр.
  7. Обучение.
  8. Семья Листомировых.
  9. Верочка.
  10. В цирке.
  11. Падение.
  12. Слёзы Веры.
  13. Смерть мальчика.

Главная мысль

У каждого ребёнка должно быть счастливое и беззаботное
детство.

Чему учит эта книга

Повесть учит милосердию, состраданию, отзывчивости. Учит
доброте и любви к маленьким детям. Учит помогать несчастным, попавшим в беду.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, моё отношение к прочитанному

Мне понравилась эта повесть, хотя у неё и очень печальный
финал. Мальчик Петя много раз выходил на арену и выполнял очень опасные трюки.
И он сорвался и разбился. Только клоун Эдвардс жалел бедного мальчика, да ещё
на Веру его падение произвело сильное впечатление.

Новые слова и выражения

Гуттаперчевый – резиновый, гибкий.

Уборная – гримёрка.

Аршин – старинная мера длины.

Пословицы к произведению

Без матери и солнце не греет.

Без матки и пчёлки – пропащие детки.

Не жалей того, кто скачет, жалей того, кто плачет.

Сироту каждый обидеть может.

Жалость не помощь, когда смерть пришла.

Назад к содержанию

Жанр: повесть

Главные герои рассказа «Гуттаперчевый мальчик» и их характеристика

  1. Петя. Гуттаперчевый мальчик. 8 лет. Сирота. Несчастный.
  2. Эдвардс. Клоун. Добрый и талантливый, но жуткий пьяница.
  3. Беккер Карл. Акробат. Черствый, бездушный человек. Жестокий садист.
  4. Верочка Листомирова. 8 лет. Добрая, веселая, эмоциональная.

План пересказа рассказа «Гуттаперчевый мальчик»

  1. После дневного представления
  2. Петя и его мать
  3. Уроки Беккера
  4. В игральной комнате
  5. Афиша
  6. Первое отделение
  7. Падение Пети
  8. Смерть

Кратчайшее содержание рассказа «Гуттаперчевый мальчик» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Восьмилетнего сироту Петю взялся учить акробат Беккер.
  2. Беккер бил ребенка, и тогда за Петю заступался Эдвардс.
  3. Дети графини Листомировой вели себя очень хорошо, чтобы их повезли в цирк.
  4. Верочка особенно ждала выступление гуттаперчевого мальчика.
  5. Но выполнив один трюк, мальчик упал и разбился.
  6. Плачущих детей графини увезли домой, а Петя ночью умер.

Главная мысль рассказа «Гуттаперчевый мальчик»
Нет ничего страшнее человеческого равнодушия.

Чему учит рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Рассказ учит милосердию, состраданию, отзывчивости. Учит ненавидеть равнодушие и эгоизм. Учит тому, что дети не должны работать, не должны рисковать своей жизнью ради интересов взрослых. Все дети должны иметь счастливое детство, а не только дети богатых.

Отзыв на рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
Это очень грустный рассказ про маленького мальчика, который вообще не видел счастливого детства. Он рано осиротел и попал в руки садиста-акробата, который хотел использовать гибкость мальчика для выполнения опасных трюков. Этот садист убил Петю, и никто не обратил на это внимания. И это было самое страшное в этом рассказе.

Пословицы к рассказу «Гуттаперчевый мальчик»
Земля согревается солнышком, а душа добротой.
Делая зло, на добро не надейся.
Сироту каждый обидеть может.
Жалость не помощь, когда смерть пришла.
Судьба злодейка, а жизнь копейка.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Гуттаперчевый мальчик» по главам:

1.

Закрыв за публикой двери после дневного представления, режиссер цирка прошел в служебные помещения. Там он окликнул клоуна Эдвардса и попросил его подождать. Прежде всего режиссер высказал свое недовольство фрау Браун, чья дочь трижды упала на представлении, и сказал, что девочка должна выступить вечером, вместо заболевшего жонглера.
Клоун Эдвардс часто страдал тоской и тогда много пил. Режиссер стал просить клоуна продержаться еще два дня до конца Масленицы. Клоун стал говорить о гуттаперчевом мальчике, с которым тоже было не ладно. Но режиссер сказал, что мальчик должен выступать, ведь его имя было на афише.
Эдвардс зашел в уборную Беккера, акробата, где сидел гуттаперчевый мальчик. Мальчику было лет восемь и он был очень худ. Клоун стал просить отдать ему мальчика на пару часов, чтобы погулять с ним, но Беккер грубо отказал.

2.

Настоящее имя мальчика было Петя. Он родился в семье кухарки-чухонки и швейцара, отставного солдата, который быстро разочаровался в браке, и бросил жену. Анна долго не могла найти нового места, но потом вышла замуж за портного, который стал ее бить. Вскоре исчез и портной, и Анна снова осталась одна. Женщина с трудом сводила концы с концами, часто голодала, заболела и умерла.
Бабушка и прачка Варвара долго обсуждали куда девать Петю, но пока мальчик мотался по углам и старухам.

3.

Прачка Варвара часто стирала белье циркачам и намекала на Петю, желая пристроить его в цирк. Мальчиком заинтересовался Беккер. Он осмотрел и ощупал мальчика, проверил его гибкость и остался доволен. Он забрал Петю в цирк.
Петя был поражен многолюдьем цирка и старательно от всех прятался. Он обнаружил конюшни и удивился маленьким лошадям.
Вскоре Беккер взялся учить Петю. Месяц за месяцем Петя отрабатывал разные трюки, и часто эти уроки заканчивались криками и слезами.
Эдвардс жалел Петю и ругал Беккера. При Эдвардсе у Пети все получалось лучше, в то время как своего учителя мальчик боялся. Когда Эвардс подарил Пете щенка, Беккер отобрал животное и убил. Эдвардс чуть не подрался с Беккером и назвал его свиньей.
Так что несмотря на всю гибкость Петя был очень несчастным мальчиком.

4.

Дети графини Листомировой напротив были счастливы. Они хорошо себя вели, и тетя Соня, которая ухаживала за ними, обещала отвести их в цирк, если они будут хорошо себя вести еще два дня. Паф, пятилетний сын Листомировых от радости стал изображать клоуна.
Старшая дочь Листомировых, восьмилетняя Верочка решила взять дело в свои руки, и успокоила Пафа, чтобы не лишиться цирка. Верочка сочиняла басни и стихи, но думала, что стихи пишут ангелы, а потому не могла поверить, что старичок, однажды пришедший к ним в гости, знаменитый поэт Тютчев.

5.

В пятницу граф и графиня обсуждали предстоящие посещение цирка. Графиня сомневалась в правильности этого, а ее сестра Соня убеждала графиню, что это нормально. Граф по обыкновению молчал.
За обедом поведение детей было идеальным. За этим строго следила Верочка. Но когда после обеда послали заказать ложу в цирке, девочка не выдержала и всех расцеловала. Потом она выпросила афишу и дети ушли в игральную.
Верочка долго читала афишу и большее всего ее поразил гуттаперчевый мальчик. Тетя Соня сказала про него, что он очень гибкий.
Между тем погода портилась и Верочка волновалась. Но вот детей одели и повезли в цирк.

6.

Дети появились в цирке перед началом представления. Играл оркестр, Верочка хотела казаться серьезной и величественной. И вот представление началось.
Вышел клоун, потом дочь фрау Браун успешно повторила утренний трюк на лошади, потом были жонглеры. Верочка ждала гуттаперчевого мальчика, но он должен был выступать во втором отделении.
И действительно, во втором отделении вышли Беккер и Петя. Беккер укрепил шест на поясе, а Петя забрался вверх и стал показывать разные трюки. Он успешно проделал один опасный трюк, потом второй и вдруг сорвался.
Раздался глухой звук падения. Публика закричала. Служащие торопливо унесли что-то с арены.
Верочка билась и кричала всю дорогу до дома. Граф и графиня пришли в негодование, а граф даже назвал Петю негодяем. Они думали вызвать врача, но вскоре Верочка затихла. Тетя Соня заглянула в спальню. Девочка спала, но спала беспокойно.

7.

В цирке на кушетке лежал забинтованный мальчик. Он умирал.
Время от времени в комнату заглядывал Эдвардс, но посмотрев на мальчика, снова уходил. Он не сдержал обещания, и тоска снова овладела клоуном, вместе с алкоголем.
А на следующий день на афише цирка уже не было имени гуттаперчевого мальчика. Как не было его в живых.

Краткое содержание для читательского дневника «Гуттаперчевого мальчика» Д. Григоровича

Жанр и история создания

Повесть была написана уже после того, как к Григоровичу пришел первый литературный успех в 1860-е годы. Он перестал писать, вернулся к своим занятиям живописью, и лишь в 1883 году выпустил новую повесть — такова история создания «Гуттаперчевого мальчика». Сразу после того, как книга увидела свет, она стала очень популярной, очень быстро вошла во все хрестоматии для школьников, хотя читали ее, конечно, и взрослые. И после революции она стала обязательным пунктом школьной программы.

Произведения касается социокультурной проблематики, по жанру это психологическая повесть. Это книга о детстве, причем оно рассмотрено как бы с двух сторон:

  • С одной стороны, это бедный сирота Петя, который обучается цирковому ремеслу у акробата Беккера.
  • С другой, это дети графа Листомирова, которые, наверное, впервые в своей жизни сталкиваются с подлинной драмой.

Краткое содержание

 Сюжет произведения, характеристика главных героев

Краткое содержание для читательского дневника можно свести к следующему. Главные герои «Гуттаперчевого мальчика» — Петя и дети графа Листомирова — Верочка, Зина и Павел. История Пети обыденна для его эпохи. Его матерью была любвеобильная кухарка, которая родила сына от одного из своих кавалеров. Не сказать чтобы с матерью мальчику жилось хорошо, но по крайней мере о нем кто-то заботился. Но когда она умерла, он остался на попечении ее землячки, прачки Варвары.

Женщина по-своему позаботилась о ребенке. Она отдала его в ученье к цирковому гимнасту Беккеру. Петя боялся его и не хотел к нему идти, но выхода у него не было. Беккер, который и по-русски говорит недостаточно хорошо, не может добиться от ученика каких-либо результатов иначе, чем угрозами. Даже беглая характеристика, которую дал этому персонажу сам автор, показывает, что перед нами грубый, жесткий, вечно чем-нибудь недовольный и раздраженный человек.

Пожалуй, единственный человек, которому есть дело до несчастного Пети — это уже немолодой клоун Эдвардс (Василий Васильевич). Он — главное украшение цирковой программы, и ему позволяется многое. Но когда клоун просит Беккера, чтобы он отпустил Петю прогуляться с ним, тот не соглашается.

Творческий замысел автора

С другой стороны — дети графа Листомирова. Казалось бы, Вера, Зина и Павел живут просто роскошно, особенно если сравнить их с Петей. Но на самом деле их родителей заботит только одно — чтобы они были тихими и послушными детьми, удобными для мамы, папы и прочей родни, чтобы всячески стремились понравиться взрослым.

На масленичной неделе дети в семье Листомировых вели себя хорошо. Поэтому в награду их обещают сводить в цирк. Тем более что Верочка уже прочитала афиши и хочет посмотреть именно на гуттаперчевого мальчика. Она даже пристает ко взрослым с вопросами, почему мальчика назвали гуттаперчевым (а назвали его так из-за его необычайной гибкости). Наконец-то дети оказываются в цирке.

И вот во время последнего выступления они видят Петю. Мальчик, как обычно, забирается вверх по шесту, а затем начинает выполнять трюки:

  • Сначала это несколько номеров, которые он делал и раньше, хотя они очень опасным.
  • Затем он должен выполнить сложный маневр, но срывается, падает на землю и ломает ребра.

Произведение Гуттаперчевый мальчик

Администрация цирка старается развлечь ошеломленную публику, на арену выбегают клоуны, но многие зрители предпочитают покинуть цирк. А Верочку Листомирову попросту не могут успокоить, так поразила ее смерть незнакомого ей мальчика.

Что касается Пети, то ему обмотали тряпками переломанные ребра, положили на тюфяк и оставили. Цирк опустел, и только клоун Эдвардс оставался с умирающим мальчиком. На следующий день номер Пети уже не значился на афише — ведь исполнитель погиб.

Вот такую пронзительную историю рассказывает произведение Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик», которому, в отличие от ее маленького героя, была суждена такая долгая жизнь. И лучше ее полностью читать онлайн или с бумажного источника, без сокращений, чтобы лучше понять жизнь героев и оценить удивительно точный и образный язык автора.

Анализ произведения

Краткий пересказ Гуттаперчевый мальчик

Хотя аннотация произведения обычно составляется так, что читатели думают, будто бы книга будет посвящена исключительно проблемам неравенства, на самом деле это не так. Эта книга рассказывает о том, каким может быть детство. Особое значение она имеет для тех, кто интересуется эпохой, в которой все это происходит.

Те, кто будут писать сочинение, наверняка отметят, что автор искусно в книге противопоставляет детей и их миры. Так, Петя обладает от природы многими талантами. Когда автор ведет рассказ, он упоминает, что все было бы гораздо лучше, если Петя не должен был бы трудиться в цирке с пятилетнего возраста.

Автор очень хорошо играет на контрастах, он описывает гимнаста Беккера как огромного и хорошего откормленного, которому гибкий и тщедушный Петя просто не может противостоять. Цирк, в котором работает герой, наполнен детскими криками, но это не просто выход энергии. Дети кричат от боли страха, пока взрослые артисты продолжают их буквально дрессировать. На манеж маленькие артисты выходят так же, как большие, и это никого не удивляет.

В доме графа Листомирова к детям, на первый взгляд, относятся хорошо. Им отведена специально половина дома, и здесь всегда царит веселье, дом наполнен смехом. Однако все это просто видимость. Здесь от детей требуется только одно качество — послушание. Они должны быть неконфликтными, комфортными в общении, не привлекающими к себе излишнего внимания. Это особенно ярко демонстрирует одна деталь, которую критики выпускают из виду.

Это голубые занавески, которые висели в детских комнатах детей Листомировых. Они закрывали окна от яркого солнечного света и должны были уберечь детей от перевозбуждения.

Но на самом деле дети, которые не видят солнца, то есть родительской ласки и тепла:

  • растут как раз нервными и болезненными;
  • не имеют права нарушать раз и навсегда заведенный порядок;
  • не могут опаздывать или шуметь.

Бить их за это, конечно, не будут, но достаточно суровое наказание все равно последует.

Старшая дочь Верочка — фантазерка. Она постоянно сочиняет сказки и басни. Однако это занятие в доме, мягко говоря, не поощряется. Точнее, находится под прямым запретом, хотя такие выдумки все-таки явно были частью ее натуры. Иногда девочка начинала сочинять даже по ночам, что-то нашептывая себе под нос. В таких случаях гувернантка делала ей строгий выговор.

Так что в Верочке постоянно борются две стороны:

Сюжет из рассказа Гуттаперчевый мальчик

  1. Одна связана с воспитанием, желанием угодить, необходимостью сдерживать любые душевные порывы.
  2. Другая — с непосредственностью и эмоциональностью, которые все равно пытаются прорваться наружу.

Только Верочка глубоко и очень эмоционально реагирует на смерть гуттаперчевого мальчика. И, разумеется, в семье это тоже не поощряется, так что она засыпает в слезах, оставшись один на один со своим горем. Сможет ли Верочка вырасти в таких условиях добрым и отзывчивым человеком, сохранив природные качества, или их место займут стандарты, навязанные бездушным обществом и холодными родителями (несмотря на сюсюканье с детьми, эмоционально они совсем не близки).

Другие герои

Анализ произведения Гуттаперчевый мальчик

Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.

Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.

Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.

Можно сказать, что главная мысль «Гуттаперчевого мальчика» заключается в том, что именно дети — будущее страны. Но в ней просто нет счастливых детей. Даже те, что растут в тепличных условиях, в богатстве и комфорте, не чувствуют себя счастливыми. Что же касается всех прочих сословий, то в них на плечи детей ложится такая же нагрузка, как и на взрослых, и зачастую она ощущается острее.

А между тем, именно то, как относятся в обществе к детям, является показателем развития общества в целом. Григорович старается привлечь внимание читателей к тому, что в России той эпохи это было огромной проблемой, что в итоге и привело к социальному взрыву и революции.

Отзывы читателей

Думаю, что каждый согласится, что это хорошее произведение. Оно многому учит и сможет подарить непередаваемые чувства, когда представляешь главных героев. Рекомендую прочитать — очень полезная информация содержится в издании для любого возраста.

Автор хорошо раскрыл тему отношений, да и не только. Если смотреть на описание произведения, начинаешь понимать, что есть и другая сторона жизни, которую многие даже представить не могут. Книга хорошая, и много чего означает, если читать вдумываясь.

Юрий Меньшиков

Прочитав текст, до конца и не понял главную мысль, но автор четко рассказывает по плану. Здесь каждый сможет получить ответ о непростой судьбе героев и понять, что не все живут хорошо. Рекомендую прочитать каждому, причем не только в классе по школьной программе, но и взрослым.

Николай Дубников

Повесть «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича, написанная в 1883 году, описывает непростую судьбу маленького сиротки Пети, отданного на обучение циркачу. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Гуттаперчевого мальчика» по главам, которое будет полезным при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника. Эмоциональная составляющая произведения очень сильная, и никого не оставляет равнодушным.

Содержание

  1. Основные персонажи повести
  2. «Гуттаперчевый мальчик» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «Гуттаперчевого мальчика»
  4. Сюжет повести «Гуттаперчевый мальчик» по главам
  5. Видео краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович

Основные персонажи повести

Главные герои:

  • Петя – восьмилетний мальчик, сирота, воспитанник циркового акробата.
  • Беккер – самовлюбленный силач, акробат, жестокий и бесчувственный человек.
  • Эдвардс – талантливый клоун, добрый, сострадательный мужчина, сильно привязанный к Пете.
  • Верочка – старшая дочь графа Листомирова, восьмилетняя девочка, добрая, чуткая, очень ранимая.

Другие персонажи:

  • Анна – мать Пети, кухарка, непутевая женщина.
  • Варвара – прачка, соотечественница Анны, добрая, отзывчивая женщина.
  • Зина и Павел – младшие дети графа Листомирова.
  • Тетя Соня – сестра графини Листомировой, любящая тетя.

«Гуттаперчевый мальчик» очень краткое содержание

Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» краткое содержание для читательского дневника:

Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте.

Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.

И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.

Вывод:

Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.

Повесть Н. Дубова «Мальчик у моря», написанная в 1963 году, повествует о том, что человек с большим и добрым сердцем обязательно найдет свою звезду и многого добьется. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчик у моря» по главам. Сжатый пересказ можно использовать для читательского дневника.

Короткий пересказ «Гуттаперчевого мальчика»

«Гуттаперчевый мальчик» Григорович краткое содержание:

За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс — главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны…

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» — его уже не было на свете.

Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчики» с цитатами. В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым.

Сюжет повести «Гуттаперчевый мальчик» по главам

Краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович с описанием каждой главы:

Глава 1

Жители Петербурга празднуют пятый день Масленицы. Цирковые артисты выступают утром и вечером: они уже успели переодеться и смыть яркий грим после утреннего выступления, и готовы покинуть помещение цирка.

Режиссер просит остаться клоуна Эдвардса и фрау Браун, рядом с которой стоит ее дочь – худенькая девушка, наездница. Режиссер отчитывает женщину за то, что ее дочь трижды упала во время представления и тем самым сильно испугала публику.

Не внушает доверия режиссеру и клоун Эдвардс, который является «душою цирка, главным его украшением, главной приманкой». Но в период тоски он мог в любой момент сорваться и уйти в тяжкий запой. Режиссер просит его продержаться хотя бы пару дней, до конца масленицы, когда цирк закроется на время поста.

Глава 2

Настоящее имя «гуттаперчевого мальчика» – Петя. История его жизни коротка, ведь ему «минул всего восьмой год». Мать его была «взбалмошная, хотя и добрая чухонка» по имени Анна, служившая кухаркой.

Выйдя замуж за швейцара, она обосновалась в его крошечной коморке, и вскоре родила тщедушного и болезненного мальчика, которого назвали Петей.

Швейцара призвали в солдаты, и спустя время Анна получила известие о его смерти. У кухарки и ее малолетнего сына началась тяжелая жизнь – никто не хотел брать ее на работу с таким довеском.

Положение еще больше ухудшилась, когда Анна вышла замуж за сильно пьющего мужичонку. Он сразу люто возненавидел Петю, и «грозил утопить его в проруби». Отчим пропивал все деньги, и зачастую в доме не было даже хлеба. Изможденная постоянным голодом, Анна умерла, оставив Петю на попечение своей соотечественницы, прачки Варвары.

Глава 3

Варвара жила по соседству с цирковым артистами. Иногда она брала к себе Петю, и вскоре все узнали печальную историю его жизни. В разговорах Варвара частенько упоминала о том, как было бы неплохо, если бы «кто-нибудь из господ сжалился и взял сироту в обученье». Никто не изъявлял такого желания, и лишь акробат Беккер о чем-то задумался.

Однажды Варвара привела испуганного Петю к Беккеру на осмотр –  «акробат обещал взять его на воспитанье в случае, когда он окажется пригодным».  Заметив природную гибкость мальчика, тот согласился взять его себе в качестве ученика.

Петя никак не мог привыкнуть к своему хозяину, которого очень боялся, но «особенно тяжело стало ему, когда началось ученье». Главная трудность для Пети заключалась в том, что в процессе выполнения сложных акробатических трюков его «лицо должно было сохранять самое приятное, смеющееся выражение».

Жизнь Пети у Беккера была совсем несладкой: мальчик жил впроголодь, носил одни лохмотья, подолгу не мылся, и ни разу не слышал от своего наставника ни единого доброго слова.

Глава 4

В детских комнатах графа Листомирова все создано для веселых забав, учебы и общего комфорта его отпрысков. За прилежное поведение тетя Соня, родная сестра матери, пообещала отвести их в цирк. Дети находятся в радостном возбуждении, поскольку давно мечтают об этом. «Старшей девочке, Верочке, было уже восемь лет; за нею шла шестилетняя Зина», а после – пятилетний бутуз Павел, которого родные называли не иначе как Паф.

С тех пор, «как обещано было представленье в цирке», Верочка зорко следила за поведением сестры и брата, чтобы ненароком не разгневать взрослых и не остаться без цирка. Благодаря миловидной внешности и кроткому нраву она была любимицей всей семьи.

Глава 5

Во время чинного завтрака с родителями Верочка обнаруживает цирковые афишки. Она просит одну у матери, и, с удобством расположившись в детской, принимается внимательно ее изучать. Ее внимание привлекает номер с гуттаперчевым мальчиком, и она забрасывает тетю Соню многочисленными вопросами.

Разыгравшаяся метель ставит под угрозу поход в цирк, и Верочка нервничает целый день. Ее лицо проясняется лишь при известии о том, «что граф и графиня велели одевать детей и везти их в цирк».

Глава 6

Дети усаживаются на свои места и с интересом разглядывают цирковую арену. По обычаю, вечерние представление начинает клоун Эдвардс, «на смену ему поспешно была выведена толстая белая лошадь» с тоненькой наездницей, упавшей утром три раза. Затем приходит черед выступать жонглерам, дрессированным собакам, канатоходцам.

Наконец, на арену выходят Беккер и Петя. На длинном шесте, удерживаемом Беккером, мальчик демонстрирует различные трюки и, во время выполнения самого сложного из них неожиданно падает с большой высоты на пол.

Трагедия, разыгравшаяся на глазах Верочки, глубоко ранит ее. Весь вечер она не перестает рыдать, думая о несчастном мальчике.

Глава 7

Во внутреннем коридоре цирка лежит «ребенок с переломленными ребрами и разбитою грудью». Лишь изредка из темноты появляется сгорбленная фигура пожилого клоуна, который приходит проведать умирающего мальчика. Не сдержав данного режиссеру обещания, он уходит в запой.

На следующее утро в афишках цирка выступление гуттаперчевого мальчика более не значилось – его «уже не было на свете» …

Заключение

Повесть Дмитрия Григоровича учит сопереживанию, умению понять горе другого человека, не оставаться равнодушным при виде жестокой несправедливости.

Рассказ Виктора Астафева «Мальчик в белой рубахе», написанный в 1968 году, является очень серьезным и трагическим. Сюжет рассказа разворачивается вокруг одной семьи – матери и трех её сыновей. При подготовке к уроку по литературе предлагаем прочитать краткое содержание «Мальчик в белой рубашке» для читательского дневника.

Видео краткое содержание «Гуттаперчевый мальчик» Григорович

Рассказывается о не простой судьбе маленького сироты. О том, какая у него нелегкая доля. Что ему приходится пережить в цирке, какие испытания. И как детки в разных условиях, живут. Завершается рассказ достаточно трагично, гибелью «гуттаперчевого мальчика». Этот рассказ нас учит тому, что не нужно к детям применять жестокость. Нужно их понимать, и относится к ним очень бережно.

Содержание

  1. Основные персонажи
  2. Краткий пересказ
  3. Краткое содержание по главам
  4. Основная идея повести

В 1883 году Дмитрий Васильевич Григорович написал повесть о мальчике-сироте, оказавшемся в цирке. Краткое содержание книги «Гуттаперчевый мальчик» поможет составить план для сочинения и ознакомиться с характерами героев. На его чтение уйдет около шести минут.

Основные персонажи

  • Петя – худой, болезненный мальчик 8 лет со светлыми волосами. Он обладает поразительной гибкостью, за что получил прозвище гуттаперчевый (от слова «гуттаперча» — тягучая смола).
  • Верочка – ровесница Пети, старшая дочь графа Листомирова. Нежная и тонкая, с серо-голубыми глазами, густыми волосами пепельного цвета. По характеру кроткая и послушная. Любит читать и сочинять сказки.
  • Акробат Карл Богданович Беккер – в его подчинении находится Петя. Физически сильный, грубый человек, считающий себя красавцем. На вид ему около сорока.
  • Клоун Эдвардс – уже немолодой человек с лысиной. Один из немногих, кто добр к Пете и пытается о нем заботиться.

В пересказе повести «Гуттаперчевый мальчик» также стоит упомянуть героев второго плана:

  • Анна – мать Пети;
  • Варвара – прачка, пристроившая мальчика в цирк;
  • граф и графиня Листомировы;
  • Соня – 35 лет, сестра графини, брюнетка, немного полная, с добрыми глазами;
  • Зина и Паф (Павел) – младшие дети Листомировых;
  • сотрудники цирка: режиссер, фрау Браун, маленькая наездница и другие.

Краткий пересказ

У Пети умерла мать, и он остался сиротой. Знакомая прачка Варвара привела его к циркачам и отдала на воспитание к грубому и жестокому акробату Беккеру. Мальчик вынужден выступать даже больным и обессиленным.

В это же время в Петербурге живут, ни в чем не нуждаясь, дети графа Листомирова. Они отправляются на представление, где будет выступать Петя. Выполняя номер, мальчик срывается вниз и разбивается. Верочка очень впечатлена этим, она бредит и плачет, но вскоре засыпает, окруженная заботой близких. Гуттаперчевый мальчик умирает в коридоре цирка. Рядом с ним никого нет.

После ознакомления с кратким пересказом повести о гуттаперчевом мальчике желательно прочитать ее полностью. Это поможет лучше проникнуться историей и обогатить словарный запас.

Краткое содержание по главам

Описание глав может быть полезно для ведения читательского дневника. Оно также поможет подготовиться к сочинению.

Глава I
События развиваются в Петербурге в цирковых балаганах во время праздника Масленицы (конец февраля).

Григорович подробно описывает атмосферу цирка после утреннего представления. Среди циркачей появляется фигура клоуна Эдвардса. Он настоящий любимец публики, но у него начинается тоскливый период и сопутствующий ему запой.

Эдвардс озабочен здоровьем гуттаперчевого мальчика, которому предстоит выступать еще два дня. Он заходит в уборную, где сидит Беккер, и просит отпустить уставшего ребенка прогуляться. Но Беккер грубо отказывает.

Глава II
Краткое содержание рассказа о жизни юного акробата показывает, насколько он был несчастен.

Гуттаперчевого мальчика на самом деле зовут Петей, и он потерял мать на пятом году. Она была чухонкой (прибалтийско-финская народность), звали ее Анна. Работала кухаркой и часто меняла место из-за неаккуратности и влюбчивости. Отец Пети вначале работал швейцаром, потом его забрали на военную службу, где он погиб в одном из походов.

Жили они бедно, часто голодали, мать долго не могла найти работу. Наконец, благодаря содействию ее соотечественницы Варвары, Анна устроилась прачкой и во второй раз вышла замуж, за портного. Отчим пил, дрался, невзлюбил Петю и грозил утопить. Вскоре отчим пропал, а мать заболела и умерла.

Глава III
Петя жил то у соседской старушки, то у Варвары. Она и решила пристроить его к знакомым циркачам.

В книге описано отчаянье ребенка, которого забрал к себе на воспитание грубый и жестокий акробат Беккер. Вначале Петя всего боялся, прятался, но постепенно привык к шумной цирковой братии. Он оказался легким и гибким в суставах, но мышцы его были слабыми. Его стали называть «гуттаперчевым мальчиком».

Краткое содержание Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

Акрабат проверяет гибкость мальчика. Художник А.З. Иткин

Беккер заставлял тренироваться, превозмогая боль. Иногда Петя не выдерживал и кричал. За него вступался клоун Эдвардс. Благодаря его советам, у Пети получалось выполнять сложные упражнения, Беккера же он по-прежнему очень боялся.

Акробат совершенно не следил за состоянием ребенка:

«…белье на теле мальчика носилось иногда без перемены по две недели, шея его и уши были не вымыты, а сапожишки просили каши…»

Глава IV
Четвертая глава начинается с описания детских комнат в доме у графа Листомирова. Там множество игрушек и книг.

«Пестрые английские раскрашенные тетрадки и книжки, кроватки с куклами, картинки, комоды, маленькие кухни, фарфоровые сервизы…»

Описывается роскошная уборная, в которой утром и вечером гувернантка мисс Бликс моет детей. Эта обстановка – яркий контраст по сравнению с условиями жизни гуттаперчевого мальчика.

Тетя Соня объявляет, что, поскольку дети вели себя хорошо, в пятницу они едут в цирк. Все в восторге, даже пухленький и флегматичный Паф.

Идет описание детей: старшая Верочка 8 лет, болезненная Зина младше на 2 года, и Павел – мальчик 5 лет, но все называют его Пафом, он любимец родителей.

Глава V
В столовой завтракают граф и графиня. К ним присоединяется тетя Соня. Графиня сомневается, стоит ли отправлять детей в цирк, ведь они еще маленькие и такие впечатлительные. Но меланхоличный и требовательный к порядку граф не возражает.

В столовую заходят дети. Им сообщают, что родители разрешили поехать на представление. Верочка хватает афишку и читает названия номеров. Среди прочих заявлено выступление гуттаперчевого мальчика.

Глава VI
Перед началом представления у касс цирка суета, гремит оркестр. Дети пестрой толпой в красивых нарядах стоят у барьера и рассматривают арену.

Представление начинается с выхода клоунов. Затем на лошади выступает пятнадцатилетняя девушка Амалия, за ней жонглер. Гуттаперчевый мальчик выходит вместе с Беккером, облаченный в трико телесного цвета и обсыпанный блестками.

Беккер удерживает у пояса длинный шест, а мальчик влезает по нему на самый верх. Он посылает воздушный поцелуй в зал и начинает показывать упражнения.

Краткое содержание Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»

Выполнение упражнений под куполом цирка, художник В. Панов

Внезапно что-то блеснуло в вышине, и раздался гулкий звук. Это мальчик сорвался вниз. Оркестр замолк, в зале стали звать доктора. Служители цирка спешно выбежали на арену, подхватили тело и вынесли.

После этого вновь заиграл оркестр, но люди уже начали тесниться к выходу. Больше всех оказалась под впечатлением от увиденного Верочка. Она рыдала и постоянно повторяла: «Ай, мальчик! Мальчик!!».

Граф был очень недоволен и возмущен. Для Верочки даже хотели вызвать доктора, но, в конце концов, все успокоились и уснули.

Глава VII
В коридоре цирка на тюфяке лежит перебинтованный гуттаперчевый мальчик со сломанными ребрами. Возле него никого нет. Лишь иногда подходит клоун Эдвардс, которого уже охватила тоска, и он погружается в запой.

Утром имя мальчика убрали из афиши. Его несчастная жизнь закончилась.

В это же время дочери и сын графа окружены постоянной заботой и вниманием, им ни в чем не отказывают, покупают игрушки, учат грамоте.

Основная идея повести

Книга учит сопереживать горю другого человека. Она показывает социальное неравенство и бесправность низших слоев общества, абсолютную правовую незащищенность детей в 19 веке.

  • Главные герои рассказа говори мама говори
  • Главные герои рассказа выстрел а с пушкина
  • Главные герои рассказа волшебник изумрудного города
  • Главные герои рассказа витя малеев в школе и дома
  • Главная мысль сорочьи сказки